Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Магазин женской одежды Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 183)


ЙЛЬМАРИ (Ilmari), Вильхо (р. 24.IV.1888) - фин-ский театральный деятель, режиссер и актер. Имеет поч„тное звание театр. советника (1951). В 1908 поступил в школу Финского нац. т-ра. Позднее обучался режиссерскому иск-ву у реж. Ракксона и проф. Ф. Гре-гора. Начал актерскую деятельность в труппе т-ра "Народная сцена" в Хельсинки (1910-11), работал актером и режиссером т-ра г. Тампере (1912-17, в 1934-37 - директор). В 1937-59 И. выступал в Финском нац. т-ре. Был директором т-ра в Турку (1916- 1917, 1919-34), в 1959-62-художеств. рук. Нар, т-ра в Хельсинки. Роли: Куллерво (о. п. Киви), Эско, Юхани ("Сельские сапожники", "Семеро братьев" Киви) и др. Последнее выступление И. состоялось в 1945. И. создавал образы мужественных, волевых людей, игра его отличалась яркой сценич. выразительностью. Пост. спектакли: "Отелло", "Король Лир", "Гамлет"; "Семеро братьев" (по роману Киви, ннсц. И.), "Северяне" Ярвилуома, "Густав Васа" и "Эрик XIV" Стриндберга, "М„ртвые души" по Гоголю и др. И. стремится к реалистич. решению спектакля, его творчество характеризуется напряж„нным драматизмом, ч„тким сценич. рисунком. В„л педагогич. работу (с 1943ректор Фин. театр. школы), подготовил мн. актеров фин. т-ра, впервые вв„л в Финляндии воспитание актера по системе Станиславского. Работал в кино,

Лит.: ВернериВ., Театральный мир, 1950; Лица за масками, 1953 (на финск. яз.). М. С.

ИЛЬНАРСКАЯ (наст. фам. - Ильинская), Вера Николаевна (р. 1877 - ум. в конце 20-х гг. в Париже) - русская актриса. Окончила Моск. филар-монич. уч-ще. Проф. сценич. деятельность начала в Москве в. Т-ре Корша (1897-98), участвовала в спектаклях Сергиевского нар. дома, дачных т-ров. Играла гл. обр. в провинции - в Екатерине даре, Киеве, Кишин„ве, Н.-Новгороде, Самаре, Саратове, Харькове и др. городах (антрепризы А. И. Каширина, В. А. Линской-Неметти, П. М. Медведева, Н. И. Со-болыцикова-Самарина, Н. Н. Соловцова, П. П. Струй-ского и др.). И. обычно выступала в амплуа инженю и гранд-кокет. Менее удавались актрисе роли, требующие яркого драматич. темперамента. Писала театр. рецензии в журн. "Рампа и жизнь" (подпись-В. Иль.).

Роли: Лиза ("Горе от ума"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Глафира ("Волки и овцы"), Лариса ("Не было ни гроша..."). Раневская ("Вишн„вый сад"), Монахова ("Варвары"); Лидия Григорьевна ("Блуждающие огни" Антропова), Кондорова и Ольга ("Нищие духом" и "Выгодное предприятие" Потехи-на), Эльга (о. п. Гауптмана\ Девица ("Порченые" Брие) и ДР. А. Шн.

ЙЛЬСКАЯ, Фатима Салиховна [р. 31.XII.1902(13. 1.1903)] - татарская советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1939), засл. арт. РСФСР (1940). Сценич. деятельность начала в 1915 в оренбургском тат. молод„жном коллективе, с 1916 - актриса труппы "Сайяр". в 1918-21 участвовала в театр. фронтовых бригадах.

В 1921-23 работала в тат. т-ре Ташкента, с 1923- актриса тат. т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им. Камала, Казань).

Одна из основоположников нац. сценич. иск-ва многогранная актриса, И. создала трагедийные и комедийные образы, отмеченные ярким темпераментом и глубоким проникновением актрисы в сущность созданного ею сценич. характера. И. своим творчеством утверждала реалистич. традиции в нац. театр. иск-ве, в то же время в иск-ве е„ сильны романтич. тенденции. И. наделяет своих героинь лиричностью, душевной простотой, благородством, творчество е„ проникнуто жизнеутверждением, искренностью.

Роли: Рукайя ("Неравные" Амирхана, 1916), Зулейха "Молодая жизнь" Кулахметова, 1918), Луиза ("Коварство и любовь", 1919), Зухра ("Тахир и Зухра", 1925), Дилбар ("Без ветрил" Тинчурина, 1926), Долорес Ибаррури ("Салют, Испания" Афиногенова, 1934), Катерина ("Гроза", 1936), Татьяна ("Враги", 1937), Сюзанна ("Женитьба Фигаро", 1938), Таня (о. п. Арбузова, 1938), Джульетта ("Ромео и Джульетта", 1941), Диана ("Собака на сене", 1942), Корделия ("Король Лир", 1945), Фатима ("Песня . жизни" Амира, 1947), Рауфа (о. п. Файзи, 1958), Маргиза-Кулочиха ("Свобода" Амира).

Лгт-.-М есагыйтъФ., Ф.Ильская, Казан, 1957. X. К.

ИЛЬЯСЫ, Габдрахман (1856-95) - татарский просветитель, драматург. Автор первой тат. драмы "Несчастная девушка" (изд. 1887, Казань) о значении просвещения в жизни народа, борьбе с консервативными религиозными устоями. И. утверждает право женщины на свободный выбор в любви. Пьеса имела большое значение для формирования прогрессивной тат. лит-ры. И. сам поставил свою пьесу в домашнем любительском т-ре, в к-ром выступал как актер и режиссер. Драма И. ставилась первыми самодеятельными тат. кружками в нач. 20 в. X. К.

ИЛЯЛОВ, Исхак Губайдуллич [р. 22.Х(З.Х1). 1899] - татарский советский актер и режиссер. Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1912 впервые выступил в спектаклях труппы "Сайяр". До 1919 играл в любительском кружке, в 1919-22 и в 1931-32 - в тат. т-ре Троицка, в 1922-26 в тат.-башк. т-ре в Уфе. Роли: Шарафи ("Асыл-Яр" Файзи), Бобчинский ("Ревизор"), Кассио ("Отелло"), граф Моор ("Разбойники"). В 1926-28, 1933-35 работал в Т-ре им. Камала, в 1935-40 - в Т-ре им. Хамзы, где пост. спектакли "Коварство и любовь", "Егор Булычев и другие". В 1942-48 - гл. реж. Хорезмского т-ра (спектакли "Фронт", "Ревизор" и др.). В 1948-52 преподавал актерское мастерство в Ташкентском театральном институте. X. К.

ИМАМИ (Imami), Беса (р. 8. VIII.1928)- албанская -актриса. Начала сценич. деятельность в художеств. самодеятельности. С 1947 - в труппе Т-ра оперы и балета в Тиране.

Роли: Люмтона ("Девушка из деревни" Гьяты), Майлнн-да (о. п. Брои), Шейн ("Семья рыбака" Питарки), Наташа ("Портрет" Афиногенова), Анна Николаевна ("Нашествие" Леонова), Лида ("Платон Кречет"), Татьяна ("Враги") и др. Снималась в фильме "Великий ноин Албании Скандербег" (роль Доники Кастриоти). Д, Аг.

ИМАШЕВ, Темир-Булат Губайдулович (1908- 7. IV. 1946)-башкирский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1942), засл. арт. РСФСР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1930 окончил театр. отделение Техникума иск-в в Уфе. С 1929-актер, позднее режиссер Башк. т-ра драмы (Уфа). В 1937-40-худ. рук. этого т-ра, в 1940-43-гл. реж. Башк. т-ра оперы и балета, в создании к-рого принял активное участие. В 1944 организовал колхозно-совхозный т-р в Угилийском р-не. актер героич. плана, обладал ярким темпераментом, обаянием.

Роли: Салават Юлаев ("Салават" Бикбая), Юла ("Сакмар" Мифтахова), Карл Моор, Яровой, Жадов, Незнамов, Платон Кречет.

Пост.: "Без вины виноватые" (1933), "Любовь Яровая", (1937); "Дружба и любовь" Мифтахова (1939), оперы - "Кар-лугас" ("Ласточка") Чемберджи (1941), "Акбузат" Спадавеккиа и Заимова (1942). В„л. педагогия, работу в Башк. театр. техникуме. Д. ?"\

ИМАШЕВА, Галия Шакировна (р. 1914) - башкирская советская художница. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1934 окончила Техникум иск-в (художеств. отделение) в Уфе. С 1934- художница Баймакского колхозно-совхозного т-ра; с 1936 - Башк. т-ра драмы (Уфа). С 1946 - гл. художник этого т-ра. Тонкий знаток быта башк. народа, И. оформила многие этапные спектакли нац. т-ра, сделала эскизы нац. костюмов.

Среди работ И.: "На дне" (1939); "Карлугас" Бикбая (1938), "Черноликие" по Гафури (1938), "Тансулпан" Даяна (1941), "Герои" по "Молодой гвардии" Фадеева (1947), "Семья" Попова (1950), "Салават" Бикбая (1953), "Одинокая бер„за" Карима (1951), "Дядя Ваня" (1954), "Чайка" (1961), "Третья патетическая" (1959). В Т-ре оперы и балета-"Акбузат" Спадавеккиа и Заимова (1942), балет "Журавлиная песня" Степанова (1953). Д. В.

ЙМБЕРТ (Imbert), Хулио (р. 1918) - аргентинский драматург, режиссер. Работу в т-ре начал в 1952 - драма "Червь" ("Независимый т-р" г. Росарио), "Рука" (1953, там же). Работает режиссером т-ра в Росарио. Автор пьес "Город ста огней" (1954), "Часы остановились" (1955), "Острие булавки" (1955), "Дьявол крад„т свет" (1956). В пьесах И. реалистич. трактовка образов сочетается с мистикой. Многие пьесы ставились самим И., стремившимся сделать т-р доступным широкому зрителю. Опубликовал ряд кри-тич. работ, в к-рых отстаивал лучшие нар. традиции нац. т-ра, противопоставляя их деятельности коммерч. т-ров.

С о ч.: Ferencio Sanchez. Vida y creacion, В. Aires, 1955;

Gregorio Laferrere, B.Aires, 1945.

Лит.: О г da z L., El teatro eti el Rio de la Plata..., 2 ed., B. Aires, 1957. Ал. Р.

ИМЕДАШВЙЛИ, Александр Соломонович [18.11 (2. III). 1882- 26.IX.1942] - грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1932). В 1900 поступил в труппу Тифлисского груз. т-ра. В 1902-03 работал в Кутаисском т-ре, в 1903-09 - в Тифлисском т-ре; в 1917-20 был руководителем Кутаисского т-ра. После установления в Грузии Сов. власти работал в Т-ре им. Руставели (1921-24), в Кутаисском т-ре под рук. К. Марджанишвили (1928-31), в Т-ре им. Марджанишвили (1939-42). Гастролировал по всем городам Грузии. актер реалистич. школы, И. выступал во многих разнохарактерных ролях, но лучшими были дра-матич. роли, в к-рых И. достигал большой глубины чувств.

Роли: Отия ("Брат и сестра" Гуния), Шадиман ("Цари без корон" Шаншиашвили), Гигуа ("Жертва" Гедеванишвили), Леонидзе ("Родина" Эристави), Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Протасов ("Живой труп"), Берсенев ("Разяом"),

Карл Моор; Отелло, Мдкбет, Король Лир (о. п. Шекспира), Эдип ("Царь Эдип" Софокла) и др. С 1925 снимался в кино. Лит.: Буртикашвили А., Александр Имеда-швили, Тб., 1956 (на груз. яз.). /\ J5.

ИМЕДАШВЙЛИ, Иосиф Захарьевич [23.111(4. \У)'.

4876-5.V.1952] - грузинский журналист и театральный деятель. Один из основателей и первый режиссер Нар. т-ра в Тифлисе, созданного в 1893 (см. Ав-чальская аудитория). В 1910 основал журн. "Театри да цховреба" ("Театр и жизнь"), к-рый сам редактировал. В своих выступлениях в прессе поддерживал развитие нар. т-ра в Грузии. Переводил дра-матич. произведения. Е. Ш.

ЙМЕР (Imer), Джузеппе (1700-58) - итальянский актер и антрепрен„р. Выступал в т-ре "Сан-Самуэле" (Венеция), руководимом М. Гримани. Несмотря на неблагоприятные внешние данные (маленький рост, толщина), И. играл роли молодых влюбл„нных. В 1734 И. стал главой (капокомико) собств. труппы (работала в т-ре "Сан-Самуэле"), с к-рой связан первый период (до 1743) драматургич. деятельности К. Голъдони. Труппой И. были пост. трагедии Гольдони "Велиза-рий", "Росмонда", "комедии характеров" "Светский человек" и "Мот", интермедия "Плутовка" и др. У И. работали видные итал. актеры: А. Витальба, Г. Казали, А. Бастона, Голинетти, Дж. Казанова, А. Кортини и др.

ИМИТАЦИЯ (от лат. imita tio - подражание) - 1) эстрадный жанр. Номер И. строится на воспроизведении исполнителем разл. явлений природы и быта, звуков, издаваемых муз. инструментами (т. н. "человек-оркестр"), голосов животных и птиц, шума поезда и т. п. И. этого рода наз. также звукоподражанием. Номера И. обычно художеств. ценности не представляют и на сов. эстраде встречаются редко. 2) Копирование известных людей, их манеры двигаться, держаться, говорить. Обычно объектами такой И. являются известные актеры, писатели и т. д. Эти номера И. могут входить в концертную программу (дружеские пародии-шаржи 3. Гердта, Г. Дудника и др.). 3) При„м актерской игры, воспроизводящий внешние черты поведения какого-либо человека (походка пьяного, заикание и т. п.). Как средство копирования явлений действительности И. присуща натуралистич. исполнению. М. 3.

ЙММЕРМАН (Immermann), Карл Лебрехт (24.IV. 1796-25.VIII.1840) - немецкий театральный деятель, писатель, драматург. Получил юридич. образование. С 1827 был судебным чиновником в Дюссельдорфе. Лит. деятельность начал в 1822 как поэт, затем выступал как драматург. Первые драмы И. написаны в стиле поздних нем. романтиков- "Карденио и Целинда" (1826), "Мерлин" (1830). Наибольшей известностью пользовалась "Трагедия в Тироле", получившая положительную оценку Г„те и Гейне (1828, новая редакция 1834 - "Ан-дреас Гофер"), о восстании крестьян в Тироле против Наполеона, а также трилогия "Алексей" (1833), где показывался конфликт Петра I с сыном. Для своих историч. драм И. стремился найти сюжеты, созвучные совр. событиям. В сво„м лит. творчестве, несмотря на нек-рый либерализм, И. не сумел преодолеть ограниченности прусского консерватизма. Ф. Энгельс отмечал равнодушие И. к политич. формам обществ. борьбы. Пьесы И. на сцене почти не ставились.

В Дюссельдорфе И. участвовал в карнавалах и любительских постановках как режиссер и актер - выступал в роли Фальстафа в сценах из "Генриха IV" Шекспира. В 1832 он создал и возглавил т-р в Дюссельдорфе. В этом т-ре, существовавшем на средства паевого товарищества, организованного И., были поставлены т. н. образцовые спектакли, оказавшие значительное влияние на последующее развитие нем. т-ра. В спектаклях выступала труппа Де Росси под рук. И.

В своей театр. деятельности И. руководствовался нек-рыми принципами веймарской театр. школы Г„те. В руководимом им т-ре И. стремился ставить лучшие образцы драматургии. Здесь шли пьесы Шекспира ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Юлий Цезарь", "Ромео и Джульетта", "Двенадцатая ночь"), Шиллера ("Разбойники", "Коварство и любовь", "Мария Стюарт", "Дон Карлос", "Орлеанская дева", сцены из трилогии "Валленштейн"), Г„те ("Фауст", "Эгмонт", "Ифи-гения в Тавриде"), Клейста ("Кетхен из Хейльбронна", "Принц Гомбургский", "Семья Шроффенштейн"), Каль-дерона("Саламейский алькальд"),Тика ("Синяя борода"), Лессинга ("Минна фон Барнхельм"), Гюго и др. Но наряду с этими спектаклями ставились мещанские драмы Иффланда, Коцебу и др. И. был подлинным новатором. Он стремился к актерскому ансамблю, выступал против самодовлеющей виртуозности премьеров. И. утверждал значение режиссера как идейно-художеств. истолкователя пьесы, призывал к точному воспроизведению в спектаклях стиля драматурга. Он вв„л в Дюссельдорфском т-ре предварительные читки пьесы, репетиции с отдельными актерами, общие репетиции за столом и на сцене. Большое внимание уделял оформлению, звуку, свету. Одним из первых в нем. т-ре И. обратил внимание на пост. массовых сцен (известность получила сцена сражения во 2-м акте "Разбойников").

И. привл„к к работе т-ра драматурга X. Граббе, композитора Ф. Мсндельсона-Бартольди, живописцев "дюссельдорфской школы" - И. В. Ширмера, Т. Хильдебрандта. В отдельных спектаклях т-ра принимали участие известные нем. актеры - К. Зейдельман (Натан - "Натан Мудрый" Лессинга), Каролина Линднер (леди Мпльфорд)-осознавшие ценность его театральных реформ. И. выработал "Правила", определявшие обязанности актеров, заботился об их материальной обеспеченности. Т-р И. был в 1837 закрыт из-за недостатка средств. И. принадлежит ряд исследоват. работ по т-ру.

Соч.: Samtliche Werke. Hrsg. v. R. Boxberger, Bd l-20, В., 1883; то же, Hrsg. v. H. Mayne, Bd l-5, Lpz." [1906].

Лит.: Энгельс Ф., Воспоминания Иммермана, в кн. :

МарксК.иЭнгельсФ., Соч., т. 2, M.-Л., 1931; Fe l 1-n e r R., Geschichte einer deutschen Musterbuhne, Stuttg., 1888; Wi ttsack R., K. L. Immermann als Dramaturg, B., 1914; L i n z er M., "Die Dusseldorfer Musterbuhne" Karl Immermanns. Theatralische Sendung, [В.], 195P. Ц. H.

ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ (Каз„нные театры) в России - театры, находившиеся в ведении царского двора.

Придворные т-ры в России появились в 1672 при царе Алексее Михайловиче (этот т-р существовал до 1676). В 1702 Петр I построил в Москве на Красной площади публичный т-р ("Комедиальная храмина"), к-рый просуществовал до 1706. В н„м выступали нем. и рус. труппы И. Кун ста и его преемника О. Фюрста. Кун-стом была создана первая в России драм. школа. В последующие годы на придворной сцене в Петербурге и в Москве выступали исключительно иностранцы: итал. опера с балетом Арайи, нем. труппы Манна, К. Аккермана, К. Нейбер, французская - Сериньи и др. В сер. 18 в. возрос интерес к рус. т-ру. В 1752 в Петербург была вызвана ярославская труппа во главе с Ф. Волковым. Часть актеров труппы Волкова была определена для обучения в кадетский Шляхетный корпус. 30 авг. 1756 императрицей Елизаветой был дан указ Сенату "учредить Русский для представления трагедий и комедий театр". Директором т-ра был назначен А. П. Сумароков. С этой даты начинается история публичных рус. императорских (каз„нных) т-ров. Ядро т-ра, созданного в 1756, составили выученики кадетского корпуса из разночинцев и актеры ярославской труппы - Ф. и Г. Волковы, И. Дмитревский, Я. Шумский и др. Ассигнования на рус. труппу были ничтожны - 5 тыс. руб. в год, в то время как содержание франц. труппы составляло 20 тыс. руб. в год. Первыми рус. актрисами были А. М. Дмитровская, выдающаяся трагич. актриса Т. М. Троепольская и др. Труппа И. т. состояла преим из крепостных. Русский т-р помещался в Головкинском доме (ныне на этом месте - здание Академии художеств) на Васильевском острове. В 1759 управление рус. т-ром перешло в ведение придворной конторы, и он был включ„н в число придворных трупп, дававших представления преим. для придворной и дворянской публики. В 1766 Екатерина II учредила Дирекцию Императорских театров. Первый директор И. т.- И. П. Елагин составил "Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям". В этот первый театр. штат, утвержд„нный Екатериной II, вошли: 1) итальянская опера и камер-музыка, 2) балет, 3) бальная музыка, 4) французский т-р, 5) российский театр. 6) принадлежащие к театру люди и мастеровые. Тем же "Статом" была основана театр. школа и установлены пенсии артистам. Специальным указом был создан Комитет для управления зрелищами и музыкой. Этот указ определил организационные формы деятельности И. т. Рус. драм. труппа сохраняла наименование придворной и продолжала давать спектакли на придворной сцене в очередь с другими придворными труппами. Наряду с этим рус. актеры должны были давать и публичные представления "за деньги на городских театрах". Спектакли происходили в т.н. Каменном, или Большом, т-ре, в т-ре на Царицыном лугу, или Деревянном т-ре, и на сцене придворного Эрмитажного т-ра. В 1784 Комитет издал "Узаконения Комитета для принадлежащих к придворному театру", представляющие собой свод правил, определяющий поведение всех "принадлежащих к придворному т-ру". В 1806 были созданы моек. И. т. Спектакли давались в доме Пашкова, с 1808-в Новом Императорском т-ре (Арбатском), затем с 1814 -в т-ре Апраксина на Знаменке. В октябре 1824 был открыт Императорский Малый т-р, а в январе 1825 состоялся первый спектакль в Императорском Большом т-ре. В 1823 моек. т-ры были выделены из общей Дирекции и отданы в ведение моек. генерал-губернатора, назначавшего моек. директоров И. т. В 1826 учреждается министерство императорского двора, в ведение к-рого переходят все И. т. В 1829 упраздняется театр. Комитет, управляющий петерб. И. т., и взамен коллегиального руководства устанавливается единовластие директора. В 1842 под властью директора И. т. объединяются петерб. (Ма-риинский, Александрийский и Михайловский т-ры) и моек. (Большой и Малый т-ры) сцены. Дирекция И. т. ведала репертуарной и административно-хозяйств. жизнью И. т., регламентировала материальные, бытовые и творческие условия работы артистов, взаимоотношениями т-ров с драматургами. При И. т. существовали театр. школы, готовившие артистов балета, оперы и драмы. В 1839 вышло "Положение об артистах императорских театров", согласно к-рому утверждалось деление артистов по занимаемому ими амплуа на 3 разряда: 1) главные исполнители ролей (1-е амплуа) всех родов драматич. иск-ва, режиссеры, капельмейстеры, декораторы, солисты оркестра, солисты балета, главный костюмер и дириж„ры оркестра, 2) исполнители 2-х и 3-х ролей (2-е амплуа), суфл„ры, "гардеробмейстеры, музыканты, "театрмейсте-ры", скульпторы", фехтмейстеры, 3) хористы, актеры для выходов (3-е амплуа), фигуранты, парикмахеры, нотные писцы, певчие, надзиратели нотной конторы и др.

Благодаря сосредоточению в составе трупп большого числа талантливых актеров И. т. были значительным явлением в культурной жизни России. Однако положение актеров было крайне тяж„лым. Дирекция практиковала аресты "при театре" и "при конторе" как меру административного воздействия на провинившегося актера. Распоряжением от 1827 чиновники, поступающие на сцену, лишались чинов, и только в 1831 было разрешено возвращать чины актерам при увольнении. Дирекция проводила консервативную, реакционную политику руководства т-ром, отрицательно относилась к произведениям рус. нац. реалистич. драматургии, препятствовала появлению на сцене прогрессивных произв. рус. писателей и композиторов, поощряла и материально поддерживала иностр. труппы в ущерб интересам рус. т-ра. В 1827 публикуются "Положения об управлении императорскими театрами", к-рые официально предоставляют право Дирекции регулировать театр. жизнь столиц. Монополия Дирекции И. т. (см. Монополия Императорских театров) была отменена только в 1882. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. контора И. т. представляла своеобразный департамент с огромным количеством чиновников. Прогрессивные актеры, режиссеры, драматурги вели постоянную борьбу с Дирекцией И. т. В конце 19 в. в И. т. были проведены преобразования, поднявшие их худож. уровень. В 1881 комиссия "по искусственной части", в состав к-рой входили А. Н. Островский, Д. В. Аверкиев, А. А. Потехин, Э. Ф. Направник и др., выработала цикл театр. реформ; в 1882 была упразднена бенефисная система, изданы новые "Правила для внутр. управления И. т.". В 1885 заведующим репертуаром моек. И. т. назначается А. Н. Островский, к-рый стремился осуществить театр. реформы. Он выступал в печати со статьями, писал докладные записки в Дирекцию И. т. и министерство двора о положении т-ра в России, о причинах упадка драматич. иск-ва, об обстоятельствах, препятствующих развитию драматич. иск-ва в России, устройстве рус. нац. т-ра в Москве, о пренебрежительном отношении Дирекции И. т. к рус. нац. реалистич. драматургии. Но Островскому не удалось преодолеть сопротивление чиновников двора, царской цензуры. В 1898 в Москве был создан Новый И. т., просуществовавший 9 лет.

Молод„жной группой этого т-ра руководил А. П. Ленский, пытавшийся осуществить здесь свои творч. замыслы, освободить И. т. от шаблона, рутины, каз„нщины, мешавших плодотворному развитию рус. сце-нич. иск-ва. Однако чиновники министерства и Дирекция И. т. не дали Ленскому возможности провести эти реформы в жизнь. В 20 в. театр. реформы осуществили частные т-ры (МХТ, Моск. частная опера Мамонтова и др.). Октябрьская революция, сделав бывшие И. т. (Большой, Малый, Александрийский, Мариин-ский) достоянием народа, сохранила накопленные ими культурные ценности и создала благоприятные условия для их развития.

Лит.: Погожев В. П., Столетие организации императорских Московских т-ров, т. 1-3, СПБ, 1906-1908; Т а-н e ев С. В., Из прошлого императорских т-ров, вып.1,СПБ, 1885; Д р и з e н H. В., Стопятидесятилетие императорских т-ров, [СПБ, 1906]; Теляковский В. А., Воспоминания, П., 1924; e г о же. Императорские т-ры и 1905 год. Л., (926; Борисоглебский M. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 127-308; В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматич. т-ра, М.-Л., 1948; Архив дирекции императорских т-ров, СПБ, 1892;

Ежегодник императорских т-ров. Сезон 1891-1892, СПБ, 1893. С. Г., А Д.

ИМПРЕСАРИО (итал. impresario, от impresa - предприятие) - в буржуазных странах частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий от имени крупного артиста-гастрол„ра, заключающий для него контракты и т. п. В Италии 16-18 вв. И.- организатор, владелец частной оперной труппы, директор т-ра, определявший его репертуар. См. также Антрепрен„ра Антреприза.

ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionismo, от impression - впечатление) - художественное течение, провозгласившее основной целью иск-ва передачу мимол„тных впечатлений, чувственных, субъективных ощущений и настроений художника. И. связан с отходом от больших идейно-обществ. задач иск-ва. Муз. И. сложился во Франции на рубеже 80-90-х гг. 19 в. и затем распространился в др. странах. И. в муз. т-ре представлен сочинениями К.Дебюсси (опера "Пел-леас и Мелизанда"), М. Равеля (опера "Испанский час"), М. де Фальи (балет "Любовь и колдовство"), П. Дюка (опера "Ариана и Синяя Борода"). Наиболее известным образцом И. в опере является "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси на либр. по пьесе Метерлинка. Муз. стиль оперы отличается камерностью, тонкостью деталей, изысканностью. В рус. музыке И. не получил широкого распространения. Влиянию И. подверглись лишь нек-рые второстепенные композиторы, напр. Ребиков (оперы "‚лка", "Бездна"), Черепнин (балет "Павильон Армиды").

Чертами И. отмечено творчество ряда крупных режиссеров и актеров конца 19 и нач. 20 вв. (во Франции - режиссер А. Антуан в своих поздних постановках в Свободном т-ре, актриса Г. Режан,в Италии - актер Э. Цаккони, в Германии - режиссер О. Брам, актеры С. Моисеи, Г. Эйзольдт). Импрессионистич. характер носили нек-рые спектакли М. Рейнхардта (напр., "Сон в летнюю ночь" и "Укрощение строптивой" Шекспира). В России тенденции И. проявились в иск-ве МХТ (1907-09), в деятельности режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского, актера П. Н. Орле-нева и др.

ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) (в театре) - сценическая игра, не обусловленная тв„рдым драматургическим текстом и не подготовленная на репетициях. С древних врем„н в нар. обрядовых и бытовых играх возникали несложные драматич. тексты на злобу дня, к-рые создавали участники этих игр и тут же их исполняли. В дальнейшем из среды нар. лицедеев-импровизаторов стали выделяться проф. актеры (мимы, гистрионы, скоморохи, жонгл„ры и пр.). С И. были связаны проф. формы нар. т-ра: др.-греч. мим, др.-рим. фесценнины, др.-рус. т-р скоморохов, итал. комедия дель арте, франц. ярмарочный театр и др. В т-рах, пользовавшихся И., представление создавалось на основе сюжетной схемы-сценария. По ходу действия актеры сочиняли текст, прибегали к сатирич. шуткам и комич. выходкам, обращались с репликами к толпившимся вокруг подмостков зрителям. актеры-импровизаторы широко использовали богатый опыт нар. театр. иск-ва. И. пользовались нар. актеры, выступавшие в ролях постоянных персонажей-масок и сохранявшие из спектакля в спектакль свои сценнч. функции - имена, черты характера, внешности (костюм, грим). Среди выдающихся актеров-импровизаторов - Пилад и Бафилл (др.-рим. т-р), знаменитое франц. фарсовое трио - Гро-Гильом, Тюрлюпен, Го-тъе-Гаргилъ (17 в.) и особенно актеры итал. комедии дель арте - Д. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андреини, Д. Бьянколелли, А. Сакки и др. (16-18 вв.). Аристо-кратизация комедии дель арте привела к упадку иск-ва И.: импровизированные представления вырождаются в пустое, чисто внешнее зрелище, приобретают формалистич. характер. Иск-во И. было воспринято и переработано в 18-19 вв. мн. виднейшими драматургами (Мольер, Гоцци, Гольдони) и актерами (Шредер, Фредерик-Леметр, Живокини). Реалп-стич. сатирич. тенденции т-ра И. плодотворно осваивались в процессе дальнейшего развития театр. иск-ва. В 1919-37 в Москве существовал т-р И.- "Семпе-ранте".

К И. обращались мн. крупные художники сцены. Свидетельством этого является анализ игры П. С. Мо-чалова, сделанный В. Г. Белинским в его статье "Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (Собр. соч., т. 1, 1948). Деятели передового рус. и сов. т-ра- К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, а также М. Горький, утверждали ценность И. в процессе создания спектакля. И. может присутствовать в игре актера в большей или в меньшей степени. Если действия актера в роли (словесные и бессловесные) "подлинны, продуктивны и целесообразны" (С т а н и с л а в-с к и и), если они совершенно искренни и выполняются с полной непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом показе спектакля и, следовательно, содержат в себе И. Много раз исполняя одну и ту же роль, актер действует на каждом спектакле так, как это представляется ему целесообразным, логичным в данном случае. Присутствие И. в игре актера может служить показателем того, насколько он овладел логикой действия образа, насколько полно и искренне его переживание роли. Характер и объ„м И. в каждом конкретном случае определяются характером данной роли, жанром пьесы, е„ режиссерским истолкованием.

В совр. театр. педагогике работа над этюдами построена на И.: перед учащимся выдвигаются "предлагаемые обстоятельства" с тем, чтобы он, учитывая их, действовал так, как ему это свойственно "сегодня, здесь, сейчас". При выполнении этюда импровизируются действия, а иногда в зависимости от "предлагаемых обстоятельств" импровизируется и речь. И. применяется и в репетиционной работе над ролью, поскольку в этой работе используются этюды (напр., когда актеры и режиссер ищут такую логику поведения героя, к-рая не только вытекала бы из пьесы и режиссерского замысла, но и была бы органична самому актеру, соответствовала его индивидуальности). Лучшее из того, что удалось найти на репетициях при помощи И., включается в установленный рисунок роли. Так созда„тся логика действий образа, к-рую актер выполняет на каждом спектакле с полной непосредственностью, прибегая к И. П. Е.

ИМС (Eames), Клэр (5.VIII.1896-18.XI.1930) - американская актриса. Получила образование в Кливленде и Париже. В 1918 начала сценич. деятельность, дебютировала в нью-йоркском т-ре "Гринуич виллидж" в роли Софьи ("Большая сцена" Шницлера). В 1919 - актриса т-ра "Эмпайр" (Нью-Йорк). В 1927-28 И. выступала в Лондоне в т-ре "Сент-Мартин". В сво„м творчестве И. стремилась утверждать положительные нравств. идеалы. Е„ героини - обычно женщины, обладающие тонким интеллектом, отстаивающие человеческое достоинство и независимость.

Роли: Мария Стюарт (о. п. Дринкуотера), леди Макбет;

Гедда Габлер и Рита (о. п. и "Маленький Эйольф" Ибсена), Лавинпя ("Андрокол и лев" Шоу), леди Тиффани ("Мода" Мауэтт), Карлотта Эш, Керри, Христина ("Счастливчик Сэм Маккарвер", "Дочь Нэда Маккоба", "Серебряная струна" Хоуарда). К. Б.

ИМС. (Eames), Эмма (13.VIII.1865-13.VI.1952) - американская артистка оперы (драматическое сопрано). Пением занималась в Бостоне с 1882, совершенствовалась с 1886 в Париже у М. Маркези. После восторженного отзыва Ш. Гуно И. дебютировала на сцене "Гранд-Опера" (1889). С 1891 пела в т-рах "Метрополитен-опера" и "Ковент-Гарден". С 1909 выступала эпизодически. В 1916 И. оставила сцену. Голос И. славился редкой красотой тембра и чистотой звучания. Исполнение певицы отличалось виртуозной техникой у большой выразительностью, глубокой драматич. осмысленностью.

Партии: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно)" Эльза, Елизавета, Зиглинда, Ева ("Лоэнгрин", "Тангейзер"," Валькирия", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Дездемона, Алиса ("Отелло", "Фальстаф" Верди), Донна Анна, Пакина ("Дон Жуан", "Волшебная флейта"), Микаэла, Аида, Чио-Чио-сан и др.

Соч.: Some memories and reflections, N. Y.-L." 19'27. Лит.: Shaw e-T a v l o r D., Emma Eames, "Opera", IL.], 1957, .ј l. Pc. T.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница