Наши партнеры

Выгодно аренда авто красноярский край в компании РексРент.
Магазин одежды в Вологде Electra Style!

Театральная энциклопедия
(страница 228)


КОР‚ЛЬ (Chorell), Валентин (р. 8. IV.1912) - финский драматург. Пишет на швед. яз. Окончил Хельсинкский ун-т. Лит. деятельность начал в 1941. Первая пьеса "Фабиан открывает ворота" (1949) пост. в Шведском т-ре (Хельсинки). Автор пьес: "Хаман" (1951), "Ночь над деревьями" (1952), "Путник" (1954), "Трава" (1959), "Кошки" (1961), "Шут" (1961) и др. Пьесы К. отличаются драматургич. напряж„нностью, динамичным диалогом, высокой драматургич. техникой, зачастую строятся по образцу антич. драмы (большое место отводится хору). Автор фиксирует сво„ внимание на психич. и биологич. отклонениях своих героинь, раскрывая их духовный мир вне социальной действительности. К. писал также и сатирич. комедии (Без матери", 1956, и др.). Пьесы К. ставились в скандинавских странах и др.

Лит.: Х а м б е р Л., Женские персонажи в драматургии Корела, "Нюа Аргус", .ј 7, 1957 (на фин. яз.). М. С.

КОРЕНА (Согепа), Фернандо (р. 1917) - итальянский артист оперы (бас). Занимался в Милане у Э. Ро-мано. Впервые выступил на оперной сцене в Триесте в 1947 и вскоре завоевал широкую известность. Регулярно участвует в фестивалях "Флорентийский муз. май" (в т. ч. в пост. оперы Прокофьева "Война и мир", 1953), выступает в т-рах "Ла Скала" (Милан), "Фениче" (Венеция) и др. крупнейших итал. оперных т-рах. С 1954 - ведущий исполнитель басовых партий в т-ре "Метрополитен-опера". Обладает замечательным по красоте, свежести и силе голосом, созда„т комедийные вок.-сценич. образы, пользуясь при„мами гротеска" гиперболизации.

Партии: ДонБартоло ("Севильский цирюльник"), Дулька-мара ("Любовный напиток" Доницетти),Фра Мелитоне, Фальстаф ("Сила судьбы", "Фальстаф" Верди), Лепорелло ("Дон Жуан"), Варлаам, Пимен ("Борис Годунов") и др. Вед„т концертную деятельность, рс. Т'.

КбРЕНЕВА, Клавдия Петровна [р. 29.Х(11.Х1). 1902] - русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл/Коммунистич. партии с 1952. В 1924-26 училась в ГИТИСе и одновременно играла в т-ре "Синяя блуза". С 1926 (с перерывом 1941-45) К.- актриса Моск. т-ра для детей (ныне ЦДТ). В 1941-45 К. работала в ЦТСА и в Моск. т-ре драмы. Первая значит, роль К. - Фриц Бауэр (о. п. Сац и Селиховой). Лучшие роли: Обезьяна ("Негрит„нок и обезьяна" Сац и Розанова), Таня ("Мистер Бьюбль и червяк" Заяицкого), Гаврик ("Белеет парус одинокий" Катаева), Дима ("Дима и Вава" Барто и Зел„ной), Прачка ("вперед, отважные!" Зака и Кузнецова) и др.

Играя детей, актриса раскрывала психологию реб„нка, показывая кипучую жизнерадостность, ребяческое озорство и задор. В роли Буратино ("Золотой ключик" А. Н. Толстого) К. удачно сочетала внешнюю характерность деревянной куклы и человеческие чувства вес„лого доброго мальчишки.

К. выступает на эстраде, участвует в радиопостановках для детей, озвучивает роли в мультипликационных фильмах.

Лит.: Богомазов С., Актриса, играющая для детей, "Огонек", 1939, ј 18, с. 22; Клавдия Коренева, в кн.:

С а ц Н., Дети приходят в театр. М., [1961 ], с. 214-21.

С. Г.

КОРЕНЕВА, Лидия Михайловна [р. 30. VII (11. VIII). 1885] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1937). В 1904 поступила в школу МХТ, по окончании к-рой была принята в труппу МХТ. Первые роли: Ксения ("Борис Годунов"), Вода ("Синяя птица" Метерлинка). В 1909 К. сыграла одну из своих лучших ролей того времени - Верочку ("Месяц в деревне" Тургенева). Образ, созданный актрисой, был полон очарования юности, трогательной чистоты, непосредственности и искренности. В инсценировках произведений Достоевского К. играла Лиз, Катерину Ивановну ("Братья Карамазовы"), Лизу ("Николай Став-рогин"), Татьяну Ивановну ("Село Степанчиково"), Зинаиду ("Дядюшкин сон"), создавая психологически сложные образы, полные драматизма, нервной трепетности. Среди ролей К. также: Сольвейг ("Пер Гюнт" Ибсена), Доримена ("Брак поневоле" Мольера), Лиза ("Горе от ума"), Аня, Варя ("Вишн„вый сад"), Ирина ("Три сестры"), Елена Андреевна("Дядя Ваня"), Эльмира ("Тартюф"), Звез-динцева ("Плоды просвещения", Гос.пр. СССР.1952) и др. К. - актриса, тонко чувствующая стилевые особенности произведения. Е„ игра отличается выразительностью и изяществом. С. Г. КОРЕНЬ, Сергей Гаврилович [р. 24.VIII(6.IX). 1907] - русский советский артист балета, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1939). Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1957). Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1960). В 1927 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (класс В. И. Пономар„ва) и в том же году был принят в Т-р оперы и балета (ныне им. Кирова). Среди лучших партий: Эспада ("Дон Кихот"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Остап ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого), Меркуцио ("Ромео и Джульетта") и др. В 1942 переш„л в Большой т-р, где исполнил партии: Рипаф-ратта ("Мирандолина" Василенко), Ли Шан-фу ("Красный цветок", Гос. пр. СССР, 1950), Гирея и др. Иск-во К. характеризуется высокой техникой, искрящимся темпераментом, артистизмом. К. проявил себя как яркий характерный танцовщик. С особым блеском исполняет исп. нар. танцы, в совершенстве владеет кастаньетами. Вед„т концертную деятельность. Ставил танцы в операх, опереттах, драм. спектаклях и на эстраде. С 1959 - балетмейстер-репетитор Большого театра.

Лит.: Сергей Гаврилович Корень, М., 1953; Большой театр СССР, М., 1958, с. 351-53; "Театральная жизнь", М., 1961, .ј 16, с. 12. 3. Пав.

ЕОРЕПАНОВ, Герман Афанасьевич (р. 30.VII.1924)- удмуртский советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958) и засл. деят. иск-в Удм. АССР (1957). В 1949-50 обучался на теоретико-композиторском ф-те Казанской консерватории. Автор первой удм. нац. оперы "Наталь" (по повести Ф. Кедрова "Катя", 1961, Удм. муз.-драм. т-р), музыки к спектаклям Удм. муз.-драм. т-ра и др. соч.

Лит.: Блок Вл., "Наталь" - первая удмуртская опера, "Музыкальная жизнь", 1961, ј 13. 4. ffg

КОРЕПАНОВ-КАМСКИЙ, Геннадий Михайлович (р. 18.VIII.1929) - удмуртский советский композитор и артист оперетты. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1963. В 1958 окончил Моск. консерваторию по кл. пения Г. И. Тица и по кл. композиции В. Г. Фере. С 1958 К.-К.-актер Удм. муз.-драм. т-ра.

Роли: Гриша (в оперетте собств. сочинения "Любушка") Сандыр ("Наталь" Корепанова), Сергей ("Аннок" Гаврилова) и др.

К.-К" - автор музыки первой удм. оперетты "Любушка" из совр. жизни (1959, Удм. муз.-драм. т-р) и первого удм. балета "Италмас" по поэме-легенде М. Петрова (1961, там же). Написал также муз. комедию "Когда поют соловьи", оперу-балет "Чапчирган", музыку к спектаклям Удм. муз.-драм. т-ра. А. Ив.

КОР‚ЩЕНКО, Арсений Николаевич [6(18).XII. 1870-3.1.1921]-русский композитор, педагог. В 1891 окончил Моск. консерваторию по кл. композиции А. С. Аренского и кл. фп. С. И. Танеева. Автор опер "Пир Валтасара" ("Последний день Бель-сар-уссура") (1892, Большой т-р), "Ледяной дом" (либр. М. И. Чайковского по роману И. И. Лажечникова; 1900, там же), балета "Волшебное зеркало" (1903, Мариин-ский т-р), музыки к трагедиям "Троянки" и "Ифиге-ния в Авлиде" Еврипида, а также симф., камерно-инструмент. и др. соч. Выступал как пианист-виртуоз, симф. дириж„р, муз. критик. С 1891 К.- преподаватель Моск. консерватории, с 1906 - Моск. филар-монич. уч-ща.

Лит.: К а ш к и н Н., "Ледяной дом". Опера А. Коре-щенко, "Московские ведомости", 1900, ј 308, ј 313; Че-р е п н и н А. А., Балет "Дон-Кихот"-Минкуса, "Волшебное зеркало"-Корещенко, "Театральная газета", 1915, .ј 37, 13 сентября.

КОРЙДЗЕ (псевд. -Кориджио), Филимон Исаевич (Ясеевич) (1829-1911) - грузинский артист оперы (бас). Один из основоположников груз. оперного иск-ва. Учился в конце 60-х гг. в Милане у Ф. Ронкони. Выступал в разл. городах Италии и Юж. Америки. В 1872 дебютировал на сцене т-ра "Ла Скала". С 1873 - артист Мариинского т-ра в Петербурге, в 1874-81 гастролировал в Италии. С 1881 выступал в Тифлисском оперном т-ре. Партии: Сусанин, Руслан, Демон, Дон Базилио и др. Л. Ц.

КОРИНТЕЛИ, Борис Константинович [12 (25). I. 1904 - l.XI. 1963] - русский советский артист оперетты. Засл.арт. РСФСР (1953). В 1932 окончил Тбилисскую консерваторию по кл. проф. Н. Г. Райского. В 1932-34-солист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. С 1934 - артист Свердловского т-ра муз. комедии.

Роли: Петр I ("Табачный капитан" Щербач„ва), Гриць ("Со-рочинская ярмарка" Рябова), Андрейка и Назар Дума ("СвадьбавМалиновке"Б. Александрова), Янко("Вольный ветер" Дунаевского), Куприянов ("Весна по„т" Кабалевского), Алексей Сомов, Мортимер ("Трембита", "Цирк зажигает огни" Милютина), Баринкай и Омонай ("Цыганский барон" Штрауса), Тассило ("Марица" Кальмана) и др.

Лит.: Риф И, Свердловский театр музыкальной комедии, Свердловск, 1959. 4. f{?

КОРИФЕЙ (?????????) - 1) в древнегреческой драме предводитель хора. В трагедиях Эсхила К. является исполнителем мелодекламационных речитативов, открывающих трагедии "Просительницы", "Персы", "Агамемнон", а также активным действующим лицом, вступающим в непосредственный контакт с актерами, исполнителями индивидуальных ролей. Роль посредника между хором и актерами сохраняется за К. и у других др.-греч. драматургов- Софокла, Еврипида, Аристофана. 2) Ведущий артист кордебалета. 3) В переносном смысле - выдающийся деятель иск-ва, науки и т. п. В. Я.

КОРН (Korn), Максимилиан (12. X. 1782-23.1. 1854) - австрийский актер. В 1802-50 служил в "Бургтеатре", играя роли героев. Гастролировал в т-рах Германии. Представитель иск-ва придворного т-ра, К. обладал светскими манерами, игра его отличалась мягкостью, тщательностью отделки сце-нич. деталей, декламационностью.

Лучшей ролью К. был Ясон ("Медея" Грильпарцера), к-рого актер изображал чарующе-обаятельным дипломатом, он играл эту роль подч„ркнуто темпераментно, выделяя ме-лодраматич. эффекты.

Роли: Tacco ("Торквато Tacco" Г„те), маркиз Поза, Морти-мер("Дон Карлос", "Мария Стюарт"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира). Л, Лоб.

КОРН (наст. фам.-Зиг ер н - К о p н), Николай Павлович [р.1(14). 1.1907]- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1927 окончил Одесский муз.-драматич. ин-т. В 1928-34 К. работал в т-ре "Красный факел". С 1935 (с перерывом в 1941-43, работал в т-ре нар. ополчения Агитвзвода Ленингр. фронта) - актер Ленингр. Большого драм. т-ра. Для творчества К. характерна несколько суховатая, скупая манера исполнения, ч„ткий, острый внешний рисунок роли.

Роли: Маяк ("Слава" Гусева), Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Ушаков ("Флаг адмирала" Штейна), Штубе ("Разлом", Гос. пр. СССР, 1951), Ксанф ("Лиса и виноград" Фигей-реду), Гречка ("Метелица" Пановой), Лапшин ("В поисках радости" Розова). Создал галерею горьковских образов: Нил ("Мещане"), Клещ ("На дне"), Яков Бардин ("Враги"), Дудаков ("Дачники"), Рябинин ("Достигаев и другие"), Макаров ("Варвары"). С. Др.

КОРНАЛЬБА (Cornai ba), Элена (гг. рожд. и смерти неизв.) - итальянская артистка балета. Ученица К. Беретта. С 1880 выступала на сцене миланского т-ра "Ла Скала". В 1887-89 гастролировала в Петербурге, где исполнила партии: Эмми ("Гарлемский тюльпан" Шеля), Фиаметта (о. п. Минкуса), Жизель и др. Была первой исполнительницей ведущих партий в балетах, пост. балетм. М. Петипа: Амата ("Весталка" Иванова), Элла ("Талисман" Дриго). К. использовала в танце достижения итал. балетной школы: высокий прыжок, способность задерживаться в воздухе (балон), "стальной носок", безупречную технику вращений, технич. трюки, но исполнительская манера К. была мягче и благороднее, чем у многих е„ современниц и предшественниц. В партиях, требовавших драматич. выразительности, К. не имела успеха.

Лит.: Плещеев А., Наш балет..., 2 изд., СПБ, 1899 с. 304-305; ? у д e к о в С. Н., История танцев, ч. 4, П., [1918], с. 124-25. р ц i Нат. Р.

КОРНБЛИТ, Евгений Михайлович [р. 6(19).IX. 1908] - русский советский дириж„р. Засл. арт РСФСР (1957). В 1936 окончил дириж„рский ф-т Ленингр. консерватории. В 1936-41 работал в Ленингр. т-ре муз. комедии, в 1941-43 - гл. дириж„р Оренбургского т-ра муз. комедии. С 1944 К.- дириж„р Ленингр. Малого оперного т-ра, где дирижировал многими произв. сов. композиторов: балетами "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Юность" Чулаки (1949), "Вес„лый обманщик" Корч-мар„ва (195?), "Двенадцать месяцев" Битова (1954), оперой "Машенька" Ручь„ва (1958), балетами на музыку Шостаковича - "Встреча", "Директивный бантик", "Барышня и хулиган" (1962) и др., а также клас-сич. произв. С 1935 К. выступает как композитор (гл. обр. в кино). В 1958 в Ленингр. Малом оперном т-ре был пост. балет Битова и Корнблита "Гаврош". Ю. Быч.

КОРНГОЛЬД (Korngold), Эрих Вольфганг (29. V. 1897-29.XI.1957) - австрийский композитор. Музыке учился в Вене у К. Фукса, Г. Греденера и А. Цемлинского. Уже в детстве проявился композиторский талант К. В 1908 в Венской придворной опере была пост. пантомима К. "Снеговик", к-рая привлекла к себе внимание Г. Малера и Б. Вальтера свежестью муз. языка и технич. мастерством. Автор опер "Перстень Поликрата" и "Виоланта" (1916, обе в Мюнхене), "Чудо Элианы" (1927, Гамбург), оперетт "Катрин" (1939, Стокгольм), "Безмолвная серенада" (1954, Дортмунд). Опера К. "М„ртвый город" (1920, Гамбург) пост. во мн. т-рах Европы и Америки. К. принадлежит также ряд симф., камерно-инструмент. и др. соч. В 1934 эмигрировал в США. Занимался преподават. деятельностью, писал муз.-критич. статьи и пр.

Лит.: Hoffmanh R. St., E. W. Korngold, W., 1923.

"КОРНЕВЙЛЬСКИЕ КОЛОКОЛА" ("Les Cloches de Corrfeville") - оперетта Р. Планкета, либр. Клер-виля и Ш Габе. Пост. 19 апр. 1877, Париж, театр "Фо-ли драматик" (маркиз де Корневиль - Вуа, Гаспар - Ми-лер, Жермен - Желабер, Серполетта - Жирар, Гренише- Симон-Макс). Оперетта ставилась во мн. странах мира. На сов. сцене впервые пост. 3 окт. 1919, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Якобсон, пост. Феоны, худ. Ламбин, балетм. Петров; маркиз де Корневиль - Ольховский, Гаспар - Курзнер, Жермен - Стратанович, Серполетта - Бронская, Гренише - Пиотровский, старшина - Шаронов). Там же возобн. в 1933. 13 нояб. 1932 пост. в Муз.т-ре им. Вл. И. Немировича-Данченко (музыка дополнена и инструментована А. Мосоловым, текст В. Зака и В. Инбер на сюжет М, Гальперина; дириж„р Столяров, постановка Мордвинова, режиссеры Мордвинов, Камерницкий, Станицын; Серполетта - Кемарская, Аббат - Канделаки). В 1938 пост. в Ленингр. т-ре муз. комедии. Пост. в др. городах: Уфа (1943), Киев (1945), Куйбышев (1946), Саратов, Рига, Омск (1955), Горький (1957), Минск (1959), Душанбе (1959), Волгоград (1961).

Издания: "К. к.", клавир, Р., Barthlot, [s. d.]; рус. изд., перевод А. М. Невского, СПБ, Бессель, [б. г.]. Н.Гр.

КОРНЕЙЧУК, Александр Евдокимович [р. 12 (25). V. 1905, станция Христиновка, близ Умани] - украинский советский писатель, драматург, общественный деятель, публицист. Действительный член

Академии наук СССР (с 1943) и УССР (с 1939). Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Член ЦК КПСС с 1952 и ЦК КП Украины с 1949. Председатель Верховного Совета Украины (1959). Депутат Верховного Совета СССР и УССР 1-5-го созывов. В 1938-41, в 1946-53 - председатель Союза советских писателей Украины. Род. в семье слесаря ж.-д. депо. С 14 лет был рабочим на ж. д. В 1929 окончил Киевский ин-т нар. образования. Лит. деятельность начал в 1925 (как автор рассказов). Уже в первой пьесе "На грани" (1928, Киевский ТРАМ) молодой драматург определил свои идейные позиции: рассказывая о борьбе партии за новую революц. интеллигенцию, К. выступил против поборников чистого иск-ва, оторванного от народа. Вторая пьеса К. "Каменный остров" (1930, Киевский т-р им. Франко) разоблачает бурж. националистов. Теме пролетарского интернационализма посв. пьеса К. "Штурм" (1930). Одним из крупнейших произведений драматургии социалистич. реализма явилась пьеса К. "Гибель эскадры" посв. героич. революционной борьбе сов. народа против контрреволюции (1933, Киевский т-р им. Франко, реж. Г. П. Юра; Одесский т-р им. Октябрьской революции;

1934,ЦТКА, реж. Ю. А. Завадский). В частном эпизоде (в основе пьесы - историч. факт) К. отразил типич. черты этого героич. периода, воплотил в характерах гл. действующих лиц высокое чувство революц. долга, непримиримость и самоотверженность в борьбе, огромную энергию. О трагич. событиях драматург рассказывает сурово и сдержанно. В 1934 К. создал одно из лучших своих произв.-"Платон Кречет" (1934, Киевский т-р им. Франко, реж. Юра; 1935, МХАТ, реж. И. Я. Судаков) - о новой сов. интеллигенции, вышедшей из народа. В этой пьесе (в центре - образ молодого талантливого врача Платона Кречета) К. показал глубину и богатство характера нового сов. человека, чуждого корыстным интересам и расч„ту, увлеч„нного своим трудом, своей наукой, мыслящего широко и смело. Конфликт пьесы строится на столкновении подлинного гуманизма с бездушным, формальным отношением к людям. После пьесы "Банкир" (1936) К. выступил с историко-революц. драмой "Правда" (1937, Киевский т-р им. Франко, реж. Юра; Моск. т-р Революции, реж. Н. В. Петров), написанной к двадцатилетию Советской власти. В этой пьесе К. одним из первых сов. писателей создал образ В. И. Ленина. Взволнованно п правдиво в пьесе освещены героич. события Октября; собирательный образ народа воплощ„н в характере богатыря-правдоискателя Тараса Голоты. Следующая историч. пьеса К.- "Богдан Хмельницкий" (1939, Киевский т-р им. Франко, реж. Юра; харьковский Т-р им. Шевченко, реж. М. М. Крушель-ницкий; Малый т-р, реж. Л. А. Волков) проникнута горячей любовью к свободолюбивому народу, она раскрывает истинные корни великого братства Руси и Украины, показывает героич. борьбу укр. народа против захватчиков, рисует Богдана Хмельницкого как нар. вождя (по сценарию К. в 1941 был создан фильм, на сюжет этой пьесы композитор Дань-кевич написал одноим. оперу, пост. 1951). Светлым оптимизмом, жизнеутверждением проникнута комедия К. "В степях Украины", высмеивающая людей, сползающих в тихое болото мещанства (1940, Киевский т-р им. Франко, реж. Юра; 1941, Малый т-р, реж. Судаков). В центре пьесы - образы двух председателей колхозов - Чеснока, думающего о завтрашнем дне, не теряющего ритма революц. движения, и Галушки, успокаивающегося на достигнутом. В пьесе "Партизаны в степях Украины" (1941) действуют те же Чеснок и Галушка, предстающие перед зрителем как страстные борцы с нем. захватчиками. Публицистич. страстностью проникнута пьеса К. "Фронт" (1942, Киевский т-р им. Франко; МХАТ, реж. Н. П. Хмел„в, И. М. Раевский, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин; Т-р им. Вахтангова, реж. Р. Н. Симонов), написанная в годы Вел. Отечеств, войны и опубл. на страницах газеты "Правда". Пьеса рассказывает об огромном мужестве сов. людей и о тех недостатках, к-рые мешали в начале войны нашей армии. Обличая невежество, ограниченность, косность и самоуверенность генерала Горлова, воюющего по-старипке, окружившего себя карьеристами и подхалимами, К. противопоставляет ему молодого, талантливого, умного полководца генерала Огнева, понимающего преступность поведения главнокомандующего и восстающего против рутины. Пример подлинного гражданского понимания писателем задач литературы, "Фронт" обош„л все т-ры страны. Остро сатирич. манера пьесы, е„ публицистичность и широта обобщений, резкие и решительные выводы определили новый этап в развитии сов. драматургии. Мн. имена героев "Фронта" стали нарицательными для типич. явлений действительности. В комедии "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" (1943, Харьковский т-р им. Шевченко) К. раскрыл моральное превосходство сов. людей над бизнесменами капиталистич. Америки. Вес„лая комедия "Приезжайте в Звонковое" (1946, Киевский т-р им. Франко; 1947, Т-р им. Вахтангова) осмеивает низкопоклонство перед бурж. Западом. Большой успех принесла К. пьеса "Макар Дубрава" (1948, Киевский т-р им. Франко, реж. Г. П. Юра и Б. Н. Норд, Т-р им. Вахтангова, реж. И. М. Рапопорт), показывающая людей разных поколений - ветеранов труда и молод„жь, умеющих дружно работать и мечтать, приближающих своим трудом завтрашний день коммунизма. В центре пьесы - образ потомственного рабочего-шахт„ра, подлинного героя нашего времени. Комедия "Калиновая роща" (1950, Киевский т-р им. Франко, реж. Юра) развивает темы комедий "В степях Украины" и "Приезжайте в Звонковое". В пьесе подняты также вопросы народности иск-ва, близости художника к жизни и др. важные проблемы нашей действительности. В пьесе "Крылья" (1954, Киевский т-р им. Франко, реж. Юра; 1955, Малый т-р, реж. К. А. Зубов), где драматург сталкивает в острой борьбе людей, активно добивающихся подъ„ма сельского хозяйства, с теми, кто испуганно топчется на месте, ожидая указаний свыше, раскрывается тема новой коммунистич. морали, доверия к человеку. Как и всегда у К., острая сатира органически сочетается здесь с лирич. патетикой. Воспитанию молод„жи посв. комедия "Почему улыбались зв„зды" (1957, Киевский т-р им. Франко, реж. Крушельниц-кий; 1958, Малый т-р, реж. Б. И. Равенских). Высмеивая тунеядцев и приспособленцев, К. показывает в ней смелую, мужественную молод„жь. В комедии "Над Днепром" (1960, Киевский театр им. Франко, реж. Крушельницкий; 1961, МХАТ, реж. М. Н. Кедров, С. К. Блинников, И. М. Раевский), как и в пьесе "В степях Украины", К. рисует двух председателей колхозов - Родиона Нечая, умеющего видеть будущее, и Македона Сома, живущего маленькими собственническими интересами.

Пьесы К. актуальны (в их основе всегда жизненный конфликт), отмечены напряж„нностью действия. Партийность, страстность, активное вмешательство в жизнь, умение подметить в ней новое, непримиримость в борьбе с отсталостью - наиболее характерные черты творчества К. По форме произв. К. просты и ясны, однако, верный методу социалистич. реализма, драматург для каждой пьесы находит точную художеств. форму, наиболее полно выражающую е„ идею (отсюда богатство и разнообразие жанров драматургии К.). В своих пьесах, отличающихся народностью, ярким,сочным языком, К. творчески претворяет традиции рус. и укр. классики (гл. обр. Гоголя), использует образность укр. фольклора, нар. юмор. С именем К. связаны крупнейшие победы многих замечательных сов. актеров. Выдающиеся сценич. образы в его пьесах создали: И. М. Москвин и А. Д. Дикий (генерал Горлов - "Фронт"), Б. Г. Добронравов (Платон Кречет), А. М. Бучма (Платон Кречет, В. И. Ленин, Макар Дубрава), В. О. Топорков (Берест - "Платон Кречет"), А. И. Зражевский (Галушка - "В степях Украины"), И. В. Ильинский (Чеснок - "В степях Украины"), Н. М. Ужвий (Оксана-"Гибель эскадры", Лида - "Платон Кречет"), С. В. Шумский (Гайдай - "Гибель эскадры", Платон Кречет, Богдан Хмельницкий) и др. Пьесы К. входят в репертуар всех драм. т-ров Сов. Союза. Издаются и ставятся за рубежом. К. - автор мн. критич. и публицистич. статей.

Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943, 1949, 1951). Соч.: Сочинения, т. 1-3, M., 1956; Пьесы, М., 1950;

П'си, Кив, 1959; Вибран? твори, т. 1-2, Кив, 1950.

Лит.: Горбунова Е-, Драматургия А. Корнейчука, М., 1952; Пархоменко М., Александр Корнейчук, М., 1952; Г е б е л ь В., А. Е. Корнейчук. Очерк драматургического творчества, М., 1957; Трип?льский А., Олександр Корн?йчук. Л?т.-крит. нарис, Кив, 1950.

Вл. П.

КОРН‚ЛИУС (Cornelius), Петер (24. XII. 1824- 26. X. 1874) - немецкий композитор, критик. В 1852 сотрудничал в "Новой музыкальной газете" в Веймаре, пропагандировал художеств. принципы Листа и Берлиоза. Написал оперу "Багдадский цирюльник" (1858, Веймар), пост. Ф. Листом. Эта опера отличалась юмором, лиризмом. Она имела большое значение для развития нем. комич. оперы 19 в. Автор опер "Сид" (1865, Веймар), "Гунл„д" (на сюжет из "Эдды") и др. соч. в разл. жанрах. К. сам писал тексты для своих муз.-сценич. произв.

Лит.: Janowitzer E., Die Opern von Peter Cornelius. Diss., W., 1921; Hasse M., Der Dichtermusiker Peter Cornelius, Bdl-2, Lpz., 1922-23; Cornelius G. M., Peter Cornelius, Bd 1-2, Regensburg, 1925. Ал. М.

ЕОРНЕЛЛ (Cornell), Кэтрин (p. 16.II.1898) - американская актриса, режиссер, антрепрен„р. В 1916 дебютировала в труппе одного из первых т. н.

"малых т-ров" Нью-Йорка "актеры Вашингтон-сквера", где играла небольшие роли. В 1919 перешла в труппу Д ж. Бонстелл, выступала в Буффало и Детройте. В 1921 дебютировала в одном из т-ров Бродвея в роли Эйлин Бакстер Джонс ("Славные люди" Крозерс).

Среди ролей: Сидней Ферфилд, Мэри Фиттон ("Закон о разводе", "Уил Шекспир" Дейна), Лора Пеннингтон ("Зачарованный дом" Пинеро), Генриэтта ("Казанова" Хоуарда) и др. Большой успех К. принесло исполнение ролей Айрис Фенвик ("Зел„ная шляпа" Арлена, 1931); Элизабет Бэррет ("Семейство Бэррет с Уимпол-стрит" Безье, 1932) и Таитянской принцессы ("Бескрылая победа" Андерсона, 1936). Классич. репертуар в творчестве К. занимал гораздо меньшее место. Она выступала в пьесах Шекспира - Джульетта ("Ромео и Джульетта", 1933), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра");

Шоу-Кандида ("Кандида", впервые 1924, Чикаго; 1933, Нью-Йорк), Иоанна ("Святая Иоанна", 1936).

В 1942 исполнила роль Маши ("Три сестры"), в к-рой раскрылись лучшие черты дарования К.: естественность и правдивость, умение проникать в духовный мир героини, мастерство перевоплощения, высокое исполнительское иск-во. В послевоенные годы К. выступила в ролях Антигоны (о. п. Ануя, 1946), Констанс Мидлтон ("Верная жена" Моэма), графини Остенбург ("И в темноте достаточно светло" Фрая).

Совм. с реж. Г. Мак-Клинтиком К. осуществила ряд пост. Автор книг: "Я хотела быть актрисой" (1939, лит. запись Р. Седвик), "Занавес поднимается" (1943). Имеет поч„тные звания многих ун-тов США.

Соч.: I wanted to be an actress, N.Y., 1940. Лит.: Eustis M., Players at work, N. Y., [1937];

Atkinson J. В., Broadway scrapbook, N. Y., [1947];

Coad D.,Mims Е., The American stage, New Haven, 1929; М а 1 v е г n GL, Curtain going up! The story of K. Cornell, N. Y., [1943 ]. I{. Б.

КОРН‚ЛЬ (Corneille), Пьер (6.VI.1606, Руан,- l. X. 1684, Париж) - французский драматург. Основоположник классицистской трагедии во Франции. Член Франц. академии с 1647. Род. в семье адвоката. Изучал право, но адвокатской деятельностью почти не занимался. В 1629 дебютировал комедией в стихах "Мели-та", пост. труппой актера Мондори (Париж). В первый период творчества (до 1636) писал преим. стихотворные комедии на любовные сюжеты - "Вдова", "Галерея суда" (обе в 1632), "Субретка" (1633), "Королевская площадь" (1634) и др. (все пост. труппой Мондори). Исключением является пьеса "Комическая иллюзия" (1636), посв. защите актерской профессии. Действие комедий разв„ртывается в аристократич. среде, гл. внимание уделено психоло-гич. разработке чувств, описанию нравов, фабула играет второстепенную роль. К. избегал грубых комич. эффектов и буффонады, свойственных комедиям того времени, соблюдал единство действия, времени и места.

Переломным этапом в творчестве К. стала трагедия "Сид" (1636, т-р "Маре"; в роли Родриго - Мондори), сюжет к-рой заимствован из драмы "Юность Сида" Гильена де Кастро. Осн. психологич. конфликт "Сида" - борьба между чувством и долгом - стал характерным для франц. классицистской трагедии 17 в. Герои "Сида" внешне подчиняются долгу фамильной чести, но они не в силах победить любовь. Благополучную развязку приносит введение национально-патриотич. темы - подвиг Родриго, спасшего родину от мавров. "Сид" считается первой франц. классицистской трагедией, хотя в ней имеются отклонения от правил классицизма - средневековый сюжет вместо традиционного античного, усложн„нность фабулы, благополучный конец и др. Пьеса вызвала ожесточ„нную дискуссию ("спор о "Сиде""), инспирированную кардиналом Ришель„ и официально возглавленную Франц. академией. Внешним поводом для критики явились формальные нарушения правил поэтики классицизма, на самом же деле протест вызвала идео-логич. направленность пьесы, шедшая в разрез с официальной политикой Ришель„ (идеализация родового долга, а не государственного, прославление поединков, запрещ„нных кардиналом, героич. изображение ясп. рыцарства в момент войны Франции с Испанией).

В трагедиях "Гораций" и "Цинна" (обе 1640, т-р "Маре") К. обратился к политич. проблематике, подсказанной совр. обстановкой - борьбой абсолютизма за укрепление централизованной гос. власти. Тема "Горация" - становление могучей державы, требующей от отдельной личности отречения от своих страстей, семейных и дружеских отношений во имя общего блага. "Цинна" утверждает идею милосердия монарха, прощающего своих врагов (пьеса написана под впечатлением жестокой расправы с нар. повстанцами на родине К., в Руане). В трагедии "По-лиевкт" (1640) тема самоотречения трактована в религиозном аспекте. Герои трагедий К. - сильные волевые личности, подчиняющие свои чувства и влечения голосу разума. Композиция этих трагедий строже, чем в "Сиде": внешние события сведены к минимуму, укладываются в установленные классицистами правила времени. Наряду с раскрытием психологии героев много места уделено рассуждениям на политич. темы, иногда перерастающим в разв„рнутые политич. дискуссии. Традиционный стихотворный размер франц. классицистской трагедии - александрийский стих (12-сложный стих с парной рифмой и чередующимися мужскими и женскими окончаниями) получил у К. строгую симметричность и чеканность. Монологи носят патетич., приподнятый характер, построены по правилам ораторского иск-ва, насыщены афоризмами (обычно политич. содержания).

В 1642 К. написал свою лучшую комедию "Лгун" (вольная обработка пьесы "Сомнительная правда" Руиса де Аларкона; пост. т-ром "Маре"), отличающуюся мастерски построенным сюжетом и блестящей стихотворной формой. К. высмеивает здесь нравы высшего света, не поднимаясь, однако, до подлинно социальной сатиры.

В период подготовки Фронды (обществ, движение против абсолютизма во Франции в 1648-53) во взглядах К. приозош„л перелом, отразивший политич. атмосферу в стране. Главными мотивами драм. произв. К. стали борьба за власть, династич. перевороты, кровавые преступления и неистовые страсти. Волевые, активные герои выступают в них не как носители разумной идеи долга, а как честолюбцы и тираны. Наиболее характерны для творчества К. этого периода трагедии т. н. "второй манеры": "Родо-гуна" (1644, т-р "Бургундский отель") и "Ираклий" 1647, там же). Им присущи усложн„нная фабула, гиперболич. изображение страстей, нагромождение неправдоподобных ситуаций. Самая значительная из трагедий К. 40-50-х гг. "Никомед" (1651, "Бургундский отель") воспроизводит один из эпизодов Фронды (арест принца Конде). В гл. действующих лицах современники узнавали сатирич. портреты Анны Австрийской и кардинала Мазарини. Трагедия выдвигает проблему борьбы малых стран против мировой державы Рима за независимость. В героич. комедии "Дон Санчо Арагонский" (1649, "Бургундский отель") нашли косвенное отражение события англ. революции

После провала неудачной трагедии "Пертарит" (1652, "Бургундский отель") К. уехал в Руан с намерением отказаться от драматургич. деятельности. Но в 1659 вновь возвратился в Париж, где была пост. его трагедия "Эдип". В последующие 15 лет он написал несколько политич. трагедий, преимущественно на сюжеты из истории Др. Рима (последняя из них "Сурена", пост. в 1674, "Бургундский отель"). Пытаясь следовать принципам драматургии нового, "галантного" направления, К. вводил в свои трагедии любовную интригу, не гармонировавшую с политич. тематикой. В трагедии "Тит и Береника" (1670, т-р Мольера) особенно ясно сказалось неумение К. приспособиться к требованиям придворно-аристократич. среды. Последние 10 лет жизни К. не писал для т-ра. Пьесы его мало ставились, он умер в нужде, почти забытый современниками.

Всего К. написал 33 пьесы, в т. ч. 8 комедий, 2 "трагедии с машинами" ("Андромеда", 1650, и "Золотое Руно", 1660), одну комедию-балет ("Психея" совм. с Мольером). Из его наследия "Сид", "Гораций", "Цинна", "Полиевкт", "Никомед" и "Лгун" вошли в репертуар крупнейших франц. т-ров - "Комеди Франсез" и "Национального народного т-ра".

Теоретич. взгляды К. изложены в тр„х "Рассуждениях о драматической поэзии" ("Рассуждение о пользе и особенностях драматического произведения", "Рассуждение о трагедии", "Рассуждение о тр„х единствах", 1660) и в послесловиях к пьесам. Следуя принципам классицистской поэтики, К. в то же время обогащал правила поэтики, иногда и полемизировал с ними. Он требовал создания напряж„нной, насыщенной событиями фабулы, считал, что трагедия может воздействовать на зрителей не только при помощи "сострадания и страха" (по Аристотелю), но и посредством восхищения доблестью и душевным величием героя. К. возражал против разделения жанров на "высокие" и "низкие" по сословие-иерархич. признаку (цари и герои - в трагедии, простые люди - в комедии), т. к. считал, что зрителя больше волнует судьба равных ему людей, чем высоких особ. В этом К. предвосхищал взгляды Д. Дидро. Произв. К. отличают скупость выразительных средств, отсутствие внешних зрелищных эффектов, осн. средством художеств. воздействия в них является слово. К. разработал и поднял на большую высоту ораторское иск-во в трагедии, заложив основы декламационного иск-ва франц. т-ра. Однако в его поздних пьесах риторика почти полностью вытесняет развитие действия.

В России произв. К. переводили Я. Б. Княжнин, П. А. Катенин. В нач. 19 в. пост. трагедий К. способствовали утверждению прогрессивного гражданственного направления в русском театральном иск-ве. В работе над "Горацием" (1817), "Сидом" (1822) воспитывались актеры Е. С. Сем„нова, В. А. Каратыгин, А. М. Колосова.

Соч.: Le theatre de Pierre Corneille, v. 1-2, P., 1664;

Iheatre de Pierre Corneille avec des commentaires, v. 1-12, Geneve], 1765; Oeuvres de Pierre Corneille, v. 1-12, P., 1862-68; Theatre choisi de Corneille, P., [1957]; в pyi. пер.- Избранные трагедии ..., M., 1956.

Лит.: Батюшков Ф., Корнелев "Сид", СПБ, 1895:

История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; Б а-л а ш о в Н. И., Пьер Корнель, М., 1956; Сигал Н., Пьер Корнель. 1606-1684, Л.-М., 1957; Gast e A., La querelle du "Cid", P., 1899; D о г с h a i n A., Pierre Corneille,

Р., [1918]; Lyonnet H., Les "Premieres" de P. Corneille, P., 1923; К 1 e m p e r e r V., Pierre Corneille, Miinch., 1933; R i v a i 1 1 e L., Les debuts de P. Corneille, P., [1936];

H e r 1 a n d L., Corneille par lui-meme, P., 1954. Я Сиг

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница