Наши партнеры

Выгодно прокат авто внедорожник в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 244)


КЯКШТ, Лидия Георгиевна [13 (25). III. 1885, Петербург,- 11. I. 1959, Лондон ] - русская артистка балета. Дочь крестьянина. Сестра Г. Г. Кякшта. Окончила Петерб. театр. уч-ще (ученица П. А. Гердта, Э. Чекетти, Е. Соколовой). В 1902 была принята в балетную труппу Мариинского т-ра. Высокий рост, сильно развитая мускулатура, жизнерадостность, темперамент, артистич. мягкость определили творч. облик К. Исполняла бравурные и лирико-комедийные партии: Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Коппелия"). В 1908 была партн„ршей В. Нижинского в дуэте Флорины и Голубой птицы ("Спящая красавица"). С 1908 жила за границей. В 1908-12 выступала в Лондоне, в т-ре "Эмпайр", в 1912-13 - участница "Русских сезонов". В 1939 организовала балетную труппу, в репертуаре к-рой был балет "Катюша" (1943), пост. по мотивам сов. песен. Соч.: Romantic recollections, L., 1929. Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 159; "Рампа", 1908, .Ne 18, 25 декабря, с. 289; Левинсон А., Балет в Малом театре. Гастроли г-жи Л. Г. Кякшт, ж. "Аполлон", 1911, Приложение "Русская художественная летопись", .ј12, с. 190-191; Beaumont С. W., The Diaghilev ballet in London, L., [1940], Guest I., Adeline Genee, L., 1958. В Кр

ЛАБАН (Laban), Рудольф фон (наст. фам.-де Варальяш; De Varaljas) (15. XII. 1879-1. VII. 1958)-балетмейстер, танцовщик, педагог и теоретик танца. По национальности венгр. Выступал как танцовщик вначале в балетных труппах оперных т-ров Лейпцига, Вены, Дрездена и др., позднее в собственных постановках. В 1910 организовал школу "свободного танца" в Мюнхене и руководил ею, а затем - танцевальными школами в Цюрихе, Нюрнберге, Мангейме, Гамбурге и др. городах; в 1927-32- Институтом хореографии в Берлине, Байр„йте (1930). Л. ставил танц. представления, нередко без муз. сопровождения (или под одни ударные инструменты) - "Смерть Агамемнона" (1924), "Ночь" (1927), "Титан" (1927); иногда на классич. муз. - танцы на муз. оперы "Дон Жуан" Глюка (1925) и др. В 1938 уехал из фашистской Германии в Англию. Организрвал там Студию иск-ва движения, Центр иск-ва танца. Л. - теоретик "свободного танца". Его творч. принципам следуют др. представители совр. школы "свободного танца" - М. Вигман, К. Йосс, С. Лидер, М. Грэхем. Л. является также изобретателем системы записи танца, получившей распространение в Германии, Англии и США.

Соч.: Die Welt des Tanzers, Stuttg., 1920; Choreographie. Jena, 1926; Principles of dance and movement notation, L., 1956.

Лит.: R e b l i n g E., Ballett gestern und heute, B., 1957; Wilcarls J., Modern dance. L., 1958. E, C.

ЛАБЕРЙЙ, Децим (Decimus Laberius) (ок. 106-43 до н. э.) - древнеримский драматург-мимограф. Л. и Публилий Сир придали миму лит. форму. Сюжеты мимов Л. относятся к кругу обычной для этого жанра бытовой тематики; лексика изобиловала вульгаризмами. Л. известен смелыми нападками на Юлия Цезаря. В 46 до н. э. Цезарь принудил его выступить на играх в миме собств. сочинения (выступление на сцене считалось несовместимым с достоинством всаднического сословия, к к-рому принадлежал Л.); пролог к этому миму, где Л. патетически оплакивает сво„ унижение, - самый крупный из сохранившихся фрагментов его соч.

Соч.: Scaenicae Romanorum poesis fragmenta, rec. 0. Ribbeck, v. 2. Comicorum Romanorum fragmenta, 2 curis, Lipsiae, 1873, с. 279-302; 3 cur., 1898. С. А.

ЛАБЙНСКИЙ, Андрей Маркович (1871-8. VIII. 1941)- русский советский артист оперы (тенор) и педагог. Засл. арт. Республики (1924). Пению учился в Петерб. консерватории. В 1897- 1911 -солист Мариинского т-ра в Петербурге, в 1912-24-Большого т-ра. Л. обладал голосом красивого тембра и большим сценич. обаянием.

Партии: Владимир ("Князь Игорь"), Финн ("Руслан и Людмила"), Собинин ("Иван Сусанин"), Ленский, Берендей;

Всеволод ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Данте ("Франческа да Римини" Рахманинова), Петр Андреевич ("Капитанская дочка" Кюи), Лоэнгрин, Радамес, Хо-зе; Фауст (о. п. Гуно) и др. С 1920-проф. Моск. консерватории, в 1941- педагог-вокалист Большого т-ра. Среди учеников Л. - Н. Ф. Кемар-ская, В. Н. Прокошев и др.

Лит.: П о х и т о -нов Д., Из прошлого русской оперы. Л." 1949, с. 50, 90, 186. А. Ив.

ЛАБЙС (Labisse), Феликс (р. 9. III. 1905) - французский живописец, театральный художник. В 1935 был автором декораций к спектаклю "Вокруг матери" Фолкнера (т-р "Ателье"). В дальнейшем участвовал в пост. Ж. Л. Барро и в др. спектаклях парижских т-ров. Сюрреалист в станковой живописи, Л. в своих театр. работах - "Фарс мрака" Гельдероде (т-р "Гран Гиньоль", 1952), балет "Ловушка света" Дама-за (труппа "Балет маркиза де Куэвас", 1952) и др., тяготея к фантастич., необычным образам, избегает нарочитой деформации действительности. Декорации Л. выполнены обычно плоскостно, с резко очерченными контурами предметов и большими поверхностями, окрашенными ровным локальным светом. Оформил спектакли: "Ночи гнева" Салак ру (1946), "Процесс" по Кафке (1947), "Полуденный раздел" Клоделя (1948), "Орестея" Эсхила (1955)-в"Т-ре Ма-риньи", "Обольститель" Фаббри (1956) - в т-ре "Ми-шодьер" и др.

Лит.: P а г m e l i n H., Cinq peintres et le theatre, P., 1956; С о g n i a t R., Les decorateurs de theatre. Cinquante ans de spectacles en France, P., 1955. M. П.

ЛАБЙШ (Labiche), Эжен (6. V. 1815 -- 23. I. 1888) - французский драматург. Чл. Франц. академии (с 1880). Окончил Высшую юридич. школу. С 1835 писал рецензии в "Театральной газете". Среди

' первых пьес Л., пост. в т-рах Парижа: комедия "Таз с водой" (1837, т-р "Пале-Рояль"), водевиль "Г-н де Куален, или Чрезвычайно любезный господин" (1838, там же), "Адвокат Лубе" (1838, "Т-р дю пантеон"). В дальнейшем Л. написал св. 170 комедий, фарсов, водевилей, феерий, многие в сотрудничестве с др. авторами (Э. Ожье, А. Делакур, Ф. Дюмануар, Л. Лефранк и др.). Большую популярность получили пьесы Л. : "Соломенная шляпка" (1851, т-р

"Монтансье"), "Путешествие г-на Перришона" (1860, т-р "Жимназ"), "Любимчик Салимар" (1863, "Пале-Рояль"), "Копилка" (1864, там же). Л. изображал эгоистичных, трусливых, расч„тливых рантье, их лицемерных ж„н, дочерей, фатоватых, тщеславных сынков. Большинство пьес Л. отличается искусно построенной интригой, комизмом, зачастую буффонного характера, л„гким, живым, остроумным диалогом. Лучшие его водевили и комедии вошли в репертуар мн. т-ров мира. На рус. сцене неоднократно ставились: "Соломенная шляпка" (1939, Т-р им. Вахтангова), "Путешествие Перришона" (1946, Ленингр. т-р Комедии), "Копилка" (1946, ЦТСА) и др.

Соч.: Theatre complet, v. 1-10, P., 1878-79; Theatre, v. 1-5, P., 1949-50; в рус. пер.- Пьесы, M., 1959.

Лит.: S о u p a u 1 t Ph., Eugene Labicbe. Sa vie, son oeuvre, P., 1945. Af. Гольд.

ЛАБЛАШ (Lablache), Луиджи (6. XII. 1794, Неаполь,- 23. I. 1858, там же) - итальянский артист оперы (бас). Впервые выступил на оперной сцене в 1812 в неаполитанском т-ре "Сан-Карлино". Славу принесло Л. исполнение партии Джеронимо в "Тайном браке" Чнмарозы. В 1821 с успехом исполнил в т-ре "Ла Скала" партию Дандини в опере "Золушка" Россини. Пел в Париже, Лондоне. Был первым исполнителем партий Уолтона ("Пуритане" Беллини, 1835), Дона Паскуале (о. п. Доницетти, 1843), графа Моора ("Разбойники" Верди, 1847). В 1852-57 выступал на сцене Итал. оперы в Петербурге, после чего оставил сцену. Один из выдающихся певцов 19 в., Л. обладал сильным голосом большого диапазона, яркого тембра, прекрасно звучавшим как в кантилене, так и в виртуозных пассажах. Исполнял комич. (Дон Базилио;

Лепорелло - "Дон Жуан") и драматич. (Вильгельм Телль - о. п. Россини, Оровезе - "Норма") партии. Автор работы "Метод пения", вокализов и др. соч.

Лит.: С a s t'i 1 - В 1 а-z e. Biographie de Lablache, P., [1850] Ce. Г.

ЛАБОРФАЛЬВИ, Лаборфалви (Laborfal-vi),Po3a(8.II.1817-20.XI. 1886)-венгерская актриса. Творч. деятельность нач. в 1833 как комедийная актриса. В 1837-59 выступала на сцене Нац. т-ра (Пешт), где создала трагедийные образы: Гертруда ("Банк-бан" Като-ны), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Волюмния ("Ко-риолан" Шекспира), леди Макбет; Адриенна Ле-куврер (о. п. Скриба) и др. Вдохновенное иск-во Л. - представительницы венг. театр. романтизма сер. 19 в., отличалось' стремлением к контрастной, острой выразительности, психологич. раскрытию образа. В период венг. революции 1848-49 Л. поддерживала прогрессивные круги венг. общественности. В 1859 окончила сценич. деятельность. Образ Л. запечатлен в романах известного венг. писателя М. Йокаи, женой к-рого она была.

Лит.: Bayer J., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bdp., 1887. А.Гер.

ЛАБУНСКАЯ, Олимпиада Валентиновна (р. 25. XII. 1892) - русская советская актриса. Нар. арт. Арм.ССР (1961). Сценич. деят. начала в Александрополе (ныне Ленинакан) в 1915. В 1923-29 работала в Т-ре Революции, в 1929-39 в Т-ре Ленсовета в Москве. В 1939-53-актриса и режиссер т-ров Казахстана и Таджикистана, с 1953- Ереванского рус. т-ра. Остро характерная актриса, Л. созда„т яркие сценич. образы.

Роли: Рита Керн ("Воздушный пирог" Ромашова), Ида Арманд ("Озеро Люль" Файко), Инга (о. п. Глебова), Софья ("Последние"); Огудалова ("Бесприданница"); т„тя Тася ("Годы странствий" Арбузова), Дульская ("Мораль пани Дуль-ской" Запольской), Тузикова ("Барабанщица" Салынского), Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана), мадемуазель Куку ("Безымянная звезда" Себастьяна) и др. Д

ЛАВАЛЬЕ (La valle), Хосефина (р. 1926) - мексиканская артистка балета и балетмейстер. Классич. танцу обучалась в Нац. школе танца в Мехико изучала также и совр. танец. В 1948 Л. основала (совм. с Г. Браво) труппу Национальный балет, где пост. балеты: "Сельская учительница" Марабака, "Эмма Бовари" на муз. Вивальди-Баха, "Хуан Калавера" Ревуэльтаса и др. Г. Ш.

ЛАВАРДЕН (Lavarden), Мануэль Хо-се де (9.IV.1754-ок. 1810) - аргентинский драматург, поэт, критик. Принадлежал к группе поэтов, входивших в "Лит. патриотич. об-во" (Буэнос-Айрес). Автор первой нац. драмы "Сирипо" (1789, т-р "Ранчерия")-о борьбе индейского вождя Сирипо против исп" завоевателей и о его любви к своей пленнице, дочери исп. колонизатора. Эта пьеса, проникнутая духом борьбы против завоевателей, ставилась в т-рах Буэнос-Айреса и Монтевидео и -способствовала утверждению нац. драматургии. Л. написал также драмы: "Ара-уканцы", "Смерть Филиппа Македонского", "Потеря Иерусалима".

Лит.: В о s с h M. G., Manuel de Lavarden, B. Aires, 1944. , . Ал. Р.

ЛАВРАНГА (????????), Дионисиос (Денис) (17. ?. 1864-30. VII. 1941) -греческий композитор и дириж„р. Учился в Неаполитанской и Парижской консерваториях. До. 1894 работал дириж„ром в разл. т-рах Италии. Был одним из основателей греч. оперного т-ра. Л. принадлежат оперы: "Эльда ди Ворн" (1890, Неаполь), "Жизнь есть сон" (соч. 1891; 4-й акт переработан в самостоят, оперу "Волшебница", 1901, Афины), "Два брата" (1900), "Ч„рная бабочка" (1928) (все пост. в Афинах), "Дидона" (1909), "Спаситель" (1935, Корфу), "Факанапас" (1950, Афины); оперетты "Белые волосы" (1915), "Спортивный клуб" и "Двойной огонь" (1919) (все пост. в Афинах), а также ряд соч. в др. жанрах. Вначале Л. находился под влиянием франц. "большой оперы" (красочная инструментовка, монумент, хоры). Позднее он обратился к использованию греч. мув. фольклора. Организовал в 1940 греч. музык. т-р "Лирики скини". Написал "Воспоминания" (1937) и ряд педагогич. соч. Ал. М.

ЛАВРЕН‚В, Борис Андреевич [5(17).VII. 1891, Херсон,- 7. ?. 1959, Москва] - русский советский писатель. Род. в семье учителя. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1916. Рассказы и повести "Ветер" (1924), "Сорок первый" (1924), "Рассказ о простой вещи" (1924), посв. героическим дням гражданской войны, были инсценированы (Театр-студия под рук. Завадского и др.). В продолжение всей лит. деятельности Л. выступал в жанре драматургии, а в последние годы жизни исключительно посвятил себя этому жанру. Первые драмы Л. - "Дым" ("Мятеж", 1925, Ленингр. Большой драм. т-р) о белогвардейском мятеже в Туркестане и "Враги" (1929, Ленингр. Большой драм. т-р) не получили широкой сценич. жизни из-за нек-рой поэтизации стихийности, анархич. мышления, из-за абстрактного гуманизма автора. Принципы метода социа-листич. реализма нашли яркое выражение в пьесе Л. "Разлом" (1927), ставшей значит, этапом в развитии сов. драматургии. В "Разломе" созданы правдивые образы героя революц. лет, вожака матросской массы Артема Годуна и офицера Берсенева, осознавшего историч. значение Октября, Пьеса построена на остром драматическом конфликте, исполнена драматического пафЩа. В ней великолепно выписаны характеры революц. матросов, их друзей и врагов,эпически воплощена тема революции и гражданской войны, торжество победившего народа. К десятилетию Октября "Разлом" был пост. в Т-ре им. Вахтангова (реж. А. Попов; Берсенев-Щукин), Ленингр. Большом драм. т-ре (Годун-Монахов). Спектакль сыграл большую роль в утверждении современной драматургии на сценах сов. т-ров (пьеса пост. почти во всех т-рах страны, переведена на многие яз. народов СССР). В годы войны Л. написал романтич. пьесу о героич. защитниках Севастополя "Песнь о черноморцах" (1944, Бакинский рус. т-р). Пьеса Л. "За тех, кто в море!" (1946, Ленингр. т-р им. Пушкина; Гос. пр. СССР, 1946) выразила новый этап в развитии т-ра и драматургии, последовавший после постановления ЦК КПСС о репертуаре драм. т-ров. Столкновение индивидуалиста капитана Боровского с человеком нового мира, скромным, самоотверженным капитаном Максимовым и моральная победа Максимова - основной сюжет пьесы. Пьеса утверждает, что люДи, одержавшие героич. победу над фашизмом, должны быть достойны этой великой победы (пьеса пост. во мн. т-рах страны). В пьесе "Голос Америки" (1950, Малый т-р; Гос. пр. СССР, 1950), показавшей Америку прогрессивную и реакционную, страстно прозвучало обличение поджигателей новой войны, тема борьбы за мир. В 1952 Л. написал драму "Лермонтов" (МХАТ, 1954). Перев„л ряд пьес драматургов республик СССР на рус. яз. В своих пьесах Л. ставил важнейшие вопросы современности; показывал взаимоотношения интеллигенции и революц. народа, развенчивал бурж. демократизм. Творчество писателя отличают романтич. видение жизни, яркая эмоциональность, красочный индивидуализированный язык. Его пьесы строятся на остром сюжете, значительном драматич. конфликте.

Соч.: Избр. соч., т. 1-2, ?., 1958; О состоянии и задачах современной сов. драматургии, "Театр", 1958, JSfo 12.

Лит.: Э в e н т о в И. С., Б. Лаврен„в. Критико-библ. очерк, Л., 1951; Вишневская И., Борис Лавренев, М., 1962; Докторович Н. И., К вопросу о создании и сценическом воплощении пьесы Б. А. Лавренева "Разлом", "Уч. записки Вологодского пед. ин-та", 1958, т. 22;

Ратманов а Г. Н., "Разлом" в творческих исканиях Б. Лавренева 20-х годов, "Уч. записки Ленингр. ун-та. Серия филологич. наук", 1958, вып. 46; Еськова Л-М." Первые пьесы Б. Лавренева, "Уч. записки Моск. гор. пед. ин-та. Кафедра сов. лит-ры", 1959, вып. 2. Вл. П.

ЛАВРЕНТЬЕВ, Андрей Николаевич (1882 - 15. IV. 1935) - русский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). В 1902 принят в школу МХТ, по окончании к-рой стал актером МХТ. В 1910-18-актер и режиссер Александрийского т-ра. Один из организаторов и руководителей (в 1919-29, с перерывом, гл. реж.) Большого драматич. т-ра им. Горького, где пост. спектакли - "Дон Карлос" (1919), "Отелло" (1920), "Король Лир" (1920);

"Мятеж" Лаврен„ва (1925, совм. с И. М. Кролль). Играл героич. и характерные роли. Его лучшие работы:

Берсенев ("Разлом", 1927) и Андросов ("Человек с портфелем" Файко, 192 ), Клиффорд ("Настанет время" Роллана), Фальстаф ("Сэр Джон Фальстаф" по Шекспиру) отмечены наблюдательностью, жизнерадостным мироощущением, художеств. достоверностью.

Др. роли: Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Шприх ("Маскарад"), Епиходов ("Вишн„вый сад"), Михайлов ("Хлеб" Киршона), Губин ("Достигаев и другие"), Гай ("Мой друг" Погодина)

Лит.: актеры и режиссеры. ., М , 1928; М а зи ? г Б., Андрей Николаевич Лаврентьев, "Рабочий и театр", 1934" ј 7. Нин. П.

ЛАВРЕНТЬЕВ, Виктор Владимирович (р. 14.??.1914)- русский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Юрист, с 1943-журналист. Начало драматургич. деятельности связано с Новосибирском, где пост. его первая пьеса "На просторах" (1953) в обл. передвижном т-ре. В т-ре "Красный факел" пост. пьесы: "Кряжевы" (1953), "Светлая" (1954), "Они продолжают путь" ("Иван Буданцев", 1956), водевиль "Последняя легенда" ("Принцы любви", 1959). Пьесы Л. посв. актуальным вопросам современности, вопросу ответственности сов. человека перед своей страной, преемственности поколений, ставились во мн. т-рах. Роль председателя колхоза Ивана Бу-данцева - человека революц. закалки, глубокой нар. мудрости, стала одной из центральных ролей в репертуаре сов. актеров. Пьесу Л. "Ради своих ближних" пост. Моск. т-р им. Гоголя (1960), т-р "Красный факел" (1961) и др.

С о ч: Пьесы, М., 1960; Успех, "Театр", 1957, ј ?;

Последняя легенда ("Принцы любви"), "Сибирские огни", 1058, ј 5; Наследники Ивана Буданцева ("Ради своих ближних"), Альманах "Современная драматургия", кн. 18, М., 1960; Суровые годы, Новосибирск, d 964.

Лит.: Лазарев Л., Рождение драматурга, "Новый мир", 1955" ј 10; С о к о л о в В., Слово автора и слово героя, "Театр", 1959, .ј 6; Караганов А., Еще о герое нашего времени, там же, 1962, ;ј5;Велехова Н., Мой младший друг, там же, 1962, ј 6. Л, Ним"

ЛАВРЙВ (наст. фам. - Барсуков), Иван Иванович [1(13). 1.1812-3 (15).II. 1890]- русский актер и антрепрен„р. Учился в Моск. ун-те. Под впечатлением игры П. С. Мочалова решил стать актером. В 1834 дебютировал в Рязанском театре. В 1837 вступил в Харьковскую труппу Л. Ю. Млот-ковского. Большое значение для совершенствования таланта Л. имели советы актрисы Л. И. Млотков-ской, а также совместные выступления с П. С. Мо-чаловым (во время его гастролей). Затем Л. играл в Орле, Воронеже, Рязани, Киеве, Ярославле, Харькове и др. городах. В 1864-80 служил в труппе Н. Н. Дюкова в Харькове, где был (по свидетельству Н. Н. Синельникова) любимцем публики. Пробыв на сцене 46 лет, Л. 6 лет из них (1849-54) был одновременно и антрепрен„ром (во Владимире, Ярославле, Рыбинске).

Роли: Гамлет (1839); Скопин ("Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский" Кукольника), князь Ветринский ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Жорж Мориц ("Графиня Клари Д*0бервиль" Анисе-Буржуа и Деннери), Руджиеро ("Уголино" Полевого). Впоследствии переш„л на амплуа стариков и резон„ров. С особенным успехом исполнял роли бездушных интриганов (Вурм- "Коварство и любовь"), замкнутых и мстительных людей.

Соч.: Автобиография актера Ивана Ивановича Лаврова (Барсукова), Харьков, 1895.

Лит.: Синельников Н. Н., 60 лет на сцене, [Харьков], 1935. Л. Кл.

ЛАВРбВ, Иван Иванович [1827-11(24).VIII. 4902] - русский артист оперы (тенор) и драмы. В детстве, работая на фабрике, пел в хоре певчих. В 1844 был принят в Астраханскую труппу на выходные роли, затем на роли с пением в водевилях и опереттах. Стал известен после исполнения партии Торопки в опере "Аскольдова могила" Верстовского. Позднее служил в Тамбове, Таганроге, Воронеже, Рязани и др. городах (в числе его партн„ров по сцене- Н. X. Рыбаков, К. Н. Полтавцев, В. И. Живокини). Выступал гл. обр. в водевилях и мелодрамах, а также в классич. репертуаре (Гамлет, Клавдий - "Гамлет", Почтмейстер и Земляника - "Ревизор", и др.). В 1853 Л. с успехом дебютировал в моек. Малом т-ре в роли Торопки и был принят в труппу. С возобновлением в 1856 спектаклей в Большом т-ре (после пожара) Л. был ведущим певцом этого т-ра; особенно славился в операх Верстовского "Аскольдова могила" и "Громобой" (партия Четко). В 1875 вышел на пенсию. В 1889 были изданы его воспоминания, освещающие быт и нравы провинциального актерства ("Сцена и жизнь в провинции и в столице").

Лит.: И. И. Лавров [некролог], "ЕИТ". Сезон. 1901-02, приложение 4; Толстой С. Л., В. Прокунин и Н. Ло-патин. Их жизнь и труды, в кн.: Сборник работ этнографической секции. М., 1926, .Ns 1, с. 68-82. Д. Кл,

ЛАВРОВ, Николай Владимирович (1805-40)- русский артист оперы (высокий бас). Начал сценич. деятельность как драм. актер. Обладал голосом широкого диапазона, мягкого, красивого тембра. Дебютировал как певец в 1825 в Москве при открытии Большого т-ра в новом здании (в прологе "Торжество муз", партия Аполлона).

Партии: Неизвестный ("Аскольдова могила" Верстовского), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Иаков ("Иосиф" Ме-гюля), Цампа (о. п. Герольда), Бертрам ("Роберт-Дьявол" Мейербера) и др.

Выступал также как драм. актер; в 1838 исполнял роль Мельника в драме "Русалка" Пушкина. А. А. Алябьев написал "Песнь на смерть Лаврова".

Лит.: Кони Ф., Николай Владимирович Лавров, русский певец и актер (Биография), "Пантеон Русского и всех Европейских театров", 1840, ј 6.

ЛАВРбВ, Сергей Сергеевич [р. 20.VIII(2.IX).1916]- русский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Член Коммунистич. партии с 1954. В 1940 окончил ГИТИС (педагог М. М. Тарханов) и вместе с курсом был направлен в Брестский рус. т-р. В 1942-44 - актер т-ра "Красный факел" (Новосибирск), с 1944 - актер и режиссер, с 1949- гл. реж. Таганрогского т-ра им. Чехова, с 1961 работал в Волгоградском т-ре, с 1963 - гл. реж. Тульского т-ра.

Роли: Нил ("Мещане"), Листрат ("Земля" Вирты), Рыбаков ("Кремл„вские куранты"), Луконин ("Парень из нашего города"), Платон Кречет; Комиссар ("Повесть о настоящем человеке" по Полевому), Гордей Торцов ("Бедность не порок"), Великатов ("Таланты и поклонники"), Иванов (о. п. Чехова) и др.

Первая значит, режиссерская работа Л.- "Мещане" (1945). Впоследствии пост. в Таганрогском т-ре спектакли: "Любовь Яровая" (1949, играл Ярового), "Вишн„вый сад" (1950), "Разлом"; "Порт-Артур" Степанова и Попова (оба в 1952), "Егор Булычев и другие" (1953), "Чайка" (1954, играл Тригорина); в Волгоградском т-ре - "Гамлет"; "Гибель поэта" Соловь„ва (оба в 1962). Е, Ж.

ЛАВРОВ, Юрий Сергеевич [р. 1(14).III.1905]-русский советский актер. Нар. арт. СССР (1960). Сценическую деятельность начал во вспомогат. составе Петрогр. Большого драматич. театра (1919-22). Был одним из организаторов "Молодого т-ра" (1922-25). Затем работал в Т-ре Мейерхольда, Ле-нингр. Красном т-ре. В 1929- 1934 - актер Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. С 1938-в Т-ре им. Леси Украинки. Остро характерный актер, Л. сочетает в сво„м творчестве психологич. глубину, поэтич. силу, яркость сценич. рисунка. В исполнение ролей отрицат. персонажей - Бережной ("Соло на флейте" Микитенко), Коломийцев ("Последние") и др., актер вносит гневную сатирич. страстность.

Роли: Кастальский "Страх" Афиногенова), Тартюф;

Абрезков ("Живой труп"). Дон Жуан, Годвинсон ("Каменный властелин", "В пуще" Леси Украинки), Риварес ("Овод" по Войнич), Муратов ("Зыковы"), Рощин ("Хождение по мукам" по А. Н. Толстому), Ф„дор ("Нашествие"), Василий Агафонов ("Новые времена" Мдивани) и др. Снимался в кино.

Лит.: СтаринкевичЕ., Искания, "Театр", .ј 10, 1959; Холодов Е., "Последние", там же, 1960, ј 9. р. Б.

ЛАВРОВА, Татьяна Николаевна [р. 17(30),XII. 1911]- русская советская артистка оперы (лирико-коло-ратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). В 1941 окончила Ленингр. консерваторию по классу С. В. Акимовой. Творч. деятельность начала в Ташкенте в 1942. С 1944 Л.- артистка Ленингр. Малого оперного т-ра. Голос Л., прозрачный и нежный, ровно звучит .во всех регистрах. С особым успехом исполняет партии лирич. репертуара. Препода„т в Ленингр. консерватории.

Партии: Наташа Ростова ("Война и мир" Прокофьева;

Гос. пр. СССР, 1947), Любовь Шевцова("Молодая гвардия" Мейтуса; Гос.пр.СССР. 1951), Женя ("Далеко от Москвы" Дзержинского), Снегурочка;

Иоланта (о. п. Чайковского), Эсмеральда (о. п. Даргомыжского), Джильда, Виолетта; Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Розина, Лакме и др.

Лит.: Богданов-Березовский В. М." Татьяна Николаевна Лаврова, Л., 1950, с. 48; Дмитриевский В., Признание, "Театральная жизнь", 1961, .ј 11. А. Ив,

ЛАВРЙВСКАЯ (по мужу Цертелева), Елизавета Андреевна [1(13).X.1845. Кашин,-4.П.1919, Москва] - русская артистка оперы (контральто), педагог. В 1868 окончила Петерб. консерваторию по классу Г. Ниссен-Саломан. В том же году впервые выступила на оперной сцене. В 1868-72 и 1879- 1880 пела на сцене Мариинского т-ра, в 1890-91- на сцене Большого т-ра. Выступала как концертная певица в России и за границей (Италия, Германия, Англия и др.), завоевала мировую известность. П., И. Чайковский считал Л. одной из выдающихся представительниц рус. вок. школы. Он писал о "чудном, бархатном, сочном" голосе Л., отмечал художеств. простоту е„ исполнения, глубокое проникновение в стиль муз. произв. Л. подала Чайковскому мысль написать оперу на сюжет "Евгения Онегина" Пушкина. Композитор посвятил Л. романсы и вок. квартет "Ночь"; в расч„те на голос Л. он написал партию Морозовой в своей опере "Опричник".

Партии: Ваня, Ратмир ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка"), Рогнеда, Груня ("Рогнеда", "Вражья сила" Серова), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Зибель ("Фауст"), Азучена ("Трубадур") и др.

С 1888 Л.- проф. Моск. консерватории. Воспитала плеяду выдающихся певип, в т. ч. Е. И. Збруеву, Е. Я. Цветкову.

Лит.: К [ а ш к ] и н Н., Двадцатипятилетие артистической деятельности Е. А. Лавровской, "Русские ведомости", 1893, ј 23, 24 янц.; Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; Яголим Б., Е. А. Лавровская. (К 30-летию со дня смерти), "Советская музыка", 1949, Jsfi 3. О. В.

ЛАВРОВСКИЙ, Леонид Михайлович [р. 5 (iS). VI. 1905] - русский советский балетмейстер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1922 по окончании Ленингр. хореографич. техникума (класс В. И. Пономар„ва) был принят танцовщиком в труппу Т-ра оперы и балета (ныне Т-р оперы и балета им. Кирова). В 1928 впервые выступил как балетмейстер, поставив в хореографич. уч-ще "Времена года" на муз. Чайковского. В 1936-38 - худ. рук. балетной труппы Ленингр. Малого оперного театра, в 1938-44 -Т-ра оперы и балета им. Кирова. С 1944 (с небольшими перерывами) - гл. балетмейстер Большого т-ра. Творч. деятельность Л. способствовала развитию ре-алистич. традиций в сов. балете, его пост. утверждали в сов. хореографии идейное, интеллектуальное начало. Глубоко постигая муз. партитуру, Л. насыщает спектакль драматич. действием, логикой жизненной правды. Его спектакли отличаются яркостью характеристик действующих лиц, гармонич. единством танца и пантомимы, к-рая органически переходит в танец. Все эти качества нашли отражение в пост. балета "Ромео и Джульетта" (1940, Т-р оперы и балета им. Кирова; Большой т-р, 1946; Гос. пр. СССР, 1947), к-рая утвердила новый жанр балетного спектакля.

Пост.: "Фадетта" на муз. Делиба (1934, выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща), "Кавказский пленник" Асафьева (1938, Малый оперный т-р), "Красный мак" (1949, Большой т-р; Гос. пр. СССР, 1950), "Сказ о каменном цветке" (1954); "Паганини" на муз. Рахманинова (1960), "Ночной город" на муз. Бартока (1961), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961) и др. Л.-автор новых редакций классич. балетов: "Жизель" (1944), "Раймонда" (1945) и др.

С 1948 Л. вед„т педагогич. работу на балетмейстерском ф-те ГИТИСа, с 1952 - профессор. Среди его учеников: Б. Фенстер, О. Тарасова, Е. Дорофеев, А. Чичинадзе, Н. Конюс и др. В 1958-62-худ. рук. Моск. балета на льду. Л. ставил спектакли за рубежом ("Жизель", 1957, Будапешт; 1958, Хельсинки и Белград; "Каменный цветок", 1960, Хельсинки; "Ромео и Джульетта", 1960, Будапешт). Лауреат Гос. пр. СССР (1946).

Лит.: "Рабочий и театр". Л., 1937, .ј 7, с. 33; Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 1950, с. 151-53;

"Театр", M., 1945, ј 2, с. 22-26; 1950, ј 2, с. 25-34;

1955, ј 5, с. 175-76; 1960, ј 8, с. 108-109; "Советская музыка", M., 1960, .N" 6, с. 115-17; 1961, ј 9, с. 79-82;

1962, .ј 10, с. 72-78; Городинский В., Опера и балет, в сб.: Советский театр..., M., BTO, 1947, с. 542; "Музыкальная жизнь", М., 1962, ј 1, с. 11-12. Д/. Цл.

ЛАВРОВЫ (наст. фам.- Селяхины), братья Петр Лаврентьевич (р. 1894), Николай Лаврентьевич (р. 1896), Лаврентий Лаврентьевич (р. 1907) - русские советские цирковые артисты, клоуны и музыкальные эксцентрики. Лаврентий Л.- "белый" клоун (резон„р), Петр и Николай Л.- "рыжие" клоуны. Л. соединяли в масках и при„мах крайности буффонады с бытовыми деталями, стремились психологически оправдать действие. По преимуществу исполняли традиц. антре. Обращаясь к совр. репертуару, использовали форму буффонадной клоунады. Ю. Д.

ЛАГАРП (Laharpe, La Harpe), Жан Франсуа де (20.XI.1739-11.II.1803) -французский драматург, критик, теоретик драмы и театра. В трагедиях "Граф Уорик" (1763), "Тимолеон" (1764), "Фарамон" (1765) и др. критиковал злоупотребления феодально-сословного режима. Провал трагедии "Густав Ваза" (1766) оттолкнул Л. от т-ра. К драматургии он вернулся в 1770, написав антиклерикальную драму "Мелани" (была запрещена, пост. лишь в 1791). Из поздних пьес Л. наиболее значительны трагедии на античные темы - "Фидоктет" (1783), "Кориолан" (1784), "Виргиния" (1786), выражающие его умеренно просветительские взгляды. Пьесы Л. были пост. в т-ре "Коме-ди Франсез". Примыкая к драматургии "школы Вольтера", Л. в рецензиях, в курсе лекций, составивших многотомный труд "Лицей", придерживался норм классицизма, считая вершиной драматургии франц. трагедию 17-18 вв., отвергая сатирич. комедию от Аристофана до Бомарше. В первые годы франц. бурж. революции 1789-94 Л. был е„ сторонником, после термидорианского переворота стал ярым реакционером.

Соч.: Oeuvres, v. 1-16, P., 1820-21; Граф Варвик, пер. О. Ширяева, СПБ, 1814.

Лит.: Saint е-В e u v e C. A., Causeries du lundi, t. 5, P., [s.d. ]; B e г t г a n d L., La fin du classicisme et le retour a Pantique dans la seconde moitie du XVIII .siecle..., P., 1897; M о г e a u Р., La critique litteraire en France, P., [19603. Я. Шр.

ДАГЕРКВИСТ (Lagerkvist), Пер (р. 23. V. 1891)- шведский писатель, драматург, поэт. В 1912 окончил Упсаль-ский ун-т, в этом же году дебютировал как поэт. В годы 1-й мировой войны сформировалось противоречивое мировоззрение Л. Во мн. его пьесах ненависть к силам реакции и насилию сочетается с настроениями крайнего пессимизма, ощущением зыбкости и трагич. предопредел„нности человеческой жизни. Такова зловещая драм. фантазия "Последний человек" (1917). В пьесе "Небесная тайна" (1919) протест Л. против империалистич. войн имеет более конкретный и активный характер. В программном сборнике "Театр" (1918) Л сформулировал свои эстетич. позиции. Находясь под сильным влиянием поздней драматургии А. Стриндберга, Л. стремился к символико-обобщ„нному, подчас гротескному изображению действительности, использовал характерный для Стриндберга при„м материализации в сценич. действии иррациональных явлений - мыслей героя, его мечтаний, снов и т. п. В драмах "Невидимый" (1923), "Гость действительности" (1925), "Вечная улыбка" (1925) Л. оперирует абстрактными, извечными категориями добра и зла, жизни и смерти, утверждает непознаваемость причин социальной несправедливости. Драма "Человек, вновь проживший свою жизнь" (1928) свидетельствовала об эволюции идейных взглядов Л. В этой пьесе, реалистически изображающей представителей трудового народа и мелкобурж. среды, драматург вскрыл противоречие между "жить" и "быть человеком", присущее бурж. обществу с его растленной моралью. Историч. драма "Король" (1932), "Победа во тьме" (1939), "Сон в летнюю ночь - в работном доме" (1941) по-прежнему насыщены абстрактными философскими размышлениями, но в них побеждает вера в добрую волю простых людей, призыв бороться с любыми формами духовного и физич. насилия. Глубокий и действенный гуманизм Л. проявился в зрелых драм. произв. "Палач" (1933) и "Человек без души" (1936), раскрывающих изуверскую сущность фашистской идеологии и практики. Философские драмы "Философский камень"

(1947), "Дайте людям жить" (1949), "Варавва" (1952 инсц. одноим. романа Л., удостоенного Нобелевской пр. в 1951) вновь знаменуют отход Л. от социальной проблематики. Созвучность творчества Л. настроениям широких кругов совр. швед. интеллигенции, блестящая драматургич. техника пьес, интеллектуально насыщенный диалог определили значит, роль драматургии Л. в духовной жизни страны. Пьесы Л. много ставились в сканд. странах, во Франции, Англии, США и др.

Соч.: Dramatik, Stockh., 1946; Skrifter, bd 1-3, Stockh., 1932.

Лит.: Bergman G. M., P. Lagerkvists dramatik, Stockh., 1928; Freden G., Par Lagerkvist, Stockh., 1934;

Hornstrom E., Par Lagerkvist, Stockh., 1946; M j o-berg J., Livsproblemet hos Lagerkvist, Stockh., 1951, Oberholzer O., Par Lagerkvist. Studien zu seiner Prosa und seinen Dramen, Hdlb., 1958. Вл. М.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница