Наши партнеры

Выгодно аренда авто калининград люкс в компании РексРент.
Купить одежду Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 216)


АН Сон X и [и др.]. Корейский танец, М., 1956; Светлов В., Сиамский балет, "ЕИТ", СПБ, 1900-1901, с. 293-98; Graham W. A., Siam, L., 1924 (разд. "Music, dancing, с. 135-212; Р. Р., Филиппинские танцы, "Театр",

1959, ј 10, с. 183-85; Z о e t e В. de, Dance and magic drama in Ceylon, L., [n. d.]; Bowers T., Japanese theatre, N. Y., 1952; Umemoto Rikuhei, Some classic dances of Japan, transi, from the Japanese, ed. by C. W. Beaumont, L., 1934.

КЛАУСЕН (Clausen), Свен (р. ЗО.Х. 1893) - датский драматург. По образованию юрист. Крупнейший представитель бурж.-радикального направления в дат. драматургии 20-х гг. Дебютировал комедией "Наши собственные мандарины" (1920), в к-рой сатирически изобразил бюрократизм и коррупцию гос. аппарата. В трагикомедиях "Вечерняя прохлада" (1920, Рабочий т-р, Копенгаген) и "Конторский раб" (1922, Королевский т-р, Копенгаген), в комедии "Жертва культуры" (1927, Рабочий т-р) отражено противоречие между интересами простого человека и антигуманистич. сущностью бурж. обществ, отношений. Скептич. утверждение извечности этого противоречия, неверие в прогресс содержатся в аллегорич. драмах "Дворцовая революция" (1923, Королевский т-р), "Авгуры смеются" (1924), "Нарцисс в аду" (1927, Рабочий т-р), "Старая история" (1927, Новый т-р, Копенгаген), "Пророк и отчизна" (1930, Рабочий т-р). К. написал также неск. миниатюр: "Птица раздора" (1933, 1942, 1949) и др.

Соч.: Komedier, Kbh., 1958.

Лит.: Ellehauge M., Det danske skuespil efter verdenskrigen, Kbh., 1933; HenriquesA., Modem dansk dramatik, Stockh., 1942. Вл. М.

ЕЛАФСКИ (Klafsky), Катарина (19.IX.1855- 22.IX.1896) - венгерская артистка оперы (сопрано). Брала уроки у М. Маркези. В 1874 была принята в труппу Комич. оперы в Вене, с 1876 - солистка Лейпцигской оперы. Завоевала признание слушателей исполнением партии Венеры ("Тангейзер" Вагнера). Была первой исполнительницей партии Брангены ("Тристан и Изольда" Вагнера, 1882, Лейпциг). С 1886 пела в Гамбургской опере.

Партии: Вельгунда, Вальтраута, Брунгильда, Ортруда, Изольда ("Кольцо Нибелунга", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера), Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Фиделио" Бетховена), Норма (о. п. Беллини).

Лит.: Ordemann L., Aus dem Leben und Wirken von Katharina Klafsky, Lpz., 1903. Я. Дубр.

КЛДИАШВЙЛИ, Давид Самсонович [11 (23). IX. 1862-24.IV.1931] - грузинский писатель. Hap. писатель Груз. ССР (1930). В своих беллетристич. произв. реалистически отразил разложение груз. дворянства и классовую дифференциацию дореволюц. груз. деревни. Принимал участие в работе Нар. т-ра. Написал пьесы "Счастье Ирины" (1897), "Невзгоды Дариспана" (1903), "Несчастье" (1914), пользовавшиеся большой популярностью в т-ре. Пьесы К. сохранились в репертуаре сов. т-ров, на сцене к-рых идут также инсценировки его рассказов:

"Мачеха Саманишвили", "Осенние дворяне".

Соч.: Полное собр. соч. в 2 тт., т. 1-2, Тбилиси, 1952 (на груз. яз.); в рус. пер. - Соч., т. 1-2, Тбилиси, 1952;

Мемуары, Тифлис, 1932 (на груз. яз.).

Лит.: Барамидзе А., Радиан и Ш., Жген-ти Б., История грузинской литературы. Краткий очерк, Тбилиси, 1958. E. Ш.

КЛДИАШВЙЛИ, Ефро Каихосровна (1839-1913)- грузинская актриса. Была одним из организаторов Кутаисского проф. т-ра. К. способствовала развитию реализма на груз. сцене. С большим мастерством играла драматич. и комедийные роли.

Роли: Кукушкина ("Доходное место"), Марта ("Атабег Кваркваре" Г. Эристави), Кетевана ("Родина" Д. Эри-стави), Лизетта ("Любовь целительница" Мольера), Медея (о. п. Буренина). Е. Ш.

КЛДИАШВЙЛИ, Сергей Давидович [р. 6(18).X. 1893] - грузинский советский писатель, драматург. Сын Д. С. Клдиашвили. В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. К этому времени относится начало его лит. деятельности. К. создал произведения, отмеченные ч„ткостью и ясностью мысли, поэтичностью языка, глубоким драматизмом, тонким юмором. В их числе пьесы: "Поколение героев" о преобразовании Колхиды (1937, Т-р им. Руставели), "Вдова графа" (1940, там же), "Последний рыцарь" (1941, там же), "Оленье ущелье" (1944, там же), "Возвращение" (1952, Т-р им. Марджанишвили) о сов. семье, "Праздник в Сакреула" (1953, Т-р им. Руставели), "Осенние дворяне" (там же, 1936, 1957), по произведению Д. Клдиашвили.

Лит.: Барамидзе А.,Радиани Ш., Жген-ти Б., История грузинской литературы. Краткий очерк, Тбилиси, 1958. Б. Ж.

' КЛЕБАНОВ, Дмитрий Львович [р. 12(25).VII.1907 ]- украинский советский композитор и дириж„р. В 1926 окончил Харьков, муз.-драм. ин-т по классу проф. С. С. Богатыр„ва, работал дириж„ром театра малых форм "Вес„лый пролетарий" и театра Муз. комедии в Харькове. Начал композиторскую деятельность в 30-х гг. Автор оперы "Одной жизнью" (совм. с Сандлером, 1947, Харьков), детской оперы "Аист„нок" (позднее переработана в балет того же названия, Большой т-р, 1937), балета "Светлана" (1939 Большой т-р), оперетты "Мой гвардеец" (совм. с 3. Заграничным, 1943, Ташкент), оперы "Коммунист" (1964). С 1934 К. вед„т педагогич. работу в Харьков. консерватории (с 1960 - профессор).

КЛЕЙБЕР (Kleiber), Эрих (5.VIII.1890, Вена,- 27.1.1956, Цюрих) - австрийский дириж„р. Музыке-учился в Пражской консерватории. В 1912-19 - дириж„р оперного т-ра в Дармштадте, в 1923-34 - дириж„р ("генераль-музикдиректор") Берлинской гос. оперы. В 1935 эмигрировал из Германии. В 1936- 1947 дирижировал в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе,. впоследствии вновь работал (до 1955) в Берлинской гос. опере (ГДР). К.один из крупнейших сов р. оперных дириж„ров. Творчество его отличалось реа-листич. направленностью. Стремясь к точному прочтению авторской партитуры, К. очищал исполнение от ложных традиций, добивался художеств. единства театр. действия и музыки, режиссуры и дириж„рского иск-ва. В репертуаре К. были оперы Моцарта, Бетховена, Вагнера, Р. Штрауса; значит, событиями в муз. жизни явились первые исполнения под его упр. опер "Воццек" Берга (1926, Берлинская гос. опера), "Христофор Колумб" Мийо (1930, там же), послевоенная пост. "Женщины без тени" Р. Штрауса (1948, там же). В 1927 К. дирижировал "Кармен" Визе в Большом т-ре в Москве и Ленингр. Малом оперном т-ре.

Лит.: Russell J., E. Kleiber, [L., 1957 J. Ал. М. КЛЕЙНАУ (Kleinau), Вилли (12.XI.1907-18.X.' 1957) - немецкий актер. Изучал театроведение в К„льнском ун-те. После окончания актерской школы при Дюссельдорфском театре играл (с конца 20-х гг.) в этом т-ре, затем в т-рах Мейнинге-па, Мюнхепа, Потсдама, Вупперталя, Берлина (с 1941). К. был одним из активных театр. деятелей ГДР. Играл в Нем. театре и "Фольксбюне" (Берлин). Эмоциональный, темпераментный актер, К. мастерски владел голосом и мимикой. Нац пр. (1951, 1953).

Роли: Отелло, Городничий; Васильков ("Бешеные деньги" Островского), Егор Булычев;

Миллер ("Коварство и любовь"), Г„ц фон Берли-хинген (о. п. Г„те), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Гауптмана), Пунтила ("Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта) и др. С 1945 снимался в кино.

Лит.: Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, В., 1957;

J h e r i n g H., Schauspieler in der Entwicklung, B., 1956. Ham. B.

КЛЕЙНЕ (Kleine; урожд.-Г а р т м а н; Gart man), Мария Йоханна(31.XII.1818- 30.IX.1885)- голландская актриса. Сценич. иск-ву училась у своего деда актера И. Елгерхейса. В возрасте 16 лет дебютировала на сцене амстердамского т-ра "Гран-театр Ван Лир", в к-ром играла до 1836 и после 1866. В 1836-46, 1856-59 и 1863-66 была актрисой "Городского т-ра" в Амстердаме, в 1846-56 - т-ра "Салон де варьете" там же. Одна из самых популярных голл. актрис 19 в. Игра К. отличалась простотой и сдержанностью выражения, человеческой теплотой, ей были чужды патетика и декламационность. Актриса ратовала против премьерства, стремилась к сценич. ансамблю.

Роли: Леди Макбет; Мария Стюарт (о. п. Лебр„на), Иоанна ("Орлеанская дева" Шиллера), Медея (о. п. Ле-гуве), юфрау Серклас (о. п. Схиммела) и др. Успешно выступала в мелодрамах ("Белый пилигрим" Пиксе-рекура)и др. В 1885 оставила сцену, нек-рое время занималась педагогич. деятельностью. Вл. О.

КЛЕЙНЕР, Исидор Михайлович [р. 23.V(4.VI). 1896]-русский советский литературовед и театровед, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1939. Доктор филологич. наук (1944). В 1922 окончил юри-дич. ф-т Харьковского ун-та, в 1928-аспирантуру по т-ру в Гос. академии художеств. наук в Москве. Автор работ по истории лит-ры и т-ра.

Соч.: У истоков драматургии, Л., 1924; Театр Мольера, М., 1927; Мастерство Мольера, М., 1934; М., 1961; Луначарский-драматург, "Советская литература", Харьков, 1934, ј 9-10; Язык драматургии А. Н. Островского, "Рус. язык в школе", 1939, ј 3; Драматургия Сухово-Кобылина, М., 1961.

КЛЕЙСТ (Kleist), Генрих фон (18.X.1777-21.XI. 1811) - немецкий поэт и драматург. Представитель немецкого романтизма. Учился в кадетском корпусе; в 1793-99 служил в армии, принимал участие в походе против революц. Франции. К. принадлежал к реакц. дворянской партии. Болезнь, нужда, неудовлетвор„нное честолюбие вызвали разрыв между романтич. порывами поэта и окружающей его действительностью. К. заболел психически, покончил жизнь самоубийством.

Первая пьеса К. - трагедия "Семейство Шроффен-штейн" (1804, т-р в Граце) о любви молодых людей, принадлежащих к враждующим семьям. Пьеса отличалась нагромождением ужасов, утверждала власть рока, но ясность и мощь поэтич. языка, реалистич. обрисовка отдельных персонажей указывали на талант драматурга. В историч. трагедии "Роберт Гискар" (1808, пост. 1901), сохранившейся в отрывках, К. созда„т образ идеализированного героя, искажая историч. факты. В 1804, живя в Кенигсберге (период оседлой жизни и внутр. успокоенности К.), он создал комедию "Разбитый кувшин", высмеивающую феодальное судопроизводство (пост. в 1807 в Веймарском т-ре под рук. Г„те, изд. 1811). Яркие, сочные нар. образы, добродушный лукавый юмор, эмоциональность, индивидуализация речи персонажей отличали эту комедию, сохраняющуюся в репертуаре т-ра до наст. времени.

Разгром Пруссии в 1806 способствовал развитию в творчестве К. "спутанности чувств" (Г„те). В эти годы поэта привлекают подсознательные движения человеческой души, мистика, фантастика. В трагедии "Пентесилея" (1808, пост. в 1876), написанной на сюжет античного мифа (Пентесилея - царица амазонок), действуют мятущиеся люди, старающиеся превзойти друг друга в исступл„нной жестокости. В историч. драме "Битва Германа" (1808, пост. в 1860) К. националистически изображает апофеоз войны. Несколько особняком стоит драма "Кетхениз Хейльбронна" (1810, Вена) - о любви простой девушки к владетельному феодалу. Мистич. предчувствия пронизывают эту пьесу, разв„ртывающуюся на условно-историческом фоне. Таинственному, иррациональному противостоит в пьесе светлый жизнеутверждающий образ героини, мастерское изображение отдельных характеров, исполненных страсти и жизненной силы. Трагедия "Принц Фридрих Гомбургский" (1810, пост. 1821, "Бургтеатр") - последнее драматич. произв. К. Эта пьеса идеализирует монархию, утверждает националистич. чувства.

Творчество К. долгие годы поднималось на щит идеологами национализма, противопоставлялось реалистич. принципам в иск-ве, но элементы реализма, преодолевающие иррационализм и мистику, позволяют ряду совр. исследователей (ГДР) давать иную оценку противоречивому творчеству К.

После смерти К. пьесы его получили сценич. жизнь. В 19 в. большинство пьес К. шло в переработках. Мейнингенский т-р одним из первых обратился к подлинным текстам К. В Мейнингенском т-ре шли пьесы К. "Битва Германа" (1875), "Принц Фридрих Гомбургский" (1878), "Семейство Шроффенштейн" (1910), "Кетхен из Хейльбронна" (1876), "Разбитый кувшин" и др. "Разбитый кувшин" поставлен в 1844 в Берлинском т-ре (судья Адам - Д„ринг), в 1854 в "Бургтеатре" (судья Адам-Ларош), в 1919 в Москве в Гос. показательном т-ре и мн. др. В ГДР пьесу пост. реж. К. Трепте. В ФРГ е„ пост. Гамбургский нем. драматич. т-р под рук. Г. Грюндгенса. "Принц Фридрих Гомбургский" пост. в 1833 Иммерманом в Дюссельдорфе, в 1907 -в Нем. т-ре и др. На Авиньонском фестивале 1951 эта пьеса показана в пост. Ж. Вилара (в гл. роли Ж. Филип). В нем. т-рах, руководимых М. Рейнхардтом, были пост. почти всв пьесы К.

Соч.: Werke und Briefe, [Bd] 1-5, Lpz., 1904-05; в рус. пер. -Собр. соч., т. 1-2, П.-М., 1923; Пьесы [Вступ. статья А. Дейча], М., 1962.

Лит.: Б р а н д e с Г., Главные течения литературы XIX в., пер., М., 1881; Ф р и ч e В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; M e р и н г Ф р., Клейст. Генрих фон Клейст. "Разбитый кувшин", в кн.: M e p и н г Фр., Легенда о Лессинге. Лит.-крит. статьи, пер., т. 1, М.-Л., 1934, с. 713-726; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценич. реализма в Германии, М.-Л., 1940;

В r ah m O., Heinrich von Kleist, B., 1884, 1911; Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904. 2. Aufl., Lpz., 1924. Л. Гор.

КЛЕМЕНТИН (Clementin), Нильс Хирсинг (1721- 1776) -г датский актер. С 1748 играл в копенгагенском т-ре "Датская сцена" (с 1770 - Королевский т-р). Был известен как блестящий комедийный актер.

Роли: Гарпагон; Арган ("Мнимый больной" Мольера), Герман фон Бремен, Пер ("Оловянщик-политикан", "Эраз-мус Монтанус" Хольберга) и др. Е. Ч.

КЛЕМЕНТЬЕВ, Лев Михайлович [20. II 1(1. IV). 1868-13(26).X.1910] - русский артист оперы (тенор). Впервые выступил на сцене в 1887 как артист оперетты. Гастролировал в Харькове, Петербурге и др. городах*, В 1888-г89 пел в частной опере Й„това в Киеве, в 1889-90-в Тифлиса у Форкатти, в 1890- 1891 - в оперетте в Москве. С 1892 К.- артист Большого т-ра. Еыл первымисполнителем партий Щаля ("Снегурочка"), Волынского "Ледяной дом" ЯКоре-щенко), Родольфа ("Анджело" Кюи) и др. С большим успехом исполнял партию Германа. С 1903 К. выступал в провинции и эпизодически в частной опеУ„Ма-монтова в Москве, где его крупнейшей партией был Нерон в о. п. Рубинштейна.1 К. обладал постав-денным от природы голосом широкого диапазона, большой муз. и сценич. одар„нностью. Пел лйрйч. (Ленский) и драматич. (Рауль в "Гугенотах") партии. Лит.: "Рус. муз. газета", 1910, .ј43; "Нива", 1910, М46;

"Новости сезона", 1910, М 2050, с. 6.

КЛЕМПЕРЕР (Klemperer), OTTO (p. 14. V. 1885, Бреславль) - немецкий дириж„р. Муз. образование получил в Берлинской консерватории у Дж. Кваста и Г. Пфицнера. По рекомендации Г. Малера К. в 1907 стал дириж„ром Немецкого т-ра в Праге, а в 1910 - первым дириж„ром Гамбургской оперы. К. работал в Берлине (1912-14), Страсбурге (1914-17), К„льне (1917-24), Висбадене (1924-27). В 1927-31 руководил оперой Кролля в Берлине, в 1931-33 был дириж„ром Берлинской гос. оперы. В 1933 К. эмигрировал в США. В 1945-47 руководил Будапештской оперой. К.- крупный представитель реалистич. направления в муз. иск-ве, выдающийся истолкователь произв. Моцарта, Бетховена, Вагнера. Дирижировал также онерами Л. Яначека, И. Стравинского и др. Неоднократно выступал в СССР.

Лит.: Blaukopf K., Gro?e Dirigenten unserer Zeit, W.. 1957. Ал. M.

КЛЕРЙКО (Clerico), Франческе (ок. 1755-1838) - итальянский артист балета, балетмейстер и композитор. Творч. деятельность начал в 1776 в т-ре "Сан-Агостино" (Генуя), поставив балет "Диана и Энди-мион". Позднее работал в т-рах "Ла Скала", "Сан-Самуэле" и "Фениче" (Венеция). Получил известность как постановщик пантомимо-трагедийных и ко-мич. балетов, а также мимодрам. Большое влияние на творчество К. оказывала деятельность С. Ви-гано и Г. Джои. Критика того времени отмечала законченность мастерства К., красоту и изящество пост. им танцев, занимательность сюжета его балетов.

Писал музыку к своим балетам: "Земира и Азор" (1783, Венеция), "Гамлет" (1788, Венеция), "Смерть Геркулеса" (1789, Падуя) и др., пост. также балеты - "Похищение золотого руна" (1792, Милан), "Предательство Семирамиды" (1813, Милан), "Отшельник" (1825, Милан), "Скандинавский бард" (1831, Милан) и др.

Лит.: Ritorni C., Commentarii della vita e delle opere coreodrammatiche di Salvatore Vigano e della coreografia e de' corepei, Mil., 1838. Г. Ш.

КЛЕРМЕН (Clurman), Харолд (р. 18.IX.1901)- американский режиссер. Творч. деятельность начал в 20-х гг.; был режиссером Гринвичского т-ра (Нью-Йорк), где впервые встретился с драматургом Ю. 0'Ни-лом и пост. несколько его ранних пьес. В 1929-31 работал в т-ре "Гилд" (Нью-Йорк). Неудовлетвор„нный деятельностью т-ра, К. совместно с группой молодых актеров (среди к-рых был будущий драматург К. Одетс) покинул его в 1931 и организовал собственный "Груп-тиэтр" (Нью-Йорк). К. был среди амер. режиссеров наиболее последовательным сторонником школы МХАТа, в сво„м т-ре он проводил художеств. принципы Станиславского. К. ставил передовую амер. драматургию, поднимающую социальные проблемы:

"Дом Конелли" Грина (1931), пьесы К. Одетса - "В ожидании Лефти" (1934), "Пробудись и пой" (1935), "Золотой мальчик" (1937). В 1941 "Груп-тиэтр" был закрыт из-за финанс. трудностей. В годы 2-й мировой войны К. работал кинорежиссером в Голливуде. В 40-50-е гг. ставил спектакли в разл. амер. и англ. т-рах. Среди пост. К.: "Осенний сад" Хелман (1951, "Коронет-тиэтр"), "Любовь под вязами" 0'Нила (1952, Нью-Йорк), "Автобусная остановка" Инджа (1955, "Мьюзик бокс-тиэтр"), "Потеря роз" его же (1960, Нью-Йорк) и др.

К. - автор ряда статей о системе Станиславского и МХАТе, написал воспоминания о "Груп-тиэтре"и др. В 1934 посетил Сов. Союз.

С о ч. : The fervent years. The story of the Group-theatre and the thirties, N. Y., [1957]; Lies like truth. Theatre reviews and essays, N. Y., 1958; "Theatre Arts Monthly", N. Y., 1937, v. 21, .ј 2, с. 148-52. Э. Г.

КЛЕРОН (Clairon; наст. имя и фам.- Клер Жозеф Ипполит Лерис де Латюд, Leris de La Tude) [25. I. 1723-29 (31?). I. 1803] - французская актриса. Выдающаяся представительница просветит, классицизма. В 1736 дебютировала на сцене "Комеди Италь-енн" в Париже. В 1737-43 выступала в амплуа субретки в труппах Руа-на, Лилля и др. Возвратившись в 1743 в Париж, была принята в "Королевскую академию музыки" (ныне - т-р "Гранд-Опера"), но пробыла здесь лишь неск. месяцев, т. к. не обладала необходимыми для оперной певицы вокальными данными. В том же году дебютировала в т-ре "Комеди Франсез". Роли:

Федра - о. п. Расина;

Дорина - "Тартюф";

Селианта - "Женатый философ" Детуша, Зе-нобия и Электра-"Ра-дамист и Зенобия", "Электра" Кребийона. Через месяц К. была введена в состав "сосъетеров" т-ра и вскоре заняла положение ведущей трагедийной актрисы Франции. Играла роли "трагич. принцесс": Родогю-на (о. п.. Корнеля), Гермиона, Роксана, Монима ("Андромаха", "Баязет", "Митридат" Расина), Йемена, Заира, Альзира ("Меропа", "Заира", "Аль-зира" Вольтера). Прославилась исполнением ролей в трагедиях Вольтера, к-рые он писал, имея в виду исполнение их К.: Электра ("Орест", 1750), Идаме ("Китайский сирота", 1755), Аменаида ("Тан-кред", 1760). Восприняв театр. теорию Д. Дидро и работая под рук. Вольтера, К. стала одним из крупнейших реформаторов франц. т-ра 18 в. Она стремилась к психологич. индивидуализации образа, боролась с жеманностью арнстократич. т-ра, утверждала на сцене тип мужественной, сильной личности, непреклонной в достижении цели. К. широко использовала пантомиму, добиваясь экспрессии и динамичности игры; она реформировала трагич. декламацию, преодолев чрезмерную напыщенность сценич. речи, отказавшись от подчинения интонации условному мелодич. рисунку. В "Мемуарах", написанных К. (гл. "Размышления о театральной декламации"), она определила программу работы актера над собой и над ролью. К. требовала от актера аналитич. подхода к роли, ясности мысли, глубокого изучения литературы, истории, географии, анатомии и т. д., совершенного владения голосом, дикцией, мимикой, ' жестом. К. встала на путь реформы условного костюма в трагедии, отказалась от преувеличенной пышности, вводила в костюм этно-графич. и историч. детали.

Современники упрекали К. в холодности и рассудочности игры, противопоставляя ей стихийную по темпераменту М. Дюменилъ. Однако просветители -Вольтер, Дидро, Д'Аламбер и др., высоко ценили творчество К. Е„ иск-во - интеллектуальное, глубокое и точное, сыграло большую роль в становлении просветительской театр. культуры.

К. вела активную борьбу против актерского бесправия, добиваясь официального признания религиозного и гражданского равноправия актеров. Неудача в этой борьбе привела к раннему уходу К. со сцены в 1766.

Соч.: Memoires d'Hyppolite Clairon et reflexions sur l'art dramatique, publ. par elle-meme, P., an Vil, [1798], 1799.,

Лит.: Стороженко Н., Актрисы-соперницы, "Артист", 1892, ј 22; МокульскийС., История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939; (А г n a u l t A. V. l, Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique..., P., 1829; Manne E.-D. d e, Galerie historique des comediens francars de la troupe de Voltaire, nouv. ed., Lyon, 1877; Jullien A., Histoire du costume au theatre..., P., 1880; Acteurs et actrices du temps passe. La Comedie Francaise. Notices par Ch. Gueullette, P., 1881; Concourt Ed., Mademoiselle Clairon..., P., 1890; Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre, P., 1900. E. Ф.

КЛИМЕНТ (Kliment), Вацлав (12.VIII.1863, ??ра га,-7.III.1918, там же) - чешский артист оперы (бас). Впервые выступил на оперной сцене в Праге в 1892. С этого же года К.- артист Нац. т-ра. Исполнение партии Кали-бана в опере Фибиха "Буря" выдвинуло К. в ряды выдающихся певцов. С особым успехом выступал в национальном оперном репертуаре. Партии: Бе-неш, Рарах, X руд ос ("Да-либор", "Ч„ртова стена", "Либуше" Сметаны), Прши-бек ("Псоглавцы" Ковар-жовица), Водяной ("Русалка" Дворжака), Даргуни ("Падение Аркуна" Фибиха), Пустынник ("Вольный стрелок" Вебера), Ле-порелло, Фигаро ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро"), Пизарро ("Фиделио" Бетховена), Мефистофель ("Фауст") и др.

Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadla, dl I, II, Praha, 1949 (Sebr. spisy, sv. XXVIII-XXIX);

Teichmann J., Postavy ceskeho divadla a hudby, 2 vyd., Praha. 1941, с. 227-29. Л.Ф.Л.

КЛЙМЕНТОВА (по мужу-M у р о м ц е-в а), Мария Николаевна (1857-1946)- русская певица (сопрано), педагог.В 1880 окончила Моск. консерваторию (класс Я. Гальвани). В 1880- 1889 пела в Большом т-ре. Первая исполнительница партии Оксаны в опере "Чере-вички" Чайковского (1887). Была постоянной партн„ршей П. А. Хохлова в операх "Евгений Онегин" (Татьяна), "Демон" (Тамара). В 1889 вместе с Хохловым выступала в этих спектаклях на сцене Национального т-ра в Праге.

Оставив сцену, К. давала уроки пения в Москве. Выступала в концертах. Исполнение К. отличалось выразительностью, изяществом, тщательной фразировкой, тонким чувством стиля. Около 1920 уехала за границу (Париж).

КЛИМКОВИЧ, Михаил Николаевич [8(20).XI. 1899-5. XI. 1954] - белорусский советский драматург, поэт, критик. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Автор историч. пьес: драматич. поэма "Катерина Жер-носек" (1938, Т-р им. Я. Купалы), "Отплата" (соч. 1943, пост. 1952), трилогия "Георгий Скарина" (изд. 1946), сцены из жизни Т. Шевченко "На виленской дороге", историко-революц. драма "Вся власть Советам!" (соч.1947, изд. 1956).

Пьесы К. показывают различные этапы истории белорус. народа, его героизм и мужество. Автор либретто оперы "Кастусь Калиновский" (1947) и балета "Князь-озеро" (1949), пост. в Белорус. т-ре оперы и балета.

Соч.: Збор творау У 2-х томах, т. 1-2, М?нск, 1959. Лит.: П?сменн?к? Савсцкай Беларус?, М?нск, 1959, с. 237-238. О. С.

КЛИМОВ, Александр Игнатьевич [р. 31. Vlil (12.1 X). 1898] - русский советский дириж„р оперы, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1945) и засл. деят. иск-в УССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Окончил Киев. ун-т и (в 1949) Киев. консерваторию по кл. проф. В. В. Бердяева. Творч. деятельность' начал в 1929 как дириж„р Киев. оперного т-ра. В 1954-61 К. - гл. дириж„р этого т-ра. С 1961- гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Кирова. Руководил пост. опер: "Тахир и Зухра" Ленского (1945, Душанбе), "Тарас Бульба" Лысенко (1955, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Война и мир" Прокофьева (1956, там же), "Энеида" Лысенко (1959, там же), "Первая весна" Жуковского (1960, там же), "Лоэнг-рин" (1962, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Отчаянная дорога" Маневича (1962, там же) и др. С 1928 занимается педагогич. деятельностью (с 1935 - проф.). Среди учеников К.: А. Миньковский, С. Сорока и др.

Лит.: Юдин Г., Украинские дириж„ры, "Советская музыка", 1951, .ј 8. д цg

КЛИМОВ, Михаил Михайлович [8(20).XI.1880, Петербург,- 9. VI 1.1942, Тбилиси] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1937). Участвовал в любительских спектаклях клуба Путиловского завода, где работал конторщиком. В 1900, уйдя с завода, играл в полупроф. спектаклях. В 1901 служил в

Васильеостровском т-ре в Петербурге, затем в антрепризе С. А. Трефилова в Двинске, в Одесском т-ре. Исполнял вначале роли героев-любовников, вскоре переш„л на характерные роли. В 1904 был приглаш„н в моек. Т-р Кор-ша (дебютировал в роли Глумова - "Бешеные деньги"). Большое влияние на формирование творч. индивидуальности К. оказали Н. Н. Синельников, руководивший Т-ром Корша, М. Г. Савина и В. Н. Давыдов, в гастрольных поездках к-рых К. принимал участие. С 1909 (с небольшими перерывами) К. работал в Малом т-ре, где создал свои лучшие роли.

Выдающийся представитель реалистич. школы рус. нац. иск-ва, обладавший огромным сценич. обаянием, неотразимой артистпч. заразительностью, мастер сценич. речи, К. был одним из крупнейших комедийных актеров-сатириков сов. т-ра. Он создал галерею острых и ч„тких сценич. образов, обличавших прошлое; играл аристократов, помещиков, бюрократов, прожигателей жизни, приспособленцев, подхалимов, вредителей и т. д.

В сатире К. не было нарочитости, гиперболизации. Он пользовался полутонами, играл мягко, легко, изящно, свободно. К. раскрывал образ постепенно, сохраняя определ„нное нарастание. Так, например, играя роль Городулина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1935), К. вначале создавал образ добродушного светского жуира, болтуна, легкомысленного бездельника, но постепенно актер раскрывал новые черты характера этого крупного дельца, циничного, опустош„нного приспособленца, обладающего огромной практической см„ткой. С кодийной л„гкостью и остротой К. играл Телятева ("Бешеные деньги", 1905, Т-р Корша; 1933, Малый т-р). В исполнении К. роли бездушного, цепкого, жестокого, жадного помещика Толоконникова ("Рас-теряева улица" по Успенскому, 1929) яркая, сочная бытовая характерность сочеталась с большой психо-логич. глубиной. Страшной силой классовой ненависти были отмечены образы Земляники ("Ревизор", 1922) и Петрыгина ("Скутаревский" Леонова, 1934). Среди лучших ролей К. также: Лыняев ("Волки и овцы", 1908, Т-р Корша; 1916 и 1941, Малый т-р), Елисатов ("Любовь Яровая", 1926), Печенегов ("Враги", 1933) и др.

С 1926 К. выступал в кино ("Процесс о тр„х миллионах", "Йраздник святого Иоргена", "Марионетки", "Бесприданница").

Др. роли: Одесса, 1903-04: Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Геерт ("Гибель " Надежды"" Хеерманса), Ракитин ("Месяц в деревне" Тургенева); Т-р Корша: Бойм ("В городе" Юшкевича), Яша Гуслин ("Бедность не порок"), Великатов ("Таланты и поклонники"), лорд Лортон ("Веер леди Уин-дермиер" Уайльда), Загорецкий, Репетилов ("Горе от ума"), фон Кальб ("Коварство и любовь"); Малый т-р: Исправник ("Царь природы" Чирикова, 1909), Тромбицкий ("Жених" Потапенко, 1910), Арно Тринье ("Очаг" Мирбо, 1910), Стодо-лищев ("Светлая личность" Карпова, 1910), Бабаев ("Грех да беда на кого не жив„т" Островского, 1910), Чмоков ("Дама из Торжка" Беляева, 1911), Кудряш ("Гроза"), Набатов ("Прохожие" Рышкова), Жан Воробышкин ("Змейка" Рышкова, 1914), Потрохов ("Трудовой хлеб" Островского, 1915), Бер-жанов ("Работница" Найд„нова, 1916), Доброглазов ("Благодать" Урванцева), Хрустаков ("Ракета" А. Н. Толстого, 1917), кн. Дубецкий ("Закат" Сумбатова, 1917), Бернард ("Пути к славе" Скриба, 1922), Ихарев ("Игроки" Гоголя, 1923), Людовик ("Оливер Кромвель" Луначарского, 1921), Тропачев ("Нахлебник" Тургенева, 1924), Франсуа Артикль ("Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина, 1925), Меренов ("Жена" Трен„ва, 1928), Дубровин ("Огненный мост" Ромашова, 1929), Брында-Рыльский ("Смена героев" Ромашова, 1930), Кокой Звездинцев ("Плоды просвещения", 1917, 1932), Медведев ("Слава" Гусева, 1936), Милонов ("Лес", 1937), Шмецгер ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937), Фамусов (1938), Дудукин ("Без вины виноватые", 1940).

Лит.: Афанасьев В., М. М. Климов. 1880-1942, М., 1953; Новицкий П., Климов, в его кн.: Образы актеров, [М.], 1941, с. 79-116; "Театр", 1955, ј 11,с. 191- 192; Дурылин С. Н., Мастера Советского театра в пьесах А. Н. Островского, М., 1939, с. 114-16, 152-154; е г о ж е, "На всякого мудреца довольно простоты", на сцене московского Малого театра, М.-Л., 1940. В. Мае.

КЛИМОВСКИЙ (наст. фам.- О г л о б л и н), Ев-гений Иванович [17(29).III.1824-1866] - русский артист оперы (тенор), драматический актер, композитор. В 1846 поступил в т. н. консерватор-класс Большого т-ра. В том же году был зачислен в оперную труппу Большого т-ра. Пел партии 2-го тенора, в дивертисментах - песни, романсы собств. сочинения. Участвовал в спектаклях Малого т-ра, исполняя роли с пением (первый исполнитель роли Яши Гуслина - "Бедность не порок", 1854). В 1854 переш„л в Александрийский т-р. С 1855 выступал в провинции (в Костроме, Н. Новгороде, Пензе и др. городах). В 1861 на сцене Нижегородского т-ра была пост. оперетта К. "Сон в майскую ночь". Наиболее полно дарование К. как характерного актера проявилось в последние годы жизни.

К. усиленно пропагандировал произв. Островского, ставил его пьесы в свои бенефисы. Значит, интерес представляют записи-дневники К., охватывающие 1839-60 (хранятся в Театр, музее им. Бахрушина).

Роли: Иван ("Барская спесь, или Анютины глазки" Д. Т. Ленского), Мордоплюев ("Жених из Ножевой линии" Красовского), Митя ("Бедность не порок"), Иван ("Суд людской - не божий" А. Потехина) и др.

Лит.: Медведев П. М., Воспоминания, Л., 1929, с. 124-27, 329-33. E. Фил.

КЛЙНГЕР (Klinger), Фридрих Максимилиан (17. 11.1752-9.III.1831) - немецкий писатель, драматург. Один из наиболее значит, представителей нем. лит. направления "Буря и натиск". В 1776 закончил ун-т в Гисене. В 1776-78 был драматургом странствующей труппы Зейлера, в этот период созданы его лучшие драм. произв. В 1780 уехал в Россию, стал военным (в конце службы - генерал-лейтенант). С 1803 К.- попечитель Дерптского (Тартусского) ун-та. В своих воззрениях опирался на философские принципы И. Г. Гердера и Ж. Ж. Руссо.

Драматургия К. делится на два периода. В произв. 70-х гг. ярко выражены демократич. идеи движения "Бури и натиска". В эти годы К. создал штюрмерские драмы: "Отто" (1774), "Страждущая женщина" (1775), "Близнецы" (1776), "Буря и натиск" (1777, Лейпциг) - назв. этой пьесы "Sturm und Drang" было присвоено всему лит. движению; "Стильпо и его дети" (1777), бурлескные, фантастич. драмы и др. В центре штюрмер-ских драм К. стоял одинокий герой, "бурный гений", вступающий в конфликт со своей средой, семь„й, обществ, законами, бросающий вызов миру, в к-ром властвует рок и несправедливость, но протест героя был лиш„н ч„ткой социальной основы. Для этих драм характерны накал страстей, неистовый пафос, хаотичная композиция. Речь персонажей уснащена гиперболами и междометиями. Штюрмерские драмы К. оказали влияние на творчество Шиллера ("Разбойники") .

В конце 70 - нач. 80-х гг., во второй период его деятельности, драмы и комедии К. близки реалистической манере, в них нет навязчивой тенденциозности, язык пьес облегч„н, герои более жизненны. К. написал драму "Принц Зейденвурм" (1780), комедии "Шулеры" (1783, Вена), "Заклятие против брака" (1783) и др.

Соч.: Werke, Bd 1-12, Konigsberg, 1809-16; Theater von F. M. Klinge, hrsg. v. B. Ph. Bauer, Tl 1-3, W., 1821; рус. пер. - Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад, М.-Л., 1961 (1 изд., 1913).

Лит.: Смолян О. А., Жизнь и творчество Ф. М. Клингера, Л., 1953 (автореферат дисс.); Н е у с т-р о е в В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, [М.], 1958, с. 181-90; Rieger M., Klinger in der Sturm und Drangperiode, Darmstadt, 1880; Reimann P., Uber realistische Kunstauffassung, [4. Aufl.], B., 1952 DDR). Г. Гур.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница