Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Застройщики в Торревьехе купить недвижимость в Торревьехе.

Театральная энциклопедия
(страница 254)


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ В. Ф. КОМИССАРЖ‚ВСКОЙ. Был открыт во время блокады Ленинграда 18 окт. 1942 (в помещении Ленингр. т-ра Комедии) спектаклем "Русские-люди". Работал в осажд„нном городе. До 1943 назывался Гор., с 1945 Драматич. т-ром. В труппе т-ра в 1942-43 были: Н. П. Андриевский, М. П. Дома-шева, П. И. Лешков, А. П. Нелидов, Ф. М. Никитин, С. Л. Поначевный, В. Р. Стрешнева, В. В. Усков; в 1945 в т-р пришли Т. С. Волкова, Е. В. Деливрон, Л. С. Любашевский, М. Н. Самойлова, В. И. Чест-ноков и др. Гл. реж. т-ра в 1942-47 - С. А. Мор-щихин. Т-р пост. спектакли: "Фронт" (1942), "Нашествие"; "Жди меня" Симонова (оба в 1943). Т-р стремилея к острой тематич. направленности репертуара, решению спектаклей в духе высокой гражданствен-иости. В 1944 т-р получил помещение на улице Ракова, в к-ром в 1904-06 работал Т-р Комиссар-жевской. В 1959 т-ру было присвоено имя В. Ф. Ко-мисса ржевской.

Среди спектаклей 40-60-х гг. "Счастье" по роману Павленко (1948), "Дон Сезар де Базан" Дюмануара и Ден-нерп (1949), "Три солдата" Егорова и Победоносцева, "Стрекоза" Бараташвили, "Откровенный разговор" Л. Зорина (все в 1953), "Сомов и другие" Горького (1954), "Женитьба Баль-заминова" Островского (1958), "После свадьбы" по Гранину (1959), "Живая вода" (по роману Леонова "Русский лес", 1959), "Дети солнца"; "Воскресение" по Л. Толстому (оба в 1960), "Рождены в Ленинграде" Берггольц, "Большое волнение" Дворецкого (оба в 1961), "Преступление и наказание" по Достоевскому (1962), "Бесприданница" (1963).

Т-ром пост. пьесы Н. Хикмета - "Первый день праздника" (1954), "Чудак" (1955), "Дамоклов меч" (1960); впервые в СССР пост. "Пятая колонна" по Хемингуэю (1958).

Гл. реж. т-ра (с 1960) - засл. деят. иск-в Казах. ССР и засл. арт. Карельской АССР М. В. Сулимов, режиссеры - В. В. Мойковский, И. С. Олыпвангер. В труппе т-ра (1963): засл. арт. РСФСР - И. П. Бом-бчинский, Т. С. Волкова, И. П. Дмитриев, Г. П. Корот-кевич, А. А. Костричкин, М. Д. Ладыгин, Л. С. Лю-башевский, М. Н. Самойлова, Е. Н. Страхова, В. И. Чемберг и др. В зрит. зале т-ра 885 мест.

Лит.: Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Ко-ашссаржевской. 1942-62, [Л., 1962 ]. М. Люб.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ - см. Ленинградский научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ - см. Ленинградский научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Ленинградский государственный ордена Лен и на академически и Малый театр оперы и балета)- один из крупнейших советских музыкальных театров. Организован в 1918 (в помещении б. Михайловского театра) как филиал Мариинского т-ра. С 1920- Гос. академии, т-р комич. оперы, с 1921 - Малый петрогр. гос. академич. т-р, с 1926 - Ленингр. гос. академич. Малый оперный т-р, с 1964-совр. назв.

В 20-нач. 30-х гг. т-р обращается к рус. и зарубежной классике, создавая под руководством дириж„ра С. А. Самосуда спектакли высокой муз. культуры: "Золотой петушок" (1923), "Снегурочка" (1928), "Царская невеста" (1931), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1931), "Похищение из сераля" Моцарта (1925), "Фальстаф" Верди (1925). Т-р ставил и зарубежные оперетты ("Там, где жаворонок по„т", 1923, "Ж„лтая кофта", 1925, Легара) (пост. Смолича).

С сер. 20-х гг. т-р становится лабораторией сов. оперы. Увлечение формальным экспериментированием вскоре сменяется стремлением создать полноценные реалистич. спектакли. Были пост.: "За красный Петроград" Гладковского и Пруссака (1925), "Двадцать пятое" Штрассенбурга (по поэме Маяковского "Хорошо", 1927), "Леди Мдкбет Мценского уезда" Шостаковича (1934), "Кома ринский мужик" (1933, 2-я редакции 1935), "Именины" (1935) Желобинского. Важным событием в истории театра и всего советского муз.-театр. искусства явилась пост. оперы "Тихий Дон" (1935), получившая высокую оценку и в дни гастролей т-ра в Москве (янв. 1936). Л. м. т. о. и б. становится одним из ведущих муз. т-ров страны. Под рук. дириж„ра Б. Э. Хапкина осуществлены пост. опер: "Поднятая целина" Дзержинского (1937), "Кола Брюньон" Кабалевского (1938), "Мятеж" Ходжа-Эйнатова (1938), "Мать" Желобинского (1939), "Помпадуры" Пащенко (1939). В 30-е гг. в т-ре работали артисты: С. В. Балашов, П. М. Журавленке, А. М. Кабанов, Е. Г. Ольховский, А. И. Попова-Журавленко, М. А. Ростовцев, Н. Н. Бу-тягин, Н. Л. Вельтер, Б. О. Гефт, О. Н. Головина, В. И. Кильчевский, К. Ф. Комиссарова, Е. А. Кра-совская, А. Ю. Модестов, Г. Н. Орлов, В. Ф. Райков, М. П. Софронова и др.

Балетная труппа т-ра создана в 1933. Были пост.:

"Арлекинада" Дриго (1933), "Светлый ручей" Шостаковича (1935), "Коппелия" (1934), "Тщетная предосторожность" (1937); ценным вкладом в развитие романтич. и комедийного жанра в балете явились спектакли: "Кавказский пленник" (1938, пост. Лавровского), "Ашик-Кериб" (1940, пост. Фенстера) Асафьева, "Сказка о попе и работнике его Балде" Чулаки (1940, пост. Варковицкого). В балетную труппу т-ра входили артисты Н. А. Зубковский, Г. И. Исаева, Г. И. Кириллова и др.

В годы Отечеств, войны т-р, находившийся в Оренбурге, пост. оперы: "Кровь народа" Дзержинского, "Калинка" Аксюка, "Сильнее смерти" Волошинова (все в 1942), "Надежда Светлова" Дзержинского (1943).

Среди лучших спектаклей конца 40-50-х гг.- "Война и мир" Прокофьева (1946, дириж„р Самосуд, пост. Покровского, худ. Дмитриев), "Молодая гвардия" Мейтуса (1950); пост. также: "Угрюм-река" Френкеля (1951, 2-я ред. 1953), "Суворов" Василенко (1952), "Броненосец Пот„мкин" Чишко (1955), "Денис Давыдов" Глуха (1957), "Сицилийская вечерня" (1952), "Дон Карлос" (1955), "Отелло" (1962) Верди, "Летучий голландец" Вагнера (1957), "Турандот" Пуччини (1963) и др., балеты-"Мнимый жених" (1946) и "Юность" (1949) Чулаки, "Семь красавиц" Караева (1953), "Двенадцать месяцев" Битова (1954), "Ивушка" Евлахова (1957), "Дафнис и Хлоя", "Вальс", "Болеро" Равеля (1960). В т-ре работали дириж„ры А. В. Гаук, К. И. Зандер-линг, К. П. Кондрашин, А. Я. Найд„нов, реж. Э. И. Каплан, Б. А. Покровский, Б. В. Соловь„в, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. В. В. Дмитриев и др. В труппе т-ра (1964): артисты оперы - нар. артисты РСФСР А. В. Сутягин, С. Н. Шапошников, засл. артисты РСФСР А. Е. Алмазов, Т. В. Богданова, В. Т. Морозов, артисты балета - засл. арт. РСФСР В. М. Станкевич и др. Гл. дириж„р - нар. арт. РСФСР Э. П. Грикуров, дириж„ры - О. М. Берг, Ю. Б. Богданов, Г. Л. Ержемский, засл. арт- РСФСР Е. М. Корнблит; гл. балетм. - засл. арт. РСФСР И. Д. Вольский. Зрительный зал т-ра имеет 1151 место.

Илл, см. на отдельном листе к стр. 465-466. Лит.: Малый оперный театр. Л., 1961. В. Заг.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ. Организован в 1936 на основе ГАНС (см. Государственная академия искусствознания), назывался Гос. научно-исследовательским ин-том искусствознания. В ин-те работали муз. и театроведческая секции. В 1937 ин-т был расформирован. Продолжала работу лишь музыковедческая секция, переданная в ведение Ленингр. консерватории. В том же году эта секция выделилась в самостоят. Гос. музыкальный научно-исследоват. ин-т, к-рый с 1939 (когда был восстановлен сектор т-ра) получил наименование Гос. научно-исследоват. ин-та т-ра и музыки, а с 1958 (когда вновь был организован сектор киноведения) -Гос. НИИ театра, музыки и кинематографии. В институте имеется также сектор источниковедения и библиографии, организованный в 1961 на базе существовавшего кабинета источниковедения. Ин-т располагает библиотекой (135 тыс. томов) и читальным залом. Имеется также (образована в 1940) уникальная коллекция - постоянная выставка-музей Муз. инструментов. При ин-те есть аспирантура.

В ин-те работали виднейшие сов. театроведы и музыковеды: Б. А. Асафьев, А. А. Гвоздев, Р. И. Грубер, К. Н. Державин, И. П. Извеков, Е. М. Кузнецов, С. С. Мокульский, А. В. Оссовский, И. И. Сол-лертпнскцйи др. В числе научных сотрудников ин-та (1963): А. Я. Альтшуллер, К. А. Вертков, С. В. Владимиров, А. А. Гозенпуд, Ю. А. Головашенко, Е. С. Добпн, Н. Н. Ефимов, Н. В. Зайцев, Д. И. Зо-лотницкий, Л. П. Климова, В. М. Красовская, Ю. А. Кремл„в, Г. А. Лапкина, Л. Н. Раабен, Ф. А. Рубцов, В. Г. Сахновский, А. Н. Сохор, И. II. Шнейдерман, М. О. Янковский и др.

Сотрудниками ин-та подготовлен ряд трудов по теории и истории русского и зарубежного иск-ва:

Гвоздев А А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939; Шекспир. Сборник, М.- Л., 1939; О театре, М.- Л., 1940; Грубер Р. П., История музыкальной культуры, Л., 1941; Д а н и л о в С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948; его же, Русский драматический театр XIX в., Л.- М., 1957; его же. Горький на сцене, Л.- М., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л. - М., 1958;

Первая русская революция и театр. М., 1956; Головашенко Ю., Героика гражданской войны в советской драматургии, Л., 1957; Театр за рубежом, М.-Л., 1958;

Русские классики и театр. Л.- М., 1947; Сохор А., Русская советская песня, Л., 1959; Молодые режиссеры советского кино. Л., 1962; Янковский М. О., Советский театр оперетты, М., 1962; Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России, Л., 1959; Вопросы теории и эстетики музыки, Л., 1962; Шнейдерман И., Мария Гавриловна Савина, Л.- М., 1956; 3 о л о т н и ц к и и Д. И., Щедрин - драматург. Л.- М., 1961; Театр и драматургия, Л., 1959; Очерки истории русской советской драматургии, [т. I], 1917-1934, Л., 1963.

В 1961 нн-т был объедин„н с Ленинградским театральным институтом имени А. Н. Островского и стал (без изменений в составе и структуре) научно-исследовательским отделом объедин„нного учреждения, получившего назв. Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографии.

Лит.: Государственный научно-исследоват. институт театра и музыки, Л.- М., 1947. М. Люб

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА. Основан в 1936 в результате слияния Красного театра и ТРАМа. Гл. реж. т-ра до 1940 был В. П. Кожич. В 1941-49- М. В. Че-жегов. Т-р стремится создавать спектакли героико-романтич. направленности, раскрывающие темы чести, гражданского долга, воспитывающие молод„жь.

Спектакли 40-50-х гг.: "Человек с ружь„м" (1938), "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (1940), "Русские люди" (1942); "Нашествие" Леонова (1943), "Молодая гвардия" по Фадееву (1946), "Сказка о правде" Алигер (1946, Гос. пр. СССР, 1947), "Два капитана" по Каверину (1948), "Семья" Попова (1950). Значит, место в репертуаре т-ра занимают пьесы, посв. вопросам морального облика сов. юношей и девушек, формированию их характеров: "В добрый час!" (1955). "В поисках радости" (1957) Розова, "Два цвета" Зака и Кузнецова (1959), "Проводы белых ночей" Пановой (1961), "Перед ужином" Розова (1962), "Петровка, 38" Семенова (1963). Т-р ставит рус. классику: "Без вины виноватые" (1938), "Варвары" (1940), "Гроза" (1951), "Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому (1956), "Новые люди" по роману "Что делать" Чернышевского (1953) и др.

В 1949-56 т-р возглавлял Г. А. Товстоногов. В эти годы были пост. спектакли, отличавшиеся публицистич. устремл„нностью, романтич. приподнятостью, остротой конфликта: "Дорогой бессмертия" по Фучику (1951; Гос. пр. СССР, 1952), "Гибель эскадры" (1952), "Первая весна" Николаевой и Радзин-ского (1955) и др.

В труппе т-ра (1963)-засл. арт. Латв. ССР П. О. Х омский (гл. реж.), засл. арт. РСФСР О. В. Аверичева, Д. Л. Волосов, П. В. Лобанов и др.; гл. художник С. С. Мандель.

Лит.: Рабинянц Н., Театр юности, [Л., 1959];

Дзюбинская О., По-своему. На спектаклях Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, газ. "Советская культура", 1955, 13 сент. 7. Люб

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА'.

Основан в 1933. Открылся спектаклем "Бешеные деньги" Островского. До 1953 назывался "Новый театр". В труппу т-ра входили актеры: В. В. Максимов, Е. А. Мосолова, В. А. Будрейко, К. В. Куракина и др. Первый худ. руководитель т-ра- И. М. Кролль (1933-37). В 1938 в труппу вошли актеры Реалистич. т-ра (б. т-ра ЛОСПС). В 1937-46 художеств. руководителем т-ра был нар. арт. РСФСР Б. М. Суш-кевич. В лучших спектаклях этих лет социальная и психологич. правда сочеталась с яркой внешней выразительностью. Т-р стремился к созданию единого актерского ансамбля. Были пост.: "Беспокойная старость" (1937), "Скупой" (1938); "Перед заходом солнца" Гауптмана (1940; реж. и исполнитель роли Маттиаса Клаузена-Сушкевич). Значит. явлением в жизни т-ра стал спектакль "Мария Стюарт" (1938, реж. Бромлей, Мария-Будрейко, Елизавета - Куракина).

В годы Отечеств, войны т-р работал на Дальнем Востоке и на Урале. В 1945 т-р возобновил свою работу в Ленинграде. Пост. спектакли: "Спутники" Пановой (1947; Гос. пр.СССР, 1947), "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому (1947), "Доходное место" (1948) и др. С приходом к руководству Н. П. Акимова (1951-55) на сцене т-ра были пост. блестящие остро сатирич. спектакли: "Тени" Салтыкова-Щедрина (1953) и "Дело" Сухово-Кобылина (1955). Эти спектакли, полные обличит, силы, реалистические и одновременно отличающиеся смелостью театральной формы, стали этапными в жизни т-ра. Современности посвящены спектакли: "Весна в Москве" Гусева (1952), "Не называя фамилий" Минко, "Европейская хроника" Арбузова (оба в 1953), "Битва в пути" по Николаевой (1959). Гл. реж. т-ра также были:

Б. В. Зон (1947-49), С. А. Морщихин (1949-51), П. К. В'ейсбрем (1956-58), Е. Ефремов (1958-59), Т. А. Кондрашев (1959-60).

В труппе т-ра (1963): засл. арт. РСФСР Ю. Т. Бубликов, М. К. Девяткин, В. И. Лебедев, А. И. Тришко, артисты О. 3. Каган, И. Н. Кононацкий, А. В. Корвет, А. Б. Фрейндлих, А. М. Эстрин и др. Гл. реж. т-ра (с 1961) И. П. Владимиров. Спектакли: "Мера за меру" Шекспира (1937), "Русские люди" (1942), "Фронт" (1942);

"Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (1941), "Нора" (1948), "Дон Карлос" (1950); "Золотая карста" Леонова (1957), "Ч„ртова мельница" Штока (1957), "Щедрый вечер" В. Блажека (1961), "У стен Ленинграда" Вишневского, "Пигмалион" ШОУ (оба в 1962), "Таня" Арбузова (1963) и др. М Люб

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР КОМЕДИИ.

Организован в 1929 из трудового коллектива "Т-р Сатиры", к-рый в 1931 переименован в Ленинградский театр сатиры и комедии. С 1935 т-ру присваивается название "Ленингр. гос. т-р Комедии".

Художеств, рук. т-ра становится режиссер и художник Н. П. Акимов (1935-49 и с 1955). В труппу в 1935-37 приходят новые актеры: А. Д. Вениаминов, А. М. Бонди, И. П. Гошева, И. П. Зарубина, Ю. С. Лавров, О. Б. Порудолинская, А. В. Савостьянов, П. М. Суханов, Т. В. Сукова, Б. М. Тенин, II. А. Ханзель, Е. В. Юнгер. В предвоенные годы - Э. П. Гарин, Л. К. Колосов, Л. А. Кро-вицкий, А. В. Сергеева, Л. А. Скопина и др. Вместе с актерами, вступившими в труппу в 1934,- Ж. Н. Лецким, Л. П. Сухаревской, Г. А. Флоринским, Т. И. Чокой они составили крепкий творч. коллектив. Первое пятилетие деятельности обновл„нного коллектива приносит ему репутацию жизнерадостного, яркого т-ра выразительной формы. Т-р способствовал утверждению комедийного жанра на советской сцене.

Лучшие спектакли т-ра отличаются смелостью творч. замысла, широтой художеств. диапазона (от водевиля до сатирич. гротеска), остротой и ч„ткостью социальных характеристик. Для исполнительского мастерства актеров этого т-ра характерны л„гкость, изящество, ' мастерство диалога, пластичность, внешняя выразительность. Яркое своеобразие придают спектаклям т-ра декорации Акимова, остроумные, красочные, отмеченные тонким чувством стиля.

Приглашаются режиссеры - Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич, Н. С. Рашевская, А. И. Ремизова, Э. П. Гарин. К созданию сов. комедии привлекаются талантливые комедиографы. Постоянным драматургом т-ра становится Е. Л. Шварц. Ставятся его пьесы: "Тень" (1940 и 1960), "Дракон" (1944 и 1962), "Обыкновенное чудо" (1956), "Повесть о молодых супругах" (1957). Были пост. и комедии В. В. Шкваркина: "Весенний смотр" (1937), "Простая девушка" (1938 и 1956), "Страшный суд" (1939). В репертуар т-ра входят комедии Свирина ("Терентий Иванович", 1937), Германа ("Сын народа", 1939). Симукова ("Свадьба"), Финна ("Большая семья") и др. В конце 30-х гг. т-р ставит произведения мировой классики в переводе М. Л. Лозинского - "Собака на сене" Лопе де Вега (1936), "Школа злословия" Шеридана (1937), "Двенадцатая ночь" Шекспира (1938), "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (1939)- режиссер и художник Акимов. В осажд„нном Ленинграде в 1941 т-р сыграл премьеру -"Питомцы славы" Гладкова и вскоре был эвакуирован на Кавказ, а затем в Таджикистан. Вернулся в Ленинград в 1945. В40-егг.т-р сосредоточил внимание на создании образа современника в сов. драматургии. Были пост. "Обыкновенный человек" Леонова (1946), "Старые друзья" Малюгина (1946), "Встреча с юностью" Арбузова (1947), "О друзьях-товарищах" Масса и Червинского (1947), а также "Софья Ковалевская" бр. Тур (1948), "Остров мира" Петрова (1947) и др.

В 1950-55 гл. режиссерами т-ра были В. В. По-знанский, С. А. Морщихин. Спектакли ставили Л. С. Рудник, Л. С. Вивьен, Г. А. Товстоногов, Б. А. Винер и др. Значительные пост. этого периода- "Судья в ловушке" Филдинга (1953), "Сын Рыбакова" Гусева (1953), "Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину (1954).

В 1955 в т-р вновь возвращается Н. П. Акимов. 13 50-е гг. были пост. пьесы молодых драматургов "Кресло Л 16" Угрюмова (1957), "Тр„хминутный разговор" Левидовой (1959), "Рассказ одной девушки" Тверского (1959), "Четверо под одной крышей" Смирнове!! и Крайндель (1959), "Опаснее врага" Аля и Ракова (1961), "Р1щу незнакомку" Морозовой (1962) и др. В 50 - 60-е гг. т-р осуществляет постановку русской и зарубежной классики. В 1958 ставится "Ревизор", в 1960 к столетию со дня рождения А. П. Чехова - "П„стрые рассказы" (по чеховским рассказам). В 1963 пост. поэма Байрона "Дон Жуан" (автор сценич. композиции и реж. Акимов). Драматургия зарубежных авторов представлена также спектаклями "Профессия миссис Уоррен" Шоу (1956), "Деревья умирают стоя" Касоны (1957), "Последняя остановка" Ремарка (1957), "Призраки" Де Филиппе (1958), "Милый обманщик" Килти (1962) и др.

В труппе т-ра (1963); нар. арт. РСФСР и Тадж. ССР И. П. Зарубина, нар. арт. РСФСР Е. В. Юнгер, В. В. У сков, засл. арт. РСФСР и Тадж. ССР Л. К. Колосов, Г. А. Флоринский, засл. арт. РСФСР А. Д. Вениаминов, К. М. Злобин, Л. А. Люль-ко, О. Б. Порудолинская, А. В. Сергеева, Е. А. Уварова, С. Н. Филиппов, засл. арт. Тадж. ССР К. Я. Гурецкая, П. М. Суханов, И. А. Ханзель, засл. арт. Латв. ССР В. Я. Чобур, артисты В. А. Бала-бина, Г. И. Воропаев, В. А. Карпова, Н. А. Корнева, П. П. Панков, А. Д. Подгур, А. В. Савостьянов, С. И. Ф„доров и др. , В зрительном зале театра 900 мест.

Лит.: Ленинградский государственный театр комедии, Л., 1960; А к и м о в Н., О театре, Л.-М., 1962. М. Люб.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ (1930-1935). Был открыт в 1930 при Доме Красной армии и флота и назывался т-ром Красной Армии и Обороны (ТКАО). Труппу т-ра составили в основном актеры передвижного т-ра "Красноармеец" (1920-1929).

В т-ре работали четыре группы: драматическая, музыкальная, ансамбль красноармейской песни и малых форм. Репертуар т-ра складывался из драматич. спектаклей, лит.-муз. монтажей, программ ансамбля песни. Т-р выступал в Доме Красной Армии, в Домах культуры, но главным образом обслуживал воинские части. Т-р стремился отражать героические события врем„н гражданской войны и поднимать актуальные проблемы совр. жизни армии. В т-ре были пост. "Междубурье" Курдина (1930), "Перекоп" Залки и Павловой (1931), "Ярость" Яновского (1931), "Военком" Овчины-Овчаренко (1932), "Чапаев" (1933) и др.

В 1933 произошла реорганизация ТКАО. Состав т-ра был пополнен группой актеров филиала Ленингр. Госдрамы. Эту группу в 1934-36 возглавлял Л. С. Ви-вьен, к-рый стал худ. рук. Л. т. К. А., продолжившим творческие традиции ТКАО. В 1933-1935 т-р пост. спектакли "Князь Мстислав Удалой" Прута (1933), "Бойцы" Ромашова (1934), "Иностранный легион" бр. Тур, Прута, Финка (1934), "Я вас люблю" Прута (1935), "Господа офицеры" (Голичникова п Папаригопуло по рассказам Куприна; 1935). Шли также спектакли филиала Госдрамы "На дне";

"Правда хорошо, а счастье лучше" Островского. Среди актеров театра были М. К. Екатериненский, 10. В. Толубеев, В. В. Меркурьев, В. А. Таскин и др. С. В.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ под руководством Е. С. Деммени (Г о с удар-ственныи кукольны и театр под руководством Е. С. Деммени) - старейший т-р кукол СССР. Организован в 1930 в результате слияния Т-ра марионеток (осн. в 1918) и Т-ра петрушек (осн. в 1924). Т-р продолжает работать с куклами обеих систем. В т-ре ставятся сказки, феерии, приключенческие пьесы, инсценировки совр. и классич. произведений. Репертуар т-ра в основном предназначен для детей, но ставились также спектакли для взрослых:

"Свадьба" Чехова (1928), "Бляха ј. 64" по А. Франсу (1933), "Заклинание дьявола" по Гансу Саксу (1940), "Проказницы Виндзора" Шекспира (1947) и др. В репертуаре для детей: "Кошкин дом" Васильевой и Маршака (1926), "Гулливер в стране лилипутов" по

Д. Свифту (1928),\Юкки и Лол" (1929) и "Наш цирк" (1943) Гауша, "Кукольный город" (1939) и "Сказка о потерянном времени" (1940) Шварца и др. Деятель ность т-ра и его репертуар оказали большое влияние на становление художеств. культуры советского т-ра кукол, на развитие сети периферийных т-ров. В 30-х гг. т-р организовал специальные коллективы для работы в колхозах, в годы Отечеств, войны обслуживал ленингр. фронт. Сохраняя традиционные формы решения марионеточного и петрушечного спектаклей, т-р видел свою задачу в создании нового совр. сов. спектакля. Пост. 50-60-х гг.: "Кем быть?" по Маяковскому, "Нищий и принц" Михалкова (по Твену), "Мичек-Фличек" Малика, "Точка, точка, два крючочка" Скороспелова и Клыковой, "Приключение Тома Сойера" по Твену, "Золотой ключик" А. Толстого, "Чипполино" по Родари, "Лекарь поневоле" Мольера, "Похищение луковиц" Машаду и др.

Гл. реж. т-ра с момента его основания - засл. арт. РСФСР Е. С. Деммени. В труппе т-ра работают (на 1963): художник-скульптор М. Я. Артюхова, режиссер Ю. С. Поздняков, засл. арт. РСФСР В. Г. Форд-штедт, актеры В. А. Ильин, Н. В. Охочинский, В. Н. Мельник, Г. А. Мороз, Т. В. Смирнова, А. Б. Никитин, О. А. Питерцев, Н. И. Симоненко, Ф. И. Костина и др.

Лит.: Государственный кукольный театр под руководством засл. артиста РСФСР Евг. Деммени. Альбом, Л., 1939; см. также лит. при ст. Деммени Е. С. /V Люб

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (Ленинградский государственный театр музыкальной комедии). Создан на базе опереточных коллективов Ленинграда и Харькова. Официальное открытие т-ра состоялось 17 сент. 1929 опереттой "Холопка" Стрельникова. В труппу вошли талантливые и опытные мастера Н. М. Антонов, Б. М. Вронская, Д. И. Гамалей, А. Г. Герман, В. Л. Легков, А. А. Орлов, Н. В. Пельцер, М. Э. Феррари, О. М. Щиголева, Н. Я. Янет и др., позднее - молодые артисты (выпускники Ленингр. консерватории) И. В. Кедров, Л. А. Колесникова, Е. Д. Михайлов, В. И. Свидерскии и др. Повышению муз. и сценич. уровня спектаклей способствовали дириж„ры С. Я. Орланскип, Н. А. Спиридонов, Г. В. Фурман, реж. В. Р. Рап-папорт, А. Н. Феона; тонкий вкус, новаторское претворение жанра отличали пост. режиссера и педагога В. Г. Соловь„ва: "Фиалка Монмартра" Кальмана (1933), "Летучая мышь" Штрауса (1935), "Ч„рное домино" Обера (1937). Среди др. пост. (в скобках указаны фамилии режиссеров): "Разбойники", (1934,* Э. И. Каплан), "Дочь тамбурмажора" (1937, В. В. Люце), "Жюстина Фавар" (1939, А. Б.Винер)Оффенбаха,"Баядера"(1940,А. Б. Винер), "Сильва" (1940, Н. Я. Янет) Кальмана и др. В 30-е гг. в т-ре работали худ. Н. П. Акимов, В. С. Басор, М. П. Бобышов, Н. Э. Радлов и др. Стремясь создачь спектакли на совр. темы, т-р привлекал сов. композиторов; пост. оперетты: "Зарницы" Логинова и Чернова (1930), "Рустам" Гладковского (1'932), "Золотая долина" Дунаевского (1937), "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова (1938) и др.

В годы блокады т-р оставался в Ленинграде, обслуживал защитников города. Были созданы спектакли на совр. тему: "Лесная быль" Логинова (1942). "Раскинулось море широко" Крупа, Минха и Витлина (1942).

В послевоенные годы совр. тема становится в т-ре центральной - спектакли: "Друзья Милены" Минха (1961), "Белая акация" Дунаевского (1956), "Поцелуй Чаниты" Милютина (1957), "Севастопольский вальс" Листова (1961) и др. В труппе т-ра (1964): нар. арт. РСФСР Н. Я. Янет, засл. артисты РСФСР Г. В. Богданова-Чеснокова, К. М. Бондаренко, 3. И. Емельянова, А. В. Королькевич и др. Гл. реж.-нар. арт. РСФСР Ю. О. Хмельницкий, гл. дириж„р-М. П. Воловац, гл. балетм. -засл. арт. РСФСР Р.И. Гер-бек, гл. худ.-засл. деят. иск-в РСФСР А. А. Шел-ковников. Зрительный зал т-ра имеет 1592 места. Б. Заг.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОД‚ЖИ - см. Т РАМ.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ И КОМЕДИИ. Возник в 1926 как частное предприятие (арендатор Л. В. Корсаков), В 1929 этот т-р переш„л в ведение Посредрабиса; первоначально наз. т-ром Сатиры, с 1931 - т-ром Сатиры и Комедии. Т-р ставил сатирич. программы-обозрения, злободневные миниатюры. Гл. реж.-Д. Г. Гутман, режиссеры-Э. Б. Краснянский, Б. А. Шахет, Р. М. Рубинштейн, И. М. Кролль. В труппе т-ра были: Н. П. Смирнов-Сокольский, А. М. Бонди, М. Н. Гаркави, А. Д. Вениаминов, Б. А. Бабочкин, Л. О. Ут„сов, К. С. Ливанов, Н. К. Черкасов, позднее Е. М. Грановская, С. Н. На-деждин и др. В работе т-ра принимали участие художники: М.П. Бобышов, Е. П. Якунина, Н. П. Акимов, Н. П. Радлов; композиторы - И. О. Дунаевский, Н. М. Стрельников и др.

Спектакли: "Квадратура круга" (1929), "Универмаг" Катаева (1930), "Шулер" (1929), "Чужой реб„нок" (1933) Шкваркина, "Чудесный сплав" Киршона (1934), "Шестеро любимых" Арбузова (1935). В 1935 т-р был преобразован в Ленинградский театр Комедии, в к-рый вошла часть его труппы. Е. Б.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ (ЛенТЮЗ) - один из ведущих советских театров для детей. Осн. в 1921. Открыт в февр. 1922 спектаклем "Кон„к-горбунок" по Ершову (инсц. П. Горлова) в помещении концертного зала бывшего Тенишевского училища. Необычная форма сцены без занавеса с полукруглой площадкой, почти вплотную подходящей к амфитеатру, окружавшему е„ с тр„х сторон, полностью отвечала требованиям, предъявляемым худ. рук. ТЮЗа А. А. Брянцевым к сцене т-ра для детей. Брянцев считал также, что в т-ре для детей "должны объединяться художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать как художники". В соответствии с этим в организационную комиссию вошли: актер и драматург П. П. Горлов, педагог и актриса Е. Н. Пашкова-Горлова, художник-педагог В. И. Бейер, композитор и педагог П. А. Бояринов, педагог и историк т-ра Н. Н. Бахтин. Сформулированная Брянцевым творч. программа предполагала создание репертуара, рассчитанного на юных зрителей разного возраста, включающего пьесы-сказки, рус. и зарубежную классику и сов. пьесы.

Спектакли: "Бедность не порок" (1923), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1925), "Гаврош", инсц. Бруштейн по Гюго (1925), "Тиль Уленшпигель", инсц. Гаккеля по де Костеру (1926), "Дон Кихот" по Сервантесу (1926), "Свои люди-сочт„мся" (1927); "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу (1927), "Разбойники" (1927); "Принц и нищий" по Твену (1928), "Проделки Скапена" (1929); "Белеет парус одинокий" Катаева (1938), "Тартюф" (1940) и др.

В пьесе "Тимошкин рудник" (1925), написанной актером т-ра Л. Ф. Макарьевым, впервые на сцену ТЮЗа вышли сверстники и современники юных зрителей. Сов. пьеса приобретала первостепенное значение в репертуаре т-ра: "Винтовка ј 492116" Крона (1930), "Клад" Шварца (1933), "Продолжение следует" Бруштейн (1934), "Бунтари" Макарьева (1934), "Брат героя" Кассиля (1940).

Своеобразный творческий облик труппы т-ра формировался в результате овладения новыми при„мами игры, определившимися особенностями восприятия юного зрителя. В спектакле "Похождения Тома Сойера"

(по М. Твену, инсц. Б. В. Зона, 1924) и др. центральное место заняли образы, созданные актрисами-травести Е. Р. Ваккеровой, Т. Г. Волковой, Н. Н. Казарп-новой, К. В. Пугач„вой, А. А. Охитиной, Е. А. Уваровой, искавшими новые принципы исполнения ролей детей в сов. т-ре. В ТЮЗе начинали свою сценич. деятельность Б. В. Блинов, Б. П. Чирков, Н. К. Черкасов и др. мастера сов. т-ра.

В 1935 из филиала ЛенТЮЗа во главе с режиссером Б. В. Зоном выделился коллектив, образовавший Новый ТЮЗ (существовал до 1945). Годы войны т-р пров„л на Урале, в Березниках (1942-44).

Среди лучших спектаклей ЛенТЮЗа 40-50-х гг.-"Двенадцать месяцев" Маршака (1946), "Сын полка" Катаева (1946), "Домик-пряник" Стеглика (1953), "Два кл„на" Шварца (1954), "Сомбреро" Михалкова (1958). Театр возобновил спектакли о революц. прошлом нашего народа: "Белеет парус одинокий" Катаева (1952), "Музыкантская команда" Дэля (1956). Большое внимание уделяется пьесам о формировании характера молодого человека ("Аттестат зрелости" Гераскиной). Т-р пост. спектакль "Всадник, скачущий впереди" Принцева, пьеса, посв. А. Гайдару (1950). Спектакли сер. 50-60-х гг. "Как закалялась сталь" (1955). "Золотой ключик" А. Н. Толстого (1959), "Накануне" по Тургеневу, "Вступая в жизнь" Гераскиной (оба в 1960), "Случай в интернате" Рысса, "Бывшие мальчики" Ивантер, "Дело, которому ты служишь" Германа (все в 1961), "Упрямые лучи" Татарского, "Сказки Пушкина", "Коллеги" по Акс„нову, "Пламя Пуэрто-Соридо" Мина и Минчковского (все в 1962), "Кон„к-горбунок" Ершова, "Волшебное ст„клышко" Чапека, "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (все в 1963) и др.

В пьесе Шатрова "Пменем революции" (1957) впервые на сцене ЛенТЮЗа был создан образ В. И. Ленина. Т-р ставит пьесы Пушкина, Грибоедова, Островского, Чехова, Мольера и Шекспира. Оказывая воздействие на формирование взглядов нескольких поколений школьников, ЛенТЮЗ вносит вклада идейное и эсте-тич. воспитание молод„жи. ЛенТЮЗ тесно связан со школой. С сезона 1923-24 при т-ре функционируют делегатские собрания учащихся ленингр. школ. При т-ре организована Студия.

В труппе т-ра (1963): нар. арт. РСФСР Н. Н. Ка-заринова, Л. Ф. Макарьев, засл. арт. РСФСР А. 3. Гаврилов, П. М. Денисова, Л. П. Жукова, Н. Л. Карамышев, А. М. Кожевников, Р. Ф. Лебедев, А. А. Тимофеева, Е. И. Шевченко, гл. режиссер т-ра (с 1961) - 3. Я. Корогодский, гл. худ,засл. деят. иск-в Н. Н. Иванова. В 1962 т-р получил новое здание. В т-ре 1000 мест.

Лит.: Брянцев А., Театр юного зрителя, "Жизнь искусства", 1921, .N0 808; его же, Художник в театре для детей (В. И. Бейер), Л., 1927; его же. Сценическая вещь и сценический человек, в сб.: Театрально-декорационное искусство в СССР, Л., 1927; Г о р л о в П., Детский театр. в сб.: Просвещение, Пг., 1921, [.ј!]; Б а х т ин Н., Театр юных зрителей, в сб.: Просвещение, М.-П., 1923, ј 3; е г о же. Учет театрального восприятия..., "Жизнь искусства", 1925, .ј 34; Театр юных зрителей, Л., 1927;

Театр юных зрителей. Л., 1932; Государственный театр юных зрителей. Л., 1929; "Новый зритель", орган делегатского собрания советских трудовых школ второй ступени при ТЮЗе .N0 1 (22 февр. 1925 г.), .ј 2-3 (12 мая 1925 г.); О "Коньке-горбунке", Л., 1937; О "Похождениях Тома Сойера", Л., 1938. Э. Бел.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница