Наши партнеры

Выгодно аренда машины сочи на неделю в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 184)


ИНАСАРЙДЗЕ (И H а с а р и), Шалва Трофимович [p. 17(30).IX. 1900] - грузинский советский режиссеру засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). С юношеских лет работал актером и режиссером на самодеят. и проф. груз. сцене. В 1934 окончил режиссерский ф-т ГИТИСа и с этого времени работает режиссером-постановщиком в Батумском т-ре. Пост. много совр. и классяч. спектаклей.

Лит.- на груз. яз.- Герсамия С., Батумекий театр. Батуми, 1949. Г. ?.

ИНАШВЙЛИ, Александр (Сандро) Иович [11(23). VI II. 1887-4. VI. 1958] - грузинский советский артист оперы (лирико-драматический баритон) и педагог. Нар. арт. СССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Пению обучался в студии проф. Е. К. Рядно-ва в Тифлисе; брал уроки у Э. Джиральдони в Италии (1923). С 1912 выступал в спектаклях Нар. т-ра в Тифлисе и передвижной оперной труппы С. Евла-хова. С 1916 - солист, с 1933 - зав. худ. частью Тбилисского т-ра оперы и балета. Гастролировал в Москве (1926), Ленинграде (1932-33), др. городах СССР, а также в Италии и Испании (1923-25). Голос И., ровно звучавший во всех регистрах, отличался подвижностью и красотой тембра. Исполнит. манере И. были присущи тонкая фразировка, артистизм и благородство. И.-один из основоположников груз. вок. иск-ва, первый исполнитель гл. партий в нац. операх: "Абе-салом и Этери" и "Даиси" Палиашвили (Мурман, Киазо), "Дареджан Коварная" Балан-нивадзе (Гоча), "Лейла" До-лидзе (Феваз), "Сказание о Шота Руставели" Араки-швили (Абдул Араб).

Др. партии: Борис Годунов, князь Игорь,Грязной, I Евгений Онегин, Елецкий, Демон, Эскамильо, Фигаре; 1 Мефистофель, Валентин ("Фауст"), Альфио ("Сельская честь" 1 Масканьи), Атанаэль ("Таис" Массне) и др.

Выступал в концертах. С 1928 в„л педагогич. работу 1 в Тбилисской консерватории (с 1942-профессор).! Среди учеников И.-М. Амиранашвили, Н. Джапа-1 ридзе, Ш. Кикнадзе, П. Томадзе, И. Шушания, П. Заамешвили и др. Л. Ц.

"ИНГА" - драма в 4 д. А. Г. Глебова (о борьбе за равноправие женщины в хозяйственной и культурной жизни). Соч. 1929. Пост. 14 марта 1929 в Моск. т-ре Революции (реж. Терешкович, худ. Родченко, комн. Н. Попов, Инга - Ворон, Лабунская, Гречанников - Лишин, Соловь„в, Глафира - Глизер, Волгина, Мэра - Богданова, Страхова, Сомов - Дм. Орлов, Рыжев - Белокуров, Немцевич - Зубов, Латышевский, Вероника - Пыжова, Болтиков - Бахарев, Милляр, Настя - Н. Иванова, Шурупова). "И." ставили в 1929-30: Большой Драматич. т-р, Ленинград (реж. Дмохов-ский, худ. Снопков, комп. Дешевов, Инга - Комаровская, Гречанников - Лариков, Рыжев - Мичурин, Болтиков - Лаврентьев), Т-р им. Я. Купалы, Бакинский рус. т-р, Горь-ковский т-р (реж. Соболыциков-Самарин, худ. Кигель, Инга - Зорич, Куприянова, Глафира - Врублевская, Ры-ж„в - Муратов), Смоленский т-р. Воронежский т-р. Ярославский т-р. Саратовский т-р. Кременчугский т-ру Свердловский т-р. Владимирский и мн. др. т-ры. Пьеса переводилась на арм., белорус., азерб. яя. "И." ставили за рубежом: т-р Пискатора, Берлин (191; перев. Гоца, реж. Нейбауер;

Инга - Л„бингер, Гречаннетков - Фенор, Глафира - Стобрава); Норвежский т-р, Осло (1953, перев. Л. Шена, Инга - Мюрвольд, Гречанников - Норлюнд).

Издания: Первая публикация "И." - Г л e б о в А., Инга. Драма в 4 д., М., 130, новая редакция - М., 1935; из послед, изд.- Глебов А., Избранные пьесы, М." 61- А. Шн.

ЙНГЕМАН (Ingemaiin)y Бернхард Северин (28. V.1789-24.II.1862) -датский писатель, драматург. Представитель консервативно-шовинистич. направления в дат. романтич. лит-ре. И. написал сказочную драму "Рейнальд-Волшебник" (1815), религиозно-мис-тич. направленность к-рой свидетельствует о влияния ва И. нем. реакционных романтиков. Трагедии "Мит-ридат" (1812), "Турнус" (1813)у "Пастух из Тулузы" (1821) лишены большого общественно-политич. содержания,. эклектически сочетают в себе элементы клас-сицистской, сентименталистской и романтич. эстетики. Трагедии И. "Мазаниелло" (1815) и "Бланка" (1816) были пост. в Королевском т-ре.

Соч.: Samlede skrifter, bd l-XXX, Kbh., 1853-64 bd I-VI - Драматич.. произведения).

Лит.: S chwanen'flugel H., Ingemann "s liv o dit- , nin?, Kbh., 1886; H a BI s e n P." Den danske skueplads, illustreret theaterhistorie, bd 2, Kbh., 1895. Вл. М.

ИНДЖ (Inge), Уильям (p. 3.V.1913) - американ ский драматург. Окончил Канзасский ун-т, был учителем, актером, театр. критиком. Первая пьеса И. "Далеко от небес" пост. в 1947 в т-ре М. Джонс (г. Даллас). Известность получили пьесы "Вернись, маленькая Шеба" (1950), "Пикник" (1953, Пули-пера пр.), "Автобусная остановка" (1955), "Тьма на втором этаже" (1957). Бытовые пьесы И. написаны в реалистич. манере, оня отображают социальную и психологич. неустроенность обитателей провинц. городков ср.-зап. штатов Америки. Однако трагедийные мотивы ("Тьма на втором этаже") приглушаются сентиментальностью, реальные конфликты сглаживаются, герои пьес И. находят утешение в любви, к-рая выда„тся автором за истинный гуманизм. Влияние фрейдизма особенно сказалось в пьесе "Потерянные розы" (1959).

Соч.: Four plays, N. Y., 1958.

Лит.: G a s s n er J., Theatre at the crossroads, N. Y., 1960, c. 167-73, 307-308; B r u s t e i n R., The man-taming women of William Inge, "Harper's Magazine", 1958, November, c. 52-57. Г. З.

ИНДИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ И ДРАМЫ

(на яз. хинди - Сангит натак академи) - организация, основанная в Дели в 1953 в целях поощрения и развития иск-ва инд. танца, драмы, музыки и кинематографии. Академия способствует возрождению и объединению нац. культур народов Индии. Под руководством Академии были проведены семинары фильма (1955), драмы (1956), музыки (1957) и танца (1958). Одной из основных задач Академии является изучение нар. иск-ва, его возрождение во всех инд. штатах. Академия объединяет ведущих деятелей инд. культуры. Среди них:

Суреш Авастхи, П. Банерджи, Мохан Кхокар, Гопинатх, Аппа Рао и др. Президент - доктор П. В. Раджаманнар. Мел. Б.

ИНДИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки инд. т-ра уходят в глубокую древность. Нар. танцы, обряды, игры, пантомимы древних плем„н, получившие наиболее яркое выражение в культе ведических божеств, были прообразами первых театр. представлений в Индии. Культовые празднества и жертвоприношения сопровождались процессиями, во время к-рых давались своеобразные представления, посв. мифич. и легендарным героям. Древнейшие памятники инд. лит-ры - Веды, Брахманы, Упанишады и Пураны содержат диалоги. Гимны Ригведы (11-10 вв. до н. э.) состоят из прозаич. повествования и стихотворных диалогов, к-рые вед„т царь Пурураваса с небесной нимфой Урваши. В инд. эпосе "Махабхарата" и "Рамаяна" упоминается о "ната" и "нартака" - актерах и танцовщиках, а также о представлениях, сопровождающихся танцами и декламацией. В др. трактате о государстве "Артхашастре" Каутильи (4 в. до н. э.) описаны методы обучения актеров и определены размеры вознаграждения за участие в представлении. Древние инд. тексты, относящиеся к 5-1 вв. до н. э., рассказывают о бродячих актерах-танцорах, певцах и лицедеях ("шайлюса", "кушилава" и "ната"), к-рые разыгрывали небольшие сценки на мифологические и бытовые сюжеты, чередовавшиеся с показом акробатических номеров, фокусов и дрессированных Зверей".

Возникновению классич. инд. т-ра (сер. 1-го тысячелетия до н. э.) предшествовал народный т-р, представленный в Индии разнообразными формами. Нек-рые нар. театр. представления сохранились до наст. времени и пользуются в совр. Индии большой популярностью.

Одна из наиболее широко распростран„нных форм нар. т-ра Сев. Индии, сохранившаяся от древности до наст. вр., - муз.-танц. драма - лилы (лила - "игра"). Осн. драматургич. источники этих драм - инд. эпос "Махабхарата", "Рамаяна), разл. мифы, легенды и др. произведения фольклора. Существуют 2 вида этих театр. представлений: лилы, в основе к-рых лежит "Махабхарата" и героем является Кришна, получили назв. Кришналилы и Раслилы (рас- танец), лилы, воспроизводящие сцены из жизни героя нар. эпоса "Рамаяны" - Рамы, называются Рамлилами. Представления лил длятся в течение 14 дней, иногда более 1 месяца. Они разыгрываются местными жителями (на гор. площади, у храма и т. д.). Иногда лилы разыгрываются в тех местах, где согласно преданиям и легендам происходили воспроизводимые в представлении события. По ходу представления зрители переходят от одного места к другому. Обязательные персонажи лилы - злые и добрые демоны, разл. животные - враги и друзья героев. Их внешний облик строго традиционен. Исполнители носят красочные маски и спец. костюмы. Занавес и декорации отсутствуют. Между эпизодами актеры часто импровизируют вес„лые бытовые интермедии (шом), не связанные с осн. сюжетной линией. Представление не имеет делений на акты и сцены. актеры, готовясь к выступлению в следующих эпизодах, переодеваются или отдыхают на глазах у зрителей.

К другим формам нар. представлений относится якшагана, распростран„нная на юге Индии (Канна-да) и объединяющая танец, диалог, декламацию и пение. На Малабарском побережье популярна танцевальная пантомима катхакали (катакхали) к-рая в 18 в. превратилась в высокоразвитую театр. форму, имеющую свою обширную драматургию. Своеобразной формой нар. т-ра является бытующая в Анд-хре бурракатха. Сюжеты 'бурракатхи заимствованы из эпоса и мифологии, в представления включаются танцы и песни. На С. Индии существует т-р кашмирских странствующих актеров-бханда. Представления этого т-ра состоят из небольших драм. сценок на местные темы, отличающиеся резкой сатирич. направленностью. К популярным видам нар. творчества относятся также наутанки, сванг или накал (Сев. Индия), тамаша (Махараштра), видхинатакам (Андхра, Тамилнад), лай-хароба (Ассам) и др.

Формы нар. представлений оказали большое влияние на формирование классич. инд. т-ра и драматургии. Классич. т-р, вобравший в себя элементы нар. творчества, формировался в течение более чем 5 веков, предшествующих нашей эре. В "Натьяшастре"- первом дошедшем до нас санскритском трактате по драматургии и сценич. иск-ву, приписываемом легендарному мудрецу Бхарате, затрагиваются вопросы происхождения т-ра, драмы, музыки, танца, говорится о театр. архитектуре и оформлении сцены. Особое внимание в трактате уделялось актерскому мастерству. "Натьяшастра" выдвигала детально разработанную систему жестов и мимики, в к-рой особое значение имели движения пальцев рук (мудра), выражающие сложные понятия и чувства. При помощи жестов исполнители создавали образы рек, гор, ветра, рассвета, ночи, зв„зд и др.

В основе эстетики классич. инд. т-ра лежит учение об эмоции (раса) и е„ сценич. воплощении (бхава). Каждой расе соответствовали определ„нный сюжет и персонажи. актерская игра была строго канонизирована. Все персонажи имели свой грим, костюм, походку, манеру говорить и петь. Раскрытие психологии действующих лиц не входило в задачу исполнителей, критерием актерского мастерства являлось совершенное выполнение предписанных канонов. Представления включали танец, слово, пантомиму и музыку.

Др.-инд. т-р утверждал незыблемость кастового общественного строя, его представления имели целью расширить знания в области религии, философии, истории. Содержание инд. классич. драматургии связано с бытом и нравами двора. Сюжеты и образы, заимствованные из инд. эпоса и мифологии, язык драм были рассчитаны на вкусы привилегированных слоев инд. общества. Гл. действующие лица (боги, прославленные полководцы, святые, мудрецы, министры и др.) говорили, на санскрите - языке, непонятном народу. Но инд. классич. драмы содержали и реалистич. элементы, связанные с традициями нар. т-ра. Так, для классич. инд. драмы характерно чередование стиха и прозы, возвышенного и комического, наряду с божественными персонажами и высокопоставленными героями в пьесах действовали представители народа, к-рые говорили на нар. разговорных диалектах - пракритах. Из народного т-ра были заимствованы: один из обязательных персонажей инд. классич. т-ра- шут (видушака), верный друг и наперсник героя, остроумный и сообразительный, и сатирич. образы: шурин - выскочка и невежда, жадный, глупый брахман и др. Инд. драматургия, находившаяся под влиянием религиозно-философских концепций своего времени, основанных на незыблемой вере в вечный миропорядок, не создала трагедий; в театр. представлениях нельзя было показывать смерть героя, свержение царской власти, мятежи, осаду города и т. д. Это определило иллюзорность классич. т-ра, выражавшего гармонию условного мира, дал„кого от реальной действительности.

Расцвет инд. классич. т-ра относится к 1-й пол. 1-го тыс. н. э. и выражен в творчестве Бхасы, (2-3 вв.), Калидасы (4-5 вв.) и Шудраки (5 в.). Этот период истории Индии связан с укреплением феодализма. В лучших образцах инд. классич. драматургии нашло отражение усиление социального неравенства. Драмы Бхасы, Шудраки и Калидасы часто отступают от традиционных классич. канонов, в них широко представлены разнообразные явления действительности. В произв. Бхасы ("Пригрезившаяся Васавадатта", "Подвиги мальчика", "Пять ночей" и др.) народ является активным участником событий. Знаменитая драма Шудраки "Глиняная повозка" (сер. 1-го тысячелетия н. э.) воспроизводит не только жизнь двора, но и средних, низших слоев инд. общества, персонажи е„, простые люди, наделены добротой и благородством. Вершина драматургии Древней Индии - драмы Калидасы: "Шакунтала", "Малявика и Агнимитра", "Мужеством обрет„нная Урваши", имеющие высокие художеств. достоинства, обаятельны и человечны.

В 5-7 вв. классич. драма Индии начинает переживать глубокий кризис, вызванный распадом во-енно-бюрократич. рабовладельч. империй. В последующее время классич. т-р вс„ больше отходит от жизни, теряет связь с нар. творчеством. Захват власти мусульманскими династиями, наложившими религиозный запрет на театр. представления, глубокий социаль-но-экономич. кризис, к-рый переживала Индия, приводят к тому, что в 11-12 вв. классич. инд. т-р фактически прекращает сво„ существование.

В течение 7 последующих столетий инд. драматургия утеряла присущие ей достоинства и превратилась в литературу для чтения (отсутствие конфликта, разв„рнутого драматургич. действия и др.). Появились пересказы и переводы санскритских драм на ново-инд. языки - хинди, бенгали, маратхи и др. Среди них; "Хануман" Джодхпура Джасвант Сингха (1643), "Прабодх Чандродай" Гулаба Сингха (1789), "Хануман" Хирдая Рамы (1630) и др. театр. культура страны была представлена иск-вом нар. т-ра, к-рый к этому времени претерпевает значит. изменения. Новые социальные преобразования, произошедшие в Индии в период правления мусульманских династий, породили новое общественное движение - бхакти, к-рое оказало влияние на развитие нар. инд. т-ра. Это движение, зародившееся в среде ремесленников, торговцев и направленное против высших каст, феодальной верхушки инд. общества (возникло в 11-12 вв., к концу 15 в. охватило всю страну), было облачено в религиозную форму. Учение основывалось на признании прав личности, отрицании кастового строя. В древних нар. представлениях появляется новая трактовка Кришны и Рамы, образы их провозглашают идеи равенства, утверждают человеческое достоинство, идеи патриотизма. Особенно усиливается патриотич. звучание театр. представлений в годы англ. колониализма - образ Рамы символизирует собой великую, единую Индию, свободную от угнетателей и иноземных поработителей.

Во 2-й пол. 19 в. с ростом нац. самосознания и нац.-освободит. движения в Бенгалии зарождаются новая драматургия и т-р. В 1785 в Калькутте рус. индолог Г. С. Лебедев создал общедоступный т-р на бенгальском яз. Лебедев ставил спектакли, писал к ним музыку, декорации. Несмотря на большой успех и поддержку передовых кругов бенгальского общества, Лебедев был вынужден закрыть т-р и вернуться на родину в результате травли со стороны чиновников Ост-Индской компании.

Первые попытки создания новой драматургии были сделаны бенгальскими драматургами Динобондху Мит-тро, Модхушудоном Дотто, Рамнарайоном Таркорот-но. Творчество этих авторов отличалось социальной глубиной и антибританской направленностью. В 1872 бенгальский драматург Гиришчондо Гхош основал нац. т-р, с к-рым гастролировал в Бенгалии и городах Сев. Индии. В репертуаре т-ра были пьесы: "Зеркало индиго" Миттро (1872), разоблачающая англ. плантаторов, сатирич. пьеса "Бенгали бабу" Мустафи (1872) о низкопоклонстве перед англичанами бенгальских высокопоставленных чиновников, патриотич. драма "Мать Индия" Бондопаддхая (1873), "В тисках голода" Таркоротно (1876) и др. Антибританская направленность этого т-ра вызвала беспокойство англ. администрации. В 1876 был издан "Закон о драматических представлениях", вводивший жестокую полицейскую цензуру на все драматич. произв. Полицейские преследования мешали появлению пьес на темы современности, поэтому бенгальские драматурги обращаются к историч. сюжетам и воплощают патриотич. идеи в героич. образах дал„кого прошлого ("Чандра-гупта" Диджендролал Рая, "Вождь Шиваджи", "Мир Касим" Гхоша и др.). Большая заслуга в становлении бенгальского т-ра принадлежит Р. Тагору. В сво„м творчестве драматурга, режиссера, актера и композитора Тагор отстаивал простоту формы и глубину содержания драмы.

В последней четверти 19 в. в Индии возникает т. н. т-р парсов, преследующий коммерческие цели. Первая театр. компания парсов "Ориентал театрикал компании под рук. П. Фрамджи была организована в Бомбее в 1870. Позднее были созданы компании "Орджинал театрикал компани", "Виктория", "Олд парси тиэтр" и др., во главе к-рых стояли предприимчивые коммерсанты. Т-р парсов существовал в Индии в течение 50 лет. Прогрессивная инд. интеллигенция выступила против монополии этих т-ров, ставивших низкосортные пьесы. Т-рам парсов противостояли любительские театр. коллективы, получившие в 70-80-е гг. широкое распространение в колледжах, школах и ун-тах. Первый любительский т-р был осн. в 1888 в Канпуре, в 1898 организовано об-во "Рамлила натак мандали", в 1907 - "Бенаресское общество драматургии хинди". Эти коллективы, а также любительские театр. группы в Джайпуре, Лакхнау, Калькутте и др. городах Индии пользовались большой популярностью в кругах инд. интеллигенции, их поддерживали передовые драматурги.

Во 2-й пол. 19 в. зарождается новая драматургия и в др. провинциях Индии. Становление драмы хинди связано с именем Бхаратенду Харишчандры, в творчестве к-рого органически сочетаются традиции нац. и зап.-европ. драматургии. В 1907 Харишчандра основал любительские театр. труппы и любительское театр. об-во "Бхаратенду натак мандали", к-рое сыграло большую роль в развитии т-ра и драмы хинди. Дальнейшее развитие драматургии хинди связано с именем Джайшанкара Прасада. Испытав значит. влияние зап. лит-ры, Прасад отходит от условных форм классич. драматургии и вводит в действие трагедийные финалы, обращается к новым героям, новой тематике. Его драматургии свойственны драматич. насыщенность сюжета, психологизм.

Идеи нац.-освободит, движения, требование независимости, широкая волна стачечного движения находят отражение в драматургии 20-40-х гг. 20 в. В произв. Премчанда впервые появляются образы тружеников инд. деревни, поднимающихся на борьбу с помещиками - заминдарами ("Борьба"). Пафосом патриотизма пронизано творчество драматурга С. Говинддаса, создавшего в своих пьесах яркие образы борцов против британского колониализма ("Путь служения", "К чему страдания?" и др.). Проблема индо-мусульманского единства, разрабатывавшаяся мн. прогрессивными драматургами Индии, находит выражение в драмах Харикришны Преми, призывавшего к единению индусов и мусульман, к общей борьбе за независимость рэдины ("Принятие еды", 1945, и др.).

Развитие драмы на хинди, как и на др. новоинд. и дравидийских языках, происходит в трудных условиях. Отсутствие проф. т-ров почти во всех крупных городах страны и конкуренция со стороны кино мешают развитию И. т. ид.

С 30-х гг. в драматургии хинди утверждается одноактная пьеса - эканки, способствующая развитию реалистич. направления в инд. т-ре. В этом жанре работают драматурги Рамкумар Варма и Упендранатх Ашк, сочетающий в сво„м творчестве реалистич. принципы европ. драматургии с нац. традициями инд. т-ра.

В нач. 40-х гг. театр. жизнь страны значительно активизируется. Возникает много любительских и проф. театр. коллективов, ставящих перед собой задачу помогать народу в борьбе против колониального гн„та. Их деятельность способствовала пробуждению классового самосознания инд. трудящихся и консолидации прогрессивных сил страны в борьбе за независимость родины. В 1943 в Индии созда„тся Ассоциация народных театров Индии (ИПТА), деятельность к-рой оказала значит, влияние на дальнейшее развитие театр. культуры Индии. То обстоятельство, что население всех штатов Индии состоит из ряда национальностей и плем„н, употребляющих разл. языки и диалекты, заставило Ассоциацию обратиться к формам нар. танцевального представления. Использование этой древней театр. формы давало возможность ИПТА показывать спектакли во всех частях страны. Наибольшим успехом пользуются спектакли, получившие форму нар. танцевальных драм (лилы, наутанки и др.). При Ассоциации была создана труппа "Малый балет" (1952) под руководством Шанти Бардхана, сочетавшего в сво„м творчестве лучшие традиции нар. иклас-сич. танцевального иск-ва. Творч. метод балетмейстера оказал большое влияние на всю деятельность Ассоциации инд. нар. т-ров. Становлению совр. инд. балета способствовало также иск-во инд. танцовщика и хореографа Удая Шанкара, талантливо объединившего в своих пост. выразит, при„мы классич. и нар. танцевального иск-в.

Значит, этапом в развитии совр. инд. т-ра явилось создание в 1944 режиссером, актером и драматургом Притхвирадж Капуром в Бомбее проф. драм. т-ра. Капур осуществил в сво„м т-ре постановку многих пьес, поднимающих актуальные проблемы совр. жизни страны ("Стена", "Патхан" и др.).

После установления независимости страны (1947) в Индии был создан ряд театр. учреждений, способствующих своей деятельностью подъ„му нац. культуры. В столице Республики Дели с 1951 проводятся традиционные фестивали драмы, в к-рых участвуют многочисл. любительские и проф. театр. коллективы разл. штатов страны (в 1954 на фестивале было исполнено св. 25 пьес на 14 языках народов Индии). В 1953 в Дели основана Индийская академия музыки и драмы (Сангит натак академи), имеющая филиалы в др. штатах. Академия проводит работу по изучению и популяризации нац. культуры в области т-ра, музыки и танцевального иск-ва. В 50-е гг. в Дели создан экспериментальный профессиональный т-р "Хиндустани тиэтр". Основатель т-ра драматург Кудзии Зайди (М. Мишра) пост. здесь " Шакунталу" Калидасы в переработке на хиндустани, а молодой режиссер Хабиба Танвира - "Глиняную повозку" Шудраки (спектакль пост. как нар. представление - наутанки). "Хиндустани тиэтр" отстаивает самобытность нац. тегтр. иск-ва. В Индии работают и др. театр. коллективы: т-р "Бахурупи" (осн. 1949), "Нат Мандал" (осн. 1952), "Малый т-р для детей" (осн. 1954), "Индийский Нац. т-р" (осн. 1946). Наибольшее количество проф. т-ров находится в Калькутте ("Минерва", "Стар", "Ранг-махал", "Срирангам"), которые 4-5 раз в неделю играют спектакли на яз. бенгали. Постоянные т-ры имеются также в Каттаке (штат Орисса), Мадрасе, Бомбее, Бенаресе, Пуне и др. К 1959 в Индии насчитывалось ок. 30 проф. т-ров и около 300 любительских. Театры эти ставят спектакли на языках народов Индии (бенгали, гуджарати, хинди, каннада, малаялам, ория, телугу и тамильском). Кроме пьес совр. инд. драматургов, в репертуар включаются произв. Шекспира, Ибсена, Мольера, Тургенева, Горького и Чехова. В 1959 в Дели при Индийской академии музыки и драмы открыта первая гос. театр. школа, готовящая режиссеров, художников и актеров. Кроме того, имеются 4 частные театр. школы.

См. Ассамский театр и драматургия, Бенгальский театр и драматургия, Гуджаратский театр и драматургия Каннада театр и драматургия. Кашмирский театр и драматургия, Маратхский театр и драматургия, Малайялъский театр и драматургия, Тамильский театр и драматургия, Телугу театр и драматургия. Урду театр и драматургия. Хинди театр и драматургия. См. илл. на отдельном листе к стр. 881-882. Лит.: Мерварт А. М., Элемент народного творчества в классической драме древней Индии, "Сборник Музея антропологии и этнографии", 1928, .No 7; Э p м а н В. Г., Об элементах народности в индийской классической драматургии, "Советское востоковедение", 1957, .N" 4; его же, Теория драмы в древнеиндийской классической литературе, в сб.: Драматургия и театр Индии, М.. 1961; Потабенко С., К истории развития сценической драматургии и театра хиндустани, в сб.: Литературы Индии, М., 1958; Chandra Bhan Gupta, The Indian theatre, Banaras, 1954;

B a Iwan t G., Theater und Tanz in Indien, B I960' L e v i S., Le theatre indien. P., 1890; Hillebrandt A., Uber die Anfange des indischen Dramas, Munch., 1914;

К о no w S., Das indische Drama, B. - Lpz., 1920;

Keith А. В.. The Sanskrit drama in its origin, development, theory and practice, Oxf., 1924. Мел. Б.

ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ театр. представления в Индонезии с древних врем„н являлись составной частью нар. празднеств и культовых обрядов. Ни одно общественное и семейное торжество в Индонезии не обходится без театр. представления (считается, что успех какого-либо начинания зависит от удачного выбора сопровождающей его театр. постановки). В доколониальный период, кроме т-ров, принадлежавших далангам, существовали постоянные т-ры при дворах князей и знати. Представления строятся на сюжетах, заимствованных из др.-индийских эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а иногда из местных хроник и сказаний др.-индонезийского т-ра, т. н. традиционного т-ра. Этот традиционный т-р можно разделить на осн. разновидности: т-р теней, т-р объ„мных кукол, т-р живого актера, или ваянг-оранг, т-р масок, или ваянг-топенг, а также представления, состоящие из сменяющихся рисованных картинок. Все эти традиционные театр. представления происходят из культовых обрядов вызова теней и образов предков и богов. Представления продолжаются целую ночь, а иногда и несколько ночей подряд. Для того чтобы зрители не уставали, делаются антракты, заполненные шутливыми, сатирич. бытовыми сценками-интермедиями. Культовый т-р теней - ваян г-к у л и т-упоминается в др.-яванских лит. памятниках уже в 1-й пол. 11 в. Действующие лица этих представлений - фигурки, искусно вырезанные из раскрашенной и раззолоченной тонкой буйволовой кожи и укрепл„нные в расщепл„нной роговой или деревянной ножке, сцена - экран, на к-рый отбрасывается тень от фигурок (экран освещается свешивающейся сверху лампой). Даланг, ведущий представление, передвигает фигурки за ножку и управляет движением рук кукол при помощи прикрепл„нных к их кистям роговых или деревянных палочек. Текст представления заимствован из религиозного эпоса ("Сказание о Сери Раме", "Махабхарата") и индонез. мифов. В т-ре ваян г-г е д о г сюжеты представлений черпались из др.-героич. эпоса ("Сери Панд-жи", "Сиюнг Ванара", "Дамар Вулан" и др.). В т-ре ваян г-к е л и т и к (или ваян г-к е р у ч и л ь), относящемся к более позднему времени, представления носят развлекательный характер. Используются сюжеты арабского происхождения о приключениях дяди пророка - Мухаммеда Амира Хамзы. Для этих представлений фигурки вырезались из тонкой деревянной дощечки, а фигурки злодеев и чудовищ - из более толстых досок, поэтому они приобретали объ„мные формы. Со временем все персонажи ваянг-келитик приобрели форму круглых объ„мных кукол, образовав новый вид т-ра - в а я н г-г о л е к (в этом т-ре, ставящем те же пьесы, что и ваянг-келитик, экран отсутствует, даланг сидит ниже сцены и скрыт от зрителя). Близок т-ру теней т-р ваянг-бебер (упоминание о н„м встречается в китайских источниках 15 в.), представление к-рого состоит из рассказа даланга, иллюстрируемого картинами, рисованными на полотняных или бумажных свитках (ширина свитков 50-70 см, длина - неск. метров; на свитке помещается 6-7 картин, каждый рассказ сопровождается демонстрацией 5-8 свитков). Концы свитка прикреплены к палкам, по ходу рассказа свиток перематывается с одной палки на другую.

Т-р масок - т о п е н г (или в а я н г-т о п е н г), происходящий от религиозно-культового действа (вызов умершего родственника, друга и др.)" положил начало индонезийскому пантомимному т-ру. Сюжеты представлений также берутся из эпоса. Содержание спектакля излагается в песне даланга, служащей вступлением к действию. Исполнители носят маски, к-рые они держат перед лицом, взяв в зубы палочку или петельку на внутренней стороне маски. Постепенно маска заменяется гримом.

На острове Калимантан сохранился особый вид т-ра масок - ваян г-б аранган, в представлениях к-рого изображаются животные. Тяж„лую деревянную маску, воспроизводящую голову животного, исполнитель нес„т на вытянутой руке, он закутан в раскрашенную ткань, изображающую шкуру животного или рыболовную сеть. В этих представлениях впервые текст роли произносит не даланг, а сам исполнитель. Пьесы носят шуточный, сатирич., иногда фривольный характер. В этих представлениях, так же как и в ваянг-топенге, маску заменяли гримированном лица.

Из т-ра масок-топенг, возник т-р ваян г-о ранг, /т. е. т-р человека. Репертуар этого т-ра состоит из тех же пьес, к-рые исполняются в т-ре теней или кукол. В труппу т-ра входят только мужчины (в 17-18 вв. появились женские труппы ваянг-лангендрия, к-рые исполняли стихотворные пьесы на сюжеты из эпоса Дамар Вулана. Этот вид т-ра способствовал появлению в И. т. женщин-актрис). В совр. т-ре ваянг-оранг на Яве актеры обычно играют без масок. Представление сопровождается нар. оркестром - гамелан. В пьесах, построенных по мотивам др.-индийских эпосов, действуют одни и те же персонажи. Среди действующих лиц представлений ваянг-оранга - комич. персонажи, носящие имена Семар, Гаренг, Петрук и Багонг. В отличие от других героев, говорящих на др.-яванском языке классич. лит-ры, эти персонажи говорят на современном нар. языке и обычно изображают простых крестьян. Они исполняют злободневные интермедии, не связанные с осн. содержанием спектакля. Лучшая совр. труппа ваянг-оранга-гос. т-р "Сриведари" в Соло (возник 50 лет назад), руководимый театр. деятелем Сутарто. В труппе выступает яванская танцовщица Дарси. В Бандунге пользуется известностью труппа "Сримурни", возглавляемая Бахаром. На о-ве Мадура ваянг-оранг сохранил ещ„ более древнюю форму. Здесь актеры играют в масках. Текст произносит только ведущий - даланг. Разновидностью ваянг-оранг является т-р арджа на о-ве Бали.

Кроме традиционного т-ра, в совр. Индонезии существуют ещ„ три вида драм. представлений: кетопрак, луд-рук и спектакли, сходные с совр. зап.-европ. т-ром. Представления кетопрак, возникшие в 20-х гг., характеризуются поисками новых, более реалистич. форм сценич. иск-ва, свободны от архаич. условностей классич. драмы и направлены против феодализма и феодальной идеологии. Сюжеты для этих форм театр. представлений черпаются из прошлых эпох. Стремление к реалистич. манере исполнения, демократии. тенденции ещ„ более отч„тливы в представлениях лудрук, черпающих свои сюжеты из современности (труппы лудрук возникли в нач. 20 в.). Спектакли луд-рук высмеивают недостатки совр. жизни, пережитки прошлого. В прологах и интермедиях используется остро злободневный материал. Лудрук распростран„н в Вост. Яве (труппы "Мархаен", руководимая Ви-бово, "Трисноканген", руководимая Ямином, "Трис-ноггал", "Масак" и др.). Большинство трупп - полупрофессиональные. Пьесы пишутся обычно самими исполнителями; на основе сценария, развивающегося методом импровизации, текст вырабатывается в процессе репетиций. Представления лудрук и кетопрак сопровождаются гамеланом.

В 50-60-х гг. в крупных городах страны начали создаваться драм. труппы, ставящие спектакли, близкие совр. зап.-европ. т-ру. Активное участие в их создании принимают киноактеры. Среди таких коллективов - Нац. театральная академия (АТНИ), возглавляется драматургом У. Исмаилом (создана в нач. 50-х гг. в Джакарте). В спектаклях этой труппы участвуют известные актеры: Сукарно М. Нур, Имет М. Нур, Тити Маньяти и др. АТНИ является театр. коллективом и учебной студией. Такой же характер носит "Лембага драма Индонезии" (Общество индонезийской драмы), основанное в конце 50-х гг., возглавляемое Сримуртоно. Эти коллективы ставили "Ревизора", "Чайку", "Ромео и Джульетту", пьесы Ибсена, Стриндберга, а также произв. индонезийских драматургов: "Современная девушка" Аффанди, "Жемчужина с океана" Исмаила, "Ил и любовь", "Красный камень и долина Мерапи" Сиагиана. Пьесам зарубежных авторов прида„тся нац. индонезийский колорит, вставляются муз. интермедии. Так, действие "Норы" Ибсена, названной индонезийским именем "Ратна" (пер. Армайна Пане), перенесено в Индонезию. Также пост. "Ревизор" (под назв. "Высокопоставленный гость").

Деятели И. т. - актеры, драматурги - активно участвуют в культурном строительстве молодой республики Индонезии. Они объединены в разл. общественные, культурные орг-ции. Среди них ведущее положение занимает ЛЕКРА (Об-во нар. культуры), ставящее своей задачей борьбу против проникновения влияния империализма в область культуры, за развитие нац. иск-ва, правдиво отображающего жизнь трудящихся. ЛЕКРА призывает деятелей И. т. творчески претворять лучшие нац. художеств. традиции.

Совр. драматургия начала формироваться в Индонезии в 30-х гг. 20 в. и получила развитие после установления независимости Индонезии. Большинство индонез. драматургов объединяется в т. н. "Ангка-тан 45", т. е. писатели, начавшие лит. деятельность после 1945. Среди драматургов Индонезии - У ту и Татенг Сонтани, автор пьес "Цветок кафе" (1948, пер. на рус. яз.), "Современник" (1953) и др., Ситор Ситу-маранг ("Жемчужная дорога", 1953), Абу Ханифах (в 1949 опубликовал сб. драм. произведений "Тайфун над Азией"), Али Мухаммед (" Голод"), Рустанди ("Красный цветок, совершенно красный, белый цветок, совершенно белый", 1958), Сануси Пане ("Новый человек", 1940), Армайн Пане ("Картина времени", 1937, "Год в Беданулу", 1938, "Мы, женщины";, 1940). Популярны также пьесы: "Современная девушка" А. Аф-фанди (изд. 1955); "Читра", "Огонь", "Отпуск художника" Исмаила (1958); "Гендеранг рхаратаюда" и "Чендера Кирана" С. Муртоно (1953),"Моя любовь" Рустам С. Палиндих (1950).

Для индонез. драматургии характерно обращение к совр. проблемам, но сюжеты они черпают по-прежнему из индонез. эпоса и истории. Драматурги Индонезии часто обращаются к фольклорным источникам "Кен арок и Кен дед ее" М. Ямина (1934), "Арджуна Виваха" Рангкути (1950), "Бебасари" Рустам Эффен-ди (1928), комедия "Си Кабаян" и трагедия "Сенг Ку-рианг" Утуи Сонтани (переведены на рус. яз.). Широко распространены одноактные пьесы, к-рые могут ставить и любители. Лучшие произв. индонез. драматургов, написанные простым, ясным языком, отличаются человечностью характеров героев. Однако в целом нац. драматургия разработана в Индонезии недостаточно.

Лит.: Мерварт А. М., Восточный театр. Сб. ст., Л., 1929; Демин Л. М., Южнее экватора. Заметки о современной культуре островов Ява и Бали, М., 1961; Д е-м и н Л., На островах Индонезии, "Театр", 1960, ј 4;

Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L., 1959; Kesenian Indonesia. Indonesian art. Diterbitkan oleh bagian kesenian djawatan kebudajaan Kem P. P. and K., Jogjakarta, 1955; Woodman Dorothy, The Republic of Indonesia, L., 1955, ch. XIV. См. также лит. при ст. Ваяна. Люд. М., Л. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница