Наши партнеры

светодиодные экраны
Выгодно аренда авто сайт в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 169)


ЖУКОВ, Иван Васильевич [р. 23. V (5. \\)\ 1914] - русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Тат. АССР (1957) и засл. арт. Казах. ССР (1947). В 1933 окончил Центр, техникум сценич. иск-в (Москва). В 1933-35 - актер Агиттеатра при Политпросветцентре Наркомпроса РСФСР. Пению учился у частных педагогов. В 1938-50-солист Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата). В 1950-59- солист Т-ра оперы и балета им. Джалиля (Казань). С 1959 работает в т-ре Морд. АССР (Саранск).

Партии: Андре ("Муса Джалиль" Жиганова" исп. на тат. яз.), Леван ("Кето и Котэ" Долидзе), Щелкалов ("Борис Годунов"), Евгений Онегин, Елецкий; Светлейший, Курляев ("Че-ревички", "Чародейка" Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка"), Мазепа;

Роберт ("Иоланта"), Троекуров ("Дубровский" Направника), Сильвио ("Паяцы"), Валентин ("Фауст"), Невер*,("Гуге-ноты"), Жермон ("Травиата"), Риголетто, Эс-камильо и др. А. Ив.

ЖУКОВ, Леонид Алексеевич [8(20). IV. 1890-З.Х1.1951] -русский советский артист балета. Заслуженный арт. РСФСР (с 1933). В 1909 окончил балетное отделение Моск. театр. училища, где учился у Н. П. Домашова и В. Д. Тихомирова. После окончания школы был зачислен в балетную труппу Большого т-ра, где выступал с перерывами до 1946. В первые годы работы в Большом т-ре Ж. исполнил партии Дезире ("Спящая красавица"), Колена ("Тщетная предосторожность"), Франца ("Коппелия") и др. Хореографич. и актерское мастерство Ж. формировалось под рук. балетмейстера Большого т-ра А. А. Горского. Исполнительской манере Ж. были свойственны оптимизм, жизнерадостность. При сравнительно массивной фигуре он обладал л„гким прыжком. Был партн„ром Е. В. Гельцер, М. Р. Рейзен, М. П. Кандауро-вой и др. Выступал как балетмейстер; в Большом т-ре пост. балеты: "Испанское каприччио" (1923) и "Шехера-заду" на муз. Римского-Корсакова. Ж. в„л педагогич. деятельность, работал как педагог и балетмейстер на Украине (1925, 1933-35, Казах. ССР (1938), Тат. АССР (1945) и Кирг. ССР (1948). где nocf. балеты:

"Лебединое озеро" (1949), "Бахчисарайский фонтан" (1948), "Красный мак" (1950) и др. М. Кл.

ЖУКОВ, Михаил Николаевич (1901-8. XI.I960)- русский советский дириж„р. Засл. арт. Р6ФОР (1941) и засл. деят. иск-в Латв. ССР (1949). Окончил Синодальное уч-ще в Москве по классу композиции Н. С. Голованова. В 1918 - концертмейстер, в. 1919-25 и 1926-33 - зав. муз. частью и дириж„р-оперной студии Станиславского (с 1924 - Оперная- студия Большого т-ра), преобразованной в 1928 в Оперный т-р им. К. С. Станиславского, дириж„ром к-рого Ж. был в 1935-41. Руководил пост. опер: "Царская невеста" (1926), "Золотой петушок" (1932), "Дон Паскуале" Доницетти (1936), "Сем„н Котко" Прокофьева (1940) и др. В 1933-34 - дириж„р Т-ра оперы и балета им. Кирова, в 1944-46 - Моск. -ра оперетты. С 1946 - дириж„р, с 1949 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). Спектакли: "Борис Годунов" (1949, Гос. пр. 1950); "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова (1949) и др. С 1951 Ж.дириж„р Большого т-ра.' Дирижировал операми:

"Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1952),-"Вертер" (1957) и др. Ж. написаны оперы "Триумф" (1924), "Овод" (1928), "Гроза" (1941). Ж.-воспитанник и ученик К. С. Станиславского - являлся, по определению своего учителя, образцом "музыкального режиссера", умеющего расшифровать "жизнь человеческого духа", скрытую в партитуре, и разъяснить е„ актеру.

Лит.: Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с. 137; Станиславский К. С." Материалы. Письма, Исследования, М.,*1955 ( театр. наследие, т. 1), с. 322, 678. А. 1в.

ЖУКОВСКАЯ, Глафира Вячеславовна [р. 26. IV (8. V). 1898] - русская советская артистка оперы

(лирико-колоратурное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1937). Занималась с проф. Е. Я. Константиновым, В 1921 поступила в Оперу Д. X. Южина, работавшую в Самаре. В 1923-25 пела в Оперном т-ре Зимина в Москве. В 1925-48 - солистка Большого т-ра. Исполняла лирико-драматич. и лирико-колоратур-ные партии: Татьяна; Иоланта (о. п. Чайковского), Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Снегурочка, Марфа; Царевна-Лебедь, Ольга ("Сказка о царе Салтане", "Псковитянка" Римского-Корсакова), рио-летта, Микаэла, Мими; Аврора ("Сын солнцам Василенко) и др. Иск-во Ж. отличается взволнованностью, искренностью чувств, высокой простотой, В рус. оперной классике Ж. создала галерею лирически светлых, поэтичных женских образов.

Лит.: Шавердян А., Большой театр Союза ССР, М., 1952, с. 122-23. А. Ив.

ЖУКОВСКИЙ, Борис Елисеевич [р. 1 (14). V. 1900] - русский советский актер и театральные педагог. Нар. арт. РСФСР (1955). С 1917 был статистом петрогр. т-ра Муз. драмы, т-ра Незлобина

Большого драм. т-ра. В 1923 окончил Школу рус. драмы. В том же году вступил в труппу Академич. т-ра драмы (ныне Ленингр. академич. т-р им. Пушкина). актер перевоплощения, броских красок, яркого, темперамента, острой сценич. формы, Ж. создал разнохарактерную галерею образов современников - Пеклеванов ("Бронепоезд 14-69"), Чеснок ("В степях Украины" Корнейчука), Глоба ("Русские, люди"), Харитонов ("За тех, кто в море"), генерал Кривенкц ("Победители" Чирскова, Гос. пр. 1947), Рыбаков ("Кремл„вские куранты"). Исполнил роль адмирала Макарова ("Порт-Артур" Степанова и Попова). Страстностью сов. художника отмечены и обличит, образы Ж.-Михаил Скроботов ("Враги"), Расстегин ("На берегу Невы" Трен„ва), генерал Горлов ("Фронт"). Выступает как режиссер. С 1922 Ж. вед„т педгогич. работу (с 1924-в Ленингр. театр. ин-те). С 1944-профессора Снимается в кино (с 1920). Гос. пр. СССР (1951).

Лит.: Дрейден С., Творческая зрелость, газ. "Вечерний Ленинграда, 1949, 23. I. ј 19, с. 3; Альт ш у-л е р А., актер* советского репертуара, "Театральный Ленины град", 1957, 4-10 сент., .ј 29. С. Др.

ЖУКОВСКИЙ, Василий Андреевич [29.1 (9. II). 1783, с. Мишенское Тульской губ.,-12(24). IV. 1852, Баден-Баден (Германия)] - русский поэт. Образование получил в благородном пансионе при Моск. ун-те. Лит. деятельность начал в 1801, Творчество Ж. явилось новым этапом в развитии рус. художеств. культуры, связанным с кризисом классицизма и рождением романтич. иск-ва. В 1808-1Q

Ж. поместил в журн. "Вестник Европы" (редактором к-рого он был в 1808-09, в 1810 совм. с проф. М. Т. Каченов-ским) ряд прогрессивных для своего времени статей - эстетических и театр.-критических, выдвигая в них роман-тич. требование свободы творчества, подч„ркивая значение вдохновения и чувства в творческом процессе, требуя от художника создания целостного характера. В статьях, содержащих разбор игры франц. актрисы

Жорж ("Вестник Европы", 1809, ј 22 и 23), Ж. критикует гастрол„ршу за приверженность к клас-сицистич. школе, лишающую е„ исполнение внутр. теплоты и правды, осуждает Жорж за холодность, скованность, склонность к внешним эффектам. Ж. хочет видеть на сцене живого человека во вс„м богатстве его внутр. мира. Он считает, что актер не может быть связан никакими "правилами" и должен исходить лишь из собственных чувств, знания человеческой души. Ж. требует от актера слияния с изображаемым лицом, способности правдиво вести себя в обстоятельствах пьесы. Утверждая самостоят. значение актерского творчества, Ж. созда„т рецензию нового типа, в к-рой оценивает не мастерство и не отдельные достоинства актера, а рассматривает образ в целом (впоследствии Белинский в статьях о Мочалове развил этот тип рецензии до совершенных форм). Сюжеты баллад Ж. использовались для создания романтич. спектаклей в т-ре 20-х гг. ("Светлана, или Сто лет в один день", 1822, Петерб. т-р; "Сон Светланы", 1825, там же) и романтич. опер ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев", 1832, композитор А. Н. Верстовский). Ж. принадлежит комич. опера "Богатырь Ал„ша Попович, или Страшные развалины", написанная в традициях рус. сказочной оперы 18 в. С чтением стихотворений Ж. выступала Е. С. Сем„нова. В 1823 Ж. перев„л для актрисы Колосовой пьесу Скриба "Валерия, или Слепая" пост. в том же году). В 1821 им осуществл„н замечательный по своим поэтич. достоинствам перевод трагедии Шиллера "Орлеанская дева"; запрещ„нная цензурой, эта трагедия попала на сцену лишь в 1884 благодаря настойчивости Ермоловой, создавшей в ней образ Иоанны д'Арк.

Соч.: Полное собр. соч., т. 1-3, П., 1948; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1,Л., 1950. Т. Р.

ЖУКОВСКИЙ, Герман Леонтьевич [р.31.Х (13. XI). 1913] - украинский советский композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1958). Окончил Киевскую консерваторию по классу фп. проф. К. Н. Михайлова (1937) и по классу композиции проф. Л. Н. Ревуцкого (1941). Написал оперы: "Марина" по повести Шевченко (1939, Оперная студия Киевской консерватории), "Честь" об укр. партизанах (1947, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "От всего сердца" по о. п. Мальцева (1951, Большой т-р, Гос. пр. СССР, 1951), "Первая весна" об участии укр. молод„жи в освоении целинных земель (1960, Т-р оперы и балета им. Шевченко), балеты: "Ростислава" по мотивам древнерус. легенд (1955, там же), "Лесная песня" (1961, Большой т-р) и др. Ж. принадлежит музыка к фильмам и ряд соч. в др. жанрах. Музыка Ж. отличается широкой напевностью, связана с рус. и укр. муз. фольклором. Мелодика его произв. близка к интонациям совр. нар. и массовой песни.

Лит.: Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий" и "От всего сердца". Постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958, "Правда", 1958, 8 июня, *ј 159. А. Ив.

ЖУЛЕВА (по мужу - Небольсина), Екатерина Николаевна [30. VIII (11. IX). 1830 - 29. VI (12.VII). 1905, Петербург] - русская актриса. Училась в Моск. (с 1840) и Цетерб. (окончила в 1847) театр. уч-щах; с 1846 участвовала в спектаклях Александрийского т-ра. В 1847-1905-в труппе этого т-ра. Внешне привлекательная, эмоциональная актриса, Ж. обладала хорошим голосом (сопрано). Начав с водевилей, Ж. первое время увлекалась ролями с переодеванием - "травести": Габриэль ("Девушка-гусар" Кони), юнкер Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата тою же монетою" Орлова) и др. Благодаря естественности и непринужд„нности игры, искренности чувства и задушевности пения Ж. стала к 1851 одной из ведущих водевильных актрис петерб. сцены. С большим успехом выступила и в опере (Роза - "Андорская долина" Га-леви, сезон 1851 - 52). Как драматич. актриса Ж. выделилась исполнением роли Офелии (1849- 1850); играла в мелодрамах: Амалия ("30 лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Эсмеральда ("Эсме-ральда, или Четыре рода любви" по Гюго, сезон 1851 - 1852). Первые роли Ж. в рус. классике - Лиза ("Горе от ума", 1847-48), Дарья Васильевна ("Провинциалка" Тургенева, 1855-56), Донна Анна ("Каменный гость" Пушкина, 1855-56). Дарование Ж. проявилось наиболее полно с переходом в 60-х гг. на роли "грандам", пожилых светских женщин, благородных матерей. Е„ героини отличались импозантностью и элегантностью. Ж. мастерски раскрывала внутр. сущность образа; е„ тон, мимика, жест были всегда органичны для данного лица. Среди е„ ролей - Туру-сина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1872), Чебоксарова ("Бешеные деньги", 1876), Хл„стова ("Горе от ума", 1880), Анна Андреевна ("Ревизор", 1881), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1895), Гурмыжская ("Лес", 1896). В 1896 в связи с 50-летием сценич. деятельности Ж. получила звание засл. артистки.

Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон и Репертуар русской сцены", 1850, т. 3, кн. 6, с. 3-8, 10, 11 [Театральная летопись]; его же, Е. Н. Жулева, артистка русской сцены, "Пантеон", 1852, т. 2, март, кн. 3, с. 27- 34; Вольф А. И., Хроника петербургских театров, СПБ. 1877, ч. 1-2; С.-в Н. ГН. А. Селиванов], Е. Н. Жулева (по поводу 50-летия ее сценич. деятельности), "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг., СПБ, 1897, с. 390-405; его же. Репертуар Жулевой (1846-1896), там же, с. 406-411. E. Фил.

ЖУЛКОВСКИЙ (Zolkowski), Алойзы Фортунат (2. XII. 1777-11. IX. 1822) - польский актер и драматург. актерскому иск-ву учился в Варшаве у А. Трусколаской, дебютировал в е„ труппе в 1798. Сценич. деятельность Ж. связана с т-ром В. Богуславского, где он выступал с 1799. Одна из его лучших ролей - Журден ("Мещанин во дворянстве"). Среди др. ролей: Франц Моор; Гомец ("Сил" Корнеля), Труфальдино ("Слуга двух господ"), Лурвель ("Генрих VI на охоте" Богуславского), Лисевич ("Пан Гельдгаб" Фредро) и др. Ж. развивал нац. реалистич. традиции польского актерского иск-ва, обращался своим творчеством к широкому зрителю. За это критики неоднократно упрекали его в ориентации на "ра„к". Ж. завоевал популярность не только талантливой игрой, но и политич. остротой творчества, он импровизировал текст своих ролей, внося в него злободневные нам„ки. Лит. деятельность Ж. начал в 1804, переводил пьесы с франц. и нем. В 1811 написал первую пьесу "Наследник римского трона". Наиболее популярна пьеса Ж. "Шарлатан, или Воскрешение м„ртвых" (изд. 1828), послужившая сюжетом для либретто од-ноим. оперы Карпинского. В 1809 Ж. изд. "Театральный словарик", написанный совм. с актером Дму-шевским, где в л„гкой и остроумной форме даются сведения о состоянии т-раи театр. терминологии того времени. Публика называла Ж.-"Момус", т. е. бог шутки, сатиры (в 1820-21 Ж. редактировал журнал "Момус").

Лит.: Szwankowski E., Alojzy Zolkowski (ojciec), Warsz., 1956; Kowalska A., "Momus" Alojzego Zolkowski-ego 1820-1821, Warsz., 1956. P. B.

ЖУЛКОВСКИЙ (Zolkowski), Алойзы (4. XII. 1814 - 25. XI. 1889) - польский актер. Сын актера А.Ф. Жулковского. Дебютировала 1833 в опере "Фра Дьяволо" Обера, в партии Англичанина. Через год, продолжая петь в опере, начал выступать в комедиях А. Фредро (пан Гельдгаб - о. п.; Шамбелан - "Пан Йовяльский"), Ю. Близиньского (Игнапий - "Мартовский кавалер", Шаруцкий - "Мастер и подмастерье") и др. совр. авторов, а также во франц. пьесах Сарду (де Вокуртуа - "Старые холостяки") и др. Исполнял преим. комедийные роли. Для творч. манеры Ж. характерны богатство и разнообразие мимики, жеста. Ж. играл так легко и непринужд„нно, что его исполнение производило впечатление импровизации. Выступал в варшавских т-рах "Вель-ки" и "Розмаитости".

Лит.: Szczublewski J., Szwankowski E., Alojzy Zolkowski-syn, Warsz., 1959. P. B.

ЖУНКЕЙРУ, вернее-Г ерра Жункейру (Guerra Junqueiro), Абилиу Мануэл Герра (15. IX. 1850 -7. VII. 1923) - португальский поэт и драматург. Закончив в 1873 юридич. ф-т ун-та в Коимбре, обратился к лит. и политич. деятельности. По своим лит. воззрениям примыкал к "коимбрской школе", выступившей поборницей реалистич. иск-ва. В первой своей пьесе - сатирич. обозрении "Путешествие вокруг Парвонии" (написана совм. с Гиль-ерме ди Азеведу, 1878), Ж. да„т в обобщ„нном гротесковом образе "Парвонии" ("Страны глупцов") едкую критику социальных и политич. пороков совр. ему Португалии. Антиклерикальные, пронизанные пантеизмом, стихи Ж. "Старость Вечного отца" были инсценированы. Разоблачению португальской монархии и покровительствовавшей ей Англии посв. патриотич. драматич. поэма "Родина" (1896).

Лит.: Адамов Е., Из португальской жизни и литературы (Письмо из Лисабона), "Современный мир", 1911, .ј 8;

HourcadeP.. Guerra Junqueiro et le probleme des influences francaises dans son oeuvre, P., 1932. 3. 77.

ЖУПАНЧИЧ (Zupancic), Отон (23. I. 1878- 11. I. 1949) - югославский (словенский) поэт и переводчик. Окончил ун-т в Вене. В 1912-13 и 1928-45 был директором Словенского нар. т-ра в Любляне. В 1924 написал лирич. драму "Вероника Десенишка". Переводил пьесы Мольера, Шиллера, Шоу, Ростана и др. Лучшими переводами Ж. были пьесы Шекспира:

"Юлий Цезарь" (изд. 1904), "Отелло" (изд. 1923), "Много шуму из ничего" (изд. 1927), "Король Лир" (изд. 1936), "Ромео и Джульетта" (изд. 1940), "Как вам это понравится" (изд. 1954) p др. ,

Лит.: Летопис Словенске академи1е знаности ин уметно-сти. кн". 3, за годину 1948-1949,Лу1)л*ана,1950,с.235-54;

Библиографи]а расправа, чланака и кньйжевних радова, кн". I-VII, Загреб, 1956-60. . M. Ник.

ЖУРАВЛ‚В, Дмитрий Николаевич [р. 11 (24). X. 1900] - русский советский актер и артист эстрады. Мастер художеств. слова. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1927 окончил уч-ще при Т-ре им. Вахтангова; до 1936 был актером этого т-ра. Роли: Дудин ("Барсуки" Леонова), Миллер ("Коварство и любовь"), Жув ("Интервенция") и др. Знакомство с творчеством выдающегося чтеца А. Я. Закушняка побудило Ж. посвятить себя иск-ву художеств. чтения. В 1931 он выступил с первым открытым концертом, в программу к-рого входили "Египетские ночи" Пушкина, стихи Маяковского. Дальнейший творческий путь Ж. неразрывно связан с именами этих поэтов. В его репертуаре - "Медный всадник", "Пиковая дама" (1940), "Моцарт и Сальери" и стихотворения Пушкина, "Во весь голос", "Стихи о советском паспорте", Октябрьская поэма "Хорошо!", цикл монтажей, посв. Ленину (1934), "Сергею Есенину" Маяковского. Среди лучших работ Ж. также - произв. Чехова ("Дама с собачкой", 1939, "Дом с мезонином", 1953), Тургенева ("Певцы", 1934), Л. Н. Толстого (фрагменты из "Войны и мира"), Мериме ("Кармен", 1937), Тихонова ("Киров с нами", 1942), Мопассана ("Лунный свет", "Счастье", "Мисс Гарриет", 1947), Блока ("Двенадцать", "Скифы" и др., 1957), Горького (отрывок из "Детства"), Бабеля ("Начало", 1959) и другие. Искусство Ж. - блестящего мастера художеств. слова - отличается лиризмом, мягким юмором, естественностью и непринужд„нностью, сочетающимися с эмоциональностью, тонким чувством ритма, музыкальностью речи. Ж. точно переда„т стиль автора, его исполнение произв. классиков отмечено чувством' современности. Гос. пр. СССР (1949).

Лит.: Гончаров а Н., Д. Н. Журавл„в, "Театр",' 1941, .ј 5, с. 66-73; ВерховскийН. Ю.. Книга о чтецах, М.-Л., 1950, с. 169-171,. 188-191; его же, Д. Н. Журавл„в, М., 1951; Дмитрий Журавл„в читает "Пиковую даму", "Театр", 1956, JMa 5. В. M.-M.

ЖУРАВЛЕНКО, Павел Максимович [29.У1(11.У1Г).' 1887 - 28. VI. 1948] - русский советский артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1938). Пению обучался в муз. школе.. С 1906 брал уроки у А. В. Секар-Рожанского в Москве. Впервые выступил на оперной сцене в Казани в 1911. Пел в Петерб. т-ремуз. драмы с момента основания (1912) до 1918, затем в Мариинском и одновременно в Малом оперном театрах. В 1918-21 Ж. был постоянным партн„ром Шаляпина во время его выступлений в Петрограде. Обладая мощным, соч-, ним басом красивого тембра, Ж. пел разл. партии, голос его звучал гибко и полно во всех регистрах. Особенно выразительно исполнял он характерные' партии, где обнаруживал тонкое комедийное дарование.

Партии: Фарлаф; Додон, Салтан, Голова ("Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане", "Майская ночь" Римского-Корсакова), Варлаам, Черевик ("Борис Годунов", "Сорочин-ская ярмарка" Мусоргского), Лепорелло ("Каменный гость"' Даргомыжского), Скула ("Князь Игорь"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Ер„мка ("Вражья сила" Серова) и др. Создал яркий'-образ Скупого в опере Рахманинова "Скупой рыцарь". Ж. выступал также в оперетте.

ЖУРАХОВСКИЙ (Ж у p а к о в с к и и), Даниил Даниилович (г. рожд. неизв. - ум. 1867) - украинский актер, антрепрен„р. Играл сначала в Харьковской труппе И. Ф. Штейна, был некоторое время его. компаньоном. В труппе Штейна и Жураховского дебютировал на сцене Елизаветграда (ныне Кировоград) О. А. Петров. В дальнейшем Ж. держал антрепризу самостоятельно. Его передвижная труппа выступала преимущественно на Украине (в Одессе, Николаеве, Херсоне и др.). В 1842 Ж. выстроил в Севастополе каменный т-р, на сцене к-рого гастролировал в 1846 M. С. Щепкин во время совм. поездки на юг с В. Г. Белинским. Труппа Ж. была слабой, но он сам был великолепным комедийным актером. Славился в укр. ролях: Финтик, Возный ("Москаль-ча-ровнык", "Наталка-Полтавка" Котляревского), Шель-менко-волостной писать (о. п. Квитки-Основьяненко). Труппа Ж. во главе с известным актером И. Дрейсигом давала спектакли в Севастополе во время историч. обороны 1854-55. \ Л. Г.

"ЖУРНАЛ ДРАМАТИЧЕСКОЙ" ("Журнал драматической на 1811 го д")- второй по времени русский театральный журнал (М., 1811), редактор-издатель-M. H. Макаров; вышло 11 номеров, ч. I-III, ј 1 (январь) - Xs 11 (ноябрь). Журнал печатал переводные и оригинальные пьесы (в осн. тексты опер, одноактные пьесы), статьи по вопросам т-ра и актерской игры, биографич. очерки о драматургах, актерах и композиторах, критич. заметки-рецензии, стихи, эпиграммы.

В отличие от первого рус. театр. журнала "Драматический вестник", "Ж. д." утверждал эстетич. позиции сентиментализма H. М.Карамзина ("Ж. д." является библиографич. редкостью).

Лит.: Геннади Г., Русские книжные редкости, СПБ, 1872, с. 84; "Русский библиофил", СПБ, 1912, .Ns 2. А Шн.

ЖУРНАЛЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ бывают еженедельные, двухнедельные.декадные (1 раз в 10 дней), ежемесячные и т. д. К Ж. т. приближаются периодич. издания - "Уч„ные ваписки", "Сообщения" или "Труды" научно-исследоват. учреждений по иск-ву, "Временники", "Ежегодники" и др.

Содержание и общее построение Ж. т. зависит от их назначения и степени периодичности, они могут быть хроникально-информационные, обобщающие текущий опыт т-ра, анализирующие важнейшие историко-теоретич., художест-венно-технич. и др. проблемы театр. иск-ва и др. В Ж. т. находят отражение обществ.-политич., эстетич. и научные взгляды тех обществ, слоев, выразителем к-рых является данный журнал, теоретич. уровень и организационная структура театр. дела в данную эпоху, в данной стране. В подавляющем большинстве Ж. т.-издания иллюстрированные.

Журналы театральные в России.

Первое издание, приближающееся к Ж. т., в дореволюп. России-"Russische Theatralien", СПБ, 1784 (на нем. яз. вышло три номера). Инициатор этого издания, основной автор, .редактор и издатель - актер нем. труппы в Петербурге уЗауервейд. В России первый театр. журнал на рус. яз.- "Драматический вестник"- 2 раза в неделю (СПБ, 1808). Второй рус. Ж. т.-"Журнал драматической" (М., 1811). Из последующих Ж. т. вдореволюц. России наиболее известны: "Театральный альбом" (СП Б, 1842-43, иллюстрированный), муз.- театр. газета "Нувелл ист" (СПБ, 1878-1905)- ежемесячное приложение к муз. журн. "Нувеллист" (1840- 1905, ред. М. И. Бернард, позже-H. М. Бернард). Особое место в театр. периодике 1-й пол. 19 в. занимает группа пстерб. журналов: "Репертуар русского театра" (1839-41), "Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-41), "Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров" 1842), "Репертуар русского и Пантеон иностранных театров" (1843), "Репертуар и Пантеон" (1844-45), "Репертуар и Пантеон театров" (1847), "Пантеон и Репертуар русской сцены" 1848; 1850-51),"Лапт?оп"(1852-56). Эти журналы печатали разнообразные материалы по теории, истории и совр. состоянию драматич. иск-ва, музыки, балета, живописи в России и за рубежом. Во 2-й пол. 19 в. выходил " Музыкальный и театральный вестник" (СПБ, 1856-60); журн. "Искусства" включал, помимо раздела т-ра, музыку, живопись, архитектуру и словесность (СП Б, 1860, вышло шесть номеров);

"Русская сцена"-ежемесячный (СПБ, 1864-65); "Театральные афиши и Антракт" - ежедневная, подзаголовок - газета (М., 1864-65),"Музыка и театр"-двухнедельный, подзаголовок- газета (СПБ, 1867-68); "Суфл„р" - 2 раза в неделю, подзаголовок - газета (СПБ, 1 878-86); "Театральная библиотека"- ежемесячный (М.. 1879-80, вышло 6 номеров); "Театральный мирок" - еженедельный журн., подзаголовок - газета (назв. менялось, СПБ, 1884-93); "Дневник театрала" (М., 1889-91, подзаголовок-еженедельная газета, вышло всего 12 номеров); "Артист" (М., 1889-95, с 1892-с приложением Дневник артиста"), "Дневник театра, и искусства", подзаголовок - газета (СПБ,1898-1905, выходила по 2-4 номера в год); "Театрал"-еженедельный иллюстрированный (М., 1895-98); "Театр и искусство"- еженедельный иллюстрированный (СПБ, 1897-1918), приложения: "Словарь сценических деятелей" (1898-1903) и "Библиотека театра и искусства" (1898-1918); "Петербургский дневник театрала"-еженедельная, подзаголовок-газета (СПБ, 1903-05, вышло 73 номера, ред.-издатель А. А. Плещеев); "Театральная Россия" - еженедельный (СПБ, 1904-05), организован на основе журналов: "Музыкальный мир" и "Театральная газета" (СПБ, 1904-05); "Русский артист" - еженедельный (М., 1907-08); "Сцепа и жизнь" - еженедельный иллюстрированный (СПБ, 1907-08, вышло 25 номеров); "Рампа и! жизнь" - еженедельный иллюстрированный (М., 1909-18); ' "Студия" -еженедельный (М., 1911-12, с авг. 1912 в СПБ- "Новая студия"); "Маски"-ежемесячный (М., 1912-15), "Театральная газета" - еженедельная (М., 1913-18); "Любовь к тр„м апельсинам" (ред.-изд. Вс. Мейерхольд, СПБ, 1914-16) и др.

Существовали специальные журналы, в к-рых печатались пьесы. Первый - "Российский Феатр, или Полное собрание всех российских Феатральных сочинений" (СПБ, 1786-91, 1793-94); "Талия" - ежегодный (М., 1810-12); "Собрание театральных пиес..."-ежемесячный (СПБ, 1858-59) и "Драматический сборник"-ежемесячный (СПБ, 1858-62), в 1859 слились, в дальнейшем выходили как приложение к журн. "Музыкальный и театральный вестник"; "Театральная библиотека"-ежемесячный (М., 1891-94, 1896-98);

"Сцена" - серия репертуарных выпусков (М., 1894-1907, вышло св. 163 номеров), в 1907-09 под назв. "Пьесы и роли" (33 номера, изд. "Театральный вестник книгоиздательства библиотеки С. Ф. Рассохина"); "Домашний театр" - ежемесячный, приложение к журн. "Родина" (СПБ, 1895-1904); "Вестник лучших драматических произведений французских писателей" -ежемесячный (СПБ, 1901- 1902, на рус. и франц. яз. параллельно, вышло свыше 13 номеров, ред.-издатель А. П. Ф„доров) и т. п.

К периодич. изданиям приближается сб. "Русская Талия. Подарок любительницам и любителям отечественного театра на 1825 г." (СПБ, 1824, ред.-издатель Ф. Булгарин), в к-ром были напечатаны отрывки из драматич. произв., в т. ч. впервые опубликованы нек-рые сцены из "Горя от ума".

Особую группу Ж. т. (журналов-газет) составляли издания, публикующие либретто и программы спектаклей и др. зрелищ; см. Программы театральные.

Вся театр. периодика в дореволюц. России возглавлялась частными предпринимателями; в единичных случаях Ж. т. издавались отд. учреждениями, организациями, т-рами. Крупнейшим изданием этого рода является "Ежегодник императорских театров" (СПБ, 1892-1915); "Журнал театра Литературно-художественного общества" (первоначально - "Театр Литературно-художественного общества", СПБ, 1906-10); "Известия Совета императорского Русского театрального общества" (СПБ, 1913-17, с 1947, М., вышло 23 номера); "Записки Передвижного Общедоступного театра" (СПБ, 1914, 1917-24).

Кроме Москвы и Петербурга, осн. центров дореволюц. театр. периодики, отд. Ж. т. и журн.-газеты издавались также в провинц. городах. Среди этих изданий - на рус. языке: "Бакинский театральный курьер" (Баку, 1913-14, ред.-издатель Е. С. Мельников); "Иркутская справочная театральная газета" (1906); "Сибирские театральные известия" (Иркутск, 1906-07, ред. В. П. Калугин, И. Сеглин); "Киевский театрал" (Киев, 1906-07, ред. Г. Я. Адельгейм, И. С. Поярков, Г. В. Шварц); "Киевский листок" (Киев, 1907-08, ред. А. В. Карпов); "В мире искусств" (Киев,

1907-10); "Театральное либретто" (Нижний Новгород,

1908-09, ред.-издатель В. Успенский); "Театр" (Одесса, 1896-1902, в 1902-05 -"Вечерняя и театральная газета", ред.-издатель H. Г. Вучетич, И. П. Желихов-ский, Г. М. Сигал, А. Ф. Ф„доров); "Театр-варьете" - двухнедельный (Одесса, 1906-12, на рус., нем. и англ. яз., ред.-издатель Л. М. Ленин-Менделеев, Д. Г. Порпурин);

"Дивертисмент" - иллюстрированный журн. т-ров варьете, цирков и спорта (Одесса, 1907-18, ред. Б. А. Бродский, Ф. H. Кубчишен); "Театральный листок" - ежедневная иллюстрированная газета (Одесса, 1908-11, ред.-издатель В. М. Ханис,. Коссовский), "Обозрение театров", позднее- "Одесское обозрение театров" (Одесса, 1911-17. ред. А. Л. Гершкович, 3. Я. Генис, И. С. Эрманс): "Южная театральная газета" (Ростов-на-Дону, 1906-07, ред.-издатель В. П. Щульман); "Сцена и жизнь" (Ростов-на-Дону, 1907-08, ред. П. Л. Бурцечи, В. И. Мурашевский, В. В. Турцевич);

"Театральное эхо" (Саратов, 190 7, ред.-издатель H. И. Соболь-щиков-Самарин); "Последние новости сезона" (Харьков, 1907-17, ред. М. И. Шор); "Вестник опер" (Харьков, 1912- 1913, ред.-издатель А. И. Петухов).

На языках др. народов дореволюц. России: на польском яз.- "Goniec teatralny" ("Театральный вестник") - еженедельный иллюстрированный журн. (Варшава, 1877-78, ред.-издатель И. Наимский), "Echo muzyczne i teatralne" ("Музыкальное и театральное "хо") - еженедельный журн. (Варшава, 1883-1907), "Kurjer teatralny" ("Театральный курьер")-еженедельный (Варшава, 1901-05); "Scena i Sztuka" ("Сцена и искусство") - журн., подзаголовок - газета (Варшава, 1907-12), "Organ" ("Орган") - журн. (Варшава, 1909-15, на польск. и рус. яз., ред.-изд. Р. Э.

Витолло); на нем. яз. - "Rigasches Theaterblatt" ("Рижский театр. листок", Рига, 1815 - 16, с конца 1815- "Abendblatt fur allerlei Leser"-"Вечерний листок для любых читателей"); на латыш. яз. -"Skatiiwe" ("Сцена") - ежемесячный журн. (Рига, 1906-07); на груз. яз.-"Театри" ("Театр") - ежедневное издание (Тифлис, 1885-89, ред.-изд. В. А. Абашидзе, А. Е.Небереидзе), "Театри да цховреба" ("Театр и музыка") - еженедельный (Тифлис, 1910; 1914-17;

1920; 1924 - 26, ред.-издатель И. 3. Имедашвили); на арм. яз. -"Татрон" ("Театр") - журнал (Тифлис, 1893- 1905, ред.-издатель А. Тарханян), "Ушарар" ("Суфл„р")- журнал (Тифлис, 1907-09, 1912-13, ред.-издатель М. Ме-грабян), "Татрон ев еражштутюн" ("Театр и музыка")- иллюстрированный ежемесячник (Тифлис, 1910-17, ред.-издатель А. Майлян).

Среди рус. дореволюц. Ж. т. существовали спец. журналы, посв. гл. обр. т-рам-варьете, кафе-концертам, кабаре, циркам: "Артистическое иллюстрированное обозрение кафе-концертов, театров-варьете и цирков" (СПБ, 1898-99, на рус. и частично на франц. яз. вышло 25 номеров, ред.-издатель Е. С. Метакса); "Друг артистов" - двухнедельный журн. театра-варьете, цирка и спорта (М., 1909, вышло 8 номеров, ред.-издатель О. И. Журавская); "Артист и сцена"-иллюстрированный двухнедельный журн. драмы, оперы, оперетты, фарса, театра-варьете, цирка... (СПБ, 1910-12, вышло 59 номеров, ред.-издатель Е. А. Асташева, М. Э. Садовский); "Артистический мир" - журн. театров-варьете, цирка, спорта и синематографов (М., 1912-18, вышло 40 номеров, ред.-издатель А. 3. Серполетти); "Варьете и цирк"- еженедельный иллюстрированный (М., 1912-17, вышло 48 номеров, ред.-издатель Я. Г. Вадиков); "Сцена и арена" - журнал Российского общества артистов варьете и цирка (М., 1914-18). Эти издания были гл. обр. рекламными, их ценность в фактологич. сведениях (имена исполнителей и их номера, названия зрелищных предприятий и др.).

Журналы театральные в СССР.

Первый рус. сов. Ж. т. - "Вестник государственных театров" (П., 1917-19). В 1918-21 выходили 116 театр. периодич. изданий, но они существовали недолго (только 20 выходили в течение одного-двух лет). Ценные материалы о театр. иск-ве этого периода содержат "Бирюч Петроградских государственных театров" (1918-20), "Жизнь искусства" (1918-22 - газета, в 1923-29 - журнал), "Вестник театра" (1919-21), "Вестник работников искусств" (1920-26), "Культура театра" (1921-22), "Еженедельник петроградских государственных академических театров" (1922-23).

В последующие годы, с ростом общей сов. периодич. печати, росла и журнальная периодика по т-ру (св. 500 изданий до 1961 против 384 за весь дореволюц. период). Наряду с Ж. т., издающимися гос. организациями, возникли профсоюзные, общественные и др. журналы; несоизмеримо вырос их идейно-художеств. уровень. Сов. Ж. т. стали активными пропагандистами совр. отечеств, и передовой зарубежной театр. культуры, а также лучших традиций театр. наследия прошлого. На страницах сов. Ж. т. освещаются коренные вопросы марксистско-ленинской эстетики, печатаются статьи по истории, теории, технике, организационной практике театра, разв„рнутые рецензии по отд. постановкам сов. и зарубежных т-ров, публикуются -творч. портреты театр. деятелей, библиографич. обзоры и т. д.

Среди сов. Ж. т.: "Театральная жизнь" - еженедельный (Киев, 1918), "Театральный журнал"-еженедельный иллюстрированный (Харьков, 1918), "Мельпомена"-еженедельный (Одесса, 1918-19), "Театральный вестник" (Харьков, 1919), "Театр и искусство" - еженедельный (Чита, 1919), "Шляхи мистецтва" ("Пути искусства") -ежемесячный журн. Художеств. сектора Главполитпросвета УССР (Харьков, 1921-23, на укр. яз.), "Искусство"-еженедельный (Киев, 1 1922), "Художественная мысль" -еженедельный (Харьков, 1922), Театральная Вологда" - два раза в неделю (Вологда, 1922), "Силуэты" (Одесса, 1922-25), "Новый зритель"-еженедельный (М., 1924-29), "Современный театр"-еженедельный (М., 1927-29), "Хеловнебис драша" ("Знамя искусства") - ежемесячный (Тбилиси, 1924, на груз. яз.), "Рабочий Зритель" - еженедельный (Москва, 1923-25), "Искусство трудящимся" - еженедельный журн. научно-художеств. секции Гос. ученого совета (М., 1924-26); "Рабо-у/ чий и театр" (Ленинград, 1924-37), впоследствии "Искусство и живнь" (Ленинград, 1938-41); " театр. музика, к?но"-"/ еженедельный (Киев, 1925-27), "Театр"-еженедельный (Вятка, 1925-28), "Театр и кино" - еженедельный (Баку, 1925-26), "Эхо театра" - еженедельный (Свердловск, 1925-26), "Нове мистецтво" ("Новое искусство") - еженедельный журн. отдела искусств Главполитпросвета УССР (Харьков, 1925-28, на укр. яз.), "Тамашаче" ("Зритель")- ежемес. (Казань, 1927-ЗО, на тат. яз.), "Рабис" (М., 1927-34), "Сабчота хеловнеба" ("Советское искусство", Тбилиси, 1927, 1931-32, 1935, 1941, 1953..., на груз. яз.), "Радянське мистецтво" ("Советское искусство", Киев, 1928-32, на укр. яз.), "Радянський театр" (Харьков, 1929-31, на укр. яз.), "Массовий театр" - ежемесячный (Харьков, 1931-33), "Советский театр" (М., 1930-33), впоследствии "Театр u драматургия" (М., 1933-36), "Хорурдани арвест" ("Советское искусство", Ереван, 1932-41, на арм. яз.), "Театр" (Киев, с 1936-40-..., на укр. яз.), "Театр" (М., 1937- 140, с 1943). "Театральная жизнь" (М." с 1958).

Новый вид журнальной периодики по т-ру, возникший в СССР, - издания по самодеятельному т-ру. Первый журнал-"Народный театр" (М., 1918, вышло четыре номера). Затем: "Синяя блуза",орган Культотдела МГСПС (М., 1924-28), "Малые формы, клубного зрелища" - репертуарные сборники МГСПС (после - МОСПС, М., 1928-30, вышли 32 номера) и "За агитпропбригаду иТрам", орган МОСПС и Центр. Совета Трамов (М., 1931-32, вышло 6 номеров); "Деревенский театр" (М., 1925-31, с 1928 - с приложением "Красная рубаха"); "Искусство массам"- орган Сектора иск-в Наркомпроса, ЦК ВЛКСМ и Центр, дома самодеятельного иск-ва им. Крупской (М., 1931, вышло 9 номеров), "Самодеятельное искусство" - ежемесячник сектора искусств Наркомпроса, АПО ЦК ВЛКСМ и Центр, дома самодеят. иск-ва им. Крупской (М., 1932-33, вышло 14 номеров); "Колхозный театр" (М., 1934-36); "Народное творчество" (М.. 1937-39);

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница