Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 174)


ЗАРЯДНЫЙ, Николай Яковлевич (р. 20. VIII. 1921)-украинский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1948. Учился в Укр. комму нистич. ин-те журналистики в Харькове (1939-41). Работая в газетах "Ворошиловградская правда", "Винницкая правда" (с 1945), 3. познакомился с жизнью и бытом колхозного села, получившими отражение в его творчестве. В 1950 написал первую пьесу "Весна", пост. Винницким укр. муз.-драм. т-ром им. Садовского. Последующие пьесы: "Большое поручение" (1951), "На крутых берегах" (1953), "Прилетают журавли" (1954), "Ночь и пламя" (1957), "Вес„лка" (1958), "Если ты любишь..." (1959), "М„ртвый бог" ("Чужой дом", 1960), "Антей" ("Сыновья идут дальше", 1961). Пьесы 3. посвящены актуальным проблемам современности, они отражают социальные преобразования в стране, творч. труд сов. людей, формирование человека нового общества. Пьесы 3. ставятся в Винницком и др. т-рах Украины. "Вес„лка" и "Антей" были пост. в т-рах Ленинграда, Москвы, Киева и др. городов. Р. Б.

ЗАРХИ, Натан Абрамович (1900-17.VII.1935) - русский советский киносценарист и драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1935). Пьеса .3. "Улица радости" (1932, Т-р Революции, реж. Шлепянов; Спавента-Астангов, Рубинчик - Штраух, Мексон - Белокуров, Кикси - Глизер) изображает жизнь амер. бедноты, с глубоким лиризмом раскрывает тему пролетарской солидарности и в то же время обличает мещанские нравы и консерватизм англ. буржуа. "Улица радости" была одной из самых популярных сов. пьес начала 30-х гг., с успехом шла во мн. т-рах страны. По сценариям 3. реж. В. И. Пудовкиным пост. фильмы "Мать" (экранизация романа М. Горького; 1925), "Конец Санкт-Петербурга" (1926) и др. Соч.: Улица радости, М., 1938 , 1940. Лит.: А л п е р с Б., Натан Зархи, в кн*. Зархи Н." Сценарии, М.-Л., 1938. К. Р.

"ЗАРЯ" (болг. - "З о р а") - болгарский театр. Осн. в 1894 в Софии в результате реорганизации полу-проф. труппы "Театральное товарищество им. Басила Левского". Работал как передвижной. Руководителем и организатором т-ра был актер Б. Пожаров. В труппе т-ра начинал свою творч. деятельность нар. арт. НРБ К. Сарафов,работали известные болг. актеры Р. Попова, П. Стойчев, Н. Штырбанов, перешедшие позже в труппу т-ра "Слеза и смех". В репертуаре т-ра были патриотические пьесы прогрессивных болг. драматургов -"Стефан Караджа" Станчева, "Руска" Вазо-ва, "Нванко" Друмева, а также "Рюи Блаз" Гюго, "Поклонение кресту" Кальдерона и др. Закрылся в 1897. Аг. М.

"ЗАРЯ" - опера К. В. Молчанове., либр. С. Л. Северцева по мотивам пьесы Б. А. Лаврен„ва "Разлом"). Пост. 14 февр. 1956, Пермский т-р оперы и балета (дириж„р Шморгонер, пост. Келлер, худ. Кузьмин; Годун - Лемза, капитан Берсенев -Попов, Татьяна - Сильвестрова, Ксения - Селиванова, лейтенант Штубе - Гаврилкин, полковник Ярцев - Бойкиня, поручик Полевой - Гончаренко, Ал„ша Бодров - Губе), моек. Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (1956), Одесский т-р оперы и балета (1957); Плов-дивская нар. опера (Болгария, 1961).

Издания: "З.", клавир, М., "Советский композитор", 1959. Я. Гр.

ЗАРЯН, Наири Егиазарович [р. 31.XII.1900(13.1. 1901)] - армянский советский поэт, прозаик, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1930. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 1951 и 1954. Окончил филологич. ф-т Ереванского ун-та (1927). В 1931-33 учился в аспирантуре Гос. академии искусствознания (ГАИС). Автор пьес "У родника" (1947), "Опытное поле" (1953), посвящ„нных современности, утверждению прогрессивных тенденций, осмеиванию недостатков. В трагедии "Ара прекрасный" (1944) 3. по-новому осмысливает древнюю легенду, утверждает тему бессмертия народа. Пьесы 3. шли в т-рах им. Сундукяна в Ереване, им. Мравяна в Ленинакане, им. Шаумяна в Тбилиси и в др. арм. т-рах.

Лит.: Агабабян С., Наири Зарян, Ереван, 1954 на арм. яз.); Севак Г., Трагедия Наири Заряна "Ара Прекрасный", в кн.: Научн. труды (Ереванск. гос. ун-та). Серия филолог, наук, т. 42, Ереван, 1954 (на арм. яз.). Б. А.

ЗАРЯН, Рубен Варосович [р. 1(14).IX.1909] - армянский советский театральный критик, театровед и литературовед, засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961), доктор искусствоведения (1961). Чл. Комму нистич. партии с 1942. В 1936 окончил филологич. ф-т Ереванского ун-та. Лит. деятельность начал в 1933. Театр. критикой занимается с 1942. Автор книг: "Театральные портреты" (1956; о творчестве артисток Асмик, О. Гулазян и А. Восканян), "Сирануйш" (1956) и "Адамян" (2 тт., 1960-61). С 1948 вед„т педагогич. работу (по истории арм. т-ра) в Ереванском художествен-но-театр. ин-те (с 1949-доцент). С 1958 - директор Ин-та пск-в АН Арм. ССР

ЗАС‚ЦКИЙ, Петр Иванович (1899-1941) - русский советский артист оперы (тенор). Нар. арт. БССР (1940). Учился в Саратовской консерватории. Дебютировал в оперном т-ре Ростова-на-Дону в 1920. До 1924 работал в Оперной студии Станиславского и в Большом т-ре. В 1924-37 - солист ленингр. оперных т-ров. В 1937-41 пел в Т-ре оперы и балета в Минске, где создал яркие образы в операх белорус. композиторов: Савка Мильгун ("В пущах Полесья" Богатыр„ва), Мартин ("Михась Подгорный" Тикоцкого), Микита ("Цветок счастья" Туренкова). 3. обладал ярким актерским талантом, естественной и простой манерой исполнения.

Партии: Педрило, Дон Базилио ("Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Вася ("За красный Петроград" Гладковского и Пруссака), Мишук ("Тихий Дон"), Иван, Сергей ("Нос", "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича), Чекалинский ("Пиковая дама"), Трике ("Евгений Онегин"), Бобыль ("Снегурочка"), Каюс ("Фальстаф" Верди), Сполетта ("Тоска").

Лит.: Богданов-Березовский В. М., Ленинградский гос. академич. театр оперы и балета им. С М Кирова, Л.-М., 1959, с. 112.

ЗАСЛАВСКИЙ, Сем„н (Самуил) Аронович [p.31.V(13. VI).1910] - русский советский композитор. В 1938 окончил Ленингр. консерваторию (класс композиции П. Б. Рязанова и М. А. Юдина). В 1941-44 3.- зав. муз. частью Иркутского т-ра, в 1945-46 - гл. дириж„р Одесского т-ра музкомедии. С 1955 3. жив„т в Москве. Автор муз. комедий "Сын моря" (1932, Рос-тов-на-Дону, Т-р музкомедии), "Соловьиный сад" (1938, Харьковский т-р музкомедии), "Зел„ный шум" (1939, там же), "Искатели сокровищ" (1941, Ростов-на-Дону, Т-р музкомедии), "Под небом Праги" (1942, Иркутский т-р музкомедии), "Славянка" (1947, Ростов-на-Дону, Т-р музкомедии), "Мария" (1947, Харьковский т-р музкомедии), "Счастливый соперник" (1951), музыки к спектаклям и др. соч.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ Республики-см. Поч„тные звания.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ - см. Поч„тные звания.

ЗАСТОЛЬНАЯ ПЕСНЯ в о п е р е - см. Бриндизи.

"ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА В ГРУЗИИ"- пьеса 3. Н Антонова.Соч. 1852 (на груз. яз.). Первая пост. 12 янв. 1853Г?) в Тифлисе. Впоследствии прочно вошла в репертуар груз. сцены.

Первая пост. "З. с. в Г." на сов. груз. сцене - 2 янв. 1923, Т-р им. Руставели (реж. Марджанишвили, худ. Сида-мон-Эристави; Минасов - Абашидзе, Геурк - Н. Гоци-ридзе, Ненэ - Черкезишвили, Рипсимэ - Джавахишвили, Чишмаков - Васадзе, Иванэ - Зурабишвили, "Русский чиновник" - А. И. Южин); 1933, Т-р им. Марджанишвили (реж. Антадзе, худ. Ахвледиани; Ненэ -Черкезишвили, Чишмаков - Годзиашвили, Ивана - Шавгулидзе, "Русский чиновник" - Гамбашидзе).

Издания: Первая публикация пьесы - 1853, в изд, 1851-54 гг. (на груз. яз.); послед, изд.: "Сочинения Зураба Антонова", Тифлис, 1876 и Тбилиси, 1955 (на груз. яз.). Лит.: Бухникашвили Г., Театр Георгия Эрис-тави, Тбилиси, 1948; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1954; "Театр", М., 1939, ј 11-12. А Шн

ЗАТЫРК‚ВИЧ-КАРПЙНСКАЯ, Анна Петровна [10(22).1.1856, Срибно на Полтавщине,- 19.IX.1921, Ромны] - украинская актриса. Род. в семье помещика. В 1882 выступала в любительском кружке в Ромнах, близ усадьбы е„ мужа, помещика Затыркевича; играла роли Татьяны ("Солдат-чародей" Котляревского) и Дарьи ("Сватанье на Гон-чаровке" Квитки-Основьянен-ко). В 1883, расставшись с мужем, поступила в труппу М. Л. Кропивницкого, где режиссировал М. П. Стариц-кии. После дебюта в роли Секлеты ("Как колбаса и чарка" Старицкого) З.-К. оста„тся в этой труппе (до 1892), играет роли комич. старух и вес„лых бойких молодок. Позднее работала в труппе

Н. К. Садовского (1892-97), О. 3. Суслова, Т. П. Ко-лесниченко. З.-К. принадлежит к славной плеяде таких выдающихся'деятелей укр. т-ра, как М.Л. Кро-пивницкий, М. К. Заньковецкая, Н. К. Садовский, П. К. Саксаганский и др., к-рые были е„ партн„рами и единомышленниками в творчестве. Игра З.-К. отличалась простотой и естественностью. Глубокое знание жизни народа определило правдивость, яркую характерность создаваемых актрисой образов, а изучение быта помещиков способствовало типичности сатирич. характеристик (Аграфена Степановна -"Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко). Играя нек-рые роли по нескольку лет, З.-К. каждый раз придавала своим героиням новые, подсказанные жизнью черты. Сценич. образы З.-К. были отмечены жанровой определ„нностью, сочностью и обаянием. Лучшие из них: Рындычка, Ф„кла, Стеха, Гапка, Яцыха ("По ревизии", "Пока солнце взойд„т, роса очи выест", "Мироед, или паук", "Зайди голова", "Зал„ты соцкого Мусия" Кропивницкого), Анна ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Лимеривна (о. п. Мирного), Сек-лета ("За двумя зайцами" Старицкого), Стеха ("Назар Стодоля" Шевченко) и др. В 1919-20 играла в Нар. т-ре в Киеве, участвовала в спектаклях для частей Красной Армии.

Лит.: Д ? б p о в е и к о М., Г. П. Затиркевич-Карпин-ська, Кив, 1956; Марьяненко И., Прошлое украинского театра. Воспоминания, М., 1954, с. 102-107 (на укр. яз., Кив, 1953). ff, Д

ЗАУЭР (Sauer), Оскар (5.XII.1856-3.IV.1918) - немецкий актер. Дебютировал в т-ре г. Оснабрюка в 1877, затем играл в т-рах Крефельда, Лигница, Г„р-лица, Данцига и др. Выступал в трагедиях, играл комедийные и характерные роли. 3. обладал сильным красивым голосом (исполнял в оперетте роли любовников-фатов). В 1885 играл в берлинском т-ре "Шау-шпильхауз". В 1890-96, 1904-13 - актер "Лессинг-т-ра", в 1896-1904 - Нем. т-ра. В то время как реа-листич. традиции в нем. сценич. нск-ве вс„ больше уступали место неоромантич. и символистским исканиям, 3. стремился остаться на позициях психологич. реализма. Играя в пьесах, содержащих натуралистич. тенденции, 3. создавал образы, глубоко раскрывающие чувства героев. Тщательно отделывая детали роли, актер в то же время не останавливался на бытовых мелочах, стремился создавать обобщ„нные ти-пич. образы. Иронией, острой сатиричностью было проникнуто исполнение им ролей советника фон Келлера ("Родина" Зудермана) и чиновника Верхана ("Бобровая шуба" Гауптмана). С тонким комизмом играл 3. роль св. Антония ("Чудо св. Антония" Метерлин-ка). Большим успехом пользовался в пьесах Гауптмана - Иоганн ("Одинокие"), Михаэль Крамер (о. п.), Зибенхаар ("Воз-чик Геншель"), старик Бернд ("Роза Бернд"), и Ибсена - Верле ("Дикая утка"), Петер Штокман ("Враг народа"), Пастор Мандерс ("Привидения"); Ульрих Брендель ("Росмер-схольм"), Бракк ("Гедда Габлер") и др.

Лит.: J а с о b s о h n S. О., Sauer, В., 1926; B a b I., H a n d l W., Deutsche Schauspieler, [B.J, 1908. ff. ff.

ЗАФАРЙ, Гулям (1889-1944) - узбекский драматург. Один из основоположников жанра нац. муз. драмы. Первые пьесы ("Фиалка" и др.) 3. написал в 1915-16 и подобрал к ним нар. музыку. В первые годы Сов. власти 3. написал ряд небольших муз. пьес, к-рые называл "маленькими операми" ("Дети свободы", "Весна", "Туйгун-ой", "Плохой товарищ" и др.). Пьесы носят нравоучительный характер, показывают преимущества просвещения и т. п. Лучшие "малень-кие оперы" - "Дети свободы", "Весна" -отличаются светлым колоритом, прославляют весеннее цветение природы, любовь, воспроизводят нар. обряды. В этих операх 3. использовал популярные нар. мелодии. Мировоззрение 3. было ограничено просветительством. Это сказалось и в лучшем произведении 3.- муз. драме "Халима" (1-й вариант написан в 1919), в к-рой писатель осуждает законы шариата, но его положит. герои не способны на активный протест и становятся жертвами обстоятельств. "Халима" пост. труппой им. К. Маркса (1920) и др. коллективами республики. Т. Т.

3AXABA, Борис Евгеньевич [p.l2(24).V.1896J- русский советский режиссер, актер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1946). Профессор (1939). Чл. Комму-нистич. партии с 1943. В 1913, будучи студентом Моск. коммерч. ин-та, вступил в студенческий драм. кружок, руководимый Е. Б. Вахтанговым; первая роль - студент Евгений ("Усадьба Паниных" Зайцева, 1914). Кружок, преобразованный в студию, положил начало будущему Т-ру им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр), с к-рым неразрывно связана творч. деятельность 3. Под непосредств. руководством Вахтангова 3. начал свою актерскую, режиссерскую и педагогич. работу. Первые роли были им сыграны в пост. Вахтангова: Доктор ("Чудо святого Антония" Метерлинка, 1918), хан Тимур ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922).

Принимал участие в пост. спектакля "Принцесса Турандот". Среди ролей 3.: Грознов ("Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского, 1923), земец Ще-котов ("На крови" Мстиславского, 1928), Василий Достигаев ("Егор Булычев и другие" Горького, 1932), Дудукин ("Без вины виноватые" Островского, 1937), Василий Шуйский ("Великий государь" Соловь„ва, 1945) и др. Ч„тко определяя характерные черты сценич. героя, его социальную природу, 3. находил индивидуальные краски, меткие сценич. характеристики. В 1923-25, одновременно с работой в Т-ре им. Вахтангова, был актером Т-ра им. Мейерхольда; сыграл здесь роли Восмибратова ("Лес", 1924), Председателя палаты депутатов ("Д. Е." по Эренбургу и Келлерману, 1925), Ван-Кампердафа ("Учитель Бубус" Файко, 1925).

Первая самостоят, режиссерская работа 3.- "Прав-да - хорошо, а счастье лучше" Островского (1923, Т-р им. Вахтангова). На сцене Т-ра им. Вахтангова 3. пост. ряд спектаклей, занявших значит, место в истории этого театра: "Барсуки" Леонова (1927), "Аристократы" (1935), "Ревизор" (1939); "Великий государь" Соловь„ва (1945), "Молодая гвардия" (1947); "Первые радости" Федина (1950), "Гамлет" (1958, совм. с Астанговым) и др. Особое значение для режиссерского творчества 3. имела его работа над пьесами Горького - "Егор Булычев и другие" (1932) и "Достигаев и другие" (1933). Спектакль "Егор Булычев и другие", впервые пост. 3. с Щукиным в заглавной роли, явился выдающимся театр. событием (возобн. в 1951, Гос. пр. СССР, 1952). Последователь творч. метода Вахтангова, знаток системы Станиславского 3. в работе с актерами стремится к глубокому раскрытию человеческих характеров, их взаимоотношений.

3. пост. также спектакли: "Егор Булычев и дру-гие"вТ-реим. Сундукянав Ереване (1933 и 1952), "Достигаев и другие" в Свердловском т-ре (1934), "Нашествие" в Омском т-ре (1942), "Чайка" в Куйбышевском т-ре (1960).

Педагогич. деятельность 3. начал в 1917 как преподаватель в Школе-студии Вахтангова. С 1925 - руководит школой Т-ра им. Вахтангова (ныне театр. уч-ще им. Щукина; 3. является его ректором). Преподавал актерское и режиссерское мастерство и в др. учебных заведениях: в Узб. студии в Москве (1927-30), в ЦЕТЕТИС (1932-34), в Гос. ин-те кинематографии (1937-40), в ГИТИСе (1944-49), где руководил кафедрой режиссуры. Автор статей по теории актерского и режиссерского иск-ва, театр. педагогике.

Соч.: Вахтангов и его студия, 2 изд.. Л., 1927; Творческий путь Вахтангова, в кн.: Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939; Выводы из опыта, в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М-Л" 1950; О природе актерского искусства, "Театр", 1950, ј 12; О сценическом действии, там же, 1951, .ј 3; Об основах воспитания актера, там же, 1953, ј 2; О специфике театрального искусства, там же, 1953, ј 5; актер готовится к репетиции, там же, 1958, ј 7; Три проблемы, в сб.: Наследие Станиславского и практика советского театра, М., 1953; режиссерский комментарий к пьесе Горького "Егор Булычев и другие", в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М., 1952;

Москва - Авиньон, "Знамя", 1958, ј 2; Сила и слабость театра Брехта, "Знамя", 1957, ј 8.

Лит.: Театр им. Евг. Вахтангова. 20 лет, М., 1946; "Театр", 1957, ј 4, с. 160. Л. В.

ЗАХАРОВ, Ростислав Владимирович [р. 25.VIII (7. IX). 1907] - русский советский балетмейстер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1951) и Казах. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Окончил Ленингр. хо-реографич. уч-ще (1926) и режиссерское отделение Ленингр. театр. техникума (1932). В 1934-35 - балетмейстер Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. В 1936-39 - руководитель балетной труппы Большого т-ра, в 1936-56 - балетмейстер и оперный режиссер Большого т-ра. 3. пост. балеты: "Бахчисарайский фонтан" (1934, Т-р оперы и балета им. Кирова; 1936, Большой т-р; 1952, Будапешт; 1955, Прага; 1958, Хельсинки; 1958, Алма-Ата; 1961, Белград), "Кавказский пленник" и "Барышня-крестьянка" Асафьева (1938, 1946, Большой т-р), "Медный всадник" (1949, Большой т-р и в Ленинграде), "Дон Кихот" (нов. ред. на основе пост. Горского -1940, Большой т-р), "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого (1941, Большой т-р), "Золушка" (1945, Большой т-р, Гос. пр. СССР, 1946; 1957, Хельсинки), "Красный мак" ("Красный цветок") (нов. ред.-1949, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Дорогой дружбы" Тлен-диева (совм. с Абировым, 1958, Алма-Ата), "Лебединое озеро" (нов. ред.-1962, Загреб) и др. В своей первой пост. балета "Бахчисарайский фонтан" 3. положил начало сов. хореографич. "пушкиниане". Творчество 3. способствовало утверждению реалистич. направленности сов. балетного иск-ва (обращение к идейно-значительным сюжетам, углубление режиссерского и актерского мастерства, усиление роли драматургии, средств реалистич. характеристики балетных образов).

3. выступал также как оперный режиссер, пост. оперы: "Руслан и Людмила" (1937, Большой т-р; 1956, Прага), "Кармен" (1943, Большой т-р; возобн. 1953, там же), "Вильгельм Телль" Россини (1942, Большой т-р;

Гос. пр. СССР, 1941). Ставил танцы в операх: "Руслан и Людмила", "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Фауст", "Аида" и др. 3. был художеств. руководителем и консультантом декад нац. иск-ва и лит-ры (Туркм. ССР, Тат. АССР, Казах. ССР, Тадж. ССР, Укр.

' ССР и Карельской АССР). В 1942-45 руководил Эксперимент, театр. студией (с драм., вок. и хорео-графич. отделениями). С 1927 вед„т педагогия, работу; в 1945-47 - директор и художеств. руководитель Моск. хореографич. уч-ща, с 1946 возглавляет кафедру хореографии в ГИТИСе (с 1951- профессор). Среди учеников 3.-деятели сов. и зарубежного балетного т-ра: И. Смирнов, Г. Валамат-Заде, Е. Чан1а, В. Пяри, В. Гривицкас; АН Сон Хи (Корея), Н. Кираджиева (Болгария), И. Блажек (Чехословакия) и др. 3. автор книг "Искусство балетмейстера" (1954) и "Советский балет" (изд. в ГДР, Норвегии и др.). Ел. Б.

ЗАХЙДОВА, Лютфи (р. 6. XI. 1925) - таджикская советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1957. Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 4-5-го созывов. В 1938 участвовала во Всесоюзной олимпиаде в Москве и была зачислена в Ансамбль песни и танца при ВЦСПС. Педагогами 3. были А. И. Радунский, Н. М. Подко, Л. А. Поспехин, В. И. Вайно-нен, впоследствии В. И. Про-ценко. В 1941 вернулась в Душанбе и была принята в т-р оперы и балета. Выступала в концертах с нар. танцами. В 1943 впервые выступила в балете "Тщетная предосторожность" в партии Лизы. 3.- первая балерина-таджичка, овладевшая техникой классич. балета. Исполнение е„ отличается лиричностью, мягкостью, драматизмом.

Партии: Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1946,1954), Одетта (1946); Лейли ("Лейли и Меджнун" Баласаняна, 1947), Золушка (1949); Возлюбленная ("Штраусиана", 1950), Эсмеральда (о. п. Пуни, 1953), Дильбар (о. п. Ленского, 1954).

Известна также как исполнительница народных таджикских танцев. Гос. пр. СССР, 1949. Гастролировала за рубежом (Германия, Румыния, Индия, Индонезия). Е. У.

"ЗАЧАРОВАННЫЙ ЗАМОК" - опера С. Монюш-ко. См. "Страшный двор".

ЗБРОЖЕК-ПАШКОВСКАЯ (наст. фам.- Ю р б о р-ская), Екатерина Владиславовна [24.XI (6.XII). 1876-1929] - русская артистка оперетты. По национальности полька. Музыке училась в Симбирском муз. уч-ще. В 1905 совм. с Ю. А. Лиановым руководила опереточными труппами, выступавшими в Самаре, Саратове, Оренбурге. В том же году пела в Оренбурге, в 1907 - в Одесском т-ре Сибирякова (в труппе Блюменталь-Тамарина). Была примадонной опереточных трупп петерб. т-ров "Пассаж", "Буфф", "Палас-театра" (1908-18). В 1919 выступала в Моск. оперетте Потопчиной, в 1919-20 - в Никитском т-ре, в 1922-в Моск. т-ре Комич. оперы и оперетты под рук. Марджанова и в летнем т-ре "Аквариум". З.-П. обладала хорошими сценич. данными, пластичностью движений, е„ игра отличалась живостью и технич. совершенством. Роли: Каролина, Нюра ("Ночь любви", "В волнах страстей" Валентинова), Стасси ("Сильва" Кальмана), Джульетта ("Граф Люксембург" Легара), Зора ("Гаспарон" Милл„кера) и др.

Лит.: Я р о н Г., О любимом жанре, М., 1960, с. 33. 108. А. Ив.

ЗБРУЕВА, Евгения Ивановна [26. XII. 1867 (7.1. 1868), Москва,20.X.1936, там же] - русская советская артистка оперы (контральто), педагог. Засл. арт. Республики (1922). Дочь комп. П. П. Булахова. В 1893 окончила Моск. консерваторию по классу пения Е. А. Лавровской. Дебютировала в Большом т-ре в спектакле "Иван Сусанин" (Ваня), завоевала широкую популярность после исполнения партии АнныБолейн ("Генрих VIII" Сен-Санса). Партии: Кармен; Зибель, Марта ("Фауст"), Гензель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Марфа ("Хованщина"), Лель ("Снегурочка"), Ратмир* ("Руслан и Людмила"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Мариула ("Ледяной дом" Корещенко), Басманов ("Опричник" Чайковского) и др. 3. обладала широким по диапазону и необычным по силе, редким по красоте и сочности голосом, лившимся плавным, полнозвучным потоком. В 1905-17 3.- солистка Мариинского т-ра, где е„ творчество достигло расцвета. Партии: Клитемне-стра ("Орестея" Танеева), Авра ("Юдифь" Серова), Свояченица ("Майская ночь"), Марфа ("Хованщина") и др. С 1907 гастролировала вместе с Римским-Корсаковым, Рахманиновым, Глазуновым в Париже, Берлине и др. городах. Занималась концертной деятельностью; выступала в концертах вместе с Танеевым, Рахманиновым, Аренским, Шаляпиным, Зило-ти и др. В 1912 3. было присвоено звание засл. арт. имп. т-ров. Вела педагогич. работу. С 1915-проф. Петрогр. консерватории.

Соч.: Збруева Е.И., Воспоминания, "Музыкальное наследство", т. 1, М., 1962.

Лит.: Заслуженная артистка государственных театров Е. И. Збруева. Краткий очерк художественной деятельности..., [М.], 1925; "Рус. муз. газ.", 1914, ј 2, столб. 59-60;

"Музыка и революция", М., 1926, ј 5, с. 27. М. Р.

ЗБРУЕВА, Нина Павловна [р.13(26).VII.1900]- русский советский театральный педагог. Кандидат искусствоведения (1940). Дочь Е. И. Збруевой. Училась в Петрогр. консерватории (1914-17). В 1924 окончила Гос. ин-т ритмич. воспитания (Москва). Препода„т музыкальные дисциплины в театр. уч. заведениях. В 1924-28 работала в Студии под рук. Ю. А. Завадского. В 1932-55 - педагог театр. уч-ща им. Щепкина. С 1928-зав. кафедрой муз. воспитания, преподаватель муз. дисциплин в ГИТИСе (с 1939 - доцент).

Соч.: Ритмическое воспитание. Пособие для театральных учебных заведений, М., 1935. В. И.

ЗВ‚ЗДИЧ (наст. фам.- Михайловский), Алексей Михайлович (19.III.1861-21.II.1917)-русский актер и режиссер. С 1877 участвовал в любительских спектаклях. На проф. сцене - с 1882 (Екате-ринослав, антреприза Надлера). Работал в Астрахани, Вильно, Воронеже, Иркутске, Казани, Курске, Полтаве, Ревеле, Харькове и др. городах. Сезоны 1-890-91 и 1894-95 играл в моек. Т-ре Корша. Обладал прекрасными внешними данными, занимал амплуа героя-резон„ра, иногда выступал и в характерных ролях. 3. тщательно работал над ролями; глубоко раскрывал характеры своих сценич. героев. С сезона 1886-87 3. систематически занимался режиссурой; отдельные сезоны был антрепрен„ром. Умер в Витебске во время спектакля.

Роли: Войницкий; Рыдлов ("Джентельмен" Сумбатова\ доктор Торопец ("Последняя воля" Немировича-Данчен-ко), Тамбуринов ("Сильные и слабые" Тимковского), дон Луис ("Дон Жуан" Мольера), граф де Ризоор ("Родина" Сарду), Фогельрейтер ("Огни Ивановой ночи" Зудермана) и ДР- А. Шн.

ЗВЕЗДОЧ‚ТОВ, Николай Петрович [р. 14(27). XI. 1904] -белорусский советский актер. Нар. арт. БССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1925-29 учился в Ленингр. театр. техникуме. С 1929- актер 2-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа). Игра 3. отличается внутр. драматизмом, эмоциональной насыщенностью, актер глубоко раскрывает сущность характера своих героев. Обладает выразит, мимикой.

Роли: Гулин ("Бойцы" Ромашова, 1934), Шадрин ("Человек с ружь„м", 1938), Тетерев ("Мещане", 1938), Егор Булычев (1942), Сатин (1951); Левшин ("Враги", 1952), Несчастливцев (1940), Городничий (1945); Горлов ("Фронт", 1942), Неизвестный ("Разор„нное гнездо" Купалы, 1951), Орджоникидзе ("Над Бер„зой-рекой" Глебки, 1940), Скробот ("Люди и дьяволы" Крапивы, 1958).

Лит.: Майстры Беларускай сцэны, М?нск, 1960, С. 84-90 (ст. А. Ск?бнеск?); Мастацтва совецкай Беларус?, М?нск, 1955, с. 379-86 (ст. А. Мазон). В, Н.

ЗВЕРЕВА, Мария Ивановна [1816-8(21).IV.1917]-русская актриса. В 1831 начала сценич. деятельность в передвижной труппе, выступавшей в различных городах Украины. До 1892 играла в Харькове в антрепризе И. Я. Сетова, затем в течение 25 лет - в Киеве в т-ре "Соловцов" и в Одессе в антрепризе М. Ф. Багрова. В этот период наиболее полно раскрылось дарование актрисы. 3. великолепно исполняла роли старух, е„ игра была проникнута жизненной правдой, яркой характерностью. Выступала на сцене до конца жизни.

Роли: Кукушкина ("Доходное место"), Домна Пантелев-на ("Таланты и поклонники"), Галчиха ("Без вины винова' тые"), няня Марина ("Дядя Ваня"), Бессеменова ("Мещане"), Ванюшина ("Дети Ванюшина" Найд„нова) и др. Е. Ген.

ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля-см. Шумовое оформление спектакля.

ЗВУКОВОЙ МОНТАЖ - организация и фиксация звукового (шумового) оформления спектакля. В наст. время значит, часть звуковых эффектов записывается на магнитофон и воспроизводится по радио. В. Ш.

ЗВУКООФОРМЙТЕЛЬ - 1) Работник т-ра, создающий звуковое (шумовое ) оформление спектакля (см. Шумовое оформление спектакля). 3. является одновременно композитором звукового оформления и кон' структором-изобретателем шумовых приборов, режиссером, организатором и дириж„ром шумовой бригады. 3. должен обладать тонким вкусом, особым слухом (исключительной слуховой наблюдательностью). Крупнейшим 3.-художником является нар. арт. РСФСР В. А. Попов. 2) Работник т-ра - участник звуко-шумо-вой бригады. В. Ш.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - цирковой и эстрадный жанр. Голоеом и свистом исполнитель (звукоподра-жатель) имитирует всевозможные звуки: звук пилы, лай собак, пение птиц, игру муз. инструментов и т. д. Среди исполнителей этого жанра: А. Корелли, Вестман, Э. Кронкарди (30-е гг.), позднее - В. Са-пожнин, Н. Тамарин. М. 3.

ЗВЯГИНА, Лидия Георгиевна (1864-1943) - русская артистка оперы (контральто). В 1887 окончила Пе-терб. консерваторию по классу К. Эверарди, брала уроки пения у П. Виардо в Париже. В сезонах 1887-89 пела в Тифлисе, в 1889-1909-в Большом т-ре. 3. обладала замечат. голосом (низкое, бархатистого тембра контральто), простой и искренней манерой пения. Лучшими партиями 3. были: Лель, Ратмир; Ваня ("Иван Сусанин"). Занималась педагогич. деятельностью в Моск. консерватории.

ЗДАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ. Сооружения, предназначенные для показа зрелищ, появились в начале возникновения древнегреческого т-ра и видоизменялись на всем протяжении истории театр. иск-ва. Архитектура и технологич. структура 3. т. определялись социальным составом зрителей, идейными и художеств. задачами т-ра, уровнем развития постановочной и строительной техники.

Сооружения древнегреч. т-ра (см. илл. к ст. Древнегреческий театр) первоначально представляли собой круглую земляную площадку (орхестра), расположенную у подножия горы, на склоне к-рой размещались места для зрителей (театрон). На рубеже 6-5 вв. до н. э. сзади орхестры возводили помещение (скена) для переодевания актеров и хранения бутафории. К 4-3 вв. до н. э. скена превратилась в 2-этажное прямоугольное в плане здание с пристройкой впереди (проскений), плоское перекрытие к-рой (ло-гейон), расположенное на уровне основного этажа, служило для игры актеров. Театрон и скена первых т-ров Др. Греции были вначале деревянными, но постепенно их заменили каменными. Греч. т-ры, к-рые должны были вмещать всех членов общины данного города, имели большие размеры. Т-р в Эфесе, напр., вмещал ок. 23 тыс. зрителей. Диаметр его театрона - 152 м, диаметр орхестры - 31 м, удаление последнего ряда мест для зрителей от центра орхестры - 76 м.

Наряду с открытыми т-рами древние греки воздвигали крытые 3. т. (одеон), предназначавшиеся, по предположению исследователей, для выступлений музыкантов и певцов. Древнейший одеон был построен в Афинах Периклом в сер. 5 в. до н. э.

В древнеримском т-ре 3. т. (см. илл. к ст. Древне-римский театр) во многом формируется на основе опыта греч. т-ра, но существенно от него отличается. Орхестра не служила здесь местом выступлений хора. Передняя граница игровой площадки (просцениум) проходила через центр орхестры, а в другой ее половине размещались места для привилегированных зрителей, что вызвало необходимость значительно понизить просцениум, по сравнению с греческим, доведя его высоту до 1,5 м. Ряды возвышающихся уступами сидений (кавеа) полукружиями охватывали орхестру и торцами примыкали к боковым помещениям сцены, образуя единый архитектурный объ„м. Амфитеатр венчался крытой колоннадой. Стены сцены служили постоянным декоративным фоном (представляли собой богато отделанный фасад Дворца). Римляне строили свои т-ры на городских площадях и улицах, располагая амфитеатр на искусственных сводчатых конструкциях. В греч. т-рах зрители заполняли театрон со стороны орхестры, а в т-рах римлян - поднимались по внутренним лестницам. Размеры древнерим-ских т-ров были значительны. Первое капитальное 3. т. римлян-т-р Помпея в Риме (55-52 до н. э.)вмещал более 17 тыс. зрителей. Диаметр его амфитеатра - 160 м, глубина просцениума - 25 м, ширина - 100 м. Римляне, как и греки, строили также крытые 3. т. (театрум-тектум), иногда рядом с открытыми. Таковы т-ры в Помпеях-Большой и Малый (1 в. до н. э.).

В античных 3. т. была разрешена важнейшая проблема массовых зрелищных сооружений - хорошая видимость и слышимость театр. представления почти всеми зрителями, достигнута высокая степень единения актера и зрителя. Влияние античного т-ра сказалось на вс„м дальнейшем развитии театр. архитектуры (подробнее об устройстве античных 3. т. см. в ст. Древнегреческий театр и Древнеримский театр).

В период Раннего средневековья новые 3. т. не строились. Представления литургической драмы (9-12 вв.) происходили внутри храма, впоследствии (конец 12 в.) представления разыгрывались на паперти. Постановки мистерий (14-16 вв.) осуществлялись на площадях и улицах городов (см. Пэджент), моралите (15-16 вв.) - на сценич. подмостках типа балаганов. Иск-во строительства 3. т. возродилось в Италии в эпоху Ренессанса. Развитие трагедии, комедии и пасторальной драмы вызвало появление нового типа закрытого т-ра. Используя опыт античности, итал. архитекторы опирались в основном на трактат о построении т-ров др.-рим. архитектора и инженера Витрувия (развалины т-ров Др. Греции и Рима начали раскапывать лишь в сер. 19 в.). Первый известный нам т-р был построен в Ферраре в 1528, он был деревянным и вскоре сгорел. Представление об итальянском 3. т. сер. 16 в. да„т трактат архитектора С. Серлио (1545). Сохранив амфитеатральный зрительный зал, Серлио реформировал сцену, расположив за просцениумом вместо традиционной стены глубинную сцену с перспективными декорациями. Жемчужиной театр. архитектуры является сохранившийся до нашего времени т-р "Олимпико" в Виченце, сооруж„нный в 1580- 1584 по проекту арх. А. Палладио. Форма участка, на котором было расположено здание, вынудила Палла-дио придать амфитеатру очертания не полукруга, а полуэллипса. Следуя античной традиции, он, в противоположность Серлио, вернул сцене обрамляющие е„ с 3 сторон стены, выполненные в виде фасадов великолепного дворца. Особенность т-ра "Олимпико" по сравнению с античными образцами в том, что за дверными про„мами стен сцены Палладио построил перспективно сокращавшиеся улицы города. Архитектура этого небольшого т-ра (он вмещает ок. 1 000 зрителей) представляет собой непревзойд„нный образец гармонии и единства сцены и зрительного зала. Но построенный для постановки античной драмы т-р Палладио не мог стать основой дальнейшего развития 3. т. Важный шаг в этом направлении был сделан арх. Дж. Б. Алеотти, воздвигнувшим в 1618- 1619 придворный т-р "Фарнезе" в Парме. В этом т-ре впервые появилась глубинная сцена с относительно широким (12,5 м) порталом. В планировке амфитеатра и архитектуре зала заметно влияние античности. Однако принципиально новая система сценич. площадки не была увязана с амфитеатральным залом, к тому же сильно вытянутым в длину и неудобным для зрителей. Этот т-р, отделанный с большой роскошью, не обладает той совершенной гармонией частей и целого, к-рая отличает архитектуру т-ра Палладио (т-р в Парме сохранился до нашего времени, но сильно обветшал).

В нач. 17 в. был создан т. н. ранговый т-р с ярусным зрительным залом, принципиально отличный от амфитеатров античной демократии. Идея полукруглого театр. зала с амфитеатром и ярусными галереями по его периметру зародилась еще в эпоху Возрождения. Изображение такого зала дано арх. М. Чезариано в комментированном им издании трактата Витрувия (1521). Процесс формирования ярусного 3. т. ускорила возникшая в Италии опера (16 в.), для которой нужен был достаточно вместительный и вместе с тем компактный зрительный зал с хорошей акустикой. В 1630 арх. А. Сегицци построил в Венеции т-р "Сан-Кассиано", зрительный зал к-рого имел три яруса сплошных открытых галерей с возвышающимися друг над другом рядами. Сословная разобщ„нность зрителей рангового т-ра привела вскоре к разделению галерей поперечными перегородками, так образовались изолированные ячейки-ложи. В последующие десятилетия продолжаются напряж„нные поиски наиболее совершенной формы зрительного зала. Об этом, в частности, свидетельствует трактат итал. архитектора и театр. машиниста К. Мотта (1671). Многоярусный зал с ложами в форме усеч„нного в плане овала (получил впоследствии наименование "итальянского") был впервые осуществл„н арх. К. Фонтана в построенном им т-ре "Тординона" в Риме (1675). Вершина архитектуры 3. т. этого типа - знаменитый оперный т-р Ла Скала" в Милане (1778), сооруж„нный по проекту арх. Дж. Пиермарини. Зал т-ра "Ла Скала", вмещающий 3 тыс. зрителей, безукоризнен в акустич. отношении, но значительная часть зрителей плохо видит происходящее на сцене. Т. о., в этом т-ре наглядно проявились недостатки сочетания многоярусного зала с глубинной сценой.

Самобытное 3. т. было создано в последней четверти 16 в. в Англии. Городские т-ры Лондона сочетали в себе элементы гостиного двора, где выступали труппы бродячих актеров, и ярусного амфитеатра. Они разделялись на публичные и частные. Публичные т-ры (первый построен в 1576 и назван "Театр") не имели крыши; представления в них давались при дневном свете. Круглую или овальную площадку окружала, образуя зал, высокая стена. Вдоль стен размещались два или три яруса галерей, небольшая часть к-рых была отведена ложам. В партере зрители смотрели представление стоя, окружая с тр„х сторон вынесенный в зал просцениум. Знатные посетители сидели на боковых сторонах просцениума на табуретках. Зал вмещал 1500-1800 зрителей. В закрытых частных т-рах зрительный зал обычно имел четырехугольную форму. В партере были сидячие места, вместимость зала в два раза меньше, чем в публичных т-рах [труппа, к к-рой принадлежал Шекспир, играла в открытом т-ре "Глобус" (построен в 1599) и закрытом "Блэкфрайерс" (перестроен в 1596)].

Наряду с городскими т-рами в Англии в этот период существовал придворный т-р, следовавший в своей архитектуре и сценич. технике образцам итал. т-ра позднего Ренессанса. В 1622 архитектор и театр. декоратор И. Джонс строит специальный "Банкетный дом", а в 1632 - придворный т-р, названный "Кок-пит при дворе". Внутри он имел форму восьмиугольника, пять сторон к-рого были заняты зрительным залом, остальные три - сценой. По боковым стенам были расположены галереи, против сцены - королевская ложа.

В годы англ. бурж. революции (1642-60) театр. жизнь замерла. Оживление наступило в период Реставрации, но старый английский т-р врем„н Шекспира отош„л в прошлое. В 1672 англ. арх. К. Рен построил "Дьюк-тиэтр", в архитектуре к-рого сказалось сильное влияние итал. театр. сооружений.

Франц. театр. архитектура и сценич. техника, как и в большинстве др. европ. стран, первоначально следовали выработанным в Италии при„мам, нередко прибегая к прямым заимствованиям. Так, напр., в 1640 арх. Ж. Л„м„рсье построил роскошный т-р во дворце РишеЛь„; зрительный зал в этом т-ре имел амфитеатр и два позолоченных балкона, а сцена была оснащена новинками итал. техники. Рас. цвет франц. театр. архитектуры наступает во 2-й пол. 18 века. В строительстве 3. т. Франция в этот период занимает ведущее положение. Постепенно формируется "французский" тип зрительного зала, в к-ром открытые балконы, не раздел„нные на ячейки лож, опираются на колонны большого ордера. Зал в плане принимает не овальную, а круглую форму. Переднюю часть партера занимают кресла привилегированных посетителей -

"паркет". Значительное развитие получают вестибюли, кулуары, анфилады фойе, парадные лестницы и др. подсобные помещения. Начало этому типу 3. т. положил арх. Ж. Суфло, построивший в Лионе в 1756 первое во Франции отдельное 3. т. (ранее 3. т. были частью дворцов), внешний вид к-рого свидетельствовал о его назначении. Прекрасный по архитектуре зрительный зал создал в Версальском дворце арх. Ж. Габриель (открыт в 1770). В этом зале присущие итал. т-рам высокие акустические достоинства сочетались с лучшей видимостью сцены. Вершиной франц. театр. архитектуры считается Большой т-р в Бордо, созданный в 1777-80 арх. В. Луи. Многоколонный портик акцентирует главный фасад строгого в своей классич. простоте здания, с большим мастерством и художественным вкусом выполнены интерьеры. Особое место в истории театр. строительства занимает т-р в Безансоне (окончен 1784). Арх. К. Леду, создавший этот т-р, предпринял навеянную демократическими идеями французской буржуазной революции попытку отойти от сложившейся формы рангового т-ра и вернуться к античным традициям. Он отказался от ярусов, построил полукруглый амфи театр. завершавшийся колоннадой, впервые установил в партере постоянные места.

В 19 веке монументальные 3. т. сооружаются во многих ев-роп. городах. Используя и развивая вс„ лучшее, что было создано в 17-18 вв. Италией и Францией, театральные архитекторы продолжают совершенствовать форму зрительного зала, расширяют и во всех деталях разрабатывают сцену и подсобные помещения. В 18611874 арх. Ш. Гарнье создал Большую Парижскую оперу ("Гранд-Опера") - одно из лучших 3. т. Зап. Европы по удобству расположения зрительских мест и сце-нич. технологии. Однако, проявив незаурядное композиционное мастерство, Гарнье 'утратил чувство художеств. меры в отделке. Помпезность внешнего облика здания и его интерьеров свидетельствует о наступившем упадке иск-ва архитектуры.

Недостатки 3. т., обусловленные сочетанием глубинной сцены с многоярусным зрительным залом (значит. части зрителей сцена была видна плохо), а также несоответствие феодального рангового т-ра требованиям, выдвинутым эпохой развития капиталистич. отношений, обусловили поиски нового типа 3. т. Однако на протяжении первых тр„х четвертей 19 в. эти поиски не выходили за пределы проектных предложений. Еще в 20-х гг. нем. арх. Ф. Шинкель задумал секторальный зрительный зал - усеч„нный с обеих сторон полукруглый амфитеатр. Идея эта была осуществлена лишь в 1876 в т-ре Р. Вагнера в Байр„йте, построенном арх. О. Брюквальдом по проекту последователя Шинкеля арх. Г. Земпера. Секторальная форма зала была повторена арх. М. Литма-ном в новом здании Т-ра принца-регента в Мюнхене (1899- 1901) и в последующем получила широкое распространение.

В 20 в. поиски новых форм 3.т. принимают особенно широкий размах. Архитекторы и инженеры в творч. содружестве с ведущими деятелями т-ра создают проекты т-ров, разнообразных по величине, техноло-гич. структуре и архитектурному облику. Применение новых строительных материалов (алюминиевые сплавы, стекло, пластики) и конструкций (л„гкие своды-оболочки, консольные козырьки с большим выносом, стеклянные витражи в металлическом или железобетонном обрамлении) сблизило архитектуру 3. т. с архитектурой др. обществ, сооружений: кинотеатров, спортивных и выставочных павильонов. В композиции интерьера большое значение приобрели акустич. устройства, сочетающиеся со скрытыми источниками света, декоративное освещение и цветовые контрасты стен, потолков и пола, дополненные живописными или мозаичными панно. Продолжается процесс разделения 3. т. по жанрам (оперно-балетные, драматические, музыкальные, детские, кукольные). Наряду с этим (в 30-х гг.) разрабатываются проекты зданий сип-тетпч. т-ра, предназначенного для разл. жанров театр. иск-ва. Среди наиболее значит. 3. т., сооруж„нных в Зап. Европе в 1-й пол. 20 в.,- Большой драм. т-р в Берлине, построенный арх. Г. Пельцигом по заданию режиссера М. Рейнхардта. Амфитеатральный зал этого т-ра, вмещавший 2 500 зрителей, имел далеко вынесенный вперед просцениум и глубинную сцену за широким (30 м) порталом. В этот период получил распространение т. н. "аудиторный" тип зрительного зала, в к-ром амфитеатр или партер были дополнены одним, иногда двумя глубокими балконами. Пример такого сооружения - подземный Дворец Шайо в Париже (1937), сооруж„нный арх. Ж. Карлю, Л. Буало и Л. Азема. Его секторальный зал с пологим партером, завершающимся амфитеатром и кон-сольно вынесенным балконом, вмещает 3 тыс. зрителей. В последние годы в Зап. Европе и Америке возводятся 3. т. с трансформируемыми зрит. залами и сценой. В них возможна организация спектаклей как на глубинной сцене, так и на открытой площадке в пределах зала (3. т. в г. Мальм„ в Швеции, 1945, арх. Э. Лаллерштедт, С. Леверенс, Д. Хелледен; в г. Ман-гейме в Германии, 1956, арх. Г. Вебер).

Наряду с закрытыми 3. т. с конца 17 в. строятся открытые т-ры, обычно в парках дворцов и вилл. Партер или амфитеатр такого т-ра, основанный на земляном холме, вмещал до 100 зрителей, сцену обрамляли кулисы из зел„ных насаждений (17 в.- т-ры вилл Гори, Марлия и Горцони в Италии; конец 18 в.- "Воздушный т-р" в Кусково под Москвой). В последней четверти 19 и в 20 вв. в странах Европы и Америки строится большое количество открытых т-ров при колледжах, университетах, а также в обществ. садах и парках. Устройство и вместимость их разнообразны, но преобладают два основных типа: с открытой сценич. площадкой, как в античных т-рах, и с закрытой сценой, имеющей портал и невысоко поднятые колосники. Вместимость этих т-ров до 10 тыс. зрителей. Открытые зрелищные сооружения, предназначенные для выступлений симфонич. оркестров, хора и танцевальных коллективов с большим количеством участников, имеют вместо колосниковой сцены акустич. раковину - эстраду. Вместимость их до 20 тыс. зрителей. В числе наиболее значительных открытых т-ров - т-р в Берлине на спортивном поле "Дитерикс Эккарт" (1936, арх. В. Марк), "Амфитеатр в Красных скалах" в

Колорадо (1941, арх. Б. Хойт), "Зел„ный т-р" в ЦПКиО им. М. Горького в Москве (1957, арх. Ю. Шевердяев).

В строительстве 3. т. выдающееся место принадлежит России. Возникнув значительно позже, чем в Западной Европе, русские 3. т. уже в конце 18 в. и особенно в 1-й пол. 19 в. не уступали по размерам, достоинствам архитектуры и оснащению лучшим т-рам мира, а в градостроительном отношении нередко превосходили их. Первое 3. т. в России было построено в 1672 в подмосковной усадьбе царя Алексея Михайловича - селе Преображенском. Это было деревянное здание, окруж„нное оградой. Стены "комедийной хоромины", как е„ называли, были убраны красным и зел„ным сукном, царское место вынесено к самой сцене.

Новый этап в развитии рус. театр. иск-ва начинается при Петре I. В 1702, по его указу, па Красной площади в Москве был построен деревянный т-р, вмещавший до 400 зрителей,- первый в России общедоступный т-р. В Петербурге первый т-р был устроен в доме сестры царя Наталии Алексеевны (1714-15). Публичный т-р был сооруж„н лишь в 1723 (арх. Н. Гербель). Затем по проекту В. Растрелли построены: т-р "Комедия и опера" в Новом Зимнем доме (1737), Большой оперный дом с четыр„хъярусным зрительным залом и значительной по размерам кулисной сценой (1743), деревянный т-р на Царицином Лугу у Невы и Каменный близ Еловой рощи (1750). Ок. 1764 Растрелли воздвиг два т-ра в новом Зимнем дворце - Большой и Малый. Подковообразный в плане зал Большого т-ра имел центральную царскую ложу, боковые ложи, партер и завершающий его ступенчатый амфитеатр. Среди публичных т-ров 1-й пол. 18 в. был т-р на Невском проспекте, против Казанского собора, перестроенный из Манежа (после 1738). В последней четверти 18 в. были сооружены 2 обществ, т-ра: непрнмечательный по архитектуре деревянный т-р Книппе-ра (1781) и намного превосходящий его великолепием внешнего облика, размерами и оборудованием Большой каменный т-р (1783, арх. М. Деденев и Тишбейн). Свободно поставленный на просторной городской площади Большой т-р выделялся среди окружающих его зданий торжественной монументальностью архитектуры. В н„м впервые определился своеобразный характер рус. 3. т.: увенчанная фронтоном центральная часть, выступающий вперед гл. подъезд, акцентированный большим ордером пилястр (позже колоннада портика). В 1784 в набережной части "Театрального корпуса" Старого зимнего дома по проекту Д. Кваренги был построен Эрмитажный театр-выдающееся произведение рус. архитектуры. Эрмитажный т-р представляет собой древнеримский т-р в миниатюре. Его полукруглый амфитеатр вмещал только 100 зрителей, за просцениумом вместо традиционной стены раскрывалась глубинная сцена.

В Москве в 1758 антрепрен„р Д. Локателли построил на Красном пруду (около теперешней Комсомольской площади) оперный т-р. В 1763 был заново отделан старый т-р в Головинском дворце. В 1769 под т-р переоборудовали дом Воронцова на Знаменке. Об устройстве этих т-ров достоверных сведений не сохранилось. В 1780 арх. X. Розберг построил для антрепрен„ра М. Медокса каменный т-р, названный по имени улицы Петровки, на к-рую выходил его главный фасад, Петровским. Зрительный зал этого т-ра имел 4 яруса лож, галерею - "ра„к" для простого зрителя, партер и несколько рядов кресел перед сценой - "паркет". Т-р вмещал (не считая галереи) 800 чел. Сцена по размерам и оснащению отвечала постановочным требованиям того времени. Достопримечательностью этого театра стала пристроенная в 1787 "ротунда" - круглый в плане маскарадный зал, вмещавший вместе с др. помещениями т-ра до 4 тыс. участников маскарадов.

В 1-й пол. 19 в. интенсивно протекает процесс превращения рус. 3. т. в общественное сооружение, занимающее видное место в городской застройке. Арх. Тома де Томон, реконструируя в 1802-04 Большой каменный т-р в Петербурге, особое внимание уделил зрительному залу, гл. фойе и др. помещениям для зрителя. Следуя принципам франц. театр. архитектуры, Томон прида„т зрительному залу подковообразную форму, в основу построения к-рой положена правильная окружность, применил большой во всю высоту ордер зала. Пристроенный Томоном парадный входной портик в дальнейшем стал неотъемлемой принадлежностью наиболее значительных 3. т. России. На основе тех же при„мов композиции, но с ещ„ большим размахом создал Томон проект Александрийского театра в Петербурге (1811). Столь же грандиозный по замыслу проект Большого Каменного т-ра в Петербурге разработал (1811-13) Д. Кваренги. Оба эти проекта, свидетельствующие о высоком уровне и передовых тенденциях рус. театр. зодчества, не были осуществлены. В 1805 старый

Петровский т-р в Москве сгорел. Взамен его в 1808 по проекту К. Росси был сооруж„н на Арбатской площади большой по размерам деревянный т-р, уничтоженный пожаром Москвы 1812 года. С 1816 началась разработка проектов нового Петровского т-ра, в к-рой приняли участие архитекторы О. Бове, И. Жилярди, Ф. Ком-порези, А. Бакарев и др. Был принят (по конкурсу Петерб. Академии художеств) проект А. Михайлова, несколько измен„нный и доработанный арх. О. Бове, руководившим строительством т-ра. Торжественное открытие т-ра состоялось в янв. 1825. Строгое монументальное здание Петровского т-ра, с величественным восьмиколонным портиком главного фасада, доминировало на специально для него созданной Театральной площади. Зрительный зал т-ра имел партер, 4 яруса лож и галерею "райка", он вмещал до 3 тыс. чел. Вестибюль, обширное фойе и кулуары были просторны и со вкусом отделаны. Период блестящего расцвета рус. театральной архитектуры завершает Александрийский т-р в Петербурге (1832), сооруж„нный по проекту К. Росси. Отличительной особенностью этого здания является его островное расположение на городской площади, образующей вместе с расположенной позади т-ра улицей (ныне ул. зодчего Росси) один из самых совершенных архитектурных ансамблей мира. В Александрийском т-ре гармонично сочетались строгая пропорциональность всего сооружения с тщательностью прорисовки деталей, парадное великолепие архитектуры рус. классицизма с новаторскими системами конструкций.

В последующие десятилетия рус. театр. архитектура переживает упадок, развиваясь в сторону чисто внешнего декоративного обогащения при нек-рых тех-нологич. улучшениях здания в целом и сцены в особенности.' Сгоревший в 1853 московский Большой т-р восстановил в 1856 архитектор А. Кавос, много работавший в области строительства т-ров. Сохранив общую композицию здания Большого т-ра, сооруж„нного по проектам Бове и Михайлова, Кавос вн„с значительные изменения в его наружный облик и отделку интерьеров. Ему принадлежит также реконструкция и перестройка нескольких петерб. т-ров: Мари-инского, Михайловского, Каменноостровского и др. Реконструируя т-ры, Кавос добивался улучшения акустики, расширял и модернизировал сцену и подсобные помещения. Но мастерство Кавоса было не столь совершенно, как у его предшественников. Это сказалось на фасадах и интерьерах мн. т-ров, выполненных по его рисункам и чертежам.

Наряду с городскими 3. т. в последней четверти 18 в. получили распространение усадебные т-ры, расположенные в поместьях рус. знати. Наиболее значительные дворцовые театры конца 18 - нач. 19 вв. были построены в подмосковных имениях Шереметева и Юсупова: театры в Кускове (не сохранился), Останкине (строители - крепостные зодчие П. Аргунов, А. Миронов и Г. Дикушин, в проектировании принимали участие арх. Ф. Кампорези, Е. Назаров и

Д. Кваренги, консультировали строительство В. Баженов и К. Бланк), Архангельском (в строительстве участвовали арх. О. Бове, крепостной арх. В. Стри-жаков, С. Мельников, Е. Тюрин и др.). Эти сооружения по своему устройству и оборудованию не уступали лучшим франц. и итал. дворцовым театрам того времени. театр. зал в Останкине был одним из самых парадных, богато отделанных помещений дворца. В его устройстве был использован редкий для того времени механич. подъ„м пола партера до уровня помоста сцены, что позволяло превращать зрительный зал и сцену в большой танцевальный зал. Нижнее машинное отделение (трюм) уничтожено при ремонте дворца в 60-х гг. 19 в. Верхнее двухэтажное машинное отделение, обслуживающее сцену, уцелело. Круглый в плане зрительный зал в Останкине имел партер и галерею. Зрительный зал здания т-ра в Архангельском, овальный по форме, имеющий амфитеатр и двухъярусную галерею, по периметру расчлен„н полуколоннами, поддерживающими плафон зала. Расположенные на галерее места для зрителей выступали в зал в виде балконов с баллюстрадами.

С сер. 19 - нач. 20 вв. 3. т. были построены в губернских и нек-рых уездных городах России: Рыбинске (1880), Тифлисе (1888), Иркутске (1893), Нижнем Новгороде (1896) и др. Обычно это были небольшие т-ры с минимальным количеством подсобных помещений и скромными по размерам и оснащению сценами. Их архитектура не поднималась выше среднего уровня гражданского строительства тех лет. Превосходной планировкой всего комплекса помещений для зрителей выделялся городской оперный т-р в Одессе (1887), построенный по проекту венских архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера. Однако его архитектура во многом компилирует композиционные при„мы, использованные в Парижской Большой опере (Огапа-Орега) и других театрах Западной Европы.

После Октябрьской революции в Советском Союзе строительство 3. т. получило широкое развитие. Ещ„ в проекты 20-х гг. в комплексы Дворцов культуры включались театр. залы вместимостью 1-3 тыс. чел., имевшие большие сцены. Среди осуществл„нных проектов - два ленинградских дворца культуры: имени М. Горького с зрительным залом на 2 200 мест (1927, архитекторы А. Гегелло и Д. Кричевский) и Промкооперации с залом на 2 100 мест (1935, архитекторы Е. Левинсон и В. Мунц). Строительство 3. т. относится к нач. 30-х гг. В этот период театр. деятели и архитекторы разрабатывают 3. т. нового типа, рассчитанное на т. н. синтетич. представления, включающие самые различные жанры. Эти искания получили отражение в многочисл. проектных предложениях, среди к-рых наибольший интерес представляют конкурсные и заказные проекты т-ров для Еревана (1926), Ростова-на-Дону (1930), Харькова (1931), Новосибирска (1931), Иванова (1931), Свердловска (1932), Минска (1934), Ашхабада (1934), московских театров (им. Вс. Мейерхольда, 1932, МОСПС, 1933), Таганрога (1939), разработанные выдающимися советскими архитекторами И. В. Жолтовским, братьями Весниными, А. В. Щусевым, В. А. Щуко, И. А. Фоминым, А. И. Таманяном, Г. П. Гольцем, Г. В. Гель-фрейхом, К. С. Алабяном, А. В. Власовым и др. Для большинства проектов этих лет характерны: огромная вместимость зрительного зала, трансформация сцены и зрительного зала, дающая возможность переносить действие со сцены в зрительный зал, чрезмерная механизация сцены. Подлинно новаторские замыслы нередко сочетаются в этих проектах с надуманными, граничащими с утопией идеями; они не учитывают действит. требования театр. иск-ва, реальные возможности строительной промышленности тех лет, экономич. показатели строительства и эксплуатации. Не многие из этих проектов были осуществлены. Но и в построенных т-рах в процессе строительства вносились существ, коррективы, направленные на упрощение первонач. замысла проектировщиков. Так, напр., в оперно-балетном театре в Новосибирске (арх. А. 3. Гринберг, худ. М. И. Курилко), законченном строительством лишь в 1945, не была осуществлена сложнейшая система механизации сцены и зала. Большинство 3. т., построенных в эти годы, имеет много подсобных помещений, большую сцену с карманами и арьерсценой. Для них типично расположение мест для зрителей в пологом амфитеатре, круглая или секторальная в основе компактная форма зала, обширные фойе и вестибюли. Таковы оперно-ба-летный т-р в Минске (1935, арх. А. А. Лангбард), т-р в Ростове-на-Дону (1936, арх. А. Щуко и Гельфрейх), т-р в Иванове (1940, арх. Власов), Театр оперы и балета пм. Спендиарова в Ереване (1939, арх. Таманян). Архитектура сов. 3. т. 30-х гг. разнообразна. В т-рах, построенных до 1935, заметно сильное влияние конструктивизма. Затем архитекторы обратились к использованию наследия классич. рус. и мировой архитектуры, широко применяли портики, колоннады, арки* и другие атрибуты классицизма.

После Отечественной войны был построен ряд новых 3. т. во мн. городах страны. Для этого нового этапа театр. строительства характерен отказ от больших по размерам т-ров, ориентация гл. обр. на недорогие, экономичные в эксплуатации 3. т. с зрительными залами на 600-1 000 мест. В новых проектах резко сокращается состав помещений, предназначенных для зрителей, уменьшаются размеры сцены. Наиболее значительное театр. сооружение послевоенных лет - оперно-балетный театр в Ташкенте (1947), построенный по проекту Щусева. В композиции фасадов и интерьеров архитектор использовал традиции рус. театр. зодчества 18-19 вв.; для украшения зрительного зала, фойе и кулуаров были привлечены узб. мастера (орнаментальная резьба и др.). В большинстве новых 3. т. зрительные залы имеют прямоугольную, полукруглую и реже круглую или овальную формы. Зрители располагаются в партере и на двух балконах либо в амфитеатре и на одном балконе. В этих т-рах видимость значительно лучше, чем в многоярусных. Но архитектура мн. т-ров конца 40 - нач. 50-х гг. эклектична. В отделке фасадов и интерьеров допущены не оправданные художеств. требованиями излишества.

На основе указаний Коммунистич. партии и Советского правительства о необходимости борьбы с излишествами и широкой индустриализации всего процесса возведения зданий в практику проектирования 3. т. внесены коренные изменения. Разрабатываются нормы для т-ров разной вместимости, предусматривающие использование новейших строительных материалов и оборудования. Наряду с разработкой типовых 3. т. ведутся работы по созданию экспериментальных т-ров для определ„нных творческих коллективов (для Т-ра им. Вл. Маяковского в Москве, т-ров Комедии и Юных зрителей в Ленинграде, Латв. Художеств. т-ра в Риге, и др.). В этих работах принимали участие ведущие режиссеры И. П. Охлопков, Н. П. Акимов, А. А. Брянцев, Э. Я. Смильгис и др.

В СССР впервые в мире построен (1962) специальный т-р для детей - Ленинградский театр юных зрителей (авторы: арх. А. Н. Жук, инженер И. Е.Мальцин, режиссер А. А. Брянцев). Секторальный зал т-ра вмещает 1 000 чел. и представляет собой единый амфитеатр. Кроме глубинной сцены, устроена открытая полукруглая площадка типа античной орхестры, вынесенная в зрительный зал.

В Советском Союзе создан единственный в мире специализированный проектный институт по проектированию зданий т-ров, дворцов культуры, клубов и других зрелищных сооружений - "Гипротеатр". Наряду со строительством новых 3. т. планомерно осуществляются работы по реконструкции старых т-ров - укрепление фундаментов, замены обветшавших конструкций новыми, оснащение сцены совр. техникой. В зданиях, имеющих художеств. ценность, восстанавливаются все элементы интерьеров, включая мебель, драпировки и др. предметы убранства. Наиболее значит, по объему и сложности работы были проведены в зданиях моек. т-ров (Большого, Малого, имени Евг. Вахтангова, имени К. С. Станиславского и Вл. И,

Немировича-Данченко) и ленингр. т-ров, построенных в 19 в. В последние годы в СССР возник новый тип зрелищного сооружения - универсальное здание, рассчитанное на проведение съездов, конференций и др. собраний. Сцена этих сооружений рассчитана на пост. оперных, балетных, драм. спектаклей и концерты с большим количеством участников. Передвиж" ные экраны позволяют показывать фильмы обычного формата, широкоэкранные и широкоформатные. Выдающееся сооружение этого типа - Дворец съездов в Моск. Кремле, сооруж„нный к XXII съезду партии (группа архитекторов, рук. М. В. Посохин).

Лит.: Б а р х и н Г. Б., Архитектура театра, М., 1947;

Быков В. Е., Архитектура открытых театров, М., 1954: его же, Античные принципы композиции театрального здания, "Вопросы теории архитектурной композиции", 1958, ј4;Витрувий М.П., Десять книг об архитектуре, пер. слатинск., т. 1, М., 1936; Варнеке Б. В., История античного театра, М.-Л., 1940; Гернгросс В., Театральные здания в С.-Петербурге в XVIII ст., "Старые годы", февр. 1910, март 1910; Х р и п у н о в Ю. Д., Архитектура Большого театра, М., 1955; А 1 о i R., Architecture per lo spettacolo, t. 14, Mil., 1958; B u r r i s-M e у е г Н., С о-le E. C., Theatres and auditoriums, N. Y., 1949; T h e i I H. W., Saalbau, Munch., 1959; С ass i R. A., Edifici per gli spettacoli, 3 ed., Mtl., 1956; С a vos A., Traite de la construction des theatres. P.,1847; Z u с k e r Р., Theater und Lichtsspielhauser, В., 1926. Вен. Б.

Акустика театральных зданий. Акустика театральных (и концертных) залов преследует задачу получения хорошей слышимости речи и музыки, а также защиты от проникания шумов. Важным показателем акустических свойств закрытого помещения является т. н. реверберация, т. е. продление звука в помещении после приостановки звучания источника. Для количественной оценки этого явления служит время реверберации. Оно равно времени, в течение к-рого уровень звука в помещении спадает на 60 децибелов (или звуковая энергия в н„м уменьшается в миллион раз). Оптимальное время реверберации в диапазоне частот 500-2 000 герц для зрительных залов драм. т-ров -1,2-1,4 сек, а для оперных -1,5- 1,7 сек. Время реверберации возрастает при увеличении объ„ма помещения и при уменьшении звукопоглощения его внутренних поверхностей; оно может быть рассчитано методами архитектурной акустики. Объ„м зала, приходящийся на одного зрителя, не должен превышать 4,5 м3 для драм. и 6,5 м3 - для оперного театров; длина зала (от занавеса до задней стены) не должна быть более 27 м\ высота - не более 12 м в драм. и 15 л в оперных т-рах. Для достижения нужного времени реверберации требуется (при указанных выше нормах объ„ма на одного зрителя) введение сравнительно небольшого дополнительного звукопоглощения сверх даваемого обычными строп-тельными материалами. Наиболее простыми эффективными звукопоглотителями являются тяж„лые ткани, портьеры, ковровые дорожки и т. п. Аналогично действуют и специальные звукопоглощающие материалы - пористые штукатурки и плиты, покрытые дырчатым экраном, пористые маты из минеральной ваты, стеклянного волокна и т. п. Кресла следует по возможности делать хорошо звукопоглощающими (с мягкой обивкой), что делает акустику зала мало зависящей от степени заполнения его слушателями. Для поглощения низких звуков (ниже 400 герц) применяют специальные конструкции. Самой простой из них является тонкая деревянная панель, позади к-рой помещается пористый мат, увеличивающий звукопоглощение. Деревянные панели улучшают также и тембр звука. Для равномерного распределения звуковой энергии форма зала должна быть компактной и пропорциональной. При этом необходимо обеспечить поступление возможно большего числа ранних звуковых отражений, запаздывающих по сравнению с идущим от источника прямым звуком не более, чем на 0,035 сек для залов драм. театров и не более, чем на

0,05 сек - для оперных. Вредное влияние на акустику зала оказывают большие вогнутые поверхности (напр., купольные и сводчатые формы потолков), фокусирующие отраж„нный звук. В зонах такого фоку-сирования получается повышенная интенсивность звука, приводящая к неравномерности звукового поля, переходящей при большом запаздывании отраж„нного звука в раздельное эхо.

Для создания хороших акустических условий необходима изоляция театр. зала от проникающих шумов. Стены и перекрытия зала должны проектироваться с соблюдением норм звукоизоляции. Двери зала делаются массивными, плотно закрывающимися, снабжаются тяж„лыми портьерами; ещ„ лучший эффект дают двойные двери с тамбуром. Машинные установки (вентиляторы, леб„дки и т. п.) монтируются на амортизаторах, изолирующих передачу сотрясений и звуковых колебаний. Для изоляции шумов, распространяющихся от вентиляторов по воздуховодам, устраиваются специальные глушители.

В зрительных залах больших размеров применяются звукоусилительные установки, основными элементами к-рых являются микрофоны, электронные усилительные устройства и громкоговорители.

Лит.: Л и ф ш и ц С. Я., Курс архитектурной акустики, 3 изд., М., 1937; Кнудсен В. О., Архитектурная акустика, Харьков - Киев, 1936; В а т с о н Ф. Р., Архитектурная акустика, М., 1948; Ингерслев Ф., Акустика в современной строительной практике, М., 1957. Ц. Л,

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница