Наши партнеры

Предлагаем аренду интерактивного оборудования для мероприятий: фотобудки, bullet time и другое.

Театральная энциклопедия
(страница 172)


ЗАКАРЯН, Каро Оганесович [р. 3(15).XII.1895] - армянский советский композитор, педагог. Нар. арт. Арм. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1916 -18 учился в Петроградской консерватории у С. М. Ляпунова, в 1924 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Автор балета "Пионерия" (1934), опер "Гар-г ник ахпер" ("Братец барашек") по О. Туманяну (192, "Марджан", о борьбе за установление Сов. властив Армении (1941, Т-р оперы и балета им. Спендиаро-ва), "Агаси", по роману X. Абовяна "Раны Армении" (не пост.). С 1924 в„л педагогич. работу в Тбилиси, Ереване.

Лит.: Армянские композиторы, Ереван, 1956, с. 101-04. А. Ив.

ЗАКЙРОВ, Бухор (Ака Бухор) (1894-1962)-узбекский народный актер. Принадлежал к ферганской школе кызыкчи. Выступал (с 1912) вместе с выдающимся нар. актером Ю. Шакарджановым и в труппах дорбозов-канатоходцев, в 1920-40-в концертных бригадах. Участвовал в Декаде узб. литературы и искусства (1937). С конца 50-х гг. 3. выступал в парках Коканда в дни народных праздников. Искусство 3. отличалось ярким комизмом, злободневностью.

Он пользовался в своих выступлениях импровизацией, буффонадой. 3. также сочинял фарсы для народного т-ра на темы совр. жизни, высмеивал предрассудки, отсталость* ("Невежественный отец и его сын" и др.), недостатки в работе т-ра ("Халтурный театр или мнимый режиссер") и т. п. Т. Г.

ЗАКЙРОВ, Карим (р. 12. III. 1912) - узбекский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1939). Пению обучался в 1934-36 в Моск. консерватории. Творч. деятельность начал как драм. актер в Ташкенте в 1929. Исполнял разнохарактерные роли в пост. Т-ра им. Хамзы (1929) и Ташкентского ТРАМа (1930-31). В 1932-38 3.-артист Ташкентского муз. театра, с 1939- Т-ра оперы и балета им. Навои.

Партии: Ибрагим ("Гюльсара" Глиэра и СадыковаК Фар-' хад ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), таулл-мост ("Проделки Майсары" Юдакова), Елецкий ("Пиковая данга"), Эскамильо и др. С. Мир.

ЗАКЙРОВА, Кароматхон (р. 1915) - таджикская советская актриса. Нар. арт. Таджикской ССР (1943). В 1929 участвовала в выступлениях театральной самодеятельности ("Синяя блуза") в Самарканде. В 1930-37 работала в т-рах Бухары, Коканда, Пенд-жикента, Исфары. С 1937 - актриса Ленинабадского муз .-драм. т-ра. 3. создала галерею образов тадж. и уаб. женщин, протестующих против насилия, произвола, и лирико-драматич. образов: Санавбар (о. п. Джалила, 1939), Гурдофарид ("Рустам и Сухроб" Пир-мухаммед-заде и Волькенштейна, 1942), Зухро ("Тахир и Зухро" Абдуллы, 1942), .Лейли ("Лейли и Медж-нун" Хуршида, 1943), Нурхон (о. п. Яшена), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы). Играла леди Мильфорд (1938). 3. известна также как певица и танцовщица. Игре 3. присуще сочетание лиризма и героики, мягкости и драматич. силы, трепетности и тв„рдости. Н. Н.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТЕАТРАЛЬНОЕ - сово купность государственных постановлений по вопросам организации и деятельности театральных предприятий. См. Театральное законодательство.

ЗАКОПАЛ (Zakopal), Богуш (20.XI.1874-8.X. 1936) - чешский актер. С 1892 выступал в любительских кружках, в 1901 вступил в труппу под рук. Стоц-кого, в 1902-07 работал в Пльзене в т-ре В. Бу-диля. В эти годы играл роли: Габешперка ("Наши гордецы" Строупежницкого), Шванды ("Волынщик из Стракониц" Тыла), Самека ("Жена хозяина" Прейссо-вой). В 1907 3. вступил во вновь открывшийся в Праге Гор. т-р на Виноградах. 3.один из лучших характерных актеров чеш. т-ра. Юмор, народность, демократизм сочетались в его иск-ве с высоким мастерством. 3. первым из чеш. актеров был удостоен Гос. пр. (1923). Играл в пьесах Тыла, Ирасека, Шрамека.

Роли: Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева), Мармеладов ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др.

Лит.: EngelmiilIerK.,Z letopisu ceskeho divadelnictvi, кн. II. O slave herecke, Praha, [1947]. Л. Сол.

ЗАКО-ЧАЮПИ, А.- см. Чаюпи-Зако, А. ЗАКРЕВСКАЯ, Марта Ивановна [р. 12(24).III. 1885] - русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Пению обучалась в 1902-05 в Муз. уч-ще Н. А. Тутковского в Киеве. Воспитывалась своей сестрой, известной певицей и педагогом С. И. Друзякиной, к-рая содействовала завершению е„ муз. образования. Впервые 3. выступила на оперной сцене в 1905. С этого года гастролировала в Харь' кове, Одессе, Тифлисе, Петербурге, Москве, Баку, Риге и др. городах. В 1910-16 пела в опере Зимина в Москве. 3. выступала с гастролировавшими в России иностр. певцами, в т. ч. с М. Баттистини, к-рый способствовал совершенствованию е„ певческого и актерского мастерства. Неоднократно выступала с Л. В. Собиновым (в операх "Дубровский" Направника - в партии Маши, и "Лоэнгрин" - в партии Эльзы). Среди др. партий: Татьяна, Лиза; Иоланта (о. п. Чайковского), Ярославна, Тоска; Аида, Паж ("Аида", "Бал-маскарад" Верди), Валентина ("Гугеноты") и др. В 1940 3. оставила сцену. До 1950 вела педагогич. работу в оперном классе Тбилисской консерватории.

Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; "Театр", М-, 1911, JsTs 942, с. 5-6, 1913, ј 1342, с. 4-5; 1914, ј 1562, с. 8. M. P.

ЗАКРЖ‚ВСКИЙ, Юлиан Ф„дорович [29.IX.1852- 25.IV(8.V).1915] - русский артист оперы (драматический тенор). Род. в Галиции. Пению обучался во Львове у проф. Микули. Дебютировал в 1871. Пел на оперных сценах Праги (чешская, затем - нем. труппа), Венеции (здесь в 1874 брал уроки пения у Пиц-цолати), Львова, Кракова, Варшавы (1876), Киева (1878-82, летние сезоны - с труппой в Варшаве). Два сезона (1882-84) был солистом Большого т-ра в Москве. В последующие годы выступал в провинцииСаратове, Казани и др. городах Поволжья, в Перми (1897-98), Харькове, гастролировал в Москве. В Казани, где 3. выступал в 1884-89 и в конце 90-х гг., его слышал в партии Елеазара ("Жидовка" Галеви) В. И. Ленин, вспоминавший певца в письме к матери (от 9 февр. 1901 из Мюнхена, см. "Ленин о культуре и искусстве", 1956, с. 374). Особенной популярностью пользовался 3. среди студенчества. Обладая красивым и выразит, голосом, 3. захватывал зрителей своей темпераментной, яркой игрой. Партии: Рауль ("Гугеноты"), Ионтек ("Галька" Монюшко), Иоанн Лейденский ("Пророк" Мейербера), Манрико ("Трубадур"), Герман.

В 1907 3. оставил сцену, давал уроки пения в Казани. Последние годы болел и бедствовал. В 1913 местные власти не разрешили концерт в пользу 3., ссылаясь на то, что певец в сво„ время помогал революционерам.

Лит.: Из музыкального прошлого. Сборник очерков,[вып.] 1. Ред.-составитель Б. С. Штейнпресс, М., 1960, с. 254-256 (статья Н. Ф. Таубе) и др.; Штейнпресс Б., Казань. Годы 1888-1889, "Музыкальная жизнь", 1960, ј 7. Б. Ш.

ЗАКС, Г.-см. Сакс, Г.

ЗАКС (Sachs), Курт (29.VI.1881-5.II.1959) - немецкий музыковед и балетовед. Доктор Берлинского ун-та (с 1904), читал лекции по истории музыки. Разработал методологию изучения танца в его связи с музыкой и др. видами иск-ва. С приходом к власти фашистов покинул Германию и уехал во Францию, затем в США. В 1939 - проф. Нью-йоркского, с 1953 - Колумбийского ун-тов. Труды 3. по истории танца ("Всемирная история танцев" и др.) основаны на изучении документального материала по музыке и хореографии.

Соч.: Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; The com-monwealth of art. Style in the fine arts, music and the dance, N. Y., 1946. E. C.

ЗАКУШНЯК, Александр Яковлевич (l 1.111.1879, Одесса,-21.IV.1930, Ленинград) - русский советский артист эстрады; чтец и драматический актер. Основоположник советской реалистич. школы лит. рассказывания, создатель жанра "вечеров рассказа". Учился на филологич. ф-те Одесского и Киевского (окончил в 1906) ун-тов. Одновременно принимал участие в драм. и опереточных спектаклях, читал в дивертисментах юмористич. рассказы Чехова. Проф. сценич. деятельность начал в 1906- 1907 в Товариществе новой драмы (Полтава, Тифлис); играл здесь роли амплуа героя-любовника, "неврастеника" (Мышкин, Раскольников - "Идиот" и "Преступление и наказание" по Достоевскому, и др.). В 1907-10 работал в Т-ре Комиссар-жевской в Петербурге (роли:

Пелеас, Беллидор - "Пелеас и Мелисанда" и "Сестра Беатриса" Метерлинка и др.), гастролировал с Комиссаржевской за границей (1908). В 1910 дал в Одессе свои первые 30 концертов - "Вечеров интимного чтения" (рассказы Чехова, Мопассана, Твена, Шолом Алейхема, Короленко). В 1910-14 выступал с концертами в Одессе, Киеве, Кишин„ве, Херсоне, Риге, Ярославле, Костроме, Москве. В 1914-18 был на фронте. После демобилизации играл в т-рах Москвы: Новом т-ре (Фигаро - "Женитьба Фигаро", Шут - "Буря" Шекспира), Т-ре РСФСР 1-м (Эреньен - "Зори" Верхар-на), Камерном т-ре (Иоканаан - "Саломея" Уайльда), в т-рах для детей. В 1924 впервые после перерыва выступил с "Вечером рассказа" ("Пышка" Мопассана, "Банковый билет" Твена). В репертуаре 3.- "Восстание ангелов" Франса (1923-24), "В порту" Мопассана (1925), "Египетские ночи" Пушкина (1925- 1926), "Тарас Бульба" Гоголя (1926-27), "Катюша Маслова" по Л. Н. Толстому (1928), "Униженные и оскорбл„нные" Достоевского и "Двенадцать" Блока (1929); рассказы Чехова, Мопассана, Дж. Лондона, Бабеля и др. 3. положил начало новой форме лит,-эстрадных выступлений, позволяющей "... придать исполняемому произведению характер беседы автора со слушателями..., овладеть слушателем настолько, чтобы заставить его чувствовать автора, творить и создавать образ "вместе с чтецом"" (Закушняк, "Вечера рассказа"). Подчиняя все выразит, средства звучащего слова раскрытию и заострению идейно-худо-жеств. замысла и своеобразия произведения, виртуозно владея жестом, интонацией, иск-вом общения с аудиторией, 3. способствовал пропаганде художеств. литературы, утверждал жанр художеств. рассказывания. 3. мастерски передавал и острый социальный гротеск "Пышки", героико-романтич. пафос "Тараса Бульбы", тончайшую иронию Франса и беспощадный реализм "Воскресения" Толстого.

Принципы иск-ва 3., его работа как автора, режиссера и исполнителя, пропагандиста выдающихся образцов лит-ры с эстрады нашли дальнейшее развитие в работе сов. чтецов.

Соч.: Вечера рассказа, "Рабочий и театр", Л., 1926, "Ns 5 и 46; [Литературные композиции ] - Восстание ангелов по А. Франсу. Л." 1927, "Пышка" и "Порт" по тексту Мопассана, Л., 1927; Мой жанр, "Искусство и жизнь", Л., 1940, ј 3; Вечера рассказа. Воспоминания. Тексты, ?.-Л., 1940 (с. 3-56- вступ. статья Н. Ю. Верховского).

Лит.: Волков Н., Закушняк, "Советский театр". М-, 1930, .N6 5-6; Г а р д т Е., Силуэт мастера, в сб.: О мастерстве художественного слова, вып.1, Л., 1938; Артоболевский Г. В., Вечера рассказа, "Ленинград", Л., 1940, ? 13-14; Юрьев Ю., Из воспоминаний о А. Я. Закуш-няке, в его кн.: Записки, Л.-М., 1948, с. 675-78; Гиацинтова С. В., О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863-1938, М.,1948, с.367-68; ВерховскийН. Ю., Книга о чтецах, М.-Л., 1950; Н а р о к о в М., Биография моего поколения, М., 1956, с. 149-51; Шварц А., В лаборатории чтеца, М., 1960. С. Др.

ЗАЛ‚ВСКИЙ (Zalewski), Казимеж (5. ? II. 1849- 1919) - польский драматург, прозаик, театральный критик. Окончил юридич. ф-т Варшавского ун-та. С 1909 до своей смерти - директор т-ра "Малы" в Варшаве. Первая пьеса 3.- одноактная комедия "Без приданого" (1869, т-р "Розмаитости"). Среди др. комедий 3., ставившихся, как правило, в т-ре "Розмаитости": "Перед помолвкой" (1876), "Дурные зерна" (1878), "Наша взяла" (1885), "Наши зятья" (1886), "Супруги Апфель" (1887), "Законы сердца" (1892) и др.

3.- один из талантливейших представителей критического реализма в польск. драматургии. В его комедиях критически изображаются быт и нравы бурж.-мещанской среды. В лучших из них иронически изобличается аморальность принципов, связанных с упрочением капиталистич. отношений, властью денег. Пьесам 3. присуще умелое построение действия, острота комич. положений, точность в обрисовке характеров. Они заняли видное место в репертуаре т-ра его времени. Реалистич. позиции (изображение жизни совр. общества) 3. отстаивал и в своей театрально-критич. деятельности (на стр. газ. "Курьер Варшавский" и др.).

Лит.: Chmielowski Р., Nasza literatura dramatyczna, Petersburg, 1898, t. 2, с. 241-88. Б. Рос.

ЗАЛЕССКИЙ, Виктор Феофанович [р. 11 (24). IX. 1901] - русский советский театровед и критик. Чл. Коммунистич. партии с 1927. Окончил историко-фи-лологич. ф-т Одесско-Новороссийского ун-та (1922). Печататься начал в 1921. Автор многочисл. статей по сов. т-ру в периодич. печати. Был зам. редактора "Литературной газеты" (1931-32), зам. гл. редактора журн. "Театр" (1937-41, 1946-51). В 1932-36 - зам. директора МХАТа 2-го.

Соч.: А. В. Поляков. Очерк о творчестве, М.-Л., 1940 (на обложке Романтический актер); А. К. Тарасова. М., 1949;

С. В. Гиацинтова, М.-Л., 1949; И. М. Толчанов, М., 1952;

Сурен Акимович Кочарян, М., 1955; Искусство актера, М., 1959; Работа Сурена Кочаряна над композициями советских романов, в кн.: Кочарян С., В поисках живого слова, М., 1960, с. 532-38. С. Г.

ЗАЛИТЕ, Элина Аугустовна (19.X.1898-7.IV. 1955)-латышская сов. писательница драматург, засл. деят. культуры Латв. ССР (1954). Лит. деятельность начала в 20-х гг. Руководила лит. частью латыш. Художеств. т-ра (1928-34). Автор бытовых и психо-логич. комедий: "Опасный возраст" (1927), "Осенние розы" (1939), драмы "Купленное счастье" (1932), "Песня иволги" (1940) и др. Лучшие пьесы 3. написаны и пост. в Сов. Латвии. Комедия "Слово женщинам" (1949) показывает жизнь женщин при Сов. власти, муз. комедия "В краю голубых оз„р" (1954, комп. А. Жилинский) посвящена дружбе народов СССР, строительству ГЭС, драма "Возвращ„нная родина" (1948) рассказывает о жизни латышей, эмигрировавших во время фашистской оккупации. Пьесы 3. ставили Т-р драмы Латв. ССР и Художеств. т-р им. Райниса (Рига), а также т-ры Москвы (Т-р драмы и комедии), Украины, Эстонии, Болгарии.

Лит.: Латышские советские писатели, Рига, 1948; Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957; Lat-viesu literaturas vesture", 6, Riga, 1962. А. В.

ЗАЛЫШКИН, Егор (р. 1749 -г. смерти неизв.) - русский актер. Один из первых и наиболее известных моек. актеров. Воспитанник Моск. ун-та (класс художеств. рисовальное отделение). Вместе с А. Ожо-гиным и И. Калиграфом вступил в 1766 в труппу Н. С. Титова, позднее играл в Петровском т-ре. Роли:

Дринк ("Евгения" Бомарше, 1770), Анкудин ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова и Соколовского, 1779), Юльефорт ("Уксусник" Мерсье, 1785), Дон Базилио ("Женитьба Фигаро", 1787), Франваль ("Клементина и Дезорме" Монвеля, 1788), Лекарь ("Калиф на час" Горчакова, 1786) и др. Особенно прославился исполнением роли Крючкодея ("Санктпе-тербургский гостиный двор" Матинского, 1783). Последний раз имя 3. упоминается в составе труппы Петровского т-ра в 1797.

Лит.: В и p e н В. Н., Университетский театр в Москве, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1958. театр. М., 1958, с. 189-90. В. Вир.

ЗАЛЬМХОФЕР (Salmhofer), Франц (р. 22.1.1900)- австрийский композитор и дириж„р. Музыке обучался в Вене у Ф. Шрекера (композиция) и Г. Адлера (теория музыки). В 1929-39 3.- дириж„р "Бургтеатра", в 1945-55 - руководитель Венской гос. оперы, с 1956 - директор Нар. оперы в Вене. Влияние поздних романтиков сказалось в изобретательной оркестровке и эффектном драматизме произведений, написанных 3. для т-ра: оперы "Иван Тарасенко" (1938) и др., балеты "Рождественская сказка", "Крестьянская свадьба в Австрии" (все пост. в Вене), музыка к спектаклям "Король Лир", "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Буря", "Виндзорские проказницы" Шекспира, "Фауст" Г„те и др. ].

ЗАЛЬЦБУРГСКИЕ ФЕСТИВАЛИ - ежегодные летние театральные и музыкальные празднества в г. Зальцбурге (Австрия). Ряд фестивалей, провед„нных в Зальцбурге в 1870-1910, был посвящ„н В. А. Моцарту. С 1920 фестивали устраиваются регулярно. Подготовку 3. ?. осуществляет организованный в 1917 Художеств. комитет, членами к-рого были Г. Гофмансталь, М. Рейнхардт, Р. Штраус, Ф. Шальк (идея фестивалей принадлежала Гофман-сталю). Первый 3. ?. должен был показать достижения европ. т-ра, спектакли, гармонично соединяющие музыку и действие. Открылся драмой Гофманста-ля "Каждый человек" (по мотивам англ. моралите 15 в.), к-рая по традиции повторяется на 3. ?. ежегодно. На 3. ?. ставились драмы Софокла, Шекспира, Г„те, Клейста и др. Постепенно ведущее место стали занимать муз. спектакли. До 2-й мировой войны на 3. ?. выступали дириж„ры: Б. Вальтер, Ф. Вейн-гартнер, А. Тосканини, К. Краус и др. С середины 1940-х гг. основу программ 3. ф. составляют оперы Моцарта, Глюка, Вебера, Вагнера и др., а также произведения совр.композиторов: "Антигона" Орфа (1949), "Каприччио" (1950) и "Любовь Данаи" (1952) Р. Штрауса, "Воццек" Берга (1951) и др. В концертах 3. ф. выступали дириж„ры Г. Кнаппертсбуш, И. Криппс, Б. Паумгартнер, В. Фуртвенглер и др. Художеств. руководство 3. ф. до 1960 осуществлял дириж„р Г. Караян.

Лит.: Hofmannsthal H. von. Festspiele in Salzburg, W., 1938; P i r k e r M., Die Salzburper Festspiele, Zurich, 1922; Tenschert R., Salzburg und seine Festspiele, W., 1947; Schneditz R., Das Buch von den Salzburger Festspielen, W.-Munch., 1948. Л. Лоб., Ал. М.

ЗАМБ‚ЛИОС (?????????), Иоаннис (24.IV.1787- 15.V. 1856)-греческий драматург. Принимал участие в подготовке нац.-освободит, восстания 1821-30. Первая пьеса 3. "Тимол еон" (1818, пост. любительской труппой в Бухаресте) написана под влиянием одноим„нной трагедии Альфьери. Тираноборческая тема усиливается в пьесе патриотич. призывами. Трагедии "Константин Палеолог" (1836, Афины) и "Георг Кастриот" (1840, Афины) воспроизводят события тур. нашествия и падения Визант. империи. В 30-е гг. и в нач. 40-х гг. 3. написал историч. трагедии о выдающихся деятелях нац.-освободит, войны: "Маркое Вот-сарис", "Караискакис", "Диакос", "Андрутсос". К этой теме примыкают и пьесы "Ригас" (1840, Афины), "Христина", "Каподистриа". Представитель просветительского классицизма, выразитель нац.-освободит. идей, 3. является одним из основоположников но-вогреч. драмы. Однако трагедии 3. написаны на архаичном языке, с педантичным применением клас-сицистских правил, выражали идеалистич. понимание историч. процесса. Схематизация образов героев также снижала сценичность пьес 3.

Соч.: ?????????, ?. 1-2. ???????, I860.

Лит.: ?. ????????, ??????? ??? ???????????? ???????, ?. 1, ??-????, 1938; Le theatre neogrec, Athenes, 1957. Д. С.

ЗАМБЕЛЛИ (Zambelli), Карлотта (р. 4.XI.1877) - итальянская артистка балета и педагог. Училась на балетном отделении Миланской консерватории, у педагога Ч. Коппини. По окончании в 1894 была приглашена в "Гранд-Опера", где быстро завоевала ведущее положение. В 1896 выступила в дивертисменте в опере Доницетти "Фаворитка" (исполнила 15 фуэте). В 1901 гастролировала в Петербурге, выступала в партиях Коп-пелии, Жизели, Пахиты (о. п. Минкуса). Рус. критика отмечала виртуозность и выразительность танца 3. Среди лучших партий: Намуна (о. п. Лало), Гурули ("Два голубя" Мессаже), Сильвия (о. п. Делиба) и др. 3. исполняла лирич. и характерные партии. Среди итал. балерин выделялась особой мягкостью и благородством танца, тонкой музыкальностью. Последнее выступление 3. состоялось в 1927. После ухода со сцены занималась педагогич. работой. С 1920 вела класс совершенствования в балетной труппе т-ра "Гранд-Опера". В 1927-54 руководила балетной школой при этом т-ре. Педагогич. деятельность 3. в "Гранд-Опера" способствовала дальнейшему развитию женского классич. танца.

Лит.: "The Ballet Annual", L., 1958, .ј 12, с. 68-77 (ст. I. Guest). Ham. P.

ЗАМКОВ (Zamkow), Лидия (р. 15.VII.1918) - польская актриса и режиссер. В 1941 окончила курсы при Гос. ин-те театр. иск-в в Варшаве. Дебютировала в 1947 в Кракове в роли Эстерки ("Ученик дьявола" Шоу). Среди др. ролей: Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Клара ("Визит пожилой дамы" Дюр-ренматта), Настя ("На дне"), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта) и др. В 1948 окончила режиссерское отделение Высшей театр. школы в 1 Лодзи под рук. Л. Шиллера. В 1953-54 руководила т-ром "Выбжеже" в Гданьске, где пост. впервые в Польше "Оптимистическую трагедию" (1954). В 1954 -57- режиссер Варшавского театра "Драма-тычны", где пост. "Ромео и Джульетту" Шекспира (1956), "Имена власти" Брошкевича (1957) и др. С 1957 - режиссер краковского т-ра "Старый"; пост. спектакли: "Визит пожилой дамы" Дюррен-матта (1958), "Медея" Ев-рипида (1960), "На дне" (1960), "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (1962) и др. 3.-один из своеобразных польских режиссеров, ищущих нового истолкования совр. и классич. драматургии. Еж. К.

ЗАМОСКВОРЕЦКИЙ ТЕАТР - см. Московский театр имени Ленсовета.

ЗАМФИРЕСКУ (Zamfirescu), Джордже Михаил (13.X.1898-8.X.1939) - румынский драматург, режиссер, театральный деятель, критик, поэт, прозаик. Род. в рабочей семье. Учился в лицее. В 1922 начал театр. деятельность. В 1933-39 ставил спектакли в Нац. т-ре в Яссах. Первая пьеса 3.-"Причастие" (1927, Нац. т-р, Кишин„в) - переделка историч. новеллы К. Негруцци "Александру Лэпушняну". Наиболее значит. произв. 3.трагич. комедия "Барышня Наста-сия" (1927, труппа под рук. Т. Буландры). В этой пьесе впервые в p ум. драматургии была показана жизнь обездоленных людей, к-рые стремятся вырваться из нищеты и пороков, царящих на окраине большого капиталистич. города. Пьеса 3. "Сам, повесть обо мне, о тебе, о нас, с эпилогом, манифестом, девятью картинами и прологом", написанная в манере символистской драматургии, была пост. Нац. т-ром (сезон 1930- 1931, Бухарест), но запрещена офиц. кругами (герой пьесы, стремящийся дать людям счастье, обреч„н на гибель). В комедии "Идол и Ион шиворот-навыворот" (1934, Нац. т-р, Яссы) 3. вновь возвращается к своей основной теме - поиски счастья маленькими забитыми людьми. 3.- автор статей по вопросам театр. иск-ва (сб. "Современные признания", 1938), в к-рых резко критикует современный ему рум. т-р.

Соч.: Teatru, Bue., [1957].

Лит.: R i p e a n u V., George Mi hai l Zamfirescu, Bue.. [1958]. Д. U]\

ЗАМЫЧКОВСКИЙ, Иван Эдуардович (8.1.1869, Киев,- 15.VII.1931, там же) - советский украин' ский актер. Засл. арт. УССР (1926). Сценич. деятельность начал в 1887 в т-ре рус. оперетты И. Сетова (Киев). На творч. развитие 3. большое влияние оказала совм. работа с В. Андреевым-Бурлаком в труппе П. Бояновского. До 1917 выступал в укр. театр. труппах. В 1919-25 работал в укр. Т-ре им. Шевченко (ныне в Днепропетровске), в 1925-31 - в Одесском т-ре им. Октябрьской революции. Иск-во 3. характеризуется простотой и естественностью, мастерством тонких психологич. нюансов, интонационным богатством. Сценич. образы 3. правдивы, внутренне насыщены, ч„тко индивидуализированы. Роли: Ми-кита ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропив-ницкого), Опанас, Мартын Боруля ("Бурлак", "Мартын Боруля" Карпенко-Карого), Лесовик, дядько Лев ("Лесная песня" Леси Украинки), Городничий (1926);Журден,Аргон ("Мещанин во дворянстве", 1923, "Проделки Скапена"), Горностаев ("Любовь Яровая", 1927), Ромашка, Богоявленский ("Диктатура", 1929, "Кадры", 1931, Микитенко). В сов. т-ре 3. сохранял и развивал реалистич традиции демократич. нац. театр. иск-ва прошлого. Значит, вклад вн„с 3. в укр. сов. киноискусство. Снимался в фильмах: "Тарас Шевченко" (Щепкин), "Тарас Трясило" (полковник) и др.

Лит.: "Театр", Кив, 1937, ј 3, с. 49-54; "Радянський театр", 1931, ј 4, с. 80-81; "Театр и искусство". П., 1913, .ј 33. Е. Хл.

ЗАМЯТИН, Евгений Иванович (1884-1937) - русский писатель. Окончил Политехнический институт в Петербурге. Лит. деятельность начал в 1908. В 1925 на тему повести Н. С. Лескова "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" 3. по заказу МХАТа 2-го, при участии руководства т-ра и прежде всего А. Д. Дикого, написал пьесу "Блоха". Реш„нная в плане нар. балагана, насыщенная яркой буффонадой, пьеса высмеивает отсталость царской России и мещанскую ограниченность бурж. Англии, прославляет народных умельцев; образы е„ носят гротесковый характер. 3. принадлежат драма "Огни святого Доменика" (1923) и трагедия "Атилла" (1928).

Соч.: Огни святого Доменика, П., 1923; Блоха, Л., 1925. ю. д.

ЗАНАВЕС театральный. Закрывает сцену от зрителей, сидящих в зале. Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки (см. Арка портальная}. Назначение 3.- сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. 3. бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены. 3. расположены за порталом сцены в следующем порядке: противопожарный (железный или асбестовый), основной, или антрактный (подъ„мный, раздвижной), и иногда специальный 3. для определ„нного спектакля. В древнеримском т-ре существовал 3. (auleum), к-рый убирался в спец. углубление, устроенное на краю сцены (logeion). Об этом 3. упоминают Вергилий в "Георгиках" и Овидий в "Метаморфозах". В Италии в эпоху Возрождения (1519) в придворном т-ре был впервые примен„н пе' редний, т. н. основной, 3. С возникновением в 17 в. общественных театр. зданий, оборудованных колосниками, 3. стали делать подъ„мными. Их расписывали крупные мастера, используя мифологич. или ал-легорич. сюжеты. Такие 3. имеются и во мн. зарубеж' ных т-рах, построенных в 19 и 20 вв.

В Одесском оперном т-ре, сооруж„нном в 1887, худ. Ред-жио изобразил на 3. сцены из оперы Глинки "Руслан и Людмила". На З.Моск. частной оперы С.И. Мамонтова по эскизам худ. М. А. Врубеля были написаны сцены из эпохи Возрождения (1891). На первом 3. Большого т-ра в Москве (1825)голубого цвета, с разбросанными по нему золотыми зв„здами, изображена посередине лира с лавровым венком, окруж„нная сиянием и знаками Зодиака. В 1856 по восстановлении здания после пожара проф. Козроэ-Дузи создал 3. с изображением финальной сцены из оперы Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). В 1895 худ. И. П. Андреев написал на 3. "Вид на Москву с Воробь„вых гор". В 1931 по эскизу худ. Ф. Ф. Федоровского для Большого т-ра был изготовлен парчовый 3. с орнаментальным изображением серпов и молотов, вплет„нных в колосья и перевитых лентами с написанными на них революц. датами (1848, 1871, 1905 и 1917). В 1906 худ. Л. С. Бакст изобразил на 3. Т-ра В. Ф. Комиссаржевской (Петербург) "Элизиум с тенями блаженных"; интересен ш„лковый аппликационный 3. Свободного т-ра в Москве (1913), на к-ром по эскизу худ. К. А. Сомова нарисованы персонажи итал. комедии дель арте. В 1917 для постановки "Маскарада" в Александрийском т-ре (реж. В. Э. Мейерхольд) худ. А. Я. Головин расписал 10 спец. 3. (для каждой картины спектакля).

Движение 3. должно быть настолько эластичным, дтобы дать возможность режиссеру применить по ходу спектакля разнообразные оттенки его движения. Медленно падающий или раздвигающийся 3., постепенное ускорение его движения или мгновенное раскрытие сцены позволяют постановщику придать тот или иной характер концовке акта или спектакля. На больших сценах 3. убирается электромотором, на малых -' вручную.

3. (подъ„мные или раздвижные) шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке, собираются в складки и иногда украшаются эмблемой театра (напр., "Чайка" во МХАТе) или широкой бахромой, подшитой к низу 3. Антрактные 3. снабжаются клапаном, прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре 3.; при выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивали этот клапан в глубину первого плана сцены. После введения раздвижных 3. антрактные 3. с клапаном стали употребляться редко. В совр. т-ре в нек-рых спектаклях, в связи с выносом действия на просцениум и даже в зрит. зал (спектакли Т-ра им. Маяковского), 3. не употиебляются.

Лит.: В e p г и л и и. Сельские поэмы. Буколики и геор-гнки, М.-Л., 1933, с. 101 ; Г в о з д e в А. А., Иосиф Фуртен-бах и оформление спектакля на рубеже 16-17 веков, в сб.:

О театре, вып. 3, Л., 1929; Гвоздев А. А. и П и о т p о в-с к и и А., История европейского театра, М.-Л., 1931 Извеков Н. П., Техника сцены, М.-Л., 1940; "Маска рад" Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина М.-Л. ,1941;Мг еб ровА.А., Жизнь в театре, т. 2, М.-Л. 1932; Хрипунов Ю.Д., Архитектура Большого театра М., 1955. В. Мюл

ЗАНДИН, Михаил Павлович (1882-29.1.1960)- русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). В 1905 окончил Высшее художественно-промышленное уч-ще по специальности театрального декоратора. Ученик П. Ламбина. С 1907 работал помощником декоратора Петерб. т-ров. Писал декорации по эскизам А. Я. Головина оказавшего большое влияние на формирование творчества 3., делал эскизы костюмов. В последующие годы работал в различных т-рах. Оформил спектакли: "Миньон" Тома (1918, Малый оперный т-р, Петроград), "Пиковая дама" (1930, моек. Оперный т-р им. Станиславского), "Дядюшкин сон" по Достоевскому (1929, МХАТ) и др.

Лит.: Театрально-декорационное искусство в СССР, 1917-X-1927, Л., 1927; Выставка произведений Ленинградских художников театра. Каталог, Л., 1941; "Театральный Ленинград", 1958, ј 16, с. 11-12. АН. Ш.

ЗАНДТ (Zandt), Мария ван (8.X.1861-31.XII. 1919) - артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). По происхождению голландка. Пению обучалась у своей матери, певицы Ж. Ванцини ван Зандт и в Милане у Ф. Ламперти. В 1879 дебютировала на оперной сцене в Турине. В том же году была приглашена в Лондон. В 1880-85 выступала в Париже (т-р "Опера комик"). Делиб написал для 3. заглавную партию в опере "Лакме", к-рую позже проходила с ней А. В. Нежданова. 3. много гастролировала (в России впервые в 1885). В 1896 вновь выступала в "Опера комик", но вскоре оставила сцену. 3. обладала небольшим, хорошо обработанным голосом красивого тембра. Исполнение 3. отличалось одухотвор„нностью и экспрессией, виртуозной техникой и тонким артистизмом .

Партии: Рознна; Церлина ("Дон Жуан"), Керубино ("Свадьба Фигаро"), Маргарита ("Фауст"), Миньон, Офелия ("Миньон", "Гамлет" Тома), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Динора (о. п. Мейербера).

Лит.: С u r z о n H. de. Croquis d'artistes, P., 1898. Bc. T.

3AHOCKII (франц. les batteries, букв. - барабанная дробь) - термин, применяемый к группе прыжковых движений классич. танца, в к-рых во время прыжка ноги, скрещиваясь, заносятся и ударяются одна о другую (один, два и более раз). В группу 3. входят антраша, па батю (танцевальные прыжки, осложн„нные 3.), па бризе (своеобразная разновидность жегпе-бд1Т'ю).

Лит. см. при ст. Жете. А. И.

3AHTEH (Zanten), Корнелия ван (2 .VII 1.1855- 10.1.1946) - голландская артистка оперы (контральто, затем колоратурное сопрано), вокальный педагог. Пению обучалась в консерватории в К„льне у К. Шнейдера; брала уроки у Ф. Ламперти в Милане. Впервые выступила на оперной сцене в "Фаворитке" Доницетти, после чего пела в т-рах Бреслау, Касселя (под рук. Г. Малера), Гамбурга, Амстердама. В 1886- 1887 гастролировала в США в составе труппы Нац. оперной компании. Выступала в Петербурге и Москве в спектакле "Кольцо Нибелунга" Вагнера. 3. обладала голосом необычайно широкого диапазона, была одной из выдающихся вокалисток своего времени. Преподавала в консерваториях Амстердама (1895-1903), Гааги (с 1914), Берлина (1903-14), где организовала свою школу. Среди учеников 3.: Я. Урлюс, Г. Кунен и др. Автор мн. работ по пению, в т. ч. "Бель канто слова", "Высокая техника пения" и др.

Соч.: Leitfaden zum Kunstgesangr, Lpz., 1903. Лито-.-Н o f s t r a J. W., C. van Zanten, "Mens en melodie", Jaarg. l, Utrecht, 1946. Вл. О.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница