Наши партнеры

Выгодно прокат авто с выездом сочи в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 220)


КОЗЛОВСКИЙ, Алексей Ф„дорович [р.2(15).X. 1905] - советский композитор, дириж„р и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1955). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу Н. Я. Мясковского. В 1931-33 - дириж„р Оперного т-ра им. Станиславского, в 1938-41 - Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). Основные муз.-сценич. произв. К. были созданы им в Узбекистане. Среди них - опера "Улуг-бек", посв. великому узб. уч„ному и гуманисту 15 в. (1942, Т-р оперы и балета им. Навои, 2-я ред. 1958, там же), балет "Слава Октябрю" (1947, там же), муз. драмы "Даврон-ота" (совм. с Садыковым, 1941, там же), "Шерали" (совм. с Василенко и Ашрафи, 1942, там же). К. написал музыку к спектаклям Ташкентского т-ра им. Горького. Автор вок., симф. и др. соч. В музыке К. ярко претворены характерные особенности узб. муз. фольклора. В 1949-57 и с 1960 К.-гл. дириж„р и худ. рук. Узб. филармонии. С 1944 - преподаватель, с 1958 - проф. Ташкентской консерватории.

Лит.: В ы з г о Т., А. Ф. Козловский, М.,1964 (в печати).

Т. В. КОЗЛОВСКИЙ, Иван Сем„нович [р. 11 (24). III. 1900] - русский советский артист оперы (лирический тенор). Нар. арт. СССР (1940). В 1920 окончил Киев. муз.-драм. ин-т по кл. проф. Е. А. Муравь„вой. Впервые выступил на сцене в Полтаве в 1918. Пел в оперных т-рах Харькова (1924), Свердловска (1925). С 1926 - солист Большого т-ра. Голос К.-прозрачного серебристого тембра со свободным верхним регистром (до ми 2-й октавы). Творчеству К. присущи эмоциональная теплота, искренность; он превосходно владеет вок. техникой, с большим вниманием относится к слову, его исполнение отличается тонкой, филигранной фразировкой. Высоким мастерством сценич. перевоплощения и поэтичностью отмечены муз.-сценич. образы, созданные К. в операх рус. классиков: Ленский;

Берендей ("Снегурочка"). По глубине психологического раскрытия образа и остроте сценического рисунка в репертуаре К. выделяется партия Юродивого ("Борис Годунов"). К лучшим творч. достижениям К. относятся также ведущие лирич. партии в операх Гуно, Верди, Вагнера (в т. ч. Ло-энгрин) и др. композиторов. В 1938-41 К. руководил созданным им концертным Ансамблем оперы, участвовал в операх "Орфей и Эвридика" Глюка, "Вер-тер" и др. К. стремился создать оперу-концерт, сохраняя напряж„нность действия и сюжетного ра вития. К. является также выдающимся камерным певцом, тонким истолкователем романсов рус. и зап.-европ. композиторов, укр. и рус. нар. песен. Гос. пр. СССР: 1941 - за достижения в области театр.-вок. иск-ва; 1949 - за исполнение партии Юродивого.

Др. партии: Левко, Петро ("Утопленница", "Наталка-Полтавка" Лысенко)., Андрий ("Запорожец за Дунаем"), Моцарт, Звездоч„т ("Моцарт и Сальери", "Золотой петушок" Римского-Корсакова), Синодал; Владимир ("Князь Игорь"), Принц ("Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева), Ионтек ("Галька" Монюшко), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Альмавива, Альфред, Герцог, Фауст, Вертер, Хозе.

Лит.: П о л я н о в с к и и Г., Иван Сем„нович Козловский, М.-Л., 1945; Слетов В. С., И. Козловский, М.- Л., 1951.

КОЗЛОВСКИЙ, Осип (Иосиф) Антонович [1757- 27.11(11.111). 1831 ]-русский композитор, дириж„р и музыкальный деятель. В 1799-1803 К. был инспектором придворных т-ров в Петербурге, в 1803- 1819 руководил их муз. частью.

Осн. место в творчестве К. занимает театр. музыка разл. жанров, в т. ч. опера, музыка к драм. спектаклям ("трагедия на музыке") и водевиль. К. написал музыку к трагедиям В. А. Озерова: "Эдип в Афинах" (1804), "Фингал" (1805); к пьесам "Владисан" Княжнина (1809), "Дебора" (1810), "Царь Эдип" (1811) Шаховского (все пост. в Петербурге), к пьесе Расина "Эсфирь" в пер. Катенина (1816).

В музыке К. к трагедиям есть осн. муз. формы будущей рус. классич. оперы -хор, речитатив, ария, программная увертюра и связанные с действием оркестровые номера. К. принадлежат оперы "Взятие Измаила, или Зельмира и Смелой" (1795, Останкинский дворцовый т-р Шереметевых) и "Новорожд„нный" (на франц. текст). Писал и в др. жанрах (известный полонез "Гром победы раздавайся" на стихи Державина, 1791, и др.).

Лит.: Грачев П. В., О. А. Козловский, в кн.:

Очерки по исторр1И русской музыки, 1790-1825, Л., 1956;

Асафьев Б. В., Памятка о Козловском, в кн.: Музыка и музыкальный быт старой России. Материалы и исследования, т. 1, Л., 1927. Ю.Быч.

КОЗЬМА ПРУТКОВ - литературный персонаж, созданный А. К. Толстым и братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми (иногда к ним присоединялись и другие литераторы). Сочинения, подписанные именем К. П., были созданы как бы от лица тупого бюрократа николаевской эпохи, вообразившего себя поэтом и философом. Авторы разработали его подробную биографию и выступали от его имени в разных лит. жанрах. Афоризмы, стихи, воспоминания, басни, пьесы К. П. (печатались в передовых рус. журналах "Современник", "Искра" и др.) представляют собой преим. пародии на пошлые и глупые произведения совр. ему бездарных реакц. писателей. Среди драм. сочинений К. П.: комедия "Фантазия" (1851, Александрийский т-р, была снята Николаем I после первого представления) - пародия на бездумные, тупые водевили, "Блонды" ("пословица в 1 действии", 1854) - поле-мич. выпад против журнала "Москвитянин", проявлявшего восторженность перед т. н. высшим обществом, оперетта "Черепос-лов, сиречь Френолог" (1860, пост. 1909, "Вес„лый т-р", Петербург), осмеивающая сторонников теории "искусства для искусства", драма "Любовь и Силин" (1861), направленная против увлечения мистицизмом и таинственностью, "Сродство мировых сил" (изд. 1884) - пародия на мистерию. Иногда

К. П. нападал и на художников прогрессивного лагеря. Так, напр., в 1913 в т-ре "Кривое зеркало" было пост. его "естественно разговорное представление" - "Опрометчивый турка, или Приятно ли быть внуком?", пародирующее творческую манеру А. Н. Островского.

Соч.: Полное собр. соч., M.-Л., 1933 (имеется библиография); Полное собр. соч., М., 1959. Ю. Д

КОЗЬМЯН (Kozmian), Станислав (7.V.1836, П„т-ровице, ок. Люблина,-3.VI 1.1922, Краков) - польский театральный деятель, режиссер, критик. Учился в Кракове, в 1855-60 - в Париже. С 1866- худ. рук. и директор (1871-85) Краковского т-ра. Деятельность К. имела прогрессивное значение для развития польского театр. иск-ва. К. был одним из основоположников совр. режиссуры. Под его руководством сформировалась передовая реалистич.' актерская школа (краковская школа). Стремясь к сце-нич. правде, К. противопоставлял сдержанную, построенную на разнообразных психологич. оттенках актерскую игру рутинным при„мам, эффектной де-кламационности, процветавшим на польской сцене. К. боролся за актерский ансамбль, уделял большое внимание репетиционной работе (вводил ана-литич. репетиции, связанные с лит. и психологич. разбором произведения, отдельных образов), выступал за расширение репертуара т-ра. К. придавал большое значение драматургии А. Фредро, осуществив на сцене Краковского т-ра постановку основных его комедий. Среди др. пост. К.: "Барские конфедераты" Мицкевича (1872), "Мария Стюарт", "Мазепа" (1868), '"Лилла Венеда" (1870) Словацкого, "Венецианский купец" (1866), "Ричард III", "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Король Лир" (1868), "Макбет" (1869) Шекспира, "Вильгельм Телль" Шиллера (1868), "Эгмонт" Г„те (1868), "Женитьба Фигаро" (1870), "Ревизор";

"Смерть Иоанна Грозного", "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого. В Краковском т-ре ставились пьесы польских классиков (В. Богуславский, Ф. Заблоц-кий, И. Красицкий, А. Мицкевич, Ю. Словацкий, А. Фредро) и совр. драматургов (Ю. Близиньский, М. Балуцкий, Ю. Нажнмский и др.), мировая и русская классика (Шекспир, Мольер, Шиллер, Гоголь и др.). В 1885 К. отош„л от т-ра; в 1897 уехал в Вену. Вернулся на родину в конце 1-й мировой войны.

Соч.: Rzeczy teatralne, Krakow, 1904; Teatr. Wybor pism, t. 1-2, Krakow, 1959.

Лит.: Сельский Л., Воспоминания, пер. с польского, М., 1961 (см. указатель им„н); Estreicher К. Teatra w Polsce, t. II, Krakow, 1876, переизд., 1953-56;

Bar A., Teatr krakowski pod dyrekcja Kozmiana, Lwow, [1939т, Zelazowski R., Piecdziesiat lat teatru polskiego, Lwow, 1921. Б Рос

КОЙДУЛА, Лидия (наст. имя и фам.- Лидия Эмилия Флорентина Я ннсе н) [12(24).XI 1.1843, Вана-Вяндра,-30. VII (11.VIII). 1886, Кронштадт]эстонская поэтесса и драматург. Род. в семье учителя. Занималась в Пярнуской высшей женской школе (1854- 1861), где начала свою лит. деятельность. Обществ, и лит. взгляды К. формировались в условиях усиления борьбы против ига нем. помещиков. Была связана с деятелями эст. нац.-демократич. движения 2-й пол. 19 в. Получила известность как поэтесса. К. приняла участие в организации (1870) и стала одним из основоположников эст. нац. т-ра. Написала пьесу "Двоюродный братец из Са-аремаа", к-рую сама пост. на сцене осн. ею т-ра "Ванемуй-не" (24 июня 1870). В пьесах "Сваты-бер„зки, или Марет и

Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов соли" (1871) К. разоблачает реакц. политику прибалт. баронов, утверждает необходимость просвещения народа. Пьесы К. положили начало развитию эст. сценич. иск-ва, придав ему реалистич. и демокра-тич. направленность. Первые пост. этих пьес в об-ве "Ванемуйне" называют "театром Койдулы". В 1880 написала драму "Сватовство" (пост. в Пярнуском драм. т-ре им. Л. Койдулы, 1953). В сов. время пост.: "Сваты-бер„зки" ("Ванемуйне", 1945), "Этакий мульк" (т-р "Эстония", 1945, и др.).

Соч.: Teosed, 1-2, Tallinn, 1957 (Пьесы - т. 2); Naidendid, Tallinn, 1946; в рус. пер.-Избранное, Таллин, 1950. Лит.: Театральный альманах, кн. 7, M., 1948 (ст. 3. Троицкого, с. 251-258); Lydia Koidula. Valimik L. Koi-dula 100 sunnipaeva ja 60. surmapaeva, Tallinn, 1947; Винкель A., O жизненном и творческом пути Лидии Койду-ла, в сб.: Об эстонской литературе, Таллин, 1956, с. 49-78;

Vinkel A., Koidula Elu - ja luuletajateest, в кн.: Koidula L., Teosed, l, Tallinn, 1957, c. 383-409; S o o t B., Lydia Koidula, Tallinn, 1961. Я. Каск.

КОЙТ, Артур, (р.19.XII.1908) - эстонский советский артист балета. Засл. арт. Эст. ССР (1957). С 1926- солист т-ра "Эстония". Вначале выступал в лирич. партиях классич. балетов, впоследствии создал разнообразные характерные образы.

Партии: Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Фентон ("Виндзорские проказницы" Оранского), Батрак ("Кратт" Тубина), Надсмотрщик ("Тийна"Аустер) и др. К. выступает и как балетмейстер; пост. "Итальянское каприччио" на муз. Чайковского (1948); танцы в опере "Фауст" (1949) и др. С 1951 вед„т педагогическую работу в Эст. хореографическом уч-ще. Два Т.

КОЙЧУБАЕВА,

Рахия (1913-26.1. 1963)-казахская советская актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1947). Сценич. деятельность начала в Карагандинском т-ре (1933-37). С 1938 работала в Казах, т-ре драмы в Алма-Ате. На его сцене К. создала образы, характеризующиеся нац. своеобразием. Е„ исполнение драматич. ролей отличалось яркой эмоциональностью, комедийных ролей -'сочным юмором, ми-мич. выразительностью.

Особой задушевностью отмечены образы простых женщин из народа, матерей: Макпал ("Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова), Дамелы ("Ахан-сере и Актокты", его же), Зере ("Абай" по Ауэзову, Гос. пр., 1952), Улсуйген ("1двети, степь!" Тажибаева). Острые сатирич. характеристики даны в ролях вздорной ханской дочери Менслу ("Алдар-Косе" Ху-саинова), разбитной свахи Фрозины ("Скупой"), Играла роли Анны Андреевны ("Ревизор"), Домны Пантелевны ("Таланты и поклонники"). Мавры Тарасовны ("Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского). 77. Л.

КОКА, Евгений Константинович [3(15). IV.1893- 9.1.1954] - молдавский советский композитор. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1946). Автор первой молд. муз. комедии "Марийкино счастье" (1951, Кишинев), муз. комедии "Счастье мо„" (1960, там же) (обе - совм. с К. Бенцем), детской оперы "Жар-птица" ("Принц Ионел и волшебный волк", 1926, там же), балета "Цветы маленькой Иды" по сказке Андерсена, музыки к пьесе Л. Корняну и Я. Кутковецкого "В долинах Молдавии" (пост. под назв. "Освобождение ид„т с Востока", 1945, там же), а также симф., камерно-инструмент., вок. и др. соч. Д. П.

КОКАНДСКИЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ХАМЗЫ -создан в конце 1918. Организаторами т-ра были Хам-за и М. Миракилов. Первыми актерами - И. Сады-ков, Ш. Карванов и др. Разъезжая по фронтам Туркестанской республики, т-р показывал красноармейцам и местному населению спектакли: "Бай и батрак" Хамзы, "Туркестанский лекарь" Уйгура и концерты. В 1922 на кокандской сцене впервые на узб. яз. была пост. "Женитьба" Гоголя. В 1927 т-р получил наименование "Ферганская окружная государственная труппа". Помимо Коканда, он обслуживал население городов и кишлаков всего Ферганского округа. В труппу т-ра вошли М. Кузнецова, Б. Бохады-ров, С. Ходжаев, Н. Азимов, У. Абдуллаев, Л. Са-рымсакова. Здесь ставились драматич. ("Шторм" Билль-Белоцерковского) и муз.-драматич. спектакли ("Фархад и Ширин" Хуршида, "Аршин Мал Алан" У. Гаджибекова) и др. В 1930 коллектив был реорганизован в постоянный узб. муз.-драм. т-р. Были пост. спектакли: "Разгром" (1936), "Честь и любовь" (1937) Яшена, "Бай и батрак" Хамзы (1939), "Предатели" Фатхуллина (1938), "Коварство и любовь" (1937). В годы Отечеств, войны т-р пост. спектакли, посв. борьбе сов. народа с фашистскими захватчиками, - "Курбан Ума ров" Яшена, "Месть" Туйгуна и У мари и др.

В спектаклях 40-50-х гг. гл. темой стала совр. действительность, коллектив осуществил пост. пьес "Новбахор" (1949) и "Алтын-куль" (1950) Уйгуна, "Ш„лковое сюзане" (1952) и "Больные зубы" (1955) Каххара, "Сердечные тайны" Рахманова (1954) и др. Совр. теме были посв. и пьесы, написанные актерами т-ра,- "Дочь пастуха" Мирзатова, "Урок жизни" Арифджанова (1957). Успехом пользуются спектакли о революционном прошлом узб. народа: "Священная кровь" по роману Айбека (1954), "Абдулла Набиев" Рахмата (1956). Среди лучших работ т-ра: "Дочь Ганга" по роману Р. Тагора "Крушение" (1957), "Разбойники" (1956) и др. В составе т-ра (1963): засл. арт. Узб. ССР А. Хасанов, 3. Мирзатов, П. Рахманова. Гл. режиссер -А. Б. Молчанов.

Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Ташкент, 1960, с. 186-88, 216-18; Уварова Г., Узбекский драматический театр. М., 1959. В. Д.

"КОКЕТ" (франц. coquette) - актерское амплуа: роли красивых, изящных, задорных молодых женщин. "Гр анд-кокет"- тот же характер ролей, но женщин старше по возрасту.

КОККИ (наст. фам.- Яковлев), Михаил Ф„дорович (1908-42) - чувашский советский актер и режиссер. Окончил ГИТИС. Работал в Чуваш. гос. т-ре, позднее - в Чуваш. ТЮЗе. В 30-х гг. лост. спектакли: "Мощь" Агакова, "После бала", "Аристократы" Погодина, "Волки и овцы", имевшие значение для становления чуваш, т-ра. Погиб на фронте Великой Отечеств, войны. Ф. Р.

КОКЛЕН (Coquelin) - семья французских актеров.

1) Бенуа Констан (К.-старший) (23.1.1841, Булонь,-27.1.1909, Куйи-Сен-Жер-мен). Родился в семье булочника. В юности увл„кся театром, выступал в любительских кружках. В 1859-60 учился в парижской Консерватории (драм. класс Ф. Ж. Ренье), по окончании к-рой 7 дек. 1860 дебютировал в т-ре "Комеди Франсез" (роли: Гро-Рене - "Любовная досада" Мольера, Пти-Жан - "Сутяги" Раси-на). Был принят в труппу на амплуа "слуги". С 1864 - "сосьетер" т-ра. Получил широкое признание в ролях Фигаро ("Женитьба Фигаро", 1862, "Севильский цирюльник", 1863, Бомарше). "Великолепный пыл, искром„тное веселье и л„гкость молодости", как писал о н„м Т. Готье (цит. по кн.: Heylli G., Journal intime de la Comedie Francaise, P., 1879, с. 370), тонкое ощущение авторского стиля дали возможность К.-старшему создать в первые же годы его сценич. деятельности блестящие по остроумию, задору, остро найденной индивидуальной характеристике образы в пьесах Мольера - Любен {"Жорж Данден"), Пьеро ("Дон Жуан"), Лука ("Лекарь поневоле"), Луайаль ("Тартюф"), Триссотен "Уч„ные женщины"), Маскариль ("Смешные жеманницы" и "Сумасброд"); А. Р. Лесажа - Криспен ("Криспен, соперник своего господина"); Ж. Ф. Рень-яра - Фронтон ("Единственный наследник") и др. Поэтич. и драматич. черты его таланта проявились в исполнении ролей принца Мантуанского ("Фан-тазио" Мюссе, 1866), Дон Сезара де Базана ("Рюи-Блаз" Гюго, 1879). Сблизившись с рядом совр. поэтов и драматургов, он играл в пьесах Т. де Банвиля - Гренгуар (о. п., 1866), Сократ ("Сократ и его жена", 1876); Ф. Konne-Филиппе ("Кре-монский скрипач", 1876); П. Ферье - Табарен (о. п., 1874); Ж. Ришпена - Скапен ("Господин Скапен", 1886); Э. Пайерона - Жорж ("Ложный рак", 1869) и др. В 1886 оставил "Комеди Франсез", создал собств. труппу и гастролировал по Европе (в 1882, 1884, 1889, 1892, 1903 - в России) и Америке. С 1895 выступал в парижском т-ре "Ренессанс", с 1897 до конца жизни возглавлял т-р "Порт-Сен-Мартен". После ухода К. из "Комеди Франсез" его репертуар значительно расширился. Исполнял остро сатирич. роли в нац. классич. комедии: Сганарель ("Лекарь поневоле"), Журден ("Мещанин во дворянстве"), Тартюф, Гарпагон и др. Играл также в драмах и комедиях Э. Ожье - Адольф де Бобур ("Поль Форестье"), Аннибал ("Авантюристка"), Вальтравер ("Львы и лисицы"), Пуарье ("Зять г-на Пуарье");

А. Дюма-сына - герцог де Сетмон ("Иностранка");

Э. Лабиша - Перришон ("Путешествие г-на Пер-ришона"); Ж. Сандо - Детурнель ("М-ль де ла Сег-лиер"); Эркмана-Шатриана - Зихель ("Друг Фриц") и др. Вершиной творчества К.-старшего был образ

Сирано де Бержерака (о. п. Ростана), в этой роли он с триумфальным успехом выступал с 1897. Это был, по словам А. В. Луначарского, "..гасконскийбреттер, богема с острой шпагой, острым умом, острым языком..." и в то же время поэт и "золотое сердце".

К.-старший - один из самых ярких реалистических актеров франц. т-ра, следовавший, однако, традициям классицистской актерской школы в плане преобладания логически-рационального начала над чувством. Блистательно владея иск-вом сценич. перевоплощения, он находил для каждой роли выразительные речевые характеристики, образные детали, точно разрабатывал характер, социальный облик и поведение героя, определявшие неповторимую индивидуальность сценич. образов. В то же время для него характерна объективистская позиция, ограничивавшая его реализм, безразличное отношение к большим социально-политич. проблемам, уход в круг чисто проф. интересов.

Большой интерес представляют теоретич. статьи К.-старшего - "Искусство и актер" (1880), "Искусство актера" (1886), "Искусство произносить монолог" (написана совм. с К.-младшим, 1884) и др. В этих статьях он резко выступал против натурализма, требовал от актера разностороннего интеллектуального развития, перевоплощения, глубокого раскрытия замысла и стиля автора, пытливого анализа текста. В статьях содержатся ценные практич. советы, важные замечания по поводу внутр. и внешней техники актера. Отрицая необходимость подлинного сценич. переживания, он пропагандировал то, что К. С. Станиславский называл "искусством представления".

С о ч.:-L'art et le comedien. P., 1880; L'art du comedien, P., 1886, 2 ed., P.. 1894; в рус. пер. -Искусство актера, Л.-М., 1937(см. вступ. статью А. Г. Мовшенсона).

Лит.: Веселовский А., Коклен в Москве, "Артист", 1889, кн. 4, с. 107-112; е г о ж е. Гастроли Кокле-на, "Дневник артиста", 1892, ј 1, с. 22-28; Ш в ы-р о в А. В., Знаменитые актеры и актрисы в характеристиках, воспоминаниях и анекдотах. Очерки, СПБ, 1902, с. 211-218; Стан и с лавский К. С., Собр. соч., т. 5, M., 1958; Станиславский К. С., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953 (Письмо к Л. Бернару 20. VII [1897]);

Луначарский А., Сирано первый и Сирано второй, в сб.: Театр и революция, М., 1924; S a r с е у F., Coquelin, в кн.: La Comedie Francaise. Notices par F. Sarcey, P., 1876 (Comediens et comediennes, ser. 1); Journal intime de la Comedie Francaise (1852-1871), publ. par G. d'Heylli, P. 1879; Joannides A., La Comedie Francaise. 1904, P., 1905, с. 123-39; K er r A., Schauspielkunst, В., 1905.

2) Эрнест Александр Оноре (К.-младший) (16.V.1848-18.II.1909) - брат Б. К. Коклена. По окончании Парижской консерватории вступил в 1867 в труппу т-ра "Одеон", в 1868 переш„л в т-р "Комеди Франсез", где оставался до конца жизни (в 1875-76 работал в т-ре "Варьете"). С 1879 - "сосьетер" т-ра. Игра К.-младшего отличалась буффонным, остро карикатурным комизмом. Исполнял роли в классич. комедии: Пур-соньяк ("Господин де Пурсоньяк" Мольера, 1888), Фигаро ("Севильский цирюльник" Бомарше, 1889), Гарпагон (1893), Тартюф (1899) и др. Выступал в совр. репертуаре: Фредерик ("Друг Фриц" Эркмана-Шатриана, 1876), Селестен ("Франсильон" Дюма-сына, 1887) и др. Широкой популярностью пользовались его выступления с чтением специально для него написанных комич. монологов. Написал (вместе с К.-старшим) статью "Искусство произносить монолог" и др.

3) Ж а н (1.XII.1865-2.X.1944) - сын Кокле-на-старшего. Начал сценич. деятельность в гастрольной труппе своего отца. С 1890 входил в труппу т-ра "Комеди Франсез". В дальнейшем выступал в т-рах "Ренессанс", "Порт-Сен-Мартен".

4) Ж а н Поль (р. 3.1.1924) - сын Ж. Кок-лена. Учился в Парижской консерватории. В 1942 начал сценич. деятельность в т-ре "Ноктамбюль". Выступает на сцене различных парижских т-ров и на радио. Е. Ф.

ЕОК-ООЛ, Виктор Шогжапович (р. 1906) - тувинский советский актер, драматург. Засл. арт. РСФСР. В 30-х гг. учился в Ком. ун-те трудящихся Востока и ГИТИСе им. А. В. Луначарского. С 1936 (со дня основания) работает в тувинском муз.-драм. т-ре. В сво„м актерском творчестве претворяет опыт рус. театр. культуры и нац. художеств. традиции. Автор пьесы "Хайыран бот" (1937, Тувинский т-р) о трагич. участи женщины в дореволюц. феодальной Туве, лирич. комедии "Ах, красавица" (1959) и ис-торич. драмы "Самбажык" (1963) о восстании тувинских аратов в конце 19 в. Создал ряд популярных песенных мелодий. А. К.

КОКОШКА (Kokoschka), Оскар (р. 1.III.1886)- австрийский художник, драматург. Один из вождей австр. и нем экспрессионизма в живописи и драматургии. Учился в Венской художественно-промышленной школе (1904-09). В 1920-24 - проф. Дрезденской, в 1934-38 - Пражской академии художеств. В 1937 в Чехословакии возглавил группу нем. антифашистских деятелей иск-ва. После оккупации фашистами Чехословакии отказался преподавать. В 1938 эмигрировал в Англию. К. писал пьесы в экспрес-сионистич. манере. Основная их тема - подч„ркнуто драматич. изображение "извечного" конфликта между полами, трактовавшегося автором как проявление трагич. судьбы человека. Пьеса К. "Убийца - надежда женщины" (1907) ставилась в Дрездене, Вене, Берлине, Франкфурте-на-Майне и др. В 1921 Хин-демит написал на текст этой пьесы оперу (пост. в том же году в Штутгарте). Др. пьесы К.: "Сфинкс и подставное лицо" (соч. 1907, второй вариант этой пьесы - "Иов", 1917), "Неопалимая купина" (1911), "Орфей и Эвридика" (1915). Нек-рые из этих пьес были пост. самим К. в Нем. т-ре (Берлин), "Альберт-театре" (Дрезден) и др. В этих пост. К. принимал участие как художник по декорациям и костюмам. Его декорации экспрессионистичны по стилю и соответствуют нервозному пессимистич. характеру его пьес. Художник широко использовал контрастное освещение. Пьесы К. и их театр. решение стали предметом ожесточ„нной дискуссии. В 50-х гг. "Орфей и Эвридика" были вновь пост. в венском "Ателье-театре" и в ряде нем. т-ров. К. поставил оперу Моцарта "Волшебная флейта" (спектакль показан на Зальцбургском фестивале в 1955), использовав для декорации светящиеся краски.

Соч.: Schriften. 1907-1955, hrsg. v. H. M. Wingler, Munch., 1956. Зин. П.

КОКОШКИН, Ф„дор Ф„дорович [20.IV(1.V). 1773-9 (21). I X.I 838] - русский театральный деятель, драматург, переводчик. Окончил Моск. ун-т. В 1807-17 занимал ряд должностей в ведомстве министерства юстиции (в 1813-15 - моек. губернский прокурор). В 1817 - пом. управляющего по учебной части в моек. императорских т-рах. С 1818- чл. репертуарной части Дирекции императорских т-ров в Петербурге. В 1823-31 возглавлял Дирекцию императорских т-ров в Москве. Любитель сценич. иск-ва, К. искал талантливых актеров, пополнял ими труппу (Щепкин, Львова-Синецкая), приглашал в театр. уч-ще лучших преподавателей. Однако взгляды К. на театр. иск-во были консервативны: эпигон классицизма, он резко выступал против романтизма и реализма, не признавал драматургии Шекспира и Шиллера, крайне отрицательно отн„сся к "Горе от ума", был сторонником и ярым защитником устаревшей манеры сценич. игры - декламационной напевности и напыщенности. Свои взгляды и вкусы К. настойчиво стремился прививать актерам и своим ученикам.

Драм. соч. К.- пьесы (трагедия "Зорада", комедия "Воспитание, или Вот приданое"), переделки ("Мизантроп" Мольера), переводы ("Урок старикам" Делавиня и др.)- шли на петербургских и московских сценах.

Лит.: Дмитриев М. А., Мелочи из запаса моей памяти, М., 1869, с. 171, 174-78; Арапов П., Летопись русского театра (отд. 3.-1801-1825), СПБ, 1861; Головин В., Воспоминания о Ф. Ф. Кокошкине, "Репертуар русского и Пантеон иностранных театров", СПБ, 1843, т. 3, кн. 1-8, с. 105-113; Каратыгин П. А., Записки, [т. I], Л., 1929, с. 109-112, 200, т. 2, с. 456. Ц. Лев.

"КОКПИТ ПРИ ДВОРЕ" (англ. Cockpit-at-Court)- театральное здание в Лондоне, построенное в 1632 арх. Иниго Джонсом на территории дворца Уайт-холл на месте арены для петушиных бо„в (англ. cockpit). "К. п. д." создавался по образцу т-ров позднего итал. Возрождения. Зал имел форму восьмигранника, три стороны к-рого занимала сцена с выдвинутым просцениумом и постоянным задником (двухъярусная стена с пятью дверями). Зрители сидели в партере и на галерее, в центре к-рой, прямо против сцены, находилась королевская ложа. Спектакли ставились нерегулярно: время от времени здесь перед королевским двором выступали проф. труппы. В 1642 "К. п. д.", как и другие т-ры Англии, был закрыт по указу пуританского парламента. После реставрации монархии (1660) т-р был возрожд„н и действовал до 1674. В 1661-65 здесь выступала труппа под рук. Дж. Джолли. После открытия театра "Друри-Лейн" (1663) "К. п. д." приходит в упадок.

Лит.: Булгаков А. С., Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма, [Л.], 1929; История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956. А. Б.

KOKTO (Cocteau), Жан (5.VII. 1889-11.Х.1963)- французский писатель, поэт, драматург, либреттист, художник, скульптор. Чл. Франц. академии (с 1955). К. демонстративно отвергал работу в какой-либо одной области, вступая на путь разл. экспериментов, что накладывало на нек-рые его произв. отпечаток дилетантизма. В своей творч. деятельности он занимал позицию "авангардиста", эстета, поддерживающего и т. н. новаторские искания в совр. франц. иск-ве и модные модернистские течения.

В нач. 20 в. К. был связан с труппой "Русский балет Сергея Дягилева", а также с возникшими в эти годы "независимыми" балетными труппами. Для труппы Дягилева К. написал либретто балетов:

"Синий бог" Хана (1912, совм. сФ. Мадрацо), "Парад" Сати (1917), "Голубой экспресс" Мийо (1924). Деятельность К. способствовала поискам нового типа балетного спектакля (кубистские принципы в оформлении, сближение хореографии и эстрады), отражавшего в театр. иск-ве мироощущение послевоенного времени (отрицание традиций прошлого, настроения "потерянного поколения" и др.). В "Параде" и "Голубом экспрессе" широко использовались при„мы мюзик-холла, элементы акробатики и спорта, джазовые ритмы. В 20-е гг. К. сблизился с "Шест„ркой" - группой франц. композиторов-новаторов, к-рые писали музыку к его балетам. Их первой совместной работой был сатирич., протестующий против мещанских вкусов балет "Новобрачные на Эйфелевой башне" (1921, "Шведский балет").

В 20-30-е гг. К. выступил как автор нескольких сюрреалистич. пьес на сюжеты античности: "Антигона" (по Софоклу, 1922, т-р "Ателье"), "Орфей" (1926, "Т-р дез ар", труппа Питоевых), "Адская машина" (1934, т-р "Комедия Елисейских полей", труппа Л. Жуве). В пьесах "Трудные родители" (1938, т-р "Амбассад„р"), "Священные чудовища" (1940, т-р "Мишель") он обратился к традициям психологич. и натуралистич. драмы, показав разрушение совр. бурж. семьи и кризис бурж. морали, но игнорируя социальную основу жизненных конфликтов, лежащих в основе пьес. После 2-й мировой войны К. вновь принял участие в создании экспериментальных балетных спектаклей в качестве либреттиста и художника-декоратора. В 1944 был одним из организаторов труппы "Балет Елисейских полей". Наиболее значительные работы: балет "Юноша и смерть" на муз. Баха (1946, "Балет Елисейских полей"), сочетавший бытовые и символические тенденции, неоклассицистский балет "Федра" Орика (1950, "Гранд-Опера"). К.- автор многочисл. книг и статей, посв. т-ру. Видный кинорежиссер и сценарист.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1-11, Lausanne, 1947- 1951; Theatre, v. 1-2, P., 1948; Theatre de poche, P., 1949; Karsavine et Mallarme, P., 1912; L'art decoratif de L. Bakst, P., 1913; Portrait de Mounet - Sully, P., 1945; Journal d'un inconnu. P., 1953; в рус. пер.-Трудные родители, в сб.: Пьесы современной Франции, М., 1960.

Лит.: Mauriac С., Jean Cocteau ou la Verite du mensonge, P., 1945. В. Г.

КОКУРИНА, Анастасия Николаевна [p.20.IV(3.V). 1915] - русская советская актриса балета. В 1933 окончила Моск. хореографич. уч-ще (класс А. И. Чекрыгина) и была принята в балетную труппу Большого т-ра, где исполнила партии феи Карабосс и феи Виолант ("Спящая красавица"), невесты Менер-са ("Алые паруса" Юровского) и др. В 1945-59 - солистка Пермского т-ра оперы и балета.

Партии: Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одиллия, Зарема;

Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Сванильда ("Коп-пелия"), Тао Хоа, Эсмсральда, Аврора; Тамара ("Бела" Мошкова) и др.

В 1959 оставила сцену, вед„т педагогическую работу. Ст. М. КОЛ КУГИРЧАК (или Даст кугирча к)- узбекский театр ручных кукол. Труппа К. к. состоит из 2-3 человек (корпоромона- ведущего, кукловода и музыканта). К. к. сходен с т-ром Петрушки в России. К поясу кукловода прикрепляется деревянная рама, обтянутая тканью, образующей форму мешка. Эта ткань закрывает верхнюю часть туловища кукловода; на крае мешка, поднятом выше его головы, действуют куклы, обычно самодельные тряпичные, с деревянными или фарфоровыми головками. Для диалога используется пищик (сапиль). Представления состоят из пьесы "Палван Качаль" ("Плешивый богатырь"), имеющей традиционную схему, постоянных действующих лиц (Палван Качаль, его жена Биче-ойим, музыкант, ятым-кыз- девушка-сирота и др.), но разнообразную по сюжетным положениям и тексту, к-рые импровизируются участниками представления. Многочисл. варианты "Палван Качаль" показывают похождения ловкого, задорного, страстного и острого на язык героя. В какие бы трудные положения ни попадал Палван Качаль, он всегда побеждал своих врагов. Искусство К. к., сатирически высмеивавшее богачей, царских чиновников, выражало оптимизм узб. народа. В представлениях К. к. нередко изображались и конкретные историч. лица (ханы, вельможи и т. д.), прич„м исполнители стремились в куклах достигнуть портретного сходства. Среди участников представлений К. к.Турсунбай, Абдуджаббаров (ум. 1896), Ш. Шоазимов (ум. 1908), Ш. Данияров (ум. 1953) и др.

К. к. встречается и в сов. время; представления его сохраняют присущую им яркость, сатирич. буффонаду, остроту, меткость языка, свободу импровизации.

Лит.: Г а в р и л о в М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент, 1928; П е р е п е л и ц ы н а Л. А., Узбекский народный кукольный театр. Ташкент, 1959. А. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница