Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей в калининграде посуточно в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.
задвижки вентили

Театральная энциклопедия
(страница 181)


ИВАШКЕВИЧ (Iwaszkiewicz), Ярослав (р. 20.11. 1894)-польский писатель, драматург, критик. Окончил юридич. ф-т К невского ун-та (1918). Начал лит. деятельность в 1915 в Киеве. В 1918 переехал в Варшаву. Первое драматич. произв. И. "Некто" (1921) написано в стиле старинного моралите. Романтич. трагедия "Любовники из Вероны" (1927) развивает мотивы "Ромео и Джульетты". Действие этой трагедии перенесено в современность. Ранние драматич.произв. И. проникнуты глубокой горечью. Пьесы И. о Шопене ("Лето в Ноан", 1936, т-р "Малы", Варшава), о Пушкине ("Маскарад", 1938, т-р "Польски", Варшава) показывают драматич. столкновение художника с окружающей его средой. Новым темам, отражающим борьбу против фашизма и строительство социализма, посв. пьесы И., созданные после освобождения Польши (1944): "Старый кирпичный завод" (1946, инсц. о. п. И.) и "Восстановление Блэндомежа" (1951, Краков). Пьесы И. отличаются тонкой пси-хологич. обрисовкой героев, драматич. напряж„нностью. И.-обществ, деятель, участник междунар. движения в защиту мира, пред. Союза польск. писателей. Соч.: Dziela, t. 5. Dramaty, Warsz., 1958. Б. Рос.

ИВАЩЕНКО, Николай Иванович (р. 16.ХП.1907)- украинский советский артист балета. Засл. арт. УССР (1949). В 1924-27 учился в Одесском муз .-драм. ин-те у проф. В. И. Преснякова. С 1926 работал в Одесском т-ре оперы и балета. С 1935 - солист Киевского т-ра оперы и балета им. Шевченко. Один из исполнителей партии Степана в укр. балете "Лилея" Даньке-вича. Известен также как исполнитель укр. нар. танцев.

Роли: Свирид ("Бисова ночь" Иориша), Ферондо ("Мещанин из Тосканы" Нахабина), Ли Шан-фу (Красный цветок) и др. Ю. С.

ЙВИНГ, Виктор Петрович (другие псевд.-С e p n у-х о в с к о и, Ц о к и) [паст. фам. - Иванов;

7(19).XI. 1888 - 8.IX. 1952] - русский советский театральный критик. Кандидат искусствоведения (с 1944). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1916). В 1917-26 был артистом балета (на эстраде, т-р "Терев-сат"). С 1923 начал выступать как балетный критик в газетах "Правда", "Известия", "Советское иск-во" и др., в журн. "Театр и музыка", "Зрелища", "Рампа", "Жизнь иск-ва" и др. Автор монографий, статей. В„л педагогич. деятельность в Моск. хореографич. уч-ще (1943-47), ГИТИСе (1940-41, 1946-52).

С о ч.: А. И. Абрамова, М., 1928; Викторина Кригер, М., 1928; Путь театра, "Новый мир", М., 1936, .ј 4, с. 280-87;

Танцы Бурят-Монголии, "Театр", 1941, ј 5, с. 45-51;

О русской школе классического танца, в сб.: Театральный альманах, кн. 6, М., 1947, с. 256-83; Е. В. Гельцер, в сб.:

Театральный альманах, т. 29, кн. 7, М., 1948, с. 141-63 (совм. с А. Комнен); О русской пляске, в кн.: Русские пляски для детей, М., 1953, с. 4-15; Содержание постановочной работы по танцу со школьниками, в кн.: Хореографическая работа со школьниками, ч. 1, М., 1956, с. 39-52.

ИГЛЕСИАС (Iglesias), Игнасио (19.VIII.1871- 9. X А 928) - испанский каталонский поэт, драматург, театральный художник. Вместе с Э. Морера руководил т-ром "Лирик" (Барселона). Драматургич. деятельность начал в 1866 ("Сила гордости", пост. любителями в Лериде). В 1893 драма И. "Ангел грязи" была пост. труппой Аролас-Хоани в Барселоне, где позднее ставились все его пьесы, в т. ч.: "Блуждающий огонь" (1899), "Плотина" (1901), "Сердце народа" (1902), "Старики" (1905; об увольнении старых работников), "Цапли" (1905), "Эмигранты" (1916). В пьесах И., посвящ„нных разл. моральным (вопросы семьи, любви, долга) и социальным проблемам, проявилась реалистич. направленность его творчества, но вместе с тем утверждаются натуралистич, концепции. Общий демократизм воззрений И. сочетается с пессимизмом в оценке силы народа. Люди из народа в его пьесахобычно жертвы. Пьесы И. шли в Испании и в Лат. Америке; в них играли известные актеры - Боррас, М. Ксиргу.

С о ч.: Obras completas, v. 1-8, Barcelona, 1929-32. Лит.: Curet F., El arte dramatico en el resurgir de Cataluna, Barcelona, [s. a. ]; В e r n a t Duran J., Historia del teatro en Cataluna y Valencia, Barcelona, 1924.

ИГЛЕСИАС ПАС (Iglesias Paz), Cecap (l.X. 1881-18.VIII.1922) - аргентинский драматург. По профессии адвокат. Драматургия, деятельность начал в 1912. Автор пьес: "Больше, чем наука" (1911, Буэное-Айрес), "Завоевание" (1912, Буэнос-Айрес), "Враг" (1913), "Заговор молчания" (1917) и др. Основная тема их - положение женщины в семье и в обществе. И. П. славится как создатель психологически тонких женских образов.

С о ч.: Obras teatrales completas, v. 1-4, В. Aires, 1925. Лит.: Morales E., Historia del teatro argentino, B. Aires, 1944; Jones W. К n a p p, Breve historia del teatro latinoamericano, Mexico, 1956.

ИГЛС (Eagles), Джин (26.1.1894-З.Х.1929)-американская актриса. Сценич. деятельность начала в труппе бродячих актеров, с к-рыми разъезжала по провинции. Прославилась своим уменьем копировать известных актеров. Гастролируя по стране с актерами Дж. Арлиссом и Дж. Элтиндж, играла много ролей, гл. обр. в пьесах Беласко. Создала трагич. образ Сэди Томпсон в пьесе "Дождь" Колтона и Рендольфа (по одноим„нному рассказу С. Моэма). И. обладала не только трагедийным, но и комедийным дарованием. С 1928 И. выступала только в водевилях. С 1917 снималась в кино. К. Б.

ИГНАТЙЕВА, Вера (р. 7.V.1877) - болгарская актриса. Нар. арт. НРБ. театр. иск-во изучала , в Пражской консерватории (1895) и в Вене (1896-98). Партн„рша К. Сарафова и Г. Кирова, И. способствовала развитию болг. реалистич.т-ра. В 1898 дебютировала на сцене т-ра "Слеза и смех" (София). С 1905 - актриса софийского Нар. т-ра. Изящная, подвижная, актриса играла роли жизнерадостных и трогательно наивных молодых девушек, создавала грациозные пленительные образы.

В 1923 под влиянием реакц. кругов И. была уволена из софийского Нар. т-ра. После освобождения страны И. вернулась в Народный театр. Лауреат Димитр. пр.

Роли: Дездемона; Дорина ("Тартюф"), Розина ("Севиль-скпй цирюльник" Бомарше), Луиза ("Коварство и любовь"), Полина ("Доходное место"), Поля ("Мещане"): Аннушка ("Молодость" Халбе) и пр. Особым успехом пользовалась в роли Любы ("Сорванец" Крылова). Ст. К

ИГНАТОВ, Сергей Сергеевич [19.VI(1.VII).1887- 7.III. 1959]-русский советский театровед, литературовед, критик и педагог. Окончил Моск. ун-т (1913, ро-мано-герм. отделение историко-филологич. ф-та). Лит. деятельность начал в 1913. В 1921-25 - был зав. лит. частью моек. Камерного т-ра. Писал статьи об актерах и спектаклях этого т-ра. С 1921 И. в„л педагогич. работу (курс истории зап.-ев pon. лит-ры и т-ра). Преподавал в т-рах (им. Вс. Мейерхольда и др.),

Ин-те философии, истории и лит-ры (ИФЛИ). С 1934 - в ГИТИСе. Профессор (1939). Мн. труды И. посв. истории зап.-ев pon., в т. ч. испанского и славянских, т-ров. Один из первых сов. исследователей истории театра стран нар. демократии. И. принадлежит большое количество статей в периодич. печати.

Соч.: История западноевроп. театра нового времени, М.-Л., 1940; Испанский театр XVI-XVII вв., М.-Л., 1939; Зарождение славянского театра на Балканах, в кн.:

Исгория западноевроп. театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 1, М., 1956, с. 691-720; Польский театр. там же, т. 2, М., 1957, с. 717-88; Начало русского театра и театр Петровской эпохи, М., 1918, 3 изд., М., 19-20; Лопе де Вега и его театр. "Театр и драматургия", М., 1935, .ј 8, с. 26-34;

Вклад славян в театральную культуру Европы, "Театр", 1947, .ј 6, с. 38-47; Принципы построения истории театра западных и южных славян, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. II. театр. музыка, [М.], 1948, с. 105-118;

Висенте Жиль, Лопе де Вега и др.ст. в БСЭ, 1 изд., Венгрия, театр. Румыния, театр. ст. в БСЭ, 2 изд.

Переводы Э. Т. А. Гофмана, "Дон Жуан", "Кавалер Глюк", М." 1918" "Принцесса Бландина", М., 1925; Лопе де Руэда, "Оливы", П., 1919; К. Гольдони, "Памела в девушках", в кн.: Гольдени К., Комедии, т. 2, Л., 1936; С о л ь-ский Л., Воспоминания, М., 1961 (совм. с В. Борисовым). с. г.

ИГРА - создание при помощи средств актерской выразительности (речь, жест, движение, мимика) художественного образа на сцене, эстраде, цирковой арене, в кино.

ИГРЫ И ОБРЯДЫ. В процессе возникновения и развития театрального искусства некоторые игры и обрядовые действия способствовали его зарождению и формированию. К ним относятся игры, в к-рых име-лись элементы подражания поступкам людей, поводе-нию животных, зачатки диалога; обряды, в к-рых применялось преображение участников в иное существо (см. театр. Происхождение).

Игры - особый вид деятельности человека, они воспроизводят явления действительности и трудовой деятельности людей, развивают психо-физические качества участников (силу, ловкость, находчивость и т. д.).

Игра - свободная, непринужденная деятельность. Как правило, к ней обращаются для развлечения и отдыха, в то же время многие игры имеют учебно-познавательное, воспитательное (игры детей) и спортивно-тренировочное значение. Участники игры переживают особое чувство удовольствия, побуждающее их вновь обращаться к этой форме деятельности. Различаются игры детские и игры взрослых, а по количест' ву участников - игры индивидуальные, парные и коллективные.

Игра возникла в глубокой древности, еще в доклассовом родовом обществе. При первобытнообщинном строе игры имели целью воспитание детей и юношества или тренировку членов общества для их трудовой деятельности. Участники игры упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, в выслеживании дичи, развивали силу, мужество, ловкость и находчивость, необходимые для хорошего охотника. Иногда игра приобретала характер состязания между двумя большими группами людей, между родовыми общинами или между мужчинами и женщинами. Воспроизводя процесс охоты, участники игры изображали охотников и зверей, подражали их поведению, передавали их повадки. На ранних ступенях развития человеческого общества подобное изображение охоты на зверя носило, как правило, обрядовый характер. Вследствие низкого уровня развития производительных сил первобытного общества заботы о пропитании и поддержании существования требовали такой затраты сил и времени, что человек мог пользоваться только кратковременным отдыхом. Когда развитие производительных сил дало возможность накопить излишки жизненно-необходимых продуктов, люди стали использовать образовавшееся благодаря этому свободное время для развлечения, для игр. В этот историч. период игры становятся необходимой частью общественных, массовых празднеств и приобретают характер коллективных "игрищ". Наиболее способные участники этих "игрищ", выделяющиеся из общей массы, несомненно подготовляли появление исполнителей нар. театр. представлений.

Каждая историч. эпоха накладывала свой отпечаток и на игры. В Др. Греции коллективные игры приобретают характер состязаний (агонов) (театр. представления также представляют собой состязания прежде всего между драматургами). Для эпохи средневековья характерны массовые театрализованные процессии ремесленников и массовые празднества, приуроченные к тому или иному времени года, включавшие игры, персонифицирующие силы природы (борьба Зимы и Лета, выборы "майских королей" и т. д.).

В конце 19 - нач. 20 вв. широкое распространение получила теория немецких уч„ных К. Бюхера и К. Гро-оса. Основываясь на формальном рассмотрении детских игр, они доказывали, что "игра старше труда, а искусство старше производства полезных предметов". Г. В. Плеханов, разоблачая несостоятельность этой теории, выразил материалистич. точку зрения на соотношение между трудом и игрой в своих "Письмах без адреса"; он доказал утилитарное значение игры, е„ зависимость от трудовой деятельности человека.

Количество игр -велико и принципы научной классификации их неопредел„нны. В. Н. Всеволодский-Гернгросс в сборнике "Игры народов СССР" (М.- Л., 1933) предлагает различать три типологические группы игр народов СССР: драматические, спортивные и орнаментальные. Некоторые виды игр, по мнению автора, являются промежуточными между этими основными группами. По мнению В. Н. Всеволодского, игры драматические характеризуются "наличием художественного образа и драматического действия", игры спортивные - "наличием соревнования и тренажа физического или умственного". Игры орнаментальные включают хореографич. элементы и развитие их приводит к танцу.

Широкое распространение получила теория генетической связи между игрой и т-ром. Основываясь на том, что игры воспроизводят явления действительности и что в некоторых играх наличествуют художественный образ, драматич. действие, диалог, сторонники этой теории утверждают, что театр. представления развиваются из игр.

Несомненно, что некоторые игры оказали сво„ влияние на процесс формирования театр. иск-ва. Они использовались в представлениях нар. т-ра и стали одним из истоков творчества, особенно у народов, лишь недавно создавших проф. театр. иск-во (т-ры республик Ср. Азии и др.).

Но социальное назначение игр существенным образом отличается от общественной роли театр. представлений, призванных прежде всего воздействовать на зрителей; театр существует для зрителя, играют прежде всего "для себя".

В процессе возникновения и развития театр. иск-ва важнейшее значение имели некоторые обряды. Социальное назначение обряда было вызвано бессилием человека перед силами природы, его стремлением воздействовать на не„; в этих целях участники обряда маскировались животными, своими предками или каким-либо фантастич. существом (духом), к-рое или покровительствует людям и якобы может оказать им помощь или, наоборот, вредит им. Участники обряда свершали обряд ради воздействия на природу. Если для участия в игре достаточно было внешнего подражания тому или иному объекту изображения, то при совершении обрядового действия от исполнителей требовалось более полное преображение в исполняемый образ. Участники обряда стремятся передавать поведение изображаемого персонажа, отходя от своей индивидуальности, изменяя облик (применяют маскировку). Исполнение обрядов регламентируется традицией, обычаем, в то время как в игре участник традиционной формой не связан. В то же время игры в течение длительного времени сохраняют однажды найденные участниками при„мы, а обрядовые действия, несмотря на стойкость обрядовых традиций, претерпевают в процессе историч. развития общества существенные изменения, усложняются.

На определенном историч. этапе появляется возможность перехода некоторых обрядов в театр. представление, что особенно убедительно прослеживается в театр. иск-ве стран Востока. Под влиянием развития производительных сил меняется отношение человека к природе, а вместе с тем изменяется его отношение к обряду как к мистич. церемонии, он начинает воспринимать обрядовое действие в качестве торжественного зрелища, близкого театр. представлению. Так, напр., зрелища "медвежьего праздника" у хан-тов и манси, обязаны своим возникновением древним обрядам почитания "священного животного" - медведя, святочные и масленичные ряжения у русских связаны с религиозными обрядами, происхождение др.-греч. трагедии было связано с почитанием козла. Связь между игрой и обрядом столь велика, что часто бывает трудно определить их границы, указать период, когда обряд переш„л в игру, а игра в театр. зрелище. В эпоху средневековья (5-17 вв.) получают широкое распространение обрядовые игры, особенно среди крестьянства. Постепенно они теряют сво„ первоначальное ритуальное содержание и превращаются в род "игрищ" - своеобразных "театрализованных" нар. зрелищ, жизнерадостных и остроумных. Поэтому христианство-господствующая идеология средневековья- преследовала игры, объявляя их "бесовскими". Это затрудняло развитие игр, но не привело к их исчезновению.

Среди множества игр и обрядов, включающих элементы театр. иск-ва,др.-греч. агоны и римские "игры", пляски в масках у многих народов земного шара, театрализованные процессии, "майские" и "масленичные" игрища европ. средневековья, "масленичные" и "святочные" игрища русских, театрализованные процессии у многих народов стран Востока (Бирма, Индия, Китай, Корея, Япония), процессия маскированных животными "баронган" в Индонезии, "покойницкие" игры у русских, молдаван, марийцев и мордвы, в Зап. Украине, игры с изображением "священного животного" ("медвежьи праздники") у народов Севера, шествие с "дракономи танцы "львов" в Китае, "баронг" на Бали в Индонезии, "кееноба" в Грузии, игры в животных и птиц (в козу, кобылку, медведя, коршуна и т. д.), земледельческие игры ("ленок", "маки-маковочки", "капустка" и т. д.), бытовые и детские игры ("казаки-разбойники", в "школу" и т. д.) (см. сб. "Игры народов СССР", М.-Л., 1933).

Игры продолжают жить и в настоящее время - их питает богатейший фольклор народов СССР, они вбирают в себя многообразные явления действительности. В Советском Союзе групповые и массовые И. являются одним из разделов художественной самодеятельности.

Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, М., 1956, с. 65-68; Авдеев А. Д., Происхождение театра. Л., 1959; Всеволодский-Герн-гросс В. Н., Русский театр от истоков до середины XVIII в., М., 1957; Чичеров В. И., Зимний период русского народного земледельческого календаря, "Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая", новая серия, т. 40, М., 1957; Харузина В. Н., Этнография, М., 1909; е„ же. Игрушки у малокультурных народов, в сб.: Игрушка. Ее история и значение, М., 1912, с. о5-139; Материалы чисто фактологического характера можно найти во многих работах по истории культуры и этнографии, как, напр., Тейлор Э. Б., Первобытная культура, т. 1-2, СПБ. 1896-97; Харузин Н. Н., Этнография, вып. 4, СПБ. 1905; Игры народов СССР. Сборник, М.-Л., 1УЗЗ; Покровский Е. А., Детские игры преимущественно русские, 2 изд., М., 1895. Аре А

ИДАЛЬГО (Hidalgo), Хуан (ок. 1600-ЗО.Ш.1685)-испанский композитор. В 1631-85-арфист Королевской капеллы в Мадриде. Автор первой исп. оперы "Одним лишь взором ревность убивает" на текст Кальдеро-на (1660). Опера была исполнена в королевском дворце "Буэн Ретиро" в Мадриде. В отрывках сохранились оперы "Пурпур розы" (1660), "И амур не свободен от любви" (1662; обе на текст Кальдерона) и др. Творчество И. высоко ценилось современниками, ему был присвоен титул "единственного в иск-ве музыки".

Лит.: Subira J., El operista espanol D. Juan Hidal-po, Madrid, 1934; UrsprungO., "Celos aun del Aire matan". Text v. Calderon. Musik, v. Hidalgo, die alteste erhaltenespanische Oper, в кн.: Festschrift A. Schering zum 60.... В., 1957. м. Лиц.

ИДАЛЬГО (Hidalgo), Эльвира де (р. 1892) - испанская артистка оперы (колоратурное сопрано). Пению обучалась у К. Бордальба и М. Видаля. В 1908 успешно дебютировала на сцене т-ра "Сан-Карло" (Неаполь) и Т-ра Сары Бернар (Париж) в опере "Севильский цирюльник". В 1909-33 выступала в оперных т-рах мн. городов мира, в т. ч. Нью-Йорка ("Метрополитен-опера", 1910, 1924-26), Рима ("Ко-станци", 1910-11, 1915-19), Барселоны ("Лисео", 1911-12, 1912-13, 1916-17, 1922-23), Парижа ("Гранд-Опера", 1912, 1916, 1923, 1924), Буэнос-Айреса ("Колон", 1914, 1922), Милана ("Ла Скала", 1916, 1922), Мадрида ("Реаль", 1916-17, 1922-23), Лондона ("Ковент-Гарден", 1924). В 1913 пела в Петербурге. С 1933, оставив сцену, преподавала пение в Афинах. С 1959 И.-профессор консерватории в Анкаре. Среди учеников И.- М. Каллас.

Наряду с Р. Барръентос И. принадлежит к выдающимся исп. вокалистам 1-й пол. 20 в. Обладала очень подвижным голосом хрупкого, серебряного тембра, виртуозной техникой. Мягкая, тонкая игра, прихотливые вок. краски, лиризм отличали исполнение И. Лучшая партия И.- Розина.

Партии: Линда, Лючия. Норина, Адина ("Линда ди Ша-муни", "Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток", "Дон Паскуале" Доницетти), Амина, Эльвира {"Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Церлина ("Дон Жуан"), Лакме (о. п. Делиба), Динора (о. п. Мейсрбера), Офелия, Миньон ("Гамлет", "Миньон" 'Тома),Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Мюзетта ("Богема"), Виолетта, Джильда и др.

Лит.: L a u r j-V о 1 р i G., Voci parallele, [Mil., 1955]; Cederna С., I capricci (Tarte di E. de Hidalgo. "L'Europeo", Mil., 1955, 4 sett., Л 36. Ал. М.

ИДАЯТЗАДЕ, Исмаил Гусейн оглы (19.VIII.1901-11.XI.1951) - азербайджанский советский актер, режиссер, театральный деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Был деп. Верх. Совета Азерб. ССР. Сценич. деятельность начал в 1917, будучи учеником участвовал в спектаклях проф. нац. коллективов. С 1920 - актер Азерб. гос. т-ра (нынеТ-р им. Азизбекова). Первые значит, работы-Абдулалибек ("Се-виль" Джабарлы, 1928), Швандя {"Любовь Яровая", 1929). Уже в ранний период деятельности И. определились две тенденции его творчества: он с успехом исполнял роли героев и характерные роли. К концу 20-х гг. главным в творчестве И. становится стремление придать своим сценич. образам яркую реалистич. характерность. В 30-х гг. И. создал образы, отмеченные неповторимым индивидуальным своеобразием, мастерством сценич. перевоплощения - Шариф и Саламов ("Алмас", 1931, "В 1905 году", 1931, Дж. Джабарлы), Селестен ("Интервенция" Славина, 1932), Шейх Насрулла ("Мертвецы" Дж. Мамедкулизаде, 1933), Шмага ("Без вины виноватые", 1935), Гаджи Кара ("Приключение скряги" Ахундова, 1937) и др.

С 1934 И. занимался и режиссерской деятельностью. Первая самостоят, работа - героико-роман-тич. спектакль "Сиявуш"Джавида (1934, Т-р им. Азизбекова). Затем последовали "Шах-наме" Джанана I1936 там же), опера "К„р-оглы", музкомедия "Аршин мал алан" Гаджибекова (1937,1938, Т-р оперы и балета им. Ахундова). С 1938 И.- гл. режиссер Т-ра оперы и балета им. Ахундова, а с 1941 и директор этого т-ра. Здесь И. пост. ряд спектаклей, определивших развитие азерб. муз. т-ра: "Девичья башня" Бадалбейли (1940), "Ануш" Тиграняна (1941), "Хос-ров и Ширин" Ниязи (1942), "Вэтэн" Караева и Гаджиева (1945), "Кармен" (1946); "Низами" А. Бадалбейли (1948). Одновременно ставил и в драм. т-рах:

"Невеста огня", "В 1905 году" (1937)-т-р им. Джабар-лы, "Вагиф" Вургуна (1946) - Бакинский рус. театр. режиссерские работы И. отличались стремлением к монументальности, яркой театральности, реалистич. трактовкой образов.

Лит.: Джафаров Д ж., Исмаил Идаятзаде, Баку, 1956. А v p дд

ИДРЙООВ, Мухамет Рамазанович (р. 3. I. 1920)- башкирский советский артист балета. Нар. арт. Башк. АССР (1953), засл. арт. РСФСР (1955). С 1941- артист Ансамбля нар. танца Башк. АССР. Исполняет башк. нар. танцы с сочным юмором и технич. мастерством ("Баик", "Подарок" и др.). Исполняет также танцы народов СССР (укр., белорус. и др.). Д. Б.

ИЕЗУИТСКИЙ ТЕАТР - театральные представления в духовных школах Ордена иезуитов. И. т. возник в Германии и Австрии. Существовал в 1555- 1773. И. т.-одна из ветвей школьного театра. Являлся средством пропаганды идей и догм католич. церкви. На протяжении двух столетий стиль иезуитской драмы претерпел существ, изменения, но е„ сущность оставалась реакционной. Иезуитские драмы писались и игрались на лат. яз. для усовершенствования учащихся в знании языка. По закону 1599 авторами пьес и постановщиками спектаклей могли быть только педагоги-иезуиты, а исполнителями - ученики иезуитских школ. Воспитанникам школ, готовящимся к духовному и гос. поприщу, рекомендовалось обучаться сценич. иск-ву для усовершенствования в благородстве манер, грации и красноречии. Тематика пьес и стиль исполнения представлений неоднократно менялись: в 16 в. они приближались к средневековым мистериям и литургич. драме, в последний период существования И. т. (1740- 1773) создавались драмы в стиле классицизма. Первоначально сюжеты черпались из Ветхого завета. Были драмы и на темы "страстей господних" и деяний святых, позднее преобладание получили историч. пьесы, в трактовке к-рых особенно сказалась реакц. сущность И. т.- пьесы посвящались поборникам католич. церкви, возвеличивали защитников монархии.

Средства на содержание И. т. давал Орден иезуитов, а также родители учащихся. Во многих немецких княжествах, где т-ры субсидировались князьями, спектакли шли в придворном т-ре. Постепенно они стали частью дворцовых увеселений. Стремление угодить вкусам придворной публики, а также необходимость соперничать с входившими в моду итал. операми и франц. балетом, заставили деятелей И. т. 17 в. усилить зрелищность спектаклей. Для И. т. этой поры была характерна помпезность постановок,

Роскошь декораций и костюмов, обилие сценич. эф-ектов, преобладание в спектаклях монументальных массовых сцен, музыки, пения и танцев. Этому способствовало развитие в 17-18 вв. сценич. техники. На смену симультанной декорации пришла кулисная сцена-коробка с перспективными декорациями. Используя разнообразную машинерию и пиротехнику, постановщики осуществляли сложные сценич. эффекты-пол„ты, превращения, феерич. чудеса. И. т. имел свою строго разработанную театр. эстетику, типичными е„ выразителями были Я. Понтан (1542-1626) - преподаватель древних языков и риторики в иезуитских коллегиях и Ф. Ланг (1654- 1725) - монах Ордена иезуитов. Понтан в своей "Поэтике" (1594) разграничил драм. жанры. Он различал три вида драмы - комедию, трагикомедию и трагедию. Понтан отрицал возможность создания драм из жизни простого народа, т. к. бедствия и несчастья людей низкого состояния, по его мнению, не способны возбуждать душевное волнение. В книге "Рассуждение о сценической игре" (изд. 1727) Ланг делится своим многолетним опытом режиссерской работы в И. т. Он подытоживает двухсотлетнюю историю И. т. и устанавливает ряд формальных правил внешней сцеиич. выразительности. Излагая классицистскую систему сценич. иск-ва, Ланг делает упор на внешние при„мы актерского исполнения, на эффектность декораций. Указания по технике сценич. иск-ва привлекли к этой книге внимание деятелей школьных т-ров ряда стран, в частности она была популярна в рус. и укр. духовных семинариях, по ней изучали основы сценич. иск-ва школьного т-ра.

Лит.: Мокульский С., Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. l, M., 1953; F 1 e ni m i n g W., Geschichte des Jesuitentheaters in den Landern deutscher Zun-e, В., 1923; H a p p A., Dramentheorie der Jesuiten, Munch., 1923; Резанов В. И., К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов, Нежин, 1910.

Г. Гур. ИЖЕВСКИЙ ТЕАТР (Ижевский русский драматический театр им. В. Г. К о роленко) - русский советский театр. Осн. в 1935. В И. т. работали режиссеры А. Б. Скибневский, И. Л, Фельдман, С. Т. Смирнов, С. А. Гляттер, актер A.C. Глотко, художники-B.C. Марин, А.Ф. Фокин и др. Т-р ставит пьесы местных авторов ("Русский друг" Власова и Модзалевского, 1960; о пребывании Короленко в Удмуртии), удмуртских писателей ("У волка своя тропа" Широбокова, 1958). В труппе (1962): нар. артистка Удм. АССР и засл. арт. РСФСР E. А. Смирнова, нар. артисты Удм. АССР E. Г. Романова, Б. П. Гальнбек, засл. артисты Удм. АССР А. К. Грозин, И. К. Рижская и др. Гл. режиссер- засл. арт. С.-О. АССР Н. Г. Шуров.

Пост.: "Аристократы" (1935), "Маскарад" (1940); "Сирано де Бержерак" Ростана (1944), "Молодая гвардия" по Фадееву (1947), "Егор Булычев и другие" (1952; реж. Ящиковский), "На дне" (1952); "Персональное дело" Штейна (1954; в роли Хлебникова - Исаев), "Ромео и Джульетта" (1955);

"Вечный источник" Д. Зорина (1957; в роли Ленина - Пастунов), "Леший" Чехова (1960), "Живой труп" (I960; реж. Кац). Т-р рассчитан на 750 мест. 4. ff?

ИЗААК (Isaac), Адель (8.1.1854-1915) - француз- екая артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у Ж. Дюпре в Париже. Дебютировала на сцене т-ра "Да ла Монне" (Брюссель) в опере Герольда "Пре-о-клер". В 1873, 1878-83, 1883-88, 1892 и 1894 пела в т-ре "Опера комик" в Париже, в 1883- 1885 была солисткой т-ра "Гранд-Опера". Выступала также в Лионе ("Гранд театр"), Риме ("Т-р Аполло")у на провинц. сцене. Выдающаяся исполнительница франц. комич. оперного репертуара (Герольд, Гале' ви, Обер), И. способствовала также своим творчеством утверждению жанра французской лирической оперы (Тома, Массне). Обладала голосом большого диапазона, чистого тембра, высокой вок. техникой.

Партии: Изабелла, Маргарита Валуа ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты" Мейербера), Офелия ("Гамлет" Тома), Камилла ("Цампа" Герольда), Олимпия ("Сказки Гофмана" Оффенба-ха). Молодой пастух ("Тангейзер"), Церлина ("Дон Жуан") Маргарита ("Фауст"), Виолетта, Сюзанна, Кармен.

Лит.: С u г z о n H. de, Croquis d'artistes, P., 1898. ИЗВЕКОВ, Николай Павлович (14. XI. 1886 - 19.1. 1942) - русский советский историк театра. Специалист в области техники сцены. В 1923 организовал при Гос. ин-те истории иск-в (ныне Ленингр. гос. ин-т т-ра, музыки и кинематографии) и возглавил первую в стране театр. лабораторию, проводившую большую работу по экспериментальному изучению ряда театр.-технич" усовершенствований (рельефная проекция, светофильтры, звукомонтаж и т. д.).

Соч.; Классификация театральных процессов, в кн: О театре. Сб. статей, Л., 1926, с. 37-50; Сцена, [ч.] 1-Архитектура сцены, М., 1935; ч. 2-Свет на сцене, М.-Л., 1940;

Техника сцены, Л.-М., 1940. АН. А.

ИЗМАЙЛОВА, Ася Сафиулловна [р. 2(15). VIII. 1903] - татарская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Тат. АССР (1939). В 1938 окончила Оперную тат. студию, в 1953 - вок. ф-т Моск. консерватории. Творч. деятельность начала в 1918 в тат. драм. труппе Ульяновска как певица и драм. актриса. Первая исполнительница ролей в нац. муз. драмах и операх. В 1926-27 выступала в Ташкенте, в 1927 - 1929 - в Казани, в 1922-26 и в 1929-34 - в Москве, в Рабочем тат. т-ре, на радио и др. В 1939-44 И.- солистка Т-ра оперы и балета в Казани. В 1944-1951преподавала в Моск. консерватории и ГИТИСе.

Партии: Галиябану (о. п. Файзи), Майсара ("Голубая шаль" Тинтурина), Бике ("Качкын" Жиганова), Ксения ("Борис Годунов"), Ольга ("Евгений Онегин"), Зибель ("Фауст") и др.

Лит.: К у ту и А., Певец свободы и красоты, в кн.:

Передовая интеллигенция орденоносной Татарии. Сост. А. Хасанова, Казань, 1941, с. 48-53 (на тат. яз.).

ИЗМАЙЛОВА, Галия Баязетовна (р. 12. II.1923) - узбекская советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1962). В 1935-41 училась в Ташкенте в балетной школе, по окончании к-рой поступила в 1941 в Т-р оперы и балета им. Навои (Ташкент). Образы, созданные И., исполнены яркого драматизма. Она обладает пластич. выразительностью, виртуозным мастерством. И.- одна из самых популярных исполнительниц нар. танцев. В 1958 И. окончила режиссерский ф-т Ташкентского театр.-художеств. ин-та и начала балетмейстерскую деятельность. Ставила танцы для оперы "Дилярам" Ашрафи (1958), балет "Лебединое озеро" (1957); в соавторстве с Б. Завяловым написала либретто и пост. балет "Мечта" (муз. Акбарова, 1959), "Штраусиану", "Шехеразаду", "Болеро" (1960). Гастролировала в Китае, Германии, Румынии, Франции, Англии, Ливане, Сирии, Норвегии, Индии, Бирме, США и др. Гос. пр. СССР (1950).

Партии: Семург ("Ак-Биляк" Василенко, 1943), Аврора;

Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1945), Сванильда ("Коп-целия", 1947), Китри ("Дон Кихот", 1948), Одетта-Одиллия (1949, 1957), Тао Хоа (1949), Гульнора ("Балерина" Мушеля, 1952), Эсмеральда (1952) Наташа ("Берег счастья" Спадавеккиа, 1953), Жизель (1957); Нона ("Маскарад" Лапутина, 1958), ПГехеразада (о. п. Римского-Корсакова, 1960),

Кармен ("Болеро" Равеля, 1960). В репертуаре И. хорезмские, бухарские, памирские, ферганские, китайские, индийские, арабские и др. танцы.

Лит.: Авдеева Л., Танцевальное искусство Узбекистана, Ташкент, 1960. Д. Ав.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница