Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-mineralnyh-vodah-v-aeroportu/ в компании РексРент.
Женская одежда в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 251)


ЛЕГАТ - семья русских танцовщиков, балетмейстеров и педагогов.

Густав Иванович [20.1 (1. II). 1837- 20. VIII (1. IX). 1895 ]. По происхождению швед. Отец Н. и С. Легатов. В 1857 закончил балетное отделение Петерб. театрального уч-ща (класс М. Петипа) и был зачислен солистом в балетную труппу Мариинского т-ра. В 1862-63 совершенствовал сво„ иск-во за границей. В 1865 на сцене Большого т-ра Л. возобновил балет "Мечта художника" Пуни и Орсини. С 1869 стал первым танцовщиком Большого т-ра. Среди партий, исполненных Л.: художник Альварес ("Мечта художника"), Сандро ("Стелла" Ю. Гербе ра), Мельник ("Мельники") и др. В 1875 уволен из т-ра, а в 1882 вновь был принят в балетную труппу Большого т-ра. В 1885 перевед„н в Петербург. В 1886 окончательно оставил сцену.

В 1872-74 и в последние годы жизни преподавал в Моск. театр. уч-ще.

Николай Густавович [17(30).XII.1869- 24. I. 1937]. Окончив Петерб. театр. уч-ще, был принят в Мариинскийт-р, где скоро занял положение солиста балета. Классич. танцовщик, обладающий благородным стилем исполнения, хорошими сценич. данными, Л. был партн„ром многих выдающихся балерин: А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской и др.

Партии: Лука ("Волшебная флейта" Дриго), лорд Вильсон ("Дочь фараона" Пуни), Дезире ("Спящая красавица), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Базиль ("Дон Кихот") и др.

Л. выступал и как балетмейстер, пост.: "Фея кукол" Байера (1903, совм. с С. Легатом), "Кот в сапогах" Михайлова (1906), "Аленький цветочек" Гарт-мана (1907).

В своих пост. Л. утверждал принципы классич. танца. В 1904 был назначен балетмейстером Мариинского т-ра и принял на себя фактич. руководство классич. репертуаром т-ра. Его деятельность носила двойств, характер: он сохранял хореографич. наследие прошлого и одновременно порой обращался с ним произвольно. В 1896-1914 работал педагогом в Петерб. театр. уч-ще. В 1915-17 ставил танцы для оперной антрепризы А. Р. Аксарина в Народном доме ("Кармен"; "Галька" Монюшко). В 1921 уехал за границу; в 1925-26 работал в труппе С. П. Дягилева, позже переехал в Лондон и в 1929 открыл балетную школу. Пропагандировал рус. балетное иск-во. В 1932 написал и издал в Лондоне "Рассказ о русской школе". Создал совм. с братом Сергеем Л. серию карикатур на петерб. балет.

Сергей Густавович [15 (27). 1875-19. IX (2.Х). 1905]. В 1894 окончил Петерб. театр. уч-ще. Ученик П. А. Гердта, X. П. Иогансона, Л. И. Иванова. В том же году был принят в кордебалет Мариинского т-ра. в 1896 перевед„н в корифеи, с 1897-солист.

Партии: Дженариелло ("Грациелла, или Любовная ссора" Пуни), Аминта ("Сильвия" Делиба), Жан д„ Бриен ("Раймонда"), Вестрис ("Камарго" Минкуса), Солор ("Баядерка" Мичкуса), Артур ("Синяя борода" Шенка), Пьер ("Привал кавалерии" Армсгеймера) и др.

В 1903 пост. (совм. с братом) балет "Фея кукол" Байера, затем выступал как балетмейстер.

Л. - один из лучших танцовщиков своего времени, был партн„ром многих известных балерин, в т. ч. Т. П. Карсавиной. Во время забастовки артистов в 1905 он был вынужден снять свою подпись под петицией и покончил жизнь самоубийством.

Соч.: Story of the Russian School, L., 1932. Лит.: "ЕИТ". Сезон 1894-1895, СПБ, 1896, с. 405;

БорисоглебскийМ. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, т. 2, Л., 1939; К p а с о в-с к а я В., Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.-М., 1963; А. Я. Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы, Л.-М., 1958. Ham. У., Г. Ш.

ЛЕГИСАМОН (Leguizamon), Мартиано (28. IV. 1858-26. III. 1935) - аргентинский писатель, драматург, журналист. В историю нац. т-ра вош„л как автор пьесы "Каландрия" (1896, труппа X. По-десты, т-р "Виктория", Буэнос-Айрес) на сюжет из жизни гаучо - аргент. крестьян-скотоводов. Гл. герой "Каландрии", в отличие от героев предшествовавших пьес - грубых воинов-победителей,- человек труда, преданный родине, весельчак, любитель разных забавных проделок. Ал. Р.

ЛЕГОМЕНЙДИ, Елена Дмитриевна (р. 21. V.1912)- кумыкская советская актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1945), засл. арт. РСФСР (1960). В 1930 окончила театр. техникум в Махачкале и вступила в труппу Кумыкского драм. т-ра. Играла роли молодых девушек: Сакинат ("Айгази" Салаватова), Айханум ("Если сердце захочет" Рустамова), Асья ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Аймесей ("Разгром Надир-шаха" Шамхалова). С успехом выступала в муз. спектаклях. В 40-х гг. играла роли: Донна Анна ("Каменный гость" Пушкина), Берсенева ("Разлом"), Хайбат ("Сестры" Джетере), Карачач (о. п. Салаватова), Айна ("Сулейман из Ашага-Стала" Фатуева). В 50-х гг. перешла на характерные роли, создавая образы, исполненные теплоты и лиричности (Хади-жат - "Горянка" Гамзатова, Хеменкори - "Дочь Ганга" по Тагору, Ефросинэ - "Стрекоза" Бараташвили) и острые по рисунку, сатирические (Дженнет- "Свекровь" Шамхалова, Тишаева - "Люди тебя не осудят" Ноздрач„ва и Джетере, Огудалова - "Бесприданница"). Е. Ж.

ЛЕ ГРО, Л e г p о (Le Gros, Logros), Жозеф (7.IX. 1739 - 20. XII. 1793) - французский артист оперы (тенор). Воспитывался в певч. школе при соборе в Лионе. В 1764 дебютировал на сцене Академии музыки ("Гранд-Опера") в роли Титона в героич. пасторали Мондонвиля "Титон и Аврора". До 1783 был ведущим тенором этого т-ра, лучшим исполнителем партий в операх Люлли - Тезей (о. п.), Ринальдо ("Армида"); Рамо - Кастор ("Кастор и Поллукс"), Меркурий ("Празднества Гебы"), Ипполит ("Ипполит и Арисия"), Зороастр (о. п.). Участвовал в первом исполнении опер: Филидора - "Эрнелин-да" ( 1767, Сандомир); Госсека - "Алексис и Дафна" (1776, Алексис); Гретри - "Андромаха" (1780, Пирр);

Глюка-"Альцеста" (новая ред. 1776, Адмет),"Ифигения в Авлиде" (1774, Ахилл), "Ифигения в Тавриде" (1779, Пилад), "Орфей и Эвридика" (новая ред. 1774, Орфей) и др. В 1783-86 работал как режиссер. Л. написал балеты "Гилас и Аглая" (1775, "Гранд-Опера") и "Триумф гармонии" (1775, там же) - оба совм. с Дезормери, а также оперу "Анакреон" (1782, Замок Брюнуа, Прованс) и др. соч.

ЛЕГУВЕ (Legouve), Эрнест (наст. имя - Габриель Жан Батист Вильфрид) (14. II. 1807-14. III. 1903) - французский драматург. Сын поэта и драматурга

Г. Легуве. Член Франц. академии (с 1856). Лит. деятельность начал как поэт в 1829. Одна из первых пьес Л. - драма "Луиза де Линьероль" (совмс П. Дино, 1838, "Комеди Франсез"), проповедовавшая устойчивую семейную мораль, пользовалась успехом. Л. сотрудничал с Э. СкрибоМ, написал вместе с ним пьесы: "Адриенна Лекувр„р" (1849), "Сказки королевы Наваррской" (1850), "Дамская война" (1851) (все пост. в "Комеди Франсез") и др. Автор трагедии "Медея" (1856), исполненной впервые в Париже при участии итал. актрисы А. Ристори. В пьесах "По праву победы", "Памфлет" (1855, 1857, "Комеди Франсез") Л. утверждает превосходство деятельных, энергичных буржуа над аристократами. Написал "Мемуары", где увлекательно рассказывает о СЕОИХ современниках-драматургах К. Делавине, Л. Ж. Н. Ле-мерсье, Э. Скрибе, певице М. Малибран, актрисе Рашель и др.

Соч.: Soixante ans de souvenirs, v. l-2, 4 ed., P., 1886;

Theatre complet, v. 1-3, P., 1887-90; в рус. пер. - Чтение как искусство, М., 1879, 3 изд., СПБ, 1896; О драме и драматургах, "Театр и драматургия", 1936, ј 12, с. 727-32.

Лит.: Brisson A., Portraits intimes, serie 4., P., 1899; S a г c e y P., Quarante ans de theatre, P., 1900. E. Ф.

ЛЕДЕСМА, Родригес Ледесма (Ledesma, Rodriguez Ledesma), Инда (р. 29. III. 1926) - аргентинская актриса. В 1944 окончила Нац. консерваторию музыки и сценич. иск-ва. В 1945 дебютировала в спектакле "Скупой". Работала в труппах под рук. актеров и режиссеров Э. Де Pocaca, H. Ибаньеса Менты, А. Гарсиа Бура, М. Ортиса и др. Играла в спектаклях: "Биунда" Кармино (премия лучшей драм. актрисе, 1953), "Одеть нищего" Пиран-делло (1-я премия Ассоциации театр. критиков). В 1956 Л. сыграла роль Маргарет в спектакле "Кошка на раскал„нной крыше" Уильямса (труппа Ф. Петро-ни). В 1960 вступила в труппу "Т-ра Сервантеса" (Буэнос-Айрес), в 1961 ушла из этого т-ра и основала "Т-р 850"; с большим успехом выступает в пьесах Шоу. Л. Гер.

"ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА" ("К а т e p и-на Измайлов а") - опера Д. Д. Шостаковича, либр. А. Г. Прейса и композитора по повести НС.Лескова. Пост. 22 янв. 1934, Ленинград, Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, реж. Смолич, худ. Дмитриев; Борис Тимофеевич-Модестов, Зиновий Борисович-Балашов, Катерина Измайлова-Соколова, Сергей-Засецкий, Аксинья-Адрианова); 24 янв. 1934, Моск. Муз. т-р им. Немировича-Данченко (руководитель пост. Немирович-Данченко, дириж„р Столяров, режиссеры Мордвинов и Соколова, худ. Дмитриев); 1935, филиал Большого т-ра (дириж„р Мелик-Пашаев, пест. Смолича, худ. Дмитриев); 1963, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (дириж„р Проваторов, пост. Михайлова, худ. Сумбаташвили; Борис Тимофеевич-Була-вин, Зиновий Борисович-Щавинский, Катерина Измайлова-Андреева, Сергей-Ефимов).

За рубежом пост.: Кливленд (1935, на рус. яз.), Нью-Йорк (1935, на рус. яз.), Филадельфия (1935, на рус. яз.), Стокгольм (1935), Прага (1936, на нем. яз.), Любляна (1936), Лондон (1936, в концертном исполнении), Цюрих (1936), Копенгаген (1936), Загреб (1937), Братислава (1938), Милан (1958), Дюссельдорф (1959), Лондон (1963) и др.

И з д а н и я: Клавир, М., 1935. Я. Гр.

ЛЕДУХОВСКАЯ (Ledochowska), Юзефа (1780- 14. III. 1849) -польская актриса. С двенадцати лет работала в труппе т-ра "Народовы" (дебютировала в 1794 в комедии "Ревнивая жена" Дефоржа). В 1801 " выйдя замуж и получив титул графини, ушла из т-ра, но в 1805 оставила мужа и вернулась в тот же т-р, работала до 1833. Играла гл. образом трагедийные роли. Л. - одна из первых создательниц шекспировских образов на польской сцене, обладала проникновенным голосом, большим темпераментом. Игра е„ отличалась благородством манеры, вниманием к деталям (в т. ч. к сценич. костюму). Усиленный грим сковывал е„ мимику, но глаза Л., необычайно выразительные, передавали внутр. душевное состояние сценич. героинь.

Роли: Джульетта, Офелия, леди Макбет; Химена ("Сид" Корнеля), Жанна Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Барбара Радзивиллувна (о. п. Венжина) и др.

Лит.: Rapacki U., Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz., 1925. p. Q

ЛЕЗГИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ С. СТАЛЬСКОГО. Начало театр. иск-ву лезгин положила постановка любителей селения Ахты в 1914-"Первый винокур" Л. Н. Толстого (пер. С. Агабалаева). Спектакли кружка, вызвавшие резкое недовольство мусульманского духовенства, периодически ставились в годы империалистич. и гражданской войн, а с 1921, после установления Советской власти, кружок, названный "Нури Ахты" ("Свет вАхтах"), стал работать систематически. В его репертуаре были азерб. пьесы Н. Нариманова, Д. Джа-барлы, У. Гаджибекова и др. Долгое время все женские роли исполнялись мужчинами (С. Агабалаев и др.). Женщинам даже запрещалось посещать спектакли кружка. В 1929 в кружок вступила первая горянка - С. Аскарова, затем Г. Аллахвердиева, Ч. и Г. Эфендие-вы. В 1935 на базе кружка "Нури Ахты" был создан проф. т-р, к-рому было присвоено имя С. Стальского.

В репертуар т-ра (в 1935-45) входили: "1905-й год", "Алмаз", "Севиль" Джабарлы, "Намус" Ширванзаде, "Адпиг Гариб" 3. Гаджибекова, "Мешади Ибад" У. Гаджибекова, "Платон Кречет"; "Сын полка" Катаева, "Женитьба"; "На бойком месте" Островского, "Коварство и любовь", "Слуга двух господ", "Разбойники", "Проделки Скапена". Лезгинская драматургия была представлена пьесами "Гюльзаде" Эфендиева и "Пери-ханум" Шамхалова.

С 1949 т-р работает в г. Дербенте; систематически выезжает для обслуживания лезгинских горных р-нов. В 1955 в состав т-ра вошли выпускники лезгинской студии ГИТИС им. Луначарского (руководители студии О. И. Пыжова, Б. В. Бибиков, М.Чистяков), Выпускные спектакли студии "Судак-свидетель" Чистякова и Хуршилова, "Лекарь поневоле" Мольера и "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни вошли в репертуар т-ра. Лезг. т-р ставит пьесы дагестанских авторов - "Если сердце захочет" Руста-мова, "Любовь чабана" Джафарова, "Праздник цветов" Ахмедова, "Цветок России" Меджидова; азерб. драматургов - "Невеста огня" Джабарлы, "Дурна" Рус-тама, а также пьесы др. братских народов - "Честь семьи" и "Вес„лый гость" Мухтарова, "Лявониха на орбите" Мака„нка и др. Мн. спектакли Лезг. т-ра носят характер муз.-драматических (композиторы С. Агабабов, С. Керимов, Д. Ашуров, 3. Гаджиев, Н. Дагиров и др.).

В труппе т-ра (1963): нар. арт. РСФСР и Даг. АССР М. А. Кухмазов, нар. арт. Даг. АССР и засл. арт. РСФСР Ш. К. Кухмазова, нар. артисты Даг. АССР С. А. Агабалаев, С. Т. Велиханов, 3. Д. Рамазанова, К. Ф. Ра-мазанов, засл. артисты Даг. АССР А. А. Алиева, 3. Н. Давудова, А. Г. Максудов и др. Гл. режиссер-засл. арт. Даг. АССР Б. М. Айдаев. В 1960 т-р участвовал в декаде дагестанского иск-ва и лит-ры в Москве с репертуаром "Ашуг Сайд" Хрюгского и Меджидова, "Су лак-свидетель". Е. Ж.

ЛСЙЗЕВИЦ (Leisewitz), Иоганн Антон (9. V. 1752-10. IX. 1806) - немецкий поэт, драматург. Учился на юрйдич. ф-те Г„ттингенского ун-та. В 1774 примкнул к союзу последователей поэта Ф. Клопштока - "Роща", выступавших за нац. самобытность лит-ры. U это время Л. написал пьесы "Арест имущества", "Ночной визит" и широко известную драму в стихах - "Юлий Тарентский" (1776, Берлин). Творчество Л. ознаменовало переход от классич. трагедии Лессинга к драме "Бури и натиска". Его драма проникнута революц. духом "бурных гениев", события из сферы семейно-бытовой перенесены в политическую, характеры отличаются неукротимостью страстей, она оказала влияние на драматургию Шиллера, гл. обр. на "Разбойников", написанных на сюжет, близкий "Юлию Тарентскому".

Соч.: Samtliche Schriften, Braunschweig, 1838. Лит.: Горбатов Л. E., Лессинг и драматургия "Бури и натиска", М., 1956 (Автореф.).

"ЛЕИЛЙ И МЕДЖНН" - опера У. Гаджибекова, его же либр. по поэмам М. Физули и А. Навои. Первая азерб. нац. опера. Пост. 12 янЬ. 1908 в Баку актерами театр. секции об-ва "Ниджат" и любителями (дириж„р Ахвердиев, реж. Араблинский; Гейс - Сарабский, Лейли- Фараджев; в последующих спектаклях в роли Лейли выступал Агдамский). На сов. сцене пост. 24 дек. 1924 в Баку, Тюркский гос. т-р (дириж„р Магомаев; Гейс - Сарабский, Лейли -Гаджиева). В 1934 пост. в Т-ре оперы и балета им. Ахундова в новой ред.; в 1958-там же, новая пост. ff p p

Л‚ЙНО (Leino), Эйно (наст. фам.-Л„нбум; Lonn-bohm) (6.VII. 1878 -10.1. 1926) - финский поэт и драматург. Учился в Хельсинкском ун-те. В начальный период лит. деятельности Л. увлекался неоромантизмом, позднее обратился к реализму, боролся за утверждение его в нац. сценич. иск-ве. В 1912 Л. пытался создать общедоступный передвижной т-р на открытом воздухе. Написал для этого т-ра 3 сб. пьес "Калевала на сцене" (1911). Большое влияние на Л. оказала драматургия Ибсена. Наиболее известны драма Л. "Пентти Пякк„нен" (1905) и комедия "Соль земли" (1911), в к-рых обличаются нравы фин. бурж. об-ва. Автор книги "Финское театральное искусство" (1891). Л. перев„л на фин. яз.: "Сида" Корнеля, "Федру" Расина, "Вильгельма Телля" Шиллера и др.

Соч.: Naamioita, nid. 1-6, Hels., 1905-11; Kalevala nayttamolla sovitanut, sajra l-3,Hels., 1911; Kootut teokset, nid. 1-16, [2 pain], Hels., [1931-49] (т. 8 -пьесы); в рус. пер. -Избранное, М.-Л. 1959.

Лит.: Горький М., Собр. соч., тт. 27, 29, M., 1954, с. 102, 341; Kallio O. A., Uudempi suomalainen kirjallisuus, osa 2, 2 pain, Porvoo, 1929. А. Ман.

ЛСЙПЦИГСКАЯ ВЫСШАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА (Theater hochschule Leipzig) - высшее театральное учебное заведение ГДР. В 1945 при Гос. высшей муз. школе в Веймаре было организовано актерское отделение (рук. М. Валлентин). Первый выпуск актерского ф-та влился в открытый в 1952 Берлинский т-р им. Максима Горького, во гл. к-рого стал М. Валлентин. В 1947 на базе актерского отделения создан Нем. театр. ин-т, при к-ром организовано те-атроведч. отделение. В 1953 он был перевед„н в Лейпциг и получил назв. Л.в.т.ш. В основу обучения положена система К. С. Станиславского в сочетании с традициями нем. т-ра. При ин-те имеется актерский и театроведч. ф-ты (очный и заочный). Срок обучения в ин-те 4 года, проводится производств, практика. Существует 5-й курс с режиссерским уклоном. Л.в.т.ш. возглавляет ректор А. Г. Кукхофф, рук. театроведч. ф-та В. Адлинг. А.-Г. К.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - яркий, образный мелодич. оборот (иногда целая тема), применяемый в музыке для характеристики какого-либо лица, идеи, явления, переживания и многократно повторяющийся по ходу развития сюжета. Принцип Л. широко используется в опере, балете и др. муз.-драм. соч. Л. сопровождает появление героя или упоминание о н„м (Л. Снегурочки в опере Римского-Корсакова, Зигфрида - в тетралогии "Кольцо Нибелунга" Вагнера, лебедей - в балете "Лебединое озеро"), утверждает ведущую идею произв. [Л. нар. борьбы в опере "Семья Тараса" Кабалевского, любви - в "Отелло" Верди, судьбы (тема тр„х карт)-в "Пиковой даме"]. Л. применяют также для изображения явлений природы (море в "Сказке о царе Салтане") и даже отдельных предметов (меч, копь„ в "Кольце Нибелунга"). Л. может видоизменяться по мере развития образа героя или явления. Л. могут характеризовать как один персонаж (Л. царя Ивана Грозного в "Псковитянке"), так и группу персонажей (Л. клятвы комсомольцев в "Семье Тараса"). Иногда Л. применяются также для обрисовки чувств героев (Л. ревности в партии Амне-рис, патриотизма - в "Иване Сусанине").

Как эпизодич. при„м Л. встречается уже в музыке 18 в. (оперы А. Скарлатти). В нек-рых операх эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Л. служит для выражения особо значит, ситуации или переживания. С 19 в. принцип Л. находит вс„ большее применение в опере ("Вольный стрелок" Вебера и др. произв.). Вагнер бер„т систему Л. в основу муз. драматургии своих опер ("музыкальных драм"), особенно тетралогии "Кольцо Нибелунга". Принцип Л. получил творчески своеобразную разработку в музыке рус. композиторов-классиков, стал одним из средств реалистич. оперной драматургии. Очень широко использовал его Римский-Корсаков, выработавший самостоят, систему Л. (в операх, симф. сюите "Шехеразада" и др.).

Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.

ЛЕЙФЕРТ, Абрам Петрович (гг. рожд. и смерти неизв.) - русский антрепрен„р. Содержатель балаганного т-ра "Развлечение и польза" (1880-97) в Петербурге на Царицыном лугу (Марсовом поле). В репертуар т-ра наряду с феерич. представлениями входили инсценировки произв. Пушкина, Гоголя, Сервантеса, рус. нар. сказок. Руководителем и режиссером был А. Я. Алексеев-Яковлев.

ЛЕКАРЕВ, ВалерийПетрович[р.6(19).Х. 1909]-русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1963). В 1927 вступил в Т-р-студию им. Ермоловой, преобразованную впоследствии в моек. Т-р им. Ермоловой; работает здесь до наст. времени (в 1943-46 - в труппе Моск. т-ра Сатиры). Большое влияние на формирование таланта Л. оказали режиссеры М. А. Терешкович, М. О. Кнебель, А. М. Лобанов. Л.-характерный актер. Созданные им образы отличаются интеллектуальностью, выразительностью речевой характеристики, остротой и ч„ткостью сценич. формы. Выступает на радио.

Роли: Суслов ("Дачники"), Достигаев ("Достигаев и другие), Супругов ("Спутники" Пановой), генерал Романенко ("Счастье" по Павленко), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Леонид Сергеевич ("Два упрямца" Хикмета и Туляковой), ‚лкин ("Мой друг" Погодина), Лещ ("Последние"), солдат Слепцов ("При свете дня" Казакевича) и др.

Лит.: Боровой Л., Валерий Лекарев, "Театр", 1958, ј 1. М. Лифш.

ЛЕКАЦАС (????????), Николаос (1847-1913) - греческий актер и режиссер. Образование получил в Англии. В 1870 поступил в т-р в Кембридже. В 1881, вернувшись в Грецию, выступил в т-ре "Олимпия" (Афины) в роли Гамлета. В 1882-85 возглавил собств. труппу, к-рая играла в т-ре "Олимпия". Среди ролей этого периода - Шейлок, Макбет, Отел-ло, король Лир. В 1895 выступал в т-ре "Афинеон" в пьесах новогреч. драматургов (Веньерис - "Опекун" Ксенопулоса и др.). Труппа Л. терпела большие материальные затруднения, в нач. 1910-х гг. Л. уехал в Америку, умер в нищете.

Л. был широко образованным человеком. Он дал новое глубокое сценич. истолкование Шекспира. Современники называли Л. реформатором греч. актерской школы. Условной классицистской манере игры греч. актеров он противопоставил романтич., исполненное внутр. пафоса иск-во. Творчество Л. оказало большое влияние на формирование греч. актеров реалистич. школы (Е. Пандопулос и др.).

Лит.: ? ? ? ? ? ? ? ?., ??????? ??? ???????????? ???????, ??????, 1951. Д. С.

JIEKEH (Lekain) (наст. фам. - К е н; Cain), Анри Луи (31. III. 1729, Париж,-8. II. 1778, там же) - французский актер. Сын ювелира. С конца 40-х гг. 18 в. участвовал в любит, спектаклях. Встреча с Вольтером (в 1750) решила его творч. судьбу. Великий писатель занялся сценич. воспитанием Л. и за неск. месяцев подготовил его дебют в т-ре "Комеди Франсез" (1750, роль Тита - "Б рут" Вольтера). Вместе с актрисами М. Дюмениль и И. Клерон Л. составил прославленный "вольтеровский" ансамбль. В трагедиях Вольтера Л. сыграл, свои лучшие роли:

Оросман ("Заира"), Сеид, позднее - Магомет ("Магомет"), Замор ("Альзира"), Чингисхан ("Китайский сирота", 1755), Танкред (о. п., 1760). Л. исполнял также центральные роли в произв. предреволюц. просветит. драматургии - Лин-сей, Вильгельм Телль ("Ги-перместра", 1758, "Вильгельм Телль", 1766, Лемьера), Спартак (о. п. Сорена, 1760), Уорик ("Граф Уорик" Лагар-па, 1763) и др. Грубоватая внешность Л., коренастая фигура не подходили к ролям героев в классицистской трагедии. Но в его сценич. образах было мощное величие, стремительная действенная сила; идеальная возвышенность воплощаемых характеров, живописный, подч„ркнуто театр. жест, монументальная скульптурность поз, певучая декламация сближали иск-во Л. с традициями классицизма. Л. не допускал обыденных разговорных интонаций, бытовой жестикуляции. Но присущая ему аффектация была не только декламационно-пластич. при„мом, а принципом его иск-ва, воплощавшего великие движения человеческого духа. Л. создавал образы, одушевл„нные сильными эмоциями, полные внутренней тревоги, смятенности чувств, страстной публицистичности. В ненависти его Замора к поработителям, в рыцарственном патриотизме Танкреда, благородном бесстрашии Вильгельма Телля звучала антитиранич. тема, проповедь новых этич. принципов. Творчество Л. - актера просветительского классицизма, подготавливало сценич. иск-во ре-волюц. Франции. Преодолевая абстрактность клас-сицистского сценич. образа, Л. искал выражения "национального характера" (по его собств. определению), что привело его к реформе театр. костюма. Л. отказался от традиц. "римского" одеяния, вносил в костюм историч. и этнографич. детали, пытался передать при помощи костюма характер героя. С 1759 Л. участвовал в пост. спектаклей (сохранилось 58 экз. трагедий с его пометками). Стремясь усилить действенность трагедий, Л. встал на путь преодоления декламационной статуарной манеры игры, вв„л черты историч. и этнографич. "местного колорита" в декорационное оформление, обращал внимание на мизансцены, располагая актеров живописными группами, приблизил антрактовую музыку к содержанию трагедии и т. д.

Соч.: Memoires de Henri Louis Le-Kain, P., 1801. Лит.: В a p н е к е Б., Лэкэн, "БИТ", СПБ, 1912, вып. VI, с. 35-67; МокульскийС-, История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939; Lemazurier P.-D., Galerie historique des acteurs.... P., 1810; [Arnault A. V.], Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique, P., 1829; M a n n е Е. Д. de, Galerie historique des comediens francais de la troupe de Voltaire, Lyon, 1877; С a m p a r-d o n E., Les comediens du Roi de la troupe francaise, P., 1879; Olivier J. J., Henri-Louis Le Kain de la Comedie Francaise (1729-1778), P., 1907. Е. Ф.

ЛЕКбК (Lecocq), Шарль (3. VI. 1832, Париж, - 24. X. 1918, там же) - французский композитор. Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви. В 1857 Л. представил оперетту "Доктор Миракль" на конкурс, объявленный Ж. Оффенбахом для руководимого им т-ра "Буфф-Паризьен" (Париж), и разделил 1-й приз с Ж. Бизе. Однако Л. долго не мог добиться признания, и только пост. его оперетт "Чайный цветок" (1868, т-р "Атеней", Париж) и "Сто дев" ("Зел„ный остров"; 1872, т-р "Фан-тези паризьенн", Брюссель; в 1925 пост. Моск. т-ром оперетты) принесли ему успех. С этого времени Л. стал наряду с Ж. Оффенбахом одним из самых популярных во Франции авторов оперетт. В своих опереттах Л. посте-пенно отходит от пародийных при„мов Оффенбаха и приближается к бытовой комедии, воскрешая традиции французской комической оперы 18 века с е„ лиричностью, юмором, ясностью формы, филигранной отделкой деталей. Л. создал св. 50 оперетт, в т. ч. "Дочь мадам Ангоь (1872, т-р "Фантези паризьенн", Брюссель;

1920, Муз. студия МХТ), "Жирофле-Жирофля" (1874, т-р "Фантези паризьенн"; 1922, Камерный т-р), "День и ночь" (1881, т-р "Нувоте", Париж; 1926, Камерный т-р) и др. При жизни Л. широкую популярность имели его оперетты "Маленький герцог" (1878, т-р "Ренессанс", Париж), "Большой Казимир" (1879, т-р "Варьете", Париж), "Принцесса Канарских островов" (1883, т-р "Фоли драматик", Париж), "Плутон" (1886, т-р "Опера комик"), "Спящая красавица" (1900, т-р "Буфф-Паризьен"). Л. принадлежат также романсы, хоры, пьесы для фп. и др. соч., музыка к водевилям.

Соч.: Lettres inedites de Lecocq a Saint Saens, "La Revue musicale", P., 1924, Feb.-Aug., 1925, June-Oct.

Лит.: Schneider L., Les maitres de l'operette francaise: Herve et Charles Lecocq, P., 1924. л. M.

ЛЕКУВЂР(Lecouvreur), Адриенна (5.IV.1692- 20. II 1.1730) - французская актриса. Род. в семье ремесленника. 13 лет выступила в любит, спектакле в роли Полины ("Полиевкт" Корнеля), поразив зрителей естественностью игры. Брала уроки декламации у актера т-ра "Комеди Франсез" Леграна, затем работала в провинции. В 1717 дебютировала в "Комеди Франсез". Первые же выступления принесли Л. огромный успех. Через месяц была зачислена в состав "cociieJfie.pQe" т-ра. В течение 1720-х гг. Л. исполняла весь трй'еди"ныи репертуар: Андромаха, Береника, Федра (в о. п. Расина), Монима ("Митридат" Расина), Кордолин ("Смерть Домпея" Корнеля), Ирена ("Анд-родаи" мритроа), Артемира (о. п. Вольтера), 4јДО9Я"" MpiNi" "Маккавеи", "Инее де Кастро"

Ламота), Мариамна ("Ирод и Мариамна" Вольтера) и др. С 1720 постоянным партн„ром Л. стал актер М. Барон. Вместе с ним Л. противопоставила старому формальному актерскому мастерству новое иск-во, стремилась раскрыть мысль, содержание пьесы, передать внутр. жизнь своих героинь. Природный артистизм, женственность и обаяние, трогательная чистота облика Л., присущая ей непосредственность внесли в рационалистич., подчин„нное условным внешним при„мам, классицистское иск-во свежесть эмоционального порыва, искреннее человеческое тепло. "Несравненная актриса, которая почти изобрела искусство разговора сердцем и умение вкладывать чувство и правдивость труда, где ранее не было ничего, кроме помпы и декламации",- писал о ней Вольтер. Новаторское иск-во Л. прокладывало путь просветительскому классицизму "вольтеровских" актеров следующего поколения.

Ранняя смерть Л. вызвала слухи об отравлении е„ герцогиней Бульонской - соперницей актрисы в любви к полководцу Морицу Саксонскому. Эта версия, послужившая основой пьесы Э. Скриба и Э. Легуве "Адриенна Лекувр„р", исторически не подтверждена.

Соч.: Lettres de Adrienne Le Couvreur, reunis pour la premiere fois et publ. par G. Monval, P., 1892.

Лит.: У м а н е ц С., Адриенна Лекувр„р и французская, комедия е„ времени, "Труд". Вестник лит-ры и науки, СПБ, 1893, т. XVIII, JsTs 4; История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 2, M.-Л., 1959; Voltaire, La morte de mademoiselle Le Couvreur.., Oeuvres completes, t. 12, [s. I.], 1784; M a n n e E. D. de, Galerie historique des, comediens francais de la troupe de Voltaire, Lyon, 1877; L e s-' с a l i е г A., Adrienne Le Couvreur, P., [s. d. ]; R i v о 1 l e t G., Adrienne Le Couvreur, P., 1925. E. Ф.

ЛЕМАН (Lehmann), Лилли (24. XI. 1848-16. V.* 1929) -немецкая артистка оперы (колоратурное, затем драматическое сопрано). Пению училась у своей. матери, 'оперной певицы М. Леман. Дебютировала в 1865 в Праге. Выступала в Лейпциге (1869), Берлине (1870) и др. В 1876 выступила на открытии Байр„йтского т-ра. Л. приобрела широкую извест- ность как исполнительница партий в операх Вагнера: Воглинда, Ортруда, Изольда ("Золото Рейна", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда") и др.; участвовала в премьере "Кольцо Нибелунга" в Лондоне (1882)/ В 1886-90 гастролировала в США. Выдающийся музыкант и разносторонняя актриса, Л. создала яркие музыкально-сценич. образы в операх Моцарта (Донна Анна - "Дон Жуан") и Бетховена (Фиделио в о. п.). Пела ведущие партии в операх Лортцинга, Маршнера, Обера, Доницетти, Верди и др. С 1901 Л. выступала как режиссер (ставила оперы, Моцарта в Зальцбурге), преподавала пение.

Соч.: Mein Weg, Lpz., 1913, Lpz., 1920; Meine Gesangkunst, В.. [1922l 'p ' ' ' ' .,

Лит.: Andro L., Lilli Lehmann, B., 190,7; Wagenmann J. H., Lilli Lehmann's Geheimnis der Stimmbander. В., [1905]. - 1 (t Ал. M.'

JIEMAH (Lehmann), Лотта (р. 27.Ii.l888) - немецкая артистка оперы (лирико-драматическое сопрано). Пению училась в Берлинской высшей муз. школе. В 1910 дебютировала в Гамбургском оперном т-ре. В 1914 была приглашена в Венскую придворную оперу. Приобрела мировую известность как исполнительница осн. партий в операх Вагнера (Зиглинда, Фрика - "Кольцо Нибелунга", Эльза - "Лоэнгриш, Елизавета - "Тангейзер") и Р. Штрауса (Октавиан, Княгиня Верденберг - "Кавалер роз", Кристина - "Интермеццо", 1924, первая исполнительница). С 1933 Л.- солистка т-ра "Метрополитен-опера". Выступала также как камерная певица. Голос Л. отличался теплотой и пластичностью, игра захватывала яркой экспрессией.

Др. партии: Фиделио (о. п. Бетховена), Графиня ("Свадьба Фигаро"), Мими ("Богема"), Манон (о. п. Массне), Татьяна. Соч.: Anfang und Aufstieg, W.-Lpz.-Z., 1937.

Лит.: W a l t e г В., Thema und Variationen. Erinnerungen u Gedanken Frankf. a/M., 1961; "Mu sic and musiciana", L., 1957, Sept. Ал. M.

ЛЕМАН (Lehmann), Эльза (27.VI.1866-6.III.1940)- немецкая актриса. В 1885 дебютировала в Бременском т-ре. С 1888 играла в Берлине в "Валльнертеатре". В 1891 была приглашена Л'Арронжем в Немецкий т-р (Берлин), была ведущей актрисой этого т-ра (завоевала известность исполнением роли Елены-"Перед восходом солнца" Гауптмана, 1889). Одновременно выступала в "Лессинг-театре" и в "Свободном т-ре". В 1912 перешла в Нем. художеств. т-р, играла под рук. М. Рейнхардта, затем гастролировала. Играла в пьесах Ибсена (Лона - "Столпы общества", Элла - Йун Габриель Боркман", фру Альвинг - "Привидения"), Гауптмана (Ганна -"Возчик Геншель", Кете"Одинокие", Роза - "Роза Бернд", Луиза Хильзе - "Ткачи"), Л.Н. Толстого (Анисья-"Власть тьмы", 1900). Особенно выразительно передавала Л. переживания женщин из народа, простые и человечные чувства матери, преданной жены, но раскрытие социальных тем Л. обычно подменяла бытовыми подробностями, свидетельствующими о е„ тонкой наблюдательности, или комедийными чертами (г-жа Уоррен в "Профессии госпожи Уоррен" Шоу). Это объяснялось в известной мере влиянием на творчество Л. школы О. Брама.

Лит.: Bab J.,Handl W., Deutsche Schauspieler, В.- W., 1908; Bab J., Schauspieler und Schauspielkunst, B., [1926]. И. H.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница