Наши партнеры

проектирование мультимедиа
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.
https://best-santehnika.store/

Театральная энциклопедия
(страница 205)


КТт' chouaens' [s, d- с рус. текстом, СПБ, Бессель [б г.], М., Гутхейль. 1887; М.. Юргенсон, 1888; Музсектор 1925, новое, пересмотр, и исправл. изд.. под ред. Дм. Рогаль1 на";0; fopIlaKOB0 в лит- Работке Е.еKAPMOHA (Сагтопа), Мануэла (ок. 1770 - nocJ?e 1827) - испанская актриса, ученица и преемница Р. Луна. Играла в е„ труппе с 1801, затем арендовала мадридский Т-р де ла Крус. Выступала в Севилье, Гранаде, Кадисе. Имела большой успех в исп. классич пьесах и в совр. ей репертуаре

КАРМЫСОВ, Камал (р. 1912) - казахский советский актер. Нар. арт. Казах. ССР (1957). Участвовал в спектаклях художеств. самодеятельности. В 1931 поступил в Казах, т-р драмы (Алма-Ата). Игра К. отличается точной и детальной разработкой внешнего рисунка роли. Наиболее удаются ему роли остро характерные и сатирические. Среди лучших ролей К Нур-кан ("Ночные раскаты" Ауэзова, 1935), Хлестаков ("Ревизор", 1936), Швандя ("Любовь Яровая", 1937), Яго (1939), Тулеген Тохтаров ("Гвардия чести" Ауэзова и Абишева, 1942), Сердалы ("Ахан-серэ и Актокты" Мусрепова, 1942), Транио ("Укрощение строптивой", 1943), Барон ("На дне", 1946), Гарпагон ("Скупой", 1952), Келиман ("Зависть" Абишева, 1955), Дурбыт ("Майра" Тажибаева, 1957), Жарас ("Айман и Шолпан" Ауэзова, 1960), Сирдак ("Сауле" Ахтанова, 1961). Я Л

КАРНАВИЧУС, Карнавичюс, Юргис (1884-' 1941) - литовский композитор. Один из основоположников нац. литов. оперы. В 1912 окончил Петерб консерваторию по классам Н. А. Римского-Корсакова А.,К. Глазунова, А. К. Лядова; в 1912-27 преподавал в консерватории. В 1927 К. вернулся в" Литву и стал работать в Каунасской консерватории (с 1933 - профессор). В сво„м творчестве следовал реалистич. традициям рус. классич. музыки. Нек-рое время увлекался модернизмом; работа над оперой "Гражина" (1933, Каунасский т-р, на сюжет А. Мицкевича) вновь вернула К. на реалистич. позиции. В опере широко использован литовский муз. фольклор. К. написал также оперу "Радвила Перкунас", балеты, ряд соч. в др. жанрах.

Лит.: Гаудримас Ю.К., Литовская ССР, 2 изд., М., 1957, с. 39-41; G a u d г i m a s J., Ts lietuviu muzi-kines.kulturos istorijos. 1861-1917, Vilnius, 1958, с. 308-17.

КАРНАКОСКИ, Кари (р. 19. IV. 1908) - финский артист балета, педагог. В 1929-32, 1947-52 - солист балетной труппы Финской оперы в Хельсинки. Занимался в балетной школе О. И. Преображенской. В 1932-47 жил за границей, занимался у педагогов- М. М. Фокина, Л. Н. Егоровой, Б. Ф. Нижинской, К. Йосса и др. Выступал в труппах: "Польский национальный балет", "Балле рюсс де Монте-Карло" (Франция), "Метрополитен-опера" и "Балле тиэтр" (США) и др. Преподавал в балетной школе "Балле артс" в Нью-Йорке. В 1947-50 возглавлял балетную школу Финской оперы, в 1949 организовал в Хельсинки частную балетную школу. М. С.

КАРНАУХОВ, Евгений Александрович (р. 23.11. 1917) - русский советский актер. Нар. арт. БССР (1955). Учился в Ленингр. театр. ин-те. Сценич. деятельность начал в 1939 в Рус. т-ре в Минске; работает здесь до наст. времени.

Роли: Фердинанд ("Коварство и любовь"), Теодоро ("Собака на сене" Лоне де Вега), Тузенбах ("Три сестры"), Борис Годунов ("Царь Ф„дор Иоаняович" А. К. Толстого), Черкун ("Варвары"), Гарри Смит ("Русский вопрос" Симонова) и др. Снимается в кино.

Лит.: Декада белорусского искусства и литературы в Москве, Минск, 1956; Майстры беларускай сцэны, MIHCK, 1960, с. 106-110. О. С.

"КАРНЕГИ-ХОЛЛ" ("Carnegie Hall") - концертный зал в Нью-Йорке, рассчитан на 3 000 мест. Сооруж„н по проекту архитектора У. Б. Татхилла. Открыт в 1891 серией концертов Нью-йоркского симф. оркестра, в к-рых принял участие в качестве дириж„ра П. И. Чайковский. До 1898 назывался "Мюзик-холл", затем получил имя промышленника А. Карнеги, к-рый финансировал постройку здания. На сцене "К.-х." выступали известные исполнители разных стран, в т. ч. С. В. Рахманинов, А. Тосканини, А. Галли-Курчи, В. Фуртвен-глер, Б. Джильи, Р. Тебальди, 3. Долуханова, Г. Вишневская и др. До осени 1962 "К.-х." являлся постоянным местом выступлений Нью-йоркского филармонич. оркестра. Сцена "К.-х." также периодически используется "Амер. оперным об-вом" для концертного исполнения нерепертуарных опер Берлиоза, Беллини, Пу-ленка и др. композиторов. Вс. Т.

КАРНИСЕР (Carnicer), Рамон (24.X.1789-17.III. 1855) - испанский композитор, дириж„р. Муз. образование получил в Барселоне. В 1818 сочинил увертюру к опере "Севильский цирюльник", к-рую современники оценили выше, чем увертюру, написанную Россини к его опере. Следующее произв. К. -опера "Адела из Лусеньяно" (1819)-принесло ему признание публики. К.-автор оперы "Дон Жуан Тенорио" (1822, Барселона, на итал. яз.), первой оперы о Дон Жуане. Др. оперы К. (также на итал. либр.): "Христофор Колумб" (1830), "Елена и Константин" (1831), "Эуфемио из Мессины" (1832), "Измалия, или Смерть и любовь" (1837), отличающиеся большой мелодичностью и виртуозностью оркестровки, обнаруживают значительное влияние Россини. В 1818-20 К. был дириж„ром Итал. оперы в Барселоне, в 1828 - Королевской оперы в Мадриде. С 1830 К. преподавал композицию в "Консерватории Марии Кристины". Среди его учеников был А. Бар-бьери.

Лит : Р e Д а у G о n i A., La opera espanola, Madrid, 1881; Miro Bachs A., Cien musicos celebres espanoles, 2 ed., Barcelona, 1956. М. Лиц.

KAPO (Caro), Аннибаль (19.VI.1507-21.XI.1566)- итальянский писатель, поэт и драматург. Один из лучших стилистов эпохи Возрождения. К. написал комедию "Оборванцы" (ок. 1544), к-рая резко выделяется среди "уч„ной комедии" 16 в. своей близостью к жизни, гуманизмом, естественностью диалогов и своеобразным грустно-лирнч. комизмом. В 1949 "Оборванцы" были пост. в Виченце ("Театро лирике") режиссером Г. Сальвини. В 1950 эта комедия пост. труппой Нац. т-ра в Риме (Балле). В спектакле участвовали В. Гасман и М. Джиротти. р

KAPOBA, Нелли [р. 6(19).XII.1911] - болгарская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Республики. В 1935 окончила Муз. академию в Софии. С этого же года - солистка Софийской нар. оперы. Партии:

Татьяна; Дуня ("Станционный смотритель" В. Крюкова, Димитр. пр., 1950), Аида (Димитр. пр., 1952), Чио-Чио-сан; Маргарита ("Фауст") и др. Творчество К. отмечено глубокой эмоциональностью и искренностью. я. Дубр.

ЕАРПАКОВА, Полина Михайловна [наст имя - Пелагея; 26.IV (8. V).1845-1920] - русская артистка балета. Дочь танцовщика Большого т-ра М. С. Карпа-кова, племянница танцовщицы Т. С. Карпаковой. Окончила балетное отд. Моск. театр. школы в 1865. Ученица К. Бла-зиса. В 1865 принята в балетную труппу Большого т-ра. Еще ученицей исполняла в Большом т-ре ответств. партии. В 1863 выступила в романтич. роли Сильфиды (о. п. Шнейцгоф-фера). В дальнейшем- одна из ведущих танцовщиц театра. К. были близки строгие формы романтич. балета, в них обнаруживалась мягкость, певучесть, грация поз и движений танцовщицы. Партии виртуозно - экспрессивные удавались К. меньше, мимика е„ не отличалась драматич. выразительностью. Исполняла разнообразные партии: Рыбачка ("Дочь фараона" Пуни), Сата-нилла (о. п. Бенуа), Царица русалок ("Папоротник" Гербера), Сараваста ("Дева ада" Невку ра), Арифа (о. п. Гербера), Елена (опера "Роберт-дьявол" Мейер-бера) и .др. К. - первая исполнительница партии Одетты (1877). Сценическую деятельность окончила в 1883. , В. Кр.

КАРПАКОВА, Татьяна Сергеевна [по мужу - Богданова; ок. 1812-31.Х(12.XI).1842] -русская артистка балета. Окончила Моск. театр. школу в 1831. Ученица Ф. Гюллень-Сор. С 1824 выступала на сцене Большого т-ра в дивертисментах, в детских партиях балетных спектаклей, в водевилях. В 1831-40- танцовщица Большого т-ра. Деятельность К. протекала на закате эпохи драматич. балета. Свои осн. партии К. исполняла в пост. балетмейстера Ф. Гюллень-Сор: Розальба (о. п. на муз. Обера, Россини, Эр-колани, 1835), Фенелла (о. п. на муз. оперы Обера, 1836) и др. В этих и др. партиях, как лирико-комедий-ных, так и трагедийных, проявилось мимич. дарование К., сочетавшееся с высокой танцевальной техникой. Л„гкий, воздушный танец К. обладал поэтич. выразительностью, отмеченной С. Т. Аксаковым. Дочерью К. была известная балерина Н. К. Богданова.

Лит.: Аксаков С. Т., Собр. соч.. т. III, М., 156, с. 457, 461, 537; Красовскяя В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958,с.264- 266. В. Кр.

КАРПАТИ (Karpati), Аурель (1884-7.11.1963)- венгерский театральный критик и театровед. Начал лит. деятельность в нач. 10-х гг. 20 в. В 1921-45 был постоянным театр. критиком журнала "Пешти напло". С 1946-профессор Будапештской театр. академии. В ряде своих трудов К. борется за реалистич. и роман-тич. традиции венг. т-ра, анализирует актерское и режиссерское мастерство (сб. "После генеральной репетиции", 1956, "Театр", 1959, и др.). Разрабатывал проблемы классич. наследия в венг. драматургии и традиции нац. актерской школы. К.- лауреат пр. им. Кошута.

Соч.: Foproba utan, Bdp., 1956; Szinhaz., Bdp., 1959;

Kantorna, Bdp., 1954; Megyeri Karoly, Bdp., 1956: "El meg Bank!-, Bdp.. 1955. А. Гер.

КАРПЕЗА (Carpezat) (1836-1912) - французский театральный художник. Ученик, сотрудник, затем преемник худ. Ш. А. Камбона в парижском т-ре "Опера". Принимал участие в оформлении первых пост. опер "Король Лахора" (1877), "Сид" (1885), "Маг" (1891), "Таис" (1894) Массне, "Генрих VIII" (1883), "Асканий"

(1890) Сен-Санса, "Полиевкт" (1878), "Дань Заморы"

(1891) Гуно и др. Работал также для др. парижских т-ров.

КАРПЕНКО, Сергей Гордеевич (24.IX.1895-29.IX. 1959)-украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Сценич. деятельность начал в 1920 в Херсонском т-ре им. Т. Шевченко.

В 1921 -22-актер т-ра-студии им. Франко (Херсон-Черкассы). В 1922-31-актер т-ра "Берез?ль", работал на Киевской киностудии художеств. фильмов, в т-ре Киевского воен. округа (1933-40), Днепропетровском укр. т-ре им. Шевченко (1940-45), Т-ре им. Франко (1945-48). В 1948-59 - актер Житомирского т-ра. Роли: Шевчук ("Сильные духом" Гребнева и Медведева), профессор Кратов ("Сто миллионов" Собко и Балабана), Карпо Сидорович ("Не называя фамилий" Минко), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы), Ока„мов ("Машенька" Афиногенова), Голубь ("История одной любви" Симонова). Р. Б.

КАРПЕНКО-КАРЫЙ (наст. фам.- Тобилевич), Иван Карпович [29. VIII (10.IX).1845, Арсеньевка Херсонской губ.,- 2(15). IX. 1907, Берлин] - украинский драматург, актер, театральный деятель. Род. в семье управляющего помещичьим имением. В 1863-83 служил в канцелярии. С 1863 принимал участие в любительских спектаклях в Боб-ринце и Елисаветграде (ныне Кировоград). Сотрудничая в газете "Елисаветградский вестник", выступал с театр. рецензиями, статьями, фельетонами. Увлекался произв. Островского, Гоголя, Грибоедова, Чернышевского, Белинского, Герцена, Добролюбова. Идейно-эстетич. и обществ. взгляды К.-К. формировались под влиянием прогресс ивной рус. лит-ры. В конце 70-х- нач. 80-х гг. участвовал в нелегальном политич. кружке. В 1883, по распоряжению министра внутр. дел, был уволен со службы и в том же году поступил актером в передвижную труппу М. П. Старицкого. Одновременно нйчал драматургич. деятельность. Но вскоре был сослан в Новочеркасск под надзор полиции и лишь в 1889 смог продолжить работу в труппе Н. К. Садовского. Дальнейшая творч. деятельность К.-К. протекала в лучших укр. труппах, он работал с М. Кро пивницким, П. Саксаганским, М. Заньковецкой, Н. Са довским. Участвовал в гастролях этих трупп в Петербурге и Москве. В 1890-97 вместе с П. Саксаганским возглавлял "Товарищество русско-малороссийских артистов". В 1897 написал "Записку Всероссийскому съезду театральных деятелей" о состоянии и перспективах развития украинского народного театра, к-рую огласил с трибуны съезда Саксаганский.

Творчество К.-К. способствовало утверждению реализма на укр. нац. сцене. Он создал галерею жизненно-правдивых сценич. образов в своих пьесах: Герасим Калитка ("Сто тысяч"), Пузырь ("Хозяин"), Старшина ("Бурлак"), Павел Серпокрыл ("Над Днепром"), Хома Нерук ("Чумаки"), Старый мельник ("Наймичка"), Иван ("Бесталанная"), Потоцкий, Шмигельский ("Савва Чалый"), Дворецкий ("Пидпанки"), Терешка Сурма ("Суета"). Играл роли: Назар ("Назар Стодоля" Т. Шевченко), Возный ("Наталка Полтавка" Котля-ревского), Хома, Сторож ("Ой, не ходи, Грицю, тай на вечерницы" Старицкого, "На ревизию" Кропив-ницкого), Барабаш, Шило ("Богдан Хмельницкий"у "Где колбаса и чара, там кончается свара" Старицкого). Исполнение К.-К. отличалось глубоким проникновением в психологию персонажей, естественностью в передаче чувств, простотой и вместе с тем технич. совершенством, тонкой отделкой каждой роли.

К.-К. написал 13 социально-бытовых драм и комедий:

"Бурлак" ("Чабан", 1883), "Пидпанки" ("Сельская честь", (1883), "Разумный и дурень" (1885), "Наймичка" (1885), "Бесталанная" ("Кто виноват?", 1886), "Мартин Боруля" 1886), "Сто тысяч" (1890), "Батькова казка" (1892), "Над Днепром" (1897), "Чумаки" (1897), "Хозяин" (1900), "Суета" (1903), "Житейское море" (1904) и 5 историч. драм: "Бондаривна" (1884), "Поливода XVIII столетия" (1893), "Лихая искра поле сожжет и сама исчезнет" (1896), "Савва Чалый" (1899), "Гандзя" (1902). Произв. К.-К. относятся к лучшим образцам дорево-люц. укр. реалистич. драматич. лит-ры. Преодолевая жестокие цензурные притеснения, он раскрывал в своих пьесах в ярких художеств. образах социальную жизнь общества 19 -нач. 20 вв., в них воспроизведены страшные картины быта крепостного и пореформенного укр. села, нищета и бесправие трудящихся масс, процесс зарождения капитализма, классовое расслоение и обострение борьбы. Творчество К.-К. формировалось под идейным воздействием эстетики рус. революц. демократов, произведений Островского, поэзии Т. Г. Шевченко.

Правдивость и простота, острота и жизненность конфликтов, динамичность диалога, выпукло очерченные характеры, близость нар. творчеству определили значение драматургии К.-К. для развития укр. т-ра. Яркие художеств. образы создали в них мастера укр. дореволюц. сцены: М. Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Кропивницкий, Н. Садовский, Л. Линицкая, Ф. Левицкий. Драматургич. наследие К.-К. сохранило свою жизненную силу и эстетич. ценность и в наст. время. Сов. укр. т-ры и самодеят. коллективы постоянно обращаются к пьесам К.-К. (особенно часто ставятся "Наймичка", "Бесталанная", "Савва Чалый", "Суета"), в них играли ведущие мастера сов. т-ра А. Бучма, Н. Ужвий, Г. Юра, И. Марьяненко. Драматургия К.-К. ставится на рус. сцене, в т-рах братских республик, стран нар. демократии, США, Канады.

Соч.: Карпенко-Кар и й (L К. Тоб?левич), Твори в трьох томах, Кив, 1960-61; в рус. пер. - Пьесы, М., 1958. Лит.: Тоб?левич С. В., Життя ?вана Тоб?левича (Карпенка-Карого), Кив, 1945; С т e n с н к о Л., I. Карпенко-Карий (Т. К. Тоб?левич), Кив, 1957. Р. Б.

КАРПОВ, Евтихий Павлович (7.XI.1857-3.1. 1926) - русский режиссер, драматург. Засл. режиссер (1921). За участие в народническом движении был арестован и сослан (1879-85). С 1887 работал как актер в Ярославле. Написал св. 20 пьес. Среди них драмы из нар. жизни - "Тяжкая доля" (1882), "Рабочая слободка" ("Бездомники", 1889), "Шахта "Георгий"" (1901), "Мирская вдова" (1897), а также пьесы, рисующие помещичий быт,- "Чары любви" (1887), "Ранняя осень" (1890) и др. В своих пьесах К. показывает разложение патриархального крестьянского быта в связи с развитием промышленности, угнетенное положение крестьянства и т. п. (пьесы К. ставились в Моск. Малом т-ре, петерб. т-рах - Александрийском, Лит.-художеств. об-ва, Нар. доме). В 1889 К. начал режиссерскую деятельность. Ставил спектакли для крестьян в с. Рождествено под Петербургом (1889-91) и для рабочих в Невском об-ве устройства нар. развлечений (1892). В 1896-1900 - гл. режиссер, в 1916-26 - режиссер Александрийского т-ра (в 1900- 1908 и 1914-16 работал в т-ре Лит.-художеств. об-ва). С именем К. связаны первые пост. на сцене Александрийского т-ра пьес Горького "Мещане" (1917) и "На дне" (1915). После Октябрьской революции К. возобновил в этом же т-ре ряд пьес Островского. Стремясь ставить спектакли, отмеченные жизненной правдой и простотой, К., однако, не умел подлинно реалистически вскрыть сущность художеств. произв., его работы отличались натурализмом, бытовизмом, примитивной односторонностью. К. принадлежат воспоминания об В. Ф. Комиссаржевской, А. П. Чехове и др.

Соч.: Народные драмы, М., 1897;Драматич. сочинения, т. 1, M., 1909; В. Ф. Комиссаржевская на сцене имп. Александрийского театра. 1896-1902, в кн.: Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, СПБ. 1911, с. 50-84; История первого представления "Чайки", в сб.: Чехов и театр. Письма. Фельетоны..., М., 1961, с. 234-42.

Лит.: Яковлев М. А., Драматургия Е. П. Карпова, в кн.: Ученые записки Гос. педагогич. ин-та им. А. И. Герцена. Фак-т языка и лит-ры, вып. 1, [М.], 1936, с. 240-49; Ю ? ь e в Ю., Записки, Л., 1948, с. 253-56; ? у б-цов А. Б., Из истории рус. драматургии..., ч. 2, Минск, 1962. с. 59-83. АН. А.

КАРПОВА, Дарья Кузьминична [р. 5(18).III.1914]- финская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1959). Депутат Верх.Совета СССР (1950,1958), Карело-Фин. ССР (1947-51). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1932, окончив 1-ю театр. художеств. студию в Ленинграде, начала работать в организованном в этом же году фин. драм. т-ре в Петрозаводске. Сценич. образы К. отличаются своеобразием, ч„ткой целеустремл„нностью. Роли: 30-40-х гг.- Татьяна ("Разлом"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"). Айникка ("Куллерво" Киви), Мари ("Девичье озеро" Щеглова), Беатриче ("Слуга двух господ"), фру Линде ("Нора"). Роли 50-х гг.-Анита ("Сын рыбака" Лациса), Рашель ("Bacca Железнова"), Хильда ("Ветер с юга" Грина и Филиппова), Марта ("Женщины Нискавуори" Вуо-лийоки), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Самоцветова ("Хозяйка леса" Бабича и Пале-чек). С. Кол. КАРПОВА, Татьяна Михайловна [р. 4(17).1.1916]-русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Училась в Харьковском муз.-театр. техникуме (1932-33). Будучи студенткой, выступала на сцене молод„жного рабочего т-ра "Темафор" (т-р малых форм). С 1934 занималась в театр. уч-ще при Моск. т-ре Революции (ученицаМ. И. Ба-бановой). В 1938, по окончании училища, была принята в труппу этого театра (ныне Т-р им. Вл. Маяковского); первая роль - Лиза ("Простые сердца" Паустовского). Способность актрисы к перевоплощению, созданию разнообразных характеров (комедийных, лирических, драматических) особенно ярко раскрылась в ролях Любки Шевцовой ("Молодая гвардия" по Фадееву, Гос. пр. СССР, 1947),

Павлы ("Зыковы" Горького) и др. Крупнейшая работа К.- трагедийный образ немой Катрин ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта, 1961).

Роли: Шура Азарова ("Питомцы славы" Гладкова), Таня (о. п. Арбузова), Диана ("Собака на сене"Лопеде Вега), Сонька ("Аристократы" Погодина), Линда, Алефтина Николаевна, Леля ("Гостиница Астория", "Весенние скрипки" и "Океан" Штейна), Реджина ("Леди и джентльмены" Хелман), Ирина ("Фауст и смерть" Левады) и др.

Лит.: "Театральная жизнь", М., 1961, .ј 4, с. 12; ј 7, с. 20-21; Войткевич Н., Образы героической юности, "Театр", 1947, ;ј 3. ?. ?.

КАРРЕР (??????), Павлос (1829-96) - грече-ский композитор. Один из выдающихся представителей оперного иск-ва Греции. Муз. образование получил в Англии и Италии. Сюжеты главных опер К. заимствованы из эпохи борьбы греч. народа за независимость, а также из итал. лит-ры ("Данте и Беатриче", "Изабелла д'Астена" и др.). В творчестве К. сказалось сильное влияние итал. стиля. Лучшие произв. К.- патриотич. оперы "Маркое Боцарис" (1861), о герое нац.-освободит. войны 1821, "Кира Фросини", о трагич. судьбе гречанки, наложницы Али-Паши Янин-ского - отмечены своеобразным колоритом, присущим греч. песням. К. впервые вв„л в оперу греч. нар. мелодии, сохранившие свою популярность до наших дней.

Лит.: Каломирис М., Греческая музыка в прошлом и настоящем, "Советская музыка", 1956, JS6 12. Л. М.

KAPPEPA (Carrera), Валентине (19.XII.1834- 1895) - итальянский драматург. Дебютировал в 1856 комедией "Лотерея". К. был большим почитателем К. Гольдони, посвятил ему одну из своих комедий "Последние дни Гольдони" и пытался следовать по пути великого драматурга-просветителя, создавая итал. нар. реалистич. драму. В своих лучших драмах и комедиях - "Капитал и рабочие руки" (1871), "Деньги коммуны" (1876, т-р Беллоти-Бона), "Мать епископа" (1882), К. сатирически изображал бурж. Италию, высмеивал е„ политиков, армию и духовенство. К. принадлежит драма "Александр Пушкин" (1865), рассказывающая о последних днях великого русского поэта. Р. X.

KAPPETEPO (Carretero), Хуан (г. рожд. неизв.- ум. 1829, Мадрид) - испанский актер. Дебютировал в т-ре "Де ла Крус". Играл роли амплуа первого любовника, был директором т-ра. Выступал как партн„р актрисы Р. Луна. Играл в произв. исп. классиков. Переделал на совр. язык ряд классич. пьес, напр. "Молчание - знак согласия" Лопе де Вега и др. Л. Крас.

КАРСАВИН, Платон Константинович [17 (29). XI. 1854-1922] - русский артист балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще по классу М. И. Петипа и в 1875 был зачислен в петерб. балетную труппу. К. исполнял в классич. балетах танцевальные партии безымянных персонажей. Тонкая выразительность рисунка сочеталась в его иск-ве с совершенством танцевальной техники. Особого мастерства достигал в двойных турах в воздухе, к-рые К. впервые исполнил в пляске шута на премьере "Млады" Минкуса (1879). В 1891 окончил сценич. деятельность. В 1882-96 преподавал бальные танцы в Петерб. театр. уч-ще. Дочь К.- известная балерина Т. П. Карсавина.

Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы но истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с 272- 273. В. Кр.

КАРСАВИНА, Тамара Платоновна [р.25.11(9. III). 1885] - русская артистка балета. Дочь танцовщика П. К. Карсавина. Окончила Петерб. театр. уч-ще (ученица П. А. Гердта, X. П. Иогансона, Э. Чекетти). В 1902 была принята в Мариинский т-р. Дебютировала в партии Жемчужины ("Жавотта" Сен-Санса). Вначале исполняла партии, не требующие значительной виртуозной техники: Амур и Цикалия ("Дон Кихот"Щана ("Баядерка" Минкуса), Испанка ("Фея кукол" Бвйера) и др. Артистизм танца, изящество и живость мимики К. проявились в партиях: Жизель, Одетта-Одил-лия; Фея сирени, Флорина и Аврора ("Спящая красавица"), Фея драже ("Щелкунчик"), Раймонда; Медора ("Корсар" Адана и Пуни), Царь-девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Фея кукол (о. п. Бейера), Флора, Коломбина и Нерилья ("Пробуждение Флоры", "Арлекинада" и "Талисман" Дриго) и др. Постоянная партн„рша М. М. Фокина, К. была сподвижницей его новаторских исканий. В балетах, поставленных Фокиным в Петербурге, исполняла партии: Эв-ника (о. п. Щербачева), Мадлен ("Павильон Ар-миды" Черепнина), Ар-синоя ("Египетские ночи" Аренского), Коломбина ("Карнавал" на муз. Шумана), вальс ("Шопениана").

В 1909-29 К. была первой танцовщицей труппы С. П. Дягилева, участвовала в "Русских сезонах за границей", где исполняла партии: Жар-птицы и Балерины (о. п. и "Петрушка" Стравинского), Зобеиды ("Шехеразада" Римского- Корсакова), Хлои ("Дафнис и Хлоя" Равеля), Мельничихи ("Треуголка" Де Фальи) и др. В 1918 уехала из России. В 1930 выступала в труппе "Балле Рамбер". В 1930- 1955 - вице-президент Королевской академии танца в Лондоне. Вед„т педагогич. деятельность. К,автор тео-ретич. работ по вопросам хореографии.

Соч.: Theatre street, L., [1930] (франц. пер. Ballets russes, P., 1931);

Ballet technique,]-..,[1956]. Лит.: Борисоглебский М. В. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л ,

1939; Светлов В., Т. П. Карсавина, в сб.: Русский балет, [СПБ, 1913], с. 13-16; Волынский А." Тамара Платоновна Карсавина, "Жизнь искусства", 1924, ј 36, с. 7-8; L i eve n P., The birth of ballets russes, Boston-N. Y., 1936; B en o i s A., Reminiscences of the Russian ballet, L., [1941]; Sokolova L., Dancing for Diaghilev, L., [I960]; L i f a r S., Les trois graces du XX siede, P., [1957 ]. , В. Кр.

KAPCTEH (Karsten), Кристофер Кристиан (1756- 1827) - шведский артист оперы (тенор). Придворный певец (1778). Выступал в Стокгольме в оперном т-ре. В 1778-1806-солист Королевской оперы (Стокгольм). В 1812-17 гастролировал в Европе. Голос К. отличался чистотой и силой, широким диапазоном. К. был не только отличным певцом, но и превосходным актером. С успехом исполнял басовую партию Эдипа ("Эдип в Афинах" Саккини), Кристьерна ("Густав Baca" Hay-мана), Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка) и др.

Лит.: Flodmark J., Sveriges teaterhistoriska samfunds arsskrift, Stockh., 1912. E. Ч.

КАРТАШОВ, Иван Дмитриевич (p. 25.XII.1909)- русский советский танцовщик. Нар. арт. РСФСР (1958). Окончил театр. техникум им. Луначарского (хореографич. отделение) в 1930. В 1928-33 работал солистом в Моск. т-ре балета под рук. В. Кригер. Затем - в т-рах оперы в Баку (1933-34), Виннице (1934-37), Одессе (1937-38). С 1938 - солист Гос. ансамбля нар. танца СССР. Исполнение К. танцев различных национальностей отличается тонким чувством стиля, отточенностью техники. К. работает также ассистентом-репетитором. Гос. пр. СССР (1958). С. Г.

КАРТАШОВА, Лидия Павловна (р. 12.III.1881)- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1948). В 1894 поступила в провинц. труппу антрепрен„ра И. С. Томского. Работала в крупных городах России (Вологда, Томск, Иркутск, Саратов и др.). Исполняла роли героинь. В 1919-36 - актриса Ленингр. т-ра им. Пушкина. С 1936 - в труппе Киевского т-ра им. Леси Украинки. Замечат. исполнительница характерных и бытовых ролей.

Роли: Катерина ("Гроза"), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому), Акулина, Кухарка ("Власть тьмы", "Плоды просвещения"), Глумова, Кукушкина ("На всякого мудреца довольно простоты", "Доходное место"), Сваха ("Женитьба"), Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Мотылькова ("Слава" Гусева), Клара ("Страх"), Демидь-евна ("Нашествие") и др. Снималась в кино, р. В.

КАРТИНА (в драме, опере, балете)- законченная часть акта. К. отделяются друг от друга не антрактом, а коротким перерывом, во время к-рого опускается занавес, публика оста„тся на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций или оста„тся та же декорация. В нек-рых сценич. произв. К. являются осн. единицей деления действия.

КАРУЗО (Caruso), Энрико (27.II.1873, Неаполь,- 2.VIII.1921, там же)-итальянский артист оперы (ли-рико-драматический тенор). Сын механика. В детстве пел в местной церкви под рук. падре Дж. Брондзетти, затем - А. Фазанаро. В 1883 поступил работать на литейный завод, продолжая заниматься пением у Брондзетти и выступать в церкви. В 1887 принял участие в представлении муз. фарса "Разбойники в саду дона Раффаэле" Кампанелли и Фазанаро. С 1891 обучался пению у Г. Вер джине. В 1894 получил приглашение выступить на сцене т-ра "Нуово" в опере "Друг Франческо" местного композитора Морелли. Вскоре был приглаш„н на один сезон в г. Казерту, где выступил в партии Туридду ("Сельская честь" Масканьи).

В 1895 пел в неаполитанском т-ре "Беллини" и в Каире. В том же году выступил в партии Тибальда в опере "Капулетти и Монтекки" Беллини вместе с певицами А. Франко и Э. Карелли (т-р "Меркаданте", Неаполь). В 1896 пел в Неаполе, Казерте,Салерно,Трапани, Марсале (проходил партии с В. Ломбарди): Альфред, Хозе, Канио; Артур Тальбот ("Пуритане" Беллини). В 1897 с успехом выступил в Ливорно в "Богеме" (Рудольф) и в Милане (т-р "Лирике") в "Наваррьянке" Массне и "Арлезианке" Чилеа (Федерико) (1-я пост.). В 1898 в Генуе пел партию Надира ("Искатели жемчуга" Визе) и участвовал вместе с Дж. Беллинчони в первом представлении оперы "Федора" Джордано (Лорис) в т-ре "Лирике". В конце того же года впервые гастролировал за границей - с большим успехом выступал в Петербурге ("Травиата", "Богема", "Паяцы"; "Мария ди Роган" Доницетти, "Сельская честь" Масканьи). В 1899 пел в Буэнос-Айресе, затем в т-ре "Костанци" (Рим). В 1900 снова гастролировал в России (Петербург, Москва), где впервые исполнил партии Радаме-са и Ричарда ("Аида", "Бал-маскарад" Верди). Затем выступал в Буэнос-Айресе и Монтевидео в партиях Каварадосси ("Тоска") и Де Грие ("Манон" Массне). В конце 1900 дебютировал на сцене т-ра "Ла Скала" (Милан) в "Богеме" (с участием Э. Карелли, дириж„р А. Тосканини), в 1901 пел там в операх "Маски" Масканьи, "Любовный напиток" Доницетти (Немори-но), "Мефистофель" Бойто (Фауст, с Ф. Шаляпиным в заглавной партии). В 1902 гастролировал в Монте-Карло и Лондоне, в 1903- в Лисабоне, Монтевидео, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро. В том же году впервые выступил в Нью-Йорке на сцене т-ра "Метрополитен-опера" в партии Герцога ("Риголетто"). В последующие годы, оставаясь солистом "Метрополитен-опера", гастролировал в городах Сев. и Юж. Америки, Европы (Париж, Лондон, Прага, Берлин, Дрезден, Вена, Будапешт, Лейпциг, Гамбург, Брюссель, Монте-Карло и др.). В репертуаре К. появляются новые партии: Пинкертон, Джонсон ("Чио-Чио-сан", "Девушка с Запада" Пуччини), Альваро ("Сила судьбы" Верди), Элеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Эльвино ("Сомнамбула" Беллини), Лионель ("Марта" Флотова), Вас-ко да Гама ("Африканка" Мейербера), Ринальдо ("Ар-мида" Глюка) и др. Последние спектакли с участием К. прошли на сцене т-ра "Метрополитен-опера" в декабре 1920.

Иск-во К. отличалось высокой гармоничностью. Один из самых выдающихся представителей итал. бель канто, К. обладал исключительным по красоте голосом, виртуозным вок. мастерством. Сила и страстность пения позволяли ему исполнять партии драматич. тенора. В первый период своего творчества К. исполнял гл. обр. лирич. и лирико-драматич. партии: Немори-но, Эдгар, Фердинанд ("Любовный напиток", "Фаворитка", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Фауст (о. п. Гуно, "Мефистофель" Бойто), Надир ("Искатели жемчуга" Визе), Рудольф; Осака ("Ирис" Масканьи), Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Хозе, Альфред; Рауль ("Гугеноты"), Федерико ("Арлезианка" Чилеа). Во второй период сценич. деятельности певцу особенно близки были драматич. партии, в к-рых полно проявился его арти-стич. темперамент: Манрико, Альваро ("Трубадур", "Сила судьбы" Верди), Канио, Радамес; Андре Шенье (о. п. Джордано), Элеазар ("Дочь кардинала" Галеви). Глубоко и сильно выражая человеческие страсти, создавая драматически насыщенные, трагедийные образы, К. достигал высокой выразительности, остроты рисунка роли. Пение его, лиш„нное аффектации переживаний, поражало мощной эмоциональностью.

Соч.: Как нужно петь, "Театральная газета", М., 1914, ј 16-18.

Лит.: Львов М., Э. Карузо. Выдающиеся исполнители прошлого, "Советская музыка", 1955, ј 1, с. 98-100;

К e у Р. V. R., Z i г a t о В., E. Caruso. A biography, L., 1922; Gara E., Caruso, Milano. 1947. Св. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница