Наши партнеры

Ждем тебя на drive2.ru, чтобы узнать отзывы о новом Москвиче.

Театральная энциклопедия
(страница 215)


КЙТЦБЕРГ, К и ц б e p г, Аугуст [17(29). XII. 1855, Лаатре,10.X.1927, Тарту]- эст" писатель, драматург. Один из основоположников эст. нац. драматургии. Лит. деят. начал в 1874. Творчество К. связано с т-ром "Ванемуйне". В первый период (до 1903) он писал дидактич. комедии, предназначенные для деревенской сцены ("Пунга-Мярт и Уба-Каарель", 1894; 1909 т-р "Ванемуйне"). Расцвет творчества К. относится к 1906-15. Драма "Оборотень" (1911, т-р "Ванемуйне"), посв. трагич. судьбе вольнолюбивой крепостной девушки, исполнена страстного протеста против угнетения народа. В драме "Бог мошны" (1912, т-р "Ванемуйне") в образе деревенского богача К. показывает страшную власть денег, уничтожающую вс„ человеческое. К этому же периоду относятся пьесы: "В вихре ветров" (1906), о личной драме батрака, комедия из деревенской жизни, "На хуторе Пюве" (1910, т-р "Ванемуйне", 1916). Из произв. последнего периода (1919-23) наиболее известны социально-обличит. драмы "Красный петух" ("Лау-риц") (1920, т-р "Драмы") и комедия "Проклятый хутор" (1923, т-р "Эстония"). В нек-рых произв. К. сказалось идеалистич. мировоззрение автора, но лучшие его пьесы выражают принципы критич. реализма. Выдающийся гуманист, К. выступал против социального гн„та утверждал права людей труда.

Соч.: Valitud teosea, t. l-2, Tallinn, 1955; в рус. пер.- Пьесы, M., 19B2.

Лит.: Об эстонской литературе. Сб., Таллин, 1956, с. 79-110; Eesti kirjanduse ajalugu, t. IH, Tallinn, 1953, c. 115-23; Alttoa B., August Kitzberg, Tallinn, 1960 (библиогр. с. 593-620). Леа Т.

КИЧЕЕВ, Петр Иванович (1845-23.1.1902) - русский литератор, театральный критик. Окончил юри-дич. ф-т Моск. ун-та. Многочисл. статьи К. печатались в газ. и журн. "Московский листок", "Русское слово", "Развлечение", "Театр и иск-во" и др. Обращая мало внимания на идейную сторону спектакля, К. считал т-р местом отдыха, развлечения. Издавал газеты "Новости сезона" (1896), "Дневник театрала" (1889-91). Переводил и переделывал пьесы, к-рые ставились на частных сценах ("Воровата лиса, а капкан и на нее коса", 1896, "Перед казнью", 1899).

Соч.: Дневник театрала. Сб. ст., вып. 1-3,М., 1888.

КИЧУБАЕВ, Мухит [р. 3(16).VIII.19101 - татарский советский актер. Нар. арт. Тат. АССР (1957).

9л. Коммунистич. партии с 1956. Был одним из основателей (1935) Мензелинского колх.-совх. т-ра Тат. АССР. Писал музыку к спектаклям этого театра.

Роли: Гаяз ("Искры" Гиззата), Бадри ("Галпябану" Файзи), Прохор ("Васса Железнова"), Паратов; Мурат ("Рай-хан" Исанбета), Яичница ("Женитьба"), Шайхинур ("Неписанные законы" Аминева). J. /

КИШИН‚В-столица Молдавской ССР (254 т. ж. на 1963К До Сов. власти постоянных проф. т-ров в К. не было. В частных театр. зданиях изредка выступали приезжие рус." укр., рум. труппы. В 1963 в К. работали: Молдавский муз.-драм. т-р им. А. С. Пушкина (организован в 1933); Театр оперы и балета (1957); респ. Русский драм. т-р им. Чехова (1934); Респ. молод„жный т-р "Лучафэрул" (1960) и т-р кукол "Ликурич" (1945). Филармония имеет в сво„м составе симфонич. оркестр (1929), хоровую капеллу "Дойна" (1935), ансамбль нар. танца "Жок" (1945), оркестр нар. инструментов (1949), эстрадный оркестр (1956), концертные бригады. Имеются нар. т-р (1960), 28 драм. кружков. См. Молдавский театр и драматургия. Д fJ

КИШИН‚ВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА. Создан в 1936 в бывшей столице Молд. ССР Тирасполе. В 1940 перевед„н в Кишин„в. Среди лучших спектаклей т-ра:

"Любовь Яровая" (1936), "Платон Кречет" (1937), "Разлом" (1940); "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Русский вопрос" (1947); "В одном городе" Соф-ронова (1948), "Семья" Попова (1950), "Кандидат партии" Крона (1951), "В добрый час!" Розова (1955), "Грач - птица весенняя" Мстиславского (1955), "Кремл„вские куранты" (1958); "Иркутская история" Арбузова (1960), "Коллеги" Акс„нова (1962), "Океан" Штейна (1963), "Осторожно - Мякишевы!" Мовзона (1963). Спектакли на местную тему: "Пушкин в Молдавии" Сумарокова и Комаровского (1959), "Когда зреет виноград" Дариенко (1960). В т-ре ставятся пьесы классич. драматургии. Т-р систематически показывает спектакли в районах и колхозах республики.

В труппе т-ра (1962): нар. арт. СССР Н. Н. Масальская, нар. арт. Молд. ССР В. И. Белов, Ю. А. Соколов, В. А. Стрельбицкий, засл. арт. Молд. ССР В. Я. Круг-лов, И. И. Сологубенко, И. Т. Датский, Н. П. Донская, Е. А. Цуркан, С. М. Некрасов. Д. Я.

КЙШФАЛУДИ (Kisfaludy), Карой (5.II.1788-21.XI. 1830)-венгерский драматург. Один из основоположников венг. романтизма 1-й четв. 19 в. Окончил академию живописи в Вене. В 1819 выступил как драматург, написав историко-романтич. драму "Татары в Венгрии" (пост. в г. Фехервар), имевшую большой успех у патриотически настроенных кругов венг. дворянства. Позднее написал драму "Илка, или Взятие Нандорфейерва-ра" (1819), отмеченную ложной романтикой. Лучшее драм. произв. К.- романтич. драма "Воевода Штибор" (1819) - показывает столкновение крепостника-деспота и крепостного крестьянина. В дальнейшем К. обращается к реалистич. принципам, создавая психологически углубл„нные образы. После историч. драмы "Ирене" (1820) К. писал одноактные комедии и драмы ("Женихи", "Трое сразу", "Обманы" и др.), в к-рых сатирически изображал косность венг. дворянства и представителей бурж. венг. молод„жи" Своим творчеством содействовал развитию нац. т-ра, борьбе за утверждение на венг. сцене нар. языка, нац. драматургии.

Соч.: "Трое сразу", в кн.: Маленькие комедии, М., 1959, А. Гер.

КЙШФАЛУДИ (Kisfaludy), Шандор (27.IX. 1772- 28.X. 1844) - венгерский поэт и драматург. Представитель романтич. школы дворянской лит-ры 19 в.

Впервые выступил как драматург в 1814 с пьесами "Пучины человеческого сердца" и ;Дом Дардаи", в к-рых защищал феодальные устои и проповедовал дворянский лжепатриотизм. В драме "Банк-бан" (1815) К. рассматривает мятеж против нем. королевы как обычную дворцовую интригу и созда„т на основе этого сюжета, в отличие от тираноборч. трагедии И. Ка-тоны, типичную "драму мести". Пьесы К. широко ставились в венг. бродячих т-рах в 1-й трети 19 в. А. Гер.

КИШШ (Kiss), Маньи (р. 1911) - венгерская актриса. В начале творч. деятельности выступала в провинц. т-рах, затем переехала в Будапешт. В 1949 была в труппе т-ра "Видамсинхаз" ("Вес„лый"); в 1951- т-ра "Вигсинхаз" ("Комедии"); с 1952 - актриса Венгерского т-ра им. И. Мадача. Роли: Клементина ("При„мная комната госпожи Клементины" Выдрзинского), Эльза ("Дармоеды" Чики), Маша ("Три сестры"), Лукерья ("Свадьба с приданым" Дьяконова) и др. Снималась в кино. Удостоена пр. Кошута (1957).

КИЯМОВ, Шамси (р. 1.1.1920) - таджикский советский актер и режиссер. Засл. арт. Тадж. ССР (1945). В 1941 окончил актерский ф-т ГИТИСа, вош„л в труппу Т-ра драмы им. Лахути. Здесь К. создал ряд лирико-драматич., героич. и сатирич. образов: Фрондосо ("Лауренсия" Лопе де Вега), Абду-вали ("В огне" Улуг-заде), Хлестаков (1946, 1952) и др. В 1952 окончил режиссерский ф-т ГИТИСа и начал режиссерскую деятельность в Т-ре им. Лахути. Пост. спектакли: "Честь семьи" Мухтарова (1949), "Трактирщица" Гольдони (1954), "Сердце сердцу весть пода„т" К иямова и Мороз (1955) и др. Работает и как драматург. Им написаны драма "Ураган" (совм. с Г. Абдулло, 1957), водевиль "Сердце сердцу весть пода„т" (совм. с А. Мороз) и др. С 1947 работает в кино. Перев„л на тадж. яз. "Этику" Станиславского и ряд пьес. H'. H.

КИЯНСКИЙ, Павел Иванович [р. 30.VI(12.VII). 1898] - русский советский актер. Нар. арт. УССР (1954). В 1920-24 учился в школе при Ленингр. академич. т-ре драмы (класс В. Н. Давыдова); одновременно выступал в Ленингр. т-ре "Комедия". Затем работал в Ленингр. т-ре "Просвещение" (1924-26) и Передвижном т-ре Гайдебурова (1926-28). В 1928- 1932 в Днепропетровском т-ре рус. драмы, с 1932 в Киевском рус. т-ре им. Леси Украинки.

Роли: Гай ("Мой друг" Погодина), Алексей ("Оптимистическая трагедия"). Мотыльков ("Слава" Гусева), Волгин ("Чудак" Афиногенова), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Тригорин ("Чайка")и др. Снимался в кино. р. J3.

КЛАВИР (нем. Klavier) - переложение оперной партитуры для фп. с голосами или для одного фп.

КЛАВИРАУСЦУГ (нем. Klavierauszug, от Klavier - клавир и Auszug - извлечение) - устаревшее название клавира.

КЛАЙВ (Clive), Китти (урожд.- Кэтрин P э ф-т о p; Raftor) (1711-6.XII.1785) -- английская актриса. В возрасте 17 лет дебютировала на сцене лондонского т-ра "Друри-Лейн" и ок. 40 лет играла в труппе этого т-ра. С 1747 была постоянной партн„ршей Д. Гаррика. Актриса яркого комедийного дарования, К. успешно выступала в фарсах (Нелл - "Сам ч„рт ногу сломит" Коффи и Мотли), в комедиях Шекспира (Катарина - "Укрощение строптивой". Порция - "Венецианский купец"). К. стремилась играть и трагедийные роли (Офелия). Пела в ораториях Г. Ф. Генделя. Оставила сцену в 1769.

Лит.: Fitzgerald Р., Life of Mrs Catherine Cli-ve, L., 1888; Doran J., "Their Majesties' Servants". Annals of the English stage..., L., 1897. А. Б.

КЛАКА (франц. claque) - группа подставных зрителей - клакеров, нанимаемых антрепрен„ром т-ра или актером для создания искусственного успеха либо провала спектакля (напр., при выступлении конкурирующей труппы или актера). Большое распространение .К. получили за границей (особенно в Италии).

КЛАР (Klaar), Альфред (7.XI.1848-4.XI.1927) - немецкий театральный критик, историк литературы и драматург. Изучал право в Вене (1866-68) и в Праге (1868-71). Редактор ,ряда пражских газет. С 1885 преподавал историю нем. лит-ры (с 1898 - проф.). С 1901 - редактор и театр. критик берлинской газеты "Фоссише цейтунг". Автор книги "Современная драма, е„ направления и важнейшие представители" (1882), в к-рой рассматривает этапы развития нем. драмы 18-19 вв. и анализирует творчество крупнейших иностр. драматургов, и ряда книг, посв. европ. т-ру 19-20 вв.,-"Театр и общество" (1902), "Проблемы совр. драмы" (1921), "Ф. Грильпарцер как драматург" (1891). Особое внимание К. уделял изучению драматургии "Молодой Германии".

Соч.: Das moderne Drama in seinen Richtungen und Hauptvertretern, Bd l-3, Lpz., 1882-84; Schauspiel und Gesellschaft, B., 1902; Schiller und Goethe, B., 1905; Probleme der modernen Dramatik, Munch. - B., 1921; F. Grill-parzers Leben und Schaffen, в кн. :GrillparzerF., Samtliche Werke, Bd 1-16, В., 1903.

Лит.: Bayer J., К 1 а а г A., "Neues Wiener Tagblatt", 1908. ј 307. Ham. В.

КЛАРАМОНТЕ-И-КОРРОЙ (Claramente у Corroy), Андрее (г. рожд. неизв. -ум. 19.IX.1626) - испанский драматурги актер. В 1611 руководил актерской труппой, к-рой в 1615 король дал разрешение играть спектакли в столице. Автор историч. драм "Негр-храбрец во Фландрии", "Инфант Арагонский", комедий в жанре "комедии плаща и шпаги": "В жизни и на полотне", "Несчастная Доротея" (1620) и др., и религиозных пьес "Успение святой девы" (1621), "Долина смерти" (1623) и др.

Соч.: Comedias, в кн.: Dramaticos contemporaneos a Lope de Vega, t. l, Madrid, 1857 (в серии "Biblioteca de autores espanoles", t. 43).

Лит.: Barrera A. de La, Catalogo bibliografico y biografico del teatro antiguo espanol, Madrid, 1860; Ren-n e r t H. А., The Spanish stage in the time of Lope de Vega, N. Y., 1909. 3. /Z.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль, зародившийся в ряде европ. стран в нач. 17 в. В области драматургии и театра К. получил наиболее полное развитие во Франции 17-18 вв. (см. Французская драматургия. Французский театр}. Взяв нормы прекрасного в античном иск-ве и имея в качестве предпосылки академич. линию ренессансной драматургии в Италии, Испании и Франции 16 в., К. утвердился в эпоху, когда развитие франц. абсолютизма обрело исторически прогрессивное значение. Развиваясь на основе рационалистич. мировоззрения, К. восстанавливал гуманистич. веру в гармонич. природу человека, требуя при этом полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравств. долга. Руководствуясь идеальным представлением о гос-ве, деятели лит-ры и иск-ва утверждали идею главенства интересов гос-ва над интересами отд. личности, видя в этом долг личности, е„ нравств. ответственность перед обществом. Это обусловило преобладание в К. гражданских, героич., патриотич. мотивов, являющихся в то же время проявлением личных, субъективных склонностей человека. Порывы классицистского героя к личному счастью сочета-лись с его стремлением согласовать свои действия с идеальными этич. и гражданскими нормами. Антагонистичность этих двух начал составляла основу трагич. конфликтов произв. П. Корнеля и Ж. Раси-на- наиболее ярких представителей К. в жанре трагедии. Суровые, мужеств. герои Корнеля (Сид, Гораций, Никомед) выражали мораль, к-рая, характеризуя их личные устремления, становилась нормой человеческого и гражд. поведения. Этич. идеал раскрывался и в трагич. переживаниях героинь Расина

(Андромаха, Федра, Ифигения). Гуманистич. основа этого идеала предопределяла трагич. заостр„нность конфликтов, суровую атмосферу действия, указывающих на внутр. дисгармонию "усмир„нного" гос-вом общества. Так К. вводил в обществ, сознание и гуманистич. веру в идеал и одновременно тревогу за него. Абстрактный характер этики К. позволял выражать в художеств. произв. идеологии, требования абсолютистского гос-ва, использовать лит-ру и иск-во для утверждения монархич. строя; это лишало К. демократизма и накладывало на его стилистику аристократич. черты. В то же время К. ознаменовался возникновением "высокой комедии" - наиболее демократич. жанра классицистского стиля, объединившего в творчестве Мольера традиции нар. фарса с нормами классицистской эстетики, оценивавшего пороки дворянско-буржуазного общества с позиций гуманизма.

Классицистич. эстетика, многим обязанная теоре-тич. взглядам Аристотеля и Горация, придерживалась строгого деления на жанры (главные из них трагедия и комедия), требовала соблюдения тр„х единств (действия, времени и места), целостной композиции и монолитной характеристики героев, в трагедии - возвышенной, поэтической речи, определ„нного стихотворного размера (т. н. александрийский стих).

Сво„ наиболее полное эстетич. обоснование К. получил в теоретич. поэме Буало "Поэтическое искусство" (1674). Утверждение К. представляло собой прогрессивный этап в развитии сценич. иск-ва; он способствовал более углубл„нному раскрытию идеи драматич. произв. (см. Драма). Но сценич. действительность классицистов была далека от реальной действительности. Согласно нормативной классицистской эстетике, человеческие страсти представлялись извечно определ„нными, иск-во должно было лишь показать их общность, свойственную всем людям во все времена. Эстетика К., основанная на принципе "облагороженной природы", отражала стремление к идеализации действительности, отказ от воспроизведения в иск-ве многообразия и красочности реальной жизни. Туманистич. идеалы получали в творчестве классицистов сословную дворянскую окраску. Характеры идеальных героев, создаваемые драматургами и актерами на основе тем и сюжетов античности, были лишены историч. конкретности, они выражали идеи и чувства, характерные для современного общества. Герои античности наделялись чертами и внешним обликом совр. аристократов.

Формирование К. в искусстве актера связано с деятельностью актера Г. Мондори и его преемника Ж. Флоридора. Стилистич. заверш„нность К. приобр„л в период деятельности Ж. Расина в т-ре "Бургундский отель" в творчестве его учениц Т. Дюпарк и М. Шанмеле. В муз. т-ре К. получил законченное выражение на сцене "Королевской академии музыки" (т-р оперы в Париже), возглавлявшейся с 1672 композитором, режиссером и балетмейстером Ж. Б. Люлли. В исполнительском иск-ве К. логика мысли, правда чувств подчинялись строгой форме музыкально звучащей, поэтически организованной декламации. Внутр. психологич. переживания героев сочетались с рациональной оценкой, анализом этих чувств. Поэтич. облик классицистского героя определялся его внутр. гармонией, и это определяло исполнительскую манеру; каждое чувство выражалось в строго установленной форме, не допускалось вторжения на сцену жизненно-бытового или стихийно-эмоционального начала. Класси-цистский спектакль отличался монументальностью, статичностью, симметричным построением мизансцен; действие развивалось на авансцене на фоне живописной перспективной декорации, также лиш„нной историч. и бытовой конкретности.

В процессе своего развития К. разделился на два направления: придворно-дворянское и направление, связанное с ростом прогрессивных, демократич. тенденций. В 'придворно-дворянском К. требование "облагороженной природы" было доведено до крайности; в актерской игре культивировалось стремление к внешней импозантности, жеманной изысканности, риторичности. Более широко толковали принципы классицистской эстетики деятели литературы и искусства, отражавшие в сво„м творчестве интересы демократич. кругов зрителей. Развивая прогрессивные, гражд. тенденции, деятели К. преодолевали сословную и формальную ограниченность стиля, достигая в области трагедийного жанра идейности, монументальной простоты, эмоциональной насыщенности и даже нек-рой психологич. конкретности образов, а в области комедийных жанров - яркой сатирич. типизации, жизненной достоверности, элементов индивидуализации характеров. Демократич. тенденции К. наиболее полно проявились в сценич. деятельности Мольера, к-рый начал реалистич. реформу сценич. К. Влияние реформы Мольера испытали на себе М. Барон, А. Лекувр„р и др. актеры.

Ко 2-й пол. 18 в. в К. отч„тливое выражение получили идеи бурж. Просвещения. В трагедии Вольтера и его последователей гражд. мотивы К. получили антитиранич. и антиклерик. направленность, сцена классицистского т-ра стала трибуной идей, готовивших общество к революц. преобразованию и довед„нных в комедиях Бомарше до открыто революц. звучания. актер А. Лекен и актрисы И. Клерон, М. Дюмениль, преодолевавшие салонную изысканность придворного К., создавали образы, исполненные этич. пафоса, гражд. чувства. Влияние идей бурж. Просвещения сказалось также в опере (композитор X. В. Глюк) и балете (балетм. Ж. Ж. Новер).

Франц. К. 17-18 вв. способствовал развитию национальных форм К. в др. европ. странах. В зависимости от своеобразия историч. развития К. получал или охранительно-монархические или героич. и патрио-тич. черты. Через творчество Мольера К. влиял на первые шаги развития нац. реалистич. драмы. С распространением сценич. эстетики К. было связано становление театр. культуры в Германии 1-й пол. 18 в. (деятельность актрисы К. Нейбер). Крупнейшими представителями К. в Англии являлись актеры Т. Беттертон и Дж. Кембл. В период франц. бурж. революции конца 18 в. особенно резко обозначились две разл. тенденции К.: реакц, деятели т-ра сохраняли отживающие каноны, а прогрессивные во главе с Ж. Ф. Тальма придавали К. новое, революц.-героич. содержание, добиваясь благородной простоты формы. И. В. Г„те и Ф. Шиллер использовали традиции К. (Веймарский театр. 1791-1817) в борьбе за идейность театр. иск-ва, против засилия консервативной бурж.-мещанской драмы, хотя и не избежали при этом нормативного, устаревшего подхода к вопросам актерского творчества. По мере исчезновения из К. революц. содержания его героич. начало лишалось конкретной направленности, спектакли приобретали риторич., внешне помпезный характер. К. стал мешать развитию нац. иск-ва, сближению т-ра с совр. ему действительностью. Поэтому борьба с К. в Германии (Г. Э. Лессинг) и в Англии (Д. Гаррик) в 18 в. носила исторически прогрессивный характер.

Во франц. К. начала 19 в. вс„ отч„тливее сказывались черты официозного искусства наполеоновской империи (актрисы М. Жорж, А. Марс). Последним ярким проявлением К. в т-ре было творчество Э. Рашель, проникнутое глубоким лиризмом и окра' шенное сильными романтическими тонами.

В течение 19-нач. 20 вв. эстетич. нормы К. сохранялись в спектаклях т-ра "КомедиФрансез",в игре МунеСюлли, Сары Бернар и др. актеров, развивших декламационный стиль К.

Героич. и поэтич. черты К., воспринятые, через нормы нового реалистич. искусства, проявляются и в творчестве нек-рых актеров франц. т-ра 20 в. (актеры Ж. Ионель, Ж. Вилар и др.). Г р. Б.

К. в России возник в 30-50-е гг. 18 в. Для рус. К., по сравнению с зап.-европ., типичны нац.-патрио-тич. тематика (патриотич. гражданский пафос рус. К. основывался на крепнущей мощи рус. гос-ва, был связан с преобразованиями петровской эпохи), воспитательно-просветительские тенденции.

В области трагедии пробовали свои силы В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов, но подлинным основоположником рус. классицистской драматургии был А. П. Сумароков. Крупнейшими представителями рус. К. были также Я. Б. Княжнин и Н. П. Николев. В своей "Эпистоле о стихотворстве" (1747), одном из важнейших эстетич. теоретич. трактатов рус. К., Сумароков (как и Буало во Франции) строго разделяет жанры драматургии, считая, что трагедия не терпит "низменных" и смешных сюжетов, а комедия - слез и трогательных сцен, требует соблюдения закона "тр„х единств", подражания "прекрасной природе". В то время эти эстетич. нормы сыграли положительную роль в развитии рус. т-ра: ясность и ч„ткость художеств. формы, стремление к правдоподобию помогали преодолеть черты религиозной символики, аллегоризм образов, свойственные школьному т-ру. В противоположность франц. К. для рус. классицистской трагедии характерен интерес не к античному или восточному сюжету, а к рус. летописной древности ("Хорев", "Синав и Трувор" Сумарокова) и к рус. истории ("Димитрий Самозванец" Сумарокова). В трагедиях Княжнина ("Вадим") звучит протест против монархич. гос-ва как строя антигуманного.

Классицистская комедия отличалась сатирической остротой, близостью к жизни. Е„ персонажи носили имена, определявшие особенности их характера, в языке использовались интонации народной речи.

Утверждению на рус. сцене драматургии К. и появлению поколения проф. актеров, творчество к-рых было связано с К., способствовало открытие гос. общедоступного т-ра в Петербурге; возглавили т-р Ф. Г. Волков и А. П. Сумароков. Этот т-р боролся против стремления дворянских кругов насаждать на рус. сцене зап.-европ. придворный К. актеры т-ра Волков и И. А. Дмитревский способствовали пост. рус. передовой драматургии, открыли путь к дальнейшему развитию нац. школы сценич. иск-ва. Играя героич. роли в трагедиях Сумарокова, Волков подч„ркивал в них прежде всего тему свободолюбия. актер сильного, вдохновенного темперамента, он часто отступал от эстетич. канонов К. В творче-отве Дмитревского сказалась связь с рус. просветительством 18 в. Среди трагич. актеров рус. К.-Т. М. Троепольская и П. А. Плавильщиков, комедийный актер - С. Н. Сандунов.

На рубеже 18-19 вв. рус. К. переживал кризис в связи с обострением социальных противоречий внутри крепостного, феодально-абсолютистского гос-ва. В драматургии В. А. Озерова, в творчестве трагич. актеров А. С. Яковлева, Е. С. Сем„новой ощущались отход от старой классицистской манеры исполнения, стремление отразить новые веяния. Трагедии Озерова, во многом еще близкие нормам классицизма, приобрели черты сентиментализма, предро-мантизма.

В творчестве и теоретич. высказываниях декабристов была предпринята попытка возродить гражданственность, героич. начало, идейность К. Но это направление *уже сыграло свою историч. роль и в нач. 19 в. его устаревающие каноны мешали развитию реалистич. искусства России. С критикой К. выступали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. Г. Белинский.

Лит.: К p а н ц [Э.], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. 1с франц. J, СПБ, 1902;

Мокульский С. С., Французский классицизм, в кн.: Западный сборник, М.-Л., 1937; Буало, Поэтическое искусство, пер", М., 1937; то же, М., 1957; Б л ю м е н-ф е л ь д В., Проблема классицизма, "Литературный критик", 1938, JMi 9-10; Купреянова Е. Н.,К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4.М.-Л., 1959; L'abbe d'A u-b i n g n a с, La pratique du theatre, P., 1657; K r a n t z E., Essaisur l'esthetique de Descartes, etudiee dans les rapports de la doctrine cartesienne avec la litterature classique francaise au XVII siecle, P., 1882; Arnaud Gh., Les theories dramatiques au XVII siecle, P., 1888; B r a y R., La formation de la doctrine classique en France, P., 1927; D o u-trepont G., Les classiques juges par les romantiques, Brux., [1927]; Schurr Fr., Barock, Klassizismus und Rokoko in der franzosischen Literatur, Lpz., L928; Adam A., Histoire de la litterature francaise au XVII siecle, t. III. L'apogee du siecle. Boileau, Moliere, P., 1952; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII века, 4 изд., М., 1960; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема русского классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 127, кн. 3; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.-Л., 1948. Гр. Б.; Н. Лит. (К. в России).

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - основная система выразительных средств хореографического искусства. Основана на принципе поэтически-обобщ„нной трактовки образа человека, пластическом раскрытии его эмоций, мыслей и переживаний. Эта система складывалась на протяжении мн. веков и у мн. народов. Термин "К. т." возник в России в конце 19 в. в результате обособления отдельных видов танца, образования самостоятельных дисциплин, разделения танцовщиков на "классич." и "характерных" (см. Характерный танец). До этого времени в России и до сих пор в зарубежной терминологии К. т. именуется балетным, или театр. танцем.

Значит, влияние на формирование системы К. т. оказала антич. хореография (изображ„нная в скульптуре. вазовой живописи, графике и др.). К. т. вобрал в себя движения, заимствованные из нар. плясок, хороводов, бытовых танцев, впитал достижения мн. танц. культур, отобрав из бесчисленного числа положений и движений наиболее выразительные. Первые попытки осмысления театр. танца были предприняты в трактатах итал. и исп. учителей танца 15-16 вв., к-рые пытались систематизировать свод танцевальных положений и движений, используемых ими при сочинении т. н. "балли фигурати" (см. Балло). Художеств. особенности К. т. начали складываться в 16 в. в Италии (трактаты о танце Ф. Карозо, Ч. Негри и др.). Дальнейшее развитие система К. т. получила во Франции, в трудах Академии танца (П. Бошан, Р. Ф„йе). откуда получила свою терминологию. Проф. разработка нар., бального и сценич. танца привела к дифференциации и обобщению выразительных средств танца. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы К. т. Она построена на изучении различных групп движений, объедин„нных общими для каждой группы признаками, напр. группа приседаний (плие), прыжков (элевация), вращений (пируэты, туры, фуэте), положений корпуса (аттитюды, арабески) и др. В системе К. т. разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы (прич„м позиции ног разработаны значительно полнее), но строго ограничено число групп движений. Все движения К. т. строятся на основе выворотности. В теории К. т. разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещ„нных (croisee и нескрещ„нных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans). Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы К. т. служит средством создания художеств. образов балетного спектакля.

К. т. связан с проф. европ. музыкой, от к-рой зависит его содержание, метро ритм. Попытки нек-рых хореографов оторвать К. т. от музыки ни к чему не привели. Эволюция К. т. была обусловлена развитием и борьбой разл. для каждой эпохи эстетич. направлений (см. ст. Балет). Большое значение в развитии культуры К. т. имеет русская школа, к-рая получила значительное развитие в конце 19 в. Деятели рус. хореографии создали школу К. т., отличающуюся ярко выраженным нац. характером, чистотой и благородством пластич. языка, умением наполнить танец драматич. содержанием. Муз.-дра-матургич. реформа П. И. Чайковского обогатила школу рус. К. т. Прогрессивная направленность рус. К. т. явилась основой преемственности сов. школы К. т.

Лит.: Weaver J., Anatomical and mechanical lectures upon dancing, L., 1721; Rameau P., Le maitre a danser. P., 1725; В 1 as i s G., Traite elementaire, theorique et pratique de l'art de la danse, Mil., 1820; A d i-ce L., Theorie de la gymnastique de la danse theatrale. P., 1859; Степанов В. И., Программа занятий балетными танцами, в кн.: Борисоглебский М. В. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 260-62. См. также лит. при статьях Антраша и Балет. М. Габ., А. И.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ВОСТОКА (классический танец народов Азии) - понятие, включающее в себя танцы и танцевальные школы, существующие с древних врем„н в странах Вост. (Китай, Корея, Япония) и Юж. (Индия, Цейлон, Бирма, Индонезия, Вьетнам, Таиланд и др.) Азии. Традиционные формы К. т. В. сохранились в этих странах в силу особенностей их историч. развития.

Тысячелетия насчитывает инд. танцевальная куль' тура. Древние инд. танцы, сохраняющиеся до наст. времени, подразделяются на ряд стилей и школ: бхарат натъям, катхак, катакхали кучипуди, мани-пури. Они отличаются утонч„нной разработкой мимики и движений рук, своеобразной системой канонич. жестов (мудра).

К. т. В. входит как составная часть в театр. представления всех этих стран. С помощью "языка жестов" актер вед„т диалог. В инд. катакхали, где актер не произносит текста, жесты выражают определ„нные понятия. В кит. танце детально разработаны движения рук ("отрицающие" руки, "отдыхающие" руки и т. д.) и даже одной руки (рука "открытая", "направляющая", "бессильная" и др.). Исполнительские традиции К. т. В. передавались из поколения в поколение. В последние десятилетия в связи с подъ„мом нац.-освободит, движения в странах Азии К. т. В. переживает период возрождения.

Лит.: Восточный театр. Сб. статей, под ред. А. М. Мер-варта, Л., 1929; К р ы ж и ц к и и Г., Экзотический театр..., Л., 1927; Bowers Т., Theatre in the East. A survey Asian dance and drama, L., 1956, 1960; Концерты мастеров искусств Бирмы (Гастроли в Москве, Тбилиси...), М., 1956; Beaumont С. W., A Burmese PWC at Wembley. Some impressions of Burmese dancing, L., 1925; Г a p'г и Б., Театр и танец Индии, М., 1963; Bowers Т., The dance in India, N. Y., 1953; Chatterji U. (Srimati Usha), La danse hindoue. P., 1951; G о pal R. and D a d а с h a n j i S., Indian dancing, L., 1953; С у к а р н о, Коротко об индонезийских танцах, в кн.: С у к а р н о, Индонезия, М., 1956;

Танцы острова Бали, "В защиту мира", 1957, .No 77, с. 58-61; Holt C., Danse quest in Celebes, P., 1939; L e-1 y v e d van. Les danses dans le theatre javanais, P., 1931;

Zoete B. de and Spies W., Dance and drama in Bali, L., [1938]; R e г v a n 1 (Medjid), Le theatre et la danse en Iran,P., 1962; Groslier G., Danseuses cambodgiennes, anciennes et modernes, Р.,1913;0уян Юй-цзянь, Классическое танцевальное искусство Китая, "Народный Китай", 1957 ј 14, с. 26-30; G r ane t M., Danses et legendes de la, Chine ancienne, v. 1-2, P., 1926; Combe C. A., A Tibe-tan on Tibet, N. Y., 1926 (разд. Dance: Tibet, с. 175-79);

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница