Наши партнеры

Выгодно аренда машины подписка в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 165)


ЕФРЕМОВ, Степан Павлович (р. 1904) - якутский советский писатель. Засл. деят. иск-в ЯАССР (1957). Окончил Иркутский ун-т (1929). Первые очерки и рассказы. Е. появились в 1925. Е. написал ряд пьес о совр. жизни Якутии: героич. драму "Братья" (1936), посв. борьбе якут. народа за утверждение в республике Сов. власти, "Шаги" (1936), "Враги" (1937), "Семья Кирика" (1939), "Долг" (1942) - о Великой Отечественной войне, "Тихий берег" (1954) и комедию "Лэкиэс" (1957), посв. проблемам колхозного строительства. Все пьесы Е. пост. Якут. муз. драм. т-ром. Написал также ряд одноактных пьес для эстрады и радио. Вед„т педагогич. работу в ср. школе.

Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955, с. 105-108, 142, 189-190. М. Лифш.

ЕФРЕМОВА, Клавдия Григорьевна (р. 7.XI. 1916)- русская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Участвовала в художественной самодеятельности. Проф. сценич. деятельность начала в 1936 в Рус. т-ре в г. Фрунзе. Обладая выразительными сценич. данными, сильным, красивого тембра голосом, Е. вскоре заняла ведущее положение в труппе т-ра. Дарование Е. раскрылось как в драматич., так и в комедийных ролях - Лиза ("Горе от ума"), Варвара ("Гроза"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Тоня ("Как закалялась сталь"). Нора. С 1952 работает в Рус. т-ре в Ташкенте. В этот период определяются осн. особенности творчества актрисы - взволнованность, искренность, простота и задушевность исполнения. Особенно удаются Е. образы совр. сов. женщин. Среди е„ лучших ролей: Таня (о. п. Арбузова), Галина Демидова ("Жив„т на свете женщина" Аграненко), Люся ("Годы странствий" Арбузова). Играла также Поэму ("Не называя фамилий" Минко), Холисхон ("Тайны паранджи" Хамзы), Фань И ("Тайфун" Цао Юя). В. Д.

ЕФРУШ (наст. фам.- Ефремов), Георгий Захарович (1917-41) - марийский советский писатель. Окончил учительский ин-т (1936). Лит. деятельность начал в 1931. В 1935 написал пьесы из колхозной жизни - "Моя семья" и "Дарья". В 1939 вышли пьесы Е. "Тенета" (о гражданской войне в марийском крае) и "Вражьи следы" (о борьбе за индустриализацию). Е. принадлежит перевод пьесы Горького "На дне" на марийский язык. Пьесы Е. ставились на сцене Марийского т-ра им. Шкетана и коллективами художеств. самодеятельности.

Лит.: Марийские писатели, Йошкар-Ола, 1958. А. Ив. Е ЦЗЫ (род. май 1914)- китайская актриса. В 1937 окончила театр. уч-ще и начала артистич. деятельность в т-ре разговорной драмы. Свежестью, яркостью, глубоким психологизмом, тонким мастерством были отмечены сценич. образы Цыси Тайхоу, Цзэн Си-и ("Пекинец" Цао Юя), Маргариты ("Дама с камелиями" Дюма-сына). После создания КНР она вступила в один из наиболее крупных коллективов т-ра разговорной драмы - Пекинский нар. художественный т-р. Участвует почти во всех спектаклях этого т-ра. В 50-е гг. создала много разнообразных образов кит. женщин-современниц: т„тушка Динсы ("Лун Сюйгоу" Лао Шэ), Пуй Си

("Восход солнца" Цао Юя), доктор Жун Ли-чжан ("Ясный день" Цао Юя, государственная награда), т„тушка Сюй Сы ("Красный двор" Лао Шэ). Искренность, простота и вера в человека, в торжество правды и справедливости пронизывают все эти образы. И. Г.

ЕШИМБ‚КОВ, Касымалы (1907-52) - киргизский актер. Нар. арт. Кирг. ССР (1939). Один из основоположников Кирг. проф. т-ра. Начал сценич. деятельность в 1927 в кирг. студии, на базе к-рой в 1930 создан драм. т-р (с 1936 - музыкальный). Творчество Е. отмечено знанием нар. быта и творчества, ярким нац. характером, мягким юмором. В муз. спектаклях Е. использует при„мы, присущие исполнению нар. певцов. Играл характерные роли в муз. драмах - нар. певец Калбек ("Алтын-кыз" Боконбаева), Султанбек ("Аршин мал алан" Гаджибекова); в кирг. операх (партии) - трусливый витязь Трлтой, старик-дружинник Кыргыл-чал, колхозный бригадир Нур-бай ("Айчурек", "Манас", "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева и Фере), Трике ("Евгений Онегин"). В 1942-48 Е. выступал также в спектаклях драм. т-ра. Роли: Суворов ("Полководец Суворов" Бехтерева и Разумовского), Шульга ("Молодая гвардия"). Н. Л.

"ЕЩ‚ ОДНА ЖЕРТВА"- комедия в 5 д. Г. М Супдупяна (на арм. яз.). Пост. 4 мая 1870 в Тифлисе (Саркис- Америкян, Микаэл - Чмшкян, Анина - Сатеник, Осеп - Мирагян). В дальнейшем часто ставилась в Александрополе (ныне Ленинакан), Ереване, Карее и ряде городов (со значит. арм. населением) Ирана и Турции.

Первая пост. на сцене сов. т-ра - Ленинаканский т-р (1939; реж. Аджемян, худ. Симонян; Саркис - Зограбян, Барбаре - Араксян, Микаэл - Г. Арутюнян, Саломэ - Дурьян - Арменян, Анани - Бероян, Бриллиантов - Гаврош). Из послед, пост.: Армянский т-р драмы, Тбилиси (1940; 1949, реж. Бжикян, худ. Налбандян; Саркис - Алиханян, Амирбегян, Микаэл - Лусинян, Саломэ - Бероян); Арм. ТЮЗ, Ереван (1954; реж.-Калантар); Т-р им. Сун-дукяна'(1"55, 1960, реж. Аджемян, худ. С. Аручян; СаркисАветисян, Барбаре - Мелкумян, Степанян, Микаэл - Ма-лян, Саломэ - Гулазян, Анани - Р. Вартанян, Мурадян, Бриллиантов - Авакян); спектакль показывался в Москве в 1956.

Издания: Первая публикация "Е. о. ж." на арм. яз.- 1884; послед, изд.- 1902. Первый рус. пер.- А. Аршаруни и А. Г. Глебова, в кн.: Сундукян Г., Пьесы, М. -Л., 1949; из послед, изд.: Сундукян Г., Избранное, М., 1953.

Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян. Жизнь и творчество, Ереван, 1956, с. 136-50 (на арм. яз. - 1953). А Шн

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (Jaques-Dalcroze), Эмиль (6.VII. i865-l.VII.1950) - швейцарский композитор и педагог. Основатель системы ритмич. воспитания. Музыке обучался в Женевской консерватории; совершенствовался в Вене у Р. Фукса и А. Брукнера, в Париже у Л. Делиба. С 1892 преподавал в Женевской консерватории, где и разработал свой метод развития муз. и ритмич. данных, пластич. свободы и выразительности. Метод Ж.-Д., построенный на связи музыки с движением, впервые был продемонстрирован в осуществл„нных им постановках разл. муз.произв.- от фуг Баха до опер Глюка (в т. ч. "Орфей и Эври-дика", 1913, Хеллерау, близ Дрездена). В 1911-14 Ж.-Д. преподавал ритмич. воспитание в спец. школе в Хеллерау, с 1915 - в созданном им "Институте Ж.-Д." в Женеве. Подобные же ин-ты и школы были основаны в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне и др. городах последователями и учениками Ж.-Д., среди к-рых были танцовщицы М. Виг-ман, Р. Сен-Дени, М. Рамбер, балетмейстер В. Ни-жинский и др. Метод Ж.-Д. наш„л применение в нек-рых балетных школах Запада. В 1920 в Москве и Петрограде были организованы "Институты ритма" по методу Ж.-Д. Сов. школа обогатила этот метод эмоциональным содержанием.

Написал оперы: "Заколдованная скрипка" (1893, Женева), "Жани" (1894, там же), "Санчо Панса" (1897,там же),"Дядюшка Тогда" (1905, К„льн), "Бергамские близнецы" (1908, Брюссель), "Праздник юности и радости" (1932, Женева), пантомиму "Эхо и Нарцисс" (1912, Хеллерау), танц. и балетную сюиты и др. соч.

Соч.: Eurhythmics, art and education, L., 1930; Rhyth-mic, music and education, Basel" 1922; Le coeur chante: im- pressions d'un musicien, Geneve, 1920; Souvenirs, Neufchatel- P., 1942; La musique et nous, Geneve, 1945 (с перечнем всех педагогич. и муз. соч.).

Лит.: Штор к К., Система Далькрвза, Л., 1924;

S e i d l A., Die Hellerauer Schulfeste und die Bildungsanstalt Jaques-Dalcroze, Begensburg, [1912]; H e r n r i e d R." Emile Jaques-Dalcroze, Geneve, 1929; Driver A., Music and movement, Oxf., 1936; Brunet-Lecomte H., Jaques-Dalcroze. Sa vie, son oeuvre, Geneve, 1950. Harn. P.

ЖАМБОН (Jambon), Марсель (19.X.1848-1.X. 1908) - французский художник и театральный декоратор. Ученик худ. А. Рубе и Ф. Шаперона, Ж. работал вместе с ними (с 1884) в парижских т-рах "Комеди Франсез", "Опера", "Опера комик" и др. Создавал грандиозные монумент, декорации к спектаклям "Феодора" Сарду (1884, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Мессидор" Брюно (1897, "Опера"), "Бургграфы" Гюго (1902, "Комеди Франсез"), поэтич. "пейзажные" декорации к "ВзятиюТрои" Берлиоза (1899, "Опера") и др. Ж. принимал участие в первых пост. пьес В. Сарду, Э. Ростана. Мн. его работы осуществлены совм. с худ. Амаблем и Байи.

ЖАНА, Ачба (1846-1916)- абхазский народный певец-сатирик. Слепой с раннего детства. Автор популярных в народе сатирич. повествований, к-рые он исполнял в лицах с элементами театр. действия (мимика, движения и т. д.), среди этих рассказов: "Пширкца" (о самовлюбл„нном глупом князе), "Салыбей" (о помещике-самодуре), "Мед ал зачв" (о полицейском), "Мкуач-ипа Мстаф" (о дворянине-конокраде), "Дочь вдовы" (о глупой, лживой вдове и е„ ленивой дочери). Творчество Ж. развивало традиции нар. певцов-сатириков джегуако. Обычно Ж. изображал известных зрителю людей. Едкие эпитеты, хл„сткие обороты Ж. входили в разговорную речь.Иск-во Ж. заложило основу театрализованных форм нар. зрелищ, его выступления отличались острой сатирич. направленностью, ярким юмором, образностью языка. За сатиру на князей, полицейских Ж. был выслан из Абхазии. Вернувшись из ссылки, умер от истощения.

Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства, Сухуми, 1957; его ж e. Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.). М. Л.

ЖАНДР, Андрей Андреевич (1789-1873) - русский литератор и переводчик. Лит. деятельность начал в 1811 (перевод комедии "Испытание", пост. на петерб. сцене). Близкий в 10-20-е гг. к декабристским кругам, Ж. участвовал в разработке театр. эстетики декабристского романтизма. Его переводы произв. зап.-европ. классиков, романтизированные, насыщенные вольнолюбивой лексикой декабристов, отвечали потребности создания репертуара, проникнутого освободит, идеями. Перев„л отрывок из "Гофолии" Расина (1816-17), участвовал в коллективном переводе трагедии "Горации" Корнеля (1817, совм. с Чепяговым, Шаховским, Катениным), в к-рой с успехом выступали E. С. Сем„нова и молодой В. А. Каратыгин, перев„л для Сем„новой "Семелу" Шиллера (1818), "Баязета" Расина (1824-25, совм. с Катениным). Высокую оценку Грибоедова и Пушкина получил перевод Ж. "Венцеслава" Ротру, не пропущенный цензурой на сцену. Совм. с Грибоедовым Ж. перев„л в 1817 одноактную комедию "Притворная неверность" Барта (12-е и 13-е явления, изд. 1818). Будучи одним из ближайших друзей Грибоедова, Ж. сумел сохранить предпоследнюю редакцию "Горе от ума" (т. н. "Жандровский список", представляющий собой копию с текста "Горе от ума" после его переработки Грибоедовым в Петербурге в 1824). Ж. выступал как театр. критик (в журн. "Сын отечества", "Северный наблюдатель"). Особенно интересна его статья "О первых двух дебютах г. Каратыгина м." ("Сын отечества", 1820, ч. LXII, ј 23), где актеру рационалистич. типа противопоставляется актер, к-рый "увлекается собственным чувством", обладает "душой, жаром". Ж.утверждал,что только такого актера ум и опыт могут привести к совершенству. Вскоре после разгрома декабристов Ж. отош„л от лит. деятельности. Последняя из опубликованных им работ - статья "О переводах комедии "La folle journee, ou Le mariage de Figaro" и представлениях сей комедии по переводу Д. Н. Баркова" ("Сын отечества", 1829, ч. CXXIV). Впоследствии Ж. занимал крупные административные посты, был сенатором. Т. Р.

ЖАНЕН (Janin), Жюль (16.П.1804-20.VI.1874)- французский театральный и литературный критик, писатель, переводчик. Начал лит. деятельность как автор политич. фельетонов, направленных против Реставрации. В 1831 стал работать в газете бурж.-либер. направления "Журналь де деба", где еженедельно св. 30 лет печатались его статьи о лит-ре, т-ре, живописи, скульптуре, архитектуре. По своим лит. взглядам Ж. примыкал к школе Ф. Понсара и Э. Ожье, выступавших против "неумеренности" романтизма В. Гюго и его последователей. Подобно Понсару Ж. выдвигал принцип создания пьес, в к-рых "события были бы правдоподобны, чувства благородны, характеры и страсти правдиво развивались". Ж. принадлежат многочисл. статьи, посв. франц. драматургии, исследования об актерах Ф. Ж. Тальма, м-ль Марс. Горячий сторонник классицистской драматургии, Ж. восторженно встретил дебют актрисы Рашель, а затем посвятил ей монографию "Рашель и трагедия" (1859). Он написал теоретико-историографич. статьи об истории становления и развития франц. водевиля, комич. оперы, о специфике трагического и комического в иск-ве.

Ж.- автор книги о знаменитом актере Дебюро, выражавшей демократич. устремления автора, интерес к нар. франц. т-ру.

Соч.: Дебюро. История двадцатикопеечного театра, СПБ, 1835; С hef-d * oeuvres dramatiques du XVIII siecle, P., 1872; Histoire de la litterature dramatique, t. 1-6, P., 1853-58;Rachel et la tragedie, P., 1859.

Лит.: Piedagnel A., Jules Janin, 3 ed., P., 1884;

S a г с e y P., Quarante ans de theatre, t. 1-8, P., 1900- 1902. И. Под.

ЖАНМЕР (Jeanmaire), Рене (Зизи) (р. 29.IV.1924) - французская танцовщица. Училась в балетной школе т-ра "Гранд-Опера". В 1939 дебютировала в кордебалете этого т-ра. В 1946 работала в труппе "Нуво балле де Монте-Карло". В 1948 вступила в труппу "Парижский балет", где исполняла партии: Кармен (о. п. на муз. Бизе), ведущие партии в балетах "Яйцо всмятку" Тирье, "Пожирательница бриллиантов" Да-маза, Роксаны ("Сирано де Бержерак" Ростана). На творчество Ж. оказал большое влияние балетм. Р. Пти, к-рый руководит этой труппой. Ж. выступает в парижском мюзик-холле "Альгамбра" (танцует, декламирует и по„т). Обладая хорошей классич. техникой, исполняет в то же время и эксцентрич. эстрадные танцы, чаще всего окрашенные эротикой. В нек-рых спектаклях ("Кармен") создала партии, насыщенные драматизмом.

Лит.: L i d о v а I., Dix-sept visages de la danse. P., 1953. Е. С.

ЖАНР (ф*ранц. genre) - вид произведений литературы и искусства. Ж. объединяет группу произведений, общих по поэтич. структуре. Эстетически близкие между собой Ж. образуют род литературы (напр., драматургию). Осн. Ж. драматургии - трагедия, драма, комедия; в свою очередь, они подразделяются на более дробные Ж., напр. комедии делятся на водевиль, комедию-памфлет, комедию-пародию, сатприч. комедию, лирич. комедию и т. д. Ж.- категория историческая. Возникновение новых Ж. объясняется потребностью общества в эстетич. освоении новых явлений и процессов действительности. Ж. постоянно изменяются, эволюционируют, сохраняя в то же время свои осн. признаки. Утрата этих признаков вед„т к слиянию данного Ж. с другими либо к его отмиранию (напр., отмирание мистерии, миракля, моралите, соти и мн. др. Ж.).

Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, пер. с древнегреч., М., 1957; Б у а л о. Поэтическое искусство [Вступ. ст. и коммент. Н. А. Сегал], М., 1957; Дидро Д., О драматической поэзии, Собр. соч., пер. с франц., т. 5, М.-Л." 1936; Л е с с и н г Г.-Э., Гамбургская драматургия, пер. с нем., М.-Л., 1936; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полное собр. соч., т. 5, М., 1954; Чернышевский Н. Г., Возвышенное и комическое,Избр. философские сочинения, т. 1, [М.], 1950; Ф р о-л о в В., Жанры советской драматургии, М., 1957. В. С. -П.

ЖАНТО, Виктор Александрович [19(31).1.1879- 27.IV.1957] - советский цирковой деятель. Засл. арт. РСФСР (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1924. Воспитывался в цирковой семье. С 8 лет выступал в цирке. Был жонгл„ром, гимнастом, эквилибристом, соло-клоуном, муз. эксцентриком. Большой успех имел в жонгл„рском номере "Лизет и Жанто" (Лизет - Е. С. Жанто); артисты исполняли театрализованную сценку "Мексиканка и индеец", вводя в не„ своеобразные жонгл„рские трюки. После Октябрьской революции Ж. работал в ЦК Рабис, боролся за ликвидацию частных антреприз, включение сов. цирковых артистов в программы цирков больших городов, заполненные в то время иностр. гастрол„рами. В 1938-41 был организатором и директором Объединения колхозных цирков; в 1943-47 -директором и художеств. руководителем уч-ща циркового иск-ва. С 1929 выступал как режиссер, ставил отд. номера и целые представления (цыганский ансамбль, жонгл„ра Виканди и др.). М. Зон.

ЖАРИКОВ, Петр Павлович [р. 26.VI(8.VII). 1888] - русский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1941). С 1911 был сотрудником в МХТ. С 1918 работал в моек. Камерном т-ре. В 1920-27 играл в т-рах Саратова, Казани, Пензы, Иркутска, Самары и др. городов. С 1928 - в труппе Рус. т-ра в Баку. Исполнение Ж. отмечено большой сценич. культурой, тщательностью отделки деталей.

РоДи: Фурманов ("Мятеж" по Фурманову), Фердинанд, Хлестаков, Чацкий; Видади ("Вагиф" С. Вургуна), Каран-дышев, Маргаритов ("Бесприданница", "Поздняя любовь" Островского), Суворов ("Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Ока„мов ("Машенька" Афиногенова). Выступает также как режиссер; пост. "Враги" (1931); "Последний решительный" Вишневского (1931), "Слуга двух господ" (1932); "Шестеро любимых" Арбузова (1958), "Неравный бой" Розова (1961) и др.

Ж. вед„т педагогич. работу (с 1921). Руководил кружками художеств. самодеятельности. Был депутатом Верховного Совета Азерб. ССР 3-го созыва. Г.К.-К.

ЖАРОВ, Михаил Иванович hU(27).X. 1900] - русский советский актер ,Й5ф.арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. паотзйГс 1950. Учился в студии при Т-ре ХПСРОТод рук. Ф. Ф. Комиссаржев-ского (педагогиАП. Зонов и В. М. Бебутов); здесь же сыграл пертую роль (Шут - "Виндзорские про-казницыиосле окончания студии (1919) был актером Первого передвижного фронтового театра, Театра им. Сафонова, Опытно-геюоического т-ра,

Т-ра им. Мейерхольда, Бакинского рабочего т-ра, Реа-листич. т-ра и др. В 1931-37 работал в моек. Камерном т-ре. Здесь Ж. создал одну из своих крупнейших работ - образ Алексея в "Оптимистической трагедии" (1933). Органически сочетая в этой роли характерные, комедийные черты с героич. и трагедийным, Ж. показывал широту, самобытность натуры Алексея, его внутр. силу. Это был талантливый человек, мучительно ищущий правду жизни, старающийся понять е„ сущность. С 1938 Ж.-в труппе Малого т-ра. Творчество Ж. отмечено обаянием т„плого сочного юмора, заразительностью, непринужд„нностью исполнительской манеры, народностью. Наряду с комедийными ролями Ж. проникновенно, строго и сдержанно сыграл Харитонова ("За тех, кто в море" Лаврен„ва, Гос. пр. СССР, 1947L создал глубоко человечный образ Митрича ("Власть тьЬы", 1956), тонко, с грустной иронией исполнил рольПебедева ("Иванов" Чехова, 1960). Выступает как режиссер; пост. спектакли: "Очная ставка" Шейнина и бр.\Тур (1938, Камерный т-р), "долос Америки" Лаврен„ва (1950, Малый т-р, совм. с В\Ф. Ду-диным), "Браконьеру" Ран-нета (1961, там жа исп. роль Ягуба). Ж.- один из крупнейших сов. киноактеров (снимается с И924):

Жиган ("Пут„вка в жизнь"), Кудряш ("Гроза"),/Меньшиков ("Петр Пвфвый"), Дымба (трилогияуб Максиме) и др. Гос/пр. СССР (1941, 1942).

Роли: Передвижной фронтовой т-р и Т-р им. Сафонова- Тринкуло ("Буря" Шекспира), Лепорелло ("Каменный гость" Пушкина), Звездоч„т ("Золотой петушок" по Пушкину), Дринкоутер ("Капитан Бранс-боунд" Шоу); Опытно-героич. т-р - Кудряш и Тихон ("Гроза"), Шанбурси ("Копилка"

Лабиша), Анучкин ("Женитьба"); Бакинский рабочий т-р-Солдат ("Любовь Яровая"), Васька-Окорок ("Бронепоезд 14-69"); Малый т-р-Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Гололоб ("Сотворение мира" Погодина), Иннокентий ("Сердце не камень" Островского), Лавров ("Тайная война" Михайлова и Самойлова), Кидд ("Голос Америки" Лаврен„ва), Прохор ("Васса Железнова"), Фролов ("Северные зори" Никитина), Татарников ("Деньги" Софронова), Маршалов ("Весенний гром" Д. Зорина).

Лит.: M е т т е р И., Михаил Жаров, М., 1939; Е ф и-м о в Н., Михаил Жаров, Л., 1940; Краснов П., Народный артист СССР М. И. Жаров, М., 1951; Эфрон Н., "Алексей" - Жаров, "Театр", М., 1937, ј 8, с. 128-129;

Боровой Л., Заметки об актерских удачах, в сб.:

Театральный альманах, кн. 7, М., 1948, с. 95-96;

Медведев Б., Рождение "Оптимистической трагедии", "Театр", 1957, .ј 9, с. 74-78; Рыжова В., Полнота жизнеощущения, "Театральная жизнь", М., 1960, .ј 21. с. 22-23. С. Г.

ЖАРРЙ (Jarry), Альфред (8.IX.1873-1.XI.1907)- французский драматург, поэт, романист. В 1888 написал гротескный фарс "Король Убю" ("Ubu-roi"), поставленный в Театре марионеток. В 1896 состоялась премьера этой пьесы в театре "Эвр" (реж. М. О. Люнье-Поэ, в гл. роли Ф. Жемъе), имевшей скандально-сенсационный успех и вызвавшей бурю негодования в прессе. Ж. создал экстравагантно-буффонный сатирически-карикатурный образ буржуа, показав его грубое бахвальство, грабительские инстинкты, культ убийства и предательства. Вместе с тем пьеса граничит с апологией абсурда, самодовлеющего трюкачества. Тема фарса "Король Убю" разработана Ж. также в пьесах: "Убю на холме" (т-р "Гиньоль", 1901), "Укрощ„нный Убю" (1-910). Одновременно с лит. деятельностью работал гл. секретар„м в т-ре "Эвр".

Лит.: Chauveau P., Alfred Jarry, ou la naissance, la vie et la mort du Pere Ubu, 4 ed., P., 1932; L о t P., Alfred Jarry, son oeuvre, P.,193 4; Mac Orlan P., Alfred Jarry, в кн.: Vingt-cinq ans de litterature francaise, publ. sous la dir. de Е. Montfort, v. 2, P., [1922], c. 241-45. Е. Ф.

SKACMEH [наст. фам., имя и отчество - Григорян Мария Иосифовна; р. 7 (19).VI.1894] -армянская советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР

(1935). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Депутат Верх. Совета Аэерб. ССР 1-4-го созывов. Сценич. деятельность начала в Тифлисе в 1909 в т-ре "Новая драма", затем работала в т-ре артистич. об-ва. Роли:

Сона, Сусан ("Злой дух", "Намус" Ширванзаде), Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина), Дездемона;

Луиза ("Коварство и любовь") и др. После установления Сов. власти в Закавказье приняла активное участие в организации арм. т-ра в Баку (1920). Работала в этом т-ре до его закрытия в 1948. С 1959-актриса Т-ра им. Сундукяна. Искусство Ж. отличается психо-логич. глубиной, мощным реализмом, трагедийной силой, пламенным бурным темпераментом. Лучшие роли: Катерина ("Гроза"), Кручинина ("Без вины виноватые"), Рузан (о. п. Мурацана), Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде), Лауренсия ("Овечий источник"), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина) и др.

Лит.: Терзибашян В., Жасмен, Ереван, 1959 (на арм. яз.); Олидор О., В борьбе за сценический реализм, М., 1957, с. 90-91, 96-97. Б. А.

ЖВЙГУЛЕ, Лилия Петровна [наст. фам.- М а ч; р. 9 (22).XII.1902] - латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1956). Сценич. деятельность начала в 1921 в Художественном т-ре (Рига).

Роли: Мать и Циепа, Старая ведьма, Туше ("Вей, ветерок!", "Огонь и ночь", "Индулис и Ария" Райниса), Трина, Пиндаци-ща, Роплайнете ("Грехи Трины", "Дни портных в Силмачах", "Блудный сын" Блаумана), Анна, Мария, Густе ("Хотя и осень", "Положительный образ", "Первый бал Вики" Приеде), колхозница Маре, Лизе ("Весна в с. Заречном", "Золотая нива" Броделе), Авдотья ("Поют жаворонки" Крапивы), Ксения ("Егор Булычев и другие"), Полозова ("Московский характер" Софронова), мадам Келлер ("Джо Келлер и его сыновья" Миллера).

ЖВЙРБЛИС, Мария Ивановна [р. 15(27) .VII. 1882] - русская советская актриса. В 1901, по окончании балетного отделения Моск. театр. уч-ща, была зачислена в балетную труппу этого т-ра. В 13 лет на сцене Малого т-ра исполнила роль Анютки ("Власть тьмы"). В 1902-06 была актрисой Малого т-ра. С 1906 в течение 30 лет выступала в провинции: в Саратове, Казани, Киеве, Одессе, Самаре, Харькове и др. городах. Большое влияние на развитие сценич. дарования Ж. оказала е„ совм. работа с режиссерами Н. Н. Синельниковым, Н. И, Собольщиковым-Самариным, актерами Н\ М" Радиным, С. Л. Кузнецовым, И. А. Слоновым. Обладая красивой внешностью, сильным голосом, большим темпераментом, Ж. играла драм. и героич. роли. Пылкостью, искренностью, изящной простотой было отмечено е„ исполнение ролей Марии Стюарт; Катерины ("Гроза"), Ларисы ("Бесприданница"), Анны Карениной; Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Любови Яровой; Клары ("Страх" Афиногенова) и др. В 1933 Ж. вернулась в Москву; играла в Драм. т-ре (рук. В. С. Смышляев), в т-ре "Комедия" (рук. В. Я. Ста-ницын). Снималась в кино.

Вела педагогич. работу (в театр. школах и студиях Казани, Киева, Одессы и др. городов). Оставила сцену в 1952. Е. Ген.

ЖГ‚НТИ, Виссарион (Б е с о) Давидович [р.1(14). VI 1.1903] - грузинский советский литературовед и театральный критик. Первые критич. статьи опубликовал в начале 20-х гг. Как театр. критик начал выступать с 1924. Автор многочисл. работ по истории груз. лит-ры 19 и 20 вв. и сов. лит-ры, статей и рецензий по груз. т-ру. Защитник и пропагандист принципов К. Марджанишвили, Ж. выступал со статьями, посв. совр. груз. драматургии, утверждающими принципы социалистич. реализма в т-ре.

Соч.: Грузинская советская драматургия, в кн.: Пьесы грузинских советских драматургов, Тбилиси,1951; Современная грузинская литература, Тбилиси, 1949 (на груз. яз.); Великая Октябрьская социалистическая революция и грузинская литература, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); История грузинской литературы, Тбилиси, 1958, с. 301- 357, 361 - 596 (совм. с А. Барамидзе и Ш. Радиа-ни). Е. Ш.

ЖДАНОВ, Сергей Сергеевич [р. 20. XII. 1906 (2.1.1907)] - украинский советский композитор. В 1934 окончил Муз.-драм. институт в Киеве по кл. проф. Л.Н. Ревуцкого.

Автор опер "Жакерия" по Мериме (1935, в концертном исполнении, Киев), "Щорс на либр. М. Рыльского (1937, в концертном исполнении, Киев;

1938, Москва, Оперный ансамбль ВТО), муз. комедий "Паливода XVIII столетия", либр. М. Рыльского по пьесе И. Карпенко-Карого (1938), "Сумасшедшая красавица" (1941), "Тиха украинская ночь" (1958) (все пост. в Киевском т-ре муз. комедии) и др., а также симф., камерно-инструмент., вок. и др. соч. Ж. написал также музыку ко мн. спектаклям укр. т-ров. А. Ив.

ЖДАНОВ, Юрий Тимофеевич (р. 29.XI.1925) -русский советский артист балета. Заел .арт. РСФСР (1956). В 1944 по окончании Моск. хореографич. уч-ща (класс Н. И. Тарасова) был принят в труппу Большого т-ра. С 1951 Ж. исполняет в этом т-ре ведущие партии: Зигфрид, Дезире, Альберт, Базиль ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Жизель", "Дон Кихот"), Евгений ("Медный всадник"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Ма Ли-чен ("Красный цветок") и др. В этих партиях раскрылись лирико-дра магическое дарование Ж., реалистич. направленность его творчества. Исполнительская манера Ж. отличается мужественностью стиля, строгим благородством формы, ч„ткостью пластического рисунка. Ж. вед„т концертную деятельность, выступает партн„ром Г. С. Улановой, Р. С. Стручковой. Ел. Б.

ЖДАНбВИЧ, Ирина Флориановна [р. 14(27). IX. 1906] - белорусская советская актриса. Нар. арт. БССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Депутат Верх. Совета БССР 3-го и 4-го созывов. Род. в Минске в актерской семье (дочь Ф. П.Ждановича). В 1920 вступила в труппу 1-го Белорус. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы), играла роли травести, с нач. 30-х гг.- молодых героинь. Сильный драматич. темперамент, глубокая внутр. взволнованность, присущие творчеству Ж., придают многим образам, созданным актрисой, ро мантич. окраску. Показывая характер своих героинь в развитии, Ж. наделяет их особой внутренней чистотой, глубиной чувств. Особенно значительны в исполнении Ж. сцены, раскрывающие перелом, происходящий в е„ героинях в результате внутр. борьбы. Роли: Марылька ("Отечество" Черного, 1932); Вера ("Последние" Горького, 1937), Настя ("Гибель волка" Самуйл„нка, 1939), Машенька (о. п. Афиногенова, 1941), Долорес ("Фландрия" Сарду, 1941), Людмила ("Поздняя любовь" Островского, 1944), Диана ("Собака на сене", 1943), Джульетта (1946), Шабунина ("За тех, кто в море!", 1947), Дженевра ("Глубокие корни" Гоу и д'Юссо, 1947), Аня ("Константин Заслонов" Мовзона, Гос. пр. СССР, 1948), Негина ("Таланты и поклонники", 1950), Нора (о. п. Ибсена, 1954), Софья ("Зыковы", 1955) и т. д.

Лит.: Мастаптва совецкай Беларус?. 36. артыкула, М?нск, 1955, с. 371-378; Б у т а к о в А., Искусство жизненной правды, Минск, 1957; Раманов?чЯ. (ст.), в сб.:

Майстры Беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 79-83. В.H.

ЖДАНОВИЧ, Флориан Павлович (1884-1937)- белорусский советский актер и режиссер. С 1902 играл в польских и рус. передвижных труппах, участвовал в спектаклях белорус. драм. кружков. С 1911 в„л активную работу по созданию белорус. проф. т-ра. Ж. инсценировал "Хам" и "В зимний вечер" Ожеш-ко, перев„л пьесу "Хата за селом" ("Цыганка Аза") Старицкого. В 1913 пост. в белорус. любительском коллективе в Радошковичах "Павлинку" Я. Купалы. Ж. был одним из организаторов "Первого товарищества белорус. драмы и комедии" (совм. с И. Т. Буйниц-ким и Вс. Фальским) и Т-ра им. Я. Купалы, где работал как режиссер и актер. Ж.играл роли героев, людей сильных характеров и драматич. судьбы. Лучшие его роли: в "Первом товариществе"- Рысь ("В зимний вечер", 1917), Сымон ("Разор„нное гнездо" Я. Купалы, 1917), в Т-ре им. Я. Купалы - Караваев ("Мятеж", 1927), Пеклеванов ("Броненосец 14-69", 1928). В Т-ре им. Я. Купалы Ж. пост. спектакли "В зимний вечер" (1920), "Павлинка" (1920),"Разор„нное гнездо" (1921), "Ганка" Голубка (1921), "Лес шумит" по Короленко (1922).

Лит.: H я ф „ д Ул., Беларуси! тэатр, MIHCK, 1959. О. С. ЖЕДАЛЬЖ (Gedalge), Андре (27.XII.1856 - 5.11. 1926) - французский п-едагог и композитор. Музыке обучался у Э. Гиро в Парижской консерватории. С 1905 - профессор контрапункта и фуги той же консерватории. Педагогич. метод Ж., лиш„нный догматизма, был направлен на развитие индивидуального композиторского стиля, прежде всего мелодического мастерства. Среди учеников Ж. - Г. Гровле, Ж. Ибер, Д. Мийо, А. Онеггер, А. Рабо, М. Равель, Дж. Энеску.

Автор опер "Елена" (соч. 1893), "В ловушке" (1895, т-р "Опера комик") и др.; пантомимы "Маленький савояр" (1891, "Т-р де Нувоте", Париж), балета "Феб" (соч. 1900) и др. произв. Рим. пр. (1885).

Соч.: Traite de la fugue, P., 1901. Лит.: A. Gedalge, P., 1926.

ЖЕЛЕНСКИЙ, Желеньский (Zelenski), Владислав (6.VII.1837, Градковице,-23.1.1921, Краков) - польский композитор, муз. обществ, деятель и педагог. Один из основоположников польск. нац. оперы. Музыке обучался в Кракове, в 1859-62 совершенствовался в Праге, в 1866-70 - в Париже. В 1862 окончил Пражский ун-т, получил звание доктора философии. С 1870 жил и работал в Польше. Написал оперы "Конрад Валленрод" по одноим. поэме Мицкевича (1885, Т-р им. Скарба, Львов), "ГопЛана" по пьесе Словацкого "Балладина" (1896, Т-р оперы, Краков), "Янек" (1900, Городской т-р, Львов), "Старое предание" (1907, Т-р оперы, Краков), а также ряд симф., камер-но-инструмент., вок.и др. соч. В сво„м оперном творчестве, опирающемся на нац. муз. фольклор, Ж. продолжил традиции С. Монюшко. Музыка оперы "Янек" основана на нар. песнях; в основу сюжета положен эпизод из жизни закопанских горцев. Оперы Ж. отличаются глубоким лиризмом. Ж. был одним из основателей консерватории (1887) и "Музыкального общества" (1878) в Кракове. Профессор теории музыки, преподавал в Муз. ин-те в Варшаве в 1872-81 и в Краковской консерватории (с 1887).

Лит.: Jachimecki Z., Wladislaw Zelenski, Krakow, 1959. Б. Ш.

ЖЕЛЕНСКИЙ, Желеньский (Zelenski; псевд.- Бой; Boy), Тадеуш (21.XII.1874-4.VII.1941)-польский театральный критик, переводчик, литературовед и писатель. Сын композитора В. Желенского. Окончил Краковский медицинский ин-т.Лит. деятельность начал в 1906 как автор песенок и сатирич. сценок для лит.-по-литич. кабаре "Зел„ный шарик". С 1919 писал театр. рецензии для краковской газеты "Час" ("Время"), затем для варшавской "Курьер Поранный". Театр. фельетоны Ж. в 1920-30 издавались ежегодно в сб. "Флирт с Мельпоменой" (10 тт., в 1933 11-й т."Окно в жизнь"). Ж. считал, что т-р должен отражать жизнь; анализируя пьесу, он поднимал вопросы общественных отношений, морали. Высоко ценил драматургию Словацкого, Мицкевича, Фредро, разоблачал идейное бесплодие неоромантиков "Молодой Польши". Ж. утверждал, что форма и содержание "неразрывны, как душа и тело"; важнейшими компонентами спектакля являются пьеса и актер; искажение дра-матургич. произв. ради зрелищного эффекта, ради режиссерского замысла вредно сказывается на развитии т-ра, т. к. "театр не игрушка для режиссера и директора - он сердце и мозг народа". Перев„л пьесы Мольера. В 1933 Ж. был избран в чл. Польской лит. академии; с 1939 - проф. истории франц. лит-ры. В 1941 был расстрелян гитлеровцами во Львове.

Соч.: Pisma, t. l-18,Warsz., Г?95Г6]-1959]; "Flirt z Melpomena", t. l-11, Warsz., 1920-1935; Obrachunki iredrowskie, 2 wyd., Warsz., 1954.

Лит.: S t a w a r A., Tadeusz zelenski (Boy), Warsz., 1958; Z i m a n d R., Brazoburca, "Tworczosc", 1954, zesz. 12, 1955, zesz. l; e г о же. Trzy studia o Boyu, Warz., 1961;

Szyfman A., Jeden rok w zyciu Boy*a, "Teatr", Warsz., 1955, .Ne 4. p. В.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница