Наши партнеры

вкс видеоконференцсвязь
Купить одежду Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 226)


КОНСТАНТИНОВ, Трофим Васильевич (р. в сер. 18 в.- ум. после 1798) - русский актер и антрепрен„р. Сценич. деятельность начал в 80-х гг. в Туле (т-р при Тульском наместничестве). В 1787 был направлен для совершенствования в петерб. труппу, пробыл здесь до 1791. Затем служил в наместническом т-ре в Казани (рук. В. Р. Бобровннков). С 1793 снова работал в Петербурге; играл первые роли в трагедиях, комедиях и драмах, исполнял также оперные партии. В 1795 К. с неск. петерб. актерами вош„л в труппу Харьковского т-ра. Взяв на себя обязанности антрепрен„ра этого т-ра, К. явился одним из основоположников системы частной антрепризы в провинции. Небольшая труппа К. (6 актеров и 3 актрисы) была, по свидетельству Г. Ф. Квитки-Основьяненко, "сгармонирована, как нельзя лучше" и пользовалась большим успехом в Харькове. Сам К. выступал в ролях героев. Его игра, основанная на классицистскпх правилах, отличалась в то же время эмоциональностью (Беверлей - в одноим. франц. переделке "Игрока" Мура и др.). В 1796 т-р К. был закрыт в связи с трауром по случаю смерти Екатерины II. Затем К. возобновил свою антрепрен„рскую деятельность в Смоленске. А. Кл.

КОНСТАНТЙНОВСКИЙ, Александр Иосифович [12(25).XI.1906-20.VII.1958] - русский советский театральный художник, график. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Учился в Киевском художеств. ин-те и ВХУТЕИНе у Д. П. Штеренберга, И. М. Рабиновича, С. В. Герасимова. В т-ре работал с 1924. В творчестве К. монументальность, строгость, законченность, лаконизм сочетаются с остротой рисунка, композиционным разнообразием, живописностью.

Спектакли: "Мещанин во дворянстве" (1934, Свердловский ТЮЗ), "Северный ветер" Книппера и "Кармен" (1930, Свердловский т-р оперы и балета), "Мазепа" (1950);

"Декабристы" Шапорина (1953) - в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова; "Фиделио" Бетховена (1954), "Спартак" Хачатуряна (1958) - в Большом т-ре. АН. Ш.

КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в искусстве, подменяющее его образность "выявлением конструкции", техницизмом. К. развился после 1-й мировой войны. Отрицая идейно-познавательную роль иск-ва, выступая с требованиями функциональной, конструктивной "целесообразности", "рациональности" цск-ва, конструктивисты приходили часто к эстетскому любованию формой в отрыве от содержания. В театре К. проявился гл. обр. в декорационном иск-ве. В сов. т-ре 20-х гг. К. был тесно связан с предшествующими ему течениями - кубизмом, футуризмом, супрематизмом с их отрицанием живописно-иллюзорных плоскостных декораций. Художники-конструктивисты призывали к отказу от декораций что-либо изображающих и воздействующих эстетически ("Мы хотим,-говорил Мейерхольд, -чтобы нашим фоном было или железная труба, или море, или что-то, построенное новым человечеством"; ж. "Вестник театра", 1920, J\ 75, с. 14). Декорации заменялись конструктивными установками, предназначенными для действия "всесторонне развитых актеров" (см. Биомеханика}. Художник вытеснялся конструктором, инженером. Вместо холста и красок применялись дерево и металл, вместо костюмов - прозодежда, вместо бутафории - реквизит, составленный из подлинных вещей. Обращение к "реальным материалам" имело положит. значение и открывало перспективы для дальнейшего развития декорационного иск-ва. Однако художники-конструктивисты часто применяли принципы К. без уч„та конкретных требований драматургии, что приводило к формализму, к сухой абстрактности и безжизненности декораций.

Наиболее последовательно К. проявился в декорациях Л. С. Поповой к спектаклю В. Э. Мейерхольда "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922, Т-р им. Вс. Мейерхольда), А. А. Веснина и В. А. и Г. А. Стенбергов к спектаклям А. Я. Таирова (напр., "Человек, который был Четвергом" Честертона, 1923, худ. Веснин, Камерный т-р), а также в декорациях В. А. Шестакова, И. Ю. Шлепянова и др.

Лит.: Гиляровская Н. В., Театрально-декорационное искусство за 5 лет, Казань, 1924; Марков П., Новейшие театральные течения (1898-1923), M., 1924; "Театральный Октябрь", сб. 1, Л.-M., 1926, с. 180 (2); M а р г о-л и н С., Художник театра за 15 лет, М., 1933, с. 127; Камерный театр и его художники (вступ. статья А. Эфроса), М., 1934. В. Бер.

КОНСТРУКЦИЯ (в т е а т р е)(от лат. construc-tio - построение) - 1) каркас для объ„мных частей декорационных установок (стволы деревьев, скалы, колонны, лестницы, архитектурные арки, своды и пр.). 2) Невидимые зрителю постройки, рассчитанные на большую грузоподъ„мность. Представляют собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов. Предназначены для изменения рельефа планшета сцены (создания возвышенностей, площадок, наклонных спусков и др.). 3) Приспособление для передвижения декорационных установок (фурка, накладной вращающийся круг) и крепления декораций (относки, фермы и т. п.). 4) Рама-поделка, на к-рую натягивается холст для плоскостных живописных декораций.

КОНТА (Contat), Луиз Франсуаз (16.VI.1760- 9. II 1.1813) - французская актриса. Ученица М. А. Превиль. В 1776 дебютировала на сцене т-ра "Ко-меди Франсез". Играла роли молодых "влюбл„нных" до тех пор, пока Бомарше не настоял на е„ выступлении в роли "субретки" Сюзанны в "Женитьбе Фигаро" (1784). К. исполнила эту роль весело, с кокетливой женственностью. С этого времени она играла ведущие роли в комедиях Мольера, Ж. Ф. Реньяра, Ф. Детуша, П. Мариво и др. Живой ум, прелестная внешность, чистый и звонкий голос, интонационное мастерство определили положение К. как ведущей комедийной актрисы "Комеди Франсез". К. владела иск-вом непринужд„нной светской беседы, аристократич. изысканностью манер. Она с равным успехом играла надменную, утонч„нно грациозную Селимену ("Мизантроп" Мольера), непосредственную, вес„лую До-рину ("Тартюф"), забавно капризную Селианту ("Женатый философ" Детуша) и др. Во время революции К. была арестована якобинскими властями вместе с др. актерами "Т-ра Нации" (так назывался в это время т-р "Комеди Франсез") по обвинению в роялизме, но вскоре освобождена. Позднее исполняла роли комич. старух (м-м Патен - "Модный кавалер" Данкура) и "благородных матерей". В 1809 оставила сцену.

Лит.: Manne Е. Д. de, Galerie historique des comediens francais de la troupe de Voltaire, Lyon, 1877; L y о n-n e t H., Dictionnaire des comediens, P., 1912; [A r n a u 1 t A. V.], Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique. P., 1829, с. 153-59. Е. Ф.

КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. conta minatio, букв.- соприкосновение) - литературный при„м в античной драматургии. Применялся рим. драматургами при переработке греч. комедий. Заключался в дополнении материала комедии мотивами, сценами и персонажами, заимствованными из др. комедий. Введение К. связано с тем, что рим. драматургия в сво„м становлении была вынуждена ориентироваться на греческую, достигшую к этому времени высокого развития. Переработка греч. пьес считалась самостоят. творчеством, в то время как использование фабулы, уже обработанной рим. автором, рассматривалось как плагиат. К. применяли Невий Плавт Энний и др. рим. комедиографы. Наибольшее распространение К. получила в комедиях Теренция ("Девушка с Андроса", "Братья", "Евнух"). Н. Зем.

КбНТИ (Conti), Антонио (22.1.1677-6. IV.1749) -итальянский драматург и уч„ный. По эстетпч. п научно-философским воззрениям был близок к ранним просветителям, с к-рыми его роднил культ разума, стремление превратить т-р в школу нравств. и гражданской доблести. К. написал трагедии в стихах "Юлий Цезарь" (изд. 1726), "Друз" (соч. 1727), "Юний Брут" (изд. 1743), "Марк Брут" (изд. 1744), в к-рых отчасти предвосхищал политич. трагедии В. Альфьери, прославлял политич. свободу, борцов против тирании. Однако тираноборч. мотивы лишены у К. подлинно гражд. пафоса. Выступая против ро-мантич., сверхъестественного, К. стремился к историч. достоверности, упрощал драматич. действие, сконцентрировав его вокруг судьбы центр, персонажа.

Трагедии К. обладают нек-рымп лит. достоинствами, но они не сценичны.

Лит.: Z а г d o A., Un tragico padovano del secolo scorso (Ant. Conti), Padova, 1884; Natali G., Il Settecento, pt II, 3 ed.. Mil., 1943. P. X.

КОНТИ (Konti), Йожеф (1852-23.X.1905) - венгерский композитор, дириж„р. Музыке обучался в Венской консерватории; брал уроки у Ф. Зуппе в "Леопольдштадттеатре". Нек-рое время работал дириж„ром в Зальцбурге. С 1878 был дириж„ром Городского, с 1884 - Народного, с 1903 - Королевского т-ров в Будапеште. Написал оперетты: "Поддельная принцесса" (1898, Народный т-р), "Ласточка" (1904, Королевский т-р), "Тайна женского монастыря"

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto) - низкий женский голос. Диапазон К.:

Наиболее характерный и выразит. регистр К. - грудной (кончая ля-бемоль - си-бемоль 1-й октавы). Тембр густой, плотный. Композиторы часто писали для К. партии мальчиков-подростков и юношей в операх, в т. ч. Ваня, Ратмир ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Лель, Нежата ("Снегурочка", "Садко"), Басманов ("Опричник" Чайковского), Зи-бель ("Фауст") и др. Среди партий К.: Ольга ("Евгений Онегин"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Княгиня ("Русалка"), Ульрика ("Бал-маскарад" Верди) и др. Выдающимися рус. певицами-К. были: А. Я. Воробь„ва-Петрова, Д. М. Леонова, Е. А. Лавровская, М. И. Долина, Е. П. Кадмина, Е. И. Антонова, Б. Я. Златогорова, Е. И. Збруева и др. Во Франции- М. Малибран, в США - М. Андерсон.

КОНТРАМАРКА (франц. contre-marque, от contre, здесь означает "добавочный" и marque - значок) -

1) пропуск (записка), выдаваемый администратором театра, цирка, концертного зала отдельным лицам на право беснлатного посещения представления.

2) Талон, выдаваемый зрителю, временно покидающему театр. на право возвращения в т-р без повторного предъявления билета.

КОНФЕРАНС - эстрадный жанр. См. Конферансье. КОНФЕРАНСЬЕ (от франц. conferencier, букв. - докладчик) - артист эстрады, объявляющий номера и выступающий перед публикой в промежутках между номерами эстрадного концерта. Поведение К. на сцене и текст его реплик носят обычно комедийный характер. К. комментирует отдельные номера, в какой-то степени объединяет эстрадную программу, стремится придать ей злободневный характер. Конферанс возник на импровизированных любительских дивертисментах, устраивавшихся в 60-е гг. 19 в. артистич. и лит. богемой в парижских кафе-шантанах и кабаре. Это породило легковесность выступлений многих зап.-европ. К. В 19-20 вв. К. появились в т-рах варьете, миниатюр. В России первые проф. К.- Н. Ф. Балиев и А. Г. Алексеев - выступали в 10-е гг. 20 в. в т-рах миниатюр "Летучая мышь" и др.

На сов. сцене иск-во К. приняло более острый, актуальный характер. Наиболее талантливые исполнители этого жанра на сов. эстраде органически претворяют в своих выступлениях образцы нар. юмора и сатирич. лит-ры, их конферанс носит политически злободневный характер. Артисты, ведущие конферанс, создают разл. образы: Г. А. Амурский играл роль гостеприимного, благодушного хозяина, принимающего гостей; А. А. Менделевич рассказывал любопытные курь„зы, высмеивал проявления некультурности; нек-рые К. представали перед зрителями в облике меланхоликов, что контрастно оттеняло их острые шутки (И. И. Глинский). Другие разыгрывали смущающегося новичка, случайно попавшего на сцену. К. должен обладать находчивостью, остроумием; это да„т ему возможность вести непосредственную беседу с публикой (М. Н. Гаркави и др.). В конферанс включается часто чтение фельетонов, рассказов, пение куплетов (П. Л. Муравский, А. С. Белов). Иногда К. сопровождают номера концерта репликами или пантомимой. На сов. эстраде получил распространение парный конферанс, к-рый ведут артисты, приближающиеся к амплуа комика и резон„ра - Л. Б. Миров и М. В. Новицкий, Ю. Г. Тимошенко и Е. И. Березин (псевд. - Тарапунька и Штепсель) и др. Это позволяет К. разыгрывать сатирич. диалогич. сценки.

Лит.: Набатов И., Записки эстрадного сатирика, М., 1957; Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958. g

КОНФИДАЯТ, конфидантка (франц. confident, confidente),- актерское амплуа в русском театре 18-19 вв. То же, что наперсник наперсница.

"КОНФИДЕНТИ" (полное назв. "Confidenti nelP indulgenza del pubblico" - "доверчивы к снисходительности публики") - труппа итальянских актеров комедии дель арте. Первое упоминание о труппе относится к 1574. "К." играли в это время в Милане, Ман-туе, Вероне, Болонье, Венеции и др. городах. Руководили труппой В. Пииссими и Дж. Пелезини (Пед-ролино). В составе труппы были актеры Д. Понти, Б. Тромбетта, Ф. де Форнарис и др. В 1582 "К." во главе с Ломбарди слились с "Унити", но труппа вскоре распалась. Группа актеров "К." под руководством де Форнариса продолжала выступать в Италии и Франции. С 1587 труппой руководили бр. Т. и Д. Марти-нелли. С 1589 в труппе играла талантливая актриса И. Андреини. В 1612-20 под рук. Ф. Скала "К." выступали при дворе Дж. Медичи. В труппу входили:

М. Д. Антонаццони, М. А. Романьези, Ф. Габриелли, Н. Барбьери и др. Л. Л.

КОНЦЕРТ (итал. concerto, от лат. concerto - состязаюсь) - публичное выступление артистов по определ„нной, заранее составленной программе. Виды К.: музыкальный (симф., камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художеств. чтение), смешанный (муз. номера, художеств. чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.), эстрадный (л„гкая вок. и инструмент, музыка, юмористич. рассказы, пародии, цирковые номера и др.). До 2-й пол. 18 в. была распространена форма закрытого К., связанная с придворным и аристократич. бытом и рассчитанная на небольшой круг специально приглаш„нных лиц. С ростом городской бурж. культуры получили развитие платные публичные К. (впервые в Лондоне с последней четверти 17 в.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один (сольный К.).

В СССР К. организует Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (В ГКО) и республиканские, областные филармонии. В капиталистич. странах К. организуют импресарио, менеджеры.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. Konzertmeister) - 1) пианист, помогающий исполнителям (певцам, артистам балета и др.) разучивать их партии и аккомпанирующий им в концертах. 2) Первый скрипач - солист оперного или симф. оркестра. 3) Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оперного или симф. оркестра.

КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОПЕР - исполнение опер в концерте без декораций, грима и театр. костюмов. К. и. о знакомит слушателей гл. обр. с произв., к-рые не идут или редко идут на театральной сцене.

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ - специально оборудованные и акустически приспособленные помещения для проведения публичных концертов. Камерные (небольшие) К. з. предназначаются преим. для сольных концертов певцов, инструменталистов, выступлений камерных ансамблей и др.; в больших К. з. обычно даются концерты симф. оркестров, хоров, ансамблей песен и плясок, танц. коллективов и т. д. В СССР все дома культуры, клубы, дома пионеров имеют К. з., в к-рых проводятся многочисл. концерты. Наиболее известные К. з.: в Москве - Большой зал и Малый зал Консерватории им. П. И. Чайковского, Колонный зал Дома Союзов Концертный зал имени П. И. Чайковского' в Ленинграде - Большой зал и Малый {имени М. И. Глинки) зал филармонии, Малый зал Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова; в Баку - К. з. Азерб. филармонии; в Таллине - К. з. "Эстония".

К лучшим зарубежным К. з. относятся залы "Геванд-хауз (Лейпциг), имени Сметаны (Прага), "Болгария" (София), Атенеул Румынской Народной Республики (Бухарест), Музыкального общества (Вена), "Аль-берт-холл" и "Фестивал-холл" (Лондон), "Гаво" и "Шайо" (Париж), "Карнеги-холл)} (Нью-Йорк) и др.

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО - один из крупнейших концертных залов Москвы. Сооруж„н по проекту архитектора Д. Н. Чечулина. Открыт 12 окт. 1940. Состоит из партера, тр„х амфитеатров (возвышающихся один над другим) и бал-конов двух ярусов. Вмещает 1650 чел. В 1959 в К. з. им. Ч. установлен орган. В зале регулярно проводятся выступления хоровых, хореографич. и муз. коллективов (Рус. нар. хор им. Пятницкого, Ансамбль нар. танца СССР и др.) и отдельных исполнителей. Сцена зала используется для муз. и драм. спектаклей и лит.-муз. композиций (спектакль Т-ра им. Маяковского "Медея" Еврипида; "Пер Гюнт" Ибсена-Грига, "Арлезианка" Доде - Бизе и др.).

КОНЧАЛОВСКИЙ, Петр Петрович [9(21). II. 1876- 2.11.1956]- русский советский художник. Нар. художник РСФСР (1946), Действит. чл. Академии художеств СССР (с 1947). Учился в Париже и петерб. Академии художеств. Оформил спектакли: "Ураган" Брюни в Моск. частной опере С. И. Мамонтова (1904), "Купец Калашников" А. Рубинштейна (1912) и "Дон Жуан" Моцарта (1913) в Оперном т-ре Зимина, "Перикола" Оф-фенбаха в Муз. студии Немировича-Данченко (1922), "Хозяйка гостиницы" в МХАТе (1933), "Четыре деспота" Вольф-Феррари в Большом т-ре (1933) и др.

Создал ряд портретов деятелей иск-в - В. Э. Мейерхольда, С. С. Прокофьева, Н. С. Голованова и др. Гос. пр. СССР (1943). АН, Ш.

КОНЬОВИЧ (Ко?ови?), Петар [р. 23.IV(5.V). 1883] - сербский композитор, педагог, дириж„р и музыкально-общественный деятель. Действит. чл. Серб. академии наук (1946), чл.-корр. Чехословацкой Академии наук (1938). В 1906 окончил консерваторию в Праге. В 1906-14 работал учителем музыки и хоровым дириж„ром в Зему-не. В 1920-26 и 1933-39 возглавлял оперный т-р в За-гребе, в 1926-33 - директор театров в Осиеке, Спли-те и Нови-Саде. С 1939 жил в Белграде, был ректором и профессором Муз. академии, в 1948-54 - директором основанного по его инициативе Ин-та музыкознания Серб. академии наук. Написал оперы "Женитьба Милоша Оби-лича" ("Покрывало волшебницы") (1917, Загреб), "Князь Зеты" (1929, Белград), "Коштана" (1931, Загреб, 2-я ред. 1935, Прага), "Крестьяне "(1952, Белград), "Отечество" ("Мать Юговичей"), а также музыку к спектаклям, симф., камерно-инстру-мент., вок. и др. произв. Сценич. произв. К. заложили основу серб. оперы. Особую популярность получила опера "Коштана", воссоздающая жизнь старой Сербии. Музыка этой оперы отмечена ярким нац. своеобразием, в ней проявились характерные черты оперного письма К.- напевность и декламац.-мелодич. стиль, исходящие из интонац. особенностей серб. речи. В своей критико-публицистич. деятельности К. последовательно отстаивал реалистич. направление в иск-ве. К.-автор муз.-критич. работ, изданных в сб-ках "Личности" (1920) и "Книга о музыке" (1947), монографий "Милое Милоевич" (1954) и "Стеван Мокраняц" (1956).

Лит.: Cvetke D., Petar Konjovi6, Ljubljana, 1953;

Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958.

И. Я.

КООНЕН, Алиса Георгиевна [р. 5(17).X.1889] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1935). Окончила школу Моск. Художеств, т-ра. Была одной из любимых учениц Станиславского. Впервые появилась на сцене МХТ в роли Гостьи в "Горе от ума" (1906). Среди ролей, сыгранных ею в МХТ,- Ми-тиль ("Синяя птица" Метерлинка, 1908), Маша ("Живой труп", 1911), Анитра ("Пер Гюнт" Ибсена, 1912).

Стремясь к новым театр. формам, К. в 1913 ушла из МХТ в организованный К. А. Марджановым Свободный театр. где встретилась с А. Я. Таировым. Сыграла роль Пьеретты в пост. Таировым пантомиме "Покрывало Пьеретты" Донаньи (на тему А. Шниллера). Встреча с Таировым определила личную (К. стала его женой) и творческую судьбу актрисы. Организуя в 1914 Камерный т-р, Таиров считал, что без участия К. его начинание - создание т-ра больших эмоций, полярных сценических жанров и многогранной синтетич. формы-не могло бы осуществиться. Творч. содружество К. и Таирова основывалось на общности взглядов: ещ„ в МХТ К.стремилась к отточенности мастерства, к пластич. ьыразительности и музыкальности в драме. На сцене Камерного т-ра IICK-BO К. достигло синтеза актерских выразительных средств. Оно отличалось тончайшей интонационной мелодич. разработкой сценич. речи, необычайной пластичностью, выработанной упорным и разносторонним тренажем во всех видах сценич. движения (от пластики Дункан, оказавшей на К. большое влияние, до жонглирования и классич. танца), спортивными упражнениями (фехтование и др.).

В дореволюц. период истории Камерного т-ра К. участвовала почти во всех программных спектаклях Таирова, создавая разнохарактерные образы, исполненные больших чувств. Она сыграла Сакунталу (о. п. Калидасы, 1914), Сюзанну ("Женитьба Фигаро" Бомарше, 1915), Саломею (о. п. Уайльда, 1917). Первые крупные роли К. в сов. время - Адриенна

("Адриенна Лекуврер" Скриба, 1919), Джульетта ("Ромео и Джульетта", 1921), Федра (о. п. Раснна, 1922), Катерина ("Гроза", 1924), Иоанна ("Святая Иоанна" Шоу, 1924). Одновременно с трагич. расиновской Федрой она играла вес„лую Жирофле-Жирофля в одноим„нной оперетте Ш. Лекока, демонстрируя синтетич. актерское мастерство. Художеств, обобщения, к к-рым стремился Таиров в своих спектаклях, приобретали по мере развития творчества К. в сов. годы вс„ большую силу, а истолкование сценич. характеров становилось современным и глубоким. Одно из лучших созданий К,-Адриенна Лекуврер. Ж. Р. Блок сказал об этом спектакле, что Таиров и К. превратили Скрпба в Шекспира, мелодраму - в трагедию. Если в Федре К. создавала образ, созвучный революц. времени по своей эмоциональной насыщенности, то в образах Эбби Кабот ("Любовь под вязами", 1926) или Эллы

Доуней ("Негр" 1929) она раскрывала трагедийность судеб героинь О'Нила как следствие расового неравенства или собственнических устоев. Когда она сыграла роль Эллен Джонс ("Машиналь", 1933), автор пьесы амер. писательница С. Тредуэлл на премьере спектакля сказала, что в Америке е„ произведение "свели к натуралистическому показу личной драмы одной маленькой женщины", а на сов. сцене смысл пьесы "расширили до пределов социальной трагедии". Так К. пронизывала свои роли высоким гуманизмом, ища больших обобщений в каждой из них. К. постоянно совершенствовала сво„ иск-во, в своих лучших работах она достигла подлинной гармонии художеств. формы.

Одно из крупнейших сценич. созданий К. - образ Комиссара в "Оптимистической трагедии" Вишневского (1933), в к-ром сочетались осн. черты творчества актрисы - благородство, интеллектуальность, душевная сила и глубокий лиризм. Важное место в творчестве актрисы заняла роль Эммы в сделанной К. инсценировке романа Г. Флобера "Мадам Боварп" (1940). Подч„ркивая протест Эммы против пошлого мещанского мира, К. превращала гибель Эммы в приговор жестокому обществу. Огромную нравственную силу рус. женщины раскрывала К., играя Нину Заречную в спектакле-концерте "Чайка" (1944) и Кру-чинину (1944). Среди поздних работ К. на сцене Камерного т-ра - актриса-партизанка Анна Мартынова ("Пока не остановится сердце" Паустовского, 1943), Эва ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1947). Последний раз на сцене Камерного т-ра К. выступила в мае 1949 в роли Адриенны Лекуврер. В наст. время К. показывает на своих творч. вечерах как отрывки из прежних спектаклей, так и вновь созданные работы (отрывки из "Медеи" Еврипида, "Марии Тю-дор" Гюго и др.).

Соч.: Из воспоминаний о Таирове, "Театральная жизнь", 1961, јј 11, 12, 13; Мысли о воспитании актера, "Театр", 1955, ј 4.

Лит.: Гроссман Л., Алиса Коонен, M. - Л., 1930;

Мокульский С., Алиса Коонен, "Театр и драматургия", 1935, ј 1, с. 22-29; Марков П., Алиса Коонен, в сб.: Театральные портреты, M.-Л., 1939, с. 164-178; Г о лова-ш e н к о Ю., Поиски трагедии, в сб.: Актеры и роли, M.- Л., 1947, с. 158-170; его ж е, Героика гражданской войны в советской драматургии, Л., 1957, с. 206-209; Э p с н-б у p г И., Люди, годы, жизнь, "Новый мир", 1961, ј 2, с. 105-107. Юр. Г.

"КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕАТР" (Andels-Teatret)- датский передвижной театр. Организован в 1948. Обслуживает сельское население, а также жителей тех городов Дании, где нет стационарных театров. Получает гос. дотацию. Репертуар "К. т." состоит из лучших классических произв. нац. и мировой драматургии - пьес Л. Хольберга, И. Л. Хейберга, И. К. Хострупа, Шекспира, Г. Ибсена, Б. Бь„рнсона и совр. датских драматургов - К. Мунка, К. С„ннербю, К. Э. Сой и др. "К. т." впервые в Дании пост. "Лес" Островского (1956). Видное место в репертуаре т-ра занимают совр. зап.-европ. драматурги. Но наряду с пьесами А. Миллера, Дж. Пристли т-р ставит и модернистские пьесы, что ослабляет просветительские позиции "К. т." как популяризатора реалистич. драматургии. Художеств. руководитель "К. т." - реж. и критик А. Фридерисия. В составе труппы - актеры В. Хольм, Г. Стремвад, X. Петерсен,Э. Нильсен, Т. Висборгидр.

Лит.: Andels-Teatret, 10 ars jubileum, Kbh., 1958. Вл. M.

КОПЕЛЯН, Ефим Захарович (р. 12.IV.1912) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1935 окончил студию при Ленингр. Большом драм. т-ре, с этого же года работает в Большом драм. т-ре (в 1941-43 выступал в т-ре нар. ополчения). В одном из лучших спектаклей т-ра "Дачники" играл Замысло-ва и Рюмина. Творчество К. отмечено драматизмом, актер умеет передать внутр. напряж„нность духовного мира героя, развитие его мысли, значительность и сложность характера. Скупостью и строгостью отличается исполнение К. ролей мужественных, волевых людей - комиссара Меркулова ("Метелица" Пановой), Балтийца ("Гибель эскадры"), писателя Новикова ("Палата" Ал„шина). Лучшие роли К. 50-60-х гг.: каторжник Джексон ("Не склонившие головы" Дугласа и Смита), Марио ("Синьор Марио пишет комедию" Николаи), Эрнесто Рома ("Карьера Артуро У и" Брехта). Легко и непринужд„нно играет К. комедийные роли, обращаясь иногда к остро-гротесковому рисунку: Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго), Ричард ("Ученик дьявола" Шоу) и др.

Др. роли: Писарь ("Кубанцы" POTKO), H. Скроботов ("Враги"). Ильин ("Пять вечеров" Володина), Горич ("Горе от Ума"). С. Др.

КОПЕНГАГЕН (Kobenhavn)-столица Дании (1 364000 жит. в 1962). С конца 16 в. в К. ставились придворные спектакли в исполнении иностр. гастрол„ров (англ. труппа во главе с комиком У.Кемпом, разл. нем. труппы). В 1683-1721 при дворе постоянно выступала франц. труппа, ставившая драм. спектакли, балеты, оперы, гастролировали нем. актеры. В 1722 в здании на ул. Лилле Гр„ннегаде осн. т-р "Датская сцена", в 1770 переименованный в Королевский театр (закрыт в 1728, в 1748 возобновил деятельность в новом здании на Королевской пл.). В 1-й пол. 19 в. в К. выступали многочисл. нац. любительские труппы, в т. ч. студенч. т-р "Академикум" (осн. 1839), гастролировали иностр. актеры. В 1848 открылся первый частный т-р "Казино", в 1857 - Народный театр. Работали разл. театры-варьете, наиболее популярным из к-рых был "Т-р шутки" в р-не Фредериксберг (осн. 1869). В конце 19 - нач. 20 вв. открыты "Дагмар-тептр (в 1883) и Новый театр (1908). Королевский т-р с 1874 работает в новом здании (также на Королевской пл.). С 1857 при н„м существует хореографич. уч-ще, с 1886- драм. школа, с 1909 - оперные классы.

В 20-30-е гг. 20 в. театр. жизнь в К. активизируется. Спектакли т-ра под рук. Б. Нансен (осн. 1917) отражали значит. обществ, проблемы. В 1924-28 существовал Рабочий т-р под рук. драматурга Б. Мюллера, в 1931-33 - прогрессивный Социальный т-р. Любимым т-ром передовых кругов общества стал в 30-е гг. т-р "Риддерсален" (осн. 1914). Среди др. т-ров: "Аллесенен" (осн. 1944), "Авеню-театр" (осн. 1938; до 1957 наз. "Фредериксбергтеатр"). С 1924 работает "Датская школьная сцена", где периодически ставятся спектакли для детей и юношества.

Репертуарная политика драм.т-ров К., лучшими из к-рых являются Новый и Народный, непоследовательна, произв. Шекспира, Чехова, Л. Хольберга, Г. Ибсена, К. Абелля, К. Э. Сои, К. Мунка чередуются с бессодержательными комедиями и опереттами. Т-ры испытывают материальные затруднения (Королевский т-р получает государств, дотацию). Большой популярностью пользуется Т-р пантомимы (осн, 1959). В К. работает много разл. театров-ревю; нек-рые из них - лишь в летний период. Во дворце Кристиансборг в помещении б. Придворного т-ра имеется Театральный музей (с 1922).

Лит.: Hansen Р., Den danske skueplads, bd l-3, Kbh., П889-96]; N e i i e n d a m R., Det kongelige teaters historie. 1874-1922, bd 1-5, Kbh., 1921-30; его же, Folketeatrets historie. 1857-1945, Kbh., 1946; его же. Casino. Oprindelse og historie i omrids, Kbh., 1948; его же, Forlystersernes Alle. De Frederiksbergske teatres historie, [Kbh.], 1958. Вл. M.

КОНЕЦКИЙ (Kopecky), Матей (24. II.1775- 3. VII.1847)-чешский актер театра кукол, театральный деятель и просветитель. Один из основоположников чеш. т-ра кукол. В годы австр. владычества, в конце 18 - нач. 19 вв., когда в т-рах Чехии было запрещено исполнение пьес на родном яз., К. был одним из пропагандистов чеш. яз. Ю. Фучик писал:

"Имя Матея Копецкого мы называем теперь среди им„н знаменитых людей, прославивших чешское просвещение... Копецкий был не просто хорошим кукольником, а настоящим народным будителем". В репертуаре т-ра К. были обработки старинных сюжетов ("Фауст", "Дон- Жуан", "Геркулес" и др.), народных чеш. сказаний ("Олдржих и Вожена", "Ян Гус", "Пан Франц из замка" и др.), пьес Шекспира ("Шейлок"), Мольера, И. Тыла, Я. Штепанека, В. Клицперы, сатирич. сценки, главным героем к-рых был вес„лый и насмешливый Кашпарек. В 1862 изданы записи 61 пьесы из репертуара К. Композитор Б. Сметана писал увертюры к пьесам К. ("Фауст", "Олдржих и Вожена"). Традиции К. продолжали его сын Вацлав К., внук Антонин К. и правнучка Арношта К. Куклы с к-рыми выступал К., хранятся в Нац. музее в Праге.

Лит.: Мал и к Я.. Чехословацкий кукольный театр. Прага, 1948; Ф у ч и к Ю., Избранное, пер. с чешек., М., 1955, с. 178-79; Савицкий В., Чешский кукольный театр и его мастера, в сб.: Театр за рубежом, т. 1, Л.-M., 1958, с. 157-59; Олдржих и Вожена..., в сб.: Театр кукол зарубежных стран, Л.-М., 1959 (см. вступ. ст. Сим. Дрей-дена, Куклы мира); Sbornik k jubilejnim oslavam, Mateje Kopeckeho, Praha. 1947; Toman J., Matej Kopecky a jeho rod, [Praha], 1960. Др

КОПЕЦКИЙ (Kopecky), Ян (р. 13.X.1919) - чехо'-словацкий театральный критик, историк театра и педагог. ЧленКПЧс 1945. В 1946 окончил философское отделение Карлова ун-та в Праге. В 1945-46- зав. лит. частью Т-ра им. "5 мая", в 1947-50 - Нац. т-ра в Праге, в 1957-60 - гл. ред. "Театр. газеты". Автор мн. работ, посв. совр. чехословацкому т-ру и его истории. Книга К. "Советские записки" (Гос. пр., 1954) - публицистич. заметки о жизни сов. людей и впечатления о сов. т-ре. Вед„т педагогич. деятельность: в 1951-60 - преподаватель театроведческого ф-та и зав. кафедрой т-ра в Академии искусств; с 1960 - профессор отделения истории и теории Т-ра на философском ф-те Карлова ун-та.

Соч.: О nove ceske divadlo, Praha, 1945; O divadelni kritice, Praha, 1945; Ruzena Naskova, Praha, 1948; Jirasku Jan Rohac, Praha, 1953; Sovetske zapisky, Praha, 1953;

Nedokoncene zapasy, Praha, 1961.

Лит.: "Театр", 1962, ј 11, с. 140-42. ./7. Сол.

ЕОПЛЕНД (Copland), Аарон (р. 14.XI.1900) - аме риканский композитор. Музыке обучался у Р. Гольд-марка в Нью-Йорке, в "Американской консерватории" (в Фонтенбло, близ Парижа) и у Н. Бу-ланже в Париже. Начало композиторской деятельности К. относится к 1920-м гг., когда им были созданы балет "Грог" и ряд соч. в др. жанрах. Творчество К. сыграло большую роль в развитии амер. проф. музыки. Композитор часто обращается к нар. напевам и ритмам, тяготеет к ч„тким, рельефным мелодич. образам, ясности гармонич. ткани. Музыка К. впитала в себя элементы муз. фольклора США и др. стран, в частности Мексики и Кубы. Вместе с тем в отд. произв. К. сказались влияния модернистских течений. К. написал балеты: "Слушай, слушай!" (1934, Чикаго), "Парень Билли" (1938, там же), "Родео" (1942, Нью-Йорк), "Аппалачская весна" (1944, Вашингтон, соч. для труппы М. Грэ-хем); оперу "Ласковая земля" (1954, Нью-Йорк), детскую оперу "Второй ураган" (1937, т-р "Нейбор-худ", Нью-Йорк), музыку к спектаклям "Чудо в Вердене" Шлумберга (1931, "Гилд-тиэтр" Нью-Йорк), "Пять королей" по Шекспиру (1939, "Меркьюри т-р", Бостон), "Тихий город" И. Шоу (1939, "Беласко т-р", Нью-Йорк), а также камерно-инструмент., BOK. и др. соч.

Лит.: Bauer M., Copland Aaron, в кн.: The book of modern composers, ed. D. Ewen, N. Y., 1942; Berger A., Aaron Copland, N. Y., 1953. Be. T.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница