Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 204)


КАРДОВСКИЙ, Дмитрий Николаевич [24.VIII(5.IX). 1866-10. II. 1943]-русский советский художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1929). Профессор (1907). Дейст-вит. чл. Академии художеств (1915). Учился в петерб. Академии художеств (1892-1902) у П.П.Чистякова и И. Е. Репина и в Мюнхене в мастерской Ажбе (1896- 1900). Выдающийся художник-реалист, мастер рисунка, знаток быта и иск-ва России 19 в., К. создал иллюстрации к драм. произв. Грибоедова, Гоголя, Толстого, Чехова. В 1920-29 выступал также как театр. художник.. Наряду с Б. М. Кустодиевым, К. Ф. Юоном, Н. П. Крымовым, В. А. Симовым К. своим творчеством способствовал борьбе с формализмом и укреплению реалистич. традиций в сов. театр.-декорац. иск-ве. Осн. театр. работы К. выполнены для Малого т-ра:

"Лес" (1921), "Ревизор" (1922, возобновл„н в 1949), "Бедность не порок" (1924, возобновл„н в 1953); "Нахлебник" и "Завтрак у предводителя" Тургенева (1924), "Свои люди - сочт„мся" (1929). К. оформил также спектакли: "Любовь - книга золотая" А. Н. Толстого в 1-й Студии МХАТа (1923), "Николай I и декабристы" Кугеля в МХАТе (1926, совм. с Симовым). Декорации К. ярко характеризуют социально-историч. обстановку, создают "образный фон" действия. Мастер костюма и грима, К. в своих эскизах давал жизненно конкретные, психологически углубл„нные и в то же время остро сатирич. портреты персонажей. В„л большую педагогич. работу (с 1903).

Лит.: Д. Н. Кардовский и О. Л. Делла-Вос-Кардов-ская. Сб. к 40-летию творческой деятельности, М., 1939;

ПодобедоваО., Дмитрий Николаевич Кардовский, М., 1957; Д. Н. Кардовский об искусстве. Воспоминания. Статьи, письма, М., 1960.

КАРДОЗУ (Cardoso), Сержиу (полное имя и фам.- СержиудаФонсекаМатус К ар дозу) (р. 23.1 II.1925)- бразильский актер и режиссер. В 1947 получил уч„ную степень в Папском католич. ун-те Рио-де-Жанейро. Сценич. деятельность начал в "Театру университариу" (Рио-де-Жанейро). Затем работал в разл. т-рах Бразилии: "Эстудантиду Бразил" (Рио-де-Жанейро), "Театру дус Дозе" (Рио-де-Жанейро), "Театру бразилейру ди комедия" (Сан-Паулу). Позднее организовал вместе с Нидия Лисия т-р в Сан-Паулу, где выступал и как художник. Среди лучших режиссерских работ К.спектакли "Гамлет" (1956), в к-ром К. играл гл. роль (впервые играл Гамлета в 1948), и "Песня зерна" Раймунду Магальяиш.

К. завоевал славу одного из лучших актеров совр. бразильского т-ра. Творчество его отличается широтой диапазона, он с равным успехом играет комедийные и драм. роли. Кроме Гамлета, блестяще сыграл главную роль в "Лгуне" Гольдони (1949, "Театру бразилейру ди комедия").

Роли: Актер ("На дне" Горького, 1951), Ломов ("Предложение" Чехова), Отец ("Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло, 1951), Гарсен ("Закрытые двери" Сартра). Играл в пьесах Ануя, Т. Упльямса, в пьесах бразильских драматургов - "Лиса и виноград" Фигейреду (1953, Нац. драм. труппа), "Уличный фонарь" Ракел ди Кейрус (1955). Снимался в кино.

Лит.: AImeida Prado D. de, Apresentac-ao do teatro brasileiro moderno, Sao Paulo, [1056],c. 171-75, 343-45 и др.; Galante de S o u-s a J., O teatro no Brasil, t. 2, RIG de Janeiro,. 1960, с. 155.

КАРЕЛ (Karel), Рудольф (10.XL 1880-6. III. 1945)-чешский композитор, педагог. Музыке обучался в Праж. консерватории в 19()1 (по композиции - у А. Дворжака). Занимался композицией и преподаванием музыки. Во время 1-й мировой войны находился в России; был преподавателем муз. школы в Таганроге и в Ростове-на-Дону. После возвращения на родину в 1920 поселился в Праге. В 1923-41 К.-проф. Пражской консерватории. В 1943 был заключ„н нем.-фашистскими оккупантами в тюрьму Панкрац, в 1945 отправлен в концентрационный лагерь, где и умер. Для первых соч. К. характерны романтич. направленность, эмоциональная приподнятость. Поздние его произв. отличаются мужественным характером и в то же время мелодичностью, оригинальной гармонией. В 1906-09 К. пишет свою первую оперу "Больное сердце" (1910, Пражский Нац. т-р), а в 1928-32-"Смерть Кмотр-шичка",Нац.т-р, Брно, 1934). В этой опере-сказке глубина чувств и мягкая лиричность сочетаются с л„гкостью, выразительностью техники. Композитор продолжал творч. деятельность даже в фашистском застенке. В тюрьме К. написал оперу "Три волоса деда Все-веда" по мотивам чеш. нар. сказки. Позднее опера была доработана учеником К.- Востржаком (пост. 1948, Пражский Нац. т-р). В музыке, созданной К. в период оккупации Чехословакии, звучит протест против жесто-костей фашизма и глубокое сочувствие к трагич. участи чеш. народа. К. принадлежит музыка к спектаклям: "Драма жизни" Гамсуна (1924) и "Девин" Лома. Писал произв. в др. жанрах.

Лит.: о u г e k O., Rudolf Karel, Praha, 1946: Rudolf Karel, Praha, 1947; V o m a б k a B., Jubilea pamatce Rudolfa Karela, "Hudebni rozhledy", Praha, 1955, sv. 8, с. 150,

Т.Ац. КАРЕЛИНА-РАИЧ (наст. фам.- Поповкина), Раиса Андреевна (1880-28.IX.1957) - русская советская актриса. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Училась в театр. школе Блюменфельда в Киеве (преподаватели П. П. Рощин-Инсаров, Е. Я. Неделин). В 1897, не окончив школы, вступила в труппу Киевского т-ра Н. Н. Соловцова. В 1900-25 играла в Новочеркасске, Кишин„ве, Казани, Харькове, Киеве и др. города (в 1904- 1906 была актрисой Моск. т-ра Корша). Виртуозная техника актрисы наиболее ярко проявилась в комедийных ролях. Е„ игра отличалась изяществом сценич. формы, мастерством ведения диалога, разнообразием и неожиданностью тонких переходов. Роли: Таня ("Плоды просвещения"), Глафира ("Волки и овцы"), Лиза {"Горе от ума"), Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду). Менее удавались актрисе драм. образы (играла Ларису, Анну Каренину, Нору и др.). В 1925-33 К.- снова в труппе т-ра Корша. С 1933 работала в Т-ре им. МОСПС (Москва). Оставила сцену в 1948. E. Ген.

КАРЕЛЛИ (Carelli), Эмма (12.V.1877-17.VIII. 1928) - итальянская артистка оперы (сопрано), театральный деятель. Пению обучалась у своего отца Б. Карелли. Впервые выступила на оперной сцене в Альтамуре в 1895. В том же году пела в Неаполе в т-ре "Фондо", затем гастролировала в Милане, Венеции, Риме и др. городах. В 1900 выступила на сцене т-ра "Ла Скала" в партиях Дездемоны ("Отелло" Верди; Отелло - Таманьо, дириж„р - Тосканини);

Татьяны ("Евгений Онегин", 1-е представление в Италии), в 1901 - Мими ("Богема"; Рудольф - Кару зо, дириж„р-Тосканини) и др. К. выступала в оперных т-рах Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Лисабо-на, Мадрида, Барселоны, Петербурга (1906), Бухареста, Монте-Карло и др. Одна из лучших певиц нач. 20 в., К. была яркой представительницей вок. и сценич. стиля оперного веризма. В 1912-26 руководила т-ром "Костанци" в Риме, стремилась обновить репертуар (пост. "Электру" Р. Штрауса, "Хованщину"), поднять художеств. уровень оперного исполнительства.

Партии: Весталка (о. п. Меркаданте), Манон, Сафо "Мч-нон", "Сафо" Массне), Ирис, Сантуцца ("Ирис", "Сельская честь" Масканьи), Маргарита ("Мефистофель" Бойто), Эльза ("Лоэнгрин"), Заза (о. п. Леонкавалло), Джоконда (о. п. Понкьелли), Электра (о. п. Штрауса), Федора (о. п. Джордано), Тоска, Чио-Чио-сан и др.

Лит.: Carelli A., E. Carelli, Roma, 1932. Св. Г.

КАРЕЛЬСКОЙ АССР ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.

До Великой Октябрьской социалистической революции в Карелии национального проф. т-ра не было, но в Петрозаводске ежегодно гастролировали русские труппы, в к-рых выступали Н. И. Соболыциков-Са-марин, Н. Н. Ходотов, В. Даугуветис, оказавшие большое влияние на развитие т-ра Карелии. В 1918 в Петрозаводске открылся рус. т-р, получивший назв. Нар. т-.р драмы. В это же время стали возникать нар. дома и самодеятельные рус., затем фин. и карельские драм. кружки, ставившие одноактные пьесы, написанные самими кружковцами ("Мы победим", "Победа", "Под красным знаменем", "Огонь просветления", "Восставшие рабы" и др.). В репертуар Нар. т-ра драмы входила классич. драматургия и пьесы сов. авторов ("Шторм", "Бронепоезд 14-69" и т. д.). Здесь работали в разл. годы актеры и режиссеры Н. В. Петров, H.C. Pa-шевская, Н. В. Смолич, Л. С. Вивьен, Е. П. Корчагина-Александровская и др. В 1929 группа молод„жи из самодеятельных кружков, в к-рых играли карелы и финны, была направлена в Ленингр. театр. студию; окончившие е„ в 1932 образовали в том же году в Петрозаводске финский драм. т-р.

На сцене этого т-ра были пост.: "Куллерво" и "Сельские сапожники" А. Киви, "Разлом", "Гибель эскадры", "Любовь Яровая", "Оптимистическая трагедия", "Ревизор", "Егор Булычев и другие", "Враги", "Bacca Железнова", "Нора" и др.

В 30-х гг. были созданы рус. т-ры: ТРАМ (1929-31), ТЮЗ (1931-33), Кукольный т-р (1935). Открылись т-ры в районах республики - Олонце, Сегеже, Кондопоге, Кеми, Медвежьегорске, Пудоже. Продолжает работу T-pjgc. драмы в Петрозаводске (в 1929 наз.Карельский т-р драмы.ВЗО-х гг развивается драматургия на финском яз. Э. Паррас написал пьесу о борьбе с фашизмом- "Гигантское сердце стучит" (1934). В 1935 фин. т-р пост. муз. комедию нар. поэта Я. Виртанена "Мальбрук в поход собрался" (муз. К. Раутио и Л. Иоусинен), высмеивавшую незадачливый поход белофинских интервентов на Карелию в 1921-22. Борьбе карельского народа за свободу посв. свои пьесы рус. драматург Д. Щеглов ("Девичье озеро", 1939, т-р рус. драмы, "Сокровище Сампо", 1940, там же). В 40-х гг. финский драм. т-р пост. "Огни Марикоски" Я. Ругоева (1946) о восстановлении карельских колхозов, разрушенных войной, "Ветер с юга" Э. Грина и Б. Филиппова, "Новые друзья " У. Викстрема (1950) о развитии демо-кратич. движения в Финляндии, борьбе прогрессивных людей за мир, "Глушь пробуждается" Т. Ланкинена и Н. Яккола о революции 1905 в Карелии, "Бессмертные зв„зды" Г. Гракова и А. Иванова об Отечественной войне, "Второе поколение" Р. Корнева, "Хозяйка леса" В. Бабич и Е. Палечек о развитии лесоводства Карелии. Т-р рус. драмы также начал ставить пьесы местных драматургов: "В огненном кольце" П. Бори-скова (1957) о первых годах становления Сов. власти в Карелии и "Страх и совесть" Д. Гусарова и Н. Макеева (1958) об Отечественной войне. Т-ры Карел. АССР ставили рус. и зап.-европ. классику, пьесы рус. сов. драматургов. В 1940-48 в Петрозаводске работал рус. т-р музкомедии. В 1955 на базе т-ра рус. драмы создан Петрозаводский муз.-драм. т-р, ставящий драмы, опе- {i ры, балеты, муз. комедий. Т-р показал первый карельский балет "Сампо" Г. Синисало по мотивам "Калевалы" и муз. комедию "Кумоха" Р. Пергамента на темы карельских нар. сказок. В 1937 в Ленинграде \ и в 1959 в Москве были проведены декады Карел. \ иск-ва и лит-ры.

В наст. время (1962) в Карелии работают: Муз.-драм., Финский драм. т-ры - в Петрозаводске, Передвижной драм. т-р в Сортавале, Петрозаводский т-р кукол. В 1960 открылись нар. т-ры в селе Ухта района Калевалы, в гг. Олонце и Пудоже, в 1962 в Суоярви. Среди деятелей театр. иск-ва Карелии (1962)-нар. арт. СССР Е. С. Томберг, нар. арт. РСФСР Д. К. Карпова, Т. И. Ланкинен, Т. И. Ромпайнен, нар. арт. Карельской АССР С. А. Туорила, Ю. Я. Хумпи, К. Севандер, В. Д. Томашевская, В. А. Финогеева, засл. деятели иск-в РСФСР В. Э. Суни, А. А. Шелковников, Л. Ф. Лангинен, засл. арт. РСФСР С. Н. Степанова, И. С. Гридчина, 3. Н. Эстрин, Б. И. Хотянов, Д. Е. Утикеев и др.

Лит.: Смирнов П. Я., Из истории Петрозаводского театра, Петрозаводск, I960; Колосенок С. В., Искусство и литература Карело-Финской ССР за 25 лет, Петрозаводск, 1948; КолосенокС.,Моносов И., Культура Советской Карелии, Петрозаводск, 1959; и х ж e, Литература и искусство Советской Карелии, М., 1959; Колосенок С. В. (сост.), Государственный Карело-Финский драматический театр. [Таллин], 1956; Стюф В. И., Государственный финский драматический театр Карельской АССР, Петрозаводск, 1959 (Декада Карел, иск. и лит-ры); Колосенок С. и Леонтьев И., За полвека (к 50-летию русского драматич. театра в Карелии), "На рубеже", Петрозаводск, 1958, .No l,c. 171-182; 3 в e з-дин С. П., Государственный музыкально-драматич. театр Карельской АССР, Петрозаводск, 1959; О р e л о в и ч А., Первая карельская опера, "Советская музыка", 1959, ј 5, с. 108-112; Лапчинский Г., Карельский балет "Сампо", там же, 1959, .ј 8, с. 107-111; Колосенок С., Народный артист П. Н. Чаплыгин, Петрозаводск, 1948;

Орловский К., Актеры из Сортавалы, "Огонек", М., 1953, .No 50, с. 25. С. Кол.

KAPEH (Кагеп), Бедржих (р.15.X.1887) - чехословацкий актер. Засл. арт. Чехословацкой Республики (1953). В 1905 начал творч. деятельность в труппе Б. Клечкова, затем играл в труппах И. Седлачека и И. Туттера, в т-рах г. Пльзеня и в Т-ре на Виноградах в Праге. С 1921- актер Пражского Нац. т-ра. В своих сценич. образах К. утверждает тему героич. духа чеш. народа. Продолжая традиции Э. Вояна, К. стремится к углубл„нной психологич. характеристике изображаемых героев (Гамлет, Сид, Борис Годунов;

Эрениан - "Зори" Верхарна). Значительны комедийные роли К. (Петруччо - "Укрощение строптивой", Сирано де Бержерак - о. п. Ростана и др.). Большая социальная острота, тонкая художеств. выразительность характеризуют исполнительское иск-во К.

40-50-х гг. (Бардин - "Враги"; Кришиштян - "Ян Жижка" Ирасека, Чебутыкин - "Три сестры", 1-й актер - "Гамлет"). Л. Сол,

КАРЕНЯН,Акоп(1813-72) - армянский писатель, драматург. В 1841 в Москве был издан сборник пьес Метастазио, перевед„нных К. Написал историч. трагедии "Шушаник" (1860), "Вартан Мамиконян" (1862). Эти пьесы долго сохранялись в репертуаре дореволюц. арм. т-ра. В. Т.

КАРЕСТЙНИ (Carestini), Джованни (прозвище - Кузанино, Cusanino) (ок. 1705-1760)-итальянский артист оперы (контральто). Впервые выступил на оперной сцене в Риме в 1721, после чего с успехом пел в Мантуе, Венеции, Турине, Милане, Болонье и др. городах Италии. Гастролировал в Праге (1723), Лондоне (1733-36), Дрездене (1747), Берлине (1750) и др. городах Европы. В 1754-56 выступал в Петербурге в составе труппы Ф. Арайя, после чего оставил сцену. Славился сильным голосом большой гибкости и огромного диапазона (от д о малой до соль второй октавы), выразит, драматич. игрой; соперничал с Фаринелли. Гендель поручал К. ведущие партии в своих операх ("Ариадна", "Альцина" и др.) и ораториях ("Д сбора", "Аталия" и др.).

Партии: Костанца ("Гризельда" А. Скарлатти), Демофонт (о. п. Глюка), Сифак (о. п. Лео), Александр, Артаксеркс ("Александр в Индии", "Артаксеркс" Винчи), Ариодант, От-тон (о. п. Генделя) и др.

Лит.: Q u a n t z J. J., Lebenslauf, в кн.: M a r p u r g F. W., Historische kritische Beitrage, Bd l, B., 1754; На-bock F., Die Kastraten und ihre Gesangkunst, Stuttgart- B.-Lpz., 1927. Ал. M.

КАРЗУ (Carzou), Жан (p.l.1.1907) -французский художник и театральный декоратор. В 1952 начал работать в т-ре (оформление акта под назв. "Инки" в балете "Галантная Индия" Рамо, "Гранд-Опера"). Автор эскизов декораций к балетам "Волк" Дютийе (1953, т-р "Балле де Пари"), "Жизель" (1954, "Гранд-Опера"), к спектаклю "Аталия" Расина (1955, "Коме-ди Франсез") и др. К. избегает стилизации, стремится к поэтич. претворению в духе романтизма традиций декорац. иск-ва 18 в.

КАРИАЕВА, Тамара Харитоновна [р. 14(27). IV. 1915] - осетинская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Работая на кирпичном заводе, выступала в агитбригаде. В 1933 играла в "Т-ре малых форм" (Владикавказ). В 1935 поступила в Северо-Осетинский т-р в г. Орджоникидзе и стала одной из ведущих актрис этого т-ра. Среди первых ролей: Донна Анна ("Каменный гость" Пушкина), Лена ("Слава" Гусева), Катерина ("Гроза"). К. создала образы сильных, волевых, умных женщин, активно борющихся за свои стремления,-Рашель ("Bacca Железнова"), Ханысиат ("Две сестры" Брита ева, 1946). Обличительная сила иск-ва К. раскрылась в ролях Пановой ("Любовь Яровая", 1946), Марико ("Мать сирот" Туаева, 1953), Прасковьи Филипповны ("Деньги" Софронова, 1956). В числе наиболее значит, работ К.- шекспировские образы: Эмилия ("Отелло", 1951), Регана ("Король Лир", 1948 и 1959). Глубиной, драматизмом, обаянием характеризуется исполнение К. ролей современниц:

Талановой ("Нашествие", 1943), Ольги ("Макар Дубрава", 1952), Бабушки ("Деревья умирают стоя" Касоны). Лит.: Маркова Е., Путь актрисы, Орджоникидзе, 1960. E. Ж.

КАРЙЕВ, Абдулла [наст. имя и фам.- Миннибай Хайруллин; 8(20). V. 1886-28.1.1920] - татарский актер и режиссер. Один из основоположников тат. нац. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1907 в тат. драм. труппе, получившей впоследствии наименование "Сайяр".

Яркий представитель критич. реализма, К. один из первых создал на тат. сцене сатирич. образы богачей-баев в комедиях Г. Камала: Хамза ("Первое представление"), Хафиз ("Тайны нашего города"), Сира-зетдин Туктагаев ("Банкрот"). Был и режиссером этих спектаклей. Мастерством сценич. перевоплощения было отмечено исполнение ролей: Юнус Хаджи ("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала,* 1915) и Бадри ("Галия-бану" Файзи, 1918); в классич. драматургии - Под-колесин (1909), Дикой ("Гроза", 1913), Городничий (1916), Бессеменов ("Мещане", 1917), Президент ("Коварство и любовь", 190 9), Лопахин( "Вишн„вый сад", 1918). Пост.: "Коварство и любовь" (1909), "Доходное место" (1915), "Молодая жизнь" Кулахметова (1918) и др. К. в„л педагогич. работу, воспитал плеяду мастеров тат. сцены: Г. Болгарская, П. Арапова, Н. Таждарова, Ф. Ильская, Г. Мангушев, 3. Султанов, К. Тингурина. В 1918-19 К. был актером и режиссером тат. труппы в Орске.

Лит.: Сарымсаков Ш., А. Кариев, Казань, 1957. у ГУ

КАРЙЕВА, Махсума (1903-46) - узбекская советская актриса. Засл. арт. Узб. ССР (1937). Одна из первых актрис узб. т-ра. До революции выступала в тат. и узб. любительских кружках. С 1918- актриса труппы им. К. Маркса, руководимой М. Уйгуром (ныне Т-р им. Хамзы). Участвовала во фронтовых поездках труппы в годы гражд. войны. Исполняла гл. женские роли: Джамиля, Марьям ("Бай и батрак", "Отравленная жизнь" Хамзы), Луиза ("Коварство и любовь"), Гертруда ("Гамлет"), Горкина ("Предатели" Фатхуллина). Дарование К. проявлялось как в лирич., героич., так и в остро характерных ролях. Обладая небольшим, но приятным по тембру голосом, К. с успехом выступала и в музыкальных спектаклях; одна из е„ лучших ролей - Халима в одноим„нной муз. драме Г. Зафари. В. Д.

КАРИМ, Мустай (наст. имя и фам.- Мустафа Савич Каримов; р. 1919) - башкирский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1947. Депутат Верх. Совета РСФСР 4-го и 5-го созывов. Окончил педагогич. ин-т (1940). Лит. деятельность начал в 30-е гг. Автор пьес "Свадьба продолжается" (1947), "Одинокая бер„за" (1951), "Похищение девушки" (1958), "Неспетая песня" (1956-60). Пьесы К. вошли в репертуар т-ров Башкирии и Татарии. В них показаны черты характера наших современников, их богатый внутр. мир, борьба с отживающими реакц. тенденциями в жиэеи.

Соч.: Башкирская советская драматургия, М., 1954. Лит.: Писатели советской Башкирии. Краткий биогр. справочник, Уфа, 1955. Б. Б.

КАРЙМОВА, Розия Каримовна (р. 1916)-узбекская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (19*49). В 1930 после успешного исполнения узбекских танцев на Олимпиаде самодеятельного иск-ва была направлена в театр. студию при Узб. гос. музыкально-драм. т-ре (Самарканд) и скоро стала солисткой этого т-ра. Исполняла лирич. и героич. танцы и играла драм. роли:

Азадхон ("Ичкарида" Яшена и Мухамедова, 1932), Анархон ("Товарищ" Яшена, 1930), Асаль ("Гульсара" Яшена, муз. Джалилова, 1935). С 1939 - в труппе Узб. т-ра оперы и балета; исполняла партии - в балетах "Гуляндом"Брусиловского(1940), "Ак-биляк" Василенко (1943), в операх - Фраскита ("Кармен"), Кумыш-ой ("Буран" Ашрафи и Василенко). Исполнение балетных партий отличается драм. выразительностью, сочетанием при„мов узб. нар. танца с пантомимой. С 40-х гг. К. работает как балетмейстер, ставит танцы в спектаклях Узб. муз. т-ра им. Мукими, для эстрады и т. д. С 1947 препода„т нар. узб. танцы в Узб. гос. хореографич. уч-ще. Л. Ае.

КАРЙМОВА, Сабахон (р.8.1.1917)-узбекская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1950). Работая на фабрике, участвовала в самодеят. кружке. В 1932 вступила в труппу Кокандского узб. т-ра им. Хамзы. Исполняла роли в драматич. и муз.-драматич. спектакпях. Среди ролей 30-х гг.: Халима (о. п. За-фари), Онахон ("Честь и любовь" Яшена). К. создала образы волевых, сильных духом женщин в произв. узб. драматургов: Гульсара (о. п. Яшена и Мухаме-дова), Ширин ("Фархад и Ширин" Хуршида). Работы 50-х гг. отмечены яркой характерностью: Кумрихон ("Больные зубы" Каххара), Санобар ("Сердечные тайны" Рахманова), Баданхон ("Фуркат" Авезова и Ход-жаева). С 1958 К.актриса Т-ра им. Хамзы. В. Д.

КАРИНТИ (Karinthy), Фридьеш (25. VI. 1887-1938) - венгерский драматург. В 1907 начал лит. деятельность. Писал короткие рассказы, скетчи ("Сюжет", "Верните плату за обучение" и др.), комедии, лит. и театр. пародии ("Так писали они", "Модерн" и др.), к-рые с успехом ставились в венг. кабаре. Выступал как антимилитарист, поддерживал венг. пролетарскую революцию 1919. В своих пьесах "Волшебный стул" (1917, Т-р им. Мадача) и "Завтра утром" (1921, там же), а также в одноактных комедиях и скетчах К. остро высмеивал противоречия и ложь бурж. общества.

С о ч.: "Hokom-szinnaz", I-III, Bdp., 1957; в рус. пер.- "Волшебное кресло", в сб.: Маленькие комедии XX века, M 1961; Извините, господин учитель..., М., 1962.

Лит..: К а г do s L.. Karinthy Frigyes, Bdp., 1948. A- l ep. КАРЙ-ЯКУБОВ, Мухитдин (1896-1957) - узбекский советский артист оперы (баритон), театральный деятель. Принимал участие совм. с X. Хамзой в 1918 в "Драматич. труппе мусульманской молод„жи". Нар. арт. Узб. ССР (1936). В 1918-21 выступал на фронтах гражд. войны. В 1925 исполнял на Всемирной выставке в Париже и Берлине узб. нар. песни. В спектаклях "Политич. труппы" Хамзы выступал как драм. актер. В 1926 организовал концертноэтногра-фич. ансамбль, к-рый в дальнейшем стал ядром Узб. муз. т-ра; в 1926-32 - худ. рук. этого т-ра. С 1936 К.-Я.- худ. рук. Узб. филармонии и солист Узб. т-ра оперы и балета.

Партии: Хос ров ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Губернатор ("Буран" Ашрафи и Василенко), Науфаль ("Лей-ли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Улугбек (о. п. Козловского), Ер-Таргын (о. п. Брусиловского) и др.

Лит.: Гликман И., Актеры узбекского оперного театра, в сб.: Пути развития узбекской музыки, Л.-М., 1946, с. 55-56; Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Ташкент, 1960, с. 98-121, 127, 131. 164, 174-175.

КАРЛЙЕВ, Алты (р. 6.1.1909) - туркменский советский актер, режиссер, драматург. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Депутат Верх. Совета Туркм. ССР 3-5-го созывов. В 1927-29 учился в Туркм. драм. студии, в 1929-31 - в Бакинском театр. техникуме. В 1931-41 работал в Туркм. драм. театре (Ашхабад). Лучшие роли:

Фурманов, Яровой, Хлестаков; Труффальдино ("Слуга двух господ"), Карл Моор, позднее Незнамов. Мастер точного, изящного сценич. рисунка. К. обладает острой выразительностью, л„гкостью, яркостью сценич. формы. С конца 30-х гг. К. занимается режиссурой. В 1941-53 был гл. режиссером Туркм. театра оперы и балета им. Махтумкули (Ашхабад). Пост. оперы: "Счастливая молодость" Корчмар„ва, "Зохре и Тахир" Шапошникова и Мухатова (1941), "Травиата"; "Абадан" Мейтуса и Кулиева (1943), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова. В 1953-56 К.- гл. режиссер Туркм. драм. т-ра. Пост. спектакли: "Ревизор" (1955), "Джума" Каушутова (1954). С 1941 снимается в кино (Гос. премии СССР за фильмы "Дурсун", 1941, и "Дал„кая невеста", 1949). В 1956-60 работал директором студии "Туркменфильм", ставил фильмы. С 1960 - директор и гл. режиссер Туркм. т-ра оперы и балета. Автор пьес: "Пахта" (1934), "Айна" (1935), "1916 год", "Башлык" (1949), пост. в Туркм. т-ре драмы.

Лит.: Мамалиев А., Народный артист СССР А. Карлиев, Ашхабад, [1960] (на туркм. яз.). Д. АН.

"КАРЛСТЕАТР" (Karlstheater)-австрийский театр. Находился в венском предместье. В 1838 актером, драматургом и театр. деятелем К. Бернбунном (выступавшим под псевд. Карл Карл) было куплено здание "Леопольдштадттеатра". В 1847 на этом месте архитекторами Э. ван дер Нюллем и А. Зиккардом фон Зиккардсбургом было выстроено новое здание и т-р получил назв. по имени актера К. Карла. Т-р был открыт 10 дек. 1847 пьесами Р. Бенедикса "Сумасброд", "Прекрасная мельничиха" и пьесой И. Нестроя "Плохие мальчишки". В 1848 здесь была показана анти-монархич., остро сатирич. пьеса Нестроя "Свобода в захолустье", впоследствии запрещ„нная цензурой. В 40-60-х гг. в т-ре идут пьесы К. Карла (серия пьес, посвящ„нных проделкам Штаберля, - "Штаберль-авантюрист" и др.), Нестроя (он написал для "К." более 50 пьес), Ф. Кайзера. Это были сценки с пением, сатирич. зарисовки, полные нар. юмора. В "К."выступали блестящие актеры-комики: В. Шольц, Ф. Хопп, Груа и Нестрой. Последний после смерти К.Карла в 1854-60 был директором т-ра. Начиная с 70-х гг. "К." постепенно утрачивает свой нар. характер и превращается в т-р оперетты, где ставят И. Штрауса, К. Милл„кера, Ж. Оффенбаха. В 1895-1900 Ф. Яйнер пытается утвердить в т-ре драматургию Г. Ибсена, Г. Бара, А. Шницлера, но терпит финансовый крах. Его преемники-А. Мюллер, А. Аман, 3. Айбеншюц, работавшие в 1900-22, ставят только новую европ. оперетту. В 1934 "К." был закрыт.

Лит.: Siegzymske Altwiener Volkskomiker, W., 1947;, Knudgen X., Deutsche Theater Geschichte, Stuttg., 1959.

Л. Лоб. КАРЛСТЕН (Carlsten), Руне (р.2. VII. 1890) - шведский актер и режиссер. В 1910 дебютировал в т-ре г. Мальм„. Работал в разл. т-рах Стокгольма и в провинции. С 1933 - актер и режиссер Королевского т-ра в Стокгольме. Роли: Йеппе, Дер Пономарь, Иеронимус, Хенрик ("Йеппе с горы", "Эразмус Монтанус", "Жанде Франс", "Краткое девичество Пер-ниллы" Хольберга), Генрих VIII, Марк Антоний ("Генрих VIII", "Юлий Цезарь" Шекспира). режиссерские работы К. отличаются тонким психологизмом" подч„ркнутой простотой мизансцен и оформления. Таковы спектакли: "Преступление и наказание" (по Достоевскому), "Игра любви и смерти" Роллана" "Густав Васа" и "Жители Хемсе" Стриндберга, "Beчерние зв„зды" С„дерберга, "Бабушка и господь" Я. Бергмана, "Распавшийся квартет" Ш„берга, "Покорность" Арнера.

Лат.: Le theatre en Suede, в кн.: Le theatre dans le inonde, v. IV, p. 2, Втпх., 1955 (на франц и англ. яз.). Вл. М.

КАРМ, Каарел Юханнович (р.18.X.1906) -эстонский советский актер. Нар. арт. СССР (1956). С 1925 работал в т-ре "Эстония" пом. режиссера, исполнял небольшие роли в драмах, операх, опереттах и в балетах. Годы работы К. с видными мастерами нац. т-ра заменили ему театр. школу. В 30-е гг. стал играть более крупные роли: Марий ("Дальние берега", "Фанни" и "Цезарь" Паньоля), Имант ("Маре и е„ сын" Калласа), Яан ("В вихре ветров" Китц-берга), Вайно ("Призраки" Якобсона). Расцвет творчества К. относится к сов. периоду: Павел ("Мать" Горького, 1941), Петруччио ("Укрощение строптивой", 1941), Мортимер ("Мария Стюарт", 1941), Гамлет (1945), Сирано де Бер-жерак (о. п. Ростана, 1947), Беркутов ("Волки и овцы", 1948), Отелло (1949), Арбенин ("Маскарад", 1954), Антоний ("Антоний и Клеопатра", 1955), Филипп II ("Дон Карлос", 1958), Олоферн ("Юдифь" Таммсааре, 1959). В сов. драматургии - Сафонов ("Русские люди", 1944), Кустас Локк, Март Туйск ("Совесть", 1956, "Блудный сын", 1958, Раннета), Ральф, Пеэтер, Аллан 0'Коннел ("Жизнь в цитадели", 1946, "Два лагеря", 1948, "Шакалы", 1951, Якобсона). Играл роль В. И. Ленина в спектакле "Третья патетическая" Погодина (1960). Творчество К. характеризуется эмоциональностью, умением глубоко раскрыть внутренний мир героев. В исполнении трагедийных ролей особенно проявляется высокая культура сценич. речи, выразительность жеста, сильный темперамент. Игра К. проста, выразительна, отмечена мастерством перевоплощения. К. снимается в кино. Выступает на радио (роли: Фауст - о. п. Г„те, Пер Гюнт - о. п. Ибсена). 9. Л.

КАРМАЛЮК, Павел Петрович [р. 24.ХП.1907(6.1. 1908)] - украинский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1941 окончил Киевскую консерваторию по кл. проф. Д. Г. Евтушенко. В 1941-43 работал солистом фронтового ансамбля песни и танца, в 1943-44- Саратовского т-ра оперы и балета. С 1944 - солист Львовского т-ра оперы и балета. Обладает сильным голосом приятного тембра и широкого диапазона, драматич. талантом. Сартии:

Богдан Хмельницкий (о. п. Данькевича), Олег Кошевой, Гурман ("Молодая гвардия";

"Украденное счастье" Мей-туса), Максим ("Зарево" КосАнатольского), князь Игорь, Елецкий, Грязной, Риголетто, Жермон, Эскамильо и др. Выступает как камерный певец. Гастролировал во мн. странах. С 1950 К. препода„т во Львовской консерватории. Б. Кор.

См. илл. на стр. 1153.

КАРМАНЫ СЦЕНЫ - помещения для сборки декораций. Из К. с. декорации подаются на игровую площадку. Карманы со сценой составляют единое целое. Размещаются за пределами боковых стен е„ основной коробки, соединяясь с ней про„мом, равным по ширине и высоте самому карману. Появление К. с. было вызвано стремлением создать динамичную систему смены декораций с помощью фурок. Впервые предложил устроить по бокам сцены большие запасные пространства Ф. Брандт, опубликовавший в 1901 проект под названием "Реформированная сцена".

С 30-х годов К. с. становятся неотъемлемой принадлежностью большинства новых т-ров. Размеры К. с. определяются шириной и высотой арки портальной и глубиной сцены с тем расч„том, чтобы на фурке одного кармана могла полностью уместиться декорация картины (или действия), занимающая всю игровую площадку сцены. Я. Ф.

"КАРМЕН" ("Carmen") - опера Ж. Бизе, либр. А. Мельяка и Л. Галеви по новелле П. Мериме. Пост. 3 марта 1875, Париж, "Опера комик" (Кармен - Галли-Марье, Хо-зе - Лери, Эркамильо-т Буи, Микаэла - Шапюи, Цуни-га - Дюфриш, Фраскита - Дюкас, Мерседес - Шевалье Ремендадо - Барноль, Моралес - Дювернуа, Данкайро - Потель). 23 окт. 1875 пост. в Вене (на нем. яз.) с речитативами Э. Гиро. Опера обошла сцены всего мира.

В России впервые пост итал. труппой 28 февр. 1878 Петербург. На рус. сцене - 30 сеят. 1885, Мариинский т-р (пер. А Горчаковой, дириж„р Направник, балетм. Иванов; Кармен - Славина, Хозе - Васильев 3-й, Эскамильо - Мельников. Микаэла - Клямжинская, Фраскита - Добровольская, Мерседес - Фриде, Ремендадо - Васильев 2-й, Данкайро - Павловский. Цунига - Стравинский, Моралес - Муратов), Большой т-р - 1898. В последующих постановках выдающиеся исполнители: Петрова-Званцева, М. Фигнер, Збруева, Стефанович (Кармен), Нежданова (Микаэла) Н. Фигнер, Боначич, Дамаев (Хозе), Тартаков, Бакланов Г. Пирогов (Эскамильо).

На сов. сцене впервые пост. 13 мая 1922, Большой т-р (дириж„р Сук, реж Санин, худ. Федоровский, балетм. Горский; Кармен -Тихонова, Хозе - Евлахов, Эскамильо - Савранский, Микаэла- Степанова, Фраскита - Попова Мерседес - Барсова, Цунига - Лосский, Ремендадо - Эрнст, Данкайро - Политковский, Моралес - Ухов) В 1924 пост. Муз. т-ром Немировича-Данченко под назв "Карменсита и солдат" (новый текст Липскерова режиссеры Немирович-Данченко, Баратов, Котлубай, худ. Рабинович; Карменсита - Бакланова, Хосе - Великанов, Лу-кас - Саратовский, две цыганки - Кемарская, Дурасова адъютант - Камерницкий. Данкайро - Мамаев, Ременда1 до - Пермяков). Оперный т-р Станиславского, 1935 (дириж„р Брон, пост. Станиславского, реж. Румянцев, худ Ульянов, хормейстер Тихонравов; Кармен - Гольдина, Хозе -Воскресенский, Эскамильо - Бителев, Микаэла - Мельт-цер, Цунига - Степанов). Последующие возобновления я Большом т-ре-1936, 1943 (в Куйбышеве), 1945, 1953 В Т-ре оперы и балета им. Кирова - 1940, 1948, 1956

Среди выдающихся сов. исполнителей - Обухова Мак-Йг?3"?"0' злaтoгoPoвa, Архипова, Авдеева, Голем-Очр1 )' Ульская, Шпиллер (Микаэла), Ханаев, цан ?Эс?!мило) оумов (хозе)' мигай. Батурин, Лиси*

Пост. в др. городах Сов. Союза: Харьков (1936 1946) Киев (1939) Баку (1939, 1945), Ереван (1941). Одесса (1941 ' оУУ1944' 1953) УФa (1945)' Таллин (1947), Фрунзе

?ь ЖХ 0954)} минвк (1956)' Издания: "К.", партитура, Р., Chouden?, fs. 1.]; срус текстом, новое, пересмотр, и исправл. изд., под ред Дм Рогаль-Левицкого, пер. А. Горчаков9й, в лит. обработке Е. Геркена, М., Музгиз, 1953; 2 изд.,'М., Музгиз, 1956;

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница