Наши партнеры

https://dragonmoney104.online
Квартиры в Торревьехе купить новострои в Торревьехе.

Театральная энциклопедия
(страница 213)


КИПОРЕНКО-ДАМАНСКИЙ, Юрий Степанович (24.III. 1888-6.VIII.1955) - украинский советский артист оперы (драматический тенор). Нар. арт. УССР (1936). Чл. Ком-мунистич. партии с 1946. В 1907 впервые выступил в Харькове на драм. сцене (труппа О. Суходольско-го). Пению обучался у проф. С. Лабинского в Москве; совершенствовался в Италии у проф. Тана-ро. В 1913-38 пел в оперных т-рах Москвы, Саратова, Харькова и др. городов. С 1938 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Выступал как концертный певец, в т. ч. с исполнением укр. нар. песен. С 1948 в„л вок. класс в Киев. консерватории.

Партии: Собинин ("Иван Сусанин"; Гос. пр.. 1949);

Хлопуша ("Орлиный бунт" Пащенко), Матюшенко ("Броненосец Пот„мкин" Чишко), Андрий ("Тарас Бульба" Лысенко), Вакула ("Ночь перед рождеством"), Герман; Рауль ("Гугеноты"), Зигфрид, Тристан ("Зигфрид", "Тристан и Изольда" Вагнера), Отел-ло (о. п. Верди), Хозе, Радамес, Лоэнгрин, Тангейзер, Ка-нио и др. Е. В.

КИРАДЖЙЕВА, Нина (Надежда) Николова (р. 26. XI.1911)-болгарская артистка балета, балетмейстер. В 1928 поступила в Софийскую народную оперу, где исполнила партии: Одиллия; Яна ("Змей и Яна" Мано-лова), Демна ("Нестинарка" Големинова), Сванильда ("Ко.ппелия"), Зарема (Димитр. пр., 1950), Жизель и др. В 1951-54 училась в ГИТИСе (Москва) на балетмейстерском ф-те. В 1953 впервые выступила как балетмейстер, поставив дипломный спектакль в Софийской народной опере - балет "Лауренсия" (исполнила заглавную партию). Среди др. пост.: "Мирандолина" Василенко (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954);

"Треуголка" де Фальи (1961). С 1961 - гл. балетмейстер Софийской народной оперы. С 1958 препода„т в Высшем ин-те театр. иск-ва, с 1952 - в Софийском хореографич. уч-ще.

КИРГИЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы нар. кирг. драмы заложены в песнях-состязаниях акынов (айтышах), играх и обрядах. Пьесы на кирг. яз. появились лишь после Окт. революции. В кирг. театр. студии, организованной в 1926, были созданы и пост. первые произв. кирг. драматургии - драмы "Кайгы-луу Какей" ("Несчастная Какей") М. Токобаева, "Алым и Мария" и "Карачач" К. Джантошева, посвящ„нные теме бесправного положения женщины до революции. Уже в первых произв. К. д. заметно сочетание традиций устно-поэтич. нар. творчества с реалистич. и социальной направленностью пьес. В конце 20 - нач. 30-х гг. бурж. националисты сделали попытку использовать К. д. для пропаганды враждебной народу реакц. идеологии (трилогия "Академические вечера"), но передовые деятели К. д. и т-ра боролись за утверждение реалистич. тенденций в нац. иск-ве, изучали передовые традиции рус. драматургии и т-ра. В нач. 30-х гг. к драматургии привлекаются молодые кирг. писатели Ю. Турусбеков, К. Маликов, Р. Шу-курбеков, А. Куттубаев и др. В 1934 была создана пьеса Дж. Турусбекова "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь"), посв. событиям 1916, когда киргизам, преследуемым царизмом, пришлось откочевать в Китай и испытать там лишения и голод. В 30-е гг. гл. темой К. д. становится коллективизация. Этой теме посв. пьесы "Среди могил" Шукурбекова, "Враги колхоза" Куттубаева, "В колхозе Бешмойнок" Турусбекова, "Кулипа" Маликова и др. Широкую популярность приобрела драма Дж. Боконбаева "Алтын-кыз" ("Золотая девушка"), посв. борьбе кирг. народа за новую жизнь. Первый опыт в жанре кирг. комедии - пьеса Шукурбекова "Джапалак Джатпасов" (1935), написанная под влиянием "Ревизора". Интерес к драматизации нац. эпоса наш„л выражение в одном из лучших произв. К. д. -"Сарынжи" К. Эшмамбетова (1938) на сюжет эпоса "Сарынжи и Бокой". В годы Великой Отечеств, войны драматургами Киргизии написаны пьесы о героич. борьбе с врагом, о самоотверженном труде советских людей в тылу: "Клятва" То-комбаева, "Месть" Шукурбекова, "Ч„рная туча" Эшмамбетова, "Храбрецы" Джантошева и О. Сарба-гишева, "Дочь гор" Боконбаева. Патриотич. звучание получили и пьесы, построенные на фольклорном материале,- "Курманбек" Джантошева, "Джаныл" Куттубаева и Маликова. В конце 40-х гг. драматурги Киргизии обращаются к созданию пьес на совр. темы: "Песчаное предгорье" (1947) об освоении природных богатств Республики и "Современники" (1948) о жизни и труде заводских рабочих Т. Абдумомуно-ва. Преобразованиям кирг. деревни посв. пьесы "Мой аил" Шукурбекова (1948), "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (1951). В пьесах "Узкое ущелье" Абдумомунова (1953) и "Сердце бь„тся" Маликова (1957) показан самоотверженный труд советских людей, теме бдительности посв. пьеса А. Токомбаева "Следствие продолжается" (1962), о сов. молод„жи рассказывают пьесы "Расправляют крылья" Ш. Бей-шеналиева (1953), "Дочь Атабека" Абдумомунова (1955). Драматурги Киргизии разрабатывают и исто-рич. темы; события гражданской войны в Киргизии в первые годы Сов. власти отражают пьесы "На высокой земле" Маликова (1955), "Каныбек" Джантошева (1956); пьесы "Певец народа" Джантошева (1950) и "Мечта акына" Шукурбекова (1962) посв. великому кирг. акыну Токтогулу. В 60-е гг. появляются пьесы молодых драматургов: драма "Судьба от-ца Б. Джакиева (1960) - о борьбе за мир, муз. комедия "Холостяки" Ш. Бейшеналиева (1960) - о передовой советской молод„жи, его же драма "Кычан" (1961) - о кирг. пионере, повторившем подвиг Павлика Морозова, и др. В 1963 Т. Абдумомунов написал драму "Обжалованию не подлежит", посв. вопросам морали. К. д. является основой репертуара кирг. проф. т-ров, а также театр. самодеятельных коллективов республики.

Лит.: Киргизская советская драматургия, М., 1959;

Борбугулов М., Пути развития киргизской советской драматургии, Фрунзе, 1958. Д. Б р.

КИРГИЗСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Создан в 1941 в г. Фрунзе. Возникновению т-ра предшествовало создание в 1926 кирг. театр. студии и образование на е„ основе в 1930 кирг. драм. т-ра (реорганизован в 1936 в муз.-драм. т-р, см. Киргизский театр). Основу творч. коллектива составили выпускники ГИТИСа; их дипломные спектакли ("Король Лир", "Бедность не порок") стали первыми спектаклями К. д. т.

В годы Великой Отечеств, войны т-р создал пат-риотич. спектакли: "Клятва" Токомбаева, "Месть" Шукурбекова. Героико-патриотич. характер носили постановки пьес на фольклорном материале - "Курманбек" Джантошева и "Джаныл" Куттубаева и Маликова. В конце 40-х и в 50-х гг. т-р подготовил ряд постановок пьес кирг. драматургов, посвящ„нных совр. жизни кирг. народа: "Песчаное предгорье" (1947), "Узкое ущелье" (1953) и "Дочь Атабека" (1955) Абдумомунова, "Мой аил" (1948) и "Новый дом" (1957) Шукурбекова, "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (1951), "Сердце бь„тся" (1957) и "Девушки с одной улицы" (1960) Маликова, "Судьба отца" Джакиева (1960), "Лицом к лицу" инсц. повести Айтматова (1961), "Кычан" Бейшеналиева (1961), "Следствие продолжается" Токомбаева (1962). Эпизоды истории кирг. народа нашли сценич. воплощение в спектаклях: "На высокой земле" Маликова (1956), "Каныбек" Джантошева (1956), "Аширбай" Абдумомунова (1957), "Мечта акына" Шукурбекова (1962). Т-р ставил рус. и зарубежную драматургию: "Ревизор" (1945), "Любовь Яровая" (1949), "Отелло" (1950), "Бесприданница" (1951), "Человек с ружь„м" (1952), "Егор Булычев и другие" (1953), "Гроза" (1958), "Дядя Ваня" (1960), "Король Лир" (1963). В 1958 т-р участвовал в декаде кирг. лит-ры и иск-ва в Москве, где показал спектакли: "Курманбек" Джантошева, "Узкое ущелье" Абдумомунова, "Гроза";

"Тайфун" Цао Юя. В 1958 т-р был награжд„н орденом Трудового Красного Знамени. В составе т-ра (1963): нар. арт. СССР М. Рыскулов, нар. арт. Кирг. ССР А. Боталиев, С. Джаманов, Б. Кыдыкеева, А. Куттубаева, Д. Куюкова, Ш. Тюменбаев; засл. арт. Кирг. ССР А. Айбашев, С. Балкыбекова, Н. Китаев, А. Кобегенов, С. Кумушалиева и др. Гл. реж.-засл. деят. иск-в Кирг. ССР Д. Абдыкадыров.

РЕПЕРТУАР КИРГИЗСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1941. "Король Лир" (В. Орлов); "Бедность не порок" Островского (В. Орлов).

1942. "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (Айдаркулов), "Клятва" Токомбаева (Айдаркулов).

1943. "Двенадцатая ночь" (Сарбагишев), "Алдар Косе" Хусаинова (Айдаркулов).

1944. "Курманбек" Джантошева (Сарбагишев), "Месть" Шукурбекова (Джантошев), "Не вс„ коту масленица" (Ефремов).

1945. "Ревизор" (Свистунов), одноактные пьесы: "В школе" Джантошева, "Прежде чем сказать, подумай" Шукурбекова, "Нет, не так" Осмонова.

1946. "Два друга" Шукурбекова (Свистунов), "Джаныл" Маликова и Куттубаева (Свистунов и Джантошев).

1947. "Сотворение мира" Погодина (Ефремов), "Песчаное предгорье" Абдумомунова (Дрознес), "Русский вопрос" (Дрознес); "Кто что сделал?" Джантошева (Китаев и Кобегенов), "Бесстрашные герои" Бектурсунова (Дрознес).

1948. "Молодая гвардия" (Дрознес); "Мой аил" Шукурбекова (Конюкова), "Слуга двух господ" (Дрознес).

1949. "Тропа героя" Свистунов и Шукурбекова (Конюкова, Дрознес), "Любовь Яровая" (Дрознес, Саскеев), "Современники" Абдумомунова (Джантошев, Саскеев), "Зел„ный лес" Шукурбекова (Ефремов, Саскеев), "Особняк в переулке" Бр. Тур (Свистунов), "Несчастная Какей" Токобаева (Свистунов).

1950. "Отелло" (Свистунов); "Калиновая роща" Корнейчука (Свистунов), "В одном доме" Джантошева (Саскеев).

1951. "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (Свистунов), "Бесприданница" (Свистунов), "Молодая гвардия" (Свистунов); "Курман" Абдумомунова (Свистунов).

1952. "Человек с ружь„м" (Свистунов); "Борбаш" Абдумомунова, "На Новой земле" Каххара (Китаев).

1953. "Егор Булычев..." (Боров), "Долина изобилия" Бек-тенова и Казангапова (Ефремов), "Узкое ущелье" Абдумомунова (Рыскулов), "Поэма о друге" Афанасьева (Рыскулов).

1954. "Расправляют крылья" Бейшеналиева (Джаманов), "На глазах" Джумабекова (Китаев), "Сердечные тайны" Рахманова (Боров).

1955. "Кто сме„тся последним" Крапивы (Боров), "Петля строптивому" Джантошева (Рыскулов), "Новые радости"

Афанасьева (Ниязалиев), "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни (Шабанов), "Дочь Атабека" Абдумомунова (Ры-скулов).

1956. "Случай на курорте" Алыбаева (Рыскулов), "На высокой земле" Маликова (Шабанов), "Коварство и любовь" (Рыскулов); "Болот и Тынар" Кобегенова (Боров), "Ка-ныбек" Джантошева (Рыскулов).

1957. "Ноги в обиде на голову" Бектенова (Рыскулов), "Сердце бь„тся" Маликова (Рыскулов), "Хозяйка гостиницы" Гольдони (Тугуженов), "Близнецы" Эшмамбетова (Боталиев), "Курманбек" Джантошева (Рыскулов), "Аширбай" Абдумомунова (Боров), "Разлом" Лаврен„ва (Чефранова), "Без вины виноватые" (Вронская), "Коварство и любовь" (Чистяков);

"Тайфун" Цао Юя (Лещенко).

1958. "Гроза" (Лещенко); "Чудесный сплав" Киршона (Рыскулов), "Джапалак Джатпасов" Шукурбекова (Боров), "Узкое ущелье" Абдумомунова (Рыскулов).

1959. "Свадебное путешествие" Дыховичного (Лещенко), "Достойный пример" Шукурбекова (Рыскулов), "Карагай булак" Кобегенова (Боров), "Дочь Ганга" по Тагору (Лещенко), "Джаныл" Маликова и Куттубаева (Молчанов), "Сомбреро" Михалкова (Крамер, Суморин).

19в0. "Дядя Ваня" (Молчанов); "Ч„рный алмаз" Эйронова и Левинского (Рыскулов), "Когда листья падают" Аксакова (Молчанов), "Судьба отца" Джакиева (Абдыкадыров), "Анна Каренина" (Молчанов); "Девушки с одной улицы" Маликова (Рыскулов).

1961. "Кычан" Бейшеналиева (Назаралиев), "Одно дерево - не лес" Тажибаева (Абдыкадыров), "Лицом к лицу" Айтматова (Абдыкадыров), "Цветы в горах" Бейшеналиева, "Дело Адыла" Маликова, "Наша матьо Джантошева (Боталиев).

1962. "Солнечный луч" Волиной (Абдыкадыров), "Седые волосы моей матери" Мирзагитова (Литвинская), "Следствие продолжается" Токомбаева (Абдыкадыров), "Мечта акына" ("Токтогул") Шукурбекова, "Стряпуха" Софронова (Абдыкадыров).

1963. "Назар Стодоля" Шевченко (Кобе генов), "Палата" Ал„шина (Абдыкадыров), "Король Лир" (Абдыкадыров).

Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Б р у д-ный Д., Театральное искусство Киргизии, М., 1959; Киргизский государственный драматический театр. Фрунзе, 1958 (Декада кирг. искусства и лит-ры в Москве) Д. Бр.

КИРГИЗСКИЙ ТЕАТР. Истоки К. т.- в устном нар. творчестве. Элементы актерского иск-ва заключены в выступлениях акынов и нар. комиков (эл куудул-дары), к-рые в своих выступлениях на нар. праздниках сочетали диалог, пение, владели иск-вом мимики, жеста, достигали сатирич. заостр„нности (комики Ш. Термечиков, Куйручук и др.). Состязания акынов (айтыш), пастушеские и молод„жные игры, спортивные состязания, обряды зачастую превращались в своеобразные нар. представления; в них включались сатирич. сценки, диалоги, песни, игра на нац. муз. инструментах. Проф. К. т. возник после Окт. революции. Появление его было подготовлено развитием театр. самодеятельности. В 1926 во Фрунзе была организована театр. студия. Здесь были пост. первые произведения нац. драматургии - "Несчастная Какой" Токобаева и "Карачач" Джантошева, пьесы молодых кирг. драматургов - Турусбекова, Шукурбе' кова, Куттубаева. Формированию сценич. иск-ва в значит, степени способствовало обращение к рус. драматургии - спектакли "Ревизор" (1929), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1930), "Мятеж" (1929). В 1930 студия была преобразована в проф. драм. т-р. В первый период существования т-ра центральное место в репертуаре заняли муз. спектакли. В 1936 т-р получил наименование муз.-драматического. Почти одновременно, в 1935, во Фрунзе был создан постоянный рус. драм. т-р {Фрунзенский театр имени Н. К. Крупской), На сцене кирг. муз.-драм. т-ра были пост. "Ал-тын-кыз" ("Золотая девушка", 1937) Боконбаева, "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь", 1938) Турусбекова, создана первая кирг. опера "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере (1939), балет "Чолпон" Раухвер-гера (1944) и др. В 1942 т-р пост. оперу "Евгений Онегин". В том же году он был преобразован в Киргизский театр оперы и балета.

Драматич. т-р создан вновь в 1941 из числа выпускников моек. ГИТИСа и артистов ТЮЗа, существовавшего в Киргизии в 1936-41. Основой репертуара т-.ра стали пьесы кирг. драматургов К. Джантошева, К. Маликова, Т. Абдумомунова, Р. Шукурбекова, Ш. Бейшеналиева, а также переводная совр. и классич. драматургия.

С 1938 во Фрунзе работает кукольный т-р (в 1947 создана кирг. группа). Стационарные т-ры имеются и в других городах Киргизии: Джалал-Абадский кирг. т-р драмы (1937), Пржевальский кирг. драм. т-р (1937), Узб. муз.-драм. т-р в г. Оше (1930), Кирг. муз.-драм. т-р в Нарыне (1957). В 1958 во Фрунзе организован ТЮЗ. Всего в Киргизии (в 1963) 21 т-р, в т. ч. 13 народных т-ров, из к-рых крупнейшие: при клубе завода им. Ленина во Фрунзе (1959), Алайский (Ошская обл., 1960), Аламединский (1959), Кочкорский (1960), при Джалал-Абадском гор. дворце культуры (1961) и др. Илл. см. на отдельном листе к стр. 63-64.

Лит.: Искусство Советской Киргизии. Сборник, М., 1939; Л ь в о в Н., Киргизский театр. М., 1953; Б р у д н ы и Д., Искусство Советской Киргизии, Фрунзе, 1958; е г о же, Театральное искусство Киргизии, М., 1959; его ж е, Из истории русско-киргизских лит. и театр. связей, Фрунзе, 1960; Искусство Советской Киргизии. Аннотированный указатель литературы, Фрунзе, 1958. Д. Бр.

КИРГИЗСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (К и ргизский ордена Ленина академический театр оперы и балета). Организован в 1936 во Фрунзе как муз.-драм. т-р, в 1942 преобразован в т-р оперы и балета. Созданию т-ра предшествовала открытая в 1926 во Фрунзе кирг. театр. студия. В 1939 т-р был награжд„н орденом Ленина, в 1959 ему было присвоено звание академического. Первыми спектаклями т-ра были муз. драмы: "Алтын-кыз" ("Золотая девушка") муз. Власова и Фере (1937) и "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") Власова, Малдыбаева и Фере (1938). От муз. драмы коллектив переш„л к созданию крупных произв.

Первая киргизская опера "Айчурек" (по мотивам народного эпоса "Манас") Власова, Малдыбаева и Фере была пост. в 1939, известный кирг. балет "Чолпон" Раухвергера - в 1944. Кроме этих спектаклей, т-ром были пост.: нац. балеты "Анар" (1940), "Селькинчек" ("Качели") Власова и Фере (1943), "Куйручук" Молдо-басанова и Окунева (1960), оперы "Токтогул" Веприка

(1940), "Патриоты" Власова, Малдыбаева и Фере

(1941), "Кокуль" (1942) Раухвергера и др. Важную роль в развитии киргизского театра сыграли постановки классических опер и балетов. Были поставлены произведения рус. и зарубежных композиторов: "Евгений Онегин" (1942), "Чио-Чио-сан" (1943), "Бахчисарайский фонтан" (1948), "Кармен" (1949), "Лебединое озеро" (1949); "Опричник" Чайковского (1957), "Аида" (1959) и др. В 50-х гг. пост. нац. оперы: "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева и Фере (1951), "Айдар и Айша" Аманбаева и Германова (1952), "Молбдые сердца" Абдраева (1953), "Белый сокол" Руя-зова (1957), "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере (1958), "Мурат" Книппера (1959) и др. Для роста коллектива большое значение имело творчество композиторов А. Малдыбаева, В. Власова и В. Фере. В труппе т-ра (1963): нар. арт. СССР балерина Б. Бейшеналиева певица С. Киизбаева; нар. арт. Кирг. СОР певица М. Махмутова, певцы А. Мырзабаев, А. Джумабаев, С. Токтоналиев, К. Чодронов, засл. арт. Кирг. ССР С. Бекмурадова, И. Деркемба-ева, Ч. Джаманова, С. Джакобаева, М. Еркимбаева, Г. Иманкулова, Р. Чокоева, У. Сарбагишев, Б. Суслов; режиссеры нар. арт. Кирг. ССР А. Куттубаев и В. Я. Васильев, засл. деят. иск-в Кирг. ССР В. М. Шахрай; дириж„ры Н. Давлесов, К. Молдоба-санов, В. Руттер; балетмейстеры засл. деят. иск-в Кирг. ССР Н. Тугелов и Э. Мадемилова; хормейстеры засл. деят. иск-в Кирг. ССР С. Юсупов, Н. Штерн; художники А. Арефьев, А. Мвлдо-хматов и др. В 1939 и 1958 т-р привял участие в декадах кирг. лит-ры и иск-ва в Москве.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

{в скобках указаны фамилии постановщиков)

1937. "Алтын-кыз" ("Золотая девушка") Власова и Фере (Васильев).

1938. "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") Власова, Малдыбаева и Фере (Васильев).

1939. "Алтып-кыз" (Джетыкашкаев) Власова и Фере, "Ай-чурек" Власова, Малдыбаева и Фере (Куттубаев), "Аршин мал алан" Гаджибекова (Васильев).

1940. "Соперницы" Гертеля (Холфин), "Анар" Власова и Фере (Холфин), "Токтогул" Веприка (Куттубаев и Васильев).

1941. "Коппелия" Делиба (Козлов), "За счастье народа" ("Фрунзе") Власова и Фере (Алексеев), "Патриоты" Власова, Малдыбаева и Фере (Васильев), "Лауренсия" Крейна (Козлов).

1942. "Евгений Онегин" (Васильев и Борисович); "Кокуль" Раухвергера (Куттубаев и Борисович).

1943. "Волшебная флейта" Дриго (Козлов), "Селькинчек" ("Качели") Власова и Фере (Крамаревский), "Кыз-Жибек" Брусиловского (Васильев), "Чио-Чио-сан" Пуччини (Борисович), "Ким кантти?" ("Кто что сделал?") Абдраева, Аман-баева и Малдыбаева (Куттубаев).

1944. "Чолпон" Раухвергера (Крамаревский).

1946. "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере (Куттубаев и Васильев).

1947. "Раймонда" Глазунова (Козлов), "Сын народа" Власова и Фере (Просторов).

. 1948. "Евгений Онегин" (Васильев); "Тщетная предосторожность" Гертеля (Козлов и Васильев), "Травиата" Верди (Васильев), "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (Жуков).

1949. "Лебединое озеро" (Жуков); "Кармен" (Васильев и Куттубаев), "Красный цветок" (Жуков); "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского (Васильев).

1950. "Доктор Айболит" Морозова (Тугелов), "Пиковая дама" (Васильев); "Анар" Власова и Фере (Козлов и Тугелов).

1951. "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева и Фере (Малявин, Куттубаев, Васильев), "Русалка" (Брагинский).

1952. "Айдар и Айша" Аманбаева и Германова (Куттубаев, Васильев), "Фауст" (Шахрай).

1953. "Алеко" Рахманинова (Ковтунов), "Чолпон" Раухвергера (Тугелов), "Риголетто" Верди (Васильев), "Молодые сердца" Абдраева (Шахрай).

1954. "Под небом Италии" Юровского (Ковтунов), "Князь Игорь" (Шахрай); "Аджал ордуна" Власова, Малдыбаева, Фере (Куттубаев, Васильев), "Севильский цирюльник" (Шахрай).

1955. "Демон" (Васильев); "Эсмеральда" Глиэра, Василенко и Пуни (Тугелов), "Проданная невеста" Сметаны (Шахрай), "Весна в Ала-Тоо" Власова и Фере (Литвиненко и Тугелов).

1956. "Теремок" Польского (Васильев), "Лакме" Делиба (Васильев), "Токтогул" Малдыбаева и Абдраева (Шахрай, Куттубаев и Васильев), "Паяцы" (Шахрай), "Спящая красавица" (Литвиненко).

1957. "Черевички" Чайковского (Шахрай), "Анар" Власова и Фере (Холфин), "Опричник" Чайковского (Шахрай), "Белый сокол" Ряузова (Васильев).

1958. "Чолпон" Раухвергера (Тугелов), "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере (Куттубаев).

1959. "Мурат" Книппера (Шахрай), "Чио-Чио-сан" Пуччини (Киизбаева), "Жизель" Адана (Мадемилова), "Айчурек" (Куттубаев).

1960. "Аида" (Шахрай, Васильев), "Куйручук" Молдо-басанова и Окунева (Тугелов), "Холостяки" Аманбаева (Васильев), "Борис Годунов" (Шахрай); "Проделки Майсары" Юдакова (Куттубаев).

1961. "Тропою грома" Кара-Караева (Мадемилова), "Большой вальс" Штрауса (Мадемилова), "Джамиля" Раухвергера (Тихомиров и Куттубаев), "Корсар" Делиба (Тугелов).

1962. "Ромео и Джульетта" Прокофьева (Тугелов), "Колючая роза" Семеняки (Шахрай), "Лауренсия" (Мадемилова).

1963. "Сердце матери" Германова (Васильев). Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Б р у д-н ы.й Д., Театральное искусство Киргизии, М., 1959; Киргизский гос. ордена Ленина театр оперы и балета, Фрунзе, 1958. Д. Бр., Н. Л.

КИР‚ЙКО, Виталий Дмитриевич (р. 23. XII. 1926)- украинский советский композитор, педагог. В 1949 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Л. Н. Ревуцкого, в 1952 - аспирантуру (рук. Ре-вуцкий). С 1949 препода„т в той же консерватории. В 1958 в Львовском т-ре оперы и балета была пост. первая опера К. "Лесная песня" (собств. либр. по одноим„нной поэме Леси Украинки). К.- автор балета "Тени забытых предков" по повести Коцюбинского (1961, там же), музыки к драматическим спектаклям. Музыка К. связана с укр. песней, отличается напевностью мелодий. Более всего ему удаются ли-рич. произведения, исполненные поэтич. светлого чувства.

Лит.: [Архимович Л.], Виталий Кирейко, М., 1958;

Ефремова Л., Опера молодого композитора, "Советская музыка", 1959, ј 8, с. 32-41.'

КИРИЛЛОВ, Григорий Павлович [р.7(20).VIII. 1900] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончил режиссерские курсы (1921) и Театр. техникум (1924) в Ростове-на-Дону. Сценич. деятельность начал в 1922 в Театр, мастерской там же [первая роль - Доблеман ("Волчьи души" по Дж. Лондону)]. Был одним из организаторов ростовского 1-го Передвижного рабочего т-ра (1924). В 1926-30 играл в Моск. т-ре импровизации "Семперанте"; роли: Манухин ("Головоногий человек" по Гладкову) и др. С 1931 - актер Моск. т-ра Революции (ныне Т-р им. Маяковского). Большое значение для творч. формирования К. имела его работа с режиссерами А. Д. Поповым, И. Ю. Шлепяновым, Н. П. Охлопковым. Исполняя преим. роли отрицат. персонажей, никогда не повторяясь, К. создал галерею сатирич.образов корыстолюбцев и авантюристов: Оскар ("Лисички" Хелман), Лосев ("Закон чести" Штейна, Гос. пр. СССР, 1949), Бем ("Прага оста„тся моей" Буряковского), король Клавдий ("Гамлет"), Полу дин ("Персональное дело" Штейна). Новая сторона дарования артиста проявилась в положит. ролях - б. капитан амер. армии Реджиналъд Дэвис ("Судьба Реджинальда Дэвиса" Кожевникова и Прута), поэт Нигул Хярм ("Два лагеря" Якобсона), исполненных К. с большой теплотой. Среди ролей К.Капулетти ("Ромео и Джульетта"), Лещ ("Последние"), Бернардэ ("Лестница славы" Скриба), Ландель ("Побег из ночи" бр. Тур). Снимается в кино. Е. Фил.

КИРИЛЛОВ, Михаил Александрович (р.8.XI. 1900) - русский советский актер. Нар. арт. Туркм. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1941. С 1924 был актером и режиссером в театрах Томска, Про-копьевска (Кузбасс), Омска, Новосибирска, Волгограда, Иркутска. С 1937 - в труппе Рус. театра в Ашхабаде.

Роли: Полежаев ("Беспокойная старость"), Лир; Лука ("На дне"), Егор Булычев; Чебутыкин ("Три сестры"), Аллан ("Семья Аллана" Мухтарова), Забелин ("Кремл„вские куранты") и др. Д .

КИРИЛЛОВ, Петр Сем„нович (10.VII.1910-24.XI. 1955) - мордовский советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил Мордов. педагогич. техникум (1929), Моск. редакционно-изда-тельский ин-т (1934), сценарное отделение ин-та кинематографии в Москве (1938). Проф. лит. деятельность начал в 1926. Широкое признание получила историч. драма К. "Литова" - об участии мордвы в крестьянской войне под рук. Степана Разина - пост. на сцене проф. морд. т-ра (1939). К. принадлежат также пьесы: "Два брата" (1941), "Наша слава" (1947), "Свет над дальним углом" (1951) и др. В репертуар мн.т-ров СССР вошла историч. драма К. "Учительница" (1955), посв. революции 1905-07 в России. Выступал также как киносценарист.

Соч.: Литова, Саранск, 1940; Свет над дальним углом, Саранск, 1950; Учительница, Саранск, 1953; в рус. пер.-Избранное, М., 1955 и 1958; Учительница, М., 1956.

Лит.: Фетисов М., Творчество Кириллова, "Литературная Мордовия", 1954, JMfi 7; Бассаргин Б., Путь писателя. О жизни и творчестве Петра Кириллова, Саранск, 1958. р ' Б. Б.

КИРИЛЛОВА, Эсфирь Самойловна [р.18(31).V. 1903] - русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1924, по окончании Театр, техникума в Ростове-на-Дону, поступила в 1-й Передвижной рабочий т-р. Была актрисой Моск. т-ра импровизации "Семперанте" (1927-33), Моск. драм. т-ра под рук. Смышляева (1933-36; Лена - "Шестеро любимых" Арбузова, Мавра Тарасовна - "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского). В 1936 вступила в театр-студию под рук. Н. П. Хмел„ва (первая роль Мигач„ва - "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского). С 1937 - актриса Моск. т-ра им. Ермоловой. Среди ролей К. в этом т-ре - Лиза Протасова ("Дети солнца"), пастушка Одри ("Как вам это понравится" Шекспира), Незабудкина ("Бедная невеста" Островского), Мария Львовна ("Дачники"). Образы, созданные К., отмечены остротой сценич. рисунка, яркой выразит, формой, большой теплотой. Осн. место в репертуаре актрисы занимают роли сов. женщин: Юлия Дмитриевна ("Спутники" Пановой), Варвара Огарнова ("Счастье" Павленко и Радзин-ского) и др. В пьесах зарубежных драматургов К. сыграла - Кей ("Время и семья Конвей" Пристли), Чжэн Сю ("Судьба поэта" Го Мо-жо), Роза ("Суббота, воскресенье, понедельник" Д е Филип-по) и др. Е. Фил.

КИРИЦ‚СКУ (Kiritescu), Александр (28. III. 1888-11.IV.1961)румынский драматург, критик, театральный деятель. Окончил Бухарестский ун-т, факультет права, литературы и истории. Первая пьеса К."Побежд„нные" (1910). Писал преим. сатирич. комедии. Наиболее значит, пьесы этого жанра входят в "буржуазную трилогию": "Марчел и Марчел, или Анишоара и соблазн" (1923), "Флорен-тина" (1925), "Сплетницы" (1932, 1-й вариант под назв. "Осиное гнездо", 1929). Во время 2-й мировой войны К. написал пьесу "Диктатор" (1943-44) - памфлет на фашистский режим Антонеску. В 1923 впервые выступил как театр. критик в журн. "Рампа". В„л театр. отделы в журналах "Борьба" (1925-27),"Газета" (1934-38) и др. К. боролся за создание нац. репертуара, против безыдейных, бульварных пьес, стремился к развитию реалистич. традиций рум. т-ра. После освобождения Румынии от нем.-фашистской оккупации К. написал историч. трагедии: "Свадьба в Перудже" и "Микеланджело" (обе в сезон 1947-48), к-рые вместе с трагедией "Борджиа" (1937) составляют "трилогию Возрождения", историч. трагедию "Руксан-да и Томотей" (изд. 1957). К.также автор одноактных пьес.

Соч.: Gaitele. Comedie in 3 acte, Buc., 1953; Teatru Вис., [1956]; Ruxanda si Timotei. Poem dramatic, [Buc.J [1957]. Д. Ш\

КИРКОВ, Васил (1870-1931) - болгарский актер. Участвовал в любительских спектаклях в Карлово и Пловдиве. В 1888 сыграл в софийском т-ре "Основа" одну из своих первых ролей - Ангел ("Руска" Вазова). В 1890 - актер Столичной драм. труппы. С 1892 работал в театре "Слеза и смех" (впоследствии - Нар. театр). К.- один из выдающихся представителей роман-тич. направления в болг. театре. Обладал благодарной сценич. внешностью (стройной, изящной фигурой, красивым одухотвор„нным лицом), большой музыкальностью. Его редкой красоты голос поражал богатством интонаций. В первый период своей работы в театре К. играл роли молодых героев - его лучшими работами были Фердинанд, Карл Моор; трагич. судьбу болг. молод„жи К. выразил в образе Желю ("Вампир" Страшимирова). Он окрашивает исполнение этих ролей героич. романтикой, выражая протест против тирании и несправедливости. С острой характерностью сыграл Хлестакова и Кречинского. В последующие годы играл роли Васьки Пепла ("На дне"), Астрова; Христофорова ("У подножья Витоши" Яворова). Остротой обличения, глубоким трагизмом были исполнены сценич. образы Гамлета; Нехлюдова ("Воскресение" по Л. Толстому), князя Мышкина ("Идиот" по Достоевскому), маркиза Позы ("Дон Кар-лос") и др. С большим успехом играл роль Нила ("Мещане"), актеру удалось добиться историч. конкретности образа. В годы фашизма болг. власти преследовали К. за прогрессивную направленность его иск-ва, в 1926 он был уволен из т-ра, находился в тяжелом материальном положении. Передовая общественность страны упорно, но безрезультатно боролась за возвращение К. в Нар. т-р. Похороны К. превратились во всенародную демонстрацию. В надгробной речи К. Сарафов назвал К. "первым артистом".

Лит.: Пенев П.,Васил Кирков, София, [1953]; Д и м и т-ров Г., За литературата, изкуството и науката, [София, 1949]; КаракостовС., Васил Кирков, "Годишник на ВИТИЗ", 1958, т. 2, JMe 2.

КИРКУЛ‚СКУ (Chirculescu), Николае (р. 1903) - румынский композитор. Засл. арт. РНР (1962). Муз. образование получил в Бухарестской консерватории. В начале творч. пути писал в жанре л„гкой музыки, преим. джаза. После 1944 обратился к традициям нар. муз. иск-ва. К. вн„с значит, вклад в развитие нац. совр. оперетты. Популярна его оперетта "Свадьбы краше не бывало" о жизни совр. рум. деревни - крестьянских юношах и девушках (1951, Бухарестский т-р оперетты), пост. во мн. т-рах РНР. Музыка оперетты, построенная на нар. песенной основе, мелодична, темпераментна. Гос. пр. (1952).

Лит.: Мартынов И., Музыка нового мира, М., 1955. Д. Перс.

КИРМАПЮВЫЙ ТЕАТР - вид народного белорусского театра. Так назывались представления, дававшиеся в Белоруссии в дореволюц. годы на кирма-шах (ежегодных праздниках в сел. местностях, сопровождавшихся ярмарками). Близок русскому балагану. Представления разыгрывались на спец. помостах на ярмарочных площадях, состояли из акробатич. номеров, показа дрессированных медведей, плясок, небольших сцен-интермедий, часто заимствованных из репертуара батлейки, школьного театра и нар. драмы. Исполнителями были скоморохи, бродячие актеры. В. Д.

КИРОВ, Гено (1866-1944) - болгарский актер. Был народным учителем. Играл в любительских спектаклях. В 1895-99 получил по конкурсу стипендию и был послан в Москву, где учился в Моск. театр. уч-ще (класс А. П. Ленского). В 1899 возвратился в Софию, где дебютировал в т-ре "Слеза и смех" в ролях Ивана Грозного ("Василиса Мелентьева" А. Н. Островского) и Расплюева ("Свадьба Кречинского"). Роль Расплюева стала одной из лучших работ К. на протяжении всего его творчества. Для актера было характерно воплощение темы судьбы и страданий "маленького человека". К. перен„с на болг. сцену реалистич. традиции рус. актерской школы. Его игра отличалась т„плой задушевностью, человечностью, тонкой наблюдательностью, мастерством перевоплощения. К. был одним из лучших болг. комедийных актеров. Мастерски передавал особенность нар. речи обладал ярким юмором.

Роли: Перчихин ("Мещане"), Чебутыкин ("Три сестры"), Аким ("Власть тьмы"), старик Яников ("Гибель Содома" Зу-дермана), Досужев ("Доходное место"), Оргон ("Тартюф"), Страйджи ("Изгнанники" Вазова), Чорбаджии Петко ("Первые" Тодорова). Выступал на эстраде как чтец.

Лит.: Попов Ив., Миналото на българския театър. Спомени и документы, т. 1-2, София, 1939-42.

Ст. Я., Вас. М.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница