Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Женская одежда Вологда.
запорная арматура

Театральная энциклопедия
(страница 231)


КОСТАНЯН, Мурад Костанович [р. 25.VIII (7. IX). 1902] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1956). В 1925 окончил Арм. драм. студию в Москве. С 1925 - актер Арм. т-ра драмы в Тбилиси, с 1928 - Ленинаканского т-ра, с 1930 -Т-ра им. Сундукяна. Комедийно-характерный актер. Творчество К. отмечено мягким, заразительным юмором и склонностью к острым сатирич. характеристикам.

Роли: Сероп ("Монастырское ущелье" Вагаршяна), Хач.о ("На заре" Гулакяна), Харитон-ов ("Русские люди"), Пропотей ("Егор Булычев и другие"), Епиходов ("Вишн„вый сад"), Исайя ("Хатабала" Сундукяна), Благой ("Доктор философии" Нушича), Фортунато ("Рыбаки" Гольдони) и др. С 1934 вед„т педагогич. работу (с 1944 в Ереванском художеств.-театр. ин-те). С 1925 снимается в кино. Б. А.

КОСТЕР (Coster), Самюэл (16.IX.1579-1665) - голландский драматург и театральный деятель. В 1617 основал в Амстердаме "Нидерландскую академию", к-рая положила начало голл. проф. т-ру (здание на 1450 мест выстроено арх. Я. Кампеном). Здесь были пост. пьесы Г. Бредеро, И. Вондела, П. Хофта и др. драматургов-членов "Академии". Злободневные, демократические по направленности спектакли вызывали у зрителей вольнолюбивые настроения, гражданские чувства. Разоблачит, силой, ненавистью к кальвинистской ортодоксии и политич. эгоизму дворянско-купе-ческой олигархии отличались пьесы самого К. - трагедии "Ифигения" (1617), "Изабелла" (1618), "Поликсена" (1630) и др. В нек-рых пьесах ("Итис", 1615, и др.) К. заимствует при„мы драматургии Сенеки. Крепким нар. юмором, сочным бытовым колоритом, острыми речевыми характеристиками насыщены клухты (фарсы) К.: "Игра о богаче" (1621), "Тевис-крестьянин" (1627), высмеивающие попов и судейское сословие. В "Тейскен ван дер Схилден" (1613) - трагикомич. истории Капитана - вояки и марод„ра- К. (вторым после Бредеро) подош„л к созданию в голландской лит-ре 17 в. драмы шекспировского типа. К. был первым голл. режиссером. Он сам ставил спектакли "Академии" и участвовал в них как актер. Из-за материальных трудностей и усилившихся нападок кальвинистской церкви К. был вынужден в 1622 оставить сценич. деятельность. Продолжал писать пьесы. В 1638 на основе "Академии" возник первый в Нидерландах "Амстердамский городской т-р" (см. Схаубург"}.

С о ч.: Werken uitgeg. door R. A. Kollewijn, Haarlem,1883. Лит.: H o b m a J., Levensgeschiedenis van Dr. S. Coster, "Oud-Holland", Amst., 1898, Jaarg. XVI; Buitenrust Hettema F., Coster's eerste Nederduitsche Academie, "De Gids", Amst., 1911, [t. 11 ], c. 452; H e l l w a l d F. v., Coster's Niederdeutsche Akademie. 1617-1637, в его кн.:

Geschichte des hollandischen Theaters, Rotterdam, 1874, c. 16-21. Вл. О.

КОСТИЧ (Кости?), Лаза (30.1.1841-27.XI.1910) - сербский писатель, драматург, общественный деятель. Представитель сербского романтизма.

В 1864 окончил юридич. ф-т Будапештского ун-та. С 1859 боролся за создание постоянного нац. т-ра. Написал трагедии, проникнутые романтическими тенденциями,- "Максим Црноевич" (1866) и "Пера Сегединец" (1882) о восстании серб. народа в 18 в. против австро-венгров, "Гордана" (1890) на сюжеты народных песен. К. впервые в Сербии перев„л Шекспира ("Ромео и Джульетта", "Ричард III", "Гамлет").

Соч.: Драме, Београд, 1922; Песме и драме, Београд, 1951.

Лит.: Prohaska D., Pregled hrvatske i srpske knji-zevnosti, Zagreb, 1923, c. 155-56; С а в и ? M., Лаза Кости?, Нови Сад, 1929, с. 70-81 и 118-23; С к e p л и ? ?., Исто-ри?а нове српске к?ижевности, 3 изд., Београд, 1953 (см. именной указатель), jf Ник

KOCTOB, Георги Янакиев (1895-1961) - болгарский режиссер и театральный деятель. Нар. арт. НРБ. Театральное образование получил в Италии (1919). Творч. деятельность начал как руководитель любительских трупп в городах Плевен, Бургас и:

Варна. Участвовал в создании проф. т-ров -"Народная студия" (1929), "Театр для народа" (1930-33), "Народная сцена" (1934). Получил известность как переводчик рус. и сов. лит-ры, публицист и педагог. В годы фашизма К. пропагандировал со сцены идеи Горького, ставил сов. драматургию. За спектакль "Красный галстук" Михалкова, пост. в Софийском Нар. т-ре, К. удостоен Димитр. пр. в 1946. Cm. К.

KOCTOB, Стефан Лазарев (30.III.1879 - 27.IX. 1939) - болгарский этнограф, писатель, драматург. Изучал слав. филологию в Софии. Занимался журналистикой, позднее стал учителем. В 1923-39 - директор этнографич. музея в Софии. Автор драм на исто рич. сюжеты "Сименон" (1929) и "Она и двое" (1929), комедий "Мужененавистница" (1914), "Перед восходом солнца" (1920), "Золотая копь" (1925), "Голема нов" (1928), "Морская болезнь" (1929), "Параграф 223) (1931), "Новая пристань" (1931), "Саранча" (1931), "Женское царство" (1931), "Государственные липы" (1931), "Утята" (1931), "От большого ума" (1931), "Знахарь" (1933), "Комедия без названия" (1938), пьесы для кукольного т-ра "Главчо и царская дочь" (1929). Его пьесы на совр. тему обличали нравы и пороки бурж. общества, содержали элемент политич. сатиры. Над. Т.

КОСТРОМСКОЙ (наст. фам. - Ч а л e e в), Николай Феодосиевич [23.VI (5. VII).1874 - 3.XI. 1938] - русский советский актер. Hap. арт. РСФСР (1937). Выступал на любительской сцене. Проф. сценич. деятельность начал в 1902; работал в Херсоне в труппе Мейерхольда и Ка-шеверова, затем в Тифлисе, Севастополе, Николаеве, Костроме, Баку, Астрахани, Нижнем Новгороде. С 1917 К. - в труппе Моск. т-ра Корша. С 1918 - актер Малого т-ра.

К. создавал острые сценические образы, отмеченные мастерством, богатым запасом жизненных наблюдений исполнителя. С 1919 в„л педагогическую работу. Руководил драматическими мастерскими при Малом т-ре (1919-25). Преподавал в студии им. Комиссаржев-ской, в студии им. Ермоловой. С 1932 - в Театральном училище им. Щепкина. Выступал также как режиссер.

Роли: Митрофанушка, Стародум ("Недоросль" Фонвизина), Земляника, Городничий ("Ревизор"), Молчалин, Скалозуб, Фамусов ("Горе от ума"). Гаев, Фирс, Лопахин ("Вишн„вый сад"), Шабельский ("Иванов") и др.; в Малом т-ре - Осип ("Ревизор"), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты"), Кучумов ("Бешеные деньги"). Горностаев ("Любовь Яровая"), Лыняев ("Волки и овцы"), Восми-братов ("Лес"). В. Мае.

КОСТРОМСКОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. Н. ОСТРОВСКОГОодин из старейших русских театров. Современное здание т-ра построено в 1863 на пожертвование горожан. На сцене т-ра играли М. С. Щепкин, П. Н. Орленев, К. А. Варламов, В. Ф. Комиссаржев-ская, М. Г. Савина, П. М. Садовский и др.

После Октябрьской революции в 1918 в Костроме была создана театр. студия при Губернском отделе просвещения, впоследствии-Т-р студийных постановок под рук. А. Д. Попова. С 1923 Костромскому т-ру присвоено имя А.Н. Островского. В репертуаре т-ра большое место занимала сов. драматургия - "Разлом"; "Человек с портфелем" Фай ко (оба в 1929);

"Гибель эскадры"; "После бала", "Аристократы" Погодина (все в 1935); "Платон Кречет" (1936, 1941), "Оптимистическая трагедия" (1938); "Таня" Арбузова (1939); "Человек с ружь„м" (1940) и др. В 1944 сов. общественность отметила 100-летие К. д. т. юбилейным спектаклем "Козьма Минин Сухорук" Островского (реж. Михайлов).

Т-р поставил все пьесы А. Н. Островского, а также "Зыковы" (1923, 1941), "Последние", "Варвары" (обе в 1938), "Враги" (1956), "Дети солнца" (1957);

"Вишн„вый сад" (1935), "Иванов" (1947), "Дядя Ваня" (1950), "Чайка" (1960) Чехова, "Ромео и Джульетта" Шекспира (1937) и др.

В 1951 в содружестве с В. Лебедевым т-р создал спектакль "Островский" - о жизни и деятельности выдающегося драматурга, в 1962 пост. пьесу местного драматурга П. Стогова "Финал" (В. И. Ленин - Астафьев; была показана в 1962 в Кремл„вском т-ре). В К. д. т. работали актеры: Б. А. Бабочкин, Ф. Г. Корчагин, В. С. Нельский, И. Н. Певцов и др.

В труппе т-ра (1963) - нар. арт. РСФСР С. В. Астафьев, засл. арт. РСФСР В. С. Макасеев, Ж. В. Виль-бушевич, К. И. Гулин, В. М. Ярчевский, засл. арт. УССР П. А. Литвиненко, артисты И. В. Абрамов, Н. И. Богданова, Н. А. Стремова, Е. М. Рокотова и др. Гл. реж. т-ра (с 1962) А. С. Разинкин.

Лит.: Бояджиев Г. Н., Студийные театры, в кн.:

Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954. Л. Ним.

КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ (от итал. costume, собственно-обычай) - одежда, обувь, головные уборы, украшения и др. предметы, используемые актером для характеристики создаваемого им сценич. образа. Необходимое дополнение к К. т.- грим и прич„ска. К. т. помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть внутр. мир сценич. героя, определяет историч., социально-экономич. и нац. характеристику среды, в к-рой происходит действие, созда„т (вместе с остальными компонентами оформления) зрительный образ спектакля. Цвет К. т. должен быть тесно связан с общим колористич. решением представления. К. т. составляет целую область творчества театр. художника, воплощающего в костюмах огромный мир образов - остро социальных, сати-рич., гротесковых, трагич. и т. п.

Процесс создания К. т. от эскиза до сценич. воплощения состоит из нескольких этапов: 1)выбор материалов, из к-рых будет изготовлен К. т.; 2) подбор образчиков для окраски материалов; 3) поиски линии: изготовление патронок из др. мате риалов у наколка материала на манекен (или на актера);

4) проверка К. т. на сцене в разл. освещении; 5) т. н. "обживание" костюма актером.

История возникновения К. т. восходит к первобытному обществу. В играх и обрядах, к-рыми древний человек откликался на различные события своей жизни, большое значение имели прич„ска, грим-раскраска, ритуальные костюмы; в них первобытные люди вкладывали много выдумки и своеобразного вкуса. Иногда эти костюмы были фантастическими, в иных случаях напоминали животных, птиц или зверей. С древних врем„н существуют К. т. в классич. т-ре Востока. В Китае, Индии, Японии и др. странах костюмы носят условный, символич. характер. Так, напр., в кит. т-ре ж„лтый цвет костюма означает принадлежность к императорской фамилии, в К. т. ч„рных и зел„ных цветов одеты исполнители ролей чиновников и феодалов; в кит. клаесич. опере флажки за спиной воина указывают на количество его полков, ч„рный платок на лице символизирует смерть сценич. персонажа, и т. п. Яркость, богатство красок, великолепие материалов делают К. т. в вост. т-ре одним из осн. украшений представления. Как правило, К. т. создаются для определ„нного спектакля, того или иного актера; существуют также закрепл„нные традицией наборы К. т., которыми пользуются все труппы независимо от репертуара. К. т. в европейском театре впервые появился в Древней Греции; он повторял в основном бытовой костюм древних греков, но в него были внесены различные условные детали, помогавшие зрителю не только понять, но и лучше увидеть, что происходит на сцене (театр. сооружения были огромных размеров). Каждый костюм имел особый цвет (напр., костюм царя - пурпурный или шафранно-ж„лтый), актеры носили маски, хорошо видные издали, и обувь на высоких подставках - котурнах. В эпоху феодализма иск-во т-ра продолжало жить в жизнерадостных, злободневных, остроумных представлениях бродячих актеров-гистрионов. Костюм гистрионов (так же как и у рус. скоморохов) был близок к совр. им костюму городской бедноты, но украшен яркими лоскутами, шуточными деталями. Из представлений возникшего в этот период религиозного т-ра наибольшим успехом пользовалась мистерия, постановки к-рой обставлялись особенно пышно. Яркой красочностью отличалось предшествующее показу мистерии шествие ряженых в различных костюмах и гримах (фантастич. персонажи сказок и мифов, всевозможные животные и др.). Гл. требование, предъявляемое к костюму в мистерии,- богатство и нарядность (независимо от исполняемой роли). Костюм отличался условностью: святые были в белом, Христос - с позолоченными волосами, черти - в живописных фантастич. костюмах. Значительно скромнее были костюмы исполнителей на-зидательно-аллегорич. драм-моралите. В самом живом и прогрессивном жанре ср.-век. т-ра-фарсе, содержавшем резкую критику феодального общества, появился совр. карикатурный характерный костюм и грим. В эпоху Возрождения актеры комедии дель арте средствами костюмировки давали остроумную, подчас меткую, злую характеристику своим героям: в К. т. обобщались типич. черты уч„ных-схоластов, озорных слуг и т. д. Во 2-й пол. 16 в. в исп. и англ. т-рах актеры выступали в К. т., близких к модным аристократич. костюмам или (если этого требовала роль) в шутовских нар. костюмах. Во франц. т-ре К. т. повторял традиции ср.-век. фарса (напр., знаменитое франц. фарсовое трио - Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен).

Ведущим жанром во франц. классипистском т-ре нач.17 в. стала трагедия, оформление к-рой подчинялось вкусам и идеалам аристократии. актеры трагедии играли в К. т., повторявших придворную бытовую одежду. После выступления Людовика XIV в 1662 на версальском празднестве в условно-стилизованном, т. н. "римском" костюме (созданном также на основе придворного костюма, но снабж„нного парч„вой кирасой и короткой юбочкой - тоннеле), этот вид К. т. получил большое распространение в европ. т-ре, ок. 100 лет являлся одеянием всех трагич. актеров. Женщины играли в модных платьях, но более украшенных и расшитых, чем это было принято в быту.

Реалистич. тенденции в области К. т. проявились у Мольера, к-рый при постановке своих пьес, пос-вящ. совр. жизни, использовал совр. костюмы людей разных сословий. В эпоху Просвещения в Англии актер Д. Гаррик стремился освободить К. т. от вычурности и бессмысленной стилизации. Он вв„л костюм, соответствующий исполняемой роли, помогающий раскрытию характера героя. В Италии в 18 в. комедиограф К. Гольдони, постепенно заменяя в своих пьесах типич. маски комедии дель арте образами реальных людей, в то же время сохранил соответствующие костюмы и гримы. Во Франции к историч. и этнографической точности костюма на сцене стремился Вольтер, к-рого поддержала актриса Клерон. Она повела борьбу против условности К. т. трагич. героинь, против фижм, пудреных париков, драгоценных украшений и т. п. Ещ„ дальше дело реформы К. т. в трагедии продвинул франц. актер А. Лекен, к-рый видоизменил стилизованный "римский" К. т., отказался от традиционной тоннеле, утвердил на сцене т. н. восточный костюм. К. т. для Лекена был средством психологич. характеристики образа. Реформатором К. т. в балете была франц. балерина М. Салле, заменившая пышный, стесняющий движения балетный костюм более простым и л„гким, приблизившая его к античному. Но не встретив понимания и поддержки у франц. публики, Салле вынуждена была частично отказаться от своих смелых замыслов. Искания Клерон, Салле, Лекена, опередившие сво„ время, сыграли большую роль в развитии К. т. Окончательно порвал со старыми традициями величайший актер эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Ф. Ж. Тальма. Он вв„л исторически достоверный К. т., портретный грим. Костюмы Тальма выполнялись-по эскизам знаменитого франц. художника Ж. Л. Давида. В эпоху Просвещения, однако, попытки актеров сделать К. т. исторически достоверным не выходили за пределы отдельных исканий. Подлинно историч., этнографически точный К. т. появился в 19 в. Уже в нач. 19 в. в связи с развитием режиссерского иск-ва намечается стремление связать К. т. с пьесой, с общим режиссерским замыслом постановки. В. Гюго и др. представители романтизма требовали соблюдения колорита эпохи в оформлении спектакля (в т. ч. и К. т.). Драматурги-романтики принимали непосредственное участие в пост. своих пьес, снабжая их собственными эскизами декораций и костюмов, привлекали к оформлению спектаклей известных художников. Авторами эскизов костюмов в этот период были художники Э. Делакруа, П. Гаварни, П. Деларош, Л. и К. Буланже, А. Деве-риа и др. К подлинно историческим К. т. были близки Костюмы франц. актрисы Э. Рашель. В английском т-ре исторически точный К. т. вводили актер У. Ч. Макреди, актриса Э. Вестрис. режиссеры Ф. Дингелыптедт в Германии, Ч. Кин, С. Фелпс в Англии и др. стремились в спектаклях на историч. сюжеты соблюдать в К. т. точность колорита места и действия.

Значит, влияние на развитие К. т. во 2-й пол. 19 в. оказала деятельность нем. Мейнингенского т-ра, спектакли к-рого отличались высокой постановочной культурой, историч. точностью костюмов. Однако подлинность К. т. приобретала у мейнингенцев самодовлеющее значение. Точного воспроизведения социальной среды на сцене требовал Э. Золя. К этому же стремились крупнейшие театр. деятели нач. 20 в.- А. Антуан (Франция), О. Брам (Германия), принимавшие активное участие в оформлении спектаклей, привлекавшие для работы в своих т-рах крупнейших художников. Символистский т-р, возникший в 90-х гг. во Франции под лозунгами протеста против театр. рутины и натурализма, осуществлял борьбу с реалистич. иск-вом. Художники-модернисты создавали упрощ„нные стилизованные декорации и костюмы, уводили т-р от реалистич. изображения жизни. Совр. зарубежные театр. художники, работающие над декорациями и костюмами к спектаклю, не столько стремятся отразить в них идею пьесы, е„ исторически конкретные черты, сколько создать самостоят. произв. театр.-декорац. иск-ва, дать "свободу" своей фантазии. Отсюда произвольность, абстрактность оформления мн. совр. спектаклей Запада, их разрыв с реальной действительностью. В то же время прогрессивные художники совр. зарубежного т-ра создают в оформляемых ими спектаклях подлинно реалистич., исторически точные К. т. (спектакли Национального Народного т-ра и т-ра "Вь„ коломбье" во Франции, шекспировского Мемориального т-ра в Англии и др.). Среди крупнейших совр. мастеров К. т. за рубежом - Ж. Вертон, К. Берар, Л. Гишиа (Франция), М. Харрис, С. Дивайн и Э. Монтгомери (Англия) и др.

Первый рус. К. т. создали скоморохи. Их костюм повторял одежду городских низов и крестьян (кафтаны, рубахи, обыкновенные штаны, лапти) и украшался разноцветными кушаками, лоскутами, яркими расшитыми колпаками. В возникшем в нач. 16 в. церковном т-ре исполнители ролей отроков были одеты в белые одежды (на голове венцы с крестами), актеры, изображавшие халдеев,- в короткие кафтаны и колпаки. Условные К. т. применялись и в спектаклях школьного театра; аллегорические персонажи имели свои эмблемы: Вера появлялась с крестом, Надежда-с якорем, Марс- с мечом и т. д. Костюмы царей дополнялись необходимыми атрибутами царского достоинства. Этот же принцип отличал спектакли первого проф. т-ра в России 17 в., основанного при дворе царя Алексея Михайловича, представления придворных театров царевны Наталии Алексеевны и царицы Прасковьи Ф„доровны. Развитие классицизма в России в 18 в. сопровождалось сохранением всех условностей этого направления и в К. т. актеры выступали в костюмах, представлявших собой смесь модного совр. костюма с элементами античного К. т. (подобно "римскому" костюму на Западе), исполнители ролей знатных вельмож или царей носили роскошные условные костюмы. В нач. 19 в. в спектаклях из совр. жизни применялись модные совр. костюмы;

К. т. в историч. пьесах по-прежнему были далеки от историч. точности. В сер. 19 в. в спектаклях Александрийского т-ра (костюмы В. А. Каратыгина) и Малого т-ра намечается стремление к исторической точности в К. т. Огромных успехов достигает в этой области в конце века Моск. Художеств, т-р. Великие реформаторы т-ра Станиславский и Немирович-Дан-ченко совм. с художниками, работавшими в Моск. Художеств, т-ре, добились точного соответствия К. т. эпохе и среде, изображ„нным в пьесе, характеру сценич. героя; в Художеств, т-ре К. т. имел большое значение для создания сценич. образа. В ряде рус. т-ров нач. 20 в. К. т. превратился в подлинно художеств. произв., выражающее замыслы автора, режиссера, актера. Этому способствовало также обращение к театр.-декорац. иск-ву ряда крупнейших художников (В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Коровин, М. А. Врубель, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, И. Л. Билибин, Б. М. Кустодиев). В сов. т-ре художники развивают лучшие прогрессивные традиции прошлого, обогащая их достижениями совр. изобразит, иск-ва. Следуя методу социалистич. реализма, сов. художники создали замечат. образцы театр.-декорац. иск-ва, в т. ч. и К. т. Среди выдающихся мастеров К. т. в сов. т-ре такие художники, как В. В. Дмитриев, П. В. Вильяме, Ф. Ф. Федоровский, В. Ф. Рындин, Н. А. Шифрин, И. М. Рабинович, Ю. И. Пименов, Б. Г. Кноблок, Н. П. Акимов, Н. И. Альтман, М. 3. Левин, Б. И. Волков, С. Б. Вир-саладзе, С. М. Юнович, В. И. Дорер и др.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57 и т. 3, М., 1963;

Дживелегов А. и Бояджиев Г., История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г., М.-Л., 1941;

Данилов С. С." Очерки по истории русского драматического театра, М.-Л., 1948; Миклашевский К., La Commedia dell'arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий, ч. 1, П., 1914(1917); Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч" т. 1, М., 1954; Гиляровская Н. (сост.), Русский исторический костюм для сцены, М.-Л., 1945; Бабичева H.H., Лекция по курсу "Истории материальной культуры". (Одежда. Костюм. Мода), М., 1960; Кноблок Г., Артист выходит на эстраду, "Искусство эстрады", 1961, .ј 2; 3 а x а р-жевская Р., Сценический костюм, в кн.: Как поставить спектакль, М., 1962; Русский костюм. 1750-1917..., под ред. В.Рындина, вып. 1 (1750-1830), M., 1960, вып. 2 (1830-1850), M.,1962; Kostumenwurfe fur die Buhne, [Praha], [1962]; Thiel E., Geschichte des Kostumes..., B., 1960; Sichart E. von, Kohler K., Praktische Kostumkunde..., Munch., 1926;

F e r n a l d M. and Shenton E., Costume design and making. L., 1937; E w a n s R. K., Dress. The evolution of cut and its effect on modern design. L., [s. a. ]; L a w s o n J. and R e v i t t P., Dressing for the ballet, L., 1958. К. Гр.

КОСТЮМЕР - работник т-ра, готовящий к спектаклю костюмы (см. Костюм театральный) и помогающий актеру одеваться. К. должен обладать знанием всех деталей костюма, реквизита (оружие, знаки различия и отличия, трости, очки, часы, письма и т. д.), умением быстро исправить возможные неполадки в костюме. В историю т-ра вошли костюмеры И. К. Тщедушнов, С. Е. Валдаев, одевавшие К. С. Станиславского и В. И. Качалова, А. Д. Харкевич, работавшая с М. Г. Савиной, и др. В. Ш.

КОСТЮМЕРНАЯ МАСТЕРСКАЯ - мастерская, где изготовляются театральные костюмы и все детали к ним (обувь, головные уборы, а также цветы и др. украшения). К. м. обычно возглавляет художник, к-рый руководит изготовлением костюмов по своим эскизам или по эскизам другого художника, оформляющего спектакль. В. Ш.

КОТАРБЙНЬСКИЙ (Kotarbinski), Юзеф (1849- 1928) - польский актер, режиссер, театральный критик. Лит. деятельность начал в 1867, сотрудничал в варшавских газетах и журналах. актерскому иск-ву учился у Я. Круликовского и в драматич. школе Э. Деринга. Дебютировала 1877 в варшавском Летнем т-ре в роли Збигнева ("Мазепа" Словацкого). К. выступал преим. в шекспировском репертуаре: Гамлет, Отелло, Ромео, Шейлок. С наибольшим успехом исполнял роль Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова), в к-рой проявилось стремление К. к возвышенной декламации. Среди др. ролей: Карл Моор; Воевода ("Мазепа" Словацкого), Вилькош ("У летела от меня переп„лочка" Жеромского), Сенатор ("Дзяды" Мицкевича) и др. В 1880-96- актер, а с 1891-режиссер варшавских т-ров ("Розмаи-тости" и др.); в 1896-99 - актер, режиссер и лит. сотрудник Краковского театра имени Ю. Словацкого; в 1900-1905, будучи директором этого т-ра, боролся за высокохудожеств. репертуар, ставил пьесы польск. классиков, не шедшие ранее в польск. т-рах, осуществил первые пост. пьес Выспянского - "Свадьба" (1901), "Освобождение" (1903) и др. С 1906 К. снова в т-ре "Розмаитости". С 1915, будучи в составе дирекции т-ра, способствовал постановке пьес, ранее запрещ„нных цензурой ("Ноябрьская ночь" Выспянского, "Тот" Запольской и др").

К.- автор ряда трудов о т-ре. Соч.: Estetyczne i spoleczne znaczenie teatru, в журн.:

"Niwa", 1873; Aktorzy i aktorki, Warsz., 1929; Ze swiata uludy Warsz.- Kr., [1926 J; W sluzbie sztuki i poezji, Warsz., 1929.

Лит.: Kotarbinska L., Wokolo teatru, Warsz., 1930; Grzymala-Siedlecki A., Swiat aktorski moich czasow Warsz., 1957. p, ?

КОТАРЕЛО-И-МОРИ (Cotarelo y Mori), Эмилио (1857-27.1.1936) - испанский уч„ный, литературовед и историк театра. Ученик исследователя исп. лит-ры и т-ра М. Менендеса-и-Пелайо, одного из представителей культурно-историч. школы, К.-и-М. вн„с значит, вклад в исследование классич. исп. лит-ры, драматургии и т-ра 17 и 18 вв. К.-и-М. принадлежат работы о творчестве X. дель Энсины, Л. де Руэды, Тирсо де Молины, Ф. Рохаса Соррильи, П. Каль-дерона, Р. де ла К руса и др. Писал об исп. актерах:

М. дель Росарио, И. Майкесе, об исп. нар. муз. комедии-сарсуэле.

Соч.: Tirso de Molina, Madrid, 1893; Estudios sobre la historia del arte escenico en Espana, v. I-III, Madrid, 1896- 1902 fl. Maria Ladvenant y Quirante, 1896, II. Maria del Rosario Fernandez (La Tirana), 1897, III. Isidoro Maiquez, 1902]; Don Ramon de La Cruz y sus obras, Madrid, 1899;

Juan del Encina y los origenes del teatro espanol, Madrid, 1901 (Estudios de historia literaria de Espana, I); Lope de Rueda, Madrid, 1901 (там же); Bibliografia de las controversias sobre la licitud del teatro en Espana, Madrid, 1904;

Don Francisco de Rojas Zorrilla, Madrid, 1911; Historia de la zarzuela, Madrid, 1934.

Лит.: R o m e г a-N а v а г г о М., Historia de la literatura espanola, 2 ed., Boston, 1949. g f]

КОТЛУБАЙ, Ксения Ивановна (1890-29. V. 1931) - русская советская актриса, режиссер, педагог. Засл. арт. Республики. Была одним из инициаторов и основателей Студенческой драм. студии (1913, рук. Е. Б. Вахтангов). Играла Ксению ("Усадьба Паниных" Зайцева), м-ль Ортанс, Вирджинию ("Чудо св. Антония" Метерлинка). К. была ближайшей помощницей Вахтангова в его режиссерской и педаго-гич. деятельности. Энтузиаст и пропагандист "системы Станиславского". С 1922 К.-режиссер МХАТаиМуз. т-ра им. Немировича-Данченко; принимала участие в пост. опер: "Карменсита и солдат" Визе (1924, совм. с Баратовым; рук. пост. Немирович-Данченко), "Алеко" Рахманинова (1926), "Северный ветер" Книппера (1930, гл. реж. Баратов). В 1929 участвовала в пост. спектакля МХАТа "Дядюшкин сон" по Достоевскому (худ. рук. постановки В. И. Немирович-Данченко). С. Г.

КОТЛЯРЕВСЕИЙ, Иван Петрович [29.VIII (9. IX). 1769, Полтава,-29.X(IO.XI). 1838, там жс]-украинский писатель, драматург. Учился в Полтавской семинарии (1780-89), бывал на спектаклях укр. школьного т-ра. Служил чиновником, был на военной службе. С 90-х гг. начал лит. деятельность. В 1813 принимал участие в любительских спектаклях, особенным успехом пользовался в комич. ролях в пьесах Я. Б. Княжнина, И. В. Крылова, А. А. Шаховского. В 1817 К. возглавил постоянный русско-укр. т-р в Полтаве, был назначен директором б. труппы И. Ф. Штейна, ранее выступавшей в Харькове. Здесь К. пост. спектакли: "Ябеда" Капниста, "Несчастье от кареты" Княжнина и др. Для этой труппы, где тогда работал М. С. Щепкин (1817-21), К. написал свои пьесы "Наталка Полтавка" и "Солдат-чародей" ("Москаль-чаровник"), к-рые были пост. в Полтаве, Чернигове (1819), Харькове, Киеве (1821) и вошли в репертуар многих театр. трупп. В день премьеры "Наталки Полтавки" роль Выборного исполнял Щепкин, в водевиле "Москаль-чаровник" Щепкин играл Чупруна. Пьесы К. положили начало новой укр. драматургии, правдиво отражавшей жизнь укр. крестьянства в эпоху крепостничества, патриотизм, свободолюбивые чаяния народа. В этих реалистич. по языку пьесах, нарушавших каноны классицизма, созданы подлинно нар. характеры. По мотивам "Наталки Полтавки" написал одноим. оперу Н. В. Лысенко.

Лит.: История украинской литературы, т. 1, Киев, 1954; Волинський П. К." ?. П. Котляревський. Життя ? творч?сть, Кив, 1951. Ц, Д,

КОТЛЯРЕВСКИЙ, Нестор Александрович (21.1. 1863-12. V.I 925) - русский историк литературы, критик, театральный деятель. Академик (1909). Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1885). Сотрудничал в "Ежегоднике императорских т-ров". Будучи зав. репертуаром Александрийского т-ра (1908- 1917), проводил политику, угодную правящим кругам. Один из организаторов (1910) и первый директор петерб. Пушкинского дома (ныне Ин-т рус. лит-ры в Ленинграде). В„л педагогич. работу (с 1892).

Соч.: Н. В. Гоголь, 1829-1842. Очерк из истории русской повести и драмы, СПБ, 1903; Гергард Гауптман. Этюд, в кн.: Гауптман Г., Полное собр. соч., т. 1, СПБ, 1908, с. 3-26; Трилогия Толстого как национальная трагедия, в сб.: А. К. Толстой. Его жизнь и сочинения, сост. В. И. Покровский, М., 1908; Комедии Крылова, в кн.: Прилук о-П ? и л у ц к и й Н. Г., Корифеи русского слова, вып. 9 - И. А. Крылов, СПБ - Варшава, 1911; "Севильский пырюль-ник" Бомарше, "ЕИТ". Сезон 1899-1900, СПБ, Прил. 3, с. 10-19; Ученические спектакли в имп. Михайловском т-ре, "ЕИТ", СПБ, 1909, вып. 4, с. 103-107.

Лит.: Памяти Нестора Александровича Котляревского, Л., 1926. С. Г.

КОТОНЬИ (Cotogni), Антонио (1.VIII.1831, Рим,- 15. X. 1918, там же) - итальянский артист оперы (баритон). Пел в церквах. На оперной сцене выступил впервые в 1852 в Риме, затем в т-рах разл. городов Италии. К. принадлежал к числу выдающихся певцов 19 в. Обладал голосом редкого по красоте тембра, боль'шого диапазона. Продолжая традиции итал. школы бель канто К. вн„с в исполнение баритональных партий черты героики, дра-матич. страстность, был одним из лучших исполнителей опер Верди. С большим успехом исполнял партии в первых итал. пост. опер "Африканка" Мейербера(Не-луско, 1865) и "Дон Кар-лос" Верди (Родриго, 1867). Завоевав мировую известность, выступал в Лондоне (с 1867) и в Париже (1881- 1889), в 1872-94 ежегодно- на сцене Итал. оперы в Петербурге. Оставив сцену в 1894, преподавал пение в Петерб. консерватории (до 1898), затем в Музыкальном лицее "Санта-Чечилия" в Риме. Среди учеников К.-Дж. Лаури-Вольпи, М. Баттистини, Я. Решке и др.

Партии: Поллион, Ричард Форт ("Норма", "Пуритане" Беллини), Генри Эштон, Малатеста ("Лючия ди Ламмермур", "Дон Паскуале" Доницетти). Барнаба ("Джоконда" Понкьелли), Дон Карлос, Ренато ("Эрнани", "Бал-маскарад" Верди), граф де Невер* ("Гугеноты" Мейербера), Вильгельм Телль (о. п. Россини), Валентин ("Фауст"), Тельрамунд ("Лоэн-грин"), Эскамильо, Фигаро и др.

Лит.: М о ? а 1 d i G., Cantanti celebri del secolo XIX, Roma, [1929]. Св. Г.

КОТОПУЛИ (?????????), Марика (1887-11. Х. 1954) - греческая актриса. Род. в актерской семье. В возрасте 7 лет начала выступать в труппе отца. Дебютировала в Королевском т-ре в 1902 в роли Пука ("Сон в летнюю ночь"). В этом т-ре в ролях Маргариты и Ифигении ("Фауст" и "Ифигения в Тавриде" Г„те) раскрылось трагедийное дарование К. В 1906-08 К., уйдя из Королевского т-ра, выступала в т-ре Варьете. Большое влияние на формирование сценич. иск-ва К. оказал реж. П. Иконому. В 1929-30 выступала в т-ре "Свободная сцена"; в 1932-34 играла в труппе, созданной ею в содружестве с актрисой Кивели. С 1937 играла со своей труппой в т-ре "Рекс" (ныне "Т-р Котопули"). Труппы, возглавляемые К., испытывали финансовые затруднения и были вынуждены обращаться к коммерч. бульварным пьесам, постоянно обновлять репертуар, играть на неприспособленных сценах и т. д. Но и в этих условиях К. стремилась утвердить эстетич. и обществ. значение т-ра.

Лучшие роли: Электра (о. п. Софокла), Гекуба (о. п. Еврипида), Стелла Виоланди (о. п. Ксенопулоса), Катарина ("Укрощение строптивой"), леди Макбет; Елизавета ("Мария Стюарт"), Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Уоррен ("Профессия госпожи Уоррен" Шоу), Анна Каренина; Аркадина ("Чайка") и др.

К. обладала большим сценич. обаянием, блестящим мастерством, игра е„ отличалась особой выразительностью жестов, мимики. Творч. деятельность К. способствовала развитию нац. актерского иск-ва ново-греч. т-ра, в е„ труппе воспитывались мн. талантливые греч. актрисы. В 1950 в Греции была учреждена пр. им. К. за лучшее исполнение роли.

К. гастролировала во мн. странах Европы, в США. В 1949 оставила сцену.

Лит,: Le theatre neogrec, Athenes, 1957. Д. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница