Наши партнеры

Выгодно долгосрочная аренда автомобиля екатеринбург в компании РексРент.
https://dragonmoney104.online
Магазин одежды в Вологде Electra Style!

Театральная энциклопедия
(страница 250)


ЛЕБЕДИНСКАЯ И РЕЗНИКОВ - советские артисты цирка, воздушные гимнасты: ЕленаПав-л о в н а Л. (р. 1910), после окончания техникума циркового искусства (1933) выступала в номере "Жокеи Киш", была участницей конно-балетного номера "Па-де-труа", с 1945 работала с Резниковым. В 1962 ушла из цирка, препода„т в Уч-ще циркового иск-ва. Герман Давидович Р.(р. 1912), приш„л в цирк из спорта, был акробатом и гимнастом, участвовал в аттракционе "Пол„т на аэроплане вокруг Эйфелевой башни", исполнял гимна стич. трюки.

В 1945 Л. и Р. создали номер - гимнастич. упражнения на аппарате, вращающемся вокруг купола. Номер отличался сложными трюками. Артисты добивались создания выразит, пластич. фигур. М. Зон.

ЛЕБ‚ДКА сценическая - механизм, служащий для натяжки тросов, горизонтального и вертикального перемещения тех или иных элементов оформления спектакля, приведения в действие разл. сценич. механизмов и эффектов. Л. бывают ручные и механические. Ручные Л. применяются как самостоятельные механизмы и как приводы нек-рых механизмов. Механич.Л. - только как приводы механизмов. В качестве ручных Л. вт-ре чаще всего используются обычные монтажные Л. с необходимым тяговым усилием и над„жным, торможением. Механич. Л. (иногда и ручные, предназначенные для театральных устройств - пол„тов, люков провала и др.) делаются с уч„том художественно-постановочных требований. Л. состоит из: а) рамы, на к-рой монтируются все узлы и детали Л., б) основного и аварийного электродвигателей, в) редуктора (уменьшает число оборотов электродвигателя до нужного, обеспечивает увеличение вращающего момента на приводном валу, производит самоторможение), г) автоматически включающегося и выключающегося тормоза, д) барабана, имеющего винтовую нарезку для укладки троса. Л. с. должны обеспечивать: 1) широкую и плавную регулировку скорости приводов всех сценич. механизмов, непосредственно участвующих в спектакле (штанкетные подъ„мы, занавеси, круг, панорамы, люки провала, пол„ты, фуры и т. п.) - от минимальной величины для любого из этих механизмов до максимально большой, установленной для каждого механизма в отдельности; 2) абсолютную над„жность и безотказность работы механизмов (наличие аварийного ручного или электромеханич. привода);

3) быструю заменяемость узлов и деталей (схема Л. должна быть такова, чтобы при неисправности можно было бы быстро сменить вышедший из строя узел, не разбирая всей Л.); 4) бесшумность; 5) компактность, обусловленную минимальными габаритами Л.;

6) самоторможение (все Л., связанные с подъ„мом-спуском, должны быть самотормозящими); 7) автоматическое выключение в заданных конечных пунктах. Ген. Ш.

"ЛЕБЕДЬ" (Swan) - английский театр. Осн. Ф. Ленгли ок. 1596 в Лондоне. Сохранилась зарисовка внутр. вида "Л.", сделанная в 1596 голландцем И. де Виттом. Это было круглое здание с тремя рядами галерей, где сидели состоятельные зрители. Самые знатные располагались прямо на сцене, остальные стояли в партере. По сведениям де Витта (очевидно, преувеличенным), "Л." вмещал 3 тыс. зрителей. Как и другие т-ры того времени, "Л." имел переднюю сцену, выдвинутую в зрит. зал, и верхнюю сцену. Осенью 1596 в "Л." перешла труппа "Слуги лорда-камергера", к к-рой принадлежал Шекспир. В 1597 -98 здесь играла труппа графа Пемброка (в 1597 пост. пьесу Т. Нэ-ша "Остров собак"). В 1611 антрепрен„р Ф. Хен-сло снял здание "Л." для труппы "Слуги леди Елизаветы". В 1632 здание т-ра разрушилось от ветхости. А. Б.

ЛЕБЗАК, Ольга Яковлевна (р. 23. X. 1914)-русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1935 окончила Ле-нингр. театр. уч-ще (реж. ф-т). В 1936-42 работала в Ленингр. драм. т-ре. Роли:

Наташа ("Слава" Гусева), Елена ("Женитьба Белуги-на" Островского). С 1942-в Ленингр. т-ре драмы им. А.С.Пушкина. Л.-актриса лирич. темперамента, проникновенно передающая стойкую убежд„нность, целомудренную строгость характера, богатство внутр. жизни своих героинь. Играет также и комедийные роли.

Роли: Шура ("Русские люди"), Негина ("Таланты и поклонники"), Дездемона; Маша ("Живой труп"). Виола ("Двенадцатая ночь"), Леб„дкина ("Поздняя любовь" Островского), Авдотья Тихоновна ("Высокая волна" Николаевой и Радзинского),Анхела ("Дама-невидимка" Кальдерона),Комиссар ("Оптимистическая трагедия"),Лебедева("Второе дыхание" Крона), Настя ("На дне") и др. Снималась в кино. Е. Нор.

"ЛЕВ ГРЫЧ СИНИЧКИН" - водевиль в 5 д. Д. т. Ленского (на сюжет франц. пьесы Теолона и Бояра "La pere de la debutante"- "Отец дебютантки"). Соч. 1839. Пост. 3 нояб. 1839 в Малом т-ре (Синичкин-В. Живо-кини, Лиза - Репина, кн. Ветринский-Д. Ленский, Пу-стославцев-Щепкин, Сурмилова - Орлова); 6 мая 1840 в Александрийском т-ре (Синичкин - Мартынов, Лиза - Н. Самойлова, кн. Ветринский-Куликов, Пустославцев - П. Григорьев, Сурмилова-Шелехова). Музыка к обеим пост. А. Н. Верстовского.

"Л. Г. С." в течение 19-20 вв. сохранялся в репертуаре рус. т-ров. Исполнители роли Синичкина: П. В. Васильев, О. А. Правдин, К. А. Варламов, К. Н. Яковлев, П. М. Медведев, Б. С. Борисов.

На сов. сцене "Л. Г. С." пост. Студия Евг. Вахтангова, Москва (16 дек. 1924; лит. обработка Н. Эрдмана, реж. Симонов, худ. Б. Эрдман, муз. Верстовского; Синичкин-Щукин, Лиза-Вагрина); Ленингр. т-р Комедии (премьера в Москве, 1945; новая лит. обработка А. М. Бонди, комп. Желобин-ский, реж. и худ. Акимов; Синичкин-Тенин, Кисел„в, Лиза - Гурецкая, кн. Ветринский - Суханов, Пустославцев - Филиппов, Сурмилова-Нурм); Моск. т-р Сатиры (1948; в обработке Бонди, реж. Краснянский, худ. Штоф-фер; Синичкин-Хенкин, Лиза-Васильева, кн. Ветринский- Менглет, Пустославцев-Курихин, Сурмилова-Слонова). Др. пост.: т-р "Красный факел" (1935), Саратовский (1937), ЦТКА, Читинский т-р (оба в 1939), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1940), Марийский им. Шкетана, Иркутский (оба в 1943), Воронежский (1946), Фрунзенский (1948) т-ры. Харьковский т-р муз. комедии (1950), Львовский (1951), Хабаровский, Чкаловский (оба в 1952), Омский (1953) т-ры, Ленингр. т-р драмы, Одесский т-р Сов. Армии (1953) и др.

В 1956 "Л. Г. С." был экранизирован под назв. "На подмостках сцены" (сценарий Н. Эрдмана и М. Вольпина, реж. К. Юдин).

Издания: Первая публикация "Л. Г. С." - "Репертуар русского театра на 1840", т. 1, СПБ, 1840, кн. 1, под назв. "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка". Из сов. изд.-в сб.: Старый русский водевиль. 1819-1849, M., 1936; Ленинградский гос. т-р комедии, Лев Гурыч Синичкин. Водевиль в 5-ти карт., Л., 1946.

Лит.- "Театр и искусство", 1914, ј 16, с. 364-66;

"Театр", 1945, .ј 2, с. 26-28. А. Шн.

ЛЕВАДА, Александр Степанович (р. 26. XI. 1909)- украинский советский писатель, драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1943. Учился в Винницком педа-гогич. ин-те. Лит. деятельность начал в 1927. Первая пьеса (совм. с Л. Грохой) - лирич. комедия "Ой, у пол! нивка" (1939, 2-я премия на республиканском конкурсе). Автор драмы в стихах "Путь на Украину" (1946), героич. драмы "Камо" (1941, Т-р им. М. Заньковецкой), сатирич. комедии "Сердца и доллары" (1949, Киевский т-р муз. комедии), лирич. комедии "Жа-рая" об искоренении пережитков в сознании сов. людей, росте женщины-колхозницы (195I, Запорожский т-р), пьесы "Под зорями балканскими" (19ов, Артемовский т-р), драмы "Последняя встреча" (195в, Т-им. Франко). В 1960 Л. написал философскую трвједйк "Фауст и смерть" (Т-р им. Заньковецкой. 19ј, моек. Т-р жм. Маяковского, 1961, и др.), " т9М трагедию "Быть или не быть" (Одесский т-р Bttfc Октябрьской революции). Пьесы Л. посв. актуалъяадм вопросам современности, проникнуты оптимизмом, поэзией, романтикой.

Л. работает как сценарист в кийо. Соч.: Выбран! п'си, Кив" iN). Лит.: Истор?я укрансько л?тер ая'ури, т. 2, Кив, 1957. С. Б.

JIEBAP (Levar), Анчка (p. 27.VII.1S) -- югославская (словенская) актриса. Дебютировала на "ЗЙентя-конской сцене", в 1935-56 выступала ж Любляиском уваж. т-ре, в 1956 перешла в белградские драм. т-р. ifrpana роли молодых героинь.

Ролж Бьянка ("Отелло"), Мария Анто"овяа ("Ревизор"), Луиза Миллер; Софья ("Горе от ума"), Ирина ("Три сестры"), Вероника ("Цельские графы" Крефта), Иоанна ("Святая Иоанна" Шоу), Розалия ("Матичек женится" Линхарта), Рашель ("Васса Железнова"), Груша Вахнадзе ("Кавказский меловой круг" Брехта).

За исполнение роли Лойзки ("Слуги" Цанкара) удостоена Гос. пр. (1949). M. Ник.

ЛЕВАССбР (Levassor), Пьер Тома (25. I. 1808- 1. ?. 1870) - французский актер. Сценич. деятельность начал как любитель. В 1830 дебютировал в т-ре "Нувоте" (Париж). В 1832-39 и 1843-52 работал в т-ре "Пале-Рояль", в 1840-43 - в "Варьете". Много гастролировал по Франции и за границей. Блестящий пародист, исполнитель комич. песенок-куплетов, Л. был виртуозным маете ром трансформации. Триумфальный успех имел в водевиле "Солдатская игра" Дюмануара и Араго (1843, "Пале-Рояль"), где одновременно играл старика-инвалида, его сына - сержанта-балагура и внука - наивного новобранца. В водевиле "Универсальный комедиант" ("Troubadour omnibus") Лангле и Дюп„ти (1844) Л., мгновенно перевоплощаясь, играл 10 ролей, в водевиле "Любовь, схваченная за волосы" д'Онкера (1852) - 7 ролей. Мн. песенки Л. получили широкую популярность во Франции.

Лит.: Manne E. de, Menetrier C., Galerie historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869;

Lyonnet H., Dictionnaire des comediens francais, v. 2, P., 1913. Е. Ф.

Л‚ВЕ (Lowe), Людвиг (1795-1871) - австрийский актер. С 1811 играл в т-pax Германии, с 1826- актер "Бургтеатра". Обладал ярким, стихийным темпераментом. Лучше всего Л. удавались роли молодых героев, пламенных любовников. Эти роли Л. играл с благородной грацией и романтич. восторженностью:

Яромир ("Праматерь" Грильпарцера), Мортимер, Фиеско ("Мария Стюарт", "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Кассий ("Юлий Цезарь" Шекспира), Зигфрид ("Нибелунги" Раупаха).

В трагедийных ролях - Гамлет, Отелло, Макбет;

Оттокар ("Счастье и гибель короля Оттока ра" Грильпарцера), к к-рым Л. переш„л в последующие годы, актеру не хватало точного анализа, глубины мысли. Он захватывал зрителей эмоциональностью, но чувства его были несколько аффектированы.

Лит.: Laube H., Schriften uber Theater, В., 1959. Л. Лоб.

Л‚ВЕНФЕЛЬД (Lowenfeld), Рафаэль (11. II. 1854 -28. XII. 1910) - немецкий театральный деятель, писатель и переводчик. Испытал влияние идей, связанных с движением "Свободных театров". Стремясь создать т-р для массового городского зрителя, с недорогими местами и художеств. репертуаром, состоящим преим. из классич. пьес, Л. в 1894 принял участие в организации в Берлине "Шиллер-театрам, входил в правление акционерного об-w, ва средства к-рого был организован "Шмллер-теаф", и занимал пост директора т-ра до 1910; Л. paeacaqaui традиц. рамки классич. репертуара вем. т-р", включив в него забытые и малоизвестна пьесы веж. драматургов (пост. пьесы Ганса Сакеа 9 W.), во в то же время в т-ре шли водевиййЕ" йошлв" комедий и псев-доисторич. драмы.

С 1902 Л. руководил к филиалом: "Шиллер-театра". а с 1907 был директором второго "Шиллер-театра" (в районе Шарлоттенбурга). Стремясь приобщить широкую публику к классич. лит-ре, Л. организует "поэтич. вечера", лекции о пьесе перед началом представлений, дневные и субботние спектакли для учащихся,

Лит.: Weddigen O., Geschichte der Theater Deutschlands, Bd l, B., [1904]. ff ff

ЛЕВИ (Levi), Герман (7. XI. 1839-13. V. 1900)- немецкий дириж„р. Учился в Лейпцигской консерватории. В 1859-72 работал в т-pax Саарбрюккена, Роттердама, Карлсруэ и др. С 1872 - капельмейстер оперного т-ра в Мюнхене. Здесь Л. выдвинулся в ряды ведущих оперных дириж„ров мира. Был активным пропагандистом музыки Вагнера; дирижировал в Бай-р„йте первым исполнением оторы "Парсифаль" (1882). После премьеры в Байр„ате пост. в Мюнхене в 1878 "Кольцо Нибелунга". Л дирижировал операми П. Корнелиуса, К. Гольдмарка, Э. Гум-пердинка, А. Э. Шабрие, ранними операми Р. Штрауса и др. Славился также как интерпретатор опер Моцарта (ставил их совм. с Э. Поссартом). Л. принадлежат редакции либр. опер Моцарта, Берлиоза, Маршнера, Корнелиуса.

Лит.: J. Brams im Briefwechsel mit H. Levi, hrsg v. L. Schmidt, Bd 1-7, В., 1908-10; Possart E. von, Hermann Levi. Erinnerungen, Munch., 1901. Ал. M.

ЛЕВЙЕВ, Минасай Бетьяиович [р. 12(25). VII. 1912] - узбекский советский композитор. Засл. деят. иск-вУзб. ССР (1962). В 1941 окончил 4 курса Ленинградской консерватории по классу композиции X. С. Кушнар„ва. Автор балета "Сухайль и Мехри" по мотивам А. Навои (1948, т-р Ташсовета), муз. драм "Олтин куль" (1949, Т-р им. Мукими), "Кун-гул Куйлари" (1954, Андижанский т-р), муз. комедии "Влюбл„нный Ташболта" (1961, Т-р им. Мукими), музыки к спектаклям Т-ра им. Хамзы: "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), "Легенда о любви" Хик-мета (1953), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (1961). Т. В.

ЛЕВИЕ, Борис Вениаминович [р. 24. Х (5. XI). 1898] - русский советский музыковед, педагог. В 1928 окончил Моск. консерваторию. Автор работ по истории рус., сов. и зап.-европ. музыки, муз. т-ра. С 1930 занимается педагогич. деятельностью (Моск. консерватория. Муз.-педагогич. ин-т им. Гне-синых и др.). С 1963- профессор.

Соч.: А. А. Крейн. Заметки о творческом пути, "Советская музыка", 1934, .ј 1; "Каменный гость" А. Даргомыжского.-"Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова. - "Скупой рыцарь" С. Рахманинова, М.-Л., 1949. Ю. Быч.

ЛЕВИК, Сергей Юрьевич [р. 16 (28). XI. 1883] - русский советский артист оперы (баритон), переводчик, муз. писатель. Учился в муз. школе M. E. Медведева (Киев). Дебютировал в 1909 в Нар. доме в Петербурге. В 1912-19 пел в т-ре Муз. драмы. В 1923 по болезни оставил сцену. Исполнял разнохарактерные партии: Демон; Томский ("Пиковая дама"), Кочубей ("Мазепа"), Эскамильо; Тонио ("Паяцы"), Амонасро ("Аида"), Клингзор ("Парсифаль" Вагнера) и др. Одна из лучших сценич. работ Л.- острый, психологически своеобразный образ Бекмессера ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера). С 1915 Л. выступает как переводчик и ред. либретто опер (в т. ч. "Вильгельм Телль" Россини, "Бал-маскарад", "Трубадур", "Отелло", "Дон Карлос" Верди, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Кармен"; "Девушка с За' пада" Пуччини) и текстов вок. произв. (в т. ч. ораторий Генделя, Гайдна, Берлиоза).

Л. принадлежит ряд статей, рецензий и исследований. В книге Л. "Записки оперного певца" показана муз.-театр. жизнь России начала 20 века, освещена деятельность столичных и провинц. оперных театров, даны портреты рус. оперных деятелей (Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, Э. А. Купер. С. Д. Масловская и др.) и т. д.

Соч.: Вокальное искусство во Франции, "Жизнь искусств а", 1923, .ј 5, с. 12-13, ј 8, c.l2;

О камерном пении, "Советская музыка", 1948, JMi 6; Записки оперного певца, М-, 1955, 2 изд., M., 1962.

Лит.: Богданов-Березовский В., О "Записках оперного певца", в кн.: Левин С. Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962. . Ю. Быч.

ЛЕВИН, Моисей Зелигович (16. II. 1895 -1946) -русский сов. театральный художник. Нар. арт. Казах. ССР. Работал гл. обр. в театрах

Ленинграда. Конструктивистские декорации Л. нач. 20-х гг. нередко противоречили авторскому замыслу и реалистич. игре актеров. Во 2-й пол. 20-х гг. в творчестве Л. начинают преобладать реалистич. тенденции. В 1927 создал образное оформление спектакля "Разлом" в Ленингр. Большом драм. т-ре. Действенность, эмоциональность, психологич. насыщенность, обобщ„нность образов характерны для лучших декораций Л. конца 20-30-х гг. В спектакле "Джой стрит" Н. Зархи (1932, Большой драм. т-р) замкнутый двор-колодец, образуемый кроваво-кирпичными наклонными стенами дома, приобретал значение яркой метафоры, раскрывающей тему гибели людей, задыхающихся в каменных мешках капиталистич. города. Л. оформил спектакли: "Смерть Тарелкина" Сухово-Ко-былина (1922, Т-р Новой драмы), "Любовь Яровая" (1927);

"ГОРОД ветров" Киршона (1929), "Линия огня" Никитина

(1931), "Егор Булычев и другие"; "Мой друг" Погодина

(1932) в Ленингр. Большом драм. т-ре; "Жена" Трен„ва (1928, Малый т-р); "Чудесный сплав" Киршона (1934, МХАТ);

"Закат" Бабеля (1928, МХАТ 2-й); "Первая конная" (1930, Красный т-р); "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1931, Малый оперный т-р) и мн. др. С конца 30-х гг. Л. в осн. работал как художник и режиссер кино.

Соч.: О самом главном, "Рабочий и театр", Л., 1935, .ј 22, с. 19-20; Изобразительная режиссура, "Театр и драматургия", 1935, JS? 10, с. 17-19.

Лит.: Тверской К. К., M. 3. Левин. Пять лет работы в театре. 1922-27, Л., 1927. М. П.

ЛЕВЙНСКИЙ (Levinsky). Йозеф (20. IX.1835- 27. II. 1907) - австрийский актер. С 1855 служил в провинц. т-рах Австрии, играл маленькие роли. В 1858 по приглашению Г. Лаубе дебютировал в роли Франца Моора в "Бургтеатре" (Вена). Эта роль, в к-рую актер вн„с горячий протест против общественного зла, стала одной из значительнейших ролей Л. Он играл; Вурма ("Коварство и любовь"), Яго,

Ричарда III; Шута ("Король Лир"), Антона ("Мария Магдалина" Хеббеля), Штокмана, епископа Нико-ласа ("Враг народа", "Борьба за престол" Ибсена) и др. Будучи учеником Лаубе, Л. развивал в сво„м: творчестве лучшие реалистич. традиции"Бургтеатра"" особое внимание уделял выразительности слова. Игра Л. отличалась глубокой интеллектуальностью. Характерный актер, он достигал яркой индивидуализации образа, в то же время его сценич. образы отличались широтой философских обобщений. Играя гл. обр. чудовищных лицемеров, циничных злодеев,. показывая страшную силу зла, актер н„с со сценьв страстную веру в победу человеч. духа над насилием, уродующим людей. Воспитанный на классич. репертуаре, Л. внимательно относился и к севр. драматургии, высоко ценил драмы Ибсена, Л. Н. Толстого. Преподавал в Венской театр. школе (с 1909- Академия). Гастролировал в России (Петербург, Москва в 1895 и 1898), высоко ценил рус. т-р, реализм; мастеров Малого т-ра. Пользовался популярностью" как чтец.

Соч.: Kleine Schriften dramaturgischen und theatergeschichtlichen Inhalts, B., 1910 (Schriften der Gesellschaft fur Theatergeschichte, Bd 14).

Лит.: Laube H., Das Burgtheater, 2. Aufl., Lpz., 1891;

B a b S. und H a n d l W., Deutsche Schauspieler. Portrats;

aus Berlin und Wien, B., 1908; R i с h t e r H., Josef Lewins-ky, W.-Lpz. -N. Y., 1926. Д. Лоб.

ЛЕВИНСОН, Бернгард Леопольдович (р. 7. IV. 1919) -'русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1954). С 1937 - актер Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского (ныне Драм. т-р им. Станиславского). Первая значит, роль - Изакиелли Мен-дозо ("Дуэнья" Шеридана) - показала яркое комедийное дарование Л. В дальнейшем проявилась его-склонность к острой, гротесковой манере - Рабур-дэн ("Наследники Рабурдэна" Золя), Ричард Даджен ("Ученик дьявола" Шоу), Степан Барабаш ("На улице Счастливой" Принпева). Играл Грибоедова в одноим. пьесе С. Ермолинского. С 1957 Л. - актер моек. Т-ра им. Маяковского.

ЛЕВИТАН, Исаак Ильич [18 (30). VIII. 1860. местечко Кибарты (Литва), - 22. VII (4. VIII). 1900, Москва] - русский художник. В 1873-84 учился в моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова (с 1898 Л. преподавал в этом уч-ще). .Входил в Товарищество передвижных художественных выставок; с 1898-академик пейзажной живописи. Выдающийся живописец, мастер реалистич. пейзажа, Л. в сво„м творчестве, отличающемся исключительной поэтичностью, глубоко раскрыл своеобразие и красоту рус. природы.

В 1885 Л. был приглаш„н сотрудничать в Опере С. И. Мамонтова (см. Московская частная русская опера). Выступал здесь как автор театр. эскизов и как художник-исполнитель. Вслед за др. художниками-передвижниками, оформлявшими спектакли в Опере Мамонтова, Л. стремился перенести в театрально-декорационное иск-во достижения рус. реалистич. станковой живописи, передать на сцене живой облик природы.

В Опере Мамонтова Л. выполнял пейзажные декорации: "Русалка" (1885, автор эскизов и исполнитель), "Фауст" (1885, по эскизам В. Д. Поленова), "Снегурочка" (1885, по эскизам В. М. Васнецова), "Иван Сусанин" (1885, автор эскизов и исполнитель; совм. с В. А. Симовым).

Лит.: Сыркина Ф. Я., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956, с. 248-54.

ЛЕВИЦКАЯ, Анастасия Зиновьевна [4(16).II. 1898- 6. XI. 1955] - украинская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. УССР (1947). Чл. Комму-нистич. партии с 1942. В 1927 окончила Киевскую консерваторию. С этого же года - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко, с 1930 - Харьковского т-ра оперы и балета. Голос Л. отличался подвижностью, разнообразием тембровых красок.

Партии: Аксинья ("Тихий Дон"), Мать ("Севастопольцы" Коваля), Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Настя ("Тарас Бульба" Лысенко), Солоха ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Любовь ("Мазепа"), Кармен, Амнерис и др.

С 1950 Л. преподавала в Харьковской Консерватории. М. Гол.

ЛЕВИЦКИЙ, Ф„дор Васильевич [2(14). V. 1858, Новоукраинка Елисаветградского уезда, - 19. II. 1933, Чернигов] - украинский актер. Засл. арт. УССР (1926). После окончания духовной семинарии (1877) работал учителем и руководил любительским драм. кружком. Дебютировал на проф. сцене в 1888 в труппе М. Л. Кропивницкого, где работал до 1892. Затем был актером трупп Н. К. Садовского, О. 3. Суслова и др. В 1905-08 руководил созданной им труппой. В 1909-17 работал в первом стационарном укр. Т-ре Садовского в Киеве. После Октябрьской революции работал в первом укр. драм. Т-ре им. Т. Г. Шевченко (1918-19, 1925-29), в передвижном т-ре им. 3-го решающего года пятилетки (1932- 1933) и др. Творчество Л. способствовало утверждению в укр. т-ре жизненной правды, демократич. направленности. Мастер ярких, живописных, преимущественно комедийных, образов, Л. обладал самобытным талантом. Ему были присущи эмоциональность, добродушный юмор, склонность к импровизации, глубокое проникновение в сущность сценич. образа, выразительность сценич. речи.

Роли: Писарь ("Бурлак" Карпенко-Карого), Возный ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Черевик, Каленик ("Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" Старицкого, по Гоголю), старшина Герасько, Гордей Поваренке ("На ревизию", "Пока солнце взойд„т, роса очи выест" Кропивнипкого) Копыстка ("97" Кулиша), Пикалов ("Любовь Яровая")идр.

Лит.: В а с и л ь к о В. С., Ф. В. Левицький, КиГв, 1958; ж. "Север", 1902, ј 12, ј 18; У м а н о в-К а п л у-невский В. В., Ф. В. Левицкий (1889-1908 гг.), "Исторический вестник", 1909, .ј 3; Григорьев Г., ф. В. Левицкий, "Театр", 1937, .ј 7 (на укр. яз.). Е. Хл,

ЛЕВКЕЕВА, Елизавета Ивановна (Левкеева 2-я) [1851-19. V (1. VI). 1904] - русская актриса. Воспитывалась у т„тки, актрисы Александрийского театра Е. М. Левкеевой (Левкеева 1-я). Училась в Петерб. театр. уч-ще сначала в классе балета, затем на драм. отделении (у П. В. Васильева). В 1871 зачислена в труппу Александрийского т-ра. Пбсле удачного дебюта в роли Варвары в "Грозе" Островский поручил Л. роль Ларисы в пьесе "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Ut-раяв Александрийском т-ре, Л. гастролировала на частных сценах Петербурга и провинции под фамилией Островская. За 33 года работы в Александрийском т-ре Л. исполнила огромное количество ролей, преим. в пьесах Островского и Гоголя. Играла роли пустых барынь, комич. старух. Актриса сатирич. дарования, Л. в начале своей сценич. деятельности проявляла склонность к шаржу, преувеличениям; впоследствии избавилась от этого недостатка. Игра Л. в зрелый период е„ творчества отличалась естественным комизмом, простотой, самобытностью.

Роли: Улита ("Лес"), Настасья Петровна ("Женитьба Белугина" Островского и Соловьева), Белотелова ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), Унтер-офицерская вдова ("Реви-вор"), Арина Пантелеймоновна ("Женитьба"), Кухарка ("Плоды просвещения") и др.

Соч.: Листки из воспоминаний, "ЕИТ". Сезон 1896-1897, СПБ, 1898. Л. Ал.

ЛЕВКОЕВ, Николай Александрович (р. 3. XII. 1891)- русский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1919 поступил в киевскую драм. школу под рук. В. В. Сладкопевцева, в 1920 был принят в труппу

Т-ра им. В. И. Ленина (Киев). С 1924 работал в т-pax Житомира, Одессы и др. В 1927 был приглаш„н Н. И. Соболыциковым-Самариным в т-р Нижнего Новгорода (ныне Т-р им. Горького), где проработал св. 35 лет. Наблюдательность, богатый жизненный опыт, щедрый нар. юмор, богатство выразит, деталей придают лучшим сценич. образам Л. неповторимое своеобразие.

Лучшие роли: Перчихин ("Мещане"), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Левшин ("Враги"), Чугунов ("Волки и овцы"), Кулигин ("Гроза"), Шут ("Сон на Волге" Островского).

Л. играл роль В. И. Ленина в спектаклях "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты". Занимался режиссурой (участвовал в пост. Соболыцикова-Са-марина "Мещане", "Дворянское гнездо" и др.). С 1931 вед„т педагогич. деятельность, в 1943-48- худ. рук. театр. студии при Т-ре им. Горького.

Др. роле: Печенегов ("Враги"), Лемм ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Суслов ("Дачники"), Яковлев ("Фальшивая монета" Горького), Полоний ("Гамлет") и др. Е. Ж.

ЛЕВОНЯ (Levonja), Бесим (р. 1922)--албанский актер и драматург. С 1944 - актер Нар. т-ра (Тирана). Роли: Манад (о. п. Паньоля), Платон Кречет и др. Автор пьес: "Префект" (1949, Нар. т-р, Тирана), "Хаджи Камили" (1955, Нар. т-р). Выступает как режиссер. Д. Аг.

ЛЕВОНЯН, Гарегин Дживанович (24. X. 1872- 28. IX. 1947) - армянский советский искусствовед, театровед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1932). Учился в Академии художеств в Петербурге. Опубликовал ряд работ по истории арм. иск-ва. В 1941 вышла книга Л. "Театр в Древней Армении". С 1902 в„л педагогич. работу в ун-те, затем театр. ин-те (с 1927 профессор) по истории иск-ва и т-ра. В. Т.

Л‚ВШИНА, Анастасия Александровна [11 (23). XI. 1870 (1872?) - 14. I. 1958] - русская советская актриса, режиссер. Окончила уч-ще Моск. филар-монич. об-ва. В 1904-22 играла в моек. Малом т-ре- Лариса ("Бесприданница") и др. Гастролировала в провинции, вела педагогич. работу. В 1917 вместе с А. В.Быковым основала в Москве студию импровизации Семперанто, преобразованную в 1921 в т-р. Здесь ярко развернулась особенность дарования Л. - е„ способность к полному внешнему перевоплощению. Она играла по неск. разл. ролей в одном спектакле-Болевия, Иляи Розения и РеДактор в "Гримасах", Бутония ff Жиглия в "Карусели", Негр и Китаец в "М„ртвом солнце" и др. Л. ставила спектакли, писала сценарии, была гл. реж. т-ра. После ликвидации т-ра "Семперанте" работала в В ГКО, Фронтовом и Лит. т-рах ВТО. Г. С.

ЛЙГАЛЬ (Legal), Эрнст (2. V. 1881-29.VI.1955)-немецкий актер и режиссер. Учился в театр. школе в Веймаре. Игл в т-рахБауцена (1902-03), Бонна (1904- 1906). С 1906-актер берлинского "Шиллер-театра", в 1920-актер, режиссер и руководитель лит. части Гор. т-ра ("Штадттеатра") в Берлине. Был гл. режиссером т-ров: вДармштадте(1924-27), в Касселе (1927-28), в 1928-32 работал в т-рах Берлина. В 1926 в "Ландес-театр" (Дармштадт) Л. пост. пьесу Брехта "Человек есть человек" и играл роль Гали Гая. Во время 2-й мировой войны был актером и режиссером "Шиллер-театра" (Берлин). После 1945 назначен худ. рук. Нем. гос. оперы в демократич. Берлине (1945- 1952), одновременно ставил спектакли и выступал как актер на сцене Нем. т-ра и т-ра "Каммершпиле". Л. написал ряд пьес, к-рые ставились во мн. городах Германии: "Сабина Каспар" (1915, Берлин), "Бра-даманта" (1917, Висбаден), "Да, да и да" (1920, Бармен).

Как актер Л. получил известность исполнением характерных ролей в нем. классич. пьесах: Мулей Гассан ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Шпигель-берг ("Разбойники"), фон Кальб ("Коварство и любовь"), Патриарх ("Натан Мудрый" Лессинга); с успехом играл роли Ока„мова ("Машенька"), Левшина ("Враги"), ставил пьесы совр. нем. авторов - "Капитан из К„пеника" Цукмайера (1947, Нем. т-р), "Трус" Бродвина (1948, "Каммершпиле"), и рус. классич. драматургию - "Дядя Ваня" (1945), "Волки и овцы" (1948, Нем. т-р).

Лит.: Bab J., Der Wille zum Drama, В., 1919, с. 84-86;

Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, B., 1957, с. 62-65*. И. H.

ЛЕ rAJIbEHH(LeGaIlienne), Ева (р. 11. I. 1899)- американская актриса и режиссер. Училась в Королевской академии драм. иск-ва в Лондоне. Дебютировала на сцене лондонского "Т-ра принца Уэль-ского" в 1915. С 1915 работает в Нью-Йорке. Первый большой успех Ле Г. принесло выступление в ролях Джули и принцессы Александры ("Лилиом", "Лебедь" Мольнара).

Роли: Виола ("Двенадцатая ночь"), королева Елизавета ("Мария Стюарт"), Ган-неле ("Вознесение Ганнеле" Гауптмана), Хильда Вангель, фру Альвинг, Элла Рентхейм ("Строитель Сольнес", "Привидения", "Йун Габриэль Боркман" Ибсена), Маша, Варя ("Три сестры", "Вишн„вый сад") и др.

В 1926 основала "Гражданский репертуарный театр", была директором, худ. рук., режиссером и ведущей актрисой т-ра в течение 6 лет. Пошлому, безыдейному репертуару и порочной системе коммерч. т-ров Бродвея Ле Г. противопоставляла серьёзное и глубокое иск-во, она создала общедоступный т-р с постоянной труппой, популя риз ировавший мировую классику, совр. драматургию. В творч. практике т-ра Ле Г., особенно в пост. чеховских пьес, сказалось влияние МХАТа. Деятельность т-ра Ле Г., показавшего жителям Яью-Йорка и др. городов США произв. Шекспира, Мольера, Гольдони, Л. Толстого, Чехова, Ибсена и др., имела большое общекультурное значение.

В 1946 совм. с Ч. Крофорд и М. Уэбстер Ле Г. основала "Американский репертуарный т-р" в Нью-Йорке, существовавший около года. Среди пост. т-ра:

"Генрих VIII" Шекспира, "Йун Габриэль Боркман" Ибсена, "Андрокл и лев" Шоу. В 1957 выступила в одной из своих лучших ролей - Елизавета ("Мария Стюарт").

Умная и глубокая актриса и режиссер, Ле Г. известна как талантливый пропагандист творчества Ибсена и Чехова. Ей принадлежат переводы пьес Ибсена, мемуары - "Когда исполняется 33" (1934), "Со спокойным сердцем" (1953) и др. Ле Г. присуждены поч„тные дипломы мн. ун-тов и колледжей США. К. Б.

ЛЕГАР (Lehar), Ференц (нем. Франц) (30. IV. 1870, Комаром,-24.X. 1948, Бад-Ишль) -венгерский композитор. Род. в семье военного капельмейстера. В 1888 окончил Пражскую консерваторию. Работал " концертмейстером оркестра т-ра в Бармен-Эльбер-фельде. По совету А. Дворжака занялся композицией. Написал оперу "Кукушка" на сюжет из рус. жизни (1896, Лейпциг; 1899, Будапешт, позднее переименована в "Татьяну", 1905, Брно). С 1902 Л. - дириж„р венского "Т-ра ан дер Вин", где была пост. в том же году первая оперетта Л. "Венские женщины". Там же были пост. оперетты "Плетельщик корзин" (1902), музыка к-рой основана на мелодиях словацких нар. песен, "Шуточная свадьба", "Божественный супруг" (обе 1904) и одна из самых популярных оперетт д.- "Вес„лая вдова" (1905; в 1906 пост. А. А. Брянским в Петербурге). Всего Л. создал св. 30 оперетт, в т. ч. "Граф Люксембурга (1909, "Т-р ан дер Вин", Вена; 1909, т-р "Буфф", Петербург), "романтич. оперетту" "Цыганская любовь" (1910, "Карлстеатр", Вена), "Ева" (1911, "Т-р ан дер Вин"; 1912, т-р "Пассаж", Петербург, пост. К. Д. Грекова, первыми спектаклями дирижировал автор), "Там, где жаворонок по„т" (1918, Будапештский оперный т-р), "Голубая мазурка" (1920, "Т-р ан дер Вин"), "Ж„лтая кофта" (1923, там же; с новым либр. под назв. "В стране улыбок" - 1929, т-р "Метрополь", Берлин), "Джудитта" (1934, Венская гос. опера) и др. Творчество Л. во многом определило гл. черты новой венской оперетты; место гротесковых сатирич. буффонад заняли бытовые муз. комедии и (начиная с "романтич. оперетты" "Паганини", 1925, "Иоганн Штраус-театр", Вена) лирич. драмы, к-рые современники называли "легариадами". Музыка Л. мелодична, танцевальна, эффектно инструментована, композитор большое внимание уделял оркестру. В своих лучших произв. Л. широко использовал венг., рум., слав. и др. нар. напевы. Оперетты Л. завоевали популярность во мн. странах мира. На сов. сцене с успехом пост. "Вес„лая вдова" (1935)-Ленингр. т-ром муз. комедии; "Граф Люксембург" (1923), "Голубая мазурка" (1925), "Цыганская любовь" (1935) -Моск. т-ром оперетты; "Ева", "Там, где жаворонок по„т" (обе 1923), "Ж„лтая кофта" (1925) - Ленингр. Малым оперным т-ром, и др.

Лит.: Я р о н Г., Ференц Легар - классик оперетты, "Советская музыка", 1958, ј 10; D es с е у Е., Franz Lehar, W., 1924; 2. Aufl., Munch., 1930; Czech S. Franz Lehar-Weg und Werk, В., 1940; 2. Aufl., В., 1942; К п о s р G., Franz Lehar, Brux., 1943; Р е t е a n i М. v., Franz Lehar:

seine Musik, sein Leben, W., 1952. /\

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница