Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Магазин одеждыКупить пальто Вологда.
задвижки вентили

Театральная энциклопедия
(страница 162)


ЕГИАЗАРЯН, Григорий Егиазарович [р. 25. XI (8. XII). 1908] - армянский советский композитор. йар. Яртпт AfM ГГР (1 Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1935 окончил Моск. консервато-гоию (кл. композиции Н. Я. Мясковского). Автор ба-1лета "Севан" (1955, Театр оперы и балета им. Спен-диарова), музыки к спектаклям "Венецианский купец" (1936); "l 905 год" Джабарлы (1937), "Ара Прекрасный" Заряна (1944), "Льстец" (1952), "Дядя Багдасар" (1954) Пароняна (все пост. в Т-ре им. Сундукяна) и др. С 1939 вед„т педагогич. работу (с 1958-профессор Ереванской консерватории)./

ЕГИПЕТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Представления в Древнем Египте. Происхождение др.-егип. т-ра аналогично происхождению греческого: подобно тому, как элевсинские мистерии в честь бога Диониса были началом т-ра в Древней Греции, началом др.-егип. т-ра явился погребальный ритуал, содержавший диалоги между богами, роли к-рых выполняли жрецы, а также нар. празднества в честь богов, сопровождавшиеся представлениями на сюжеты различных мифов. Подобные представления разыгрывались в эпоху Др. Царства (30-25 вв. до н. э.).

В тексте, известном под назв. "памятник мемфисской теологии" (начертан на камне в 8 в. до н. э. с папируса, восходившего к Др. Царству), представляющем собой изложение космогонии, приведены отрывки сценария представления о сотворении мира мемфисским богом Пта. Туда включены также миф об Осирисе и его сыне, боге Хоре, обращения бога земли Кеба к богам. От Ср. Царства и последующих врем„н сохранилось четырнадцать отрывков, не считая погребального ритуала (т. н. "Книга раскрытия уст"). Ко времени Ср. Царства относится папирус из Рамессеума, посвященный восшествию на престол фараона XII династии Сенусерта I (20 в. до н. э.), в к-ром содержится текст представления на мифологич. сюжеты, гл. действующее лицо - сын Осириса, бог Хор (прообраз царствующего фараона). Эти мифологич. представления имели политич. направленность: превознося Хора как воплощение благородства, мужества и др., они популяризировали авторитет царя. Более подробные сведения о таких представлениях сохранились от птолемеевского времени; в храме бога Хора в Эдфу (Идфу) на стенах имеются тексты, представляющие собой выдержки из более древнего папируса, и изображения. Исполнителями представлений были жрецы. Роль бога Хора должен был исполнять сам фараон, но его заменял один из главных жрецов храма. Наряду с монологами и диалогами большое место в представлении занимала повествоват. часть, к-рую читал спец. чтец. В храме Эдфу функции чтеца должен был исполнять мудрец Имхотеп, но его также заменял один из главных жрецов храма. Вероятно, в представлении участвовали хор и музыканты. Представления давались на берегах священного пруда храма в месяц мехир. Существует свидетельство егип. вельможи Ихернофрета, современника фараона XII династии Сенусерта III (19 в. до н. э.), о театр. представлениях в Др. Египте. В своей автобиографич. надписи Ихернофрет хвалится тем, что его повелитель Сенусерт III на 19-м году царствования послал его в Абидос произвести ревизию храма и постановок мистерий Осириса, справлявшихся там ежегодно на глазах многочисл. зрителей. Из надписи Ихернофрета известно, что представления эти состояли из следующих эпизодов: появление бога Упуата - первого воина бога Осириса; появление на барке самого Осириса и нападение на него врагов; убийство Осириса его коварным братом Сетом; перевозка праха Осириса богом Тотом в барке; погребение Осириса в местности Пекер; расправа с врагами Осириса на месте его смерти - в Недите; возвращение ожившего Осириса в его храм в Абидосе и всеобщее ликование. Во всех этих перипетиях гл. роль играл сын Осириса, бог Хор. Его роль исполнял Ихернофрет. Сохранились свидетельства популярности этих представлений: в ряде надписей абидосского некрополя высказывается желание иметь возможность после смерти созерцать "красоты Упуата при его первом выходе", т. е. присутствовать при представлениях. Подобные представления разыгрывались не только в Абидосе, но и в Бусирисе и др. городах. Геродот [II, 48- 58] сравнивал др.-егип. нар. религ. празднества с греч. мистериями Диониса и приходил к заключению, что греки переняли у египтян их праздники и обычаи. Он же [II, 59] упоминает, что такие празднества происходили в честь разл. богов в Бубасте, Бусирисе, Саисе и Гелиополе. Егип. театр. представления, несмотря на их религиозную окраску, имели и светские мотивы. Так, в "Текстах саркофагов" (время Ср. Царства, 21-18 вв. до н. э.), а затем и в 78-й главе "Книги м„ртвых" сохранился комедийный отрывок, в к-ром действующими лицами являются мифологич. персонажи. В главе 39-й "Книги м„ртвых" также имеется отрывок из комич. представления, в к-ром главное действующее лицо - дьявол Апопи. В мифологическом папирусе 4 в. до н. э. сохранился драматид. отрывок, в к-ром главным действующим лицом является враг Осириса, злой бог Сет. Этот персонаж олицетворяет персов, захвативших Египет, а его изгнание намекает на изгнание персов. О наличии светского т-ра, в к-ром исполнителями были профессиональные актеры, а не жрецы, свидетельствует заупокойная стела Эмхеба из Эдфу, относящаяся ко времени нач. XVIII династии (16 в. до н. э.). Из стелы видно, что Эмбех был бродячим актером и музыкантом и что во времена XVIII династии существовала профессия актера. Развитие т-ра в Др. Египте происходило в условиях господства неограниченной деспотии, поэтому процесс его формирования был медленным и ограниченным: на протяжении всего своего существования он пропагандировал власть фараона и никогда не порывал с религ.-мифологич. традицией.

Египетский театр и драматургия средних веков и нового времени. В период расцвета средневековой араб. культуры театр. иск-во не получило развития. В Египте в ср. века существовал теневой т-р, видным деятелем к-рого был Ибн Даниял (13 в.). Он написал три комедии, сатирически изображавшие жизнь и нравы эпохи правления мамлюкского султана Бейбарса. В дальнейшем возник кукольный т-р, получивший название "Ара-гуз" по имени осн. персонажа, воплощавшего мудрость и юмор егип. народа. На протяжении многовекового периода иностр. господства и феод. гн„та народ вкладывал в уста Арагуза свои мечты о свободе. Во время франц. экспедиции в Египет в 1798-1801 оккупационные власти запретили эти представления, т. к. они обличали иноземных захватчиков. Бродячие труппы "Арагуза" можно встретить в Египте и в наст. время, но они стали редкостью. В 1958 в Каире был создан т-р кукол, к-рый имеет две труппы - одна выступает в городе, другая гастролирует по стране.

В 19 в. в Египте гастролировали франц. и итал. труппы. В 1869 в связи с торжествами по поводу открытия Суэцкого канала в Каире построен т-р Оперы и показана опера Верди "Риголетто", в 1871-"Аида", написанная Верди по заказу егип. правительства.

Датой рождения совр. нац. т-ра считается 1869, когда Якуб Саннуа (1839-1912), известный под псевдонимом Абу Наззара, создал первую егип. труппу и пост. в Каире оперетту собственного сочинения на араб. яз. В течение 2 лет труппа пост. 32 спектакля, в основном - переделки франц. фарсов. В своих пьесах Саннуа высмеивал егип. феодалов, выступал против многоженства, критиковал нравы и политику двора. Это вызвало гнев правителя Египта хедива Исмаила, к-рый запретил пост. пьес Абу Наззара, а затем выслал его из страны. В 19 в. в среде интеллигенции и особенно учащейся молод„жи возникли многочисл. любительские театр. коллективы. В 70-х гг.

19 в. возник проф. т-р, развивавшийся под воздействием араб. т-ра в Сирии и Ливане. В конце 19 - нач.

20 вв. проф. труппы возглавляли Селим Наккаш (1876-77), Юсеф Хайят (1877-95), Сулейман аль-Кардахи (1882-1909), Ахмед Абу Халиль аль-Каб-бани (1884-1900), Искандер Фарах (1891-1909). В этих труппах выросли многие егип. актеры, в т. ч. Саляма аль-Хиджази (1852-1917), возглавлявший в 1905-14 труппу, ставившую муз.- спектакли.

Репертуар егип. т-ров состоял как из оригинальных, так и переводных пьес. Первые опыты нац. драматургии связаны с пропагандой просветительства и нац.-освободит, идей. Выдающийся деятель араб. Возрождения Абд аллах Надим (1843-96) написал патрио-тич. пьесы "Отечество" и "Арабы", пост. в любительском кружке школы Мусульманского благотворительного общества в Александрии (ок. 1880) и затем вошедшиев репертуар школьных любительских т-ров. Большое значение для развития драматургии имели также сатирич. очерки Надима, облеч„нные в форму диалога. В этих очерках большие общественные идеи были выражены на классич. араб. яз., в бытовых, сатирич. сценах использовался разговорный егип. диалект. В 1893 с историч. драмой "Завоевание Андалусии" выступил Мустафа Камиль (лидер оппозип. движения против англ. колониального господства, будущий основатель Нац. партии).

Большое значение для развития совр. Е. т. ид. имели переводы произв. мировой драматургии на араб. яз., сделанные ливанцем Адибом Исхаком (1856- 1885) и египтянином Мухаммедом Османом Галлалем (1829-98) и др. Обычно переводчики создавали свободную обработку пьес, к-рые ставились под др. названиями, без упоминания имени автора оригинала. Действие пьес Мольера, Шекспира, Корнеля переносится в Египет, события приспосабливаются к быту и нравам мусульман.

Во 2-м десятилетии 20 в. егип. т-р вступает в более зрелый период развития. К этому времени выросли кадры нац. интеллигенции, в культурной жизни страны наметились значит, сдвиги. В 1912 Жорж Абьяд, получивший проф. подготовку во Франции, создал свою труппу, к-рая пост. в 1912 "Отелло" (в здании т-ра Оперы). Возникли театр. труппы, к-рыми руководили Окка-ша, Али Кассар, Азиз Ид, Нагиб ар-Рейхани и др. Эти труппы ставили произв. мировой классики в новом, более точном переводе. Дальнейшее развитие получает историч. драма, призванная пробуждать нац. самосознание, напр. пьесы Антуна Фараха (1861-1923) "Султан Салах-ад-дин и Иерусалимское королевство" (1914) и "Герои Эль-Мансуры" (1915) Ибрахима Рамси о борьбе арабов с крестоносцами.

Подъ„м нац.-освободит, движения 1918-24 способствовал дальнейшему развитию егип. т-ра. В эти годы выступает певец и композитор Сейид Дервиш (1892- 1922), заложивший основы совр. егип. музыки. Он написал музыку к драмам, пост. в т-ре ар-Рейхани. В эти годы начал свою творч. деятельность крупнейший совр. писатель и драматург Тауфик аль-Хаким, выступивший в 1918 с пьесой "Тяж„лый гость", направленной против англичан. Получает развитие реалистич. бытовая драма. Темы современности находят отражение в пьесах "Пропасть" Махмуда Тей-мура (1921), "Новый и старый Египет" Антуна Фараха (1923), "Буря в доме" и "Жертвы" Антуна Язбека (1924, 1925). Возникает театр. критика. Труды по истории и теории драм. иск-ва пишет критик Мухаммед Теймур, статьи по истории антич. т-ра публикует писатель Таха Хусейн. Выдающееся место в нац. лит. драме занимает .Ахмед Шауки (1869-1932), к-рый написал в 1927-32 трагедии в стихах на сюжеты из егип. и араб. древней истории и фольклора: "Смерть Клеопатры", "Меджнун и Лейла", "Антара", "Камбиз", "Великий Али-бей", трагедию в прозе "Андалусская принцесса" и бытовую комедию в стихах "Госпожа Худа".

В 30-40-е гг. широко ставились одноактные комедии и историч. бытовые драмы Махмуда Теймура, в к-рых проявилось стремление автора к психологич. анализу, и Тауфика аль-Хакима на сюжеты, заимствованные из восточных легенд и античной мифологии:

"Обитатели пещеры" (изд. 1933), "Шахразада" (изд. 1934), "Пигмалион" (изд. 1942), "Соломон премудрый"-(изд. 1943), "Царь Эдип" (изд. 1949). Пьесы Тауфика аль-Хакима носят абстрактно-философский характер, их гл. тема - столкновение человеческой воли и рока.

С сер. 40-х до сер. 50-х гг. традиции драматургии А. Шауки продолжает поэт Азиз Абаза. Его пьесы "Кайс и Любна" (1943), "Аббаса" (1947), "ан-Насыр" (1949), "Шагарет ад-Дурр" (1951), "Закат Андалусии" (1952), "Шахрияр" (1954) пост. гос. труппой Нац. т-ра.

В годы 2-й мировой войны и в первые послевоен. годы егип. т-р переживал кризис. Деятельность частных театр. трупп замирает, многие ведущие актеры переходят в кино.

Театр и драматургия ОАР. Новый подъ„м наступает после переворота 1952 и особенно с 1957 (ОАР-с 1958). В эти годы в стране работали гос. драм. т-ры: Нац. т-р, Нар. т-р, Военный т-р (с 1962-Арабский т-р) и частные т-ры: Свободный т-р, Т-р им. Нагиба ар-Рейхани, т-р "Рамсес" под рук. Юсефа Вахби, труппа Исмаила Ясина. В драматургии преобладают темы, близкие современности. В пьесе Тауфика аль-Хакима "Нежные руки" (1954) прославляется труд; его же пьеса "Сделка" (1957) посв. борьбе крестьян за землю. Актуальны пьесы Ю. Идриса - "Хлопковый король" (1957), "Республика Фархат" (1957); Нумана Ашура-"Люди, которые наверху" (1957) и "Люди, которые внизу" (1957) и др. Для оказания поддержки т-ру в 30-х гг. в стране был учрежд„н Высший комитет по развитию арабского театр. иск-ва. Благодаря деятельности комитета в Каире были созданы нац. египетские театр. труппы: Народный т-р (1937), "Школьный т-р" (1937). Нац. т-р имеет две труппы - музыкального т-ра и драматич. т-ра, к-рые гастролируют в странах арабского Востока. Наиболее известные деятели т-ра - Ахмед Алям, Хусейн Рияд, Аббас Фарис, Фуад Шафик, Зейнаб Сидки, Хасан аль-Ба-руди, Махмуд аль-Мелиги, Амина Ризк, Альвия Га-миль и др. В репертуаре т-ра - пьесы Тауфика аль-Хакима, Ахмеда Шауки, Азиза Абазы, а также пьесы молодых драматургов и переводная классич. драматургия. Нар. т-р был организован с целью ознакомить широкого зрителя (сельского и городского) с театр. иск-вом. Т-р имеет 3 филиала в городах Эль-Минья, Танта и Даманхур. Каждый из этих филиалов имеет свою драматич. и муз. труппы,. к-рые часто выезжают на гастроли в провинции. "Школьный т-р", существующий при ун-тах и школах, ставит своей целью развитие эстетич. вкусов у молод„жи. Среди т-ров, пользующихся гос. субсидией,передвижной Т-р армии, организованный в 1952. В Каире имеется Ин-т театр. иск-ва, организованный в 1952 на основе Арабского театр. ин-та, существовавшего с 1941. В ин-те 3 ф-та: актерский, драматургии, декорации и техники сцены. Ин-т имеет дневное и вечернее отделения. В стране существуют также частные труппы, среди них труппа Нагиба ар-Рейхани (была организована в 1919). В е„ репертуаре были водевили, часто перевед„нные с французского. Позднее для труппы писали Нагиб ар-Рейхани, Бади Хейри (в наст. время - руководитель труппы). Эти пьесы о жизни египтян имеют социальную направленность ("Правление Кара-Коша", "Девушки, не умеющие лгать!" и др.). Труппа часто выступает в Александрии. В 1923 Юсефом Вахби была создана труппа "Рамсес", получившая популярность в стране. В 1944 она распалась, но в 1957 вновь организована. В 1952 из выпускников Ин-та театр. иск-ва была создана труппа Свободного т-ра, к-рая ставила пьесы, осуждающие пережитки прошлого ("Хорошая земля"), поднимающие социальные вопросы и проблемы развития совр. египетского общества ("Люди, которые внизу", "Байн аль-Касрейн" по о. п. Нагиба Махфу-за, и др.). В 1954 актеры комедийного жанра были объединены в труппу Исмаила Ясина. В репертуаре - пьесы на социальные темы, проникнутые живым юмором.

Кроме профессиональных трупп, в Каире имеются девять любительских, среди к-рых наибольшее значение имеет "Об-во сторонников т-ра", организованное в 1913. Руководит труппой Фухад ат-Тухи. Большое количество любительских трупп существует во мн. городах Республики.

В 1961 в Каире был открыт т-р "Аль-Гумхурия" ("Т-р Республики"). В этом театре используется совр. театр. техника, в фойе т-ра регулярно устраиваются художеств. .выставки. Среди театр. зданий Каира - Т-р "Аль-Эзбекия", открытый в 1920, "Т-р 26 июля", открытый в 1959. На сценич. площадках этих т-ров выступают нац. и иностр. труппы. В 1959 танцовщиком и балетмейстером Махмудом Рида была создана танцевальная труппа. Среди постановок труппы: "Волшебная флейта", "Продавец аркасус-факуса", "Пять федданов", "Полноводие Нила" и др. Вторым театр. центром страны является г. Александрия. Здесь работают труппы: Мухаммеда-Али, летние т-ры "Клеопатра", Нац. т-р и др. Имеются т-ры в городах Даманхуре, Танте, Порт-Саиде "и др.

Лит.: S e t h е К., Dramatische Texte zu altaegyptischen Mysterienspielen, Lpz., 1928; Schafer H., Die Mysterien des Osiris in Abydos, Lpz., 1904; D r i o t o n E., Le theatre egyptien, [Le Caire] 1942; Мухаммед Юсуф Н а д ж и, Аль-Масрахийа фи-ль-адаб аль-араби аль-хадис. 1847-1914, Бейрут, 1956 (Драма в новоарабской лит-ре); Landau J.M., Studies in the Arabic theater and cinema, Phil., 1958.

M. Кор., В. Сол.

"ЕГОР БУЛЫЧОВ И ДРУГИЕ"-сцены (в 3 д.)

А. M. Горького. Первая редакция-1931, вторая-1932. Пост. 25 сент. 1932 (к 40-летию творческой деятельности Горького) одновременно в двух т-рах: т-р им. Вахтангова (реж. Захава, худ. Дмитриев; Егор Булычов - Щукин, Ксения - Запорожец, Шура - Мансурова, Меланья - Некрасова, Звонцов - Козловский, Русланов, Варвара - Андреева, Меньшова, Тятин - Миронов, Тутышкин, Мо-кей Башкин - Лобашков, Достигаев - Басов, Захава, Елизавета - Львова, Макарова, Антонина - Тумская, Ясю-нинская, Алексей - Сидоркин, Снежницкий, Павлин -Державин, Трубач - Кольцов, Зобунова - Понсова, Пропотей - Сем„нов, Глафира - Е. Алексеева, Таисья - Бажа-нова, Блажина, Донат - Эйхов), Ленинградский Большой драм. т-р (реж. Люце, Тверской, худ. Левин; Егор Булычев - Монахов, Скоробогатов, Ксения - Е. Никитина, Шура - Ефимова, Казико, Меланья - Дефорж, Звонцов- Полевой, Свирин, Варвара - Никритина, Тятин - Дубен-ский, Достигаев - Полицеймако, Скоробогатов, Антонина - Вольперт, Алексей - Панов, Павлин - Богданов-екий, Трубач - Чайников, Пропотей - Карнович-Ва-луа). В последующих возобновлениях в этих т-рах: Егор Булычов - С. Лукьянов, Шура - Г. Пашкова, Варвара- Л. Пашкова (Т-р им. Вахтангова, 1951, 1956); реж. Рашев-ская, худ. Рыков, Егор Булычов - Полицеймако, Пропотей - Софронов (Ленингр. БолыпойГдрам. т-р, 1949).

6 февр. 1934 "Е. Б. и др." пост. МХАТ (реж. Сахновский, под общим рук. Немировича-Данченко, худ. Юон; Егор Булычов - Леонидов, Ксения - Пузыр„ва, Шура - Степанова, Меланья - Шевченко, Звонцов - Кторов, Варвара - Соколова, Тятин - Кудрявцев, Мокей Башкин - Истрин, Достигаев - Грибов, Елизавета - Сластенина, Антонина- Вронская, И. Вульф, Алексей - Массальский, Павлин - Топорков, Трубач - Грибков, Зобунова - Зуева, Пропотей - Новиков, Глафира - В. Попова, Таисья - Ладынина).

Пьесу Горького ставили и возобновляли почти все т-ры страны, в т. ч. Воронежский т-р (1933, реж. Канин, Булычев - Зимбовский, 1961, реж. Бобыл„в, Булычев -Па-пов); Т-р им. Сундукяна (1933, 1952; реж. Захава, худ. Алад-жалов, Тарян; Булычов - Абелян, Вагаршян); Свердловский т-р (1933; реж. и худ. Татищев; Булычев - Ордынский); Самарский т-р (1933; реж. Н. Симонов, худ. Сосунов; Булычов - Толубеев); Горьковский т-р (1933; реж. Ведерников, Булычев - Юдин; 1951-реж. Н. Покровский, Булычов - В. Васильев, Зинин); Ярославский т-р (1933, 1950, реж. П. Васильев, Булычов - Ромоданов); Новосибирский т-р "Красный факел" (1933; реж. Литвинов, Булычев - Полежаев); Ивановский т-р (1933; реж., Булычов - Курский); Харьковский т-р (1934; реж. Крамов, Булычов- Колобов); Шахтинский т-р (1934; реж. Григории, Булычов- Колобаев); Волгоградский т-р (1935; реж. А. Иванов, Булычев - Стешин); Калининский т-р (1937; реж. Аристов, Булычев -А. Григорьев; 1951-реж. Георгиевский, Булычев - Лобанов); Ташкентский т-р (1936; реж. Ладыгин, Булычев - Никомаров); Финский т-р, Петрозаводск (1940; реж. Лебедев, Булычов - Ромппайнен, в последующие возобновлениях Туорила); Т-р им. Кингисеппа (1941; реж. Григорьев, Булычев - Ребане; 1958-реж. Кальмет, Булычев- Ратасепп); Т-р им. Я. Коласа, Витебск (1942; реж. II.-Лой-тер, Булычев - Звездоч„тов); Художественный т-р Латв. ССР, Рига (1945; реж. Смилгис, Булычов - Филиппсон);

Т-р им. Шевченко, Харьков (1947; реж. Норд, Булычов - Крушельницкий, Сердюк); т-р драмы Лит. ССР (1948; реж. Даугуветис, Булычев - Рудзинскас); Северо-осетинский т-р (1950; реж. Сахаров, Булычев - Тхапсаев); Одесский т-р им. Октябрьской революции (1950; реж. Соломарский, Булычев - Бабенке); Т-р им. Франко (1952; реж. Крушельницкий, Булычев - Добровольский); Киргизский т-р драмы (1953; реж. Боров, Булычев - Рыскулов); Норильский т-р

(1957; реж. Гельфанд, Булычев - Лукьянов); Калужский т-р (1959; реж. и исполнитель роли Булычева - Майский) и др.

Пьесу Горького ставили также районные и колхозно-совхозные т-ры, театр. учебные заведения.

За рубежом "Е. Б. и др." ставили Народный т-р, София (1949; Булычов - Сарафов), Югославский драматич. т-р, Белград (1951; Булычов - Живанович), Народный художественный т-р, Пекин (1957; Булычов - Чжэн Жун), т-ры в Варшаве, Праге, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Токио и др.

"Е. Б. и др." перевед„н на языки: армянский (Т. Ахумян), бурятский (Д. Чернинова), казахский (M. Джангалина), киргизский (С. Бектурсунова, К. Ишманбетова), китайский (Цзяо Цзюй-инь), латвийский (А. Чакс и Ж. Гроте), узбекский (А. Умари) и ряд других.

См. илл. на отдельном листе к стр. 169-170.

Издания: Первая публикация первого варианта "Е. Б. и др."- отдельное изд., Берлин, 1932; новая редакция - в альманахе "Год шестнадцатый". Альманах первый, M., 1933. Из последующих изд,- Г о p ь к и и М-, Собр. соч., т. 18, M.,1952; Егор Булычев и другие. Сцены, М.,1953.

Лит.: "Егор Булычев и другие". Материалы и исследования, M., 1947; Щукин Б. В., Моя работа над Булычевым, в сб.: Мастера театра об искусстве актера, M., 1953; Горький и театр. Сб. статей, М.-Л., 1938; Юзовский Ю., Пьеса M. Горького "Егор Булычев и другие" и советский театр. "Октябрь", M., 1947, ј 6; Очерки истории русского советского драматического театра, т. l, M., 1954; Ежегодник Института истории искусств. 1953. театр. M., 1953; то же, 1955, M., 1955; тоже, 1959, M., 1959; Олидор О., В борьбе за сценический реализм, M., 1957; P и заев С., Драматургия Максима Горького на армянской сцене, Ереван, 1956, гл. 4 (на арм. и рус. яз.); M а ц к и н А., Образы времени. Статьи о литературе и театре, М." 1959, с. 263-80;

Горький M., Егор Булычов и другие. (Сцены). режиссерский комментарий Б. Е. Захава..., М., 1937. А. Шн.

ЕГОРОВ, Владимир Евгеньевич (19.III.1878-8.X. 1960) - русский советский художник. Нар. художник РСФСР (1944). В 1892-1900 учился в Строгановском уч-ще в Москве у С. В. Иванова, К. А. Коровина, Ф. О. Шехтеля; занимался монументальной живописью и декоративно-прикладным иск-вом. Ранним театр. работам Е. свойственны черты модернизма, стилизации. В 1906-12 Е. оформлял спектакли в МХТ:

"Драма жизни" Гамсуна и "Жизнь человека" Андреева (1907), "Росмерсхольм" Ибсена (1908), "Miserere" Юшкевича (1910). Крупный успех художнику принесли поэтичные декорации к спектаклю МХТ "Синяя птица" Метерлинка (1908). Е. создал также декорации к спектаклям Оперного т-ра Зимина ("Садко", "Иоланта"; "Сестра Беатриса" Гречанинова, "‚лка" Ребикова, 1912, и др.), Малого т-ра ("Собор Парижской богоматери" по Гюго, 1926, "Мещане", 1946) и др. Декорации Е., выполненные обычно в графич. манере, отличаются ч„ткостью и остротой композиции, лаконичностью характеристик, умением художника акцентировать главное. С 1915 Е. работал в кино, став в дальнейшем основоположником сов. кинодекорационного нск-ва; участвовал в создании св. 50 фильмов (в т. ч. "Дубровский", "Мы из Кронштадта", "Без вины виноватые", Гос. пр. СССР, 1946). Е. в„л педагогич. работу, преподавал композицию и рисунок (в 1911-17 и с 1945) в Строгановском уч-ще (ныне Моск. высшее художеств. уч-ще). М. П.

См. илл. на стр. 635.

ЕГОРОВ, Егор Егорович [22.VII(3.VIII).1877-15.11. 1949]- русский советский артист оперы (бас) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Доктор искусствоведения (1944). В 1898-1902 обучался в Моск. консерватории у В. М. Зарудной. Впервые выступил на оперной сцене в Москве в 1902. С этого года пел в Моск. частной рус. опере, в 1904-06 - в Киевском оперном т-ре, в 1906-08 - в Большом т-ре, в 1908-10 - в оперных т-рах Одессы, Тифлиса и др. городов. С 1910 Е. занимался педагогич. деятельностью; в 1924-39 - проф. Московской, с 1939 - Свердловской консерваторий. Среди учеников Е.- А. А. Ха-лилеева, А. И. Ока„мов, О. И. Егорова, Г. А. Воробь„в, Г. М. Бушуев и др.

ЕГОРОВ, Кирилл Егорович (1890-1958) - чувашский советский актер. Засл. арт. Чувашской АССР (1933). Один из основоположников чуваш, нац. т-ра

(Чебоксары). В 20-30-е гг. одновременно с актерской деятельностью работал директором и режиссером. Характерный актер, придававший своим сценич. образам яркий нац. колорит, Е. обладал неистощимым юмором, фантазией. Играл роли: Ухтерке ("На суде" Павлова), Итубай ("Айдар" Осипова), Осип ("Ревизор"), Косты-л„в ("На дне") и др. Ф. Р.

ЕГОРОВ, Михаил Михайлович [р. 29.Х(11.Х1). 1912] - советский цирковой артист; эквилибрист. Засл. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистической партии с 1940. В 1933 окончил уч-ще циркового иск-ва. Вначале выступал в групповых акробатич. номерах. В 1938 создал сольный номер "Эквилибр на руках", с к-рым выступает, совершенствуя технику исполнения. Гастролировал в МНР, Англии, Франции, Бельгии и др. Н.М.

ЕГОРОВА, Анна Ивановна (р. 1915) - якутская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1958) и Якут. АССР (1957). Депутат Верх. Совета Якут. АССР 2-го созыва. Творч. путь начала в художеств. самодеятельности. В 1935 пела в Якут. нац. хоре. С 1936 - солистка Якут. муз.-драм. т-ра. Партии: Туйаарыма Куо-Светлоликая ("Ньюргун Боотур" Жиркова и Литинского), Княгиня ("Русалка"), Няня ("Евгений Онегин") и др. Е.- обладательница голоса красивого тембра; е„ игра отличается тонким психологич. раскрытием образа.

Лит.: Сивцев В., Народная певица, газ. "Социалистическая Якутия", 1957, 3. XI. М.Лифш., E.B.

ЕГОРОВА, Любовь Николаевна [р. 27.VII(8.VIII). 1880] - русская артистка балета. В 1898 окончила Петербургское театральное уч-ще и была принята в балетную труппу императорских т-ров. Ученица Е. О. Вазем и Э. Чекетти. Дебютировала в па-де-катр в балете "Пахита" Дельдевеза и -Минкуса. Строгим изяществом отличались ее арабески и батманы. Безупречная техника классич. танца, чуждая показных эффектов, позволила Е. создать психологич. образы, окрашенные лиризмом: Илька ("Очарованный лес" Дриго), Голубая георгина (о. п. Пуни), Царь-девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Раймонда, Одетта-Одил-лия, Жизель и др.

В 1917 оставила сцену и уехала в Париж, где поступила в труппу С. П. Дягилева. В 1921 исполнила в Лондоне партию Феи канареек ("Спящая красавица"), позднее - партию Аврорй. В 1923 открыла в Париже школу танца. В 1937 создала труппу "Балеты юности". Среди е„ учеников - Т. Лескова, Ю. Алгаров, Ж. Мулен, Ж. Скибин и др.

Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 2, [Л. ], 1939. В. К р.

ЕДИНСТВА ВРЕМЕНИ, МЕСТА И ДЕЙСТВИЯ - закон построения драмы классицизма. См. Три единства.

ЕДИНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК

(ЕХК) - форма клубно-художественной самодеятельности: объединение отдельных художественных кружков (драматич., музыкального, изобразительного, литературного) в соответствующие секции одного общего ЕХК во главе с кружком текущей политики. Идея создания ЕХК была выдвинута в 1920 Г. А. Ав-ловым, А. И. Пиотровским и др. ЕХК ставили коллективно разработанные инсценирОЕки, живые газеты, литмонтажи, агитсуды и т. п., приуроченные к обще-ственно-политич., производств, и др. кампаниям. Подготовку программы ЕХК начинал политкружок, формулировавший ту или иную злободневную тему выступления. Секции готовили программу вначале отдельно. Затем все эти разрозненные работы, по терминологии ЕХК, "химически сливались" в одно тема-тич. представление. Следуя установкам пролеткульта деятели ЕХК отрицали значение проф. иск-ва, драматургии, стремились к театрализации быта, отказывались от создания жизненно правдивых реалистич. художеств. образов; в спектаклях ЕХК действовали "агитмаски". По мере расширения деятельности ЕХК вс„ очевиднее становилась несостоятельность их программы; партсовещание по вопросам т-ра при ЦК ВКП(б) в 1927 отвергло форму ЕХК.

Лит.: А в л о в Гр., Клубный самодеятельный театр. Л.-М., 1930, с. 43-68; "Жизнь искусства", П., 1923, ј 22 и 1925 јј 19, 21, 29-30; "Рабочий и театр", Л., 1925, јј 30, 32, 40; "Советское искусство". M., 1925, ј 1, с. 38-40;

Очерки истории русского советского драматического театра' т. l. M., 195,4, с. 468. А Шн

"ЕЕ ПАДЧЕРИЦА" ("Jeji pastorkyna")-опера Л. Яначека, либр. Г. Прейссовой по е„ же драме. Известна также под назв. "Енуфа" или "Йенуфа". Пост. 21 янв. 1904, Старый т-р, Брно (дириж„р Граздир, реж. Малый). Там же в 1906. Национальный театр. Прага, 1916; Вена, 1918. В 1955 показана в Москве Пражским Национальным театром.

На сов. сцене - Новосибирский т-р оперы и балета, 195 (дириж„р Жоленц, реж. Михайлов, худ. Свобода; Дьячиха- Мясникова, Енуфа - Дикопольская, Штева - Сорочин-ский, Лаца - Кокурин), Большой т-р, 1958 (дириж„р Хала-бала - гл. дириж„р Пражского Нац. т-ра, реж. Лангарт - гл. реж. оперного т-ра в Брно, худ. Сволинский - худ. Пражского Нац. т-ра, балетм. Немечек - гл. балетм. Пражского Нац. т-ра, хормейстер Рыбнов; Дьячиха -Архипова,. Енуфа - Соколова, Дян, Лаца - В. Петров, Масленников Штева - Ильин).

Лит.: Нестьев И., "Е„ падчерица" Леоша Яначека. М., 1960. Н. Гр. "ЕЖЕГОДНИК ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ"русское периодическое издание. Выпускалось Дирекцией Императорских театров в Петербурге с 1892 (1-я кн. о сезоне 1890/91) по 1915. В "ЕИТ" публиковались сведения о репертуаре императорских т-ров обеих столиц с изложением содержания и сценич. истории пьес, указанием дат исполнения сумм сборов; данные об актерах (срок их службы на "каз„нной" сцене, роли, число выступлений) и др. работниках императорских т-ров, информация о деятельности Театр.-лит комитета, хроника (статьи "Впечатления сезона" - о пост

MOCK. и петерб. т-ров, "Заграничные письма", заметки о юбилеях, некрологи, справки по истории зданий императ. т-ров. Осн. ценность "ЕИТ" состоит в справочно-фактологич. части, не потерявшей до сих пор своего значения. До сезона 1893/94 "ЕИТ" выпускался по одному тому в год. В дальнейшем (до сезона 1905/06, кроме сезона 1898/99) статьи, исследования и др. материалы печатались в виде спец. приложений к тому (от 1 до 6 приложений в год). В 1909 "ЕИТ" был преобразован в журнал, выходивший выпусками (иногда с тематич. приложениями): в 1909 вышло 7 выпусков, в1910 -8, в 1911-14 по 6,7. Всего было издано 28 тт. "ЕИТ", 38 тт. приложений к ним, 44 журнальных выпуска. Редакторами издания были: А. Е. Молчанов (1890-91 и 1897-98), С. П. Дягилев (1898-1900), Л. А. Гельмерсен (1900-01 и 1903-04), П. П. Гнедич (он же - один из инициаторов издания, 1904-05 - 1907-08), Н. В. Дризен (1909-15).

Вначале "ЕИТ" был свойствен объективизм в оценке явлений иск-ва, отсутствие ч„ткой идейно-художеств. программы. В 1909-15 издание стояло на откровенно идеалистич. позициях. Вместе с тем, в н„м впервые печатались подлинно историч. работы о т-ре 18 и 19 вв., основанные на изучении архивов. С сезона 1900-01 "ЕИТ" начал печатать пьесыоригинальные и переводные.

Лит.- Морозов П. О., Ежегодник Императорских театров (1890-1914), "ЕИТ", [Пг.], 1915, с. 1-11; К о н р а -д и П. П., Алфавитный указатель Ежегодника императорских театров. Сост. П. П. Конради, вып. I-XII, СПБ, 1906. А.Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница