Наши партнеры

Выгодно авто напрокат в домодедово в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 194)


КАДРЙ, Фатьма Кадыровна [р. 1(14).IV.1907]- азербайджанская советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1943). По окончании бакинского театрального техникума (1926), где училась у П. Сладкопевцева, А. Туганова, Ш. Мамедовой, поступила в Бакинский рабочий т-р, где играла роли: Инги (о. п. Глебова), Гулюш ("Севиль" Джабарлы), Ксении ("Разлом"), Эсмеральды ("Собор парижской богоматери" по Гюго). В 1932-35 работала в Бакинском русском т-ре. Роли: Солмаз, Сона ("Невеста огня", "В 1905 году" Дж. Джабарлы), Жанна ("Интервенция" Славина), баронесса Штраль ("Маскарад"). С 1935 - актриса азерб. Т-ра им. М. Азизбекова, где особенно полно раскрылось яркое дарование актрисы, присущая ей сила темперамента, эмоциональность, искренность чувств. Лучшие роли К. в этом т-ре: Гюльтекин ("Ай-дын" Джабарлы, 1940), Мухаббет (о. п. Ибрагимова, 1942), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Луиза ("Коварство и любовь", 1938), Эмилия ("Отелло"), Полина ("Мачеха", 1939). Подлинное. трагедийное звучание получили в исполнении К. образы: Хураман ("Вагиф" Самеда Вургуна, 1938), Ларисы, Катерины ("Бесприданница", 1939, "Гроза", 1943).

Лит.: Тальников Д., Актер-современник, в кн.: Советский театр. К тридцатилетию советского гос-ва, М., 1947, с. 437-438; Веприцкая Л., Встречи с Фатьмой Кадри, "Театр", 1949, ј 3.

КАДЫР-ГУЛЯМ - группа акробатов-прыгунов. Организатор и руководитель номера - В. К. Яну-шевский (засл. арт. РСФСР с 1939). Номер был подготовлен впервые в 1926 в системе цирков Ср. Азии. К.-Г.-один из своеобразнейших аттракционов сов. и мирового цирка, соединяет; дрессировку верблюдов, акробатику на верблюдах, акробатику с подкидной доской, партерную акробатику. Позднее в номер вводились элементы, заимствованные из игр и спортивных соревнований народов Ср. Азии. М. Зон.

КАЗАВАН (Kazaban), Жюль (р. 16.III.1903) - румынский актер. Нар. арт. РНР (с 1957). Лауреат Гос. пр. (1952). Род. в актерской семье. Дебютировал на сцене т-ра в г. Фэлтичени как актер-любитель. Здесь он познакомился с рум. трагиком П. Стурдза" к-рый стал его педагогом. В 1924 дебютировал на сцене Нац. т-ра в Яссах. Выступал в пьесах Б. Джонсона" Шекспира, Л. Н. Толстого, Горького, Хашдеу, Делав-ранчи. В 1947 К. стал одним из руководителей вновь созданного в Бухаресте Муниципального т-ра. Будучи ведущим актером этого т-ра, К. тщательно изучает систему Станиславского и становится е„ активным пропагандистом. актерское иск-во К. характеризуется простотой при исполнении комедийных ролей и утонченностью в раскрытии образов психологич. драмы. Образы, созданные им, проникнуты юмором, и в то же время острой сатиричностью, мягким лиризмом. Играя в пьесах отечеств, драматургии, К. создавал своеобразные сценич. образы.

Роли: Тэнасе ("Рэзване и Видра" Хашдеу), Янке ("Такс, Янке и Кадир" Попа), Майер-Байер ("Триумфальная арка"-Баранги), Профессор ("Пассакалия" Поповича), Счастливцев; Горностаев ("Любовь Яровая"), актер ("На дне"), Ладыгин ("Обыкновенный человек" Леонова), Теребилов ("Баня" Маяковского) и др. Ср-еди лучших работ К.-роли Мальволио и Шута ("Двенадцатая ночь" и "Как вам это понравится"), Вилли Ломена ("Смерть коммивояж„ра" Миллера).

К.- профессор Бухарестского ин-та театр. и ки-ноиск-ва. Снимается в кино.

Лит.: "Teatrul", Buc., 1959, .ј 4; "Народная Румыния",. 1960, ј 4. Н. Р.

КАЗАКЕВИЧ, Александр Пахомович (21.VIII. 1889-2.VIII.1959) - русский советский артист оперы (бас). Нар. арт. Казах. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Муз. образование получил на Высших оперных курсах при Петрогр. консерватории. Выступал в оперных т-рах Самары и др. городов. С 1938 К.- артист Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата).

Партии: Сусанин, Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Кончак ("Князь Игорь"), Гудал ("Демон"), Мефистофель ("Фауст"), Сторожен ("В бурю" Хренникова), Валько ("Молодая гвардия" Мейтуса) и др. Н. Л.

КАЗАКОВ, Вячеслав Ф„дорович (р. 23.II.1915) - русский советский актер. Нар. арт. Кирг. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Был чернорабочим, слесарем-инструментальщиком. Выступал в заводской агитбригаде "Синяя блуза". В 1935, окончив ГИТИС, участвовал в организации первого постоянного рус. т-ра Кирг. ССР (г. Фрунзе). Работает в этом т-ре до наст. времени. Создал образ Ленина в спектаклях "Семья" Попова, "Кремл„вские куранты" и "Третья патетическая" Погодина.

Роли: Гайдай ("Гибель эскадры"), Швандя ("Любовь Яровая"), Пушкин (о. п. Глобы), Сарынжи (о. п. Эшмам-бетова), Гамлет; Нил ("Мещане"), Никита ("Власть тьмы") и др.

Лит.: В. Ф. Казаков, сост. В. И. Молчанов, Фрунзе, 1958 (брошюра к декаде). Д. Б р.

КАЗАКОВ, Драгомир (8.VIII.1866-1948) - болгарский режиссер, певец (баритон), музыкально-общественный деятель. По образованию - инженер. Пению обучался в Пражской консерватории (1886- 1890), совершенствовался в Петербурге (1899-1902). Принял участие в создании "Столичной драматическо-оперной труппы" в Софии (1891), где исполнял партии в операх Верди, Гуно, Бизе, Флотова, Доницетти и др. После того как труппа прекратила существование (1892), К. работал в "Столичной болг. опере", а с конца того же года до 1894 - в труппе "Слеза и смех" (как директор и режиссер). В последующие годы преподавал пение в уч. заведениях Софии и Варны, был в числе инициаторов создания Болгарского оперного товарищества" (1908). В 1908-14 с успехом пел партии Валентина ("Фауст"), Амонасро ("Аида"), Жер-мона, Евгения Онегина; Тахирбега ("Тахир беговица" Хаджигеоргиева), Борислава (о. п. Атанасова) и др. После смерти К. Михайлова-Стояна К. стал гл. реж. труппы, пост. около 20 опер. После преобразования т-ра в Народную оперу работал режиссером и актером. Оставил творч. деятельность в т-ре в 1929.

Соч.: Материалы по историета на народния театър и опера, София, 1929.

Лит.: Кръстев В., Очерки върху развитието на българската музика, София, 1952. 7. М.

КАЗАКОВА, Мария Рафаиловна (29.X.1877-19. I V.I 943) - болгарская актриса. Училась в драматич. школе в Одессе. С 1908-актриса Нар. т-ра в Софии. Играла характерные роли в пьесах Чехова, Ибсена, Островского, инсценировках Достоевского, а также в болг. классике.

Роли: Дечна, Марковица ("Свекровь", "Вампир" Страши-мирова), Дуняша ("Вишн„вый сад"), Инна ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Феклуша ("Гроза"), Епанчина ("Идиот" по Достоевскому), Линден ("Нора") и др. Вас. М.

КАЗАН (Kazan), Иштван (р. 1927) - венгерский режиссер. В 1955 окончил ГИТИС (Москва). Вернувшись в Венгрию, работал режиссером в Передвижном т-ре им. Дерине, затем в т-ре оперетты. С 1957- ведущий режиссер т-ра "Вигсинхаз". К. близка тема современности, для к-рой он находит острую сценич. форму.

Пост. в т-ре "Вигсинхаз": "Жорж Данден" Мольера (1955), "Визит пожилой дамы" Дюрренматта (1958), "Фауст" (1961) и др. А. Гер.

КАЗАН (Kazan), Элиа (р. 7.1 X.I 909) - американский режиссер и актер. Окончил театр. школу в Нью-Йорке. Работу в т-ре начал в 1932 как пом. режиссера в "Груп-тиэтре" (Нью-Йорк). Одновременно выступал как актер в "Мартин Бек тиэтре". Роли: Келлер, Эдди и Джо Бонапарт ((В ожидании Лефти"" "Золотой мальчик" Одетса). В 1940 после закрытия "Груп-тиэтра" выступал в различных т-рах Нью-Йорка.

Среди пост. К.: "Якобовский и полковник" Верфеля (1944), "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (1945), "Все мои сыновья", "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1949), "Трамвай, именуемый "Желание"" (1947), "Кошка на раскал„нной крыше" (1955) Теннесси Уильямса и др.

К.- один из представителей реалистич. режиссуры в США, сторонник системы Станиславского, активный участник совр. амер. театр. движения "off Broadway" ("вне Бродвея"). Несмотря на то, что К. стремится утверждать репертуар, противостоящий пустым и пошлым спектаклям т-ров Бродвея, его творчество не лишено идейных противоречий, поиски новых средств выразительности носят чисто формальный характер (отдельные пост. пьес Теннесси Уильямса). Э. Г.

КАЗАНДЗАКИС (???????????), Никое (18. II.1883- 26. ?. 1957) - греческий писатель и драматург. Получил юридич. и философское образование в Афинском и Парижском ун-тах (1902-10). Первая пьеса К.психологич. драма "Светает" (1907, т-р "Афине-он"). Драмы К., написанные в 20 - 40-е гг., опубликованы в тр„хтомном собрании пьес в 1955-56. Среди них историч. и историко-философские трагедии и драмы - "Никифор Фока", "Каподистриа" (1946, афинский Нац. т-р), "Иулиан" (1959, афинский Нац. т-р), "Константин Палеолог", "Христофор Колумб" и др.; философские драмы на антич. сюжеты - "Одиссей", "Мелисса" (1960, труппа А. Бурсейе, Париж), трилогия "Прометей" (там же), "Содом и Гомор-ра" (1954, Нац. т-р, Мангейм), "Будда" и др. В пьесах К. критика идеологии, морали и социальных порядков бурж. общества сочетается с проповедью идеа-листич. философских взглядов. Герой его пьес - сильный человек, осознающий обреч„нность существующих порядков, но выдвигающий в качестве выхода из тупика идеи "героич. пессимизма", "нигилизма" и т. п" Тяжеловесный язык, риторичность персонажей, отсутствие подлинно жизненного драматич. конфликта усугубляют идейные недостатки этих пьес. В инсценировках романов К. "Христа распинают снова" (инсц. Г. Ставру и Н. Пергиалиса, 1956, Греч. нар. т-р, Афины), "Капитан Михалис" (1959, инсц. Г. Ставру и К. Кодзиаса, Т-р Н. Хадзискоса, Афины) правдивое отражение социальных противоречий, протест против нац. гн„та, реалистич. характеристики действ" лиц оказываются сильнее идеалистич. воззрений автора. По мотивам романа К. "Христа распинают снова" реж. Л. Дассен снял фильм "Тот, кто должен умереть" (1957).

Лит.: ??????? ?., То ??????????? ???? ??? ????????? ??????,. "??????, 1958. Д. С.

КАЗАНСКИЙ, Гиляз (1891-1938) - татарский советский актер, режиссер. В 1912 поступил в проф" тат. труппу "Hyp" ("Луч"), организованную С. Гиз-затуллиной-Волжской в Уфе. В период гражданской войны работал в армейских труппах. В 1922 организовал в Уфе тат. труппу "Урнэк" ("Образцовый"). Принимал активное участие в организации Башк. гос. т-ра (1924) и работал в этом т-ре актером и режиссером до 1930. В 1931 работал в Т-ре им. Камала (Казань),. а в 1935-38-в Мензелинском колх.-совх. т-ре (был одним из организаторов этого т-ра).

Роли: Загид ("Жалкая" Файзи), Халил ("Галиябану")" Закир ("Несчастный юноша"), Фердинанд; Ахметжан ("Распутство") и др. X. Г.

КАЗАНСКИЙ ТЕАТР (Казанский Большой драматический театр имени В. И. Качалова) - русский советский театр" Дата основания т-ра в Казани восходит к 1791, когда Дирекция императорских т-ров разрешила открыть в

Казани публичный т-р. Первой профессиональной труппой т-ра был крепостной т-р помещика П. Есипова (1803). Затем здесь держали антрепризу крупнейшие деятели театр. провинции - Н. К. Милославский, П. М. Медведев, М. М. Бородай, Н. И. Соболыциков-Самарин. В 1897-1900 в К. т. играл В. И. Качалов (см. Казань). Росту и развитию т-ра в 20 - 30-е гг. способствовали режиссеры и актеры - В. С. Зотов, 3. М. Славянова, И. А. Слонов, А. М. Кречетов и мн. др. Среди лучших спектаклей т-ра: "Разлом" (1927; реж. Воронов; Берсенев - Колобов, Полевой - Цар„в, Швач - Шарлахов); "Бронепоезд 14-69" (1928; реж. Грипич; Вершинин - Герага, Незеласов - Астангов, Обаб - Бодров, Васька-Окорок - Жаров); "Огненный мост" Ромашова (1929; реж. Грипич;

Ирина - Минаева, Хомутов - Герага, Геннадий - Астангов, Порываев - Жаров); "Любовь Яровая" (1932; реж. Ростовцев, Яровая - Карташова, Яровой - Сем„нов, Кошкин - Муромцев, Панова- Пер-кова, Швандя - Белов); "Мой друг" Погодина (1933; реж. Сазонов; Гай - Василевский); "Егор Булычев и другие" (1932; реж. Ростовцев; Булычев - Муромцев, Алексей - Соколовский, Шурка - Горянская, Глафира - Иванова, Достигаев - Злобин, Тятин - Белов, Меланья - Карташова); "Интервенция" Славина (1933; реж. Ляшенко); "Чужой реб„нок" Шквар-кина (1934; реж. Ляшенко); "Оптимистическая трагедия" (1936; реж. Треплев); "Беспокойная старость" Рахманова (1938; реж. Ардаров) и др. В этих спектаклях, отмеченных поисками новых средств сценич. выразительности, проявились характерные для т-ра черты - ч„ткая политич. направленность, стремление к образному обобщению, выразительности театр. формы. Значит, место в репертуаре т-ра заняли также произв. рус. классич. драматургии: "Гроза" (1928, реж. Грипич), "Вишн„вый сад" (1929; реж. Грипич), "Дядя Ваня" (1941; реж. Гаккель). В т-ре раскрылись дарования актеров Ф. В. Григорьева, Г. П. Ардарова, Е. Е. Жилиной, Н. И. Якушенко, А. Д. Гусева, И. В. Загорского, Л. П. Миловой, Д. Р. Любина, М. Н. Преображенской, И. В. Никулина и др. Большую роль в создании зрелого, творчески спаянного коллектива К. т. сыграл Г. Д. Ригорин, к-рый 28 лет (1934-62) бессменно руководил т-ром, а также режиссеры Е. А. Простов, Л. М. Литвинов, Э. М. Бейбутов, Е. Г. Гаккель, А. Д. Треплев, Н. А. Медведев и др.

В дни Великой Отечеств, войны в К. т. были пост. спектакли: "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (реж. Прозоровский; Кутузов - Григорьев), "Русские люди" (реж. Ардаров), "Нашествие" (реж. Ниренбург), "Фронт" (реж. Гаккель) и др., осуществлены пост. классич. драматургии - "Маскарад" (реж. В. Бебу-тов), "Горячее сердце" (реж. Дикий), "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского (реж. Простов).

Продолжая работу по созданию спектаклей, отражающих современность, т-р пост.: "Русский вопрос" (реж. Простов), "Молодая гвардия" по Фадееву (реж. Медведев), "Великая сила" Ромашова (реж. Гусев). В этот период были пост. также "Вей, ветерок!" Райниса (реж. Литвинов), "На дне" (реж. Простов), "Старик" Горького (реж. Э. Бейбутов), и др. Сценич. образ В. И. Ленина был воссоздан в спектаклях: "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (реж. Варшавский; Ленин - Борелин), "Кремл„вские куранты" (1940, реж. Прозоровский; Ленин - Бросевич; 1962, реж. Простов;

Ленин - Провоторов), "Семья" Попова (1952, реж. Простов; Володя Ульянов- Провоторов, Мария Александровна - Павлова и Шмидт), "Третья патетическая" Погодина (1958, реж. Бейбутов; Ленин - Провоторов). В 1948 т-ру присвоено имя В. И. Качалова. В 1957 К. т. награжд„н орденом Трудового Красного Знамени.

Иск-во К. т. оказало большое влияние на формирование и развитие театр. иск-ва тат. народа. К. т. неоднократно обращался к лучшим произв. тат. драматургии (спектакль "Бессмертная песнь" Ишмура-това, посв. поэту-герою Мусе Джалилю, 1956, и др.).

В труппе т-ра (1961): нар. артисты СССР Е. Е. Жилина, Н. И. Якушенко; нар. арт. РСФСР и ТАССР И. В. Загорский; нар. артисты ТАССР и засл. артисты РСФСР Е. В. Лисецкая, В. М. Павлова, Л. С. Шмидт, А. Д. Гусев, Н. С. Провоторов, П. А. Цветаев; режиссеры: засл. деят. иск-в РСФСР и ТАССР Е. А. Простов (гл. реж.), засл. деят. иск-в БССР и ТАССР Л. М. Литвинов; художники: нар. художники ТАССР В. С. Никитин, Э. Б. Гельмс.

При т-ре работает театр. студия. Среди е„ воспитанников - Е. Е. Жилина, И. П. Зарубина, В. В. Белокуров, М. М. Белоусов, М. Л. Кондратьев, Е. К. Руднева, Д. Л. Волосов и др. Т-р рассчитан на 1027 мест.

Лит.: Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958;

Медведев П. М., Воспоминания, Д., 1929; Калинин Н. Ф., Казань, [Казань], 1952; Собольщиков-Са-м а р и н Н. И., Записки, 2 изд., [Горький], 1960. fJ. И.

КАЗАНЦЕВА, Надежда Аполлинарьевна [р. 15 (28). III. 1911 ]-русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). Пению обучалась у Е. Г. Городецкой и Л. Я. Шор-Плотниковой. В 1930-32 работала пианисткой-аккомпаниатором и певицей в Иркутском радиокомитете; в 1934 начала выступать как концертная певица. В 1944 дебютировала на сцене Большого т-ра, с 1945 гастролировала в т-рах Тбилиси, Горького и др. городов; участвовала в концертном исполнении опер. К. обладает задушевной манерой исполнения, высокой вок. техникой, ч„ткой дикцией, тонкой нюансировкой. Выступала с концертами в Венгрии, Болгарии, Польше, Китае, Дании, Италии и др. странах. Гос. пр. СССР за концертно-исполнительскую деятельность (1949).

КАЗАНЬ - столица Татарской АССР. Население 711 200 чел. (1962). К. - один из старейших театр. городов. Уже в 1722 здесь действовал школьный т-р Духовной семинарии, руководителем к-рого был преподаватель семинарии драматург В. Я. Свентипкий. Позднее ученики гимназии, открытой в 1759 в К. (среди них Державин, позднее Аксаков,Лобачевский,Бутлеров и др.) и руководимой драматургом М. И. Веревкиным, разыгрывали популярные в то время трагедии А. П. Сумарокова, пьесы зап.-европ. драматургов ("Школа мужей" Мольера) и др. В 1791 Дирекция императорских т-ров разрешила открыть в К. публичный т-р. "Распорядителем" т-ра был назначен приглаш„нный из Петербурга придворный актер В. Р. Бобровский. Организованный им полулюбительский т-р, проникнутый прогрессивными веяниями, просуществовал 6 лет; в состав его труппы входили актеры С. А. Рождественский, В. Г. Алексеева, выступавшие впоследствии на сцене императорских т-ров. Основание проф. публичного т-ра в К. заложил крепостной т-р помещика П. Есипова, труппа к-рого играла в К. с 1803 в специально отстроенном помещении. Большое влияние на становление и развитие т-ра оказали И. А. Дмитревский, обучавший в Петербурге актеров т-ра Есипова (Ф. Львова, Ф. Аникееву), и особенно П. А. Плавильщиков, длительное время гастролировавший на сцене этого т-ра и определивший национально-демократич. характер его репертуара. В т-ре ставились: "Недоросль" (1804); "Бобыль" и "Ермак" Плавилыцикова, "Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова (вс„ в 1805), "Фингал" Озерова (1811) и др. После смерти Есипова (1814) здание т-ра было продано. В последующие годы в К. играли случайные труппы. В 30 - 40-х гг. здесь гастролировали П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов. В 1852 в К. было сооружено новое каменное театр. здание. Первую постоянную труппу т-ра возглавлял (до 1858) актер П. К. Милославский, боровшийся за лит. репертуар, укрепление актерского ансамбля. В этот период в т-ре были пост.: "Горе от ума", "Ревизор", "Доходное место","Гамлет"; свободолюбивым духом были проникнуты пост. мелодрам - "Уголино" Полевого, 30 лет, или Жизнь игрока" Дюканжа и др. Прогрессивные устремления Милославского получили наиболее полное развитие в период, когда Казанский т-р, ставший одним из лучших т-ров провинции, возглавляли крупнейшие деятели рус. провинц. т-ра - антрепрен„р, актер и режиссер П. М. Медведев (1867-72, 1876-80, 1885-90) и антрепрен„р М. М. Бородай (1895-1900). Здесь играли В. П. Давыдов, П. А. Стрепе-това, М. Т. Иванов-Козельский, М. Г. Савина, М. И. Писарев, А. А. Немирова-Ральф, М. А. Решимов, А. И. Шуберт, И. М. Шувалов, К. Н. Яковлев, М. М. Петипа, Е. А. Леп-ковский, А. А. Александрова-Дубровина, М. И. Свободина-Барышева, А. И. Каширнн, П.В. Самойлов и др. В 1897-1900 в К. работал В. И. Качалов. Основу репертуара составляли произведения классич. драматургии (пьесы Островского, Гоголя, Грибоедова, Л. Н. Толстого, Чехова, Сухово-Ко-былина, Шекспира, Шиллера, Мольера). В 1901-07 Казанским т-ром руководил актер и режиссер Н. И. Соболыци-ков-Самарин. Пропагандист драматургии Чехова и Горького, он пост. на сцене т-ра спектакли: "Фома Гордеев" (1901), "На дне" (1903), "Вишн„вый сад" (1904), "Дачники" (1905), "Дети солнца" (1905), "Варвары" (1906) и др., добился разрешения на пост. пьесы "Мещане" (1902). В сов. время Казанский т-р стал одним из ведущих театр. коллективов страны (см. Казанский театр).

В нач. 20-х гг. в К. возникали многочисл. тат. и рус. театр. студии, драм. коллективы, агитбригады и др. Среди них-творч. содружество молодых актеров, писателей и художников - КЭМСТ (Казанская экспериментальная мастерская современного театра), существовавшее в 1923,-28.

Под непосредств. влиянием рус; т-ра формировалось театр. иск-во тат. народа. В 1887 Г. Ильяси пишет первую пьесу на тат. яз. - "Несчастная девушка". За ней следуют пьесы Ф. Хамиди, Г. Камала, Г. Кулахметова и др. 22 дек. 1906 состоялось первое публичное представление на тат. яз. пьесы Г. Камала "Жалкое дитя". Весной 1907 организуется первая постоянно действующая труппа "Сайяр" (рук. Ку-дашев-Ашказарский).

В 1920 К. становится столицей Тат. АССР. Созда„тся первый показательный гос. тат. т-р (см. Татарский театр имени Г. Камала).

В 1922 (открывается тат. театр. техникум, воспитавший мн. крупных деятелей тат. т-ра. В 1932 организован т-р кукол (два сектора - татарский и русский), в 1935 - ТЮЗ. В 1939 создан Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля (основу труппы составили выпускники тат. оперной студии при Моск. консерватории). В К. существует театр. уч-ще, базируется тат. республиканский передвижной т-р, имеется Тат. отделение ВТО с Домом актера, театр. библиотека.

См. также Татарская драматургия, Татарский театр.

Лит.: Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958;

Калинины. Ф., Казань, [Казань], 1952. И, fJ.

KA3APEC (Casares), Мария (р. 21. XI. 1922) - французская актриса. Род. в Испании. С установлением фашистского режима эмигрировала во Францию. В 1942 окончила парижскую Консерваторию драм. иск-ва и начала сценич. деятельность в т-ре "Матю-рен". Выступала в др. парижских т-рах, в т. ч. в "Ателье", "Ноктамбюль", "Мариньи" (труппа М. Рено- Ж. Л. Барро). Среди работ этого периода: Марта и Виктория ("Недоразумение", 1943, "Осада", 1948, Камю), Грушенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, 1945), Жанетта ("Ромео и Жанетта" Ануя, 1946). В 1952 К. вступила в труппу т-ра "Комеди Франсез", на сцене к-рого играла роль Перичолы ("Карета святых даров" Мериме). С 1954 К. работала в Национальном нар. т-ре (TNP), где создала образы леди Макбет (1954), Марии Тюдор (о. п. Гюго, 1955), Леониды ("Торжество любви" Мариво, 1955), Федры (о. п. Расина, 1957) и др. С 1960 К. выступает в т-ре "Атеней" в роли П. Кэмпбелл ("Милый лжец" Килти). Интеллектуальное творчество К. глубоко человечно, оно захватывает своей силой, эмоциональностью. Виртуозная тонкость игры сочетается у К. с огромным темпераментом. С 1945 снимается в кино. В 1954 с труппой TNP приезжала в Сов. Союз.

Лит.: Б о я д ж и е в Г., Московские гастроли TNP, в кн.: Поэзия театра, М., 1960. А. Я.

КАЗАРИНОВА, Нина Николаевна [р. 27.Х(9.Х1). 1907] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Была одним из организаторов пермского самодеятельного ТЮЗа (1926-28). В 1931 окончила Ленингр. техникум сценич. иск-в (класс В. Н. Соловь„ва). С 1930-актриса Ленингр. ТЮЗа. Играла в этом т-ре роли детей, проявив знание- детской психологии, характеров, раскрывала внутр. мир реб„нка. Е„ герои-мальчишки, часто внешне грубоватые, "колючие", задиристые, но решительные, смелые, находчивые - были людьми горячего сердца и большой мечты. Широкое признание актрисе принесла роль озорного, вес„лого, отважного атамана "хуторской команды" С„мы ("Детство маршала" Всеволожского). Революц. романтикой было проникнуто е„ исполнение ролей Гаврика, Вани Солнцева ("Белеет парус одинокий" и "Сын полка" Катаева), Володи Дубинина (о. п. Гольдфельда). Среди лучших ролей К. также-Тимошка, Пашка ("Ти-мошкин рудник" и о. п. Макарьева), Ганя ("Дом ј 5" Штока), Ал„ша Пешков ("Начало пути" Груздева и Форш), Тишка ("Свои люди - сочт„мся"), Гекльбер-ри Финн ("Том Сойер" по Твену) и др.

Лит.: МакарьевЛ., Пятьдесят ролей, газ. "Смена", Л., 1955, 26.XI, ј 279; Бруштейн А., Советский театр для детей, в кн.: Советский театр. К тридцатилетию Советского государства, М., 1947. А. Ю., С. Др.

КАЗАРЯН, Аршавир Меликсетович [р. 25.IX (8.X).1914] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Сценич. деятельность начал в 1935 в арм. ТЮЗе в Ереване. актер широкого диапазона, К. играет характерные и драматич. роли. Иск-во его отмечено театральностью, ярким нац. своеобразием.

Роли: Амбо ("Гикор" по Туманяну), Аштаракеци ("Хача-тур Абовян" Газазяна), Артур ("Овод" по Войнич), Незнамов;

Миллер ("Коварство и любовь" Шиллера), Шульга ("Молодая гвардия"), Жухрай ("Как закалялась сталь") и др. Б. А.

КАЗАРЯН, Даниел Авакович [р. 5(17).V.1883] - армянский советский композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Музыке обучался в Тифлисской консерватории. Автор, муз. драм "Сое и Вардитер" (1917, Тифлис), "Гикор" (1934, Ереван, т-р Дома учителя), "Лалвари Ворс" ("Охота на Лалваре") (1955, Ереван), муз. сцены для детей "Побежд„нный ястреб" (1917, Тифлис), "Волк" (1930) и др., а также ряда симф., камерно-ин струм ент., вок. и др. соч. С 1907 К. занимается муз.-педагогич. деятельностью. Засл. учитель Арм. ССР (1944).

КАЗАХСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ возникла в 1911- 1912. Первые казах, драматурги - К. Тогусов и И. Мендыханов (автор пьесы "Малдыбай") и др., вышли из среды либеральной интеллигенции. Впервые казах, пьеса была напечатана в 1915 в Уфе ("Жертва невежества" Тогусова).

Интенсивное развитие К. д. началось после Октябрьской революции. Пьесы М. Ауэзова ("Енлик и Кебек", "Ж„ны-соперницы", "Карак„з"), Б. Майлина ("Хитрый мулла", "Народная школа") и др., ставившиеся в нач. 20-х гг., вскрывали т„мные стороны быта старого аула, призывали к борьбе за просвещение, за раскрепощение женщины. Пьеса "Красные соколы" С. Сейфуллина рисовала становление Сов. власти в Казахстане. Однако в нек-рых пьесах нач. 20-х гг. (напр., "Карак„з" Ауэзова) заметно было любование стариной, идеализация феодального прошлого. Националистич. тенденции отч„тливо проявились в творчестве авторов, подпавших под влияние буржуазно-националистич. организации алаш-орда.

В 1925 в Кзыл-Орде возник казах, т-р, к-рый способствовал развитию нац. драматургии, появлению новых авторов из среды молодой сов. интеллигенции. Пьесы "Два закона" А. Токмагамбетова (1927), "Пе-ризат и Рамазан" Ж. Тлепбергенова (1928) рисовали ломку старых феодальных устоев, рождение нового быта в условиях Сов. власти, однако их художеств. качество было невысоким. В годы первой пятилетки появились пьесы на темы индустриализации ("Шахта" Ж. Шанина, 1930, "Турксиб" И. Джансугурова, 1932)' и коллективизации сельского хозяйства ("Борьба" К. Байсеитова и А. Шанина, 1930, "Фронт" Б. Майлина, "Месть" Джансугурова - обе 1931).

Во 2-й пол. 30-х гг. наблюдался значит, рост К. д.: расширился круг драматургов, пьесы стали богаче по тематике, глубже по характеристике образов, по развитию конфликта, разнообразнее по жанрам. Майлин написал сатир, комедию "Талтанбай" (1934), Ауэзов -историч. драму "Ночные раскаты" (1935) - о пробуждении революц. самосознания казах, народа, лирич. комедию "В яблоневом саду" (1937) - о росте совр. молод„жи, трагедию "Абай" (1940) - о жизни великого казах, поэта-демократа, Г. Мусрепов - несколько романтич. драм на материале казах, фольклора - "Кыз-Жибек" (1934), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940), "Ахан-сере и Актокты" (1942). Гражданской войне в Казахстане были посв. пьесы: "Наши джигиты" Майлина (1935), "Амангельды" Мусрепова (1937), "В дни борьбы" Муканова (1939), "Белая бер„зка" Ауэзова и Тажибаева (1939). В годы войны были созданы пьесы патриотич. содержания: "В час испытания" Ауэзова (1941), "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942).

В послевоенные годы внимание драматургов сосредоточилось на темах совр. жизни казах" народа. На сценах т-ров появились пьесы новых авторов: Абишева "Дружба и любовь" - о карагандинских шахт„рах (1947), "Единая семья" - про обводнение колхозов (1949), "Зависть" - из жизни агрономов (1955);

Хусаинова "Весенний ветер" - о жизни колхоза (1953), "Вчера и сегодня" - о сов. интеллигенции (1955); М. Иманжанова "Молодая жизнь" - о казах. молод„жи (1949), "Моя любовь" - об уч„ных-животноводах (1953); Тажпбаева "Цвети, степь!" (1952;

1958- под назв. "Одно дерево-не лес") - о колхозных руководителях. В них показана жизнь колхозников, служащих, молод„жи, инженеров, врачей, научных работников Казахстана. Однако в пьесах конца 40-х гг. сказалось отрицательное влияние культа личности, положительные образы, как правило, обрисованы бледно, схематично, конфликты сглажены. Новый, значительный этап начался в развитии К. д., как и всей культуры казах, народа после XX-XXII съездов Коммунистич. партии; пост. значительные пьесы: "Чо-кан Валиханов" Муканова (1956), "Майра" Тажибаева (1957), "Волчонок под шапкой" Мухамеджанова (1959), "Сауле" Ахтанова (1961) и др.

Лучшие произведения К. д. отображают жизнь своего народа, они проникнуты нац. своеобразием, воплощают нар. эпос и сказания, отражают историч. прошлое, эпоху гражданской войны, победу социализма и строительство коммунизма. Пьесы Ауэзова, Мусрепова и др. казах, драматургов переведены на рус. яз. и яз. др. народов СССР, пост. за пределами Казахстана.

Лит.: Очерк истории казахской советской литературы, М., I960; Писатели Казахстана. Биографические справки, Алма-Ата, 1958; Ауэзов М., На пути к реалистической драме, "Советский Казахстан", Алма-Ата, 1954, .ј 11; М а-ловичко А. Л., Заметки о развитии казахской драматургии в послевоенные годы, "Известия" АН Каз. ССР. Серия филологии и искусствоведения, Алма-Ата, 1956, вып. 5; его же. Конфликт и его решение, в кн.: Сборник статей о казахской литературе, Алма-Ата, 1957; его же, Становление жанра. Заметки о казах, драматургии, "Советский Казахстан", Алма-Ата, 1957, .ј8. Я. Л.

КАЗАХСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. М. АУбЗОВА - старейший в республике казахский профессиональный театр. Создан в 1925 в Кзыл-Орде, открылся 13 янв. 1926. В 1928 вместе со столицей республики перевед„н в Алма-Ату. В 1937 получил наименование Академический. В 1946 награжд„н орденом Красного Знамени. Ядро актерского коллектива составили мастера нар. творчества и участники художеств. самодеятельности, среди них старейшие:

К. Куанышпаев, С. Кожамкулов, Е. Умурзаков, К. Джандарбеков, К. Бадыров. В дальнейшем труппа пополнялась актерами, окончившими театральные школы в Алма-Ате, Ташкенте, выпускниками двух казах, студий ГИТИСа (1938 и 1954). В первые годы существования т-ра режиссеры выдвигались из среды самого коллектива: Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Джандарбеков, К. Байсеитов. С 1932 началось привлечение режиссеров-профессионалов из русского т-ра. Художеств. руководителями т-ра были: М. Г. Насонов (1932-35 и 1937-39), М. И. Гольдблат (19411944 и 1951-59), Ш. Айманов (1947-51) и др. В т-ре работали художники: К. Ходжиков (1933, 1939, 1948), Э. В. Чарномский (1937-48 и 1959), В. В. Го-лубович (1946-58), И. Б. Бальхозин (1946-59),

В первые годы организации т-р ставил преим. пьесы нац. драматургии, рисовавшие жизнь старого аула-"Ж„ны-соперницы" и "Карак„з" Ауэзова, "Золотое кольцо" Кеменгерова, "Малкамбай" Ерданаева (все 1926) -или становление Сов. власти,-"Красные соколы" Сейфуллина (1926),"3арлыю Успанова и Утеу-лина (1927),"Перизат и Рамазан" Тлепбергенова (1928). Большое место в репертуаре занимали пьесы историко-фольклорного содержания, впоследствии неоднократно возобновляемые: "Енлик и Кебек" Ауэзова (1926, 1933, 1957), "Аркалык-батыр" Шанина (1926, 1935). Наряду со спектаклями т-р давал концерты, устраивал вечера нар. творчества. Постановки т-ра отличались этнографии. точностью в передаче нац. быта. В годы первой пятилетки в репертуаре появились пьесы на темы индустриализации - "Шахта" Шанина (1930), "Турксиб" Джансугурова (1932), о коллективизации - "Месть" Джансугурова, "Фронт" Майлина (обе 1931).

Освоение рус. театр. культуры в сочетании с развитием прогрессивных нац. традиций определило подъ„м актерского творчества. Глубже по содержанию, ярче по образам стали спектакли нац. драматургии:

"Ночные раскаты" Ауэзова (1935), "Амангельды" Мусрепова (1937), "В дни борьбы" Муканова (1939), "Абай" Ауэзова и Соболева (1940). Шире отображена современность в спектаклях: "Талтанбай" Майлина (1934), "Каменное оперение" Ауэзова (1935), "Мара-бай" Ш. Хусаинова, "Товарищи" Абишева (обе 1941). Большое значение для творч. роста и утверждения т-ра на позициях социалистич. реализма имели постановки пьес рус. и мировой классики и сов. драматургии:

"Ревизор" (1936), "Любовь Яровая" (1937), "Человек с ружь„м" (1940), "Отелло" (1939), "Укрощение строптивой" -(1943). На темы войны созданы патриотич. спектакли: "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева, "Бдительность" Абишева (обе 1942), "Победители" Чирскова (1947), "Дружба и любовь" Абишева (1947).

Трудности в развитии нац. драматургии отразились и на развитии т-ра, но в 50-х гг. т-р создал спектакли, правдиво отображающие жизнь республики, трудовые успехи казах, народа: "Зависть" Абишева (1955), "Одно дерево - не лес" Тажибаева (1958), "Моя любовь" Иманжанова (1953), "Вчера и сегодня" Хусаинова (1955), "Волчонок под шапкой" Мухамеджа-нова (1959). Среди спектаклей т-ра 1959-62 на совр. темы "Ох, девушки" Байсеитова и Шангытбаева, "Сваха приехала" Мухамеджанова, "Мечтатели" Абишева, "Сауле" Ахтанова и др. С успехом прошли спектакли, рисующие историч. прошлое Казахстана:

"Абай" по роману Ауэзова (1949, Гос. пр. СССР 1952), "Амангельды" Мусрепова (1952), "Чокан Валиханов" Муканова (1956), "Майра" Тажибаева (1957). Много лет сохраняются в репертуаре спектакли на сюжеты нар. сказаний и поэм: "Енлик и Кебек" Ауэзова (возобновл„н в 1957), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940, 1953), "Ахан-сере и Актокты" Мусрепова (1942, возобновл„н в 1958 под назв. "Трагедия поэта", "Айман и Шолпай" Ауэзова (1960). Продолжалась работа по освоению классич. наследия: "Таланты и поклонники" (1949), "Гроза" (1950), "Скупой" (1952). В составе т-ра (1962): нар. арт. Казах. ССР-К. Бадыров, X. Букеева, Ш. Джандарбекова, К. Кармысов, С. Кожамкулов, Р. Койчубаева, С. Майканова, М. Суртубаев, С. Тель-гараев, Е. Умурзаков, засл. арт. Казах. ССР - К. Адильчинов, П. Жантурин, А. Мусабекова, И. Ногайбаев, Б. Римова, М. Сыздыков, 3. Шарипова. В 1959-61-гл.реж. т-ра К. Джандарбеков, с 1961- А. Л. Мадиевский, реж. А. Мамбетов.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница