Наши партнеры

оборудование конференц залов

Театральная энциклопедия
(страница 195)


РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1926. "Енлик и Кебек" Ауэзова, "Алтын сакыйна" ("Золотое кольцо") Кеменгерова (Кожамкулов), "Байбише - токал" ("Ж„ны-соперницы") Ауэзова, "Балкыя" Дулатова, "Карьеристы" Аймаутова, "Равноправие женщины" Серкебаева, "Шер-нияз" Аймаутова, "Исатай-батыр" Басимова, "Карак„з" Ауэзова (Джандарбеков), "Хитрый мулла" Майлина (Кожамкулов), "Народная школа" Майлина, "Меховая шапка" Успанова (Кожамкулов), "Малкамбай" Ерданаева (Умурэаков), "Торсыкбай" Шанина (Шанин), "Бракосочетание" Майлина, "Девушка-кокетка" Аймаутова, "Уйшик-Уйшик" Мендыхано-ва. "Избавление от язвы" Анова, "Кзыл сункарлар" ("Красные соколы") Сейфуллина (Шанин).

1927. "Аркалык-батыр" Шанина (Ж. Шанин), "Каменный гость", "Скупой рыцарь" Пушкина, "Гамлет" (Шанин), "Зарлык" Успанова и Утеулина (Кожамкулов), "Хитрый Айдарбек . Шанина, "Старая шкоа" Кеменгерова, "Неревнивые ж„ны" Абланова, "Рабига" Аймаутова, "1916-й год" Албанова, "Ж„лтый холм" Забаева, "Два закона" Токмагам-бетова, "Чалма" Майлина.

1928. "Влюбл„нные", "Перизат и Рамазан" Тлепбергенова, "Канапья-Шарбану" Аймаутова, "Муллы мздоимцы" Байгу-жаева, "Надир-хан" Нариманова. "Затворницы" Малабаелз, "Женитьба" Гоголя (Кожамкулов и Джандарбеков), "Взяточники" Кеменгерова, "От смерти к надежде" Ж. Шанина, "Каракалпакская девушка" Ерманова, "Баян-батыр" Ж. Шанина.

1929. (После переезда в Алма-Ату) "Очки" Майлина. "Зау-ре" Байсеитова и А. Шанина (Байсеитов), "Женитьба" (Соколов).

1930. "Кровавая дубинка" Камалова и Жарокова, "Болат" А. Шанина (Ж. Шанин), "Приговор" Левитиной (Соколов), "Шахта" Ж. Шанина (Джандарбеков, худ. Столяров), "Агония" Темирбекова (Ж. Шанин), "Борьба" Байсеитова и А. Шанина (Байсеитов), "Праздношатающийся" Майлина.

1931. "В день суда" (Ж. Шанин), "Ч„рные сердца" Жан-сугурова (Ж.Шанин), "Кровавая пытка" Байсеитова (Беисов), "Мятеж" по Фурманову, "Месть" Джансугурова, "Фронт" Майлина (Ж. Шанин, худ. Столяров), "На Дальнем Востоке", "Ж„лтый ч„рт" (Джандарбеков).

1932. "Зарево" Гайдовского (Байсеитов), "Учитель медресе" Майлина (Кожамкулов), "Беспризорники" Шанина (Куанышпаев), "Турксиб" Джансугурова, "Подводная лодка" Тригера (Танеев, худ. Столяров), "За Октябрь" Ауээова (Ж. Шанин).

1933. "Хлеб" Киршона (Насонов, худ. Зверев), "Мой друг" Погодина (Насонов, худ. Улановский), "Мстислав Удалой" Прута (Насонов, худ. Ходжиков), "Енлик и Кебек" Ауэзова.

1934. "Документ" Рахманкулова (Байсеитов), "Хан Коне" Ауэзова (Насонов, Беков), "Талтанбай" Майлина (Насонов, худ. Ходжиков).

1935.. "Ночные раскаты" Ауэзова (Рутковский, худ. Кантор), "Аркалык-батыр" Шанина (Насонов, Умурзаков, худ. Кантор), "Наши джигиты" Майлина (Калабухов), "Две девушки" Байсеитова (Насонов), "Каменное оперение" Ауэзова (Насонов, худ. Ненашев).

1936. "Аристократы" Погодина (пер. Ауэзова, реж. Боров, худ. Уфимцев), "Ревизор" (пер. Ауэзова, реж. Боров, худ. Заварзин), "Красные соколы" Сейфуллина (Насонов, худ. Кондоиди).

1937. "Амангельды" Мусрепова (Боров), "В яблоневом саду" Ауэзова (Боров, худ. Чарномский), "Любовь Яровая" (Насонов).

1938. "Азрет-Султан" Токмагамбетова (Насонов), "На границе" Ауэзова (Насонов), "Проделки Скалена" (Холодная), "Исатай и Махамбет" Ахинжанова (Исмаилов).

1939. "В дни борьбы" Муканова (Насонов), "Отелло" (пер. Ауэзова, реж. Соколовский, худ. Ходжиков, Ускем-баев), "Белая бер„зка" Тажибаева и Ауэзова (Насонов).

1940. "Не вс„ коту масленица" Островского (Насонова "Человек с ружь„м" (Соколовский, худ. Силаев), "Ревизор" (возобн. Соколовский), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова (Насонов, худ. Михеев), "За Родину" Абишева (Насонов), "Абай" Ауэзова и Соболева (Токпанов, худ. Чарномский, Ходжиков).

1941. "Евгения Гранде" Бальзака (Бейсеков), "Марабай" Хусаинова (Токпанов, худ. Ходжиков), "Товарищи" Абишева (Бадыров), "Профессор Мамлок" Вольфа (Гольдблат), "В час испытания" Ауэзова /Токпанов).

1942. "Ахан-сере и Актокты" Мусрепова (Гольдблат, худ. Чарномский), "Песня победы" Муканова (Токпанов, худ. Распопов), "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (Гольд-блат, худ. Чарномский), "Бдительность" Абишева (Исмаилов, худ. Распопов), "Алдар-Косе" Хусаинова (Гольдблат, худ. Чарномский).

1943. "Петр Крымов" Финна (Марголин), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова (Исмаилов), "Укрощение строптивой" (пер. Ауэзова, реж. Пыжова, Бибиков, худ. Чарномский).

1944. "Енлик и Кебек" Ауэзова (Токпанов).

1945. "Амангельды" Хусаинова (Айманов), "Обнаж„нный меч" Ауэзова и Мусрепова (Ридаль), "Ковер Жомарта" Та-жибаева.

1946. "Ревизор" (Рутковский), "Кобланды" Ауэзова (Бады-ров, Штейн), "На дне" (Ридаль, худ. Бальхозин).

1947. "Победители" Чирскова (Товстоногов, худ. Чарномский), "Дружба и любовь" Абишева (Айманов), "Хозяйка гостиницы" (Исмаилов), "Человек с ружь„м" (Айманов, Рутковский).

1948. "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (Токпанов, худ. Голубович), "Поединок" Жумалиева и Сарсембаева (Айманов), "Острословы" Хусаинова, Куанышпаева (Айманов, худ. Ходжиков), "Закон чести" Штейна.

1949. "Таланты и поклонники" (Айманов), "Самоцветы" Баймухамедова (Айманов), "Единая семья" Абишева (Дьяков), "Абай" Айманова и Штейна (Штейн, худ. Голубович).

1950. "Гроза" (Маркова, худ. Голубович), "Миллионер" Мустафина (Токпанов), "Голос Америки" Лаврен„ва (Айманов).

1951. "Делегат Данияр" Байжанова (Штейн), "Калиновая роща" Корнейчука (Айманов).

1952. "Амангельды" Мусрепова (Гольдблат, худ. Голубович), "Скупой" (Гольдблат, худ. Пак), "Цвети, степь!" Тажи-баева (Гольдблат).

1953. "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова (Гольдблат, худ. Ненашев), "Ш„лковое сюзане" Каххара (Естемесова), "Моя любовь" Иманжанова (Естемесова).

1954. "Любовь на рассвете" Галана (Гольдблат), "Дубай Шубаевич" Тажибаева (Штейн, Бадыров).

1955. "Фархад и Ширин" Хикмета (Гольдблат), "Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского (пер. Тажибаева, реж. Естемесова, Диордиев), "Зависть" Абишева (Гольдблат, худ. Голубович), "Вчера и сегодня" Хусаинова (Ибрагимов, худ. Бальхозин).

1956. "Чокан Валиханов" Муканова (Гольдблат, худ. Голубович), "Больные зубы" Каххара (Ибрагимов).

1957. "Енлик и Кебек" Ауэзова (Гольдблат), "Майра" Тажибаева (Токпанов), "Кто мой отец?" Абишева (Огузбаев), "На берегу Иртыша" Хусаинова.

1958. "Укрощение строптивой" (возобн. Пыжова и Бибиков), "Трагедия поэта" Мусрепова (Айманов, худ. Голубович), "Одно дерево-не лес" Тажибаева (Гольдблат, Мамбетов, худ. Ержанов).

1959. "Волчонок под шапкой" Мухамеджанова (Мамбетов, худ. Ержанов), "Блудный сын" Раннета (Мамбетов), "Как бы ты поступил?" Мусрепова (Мамбетов).

1960. "Знакомые люди" Хусаинова, "Айман и Шолпан" Ауэзова (Мамбетов, худ. Ненашев), "Ох, девушки!" Байсеи-това и Шангатбаева (Мамбетов), "Так начиналась эпоха" Шашкина (Мамбетов, худ. Чарномский).

161. "Женитьба" (Жантурин, худ. Чарномский), "Сваха приехала" Мухамеджанова (Мамбетов), "Сауле" Ахтанова (Джандарбеков и Мадиевский), "Мечтатели" Абишева (Мамбетов).

1962. "Четв„ртый" Симонова (Мадиевский).

Лит.: Львов Н., Казахский Академический театр драмы, Алма-Ата, 1957; его же. Казахский театр. Очерк истории, М., 1961; Олидор О., В борьбе за сценический реализм, М., 1957; Джанысбаева Г. и Рыбаке. в а И., Любимые спектакли, Алма-Ата, 1956; К а н а пнн А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Ка захстана, Алма-Ата, 1958. Д, Д

КАЗАХСКИЙ КАРАГАНДИНСКИЙ ДРАМАТЙ ЧЕСКИЙ ТЕАТР - основан в 1932 как ТРАМ. В 1934 т-р становится проф. коллективом и в 1936 преобразуется в обл. казах, драм. т-р. На сцене т-ра были пост. пьесы М. Ауэзова, Г. Мусрепова, Г. Мука-нова и др. казах, драматургов. О героизме на фронте и трудовой доблести шахт„ров Караганды в тылу рассказывал спектакль "В час испытания" Ауэзова (1942). В 1948 т-р показал новую пьесу о карагандинских шахт„рах - "Дружба и любовь" Абишева. Жизнь шахт„ров Донбасса показывал спектакль "Макар Дубрава" Корнейчука (1949). Ставились переводы совр. и классич. драматургии - "Ревизор" (1940, 1946, 1952), "Коварство и любовь" и др. Т-р ставит и муз. спектакли. Коллектив проводит большую работу по обслуживанию горняков и металлургов области и тружеников с. х-ва. В труппе (1962): засл. арт. Казах.

ССР М. Абдыкаримов, А. Шаймерденов, Ж. Шашкина и др.; гл. реж.-М. Косубаев.

Лит.: Львов Н., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961, с. 98-101, 181-183. Д. Ив.

КАЗАХСКИЙ СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ТЕАТР - см. Семипалатинский объедин„нный театр.

КАЗАХСКИЙ ТЕАТР. Зачатки театр. иск-ва содержались в казах, быту, в обрядах, играх, в нар. творчестве: напр., в свадебных обрядах, девичьих играх ("кыз-ойнак"), выступлениях нар. комиков, острословов и рассказчиков, песенных состязаниях ("айтысы") певцов-импровизаторов ("акынов"). Но политич. и культурная отсталость страны в условиях феодального строя и колонизаторской политики царского правительства задерживала развитие театр. иск-ва. Оживление культурной жизни у мн. народов царской России после революции 1905-07, в т. ч. в Казахстане, привело к зарождению в 1911-12 казах, нац. драматургии, к появлению любительских спектаклей па казах, яз. в городах, где казах, население имело возможность познакомиться со спектаклями рус. и татарских трупп (Оренбург, Троицк, Омск, Петропавловск, Семипалатинск). Однако зачатки театр. любительства в те годы не привели к формированию постоянных театр. трупп.

После Октябрьской революции началось интенсивное развитие казах, нац. культуры, в т. ч. театр. иск-ва. В годы гражданской войны появились казах. театр. любительские кружки в школах, клубах, частях Красной Армии. В 1925 в столице республики Кзыл-Орде создан первый казах, проф. театр (с 1928 в Алма-Ате), куда вошли участники художеств. самодеятельности. Т-р ставил пьесы нац. драматургов, особенно - М. Ауэзова ("Енлик и Кебек", "Ж„ны-соперницы"), С. Сейфуллина ("Красные соколы"), Б. Майлина, Ж. Шанина. На первом этапе драматич. т-ру было поручено и развитие муз. иск-ва; наряду со спектаклями он давал концерты, вечера нар. творчества и т. п. Т-р был прочно связан с жизнью казах. народа. В актере ценились знание быта, умение воспроизвести на сцене подмеченный в народе характер. Сильное влияние на т-р имело нар. творчество, особенно старинные поэмы, придававшие исполнению романтич. приподнятость. Однако отрыв от сов. театр. культуры задерживал рост казах, т-ра. Общий рост экономики и культуры Казахстана в нач. 30-х гг. вызвал (начиная с 1933) мощный подъ„м нац. театр. иск-ва на основе освоения культуры и опыта всего сов. и, в первую очередь, рус. т-ра. В республиканский т-р драмы были привлечены проф. режиссеры, поднявшие художеств. уровень спектаклей. В репертуаре появились пьесы сов. драматургии и мировой классики ("Любовь Яровая", 1937, "Ревизор", 1936, "Отелло", 1939). Театр стал центром художеств. жизни республики, способствовал росту драматургии, развитию местных т-ров.

В 1933 в Алма-Ате создан казах, муз. т-р, ставивший вначале муз. драмы. "Айман и Шолпан" Ауэзова (1933), "Кыз-Жибек" Мусрепова (1934) и "Жалбыр" Джандарбе-кова (1936) (муз. Е. Брусиловского) были показаны па декаде казах, иск-ва (1936) в Москве. В 1936 т-р реорганизован в т-р оперы и балета с двумя труппами - казахской и русской- и переш„л на оперный репертуар. Первая казах, опера - "Ер-Таргын" Брусиловского поставлена в 1937. В 1934 в Алма-Ате вместо сезонных трупп создан постоянный рус. т-р. Тогда же началось развитие сети областных т-ров, возникавших на основе художеств. самодеятельности, но позднее (с 1937) пополненных актерами-профессионалами. В 1940 в республике было 7 казах, областных и 14 районных (колхозно-совхозных) т-ров. Кадры для т-ров Казахстана готовили: Алма-атинское театр. уч-ще, ГИТИС, Алма-атинская и Моск. консерватории, Ленинградский техникум сценич. иск-в, Ленингр. хореографич. уч-ще и др.

В годы войны казах, т-ры создали спектакли о борьбе народа: в драм. т-ре - "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева, в опере - "Гвардия, вперед!", либр. Муканова, муз. Брусиловского и др. Развитию театр. иск-ва в республике способствовала деятельность т-ров, эвакуированных из Москвы, с Украины и др. В Алма-Ате создан т-р для детей и юношества (рус. труппа в 1945, казах.-в 1948).

Однако влияние культа личности замедляло творч. развитие нац. т-ра, порождало нац. ограниченность, бесконфликтность, идейную бедность спектаклей. В конце 40-х гг. т-ры сняли с репертуара спектакли, рисовавшие прошлую жизнь казах, народа ("Кыз-Жибек", "Енлик и Кебек" и др.). Только после разоблачения культа личности были восстановлены прежние и появились новые историч. и фольклорные спектакли: драмы "Чокан Валиханов" Муканова, "Майра" Тажибаева, опера "Назугум" уйгурского композитора Кужамья-рова.

Спектакли "Одно дерево - не лес" Тажибаева, "Волчонок под шапкой" Мухамеджанова, "Сауле" Ах-танова - в драм. т-ре; опера "Золотые горы" Ку-жамьярова и Тлендеева, балет "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова, Манаева, определили новый этап развития нац. т-ра.

Казах, т-р многогранно отобразил жизнь своего народа в прошлом и настоящем. На сцене т-ров были созданы красочные образы героев старинного эпоса (Кыз-Жибек, Козы-Корпеш, Ер-Таргын), нар. сказаний (Енлики Кебек), деятелей казах, культуры (Чокан Валиханов, Абай, Ахан-сере), героев гражд. войны (Амангельды), показаны наши современники, ярко обрисованы черты их характеров.

В 1962 в Казах. ССР существовали: в Алма-Ате- Казах. Академич. т-р драмы им. М. Ауэзова, Казах. Академический т-р оперы и балета им. Абая, Алма-атинский рус. т-р, Театр для детей и юношества; на местах - областные казах, т-ры в Гурьезе, Джамбуле, Караганде, Кзыл-Орде, Чимкенте, объедин„нный рус.-казах, т-р в Семипалатинске, областные рус. - в Караганде, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде; корейский - в Кзыл-Орде; районный казах. - в Уиле Актюбинской области; уйгурский т-р.

Значит, вклад в развитие казах, театр. иск-ва внесли драматурги М. Ауэзов, Г. Мусрепов, С. Мука-нов, А. Тажибаев, А. Абишев; композиторы А. Жу-банов, Е. Брусиловскнй, М. Тулебаев; нар. арт. СССР К. Байсеитова, Ш. Айманов, К. Куанышпаев, Р. Джаманова, Е. Серкебаев; нар. арт. Казах. ССР К. Бадыров, X. Букеева, Ш. Джандарбекова, К. Кар-мысов, Р. Койчубаева, С. Кожамкулов, С. Майка-нова, С. Тельгараев, М. Суртубаев, Е. Умурзаков - в драме, Р. и М. Абдуллины, К. Байсеитов, Ш. Бейсе-кова, К. Джандарбеков, Б. Досымжанов, М. Ержа-нов, Г. Курмангалиев, А. Умбетбаев - в опере, в областных /г-рах - А. Абдуллина и Г. Хайруллина (Чимкент), С. Кыдралин и К. Сакиева (Семипалатинск).

Нац. т-р помог казах, народу внести свой вклад в общую сокровищницу сов. многонац. иск-ва и одновременно содействовал приобщению казах, народа к достижениям всей сов. и мировой культуры.

Лит.: Львов Н., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961; Канапин А.К.иВаршавскийЛ. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Олидор О., Путь к зрелости, "Театр", 1958, ј 12; С у р к о в Е., Народ смотрит в будущее, там же, 1959, ј 3; Театры Казахстана. Фотоальбом, Алма-Ата, 1961. Н. Л.

КАЗАХСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. АБАЯ (Казахский ордена Ленина академический театр онеры и балета им. Абая) - основан в ЖЗЗ в Алма-Ате как казахский 'муз.-драматич. театр (был открыт 13 янв. 1934). В 1935 в составе т-ра были образованы рус. оперная (первый спектакль 1935) и балетная (первый спектакль 1938) труппы. В 1936 т-р преобразован в Гос. объедин„нный т-р казах, и рус. оперы (спектакли шли на казах, и рус. яз.). В 1939 получил назв. Государственный театр оперы и балета Казахской ССР; в августе 1945 в связи со 100-летием со дня рождения выдающегося казах, поэта-просветителя Абая Кунанбаева т-ру было присвоено имя Абая. В 1959 т-р награжд„н орденом Ленина. На сцене этого т-ра пост. популярная нац. муз. драма "Кыз-Жибек" Брусиловского (1934), оперы "Абай" Жубанова и Хамп-ди (1944), "Биржани Сара" Тулебаева (1946, Гос. пр. СССР, 1949) и др. Балетная труппа т-ра пост. казах. нац. балеты, в т. ч. "Камбар и Назым" Великанова (1950), "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова и Манаева (1958) и др. Т-р ставит классич. и сов. оперы и балеты. В 1936 и 1958 т-р принял участие в декадах казах, иск-ва в Москве. В т-ре была воспитана выдающаяся представительница казах, оперного иск-ва нар. арт. СССР К. Байсеитова. В труппе т-ра (1962): нар. арт. СССР - певец Е. Серкебаев, певица Р. Джаманова; нар. арт. Казах. ССР - певцы Г. Курмангалиев, Р. и М. Абдуллины, С. Абжанов, Б. Досымжанов, К. Кенжетаев, А. Умбетбаев, певицы - А. Байкадамова, Д1. Бейсекова, А. Круглыхина; засл. арт. Казах. ССР - Э. Епонепшикова, А. и Р. Муса-бековы, О. Симонова; в балетной труппе - засл. арт. Казах. ССР 3. Райбаев, Р. Тажиева, С. Тулуса-нова, Н. Викентьева, К. Карабалина, С. Кушербаева, И. Манская. В развитии т-ра активное участие приняли режиссеры - нар. арт. Казах. ССР К. Джандарбеков и К. Байсеитов, засл. деят. иск-в Казах. ССР, Ю. Рутковский; дириж„ры - нар. арт. Казах. ССР Г. Дугашев и Н. Тлендеев, Т. Османов, Е. Ма-наев, В. Чернов; балетмейстер засл. деят. иск-в Казах. ССР Д. Абиров; художники - А. Ненашев, В. Колод енко и др.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков) V 1934. "Кыз-Жибек" Брусиловского (Байсеитов).

1936. "Жалбыр" Брусиловского (Джандарбеков).

1937. "Ер-Таргын" Брусиловского (Джандарбеков).

1938. "Айман и Шолпан" Брусиловского (Байсеитов), "Кал-каман и Мамыр" Великанова, "Лебединое озеро" (Жуков).

1939. "Терен-куль" Надирова (Дысковский и Хусаинов), "Раймонда" Глазунова.

1940. "Бекет" Зильбера (Байсеитов), "Туткын-кыз" ("Пленница") Великанова (Байсеитов), "Золотое зерно" .Брусиловского (Юнгвальд-Хилькевич), "Весна" Надирова (Чекры-гин).

1941. "Кыз-Жибек" Брусиловского (возобновление) "Нер-гиз" Магомаева (Юнгвальд-Хилькевич).

1942. "Гвардия, вперед!" Брусиловского (Джандарбеков).

1943. "Даиси" Палиашвили (Байсеитов), "Казахская сюита" Надирова (Березовская), "Жизель" Адана (Уланова).

1944. "Чио Чис-сан" (Сац), "Абай" Жубанова и Хамиди (Джандарбеков). -- 1945. "Амангельды" Брусиловского и Тулебаева (Байсеитов).

1946. "Евгений Онегин" (Байсеитов), "Биржан и Сара" Тулебаева (Джандарбеков).

1947. "Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди (Байсеитов).

1948. "Кармен" (Джандарбеков).

1949. "Алтынчеч" Жиганова (Байсеитов).

1950. "Доктор Айболит" Морозова (М. Моисеев), "Аршин мал алан" Гаджибекова (Джандарбеков), "Красный мак" Глиэра (М. Моисеев), "Камбар и Назым" Великанова (М. Моисеев).

1951. "Морозко" Красева (Рутковский).

1952. "Юность" Чулаки (Абиров), "На берегах Иссык-куля" Власова, Малдыбаева и Фере.

1953. "Эсмеральда" Пуни, Глиэра и Василенко (Абиров), "Дударай" Брусиловского (Байсеитов), "Берег счастья" Спадавеккиа (Романовский).

1954. "Ер-Таргын" Брусиловского (Джандарбеков), "Чародейка" Чайковского (Малявин), "Спящая красавица" (Ковал„в).

1955. "Кыз-Жибек" Брусиловского (Джандарбеков), "Медный всадник" Глиэра (Ковал„в).

1956. "Назугум" Кужамьярова (Джандарбеков), "Шурале" Абиров).

1957. "Биржан и Capa" Тулебаева (Джандарбеков),"Джун-гарские ворота" Степанова (Ковал„в), "Дударай" Брусиловского (возобновление; Байсеитов).

1958. "Абай" Жубанова и Хамиди (Джандарбеков и Байсеитов), "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова и Манаева (Абиров, Захаров, Ковал„в), "Бахчисарайский фонтан" (Захаров, Абиров).

4959. "Камбар и Назым" Великанова (возобновление), "Амангельды" Брусиловского и Тулебаева (Кенжетаев).

1960. "Жизель" Адана (Селезн„в), "Алтын таулар" ("Золотые горы") Кужамьярова и Тлендеева (Байсеитов и Домбров-ский), "Большой вальс" Штрауса (Шульгина), "Кыз-Жибек" Брусиловского (Байсеитов, Джандарбеков).

1961. "Шурале" (возобновление; Абиров), "Даиси" Палиашвили (возобновление; Байсеитов), "Старик Хоттабыч" Заце-пина (Абиров).

1962. "Жалбыр" Брусиловского (Байсеитов).

Лит.: Мекишев Б., Бисенова Г., Казахский ГОСУД. академич. театр оперы и балета им. Абая, Алма-Ата, 195*4; M e с с м а н В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958;

1азак халкынин музыкалык театры (Музыкальный театр казахского народа), Алма-Ата, 1961; Львов Н., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961. Н. Л.

КАЗАХСКИЙ ЧИМКЕНТСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Основан в 1934. В 1938-39 труппа пополнилась выпускниками казах, студии Ленингр. театр. уч-ща (X. Букеева, Г. Хайруллина, X. Шаженов и др.). В дни войны т-р пост. "Гвардия чести" Абишева и Ауэзова (1942),"Не вс„ коту масленица" Островского (1944). В 50-е5гг.-"Абай" (по Ауэзову, 1951), "Ибрай Алтынсарин" Ахинжанова, "Амангель-ды" Мусрепова, "Ревизор" (1952); "Цвети, степь!" Тажи-баева (1953), "Чокан Валиханов" Муканова, "Жалбыр", муз. драма Майлина и Брусиловского (1955), "Без вины виноватые" (1956); "Майра" Тажибаева (1957), "Свет и тень" Адамбекова, "Волчонок под шапкой" Мухамеджанова (1960), "Лиса и виноград" Фигейреду (1961). В 1956 реж. А. Ордабаев и актер К. Шанин написали и пост. пьесу "Сила убеждения"; в 1961 т-р пост. пьесу местного автора А. Байтанаева "Современники" (инсц. романа С. Ерубаева "Мои ровесники"). В т-ре работали режиссеры Ю. Л. Рут-ковский и М. Г. Насонов. В труппе (1962): нар. арт. Казах. ССР А. Абдуллина, засл. арт. Казах. ССР Ж. Се-рикбаева, С. Иргалиев, А. Мухамедьяров, Д. Турсу-нов, А. Шанин, артисты С. Досмагамбетов, М. Уте-баев, Е. Садакбаева и др.; гл. реж.-засл. арт. Казах. ССР В. И. Дьяков.

Лит.: Львов Н., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961, с. 158-164. А. Ив.

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (Театр для детей и юношества Казахстана). Создан в 1944. Рус. труппа начала спектакли в 1945, казах, труппа - в 1948. Организатор и первый режиссер т-ра - Н. Сац, в дальнейшем руководителями т-ра были:

Е. Маркова, Б. Гронский, А. Мадиевский, В. Добронравов, М. Косубаев. Казах, труппа осуществила спектакли из жизни казах, молод„жи - "Молодая жизнь" Иманжанова (1949), "Лучистый камень" (1949), "Весенний ветер" (1953), "Баловник" (1954) Хусаинова, "Ибрай Алтынсарин" Ахинжанова (1951); сказки-"Золотой биток" Ахинжанова и Бадырова (1948), "Алдар Косе" Хусаинова (1953), "Красавица Аягоз" Сатыбалди-на (1956), классическую драматургию - "Коварство и любовь" (1952), "Проделки Скапена" (1960). В 1957 совместно казах, и рус. актерами пост. "Мятеж" по Фурманову на рус. яз. Рус. труппа пост. "Красную шапочку", "Снежную королеву" Шварца, "Аттестат зрелости" Гераскиной, классич. драматургию (Островский, Горький, Шекспир, Мольер).

В составе т-ра для детей и юношества в 1962 были: нар. арт. Казах. ССР С. Саттарова, засл. арт. Казах. ССР - Б. Калтаев, К. Кожабеков, К. Умурзаков, А. Умурзакова (Ергужинова), в русской труппе - Г. В. Кузьменков, О. В. Решетниченко.

Лит.: К а н а п и н А. К. и В а р ш а в с к и и Л. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958. ff. Д.

КАЗАЧЕНКО, Георгий Алексеевич [21.IV(3.V).1858-18.V.1938]-русский композитор, дириж„р, хормейстер, педагог. Муз. образование, получил в Придворной певческой капелле и в Петерб. консерватории (по классу композиции - У Н. А. Римского-Корсакова), к-рую окончил в 1883. С 1889 К.- хормейстер Мари-инского т-ра, преподаватель пения в хоровых классах оперы и др. Деятельность К. способствовала поднятию хоровой культуры спектаклей Мариинского т-ра. Написал оперы: "Князь Серебряный" (на собств. либр. по одноим. роману А. К. Толстого, 1892, Ма-риинский т-р, под упр. автора), "Пан сотник" (на собств. либр. по поэме "Кобзарь" Шевченко, 1902, петерб. Нар. дом), "Марфинька" (по комедии В. Крылова "Девичий переполох") и др. В сценич. произв. К.- мн. массовых сцен и хоров, использованы мелодии рус. и укр. нар. песен. С 1924 К.- профессор Ленингр. консерватории.

Лит.: Иванов М. М., История музыкального разлития России, т. 2, СПБ. 1912, с. 82-84.

КАЗБЕГИ, Александр [8 (20).1.1848, с. Степапц-минда, ныне Казбеги,10 (22). ХП. 1893, Тифлис] - грузинский писатель, драматург. Род. в богатой дворянской семье. В 1867-70 учился в Тифлисе и Москве, в Петровской (ныне с.-х.) академии. Лит. деятельность начал в 1880. Автор выдающихся произв. груз. прозы. К. принадлежит ряд пьес, в т. ч. "Мученица Кетевана" (1889) о судьбе царицы Кетеваны, сохранившей верность родине, "Арсен" (1882) о нар. герое Арсене Одзелашвили. На сценах груз. т-ров шли инсценировки произв. К.- "Хевисбери Гоча (1945) и др. К. выступал как актер в груз. драм. спектаклях.

Соч.: Полное собр. соч., т. 1-4, Тбилиси, 1948-50 (т. 3 и 4-пьесы) (на груз. яз.).

Лит.." Гришашвили И., В старом театре, Тбилиси, 1948; Бенашвили Д., Александр Казбеги. 1848-194У, Тбилиси, 1948; Гришашвили И., Театральные письма, Тбилиси, 1960 (на груз. яз. все изд.). А. П.

КАЗБЕГИ, Николай Иванович (р. 1910) - грузинский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР. Работу в т-ре начал в 1929. Оформлял спектакли в Т-ре им. К. Марджанишвили, Муз. комедии, в т-рах Кутаиси, Батуми, Поти. В 1940-43- гл. художник Груз. ТЮЗа (Тбилиси), в 1943-58 - Сухумского т-ра. Спектакли, оформленные К., отличаются выразительностью формы, ярким колоритом, л„гкостью. Среди его лучших работ: "Отелло", "Дон Карлос" в Сухумском т-ре, "Гибель эскадры" в Т-ре им. Марджанишвили, "Сильва" Кальмана в т-ре Муз. комедии, "Большой Иван" Преображенского в Груз. т-ре кукол.

КАЗЕЛЛА (Casella), Альфредо (25. VII. 1883- 5.111.1947) - итальянский композитор, пианист, дириж„р. Виднейший представитель модернизма в Италии. Музыке обучался сначала в Турине, затем в Парижской консерватории (по классу композиции-у Г. Форе). Как пианист и дириж„р гастролировал во мн. европ. странах; в 1926 и 1935 выступал в Москве и Ленинграде. Автор хореографич. комедии "Монастырь над водой" (1925, т-р "Ла Скала", Милан), балетов "Чаша" (1924, Париж), "Комната рисунков" (1940, Рим), "Роза сновиденья" (1943, там же) и др., опер "Женщина-змея" (по сказке К. Гоцци, 1932, Рим), "Сказка об Орфее" (на текст А. Полициано, 1932, Венеция) и "Соблазн„нная пустыня" (1937, пост. на фестивале "Флорентийский музыкальный май"), соч. в др. жанрах. Автор монографий о И. С. Бахе, И. Стравинском, критич. статей и др.

Лит.: CorteseL., A. Casella, Genova, [1935].Сз. Г.

КАЗИКО, Ольга Георгиевна [р. 12 (25).IV. 1900]-русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Доцент (1952) покафедре-"Сценическая речь" Ленингр. театр. ин-та. В 1922 окончила Школу рус. драмы в Петрограде (класс Л. С. Ви-вьена). В том же году начала сценич. деятельность (Школа-студия при Академич. т-ре драмы в Петрограде). В 1922-27 работала в т-рах Витебска, Смоленска, Ленингр. т-ре "Вольная комедия", Киевском т-ре драмы, Кременчугском т-ре. Роли: Луиза ("Коварство и любовь"), Клариче ("Слуга двух господ" Гольдони), Рози ("Бой бабочек" Зудермана) и др. С 1927 - актриса Большого драм. т-ра в Ленинграде. Остро современное, смелое по краскам исполнение ролей Ксении ("Разлом", 1927) и Гоги ("Человек с портфелем", 1928) положило начало активной работе К. над образами в пьесах сов. драматургов. Убедительно и увлеч„нно переда„т К. цельность, моральное здоровье, оптимизм, черты нового в образах Вали ("Заговор чувств" Олеши), Мурки ("Линия огня" Никитина), Маши ("После бала" Погодина). Жизнеутверждающий характер иск-ва К., присущие ей лиризм, ирония, ощущение "историч. перспективы" роли нашли выражение в пьесах Горького: Шура ("Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие"), Елена ("Мещане"), Настя ("На дне"), Юлия Филипповна ("Дачники"), Татьяна Луговая ("Враги"), Лидия Богаевская ("Варвары"). Комедийное дарование актрисы проявилось в ролях Беатриче ("Много шуму из ничего"), Епанчиной ("Идиот" по Достоевскому). Драматизмом, сердечной мудростью проникнуты созданные актрисой образы Веры Филипповны ("Сердце не камень" Островского), Савиной ("В поисках радости" Розова, 1957), Бабушки ("Обрыв" по Гончарову, 1956).

Лит.: Малюгин Л., Ирония и лирика. О творчестве О. Казико, "Искусство и жизнь", Л., 1939, .ј 2, с. 22-24;

Люб и некий И., Правда театра, -Театр", 1948, ј 7;

Золотнипкий Д., Горький на ленинградской сцене, в сб.: Театр и жизнь. Сб.,Л.-М., 1957, с. 11-44. С. Др.

КАЗИМИР (Kazimir), Карой (р. 1928) - венгерский режиссер. В 1955 окончил Будапештский театр. ин-т. В 1957 пост. "Оптимистическую трагедию" в Т-ре пм. Пет„фи (Будапешт). С 1960 работает в Т-ре им. Йокаи. режиссерское иск-во К. отличается стремлением к заостр„нно-публицистич. форме, поисками нового условного решения оформления спектакля.

Среди др. пост.: "Люди из Будапешта" Мештерхази (1958), "Одяа" Ал„шина (1958), "Лизистрата" Аристофана 1959), "Война и мир" по Толстому (инсц. Пискатора. 1959) - все спектакли пост. в т-ре "Вигсинхаз". А. Гер.

КАЗИМЙРОВА, Екатерина Григорьевна (р. 1921)- молдавская советская актриса. Нар. арт. Молд. ССР (1960). Депутат Верх. Совета Молд. ССР. В 1939 окончила Одесское театр. уч-ще и начала, свою актерскую деятельность в Молд. драм. т-ре Тирасполя. Роли: Любовь Гордеевна, Полина ("Бедность не порок", "Доходное место" Островского); Галя ("Майская ночь" по Гоголю), Беатриче ("Слуга двух господ"), Надя ("Враги"), Сынзяна ("Сынзяна и Пепеля" Александри), Зоя ("Потерянное письмо" Караджале), Нила Снежко ("Барабанщица" Салынского), Флоричика ("Гайдуки" Ром-Лебедева), Маша Забелина ("Кремл„вские куранты"). Глубоким драматизмом овеян образ Катерины ("Гроза"), живописностью и внутр. силой отличается в исполнении К. Гонерилья ("Король Лир"). Сценич. образы К. овеяны лиричностью и теплотой.

"КАЗИНО" (Casino) - первый частный датский театр. Работал в 1848-1937 в Копенгагене. Основан актером и антрепрен„ром X. В. Ланге для обслуживания демократич. слоев городского и сельского населения. Организация т-ра происходила в ожесточ„нной борьбе с реакционными правящими кругами. Труппа т-ра состояла из драм. актеров, танцоров (К. Шмидт, П. Хансен, сестры Прайс и др.). Спектакли сопровождались музыкой. В 50-60-х гг. 19 в. решающее значение для работы "К." имело творчество X. К. Андерсена, написавшего для этого т-ра сказочные комедии: "Дороже жемчуга и злата" (1849), "Оле Лукойе" (1850), "Бузинная матушка" (1851) и принявшего участие в их постановке. Демократизм и антибурж. направленность комедий Андерсена, надолго вошедших в репертуар т-ра, вес„лая праздничность спектаклей, сочетавших драму, пение, танцы, определили в эти годы идейно-эстетич. направленность работы "К.". Однако вскоре художеств. уровень спектаклей снизился, театральные представления превратились в эффектные, феерические, трюковые зрелища. С 80-х гг. 19 в. на сцене "К." преобладали оперетты и т. н. "народные" комедии второстепенных авторов, идиллически изображавшие крестьянский быт.

Лит Neiiendam R., Casino. Oprindelse o? historie i omrids, Kbh., 1948. Вл. М.

КАЙБЙЦКАЯ, Галия Мутыгулловна [р. 8(21).V. 19061 - татарская советская артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. Тат. АССР (1939). Сценич. деятельность начала в возрасте 15 лет в Уральской тат. драм. труппе. В 1923-34-актриса Т-ра им. Камала. Роли:

Мария Антоновна ("Ревизор"), Офелия, Дездемона, Луиза Миллер. В 19341938 училась в Тат. оперной студии при Моск. консерватории. С организацией Гос. тат. т-ра оперы и балета (1939) К.становится одной из его ведущих артисток. Играла роли в первых тат. драмах:

Галиябану. (о. п. Сайда-шева), Майсара, Гюлендэм ("Зангар шэл", "Кандыр-бу" Тинчурина) и др. К. исполняла гл. партии в первых нац. татарских операх: Райхана ("Качкын" Жиганова), Галиябану (о. п. Музафарова), Алтынчеч (о. п. Жиганова), Фарида (о. п. Юдина), в первой тат. муз. комедии - роль Сарван ("Башмачки" Д. Файзи) и др. К. успешно выступала также в классич. оперном репертуаре: Снегурочка, Марфа, Джильда, Виолетта, Розина и др.

Лит.: Латыйфуллин М., Г. Кайбицкая, Казань, 1957 (на тат. яз.). М. Лифш.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница