Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-vnedorozhnika-v-irkutske/ в компании РексРент.
Купить женскую одежду в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 175)


ЗДИХОВСКИЙ, Александр Афанасьевич (р. 12.IX. 1907)-украинский советский режиссер. Нар.арт.УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1945. С 1929 работал в Винницком т-ре оперы и балета. С 1933 - в Донецком т-ре оперы и балета (Луганск), где пост. свой первый спектакль "Чио-Чио-сан". С 1948 3. - гл. режиссер Донецкого т-ра оперы и балета.

Пост.: "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Дубровский", "Аида", "Кармен", "Фауст"; "Наталка-Полтавка", "Тарас Бульба" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"; "Тихий Дон"; "Броненосец "Пот„мкин"" Чишко, "Молодая гвардия" Мейтуса, "В бурю" Хренникова, "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Вулкан" Яцевича и др. Е. В.

ЗЕГАДЛОВИЧ (Zegadlowicz), Эмиль (20.VII.1888- 24. II. 1941) - польский писатель и драматург. Образование получил в Ягеллонском ун-те. Автор цикла баллад, проникнутых любовью к народу,- "Бес-кидские бродяги", по которым в 1938 3. создал 10 небольших сценок. Первые пьесы 3. - "Лампада" (1925, Т-р им. Словацкого, Краков) и "Пограничный камень" (1925, т-р "Новы", Познань) о жизни бес-кидских крестьян (пост. С. Высоцкой, исполнявшей гл. роли). Мистицизм и вычурность, характерные для начального периода творчества 3., к сер. 30-х гг. исчезают. Драма "Ваш корреспондент сообщает", написанная 3. в 1938-39 (не была опубл., текст утерян во время войны), рассказывает о жестокой расправе польск. бурж. властей с крестьян нами. В пьесе "Карточный домик" (совм. с М. Ко-шиц; 1953, Современный т-р, Варшава) 3. сатирически высмеивает бурж.-помещичью Польшу в канун 2-й мировой войны (пьеса широко ставилась в т-рах Польши).

Соч.: lampka oliwna, Krakow, 1925; Dramaty, t. 1-2, Szamotuly, 1932; Powsinogi beskidskie, Warsz." 1938; Domek z kart, Warsz., 1954; Lyzki i ksiezyc, Poznan, 1957.

Лит.: Kozikowski Ed., Premiera "Lampki oliwnej", E. Zegadlowicza, "Teatr", Warsz., 1956, .ј 11; Prapemiera "Domku z kart", E. Zegadlowicza, "Teatr", Warsz., 195.3, ј 10;

Studencki W., Tworczosc dramatyczna Emila Zegadlowicza, Wroclaw-Warsz.-Krakow, 1962. P. B.

ЗЕЙДЕЛЬМАН (Seydelmann), Карл (24.IV. 1793-17.111.1843) - немецкий актер. Родился в Граце в семье зажиточного купца. Выступал в любительских спектаклях. В 1810 уш„л добровольцем в прусскую армию, участвовал в войне против Наполеона. В 1815 поступил в Бреславльский т-р, в 1820-22 стал ведущим актером Пражского нем. гор. т-ра. Затем играл в придворных т-рах - Касселя (1822- 1828), Штутгарта (1829-37), Берлина (1838-43). Вначале 3. исполнял роли молодых любовников, но актеру не хватало л„гкости, изящества и вскоре он переш„л на характерные, комедийные роли. В этих ролях проявилась высокая способность 3. к перевоплощению. 3. пришлось много работать над дикцией, чтобы преодолеть недостаток речи (шепелявость). Большое внимание актер уделял речевой характеристике и внешнему рисунку роли; стремился к историч. достоверности, добивался точности костюма, выразительности грима.

Подъ„м демократич. движения в Германии в нач. 30-х гг. 19 в. оказал значит, влияние на творчество 3., он сблизился с писателями и театр. деятелями, входившими в группу "Молодая Германия" (К. Гуц-ков, Г. Лаубе), и приш„л к убеждению, что т-р должен быть превращ„н в рупор передовых гражд. идей. По свидетельству В. Либкнехта, 3. был любимым актером К. Маркса. В годы, когда в актерской игре преобладала напыщенная декламация и ложный пафос, 3. возрождал и развивал реалистич. традиции творчества К. Экгофа и Ф. Шредера, осуществлял реформу сценич. речи. Он был единственным крупным актером, принимавшим участие в реж. опытах К. Иммермана - играл Натана ("Натан Мудрый" Лессинга) в "образцовых спектаклях" Дюссельдорфского т-ра. Роли 3. свидетельствуют о широте его творч. диапазона, преодолении им рамок амплуа. Выдающимися актерскими работами 3. были: Карлос, Мефистофель, Альба ("Клавиго", "Фауст", "Эгмонт" Г„те). В этих ролях актер отказался от традиц. при„мов характеристики отрицательных персонажей. В роли Карлоса лаконичность жеста, тонкая нюансировка речи, выразит. мимика, подч„ркнуто строгий т„мный костюм помогали воплотить образ сухого, рассудочного, холодного человека. Мефистофеля 3. играл в гротесковой манере, изображая его грубым и диким, ироничным и насмешливым персонажем старинных нар. легенд. 3. всегда находил своеобразную трактовку для известных драматургич. образов. В роли Шейлока актер подч„ркивал сильный волевой характер героя, его способность бороться и мстить. В трагедиях Шекспира 3. играл Ричарда III, Отелло, Яго.

Особенно значительны образы, созданные 3. в пьесах Шиллера: Франц Моор; Филипп ("Дон Карлос"), Вурм, Миллер ("Коварство и любовь"), Шрусбери, Берлей ("Мария Стюарт"), Октавио, Пикколомини, Бутлер ("Смерть Валленштейна"), и Лессинга: Мари-нелли, Рикко ("Эмилия Галотти", "Минна фон Барн-хельм"). Играл также Тартюфа. Под влиянием 3. формировалось творчество последующих нем. актеров-реалистов - Т. Деринга, Ф. Гаазе, и развивалась реалистич. школа режиссера Г. Лаубе.

Лит.: Маркс и Энгельс об искусстве, М., 1933, f. 207-208; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма, M.-Л., 1940; Rotscher H. Th., Seudelmann's Leben und Wirken, B-, 1895. И. Я.

ЗЕЙДМАН/Борис Исаакович [р. 28.1 (10.11). 1908]- русский советский композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (класс композиции М. О. Штейнберга). Автор опер "Гнев народный" (1941), "Маскарад" по драме Лермонтова (1945) (обе совм. с А. Бадалбейли), "Горе от ума" по комедии Грибоедова (1949), "Сын полка" по повести Катаева (1955), "Дорога чести" по пьесе "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1948), балета "Золотой ключик" по сказке А. Н. Толстого (1955) (все пост. в Т-ре оперы и балета им. Ахундова), муз. комедии "Швейк на германской службе" (1942), музыки к спектаклям Бакинского т-ра рус. драмы (ок. 20), симф., камерно-инструмент., BOK. и др. соч. С 1933 вед„т педагогич. работу; с 1939- в консерватории в Баку (с 1949 - профессор). Среди учеников 3.: А. Аббасов, С. Алескеров, Ф. Амиров, А. Бадалбейли, С. Гаджибеков, Д. Джангиров и др.

ЗЕЙЕР (Zeyer), Юлиус (26.IV.1841-29.1.1901) - чешский поэт и драматург. 3. принадлежат пьесы:

"Римони" (1880), "Шарка" (1887), пасторальная игра "Из времени розового утра" (1889) и др. Успех имела поэтич. сказка "Радуз и Магулена" (1896, Нац. т-р, Прага) о возлюбленных, раздел„нных враждой родов (сохраняется в репертуаре т-ров Чехословакии). Среди др. пьес 3.: "Старая история" (1882), "Сула-мифь" (1883), "Легенда из Эрина" (1886), "Чудеса любви" (1888), "Неклан" (1893), "Приход женихов" (1896}, "Под яблоней" (1900) идр. Л. Сол.

ЗЕЙНАЛЛЙ, Асаф (5.IV.1909-27.X.1932) - азербайджанский советский композитор. Музыке обучался в Бакинской консерватории (у У. Гаджибекова - основы азерб. нар. музыки, у Л. Е. Аба-теория композиции), к-рую окончил в 1931. В 1929-31 был зав. муз. частью Бакинского тюркского рабочего т-ра. Написал музыку комн. спектаклям этого т-ра ("Город ветров" Киршона, "Дочь Индии" Хамиди, "Кровавая пустыня" Багдасаряна, "Севиль" Джабарлы и др.). 3. заложил основы муз. оформления драм. спектаклей в азерб. т-ре. В„л педагогич. работу в Бакинской консерватории.

Лит.: М ел и к о в X., Асаф Зейналлы, Баку, 1956;

Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961, с. 202-205, 250-251, 264. К. Кае.

ЗЕЙНАЛОВ, Джангир Мешеди Рза оглы (1865- 4.XI.1918) - азербайджанский актер. Один из основоположников нац. иск-ва. 3. был широко образованным человеком. Начав сценич. деятельность в период формирования нац. т-ра в 1885, 3. посвятил сцене всю свою жизнь. Вдумчивый, серьёзный художник, он неуклонно стремился к обогащению своих знаний, совершенствованию актерского мастерства. 3. утверждал в нац. иск-ве реалистич. принципы, изучал опыт рус. т-ра. Исполнял гл. обр. комедийные роли, но при этом придавал комедийным и характерным образам драматич. черты. В пьесах М. Ф. Ахундова 3. играл роли: Гаджи

Кара (о. п.), Масталишах ("Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах..."), Везир ("Везир ленкоран-ского ханства"), Молла Ибрагим Халил (о. п.). Среди лучших ролей: Гаджа Самед ("Несчастный юноша" Ахвердова), Гаджи Гамбар ("Из-под дождя, да в ливень" Везирова), Шамданбек (о. п. Нариманова), Городничий; Старик Моор ("Разбойники"). 3. стремился достигнуть глубокой психологич. правды, иск-во его отличалось художеств. простотой и искренностью в выражении человеческих чувств, особой л„гкостью и непосредственностью. Он обладал большой наблюдательностью, умением видеть внутреннюю жизнь людей. Раскрывая идейный мир и создавая выразительный внешний облик своих героев, актер прежде всего определял обществ, положение этих персонажей. Продолжал работать над ролями и после выпуска спектакля, находил для своих героев новые краски.

Сценич. образы, созданные 3., заставляли зрителей не только смеяться, но и задумываться над т„мными, реакц. явлениями жизни, осуждать их, проникаться сочувствием к добру. Как и выдающиеся азерб. драматурги-реалисты, 3. остро обличал деспотизм, невежество, корыстолюбие, показывая причину обществ. пороков - социальное и имуществ. неравенство. Считая жизнь осн. источником творчества, 3. изучал окружающую его действительность, воплощал в своих сценич. образах реальные жизненные явления. Творч. принципы 3., его взгляды на иск-во были во многом сходны со взглядами М. С. Щепкина. Он считал т-р воспитателем обществ, нравов, утверждал высокие этич. принципы в актерской среде. Борясь с театр. штампами, распростран„нными в азерб. т-ре (декла-мационность, ложный пафос), 3. требовал от актеров и прежде всего от самого себя простоты и правдивости, считал, что актер должен нести со сцены истину, что в комедиях необходимо воспроизводить на сцене жизненную правду. Критика отмечала его "обдуманную и в то же время вдохновенную, эмоциональную" игру. 3. был воспитателем первого поколения аэерб. актеров; его учениками были Г. Араблинский, М. А. Алиева, С. Рухулла, М. Мурадов и др. основоположники нац. драматич. иск-ва.

Лит.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950;

Джафаров Дж., Азербайджанский драматический театр. Баку, 1959 (на азерб. яз.). К. Кае.

ЗЕЙФЕРТ, Тамара Алексеевна (p.9.VI.1918) - русская советская танцовщица. Нар. арт. РСФСР (1958). В 1936 окончила хореографич. уч-ще Большого Т-ра СССР. С 193? - солистка Гос. ансамбля народного танца СССР. Исполнительская манера 3. характеризуется глубоким проникновением в образ, высокой, виртуозной техникой. С 1962 работает балетмейстером-репетитором. Гос.пр. СССР (1952). С. Г.

ЗЕЛ‚НАЯ, Рина Васильевна (р.7.XI. 1902) - советская эстрадная актриса. Засл. арт. РСФСР (1944). В 1919 окончила театр. школу в Москве. Учителями 3. были И. Н. Певцов, Н. М. Радин, М. М. Блюмен-таль-Тамарина. С 1920 начинается сценич. деятельность актрисы. 3. работала в т-рах "Не рыдай", "Ба-лаганчик" (Петроград), в 1924-27 - в Моск. т-ре Сатиры. С 1928 - в Т-ре обозрений при Доме печати (позднее преобразован в Т-р эстрады и миниатюр). Выступала в сатирич. сценках, исполняя обычно роли некультурных, претенциозных мещанок ("Зубной врач", "Антракт без антракта", "Буфетчица" и др.). В 30-е гг. 3. начала выступать с рассказами о детях "о маленьких для больших". Раскрывая характеры детей, 3. своеобразно имитирует детскую речь. В репертуаре актрисы стихи В. Маяковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др. В сатирич. фельетонах, осмеивающих отрицательные явления, мешающие нашей жизни, актриса затрагивает вопросы семьи и воспитания: "Я и Павлик" Михалкова, "Как это было" Пермяка, цикл "Папа, мама и я" Юдина и др. С 1920 постоянно участвует в передачах по радио. Снималась в кино ("Весна", "Подкидыш" и др.), участвовала в создании сценария "Вес„лые зв„зды". М. Зон.

ЗЕЛ‚НЫЙ ТЕАТР - вид открытого летнего театра, предназначенный для всевозможных массовых постановок, концертов и др. зрелищ, для массовых собраний, митингов и пр. Крупнейший 3. т.- в Центр, парке культуры и отдыха им. Горького в Москве. Сооруж„н в 1933 в виде амфитеатра на 20 тыс. мест (из них 11 тыс.- для сидения), имеет огромную сцену - эстраду, большое количество подсобных закулисных помещений, мощные радиоузлы. В 1957 выстроено новое более совершенное здание. Т-р открылся в дни 6-го Всемирного фестиваля молод„жи и студентов в Москве. 3. т. имеются в Сокольническом парке культуры и отдыха в Москве и некоторых др. парках.

Лит.: Чериковер Л.З., Зеленый театр в Моск. ПКиО, "Архитектура СССР", М., 1933, ј 3-4, с. 40-41;

К а р p а А. Я., Театры под открытым небом, в сб.: Проблемы архитектуры, т. 1, кн. 1, М., 1936, с. 343-53. А. Шн.

ЗЕЛИНСКИЙ, Карл Михайлович (г. рожд. и смерти неизв.) - русский театральный деятель и актер 1-й пол. 19 в. Служил в труппе Л. Ю. Млотковского. Обладал ярким комедийным дарованием. Роли (на укр. яз.): Выборный ("Наталка-Полтавка" Котлярев-ского), Шельменко-денщик (о. п. Квитки-Основья-ненко), Прудиус ("Казак-стихотворец" Шаховского). В рус. водевильном репертуаре лучшая роль 3.- Лев Гурыч Синичкин (о. п. Ленского, 1840). 3.- один из первых частных антрепрен„ров на Украине. Его странствующая труппа, имевшая своей постоянной базой г. Николаев, выступала также в Ека-теринославе, Одессе, Киеве. В труппе 3. играл знаменитый впоследствии провинц. трагик Н. X. Рыбаков. Т-р 3. выступал и за пределами Украины - в Ставрополе, Владикавказе, Пятигорске (в этом городе 3. построил постоянное театр. здание). А. Г.

ЗСЛТМАТИС (наст. фам.- Карклинь), Эрнест Екабович [р. 19. Х1(1. XII). 1868- l. III. 1961] - латышский театральный деятель, писатель. Засл. деят. культуры Латв. ССР (1958). В 1894 начал лит. деятельность. В 1901-04 руководил в Риге т-ром нар. дома "Аусеклис". После окончания высшей драм. школы Э. Рейхера в Берлине (1907-09) вместе с Е. Дубуром основал в 1909 в Риге драм. курсы - первую проф. школу латыш. актеров. После смерти Е. Дубура (1916) руководил курсами до 1938, воспитал многих деятелей нац. т-ра. Среди учеников З.-Э. Виестур, Л. Шпильберг, Л. Шмит, А. Видениек. Особое внимание 3. уделял сценич. речи. Автор пьесы-сказки "Сын пахаря" (1924) и др. пьес, книг ("Сценическое искусство", 1923, совм. с Т. Леяс-Круминем) и статей по т-ру.

Лит.: Е. Zeltmata darbiba "Ausekla" teatrT, в кн.: "Teat-ris un dzive", Almanahs III, Riga, 1959. /f. /f,

ЗЕЛЬВЕРОВИЧ (Zelwerowicz), Александр (7. V III. 1877, Люблин,17.VI.1955, Варшава) - польский актер, режиссер, театральный деятель, педагог. Сын врача. Впервые выступил на сцене еще будучи учеником гимназии в 1890 (роль Слуги в "Комедии ошибок" Шекспира) во время гастролей лодзинской труппы М. Воловского в Варшаве. Учился в драм. школе при Варшавском муз. об-ве и в Женевском ун-те. В 1899, прервав занятия в ун-те, начал артистич. деятельность в г. Лодзи. В 1900 поступил в Краковский т-р, где наряду с исполнением фарсово-комедийных ролей создал значит драматич. образы; был первым исполнителем роли Каспера ("Свадьба" Выспянского, 1900), позднее в этой же пьесе выступил в роли Чепеца, в "Дзядах" Мицкевича (пост. Выспянского) исполнил роли кс„ндза Петра и Байкова, в пьесах Словацкого играл Грабеца ("Балладина", 1902) и Майора ("Фантазий", 1907). В 1906 3. сыграл роль Войнпц-кого, ставшую этапной в его творчестве. Во время пребывания в России (1908) встречался с Горьким и Станиславским, посещал спектакли МХАТа, что оказало большое влияние на его творчество. В 1908-11 руководил т-ром в Лодзи. В 1911-13 работал в "Объедин„нном т-ре" (т-р "Зьедночоны") в Варшаве, где пост. "Свадьбу" Выспянского (1911), "Иридион" Красиньского (1912, исп. роль Масиниссы). В 1913-19, 1921-25, 1931-34, 1936-37, 1947-55 работал в т-ре "Польски" (Варшава), пост. здесь спектакли: "Лисистрата" Аристофана (1913), "Юлий Цезарь" (1914) и "Сон в летнюю ночь" (1923) Шекспира, "Живой труп" (1916, исп. роль Протасова); "Пан Йовяльский" Фредро (1923, роль камергера), "Растратчики" Катаева (1932, роль Прохорова) и др. Роли:

Эконом ("Краковцы и горцы" Богуславского), Фальстаф ("Генрих IV" Шекспира), Тартюф; Дантон (о. п. Роллана), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), проф. Полежаев ("Беспокойная старость"), пан Дамазий (о. п. Блп-зиньского), Дед ("Справедливые люди" Брандыса) и др. 3. в„л режиссерскую работу в т-рах Кракова (1917-18), Варшавы ("Розмаитости" и "Редута", 1919-20), Лодзи (1920-21). В 1925-26 совм. с Л. Шиллером и В. Хожицей руководил Т-ром им. Богуславского (Варшава), где пост. "Ревизор", исполнил в этом спектакле роль Городничего. 3. создал образ грубого самодура и необычайно легковерного человека. В 1927 3. пост. в т-ре "Народовы" "Дзяды" (совм. с худ. В. Драбиком) -спектакль большой трагич. силы. В 1929-31 руководил т-ром в Вильно, в 1932 пост. оперу "Севильский цирюльник" (т-р "Бельки", Варшава).

Во время фашистской оккупации 3. прервал свою творч. деятельность и вернулся к работе в т-ре только после освобождения Польши от фашистов (1944). Продолжая лучшие реалистич. традиции польск. нац. театр. иск-ва, создавал спектакли и образы, исполненные глубокой психологич. правды. В то же время 3. стремился к новаторству, яркой зрелищности, часто обращался к условным при„мам гротесковой характеристики .

3.- автор ряда статей, в к-рых выступал против натуралистич. тенденций в театр. иск-ве. С 1912 занимался педагогич. деятельностью; в 1945-47 руководил Высшей театр. школой в Лодзи, был поч„тным ректором Высшей театр. школы в Варшаве. 3.- лауреат Гос. пр. [1950 - за творч. и педагогич. деятельность, 1951 - за исполнение роли Яскрови-ча ("Грех" Жеромского, т-р "Камеральны")]. Снимался в кино.

Соч.: Szkolnictwo teatralne w Polsce, "Scena Polska", 1936, Wrzesien, c. 29-37; Wyprawa do Moskwy, там же, 1938, Уз, с. 337-339; Jak usilowalem zbudowac role kompozytora Laagusa, "Teatr", Warsz., 1950, ј 2-4, с. 13-15; Glos ma jubilat, там же, 1954, ј 3, с. 12-13; Gawedy stareso komedianta, Warsz., 1958; в рус. пер.- Мой любимый "Дядя Ваня", в кн.: Государственный польский театр в Варшаве. Гастроли в СССР. Сб. статей, Варшава, 1954, с. 62-68.

Лит.: H о г z у с a W., Aleksander Zelwerovicz, Warsz., 1935; "Lodz teatralna", 1946/1947, ј 2; Aleksander Zelwerowicz. Praca zbiorowa z okazji jubileuszu artysty, Wilno, 1930; Macierakowski J., Natanson W., Aleksander Zelwerowicz, Warsz., 1957. Б. Рос.

ЗЕЛЬДИН, Владимир Михайлович [р.15(28).11.1915]- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1935 окончил театр. уч-ще при Т-ре им. МОСПС; начал сценич. деятельность в этом же т-ре. Первая роль - Лугин ("Дело рядового Шибунина" Никулина). В 1938-41 и 1943-45 работал в Моск. т-ре транспорта, в 1942-43 - Алма-Атинском т-ре. С 1945 - актер ЦТСА. Яркий темперамент 3., превосходное чувство ритма, пластичность проявились в роли Альдемаро ("Учитель танцев" Лопе де Вега, 1946). Комедийной л„гкостью, непринужд„нностью проникнуто исполнение роли Кохты ("Стрекоза" Бараташвили). актер выразительно переда„т нац. черты характера (роль Ашота Барояна - "Внук короля" Шейнина). С 1941 снимается в кино (Мусаиб - "Свинарка и пастух" и др.).

Др. роли: Т-р транспорта - Николай ("Вторые пути" Афиногенова), Анфил ("Комедия ошибок" Шегспира);

Алма-Атинский т-р - Сергей Горлов ("Фронт"), Теодоро ("Собака на сене" Лопе де Вега); ЦТСА - Ножкин

("Последние рубежи" Чепурнна), Клайд ("Закон Ликурга" по Драйзеру), Ставриди ("Песнь о черноморцах" Лаврен„ва), Фон-танарес ("Мечты Кинолы" Бальзака), Фрэнк ("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Коррадо ("Моя* семья" Э. де Филлипо), Хармалахти ("Юстина" Вуолий-оки), Грегор ("Средство Макро-пулоса" Чапека),Часовников-сын ("Океан" Штейна). С. Г.

ЗЕМБЙНЬСКИЙ (Ziembin-ski), Збигнев (род. 17. III. 1908)-бразильский режиссер и актер. Поляк по национальности. Учился в Краковском ун-те и в Школе драм. иск-ва в Кракове (1926). В 30-е гг. работал в разл. т-рах Европы. С 1941 жив„т и работает в Рио-де-Жанейро. Ставил спектакли в т-рах: "Театру академику", "Театру дус новус" ("Театр начинающих"), работал в т-ре "Комедианты". Пост. спектакли, в к-рых сказались экспрессионистские тенденции: "Пелеас и Мелисанда" Метерлинка, "Любовь под вязами" О'H ила, "М„ртвая королева" Монтерлана. Особенный успех имел спектакль "Платье невесты" Родригиса. С 1948 3. работал как режиссер в труппе актрисы М. делла Коста. Пост.: "Ч„рный ангел" Родригиса, "Войцек" Бюхнера и др. В 50-х гг. в "Театру Бразилейру ди комедия" - спектакли: "Мария Стюарт" (1955); "Воль-поне" Бена Джонсона (1954, играл Вольпоне). Широкое признание получили пост. пьес браз. авторов: "Старый корабельный трюм" Перейра ди Алмейда (1951, Т-р комедии), "Ракель" Гомиш Машаду (1950, "Театру да сегунда фейра"). Как отмечает историк браз.т-ра Галантиди Соза, 3. утвердил иск-во режиссуры на бразильской сцене. Спектакли его отличаются поэтич. атмосферой, пластич. решением мизансцен, своеобразием оформления, использования света. Большое внимание 3. уделяет раскрытию дарований актеров. Играл Луку ("На дне"). В 1943-54 снимался в кино.

Лит.: Almeida Prado D. de, Apresentacao do teatro brasileiro moderno, Sao Paulo, [1956], с. 36-40, 157- 168, 461-464 etc.; Galante de Sousa J., O teatro по Brasil, t. 2, Rio de Janeiro, 1960, c. 581. Ал. С.

ЗЕМБРИХ (Sembrich), Марчелла (наст. имя и фам.- Марцелина К о х а н ь с к a; Kochanska) (15. II. 1858-11.1.1935) - польская артистка оперы (колоратурное сопрано). Музыке обучалась с 12 лет в консерватории во Львове у В. Штенгеля (впоследствии муж 3.). С 1875 брала уроки пения у В.Рокитанского в Вене и у Дж. Ламперти в Милане. В 1877 дебютировала на оперной сцене в Афинах. В 1878-80 выступала в Дрезденском оперномт-ре.в 1880- 1884- в Итальянской опере Лондона, в 1895-в т-ре "Ко-вент-Гарден". В 1898-1909- солистка т-ра "Метрополитен-опера". Много гастролировала (Франция, Испания, Австрия, скандинавские страны, в России - в 1880-98 с перерывами). 3. обладала красивым голосом обширного диапазона (от д о 1-й до ф а 3-й октавы), соединяла высокую музыкальность с выразительностью и благородством исполнения.

Партии: Лючия, Норина ("Лючпя ди Ламмермур", "Любовный напиток" Доницетти), Эльвира ("Пуритане" Беллини), Динора (о. п. Мейербера), Сюзанна "Свадьба Фигаро"), Церлина ("Дон Жуан"), Виолетта, Розина, Джильда, Ми-ми и др.

Оставила сцену в 1904, но продолжала выступать в концертах до 1917. С 1924 преподавала пение в Ин-те К„ртиса и в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Среди е„ учениц-М. Ерица, Д. Джаннини.

Лит.: Armin G., M. Sembrich und Herr Professor Julius Hey, Lpz., 1898;

Owen H. G., A recollection of М. Sembrich, [N. Y.], [1950J; D a v i de o n G., Opera biographies, L., 1955.

ЗЕМ‚ТЧИНСКИЙ ТЕАТР - русский советский драматический театр. существовавший в 1934-37 в селе Земетчино Воронежской обл. как совхозно-колхозный филиал моек. Малого т-ра. В труппу вошли актеры Малого т-ра (Е. И. Найд„нова, О.Н. Полякова, М. П. Юдина, А. И. Истомин и др.). Худ. рук. и гл. реж.- И. С. Платон; после его смерти (1935) - А. И. Истомин. Спектакли: "На бойком месте", "Егор Булычев и другие"; "Последняя бабушка из Семигорья" Евдокимова (все в 1934), "Шестеро любимых" Арбузова (1935), "Бедность не порок", "Платон Кречет", "Гибель эскадры", "Овечий источник" (все в

1936), "Женитьба Белугина"; "Слава" Гусева (все в

1937). Т-р проводил большую работу по организации и руководству самодеятельными коллективами в школах, совхозах и колхозах области. В. Мае.

"ЗЕМЛЯ" - трагедия в 5 д. 8 к. Н. Е. Вирты (по мотивам романа "Одиночество"), Соч. 1937. Пост. 5 нояб. 1937 в МХАТе (реж. Леонидов, Горчаков, худ. Рындин; Фрол Баев - Грибов, Андрей Андреич - Калинин, Листрат - Добронравов, Сторожев - Хмел„в, Ал„шка - Белокуров, Наташа - Степанова, Мавра - Зуева, Никита Петрович- В. Попов, Федот - Блинников, Антонов - Топорков, Ишин - Грибков, Косова - Титова, Сафиров - Жильцов, отец Степан - Кторов).

Среди пост. "З.": Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1937, реж. Кожич; Листрат - Толубеев); Саратовский т-р (1937; реж. Карганов, Слонов, Тункель, худ. Голубов-ский; Фрол Баев - Карганов, Листрат - Слонов, Сторожев - Григорьев); Тбилисский т-р им. Грибоедова (1937, реж. Ридаль, худ. Вяч. Иванов); Т-р им. Шевченко (1938, реж. Марьяненко, худ. Меллер; Фрол Баев - Радчук, Листрат - Антонович, Сторожев - Сердюк); Ленингр. дра-матич. т-р под рук. П. П. Гайдебурова (1938, реж. Вейсбрем, худ. Белицкий); Тульский т-р (1938, реж. Теппер, худ. Вяч. Иванов) и др. т-ры. В 1960 "З." пост. Псковский т-р (реж. Б. Филиппов) и ещ„ ряд т-ров.

Издания: Первая публ.:журн. "Знамя", 1937, .ј 9Из послед, изд.-сб.: Советская драматургия, т. 4, М.-Л., 1948; В и рта П., Земля. Дали неоглядные, М., 1958.

Лит.: В и p т а Н., Земля, изд. Музея МХАТ, М.. 1937;

Ежегодник Моск. Художеств. театра. 1947, М., 1949; тоже, 1949"-1950, M., 1952; Толубеев Ю., Путь к образу нз творческого опыта), М., 1952; Полякова Е., Театр л драматург, М., 1959; Горчаков Н.М., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, М., 1961. А. Шн.

З‚МПЕР (Semper), Готфрид (29.XI.1803-15.V. 1879)-немецкий архитектор. Учился в Берлине у К. Ф. Шинкеля. Творч. манера 3. отличается эклектичностью, использованием традиций позднего римского классицизма и Возрождения. 3. построил Дрезденский оперный т-р (1838-41) и проектировал театр. здания для Рио-де-Жанейро (1853), Мюнхена ("Ваг-иеровские фестивали", 1864), Дармштадта (1872-73) и др. В 1871 был приглаш„н в Вену для перестройки императорской резиденции Хофбург. Весь ппоект ансамбля, включивший и "Бургтеатр", был задуман как парадная монументально-декоративная композиция. Из-за болезни и разногласий с соавтором - К. фон Хазенауэром- 3. покинул Вену, "Бургтеатр" достраивал Хазенауэр (торжественное открытие т-ра состоялось 14 окт. 1888).

Лит.: Die Theater Wiens, v. 3., W., 1896. Зин. 77.

ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ - см. Сцена.

ЗЕРКАЛОВА, Дарья Васильевна [р.19.111(1.IV) 1901] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В юности выступала в любительских спектаклях. В 1920 была принята в труппу рус. т-ра в Одессе. Играла в осн. роли девочек-подростков в мелодрамах и комедиях. С успехом исполняла в гастрольных спектаклях П. Н. Орленева роль Марьи в сентиментальной пьесе В. А. Крылова "Горе-злосчастье". Работала в т-рах Киева, Харькова, Полтавы. Большой успех имела в ролях озорных "девчонок", к-рые играла с подкупающим обаянием, свежо и задорно. Лучшие роли 3. в этот период (1923-30): Рози ("Бой бабочек" Зудерма-на), Марфинька ("Обрыв" по Гончарову). Играла также роли Аксющи ("Лес"), Полины ("Доходное место"), Луизы ("Коварство и любовь") и др. В нач. 30-х гг. работала в т-рах Киева и Харькова; в эти годы впервые выступила в пьесах сов. драматургов - Анка ("Поэма о топоре" Погодина), Гога ("Человек с портфелем" Файко). С 1933 3.-актриса ЦТСА, где работала с режиссерами Ю. А. Завадским, Е. С. Телешевой, А. Д. Поповым, А. М. Лобановым. В этот период комедийное дарование актрисы обретает психологич. глубину, большой драматизм. Ей становятся доступны героич. и остродраматич. образы. В 1934 3. создала вдохновенный, проникнутый революц. романтикой образ Оксаны в "Гибели эскадры". В 1935 в мягких акварельных тонах, с л„гкой иронией и светлой эмоциональностью сыграла Юлию Тугину в "Последней жертве"; затем создала жизнерадостный вызывающе вес„лый образ Елены в "Мещанах". В 1936 исполнила роль Натальи в "Вассе Железновой", в 1937- Глафиры в "Волках и овцах". В 1938 3. вступила в труппу Малого т-ра. Зрелым, уверенным мастерством отмечено исполнение 3. роли Евгении Гранде (по о. п. Бальзака, 1939). С комедийным блеском играла 3. роль Элизы Дулитл ("Пигмалион" Шоу, 1943). В Малом т-ре 3. создала новые интерпретации уже игранных ролей (Глафира, 1941, Елена, 1946). Лучшие роли 3. в зап.-европ. классике - Королева ("Рюи Блаз" Гюго), мисс Орлин ("Веер леди Уиндермеер" Уайльда).

Др. роли в Малом т-ре: Джесси ("Русский вопрос" Симонова), Христина Падера ("Заговор обреч„нных" Вирты), Кру-чинина; Елена ("Волк" Леонова), графиня Орсино ("Эмилия Галотти" Лессинга).

Лит.: Б а ч е л и с Т., Д. В. Зеркалова, М., 1954; В е-л е х о в а Н., Элиза Дулитл и Зеркалова, в сб.: актеры и роли, М.-Л., 1947, с. 181-96. Т. Бач.

"ЗЕФИР И ФЛбРА" - балет Босси (одноактный), либр. К. Дидло. Пост. 7 июня 1796, Лондон, Королевский т-р (балетм. К. Дидло, худ. Липаротти; Зефир - К. Дидло, Флора - Р. Дидло). В России - Эрмитажный т-р, Петербург (1804, балетм. К. Дидло, худ. Корсини; Зефир - К. Дидло, Флора - Р. Дидло); 1808, там же (муз. Кавоса, балетм. К. Дидло; Зефир - Дюпор, Флора - Данилова);

1817. Т-р на Моховой, Москва (балетм. Глушковский; Флора - Глушковская). Новая ред. (2 акта, муз. Вснюа);

2 янв. 1818, Эрмитажный т-р, Петербург (балетм. Дидло, худ. Кондратьев и Бабини); 18 янв. 1828, Большой т-р, Петербург (муз. Кавоса, балетм. К. Дидло; Флора - Истомина). Возобн. 19 апр. 1841. там же (муз. Кавоса и Венюа, балетм. Титюс и Кузмина; Зефир - Гредлю, Флора - Андреева 2-я). Пост. в др. городах России в 20-30-е гг. 19 в.- Ор„л, Харьков, Курск, Киев. За рубежом: 7 апр. 1812, "Ко-вент-Гарден" (балетм. К. Дидло); 12 дек. 1815, "Гранд-Опера" (муз. Венюа, балетм. К. Дидло, худ. Сисери и Марш; Зефир - Альбер, Флора - Госселен-старшая); 3 июля 1830, "Ковент-Гарден" (балетм. Ф. Тальони; Флора - М. Тальони).

Лит.: Слонимский Ю., Дидло..., Л.-М., 1958.

Юр. Б. З‚ФРИД (Seefrid), Ирмгард (р.9. X.I 919) - австрийская артистка оперы (сопрано). Пению училась в консерватории в Аугсбурге и в Муз. академии в Мюнхене. Впервые выступила на оперной сцене в 1939 в Ахене, куда была приглашена Г. Каранном. С 1943 3.- солистка Венской гос. оперы. С 1946 регулярно выступает на Зальцбургских и др. оперных фестивалях. В 1947 пела в т-ре "Ковент-Гарден", в 1951 в т-ре "Метрополитен-опера". 3.- одна из лучших совр. исполнительниц опер Моцарта (Сюзанна - "Свадьба Фигаро"), Памина - "Волшебная флейта", Фьордилиджи - "Так поступают все"). Выступает в концертах и в ораториях.

Партии: Ева ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера), Нанетта ("Фальстаф" Верди), Композитор, Октавиан ("Ариадна на Наксосе", "Кавалер роз" Р. Штрауса), Микаэла, Чио-Чио-сан и др.

Лит.: Fassbind F., Schneiderhan W., J. Seefried, Bern, 1968.

ЗЙГФЕЛЬД (Ziegfeld), Флоренц (1867-1932) - американский антрепрен„р, театр. деятель. Создатель особого вида эстрадного представления - ревю. Стремясь ошеломить и ослепить зрителя феерич. блеском, необычайной пышностью своих постановок, красотой танцовщиц - "герлс", 3. тратил на каждую постановку огромные средства. Эти постановки, известные под назв. "Зигфельд фоллис", были очень популярны в 1907-31. 3. привлекал в свою труппу многих талантливых актеров.

3. ставил также муз. комедии и оперетты: "Плавучий театр", "Красное перо", "Горькая любимая", "Рио-Рита" и др. В 1927 3. организовал в Нью-Йорке т-р, который был вскоре закрыт из-за финансовых затруднений. К. Б.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница