Наши партнеры

sky.kr.ua

Театральная энциклопедия
(страница 237)


КРУШЕЛЬНЙЦКИЙ, Марьян Михайлович (18. IV. 1897- 5. IV. 1963)украинский советский актер, режиссер, театральный деятель. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Деп. Верх. Совета УССР 34-го созывов. Род. в семье крестьянина. Сценич. деятельность начал в укр. труппе "Тернопольские театральные вечера" (1915-17). Был одним из организаторов "Нового Львовского т-ра" (1918). На базе этого коллектива и группы актеров "Молодого т-ра" создан в Виннице укр. Т-р им. И. Франко (1920). Дальнейшая деятельность К. связана с Львовским укр. т-ром об-ва "Руська бес?да" (1921-23). В эти же годы К. учился на филос. ф-те Львовского, затем Пражского ун-тов (окончил в 1924). В 1924 переехал в СССР, в 1924-1933 К.- актер т-ра "Берез?ль", в 1933-52-актер и художеств. руководитель харьковского Т-ра им. Т. Шевченко. С 1952 - актер и режиссер и с 1954 по 1961 гл. режиссер Т-ра им. И. Франко.

К.- смелый и самобытный мастер сцены, осуществл„нные им спектакли отличались остротой социальной характеристики, оригинальностью трактовки, эмоциональной насыщенностью, поэтической приподнятостью.

Пост.: "Портрет" Афиногенова (1934), "Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого (1934), "Гроза" Островского (1938), "Правда" (1937), "Богдан Хмельницкий" (1939), "Фронт" (1942), "Макар Дубрава" (1948), "Калиновая роща" (1950) Корнейчука, "Евгения Гранде" по Бальзаку (1940), "Молодая гвардия" по Фадееву (1945), "Ярослав Мудрый" Кочерги (Гос. пр. СССР, 1947), "Заговор обреч„нных" Вирты (1949), "Навеки вместе" Дмитерко (1948), "Мартын Боруля" Карпенко-Карого (1951), "Егор Булычев и другие" (1952);

"Персональное дело" Штейна (1956), опера "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1953).

Особенностью исполнительского мастерства К. являлась острая внешняя характерность, внутр. глубина, тонкие психологич. нюансы. Мн. актерские образы К. вошли в историю укр. театр. иск-ва.

Роли: аббат Гонорий ("Жакерия" Мериме, 1925), Малоштан ("Диктатура" Микитенко, 1936), Сержант Бедня ("Плацдарм" Ирчана), Мартын ("Мартын Боруля" Карпенко-Карого, 1934), Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого 1935), .Бухта, Бублик, дьяк Гаврило, Галушка ("Гибель эскадры", 1933, "Платон Кречет", 1934, "Богдан Хмельницкий", 1939, "В степях Украины", 1940), Счастливцев, Мурзавецкий ("Лес", 1939, "Волки и овцы", 1939), Тевье ("Тевье-молочник" по Шолому Алейхему, 1940), Булычев ("Егор Булычев и другие", 1947), Швандя ("Любовь Яровая", 1937), Ватутин ("Генерал Ватутин" Дмитерко, Гос. пр. СССР, 1948), Полудин ("Персональное дело" А. Штейна, 1956), Гуля ("Арсенал" Суходольского, 1957).

К.- один из первых исполнителей роли В. И. Ленина ("Правда" Корнейчука, 1937) на укр. сцене. Снимался в кинофильмах (с 1926). С 1932 занимался педагогич. деятельностью; в 1946-52 - в Харьковском театр. ин-те, с 1952- в Киевском ин-те театр. иск-ва. С 1947 - профессор.

Лит.: Смоляк Я., М. М. Крушельницький, Харьк?в, 1947; Кисельов Й., Театральн? портрети, Кив, 1955;

Г а н Я., Марьян Михайлович Крушельницкий, Киев, 1960. р. Б.

КРШЙЧКА (Kricka), Ярослав (p. 27.VIII.1882)- чехословацкий композитор, дириж„р, педагог. Дей-ствит. чл. Чешской академии наук и иск-в (с 1923). Засл. арт. ЧССР. В 1905 окончил Пражскую консерваторию, в 1906-09 жил в России, работал преподавателем музыки в Екатеринославе. В 1909 - дириж„р и хормейстер хоров "Виноградский Глагол" и "Пражский Глагол". В 1919-45 - проф. Пражской консерватории. К.- автор комич. опер: "Ипполита" (1917, Пражский Нац. т-р), "Огаржи" (1918, Нове-Место), "Белый пан" (1929, Брно) и др. Написал оперу-балет "Король Лир" (1940, Прага), муз. драму "Колут-ра" по Ирасеку, оперетту "Чешский Паганини", музыку к спектаклям, фильмам и произв. в др. жанрах. Автор очерков "Русская музыка" (1922), "Музыка и фильм" и др. Среди его учеников - Я. Капр, Я. Циккер, К. Габа.В. Сметачек и др.

Лит.: D es tal J., Jaroslav Kricka. Praha, 1944.

Л.Ф. Л.,Т. А.

КРЫЖЙЦКИЙ, Георгий Константинович [р. 20. IV (2.V). 1895] - русский советский режиссер, театровед, критик, педагог. Учился на филологич. ф-те Петербургского, затем Киевского ун-тов (1912-19). В 1919 - зав. репертуарной частью Всеукраинского театр. комитета в Киеве, в 1920 - зав. театр. сектором Одесского губнаробраза. Как режиссер работал с 1920 в т-рах "Красный факел", "Теревсат", Петрогр. т-ре комической оперы под рук. Марджанова, затем в 1924-28 - в т-ре "Кривое зеркало" и др. В 1938-43 - худ. рук. и гл. реж. т-ра Марийской АССР. В 1949-56 - худ. рук. и педагог заочных курсов ВДНТ им. Крупской.

Соч.: Экзотический театр. Л., 1927; Режиссерские портреты, М.- Л., 1928; К. А. Варламов, М.- Л., 1946; Беседы о режиссуре, М.,1953 (совм. с С. Жмудским); К. А. Мар-джанов, М.- Л., 1946; К. А. Марджанов и русский театр. М., 1958; Немирович-Данченко о работе над спектаклем, М., 1958. А. Шн.

КРЫЛОВ, Виктор Александрович (псевд.- Виктор Александров) (1838-1906) - русский драматург. Окончил военно-инженерную академию; преподавал начертательную геометрию. Первая пьеса К.- драма из крепостного быта "Против течения" (1865), показывавшая произвол помещика, была изъята из репертуара Малого т-ра после первого представления. К. писал пьесы разных жанров: драмы из совр. драматургу жизни - "В духе времени" (1877), "Горе-злосчастье", "Надя Муранова" (обе 1883), "Семья" (1886, совм. с Адашевым), "Отрава жизни" (1891), "В глуши Сибири" (1896) и др.; историч. драмы и комедии (совм. с П. Н. Полевым)"Правительница Софья" (1883), "Девичий переполох" (1891); совр. комедии-"В осадном положении" (1886), "Шалость" (1880),

"Баловень" (1885), "Сорванец" (1888), "Летние гр„зы" (1892), "Кому весело жив„тся?" (1896); либретто для оперетт. Ранние пьесы К. выражают либеральные настроения. В них действуют молодые интеллигенты, нападающие на косность, бюрократизм, ограниченность, тупость чиновничества, произносящие расплывчатые эффектные фразы о добре, справедливости, всеобщем равенстве перед законом, свободе совести. Герои эти лишены характера, индивидуальных черт. Однако впоследствии К. отходит и от либерального фраз„рства. Его пьеса "Сыны Израиля" ["Контрабандисты", 1901, совм. с С. Эфроном (Литвином)] откровенно выражает черносотенную идеологию.

Пьесы К. строятся на занимательной интриге, внешней злободневности. Переделывая пьесы иностранных авторов, используя для сюжетов газетные фельетоны и даже репорт„рские заметки, К. создал драматургию мелких, сенсационных фактов, полную нам„ков на конкретных лиц. Эта злободневность и знание законов сцены (эффектные концовки актов, выигрышные роли и др.) создавали пьесам К. кратковременный, но часто шумный успех. Пьесы К. ставились в Александрийском, Малом т-pax, широко шли в провинции. Драматургия К. свидетельствует о кризисе бурж. драмы, вс„ дальше отходящей от решения общественно важных вопросов. Среди представителей демократич. лит-ры пьесы К. получили иронич. определение "крыловщины". В 1893-98 К. был начальником репертуарной части петерб. имп. т-ров. Перев„л драму Лессинга "Натан Мудрый" (1874), выступал как театр. критик.

Соч.: Драматические сочинения, т. I-VII, СПБ, 1877-1894; 3 о г р а ф Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960. JQ. Д.

КРЫЛОВ, Иван Андреевич [2(13).II.1769, Москва,- 9(21) XI.1844, Петербург] - русский писатель-баснописец, драматург. Род. в семье бедного армейского офицера, система тич. образования не получил и с 10 лет вынужден был работать писцом (в подканцелярии тверского магистрата). В детстве, живя в Твери, К. был постоянным зрителем любительских спектаклей, дававшихся студентами-семинаристами. С 1783 жил в Петербурге, сблизился с театральными кругами. Впоследствии его ближайшими друзьями и сотрудниками по издательской деятельности становятся И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков. Значит, влияние на театр. взгляды и драматургич. манеру К. оказала его работа в сатирич. журналах Н. И. Новикова "Трутень" и "Живописец".

Первое лит. произв. К.- либретто комич. оперы "Кофейница" (1784), сатирически обличающее нравы рус. крепостников-помещиков, было опубликовано только в 1869, после отмены крепостного права. В своих следующих произв.-трагедиях "Филомела" (опубл. в "Российском феатре" в 1793) и "Клеопатра" (не сохранилась) - К. стремился на античном материале разрешить совр. проблемы: право царя на произвол, народа - на восстание. Ранние комедии К. ("Бешеная семья", 1786, "Сочинитель в прихожей", 1786, "Проказники", 1787), продолжавшие традиции сатиры Новикова, ярко высмеивают разврат, пустоту, эгоизм дворянства, корыстолюбие продажных одописцев, гнущих спину в барских передних. Пьесы К. не допускались к постановке (по этому поводу в 1789 К. написал гневное сатирич. письмо директору т-ров Соймонову)

В 1789 К. начал издавать ежемесячный сатирич. журнал "Почта духов", уделяя в н„м значит, внимание вопросам т-ра. Выступая поборником нац. самобытности рус. т-ра, К. отстаивал его высокое воспитат. значение, обличит, роль, критиковал состояние совр. т-ра, его репертуар. В 1790 журнал перестал издаваться в связи с усилением в России реакции и репрессий против печатных изданий. В 1792 К. издавал журнал "Зритель", к-рый также вскоре перестал выходить. Та же судьба постигла журнал К. и А. И. Клушина "Санкт-Петербургский Меркурий" (1793, здесь были опубликованы первые театр. рецензии К.). К. требовал от драматургии верности жизни, "подражания природе", считал, что идея пьесы должна вытекать из действий персонажей, а не из нравоучений. В 1800 К. создал "шуто-трагедию" "Подщипа" ("Трумф", 1800, домашний т-р кн. Голицына; роль Трумфа исполнял автор, изд. за границей в 1859, в России в 1871) - памфлет на режим Павла I, пародию на классицистскую трагедию. Пьеса распространялась в списках, получила высокую оценку декабристов и Пушкина. В 1802 в Петербурге была пост. комедия К. "Пирог", высмеивавшая отрицат. черты дворянского сентиментализма. В период патриотич. подъ„ма, связанного с войной против Наполеона, К. написал по мотивам рус. былин либретто волшебно-патриотич. оперы "Илья Богатырь" (1806), а также свои лучшие комедии "Модная лавка" (1806, Петербург) и "Урок дочкам" (1807, там же). В этих комедиях, отличающихся жизненно правдивыми характеристиками персонажей, остроумным развитием действия, К. сатирически осмеивает галломанию дворянства, его рабское подражание всему французскому.

Характерные особенности комедий К.- реалистичность, демократич. направленность, сочувственное изображение людей из народа. После 1807 К. целиком посвятил себя басенному творчеству. Белинский называл басни К. "маленькими драмами", "маленькими комедийками". Типизация и индивидуализация персонажей, характерность их языка, живость и ч„ткость диалога, конфликтное построение сюжета, сатирич. острота сближают басни К. с его драматургией. Мн. басни К. инсценируются в кукольных и самодеят. т-pax, используются для сценариев мультипликационных фильмов. Творчество К., продолжавшего традиции Фонвизина, оказало воздействие на развитие рус. сатирич, комедии (Грибоедов, Гоголь), театр. эстетики. ;

Соч.: Полное собр. соч., под ред. Демьяна Бедного, т. 1-3, М., 1945-46; Соч., т. 1-2, М., 1955; Пьесы, М.- Л., 1944.

Лит.: Белинский В. Г., Иван Андреевич Крылов, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955; Загорский М., Крылов-драматург, в сб.: И. А. Крылов, Пьесы, М.-Л., 1944; Всеволодский В., Крылов и театр. в сб.:И. А. Крылов. Исследования и материалы, М., 1947; К а р с к а я Т. Я., И. А. Крылов и эстетика русского театра, в кн.:

Русские классики и театр. Л.- М., 1947; Данилов С. С., Последняя пьеса Крылова, там же; Степанов Н. Л., И. А. Крылов. Жизнь и творчество, М., 1958. Г.Х.

КРЫЛбВИЧ, Владимир Николаевич (1.XI.1895- 23.Х.1Э37) - белорусский советский актер. Засл. арт. БССР (1931). Был членом ЦИК БССР с 1935. Один из основоположников белорус. т-ра. Род. в бедной крестьянской семье. С 1915 принимал участие в любительских спектаклях в Минске и в спектаклях рус. и укр. трупп, гастролировавших в Белоруссии. С 1921 - актер 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Янки Купалы). Играл роли романтич. и социальных героев. Обладал хорошими сценич. данными (выразительное волевое лицо, сильный голос), глубокой эмоциональностью. Создавал крупные обобщ„нные образы, подч„ркивая гл. черты характера своих героев. Первые крупные работы - в нац. спектаклях на исто-рич. и фольклорном материале. В 20-х и 30-х гг. создал на белорус. сцене яркие образы современников в пост. сов. драматургии.

Роли: Криницкий ("Павлин-ка" Купалы, 1920), Машека (о. п. Мировича, 1923), Крючков ("Пинская шляхта" Дуни-на-Марцинкевича, 1925), Ка-стусь Калиновский, Воевода (о. п. 1923, "Коваль-воевода" 1925, Мировича), Шигабутди-нов ("Мятеж" по Фурманову, 1927), Вершинин ("Бронепоезд 14-69", 1928), Чужаков ("Мост" Романовича, 1929), Чадов ("Жизнь зов„т" Билль-Белоцер-ковского, 1935), Берест ("Платон Кречет", 1936). Снимался в кино.

Лит.: Е с а к о у А., Ула-дз?м?р Крылов?ч, М?нск, 1956 (даты жизни и творч.). В. Н.

КРЫМОВ, Николай Петрович [20.IV(2.V).1884-6.V. 1958]-русский советский живописец, театр. художник и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1942). Нар. художник РСФСР (1956). Чл.-корр. Акад. художеств СССР (с 1949). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1904-11). С 1910 начал работать в т-ре (декорации к спектаклю "Не было ни гроша, да вдруг алтын" А. Н. Островского в моек. Т-ре Незло-бина). В позднейших своих театр. работах К. был связан преим. с драматургией Островского. Им созданы декорации к спектаклям: "Таланты и поклонники" (1933, МХАТ), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1926. 4-я Студия МХАТа), "Волки и овцы" (1927, б. Т-р Корша), "Бесприданница" (1932, там же) и др. Оформил спектакль "Унтиловск" Леонова (1928, МХАТ).

Театр", работы К. раскрывают реалистич. направленность дарования художника. Мастер лирич. пейзажа, К. средствами сценич. живописи воплощал поэтич. картины рус. природы. В своей лучшей работе - декорациях к спектаклю "Горячее сердце" (МХАТ, 1926) К. достиг глубоких социальных обобщений, острой сатиричности.

Лит.: Николай Петрович Крымов - художник и педагог. Статьи, воспоминания, М., 1960 (имеется библиография). м. п.

КРЭГ, К р е и г (Craig), Эдуард Гордон (р 16.1. 1872, Харпенден) - английский режиссер, художник и теоретик театра. Сын актрисы Э. Терри и архитектора Э. Годуина. Впервые выступил в спектакле в шестилетнем возрасте. Проф. работу в т-ре начал в 1889 в лондонском т-ре "Лицеум" под рук. Г. Ирвинга. Играл в "Лицеуме" до 1897, затем в ряде про-винц. т-ров. Выступал в классич. репертуаре, гл. обр. в пьесах Шекспира. режиссерская деятельность К. началась пост. оперы"Дидона и Эней"Пер-селла (1900, т-р "Хэмпс-тед консерватуар") Был художником и пост. спектаклей: "Северные богатыри" Ибсена и "Много шума из ничего" Шекспира (1903, "Импириал тиэтр", Лондон, с участием Э. Терри), "Спас„нная Венеция" Отуэя (1904, "Лессинг-театр", Берлин), "Росмерсхольм" Ибсена (1906, т-р "Пергола", Флоренция, с участием Э. Дузе), "Гамлет" (1911, МХТ, совм. с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким, с участием В. И. Качалова), "Борьба за престол" Ибсена (1926, Королевский т-р, Копенгаген), "Макбет" (совм. с Д. Россом, 1928, т-р "Никербокер", Нью-Йорк). В 1908-17 К. возглавлял т-р "Арена Гольдони" во Флоренции; в 1913 открыл там же школу театр. иск-ва. В этот период получили наиболее полное выражение его теоретич. взгляды. Обобщая опыт антиреалистич. направлений в театр. иск-ве 19 - нач. 20 вв., К. приходит к отрицанию реалистич. иск-ва, он проповедует бегство от действительности в мир "чистого иск-ва". Путь к этому К. видит в условном, символич. решении спектакля- в абстрактной архитектурной декорации, в отказе от декоративной плоскостной живописи. К. отрицал значение драматурга и актера, провозглашал единовластие режиссера. Он рассматривал драматургич. текст лишь как средство для выражения той или иной концепции режиссера. Так, ставя "Гамлета" в МХТ, К. трактовал шекспировскую трагедию как пьесу о борьбе духа и материи. К. считал, что актер должен быть замен„н "маской", "сверхмарионеткой", лиш„нной человеч. эмоций. Взгляды К-, изложенные в его книгах и в издаваемом им журнале "Маска" (Флоренция, 1908-29), оказали большое влияние на совр. ему т-р, они стали знаменем антиреалистич. течений, но способствовали утверждению новой сценич. техники.

Соч.: The art of the theatre, Edinb. - L., 1905 (в рус. пер.-Сценическое искусство, СПБ, [1908]); On the art of the theatre, L., 1911 (в рус. пер.- Искусство театра, СПБ, [1912]), 5 ed., L., 1957; Towards a new theatre, L.- Toronto, 1913; The theatre advancing, Boston, 1919, L., 1921; Puppets and poets, L., 1921; Designs for the theatre, L., 1927, [L., 1948]; Henry Irving, L., 1930; Ellen Terry..., L., [1931];

Index to the story of my days, L., [1957].

Лит.: Гвоздев А- А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939, Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве., Соч., т. 1, М., 1954;

Marotti F., Edward Gordon Craig, [Bologna, 1961];

В a b 1 e t D., Edward Gordon Craig, P., 1962. ?. f{.

КРЮКОВ, Владимир Николаевич [9(22).VII. 1902-14.VI.1960] - русский советский композитор. В 1925 окончил Моск. консерваторию по кл. Н. Я. Мясковского. В 1933-35 - зав. муз. частью моек. Т-ра Революции. Автор опер "Станционный смотритель" на сюжет Пушкина (1940, Оперный т-р им. Станиславского), "Дмитрий Донской" (1947, Оперная студия им. Станиславского) и др. Писал музыку к драм. спектаклям: "Орестея" Эсхила (1926, МХАТ 2-й), "Последняя жертва" (1935, Центр, т-р Красной Армии), "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции) и др. Сценич. произв, К. отличаются искренностью, непосредственностью, в них ярко выражено лирич. начало. Опера "Станционный смотритель" - одна из первых в сов. музыке попыток создания лирико-психологич. оперы. Ю. Быч.

КРЮКОВСКИЙ, Матвей Васильевич [16(27). XI. 1781-1811] - русский драматург. Окончил Сухопутный кадетский корпус. С 1804 был членом Об-ва любителей словесности, наук и художеств. К.- автор историко-патриотич. трагедии в стихах "Пожарский, или Освобожд„нная Москва" (1807, Петербург), с большим успехом шедшей на столичной сцене в период войны России с наполеоновской Францией. Написанная не без влияния "Димитрия Донского" Озерова, эта трагедия была, однако, далека от свободолюбия Озерова. А. С. Яковлев, исполнявший в Петербурге роль князя Пожарского, считал е„ "трескучей", лиш„нной страстей и драматич. движения. Второе и последнее произведение К. "Елизавета, дочь Ярослава" на сцене не ставилось (изд. посмертно в собр. соч-, СПБ, 1820).

Соч.: Пожарский. Трагедия в 3 д., СПБ, 1807, 2 изд., СПБ, 1810.

Лит.: Бочкарев В. А., Русская историческая драматургия начала XIX века (1800-1815 гг.), "Ученые записки" [Куйбышевского гос. педагогич. ин-та им. В. В. Куйбышева], Куйб.ышев, 1959, вып. 25, гл. 16; Ж и ? а р e в С. П., Записки современника, М.- Л., 1955. Т Р.

КСЕНДЗОВСКИЙ, Михаил Давидович [р. 29.IX (11.X).1886]-русский ' советский артист оперетты. В 1901-03 пел в хоре Нар. дома в Одессе, затем в оперных т-рах Одессы и Тифлиса. С 1908 выступал как артист оперетты в Казани, Москве (т-р "Эрмитаж"), в Петербурге ("Палас-театр") и др. городах. С 1933 работал в концертном ансамбле, организованном К. совм. с М. Вронской. Голос исключит. мягкого, красивого тембра, живой артистич. темперамент принесли К. славу одного из популярнейших артистов петерб. оперетты.

Роли: Граф Люксембург (о. п. Легара), Баринкай ("Цыганский барон" И. Штрауса), Симон ("Нищий студент" Милл„кера), Эдвин ("Сильва" Кальмана), Катано ("Гейша" Джонса) и др.

Лит.: Двинский М., Зигзаги, "Обозрение театров и спорта", П., 1922, ј 47, 27 ноября, с. 5. г. Л.

КСЕНОПУЛОС (?????-.?????), Григориос [9(21).XII. 1867-14.1.1951] - греческий писатель, драматург и критик. В 1888 окончил Афинский ун-т. Первое дра-матургич. произв. К.- комедия "Опекун" (1895, т-р "Афинеон") положила начало реалистич. драматургии в новогреч. т-ре. В драме "Тайна графини Вале-рены" (1904, т-р "Неа скини") К. показывает упадок дворянского сословия. Психологич. драма "Фотини Сандри" (1908) и драмы "Стелла Виоланди" и "Рахиль" (обе 1909) рассказывают о трагич. судьбе женщин, ставших жертвой предрассудков. Жизни греч. крестьянки посв. одноактная пьеса "Родительская суббота" (1911). Живые полнокровные образы созданы К. в комедиях "Искушение" (1910), "Херувим" (1911), "Цветок Востока" (1911), в лирич. комедии "Студенты" (1919), в пьесе "Плебей" (1933, Нац. т-р) и др. У К. были и слабые пьесы, свидетельствующие об идейно-худ ожеств. непоследовательности автора. Но его лучшие пьесы, посв. социальной проблематике, правдиво раскрывающие внутр. мир героев, имели большое значение для утверждения реализма в греч. драматургии и т-ре, формирования нац. репертуара. В 1922 К. была присвоена Гос. пр.; в 1931 избран действит. членом Афинской академии.

Соч.: ???????, т. 1-4, ?????, 1913-1945; Пьесы, пер. с греч., М., 1962. Д. С.

КСЙНДАС (??????), Спиридон (8.VI.1814- 25.??.1896) - греческий композитор. Музыке обучался у Н. Мандзароса. Автор опер (на итал. яз.): "Анна Кинтер" (1855), "Граф Джулиано" (1857), "Три телохранителя" на сюжет из романа "Три мушкет„ра" Дюма-отца (1885) и др. Наибольшим успехом пользовалась комич. опера К. "Кандидат в депутаты", впервые поставленная на родине композитора - о-ве Корфу в 1867 (в 1888 пост. в Афинах в т-ре "Букура"). Это была первая нац. опера, исполненная греч. певцами. Музыка К. мелодична и задушевна, в ней чувствуется влияние Россини. К. пользовался также широкой известностью как виртуоз-гитарист. Юл. М.

КСЙРГУ (Xirgu), Маргарита (р. 1888)- испанская актриса. В 1908 дебютировала в барселонском т-ре "Ромеа" в пьесе Гимеры "Море и небо" в роли Бланки. С 1914 выступала в Мадриде, где с успехом исполняла роли в пьесах совр. драматургов. К. играла комедийные, бытовые и трагедийные роли, в т. ч. Валентина ("Зло, которое нам причиняют" Бенавенте), Мариа-нела (инсц. одноим. романа Переса Гальдоса). Прославилась исполнением ролей в пьесах Гарсиа Лорки: Марьяна Пинеда (о.п., 1927, т-р "Гойя", Барселона), Башмачница ("Чудесная башмачница", 1930, т-р "Эс-паньоль", Мадрид), Йерма (о. п., 1934, там же). Донья Росита (о. п., 1935, т-р "Принсипаль палас", Барселона). Трагедийный талант К. раскрылся в работе над ролью Медеи в о. п. Сенеки (1933, т-р в Мериде). В 1933 выступала на Кубе, в Мексике; после прихода

Франко к власти К. отказалась вернуться в Испанию. В Аргентине началась режиссерская деятельность К. Она ставила классич. драматургию и пьесы совр. драматургов демократич. направления. Труппой К. были пост. пьесы: "Дама зари" Касоны (т-р "Авенида", Буэнос-Айрес, 1941), "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1945, там же) и др. К. руководит Нац. т-ром в Монтевидео (Уругвай). Л. Крас.

"КТО СМЕ‚ТСЯ ПОСЛЕДНИМ" - комедия в 3 д. К. К. Крапивы. Соч. 1939 (на белорус. яз.). Пост. в том же году, в октябре, в 1-м Белорус. гос. драм. т-ре, ныне им. Я. Купалы (реж. Раевский и Рахленко, худ. Шкляев; Гор-лохватский - Рахленко, Анна Павловна - Полло, Галина;

Черноус - Бирилло, Санников; Туляга - Глебов, Левано-вич - В. Кудрявцев, Вера-Шинко, Шаталевич; З„лкин - Платонов, Сченснович; Зина - Станюта, Лицкая; т„тя Катя - Ржецкая, Миронова; Ничипор - Григонис; Гос. пр. СССР, 1941). "К. с. п." ставили: Т-р им. Азизбекова (Баку, 1941), Моск. т-р Сатиры (1941), Казанский рус. т-р (1953), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1953), Т-р им. Зань-ковецкой (Львов, 1953), Т-р им. Октябрьской революции (Одесса, 1953), Горьковский т-р (1954), Т-р им. Моссовета (1954), Волгоградский т-р (1955),Латвийский т-р драмы (1960; реж. Амтман-Бриедит; Горлохватский - Ян Осис) и мн. др. Комедия была в 1955 экранизирована автором (реж. Корш-Саблин).

Издания: "К. с. п.", Мшск, 1939, К р а п i в а К. К., Выбраныя творы, Мшск, 1947; Драматычныя творы, М1нск, 1951; П'есы, MincK, 1953; на рус. яз.: М., 1940 (пер. и лит. обработка Г. Рыклина); Белорусская драматургия. Сб. пьес, т. 1, Л.- М., 1949; Крапива К. К., Избранные драмы, М., 1953; в сб.: Пьесы советских писателей, т. 6, М., 1955, с. 67-130.

Лит.: Б у т а к о в А., Искусство жизненной правды Минск, 1957, с. 175-196. А. Шн

КТОРОВ, Анатолий Петрович [р. 12(24).IV.1898]- русский советский актер. Нар. арт. СССР (1963). В 1919 окончил студию под рук. Ф. Ф. Комиссаржев-ского. Дебютировал в 1917 в Т-ре им. В. Ф. Комиссар-жевской и играл в этом т-ре до 1920. В 1920-33 (с перерывом) работал в б. Т-ре Корша. В 1933 вступил в труппу МХАТа. Искусство актера, обретая с годами отточенность и зрелость, не испытало сложной эволюции; хорошие внешние данные, природный артистизм, мастерство сценич. диалога уже в первые годы работы выдвинули К. в число известных молодых актеров.

В творчестве К. можно проследить несколько тем. Его первая значит, роль - паж Жеан в пьесе "Ванька-ключник и паж Жеан" Сологуба (1919) - молодой влюбл„нный повеса. С тех пор К. часто играл удачливых, вес„лых, легко скользящих по жизни людей, обладающих изящными манерами: Элджернон ("Легкомысленная комедия для серьёзных людей" Уайльда, 1923), сын короля ("Ч„рная месса" Шершеневича по Сарду, 1924), позднее в МХАТе- Шервинский ("Дни Турбиных" Булгакова, 1936), Дульчин ("Последняя жертва", 1948), Коко ("Плоды просвещения", Гос. пр. СССР, 1952). К той же группе образов могут быть отнесены изворотливый и сметливый Сэм Уэллер ("Пикквикский клуб" по Диккенсу, 1935) и бродяга Автолик ("Зимняя сказка" Шекспира, 1958).

Вторую значительную группу в репертуаре К. составляют обольстительные изящные лицемеры, ведущие двойную игру: Петлиц ("Канцлер и слесарь" Луначарского, 1921), Люцио ("Мера за меру" Шекспира, 1922), Джозеф ("Школа злословия" Шеридана, 1940), Керкер ("Домби и сын" по Диккенсу, 1949).

Остро характерное дарование К. раскрылось в таких образах, как тиран Навуходоносор ("Иудейская вдова" Кайзера, 1923), отец Степан ("Земля" Вирты, 1937), краснобайству ющий адвокат Звонцов ("Егор

Булычев и другие", 1934, "Достигаев и другие", 1938), доносчик и завистник Петр Долгоруков ("Пушкин" Булгакова, 1943), гитлеровский садист Розенберг ("Русские люди", 1943), эгоистичный и самовлюбл„нный профессор Серебряков ("Дядя Ваня", 1947), воинствующий мещанин Суслов ("Дачники", 1953), политикан Муссе ("Убийца" И. Шоу, 1961).

С успехом исполняет К. и роли, требующие глубокого психологич. анализа, мастерства внутр. перевоплощения. Из первых работ К. к этим ролям относились:

Генри ("Пурга" Щеглова, 1927), поручик Печерский ("Инженер Мерц" Никулина, 1929), писатель Шевелев ("Попутчики" Сейфуллиной, 1932), а также Каран-дышев ("Бесприданница" Островского, 1932). Позднее - Кроссман ("Осенний сад" Хелман, 1956) и Бернард Шоу ("Милый лжец" Килти, 1962), в последнем спектакле актеру удалось раскрыть сложный внутр. мир большого художника.

К. безупречно владеет голосом, у него выразительный* жест, пластика, тонкое чувство юмора. С 1925 снимается в кино-Каскарилья ("Процесс о тр„х миллионах"), Коркис ("Праздник святого Иоргена"), Паратов ("Бесприданница") и др. 3. В л.

КУ (казах. - хитрец, пройдоха) - казахские народные комики-затейники, увеселявшие народ на праздниках и свадьбах шутками, вес„лыми песенками, комич. выходками. Напр., во время свадебного обряда "бет-ашар" (открытие лица невесты) ку представлял невесте родственников жениха, шутливо имитируя их повадки и требуя от них подарка невесте. При развитии проф. т-ра комич. при„мы ку были использованы первыми нац. актерами. В Киргизии нар. комики, выполняющие те же функции, что и ку, наз. к у у д у л. Н. Л.

КУАДРА (Cuadra), Фернандо (р. 29.XII.1927)-чилийский драматург. Лит. деятельность начал в конце 40-х гг. В пьесе "Мать-земля" (1957, т-р "Арлекин"), проникнутой глубокой симпатией к труженикам деревни, автор бичует продажность суда и полиции. Среди др. пьес К.: "Элиос" (1953, труппа "Арлекин"), "Неизвестная" (1954, т-р "Талия"), "Возвращение домой" (1956), "Их принесли в жертву" (1959). Л. X.

КУАНЫШПАЕВ, Калибек (р. 1893)- казахский советский актер. Народный арт. СССР (1959). Деп. Верх. Совета СССР 2-4-го созывов. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Был пастухом, чернорабочим. С юношеских лет выступал как комик-рассказчик на нар. праздниках и ярмарках. Один из основоположников казах. проф. гос. т-ра (1925).

В своей сценич. деятельности К. сохраняет и развивает традиции нар. творчества, сочетая их с мастерством проф. иск-ва. В казах, пьесах К. создал образы, отмеченные нац. своеобразием, народностью. Особенно привлекательны положительные образы К., надел„нные большим обаянием, чистотой, благородством: Кебек, Кобей, Абыз, старик повстанец Танеке, Абай, генерал Панфилов ("Енлик и Кебек", 1925, 1933, 1957; "Ночные раскаты", 1935; "Абай", 1940;

"Гвардия чести", 1942, Ауэзова), глухонемой Балу-ан ("Ахан-сере и Актокты" Мусрепова, 1942), колхозный садовник Жанас ("Цвети, степь!" Тажиба-ева, 1952). Творческий диапазон К. исключительно широк. С большой обличительной силой играет он отрицательные роли - буффонный визир Шораяк ("Аядар Косе" Хусаинова, 1942) и трагедийный зловещий Кунанбай (инсц. "Абая", 1949, Гос. пр. СССР, 1952). В ролях переводного репертуара К. сочетает своеобразие интерпретации с близостью авторскому замыслу: Городничий (1936), Баптиста ("Укрощение строптивой", 1943), Виноградов ("Победители" Чирскова, 1947). Автор (совм. с Ш. Хусаиновым) пьесы "Шаншарлар" ("Острословы"), пост. Казах, т-ром в 1948. С 1937 снимается в кино.

Лит.: О л и д о р О., Калибек Куаныш-паев, М., 1950. Я. Л.

КУАТРЙНИ, Кватрини (Quat-trini), Ян (13.V. 1822-1892) - польский оперный дириж„р, режиссер, педагог. По нац. итальянец. Приехал в Польшу в 1841 с группой итал. артистов и остался в Варшаве, где начал преподавать пение. Позднее был приглаш„н на должность дириж„ра Варшавской оперы; с 1852-гл. дириж„р т-ра. К. популяризировал нац. польскую оперу, в особенности творчество С. Монюшко; был режиссером и дириж„ром пост. первой нац. оперы "Галька" Монюшко (1858). Среди др. постановок: "Лом-бардцы" Верди (1843), "Гугеноты" (1858). В„л педагогич. деятельность (среди учеников К.- Б. Довяковская). Автор ряда вок. произв. Л. Коз, КУБАД (наст. имя и фам. - Кубад А б-дулла оглы Касимов) [р. 27.VII (8. VIII).1896]- азербайджанский советский театровед- В 1928 окончил Вост. ф-т Азерб. ун-та. Автор ряда работ по истории театр. и муз. культур Азербайджана.

Соч.: Зарождение и развитие Азербайджанского музыкального театра, в сб.: Искусство Азербайджана, [т.] 3, Баку, 1950; Театр, в сб.: Советский Азербайджан, Баку, 1958; Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, М., 1959 (совм. с А. Бадалбейли); Узеир Гаджи-беков, Баку, 1945; Муслим Магомаев, Баку, 1956; Очерки из истории музыкальной культуры Азербайджана XII в., в сб.: Искусство Азербайджана, [т. З], Баку, 1950.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница