Наши партнеры

Выгодно аренда авто с детским креслом в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 232)


КОТУРНЫ (греч. ?-?????)- в античном театре род обуви, применявшийся трагич. актерами. К. имели очень высокую подошву, что увеличивало рост актера, придавая его облику величие, торжественность, соответствующие характеру трагедии как части религиозного культа. Применение К. было обусловлено также тех-нич. особенностями устройства античного т-ра: при больших ' размерах театр. зданий возникала потребность увеличить фигуру актера. Античная традиция приписывает Эсхилу введение К. и др. компонентов костюма трагич. актера. Я. Зем.

КОУАРД (Coward), Ноэл Пирс (р. 16.ХП.1899)- английский актер, драматург, композитор. Впервые выступил на сцене в 1911. Как актер известен исполнением гл. ролей в собств. пьесах и роли Магнуса ("Тележка с яблоками" Шоу, 1953). В 1932 организовал собств. труппу, к-рая ставила пьесы К. Первые пьесы К.- "Падшие ангелы" (1925, т-р "Глоб", Лондон), "Вихрь" (1924, т-р "Эвримен", Лондон) и "Сенная лихорадка" (1925, т-р "Амбассадор", Лондон). Хорошее знание т-ра, законов сцены позволило К. создавать эффектные, сценичные пьесы, пользовавшиеся большой популярностью в Англии. К. писал в жанре историч. драмы, комедии, оперетты и др., но особый успех имеют его салонные комедии с остроумными, занимательными сюжетами. К.-автор пьес: "В 8.30 вечера" (1935) - цикл из девяти одноактных пьес, "Вес„лый дух" (1941, т-р "Опера хаус", Манчестер), "Относительные ценности" (1951, Королевский т-р, Ньюкасл), "Обнаж„нная со скрипкой" (1956, т-р "Олимпия", Дублин; 1960, т-р Сатиры, Москва). Написал музыку к ряду своих муз. комедий и обозрений, в т. ч. "Слова и музыка" (1932, т-р "Опера хаус", Манчестер), "Пасифик I860" (1946, т-р "Друри-Лейн", Лондон), "После бала" (1954, т-р "Ройял Корт", Ли-вернул). Работает в кино как актер, сценарист и композитор.

Соч.: Play parade, v. 1-6, L., 1934-62; Present indicative. Autobiogr., L., 1936; Future indefinite, L., 1954.

Лит.: Mander R.L.,Mitchenson J., Theatrical companion to Coward, N. Y., 1957. К. Г.

КОУТС (Coates), Альберт (23.IV.1882, Петербург,- 11.XII.1953, Милнертон, близ Кейптауна)- английский дириж„р и композитор. Отец англичанин, мать русская. Нек-рое время занимался по композиции у Н. А. Рим-ского-Корсакова. С 1894 жил в Англии, где учился в Ли-верпульском ун-те. В 1902 поступил в Лейпцигскую консерваторию; учился у А. Ни-киша, по рекомендации к-рого был приглаш„н гл. дириж„ром оперного т-ра в Эльбер-фельде, после чего дирижировала т-рах Дрездена, Ман-гейма и др. городов. В 1910- 1919 К.-дириж„р Мариинско-го т-ра в Петербурге, где осуществил пост. опер Вагнера. В это время сблизился со мн. рус. музыкантами. Под рук. К. на сцене Мариинского т-ра были пост. мн. оперы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и др. рус. композиторов. Выдающимся художеств. событием была пост. под упр. К. опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1914) и "Орестея" Танеева (1915). Отличит, качествами иск-ва К. были глубокое понимание содержания и стилистич. особенностей музыки, экспрессия, энергия, динамизм, властный жест. Характер работы К. над партитурой дал повод рус. критике назвать его "музыкальным режиссером". За время пребывания в России К. периодически гастролировал в Англии; в 1917-19 дирижировал в т-ре "Ковент-Гарден" (в этом т-ре К. в 1926 руководил пост. оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"). С 1919 выступал в Лондоне, Нью-Йорке, Мадриде и др. городах. В 1926 гастролировал в Ленинграде, дирижировал операми "Борис Годунов", "Хованщина", "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" и др. Вторично выступил в Сов. Союзе (Ленинград и Москва) в 1931 с симф. концертами. Написал оперы "Ор„л" (1925, Лидс), "Семюэл Пепис" (1929, Мюнхен); "Пикквикский клуб" по Диккенсу (1936, т-р "Ковент-Гарден") и др., ряд симф., камерно-инстру-мент. и др. соч. Вс. Т.

КОУЭЛЛ (Cowell) - англо-американская актерская семья.

Джозеф Л и тли (1792-1863) - комич. актер. Род. в Англии. 19 лет дебютировал на сцене плимутского т-ра под именем Ирвинга Литли. Играл в провинциальных городах Англии, затем в т-ре "Друри-Лейн". С 1821- в США, где стал популярным комич. актером. Особый успех имел в роли Крэка (фарс Найта "Застава"). Был директором т-ров "Че-стнат Стрит" (Филадельфия) и "Т ремонт Стрит" (Бостон). С 1844 - снова в Англии. Автор мемуаров "Тридцать лет среди актеров Англии и Америки" (1844).

Самюэл Хоутон (1820-64) - один из первых актеров мюзик-холла. Сын Дж. Литли. Работал в

Англии. Успешно выступал в ролях Крэка и Дромино ("Комедия ошибок" Шекспира). Выступал в США вместе с отцом и. гастролировал там в 1860. Сохранился дневник его жены (актрисы), посв. пребыванию К. в США, - "Семья Коуэлл в Америке", изд. в 1934. Дочери Самюэла - Сидни и Флоренс также были актрисами. К. Б.

"КОФЕЙНЯ ПЕЧКИНА" - московская литературная кофейня, существовавшая в Москве с 30-х гг. до сер. 19 в. Находилась близ Театральной площади. Назв. получила от находящегося рядом трактира Печкина. Содержал "К. П." И. Бажанов (впоследствии - тесть П. С. Мочалова), выписывавший для е„ посетителей рус. и мн. иностранные периодич. издания. В кофейне актеры, писатели, профессора и студенты Моск. ун-та обсуждали очередное лит. или театр. событие. Здесь бывали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, А. Н. Островский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, П. М. Садовский, В. И. Живокини, И. В. Самарин и др. "Кто знает,- писал А. А. Фет,- сколько кофейня Печкина разнесла по Руси истинной любви к науке и искусству". Разговоры и сценки в "К. П." мастерски изобразил в своих рассказах И. Ф. Горбунов.

Лит.: Литературные салоны и кружки, М.-Л., 1930;

Фет А., Ранние годы моей жизни, М., 1893, с. 219-22;

В и р е н В., В кофейне Печкина, "Театральная жизнь", 1960, ј 18. в. Вир.

КОХ (наст. фам.- К у х а р ж), Марта Болеславовна (р. 1912), Зоя Болеславовна (р. 1915), Клара Болеславовна (р. 1923) - советские цирковые артистки; акробатки и эквилибристки. Засл. арт. РСФСР (1939). Род. в семье циркового акробата и гимнаста Б. Ю. Кухар-жа. Марта Болеславовна и Зоя Болеславовна выступают в цирке с 1921 как гимнастки на кольцах. В 1925 под рук. отца создали акробатич. номер на двух параллельно натянутых проволоках, исполняли рекордные трюки. В 1943 создали новый цирковой аттракцион - "Семафор-гигант", в 1945 - аттракцион "Гигантское колесо". К. проделывают сложнейшие эквилиб-ристич. трюки на вращающемся перпендикулярно земле аппарате (ездят на велосипеде, ходят на пуантах и др.). Выступления сест„р К. отличаются блестящей исполнительской техникой, конструктивной ч„ткостью, артистизмом. В 1929-30 гастролировали в Германии, Франции, Испании, в 1956-63 - в Англии, Венгрии, Франции и др. странах Европы.

Лит.: КузнецовЕ., Арена и люди советского цирка, Л.- М., 1947; К о х 3., Вся жизньв цирке, М., 1963. М. Зон.

КОХ (Koch), Генрих Готфрид (1703-3.1.1775) - немецкий актер и театральный деятель. В 1726-28 учился в Лейпцигском ун-те. В 1728 стал актером труппы К. Нейбер, играл трагич. роли в драмах Корнеля и Расина, но особенно удавались ему роли слуг, крестьян и комических стариков-отцов в комедиях Мольера (Гарпагон и др.). Игра К., несколько манерная, напыщенная, соответствовала принципам сценич. иск-ва франц. классицизма, утверждавшегося на нем. сцене К. Нейбер. С 1748 К.- актер труппы Ш„немана в Г„ттин-гене. В 1750 открыл собств. т-р в Лейпциге, в к-ром развивал принципы классицизма. В этом т-ре ставились преим. франц. трагедии, к-рые игрались в классицистской манере (напевная декламация, балетная пластика актеров, условные декорации), но необходимость считаться со вкусами бюргерской публики вынуждала К. вс„ чаще ставить фарсы, арлекинады. Позднее К. отош„л от классицизма и утвердил в репертуаре нем. театра новый демократический жанр комической оперы зингшпилъ. В 1756 впервые пост. драму Лессинга "Мисс Сара Сампсон". После закрытия Лейпцигского т-ра (в нач. Семилетней войны) К. в 1758 возглавил в Любеке труппу Ш„немана и обосновался в Гамбурге. В репертуаре этого т-ра преобладали: фарс, иктермедия, балет. Мещанскую публику привлекало в спектаклях К. красочное оформление, обилие сценич. эффектов. В 1764-75 К. возглавлял т-ры в Лейпциге, Дрездене, Веймаре и Берлине (1771-75). В 1771 основал в Берлине т-р "Театр. эстрада". Здесь он впервые пост. драму Г„те "Г„ц фон Берлихинген". Подобно И. Ф. Ш„неману и К. Аккер-ману, К. способствовал формированию в Германии постоянного нац. т-ра. Г. Г у р.

КОХАНОВСКИЙ (Kochanowski), Ян (1530, Сы-цына,-22.VIII.1584, Люблин)-польский поэт и драматург. С 1544 учился на отделении иск-в Краковского ун-та. В 1547 уехал за границу, учился в ун-те в Падуе, где встречался с прогрессивными деятелями итал. культуры. Позднее жил в Париже, сблизился с поэтами "Плеяды". Вначале писал по-латыни, а затем по-польски. К.- яркий представитель польского Возрождения, основоположник светской драмы. Ему принадлежит трагедия "Отправление греческих послов", написанная впервые в польской лит-ре белым стихом. Здесь К. развивает сюжетные мотивы "Илиады", использует нек-рые при„мы антич. трагедии (вводит хор), связывает их с современностью (в изображении нар. собрания Трои своеобразно преломлена борьба разл. групп в польском сейме). Пьеса проникнута высоким гражд. пафосом. Впервые была пост. 12 янв. 1578 в Уяздовепод Варшавой, в новейшее время ставилась в Кракове (1900).

Соч.: Odprawa poslow greckich, с ввеД. и примеч. Н.Петровского, Казань, 1917, а также 4 wyd., [Wroclaw], [1959];

Избранные произведения, M.-Л., 1960, с. 226-248.

Лит.: Мицкевич А., Из лекций о славянских литературах, Собр. соч., т. 4, M., 1954, с. 265-288; И г н а-т о в С. С., Польский театр. в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, M., 1957, с. 726-727; Chmielewski P., Nasza literatura dramatyczna cz. I, Petersburg, 1898, c. 48-63. Б. Рос. КОХНО [(Kochno), псевд. С о б e к a (Sobeka)], Борис (р. 3.1.1904)- французский театральный деятель, либреттист. Род. в Москве. По национальности русский. В 1920 эмигрировал в Париж, где стал личным секретар„м С.П. Дягилева. В 1930 руководил балетной труппой в Лондоне, был художеств. руководителем труппы "Балеты 1933" (Париж, Лондон). В 1944 К. совм. с Р. Пти основал в Париже труппу "Балет Елисейских полей". Продолжал выступать как либреттист. По его либретто пост. балеты: "Кошка" Core (1927, Монте-Карло), "Блудный сын" Прокофьева (1929, Париж), "Ночь" Core (1930, Лондон), "Детские игры" на муз. Визе (1932, Монте-Карло), "Маскарад" Визе (1948) и др. Написал (совм. с М. Люц) книгу "Балет во Франции с 15 в. до наших дней".

Соч.: Le ballet en France du XV siecle a nos jours, P., 1954 (совм. с M. Luz).

Лит.: Haskell A., Nouvel W., Diaghileff, his artistic and private life, L., 1935; Beaumont C. W., The Diaghilev ballet in London, L., 1940; L i fa r S., S. Diaghileff, P., 1940. Г. Ш.

КОЦЕБУ (Kotzebue), Август Фридрих Фердинанд (3.V.1761 - 23.III.1819) - немецкий писатель и драматург. Получил юридич. образование в Веймаре и Иене. В 1781 переехал в Россию, где стал гос. чиновником, получил дворянство. В 1803 вернулся в Веймар. В 1813, будучи рус. генеральным консулом в Кенигсберге, и впоследствии, находясь на службе рус. министерства иностр. дел в Германии (с 1817), К. был шпионом рус. правительства и агентом Священного союза. Реакционер, монархист и шовинист, враг свободной мысли, К. заслужил ненависть передовых людей Германии и был убит студентом К. Зандом.

К. писал романы, стихи, историч. сочинения, но известность получил как драматург. К.- автор комедий, трагедий, мелодрам, исторических драм, опер, фарсов, водевилей и др. Наибольшую популярность получила его сен-тимент. драма "Ненависть к людям и раскаяние" (1789, Королевский нац. т-р, Берлин). Среди пьес К. "Сын любви" (1790, Берлинский т-р), "Бедность и великодушие" (1794, "Бургтеатр", Вена), "Два Клинг-сберга" (1799, "Бургтеатр", Вена), "Немецкое захолустье" (1802, там же), "Старый лейбкучер Петра III" (1800, т-р в Мангейме), "Дева солнца" (1790, Берлинский т-р), "Гуситы в Наумбурге в 1432" (1802, там же). К.- один из создателей жанра семейно-бы-товой мещанской комедии и мелодрамы в Германии. В своих сентиментальных, но занимательных пьесах К. утверждал реакц. идеологию (апологию феодальной действительности, осуждал франц. революцию), проповедовал мещанскую мораль. К. Маркс и Ф. Энгельс, а также рус. революц. демократы подвергали драматургию К. уничтожающей критике. "...Плаксивые опи сания горестей немецких мещан, написанные в тонах "Человеконенавистничества и раскаяния..."",- так отзывался Энгельсе творчестве К. (см. "Истинные социалисты", в сб. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, 1957, с 135). Ничтожность идейного содержания, чувствительность вместо больших чувств, фривольность, переходящая в пошлость, и вместе с тем сценичность, напряженность интриги, изобилие мелодраматич" эффектов, динамика действия, живость диалога обеспечили успех драматургии К. Пьесы К. широко ставились в России, особенно пьеса "Ненависть к людям и раскаяние", к-рая шла в Петербурге в Деревянном т-ре в 1790, в петерб. Каменном т-ре в 1797, в Воронежском т-ре в 1840 и во мн. др. В России шли также "Бедность и великодушие" (в рус. пер. "Бедность и благородство души" в 1800, петерб. Каменный т-р), "Сын любви" (1796, петерб. Деревянный т-р;

1828, моек. Малый т-р с участием П. С. Мочалова), "Испанцы в Перу" (1827, Большой т-р) и мн. др. Лучшие рус. актеры играли в пьесах К.- В. А. Каратыгин, С. Ф. и П. С. Мочаловы, М. С. Щепкин, А. С. Яковлев и др. Роль барона Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние") была одной из значительнейших ролей П. С. Мочалова, придававшего образу романтич. звучание и трагизм.

Политич. подъ„м 30-40-х гг. положил конец популярности пьес К. в Германии, в России эти пьесы ставились до 80-х гг. 19 в.

С о ч.: Театр, пер. с нем., ч. 1-16, M., 1802-06, ч. 1-4, M., 1807-08; ч. 1-8, СПБ,1823-27; 2 изд., ч. 1-12, M., 1824; Samtliche dramatische Werke, Bd 1-44, Lpz., 1827-29; Theater, Bd 1-40, Lpz.-W., 1840-41; Auswahl dramatischer Werke, Bd 1-10, Lpz., 1867-68.

Лит.: R a b a n y Ch., Kotzebue, sa vie et son temps, ses oeuvres dramatiques, P., 1893; M i n o r J., Uber Kotzebue, "Gottingische gelehrte Anzeigen", 1894, Bd l, ј 1-26, с. 34-62 (Рецензия на книгу R a b a n у Ch., Kotzebue...);

Kohler Chr., Effekt-Dramaturgie in den Theaterstucken A. v. Kotzebues, [JB., 1955]. Дисс. H am. B.

КОЧАРЯН, Саркис Аветович [р. 20.VI (3.VII). 1901] - армянский советский режиссер. Засл. деятель искусств Арм. ССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Сценич. деятельность начал в 1921 в Ереване как актер Т-ра им. Сундукяна. Работал как актер в т-рах Баку, Ленинакана, Кировакана. В 1935 окончил режиссерский ф-т ГИТИСа. С 1936 был режиссером Ереванского Рабочего т-ра им. Горького, в 1937-48-гл. реж. Армянского ТЮЗа. Пост. спектакли: "Храбрый Назар" Демирчяна (1939), "Разбойники" (1939); "Аза ран Бульбуль" Бейлеряна (1943), "Старые друзья" Малюгина (1946) и др. С 1935 вед„т педагогическую работу, с 1944 - в Арм. художеств.-театральном ин-те. Б. А.

КОЧАРЯН, Сурен Акимович [р. 23.VIII(5.IX). 1904] - советский артист эстрады, чтец. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Театр . образование получил в Моск. арм. драм. студии (1921-25). Сценич. деятельность начал в 1921 в Тбилиси. В 1925-32 - актер Т-ра им. Сундукяна. Роли: Фурманов ("Мятеж"), Пепел ("На дне"), Какули ("Пэпо" Сундукяна), Вышневский ("Доходное место") и др. В 1932 уходит из т-ра и работает только как чтец. С 1939 - артист Моск. филармонии. Создал лит. композиции (на арм. и рус. яз.) по произв. X. Абовяна, О. Туманяна, Г. Сундукяна, Е. Чаренца, а также "Витязь в тигровой шкуре" Руставели (1937), "Давид Сасунский" (1939), "Шахразада" (1941); "Владимир Ильич Ленин" Маяковского (1940), "За родину" по Шекспиру (1942), "Декамерон" (1942); "Крейцерова соната" Л. Толстого (1945), "Молодая гвардия" (1947); "Золото" Полевого (1951), "Одиссея" (1956). Композиции К. отличаются глубоким проникновением в стиль произведения. Его исполнение характеризуется эмоциональностью, темпераментом. К. обладает голосом большого диапазона, красивого тембра, выразительной мимикой и ч„ткой дикцией. Гос. пр. СССР (1951) за концертно-исполнит. деятельность.

Соч.: В поисках живого слова, М., 1960.

Лит.: Залесский В., Сурен Акимович Кочарян, М., 1955; Ахвердян Л., Искусство Сурена Кочаряна, Ереван, 1959 (на арм. яз.). Б. А.

КОЧЕРГА, Иван Антонович [24.IX(6.X).1881 - 29.XII.1952] - украинский советский драматург. Засл. деят. иск-в УССР (1950). Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та (1903). Лит. деятельность начал в 1904. Первая пьеса - "Песня в бокале" (1910, харьковский Нар. т-р, 1926). В сов. время написал пьесы:

"Фея горького миндаля" (1926, Первый гос. укр. т-р им. Шевченко), исторические драмы "Алмазный жернов" (1927), "Свадьба Свички" (1930, пост. 1935, там же) - о прошлом украинского народа, феерию "Марко в аду" (1928, харьковский Краснозаводский т-р), посвященную событиям революции и гражд. войны. Пьеса К. "Мастера времени" (или "Часовщик и курица") показывает людей труда, хозяев своей истории (1934, Т-р им. Зань-ковецкой; МХАТ 2-й). Коллективизации посв. пьесы "Натура и культура" (1928), "Паук в сметане" (1931); проблемам морали - пьеса "Имя" (соч. 137, Т-р им. Заньковец-кой, 1960). В драматич. поэме

"Ярослав Мудрый" (1947, Т-р им. Шевченко) из эпохи Киевской Руси ярко проявилось своеобразие дарования поэта-драматурга - острота философской мысли и тонкая поэтичность. Точность в воспроизведении историч. обстановки сочетается с романтич. приподнятостью чувств и характеров, драматич. напряж„нностью, поэтичностью, музыкальностью речи. К юбилею Т. Шевченко (1961) была пост. драма К. "Пророк" (соч. 1948). Написал также несколько одноактных пьес.

Соч.: Исторические драмы. Авториз. пер. с укр., М., 1954; Твори, т. 1-3, Кив, 1956.

Лит.: Старинкевич ?., Драматург?я ?вана Кочерги, Харк?в, 1947 (имеется список осн. работ К.). В. Ник.

КОЧЕТКОВ, Григорий Алексеевич [р. 19.1 (1.11). 1904] - русский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1946), нар. арт. БССР (1954). Окончил Театр. техникум в Ярославле (1924). Сценич. деятельность начал в 1925 в Ярославском т-ре. Затем работал в т-рах Ростова, Ярославля, Иванова, Ташкента, Волгограда, Фрунзе, Москвы (Реалистич. т-р, Госцентюз, ЦТСА), Вильнюса. С 1950-актер Минского рус. т-ра.

Роли: Председатель Укома ("Шторм"), Шадрин ("Человек с ружь„м), Годун ("Разлом"), Колесников ("Брестская крепость" Губаревича), Цыганов ("Варвары"), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Егор Булычев; Забродин ("Ленинградский проспект" Штока).

Лит.: Декада белорусского искусства и литературы в Москве, Минск, 1956; Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 111-116. О. С.

КОЧЕТОВ, Вадим Николаевич [10(22). XI.1898- 31.VII.1951]-русский советский композитор. Сын Н. Р. Кочетова. В 1931 окончил Моск. обл. муз. техникум по кл. композиции С. Н. Василенко. Автор произв. в разл. жанрах, в т. ч. детских опер "Культпоходный тир" (1929, Мое. т-р для детей), "Мойдодыр" по К. И. Чуковскому (1935, Москва, Радио), музыки к спектаклям кукольных т-ров, в т. ч. Центр, т-ра кукол: "По щучьему веленью" Тараховской (1937), "Ночь перед Рождеством" по ГоголЮ (1941), "Золушка" Габбе (1947) и др. 70. Быч.

КОЧЕТОВ, Всеволод Анисимович [р. 22.1(4.11). 1912] - русский советский писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Лит. деятельностью занимается с 1938. Гл. редактор журнала "Октябрь" (с 1961). Автор романов "Журбины" и "Братья Ершовы", инсценировки к-рых шли во мн. т-рах страны. "Семья Журбиных" (инсц. автора и С. Кара) пост. в 1954 в Т-ре им. Маяковского. В 1963 (в той же инсценировке) под наав. "Журбины" пост. в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Братья Ершовы" (инсц. М. С. Ло-тарева) в 1959 в Дзержинском драм. т-ре и др. С. Г.

КОЧЕТОВ, Николай Разумникович [26.VI(8.VII). 1864 - 3.1.1925] - русский музыкальный критик, композитор, дириж„р. Сын проф. Моск. консерватории А. Д. Александровой-Кочетовой. В 1889 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та; брал уроки музыки у Г. А. Ла-роша. Преподавал в моек. Нар. консерватории и др. учебных заведениях. Автор оперы "Страшная месть" по Гоголю (1903, т-р Солодовникова, Москва) и др. соч. Выступал также как оперный и симф. дириж„р. Муз.критич. деятельность начал в 1886. Был горячим пропагандистом новой рус. муз. школы ("Могучей кучки"). В своих статьях уделял большое внимание вопросам оперного иск-ва.

Соч.: Вокальная техника и ее значение, М., 1930. Лит.: В. К., Памяти Н. Р. Кочетова, "Советская музыка", 1950, .ј 8.

КОЧЕТОВА, Зоя Разумниковна [8(20).IX.1857- 30.111(11.IV).1892] - русская артистка оперы (колоратурное сопрано). В 1880 окончила Моск. консерваторию по кл. своей матери -проф. А. Д. Александ-ровой-Кочетовой. Большие вок. способности К. обратили на себя внимание Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского. К. впервые выступила на оперной сцене в 1881 в Москве. В 1881-83 пела в Большом т-ре, в 1884-85- в т-рах Италии, Испании, Франции. К. обладала голосом красивого серебристого тембра, большого диапазона (до соль 3-й октавы). С драма-тич. мастерством, темпераментом исполняла партии Антониды ("Иван Сусанин"), Людмилы; Маргариты ("Фауст"), Джильды и др. В 1888 оставила сцену, выступала в концертах.

Лит.: Кочетова 3. Р., "Дневник артиста", 1892, июнь, ј 3, с. 42-45.

КОЧИ ПАТКО (Kotsi Patko), Янош (1771-1842)- венгерский актер. Один из основателей венг. т-ра в Трансильвании. В 1792 организовал первую театр. труппу в г. Коложваре (ныне Клуж), где проработал до 1808. Борясь за утверждение реалистич. школы актерского иск-ва в Венгрии, К. П. выступал против ложной деклама-ционности, патетики, был первым исполнителем роли Эдуарде Галотти в драме Лессинга "Эмилия Галотти". В 1793 одним из первых в Венгрии исполнил роль Гамлета.

Лит.: Ferenczi Z о 1-t a n, А Kolozsvari szineszet es szinhaz tortenete, Kolozs-var, 1897. А. Гер.

КОЧУРОВ,Юрий Владимирович [11(24).VI.1907- 22. V.I 952] - русский советский композитор, педагог. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по кл. композиции проф. В. В. Щербач„ва. Написал музыку ко мн. спектаклям ленингр. драм. т-ров, в т. ч. "Западня" по Золя (1934), "Горе от ума" (1941, 2-я ред. 1946), "Борис Годунов" (1949; все в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина), "Тристан и Изольда" Бруш-теин (1947, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола), "Юность отцов" Горбатова (1948, Ленингр. Большой драм. т-р) и др. Создал сценич. вариант оперы П. И. Чайковского "Воевода" (1949, Ленингр. Малый оперный т-р). С 1947 преподавал по кл. композиции в Ленингр. консерватории. Гос. пр. СССР (1952).

Лит.: РучьевскаяЕ. А., Ю. В. Кочуров, Л., 1958. /О. Быч.

КОШЕВСКИЙ (наст. фам.- Кричевский), Александр Дмитриевич [20.111(1.IV).1873 - 26.VII. 1931] - русский советский артист оперетты. Первоначально выступал как драм. актер - в 1892 в антрепризе Перлова в Екатеринославе, в 1893-94- в гастрольном драм. товариществе С. Новикова совм. с Г. Н. Федотовой, М. В. Дальским, Ф. П. Горевым и др. С 1895 К. переходит в оперетту: в 1896-97 был первым комиком в антрепризе Шульца в Симбирске, в 1898-1902 гастролировал в Казани, Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе и др. городах. С 1902 играл в Петербурге в т-ре "Пассаж" и "Палас-театре", с 1915-в моек. т-рах "Эрмитаж", "Буфф", "Аквариум" и др.; до 1927 выступал в Моск. т-ре муз. комедии.

Лучшие роли:. Г ас пар ("Корневильские колокола" План-кета), Флоридор ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), барон Зета, Князь ("Вес„лая вдова", "Граф Люксембург" Легара), маркиз Имари ("Гейша" Джонса), Ферри ("Сильва" Кальмана) и др.

По мнению современников, К. был "В. Н. Давыдовым в оперетте", одним из лучших исполнителей комич. репертуара. Славился мягкой, пластичной манерой игры, яркой характерностью. Работал также как режиссер. К.автор музыки и текста оперетты "Возвращение сабинянок". Сотрудничал в разл. газетах и журналах.

Лит.: Азов Вл., Нерыдайцы, "Жизнь искусства", 1923, ј 49; "Вестник работников искусств", 1926, Х" 5, с. 24-25.

КОШЕВСКИЙ (наст. фам.- Скляр), Константин Петрович [18 (30).IX.1895-14. III.1945] - украинский советский режиссер и актер. Сценич. деятельность начал в 1914 (статист Екатеринославской оперы). В 1915-18 участвовал в любительских кружках. В 1919 работал в Молодом т-ре (Киев) как актер, затем-в т-рах Одессы, Харькова, Днепропетровска. В 1920 вступил в труппу Т-ра им. Франко, где начал режиссерскую деятельность. Пост. здесь спектакли:

"Комсомольцы" Первомайского (1929-30), "Платон Кречет" (1936), "Последние" (1937), "Борис Годунов" (1937), в к-рых патетич. приподнятость и публицистич. заостр„нность сочетались с углубл„нной психологич. разработкой образов, яркая театр. форма раскрывала поэтич. сущность драматургич. произведений. В 1939-41 был художеств. руководителем Киевского ТЮЗа, пост. "Скрипку Гуцула" Мокреева, "Марусю-Богуславку" Старицкого. С 1941 был реж. Т-ра им. Франко. В. Ник.

КОШЕЛЫШКОВА, Раиса Николаевна [р. 3(16). IX. 1904] - белорусская советская актриса. Нар. арт. БССР (1957). После окончания Белорус. театр. студии в Москве (1926) работала во 2-м белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа). С 1939 - актриса 1-го Белорус. гос. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы).

Роли: Ксения ("Разлом"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Оксана ("Гибель эскадры"), Лариса ("Бесприданница"), Авгинья ("В пущах Полесья" Коласа), Елена ("Мещане"), Павлинка (о. п. Купалы), Любка Шевцова ("Молодая гвардия"), Любовь ("Последние"), Леб„дкина ("Поздняя любовь Островского), Глафира ("Волки и овцы"). Изабелла ("Соловей" Бядули), Косогорова ("Побег из ночи" бр. Тур).

Лит.: Майстры беларускай сцэны, MIHCK, 1960, с. 117- l. О. С.

КОШИЦ, Нина Павловна [р. 18(30).XII.1894] - русская артистка оперы (сопрано). Дочь П. А. Порай-Кошица. Училась в Моск. консерватории у У. Мазетти. Совершенствовалась у Ф. В. Литвин в Париже. Впервые выступила на оперной сцене в Москве в 1913. До 1917 пела в Оперном т-ре Зимина. В 1917-18 - в Мариинском т-ре и в Оперном т-ре Московского совета рабочих депутатов. В 1921 уехала за границу.

Партии: Татьяна;

Электра ("Орестея" Танеева), Смеральдина ("Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева, первое исполнение), Клара Милич (о. п. Кастальского), Настя ("Кудеяр" Оленина), Возлюбленная ("Сын земли" Канкарови-ча) и др. Выступала как камерная певица.

КОШИЦ (наст. фам. -Пора й-К о ш и ц), Павел Алексеевич [14 (26). XII. 1863-1(14). III. 1904] - русский артист оперы (драматический тенор). Пению учился в Италии.

В 1886-89 выступал на оперных сценах Италии, Греции, Южной Америки, в 1890-92 - в Тифлисе, Баку, Киеве. С 1893 - артист Большого театра. Исполнял партию Зигфрида в первой пост. о. п. Вагнера в России на рус. яз. (1894, Большой театр).

КОЭЛЬО-И-ОЧОА (Coello у Ochoa), Антонио (26. X. 1601-20. X. 1652) - испанский драматург. Наиболее известна его пьеса "Граф Эссекс, или Отдать жизнь за даму" (1633, т-р "Паласио реаль", Мадрид). Среди др. драм. произв. выделяются "Наказанная прелюбодейка", а также "Ревнивый эстремадурец" (1634, "Паласио реаль"). Л. Крас.

КОЭН (Cohen), Гюстав Давид (27.XII.1879 - 1958) - французский литературовед, историк театра. Труды К. посвящены преим. ср.-век. т-ру. Наиболее значит, работа - "Театр во Франции в средние века" (Le theatre en France au moyen age, v. 1, Theatre religieux, P., 1928, v. 2, Theatre Profane, P., 1931), в к-рой автор показывает связь клерикальной и светской драматургии, считая, что истоки светской драматургии - в литургич. драме. Будучи профессором Сорбонны по кафедре ср.-век. лит-ры, К. организовал студенч. труппу (les Theophiliens), к-рая пост. "Действо о Теофиле" Рютб„фа (1933), "Игру о Робене и Ма-рион" Адама де ла Аля (1934), "Игру об Адаме и Еве" (1935) и др.

Соч.: Misteres et moralites du manuscrit 617 de Chantilly, P., 1920; Histoire de la mise en scene dans le theatre religieux francais du moyen age, P., 1926; La "comedie", latine en France au XII siecle, P., 1931; Recueil de farces inedites du XV siecle, Cambr., 1949; Le theatre francais en Belgique au moyen age, Brux., 1953. Ц, Рж.

КРАВЕЙШВЙЛИ, Бату (Варфоломей) Ираклиевич (р. 1914) - грузинский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1935 окончил Первый мед. ин-т в Москве, в 1936 - Тбилис. консерваторию по кл. проф. Е. А. Вронского. Впервые выступил на оперной сцене в Тбилиси в 1937. С этого же года К.- артист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. В 1939-41 пел в Большом театре. К. обладает прекрасными сценич. и вок. данными, обаянием, большой эмоциональностью.

Партии: Киазо, Мурман ("Даиси", "Абесалом и Эте-ри" Палиашвили), Абдуша-хил ("Ваши Ачуки" Кересе-лидзе),Гоча ("Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе), Елецкий, Онегин; Жермон ("Травиата"), Эскамильо;

Амонасро ("Аида") и др.

С 1958 препада„т в Тбилисской консерватории. Лит.: Артисты театров Грузии, Тбилиси, 1958 (Буклет). э. м,

КРАВЧЕНКО (Кравченкова), Аграфена Павловна (гг. рожд. и смерти неизв.)- русская актриса. Крепостная. Была куплена графом Каменским вместе с родителями-актерами у помещика Офроси-мова. Выступала в крепостном т-ре Каменского в Орле. После его смерти вся труппа была отпущена на волю. К. поступила в проф. орловский т-р. В 1842 на не„ во время своих гастролей обратил внимание М. С. Щепкин. Угадав в молодой актрисе яркое комедийное дарование, он подготовил с ней роль Миран-долины. В 1845 К. была приглашена в Харьков, в труппу Л. Ю. Млотковского. Работала здесь под руководством выдающейся провинциальной актрисы, опытного педагога, последовательницы школы Щепкина Л. И. Млотковской. В 1846 К. приняла участие в гастролях Щепкина по Украине; большой успех имела в ролях Агнессы ("Школа ж„н" Мольера) и Тетяны (водевиль "Москаль-чаровник" Котлярев-ского), подготовленных под руководством М. С. Щепкина. А. Г.

КРАЕВАЯ РАЗЪЕЗДНАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ ПОЛИТТРУППА - первый узбекский советский театр. Создан в Фергане в конце 1917 поэтом Хамзой Хаким-Заде Ниязи. В состав т-ра,кромеХамзы, вошли Кари Якубов, Ходжи Ситдик Исламов, Юлчи Игам-бердыев, Кушак Давидбаев, Хасан Садыков и др. В 1918 в труппу была принята М. Кузнецова. Вначале коллектив ставил инсценировки песен Хамзы ("Эй, рабочий!", "Эй, эй, стреляем!") и одноактные агитационные пьесы. Вскоре Хамза пост. здесь свои крупные драм. произв. - "Бай и батрак", "Наказание клеветников", драмы из цикла "Ферганские трагедии", а также пьесы азерб. и тат. драматургов. В конце 1919 коллектив т-ра был мобилизован Политуправлением Туркестанского фронта и в течение тр„х лет обслуживал бойцов и крестьян на фронтах гражданской войны (Закаспийском и Ферганском). После окончания войны в конце 1921 был расформирован. К. р. м. п. сыграла большую роль в истории узб. сов. т-ра, в возникновении новых т-ров, в революционизировании их репертуара, развитии иск-ва актеров.

Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Ташкент, 1960, с. 95-120; Дьяченко В., Театр Хамзы в период гражданской войны, "Звезда Востока", 1960, ј 9. В. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница