Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Купить недвижимость в Испании: агентство недвижимости премиум класса в Испании.

Театральная энциклопедия
(страница 168)


ЖИРАРДИ (Girardi), Александер (5. XII. 1850- 20. IV. 1918) - австрийский артист оперетты и драмы. Впервые выступил на сцене в 1869 в "Куртеатре", в предместье Вены. В 1874 был приглаш„н в труппу т-ра "АН дер Вин", в к-рой состоял до 1896. После успешного выступления в оперетте И. Штрауса "Вес„лая война" Ж. приобр„л широкую популярность у венских зрителей. Артист обладал неистощимым юмором, мастерством импровизации, выразит, манерой игры и пения. Создал различные характеры - от гротескных до сентиментальных. Играл роли людей из народа. Исполнение Ж. богато жанровыми красками. В 1896-1918 эпизодически выступал на сцене Нем. народного т-ра, "Раймундтеатра", "Бургтеатра" (играл роль Аргана -"Мнимый больной" и др.).

Роли: Фрош, Зупан, Ка-сым-паша ("Летучая мышь", "Цыганский барон", "Княжна Нинетта" Штрауса), Ио-нафан, Риманович ("Бедный Ионафан", "Нищий студент" Милл„кера), Адам ("Продавец птиц" Целле-ра), Шут ("Придворный шут" Мюллера).

Лит.: N о w a k K. F., Alexander Girardi. Sein Leben und sein Wirken, B., [1908]; Wutzky A. Gh., Girardi, W., 1943; H o l z e r R., l"ie Wiener Vorstadtbuhnen. Alexander Girardi und das Theater an der Wien, W., 1951.

ЖИРКОВ, Марк Николаевич [1 (13). III. 1892- 15. IV. 1951] - якутский советский композитор.

Один из основоположников якутского проф. муз. иск-ва. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Деп. Верх. Совета ЯАССР 2-3-го созывов. В 1936 окончил Моск. консерваторию. В 1936-40 работал зав. муз. частью Якутского драм. т-ра. На основе героич. нар. эпоса- олонхо - Ж. создал первую якутскую муз. драму "Дьулуруйар Ньюргун Боотур" на либр. Д. Сивцева-*0моллона (1940). Совм. с Г. И. Литинским создал оперу "Ньюргун Боотур" (1945-47). С ним же написал оперу "Сыгый Кырынаастыыр" (1946) и первые якутские балеты "Полевой цветок" (1947), "Алый платочек" (1949). Оперы и балеты Ж. пост. Якутским муз.-драм. т-ром. Ж. принадлежит также музыка к спектаклям Якутского драм. т-ра: "Кузнец Кюкюр" Сивцева-Омоллона (1936), "Человек" Мор-динова (1937), "Любовь" Сапронова (1943) и др. Ж.- один из первых исследователей якут. муз. нар. творчества.

Лит.: Якутский государственный муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957; Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 331-48. М. Лифш.

ЖИРО (Giraud), Джованни (1776-1834), граф,- итальянский драматург. В 1797 начал работу в т-ре. Написал комедии: "Разговор впотьмах" (1804), "Скромность себя не преодолевает" (1805), "Дядька в затруднительном положении" (1807, т-р "Балле"), "Дон Дезидерио в отчаянии из-за излишне доброго сердца" (1809) и мн. др. В раннем творчестве Ж. отразилось влияние творчеств а Гольдони, в дальнейшем - франц. мещанской драмы. В 1816-24 написал ряд комедий, в т. ч. одно из лучших своих произв.-"Честный благодаря полюбовной сделке" (1841), в к-ром, изображая нравы общества, резко обличал лицемерие. Ж. осмеивал развращ„нность аристократии и буржуазии, создавал острые комедийные, порой фарсовые ситуации, хорошо владел драматургич. техникой (в его пьесах содержатся ценные указания актерам).

Соч.: Commedie scelte, Roma, 1903; в рус. пер,-Дядька в затруднительном положении (L'ajo nell'imbarazzo). Комедия в 3-х д., переделана H. В. Гоголем, [М.], 1914. Ал. С,

ЖИРОДУ (Giraudoux), Жан (29. X. 1882 - 31. I. 1944) - французский писатель, драматург. Окончил высшую Нормальную школу в Париже. В 1904 обратился к лит. деятельности. В раннем периоде в творчестве Ж. преобладали настроения тревоги, духовная растерянность, смятение. Молодой писатель ощущал дисгармонию, царящую в мире. События 1-й мировой войны 1914-18 определили отказ Ж. от абстрактно-романтич. отношения к действительности, обращение к социально-историч. и этич. конфликтам. Неосознанная тревога уступила место гражданской взволнованности, художник апеллировал к разуму и чувствам людей. Многие драм. произв. Ж. получили трагедийное звучание. Ряд его пьес, посв. войне, проникнут пацифизмом; пьеса "Зигфрид" (1928) отражает неприятие минувшей войны, в драме-памфлете "Троянской войны не будет" (1935) тревожно звучит предчувствие надвигающейся войны. В мистерии-буфф "Безумная из Шайо" (1945) Ж., осмысливая события 2-й мировой войны, вершит суд над марод„рами, зачинщиками всемирной бойни. Трагедия "Электра" поэтизирует гражданств. чувства, духовное величие человека-тираноборца. Драмы Ж. интеллектуальны, остро конфликтны, автор сталкивает в словесном поединке героев враждебных по своим убеждениям. Античные, мифологич. сюжеты используются как аллегория, форма воссоздания совр. коллизии. Ненависть драматурга к низменным страстям и порокам человека-индивидуалиста, к морали и философии "сильных мира" определяет сатирич. заостр„нность его драматургии. Ж. создал ряд гротескных персонажей, используя фантастику, буффонаду, иронию (фарс "Амфитрион 38", 1929, лирич. комедия "Интермеццо", 1933). Он развенчивал беспринципных честолюбцев ("Зигфрид"), исступл„нных фанатиков и демагогов ("Юдифь", 1931), продажных циников и рутин„ров ("Троянской войны не будет"), тиранов, пришедших к власти ценой преступления ("Электра"), жалких эгоистов, забывших о сво„м человеческом и гражданском долге ("Содом и Гоморра", 1943, т-р "Эберто"), озверевших в погоне за прибылью биржевиков-концессионеров и прислуживающих им аристократов ("Безумная из Шайо"). Пьесы Ж. пост. впервые реж. Л. Жуве. Они широко ставятся в странах Зап. Европы.

С о ч.: Theatre complet, v. 1-16, Neuchatel-P., 1945- 1953; в рус. пер. - Троянской войны не будет. Пьеса, в кн.:

Пьесы современной Франции, М., 1960.

Лит.: Magny С. Е., Precieux Giraudoux, P., [1945J;

SerensenH., Le theatre de Jean Giraudoux, technique et style, [s. 1.], 1950 (Acta jutlandica. Aarsskrift for Aarhus univers., 22 suppl., Humanistisk ser. 35); Marker Ch., Giraudoux par lui-meme, P., [1954]; M e г с i e r-C a m-p i с h eM., Le theatre de Giraudoux et la condition humaine, P., 1954; A 1 b e г e s R. M., Esthetique et morale chez Jean Giraudoux, P., [1957]. 5. Бал.

"ЖИРОФЛЕ-ЖИРОФЛЯ" ("Girofle-Girofla") - оперетта Ш. Лр-копа, либр. А. Ванлоо и Э. Летерье; пост. 21 марта 1874, Брюссель. Пост. также в др. городах: Лондон (1874, на франц. и англ. яз.), Париж (1874; 1911, на нем. яз.), Берлин (1874), Эдинбург (1875), Вена (1875), Будапешт (1875, на нем. яз.), Милан (1875), Нью-Йорк (1875 и 1926- на франц. яз., 1875 - на нем. и англ. яз.), Прага (1875), Буэнос-Айрес (1875). Сидней (1875), Мехико (1875), Каир

(1875), Мадрид (1875), Неаполь (1876, на франц. яз.), Гавана

(1876), Стокгольм (1876), Ревель (1879, на нем. яз.), Рига (1879, на нем. яз.), Сараево (1882, на нем. яз.), Загреб (1899, на франц. яз.).

В России пост. в 1875, т-р "Буфф", Петербург (Жирофле-Жирофля - Норде, Мараскин - Жюто, Мурзук - Ру, Болеро-Бурдон, Аврора - Фоссомброни).

На сов. сцене пост. 3 окт. 1922, Камерный т-р (текст Арго и Н. Адуева; пост. Таирова, дириж„р А. Метнер, худ. Якулов, балетм. Лащилин, хормейстер Курочкин;

Жирофле-Жирофля - Коонен, Болеро - Соколов, Аврора-Уварова, Мараскин -Церетелли, Мурзук -Фенин, Педро- Корол„в, Пакита - Миклашевская, Матаморос - Тихонра-вов).

Издания: "Ж.-Ж.", клавир, Р., Brandus et C-ie, [s. d.]. Я. Гр.

ЖИХАРЕВ, Степан Петрович [18 (29). II. 1788- 31. VIII (12. IX). 1860] - русский писатель, драматург и переводчик. Учился в Моск. ун-те. В юности был другом актера А. С. Яковлева, знаком со многими писателями, актерами и драматургами. Введ„нный поэтом Г. Р. Державиным в лит. собрания "Беседа любителей русского слова", Ж. в то же время не порывал своих связей и с противниками "Беседы", враждовавшими с е„ консервативным классици-стич. направлением. В 10-е гг. был членом "Вольного общества любителей российской словесности", а с 1815-членом лит. об-ва "Арзамас", находившегося в сфере декабристских влияний. Однако политически Ж. был дал„к от декабристского движения, а в 20-е гг., опасаясь за служебную карьеру, совсем отош„л от своих радикально настроенных друзей. С конца 1850-х гг. и до конца жизни - председатель театр.-лит. комитета при Дирекции имп. т-ров в Петербурге.

Ж. известен как автор книги "Записки современника", замечательной по богатству материала, широте и яркости документальных картин эпохи. Книга состоит из дневников Ж., охватывающих период 1805-07 (1-я часть - "Днесник студента", 2-я- "Дневник чиновника"; впервые публиковались в журн. "Москвитянин" за 1853 и 1854, далее в журн. "Отечественные записки" за 1855), и "Воспоминаний старого театрала"

("Отечественные записки", 1854). Значит, часть "Дневника чиновника" опубл. не была и считается утерянной (по словам Ж., его дневник доходил до 1817). "Записки современника", отражающие в осн. события и впечатления художеств. жизни, нач. 19 в., преим. театральной, отмечены острой наблюдательностью, непосредственностью эмоционального восприятия автора, содержат ценнейшие для историка т-ра сведения. Любовь к т-ру заставляла Ж. постоянно мечтать о поприще драматурга. По свидетельству В. А. Жуковского, ему принадлежит более 30 пьес и драм. переводов. В 1809 он участвовал в коллективном переводе (совм. с А. А. Шаховским, Н. И. Гнедичем, М. Е. Лобановым, А. Полозовым) трагедии "Заира" Вольтера, в к-рой впоследствии играли на петерб. сцене Е. С. Сем„нова и А. С. Яковлев. Перев„л трагедию Кребиль-она "Атрей и Фиест" (прошла один раз в бенефис Яковлева в 1811). В 1856 в бенефис моек. актрисы П. И. Орловой была исполнена пьеса Ж. "13-го января 1807 года, или Предпоследняя репетиция трагедии "Димитрий Донской"".

Соч.: Записки современника, ред., статьи и коммент Б. М. Эйхенбаума, М.-Л., 1955. Т". Р.

ЖИХАРЕВА, Елизавета Тимофеевна [р. 17(29).XL 1875] - русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1939). Окончила Драм. курсы МХТ; ученица М. Г. Савицкой и В. И. Немировича-Данченко. Сце-нич. деятельность начала в 1903 в МХТ. В 1906-08 работала в провинции (Кострома, "Товарищество новой драмы"). Затем снова в Москве: Т-р Корша (с 1909), Т-р Незлобина (1911-14), Малый т-р (1915-17). До 1927 выступала за границей. По возвращении играла в Минском, Тбилисском и др. т-рах. Сильный драматич. темперамент, эффектные внешние при„мы игры определили успех Ж. в трагедийных ролях. С 1936 Ж.- в труппе Ленингр. т-ра им. Пушкина, где создала страстный, героико-патриотич. образ Пассионарии ("Салют, Испания!" Афиногенова), проникнутый гневом, обличающий фашизм образ Марии Эстераг ("Мой сын" Гергея и Литовского).

Роли: в Т-ре Корша - Катерина ("Гроза"), Графиня Юлия (о. п. Стриндберга), Мирре Эфрос (о. п. Гордина); в Т-ре Незлобина - Наташа ("Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому), Жанна ДАрк ("Орлеанская дева" Шиллера), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому); в Малом т-ре - Гедда Габлер (о. п. Ибсена); в Минском, Тбилисском и др. т-рах (гастроли) - Анна Кристи (о. п. ОНила), Любовь Яровая, Кручинина: в Ленингр. т-ре им. Пушкина - леди Макбет; Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Гурмыжская; Каренина ("Живой труп").

Лит.: А.К., Сорок лет на сцене, "Огон„к", 1943, ј 4. С. Др.

ЖОДЕЛЬ (Jodelle), Этьенн (1532-73) - французский поэт и драматург. Чл. "Плеяды - поэтич. кружка, возникшего в конце 40-х гг. 16 в. Написал трагедии "Плен„нная Клеопатра" (1552) и "Дидона, приносящая себя в жертву" (ок. 1555). Эти произв. мало оригинальны, бездейственны, их язык риторичен и напыщен; однако соблюдение тр„х единств, деление на 5 актов, небольшое количество действующих лиц, стихотворная форма предвосхищают построение классицистской трагедии. Лучшее драм. произв. Ж.- комедия "Евгений" (1552), положившая, по мнению теоретиков "Плеяды", начало новой франц. комедиографии. Новаторство этой комедии -в объединении при„мов итал. "уч„ной комедии" с традициями фарса. Элементы сатиры, обличение совр. нравов выделяют пьесу среди произв. франц. драматургии 16 в. "Плен„нная Клеопатра" и "Евгений" впервые были пост. учащимися Реймсского коллежа в присутствии короля Генриха II.

Соч.: Cleopatre captive, P., 1925; Eugene, [Milano, 1955]; П и н у с С., Французские поеты, т. 1, вып. 2, СПБ, 1914; Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1953.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; История западноевропейского театра, под общей ред.

С, С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Бояджиев Г. H., Первая французская ренессансная комедия ("Евгений" Этье-на Жоделя), в кн.: Ученые записки Гос. научно-иссл. ин-та театра и музыки, т. 1. Сектор театра. Л., 1958; С h a m a r d H., Histoire dela Pleiade, v. 2, P., 1939. A. Mux.

ЖОДЛЕ, Ж о деле [(Jodelet); наст. имя и фам.- Жюльен Б е д о; 1590 (?) -26.III.1660] - французский актер. Начал сценическую деятельность в 1-м десятилетии 17 в. Играл в старинных галльских фарсах и в итал. комедии дель арте, создав ко-мич. маску слуги. Ж. продолжал традиции искусства фарсовых актеров Готье-Гарги-ля, Гро-Гильома и Тюрлюпена, использовал пародийные гротесковые при„мы. В 1620 вступил в труппу Г. Мондори (в дальнейшем - театр "Маре"). В 1634 был перевед„н королевским указом в т-р "Бургундский отель", в 1640 вернулся в т-р "Маре", в 1659 переш„л в труппу "Брата короля", возглавляемую Мольером. Роли:

Клитон ("Лжец" Кор-неля, 1644), Жодле ("Жодле, или Хозяин-слуга", 1645, "Жодле-дуэлист", 1646, Скаррона и "Наученный уму-разуму" Жилле Тессонери, 1647), виконт Жодле ("Смешные жеманницы" Мольера, 1659). Ж. создал тип вес„лого, никогда не унывающего слуги - выразителя здравого нар. смысла. С успехом играл тщеславного и хвастливого дворянина (загл. роли - "Дон Бертран де Сигарраль" Т. Корнеля, 1650, "Дон Яфет из Армении" Скаррона, 1652). Популярность Ж. была так велика, что его изобразили в своих пьесах П. Скар-рон, А. Метель д'Увилль ("Жодле-астро-лог"), Т. Корнель ("Жодле-принц, или Сам у себя под стражей") и др. франц. драматурги. Г. Брекур посвятил Ж. пьесу "Притворная смерть Жодле" (1660). Ж. приписывается авторство бурлескных песенок и нек-рых "мазаринад"-памфлетов, направленных против кардинала Маза-рини в годы Фронды (1648-53).

Лит.: Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle, P., 1927. В. Л.

ЖОНАС (Jonas), Эмиль (5. III. 1827- 22. V. 1905)-французский композитор. Музыке обучался в Парижской консерватории. Дебютировал как театр. композитор в 1855 одноактной оперой "Дуэль Бенжамена", пост. в т-ре "Буфф-Паризь-ен". Для того же т-ра Ж. написал оперетты "Парад" (1856), "Король пь„т" (1857), "Иов и его собака" (1863), "Перед свадьбой" (1865), "Дезире, император Шампиньи" (1869) и др. Младший современник Оффенбаха, Ж. пользовался широкой популярностью далеко за пределами Франции. Особенно известны были его оперетты "Два арлекина" (1865, Париж; 1868, т-р "Гейети", Лондон), "Утка с двумя клювами" (1869, Париж; 1871, т-р "Гейети", Лондон), "Золушка младшая" (1871, т-р "Гейети", Лондон), "Золотой шиньон" (1874, Брюссель). С 1847

Ж. преподавал в Парижской консерватории. Рим. пр. (1849).

ЖОНГЛ‚Р - странствующий комедиант и музыкант эпохи средневековья во Франции. Ж. называли также гистрионами. В Германии Ж. родственны шпильманы. Ж., находившийся при трувере и трубадуре, назывался менестрелем.

ЖОНГЛ‚Р (франц. jongleur, от лат. jo-culator - шутник, за-бавник) - цирковой артист. Исполнители этого жанра выступают соло, вдво„м (парные Ж.), группой. Делятся на: Ж. в партере (обычно работают с мячами, палочками, булавами, кольцами и др. предметами); Ж. на лошади, на проволоке, трапеции, велосипеде, лестнице; силовых Ж., работающих с большими тяжестями; антиподистов, жонглирующих ногами. Ю. Д.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ - жанр циркового искусства. При Ж. исполнитель номера в определ„нном ритме подбрасывает и ловит предметы (не менее тр„х). Ж. часто соединяется с балансированием, эквилибристикой, акробатикой, клоунадой. Ж. известно с древних врем„н, существовало в Др. Египте, в античной Греции и Риме. В период средневековья с Ж. выступали бродячие нар. актеры: во Франции-жонгл„ры, в Италии - мимы, в Германии - шпильманы, в Польше - франты, в России - скоморохи.Широкое развитие Ж. получило в странах Востока, в частности в Китае и Японии.

В России Ж. демонстрировалось в 17-18 вв. на ярмарках, гуляниях, в балаганах. С сер. 19 в. становится одним из цирковых жанров. В дореволюц. рус. цирке особенного успеха достигли Э. Растелли, жонгл„р на лошади Н. А. Никитин, К. и М. Пащенко, жонглировавшие самоваром, лампами, различными чашками и т. д. С конца 19 в. в разных странах мира в Ж. широко вводятся элементы театрализации: труппа Перцова разыгрывала сцену в ресторане, жонглируя тарелками, шляпами, бутылками и даже стульями. Солерно и Карро изображали джентльменов, жонглировали предметами ресторанного обихода. "Мексиканка" Лизет и "индеец" Жанто перебрасывались ножами, тамогавками, балансировали луками и стрелами. Появляются комич. жонгл„ры Карл Репп, Марк Турк и др.

С 30-х гг. 20 в. увеличивается количество предметов, к-рыми жонглирует артист, убыстряется темп исполнения, большего разнообразия достигают жонгл„рские комбинации: в номера Ж. вводятся эквилибристика, балансирование, акробатика, усиливается театрализация, иногда вводится текст (напр., в номере Р. Морея Ж. сопровождалось монологом артиста).

В сов. цирках и на эстраде Ж. получило большое распространение и развитие. Среди лучших исполнителей этого жанра: А. и В. Кисе, И. Коваленко, К. Никольский, М. Мещеряков, Ф. Савченко и др. Сов. артисты жонглируют большим количеством предметов при одновременном балансировании. Сложные трюки демонстрируют групповые жонгл„ры Ширман, Кожуховы, Аберт. Созданы номера, в к-рых используются элементы нац. иск-ва народов СССР: Т. Брок, Филиппенко, Н. Ширай. Больших успехов достигли жонгл„ры на лошади: Н. Ольховиков, Ф. Фабри, В. Викторов и др.

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953. JO. Д.

ЖОНСЬЕР (Joncieres), Викторен (наст. имя и фам.- Феликс Людже Россиньоль; Rossignol) (12. IV.1839-26.X.1903) - французский композитор. Учился в Парижской консерватории. Как театр. композитор дебютировал музыкой к "Гамлету" (концертное исполнение 1863, пост. 1867, Нант) и оперой "Сарданапал" (1867, "Т-р лирик", Париж). Лучшие произв. Ж. отличаются разработанностью оркестровых и вок. партий, яркой сценичностью. Автор опер "Последний день Помпеи" (1869, "Т-р лирик", Париж), "Дмитрий" (1876, там же), "Королева Берта" (1878, "Гранд-Опера", Париж), "Ланселот" (1900, там же) и др. С 1871 работал муз. и театр. критиком газ. "Либерте".

Лит.: Jullien A., Musiciens d'aujourd'hui, v. l-2, P., 1892-94.

ЖбРА (Jora), Михай [р. 14. VIII. 1891]-румынский композитор. Один из основоположников совр. рум. музыки. Засл. деят. иск-в РНР. Окончил юридич. ф-т ун-та и консерваторию в Яссах; совершенствовался в Лейпциге (по композиции - у М. Регера). Творч. деятельность начал в 1914. Написал балеты "На рынке" (1928), "Мадемуазель Ма-риуца" (1940), "Старый двор" (1948), "Когда зреет виноград" (1953), "Возвращение из глубин" (1958), симф., камерно-инстру-мент., вок. и др. соч. Дей-ствит. член АН РНР. Проф. (с 1929) Бухарестской консерватории. Премия Энеску (1915).

Лит.: Dumi trescu М., С г i s t i a n V., M. Jo-ra. L'homme et son oeuvre, Bue., 1957. Д. Перс.

ЖОРЖ (George; наст. фам.-Веймер; Weimer),

Маргерит Жозефин (23. II. 1787, Бай„,- 11. I. 1867, Пасси) - французская актриса. Дочь музыканта и актрисы. С 5 лет начала высту- ' пать на сцене т-ра в Амьене в детских ролях. В 1801 училась сценич. иск-ву у актрисы P оку р. В 1802 дебютировала в т-ре "Комеди Франсез" (роль Клитемнестры - "Ифи-гения в Авлиде" Раси-на). Обладая строгой "античной" красотой, величественной внешностью, низким голосом металлич. тембра и огромным по диапазону, Ж. исполняла "сильные" роли в трагедиях (в противовес "нежным", лирич. ролям, к-рые играла е„ соперница-К. Дюшенуа). Среди лучших ролей Ж.: Гермиона, Роксана ("Андромаха", "Баязет" Раси-на), Корнелия, Арсиноя ("Смерть Помпея", "Нико-мед" Корнеля), Идаме ("Китайский сирота" Вольтера). С самого начала сценич. деятельности Ж. выступала также в ролях "трагических матерей": Агриппина ("Британник" Расина), Клеопатра, Медея ("Ро-догюна", "Медея" Корнеля), Меропа, Семирамида (о. п. Вольтера) и др. Ж. была яркой представительницей позднего классицизма, с характерной для него торжественной приподнятостью, декоративностью. От Рокур она унаследовала традиционную напевную декламацию, от своего постоянного партн„ра, актера Ф. Ж. Тальма, восприняла повышенную экспрессию, резкую контрастность эмоц. переходов. В 1808-12 гастролировала в России (в Петербурге и Москве; роли - Федра в о. п. Расина; Клитемнестра, Семирамида, Меропа; Аменаида - "Танкред" Вольтера). Вначале внешне эффектная "завывающая" декламация Ж. произвела сильное впечатление на рус. актеров и светскую публику. Однако соревнование Ж. с выдающейся рус. актрисой Е. С. Сем„новой (обе актрисы выступили, исполняя одни и те же роли, в Новом императорском, или т. н. Арбатском, т-ре в Москве) завершилось победой Сем„новой. В своих "Замечаниях о русском театре" Пушкин противопоставлял "бездушной" Ж. живое и верное чувство Сем„новой. Пребывание в России способствовало изменению ортодоксально-классицистских позиций Ж. Возвратившись в 1813 в "Комеди Франсез", Ж. вскоре после падения Наполеона (1818) оставила этот т-р; выступала в провинции, гастролировала за границей (Англия, Бельгия). Нек-рые из современников Ж. (А. Дюма-отец и др.) считали, что причиной е„ ухода явились бонапартистские настроения актрисы, неугодные Бурбонам. В 1822 вступила в труппу т-ра "Одеон" (Париж). В 30-е гг. 19 в. Ж. играла одновременно на сцене парижских т-ров "Одеон" и "Порт-Сен-Мартен", антрепрен„ром к-рых был е„ муж Ш. Ж. Арель. В эти годы Ж. стала одной из осн. исполнительниц ролей в произв. романтич. драматургии: заглавная роль в пьесе "Жена маршала д'Анкр" А. де Виньи, Маргарита Бургундская, королева Христина ("Нельская башня", "Христина" Дюма-отца), Лукреция Борджиа, Мария Тюдор (о. п. Гюго) и др. В этих пьесах, написанных прозой, Ж. отказалась от напевной декламации; освободившись от скованности традиционной классицистской формы, актриса раскрыла всю силу своего трагедийного темперамента. Однако Ж. продолжала подч„ркивать величавую возвышенность и благородство своих "титулованных" героинь, что отличало е„ игру от иск-ва актеров демократич. романтизма. В 1840 антреприза Ареля потерпела крах. С этого времени Ж. гастролировала за границей (Италия, Австрия, Германия, Россия, Турция), выступала и во Франции. В 1849 Ж. оставила сцену, но до сер. 50-х гг. иногда выступала в отдельных спектаклях. В 1853 в т-ре "Комеди Фран-сез" состоялся спектакль с участием Ж. (Клеопатра- "Родогюна" Корнеля), вылившийся в чествование Ж.-носительницы нац. сценич. традиций.

Соч.: Memoires inedits de mademoiselle George, publies par P.-A. Cheramy, P., 1908.

Лит.: Всеволодский (Гернгросс) В. H., Театр в России в эпоху Отечественной войны, СП Б, 1912;

Lucas H., M-lle George Weymer, в кн.: Galerie des artistes dramatiques de Paris, v. I, P., 1841; MontchampL., Les reines de la rampe, P., 1863, с. 137-67; De M a n n e E.-D., Galerie historique de la Comedie francaise pour servir de complement a la troupe de Talma, Lyon, 1876, с. l-14; R о у e г А., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'en 1875, v. I, P., 1878; Claretie J., Profils de theatre. P., [s. d.], c. 237-48; Fleischmann H., Une maitresse de Napoleon, P., 1908. E. Ф.

"ЖОРЖ ДАНДЕН, ИЛИ ОДУРАЧЕННЫЙ МУЖ"

("George Dandin, ou le Mari confondu")-комедия в з д. Ж. Б. Мольера. Соч. 1668. Пост. 18(19?) июля 1668 в Версале, 9 ноября того же года - в т-ре Пале-Рояль, Париж (Жорж Данден-Мольер). В этой же роли выступали в 17 в. франц. актеры Перье и Резен (младший), позднее - Го. "Ж. Д." исполнялся на франц. яз. в Лондоне (1718), в Лисабонском т-ре (1737), в Мадридском т-ре "Де ла Крус" (1769), в т-рах "Арджентина" и "Мандэони", Рим (1907), в "Нем. т-ре" (1911, реж. Рейнхардт) и др.

В России "Ж. Д." был впервые представлен (предположительно) в 1712 на нем. яз. под назв. "О бедном Юргене" нем. труппой Манна в т-ре Натальи Алексеевны в Санкт-Петербурге. В 1790 "Ж. Д." был показан франц. труппой на сцене Деревянного т-ра, СПБ. Первые пост. "Ж. Д." на рус. яз.-24 сент. 1758, Малый Оперный т-р, СПБ, и 3 сент. 1760 (предположительно), т-р Моск. ун-та. На проф. сцене- 18 янв. 1851, Малый т-р (бенефис Щепкина, пер. Барсова;

Жорж Данден - Щепкин, Анжелика - Рыкалова, г-н де Сотанвиль - Немчинов, г-жа де Сотанвиль - Львова-Синец-кая, Клитандр - Черкасов, Клодина - Соболева 1-я). Среди послед, пост. пьесы Мольера: Малый т-р (1866, в пер. И. Мещерского - "Жорж Данден, или Муж же и виноват!"; Жорж Данден - П. Садовский, Анжелика - Федотова, г-н де Сотанвиль-Дмитревский, г-жа де Сотанвиль- Рыкалова, Клитандр-Александров, Рассказов, Клодина- Колосова, Любен - Н. Музиль, Колен - Ермолов; 1897, и др.); Александрийский т-р, на сцене Михайловского т-ра (1870; Ж. Данден - Федотов, Анжелика - Стрельская);

Народный т-р, Москва (1872; г-н де Сотанвиль - Н. Рыбаков); Моск. об-во искусства и литературы (1888; г-н де Сотанвиль - Станиславский) т-р Корша (1892; бенефис Светлова; Данден - Светлов, г-н де Сотанвиль - Киселевский); пост. также многими т-рами провинции.

На сов. сцене "Ж. Д." особенно широко ставился в т-рах республик: Тюркский т-р, Баку (1923), Вологодский т-р (1936), Коми т-р (1946), Северо-Осетинскпй т-р (1946), Хакасский т-р, Абакан (1949), Т-р им. Камала (1951), Ташкентский т-р (1958) и мн. др.

Издания: Первая публикация комедии - "George Dandin, ou le Mari confondu", ed. P. Trabouillet, P., 1672. Первый рус. пер.: "Ж. Д., или В смятение приведенный муж"

Ив. Чаадаева, М., 1775; "Ж. Д., или Одураченный муж" - О. И. Бакста, в кн.: Мольер. Полное собр. соч., под ред. П. И. Вейнберга и П. В. Быкова, т. 3, СПБ, 1913. Из сов. пер.-В. Чернявского, в кн.: Ж.-Б. Мольер. Собр. соч., т. 2, M., 1957.

Лит.: Баженов А. Н., Сочинения переволы, т. 1, M., 1869, с. 656-659; "Русское обозрение". M., 1892 т 6 ноябрь, с. 436-443; Народный театр. Сборник, М., 1896, с. 211-217; Мокульский С., Мольер, М.. 1936, с. 273-77; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, М., 1962, то же, Собр. соч., т. l, M., 1954, с. 110-114; Карнаева Т. и Литвиненко М., Се-веро-Осетинский драматич. театр. Орджоникидзе, 1960, с. 110-13; Reinhardt und seine Buhne, В., 1919, с. 57-63;

Т i Ile у A., Moliere, Cambr., 1936, с. 195-99. A. Шн.

ЖОРЖОЛИАНИ, Александр Максимович [р. 27.1 (8.11).1888]-грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1942). В 1911 окончил Одесский ун-т, ис-торико-филологич. ф-т; в„л педагогич. работу в Баку (1912-18) и Тифлисе (1918-20). Одновременно принимал активное участие в работе груз. любительского кружка. С 1921 начал проф. сценич. деятельность в т-ре груз. драмы (с 1922, Т-р им. Руставели). Был одним из основоположников (1928) Т-ра им. К. Марджанишвили, в к-ром работает до наст. времени. Ж.один из мастеров груз. сцены, яркий комедийный актер, обладающий разнообразной и отточенной техникой; в его исполнении эпизодич. роли превращаются в обобщ„нный типич. образ. Творчество Ж. характеризуется жизнерадостностью, заразительным юмором.

Роли - в т-ре Руставели: Караман ("Кто виноват?" На-кашидзе). Копия ("Вчерашние" Дадиани), Орсик ("Гамлет"); в Т-ре им. Марджанишвили: Бен-Акиба ("Уриэль Акоста"), Арган ("Мнимый больной"). Гофмаршал ("Коварство и любовь"), проф. Захаров ("Страх"), Хлопов ("Ревизор"), Гремио ("Укрощение строптивой"), Кваркваре ("Кваркваре Тутабери" Какабадзе), Мосе ("Гурия Ниношвили"), Караман ("Повесть о них" Габескирия), Дариспан ("Невзгоды Дариспана" Клдиашвили), Почтальон ("Марина" Бараташвили), Илико ("Я, бабушка, Илико и Иларион" Думбадзе).

Пользуется большой популярностью и как эстрадный актер. С 1925 снимается в кино (фильмы: "Последний маскарад", "Золотая долина", "Дарико" и "Стрекоза"). Г. Ц.

ЖОССО (Josseau), Фернандо (р. 1925) - чилийский драматург. Автор пьес "Ростовщик", "Цезарь", "Они ждали рассвета", "Комедианты" в др. Наибольшую популярность получила его пьеса "Башня из слоновой кости" (1958, т-р "Моцарт", Сантьяго). Драматич. произв. Ж., посв. гл. обр. темам современности, ставятся проф. и любительскими труппами Чили. Л. X.

ЖОФФРУА (Geoffroy), Жюльен (17. VIII. 1743- 27. II. 1814) - французский театральный и литературный критик. В 1800-14 руководил отделом театр. критики в газете "Журналь де деба". Ж.- создатель жанра лит. фельетона, в к-ром обсуждение вопросов лит-ры и театра сочеталось с обсуждением политики, философии и т. п. Был сторонником клас-сицистского направления в театр. иск-ве. Как критик пользовался большим авторитетом. Его статьи, нередко излишне пристрастные (напр., о Ф. Ж. Тальма), вызывали яростные споры, к-рые привлекали внимание читателей и усиливали популярность Ж.

Соч.: Cours de la litterature dramatique..., v. 1-5, P., 1819-20, v. l-6, P., 1825; Discours sur la critique. P., 1779; Commentaire sur le theatre de Racine, P., 1808.

Лит.: Kerambrun R." Geoffroy, в кн.: Biographie bretonne de Levot, P., 1852; L e m a i t г e J., La critique dramatique. Geoffroy, в кн.: Livre du centenaire de Journal des Debats. 1789-1889, P., 1889. H. Мок.

ЖУБАНОВ, Ахмет Куанович [p. 16(29).IV.1906] - казахский советский композитор. Нар. арт. Каз. ССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Доктор искусствоведения (1945). В 1932 окончил историко-теоретич. отделение Ленингр. консерватории. Автор опер (совм. с Л. Хамиди) "Абай" (1944, Т-р оперы и балета им. Абая), "Тулеген Тохтаров" (1947, там же), музыки к спектаклям и др. соч. Вед„т педагогич. работу в Алма-Атинской консерватории (с 1947- профессор).

ЖУВЕ (Jouvet), Луи (24. XII. 1887, Крозон,-16. VIII. 1951, Париж) - французский режиссер, актер, театральный педагог. С юности увлекался т-ром, играл в любительских театр. кружках. В 1911 начал проф. деятельность в Париже как актер в "Т-ре дез Ар", где играл роли: Король ("Фантазио" Мюссе), отец Зосима ("Братья Карамазовы" по Достоевскому) и др. С 1913 работал в т-ре "Вь„ коломбье" ("Т-р старой голубятни"), был ближайшим учеником и помощником руководителя этого т-ра Ж. Копо. Под рук. Копо проходило формирование Ж. как актера и режиссера. Во время 1-й мировой войны Ж. находился в армии; в 1917 по ходатайству Копо был демобилизован, участвовал в гастролях труппы Копо в США. Вернувшись в 1919 во Францию, продолжал работать в т-ре "Вь„ коломбье". В 1922 переш„л в т-р "Комедия Елисейских полей", к-рым руководил в 1924-34. В 1930-31 - худ. рук. т-ра "Пигаль". С 1934 работал в т-ре "Атеней" (кроме 1941-45, когда жил в Швейцарии и Юж. Америке), создав здесь один из лучших театр. коллективов Парижа. В 1926 организовал (вместе с реж. Ш. Дюлле-ном, Г. Бати, Ж. Питоевым) театр. объединение "Картель", целью к-рого было обновление франц. т-ра, освобождение его от диктатуры дельцов. Ж. ставил преим. произв. совр. драматургов, играл в пост. им пьесах Ашара: Мальбрук ("Мальбрук в поход собрался", 1924), Жан ("Жан с Луны", 1929), Домино (о. п., 1932), Петрюс (о. п., 1933); в пьесах Ромена:

Ансельм, Труадек ("Кромдейр старый", 1920, "Мсье Труадек, предавшийся распутству", 1923, "Женитьба Труадека", 1925, "Донгоо-Тонка", 1930). Образ Кнока (в о. п. Ромена, 1923) - беспощадная карикатура на бурж. дельцов - вош„л в историю франц. т-ра 20 в. как одна из крупнейших актерских работ. Наиболее близок Ж. драматург Ж. Жироду он пост. все его пьесы, почти всегда исполняя в них центр, роли: генерал де Фонжелуа ("Зигфрид", 1928), Меркурий ("Амфитрион 38", 1929), Страж ("Юдифь", 1931), Инспектор ("Интермеццо", 1933), Гектор ("Троянской войны не будет", 1935), Нищий ("Электра", 1937), Ганс ("Ундина", 1939), Тряпичник ("Безумная из Шайо", 1945) и др. Ж. был актером острой интеллектуальности, мощной выразит, силы, его иск-ву присущи и жестокая, злая сатира (Кнок), и мягкий юмор, лиризм (Жан), и скорбный трагизм (Гектор). В иск-ве Ж. всегда преобладала гуманистич. направленность, он стремился раскрывать' внутренний мир человека, утверждал духовную красоту и поэзию, В своих лучших пост., отмеченных высоким художеств. вкусом, Ж. поднимал острые темы современности - войны и мира, нац. розни, обреч„нности бурж. об-ва. Ж. был выдающимся интерпретатором классич. драматургии, особенно Мольера. Спектакли "Школа ж„н" (1936), "Дон Жуан" (1947), "Тартюф" (1950), в к-рых Ж. играл гл. роли, отличались тонким раскрытием авторского замысла, изысканным артистизмом и вместе с тем острым чувством современности.

Ж. в„л педагогич. работу: с 1934 - профессор драм. классов консерватории. Президент Общества истории т-ра. В 1951 был назначен советником по вопросам т-ра при Гл. упр. иск-ва и лит-ры. Много снимался в кино (впервые в 1913) и экранизировал пост. им спектакли ("Кнок" и др.).

С о ч.: Reflexions du comedien,P., [1952]; Temoignages sur le theatre, P., 1951 (в рус. пер.-Мысли о театре, М., 1960); Le comedien desincarne. P., [1954].

Лит.: Brasillach R., Animateurs de theatre, P., [1936]; V e i n s t e i n A., Du Theatre Libre au Theatre Louis Jouvet, P., [1955]; L i e Ь о w i t z-K n a p p В., Louis Jouvet. Man of the theatre, N. Y., 1057. E. Ф.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница