Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 240)


КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - см. Театр кукол. КУКОТОВ, Петр Петрович [р. 5 (18). X. 1908] - русский советский артист оперы (лирико-драмати-ческий тенор). Нар. арт. Башк. АССР (1957). Впервые выступил на оперной сцене в Тбилиси в 1934. Работал в т-рах Саратова, Казани, Куйбышева, Горького, Ленинграда, Харькова и др. городов. С 1946 К.- солист Башк. т-ра оперы и балета. Партии: Герман;

Андрей, В акула, Юрий ("Мазепа", "Черевички", "Чародейка" Чайковского), Лыков ("Царская невеста"), Дубровский (о. п. Направника), Ионтек ("Галька" Монюшко), Ричард, Манрико ("Бал-маскарад", "Трубадур" Верди), Радамес, Хозе; Писарь ("Салават Юлаев" 3. Исмагилова) и др. А. .Ив.

КУКУЛАДЗЕ, Карл Ноевич (р. 25. VII. 1911)- грузинский советский художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1922-25 учился в студии живописи М. Тоидзе. В 1931 окончил Академию художеств Грузии по классам живописи у E. E. Лансере, декорац. иск-ва у Д. Н. Какабадзе. В 1931-34 работал в Т-ре оперы и балета им. 3. Палиашвили, с 1946 - гл. художник этого т-ра. В 1934-41 - в Большом т-ре СССР.

Оформил спектакли: "Баши-Ачуки" Кереселидзе (1946), "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1947),Лашкара" Андриашвили (1949), "Мзия" Баланчивадзе (1949), "Дубровский" Направника (1950), "Лакме" (1953); "Крутнява" Сухо-ня (1959), "Красный мак" (1948), "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" (1954-1959). Создал монументальные и лаконичные декорации к операм "Десница великого мастера" Мшвелидзе (1961) и "Гантиади" Геджад-зе (1961). Я. Э.

КУКУЛЕВИЧ-САКЦИНСКИЙ (КукулевиЬ-Сак-цински), Иван (29.V.1816-1. VIII. 1889) - хорватский политический деятель, историк, поэт, драматург. Написал историч. драмы "Юран и София, или Турки около Сисака" (1839, т-р г. Сисак), "Степко Шубич" (изд. 1841), пьесы "Потуреченный" (изд. 1867), "Мару-ла) (изд. 1879). Основная тема драм К.-С.-конфликт между христианством и мусульманством.

Лит.: Д e ж ел и h Д., Иван Кукул"евиП-Сакцински, "Гласоноша", 1862, [.ј] 2, с. 56-59. М. Ник.

КУЛАЛАЕВ, Ахмет (наст. фам. - Ишмуратов) (1887-22.1.1924)-татарский актер. Чл. Коммунистич. партии с 1919. В 1907 поступил в труппу "Сайяр", где работал до нач. 1914. В годы гражданской войны организовал драм. кружки, ставил спектакли. Играл драматич. и комедийные роли: Мурат ara ("Голод заставил" Велия, 1909), Низаметдин бай ("Уч„ные и невежды" Кудашева-Ашказарского, 1908), Сиразет-дин ("Банкрот" Г. Камала, 1912), Тихон ("Гроза", 1914) и др. X. Г.

КУЛАХМЕТОВ, Гафур [4(16).V.1881-1.IV.1918]- татарский драматург. В 1902 окончил учит. школу и до 1912 преподавал. В„л революц. деятельность. В 1906 К. написал пьесу "Две мысли", в к-рой в ал-легорич. форме утверждал неизбежную победу идей социализма. В 1908 закончил драму "Молодая жизнь", где впервые в тат. лит-ре были созданы образы большевиков-подпольщиков, пьеса развенчивала пропаганду классового мира среди единоверцев, призывала к объединению всех трудящихся. К. был одним из организаторов труппы "Молод„жь" (1906), положивший начало тат. т-ру, участвовал в спектаклях (под фам. Ширалиев). До Октябрьской революции пьесы К. были запрещены. "Молодая жизнь" поставлена труппой "Сайяр" в 1917, "Две мысли" - первой мусульманской труппой в 1919. В сов. время "Две мысли" и "Молодая жизнь" неоднократно ставились на сцене Т-ра им. Камала. К. помогал развитию тат. проф. т-ра, утверждал демократич. направленность нац. искусства. Ф. Г.

КУЛЕШбВ, Александр Ф„дорович (28. IX. 1906- 6. X. 1961) - русский советский актер. Hap. арт. Кирг. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Проф. сценич. деятельность начал в 1928 в Ленингр. т-ре "Красный молот". Затем работал во Вседонецком передвижном т-ре (1931-35), Уфимском рус. т-ре (1935-37). С 1937-актер Рус. драматического т-ра в г. Фрунзе.

. Роли: Берсенев ("Разлом"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Тетерев ("Мещане"), Лаагус ("Два лагеря" Якобсона), Степанов ("Директор" Ал„шина), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова).

Лит.: А. Ф. Кулешов, Фрунзе, 1958 (к декаде). Д.Бр.

КУЛЕШбВ, Константин Ф„дорович [р. 22.V(4.VI). 1909]-русский советский театр. художник. Засл. художник РСФСР (1963). Учился в Студии живописи и рисунка Д. Н. Кардовского (1924-27) и в Техникуме художественно-кустарной промышленности. В 1927 поступил в Ленингр. ин-т изобразительного иск-ва на театрально-декоративно-конструкторский ф-т (Ленингр. Академия художеств). По окончании ин-та (1931) начал самостоят, творческую деятельность. В 1931-36 был художником моек. Т-ра Революции. В 1941-46--главный художник Московского театра им. Ермоловой. Оформлял спектакли в др. т-рах Москвы. С 1954 - гл. художник моек. Т-ра им. Маяковского. Декорации К. лаконичны, красочны, оригинальны по конструктивному и образному решению.

Спектакли: "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (1939, Центр. т-р Красной Армии), "Парень из нашего города" (1942), "Русские люди" (1942); "Укрощение укротителя" Флетчера (1945, Моск. т-р им. Ермоловой), "Цветы живые" Погодина (1960, Моск. т-р им. Ленинского комсомола); в Т-ре им. Маяковского: "Гостиница "Астория"" (1956), "Океан" (1961) Штейна, "Кресло ј 16" Угрюмова (1957), "Маленькая студентка" (1959), "Голубая рапсодия" (1962) Погодина, "Побег из ночи" бр. Тур (1958), "Украденная жизнь" Каору Мо-римото (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (1960), Поворот ключа" Кундера (1963) и др.

КУЛИЕВ, Тофик Алекпер оглы (р. 7. XI. 1917) - азербайджанский советский композитор. Засл. деят. пск-в Азерб. ССР (1959). В 1951 окончил Моск. консерваторию (кл. композиции Е. К. Голубева, кл. дирижирования Л. М. Гинзбурга), в 1954 - аспирантуру консерватории (рук. А. В. Гаук). К. - автор муз. комедии "Актриса" (1943, Азерб. т-р муз. комедии, Баку), "Золотоискатели" (1960, там же), музыки к спектаклям: "Двенадцатая ночь"; "На дальних берегах" Касумова и Сеидбейли, "Чудак" Хикмета (1946, 1956, 1956, Т-р им. Азизбекова), "Заря над Каспием" Касумова (1951, Моск. т-р им. Ермоловой), а также ряда соч. в др. жанрах. В своих соч. К. широко использует ладово-интонац. особенности азерб. народного мелоса. К. Кае.

КУЛИЕВА, Мая (Маманджан; р. 1920)-туркменская советская артистка оперы (лирическое сопрано). Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Деп.

Верх. Совета Туркм. ССР 2-4-го созывов. Училась в Моск. консерватории (1938-41). С 1941 - солистка Театра оперы и балета им .Мах-тумкули. Исполнение К. отличается проникновенным лиризмом, глубокой эмоциональностью.

Партии: Шасенем, Айна ("Шасенем и Гариб", "Айна" Шапошникова и Овезова), Зохре ("Зохре и Тахир" Шапошникова и Мухатова), Гунчаби ("Роза и соловей" Шапошникова), Лейли ("Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова), Абадан (о. п. Мейтуса и Кулиева), Марфа, Татьяна; Недда ("Паяцы"), Чио-Чио-сан, Микаэла; Маргарита ("Фауст") и др.

Лит.: Аннадурдыева Л., Народная артистка СССР Мая Кулиева, Ашхабад, 1960; К е р и м и Г., Туркменский театр оперы и балета, Ашхабад, 1962 (обе на туркм. яз.). Л. АН.

КУЛИКОВ (псевд. - Н. Крестовский), Николай Иванович (1812-91) - русский драматург, актер и режиссер. Один из членов театр. семьи Куликовых (сестры К. -актрисы П. И. Орлова и А. И. Шуберт). Окончив Моск. театр. уч-ще (1830), поступил в театр. оркестр в качестве виолончелиста. Вскоре переш„л в моек. драм. труппу. В 1837 был перевед„н в Александрийский т-р (играл роли первых любовников), в 1838 занял должность режиссера. Не обладая режиссерским талантом, К. исполнял гл. обр. административные функции. В 1852 уш„л из т-ра. К. принадлежат драмы, водевили, либретто для опер и оперетт, инсценировки классич. произведений. Большинство пьес К. основано на анекдотах; они лишены характеров, написаны невыразительным языком. Среди его лучших соч. - водевили "Скандал в благородном семействе" и "Ворона в павлиньих перьях" (1853).

Соч.: Театральные воспоминания, "Искусство", 1883, .N'a 1-11, 13-15, 17-22.

Лит.: Список драматических произведений Н. И. Куликова, "ЕИТ". Сезон 1890-1891, СПБ, 1892. Ю. Д.

КУЛИКОВСКИЙ, Михаил Алексеевич (р. 19ое)- русский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). В 1925 окончил Ленингр. театр. ин-т. В 1925-27 - актер Ленингр. т-'pa драмы им. Пушкина. режиссерскую деятельность начал в 1933 в Таганроге. В 1936-38 работал в Ленингр. т-ре Комедии, в 1941-53 - худ. рук. Оренбургского т-ра, в 1954-60 - реж. Иркутского т-ра, с 1960 - гл. реж. Краснодарского т-ра.

В Оренбурге пост. спектакли: "Старик" Горького (1946), "Машенька" (1947), "Русский вопрос" (1947, играл Смита);

"Хлеб наш насущный" Вирты (1947), "Обрыв" по Гончарову (1949), "Дубовы" Пистоленко (1949). Играл роли:

Хлестакова; царя Ф„дора Иоанновича (о. п. А. К. Толстого), Ф„дора Протасова ("Живой труп") и др. В Иркутске пост. "Персональное дело" Штейна (1955), "Крутые перекаты" Маляревского (1956), "Маскарад" (1956, играл Арбенина);

"Рембрандт" Кедрина (1957, играл Рембрандта), "Третья патетическая" Погодина (1959). Э. К.

КУЛИСЫ (франц. ед. ч. coulisse, от couler-скользить) - плоские части театральной декорации (мягкие и натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе. К. вместе с другими частями декорации составляют художеств. оформление спектакля. Вместе с тем они выполняют и технич. функции, скрывая от зрителей служебные (боковые) пространства сцены. Однотонные, нейтральные К. наз. сукнами; вместе с падугами они образуют т. н. одежду сцены. К. впервые были применены в 1619 в т-ре Фарнезе в Парме (Италия). В те времена К. прикреплялись к постоянным станкам (кулисным машинам), к-рые двигались в щелях, прорезанных в полу сцены на каждом плане, параллельно рампе. Эта кулисная система надолго определила классич. форму оборудования сценич. коробки: бока сцены ограничиваются К., верх - падугами, а глубина - задником. В совр. т-ре постоянных К. на ж„стких конструкциях не существует. Исключением являются К., находящиеся на первом плане сцены и образующие вместе с портальной падугой декоративный портал. На внутр. стороне каркаса ж„стких (часто металлических) портальных К. укрепляют осветит. аппаратуру и мостики, к-рыми пользуются осветители. Оборудованные таким образом К. наз. портальными башнями.

В переносном смысле К. - часть т-ра, находящаяся позади занавеса, включающая сцену и все сценич. помещения, куда закрыт доступ для посторонних.

КУЛИЧЕВСКАЯ, Клавдия Петровна [25. Х (6. XI). 1861-1923] - русская артистка балета, педагог. Окончила Петербургское театральное уч-ще в 1880 и была принята в балетную труппу Мариин-ского т-ра. Выдающаяся исполнительница виртуозных вариаций.

Партии: Грациелла (о. п. Пуни), Графиня ("Своенравная жена" Адана и Пуни), Илька ("Очарованный лес" Дриго) и др. В 1901 в последний раз выступила в балете Минкуса "Камарго". В 1901-17 преподавала классич. танец в Петерб. театр. уч-ще.

Лит.: Светлов Б., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 279- 282; Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 301. В. К р.

КУЛИШ, Николай Гурьевич (6. XII. 1892-1942)- украинский советский драматург. Лит. деятельность начал в 1917. Чл. Коммунистич. партии с 1919. К. один из первых в укр. драматургии обратился к теме классовой борьбы на селе в нач. 20-х гг. Его пьесы отразили сложный процесс формирования новой со-циалистич. идеологии. В трилогии "97" (1924, Т-р им. Франко), "Коммуна в степях" (1925, там же), "Прощай, село" (1928) К. показал жизнь села в годы послевоенной разрухи, нэпа и коллективизации. А. В. Луначарский назвал пьесу "97"-"первой могучей пьесой из крестьянской жизни". Это была одна из первых попыток реалистич. отражения героич" революц. будней. В пьесе "Патетическая соната" (1931, моек. Камерный т-р) К. утверждает торжество революции, раскрывает крах националистич., псевдо-романтич. тенденций, но замысел автора не получил верного художеств. выражения. В творчестве К. были и серьёзные ошибки; в пьесах "Мина Мазайло" (1929, т-р "Березшь"), "Хулий Хурина" (1926) и др. отразились буржуазно-националистич. тенденции. Пьесы К. шли в Т-ре им. Франко, Днепропетровском т-ре им. Шевченко, Т-ре им. Заньковецкой, т-ре "Бе-рез1ль" и др. В 1937 незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно. С. Б.

КУЛЛЕ (Kulle), Ярл (р. 27.11.1927) - шведский актер. В 1949 окончил школу при Королевском драм. т-ре и был принят в труппу этого т-ра.

Роли: Орест (о. п. Еврипида), Ромео; Рюдман ("Аморина" Альмквиста), Густав Васа и Офицер ("Мастер Улоф" и "Игра мечты" Стриндберга), Астров ("Дядя Ваня"), Платонов (о. п. Чехова), Арман ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Ли-ола (о. п. Пиранделло).

Искренний и яркий темперамент сочетается у К. с даром аналитич. раскрытия внутр. мира героя. Ему свойственно стремление подч„ркивать актуальный смысл событий пьесы, придавать им совр. звучание. Для иск-ва К. характерна нек-рая надломленность, он изображает своих героев внешне сильными и решительными, но внутренне - людьми легко ранимой души, мучительно ощущающими сво„ несоответствие окружающему миру. Вл. М.

КУЛЛЬ, Раймонд Мартинович (3. X. 1882-10.X. 1942) - эстонский дириж„р оперы, педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по классу тромбона профессора Тюрнера. Работал артистом оркестров и дириж„ром в Петербурге, Баку и др. городах России. В 1912-20- главный дириж„р театра "Эстония", с 1920-дириж„р, в 30-е гг. -музыкальный руководитель т-ра. Среди лучших спектаклей, пост. К.: "Травиата" (1916); "Дочь полка" Доницетти (1916), "Вольный стрелок" Вебера (1920), "Любовь и смерть" Лембы (1931) и др.

Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956; Государственный академический театр оперы и балета "Эстония", Таллин, 1956.

X. Кыр. КУЛЬБЕРГ (Cullberg), Бир-гит Рагнхильд (р. 3. VIII. 1908)-шведская артистка балета и балетмейстер. В 1935- 1939 училась в школе К. Йос-са и С. Лидера в "Дартингтон-холле" (Англия). Вернувшись в Стокгольм в 1944, организовала свою труппу. В 1946-47 совм. с И. Крамером возглавила Шведский танцевальный т-р. Одновременно работала в "Рикстеатре" и Королевской опере, где в 1950 пост. балет "Фрекен Юлия" Рангстр„ма (по Стриндбергу), позднее ста -в.ила балетные спектакли в т-pax многих стран, в т. ч. в странах Латинской Америки, в США. В 1951 К. организовала в Лондоне труппу "Швед-скрй балет", где пост. балет "Медея" на муз. Бартока, включ„нный в 1953 в репертуар Королевской оперы (Стокгольм). Среди пост. К.- "Лунный олень" (1957, Копенгаген) и "Женщина с моря" (1960, Нью-Йорк) Рисагера. Как танцовщица К. выступала преимущественно в' характерных партиях, в к-рых проявляла комедийное дарование. В своих пост. часто обращается к гротеску, использует движе' ния "танца модерн". Е. С.

КУЛЬБЙТ(от франц. culbute, букв.-кувыркание) (в ц и р к е) - акробатический трюк: переворот акробата вперед, назад, в сторону ("передний К.", "задний К.", "боковой К.") (акробат касается земли спиной). К. (обычно через препятствия) с пол„том тела акробата в воздухе наз. каскадным (см. Каскад). Ал. Ш.

КУЛЬМАМ‚ДОВ, Аман (р. 31. XII. 1908)- туркменский советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. Депутат Верх. Совета СССР 2-3-го созывов. Верх. Совета Туркм. ССР 1 и 4-го созывов. В годы уч„бы в Ме-ханич. техникуме в Ашхабаде (1924-26) участвовал в спектаклях самодеятельного кружка. В 1926 поступил в Туркм. драматич. студию. По окончании студии, с 1929- актер Туркм. т-ра драмы (Ашхабад). Один из основоположников нац. сценич. иск-ва. Творчество К. отмечено глубоким реализмом, народностью, яркой эмоциональностью, внутренним драматизмом. актер лаконичной, сдержанной манеры, К. создал на сцене туркм. т-ра ряд монументально-героич. и сатирич. образов. Благородные, мужественные герои К. исполнены величия, душевной чистоты: Кеймир-К„р (о. п. Бурунова и Ама-нова, 1944), Махтумкули (о. п. Кербабаева, 1941), Аллан ("Семья Аллана" Мухтарова, Гос. пр. СССР, 1951), Черныш„в ("Решающий шаг" Кербабаева, 1957). Одно из крупнейших созданий К. - образ Отелло (1939, 1954). Силой обличения, обобщ„нной сати-ричностью отличается исполнение ролей Франца Моора (1932), Городничего (1934); Захара Бардина ("Враги", 1940), Горлова ("Фронт", 1943), Макфер-сона ("Русский вопрос", 1948), Юсова ("Доходное место", 1952).

К. занимается также режиссурой, пост. спектакли:

"Зохре и Тахир" Аманова (1938), "Любовь Яровая" (1938);

"Бай и батрак" Хамзы (1956), "Серебряный портсигар" Мухтарова и Сейтлиева и "Сын пастуха" Мухтарова (1949), "Чужая тень" Симонова (1950) и др. Снимался в кино. Л. АН.

КУЛЬМАМ‚Т, Хамид (1895-1941) - татарский советский актер. Сценич. деятельность начал в 1915 в первой тат. труппе "Сайяр". В период гражданской войны работал в разл. армейских труппах. Затем - в Т-ре им. Камала (Казань). Обладал хорошими внешними данными, обаянием, отличной дикцией.

Роли: Земляника ("Ревизор"), Хан ("Тахир и Зухра" Бурнаша), Хабибрахман ("Первое представление" Г. Камала), Исмагил ("Галиябану" Файзи) и др. J\ /\

"КУЛЬТУРА ТЕАТРА" - русский советский журнал. Издавался в Москве: 1921 (.јј 1-7-8)-1922 (.ј.ј 1-2). Первонач.- двухнедельный; с 1-7-8 номера - ежемесячный журнал моек. академич. т-ров. В журнале печатались статьи, программы спектаклей с аннотациями, хроника, разборы новых пьес. библиография. Отражая частые в те годы нападки на академич. иск-во, "К. т." отстаивала необходимость сохранения и развития лучших традиций рус. театр. иск-ва, выступала против антиреалистич. направлений. Среди авторов "К. т." были А. В. Луначарский, В. И. Немиро-вич-Данченко. Н. Е. Эфрос, Н. Д. Волков, В. А. Филиппов, А. И. Южин и др. В 5 и 6 ј.N8 "К. т." (1921) впервые опубликована работа К. С. Станиславского "О ремесле". А. Шн.

КУЛЬЧИЦКИЙ, Александр Яковлевич (1815-45) - русский литератор, театральный критик. Статьи К. регулярно печатались в "Харьковских губернских ведомостях" (подписаны-А. К.). Его статья о П. С. Мо-чалове, гастролировавшем в 1839 в Харькове, была опубликована (без подписи) в "Литературных прибавлениях к "Русскому инваллду"...". Она обратила на себя внимание В. Г. Белинского, к-рый содействовал затем появлению в петерб. "Литературной газете" корреспонденции К. о театр. жизни Харькова (рецензии, посв. выдающимся провинц. актерам Л. И. Млотковской, К. Т. Соленику, Н. X. Рыбакову и др.). Вокруг К. и его друга А. И. Кронеберга объединились преподаватели и студенты Харьковского ун-та - любители т-ра; они принимали активное участие в творч. жизни Харьковского т-ра, боролись против пошлой драматургии, пропагандировали пьесы Шекспира. А. Г.

КУМАНИН, Ф„дор Александрович (25. I. 1855- 24. IV. 1896) - русский театральный издатель и переводчик. Основатель и издатель журналов "Артист" (1889-94), "Театральная библиотека" (1891-94, 1896), "Театрал" (1895-96). Перев„л пьесы Г. Зудермана "Родина" (пост. 1894), "Бой бабочек" (пост. 1896). Автор комедии-фарса "Жоржинька" (1891, Малый т-р). Писал театр. рецензии. С. Г.

КУМАНЧЕНКО, Полина Владимировна (р. 21. X. 1910)-украинская советская актриса. Нар. арт. СССР (1960). Окончила студию при Николаевском рус. драм. т-ре (1929) и была принята в Николаевский украинский рабоче-крестьянский передвижной т-р. Затем работала в харьковских т-paxТЮЗе ТРАМе

(1932-37); в 1937-61-актри. са харьковского Т-ра им. Шевченко; с 1961 --Т-ра им. Франко. К. создала галерею разнообразных реалистических сценических образов.

Роли: Харитина ("Наймычкэ" Карпенко-Карого), Верочка ("Шутники" Островского), Инеса ("С любовью не шутят" Кальдеро на), Сильвета ("Романтики" Ро-стана), Ганя, Санитарка, Клеопатра ("Мак ар Дубрава", "Фронт", "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука), Радик Юркин ("Молодая гвардия" по Фадееву), Марине (о. п. Бараташвили), Люся. Лиза ("Годы странствий", "Потерянный сын" Арбузова), Леночка ("В поисках радости" Розова), Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана). Снималась в кино. Вед„т педагогич. работу, р

КУМАХОВА, Хужа Хатутовна (р. 21. XII. 1918)- кабардинская советская актриса. Нар. арт. Кабар-дино-Балк. АССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета Кабардино-Балк. АССР 3-4-го созывов. Окончила кабардинскую студию ГИТИСа. С 1940 работает в Кабардинском т-ре (Нальчик). К. - яркая характерная актриса.

Роли: княгиня Жан ("Камбот и Ляца" Шортанова), Гауса ("Кызбурун" Аксирова), Марьяна ("В одной семье" Шортанова) и др. Играла Анну Андреевну ("Ревизор"). Е. Ж.

КУМ‚ЛЬСКИЙ, Владимир Владимирович (1884- 19. ГУ. 1939) - русский советский актер и режиссер. Засл. деятель иск-в БССР (1938). Сценич. путь начал в 1904. Играл в провинции. С 1926 работал в Белоруссии (Могил„в, Минск и др.).

Роли: Кречнйнски*й, Паратов; Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Дон Сезар де Базан (о. п. Дюмануара и Ден-нери), Тартюф, Швандя; Гранатов ("Человек с портфелем*" Файко).

К. выступал и как режиссер-пост. спектакли "Любовь Яровая", "Разлом"; "Мой друг" Погодина. Н. Сл.

КУМСИАШВЙЛИ, Николай (Нико) Георгиевич (1892-20. IX. 1942) - грузинский советский артист оперы (лирико-драматический тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1941). Пению учился у проф. Е. К. Ряднова. С 1924-солист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. К. обладал сильным голосом широкого диапазона, пел как драматич., тек и лирич. партии, виртуозно исполнял сложные вок. фиоритуры.

Партии: Малхаз, Рати ("Даиси", "Латавра" 3. Палиашвили), Нико ("Дареджан Коварная" Баланчивадзе), Герман, Радамес, Канио; Отелло (о. п. Верди), Рауль ("Гугеноты") и ДР Л. Ц.

КУМЫКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. П. САЛАВАТОВА-первый профессиональный кумыкский театр (в Дагестанской АССР). Создан в 1930 на базе выпуска драм. отделения муз.-драм. техникума в г. Махачкала. Ещ„ в годы уч„бы молодые актеры выезжали в аулы со спектаклями "Хаким дохтур" Малачханова и "Марьям" Кусова, обличающими невежество, мусульманское духовенство. Труппа т-ра, игравшая на кумыкском яз., пост. спектакли "Дочь Индии" Абдулхан Гами-да, "Квадратура круга" Катаева, "Севиль" Джабарлы. В 1932-43 т-р работал в Буйнакске, с февраля 1943снова в Махачкале под наименованием Дагестанский государственный кумыкский театр. В 1955 т-ру присвоено имя основоположника кумыкской сов. драматургии А. П. Салаватова. С 1958 т-р получил совр. наименование.

В 30-х гг. началась работа над созданием нац. репертуара. В 1931-32 были пост. пьесы: "Святая Мукминат" А. Сарыджи и Р. Фатуева, разоблачившая реакц. сущность сектантства, "Люди с гор" И. Аурбиева - о перестройке сознания горцев. Затем "Красные партизаны" Салаватова (1934), "Тулпар" Ш. Абдуллаева (1937), "Горцы" Р. Фатуева (1940), "Ансар" А. Аджаматова (1941), "Уллубий Буйнак-ский" Г. Рустамова (1950) и др. - о героич. днях установления в Дагестане Сов. власти. Первыми авторами, рассказавшими со сцены Кумыкского т-ра о процессах совр. жизни в Дагестане, были его артисты и режиссеры Г. Рустамов ("В жизнь", 1934 - о коллективизации, "Кто ты?", 1935-о молод„жи) и А. Курбанов ("Чабан Арслан", 1934 - о классовой борьбе в ауле). С творчеством Рустамова связана дальнейшая история т-ра; он написал пьесы на совр. те-мы:"Друзья" (1947), "Подарок Салимат" (1948), "Доброе утро" (1951), муз. комедию "Под деревом" (1960), "Крылатое племя" (1961). Ряд пьес о современности написал А. Курбанов - "Любовь Асият" (1946), "Соседи" (1948), "У снежных гор" (1952), "Свадьба Кайтмаса" (1955). В 1960 пост. пьеса "Дорогой жизни" Курбанова и М. Яхъяева о честности, принципиальности в руководстве с. х-вом. Среди авторов т-ра: актер и режиссер С. Джетере ("Сестры", 1953; "Счастливцы", 1958), актер Ш. Абдуллаев ("Широкий путь", 1954) и др.; писатели А. Аджаматов,М. Хуршилов, А. Сулейманов, А. Абака ров, Б. Атаев и др. Значительное место в репертуаре Кумыкского т-ра заняли пьесы аварского писателя М. Хуршилова в пер. на кумыкский яз. ("Андалал", 1944, "Шамиль", 1945, "Суровые дни", 1954).

В т-ре пост. переводные пьесы: "Платон Кречет" (1935, действие было перенесено в Дагестан), "Аристократы" (1936), "Беспокойная старость" (1939);

"Сын полка" Катаева (1947), "Крепость на Волге" Кремл„ва (1949),"Макар Дубрава" (1952); "Прага оста„тся моей" Буряковского (1952), "Потопленные камни" Мосашвили (1953), "Кремл„вские куранты" (1956, реж. Рустамов; Ленин-Га джиев, Забелин-Курумов).

Т-р обращается к произведениям рус. и мировой классики: "Отелло" (1946, реж. Рустамов; Отелло- Курбанов, Яго - Курумов, Дездемона - Б. Мура-дова), "Гроза" (1936), "Овечий источник" (1938), "Ромео и Джульетта" (1941), "Женитьба" (1945 и 1952), "Женитьба Фигаро" (1950), "Бесприданница" (1953), "Мещане" (1955); "Испанцы" Лермонтова (1958), "Каменный гость" Пушкина (1960, реж. Рустамов;

Донна Анна- Казимагомедова, Лаура-Б. Мурадова).

Широко представлена в репертуаре т-ра драматургия братских народов СССР. Здесь шли пьесы А. Шир-ванзаде, Д. Джабарлы, С. Шаншиашвили, Г. Мухта-рова и др.

Т-р уделяет большое внимание теме героич. прошлого своего народа. Пьеса А. П. Салаватова "Айгази", основанная на кумыкском героич. эпосе, сохраняется в репертуаре т-ра с 1940 (реж. Рустамов; Айгази - Курумов, Гюлькыз -Б. Мурадова, Санкинат-Легоме-ниди), так же как его пьеса "Карачач". Лучшие спектакли отличаются контрастностью, остротой конфликта, народностью, мелодраматизмом, имеют героико-романтич. направленность. Для актерского исполнения характерны патетич. интонация, яркая внешняя выразительность, обобщ„нность характеристик. Наряду с героич. драмой т-р часто обращается к комедии, используя гротеск, яркую социально-бытовую характерность.

Многие спектакли насыщены музыкой, пением ("Если сердце захочет" Рустамова, 1949, "Аршин мал алан" Гаджибекова, 1949).

Основоположники т-ра- нар. арт. Даг. АССР, засл. деят. иск-в РСФСР Г. Рустамов, нар. арт. СССР Б. Мурадова, нар. арт. РСФСР А. Курумов, нар. артисты Даг. АССР А. Курбанов, Е. Легомениди, X. Магомедова, У. Сафаралиева. С 1942 работает в т-ре нар. арт. Даг. АССР С. Джетере. В сер. 30-х гг. в труппу вступили засл. арт. РСФСР Т. Гаджиев нар. арТ. Даг. АССР М. Рашидханов, Д. Саиднуров Ш. Абдуллаев, С. Мурадова, в 40-е гг. - засл. арт. Даг. АССР X. Казимагомедова, П. Асельдерова, 3. Хадаева, артист М. Мусаев. В 1954 состоялся выпуск студии при т-ре; в 1962 - кумыкской студии уч-ща им. Б. Щукина, также пополнивших молодой состав труппы. В 1960 со спектаклями "Айгази", "Каменный гость", "Под деревом" т-р участвовал в декаде дагестанского иск-ва и лит-ры в Москве.

Лит.: Говоров С., Кумыкский т-р, Махачкала, 1955; Ягияева М., Кумыкский музыкально-драматический театр им. А. П. Салаватова, Махачкала, 1960. ?, /?*.

КУН (Кип), Жужа (р. 9. XII. 1934) -- венгерская артистка балета. В 1945 занималась у педагога Ф. На-даши. Дебютировала в Будапеште в 1949 и была принята в балетную труппу Будапештского т-ра оперы и балета. В 1955-56 занималась в Москве у педагогов Е. П. Гердт, А. М. Мессерера и др. В 1960 выступала в Большом т-ре (Москва). Танец К. характеризуется благородством манеры, выразительностью, отличной техникой.

Партии: Жизель, Одетта-Одиллия, Джульетта; Зарема и Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Коппелия;Шари ("Платочек невесты" Кенешшеи) и др. Г. Кор. и Нат. Р.

КУН (???), Каролос (р. 1908) - греческий режиссер и актер. В 1930-39, будучи преподавателем Американского колледжа в Афинах, ставил любительские спектакли. В 1934 открыл (совм. с Д. Дива рисом) т-р Народная сцена (Афины). В спектаклях "Эрофили Хортакиса (1934) и "Альцеста" Еврипида (1934) обратился к поискам нац. форм, но этим спектаклям были присущи элементы стилизации. В дальнейшем К. ставит психологич. драмы, изучает опыт рус. т-ра, систему К. С. Станиславского. После закрытия "Народной сцены" (1936) К. ставил спектакли в др. т-рах ("Гедда Габлер" Ибсена, Т-р Андреади, "Вишн„вый сад", Т-р Греческой консерватории, 1939). В 1942 К. создал в Афинах Художественный т-р, противостоящий косности и рутине коммерческих т-ров. К. положил начало воплощению чеховской драматургии на греч. сцене; пост.: "Три сестры" (1951), "Дядя Ваня" (1953) -Национальный т-р; "Вишн„вый сад" (1945), "Дядя Ваня" (1960) - Художественный т-р. Однако трактовка чеховских пьес в пост. К. характеризовалась излишним пессимизмом, нал„том элегич. настроений. В репертуар Художественного т-ра включается совр. драматургия (Б. Шоу, Дж. Пристли, Ю. 0'Нил, Ф. Гарсиа Лорка, Э. Де Фи-липпо, А. Миллер, Теннесси Уильяме, Ж. Ануй и др.) и классич. драматургия (Ибсен, Горький, Чехов, Гоголь, Шекспир). К. стремится достичь в своих спектаклях актерского ансамбля, ищет выразительную сцепич. форму, сочетающую психологич. глубину с экспрессией: пост. "Кавказский меловой круг" (1957), "Добрый человек из Сезуана" (1958), "Восхождению Артуро У и можно было помешать" (1961) Брехта. Модернистскими тенденциями отмечена пост. комедий Аристофана: "Богатство" (1957) и "Птицы" (1960). Среди немногочисленных пост. пьес новогреч. драматургов: "Праздник Константина и Елены" Сева-стикоглу (1943), "Возраст ночи" (1959) Кампанеллиса и др. Будучи педагогом и руководителем т-ра, К. воспитал талантливых актеров: Л. Каллергиса, В. Диамандопулоса, Э. Хадзиаргири, В. Завитсиану и др.

СОЧ.: 25 ?????? ??????. ??????, 1959. Лит.: Le Theatre Neogrec, Athenes, 1957. Д. С.

КУНАВИЧЮС, Генрикас Броняус (р. 21. III. 1925)-литовский советский артист балета. Нар. арт. Лит. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1956. Занимался у Б. Келбаускаса, с 1944 работает в Т-ре оперы и балета Лит. ССР (Вильнюс). Танец К. характеризуется л„гкостью прыжка, высокой техникой. Первый исполнитель центр, мужских партий в нац. балетах. Создал образы мужеств. людей, борющихся за счастье народа: Антанас ("Сужадетине" Пакальниса), Ионис ("На берегу моря" Юзелюнаса), Югнюс ("Ауд-роне" Индры).

Др. партии: Зигфрид, Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"). С 1958 вед„т педа-гогич. работу в Вильнюсской школе иск-в. 4. Руз.

КУНДЕР, Иохан (26.XII. 1852-24. IV. 1888) - эстонский писатель. Автор пьес "Разумный мульк и мудрый тартусец", "Сумасшествие Муру Мику" (обе в 1874), "Кингуский лаос". В лучшей пьесе К. "Служивый" (1885) показаны обществ, противоречия в эст. деревне 19 в., выведены яркие нар. типы. Пьесы К. ставились эст. т-рами в конце 19 в. К. Каск.

КУНЦ, З.-см. Миланова, 3.

КУНЦЕВЕ (Kuntzen, Kimzen), Фридрих Людвиг Эмилиус (24. IX. 1761 - 28. ?. 1817) - композитор. По национальности немец. Музыке учился у своего отца А. К. Кунцена. Работал капельмейстером в т-рах Франкфурта (1792), Праги (1794). В 1795-1817 возглавлял Королевский т-р в Копенгагене, удостоен звания "датского королевского капельмейстера" (1795). Автор первой дат. оперы "Хольгер Данске" о герое ср.-век. дат. эпоса (поставлена К. в 1789, Королевский т-р, Копенгаген). В сво„м творчестве испытал значит, влияние Моцарта. Написал также оперы: "Сбор винограда" (1793, Франкфурт; новая ред. для дат. сцены, 1796), "Тайна" (1796), "Эрик Добрый" (1798), "Моя бабушка" (1800), "Любовь в деревне" (1810) и др. (все пост. автором в Королевском т-ре, Копенгаген).

Лит.: F r i i s В., Fr. L. Ae. Kunzen. Diss., B., 1943.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница