Наши партнеры

Выгодно аренда машины анапа стаж от года в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 235)


КРЕСТОВСКАЯ, Марья Александровна [11 (23). VII.1870-27.X.1940] - русская актриса и режиссер-педагог. Окончила муз.-драм. уч-ще Моск. Филармо-дич. об-ва (1889) и школу Малого т-ра по кл. О. А. Правдина (1892). Играла в Киеве (1889, 1890, 1903), в Казанско-Саратовском товариществе Бородая (1893-94, 1898), в Ярославле (1895), Вологде (1896), Воронеже (1899), Риге (1900, 1902) и др. Активно участвовала как актриса и режиссер в деятельности нар. т-ров (Саратов, Москва). Выступала в концертах в пользу студенческих землячеств, читала по тюрьмам политзаключ„нным. Оставив сцену в 1904, вела педагогич. работу в театр. школах Москвы, сотрудничала в Доме театр. просвещения, Доме им. Крупской, журн. "Деревенский театр". Оставила воспоминания об Э. Дузе ("Ricordi di Eleonora Duse" в журн. "L'approdo letterario", 1959, ј 5, с. 52-60).

Роли: Катерина ("Гроза"), Лариса; Орлеанская дева и Мария Стюарт (в о. п. Шиллера), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Магда ("Родина" Зудермана) Настя ("На дне") и др.

Соч.: Как гримироваться, [М., 1927]; Руководство по гриму, М., 1928; Костюм на сцене, [М. ], 1930.

Лит.: Из воспоминаний О. А. Голубевой, в сб.: Русский провинциальный театр. Л.-М., 1937; Смирнова H А Воспоминания, М., 1947; Щепкин а-К у n e p н и к Т.; Театр в моей жизни, М.-Л., 1948; Марков В. Д., Страницы пережитого, в сб.: У истоков, М., 1960

КРЕФТ (Kreft), Братко (р. 11.II.1905) -югославский (словенский) режиссер и драматург. Чл. Союза коммунистов Югославии. В 1930 впервые выступил как режиссер в Словенском нар. т-ре в Любляне. В 1932 была пост. в Словенском нар. т-ре первая драма "Графы Цельские", затем драмы "Креатуры" (1935) и "Великий бунт" (1946, там же) из врем„н крестьянских восстаний 16 в. После войны написал пьесу "Краньские комедианты" (1948), в к-рой рассказывает о возникновении словенского т-ра, перерабатывает трагедию Левстика "Тугодум" (1947), пишет по Б.Лаврен„ву пьесу "Баллада о поручике и Марютке" (1960). Все пьесы К. были впервые пост. в Словенском нар. т-ре (Любляна) и ставятся во мн. т-рах Югославии. В начале режиссерской деятельности К. выступал как последователь творчества В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова, позднее ставил спектакли в строгой реа-листич. манере. Пост.: "Ромео и Джульетта" Шекспира;

"Гамлет", "Ревизор", "Лес", "Оптимистическая трагедия"; "Святая Иоанна" Шоу и др. Был также режиссером оперных спектаклей и оперетт, ставил в Чехословакии, Польше, Австрии. К.- автор исследования "Пушкин и Шекспир", а также очерков и статей о драматургии и о рус. писателях, профессор рус. лит-ры (с 1957).

Лит.: Библиографа, расправа, чланака и кньижевних радова, Ktt. I, Загреб, 1956. Ник.

КРЕЧЕТОВ, Александр Михайлович [20. VII! (7.1 X). 1885 - 26.XII.1948] - русский советский актер. Проф. сценич. деятельность начал в 1903 в Екатеринодаре в труппе М. М. Петипа, оказавшего большое влияние на формирование таланта молодого актера. К. играл в т-рах Рязани, Одессы, Горького, Харькова (труппа Н. Н. Синельникова), Казани, Иванова, Баку и др. городов. В 1932-36 работал в Москве в Центр, т-ре Красной Армии.

Роли: Несчастливцев, Паратов, Кречинский, Сатин; Арбенин ("Маскарад"), Вершинин ("Три сестры"), Отелло;

Берсенев ("Разлом"), профессор Забелин ("Кремл„вские куранты"), генерал Горлов ("Фронт") и др.

Выступал также как режиссер. В„л педагогич. работу (в театр. студиях Казани, Иванова, Владивостока) .

КРЕЧМАР (Kreczmar), Ежи (р. 9.Х.1902) - польский режиссер и театровед. Брат Я. Кречмара. В 1934-37 учился на режиссерском отделении Гос. ин-та театр. иск-ва (под рук. Л. Шиллера). В 40-х гг. в„л режиссерскую деятельность в драм. т-рах, в 19491953 был лит. руководителем т-ра "Вспулчесны" в Варшаве. К.-сторонник лит. т-ра. Он не стремится к яркой театр. выразительности, уделяет гл. внимание авторскому тексту. Пост. К.: "За закрытой дверью" Сартра (1947, т-р "Малы", Варшава), "В ожидании Годо" Беккета (1957, т-р "Вспулчесны", Варшава) "Пор-Рояль" Монтерлана (1957, "Т-р Поэзии" Краков), "Иридион" Красиньского (1959, там же), "Дзяды" Мицкевича (1962, Катовице). С 1947 читает лекции по истории т-ра в Гос. высшей театр. школе. Автор статей о т-ре. В 1956 издал в Варшаве книгу "Театральные полемики". Еж. Т.

КРЕЧМАР (Kreczmar), Ян (р. 6. III. 1908) -польский актер, педагог и режиссер. Окончил театр. школу в Варшаве, ученик А. Зельверовича (дебютировал в 1929в Вильно). Выступал в т-рах Вильно (1929-31) Познани (1931-32), Львова (1932-33 и 1939-41),' в Варшаве в -т-ре "Польски" (1923-29). В 1934-36 учился на режиссерском отделении Гос. театр. ин-та. В 1944-46 выступал в Люблине и Лодзи в т-ре Войска польского; с 1946 - актер и режиссер т-ра "Польски"; в 1953-55 - директор т-ра "Новы" (Варшава); в 1961-63 - председатель Об-ва польских актеров т-ра и кино; с 1963- в труппе т-ра "Вспулчесны". актерскому иск-ву К. присущи интеллектуальность, точность в отборе сценич. деталей, психо-логич. глубина. К. близки образы романтич. героев, страстных людей со сложной внутр. жизнью.

Роли: Орест ("Орестея" Эсхила), Вацлав ("Муж и жена" Фредро), Чацкий (Гос. пр., 1951); Арбенин ("Маскарад") Зонненбрух ("Немцы" Кручковского). Наиболее значитель ная режиссерская работа - "Беатрикс Ченчи" Словацкого (т-р "Польски", 1959).

Вед„т педагогич. деятельность. Автор статей по теории актерского иск-ва.

Лит.: Ростоцкий Б., Образы классики, "Театр", 1954, ј 12, с. 51-53; Юзовский Ю., Под свежим впечатлением, там же, 1954, ј 12, с. 56. jy. J'

KPE4MAPOBA (Kreczmarowa), Юстына (псевд.- Карпиньск а-К речмарова;р. 14.X.1918)- польская актриса. Ученица известной польской актрисы В. Семашко. Дебютировала в 30-х гг. в провинции в передвижном т-ре. С 1946 играет в т-ре "Польски" (Варшава). К.- комедийная актриса, исполняет лирич. и остро характерные роли: Юстыся ("Муж и жена" Фредро), Лиза ("Горе от ума"), Соланж ("Лето в Ноан" Ивашкевича), Ксантиппа ("В защиту Кантип-пы" Морстина), Элиза ("Пигмалион" Шоу) и др.

Лит.: Ростоцкий Б., Образы классики, "Театр", 1954, ј 12, с. 53; Ю з о в с к и и Ю., Под свежим впечатлением, там же, 1954, ј 12, с. 55. Еж. Т.

ЕРЕШЕНТЙНИ (Crescentini), Джироламо (2.11. 1762 - 24.IV.1846) - итальянский артист оперы (меццо-сопрано). Один из последних и наиболее выдающихся кастратов-певцов. Впервые выступил на оперной сцене в 1782 в Падуе, после чего с успехом пел в Риме, Милане, Венеции и др. городах Италии, а также в Вене, Париже, Лисабоне. Исполнял главные партии в операх: "Арта-ксеркс" Керубини, "Сафо", "Алонсо и Кора" Майра, "Ди-дона" Сарти, "Ме-леагр" Цингарелли и др. Чимароза написал специально для К. оперу "Горации и Куриации". Оставил сцену в 1812. В 1808 был избран в академики Болонского муз. лицея. Преподавал пение. Автор кантат, ариетт, вокализов и др. произв.

Лит.: M o n a I d i G., Cantanti evirati celebri del teatro italiano. Roma, 1920. Св. Г.

КРЖИЖАНОВСКИЙ, Каспар Иванович (1861- 1929) - русский педагог, артист оперы (баритон). Пению учился в Киев. муз. уч-ще по кл. проф. Кравцова. Впервые выступил на оперной сцене в Киеве. Брал уроки у И. Прянишникова в Петербурге, совершенствовался в Италии. Вернувшись в Россию, пел в Большом т-ре. Занимался педагогич. деятельностью, стремясь построить теорию вок. методики на основе изучения анатомии, физиологии и акустики. Автор работ "Причины упадка вокального искусства" (М., 1902), "Вокальное искусство" (M., 1909) идр. Среди учеников К.- И. В. Грызунов, Л. М. Клементьев, С. Е. Трезвинский и др.

КРИВЙЦКАЯ, Александра Сергеевна (Леся) (р. 16.1. 1899) - украинская советская актриса. Народная артистка УССР (1954). Сценич. деятельность начала в 1916. Работала в антрепризе С. Пронского, в труппе Н. К. Садовского (1918), в 1919-39 в т-рах Зап. Украины ("Руська бес?да" и др.). После освобождения Зап. Украины работала в укр. т-ре Львова (1939-41). С 1944 - в Т-ре им. Заньковец-кой (Львов). К.актриса героич. темы, но творчество е„ характеризуется тонкой манерой игры, образам присуща лирико-драматич. теплота.

Роли: Анна, Предслава ("Украденное счастье", "Сон князя Святослава" Франко), Маруся ("Маруся Богуславка" Ста-рицкого), Любовь Яровая; Соколова ("Последние"), Ольга ("Три сестры"); Дженни, Милена ("Груз", "Лодка качается" Галана), Сандра ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Кручинина

Лит.: Л. Кривицька, На службе народного т?атру, Львов, 1954; Пов?сть про мое життя, Кив, 1958. Кор.

"КРИВОЕ ЗЕРКАЛО"- русский театр малых форм. Существовал в Петербурге (Ленинграде) в 1908-31. Возник по инициативе артистки 3. В. Холмской при петерб. Театр, клубе. Возглавил т-р критик А. Р. К у-гелъ. "К. з." был т-ром театрально-литературных пародий, общественно-политич. сатиры, "игривой и тонкой иронии" (А. В. Луначарский). Большой успех имел пародийный спектакль "Вампука, невеста африканская" (см. "Вампука"). С 1910 "К. з."-постоянный т-р, дававший ежевечерние спектакли. Т-р "К. з." ежегодно гастролировал в Москве и др. городах. В т-ре работали 3. В. Холмская, М. К. Яроцкая, Е. А. Нелидова, Е. А. Хованская, Л. Н. Лукин, С. И. Антимонов, Л. А. Фенин, В. А. Подгорный, А. П. Лось, В. А. Истомин (Хенкин), Ф. Н. Курихин и другие. режиссер - Н. Н. Евреинов, художники - Ю. П. Анненков, М. Н. Яковлев, композиторы - И. А. Сац, В. Г. Эренберг и др. В репертуар "К. з." входили сатирич. пьесы на обществ, и бытовые темы ("Прекрасные сабинянки" и "Любовь к ближнему"-Л. Андреева, и др.), инсценировки, пантомимы, эстрадные номера. Театр выработал свои оригинальные драматургич. жанры (монодрамы, т. н. "Юбилейные заседания" и т. п.). Лучшие театр. пародии "К. з.":

"Гастроль Рычалова" Эренберга и Волконского, "Четв„ртая стена" Евреинова (пародия на оперный натурализм), "Ревизор" Евреинова и Кугеля (спектакль высмеивал модные в те годы режиссерские направления), "Торжественное заседание памяти К. Пруткова" Смирнова и Щербакова (сатира на декадентов) и др. Т-р играл до 1918. В 1922 "К. з." возобновил свою деятельность (сезон 1923-24 играл в Москве, 1925-31 - в Ленинграде). В труппе были: В. А. Лепко, А. Г. Аввакумов, А. В. ВетЕеницкая, 3. В. Холмская, С. А. Рахманова, режиссеры-Н. Н. Урванцов, Г. К. Крыжицкий,. А. В. Шубин, Н. М. Фореггер, художник Н. Сурин. В этот период т-р возобновил свои старые спектакли (однако они уступали прежним постановкам). Среди новых спектаклей: сатирич. комедия "Оформление быта" Мазовского, "Декрет об отмене любви" Смирнова театр. пародия "Любовь Аржаная" (текст Томского и Крыжицкого, музыка А. А. Цурмилена) и др. После смерти Кугеля (1928) "К. з." постепенно превратился в обычный т-р миниатюр и в 1931 был закрыт.

Лит.: К у г ел ь А. Р., Листья с дерева, Л., 1926, гл. 9, с. 195-209; Холмская 3., Кривое зеркало, "Рабочий и театр", 1937, ј9; Боровский В. В., Несколько слов о "Кривом зеркале", Соч., т. 2, Л., 1931. /\ /

"КРИВОЙ ДЖИММИ" - русский театр эстрады. Организован в 1919 в Киеве; в сезоне 1922-23 играл в Москве. В репертуар т-ра входили пьесы-миниатюры, эстрадные номера, песенки, шутки. Представление объединял руководитель т-ра - конферансье А. Г. Алексеев. В 1924 почти все актеры "К. Д." вошли в труппу вновь организованного Моск. т-ра Сатиры. Ю. Д.

КРИВОНОСОЕ, Владимир Михайлович [23. IX (6.Х). 1904-4.X.1941] - русский советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Чув. АССР (1935). В 1930 окончил Моск. консерваторию. Написал первую чуваш, муз. комедию "Радость" (1935, Чуваш. академич. т-р, Чебоксары), музыку к спектаклям "Айдар" Осипова, "После бала" Айзмана и др.; совм. с Л. Кулаковским записал музыку старинной рус. нар. комедии "Царь Максимилиан" (1938).

Соч.: "Царь Максимилиан". Русская народная комедия, "Советская музыка", 1939, .ј 7 (совм. с Л. Кулаковским). Лит.: Лукин Ф., В. М. Кривоносов, "Советская музыка", 1951,*.ј 11. А. Ив.

КРИВОШАПКО, Галина Михайловна [р. 4(17).VI. 1916J - русский советский дириж„р оперы. Нар. арт. ЯАССР (1957) и засл. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1941 окончила Уральскую консерваторию (кл. фп. С. С. Бендицко-го), в 1959-Моск. консерваторию (кл. дирижирования Б. Э. Хайкина). С 1949-дириж„р Якут. муз.-драм. т-ра. Руководила пост. первых якут. опер "Ньюр-гун Боотур" (1947), "Сыгый Кырынаастыыр" (1949), балета "Полевой цветок" (1947) Жиркова и Литин-ского, первой якут. оперетты "Цветок Севера" Григоряна (1962) и др. Дирижировала первыми пост. опер на якут. яз. - "Евгений Онегин" (1949); "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова (1950), "Алеко" Рахманинова (1952), балетом "Лебединое озеро" (1963).

Лит.: Крыжицкий Г., Первая якут. опера, "Театр", 1958, ј 2; К о н д р а т ь e в С., Музыкальное искусство Якутии, "Музыкальная жизнь", 1958, ј 1. М Лифш.

КРИВОШЕИЙ, Игорь Николаевич (р. 2.?УЛ923)- коми советский актер. Нар. арт. Коми АССР (1960).

Чл. Коммунистич. партии с 1947. С 1940 участвовал в самодеятельных и проф. спектаклях. В 1943 всту-яил в состав филиала Коми республиканского т-ра (в г. Ухте). С 1945 - актер Коми т-ра драмы. Характерный актер, обладающий мягким юмором.

Роли: Буланов, Непут„вый ("Лес", "На бойком месте" Островского), Швандя; Виктор, Петр ("Иркутская история", "Потерянный сын" Арбузова), Бабкин, Казанец ("Миллион за улыбку", "Стряпуха" Сафронова), Звонар„в ("Порт-Артур" Степанова и Попова). С. П.

КРИВОШ‚ИНА, Валентина Ф„доровна (р. 17.XI. 1909) - русская советская театральная художница. Училась в Художеств, ин-те в Харькове (1928-34) в мастерской худ. А. В. Хвастова. В т-ре работает с 1936, преим. совм. с худ. Е. К. Коваленко. Оформила спектакли в моек. Камерном т-ре, Моск. т-ре им. Пушкина,Моск. драм. т-ре, Т-ре им. Маяковского. В. Вер.

КРИВУЛЯ, Николай Иванович (р. 14.XII.1920) - русский советский артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1962. В 1950 окончил Моск. консерваторию, в 1953 - аспирантуру Ленингр. консерватории. В 1951-53 - артист Ленингр. Малого оперного т-ра, с 1953 - Т-ра оперы и балета им. Кирова.

Партии: Мельник, Борис Годунов; Иван Хованский ("Хованщина"), Галицкий; Мефистофель ("Фауст"), Дон Ба-8илио; Лепорелло ("Дон Жуан"), Прочида ("Сицилийская вечерня" Верди), Водяной ("Русалка" Дворжака), Ткаченко, Мендоза ("Сем„н Котко", "Дуэнья" Прокофьева), Прохор ("Угрюм-река" Френкеля) и др. ТУв.

КРИВЧ‚НЯ, Алексей Филиппович [р. ЗО.УП (12.VIII).1910] - русский советский артист оперы (бас). Нар. арт. СССР (1956). В 1938 окончил Одесскую консерваторию по кл. проф. В. Селявина. В том же году впервые выступил на оперной сцене в Луганске. В 1934-41 работал в Днепропетровске, в 1941-44 - в Красноярске, в 1944-49 - в Новосибирске. С 1949 К.- солист Большого театра.

Красивого тембра и большого наполнения голос, богатство мимики и вок. выразительность, яркое иск-во перевоплощения принесли К. заслуженную популярность.

Партии: князь Иван Хованский ("Хованщина", Гос. пр. СССР, 1950), Сусанин; Фарлаф, Борис Годунов, Мельник;

Томский ("Пиковая дама"), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Дон Базилио; Пестель, Бестужев ("Декабристы" Шапорина), Никита Вершинин (о. п. Кабалевского), Старый матрос ("Се-вастопольцы" Коваля) и др.

Лит.: Полякова Л., Алексей Кривченя, "Советская музыка", 1956, .ј 5, с. 135-138.

КРЙГЕР, Владимир Александрович (1872-15.VIII. 1932) - русский советский актер, режиссер. Засл. арт. Республики (1925). Учился на драм. курсах П. М. Невежина в Москве. На сцене с 1890. Работал в антрепризах Бородая, Соловцова. Играл в Петербурге (Василеостровский т-р), в Москве (т-р "Эрмитаж"), в Старой Руссе, Самаре, Новгороде, Саратове, Казани. Выступал в оперетте. В 1902-32 - актер Т-ра Корша. К. исполнял гл. обр. комедийные роли, был ярким, обаятельным актером, иск-во его отличалось искром„тным заразительным юмором, острой характерностью, жизнеутверждающим оптимизмом.

Роли: генерал Беренгейм ("Канцлер и слесарь" Луначарского), Миронов ("Дни нашей жизни" Андреева), Митрофанушка ("Недоросль"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Ре-петилов ("Горе от ума"), Кудряш ("Гроза"), Ноздр„в ("М„ртвые души"), Скапен; Живуля ("Каширская старина" Аверкие-ва), Кочкар„в (".Женитьба") и мн. др.

В 1909-11 - гл. реж. Т-ра Корша, пост. спектакли "Мирра Эфрос", "За океаном" Гордина. Э. Я.

КРЙГЕР, Викторина Владимировна [р.28.111(9.IV). 1896] - русская советская артистка балета. Засл. арт. Республики (1927), засл. деятель иск-в РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1939. В 1910 окончила Моск. театр. уч-ще (класс В. Д. Тихомирова) и была принята в труппу Большого т-ра. Первая сольная партия - Фея канареек ("Спящая красавица"). Исполняла партии: Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Китри ("Дон Кихот"), Сванильда ("Коппелия"), Одетта-Одиллия; Балерина ("Петрушка" Стравинского), Тао Хоа ("Красный цветок"), Мачеха ("Золушка", Гос. пр. СССР, 1946) и др. Исполнит, иск-во К. отличалось технич. мастерством (широкий и высокий прыжок, виртуозное исполнение двойных туров на пальцах и др.), е„ волевой и темпераментный танец характеризовался резкими, чеканными движениями. В 1929 совм. с И. М. Шлуглейтом организовала труппу Моск. художеств. балета, до 1939 была е„ художеств. руководителем. В 1939 труппа слилась с Муз. т-ром им. Немировича-Данченко.

Соч.: Мои записки, М.-Л., 1930.

Лит.: И в цнг В. П., Викторина Кригер, [М. ], 1928. С. Бвн.

КРЙЖАЙ (Krizaj), Йосип (р. 5.III.1887) - югославский артист оперы (бас). Пению обучался в Люб-ляне и Мюнхене. Первоначально выступал как драм. актер. С 1907 - солист оперы в Любляне и Загребе. Один из выдающихся представителей югосл. оперного иск-ва. К. выступал в драматич. и комич. партиях: Борис Годунов; Кецад ("Проданная невеста"), Мефистофель ("Фауст"), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Дон Базилио и др. Гастролировал в Дрездене, Риме, Флоренции'и др. городах. Над. П.

КРИНЙЦКАЯ, Лидия Антоновна (р. 5.IV. 1898)- украинская советская артистка. Нар. арт. УССР (1954). Училась в Киевском муз.-драм. ин-те им. Лысенко. В1923 вступила в труппу т-ра "Березьль". В 1929-31 работала в Одесском т-ре им. Октябрьской революции, в 1931 вернулась в "Березшь" (ныне харьковский Т-р им. Шевченко). Задушевные, искренние образы К. отмечены неповторимым своеобразием, реалистич. глубиной. Илл. см. на стр. 275.

Роли: Лымериха ("Лымеривна" Мирного), Фена Степановна ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко), Ксения ("Егор Булычев"), Параска, Наталья Ковшик ("В степях Украины", "Калиновая роща" Корнейчука), Стеха ("Назар Стодоля" Шевченко), Мария Тюдор (о. п. Гюго), Анна Андреевна ("Ревизор"). С. 3.

КРИПС (Krips), Йозеф (р. 8.IV.1902) - австрийский дириж„р. Учился в Веяской муз. академии у Э. Мандышевского и Ф. Вейнгартнера.. С 1921 - дириж„р оперных т-ров в Вене, Карлсруэ, Белграде и др. Во время нем.-фашистской оккупации Австрии (1938- 1945) К. было запрещено выступать. После 1945 руководил пост. опер Моцарта на Зальцбургских фестивалях и в Лондоне, преодолевая установившиеся штампы исполнения этих опер ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все", "Волшебная флейта"). Гастролировал в СССР (1947) и др. странах. К. по-новому, оригинально интерпретирует часто исполнявшиеся оперы "Тоска", 1949, Вена).

Лит.: Blaukopf К., Gro?e Dirigenten, [W.- Teuf-fen (St. Gallen)], [1954], c. 119-25, 191-92. Ал. M.

КРЙСТЕНСЕН (Christensen), Хальфдан (l 2. X 11.* 1873-17.IX.1930) - нервежский актер, режиссер, театральный деятель и драматург. В 1896 дебютировал в бергенском т-ре "Национальная сцена". В 1899 вош„л в труппу Нац. т-ра (Осло), где в 1911-23 и 1930-33 был худ. руководителем. В период гитлеровской оккупации Норвегии эмигрировал в Швецию; здесь возглавлял в 1942-45 "Свободную норвежскую сцену" (Г„теборг).

Лучшие роли: Освальд, Стенсгор, Сольнес, Эйлерт Лев-борг ("Привидения", "Союз молод„жи", "Строитель Сольнес", "Гедда Габлер" Ибсена), Саннес, пастор Санг ("Банкротство", -"Свыше наших сил" Бь„рнсона), Стабель, Эрлинг Крусе ("Т„тя Ульрика", "Трагедия любви" Г. Хейберга), Макс ("Голубая бумага" Крога), профессор Мамлок (о. п. Вольфа).

В своих пост. К. бережно сохранял идейно-худо-жеств. замысел драм. произв., стремился к созданию слаженного актерского ансамбля: "Кукольный дом" (1919), "Пер Гюнт" (1936), "Строитель Сольнес" (1940) Ибсена; "Редактор" (1917), "Банкротство" (1937) Бь„рнсона, "Юность" Бротена (1913), "Мы великие" (1919), "Разрыв" (1937) Крога, "Но завтра..." Грига (1936).

К. написал комедии "Лицо в окне" (1925), "Жасми-лы" (1929), "Король Сабы" (1936; все три пост. в Нац. т-ре), высмеивающие продажных политиканов и мещан.

Лит.: E l s t e r K., Halfdan Christensen. 40 ars jubileum, в кн.: Teater. 1929-39, Oslo, 1941,с. 229-35; R o n n e-Ь e r g A., Nationaltheatret gjennom femti ar., Oslo, 1949. Вл. M.

КРИСТИ, Григорий Владимирович [р. 10(23).IX. 1908] - русский советский режиссер, педагог, театровед. С 1933 - режиссер Оперного т-ра им. Станиславского; пост. "Дон Паскуале" Доницетти (1936, совм. с Ю. Лораном). С 1935 - педагог Оперно-драм. студии им. Станиславского, преобразованной в 1943 в Оперно-драм. театр. где работал режиссером (1943- 1949), пост. ряд оперных и драм. спектаклей. В 19581961 - гл. режиссер Центр, студии телевидения (муз. вещания). Принимал участие в издании трудов Станиславского.

Соч.: Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952;

Воспитание актера школы Художественного театра, М.,

1962 (на правах рукописи); К. С. Станиславский и опера, в сб.: О Станиславском, М., 1948, с. 460-89; Некоторые вопросы оперной режиссуры, в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956, с. 5-38; К. С. Станиславский на репетициях спектакля "Таланты и поклонники", в кн.: Ежегодник МХАТ, 1953-1958, М., 1961, с. 139-78; О воспитании актера, там же, М., 1949, с. 291-338; По страницам протоколов спектаклей, там же, М., 1956, с. 165-220; Станиславский и Мейерхольд, "Октябрь", 1963, ј 3, с. 1*78-87.

КРЙСТИАНСЕН (Christiansen), Сигурд (17.XI. 1891 - 23. X. 1947) - норвежский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1915. В психологич. драме "Путешествие в ночь" (1930, Нац. т-р) К. критикует моральную беспринципность, характерную для мелкобурж. среды. Комедия "Океан добродетели" (1932, Нац. т-р) отображает лицемерие и бесчеловечность, царящие в зажиточных кварталах провинциального городка. К. написал также псевдоисторич. драму "Александр Павлович" (1946, Нац. т-р) о предсмертном раскаянии рус. императора под влиянием религиозного экстаза.

Лит.: Kielland E., Sigurd Christiansen i liv og diktning, Oslo, 1952. Вл. M.

КРЙСТИАНСЕН (Christiansen), Эйнар (20. V I. 1861-25.IX.1939) - датский драматург и театральный деятель. В 1899-1909 - директор, в 1931-33- режиссер Королевского т-ра, в 1912-24 - директор Hap. т-ра в Копенгагене. В 1880 начал драматургич. деятельность, написав психологич. драму "Дети Линдоу". Затем в Королевском т-ре были пост. драмы К., изображающие мелкобурж. быт,- "Эгоист" (1882), "Фрекен Бодиль и е„ брат" (1888), "Поколения" (1889), "Анетта" (1893), "Среди братьев" (1896), "Зрелые люди" (1897) и др. В этих пьесах К. стремился следовать принципам проблемно-психологич. драматургии Г. Ибсена. Однако критику действительности К. подменял обращением к абстрактно-этич. проблемам. К.- автор мемуаров "Некоторые эпизоды из моей жизни и истории датского театра" (1930).

Лит.: R u b о w P. Y., Dansk litteraturhistorie i omrids indtil idet aar 1900, Kbh., 1931; S c h y b e r g Fr., Dansk teaterkritik, Kbh., 1937. Вл. M.

КРЙСТОВ (Christov), Сульвей (p. 29.VIII.1918) - норвежская писательница, драматург. Лит. деятельность начала в 1949. В психологич. драме "Тайный отч„т" (1956, Нац. т-р в Осло) К., продолжая реа-листич. традиции Б. Бь„рнсона и X. Крога, показывает несостоятельность этич. норм мелкобурж. среды. В драме "С красным паспортом" (1958, там же), отмеченной символич. абстрактностью, звучит призыв к борьбе за мир и гневная отповедь человеконе-навистнич. идеям "холодной войны".

Соч.: "Pa rodt pass", Oslo, 1958. Вл. М. КРИСТОВАЛЬ ПУЛЬЧИНЕЛА - см. Петрушка.

КРИСТОФОРЯНУ (Cristoforeanu), Флорика (р. 180) - румынская артистка оперы (драматич. сопрано, затем меццо-сопрано). Пению обучалась в Бухаресте, совершенствовалась в Миланской консерватории. Как оперная певица начала выступать в 1921, с успехом исполнила в миланском т-ре "Даль Верме" партию Чио-Чио-сан. До конца 1930-х годов выступала в ведущих оперных т-рах Италии, гастролировала в Европе и Лат. Америке. К. была большой трагедийной актрисой, она наделяла своих героинь высокими человеч. страстями, особенно удавались К. остро драматич. эпизоды, полные ярких контрастов и экспрессии.

Партии: Кармен, Тоска; Сантуцца ("Сельская честь"), Адриенна Лекуврер (о. п. Чилеа), Федора (о. п. Джордано), Катюша ("Воскресение" Альфано) и др. Вс. Т.

КРИТИКА ТЕАТРАЛЬНАЯ - см. Театральная критика.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ-см. Реализм.

КРЙШНАН КУТТИ (р. 1920) - индийский танцовщик и педагог. Выступал как танцовщик с десятилетнего возраста. В 1936 с ансамблем Санкаран Намбу-дири гастролировал по стране; в 1937 - танцовщик труппы Траванкурского дворца (штат Керала); в 1939-44 преподавал танцы катакхали; в 1944 организовал об-во "Нритья Дарпана", где пост. танцевальные драмы: "Рождение Урвази", "Триумф жизни", "Перемещ„нные головы". В 1952 гастролировал с этим ансамблем в Европе.

Лит.: "Marg", Bombay, 1957, v. XI, ј l, dec., разд. X. Contemporaries, с. 53. Д. Гр.

КРЛЕЖА (Krleza), Мирослав (р. 7.VII.1893) - югославский (хорватский) писатель, драматург. С 1947- действительный член Академии наук СФРЮ. В 1914 начал лит. деятельность. В 1915-22 написал драматич. цикл "Легенды", затем драму "Галиция" (в 1920 была запрещена, позднее переработана под назв. "В лагере"), ставившуюся во многих т-рах страны. Среди др. пьес: "Голгофа" (1922), "Вучьяк" (1923), "Микеланд-жело Буанаротти" (1925), "Адам и Ева" (1925), "В агонии" (1928, доработана в 1958), "Господа Глембаевы" 1929) и "Леда" (1930). В тр„х последних пьесах К. показывает пороки капиталистич. общества, усугубленные сохранившимися феод. пережитками в первые десятилетия 20 в. После войны К. написал фантастич. пьесу "Аретей" (1959). Драматургия К. характеризуется психологич. глубиной, философским разду-мием. В пьесах К. выступали крупнейшие югослав. актеры: В. Подгорская, Д. Дуйшин, Б. Крлежа, Р. Плаович, Л. Йованович и др. Драмы К. ставились не только в т-рах Югославии, но и за рубежом (в Чехословакии, Польше, Болгарии, Венгрии, Франции). Остро сатирические, осуждавшие общественный и политический строй, пьесы его часто запрещались.

Соч.: Legende, Zagreb, 1933 (Sabrana djela, knj. 8); Tri drame. U logoru - Vucjak - Golgota, Zagreb, 1955 (Sabrana djela, sv. 7); в рус. пер.- Избранное. Послесл. М. Богданова, М., 1958.

Лит.: R i s t i с М., Krleza, Zagreb, 1954; B o g d a-n o v i с М., О Krlezi, [Beograd, 1956]; Финци Ели, Више и манье од живота, Београд, 1961. J Ник.

"КРОВАВАЯ ДРАМА" - жанр английской драматургии эпохи Возрождения (термин утвердился в позднейшей критике). "К. д." - разновидность трагедии, в к-рой эффект достигается изображением многочисленных ужасов и кровавых злодейств. "К. д." были по преимуществу трагедиями мести. Наиболее типичные "К. д." - "Испанская трагедия" Кида, "Мальтийский еврей Марло, "Тит Андроник" Шекспира {в подавляющем большинстве трагедий и историч. хроник Шекспира гл. внимание сосредоточено на раскрытии трагич. переживаний героев, а потому их нельзя относить к "К. д."). "К. д." была особенно распространена в начальный период англ. Возреждения, а также в последние годы англ. ренессансного т-ра (отчасти у Ф. Бомонта и Дж. Флетчера, С. Т„рнера, Ф. Мессинджера и др.).

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Стороже н-к о Н. И., Предшественники Шекспира, т. 1, СПБ, 1872, 4 изд., М., 1916. А. А.

КРОГ (Krog), Хельге (р. 9.II.1889) - норвежский драматург. Ведущий представитель критич. реализма в норв. драматургии 20-30-х гг. 20 в. Лит. деятельность начал трагикомедией "Мы великие" (1919), в к-рой сатирически изображается продажность бурж. прессы. Социальные противоречия в Норвегии, антагонизм между предпринимателями и людьми труда раскрывают драмы "Дом Ярла" (1923) и комедия "На солнечной стороне" (1927). В 30-е гг. К. написал ряд психологич. драм, в к-рых, продолжая традиции Г. Ибсена и Г. Хейберга, показал деградацию бурж. семьи, убожество мещанской морали. Свои идейно-этич. идеалы автор выразил в образах героев, порывающих с окружающей средой и стремящихся участвовать в обществ, борьбе. Таковы пьесы "Трезвучие" (1933), "На пути" (1931), "Раковина" (1929), "Разрыв" (1936).

Драма "Живые и м„ртвые" (1945) посв. борцам норв. Сопротивления. Пьесы К. ставят Нац. и др. норв. т-ры.

Соч.: Skuespill, bd l-3, Oslo, 1948; в рус. пер.-"Мы великие", М., 1958.

Лит.: Havrevold F. S.,' Helge Krog, Oslo, 1959;

Матусевич В., Прогрессивный норвежский драматург, "Советская культура", 19. II. 1959, ј 24. Вл. M.

KPO3EPC (Crothers), Рейчел (p. 12.XII.1878) - американский драматург. В 1892-96 занималась и затем преподавала в театр. школе Стейнхоуп-Уит-крофта. Выступала как актриса. Первая пьеса К., пост. на проф. сцене,-одноактная комедия "Приходский священник" (1902, "Мэдисон-сквер-тиэтр", Нью-Йорк). За ней последовали: "Нас трое" (1906), "Я, Беттина" (1908), "Мир мужчины" (1909), "Мысами" (1913), "Славные люди" (1920), "Когда встречаются женщины" (1932) и др. пьесы, пост. автором в разл. т-рах Нью-Йорка ("Савой", "Манхаттан", "Литл-тиэтр" и др.).

Большинство пьес К. посв. проблемам нравственности, семьи, отношениям между мужчиной и женщиной. В ранних произв. К. выступала за эмансипацию женщины. Лучшие пьесы К. сценичны и пользовались успехом. Семейно-бытовые комедии и драмы К. занимали видное место в репертуаре т-ра США в 1-й трети 20 в.

Лит.: Q u i n n A., A history of the American drama from the Civil war to the present day, v. l, N. Y., 1945. Я. Б.

КРОММЕЛИНК (Crommelynck), Фернан (p. 19. X 1.1887) - бельгийский драматург. Писал на франц. яз. Отец и дядя К. были актерами. В 14 лет К. стал выступать на сцене и до нач. 20-х гг. продолжал актерскую деятельность.

Первые пьесы К.- "Мы не пойдем больше в лес" (1905-06, т-р "Дю Парк", Брюссель), "Ваятель масок" (1908; 1911, т-р "Жимназ", Париж) - написаны под влиянием символизма. Самая значит, пьеса К.- трагич. фарс о ревнивом муже "Великодушный рогоносец" (1920, т-р "Эвр",Париж, реж. О. М. Люнье-По)- получила широкую известность (переведена на мн. яз.). Эта пьеса в гротескной форме осмеивает ревность как отвратительный нравств. недуг. Большой интерес представляет также пьеса "Златопуз" ("Tripes (Tor", 1925, т-р "Комедия Елисейских полей"; в роли Мюскара - Л. Жуве), обличающая бурж. общество, основанное на частной собственности, власти денег. Эта пьеса также написана в форме сатирич. гротеска (человек съедает сво„ золото, чтобы не расставаться с ним, и умирает). В др. пьесах К. персонажи олицет-; воряют: иллюзию любви - "Мнимые любовники" (1921, т-р "Комеди Монтень", реж. Г. Бати, в роли Казу -'сам К.), оскорбл„нное самолюбие ("Жар и холод", 1934, "Т-р Елисейских полей"); добродетель ("Женщина с маленьким сердцем", 1934, т-р "Пале де Боз-Ар", Брюссель). Герои К. оторваны от жизни, их представления о действительности ложны и преувеличены, они обречены на разочарование. Отправляясь от идеалистич. посылок, К. утверждает непознаваемость, фатальность сил, управляющих жизнью, духовным миром человека.

Сюжет пьес К. прост, действие в них развивается стремительно и напряж„нно, характеры очерчены ч„тко. Парадоксальные повороты в поведении действ, лиц, живой и остроумный диалог определили популярность этих пьес в европ. т-рах.

В Сов. Союзе были пост. "Великодушный рогоносец" (1922, "Т-р актера", под рук. Вс. Мейерхольда, в гл. ролях И. В. Ильинский, М. И. Бабанова) и "Златопуз" (1926, т-р "Берез?ль", Харьков).

С о ч. в рус. пер.: Великодушный рогоносец, М.-Л., 1926; Златопуз, [б. м.], 1930.

Лит.: Ильинский И., Сам о себе, М., 1961; Berger A., A la rencontre de Fernand Croinmelynck, [Liege, 1946]. я. Л.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница