Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 210)


"КЕЛЛЕР-ТЕАТРЫ" ("Keller-theater", от нем. Keiler-подвал)-австрийские театры. Возникли в 30-х гг. 20 в. как товарищества молодых актеров и режиссеров, ищущих новые формы театр. выразительности. Работали в подвальных кафе Вены. В 1938 "К.-т." были закрыты нацистами, в 1945 открыты вновь. Наиболее известные "К.-т.": "Т-р Отваги" (осн. актрисой С. Кадмон в 1931), "Т-р в кафе Паркринг" (1951), т-р "Калейдоскоп", "Эксперимент", а также находящиеся в привилегированном положении т-ры "Трибуна" (1949), субсидируемый Министерством просвещения, "Маленький театр в Конпертхаузе" и т-р "Каммершпиле", являющиеся филиалами "Йозефштадттеатра" и пользующиеся всеми его преимуществами. Расцвет "К.-т." относится к концу 40-х гг. "К.-т." привлекали зрителей новизной репертуара, театр. при„мов, попыткой ответить на актуальные вопросы. После того как Кадмон поставила с огромным успехом спектакль "Страх и отчаяние в Третьей империи" Брехта, е„ т-р получил назв. "Т-ра Отваги". В "Трибуне" пост. "Ночи гнева" Салакру, пьесы Ануя; "Т-р в кафе Паркринг" впервые в Австрии показал пьесы Беккетта. Среди спектаклей "К.-т.": в "Трибуне" - "Его последняя апелляция" Шварца, "Раскольников", "Идиот" по Достоевскому, "Сафо и Алкей" Байра и др.; в "Парк-ринге" - "Доброе вино господина Нуше" Виллемса; в "Ателье-театре" (б. "Калейдоскоп") - "Орфей и Эвридика" Кокошки.

Лит.: Kahl K., Nachruf auf das Keller-theater,"Forum", 1960. ,ј 79/80 с. 288-89; Klaus R., Tod und Leben im Keller, там же, 1961, .ј 86, с. 62-63. Зин. П.

К‚ЛЛИ (Kelly), Джордж (р. 1887) - американский драматург. Был актером. Начал драматургич. деятельность с водевилей и одноактных пьес. Первая пьеса, прин„сшая К. признание,- "Несущие факел" (1922). В ней высмеивались нек-рые участники движения "малых театров". Комедия '"Пускать пыль в глаза" (1924) - сатира на мещанство. Наиболее известная пьеса К.-"Жена Крэга" (1925, пр. Пулице-ра), в к-рой героиня жестоко расплачивается одиночеством за пристрастие к чопорности. В своих пьесах К. разоблачает корыстолюбивых, душевно пустых, эгоистичных женщин. Среди др. пьес К.: "Смотри на жениха" (1927), "Мэджи великолепная" (1929), "Филипп ид„т вперед" (1931), "Отраж„нная слава" (1936), "Глубокая миссис Сайке" (1945), "Фатальная слабость" (1946).

Лит : Quinn A H., A history of the american drama, L., 1937; С о a d 0. S., M i m s E., The American stage, New Haven, 1929. Я. Б.

К‚ЛЛОГ (Kellogg), Клара Луиза (12. VII.1842- 13. V. 1916) - американская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Пению обучалась (с 1857) в Нью-Йорке у частных педагогов (Милле, Эрранй Муцио). Дебютировала в 1861 на сцене "Академии музыки" в Нью-Йорке, гастролировала в городах США. Исполнила партию Маргариты в премьере оперы "Фауст" Гуно в США (1863, Нью-Йорк). В 1867 впервые выступила в Европе (Англия). С 1868 К. снова в США, где в 1873-76 возглавляла собств. "английскую оперную труппу", исполнявшую на англ. яз. произв. оперной классики. К. выступала не только как певица, но и как режиссер-постановщик и переводчик оперных либретто на англ. яз. В 1879 вернулась в Европу (в 1881 посетила Петербург). В конце 1880-х гг. К. оставила сцену.

Голос К., широкого диапазона, отличался редкой красотой тембра и чистотой звука. Иск-во певицы покоряло блестящей техникой, грациозностью и артистизмом исполнения, оригинальностью интерпретации. К. была одной из самых выдающихся вокалисток своего времени.

Партии: Церлина ("Дон Жуан"), Джильда, Виолетта, Аида; Марта (о. п. Флотова) Филина ("Миньон" Тома), Линда, Мария, Лючия ("Линда ди Шамуни", "Дочь полка", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти) и др.

Лит.: Kellogg К., Memoirs of an american prima donna, N. Y.-L., 1913; Thompson 0., The american singer, N. Y., 1937. ?c. T.

КЕМАРСКАЯ, Надежда Ф„доровна [р. 16(28).1Х. 1899]- русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано) и оперетты. Нар. арт. РСФСР (1940). В 1920-24 училась в Моск. консерватории у

А. В. Секар-Рожанского, А. М. Лабинского и В. М. За-рудной. В 1922 поступила в муз. студию МХАТ. С 1926 - в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко. Обладала голосом красивого светлого тембра, выразительной дикцией и музыкальностью. Яркое драм. дарование определили обаяние, яркость комедийных и драма-тич. образов, созданных актрисой. Гос. пр. СССР (1952).

Партии: Рашель ("Мадемуазель Фифи" Кюи), Иоланта (о. п. Чайковского), Парася ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Наталья ("В бурю" Хренникова),Маша ("Северный ветер" Книппера), Надежда Светлова (о. п. Дзержинского), Кармен, Виолетта; Ивонна ("Джонни наигрывает" Кшенека). Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Клеретта ("Дочь мадам Анго" Лекока), Серполетта ("Корневильские колокола" Планкета) и др.

КЕМБЛ (Kemble) - семья англ. актеров 18-19 вв. Е„ родоначальники - Роджер К. (актер, руководитель странствующей труппы) и его жена - актриса Сара Уорд. Из их 12 детей почти все стали актерами. Наиболее выдающиеся из них: 1) Сара Cw доне.

2) Джон Филип К. (1.11.1757-26.II.1823), актер и драматург (трагедия "Велизарий", фарс "Женщина-офицер" и др.). Выступал в Лондоне (т-ре "Друри-Лейн", "Ковент-Гарден", к-рый он возглавлял), Дублине, руководил т-ром в Ливерпуле (1789). Играл Октавиа-на в муз. драме Дж. Колмана "Горцы" (1793). Роли:

Гамлет (1783, "Друри-Лейн", исполнял эту роль в придворном костюме своего времени), Отелло (1784, в костюме англ. генерала), Макбет (1785), Марло ("Она унижается, чтобы победить" О. Голдсмита, 1794), Просперо в переработке шекспировской "Бури" (1806-07), Брут ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1812), Кориолан (1817, его последняя роль). актер клас-сицистского направления, К. был на сцене импозантен, даже величествен, патетичен, обладал большой культурой, считался мастером монолога. Но его патетика была холодна, декламация риторична, образы статичны и абстрактны. В комедиях он, по словам современника, был "весел, как похороны, и подвижен, как слон". Джон К. способствовал насаждению клас-сицистских традиций на англ. сцене.

3) Стивен К. (21.IV.1758 - 5.VI.1822) - актер и администратор, работал в Лондоне ("Друри-Лейн", "Ковент-Гарден") и в провинции (Манчестер, Ливер-пул, Эдинбург, Глазго и др.). Наиболее удачно играл Фальстафа в "Генрихе IV" (1806-II часть, "Ковент-Гарден"; 1816 - I часть, "Друри-Лейн"), чему способствовали его внешние данные. Стивен К. писал поэмы, оды, баллады, перерабатывал пьесы др. авторов.

4) Чарлз К. (25. XI. 1775-12.XI.1854) - играл в провинции и в Лондоне ("Друри-Лейн", "Ковент-Гарден"), гастролировал в Бельгии, Франции, Германии, Америке (1832-34,вместе с дочерью Фанни К., к-рая дебютировала в 1829 в роли Джульетты и стала впоследствии известной актрисой). Роли: Орландо в "Как вам это понравится" (Шеффилд, 1792), Чарлз Сэрфес в "Школе злословия" Шеридана (1800), Антоний в "Юлии Цезаре" Шекспира (1812), Макбет (1815), Шейлок. Имел успех в роли Ромео и особенноМеркуцио из той же трагедии (1829). Занимался переработкой и сочинением пьес ("Дело чести", Лондон, 1800). В 1840 оставил сцену, после чего читал лекции о Шекспире.

Лит.: Baker H., John Philip Kemble, Cambr. (Mass.), 1942.

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕАТР (Кемеровский областной драматический театр имени А. В.Луначарского) - русский советский театр. Осн. в 1934. До 1936 наз. "Культармеец Кузбасса". Гл. режиссерами К. т. были М. П. Смелков, Л. М. Ме-ерсон, А. Я. Волгин, Я. Д. Бродский и др. В труппе (1962): засл. артисты РСФСР Ф. Н. Белинская, П. Г. Князев, П. П. Бетев, артисты Г. В. Беляев, А. Н. Самохвалов, Н. М. Силина, Г. С. Ишкова, А. М. Гульковский, Ш. Н. Ефанов, Г. Л. Морозов, В. И. Боборыкин, Г. Н. Кузнецова и др., гл. реж.- Д. А. Левин, гл. художник М. Т. Ривин. В 1960 при т-ре открыта студия. В 1961 выстроено новое здание т-ра (на 801 место).

Спектакли: "Гибель эскадры" (1934); Чапаев" по Фурманову (1938), "Давным-давно" Гладкова (1943), "Семья" Попова (1952), "Кремл„вские куранты" (1957); "Грозовой год" Каплера (1957), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961), "Последние" (1954), "Дети солнца" (1959), "Вишн„вый сад" (1955), "Разбойники" (1960). Т-р ставит спектакли на местные темы: "Земля Кузнецкая" инсц. И. С. Попова по роману Волошина (1951), "Когда гаснут зв„зды" Оз„рского (1956). А. Ив.

КЕМП (Кетре), Уильям (ум. ок. 1608) - английский комедийный актер. Сценич. деятельность начал в 90-х гг. 16 в. Имя К. впервые встречается в труппе "слуг графа Лестера" (1591). В 1594-95 вступил в труппу "слуг лорда-камергера", во главе к-рой стояли Шекспир и Р. Б„рбедж. Играл комич. роли слуг в пьесах Шекспира (Пьетро - "Ромео и Джульетта", Кизил - "Много шума из ничего" и др.). В 1607 выступал в спектакле "Путешествие тр„х английских братьев". В его ярко буффонном иск-ве нашли продолжение традиции нар. площадных актеров. К. славился даром сценич. импровизации. Вероятно, его имел в виду Шекспир, протестуя в "Гамлете" против актерских отсебятин. Особую популярность среди лондонского люда принесло К. мастерское исполнение джиги - комич. танца с пением, к-рым обычно завершались спектакли в шекспировском т-ре. В 1599 К. покинул труппу "слуг лорда-камергсра", в 1602 играл в труппе "слуг графа Ву-стера", затем вернулся к Б„рбеджу.

Лит.: Chambers E. К., The Elizabethan stage, v. 1-4, L. - Qxf., 1923. А. Б.

КЕНЖЕТАЕВ, Каукен (р. 1916) - казахский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Казах. ССР (1959). В 1936-40 учился в Моск. консерватории. В 1941-42 работал в Т-ре оперы и балета им. Абая, в 1942-46-в Ансамбле пограничных войск, с 1946- вновь в Т-ре оперы и балета им. Абая. В 1946 -47 К. окончил Алма-Атинскую консерваторию. К. создал муз.-сценич. образы героических, сильных, волевых людей (герой эпоса Ер-Таргын, вождь восстания Жалбыр в о. п. Брусиловского). Выразительно исполняет партии жестоких угнетателей народа: волостной управитель Жанбота ("Биржан и Сара" Туле-баева), феодал Бекежан, урядник Сем„н ("Кыз-Жибек", "Дударай" Брусиловского), военачальник Лоя ("На-зугум" Кужамьярова), Хан ("Алтынчеч" Жиганова). Участвует в спектаклях рус. труппы т-ра. Партии:

Руслан, Демон, князь Игорь, Эскамильо; Капулетти ("Ромео и Джульетта" Гуно) и др. Выступает также как реж.; пост. оперу Брусиловского и Тулебаева "Амангельды" (1959). Н. Л,

КЕНЬЕ (Caigniez), Луи Шарль (13. IV. 1762-19.11. 1842) - французский драматург. По профессии адвокат. В 1799 дебютировал пьесой "Обед горбунов" и вскоре целиком посвятил себя драматургии. К. б.ыл одним из осн. авторов мелодрам, ставившихся в парижских "т-рах бульваров". Более тщательная, чем у др. драматургов этих т-ров, лит. обработка текста, интерес к психологич. разработке образов принесли ему прозвище "Расина бульваров" (соответственно, его соперников Г. Пиксерекура и Ж. Г. А. Кювелье де Три называли "Корнелем и Кребильоном бульваров"). Лучшая пьеса К. - мелодрама "Сорока-воровка, или Служанка из Палезо" (совм. с дОбиньи, 1815, т-р "Порт-Сен-Мартен"). Трогательная история девушки-служанки, несправедливо обвин„нной в краже, привлекла зрителей человечностью и демократизмом. Эта пьеса положена в основу оперы "Сорокаворовка" Россини (1817), сюжет е„ использован также А. И. Герценом в одноим. повести. Большой успех имели также мелодрамы К. "Суд Соломона" (1802, т-р "Амбигю комик"), "Германштадтский лес, или Ложная супруга" (1805, там же), "Вечный жид" (1812, т-р "Гете"), "Дитя любви" (1813, т-р "Амбигю комик"), "Безумная из Вольфенштейна" (1813, там же), "Жанде Кале" (1815, там же), "Вороны-обви-нительницы, или Серкотский лес" (1816), мимодрама "Уголино, или Башня голода" (1820, Олимпийский цирк) и мн. др.

Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger..., P., 1878 (Histoire universelle d'i theatre, t. 5); G е о f f г о y Ch., Cours de la litterature dramatique, v. 6, P., 1825: Brazier N., Histoire des netits theatres'de Paris..., v. 1, P., 1838; G i n i s t y P., Le melodrame, P., [191l]. c\ ф.

КЕПУРА, Кипура (Kiepura), Ян (p. 16.V.1902)- польский артист оперы (лирико-драматический тенор). Пению обучался в Варшаве у Т. Леливы и В. Бжезинь-ского. Дебютировал как концертный певец в 1923. Впервые выступил на оперной сцене в Варшаве в 1925. В 1926-28-солист Венской гос. оперы. Пел в крупнейших оперных т-рах Европы и Америки, в т. ч. "Ла Скала" (1929, 1931), "Чикаго сити опера" (1931), "Метрополитен-опера" (1938-42). В 1942 оставил оперную сцену; продолжал выступать в оперетте. Гастролировал как концертный певец вместе с женой М. Эг-герт, австрийской певицей, в Англии, Франции" Италии, США. В 1958 К. после длительного отсутствия посетил Польшу, дал неск. концертов в Варшаве и Кракове. К.- один из выдающихся совр. певцов; прославился как исполнитель итал. и франц. оперного репертуара. Мастер бель канто, К. обладает гибким, сильным тенором широкого диапазона с развитым верхним регистром, тембр его голоса очень красив. Певец покоряет слушателей виртуозным мастерством, тонкостью и проникновенностью чувства, оригинальностью интерпретации. Славится также как исполнитель польских нар. песен. С 1930 снимается в кино.

Партии: Герцог, Ходе, Фауст, Каварадосси, Рудольф;

Калаф, Де Грие (Турандот", "Манон Леско" Пуччини) и др.

Л. Коз.

"КЕПЧЙ" - балкарско-карачаевское пантомимическое представление преимущественно сатирического содержания. Разыгрывается на традиц. празднестве, связанном с земледельческим обрядом.

КЕРБАБАЕВ, Берды Мурадович (р. 15.III. 1894) - туркменский советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Туркм.ССР (1943). Чл.Коммунистич. партии с 1948. Учился в медресе (духовная школа) в Бухаре. В 1927-28 учился в Ленинграде, в Ин-те востоковедения. Лит. деятельность начал в 1923. В 1926 написал первую пьесу "Терьякеш и тебиб" о наркоманах и знахарях. К. принадлежат пьесы: "Подъ„м" (1937) о коллективизации, "Баба-болтун" (1941) - комедия из колхозной жизни, "Махтумкули" (1941) о туркм. поэте, "Любовь к Родине" (1941) об Отечеств, войне, "Братья" (1944) о дружбе народов, "К урбан Дурдыев" (1948) о герое Сов. Союза, "Решающий шаг" о становлении Сов. власти в Туркмении (1957). Все эти пьесы пост. в Туркм. академич. т-ре драмы (Ашхабад). К. написал либретто оперы "Абадан", посв. Отечественной войне (пост. в Туркм. т-ре оперы и балета им. Махтумкули, Ашхабад). Гос. пр. СССР (1948, 1951). Чл. АН Туркм. ССР (1951). Л. АН.

К‚РВЕЛС (Keurvels), Эдуард (8. III. 1853-29.11. 1916)- бельгийский дириж„р, композитор. Музыке обучался у И. Бенуа. Творч. деятельность начал как помощник дириж„ра оперного т-ра в Антверпене; с 1882 - капельмейстер Фламандского нац. т-ра. Важной заслугой К. является введение в репертуар бельг. т-ров опер Вагнера и оперы "Фиделио" Бетховена. Под рук. К. на сцене Флам. нац. т-ра было пост. неск. лирич. драм (диалогизированных опер) П. Бенуа ("Гентское умиротворение", 1890, и Др.). Автор неск. опер ("Паризина", "Гамлет", "Ролла") и зингшпилей, пост. в т-рах Бельгии, а также произв. в др. жанрах. Л. М.

КЕРЕСЕЛЙДЗЕ, Арчил Павлович [р. 11 (24).XII. 1912] - грузинский советский композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Музыке обучался в Тбилисской (1929 - 35) и Моск. консерватории, к-рую окончил в 1939 по кл. композиции (педагоги-Н. Мясковский, Д. Кабалевский и Г. Литинский). К. принадлежат опера "Баши Ачуки" по поэме А. Церетели (1946, Т-р оперы и балета им. Палиашвили), балет "Назиб-рола" (1941), муз. комедии "Любовь актрисы" (1948), "Сила песни" (1949), "Под небом Тбилиси" (1950), "Три невесты" (1951), "Полет с луны" (1959) - все пост. в Т-ре муз. комедии им. Абашидзе, музыка к спектаклям (св. 150), фильмам, а также симф., камерно-инструмент., вок. и др. произв. театр. музыка К., так же как и вс„ его творчество, привлекает яркой мелодичностью, напряж„нной динамикой сцен, нац. колоритом.

Лит.: Иашвили М., А. П. Кереселидзе (монография, печатается). Л. Ц.

КЕРЕСЕЛЙДЗЕ, Иване Иоанович [10(22).XI.1829- 21.XII.1892] - грузинский писатель., переводчик. Участвовал в восстановлении груз. т-ра в 50-х гг. 19 в. В 1855-56 руководил этим т-ром. Перев„л ряд русских и др. сценич. произведений на груз. яз. Е. Ш.

КЕРНЕР (Kerner), Иштван (5.IV.1867-27.VIII. 1929)-венгерский оперный дириж„р. Муз. образование получил в Будапеште. В 1884 был принят альтистом в оркестр Будапештского оперного т-ра. С 1895 работал там же как оперный дириж„р. Осуществил пост. мн. опер и балетов венг. композиторов-Г.Гольд-марка ("Домашний сверчок", 1896), Ф. Эркеля ("Банк-бан", 1897), Э. Пол ьдини (балет "Железный человек", 1896) и др. В 1919-20 К.- директор, в 1927-29- муз. директор Будапештского оперного т-ра. Манера исполнения К. отличалась сдержанностью, внутр. эмоциональностью. В исполнении К. по-новому прозвучали знакомые венг. слушателю оперы "Похищение из сераля" Моцарта, "Фиделио" Бетховена, "Травиата", "Севильский цирюльник" и др. Пост. оперы Вагнера "Парсифаль" (1925) - последняя работа дириж„ра. Я. Дубр.

КЕРНЕР (Korner), Теодор (23. IX.1791- 26.VIII. 1813) - немецкий поэт и драматург. Сын судебного чиновника, друга Г„те и Шиллера. В 1810-12 К. изучал историю, философию и право в Лейпциг-ском, Берлинском и Венском ун-тах. В 1812 стал драматургом венского "Бургтеатра". В 1813 К. принял участие в войне против Наполеона и погиб в бою под Гадебушем.

К. представитель нем. романтизма нач. 19 в., выражающего идеи дворянского патриотизма эпохи нац.-освободит, войн против Наполеона. В ряде произведений К. ярко проявились националистич. тенденции; он ратовал за независимость немцев под эгидой монархии и церкви. Но его творчество (особенно трагедии, написанные под влиянием Шиллера) было проникнуто патриотич. пафосом борьбы с иноземными поработителями. Этим объясняется огромный успех пьес К. у современников.

Первые пьесы К. - одноактные комедии "Невеста" и "Зел„ное домино" написаны в 1811, пост. в "Бург-театре". В 1812 он написал трагедии "Искупление", "Розамунда", драмы "Тони", "Гедвига", комедию "Ночной сторож", к-рые ставились в "Бургтеатре" и в Веймарском т-ре. В лучшей трагедии К. "Црини", прославляющей героизм защитников родины, драматург использовал историч. сюжет (оборона венгерской крепости Сигед от нашествия турок) для отражения совр. событий. Пьеса была высоко оценена современниками и впоследствии В. Г. Белинским за патриотическую направленность. Однако в художеств. отношении драмы К. не представляли особой ценности. Драмы и комедии К. (последние носяг развлекательный характер, отмечены влиянием Коце-бу) написаны тяжеловесным александрийским стихом, статичны. Трагедии К. ставились в России ("Црини" в 1832 и др.).

Соч.: Werke, hrsg. von H. Zimmer, Bd 1-2, Lpz., [1917J; в рус. пер.- Тони, в кн.: Избранный немецкий театр. т. 4, М., 1831: Розамунда, М., 1833; Зрини, М., 1903.

Лит.: Белинский, Собр. соч., т. 10, М-, 1956. с. 381-85; Z eine г E., Korner als Dramatiker, Stockerau, 1900; Topf l e J., Th. Korner. Diss.. W., 1943.

Г. Гур., Harn. В.

"К‚РНТНЕРТОРТЕАТР" ("Karntnertortheater") - один из старейших т-ров Вены. Построен в 1709, арх. А. Бедуцци. Первонач. в "К." ставились драм. спектакли (в 1712 И. Страницкий создал первый постоянный драм. австрийский т-р, к-рый работал в "К."). Наибольшую известность "К."приобр„л в нач. 19 в., когда на его сцене были пост. соч. крупнейших композиторов того времени, в т. ч. "Фанирка" Керубини (1806), "Эврианта" (1823) и "Оберон" (1829) Вебера, "Фра-Дьяволо" Обера (1830), "Норма" Беллини (1833), "Дон Паскуале" (1843) и "Фаворитка" (1864) Доницетти, "Эрнани" (1844), "Риголетто" (1852), "Трубадур" (1854), "Травиата" (1855) Верди, "Лоэнгрин" Вагнера (1858), "Фауст" Гуно (1862) и др. С 1869 ведущим оперным т-ром Вены становится Венская опера, и "К." утрачивает сво„ значение. Вс. Г.

"К‚Р-ОГЛЫ" ("К „ p-О Г Л у") - опера У. Гаджи-бедова, либр. композиторов, М. Ордубады и Г. Исмаилова по мотивам нар. сказаний. Пост. 30 апр. 1937, Т-р оперы и балета им. Ахундова (дириж„р У. Гаджибеков, реж. Идаят-заде, худ. Мустафаев; К„р-огльт - Бюлль-Бюль, Нигяр - Искендерова, Ибрагим-хан - Мустафаев, Гасан-хан-Баги-ров, Хамза-бек - Гусейнов), в 1943 пост. в Баку на рус. яз. В 1938, 1959 показана на декадах азерб. иск-ва в Москве. 30 апр. 1962 в Баку - юбилейный спектакль с участием артистов из союзных республик. Пост. в др. городах:

Ашхабад (1939, 1958), Ереван (1942), Ташкент (1950).

Издания: "К.-о.", рус. пер. Л. Г. Зорина, М." Муз-гиз., 1952. Я. Г р.

КЕРР (Кегг), Альфред (наст. фам.- К е м п н е р, Kempner; 25. XII. 1867 - 12. X. 1948) - немецкий театральный критик. Учился в ун-тах Бреславля и Берлина. Литературно-критич. деятельность начал в 1898. К. считал, что театр. критика является самостоят. художеств. жанром, он создал особый вид рецензии, к-рая состояла из импрессионистич. зарисовок. В Берлине К. сблизился с О. Брамом и стал одним из первых театр. критиков, пропагандирующих драматургию Ибсена и Гауптмана на нем. сцене, одновременно он резко критиковал пьесы Зудермана. К. выступал против свойственной декадентским драмам абстрактности образов, требовал от драматурга логически стройного развития действия и "многоступенчатости" в построении характера. Революц. события в России в нач. 20 в. вызвали пристальное внимание критика к рус. театр. иск-ву. Он писал о гастрольных спектаклях Савиной в Берлине, высоко оценивал пьесу Горького "Враги", в к-рой, по утверждению критика, писатель показывает рус. народ в героич. период его истории. К. сотрудничал в ряде газет и журналов ("Таг", "Магацин фюр литератур", "Н„йе рундшау", "Франкфурте? цейтунг", "Берлинер тагеблатт"). В 1933 К. был вынужден эмигрировать из Германии из-за преследований со стороны нацистов и лишь незадолго до своей смерти вернулся из Лондона на родину.

Соч.: Die Welt im Drama, Bd 1-5, В., 1917;Neue Aufl.. В., 1954; Die Welt im Licht, Bd 1-2, В., 1920-27.

Лит.: S е i d l W., Die geistige Haltung der neueren deutschen Theaterkritik... Diss., Monaco, 1951. Я. Я.

К‚РСТЕЙН (Kirstein), Линкольн (р. 1907) - американский балетный критик и деятель балетного т-ра. К. объединил деятелей балетного т-ра США, пожертвовал средства для организации балетных трупп. Был директором трупп "Балле тиэтр", "Балле Караван" и "Балле сосайети", "Нью-Йорк сити балле". В своих теоретич. трудах и практич. деятельности К. отстаивает принцип абстрагированного танца, не связанного содержанием ("Что такое балет?", изд. 1959). Был основателем периодич. издания "Данс индекс" (1942-48), написал книги: "Танец" (1935), "Взрыв балета" (1938), "Балетная азбука" (1940); автор статей по вопросам балетного т-ра.

Соч.: Dance, N.Y., [1935]; Blast at the ballet, N. Y., 1938; Ballet Alphabet, N. Y., 1939; The classic ballet. Historical development, в кн.: The classic ballet. Basic technique and terminology, N. Y., 1952; What ballet is about, "Dance Perspectives", 1959, ј 1. Дат. Р.

"К‚РТЕН" - см. "Куртина".

КЕРУБИНИ (Cherubini), Луиджи (14. IX. 1760, Флоренция,- 15. III. 1842, Париж) - композитор. По происхождению итальянец, сыграл значит, роль в истории франц. музыки. Член Ин-та Франции (с 1815). Муз. образование получил в Болонье у Дж. Сарти. Первоначально выдвинулся как автор итал. опер-сериа и опер-буффа. С 1784 был придворным композитором в Лондоне, в 1786 переселился в Париж. Был одним из виднейших представителей муз. иск-ва эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. В Париже К. написал 14 опер на франц. тексты, в т. ч. "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Два дня" (1800, в России и Германии известна под названием "Водовоз"). Эти произв. знаменовали возникновение нового, героич. жанра, т. н. "оперы спасения" в к-рой нашли отражение идеи борьбы с тиранией. Высокой патетикой насыщены оперы К. на античные сюжеты "Медея" (1797) и "Анакреон" (1803) - образцы оперного классицизма революц. эпохи. В сво„м творчестве К. развивал принципы оперного иск-ва X. В. Глюка. Драматич. пафос сочетался в его операх с клас-сич. простотой и законченностью стиля, с широтой симфонически обогащ„нных оперных форм. К. один из первых вв„л в муз. язык героич. опер народно-песенные мелодии. В 1789-92 К. дирижировал спектаклями итал. оперной труппы т. н. "буффонов". С 1795- один из инспекторов, с 1816 - профессор, с 1822- директор Парижской консерватории. Творчество К. отличается мелодич. ясностью, мастерством полифонии и оркестровки, выразительностью муз. декламации. Музыку К. высоко ценили Бетховен и Глинка.

К. принадлежат также оперы: "Квинт Фабий" (1780, Александрия), "Адриан в Сирии" (1782, Ливорно), "Деметрий" (1785, Лондон,) "Демофон" (1788, Париж), "Фаниска" (1806, Вена), "Пигмалион" (1809, Париж), "Абенсераги" (1813, там же), "Али Баба, или Сорок разбойников" (1833, там же) и др., мн. вок. и инструмент, соч.

Лит.: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, [2 изд. ], М., 1950 (гл.Добавление); Т ь е р с о Ж., Песни и празднества французской революции, пер. с франц., М., 1933; Р а-диге А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Н о h е n е m-s er R., Luigi Cherubini, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1813; Quatrelles L'Epin eM..Cherubini (1760-1842). Notes et documents inedits, Lille, 1913; S с h 1 i t z е r F., Ricerche su Cherubini, Siena, 1954.

"КЕТО И КОТЭ" - комическая опера В. Долид' зе (либр. композитора по пьесе А. Цагарели "Ханума", переработано И. Гришашвилн).'Пост. 11 дек. 1919, Тифлис (дириж„р Столерман, реж. Цуцунава, худ. Зальцман). В 1924 пост. в Москве Оперным т-ром Зимина (дириж„р Штей-ман, реж. Цуцунава, худ Маторин, балетм. Симонов; Ле-ван - Головин, Маро - Маркитан, Котэ - Великанов, Макар - Суходольский, К его - Лисичкина, Сако - Светлов, Сико - Палачев, Барбале - Шелудковская, Бабуси - Мензбир). В 1937 пост. Т-ром оперы и балета им. Палиашвили на декаде груз. иск-ва в Москве (дириж„р Азмайпара-швили, реж. Патаридэе, худ. Гудиашвили, балетм. Сухи-швили, хормейстер П. Палиашвили; Леван- Гамрекели, Маро - Давиташвили, Котэ - Кварелашвили, Макар - Исец-кий, Кето - Накашидзе, Сако - Кавсадзе, Сико-Сванидзе, Барбале - Сухиашвили, Бабуси - Степанян). В 1950 пост. Моск. муз. т-ром им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко (нов. рус. текст С. Болотина и Т. Сикорской, новые муз. номера В. Мурадели, дириж„р Шавердов, пост. Канделаки. реж. Кемарская, худ. Айвазян, хормейстер Степанов, балетм. Сухишвили; Леван - Ильинский, Маро - Борисова, Макар - Степанов, Котэ - Матвеев, Кето - Юдина, Барбале - Янко, Кабато - Росницкая, Сако - Федосов, Сн-ко - Донец, Дареджан - Кузнецова). Пост. в др. городах Сов. Союза: Киев (1938), Свердловск (1940), Воронеж (1940), Ташкент (1941), Ереван (1948), Ленинград (1950), Куйбышев (1950), Одесса (1955) и др. ff, Г р.

КЕТУРАКИС (наст. фам.- Вилкутайтис), Юозас (1. III. 1864-1913) - литовский драматург. Автор пьесы "Америка в бане" (1895), показывающей тяж„лую жизнь лит. крестьян в конце 19 в. Яркие образы, острая сатиричность обеспечили этой пьесе широкую популярность. В. М.

К‚ТЧЕР, Николай Христофорович (1809-86) - русский писатель-переводчик. Окончил Моск. меди-ко-хирургич. академию (1829). Занимал различные врачебно-административные посты. К. был близок с литераторами и актерами (в частности, со Щепкиным), входил в кружок Белинского и Станкевича, дружил с Герценом, Огар„вым, хотя не разделял их политич. взглядов. В 1840-79 переводит пьесы Шекспира, известные до этого гл. обр. в переделках, поставив своей целью ознакомить рус. публику со всеми произв. великого драматурга. Однако переводы К., стремившегося к скрупул„зной точности, были лишены поэтичности и в т-ре ставились редко. К. принадлежат также переводы пьес Шиллера "Разбойники" (1828) и "Заговор Фиеско" (1830). Принимал участие в редактировании собр. соч. В. Г. Белинского (для изд-ва Солдат„нкова).

Лит.; Шекспир. Пер. с англ. Н. Кетчера, ч. 1, ?., 1841;

Драматические сочинения Шекспира, пер. с англ. Н. Кетчера, ч. ?-??, М., 1862-1879; Панаев И. И., Литературные воспоминания, М.-Л., 1950; Станкевич А. В., Николай Христофорович Кетчер, М., 1887. Ю, Д,

"КЕЧ‚К" - шут, скоморох, комик, участник народного зрелища абхазцев ("кечекьра" - шутовство). "Кечекьра" (или "самакуа" у бзыбцев) устраивалась б. ч. ночью, накануне годовщины по покойному. Комические представления "К." должны были веселить родных и гостей, съехавшихся издалека.

"Кечекьра" устраивалась во дворе. Выступления "К." обычно начинались с шествия быков, пожертвованных родственниками покойного для пиршества. "К." были одеты в разноцветные смешные платья, среди них были женщины и мужчины. В качестве текста для представления использовались популярные комич. повести (напр., "Куач-ипа Мстаф" народного сатирика-певца Жана Ачба о сватовстве разорившегося дворянина к хромой, глухой и глупой вдове). В импровизированных представлениях, являвшихся, в сущности, инсценировкой в лицах, "К." обычно высмеивали отрицательные черты близкого зрителям быта, нек-рые из них содержали сатирические элементы (напр., представление о дворянине, к-рый служит переводчиком у начальника полиции и обирает крестьян, обращающихся к нему за покровительством). "К." обычно имитировали известных зрителям, подчас присутствующих тут же людей, высмеивали скупость, жадность, самодурство, невежество и т. д. "К." выступали с куклами ("акенджи"), прикрепленными к пальцам на ш„лковых ниточках и танцующими под аккомпанемент чонгу-ри, на к-ром играли "К.". В годы перед установлением Сов. власти в Абхазии популярностью пользовались "К.":

Адгягу Гунджиа, Шьяабан Сангулиа, Чагуа Кинтуш, Адлей Астана, Накопи Смил, негр Арап Гагу, женщины-"К.":

Плиапха Сааида, Шлар-пха Жамжважу.

Лит.: Лакербай М., Очерки истории абх. театр. искусства, Сухуми, 1957; его ж е. Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1958 (на груз. яз.). М. Л.

КИВАРДИНА, Валентина Тихоновна [р. 17(30).V. 1907]-русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1951). В 1929 окончила студию Ю. М. Юрьева при Ленингр. академии, т-ре драмы. В том же году начала сценическую деятельность в ленингр. т-ре Нар. дома (в 1930 был слит с Красным т-ром). Играла комедийно-характерные роли. С 1936 - актриса Большого драм. т-ра в Ленинграде. Создание образа молодой коммунистки Наташи в кинотрилогии о Максиме ("Юность Максима", "Возвращение Максима", "Выборгская сторона") способствовало расширению диапазона актрисы. Убедительно показала К. духовное перерождение Варвары Михайловны ("Дачники" Горького), Татьяны ("Разлом" Лаврен„ва), мужество Энн ("Джо Келлер и его сыновья" Миллера), душевную силу и стойкость Лидочки ("Свадьба Кречин-ского"), К. создала остро характерный образ Фурнач„-вой ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина).

Другие роли: Поля ("Мещане"), Елизавета (Достигаев и другие"), Купавина ("Волки и овцы"), Королева ("Дон Кар-лос"), Панова ("Любовь Яровая").

Лит.: Аренштейн А., Образ Наташи. "Искусство кино", 1939, NQ 5: 3 о л о т н и ц к и и Д., Горький на ленинградской сцене, в кн.: Театральный альманах, Л.-М., 1948. С. Др.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница