Наши партнеры

Выгодно прокат авто москва премиум класса без водителя в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 192)


ЙОКСЙМОВИЧ (Joksimovio), Божидар (20. XI I 1868-23.XI.1955) - югославский композитор. По национальности серб. Музыке обучался в Белграде у Т. Андреевича и в Пражской консерватории, по окончании к-рой (1896) работал преподавателем музыки в Белграде; руководил певческим об-вом, сотрудничал в муз. и лит. журналах. И. является автором первой сербской оперы "Женитьба Милоша Обилича" (1901). Осн. жанр сценич. творчества И.- пьеса с пением, преим. на нар. сюжет, близка совр. оперетте, ей присущи патриотич. направленность и романтич. черты ("Шляпа", 1907). И. принадлежат также: балет "Молодая девушка" (1942), музыка к спектаклям "Сербы в Белграде" П. Павловича (1909), "Погасший очаг" Ж. Лазаревича (1910) и др., ряд вок., камерно-инстру-мент. и др. соч.

Лит.: Бури?-Klajn Ст., Музика и музичари, Београд, 1956; Я м п о л ь с к и и И., Музыка Югославии, М., 1958. Над. Я.

ЙОММЕЛЛИ (Jommelli), Никколо (10.IX.1714- 25.VIII.1774) -итальянский композитор. Один из выдающихся представителей неаполитанской оперной школы. Обучался с 1725 в консерваториях Неаполя; брал уроки у Дж. Мартини в Болонье. Первая опера И. "Любовная ошибка", пост. в 1737 в Неаполе, принесла композитору известность. В 1741 И. был принят в члены Болонской филармонич. академии. В 1749 написал для Вены оперы "Ахилл на Скиросе" и "Дидо-на" (2-я ред.). В 1753 был приглаш„н на должность гл. капельмейстера придворного т-ра в Штутгарте, где работал до 1769. К этому периоду творчества И. относятся оперы: "Фаэтон" (1753; 2-я ред.-1768), "Милосердие Тита" (1753), "Триумф любви" (1763) и др. Возвратившись в Неаполь, поставил три последние оперы: "Армида" (1770), "Ифигения в Тавриде" (1771) и "Триумф Клелии" (1774).

С именем И. связана реформа итал. оперного т-ра 18 в. Восприняв идею муз. драмы от П. Метаста-зио, на тексты к-рого написал свои наиболее значит. произв. ("Демофонт", 1743, Падуя; "Александр в Индии", 1744, Феррара; "Покинутая Дидона", 1747, Рим, и др.), И. стремился превратить итал. оперу-сериа в героич. муз. драму. И. развивал т. н. аккомпани-рованный речитатив ( с оркестровым сопровождением), был тонким мастером оркестровки. В его соч. (впервые в опере "Артаксеркс", 1748, Рим) даны ранние образцы применения динамич. оттенков - крещендо и диминуэндо - для большей выразительности оркестра и вок. партий. Сочинял также комич. оперы (лучшая из них - "Дон Трастулло", 1749), балетные дивертисменты, оратории, кантаты и др.

Др. оперы: "Одоардо" (1738, Неаполь), "Ричпмеро (1740, Рим), "Астианакс" (1741, там же), "Эцио" (1741, Болонья), "Меропа" (1741. Венеция), "Эвмен" (1742, Бо-лонья), "Софонисба" (1746, Венеция), "Любовь в маске" (1748, Неаполь), "Пелопс" (1755), "Олимпиада" (1761) - обе пост. в Штутгарте.

Лит.: Ab e r t H., N. Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908; M o n d o l f i A. N. Jommelli, в кн.: Die Musik in Geschichte u. Gegenwart, Kassel, 1958, Bd 7. Lfg. 60/61. Св. Г.

ПОННЕЛЬ (Yoimel), Жан (р. 21.VII.1891) - французский актер. Окончил Парижскую консерваторию (класс Лейтнера). В 1919 начал сценич. деятельность в т-ре "Одеон", затем вступил в труппу "Комеди Франсез". С 1929 - "сосьетер" (пайщик), позднее - старейшина этого т-ра. Выступает по преимуществу в "высокой" трагедии и комедии, в пьесах П. Кор-неля, Мольера. Создал героич. благородный образ Дона Диего в трагедии Корнеля "Сид" (пост. И.) и зловещий образ Тартюфа. Среди лучших работ И.- роли в пьесах "Полнев кт", "Никомед" Корнеля, "Мизантроп" Мольера. Для И. характерна декламационная манера исполнения, торжественно-приподнятое чтение стихов в трагедии, мелодично-изящное - в комедии, всегда ч„тко передающее мысль автора. Скульптурность жеста, строгость и лаконизм внешнего рисунка роли, присущие И., гармонируют с общим стилем спектаклей старейшего т-ра Франции. И.- профессор консерватории. С 1912 снимается в кино.

В авг. 1944 был одним из участников восстания патриотов столицы против гитлеровских оккупантов. Лит.: Мокульский С., "Сид" Корнеля на сцене, "Литературная газета", М., 1954, .N" 47; Б о я д ж и e в Г., Три спектакля "Комеди Франсез", в кн.: Сообщения Ин-та истории искусств. 6. театр. М., 1955. А.Я.

ЙОРДАНОВА, Зорка (р. 1904) - болгарская актриса. Нар. арт. НРБ. Училась в театр. студии И. Даниэля. Первая роль - Консуэлла в пьесе Л. Андреева "Тот, кто получает пощ„чины" (1923). Работает в Софийском нар. т-ре им. И. Вазова. Вначале играла роли молодых женщин, придавая своим страдающим героиням изящество и грустную элегичность.

Лучшие роли: Любовь Гордеевна ("Бедность не порок", 1932), Фанни ("Мариус", 1930, и "Фанни" Паньоля, 1933), Боряна (о. п. Йовкова, 1932), Нина ("Маскарад" Лермонтова, 1935), Ангелина ("Перед восходом" Савова, 1936),.

Марил ("Дзяды" Мицкевича, 1937), Дездемона (1938), Надя "Враги/). В 1934 создала обаятельный, романтич. образ Герцога Рейхштадтского ("Орл„нок" Ростана).

Особенного расцвета иск-во И. достигает в годы, когда актриса переходит на роли драматич. героинь:

Клавдия Петровна ("Великая сила" Ромашова, 1949), Татьяна ("Разлом", 1951), Мария Львовна ("Дачники" Горького, 1952), Ольга ("Три сестры", 1954), Елизавета ("Дон Карлос", 1955), Филумена Мартурано (о. п. Д е Филиппо, 1957), Надежда ("Совесть" Э. Манова, 1959) и др.

Лит.: Каракостов С., Очерци за наши артисти. Лириката на Зорка Йорданова, в кн.: Годишник на ВИТИЗ, т. 5, София, 1960-61, с. 43-73; П е н е в TL, Лекции по история на болгарския драматически театър, ч. 4, София, 1958, с. 163. Cm. K.

ЙОРИШ, Владимир Яковлевич [13(25).XI.1899- 21.VI.1945] - украинский советский дириж„р и ком' позитор. Засл. арт. Укр. ССР (1933). Музыке обучался в муз. уч-ще и муз. техникуме в Екатеринославе. Дириж„рскую деятельность начал в 1920. Был зав. муз. частью и дириж„ром драм. и оперных т-ров Украины (Днепропетровск, Харьков и др.). С 1934 Й.дириж„р, с 1943 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко. И. принадлежат новые редакции опер "Запорожец за Дунаем" и "Наталка-Полтавка", к к-рым он сочинил ряд сцен.

Автор опер: "Кармелюк", о нар. герое Украины (1929, Днепропетровск), "Поэма про сталь" по пьесе Погодина "Поэма о топоре" (1932, там we), "Богунпы" ("Щорс") (соч. 1936), "Поэтова доля" ("Шевченко"; 1940, Т-р оперы и балета им. Шевченко), балет "Чертова ночь" (1944, Иркутск) и мн. др. произв.

ЙОСС (Jooss), Курт (р. 12.1.1901) -немецкий балетмейстер, педагог. Учился в Высшей муз. школе в Вюртемберге и в драм. школе в Штутгарте. В 1920-23 работал в Мангейме и Гамбурге танцовщиком и ассистентом у педагога Р. фон Лабана. В 1924 создал группу "Н„йе танпбюне", где пост. свои первые экспрессио-нистич. балеты. В 1927 организовал в Эссене школу "Фольванг", при к-рой с 1928 существовала танцевальная студия. В 30-х гг. организовал труппу "Балле Йосс", где пост. антивоенный балет "Зел„ный стол" Коэна (1932, 1-я пр. на междунар. конкурсе в Париже). ) С приходом к власти фашизма И. уехал из Германии. "''Гастролируя по Европе и США, труппа И. просуществовала до 1947. После возвращения в Германию И. работал в Эссене в школе "Фольванг", со своей труппой. В 1951-53 выезжал на гастроли (Европа и США). В 1953 труппа распалась. В последующие годы И. продолжал деятельность педагога и балетмейстера (в 1954-56 - в Дюссельдорфе, в 1958 - в Риме, в 1959 - в Эссене). Художеств. интерес представляет пост. балета "Большой город" (1932, К„льн). Большинство балетов И. сочетают элементы классич. танца и "танца модерн", а также драматич. пантомимы. В своих пост. И. использует экспрессионистские при„мы.

Лит.: BeaumontC., Complete book of ballets, N. Y., 1939. E. C.

ЙОТ‚ЙКО (Joteyko), Тадеуш (1.IV.1872-19.VIII. 1932) - польский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. В 1895 окончил консерваторию в Варшаве по классу 3. Носковского; в 1889 учился в Брюсселе у Ф. Геварта. Первая опера И.- "Музыкант" на собств. либретто по повести Г. Сенкевича "Органист из Пониклы" (1919, Варшавская опера). После пост. этой оперы И. стал одним из популярных композиторов Польши. Его опера "Зигмунт Август" на собств. либр. по трилогии Л. Рыделя (1925, Варшавская опера) долго сохранялась в репертуаре польских т-ров. На историч. сюжет написана опера "Королева Ядвига" (1928, Варшавская опера). И. принадлежит также музыка к драме "Волшебное озеро", "Татрский балет" и др. Муз. язык композитора отличается выразительностью, ярким нац. колоритом, глубоким лиризмом. В„л педагогич. работу (с 1914 - проф. Варшавской консерватории).

Лит.: Niewiadomski St., Pamieci Т. Joteyki, "Muzyka", Warsz., 1932 (10-11). Л. Коз.

ЙОТУНИ (Jotuni), Мария (9.IV.1880 - 30.IX. 1943) - финская писательница и драматург. Лит. деятельность начала в 1905. Первая пьеса "Старый дом" (1910) не имела успеха. Затем И. написала пять комедий: "Ребро мужчины" (1914, Фин. нац. т-р), "Верховный жрец" (1915), "Золотой телец" (1918), "Под каблучком у жены" (1914) и "Курдский принц" (1932). Особой популярностью пользовалась социально-бытовая комедия "Ребро мужчины". И. написала также трагедию на библейский сюжет ("Я виновен", 1929) и трагедию, основанную на нар. балладе, "Клаус, господин Лоухикко" (1946). Первые пост. этих трагедий осуществлены Фин. нац. т-ром в Хельсинки. В своей драматургии И. следует реалистич. традициям драматургов А. Киви и М. Кант. Большое влияние на творчество И. оказала также драматургия Г. Ибсена. Е„ комедии насыщены сочным юмором. Пьесам И. присуща глубокая разработка психологии героев. В характерах персонажей е„ пьес комическое часто переплетается с трагическим. Трагедии И. отмечены глубоким гуманизмом. Произв. И. ставятся во мн. т-рах Европы.

Соч.: Избранное, Хельсинки, 1954 (на финск. яз.); Под каблучком у жены. Пьеса, пер. А. Мантере и О. Терентьевой, в кн.: Финская драматургия XIX - XX в., Л. - М., 1960, с. 351 - 448 (см. также с. 16 -20).

Лит. на финском яз.: Таркиайнен В., Мария Йотуни, в кн.; Собр. соч., I, [б.м.], 1930; Коскимиес Р., Мария Йотуни, в кн.: Финская национальная литература, II, [б.м.], 1956, с. 263-85. М. Сав.

ЙОХУМСОН (Jochumsson), Маттиас (11.XI.1835- 18. II. 1920) - исландский поэт, драматург и переводчик. В 1861 начал лит. деятельность, написав первую исланд. романтич. пьесу "Отверженные" (перераб. в 1898 под назв. "Скюггасвейдн"). Среди др. пьес И.- "Истинное мнение общества" (1875), комедия "Эмигранты" (1875) о трудной жизни исландцев, уехавших в США и Канаду, историч. драмы "Хельги Тощий" (1890), "Йоун Арасон" (1900) о нац. герое Исландии епископе Арасоне, боровшемся против реформации, за католич. веру, в к-рой видел возможность политич. освобождения Исландии. Пьесы И. ставились любительскими кружками. И. перев„л на исл. яз. несколько пьес Шекспира.

Лит.: Einarsson S.. History of Icelandic prose writers. 1800-1940, N.Y., 4948, с. 57-60. И Д

ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Р е спубликанский русский драматический театр Марийской АССР). Организован в 1937. Т-ром руководили Б. С. Володарский, Е. Р. Амонтов, И. С. Бабенко и др. В труппе (1962): засл. артист РСФСР А. Н. Шарский, засл. артисты МАССР В. Н. Привалихина, Б. Я. Раздольев, засл. арт. С.-О. АССР 3. И. Вишневская, арт. А. В. Сорокко, Л. Г. Филатова, Ф. С. Быстров, Н. И. Булкин, Н. В. Канашенок, А. Н. Капустин н др. Гл. реж. - засл. деят. иск-в Коми АССР И. М. Гайсинский, реж. Н. И. Баль, гл. худ. - засл. деят. иск-в МАССР В. Я. Скляр.

Спектакли: "Враги" (1941); "Вечный источник" Д. Зорина (1957), "Блудный сын" Раннета (1958), "Именем революции" Шатрова, "Ч„рный волк" Арбана, "Братья Ершовы" по Ко-четову (1959), "Над Днепром" Корнейчука (1960), "Три сестры"; "Иркутская история" и "Потерянный сын" Арбузова (1961), "Проводы белых ночей" Пановой, "Ленинградский проспект" Штока, "Овод" по роману Войнич (1962), "Кремл„вские куранты" (1946, 1961) и др. А, Ив.

КАБАЛЕВСКИЙ, Дмитрий Борисович [р. 17(30). XII. 1904] - русский советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Нар. арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Окончил Моск. консерваторию по классам композиции - у Н. Я. Мясковского (1929), фп.-у А. Б. Гольденвейзера (1930). С 1939 К.- профессор Моск. консерватории по классу композиции. В 30-е гг. наряду с симф. творчеством и музыкой для детей К. много внимания уделял театр. музыке.

Музыка к спектаклям: M ХАТ

2-го - "Земля и небо" бр. Тур (1932); Центр, т-ра Красной Армии - "Мстислав Удалой" Прута (1932), "Шутники" Островского (1933), "Гибель эскадры"

Корнейчука (1934), "Восточный батальон" бр. Тур и Прута (1935); Т-ра им. Вахтангова - "Дорога цветов" Катаева (1934); Центр, детского т-ра-"Изобретатель и комедиант" Даниэля (1938, отсюда сюита "Комедианты", 1940);

Моск. т-ра Сатиры - "Ч„ртов мост" А. Толстого (1938);

МХАТ-"Школа злословия" Шеридана (1940), "Домби и сын" по Диккенсу (1949); Камерного т-ра-"Мадам Бовари" по Флоберу (1939); Моск. т-ра им. Ленсовета - "Севильский цирюльник" Бомарше (1940) и др.

Как оперный композитор К. выступил впервые в 1938 ("Кола Брюньон", по о. п. Р. Роллана, другое назв. - "Мастер из Кламси", либр. В. Г. Брагина, Ленингр. Малый оперный т-р). В этом произв. выявились характерные особенности таланта К.-задушевный лиризм, светлое жизнеощущение, тонкое понимание стиля произведения, психологии, насыщенность и симф. обобщ„нность художеств. образов (увертюра и антракты вошли в концертную сюиту "Кола Брюньон"). В этой опере определилась и гл. тема муз .-драматургия, творчества К.-борьба за свободу и счастье человечества; черты гл. героя-простого и мужественного человека, выразителя дум и интересов трудового народа - Кола Брюньона, развивались в последующих операх К., героями к-рых стали сов. люди, участники всенародной борьбы против фашистских захватчиков, партизаны гражданской войны. После оперы "В огне" ("Под Москвой", либр. Ц. С. Солодаря, 1943, филиал Большого т-ра) К. написал оперу "Семья Тараса" (либр. С. А. Ценина по повести Горбатова "Непокор„нные" , 1947, 2-я ред. и пост. 1950, Т-р оперы и балета им. Кирова, Гос. пр. СССР, 1951), к-рая явилась значит. достижением сов. оперного иск-ва. Эта опера отличается реалистич. образностью характеристики, напряж„нностью драм. ситуаций, психологич. конфликтов. Эти же черты характеризуют оперу "Никита

Вершинин" (либр. Ценина по повести и пьесе Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69", 1955, Большой т-р), хотя ей недоста„т героико-эпич. широты. Юношеская жизнерадостность и обаятельный лиризм, присущий мн. вок. и инструмент, произведениям К., отличают и его оперетту "Весна по„т" (либр. Солодаря, 1957, Моск. т-р оперетты). Из музыки незаконченного балета К. "Золотые колосья" (1940) автором составлена сюита. К.- автор музыки к фильмам и многочисл. соч. в разл. жанрах. К.-член Советского комитета (защиты мира (с 1953) и Всемирного Совета Мира с 1955). Гос. пр. СССР (1946, 1949).

Соч.: Римский-Корсаков и модернизм, в кн.: Р и м-ский-Корсаков, Исследования. Материалы. Письма. т. 1, M., 1953; Б. В. Асайьев (Игорь Глебов), М., 1954. Лит.: Грошева Е., Д. Кабалевский, М., 1956;

А б р а м о в с к и и Г., Д. Кабалевский, М., 1960; Д а н и-л e в и Чл., Д. Кабалевский, М., 1954; его же, "Мастер из Кламси". Опера Д. Кабалевского, "Советская музыка", 1937, JsTe 12; Кола Брюньон (Мастер из Кламси). Сб. статей к пост. в Гос. акад. Малом оперном театре, [Л.], 1938;

Полякова Л., Опера Д. Кабалевского "Семья Тараса", М., 1953; е„ же. Воплощение драматического конфликта в операх "Семья Тараса" и "Молодая гвардия", в кн.: Советская музыка. Теоретические и критические статьи, М., 1954; История русской советской музыки, т. 2-3, М., 1959. Б. Ш.

КАБАЛЕТТА(итал. cabaletta, от cavatinetta, уменып. от cavatina) - вокальная пьеса типа ариозо или каватины с ч„ткой, постоянно возвращающейся рит-мич. фигурой (ранний образец - в опере "Парис и Елена" Глюка, 1770). Отличит, черты К.: небольшие размеры, замкнутая структура, волевой, героич. характер. Широкое развитие К. получили в итал. опере 1-й пол. 19 в.; исполнялись в финалах опер, где мотив К. подхватывал хор (К. в партии Манрико в финале 3-го акта оперы "Трубадур"). К. часто встречаются в операх Россини.

КАБАРДИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва кабард. народа восходят к те-атрализов. бытовым обрядам. Большое место в обществ. жизни кабард. народа занимали джегуако - певцы-импровизаторы. Политика колон, угнетения, проводившаяся царизмом, делала невозможным развитие нац. театр. культуры. Победа Октябрьской революции создала все условия для расцвета кабард. театр.иск-ва. В 1924-30 в Нальчике и в др. насел„нных пунктах республики возникли любительские кружки (в 1936 количество их дошло до 100). В 1927 в Нальчике были пост. "Мещане". Авторами первых кабард. пьес были участники любительских драматич. кружков, учителя и др. В конце 20-х - нач. 30-х гг. были пост. пьесы о борьбе с невежеством и религ. предрассудками- "Неграмотный, что слепой" С. Гонова (сел. Псы-гансу), "Старики" А. БерезговаиТ. Кимова. Трагич. судьбе кабард. женщины в эпоху феодализма была посвящена пьеса Болаева "Зули" (селение Муртазово).

В годы коллективизации выступил с первыми пьесами А. Шортанов; его пьесы "Кулак Абазов" и "Борьба за хлеб" отображали классовую борьбу в кабард. деревне того периода. Событиям гражданской войны были посв. пьесы "У кого лучше?" Прохорова и Киярова (сел. Ниж. Черек), "Люди леса" Шортанова (1933). Пьесы эти были пост" драмколлективом Ленинского учебного городка в Нальчике.

В нач. 30-х гг. были предприняты попытки создания постоянных проф. т-ров. В 1932 в Нальчике был создан Т РАМ, к-рый вскоре закрылся, и открыта драм. студия. В 1935 создана кабард. студия ГИТИСа. Из выпускников драматической студии (в Нальчике) в 1937 создан кабард. колх.-совх. т-р. В 1936 в Нальчике открылся рус. драм. т-р, способствовавший развитию нац. искусства. В 1938 создан балкарский колх.-совх. т-р.

В 1940 группа кабард. молод„жи, окончившая ГИТИС в Москве (рук. студии А. Ефремов), стала ядром кабард. драм. т-ра, в состав к-рого вошли также артисты расформированного в этом году колх.-совх. т-ра. Первые спектакли "Как закалялась сталь";

"Аул Батыр" Шортанова (1938) и др.

Годы 1936-41 характеризуются обращением драматургов к богатейшему кабард. фольклору. В 1936 в колх.-совх. т-ре была пост. пьеса "Коригот" П.Шекиха-чева (1934) о восстании народа против князей в начале 19 в. В 1938 актер колх.-совх. т-ра М. Туба ев написал свою первую пьесу "Мажид и Марьят" о трагич. борьбе влюбл„нных за сво„ счастье. В основу сходной по сюжету пьесы 3. Кардангушева "Каншаубий и Гоаша-гаг" положены нар. песни и сказания о моральной чистоте преданного народу героя-патриота и его верной подруги (1940, кабард. студия ГИТИСа, показана на открытии кабард. т-ра в Нальчике; позднейшие пост. в 1944, 1952). На материале древнего нартовского эпоса 3. Аксиррв создал пьесу-сказку "Даханаго" о "деве мудрости и света" Даханаго и храбром пастухе Джа-римесе, завоевавшем народу счастье знания и свободы (пост. 1941, 1954, 1957).

В годы Великой Отечеств. войны многие актеры т-ра ушли на фронт. Для пополнения труппы была создана студия при т-ре. Окончившие е„ в 1944 студенты вошли в состав т-ра. Героич. защита родины в дни Великой Отечеств, войны нашла отображение в пьесах "С восходом солнца" 3. Аксирова и "Испытание" X. Теунова (1945), "Парень из Кабарды" М. Туба-ева (1949).

В последующие годы т-р продолжал работу по творч. переработке нац. фольклора. Были созданы спектакли "Камбот и Ляца" А. Шортанова (1950) по поэме А. Шогенцукова, "Андемиркан" М. Диденко (1951), "Кыз-бурун" 3. Аксирова (1956), "Сын медведя - Батыр" М. Шхагапсоева (1957), "Канамат и Касбулат" А. Ше-риева (1959).

В конце 40-х ив 50-х гг. были созданы значительные спектакли на совр. темы. Преобразования жизни и быта кабардинцев в послевоенные годы показаны в пьесе

"Когда загорается свет" А. Шортанова (1947). Радостью творч. труда по социалистич. переустройству жизни пронизана пьеса "Утро радости" Т. Шогенова (1953).

Первая кабард. комедия "Семья Тамаши" М. Шха-гапсоева (1949) отличается сочностью и яркостью зарисовок быта совр. кабард. деревни. В жанре комедии-водевиля написана пьеса "На чужого коня не садись" А. Яралова и М. Тубаева о животноводах Кабарды (1960). Жанр социально-психологич. драмы разработан в пьесах на темы социалистич. морали: "В одной семье" А. Шортанова ("Хакокуна", соч. 1954, пост. 1958) и "Счастье надо беречь" М. Тубаева (1960).

В 50-х гг. кабард. драматурги создали также пьесы, посв. истории своего народа, его тесной связи с рус. народом: "Навечно" А. Шортанова (1957) - о присоединении Кабарды к России, и "Посланец партии" А. Шортанова - о событиях гражданской войны на Сев. Кавказе.

Большое значение для повышения актерского мастерства, создания сценич. ансамбля имели пост. сов. и классич. драматургии. В годы войны пост. "Bacca Железнова" и "Слуга двух господ"; в 40-50-х гг. пост.: "Любовь Яровая" (1946), "Молодая гвардия" (1947), "Укрощение строптивой" (1949), "Ромео и Джульетта", "Без вины виноватые" (1952); "С любовью не шутят" Кальдерона (1953), "Легенда о любви" Хикмета (1954), "Ревизор" (1956), "Кремл„вские куранты" (1958), "Лекарь поневоле" (1960); "Мать своих детей" Афиногенова (1960).

В 1957 состоялся показ кабард. иск-ва и лит-ры в Москве. Т-р выступил со спектаклями "Ревизор";

"Даханаго" Аксирова, "Навечно" Шортанова, "Семья Тамаша" Шхагапсоева. В показе участвовала кабард. студия ГИТИСа (рук. И. М. Раевский) со своими выпускными спектаклями "Жорж Данден" Мольера и "В добрый час!" В. Розова. В 1958 выпускники студии вошли в состав т-ра.

В 1948 т-р объединился с балкарской (см. Балкарский театр и драматургия) и русской труппой, получив наименование Кабардино-Балкарский объедин„нный драм. т-р. В 1961 т-ру присвоено имя основоположника кабард. сов. литературы А. Шогенцу-кова. Т-р ознаменовал это событие пост. инсценировки поэмы А. Шогенцукова "Мадина". В кабард. труппе т-ра (1962): нар. арт. РСФСР М. К. Сонов, К. X. Дышекова; нар. арт. Каб.-Балк. АССР Б. Н. Сибеко-ва, X. X. Кумахова, М. М. Тубаев, А. М. Туху-шев; режиссер засл. деят. иск-в РСФСР и Каб.-Балк. АССР Л. X. Эркенов; засл. арт. РСФСР и Каб.-Балк. АССР: Т. Т. Жигунов, X. X. Товкуев, А. М. Шериев.

Лит.: Шортанов А., Театральное искусство Каб. Балкарии, Нальчик, 1961. E. Ж.

КАБАРЕ (франц. cabaret, букв.- кабачок) - первоначально импровизированное представление, к-рое устраивали в литературно-художественных кафе поэты, музыканты, актеры. Получили распространение во Франции, гл. обр. в Париже, с 80-х гг. 19 в. В кафе поэты читали стихи, актеры распевали злободневные песенки, разыгрывали сатирич. сценки. Программу в„л конферансье, объявлявший фамилии выступавших, шутивший со зрителями и поддерживающий атмосферу непосредственности и веселья. После того как К. начала посещать бурж. публика, они вс„ более теряли свой первоначальный импровизированный характер. На подмостках начинают выступать проф. артисты эстрады. Первое коммерч. К.- "Ша нуар" ("Ч„рная кошка") - открыл в Париже Салис. В Берлине в нач. 20 в. успех имело кабаре Воль-цогена, в к-ром большое внимание уделялось политич. злободневным номерам. В 1907 в Будапеште были организованы К. "Бонбоньер" (здесь выступал актер и поэт-импровизатор Э. Надь, номера к-рого носили характер политич. обозрения) и "Модерн". Первые К. в России созданы в 1908 - "Летучая мышь" (Москва), "Лукоморье" (организовано в Петербурге при Театр. клубе), "Кривое зеркало". В 1912 Б. К. Пронин созда„т в Петербурге литературно-художеств. К. "Бродячая собака", преемником к-рого' становится "Привал комедиантов". Со временем лучшие К. ("Летучая мышь", "Кривое зеркало") превращаются в т-ры миниатюр, другие в рестораны, где даются эстрадные представления. В нач. 20-х гг. делались попытки возродить К. ("Не рыдай" в Москве, "Хромой Джо" в Петрограде). В капиталистич. странах Зап. Европы К. существуют в виде ресторанов с эстрадной программой.

Лит.: К узнецов Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Шкловский В., "Жили-были", "Знамя", 1961, ј 8; Благов Ф., Золушка от театра, "Зрелища", 1922, ј 7. Ю. Д.

КАБЕЛЬ, К а б ю (Cabel; Cabu; урожд. Д p „-л e т, Dreulette), Мари (31.1.1827-23.V.1885) - бельгийская артистка оперы (сопрано). Пению училась в Парижской консерватории у Ж. Кабю (впоследствии муж К.). Дебютировала в т-ре "Опера комик" (Париж) в 1849. В 1853-55 и 1861-63 К.-солистка "Т-ра лирик" в Париже, в 1856-61 и 1864-70 - т-ра "Опера комик". Пела на оперной сцене Лиона и др. городов Франции, а также Брюсселя, Страсбурга, Женевы, Лондона. Первая исполнительница партий Туанетты ("Потерянное сокровище" Адана), Манон, Елены ("Ма-нон Леско", "Первый день счастья" Обера), Диноры (о. п. Мейербера), Филины ("Миньон" Тома) и др. К. обладала красивым, подвижным голосом, хорошей сценич. внешностью. Выступала в концертах. В 1878, тяжело заболев, К. оставила сцену.

Партии: Мари ("Дочь полка" Доницетти), Берта ("Прс-рок" Мейербера), Атенаида ("Мушкет„ры королевы" Галеви), Генриетта ("Жена посла" Обера). J7. М.

КАБРИОЛЬ [франц.- cabriole, от итал. capriola (capra intricata - стреноженная коза)] - движение в классич. и характерном танцах. Виртуозный танцевальный прыжок, при к-ром одна нога, поднятая на взл„те назад, вперед или в сторону, удерживается на заданной высоте, а другая, отделяясь от пола, ударяет ранее отвед„нную ногу (1 или 2 раза). В прыжке танцовщик принимает ту или иную позу. Иногда прыжок совершается с заранее подготовленной позы.

Лит. см. при ст. Жете. Д. И.

КАБУКИ - вид японского театра. Сложился и получил развитие в 17-18 вв. Словом "К." в 16 в. обозначали всякую экстравагантность в манерах, одежде, поведении; оно же применялось к скоморохам, нар. бродячим актерам. Истоки иск-ва К. восходят к представлениям комедиантов - исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили пляска и пение. Сначала представления давались на открытой площадке, потом - во временных сооружениях, балаганах. Особой популярностью пользовались представления, исполнявшиеся женщинами, владевшими иск-вом пения и пляски. В нач. 17 в. известность получила женская труппа, во главе к-рой стояла 0-Куни; впоследствии за ней традиция установила славу осно-воположницы всего иск-ва К. В 1629, по соображениям охраны обществ, нравственности, женские труппы (онна-К.) были запрещены; их место заняли труппы, состоявшие из мальчиков-подростков (вакасю-К.); в 1651 полиция запретила и эти труппы. С этого времени труппы формировались из актеров-мужчин (яро-К.), прич„м выработалось особое амплуа исполнителей женских ролей (оннагата, или ояма). Эти труппы выступали в постоянных помещениях крупнейших городов феод. Японии - Киото, Осака и Эдо (Токио).

С конца 17 в. началось формирование иск-ва К. как высокоразвитого проф. т-ра. В этот период лучшими исполнителями были актеры Саката Тодзюро, Итикова Дандзюро I и Йосидзава Аямэ (исполнитель женских ролей). Формированию спец. драматургии для т-ра К. способствовало творчество Тикамацу Мондзаэмона, писавшего пьесы для Саката Тодзюро. История драматургии К. связана с развитием разговорной драмы (к„гэн), предшественником которой был народный уличный фарс 14-45 вв. актерская игра строилась на основе "подражания" (мономанэ), т. е. стремления воспроизводить действительность, под к-рой понимался также и внутр. мир, состояние человека. Исполнители мужских трагич. ролей передавали ара гото-силу, неистовость страстей, темперамента, исполнители женских трагич. ролей передавали вагото - мягкость, слабость. На основе этих элементов сложилась историч. трагедия, дзидаймоно,- первый из двух главных жанров драматургии К. В этих трагедиях историч. события и персонажи выражали темы, актуальные для того времени, когда пьеса создавалась. В пьесах о современности, героями к-рых были обитатели "кварталов любви", актеры передавали нурэгото - горестные любовные переживания. Так, в т-ре К. возникла чувствительная мелодрама. В пьесах, рассказывающих о происшествиях в купеческих и дворянских семьях, главным содержанием игры актеров стала передача быта, нравов. На этой основе сложилась бытовая драма, сэвамоно,-второй из двух главных жанров драматургии К.

Сво„ завершение иск-во К. получило во 2-й пол. 18 в., когда в репертуар К. вошли дз„рури - пьесы т-ра марионеток (аяцури-сибай), достигшего к этому времени своего наибольшего развития. Перенося на свою сцену пьесы дз„рури, труппы К. приспособляли их к условиям своего иск-ва. В спектаклях сохранился обязательный для дз„рури сказитель-рассказчик, к-рый под аккомпанемент тр„хструнного сямисэна в„л рассказ, актеры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. Так, в драматургич. ткань пьес К. вошла пантомима. Под музыку исполнялись сцены боя (та-тимавари), "путешествия" (митиюки), давались необходимые вставные пояснения, излагались переживания героев. Таким образом, в сценич. представления т-ра К. вошли элементы муз. драмы. Новая театр. форма обусловила и новую технику актерского исполнения, в игре актера появилась форма ("ката"), состоявшая из комплекса строго определ„нных движений и поз, показывающих тех или иных персонажей и их переживания. Установились определ. сценич. формы для различных амплуа. Свою форму приобрела и каждая эмоция, каждая сценич. ситуация. В этом сказалось влияние иск-ва марионеток, с их четко выработанными позами и движениями. Эстетика К. требовала, чтобы актер находил для подмеченного им в жизни предельно выразительную форму, не заботясь о том, будет ли это выражение соответствовать внешней жизненной реальности. Основной эстетпч. принцип К.- "искусство находится на грани между тем, что есть, и тем, чего нет". Так образовалось особое понятие сценич. движения - сигуса, сценич. речи - сэрифу. В т-ре К. сложились амплуа: герой (татияку), злодей (катакияку), молодая девушка (вакасюоннагата), молодой человек (вакасюгата), матрона (касягата), старик (оядзигата), комик (докэгата). актеры, создававшие определ„нные стили исполнения, передавали эту манеру своим ученикам, лучший из к-рых наследовал и имя своего учителя (см. Итикава). Ввиду замкнутой цеховой организации трупп К. преемственность шла от отца к сыну (родному или усыновл„нному). На основе такой преемственности образовались актерские династии.

Частая смена места действия в спектаклях К. требовала быстрой смены декораций; это достигалось применением вращающейся сцены, перенесением места действия со сцены на авансцену и ханамити ("цветочная тропа") -дощатый помост, возвышающийся над партером и служащий проходом со сцены через зрительный зал. "Цветочная тропа" предназначалась гл. обр. для сцен "прихода" и "ухода" действующих лиц, если они имели значение для развития действия.

Пьесы т-ра К. представляли собой как бы партитуру, содержащую текст, режиссерский план и указания для актеров, рассказчика и музыкантов. Над созданием такой партитуры работал обычно особый цех составителей (сакуся), существовавший при каждой труппе. Из состава цеха выделялся главный драматург (татисакуся), и пьеса шла под его именем. Нередко главный драматург только определял основную схему пьесы, к-рую завершали его помощники. Выдающимися драматургами К. стали: Тикамацу Мондзаэмон, Намики Гохэй, Цуруя Намбоку, Кава-такэ Мокуами. Многие пьесы этих драматургов создавались при участии крупнейших актеров К.:

Саката Тодзюро, Итикава Дандзюро I, II, VII и IX, Накамура Утаэмон I и V, Мацумото Косиро IV и V, Оноэ Кикугоро II, III и V, Савамура Содзюро III и V.

В 70-х гг. 19 в. Япония вступила на путь капита-листич. развития. Связанные с этим социальные и политич. перемены в стране вызвали и новые требования к театр. иск-ву. Это привело к созданию т-ра европ. типа, характерного для 19 в., и отразилось на иск-ве К. Деятели К. стали стремиться к замене историч. пьес прежнего типа новыми, в к-рых была бы соблюдена историч. правда. Такие пьесы, получившие наименование "пьес живой истории" (кацурэкимоно), писали драматург Еда Гаккай совм. с актерами Итикава Дандзюро IX, Морита Канъя XII. Появляются бытовые драмы, действующие лица к-рых - современники, гл. обр. молод„жь (т. к. молодые люди носили новую стриженую прич„ску, их называли дзангири - "стриженые", а пьесы о них получили название дзангиримоно - "пьесы о стриженых"). Реформу претерпело и само иск-во т-ра К.: началась борьба со штампами, канонизированной условностью. Таким образом, и драматургия и актерское мастерство стремятся приблизиться к современности. В этом направлении много сделал Цубоути С„„ - драматург, критик, театровед, переводчик Шекспира. Постановка его историч. трагедии - "Кири хитоха" ("Листок павлонии", 1904) способствовала обновлению актерского нск-ва К. В дальнейшем в становлении Нового К. ("Син-Кабуки") положительную роль сыграли драматурги Окамото Кидо, Мацуи С„„, Маяма Сэйка и др., режиссеры Осанаи Каору, актеры Итикава Садандзи II, Оноэ Кикугоро VI; позднее - Итикава Энноскэ II.

Спектакли лучших трупп Нового К. были показаны в Сов. Союзе: в 1928 труппа, возглавляемая Садандзи II и С„т„, и в 1961 - труппа Итикава Энноскэ Ни Утаэмон VI.

Лит.: Конрад Н. И., Театр Кабуки, в сб.: Театральный октябрь, Л.-М-, 1926; его же. Театр Кабуки, Л.- М., 1928; его же. Японский театр. в сб.: Восточный театр. Л., 1929; Каватакэ Сигэтоси, Кабукиси-но кэнкю, Токио, 1943; Иицука Томоитиро, Кабуки гайрон, Токио, 1928; KawatakeS., Kabuki, Tokyo, 1957; Scott А. С., The Kabuki theatre of Japan, L., 1955; E a rie E., The Kabuki theatre, N. Y-, 1956;

KawatakeT. und 0 r t o l a n i В., Zur Theaterpeschich-te Japans, W., 1961 ; KawatakeS., Kabuki. Twelve chapters of Japanese drama, "Contemporary Japan", Tokyo, 1955, v, XXIII, Nos. 7-9, 10-12; 1956, v. XXIV, Nos. 1-3, 4-6; Кабуки дзэнсю. Тоита Ясудзи-хэн, т. 1-3, 1956. ff. Кон.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница