Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/prokat-avto-vo-vladivostoke-v-aeroportu/ в компании РексРент.
Купить женскую одежду в Вологде.
сантехника

Театральная энциклопедия
(страница 208)


КАФФАРЕЛЛИ (Caffarelli; наст. имя ифам.-Гаэ-тано Майоран о, Majorano) (12.IV.1710-31.1. 1783)-итальянский артист оперы (сопранист). Пению обучался сначала у П. Кафаро, затем у Н. Порпора в Неаполе. Впервые выступил на оперной сцене в 1726 в римском т-ре "Балле" в женской партии Альвиды ("Вальдемар" Сарро). В 1730-33 с успехом пел в т-рах Венеции, Турина, Милана, Рима, Болоньи. В 1738 выступал в Лондоне в операх Генделя. Гастролировал в Мадриде, Вене, Париже. Исполнял ведущие партии в операх Галуппи, Перголези и др. В 1755 оставил сцену. Один из известных певцов-кастратов 18 в., представитель вок. школы бель канто, К. особенно успешно исполнял патетич. арии, в совершенстве владел колоратурной техникой и кантиленой.

Партии: Митридат, Сифак, Арминий ("Тигран", *"Сифак", "Германии" Порпора), Пирр, Ормант ("Кай Фабриций", "Эв-рисфей" Гассе) и др.

Лит.: Faustini-Fasini E., Gli astri maggiori del bel.canto: G. Majorano detto Caffarelli, "Note d'archivio"..., Roma, 1938, ј 3-6. Св. Г.

КАХХАР, Абдулла (р. 17.IX. 1907) - узбекский советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1952. Род. в семье кузнеца. В 1934 окончил Среднеазиатский гос. ун-т. Лит. деятельность начал в 1924. К драматургии обратился в послевоен. годы. Первая пьеса К. "Ш„лковое сюзане" (1-й вариант - "На Новой земле)), Гос. пр. СССР, 1952) посвящена борьбе молод„жи за освоение безводных земель. Пост. в Т-ре им. Хамзы (1952), в Москве, Ленинграде, многих т-рах СССР, т-рах стран народной демократии. Сатирич. комедия "Больные зубы" (1954, Т-р им. Хамзы) высмеивает пережитки прошлого, феодально-бай-ское отношение к женщине. Пост. т-рами Ср. Азии, Казахстана. В своих пьесах К. созда„т яркие самобытные характеры; язык писателя афористичен, полон нар. юмора. К. перев„л на узб. яз. произв. Гоголя, Трен„ва, Л. Толстого.

Соч.: Избр. произведения. В 3 тт., Ташкент, 1957 (т. I... пьесы).

Лит.: Бородина Н. В., Абдулла Каххар, Ташкент, 1957; Абушаматов X. Ш., Абдулла Каххар, Ташкент, 1957. А. Р.

КАЦ, Сигизмунд Абрамович [р.22.111(4.IV).1908]-советский композитор. В 1932 окончил муз. техникум им.

Гнесиных в Москве (класс композиции М. Ф. Гнесина), в 1937 - Моск. консерваторию (класс композиции В. А. Белого). Писал музыку к постановкам Моск. ТЮЗа. Автор оперы "Капитанская дочка" по Пушкину (1941, Москва, пост. на радио), оперетт "Взаимная любовь" (1940, Ленингр. т-р муз. комедии), "Я вам пишу" (1944, Москва, пост. на радио), "Южная ночь" (совм. с Н. Богословским; 1948, Ивановский т-р музкомедии), "Чемпион мира" (1950, Ростовский-на-Дону т-р муз. комедии), "Зв„здный рейс" (1961, там же), музыки для т-ра, цирка, кино. Муз.-сценич. произв. К. отличаются выразит, мелодикой и лиричностью. К. принадлежит также мн. песен и др. соч. Гос. пр. СССР (1950).

КАЧАЛОВ (наст. фам.- Шверубович), Василий Иванович [30.1(11.11). 1875, Вильна,-30.1Х. 1948, Москва] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1936). Род. в семье священника. Будучи учеником гимназии, выступал в любительских спектаклях (Хлестаков; -Подкол„син - "Женитьба", Несчастливцев и др.). Встреча в 1892 с П. Н. Орленевым укрепила решение К. стать актером. Поступив в 1893 на юридич. ф-т Петерб. ун-та, К. принимал участие в драм. студенческом кружке, к-рым руководил В. Н. Давыдов. Большой успех в роли Не-счастливцева (1895), отмеченный прессой, определил переход К. на проф. сцену. В 1896-97 К. работал в т-ре А. С. Суворина (т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург) ; летом 1897 участвовал в гастрольной поездке В. П. Далматова, исполняя крупные роли (Борис Годунов -"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого и др.); в 1897-1900 играл в Казани, Саратове в Товариществе актеров под упр. М. М. Бородая, роли: Митя ("Бедность не порок"), Дудукин ("Без вины виноватые"), кн. Шаховской ("Царь Ф„дор Иоаннов ич" А. К. Толстого), Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского и Гедеонова, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Горацио ("Гамлет"), Кассий ("Юлий Цезарь"), Президент ("Коварство и любовь") и др.

Весной 1900 К. вступил в МХТ и вскоре стал одним из ведущих мастеров труппы, определявших идейно-творческое лицо т-ра. Работа под рук. Станиславского и Немиров ича-Данченко заставила К. многое пересмотреть в сво„м артистич. опыте, отказаться от приподнято-декламац. при„мов игры и придти к сдержанной, глубокой и благородной простоте исполнения. В 19001948 К. сыграл в MX AT 55 ролей. Уже первое его выступление на сцене МХТ в роли царя Берендея ("Снегурочка", 1900) имело огромный успех. К. обладал огромным сценич. обаянием, редким по красоте голосом, пластичностью движений. актер-мыслитель, он утверждал в сво„м творчестве гуманистич. идеалы, (отвечая на самые важные и волнующие вопросы современности. Каждое выступление К. становилось общественным событием. Он стал любимейшим актером рус. демократич.. интеллигенции. В образах чеховских героев (Тузенбах, 1902; Трофимов, 1904) К. выразил неприятие современной действительности, веру в будущее, предчувствие надвигающихся социальных перемен. В ролях Иванова (о. п. Чехова, 1904) и Иоганна Фокерата ("Одинокие" Гауп-тмана, 1903) он показал одиночество и бунт человека, мучительно ощутившего всю ограниченность, лицемерие и ханжество мещански-обывательского строя жизни. За внешней мягкостью и лиризмом образов К. ощущались глубокий протест и возмущение несправедливостью бурж. общества. С беспощадной правдивостью, социальной остротой и исключит. мастерством перевоплощения играл К. босяка Барона ("На дне", 1902) - одну из своих наиболее прославленных ролей, исполнявшуюся им в течение 45 лет. Создав образ Протасова ("Дети солнца", 1905) - талантливого уч„ного, мечтающего о человеке, который вырвет у природы е„ глубокие, чудесные тайны (слова самого К.), артист в то же время с тонким юмором и ироничностью выявлял в Протасове черты интеллигента, не умеющего найти пути к народу. В сложном и многогранном образе Юлия Цезаря (о. п. Шекспира, 1903), воплощ„нном с большой трагич. мопыо и пластич. совершенством, К. раскрывал крушение цезаризма, тему власти, лиш„нной нар. поддержки и неуклонно идущей к своей гибели. Создание этой роли утвердило К. в ряду крупнейших исполнителей Шекспира в мировом т-ре. Идейная направленность творчества К.сближала его с революционно-демократич. кругами. В 1903-04 на квартире К. скрывался большевик Н. Э. Бауман (в донесениях обер-полицмейстера Трепова К. значился как "личность неблагонад„жная"). В годы, предшествующие революции 1905, ц позже К. принимал участие в благотворительных студенч. концертах. Во время заграничных гастролей МХТ в 1906 он выступал в Берлине с чтением "Песни о Буревестнике" Горького.

В произведениях рус. классики, в е„ жизнеутверждающем реализме К. находил могучий источник творчества. Не замыкаясь в рамках определ„нного амплуа, он создавал яркие, характерные образы, исполненные то высокого драматизма, то комедийной остроты и тонкого юмора: Пимен ("Борис Годунов", 1907), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты", 1910), Каренин ("Живой труп", 1911), Горский ("Где тонко, там и рв„тся" Тургенева, 1912). В ролях Чацкого (1906 и 1914), Дон Гуана ("Каменный гость" Пушкина, 1915), Б ранда (о. п. Ибсена, 1906), Гамлета (1911) К., увлекая зрителей силой напряж„нной, пытливой мысли, глубиной трагизма, совершенством мастерства, достигал больших философских обобщений. Не принимая символич. замысла реж. Г. Крэга, ставившего "Гамлета" во МХТ, К. создал глубоко реалистич. образ мыслителя, задумавшегося над суцьбами человечества, охваченного желанием уничтожить зло на земле, трагичного в сво„м бессилии изменить мир. В декадентской пьесе Л. Н. Андреева "Анатэма" (1909), вопреки автору, утверждавшему бесплодность, обреч„нность всякой борьбы, К. создал трагич. образ современного Мефистофеля - Анатэмы, полный беспощадного сарказма и разрушительного пафоса. Пытаясь преодолеть болезненность и душевную раздвоенность Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, 1910), К. переосмысливал образ, стремясь раскрыть в н„м страстную веру в силу разума, дерзновенно разрушающего все преграды на пути к познанию. В то же время, играя роли Николая Ста-врогина (о. п. по роману Достоевского "Бесы", 1913) и Ф„дора Краснокутского ("Будет радость" Мережковского, 1916), К. был не в силах преодолеть идейную ущербность этих персонажей.

Октябрьская революция открыла перед К. новые творч. горизонты. Стремясь к воплощению героико-ро-мантич. темы, он мечтал о создании галереи монументальных образов мировой классики-от Прометея Эсхила и Эдипа Софокла до Фауста Г„те. В первые послереволюц. годы К. выступал в концертах, читая произв. Горького, Шекспира, монологи из "Манфреда" Байрона, "Двенадцать" и "Скифы" Блока, репетировал пьесу Блока "Роза и крест" (роль Гаэта-на). Во время гастролей части труппы МХТ в Харькове в июле 1919 К. оказался отрезанным от Сов" России белогвардейской армией; возглавив т. н. "качаловскую группу" МХТ, К. играл с ней в 1919-22 в Болгарии, Югославии, Чехии, Германии, Австрии, Скандинавских странах. Вернувшись в Москву в мае 1922, К. принял участие в гастролях МХТ по Европе и Америке (1922 -24). Выступил за границей в тр„х новых ролях: Царь Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннов ич" А. К. Толстого), Гаев ("Вишн„вый сад"), Штокман ("Доктор Штокман" Ибсена).

В советское время в созданных К. образах, наряду со страстным и мужественным гуманизмом, с утверждением героич. начала в человеке, по-новому, с особой остротой проявились тенденции к сатирич. обличению. В 1926 он саркастически гневно сыграл роль Николая I ("Николай I и декабристы" Куге-ля) - царя-провокатора, лицемерного, трусливого и жестокого. В 1927 в спектакле "Бронепоезд 14-69" с огромным мастерством и патриотич. силой сыграл роль партизанского вожака Вершинина. "Образ Вершинина,- писал К., - обогатил меня творчески и расширил мое мироощущение, впервые открыл мне многое" (газ. "Советское искусство", 1933, 26 окт.). Роль "От автора" в "Воскресении" (по Л. Н. Толстому, 1930) стала одной из вершин его творчества. По словам Станиславского, К. создал "не только блестящую роль, но целый новый жанр - голос автора, его душу". В этом новом качестве чтеца-актера, ведущего спектакль, К. сумел с позиций сов. художника выразить гуманизм Толстого, его лирику и, следуя ленинской оценке, показать Толстого как горячего протестанта, страстного обличителя, великого критика. Беспощадно, публицистически остро разоблачал К. в роли Захара Бардина ("Враги", 1935) истинную природу бурж. либерализма, создав образ большого ис-торич. масштаба. В этот период по-новому зазвучали в исполнении К. его прежние роли. При возобновлении пьесы Гамсна "У врат царства" (1927) К., вернувшись к любимой им роли Ивара Карено, созданной впервые в 1909, пересмотрел пьесу, устранив черты "ницшеанства" и анархич. индивидуализма. Определяющими в образе Карено стали тема социального протеста, идейная непримиримость, самоотверженное упорство и бескомпромиссность уч„ного, отстаивающего свои убеждения. В новой редакции "Горя от ума" (1938) 63-летний К. с выдающимся успехом вновь играл Чацкого, раскрыв с особой глубиной его взволнованность чувств, вольнолюбие, достигнув гармонического слияния лирич. и гражданственных черт образа.

Значительное место в творчестве К. занимала его деятельность на эстраде и работа на радио, здесь он раскрылся как непревзойд„нный мастер художественного слова и актер-мыслитель. Репертуар К. был необычайно широк, он включал, помимо отрывков из пьес русской и зарубежной классики, прозу Гоголя, Толстого, Чехова, Горького, поэзию Пушкина, Лермонтова, Блока, Маяковского, Есенина, Багрицкого и др. На концертной эстраде, где, по выражению Немиров ича-Данченко, К. был так же велик, как Шаляпин, он создал образы Эгмонта (о. п. Г„те), Ричарда III; Брута и Антония ("Юлий Цезарь" Шекспира), Фамусова; Дон Кихота (радиокомпозиция по роману Сервантеса) и мн. др. К. создал особый жанр эстрадного исполнения драм. произведений, т. н. "монтажи", в к-рых играл по нескольку ролей (сцены из 4-го акта "На дне", 2-й акт "Гамлета", 1-й акт "На всякого мудреца довольно простоты" и др.). Снимался в кино - Губернатор (фильм "Белый ор„л"), чтец вступления в фильме "Пут„вка в жизнь". Гос. пр. СССР (1943).

Лит.: Ежегодник Москов. Художеств. театра за 1948 г., т. 2. (Памяти В. И. Качалова), М.-Л., 1951 (имеется библ.);

В.И.Качалов. Сборник статей, воспоминаний, писем, М., 1954 (имеется библ.); Эфрос Н. Е.. В. И. Качалов, П., 1920;

К у г e л ь А. Р., В. Качалов. Жизнь и творчество, М.-Л, 1927; Д у р ы л и н С., Василий Иванович Качалов, М.-Л., 1944; Марков П. А., Театральные портреты, М.-Л., 1939, с. 107-122; Виленкин В. Я., Качалов, М., 1962. Я. Ч.

КАЧАЛОВ, Михаил Арсеньевич [р.10(23).II.1900]- русский советский артист оперетты. Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1939. С 1923 пел в хоре Дмитровского т-ра оперетты (Москва). С 1929- солист Моск. т-ра оперетты. Роли: Эдвин ("Сильва" Кальмана), Джим ("Роз-Мари" Стодгардта и Фримля), Гектор ("Мадам Фавар" Оффенбаха), Адам ("Продавец птиц" Целлера), Андрейка, Степан, Басов, Борис ("Свадьба в Малиновке", "Моя Гюзель", "Девушка из Барселоны", "Год спустя" Б. Александрова) и др. А.Ив.

КАЧО (Kacsoh), Понграц (1873-1924) - венгерский композитор. Автор оперетт "Витязь Янош" (1904), "Мэри-Энн" (1908) и др.; опер на историч. и романтпч. сюжеты: "Шиповник" (1905), "Ракоци" (1906) (пост. на сцене Будапештского оперного т-ра), "Доротея" (1929, Сегедский нац. т-р). Предшественник Ф. Легара и И. Кальмана, К. вош„л в историю венг. музыки как автор оперетт. Его оперетта "Витязь Янош" (на либр. К. Баконя, по мотивам Ш. Пет„фи) заложила основу нац. венг. оперетты; нар. мелодии и танц. ритмы сочетаются в ней с элементами классич. оперетты 19 в. К.автор музыки к драм. легенде из венг. нац. истории "Колокол Арпада", к драме Ф. Мольнара "Лилион" (1909). Сценич. музыка К. характеризуется л„гкостью, изяществом, нац. колоритом. К. писал также статьи о музыке. Я. Дубр,

КАЧЧЙНИ (Caccini), Джулио (1549-1618) - итальянский певец и композитор. См. Камерата.

КАШАКАШВЙЛИ, Валериан Сардионович [8(2д).У. 1899-19.VIII.1954] - грузинский советский артист оперы (баритон). Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943)" В 1923 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. А. Джакели. В 1923-25 выступал в Тбилисском т-ре оперы и балета. В 1925 совершенствовался в Милане у солиста т-ра "Ла Скала" проф. М. Саммар-ко, выступал затем под псевд. Кашели и Торелив Ми-лане, Риме, Генуе, Пизе и др. городах Италии. С 1928 К.-солист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Вначале пел партии баритона, с 1933- драматич. тенора. С 1928 в„л педагогич. работу (с 1945 - проф. Тбилисской консерватории).

Партии: Киазо ("Даиси" Палиашвили), Валентин ("Фауст"), Тонио, Канио ("Паяцы"), Амонасро, Радамес ("Аида"), Скарпиа, Каварадосси ("Тоска"), Манрико ("Трубадур"), Отелло, Яго ("Отелло" Верди), Риголетто и др. ШМ

КАШАУБАЕВ, Амре (1892-6.XI.1934) - казахский народный певец, артист. Завоевал популярность проникновенностью исполнения казах, нар. песен. В 1920-25 участвовал в выступлениях любительской казахской труппы в Семипалатинске. Летом 1925 был командирован Наркомпросом РСФСР в Париж на Всемирную этнографич. выставку, где выступил с большим успехом (в 1927 гастролировал в Германии). В 1925 поступил в труппу вновь образованного казах. т-ра в Кзыл-Орде. Участвовал в концертных выступлениях и играл эпизодич. роли в драм. спектаклях. В 1933 переш„л в Казах, муз. т-р (Алма-Ата).

Лит.: А н о в Н., Имени Амре Кашаубаева, газ. "Алма-Атинская правда", 1954, 16 июля, .ј 118, с. 3. fJ. Jf

КАШЕВАРОВА, Ольга Афанасьевна [р. 22.V (4.VI).1905] - русская советская артистка оперы (со-прано). Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Пению училась в Ленингр. консерватории (сначала - у Девос-Соболевой, затем -у Ме- ровича). С 1931 К.- солистка Т-ра оперы и балета им. Кирова. Создательница проникновенных лирических образов, К. с особым иск-вом исполняла партии, требующие высокого вок. мастерства и сценической культуры.

Партии: Амина ("Емельян Пугач„в" Коваля), Наталья ("В бурю" Хренникова), Татьяна, Тамара; Маша ("Дубровский"), Оксана ("Ночь перед Рождеством"), Кума ("Чародейка" Чайковского, Рос. пр. СССР, 1942), Маргарита ("Фауст"), Леонора ("Трубадур"), Микаэла и др.

Лит.: Соллертинский И., "Чародейка", "Правда", 1941, 25 марта, .ј 83; Богданов-Березовский В. М., О. А. Кашеварова, Л." 1950 (Мастера ленинградской сцены).

КАШИН, Даниил Никитич (1769 - дек. 1841) - русский композитор, певец, дириж„р, собиратель рус. нар. песен. До 1798 - крепостной. С 1790 находился за границей, в Италии. С 1798 с помощью поэта С. Глинки, театр. деятелей Ф. Карина, Е. и С. Санду-новых К. получил вольную. Поселившись в Москве, выступал как пианист и дириж„р собств. произведений. С 1806 издавал "Журнал отечеств, музыки". После 1812 дирижировал спектаклями итал. оперной труппы. Автор опер: "Наталья - боярская дочь" по повести Карамзина (1800, Петербург, с участием К. Сан-дуновой), "Сельский праздник" (1807), "Ольга Прекрасная" (1809) и др., пролога с хором и балетом "Боян, древний Песнопевец Славянский" (1808) (все пост. в Москве). В соч. К. широко использованы темы и интонации рус. нар. песен.

Лит.: Записки С. Н. Глинки, СПБ, 1895; Асафьев Б. В., Русская музыка от начала XIX столетия, М. -Л., 1930.

КАШЙРИН (наст. фам.- Благушин), Александр Иванович (1858-1926) - русский актер. С 1881 работал в Воронежском т-ре (антреприза К. И. Бессонова). Затем играл в Ростове-на-Дону, Орле, Киеве, Харькове, Саратове, Казани и др. городах; занимал амплуа т. н. "рубашечного героя" и любовника-простака. В 1902-04 был актером Александрийского т-ра. К. исполнял роли Бориса Годунова ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Рогожина ("Идиот" по Достоевскому), Никиты ("Власть тьмы"). "В "Власти тьмы", - писал про К. критик А. Р. Кугель,- он поистине превосходный Никита. Играет просто и ясно, душой чувствует народную жизнь". Оставив столичную сцену, К. снова играл в провинции. актер-самородок, К. обладал большой искренностью, непосредственностью, чувством юмора, игра его была отмечена сердечной теплотой и обаянием. Е. Ген.

КАШИРСКАЯ, Мария Ефимовна fp.l2(25).VI.1913j- русская советская актриса. Нар. арт. Чуваш. АССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Окончила Моск. театр. уч-ще (1937). С 1944 - в труппе Рус. т-раЧуваш.АССР (Чебоксары). Играя разнообразные роли - от драматич. до остро характерных комедийных - К. использует смелые, резкие краски. Особенно удаются актрисе образы женщин, внешне сдержанных, но обладающих богатым внутренним миром.

Роли: Ольга ("Так и будет" Симонова), Сюзанна, Лариса, Кручинина; Маша ("Три сестры"), Соня ("Аристократы), Глория Паттерсон ("Остров Афродиты" Парниса); в пьесах чуваш, драматургов: Пинерби ("Айдар" Осипова), Анюк "Из дремучего леса" Ржанова) и др. ffg

КАШКА (Kaska), Ян (20,VIII.1810-21.VIL 1869) - чешский актер. В 1824 участвовал в любительских кружках. После посещения Сословного т-ра (Прага), где выступал И. К. Тыл, К. вош„л в труппу любительского т-ра Тыла, спектакли к-рого шли в т. н. "Каэтановом доме" (1834). К. стал горячим последователем своего учителя. Тыл поручал К. комич. роли. В 1842 К. был приглаш„н в труппу Сословного т-ра. Выступая здесь в ролях нац. репертуара, К. сформировался как реалистич. актер. Был первым актером в чеш. т-ре, создавшим живые, яркие образы простых чеш. людей: музыкант Калафуна ("Волынщик из Стракониц", роль написана Тылом специально для К.), чистильщика одежды Картачека ("Банкрот"). Играл своеобразные, отмеченные нац. колоритом роли сельских парней-увальней, сынков деревенских богатеев Гонзы, Килиана ("Видения Ир-хика", "Марьянка - мать полка" Тыла) п др. Сценич. образы К. отличались глубоким проникновением актера в психологию героя, раскрытием их социальной сущности. Играя роль монаха Блажея ("Ян Гус" Тыла), К. так остро обличал шарлатанство и ханжество духовенства, что присутствовавший на одном из спектаклей яачальник полиции отдал распоряжение установить за К. полицейский надзор. Иск-во К .было исполнено гражданского патриотизма. К. стремился закрепить и развить традиции нац. т-ра, уделял много внимания любительским кружкам, где воспитывал новое поколение чеш. проф. актеров. Любительским коллективам К. посвятил свою книгу "Театральный любитель" (1845), в к-рой впервые в истории чеш. т-ра сформулировал осн. принципы актерского реалистич. иск-ва. В 1851 К. был выслан австр. полицией из Праги. В 1852 вернулся в т-р и продолжал выступать в пьесах Тыла, пропагандировать его иск-во.

Соч.: Divadelni ochotnik, Praha, 1845; Zapisky stareho komedianta, Praha, 1864. Л.Сол.

КАШКЙН, Николай Дмитриевич [27.XI(9.XII) 1839-15.III.1920] - русский музыковед, критик, педагог. С 18-летнего возраста обучался музыке у А. Дюбюка, пел в хоре Рус. муз. об-ва. Обратив внимание на выдающиеся муз. способности К., Н. Г. Рубинштейн пригласил его преподавать историю музыки в Моск. консерватории. Здесь К. работал до 1908. Более 50 лет (с небольшими перерывами) К. в„л муз. хронику в моек. газетах. Написал много статей, вт. ч. о Глинке, Чайковском, Н. Рубинштейне и др. С нач. 1890-х гг. К.пропагандировал творчество Балакирева, Римского-Корсакова,

Бородина, Мусоргского, Чайковского. Написал "Очерк истории русской музыки" (М., 1908)-первую работу, дающую краткое изложение истории рус. музыки с древних врем„н до начала 20 в.

Соч.: Оперная сцена Московского имп. театра, М., 1897 (подпись Н. Дмитриев); Частная русская опера и е„ задачи, газ "Моск. вед.", 1902, 25. VI, ј 172; Кризис оперных сцен, газ. "Русское слово", 1910, ј 201, 207, 209, 214, 216;

"Троянцы в Карфагене". Опера в 5 д. Г. Берлиоза, газ. "Моск. вед.", 1899, 16.XII, ј 346; "Валькирия", опера в 3 д. Р. Вагнера, там же, 1902, 10.11, .No 41; "Каменный гость" А. Даргомыжского, газ. "Русское слово", 1906, 21.XII, ј 309, 310;

"Вильям Ратклиф", опера Ц. А. Кюи, газ. "Моск. вед.", 1900, 15.XII, ;ј.ј 346, 355.

Лит.- Яковлев Вас., Н. Д. Кашкин, М.-Л., 1950. КАШМЕН (Cushman), Шарлотт (25.VII.1816-18.II. 1876)-американская актриса. Творч. деятельность начала в 1835 в "Тремонт тиэтр" (Бостон) как оперная певица, но вскоре потеряла голос. В 1836 К. успешно дебютировала в "Бауэри тиэтр" (Нью-Йорк). Играла преим. героич. роли, создавала образы волевых героинь, протестующих против бесправия и угнетения женщины, унижения человеческого достоинства. С успехом играла в пьесах Шекспира: леди Макбет, Ромео; Гонерилья ("Король Лир"), Порция ("Венецианский купец"). Гуманистич. направленность творчества К. ярко проявилась в изображении е„ современниц-Ненси Сайке ("Оливер Твист" по Диккенсу). Большое место в творчестве К. занимала мелодрама - Mer Мерилайс ("Гай Меннеринг" по В. Скотту).

Другие роли: Бельвидера ("Спас„нная Венеция" Отвеяв, Роксана ("Королевы-соперницы" Ли), Лидия ("Соперницы" Шеридана) и др. "

Лит.: Р г i с е W. Т., A life of Charlotte Cushman, N. Y." 1894; Stebbins Е., Charlotte Cushman, her letters and memoirs of her life, Cambr., 1879; C o a d O. S., M i m s Е., The American stage, New Haven, 1929; Clement C., Charlotte Cushman, в кн.; American actors series, v. 4, Boston, 1882. К. Б.

КАШМИРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Кашмирский т-р восходит к древним образцам народного и храмового искусства Индии. С древних врем„н правители Кашмира содержали при своих дворах труппы придворных актеров, оказывали покровительство храмовым музыкантам, певцам и танцовщикам. Представления, разыгрываемые при дворах по случаю религ. праздников и разл. знаменательных событий, представляли собой пышные, красочные зрелища на мифологич. темы, с большим количеством действующих лиц, сочетали танец, слово, пение, музыку и пантомиму.

В 14 в., с приходом к власти могольских падишахов-мусульман, не поощрявших развития т-ра, театр. иск-во Кашмира пришло в упадок. Сохранились только нар. сатирич. представления бродячих актеровбхандов. Представления бхандов, известные под названием джахи, популярны в Кашмире до наст. времени. В свободное от полевых работ время бханды переезжают из одной деревни в другую, разыгрывая свои импровизац. представления. Выступления бхандов сопровождаются игрой на нар. инструментах (нагара, дхол, шахнаи). Особенно популярна театр. форма дерза патхер-сатирич. представления, отражающие жизнь кашмирской деревни, борьбу крестьян против англ. колониализма. Бханды часто строят свои выступления на местном, злободневном материале.

Первые попытки создания в Кашмире т-ра совр. типа относятся к 40-м гг. 20 в.: в это время появились первые любительские театр. коллективы-"Клуб любителей драматического искусства", "Раштрия Кала Мандир" и др.

После завоевания Индией независимости (1947) писатели, художники, актеры и музыканты объединились в организацию - Кашмирский нац. культурный фронт, к-рый возглавил видный обществ, деятель Кашмира Ходжа Гулам Мухаммад. Национальный культурный фронт руководит работой любительских коллективов Кашмира, ставит своей задачей возрождение нац. иск-ва, изучение и использование лучших традиций классич. наследия. Становлению совр. К. т. и д. способствовали также переводы пьес с разл. инд. яз., гл. обр. с хинди и урду. Переводные пьесы подготовили появление оригинальных произведений. В 40-50-е гг. кашмирский т-р обогатился новыми жанрами - оперой, муз. драмой. Значит, роль в развитии этих театр. форм сыграл драматург Дина-натх Надим. В своих произв. он широко использует классич. сказочные мотивы кашмирского фольклора. Большой популярностью пользуется его драма-сказка "Пчела и Нарцис", к-рая символизирует победу добра и мирного созидания над силами зла и разрушения. Глубоким гуманизмом проникнута пьеса-сказка "Гималаи" Рошана и Надима.

Драматурги Кашмира пишут преимущественно одноактные пьесы, дающие возможность писателям быстро откликнуться на животрепещущие вопросы общественной и политич. жизни. Мел. Б.

КАПГОАРЕК (Kasparek) - персонаж чешского т-ра кукол, главный комич. герой нар. кукольных представлений. До появления К. (ок. 1820) этот персонаж назывался Пимпрле (Петрушка). К. - добродушный жизнерадостный чеш. крестьянин, шутник и балагур. Образ К. пользуется в Чехословакии широкой популярностью. Политич. сатиры с участием К. имели большое значение в период борьбы чеш. народа с австр. владычеством. В годы 1-й мировой войны 1914-18 особой известностью пользовались политич. представления с участием К., ставившиеся И. Скупой в Кукольном т-ре Пльзеня. К. сохранился и в совр. чеш. т-рах кукол, особенно в спектаклях для детей.

Лит.: Малик Я., Чехословацкий кукольный театр. Прага, 1948.

КАШПБРЛЕ, Кашперль (Kasperle, Kasperl)- комический герой австрийских и немецких кукольных представлений. Образ К. появился в конце 18 в. в Австрии (Вена), затем в Германии. В различных местностях ему придавали особые характерные черты.

Иногда К. был крестьянином, прибегающим, для того чтобы просуществовать, к наивным хитростям. В других случаях К.-пройдоха и плут, пробирающийся на высокие посты. Представления с участием К. порой поднимались до острого памфлета. К. действует в марионеточных и петрушечных представлениях. В 20 в. назв. "Кашперле театр" закрепилось за т-ром ручных кукол (т. н. петрушек).

Лит.; M a g n i n Ch., Histoire des marionettes en Europe depuis l'antiquite jusqu'a nos jours, P., 1862.

КАШПЕРОВ, Владимир Никитич [1826-26.VI (8.VII). 1894] - русский композитор, педагог. Занятия музыкой начал под рук. А. Гензельта. В 1856 брал уроки контрапункта у 3. Дена в Берлине, где сбли-зилсяс Глинкой, дававшим уроки пения жене К. После смерти Глинки переехал в Италию. Здесь были пост. ею оперы: "Мария Тюдор" (1859, Милан и Ницца), "Риен-ци" (1863, Флоренция), "Консуэло" (1865, Венеция)" в к-рых он подражал итал. композиторам. В 1865 К. вернулся в Россию, преподавал пение в Моск. консерватории (профессор). В 1872 открыл свои курсы пения. Был одним из учредителей Об-ва драматид. писателей и композиторов, а с 1874 - членом его комитета. Написал оперу "Гроза" на либр. А. Островского (по о. п. Островского; 1856, Большой т-р, Мариинский т-р),. музыку ко 2-й ред. пьесы А. Островского "Воевода" (1886, Малый т-р), оперу "Тарас Бульба" (1887, Большой т-р) и др.

Лит.: [Некролог], "Русская муз. газ.", СПБ, 1894, ј 8;

[Памяти В. Н. Кашперова], "Русское обозрение", М., 1894, август, с. 823-31; Серов А., "Гроза". Опера в 4-х действиях. Музыка В. Н. Кашперова, газ. "Музыка и театр"" СПБ, 1867, ј 13; Кисел„в В., А. Н. Островский и В. Н. Кашперов, в сб.: А. Н. Островский и русские композиторы, М.-Л., 1937.

КАШТЕЛУ БРАНКУ (Castello Branco), Камилу (16.III.1826-6.VI. 1890) - португальский писатель и драматург. Автор драм: "Агостинью ди Сеута" (1847, 4 акта), "Маркиз ди Террас Новас" (1845). В 1852 К. Б. написал драму "Шипы и цветы". В 1858-60 был заключ„н в тюрьму, где написал драмы: "Четыре невинных часа", "Благословенные слезы" и "Чистилище и рай". К. Б. принадлежат также комедии ("Старший сын Фафи в Лисабоне" и др.).

Лит.: Agostinho J., Camillo e a sua psychologia. Porto, 1926.

КАШТРУ (Castro), Эужениу ди (4.III.1869-1944)- португальский поэт и драматург. Окончил филология. ф-т Лисабонского ун-та, в 1896 избран в португ. Академию. Основоположник символизма в Португалии, К. перен„с характерные для его поэтич. творчества пессимизм, презрение к совр. действительности, ари-стократич. нигилизм в свои драматич. поэмы (не предназначались для сцены). В поэме "Саграмор" (1895) К. рисует сомнения просвещ„нного монаха в религии, философии, знании, добродетели, милосердии. Разочарование в жизни, усталость, утверждение тщеты человеческих надежд - осн. мотивы драматич. поэм "Король Галаор" (1897) и "Кольцо Поликрата" (1907). В них появляются нотки христианского смирения и мистицизма, характерные для поэзии К. последних лет жизни. По поэме "Король Галаор" браз. композитором Ариугиу Виана написана опера. Др. поэма стала основой оперы Р. Коэлью.

Соч.: Obras poeticas, t. 1-8, Lisboa, 1927-40. Лит.: Silva gaio M. da Eugenio de Castro, Lisboa, 1928. 3. П.

"КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ" - опера н А Рим-ского-Корсакова, его же либр. Пост. 12 дек. 1902, Москва, Товарищество частной оперы (дириж„р Ипполитов-Иванов, худ. Малютин; Кащей Бессмертный - Ошустович, царевна Ненаглядная Краса - Забела-Врубель, Иван-королевич - Бочаров, Кащеевга - Петрова-Званцева, Буря-Оогатырь - Осипов). 27 марта 1905 пост. силами учащихся Петерб. консерватории в Драм. т-ре В. Ф. Комиссар/кевской (дириж„р Глазунов, закулисный хор под упр. автора; Кащсй Бессмертный-Гурович, царевна Ненаглядная Краса-Май-зелье, Иван-королевич - Павловский, Кащеевна - Лежен, Буря-богатырь - Павлов). В янв. 1917 пост. в Большом т-ре (дириж„р Купер; Кащей Бессмертный - Пикок, царевна Ненаглядная Краса - Нежданова, Кащеевна - Обухова, Буря-богатырь - Осипов, Иван-королевич - Мигай).

На сов. сцене пост. 30 янв. 1919, Петрогр. академич. т-р оперы и балета (дириж„р Хессин, режиссеры Ершов и Масловская, худ. Коровин), Оперная студия Ленингр. консерватории (1926), Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (1943), Ленингр. Малый оперный т-р (1950, дириж„р Грикуров, реж. Соловь„в, оформление бригады художников Палеха под рук. Парилова; Кащей Бессмертный - Довенман, царевна Ненаглядная Краса - Ско-па-Родионова, Иван-королевич - Петров, Буря-богатырь- Сильвестров, Кащеевна - Лелива).

Пост. за рубежом: Барселона (1924, на рус. яз.), Зальц-бург (1928, на рус. яз., в концертном исполнении Оперной студии Ленингр. консерватории).

Издания: "К. Б., партитура и клавир, СПБ. Бессель, 1902; партитура и клавир, акад. изд., Полное собр. соч., т. 12 и 40, М.,Музгиз, 1954. Я. Гр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница