Наши партнеры

проектирование мультимедиа
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/prokat-avto-v-volgograde-bez-voditelya-czena-na-arendu-avtomobilya/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 242)


КУРТЕЛЙН (Courteline), Жорж [наст. имя и фам.- Жорж Виктор Марсель Mуано (Moinaux)] (25. VI. 1858-25. VI. 1929) - французский писатель, драматург. Род. в семье водевилиста Ж. Муано. Учился в коллеже в Mo, где начал писать пьесы в стихах. В драм. произв. К., являющихся гл. обр. переделкой его новелл и романов, проявилось большое комедийное дарование автора. Пьесы К. написаны на злободневные темы, они отличаются острой занимат. интригой, в них действуют гротесковые персонажи. А. В. Луначарский называл К. "корол„м юмористов". В течение мн. лет пьесы К. были основой репертуара парижских "т-ров бульваров". Пост. лучшей комедии К. "Бу-бурош" (1893, Свободный т-р) о любовных злоключениях доверчивого буржуа стала крупным событием в театр. жизни Парижа. Среди комедий и фарсов К. известны также: "Вес„лые парижские кумушки" (совм. с К. Мендесом, 1892, "Нуво т-р"); "Эскадронные радости" (совм. с Э. Норесом, 1895, т-р "Амбигю"), "Серьёзный клиент" (1896, т-р "Карийон"), "Господин Баден" (1897, т-р "Гран Гиньоль"), "Безжалостный жандарм" (совм. с Э. Норесом, 1899, Т-р Антуана). "Домашний мир" (1903, там же).

Соч.: Oeuvres completes illustrees, v. l-10, P., 1930-31.

Лит.: Луначарский А. В.,О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, M., 1958; Т u г p i n F., Georges Courteline, P., 1925; Portail J., Georges Courteline, l'humoriste francais. P., 1928; Blum R., Georges Courteline, Monaco, 1930. A. Мих.

"КУРТИНА" {Curtain, букв.-занавес)-английский театр. Построен в Лондоне в 1577 (через год после- постройки первого публичного т-ра, наз. "Театр"). На сцене "К." играли известные труппы, в т. ч. "Слуги лорда-камергера". Вероятно, там впервые были показаны "Ромео и Джульетта", "Генрих V" Шекспира, "У всякого своя причуда" Б. Джонсона. После открытия т-ра "Глобус" (1599) т-р "К." утратил ведущую роль.

Лит.: Булгаков А. С., Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма, Л., 1929. А. Б.

КУРМОВ, Алим Салимханович (р. 1911) - кумыкский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1930 окончил муз.-драм. техникум в Махачкала и вступил в труппу вновь созданного Кумыкского т-ра. Играл роли героев: Айгази (о. п. Салаватова), Уллубий Буйнакский (о. п. Рустамова), Яго; Рустам ("Намус" Ширванзаде). Исполнял роль С. М. Кирова ("Крепость на Волге" Кремл„ва). Создал образы незаурядных, цельных людей, исполненные глубокого драматизма. Реалистич. выразительностью отмечено исполнение К. ролей суровых, мужественных и в то же время простых, сердечных стариков-горцев в пьесах о современности: председатель колхоза Темирбек ("Любовь Асият" Курбанова), бригадир Изамутдин ("Под деревом" Рустамова, муз. Гасанова). Пост. спектакли: "Платон Кречет" (1935);

"Тулпар" Абдуллаева (1937) и др. Перев„л на кумыкский язык ряд пьес сов. и классической драматургии. Е. Ж.

КУРУП, Кунджу (р. 20. III. 1880) -индийский танцовщик и педагог. Танцевальному иск-ву начал обучаться в раннем детстве. Первое выступление К. состоялось в спектакле "Рукминешсвайемварам" в роли Кришны. К. исполнял .танцы школы катак-хали. Иск-во К. отличалось отточенным мастерством, стилевой точностью грима и костюма. Позднее организовал танцевальную школу, где воспитывал молодых танцовщиков. Среди учеников К. - известные инд. танцовщики Гопинатх, Гопал, Сивараман и др.

Лит.: Gopal R.,Serozh Dadachanji, Indian dancing, L., 1955; "Marg", Bombay, 1957, v. XI, "Ns l, Dec., [разд.] X. Contemporaries, с. 52. Л. Гр.

КУРЦ (Kurz), Йозеф Феликс (1715-84) -австрийский актер. С 1737 начал выступать в труппе Пре-хаузера. С 1760 возглавил странствующую труппу актеров, игравшую в разл. городах Австрии, Германии, в Праге, Варшаве и др. В венских комич. представлениях К. создал образ вес„лого, ловкого парня Берна рдона, сменившего на венской сцене Ганс-вурста и унаследовавшего ряд его черт. Тексты пьес с участием Берна рдона создавались самим К., большое место в них занимала импровизация. Они писались на сказочные сюжеты с неожиданно вплетающимися реальными комич. эпизодами. В спектаклях труппы К. большое внимание уделялось постановочным и шумовым эффектам, музыке (в спектакль вводились куплеты, арии). Спектакли К. способствовали формированию в австр. т-ре жанра зингшпиля. В 70-х гг. 18 в. труппа К. выступала в Вене в "Кернтнертортеатре", с 1774- в "Леопольд-штадтеатре". Впоследствии образ Бернардона был вытеснен комич. образом Кашперля, созданным актером Ларошем.

Лит.: Matzner A. H., Uberprufung der Materialien zur Biographie des Josef Felix von Kurz, W., 1937 (Diss.).

Л. Лоб. КУРШ (Kurs), Антонин (6. IV. 1901 - 60) - чехословацкий режиссер. Чл. КПЧ с 1932. Окончил педагогический ин-т. Будучи педагогом, руководил самодеят. театр. коллективами рабочих. В 1933 окончил театр. отделение Пражской консерватории" В 1934 как делегат Междунар. организации рабочих т-ров был послан в Москву, где в течение 2 лет проходил практику в Камерном т-ре у А. Я. Таирова. По возвращении в Чехословакию участвовал в создании первого чеш. т-ра для детей. В 1935 - гл. реж. т-ра в Моравска-Остраве, затем в гг. Ко-шице и Кладно. В 1939 гестапо запретило К. работать в т-ре. В период оккупации в„л нелегальную деятельность. После 1945 был одним из создателей "Т-ра 5 мая" в Праге, где поставил инсценировку романа А. С. Серафимовича "Железный поток", пьесы: "Ян Жижка" Ирасека, "Обыкновенный человек" Леонова и др. В 1948 переехал в Остраву, где пост. пьесы "Егор Булычев и другие", "Дядя Ваня"; "Войнарка" Ирасека и др. С 1957 К.- гл. реж. Театра им. бр. Мрштиков в Брно. С 1952 преподавал в Академии искусств в Брно. Л. Сол.

КУСАНИ (Cuzani), Августин (р. 1926)- аргентинский драматург. Работает для "независимых театров" Буэнос-Айреса. Автор пьес: "Фунт мяса"(1952, т-р "Независимые") - едкой сатиры на бурж. демократию, "Центр нападения умр„т на заре" (1955, там же), разоблачающей коррупцию в капиталистич. обществе, "Индейцы были глупцами" (1958, Новый театр), высмеивающей амер. образ жизни. В комедии "Семпорнио" (1962) выступает против гонки вооружений, за мирное использование атомной энергии. В 1958 и 1963 К. посетил Советский Союз. Его комедии "Фунт мяса" и "Центр нападения умр„т на заре" пер. и изд. в СССР (М., 1957,1959). "Центр нападения умр„т на заре" пост. Моск. т-ром им. Ленинского комсомола, Калининградским и др. т-рами (1958). Ал. Р.

КУС‚НКО, Ольга Яковлевна (р. 11. XI. 1919) -украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1937-41-студентка Киевского ин-та театр. иск-ва им. Карпенко-Карого. С 1944-актриса Т-ра им. И. Франко. Играет лирич., героич., драматич. и комедийные роли. Создала образы укр. девушек и женщин, характеризующиеся социальной остротой, нац. колоритом, народностью.

Роли: Варя ("Вишн„вый сад", 1946), Ольга, Василиса ("Макар Дубрава", 1948, "Калиновая роща" Корнейчука, 1951, Гос. пр. СССР), Галя ("Не называя фамилий" Минко, 1953), Варка ("Дума о Британке" Яновского, 1957), Марыся {"Мартын Боруля" Карпенко-Карого 1950), Ол„на ("Мироед или паук" Кро-пивницкого, 1952), Анна ("Украденное счастье" Франко, 1956), Меланка {"Свадьба Свички" Кочерги, 1960), Кат-ря ("Не суждено" Старицкого, 1963), Регана ("Король Лир", 1959). Снималась в кино. С. Б.

КСОВ, Дмитрий Ипполитович (р. 1889) - осетинский писатель, драматург. Лит. деятельность начал с 1909. Первая пьеса в стихах "Дети гор" (1912, Владикавказский рус. т-р). В 1914 написал драму "Заурбек" и комедию "Неудачное похищение". После Октябрьской революции - пьесу "Белый туман" о гражданской войне на Сев. Кавказе (1920). К. принадлежат также пьесы "Земля" (1936), "Певец народа" (1939). Антирелигиозная пьеса К. "Марьям" пост. в ряде театров др. республик. В 50-е гг. написал пьесы: "Хадзимет Рамонов", "Сын народа", "Лучи жизни и др.; ряд одноактных пьес.

КСОЯ (Kuusoja), Майю (р. 1925) - финская артистка оперы (меццо-сопрано). Училась в консерватории в Тампере, совершенствовалась в Хельсинки,-Стокгольме, Вене. Впервые выступила на оперной сцене в Хельсинки в 1949. С этого года- солистка Финской оперы (Хельсинки). Голос К. - большого диапазона, отличается красотой тембра, силой, богатством красок. Исполнению е„ присущи глубокая эмоциональность, выразительность фразировки.

Партии: Кайса ("Похья-лайсия" Мадетоя), Эболи, Азучена, Амнерис ("Дон Карлос", "Трубадур", "Аида" Верди), Фрика ("Валькирия" Вагнера), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Юдифь ("Замок герцога Синей Бороды" Бартока), Марцелина ("Свадьба Фигаро"), Кармен.

КУСТОДИЕВ, Борис Михайлович [23. II (7.III). 1878 - 26. V. 1927] - русский советский художник. Академик живописи (1909). Учился в петерб. Академии художеств (1896-1903) у И. Е. Репина. Входил в художеств. группировки "Союз русских художников" и "Мир искусствам. В 1907-08 был декоратором Мариинского т-ра, помощником А. Я. Головина. Первая'самостоятельная работа К. для т-ра - эскизы для спектаклей т-ра Незлобина в Москве "Горячее сердце" (1912) и "Воевода" (не осуществл„н) Островского. Лучшие декорации К. отличаются нац. своеобразием, поэтич. восприятием рус. природы.Он создавал колоритное реалистич. оформление к произв. Островского, Гоголя, Лескова. В декорациях к спектаклю МХТ "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1914) К. показал уклад жизни "патриархального" купечества, застойный быт захолустного города. Подлинного лиризма и поэтичности были исполнены декорации К. к спектаклю МХТ "Осенние скрипки" Сургуч„ва (1915).

Особенно много работал К. для т-ра после Октябрьской революции. Несмотря на тяж„лую болезнь, приковавшую художника к постели, он создал эскизы к спектаклям: "Вражья сила" Серова (1920, Академич. т-р оперы и балета, пост. Шаляпина), "Царская невеста" (1920, петрогр. Нар. дом), "Ревизор" и "Тяжба" Гоголя (1919, 1920, петрогр. Малый драм. т-р), "Посадник" А. К. Толстого, "Волки и овцы" (1922, 1927, Ленингр. академич. т-р драмы) и др. Оформил первые сов. спектакли ленингр. т-ров: "Бабы" Неверова

(1921, петрогр. Смольный т-р), "Виринея" Сейфул-линой и Правдухина (1926, Ленингр. академич. т-р драмы). Вопреки распростран„нному в те годы конструктивизму, К. стремился утверждать в декорац. нск-ве сценич. живопись, передавать (по словам самого К.) "красочность быта эпохи", создавать зрелище театрализованное, но дающее иллюзию жизни. Добиваясь живописного лаконизма и обобщ„нности театр. образа, К. применял в декорациях сер. 20-х гг. отдельные элементы конструктивистского оформления (площадки, лестницы и др.), добиваясь, чтобы они конкретизировали место действия. В эскизах к спектаклю "Блоха" по Лескову (1925, M ХАТ 2-й;

1926, Ленингр. Большой драм. т-р) К. использовал при„мы нар. лубка, балаганного т-ра и создал остроумные, пародийно-гротесковые костюмы и декорации, яркие по краскам, изобретательные по форме. К. написал портреты В. В. Лужского, Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и др. деятелей рус. т-ра.

Выдающимися образцами театр.-декорац. иск-ва были эскизы декораций к неосуществл„нным спектаклям: "Волки и овцы" (1915), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1917), "Гроза" (1917,1920), "Свои люди-сочт„мся" (1923), опере "Снегурочка" (1918) и др.

Соч.: Задуманное и осуществленное, "Жизнь иск-ва", 1920, 23-24 сент.; Как я работал над "Блохой", в кн.:

"Блоха", сб. статей. Л., 1927.

Лит.: Воинов В. В., Б. М. Кустодиев, Л., [1926];

Бартошевич А., Кустодиев в театре. Л., 1927; Д и-к и и А., Б. М. Кустодиев (1878-1927), "Творчество", 1935, ј7; Гремиславский И. Я., Режиссеры и художники МХАТ (разд.- Б. М. Кустодиев и В. В. Луж-ский), "Искусство", 1938, ј 6; Эткинд М., Борис Михайлович Кустодиев, [Л.- М., I960] (имеется библиография). м. п.

КУТО (Coutaud), Люсьен (р. 13. XII. 1904) -французский живописец и театральный художник. Окончил школу изящных иск-в в Ниме. Учился в Свободной академии в Париже. В 20-30-е гг. в творчестве К. проявилось воздействие модернистских направлений - дадаизма, сюрреализма. Работу в т-ре К. начал в 1928. Оформлял спектакли реж. Ш. Дюллена, Ж. Копо, Ж. Л. Барро, А. Барсака, балетмейстеров Р. Пети, С. Лифаря и др. Декорации и костюмы К. отличаются подч„ркнутой условностью формы.

Оформил в парижских т-рах драм. спектакли: "Птицы", "Богатство" Аристофана (1928, 1938, т-р "Ателье"), "Восемьсот метров" Обея (1941, Стадион Р. Гарро), "Атласная туфелька" Клоделя (1943, "Комеди Франсез"), "Елизавета Английская" Брукнера (1949, т-р "Мариньи"); балеты - "Поэт" Годара (1945, "Т-р Сары Бернар"), "Весенние игры" Мийо (1948, "Опера комик") и др.

Лит.: Р а г m е 1 i n H., Cinq peintres et le theatre, P., [1956]. M, П.

КУТТУБАЕВ, Аманкул (p. 1907) - киргизский советский режиссер, актер, драматург. Нар. арт. Кирг. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1926, будучи школьным учителем, поступил в только что организованную кирг. театр. студию. В 1932 пост. на сцене Кирг. т-ра свою пьесу "Враги колхоза", в 1934 - "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") Турусбекова. В 1935-40 учился на реж. ф-те ГИТИСа в Москве; дипломная работа - пост. первой кирг. оперы "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере (1939). В 1939-52 К.-гл. реж. Кирг. т-ра оперы и балета, с 1952 - директор. Участвовал в первой пост. на кирг. сцене опер: "Евгений Онегин" (1942), "Кармен" (1949); "Кокуль" Раухвергера (1942), "Патриоты" (1941), "Манас" (1946), "На берегах Иссык-Куля" (1951), "Токтогуд" (15S) Власова, Малдыбаева и Ф"}? tr др. Совм. К. Маликовым написал пьесы "Джаныл" (1946) и "Мы не те, что были" (1951).

Лит.: [Кумушалиев К.], Аманкул Куттубаев, Фрунзе, 1958. Я. Л.

КУТТУБАЕВА, Анвар (р. 1915) - киргизская актриса, нар. арт. Кирг. ССР (1939). Занимаясь в педагогич. техникуме во Фрунзе, участвовала в спектаклях драм. кружка. В 1929 вступила в киргизскую театр. студию, на основе к-рой в 1930 создан кирг. драм. т-р.

Роли: в драм. спектаклях - Настя ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Карачач (о. п. Джантошева), Айша ("Джапалак Джатпасов" 'Шукурбекова). Обладая вокальными данными (сопрано), К. с успехом выступала в муз.-драм. спектаклях - Зулайха ("Аджал ордуна" - "Не смерть, а жизнь" Турусбекова), Чинар ("Алтын-кыз" Боконбаева), Калыйман ("Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере), Чолпон ("Кокуль" Раухвергера).

Основная тема творчества К. в эти годы - горькая участь бесправной кирг. девушки до революции; е„ переживания К. передавала искренне, с большой душевной теплотой, в трогательных дирич. тонах. С 1946 работала в кирг. филармонии, возглавляла ансамбль кирг. песни и танца. В 1952 снова вступила в труппу Кирг. драм. т-ра. Перешла на характерные и комич. роли, к-рые играла увлеч„нно, самозабвенно, внутренне оправдывая самые яркие и утрированные краски.

Роли: Анна Павловна ("Кто сме„тся последним" Крапивы), Калбюбю ("Дочь Атабека" Абдумомунова), Кудайсок-конова ("Сердце бь„тся" Маликова), Феклуша ("Гроза"), Но-бинкали ("Дочь Ганга" по Тагору).

Лит.: Джумабаев Б.[ сост.], Анвар Куттубаева, Фрунзе, 1958. ff JJ

КУТЙ, Адел [наст. имя и фам.- Адельша К у-т у е в; 15(28). XI. 1903-16. VI. 1945] - татарский советский писатель, драматург. Окончил педагогич. ин-т в г. Казани (1929). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Лит. деятельность начал в 20-х гг. Был одним из руководителей татарского "Левого фронта" ("Сул фронт"), а в области т-ра-театр. мастерской "сулфа" ("Сул фронт"). В этот период разделял ошибочные взгляды "сулфа" на старый реалистич. т-р, участвовал' в создании драм. коллектива "Бомба", ставившего агитац. пьесы. Но уже в своих первых пьесах К. встал на путь реалистич. воспроизведения жизни. Пьесы К. способствовали утверждению совр. репертуара в тат. т-ре. Героями пьесы "Казань" (Тат. академич. т-р, 1927) были участники освобождения Казани от белочехов и белогвардейцев. В пьесе "Ответ" (там же, 1929) К. показал процесс становления единого рабочего коллектива, освобождения его от пережитков прошлого, идейное размежевание в среде нац. интеллигенции. Противоречивые оценки вызвали пьесы "Свояченица" (там же, 1927) и "Сизая голубка" (там же, 1928)- о путях формирования молодого поколения, его моральном облике, воспитании новой нар. интеллигенции. В пьесе "Директор Замилов" сатирически обличается мещанство. Новые отношения между народами в эпоху строительства социализма К. показал в пьесе "Песня радости" (1935).

По популярной повести К. "Неотосланные письма" писатель* Г. Минский написал одноим„нную пьесу (Республик, передвижной т-р, 1961), а композитор Дж. Фай-зи - оперу (Тат. т-р оперы и балета, 1960).

Соч.: Сайланма эсэрлэр, Казан, 1953.

Лит.: Нигъм этуллин Э., Гадел Кутуй (1903-1945), "Совет эдэбияты", 1950, ј6;

X э и р и X., Талантлы язучы, в его сб.: Эдэбият Ьэм тормыш. Казан, 1953. ф. Г,

КУУДУЛ (киргизский народный рассказчик)- см. Ку.

КУУЗИК, Тийт (Дийтрих Янович) (р. 29. VIII (11. IX). 1911 ] - эстонский советский артист оперы (баритон), педагог. Нар. арт. СССР (1954). Депутат Верховного Совета

Эст. ССР 5-го созыва. В 1938 окончил Таллинскую консерваторию по кл. проф. А Ардера был приглаш„н солистом в Венскую нар. оперу. В 1940-41 и с 1944 К.солист т-ра оперы и балета "Эстония".

Партии: Онегин (Гос. пр. СССР, 1950), Раю ("Певец свободы" Э. Каппа, Гос. пр. СССР, 1952), Рауд ("Боевое крещение" Эрнесакса), Вамбо ("Огни мщения" Э. Каппа), Риголетто; Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Тонио ("Паяцы"); Фигаро, Руслан, Борис Годунов;

Вершинин ("Никита Вершинин" Кабалевского) и др. Выступает в концертах.

С 1940 К. занимается педагогич. деятельностью (с 1947-проф. Таллинской консерватории). Гастролировал по СССР и за границей Ал. X.

КУУСКЕМАА, Бетти (наст. имя - Мария-Елизавета;?. 28. I. 1879)эстонская актриса. Засл. арт. Эстонской ССР (1947). Начала сценич. деятельность в 1897 в любительской труппе т-ра "Эстония". Была одним из основателей проф. т-ра "Эстония" (1906), работала в этом т-ре до 1949. Вначале играла героинь - Ева (о. п. Фосса, 1930), Магда ("Родина" Зудермана, 1904), вскоре перешла на роли пожилых женщин. К. создала трагедийные и сочные комедийные образы, отмеченные яркой характерностью, обилием выразительных деталей: Анна Андреевна ("Ревизор", 1917), леди Мильфорд (1909), Василиса ("На дне", 1917), Эмилия ("Отелло", 1924), Какетсеская Кадри ("На хуторе Пюве" Китцберга, 1925 и 1939), госпожа Ярак ("Паунвере" Лутса, 1937), госпожа Шток-ман ("Враг народа" Ибсена, 1939), Анна Куслап ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1947). Снималась в кино. К. Каск.

КУХМАЗОВ, Мурадхан Абдулджалилович (р. 1914) - лезгинский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Сценич. деятельность начал в 1932 в Лезгинском т-ре в с. Ахты (в наст. время т-р в Дербенте). С большим темпераментом и внутр. драматизмом играет роли:

Рустам ("Намус" Ширванзаде), Фердинанд ("Коварство и любовь"), Кидд ("Голос Америки" Лаврен„ва). К. созда„т образы сильных, властных людей - Узаир ("Сулак свидетель" Хуршилова и Чистякова), Мурсал-хан ("Ашуг Сайд" Хрюкского и Меджидова). Играл также Береста, Батуру ("Платон Кречет", "Калиновая роща" Корнейчука), Миловидова ("На бойком месте"). Е. Ж.

КУХМАЗОВА, Шамси Казимагомедовна (р. 1924)- лезгинская советская актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1960). В 1942 вступила в труппу лезгинского т-ра в с. Ахты (в наст. время т-р работает в Дербенте). Обладая хорошими вокальными данными, успешно выступает в муз.-драм. спектаклях.

Роли: Айханум ("Если сердце захочет" Рустамова), Диль-бер ("Ашуг Сайд" Хрюкского и Меджидова), Зухра ("Любовь и месть" Ахундова), Луиза ("Коварство и любовь"). Е. Ж.

ЕУЦЦОНИ (Cuzzom), Франческа (1700-70) - итальянская артистка оперы (сопрано). Ученица П. Ланци. Впервые выступила.на сцене в Парме в 1716. В последующие годы пела в Венеции. В 1723 была приглашена Г. Ф. Генделем в Лондон, где с большим успехом выступила в его опере "Оттон". Пела здесь ведущие партии в операх: "Кориолан" и "Веспасиан Ариости, "Роделинда", "Тамерлан", "Адмет" и "Юлий Цезарь" Генделя и др. В 1727-51 выступала в оперных т-рах Лондона, Вены, Флоренции, Антверпена, Гамбурга и др. Одна из выдающихся певиц 18 в., представительница итал. школы бель канто, К. обладала голосом красивого мягкого тембра, ей одинаково удавались кантиленные и сложные колоратурные арии. , Св. Г.

КУЧАР, Алесь [наст. имя и фам.- Айзик Евеле-вич К у чар; р. 24. VII (6. VIII). 1910] - белорусский советский драматург, критик. Чл. Коммунистич. партии с 1945. Пьесы К. посвящены героич. партизанской борьбе ("Заложники", 1944), подвигам минских подпольщиков в Отечеств, войне ("Это было в Минске", 1949), молод„жи Минского тракторного завода ("Беспокойные сердца", 1952). Пьесы К. ставились в т-рах им. Я. Коласа и Я. Купалы. Автор сценариев для кино.

Лит.: П?сменн?к? Савецкай Беларус?, М?нск, 1959, с. 259-260. о С

КУЧЙНГИС, Антанас Симона (р. 18. X. 1899) - литовский советский артист оперы (бас). В 1927 окончил Каунасскую консерваторию. С 1924 -солист т-ра оперы и балета Лит. ССР. Исполнение К. отличается высокой вок. культурой, он успешно исполняет партии драматич. характера.

Партии: Римвидас ("Гражина" Карнавичюса), Генерал ("Дочь" Кловы), Споке ("Деревня у поместья" Шимкуса), Гремин ("Евгений Онегин"), Годунов, Варлаам ("Борис Годунов"), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта), Нила-канта ("Лакме" Делиба), Кепал ("Проданная невеста" Сметаны) и др. Концертировал в Париже, Стокгольме, Праге и др. городах, д руд

КУЧИПУДИ - вид индийской классической танцевальной драмы. Распростран„н в юж. Индии. Раннее упоминание о К. встречается в лит. памятнике "Мачупалли Кайфиат" (1502), где рассказывается о представлении К., состоявшемся при дворе короля Вира Нарасимха Рейя. На архитектурных памятниках 8, 9 и 10 вв. сохранились надписи, говорящие о существовании актеров-исполнителей К. в Андхре и Кашмире. К. исполнялся одним актером, чаще всего на площади перед храмом, сопровождался музыкой. Состоял из 3 частей. В К. разыгрывались эпизоды из жизни бога Вишну. Позднее К. исполнялся группой актеров-мужчин. Исполнители К. были объединены в группы. Они получали широкое образование; знали санскритскую,телугскую лит-ру, изучали клас-сич. инд. танцы, музыку, пение.

В К. сочетается танец в 'чистом виде с драматич,1 действием. Диалоги еут сами танцовпйхй/

Лит.: Г а р г и Б а л в а н т, Театр и танец Индии, М., 1963. -Л. Г р.

КУЧИЯК, Павел Васильевич (17. III. 1897 - j 10. X. 1943) - ойротский советский писатель, драматург, актер. Род. в селе Куюм в Ойротии (ныне Гор-но-Алтайская обл.) в семье крестьянина-бедняка. В юности был батраком, лесорубом, сапожником. После установления на Алтае Сов. власти стал секретар„м сельского комитета бедноты, преподавал в Совпартшколе. Лит. деятельность начал в 1928. В 1929 окончил Коммунистический ун-т трудящихся Востока (Москва). В 1938-43 работал зав. лит. частью Горно-алтайского т-ра. Участвовал в спектаклях как актер. Первая пьеса К. "Борьба", рисующая клас. борьбу трудящихся с остатками кулачества, была написана и пост. в Ойротском т-ре к десятилетию Горно-Алтайской автономной области (1932). К. принадлежат также пьесы "Петля" (1934), "Яма" (1936), "Неожиданная встреча" (1936), "Враги в капкане" (1937), посв. революции и социалистич. преобразованию Алтайского края. Лучшие пьесы К. - "Чей-неш" - о партизанском движении на Алтае в годы гражд. войны (1940), и "Три сестры"-по мотивам алтайской нар. сказки (1941). К. исполнял роли в своих пьесах (бай Козут в пьесе "Чейнеш" и др.); выступал в концертах как сказитель, певец и музыкант. Б. Б.

КУШАЕВА, Танслу Хафизовна (р. 5. IV. 1925) - русская советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1945 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще по классу Н. А. Камковой и А. Я. Вагановой. С этого же года солистка балета Пермского т-ра оперы и балета. Сценич. образы К. искренны, лиричны. Л„гкий и сильный прыжок прида„т танцу К. особую воздушность.

Партии: Зарема, Тао Хоа; Китри ("Дон Кихот"), Эсме-ральда, Джульетта; Лиза ("Тщетная предосторожность") и др. К. - первая исполнительница заглавных партий в балетах Б. Машкова "Бэла" и "Грушенька". В 1946-57 преподавала в Пермском хореографич. уч-ще Ст. М

КУШИТАШВЙЛИ, Василий Павлович [25.IV(7.V) 1894 - 20. I. 1962]грузинский советский режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1958). В 1913 поступил в Моск. ун-т и одновременно учился в студии при Т-ре В. Ко-миссаржевской(1914-16, педагоги Ф. Ф. Комиссар-жевский, В. Г. Сахновский). В 1918-19 поставил в Тбилиси свои первые спектакли ("Антигона" Софокла и др.). В 1919-33 жил за границей; работал режиссером в Париже (в т-рах Антуана, "Одеон", "Ателье") и в США (пост. там "Вишн„вый сад"). В 1933. вернулся в Грузию. С 1934 работал в Т-ре им. К. Марджанишвили, где пост. спектакли "Женитьба Фигаро" (1937); "Рюи-Блаз" Гюго (1941), "Гора дум" Шатберашвили (1945), "Маскарад" (1946), "Русский вопрос" (1947), "Мария Стюарт" (1955); "Лавина" Мревлишвили (1956), "Ричард III" (1957). Руководил т-рами в Зугдиди (1948), Гори (1950-52), Кутаиси (1952-54). Сухуми (1961-62). режиссер реалистич. школы, воспитанный в традициях передового рус. т-ра, К. ставил спектакли, отличающиеся чувством меры, гармонич. сочетанием всех элементов спектакля, сценич. культурой. В„л педагогич. работу в груз. Театральном ин-те и в театр. студиях в 1933 - 1958.

Лит.: Ч e и ш в и л и С., Васо Кушиташвили, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.). Е ?д

КУЭВА, Куэва де Гароса (Cueva de Garoza), Хуан де ла (1550-1610) - испанский поэт и драматург. Несколько пьес К. посв. античности, в т. ч. трагедия "Освобождение Рима Муцием Сцеволой", "Смерть Виргинии" и др. Однако, стремясь к созданию героико-патриотич. драмы, К. обращался преим. к нац. истории в пьесах "Смерть короля Санчо и осада Саморы", "Семь инфантов Лары" (1579, труппа А. Родригеса), "Освобождение Испании Берна рдо дель Карпио", "Государь-тиран" (2 ч.), "Разорение Рима" и др. К. свободно перемещал действие своих пьес во времени и пространстве, сочетая трагические и комические элементы. В наиболее популярной драме "Клеветник" (1581, труппа А. де Сис-нероса), в историч. драмах и особенно в бытовых пьесах "Опекун", "Постоянство Арселины" К. главное внимание уделял внешнему действию, интриге. В 1579-81 пьесы К. ставились в Севилье с большим успехом. В своей "Образцовой поэтике" ("Ejemplar poetico", соч. 1605-06, изд. 1772) К. одним из первых в Испании выступал в защиту нац. ренес-сансной драмы.

Соч.: Comedias y tragedias, v. 1-2, Madrid, 1917-Teatro escogido, Madrid - [e. a.], [1931]; Obras. El infamador. Los siete infantes de Lara. El ejemplar poetico. Prologo y notas de F. A. de Icaza, Madrid, [1924]; то же в серии Clasicos Castellanos, v. LX, 2 ed., Madrid, 1941.

Лит.: W а 1 b e r g E., Juan de la Cueva et son "Exemp-lar poetico", Lund, 1904; Guerrieri Crocetti C., Juan de la Cueva e le origini del teatro nazionale spagnolo, Torino, 1936. g [J

"КУЭВА" (La Cueva, исп., букв. - пещера )- кубинский театр. Осн. в 1936 в Гаване. Назывался также Художеств, т-р Гаваны. Начал свою деятельность в здании т-ра "Принсипаль де ла комедия" пост. пьесы "Эта неожиданная ночь" по Пиранделло. Один из основателей "К." - театр. деятель Л. А. Баральт. Для пост. этого т-ра характерна монументальность, мастерство разработки массовых сцен. Т-р пост. спектакли "Жизнь есть сон" Ленормана, "Миссия глупца" Хаусманна, "Прелюбодейка" Марти, "Луна .на болоте" Баральта и др. В деятельности "К." принимали участие X. Маньяч, Ф. Ичасо, Л. де Сото, Р. Суарес Солис и др. Т-р пропагандировал национальную драматургию, организовывал чтения неизданных пьес, конкурсы на лучший спектакль года. л Х

КУЮКОВА, Даркуль (р. 15. V. 1919) -киргизская сов. актриса. Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. Сценич. деятельность начала в 1936 в Кирг. ТЮЗе (г. Фрунзе). Исполнение ролей ослепл„нной ханом Акчаим ("Сарынжи" Эшмам-бетова) и матери героя Буруя ("Кокуль" Сарбагишева) отличалось романтич. приподнятостью, трагедийностью. С 1941 К. - актриса Кирг. драм. т-ра. Героини К. обладают сильным, мужеств. характером. Она играла девушку-охотника Айганыш ("Курманбек" Джан-тошева), девушку-витязя Джаныл (о. п. Маликова и Куттубаева). Др. роли: Меланья ("Егор Булычев и другие"), Кабаниха ("Гроза"), Эмилия ("Отел-ло"), Наталья Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Майсалбюбю ("Узкое ущелье" Абдумомунова), Гонерилья ("Король Лир"). Я. Л., Д. Бр.

КШЕНЕК (Krenek), Эрнст (р. 23. Vlil. 1900) --австрийский композитор, музыкальный писатель. Один из гл. представителей модернизма в музыке. Учился в Венской муз. академии и Берлинской высшей муз. школе. Работал в Касселе (в 1925-27 был ассистентом режиссера и музыковеда П. Беккера). В 1928-38 жил в Вене, в 1938 эмигрировал в США. Автор опер: "Прыжок через тень" (1924, Франкфурт-на-Майне; 1927, Ленингр. Малый оперный т-р), "Джонни наигрывает" (1927, Лейпциг; 1928, Ленингр. Малый оперный т-р; 1929, Моск. муз. т-р им. Немиро-вича-Данченко), "Жизнь Ореста" (1931, Лейпциг), "Карл V" (1938, Прага), "Плачет Афина Паллада"(1955, Гамбург) и др.; оперетт: "Центр тяжести, или Честь нации" (1928, Кассель) и др.; балетов: "Маммона" (соч. 1925) и др.; музыки к спектаклям и многочисл. соч. в др. жанрах. В ряде своих произв. К. выступает с острым разоблачением мещанства, но его творчество лишено стилистич. и идейного единства; оно испытывает воздействие разл. направлений в музыке 20 в., вт. ч. и самых крайних (додекафония, линеаризм). К. принадлежит ряд муз.-теоретич" работ и статей.

Соч.: Selbstdarstellung, Z., 1948.

Лит.: Эрнст Кшенек и его опера "Прыжок черев тень". (Сб. статей), Л.. 1927;' Эрнст Кшенек и его опера "Джонни наигрывает" (Сб. статей), Л., 1929; Saathen F., Ernst Krenek, Munch., 1959,

ЕШЕСЙНСКАЯ, Матильда (Мария) Феликсовна [р. 19(31). Vlil. 1872] - русская артистка балета, педагог. Дочь танцовщика Ф. И. Кшесинского. Окончила ПетерС, театр. уч-ще в 1890 (ученица Э. Чекетти и X. ИЬгнсо) и в том же году была принята в труп- ф пу Мариияского театра. Яркий темперамент и мимич. выразительность, виртуозная техника и артистичность утвердили К. как одну из ведущих танцовщиц труппы. В 1895 получила звание "прима-балерина". Пользуясь покровительством членов царской семьи, К. оказывала влияние на репертуар т-ра, монопольно исполняла мн. ведущие партии, добивалась увольнения нежелательных для не„ сотрудников и др. В 1904 вышла из состава труппы и выступала редко (2-3 раза в течение сезона).

Партии: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Эсмеральда, Жизель,0дет-та-Одиллия, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Китри ("Дон Кихот") и др.

Участвовала в постановках балетм. М. М. Фокина- "Эвника" Щербач„ва, "Шопениана"; "Эрос" на муз. Чайковского и др. В 1909 гастролировала в Париже ("Гранд-Опера"), в 1911-12 в составе антрепризы С. П. Дягилева - в Лондоне и др. городах. В 1920 эмигрировала во Францию. С 1929 занималась педагогической деятельностью в своей студии в Париже. Последнее выступление К. состоялось в 1936, В 1960 издала свою автобиографию.

Соч.: Souvenirs de la Kschessinska, P., [i960] Лит.: Борисоглебский М. В. [сост ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, Т е л я-ковский В. А., Воспоминания, Л., 1924; К а г s a-vin а Т., Ballets russes, P., 1931; Beaumont С. W.,

Complete book of ballets, L., 1949; В е n o i s A., Reminis' cences of the Russian ballet, L., [1941]; H u rok S., The world of ballet, L., 1955. JJ д

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница