Театральная энциклопедия
(страница 222)


КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО - см. Сопрано. КОЛОСНИКИ - реш„тчатый настил, расположенный над сценической площадкой (К. наз. также всю верхнюю часть сцены - пространство между крышей и реш„тчатым настилом). Настил К. изготовляется обычно из деревянных прямоугольных брусков. Расстояние между соседними брусками не более 50 мм. К. рассчитываются на фактич. нагрузку (но не менее 250 кг/м2). Каждый брусок должен выдержать сосредоточенную нагрузку в 150 кг, приложенную в центре прол„та. К. являются местом установки верхних блоков, сценич. подъ„мов и устройств. Реш„тчатость настила К. позволяет осуществлять подъ„м или спуск декораций в любом месте сцены без каких-либо предварительных переделок. К. сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами. См. Сцена. Ген. Ш.

КОЛОСОВА, Александра Ивановна [урожд.- Григорьева; 14(26). IV. 1834, Москва, -23.Х (4.XI). 1867, там же] - русская актриса. По окончании Моск. театр. уч-ща (1852; ученица В. И. Живокини и С. П. Соловь„ва) была принята в труппу Малого т-ра; работала здесь до конца жизни. С большой жизнерадостностью, вес„лостью, комизмом, естественностью играла роли в водевилях (Луиза - "Сосед и соседка", пер. с франц. Баташева, и др.) и комедиях. С 1858 выступала также в драмах,. Взволнованностью, страстностью чувств было отмечено е„ исполнение ролей принцессы Эболи ("Дон Карлос", 1859) и Наташи ("При„мыш" Кугушева, 1859). Наиболее полно талант актрисы раскрылся в пьесах

Островского и Мольера. К. была первой исполнительницей на моек. сцене ролей Лизы ("Бедность не порок", 1854), Устиньки ("Праздничный сон - до обеда", 1857), Раисы ["За чем пойд„шь, то и найд„шь" ("Женитьба Бальзаминова"), 1863 ], Красновой ("Грех да беда на кого не живет", 1863), Александры Петровны ("Тяж„лые дни", 1863), Полины ("Доходное место", 1863), Нади ("Воспитанница", 1863), Марьи Власьев-ны ("Воевода", 1865), Евгении ("На бойком месте, 1865). Играла также Лизу ("Горе от ума"), Марью Антоновну ("Ревизор, 1858) и др. Исполняя роли служанок в комедиях Мольера, К. подч„ркивала их неистощимую энергию, житейскую смекалку, плутовство, юмор: Лизетта ("Замужество - лучший доктор",

1865), Туанетта ("Мнимый больной", 1866), Клодина ("Жорж Данден", 1866), Лизетта ("Школа мужей",

1866), Дорина ("Тартюф", 1867). Среди ролей К.- Катарина (1865), миссис Форд (1866) в комедиях "Укрощение строптивой" и "Виндзорские проказницы" Шекспира.

Лит.: Баженов А. Н., Соч. и переводы, т. 1, М., 1869; Родиславский В. И., Александра Ивановна Колосова, артистка Моск. Малого театра (по поводу 35-летия со дня смерти), "ЕИТ". Сезон 1902-1903, кн. 3 Приложений, СПБ, с. 85-91; Стахович А. А., Клочки воспоминаний, IM. ], 1904. E. Фил.

КОЛОСОВА, Александра Михайловна - см. Каратыгины.

КОЛОСОВА, Евгения Ивановна [урожд. -Неело-в а; 15(26). XII. 178030.111(11. IV). 1869]--русская ар-тистка балета. Дочь фигуранта И. Д.Неелова, с детства выступала в оперных, балетных и драматич. спектаклях. В 1799 окончила Петерб. театр. уч-ще и сразу была зачислена солисткой в петерб. казенную труппу. Ученица балетмейстера И. И. Вальберха К. была основной исполнительницей во всех его балетах, а также в балетах балетмейстеров Ш. Лепика, П. Шевалье, К. Дидло. Танцевала центр, женские партии в балетах "Ромео и Юлия" Штейбельта, "Медея и Язон" Рудольфа, "Федра и Ипполит" Кавоса и Турика и др. Хореографич. образы К. увлекали зрителя трагич.силой. Современники (в их числе Пушкин) восторженно отзывались об иск-ве К. Артистка первая создала на рус. балетной сцене образ своей современницы -Девушка ("Новый Вертер" Титова), Василиса ("Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса). Иск-во К. было отмечено музыкальностью, пластичностью, она была отличной танцовщицей, в совершенстве владеющей иск-вом трагич. пантомимы. К. одной из первых танцовщиц обратилась к рус. танцам и в течение многих лет успешно исполняла их на балетной сцене. Также одной из первых в России сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Выступала и как драматич. актриса, исполняла центр. роли в драмах, мелодрамах и комедиях. Большое значение для утверждения рус. хореографич. школы имела е„ педагогич. деятельность. Под влиянием К. формировалось танцевальное иск-во М. И. Даниловой, А. И. Истоминой, А. А. Лихутиной.

Лит.: М. [ундт] Н., Биография Евгении Ивановны Колосовой, "Репертуар Русского и Пантеон всех Европейских театров на 1842 г.", 1842, кн. 4; К а р а т ы г и н а А. М., Воспоминания, в кн.: Каратыгин П. А., Записки, т. 2, 2 изд.. Л., 1930; Борисоглебский М., [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938;

Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, вступ. ст. Ю. Слонимского, М.-Л., 1940; К р а с о в-с к а я В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958.

КОЛОФЙДИН, Никифор Григорьевич [р.13(26).Ш. 1902] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1928-34- актер т-ра Рабтемаст, в 1934-35 - Моск. т-ра им. Ленсовета, в 1937-52 - Владивостокского т-ра им. Горького. С 1952 - актер ЦТСА. Первые значит. работы К.- Кошкин ("Любовь Яровая"), Шадрин ("Человек с ружь„м"). Во Владивостокском т-ре К. играл роли Тетерева, Сатина, Антипа Зыкова ("Мещане", "На дне", "Зыковы"), передавая неистребимый дух бунтарства, тоску своих героев по лучшей жизни, раздумье над современной действительностью. Богатство наблюдений актера, строгая, сдержанная манера исполнения помогали ему создавать образы цельных, внутренне богатых, мужественных людей: Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Савельев ("Так и будет" Симонова), Кузьмин ("Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина), Макар Дубрава (о. п. Корнейчука), Отелло.

В ЦТСА К. сыграл роли: Городничего; Редозубова ("Варвары"); Андрона ("Мой друг" Погодина), Зуба ("Океан" Штейна).

Др. роли: Новиков ("Рельсы гудят" Киршона), Нагульнов ("Поднятая целина" по Шолохову), Коломийцев ("Последние"), Калиберов ("Извините, пожалуйста!" Мака„нка), Щербаков ("Караван" Штока), Черняк ("Сергей Лазо" Бон даревой) и др.

Соч.: "Университеты" артиста, в сб.: Образ моего современника, М., 1951.

Лит": Жукова Л., актер-современник, "Театп" М., 1949, .ј 8. с Г\

КОЛПАКОВА, Ирина Александровна (p.22.V. 1933) - русская советская артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1951 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще по классу А. Я. Вагановой. Еще ученицей исполнила на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова партии Маши ("Щелкунчик"), феи Флер де Фарин ("Спящая красавица"), С 1951--в труппе этого т-ра. Вначале исполняла виртуозные партии феи Нежности, Флорины ("Спящая красавица"), Повелительницы дриад ("Дон Кихот"). Музыкальность, мягкий лиризм делают танец К. певучим, светлым, определяют характер трактовки образов:

Авроры ("Спящая красавица"), Жизели, Золушки, Джульетты; Дездемоны ("Отелло" Мачавариани), Тао Хоа; Марии ("Бахчисарайский фонтан"). К.первая исполнительница партий Катерины ("Каменный цветок" Прокофьева), Его любимой ("Берег надежды" Петрова), Ширин ("Легенда о любви" Меликова).

Лит.: "Театральная жизнь", 1962, ј 17, с. 5; "Музыкальная жизнь", 1961, ј 6, с. 13; "Театр", 1957, ј 2, с. 143. В. Кр.

КОЛТОН, Соломон Исаакович [р.2(15).III. 1908]- советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Казах. ССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1931- 1934 работал в Днепропетровске, в 1934-36 - в Луганске, в 1936-38 - в Горьковском т-ре оперы и балета, в 1938-49- в Т-ре оперы и балета им. Абая, с 1949- в Одесском т-ре оперы и балета. Оставил сцену в 1964.

Партии: Микола ("Наталка-Полтавка"), Нагульнов ("Поднятая целина"), Качура ("Броненосец Пот„мкин" Чиш-ко), Князь Игорь, Грязной, Демон, Онегин, Мазепа, Риголетто; Скарпиа ("Тоска") и др. Пост. оперные спектакли:

"Тоска" (1946), "Аида" (1948).

КОЛУМ (Colum), Патрик (р. 1881) - ирландский драматург. Один из создателей нац. ирл. т-ра и драматургии. В драме "Опустош„нная земля" (1903, Ирл. нац. драм. об-во; под заглавием "Дом Скрипача", 1907, т-р Аббатства, Дублин) К. создал поэтич. образ скрипача, к-рый предпоч„л вольную бродячую жизнь мещанскому быту фермера. В комедии "Земля" (1904, т-р Аббатства) отраж„н кризис сел. Ирландии, показан конфликт между старыми фермерами и их детьми, покидающими землю отцов ради гор. цивилизации. В пьесе "Томас Маскерри" (1910, т-р Аббатства) К. показывает драму состоятельного человека, познавшего нищету. Пьесы К. характеризуются острой социальной проблематикой, яркими характерами героев, живым языком и поэтичностью.

Лит.: M a lon e A., The Irish drama. 1896-1928, L., 1929; The Irish theatre, ed. by L. Robinson, L., 1У39. Ел. К.

КОЛХОЗНО-СОВХОЗНЫЕ ТЕАТРЫ - советские профессиональные театры, обслуживающие колхозы и совхозы. Т-ры, игравшие гл. обр. в деревнях, возникли в нач. 30-х гг. Широкое развитие К.-с. т. началось с 1934 (постановление Наркомпроса РСФСР от 15 марта 1934 "О развертывании сети колхозно-совхоз" ных театров"). Сеть этих т-ров увеличилась с 23 в 1934 до 277 в 1939. Первыми К.-с. т. были: Т-р им. Леноблисполкома (1933, худ. рук. П. П.. Гайде-буров) и Вен„вский т-р (1934). Труппы т-ров формировались из проф. актеров и наиболее одар„нных участников художеств. самодеятельности, из окончивших театр. уч. заведения. Нек-рые К.-с. т. возникли как филиалы крупнейших т-ров страны, напр. Земетчинский К.-с. т. Воронежской обл., основанный моек. Малым т-ром (1934, рук. И. С. Платон), т-р в зерносовхозе "Воробь„ве" (1934, худ. рук. П. Н. Трапезников), открытый по инициативе Воронежского Большого сов. т-ра. Т-р им. Вахтангова оказывал активную помощь 4-му К.-с. т. Горьковской обл. (возник в 1931 на строительстве Горьковского автозавода как бригада "малых форм", в сер. 30-х гг. стал К.-с. т.); спектакли ставили Е. Г. Алексеева, А. А. Ороч-ко, П. Г. Антокольский и др. Наряду с местными районными К.-с. т., работающими только в пределах своих районов, существуют также межрайонные К.-с. т., деятельность к-рых распространяется на несколько территориально близких районов. Выступления К.-с. т. проходят в районных центрах, с„лах, пос„лках, а также на полевых станах. Репертуар К.-с. т. составляли пьесы сов. драматургов - "Шторм", "Бронепоезд 14-69", "Любовь Яровая", "Гибель эскадры", "Платон Кречет", "Беспокойная старость", "Аршин мал алан" Гаджибекова, "Бай и батрак" Хамзы; пьесы рус. и зарубежной классики - "Ревизор", "Женитьба", "Без вины виноватые", "Гроза", "Лес", "Свадьба Кречинского", "Вишн„вый сад", "Враги", "Егор Бу-лычов и другие", "На дне", "Последние", "Тартюф", "Слуга двух господ", "Хозяйка гостиницы", "Овечий источник", "Коварство и любовь" и др. Ставятся произведения "малых форм".

В годы Великой Отечеств, войны сеть К.-с. т. значительно сократилась. В послевоенный период художеств. обслуживание сел. населения стало осуществляться гл. обр. пут„м выездных спектаклей гор. и районных стационарных т-ров, а с сер. 50-х гг. также вновь возникшими нар. т-рами. Среди К.-с. т. (1963): Васильевский в Киевской обл., 1-й К.-с. т. Западной обл., Камышинский в Волгоградской обл., Кироваканский в Арм. ССР, 1-й К.-с.т. Кировской обл., Мензелинский в Татарской АССР, 2-й К.-с. т. Одесской обл., Пржевальский в Кирг. ССР, Пугач„вский в Саратовской обл., Шамхорский в Азерб. ССР и др.

Лит.: В помощь колхозно-совхозному театру, М., 1934;

Репертуарный бюллетень по театру, .ј 2, M.-Л., 1934;

Всероссийский смотр профессиональных совхозно-колхоз-ных театров. 10-18 апреля 1935 года, М., 1935; Бюллетень Комитета по делам искусства при СНК Союза ССР, [М.], 1939, ј 18-19; Тарасов П., Театр колхозной деревни, М.-Л., 1939; "Театр", 1939, ј 7, с. 3-7; с. 84-89; 1948, ј 12, с. 3-5. А. Шн.

"КОЛХОЗНЫЙ ТЕАТР" - советский журнал. Выходил в Москве с янв. 1934 по май 1936 (в I934-16 номеров, 1935-24, 1936-9). Преобразован из журн. "Самодеятельное искусство" (1932-33), к-рому, в свою очередь, предшествовали журналы "Искусство массам" (1931) и "Деревенский театра (1925-31). Журнал выходил в изд-ве "Крестьянская газета". Редактором был

Ф. И. Панф„ров, зам.-Л. А. Субботин. Журнал оказывал практич. Помощь деревенским драм. и муз. кружкам, печатал учебно-методич. репертуарные материалы, популярные очерки о проф. т-рах, творческие биографии крупнейших мастеров рус., сов. и зарубежного т-ров, разл. инструктивные материалы, консультации, библиографию и т." д. А. Шн.

ЕОЛЧАКОВА, Люба Христова (р. 27.III.1927)- болгарская артистка балета. В детстве занималась у балетм. А. Петрова. В 1946 окончила Муз. гимназию в Софии. В том же году была принята в кордебалет Софийской нар. оперы. Исполнение партии Мирты ("Жизель") утвердило К. как ведущую танцовщицу т-ра. Позднее в репертуар К. вошли партии: Тао Хоа (Димитр. пр., 1952), Лауренсия (о. п. Крейна), Одетта-Одиллия, Жизель; Яна ("Змей и Яна" Мано-лова), Румяна ("Хайдуцкая песня" Райчева) и др.

В 1954-55 совершенствовала сво„ иск-во в Сов. Союзе. Выезжала на гастроли в Италию, Польшу, Турцию, КНР, Румынию и др. С 1950 препода„т в Гос. балетном уч-ще. Евг. Ш.

КОЛЬБРАН (Colbran), Изабелла (2.II.1785, Мадрид,-7. X. 1845, Болонья) - артистка оперы (драматическое сопрано). По нац. испанка. Жена композитора Дж. Россини. Творчество К. связано с итал. оперной сценой. Пению обучалась первоначально у Ф. Пареха, затем у Дж. Маринелли и Дж. Крешен-тини. В 1811-22- примадонна неаполитанских оперных т-ров "Сан-Карло" и "Фондо". Выступала в Милане, Риме, Венеции, Турине. Одна из лучших певиц своего времени, К. обладала сильным голосом красивого тембра и широкого диапазона (от с о л ь бемоль малой до м и третьей октавы), прекрасной сценич. внешностью. Е„ пение отличалось драматич. выразительностью и виртуозным мастерством. К. была выдающейся трагич. актрисой; ей особенно удавались роли сильных, глубоко страдающих женщин.

Партии: Джулия ("Весталка" Спонтини, 1811), Донна Анна, Графиня ("Дон Жуан", 1812, "Свадьба Фигаро", 1814), Медея ("Медея в Коринфе" Майра, 1813) и др. Для К. Россини написал в своих операх партии: Елизавета Английская (о. п., 1815, т-р "Сан-Карло"), Дездемона ("Отелло", 1816, т-р "Фондо"), Армида (о. п., 1817, т-р "Сан-Карло"), Анна ("Магомет II", 1820, там же), Семирамида (о. п., 1823, т-р "Фе-ниче", Венеция). Пела также в операх Россини партил Ни-нетты ("Сорока-воровка"), Дорлиски ("Торвальдо и Дор-лиска").

Лит.: Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. X, Л., 1936; т. 8, М., 1959; Della Corte A., L'interpreta-zione musicale e gli interpreti, Torino, 1951. Св Г

КОЛЬЕР (Collier), Джереми (23.IX.1650-26.'IV.' 1726) - английский священник, историк и журналист. В трактате "Краткий обзор безнравственности и непристойности англ. сцены" (1698) обрушился на т-р и драму как якобы главную причину падения нравов в англ. ' об-ве. Пьесы Дж. Ванбру, Дж. Драйдена, У. Конгрива считал прославлением порока. Отождествляя позицию персонажа пьесы со взглядами автора, К. обвинял драматургов и актеров в безнравственности. Выступление К., осуждавшего с пуританских позиций поверхностную развлекательность англ. драмы периода Реставрации, объективно приближало реформу англ. т-ра.

Лит.: Чебышев А., Очерки из истории европейской драмы, СПБ, 1897; Nicoli A., A history of Restoration drama. 1660-1700, 2 ed., Cambr., 1928; его же, A history of English drama. 1660-1700, v. 1, Cambr., 1955. А. Б.

КОЛЬТЕЛЛАЧЧИ (Coltellacci), Джулио (р. 12. IV. 1916) - итальянский художник, театральный деятель, декоратор. В 30-х гг. специализировался в области декорац. иск-ва в Академии изящных иск-в (Рим). В 1942-43 был помощником декоратора А. Кальво, в 1945 начал самостоят, работу в т-ре, создав эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ребекка" по Дю Морье. К. участвует в пост. видных итал. режиссеров (Г. Сальвини, Дж. Стрелер, Л. Ску-арцина, В. Гасман и др.). С художеств. вкусом и изобретательностью воссозда„т атмосферу разл. исто-рич. эпох, использует монументальные архитектурные конструкции. Большое значение К. прида„т колориту театр. костюма. Участвует в пост. на открытом воздухе.

Спектакли: Ричард III (1949, "Пикколо т-р", Милан), "Юлий Цезарь" (1949, т-р "Романо", Верона); "Софонисба" Триссино (1950, Г„тевские торжества в Мальчезине), "Орфей и Эвридика" Гайдна (1951, "Флорентийский муз. май"), "Кин" Дюма-отца (в обработке Сартра, Нац. т-р, 1954) и др. Оформляет спектакли-обозрения.

"КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА" ("Der Ring des Nibelungen")- цикл опер (музыкальных драм) Р. Вагнера, образующих тетралогию - "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов" ("Сумерки богов"). Либр. композитора на основе сканд. эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средневерх-ненем. эпоса 13 в. "Песнь о нибелунгах". Впервые весь цикл был пост. 13, 14, 16 и 17 авг. 1876 в Байр„йте (дириж„р Рихтер, пост. Брандта, художники Гофман и Брюкнер, ба-летм. Фрике). В России весь цикл "К. Н." был впервые пост. нем. труппой Неймана в Москве и Петербурге, 1889 (дириж„р Мук). На рус. сцене пост. в Мариинском т-ре, 1907, 1908, 1909 и 1910 (дириж„ры Э. Ф. Направник, Ф. М. Блу-менфельд, А. Коутс, Н. А. Малько). ff, рр

КОЛЬЦОВ, Виктор Григорьевич [р. 11(23).XI. 1898] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1928 окончил Театр, уч-ще им. Щукина. С 1924 работает в Т-ре им. Вахтангова. актер преим. комедийный, К. создал образы, отмеченные обаянием, мягким юмором, тонко найденной характерностью.

Роли: Трубач ("Егор Булычев и другие". Гос. пр. СССР, 1952), Кисель ("Много шума из ничего" Шекспира), Кристиан ("Сирано де Бержерак" Ростана), артист Грустный ("Фронт" Корнейчука), Слива ("Стряпуха" Софронова) и др. К. в„л педагогич. работу (Театр, уч-ще им. Щукина). Снимается в кино.

КОЛЬЦОВ, Юрий Эрнестович [p.l2(25).VIII.1909]- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1963). В 1926-30 учился в Школе-студии им. Ермоловой (Москва). В 1933-38 актер МХАТ. Лучшая работа К. этих лет-Рябцев ("Враги"). В 1942-48 работал в Магаданском театре, в 1948-56 в Ростовском-на-Дону т-ре. В 1956 вернулся в МХАТ. Мастер тонкого психологического рисунка, актер большого обаяния, К. тщательно отбирает выразительные сценич. детали; его исполнение лишено малейшего сценич. наигрыша. К. сохраняет в каждой роли абсолютную достоверность.

Роли: Магаданский т-р - Годунов ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Берсенев ("Разлом"); Илья Быков ("Касатка" А. Н. Толстого); Ростовский-на-Дону т-р - Ба-тура ("Калиновая роща" Корнейчука), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Трэнк ("Лондонские трущобы" Шоу), Геннадий Дубравин ("Огненный мост" Ромашова), Протасов ("Живой труп"), Труффальдино ("Слуга двух господ"), Карандышев; МХАТ - Полежаев ("Беспокойная старость"), Серафим ("Вс„ оста„тся людям" Ал„шина), Миройю ("Безымянная звезда" Себастьяна), Михалевич ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Тузенбах ("Три сестры"), Ранк ("Кукольный дом") и др.

К. снимается в кино (Циолковский - "Человек с планеты Земля"), выступает на эстраде как чтец, в программе его выступлений - Чехов, Горький, Маяковский, Шолохов, Марк Твен, Мопассан и др. Участвует в телеспектаклях: Кенделл - "Теперь пусть уходит" Пристли, Адамов - "Седьмой спутник" по Лаврен„ву. А. Шн.

КОМАКИ, Масахидэ (р. 1914) - японский балетмейстер. В 1936-41 учился классич. танцу у рус. педагога Е. В. Кятковской в Харбине. В 1941-46 - ведущий танцовщик труппы "Русский балет" (Шанхай). Вернувшись в 1946 в Японию, организовал Токийскую балетную труппу, где осуществил пост. "Лебединого озера". В 1947 создал "Балетную труппу Комаки" (Токио). Среди лучших пост. К.: "Страдание" на муз. Чайковского (1949), "Петрушка" Стравинского (1950), "Жизель" (1953) и др. К. стремится поднять проф. уровень япон. балета, много работает с танцовщиками. С 1946 препода„т в труппе "Такарадзука" (Осака) и "Нитигэки" (Токио). Л. г.

КОМБИНИРОВАННЫЙ АКТ, меланж-акт (от лат. combino - соединяю и франц. melange - смесь),- цирковой номер, составленный из трюков разных жанров (напр., акробатика, жонглирование, эквилибр и т. п.). Ал. Ш.

"КОМЕДЙ ИТАЛЬЕНН", "Театр И т а л ь e н" (Comedie Italienne, Theatre Italien),- итало-французский театр. Возник в Париже на основе итал. трупп комедии дель арте (в т. ч. Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли),гастролировавших во Франции с 40-х гг. 16 в. и в 17 в. Эти труппы выступали в помещении театров "Бургундский отель" и "Пти Бур-бон", где с 1658 они ставили спектакли поочер„дно с приехавшей из провинции труппой Мольера, а с 1660 - в "Пале - Рояле". Франц. актеры перенимали у итальянцев их сценич. технику, а итал. актеры видоизменяли свой стиль и манеру под влиянием иск-ва франц. актеров. К нач. 80-х гг. 17 в. т-р получил сво„ назв. (по аналогии с т-ром "Комеди Франсез", основанным в 1680), ему было передано здание "Бургундского отеля", где ставились спектакли до 1783 (с перерыво в 1697-1716). Спектакли в "К. И." шли на итал. яз., но постепенно в импровизированный текст вставлялись отд. франц. фразы. В дальнейшем франц. язык получил преобладание, возросла роль лит. текста. Авторами комедий были мн. актеры и драматурги. Но осн. место в репертуаре заняли пьесы Ж. Ф. Ре-ньяра ("Развод", 1688, "Кокетка, или Дамская академия", 1691), Ш. Дюфрени ("Сельская опера", 1692, "Отъезд комедиантов", 1694), H. де Фатувиля ("Банкрот"). В 1697 "К. И." был закрыт по королевскому указу за пост. комедии Н. де Фатувиля "Ложная скромница" (под таким назв. существовал роман, высмеивавший супругу короля г-жу Ментенон). Т-р возобновил свою деятельность в 1716, когда в Париж приехала итал. труппа Л. Риккобонщ но вскоре спектакли труппы Риккобони перестали пользоваться популярностью и труппа начала ставить комедии на франц. яз. - "Кораблекрушение в Порт-а-лангле" Отро (1718), "Арлекин-дикарь" (1721), "Тимон-ми-зантроп" (1722) Ла Древетьера, "Арлекин, воспитанный любовью" (1720), "Сюрприз любви" (1722) Ма-риво и др. С 1723 т-р стал именоваться королевским и был уравнен в правах с т-ром "Комеди Франсез". На сцене "К. И." ставились балеты-пантомимы, феерии, а также комедии Мариво ("Мнимая служанка, или Наказанный плут", 1724, "Игра любви и случая", 1730, и др.), Буасси, Леграна, Фагана, Сен-Фуа и др. Сохранив юмор, живость комедии дель арте, итал. актеры совершенствовали тонкую комедийность, характерную для пьес Мариво. Особенно выделялись мастерством глава труппы Л. Риккобони и актриса Дж. Р. Беноцци (Сильвия). В 1749 в труппу вступила талантливая комич. актриса М. Ж. Фавор, а в 1751 т-р возглавил е„ муж, драматург Ш. С. Фа-вар, деятельность к-рого имела большое значение для -утверждения демократич. жанра комич. оперы. В 1762 труппа "К. И." объединилась с труппой "Опера комик". В т-ре осталась небольшая группа итал. актеров во главе с К. Бертинацци, пытавшаяся ставить итал. пьесы, но спектакли эти успеха у зрителей не имели. В 1780 из "К. И." были уволены все итал. актеры (кроме Бертинацци), а в 1783 т-р стал называться "Т-ром Фавара".

Лит.: История западноевроп. театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957; Brazier N., Chroniques des Petits Theatres de Paris, pt. 2, 3 ed.. P., 1883. A. Я.

"КОМЕДИ ФРАНСЕЗ" (Comedie-Francaise; официальное назв.- "Театр Франсе", "Theatre-Francais") - французский театр. Осн. в 1680 по указу Людовика XIV, объединившему Т-р Мольера (ранее слившийся с т-ром "Маре") и т-р "Бургундский отель". В труппу т-ра вошли 27 актеров, в т. ч. М. Шан-меле, М. Барон, П. Пуассон, Ш. Лагранж, Н. Оте-рош, К. Розимон, А. Бежар. Т-р получал королевскую дотацию (12 000 ливров), им руководили назначаемые корол„м суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т. д. "К. Ф." представлял собой актерское товарищество (societe). Доходы делились на 24 пая; осн. участники товарищества - "сосъетеры"- имели право на целый пай или его часть; в труппу т-ра входили также "пенсионеры"- актеры, получавшие жалованье. "К. Ф." начал работать в отеле Генего на ул. Мазарини, в 1687 переш„л на ул. Фос-се-Сен-Жермен-де-Пре (ныне ул. Старой Комедии), где оставался до 1770. В 1771 труппа играла в Тюиль-ри, в зале, в к-ром в годы революции заседал Кон" вент. В 1782 "К. Ф." переехал в помещение, где позднее был основан т-р "Одеон". С 1802 до наст. времени т-р работает на ул. Ришель„ в районе Пале-Рояля. Вскоре после создания "К. Ф." завоевал славу крупнейшего т-ра Франции. Положение "королевского" т-ра и устойчивая материальная база позволили приглашать в труппу лучших актеров. Монополия т-ра на исполнение лучших нац. драм. произв. привлекла сюда драматургов Ж. Ф. Реньяра, Ф. К. Данкура, А. Р. Лесажа, Ф. Детуша, П. К. Нивеля де Лашоссе, П. Мариво. С 1-й четв. 18 в. в "К. Ф." ставились произв. франц. просветителей, видевших в театр. искусстве могучее средство воспитания и просвещения народа; в 1718-78 основу трагедийного репертуара составляли драм. произв. Вольтера, на сцене "К. Ф." ставились пьесы Д. Дидро, П. Бомарше. Однако развитие т-ра тормозилось консервативными позициями его руководителей. Здесь удерживались традиции аристократич. классицизма с характерной для него условностью, преувеличенной аффектацией, декоративной пластикой поз, напевной, "завывающей" декламацией, получившими воплощение в творчестве актеров М. Шанме-ле, Бобура, М. Дюкло. В течение 18 в. происходило размежевание между придворно-дворянским и де-мократически-просветит. направлениями классипизма. актеры М. Барон, А. Лекувр„р, М. Дюмениль, И. Клерон, А.Л. Лекен, сохраняя классицистские нормы, стремились к глубокому раскрытию мысли, к пси-хологич. оправданности декламации, сценич. поведения. Во 2-й пол. 18 в. иск-во актеров "К. Ф." испытывало влияние просветит, реализма (актер Л. Превиль).

В годы франц. революции (1789-94) "К. Ф." назывался "Т-ром Нации". Политич. борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы (в 1792). актер Ф. Ж. Тальма, в творчестве к-рого проявились гражданственные тенденции классицизма, революционно-героич. направленность, и др. актеры (в т. ч. Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис) оставили "К. Ф." и организовали "Т-р Республики". актеры, оставшиеся в "Т-ре Нации", были в 1793 арестованы якобинскими властями за постановку реакционных пьес и освобождены лишь после свержения Робеспьера в 1794. В 1799 обе части труппы вновь объединились, и т-р получил свс„ прежнее название. "Московский декрет" Наполеона (1812) ещ„ раз утвердил внутреннюю структуру "К. Ф." (подтвержд„нную впоследствии постановлениями 1850, 1859, 1901, 1910), а также укрепил положение "К. Ф." как привилегированного т-ра и его подчинение органам гос. власти.

В нач. 19 в. "К. Ф." стал оплотом позднего классицизма и официальной идеологии (трагедии Л. Ж. Н. Ле-мерсье, Ф. Ж. М. Ренуара и др.). Ведущими актерами т-ра в этот период были: Тальма, К. Ж. Р. Дюшенуа, Жорж, П. Лафон, Марс и др. В канун революции 1830 на сцене "К. Ф." ставились прогрессивные ро-мантич. драмы В. Гюго. Однако актеров, представлявших демократич. направление, в т-р не допускали (Фреерик-Леметр) либо затрудняли условия их работы. С большой силой прозвучала героич. тема перед революцией 1848 в творчестве Э. Рашель. После 1848 в репертуаре "К. Ф." усилились бурж.-охранительные тенденции. С 20-х гг. 19 в. на сцену т-ра проникла драматургия Э. Скриба, с 40-50-х гг. репертуар заполнили пьесы Э. Ожье, А. Дюма-сына, В. Сарду и др. апологетов бурж. строя. Выдающаяся актриса Агар за сочувствие Парижской Коммуне была вынуждена после 1871 оставить т-р. В иск-ве трагедийных актеров конца 19 в.- Сары Вер нар, Ж. Муне-Сюлли - усилились черты академизма и стилизации. Обществ, предпосылки, с к-рыми было связано трагедийное иск-во классицизма, исчезли, а новым обществ, проблемам был закрыт доступ на сцену "К. Ф.". Реалистич. традиции развивались гл. обр. в комедии. Игра актеров Ж. И. Сансона, Ф. Ж. Ренъе, Л. А. Делоне, Ж. С. Арну-Плесси, М. Ж. Фавар и особенно Э. Ф. Ж.Го и Б. К. Коклена отличалась чеканностью отделки роли, строгой логичностью в развитии сценич. характера. Но масштабы сценич. реализма актеров "К. Ф." были ограничены из-за отрыва т-ра от передовых идей. В их творчестве преобладало внешнее мастерство, культивировалось "искусство представления".

В конце 19 - нач. 20 вв. новый подъ„м идейной борьбы вн„с нек-рое обновление в жизнь академич. т-ра. Здесь стали ставиться произв. драматургов критич. реализма А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее - Э. Фабра и др., расширился классич. репертуар, в него включались произв. П. Меримо, О. Бальзака, А. Мюссе, Шекспира. Верность классич. традициям иск-ва препятствовала проникновению в т-р формалистич., декадентских течений. С нач. 20 в. "К. Ф." испытывал влияние реформаторских режиссерских идей. Значит, событием было приглашение в "К. Ф." в 30-е гг. 20 в. крупнейших франц. режиссеров Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллена, Г. Бати. В "К. Ф." сформировалось творчество крупнейших актеров и режиссеров совр. франц. т-ра Ж. Л. Барро, М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, П. Дюкса и др.

В 1946-59 спектакли "К. Ф." шли на двух сценах (зал Люксембург, зал Ришель„). В репертуаре т-ра широко представлены произв. П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. "Дом Мольера", как называют во Франции "К. Ф.", старейший нац. театр. поддерживает франц. общественность. Среди ведущих актеров т-ра - Ж. Мейер, М. Эсканд, Л. Сенъе, А. Дюко, Ж. Берто. В 1954 "К. Ф." с успехом гастролировал в СССР (Москва, Ленинград).

Лит.: M о к у л ь с к и и С., История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939; Г в о з д е в А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-?., 1939; Бояджиев ?.?., [Комеди франсез, "Мещанин во дворянстве"]. Гастроли театра "Комеди Франсез"..., ?.-Л., 1954; его же, Театральный Париж сегодня, [М. ], 1960;

Bonnassies J., La Comedie-Francaise. Histoire administrative. 1658-1757, P., 1874; Manne A. Е. de, Menetrier G., Galerie historique de la Comedie-Francaise pour servir de complement troupe de Talma, Lyon, 1876;

Sarcey F., La Comedie-Francaise, в кн.: Comediens et comediennes, P., 1876; Houssaye A., La Comedie-Francaise. 1680-1905, P., 1905; JoannidesA.,La Comedie-Francaise de 1680 a 1900. Dictionnaire general des pieces et des auteurs. P., 1901; S ? ? b i e s A., La Comedie-Francaise depuis l'epoque romantique. 1825-1894, P., 1895; D acier ?., Le Musee de la Comedie-Francaise. 1680-1905, P., 1905; Fabre ?., La Comedie-Francaise, P., 1942; VaImy-Baysse J., Naissance et vie de la Comedie-Francaise, P., 1945; Cardinne-Petit R., Les secrets de la Comedie-Francaise. 1936-1945, P., [1958];

Prestigieux theatres de France. La Comedie-Francaise, [s. d., 8. 1. J; В r e t t y В., La Comedie-Francaise a l'envers. P., (1957 ]. Е.Ф.

"КОМЕДИАЛЬНАЯ ХРАМИНА" - театральное здание, выстроенное в 1702 в Москве на Красной площади (против Никольских ворот Кремля) по приказу царя Петра I для публичного государственного театра. "К. х." вмещала несколько сот зрителей (иногда на спектаклях присутствовало до 400 чел.), представления давались 2 раза в неделю - по понедельникам и четвергам. Созданный с целью защиты и пропаганды петровских преобразований, этот т-р, однако, не оправдал своего назначения. Несмотря на низкие цены на билеты, публика неохотно посещала "К. х.". Приглаш„нная Петром труппа нем. актеров, руководимая И. X. Кунстом, ставила пьесы нем. драматургов 17 в. (Грифиуса, Лоэнштейна), переделки и переводы произв. Мольера, Кальдерона. Спектакли первоначально шли на нем. яз. Вскоре Кунсту были отданы в обучение 10 чел. "русских ребят" (после смерти Кунста в 1703 его место занял О. Фюрст). Но обучение велось неудовлетворительно. Попытки Петра включить в репертуар т-ра пьесы, откликающиеся на события совр. рус. политич. жизни, успеха не имели. Т-р должен был открыться "триумфальной комедией" о взятии города Орешка; написание и постановка пьесы были поручены Кунсту, к-рый, однако, не справился с этой задачей. В 1704 после побед рус. войск было приказано Фюрсту "учинить комедию торжественную", но он также не смог выполнить распоряжение царя. В 1706 т-р был закрыт, актеры распущены, костюмы и декорации (в 1709) перевезены во дворец сестры Петра I Натальи Алексеевны, имевшей придворный т-р. В 1707 здание "К. х." начали разбирать. Окончательно была снесена в 1713.

Лит.: Богоявленский С. К., Московский театр при царях Алексее и Петре, ?., 1914. f0. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница