Наши партнеры

для видеоконференций оборудование

Театральная энциклопедия
(страница 157)


ДУБЙНСКИЙ, Николай Вячеславович [р. 28. XII. 1911(10.1.1912)]русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1958. Окончил Ленингр. техникум сценич. иск-в (1933; класс Н. В. Петрова). Сценич. деятельность начал в 1932 в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина; с 1935 работал в т-рах Свердловска, Брянска; в 1943-52 - актер Т-ра Советской Армии Турк. ВО (Ташкент); с 1952 - в труппе Красноярского т-ра. Создал образ В. И. Ленина в спектаклях "Кремл„вские куранты" (1957) и "Третья патетическая" (1959) Погодина. В 1957-60 преподавал мастерство актера в студии при Красноярском т-ре. Роли: царевич Ф„дор ("Борис Годунов" Пушкина), Павел Корчагин; Самозванец ("Борис Годунов"), Володя Ульянов ("Семья" Попова), генерал Ватутин (о. п. Дмитерко), Монахов ("Варвары"), Карандышев ("Бесприданница"), Перчихин ("Мещане") и др. Л. Л.

ДУБЛ‚Р (франц. doubleur, от doubler -удваивать) - второй исполнитель роли, играющий обычно в очередь с первым. Кроме практич. соображений (возможность иметь в резерве актера на случай болезни осн. исполнителя данной роли, регулировать занятость членов труппы, организовывать параллельные спектакли и т. п.), система дубл„р-ства носит порой характер художеств. соревнования на более яркое и своеобразное толкование образа. А. Шн.

ДУБОВ, Николай Иванович (1875-12.XII.1950)- русский антрепрен„р, актер и режиссер. С 1890 принимал участие в любительских спектаклях. Учился в Петерб. театр. уч-ще (класс В. Н. Давыдова) и на курсах Рапгофа (драм. класс А. И. Долинова). По окончании курсов начал выступать в провинции как актер. Играл в Пятигорске, Одессе, Саратове, Смоленске, Туле, во всех крупных сибирских городах. Роли: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Паратов ("Бесприданница"), Городничий, Фамусов; Подколесин ("Женитьба") и др. В сезон 1913-14 Д. работал в т-ре Н. Н. Синельникова. С 1914 - антрепрен„р Омского, позднее Иркутского т-ров. Д. был крупнейшим сибирским антрепрен„ром. Вслед за Н. Н. Синельниковым он тщательно подбирал труппу (у него играли актеры - И. К. Самарин-Эльский, М. И. Жвирблнс и др.), репертуар, организовывал общедоступные спектакли. В 1920 Д. организовал в Иркутске первую в Сибири театр. школу, к-рой сам руководил. Д. известен также как политич. и театр.. карикатурист. Большой популярностью пользовались его театр. карикатуры в журнале "Будильник" (Собинов - Ленский, Максаков - Маркиз в "Корневильских колоколах", Бори-сенко - Вертер, дружеский шарж на Бахрушина и др.). После Октябрьской революции работал как актер в т-рах Омска, Иркутска, Черемхова. Играл характерные роли. Оставил воспоминания о жизни театр. провинции (хранятся в Иркутском отделении ВТО). Юр. К.

ДУБОВИК, Леонтий Ф„дорович [17(30).X. 1902- 22.VIII.1952] - украинский советский режиссер. Нар. арт. УССР (1947). Член Коммунистич. партии с 1947. После окончания Киевского муз.-драм. ин-та (1925) вступил в т-р "Берез?ль" (ныне харьковский Т-р им. Шевченко), с к-рым была связана вся режиссерская деятельность Д. Пост. спектакли: "97" Кулиша (1930), "Кадры" Микитенко (1931), "Васса Желез-нова" (1936); "Банкир" (1937), "Гибель эскадры" (1951) Корнейчука, "Тевье-мол очник" Шолом-Алейхема (1940), "Гроза" Островского (1946), "Талант" Стариц-кого (1941), "Генерал Ватутин" Дмитерко (Гос. пр. СССР, 1948). Работам Д. присущи глубина идейного замысла, романтич. приподнятость, яркая образность, отточенность сценич. деталей. Д. был известен и как театральный педагог (с 1925, с 1949 - доцент).

Лит.: Ч е р к а ш и н Р., Л. Ф. Дубовик, [Харк?в, 1947] (Серия "Майстри радянського мистертва"). д, 77 п.

ДУБРОВИНА, Вера Андреевна (р. 1917) - рус-ская советская артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1957). Окончила Саратовское хореографич. уч-ще им. Слонова и была принята в балетную труппу Саратовского т-ра оперы и балета. Первая значительная партия Д.- Мария ("Бахчисарайский фонтан"). Для исполнительской манеры Д. характерна виртуозная техника: л„гкий, стремительный прыжок, широкий шаг, отточенные вращения. Танец Д. отличается филигранной ч„ткостью, образностью хореографической формы.

Партии: Одетта-Одиллия; Параша ("Медный всадник"), Эсмеральда (о. п. Пуни), Тао Хоа; Китри ("Дон Кихот"), Шари ("Платочек" Кенешеи), Лауренсия (о. п. Крейна), Фанни ("Большой вальс" на муз. Штпауса) и др.

Лит.: Театральная жизнь, М-, 1959, .ј 1, с. 42-43. Л.П.

ДУБРбВНИЦКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР.

Самые ранние сведения о сценических представлениях ("л уд ус") и об актерах ("хистрионес", "иокулаторес") в Дубровнике относятся к 14 в. Спектакли устраивались под открытым небом. В 15 в. появились писанные глаголицей (древнейшая славянская азбука) безыменные обработки лат. и итал. театральных игр, мистерий, мираклей. С 1546 на гл. площади Дубровника ставились пьесы на библейские сюжеты Н. Ветрановича-Чавчича. Первые комедии написал М. Налешкович (1510-87), творчеством к-рого начинается период ренессансной комедии в Дубровнике. Драматургия этого времени отмечена влиянием др.-рим. комедиографа Плавта. Гл. представитель этого направления - М. Држич. Пьесы Држича с 1548 разыгрывались перед княжеским дворцом. В 1550-54 представления для широкой публики происходили в зале Великого веча. В аристократич. и богатых домах организовывались спектакли для приглаш„нных. Все зрелища устраивались во время масленицы (карнавала). Исполнители - любители (мужчины), объединявшиеся в дружины горожан и дружины дворян. Большое место в спектаклях, по образцу т-ра итал. Возрождения, занимала импровизация. Католич, реакция препятствовала развитию реалистич. комедии. В связи с этим появляются пьесы, на мифологич. и фантастич. сюжеты (Дж. Палмотич и др.). Лучшее произв. этого периода - пастораль И. Ф. Гундулича "Дубравка" (1628). Экономич. упадок Дубровницкой республики приводит к деградации и драматургии. Последнее значит, явление в истории драматургии Дубровника - творческие обработки комедий Мольера ("Школа ж„н", "Школа мужей", "Господин де Пурсоньяк", "Мещанин во дворянстве" и др.), действие к-рых перенесено в Дубровник; пьесы эти написаны живым и богатым нар. языком. К концу 19-нач. 20 вв. относится творчество одного из выдающихся драматургов нового времени И. Войновича. Представления (с 1682) происходили в здании Арсенала. После пожара в 1817, уничтожившего это здание, в 1823-24 под т-р был перестроен дворец Гучетич. В 1864 сооружено первое театр. здание, существующее до наст. времени. С 1874 в Дубровнике выступало много итал. профессиональных оперных и драм. трупп. С. И.

"ДУБРбВСКИЙ"-опера Э. Ф. Направника, либр. М. И. Чайковского по повести А. С. Пушкина. Пост. 3 янв. 1895 в Мариинском т-ре (дириж„р - Направник, художники - Ламбин, Перминов, Левот, балетмейстеры - Ливанов и Петипа; Андрей Дубровский - Стравинский, Владимир Дубровский - Н. Фигнер, Троекуров - Яковлев, Маша - М. Фигнер, Таня - Рунге, князь Верейский - Майборода, Дефорж - Карелин, Егоровна - Каменская, Архип - Корякин); 26 дек. 1895, Большой т-р (дириж„р - Направник, художники - Вальц, Гельцер, Савицкий, ба-летм.-Мендес; Андрей Дубровский - Трезвинский, Владимир Дубровский - Донской, Троекуров - Борисоглебский, Маша - Маркова, Таня - Данильченко, князь Верейский - Власов, Дефорж - Барцал, Егоровна - Крути-кова, Архип - Цветков). Среди выдающихся исполнителей: Куза, Дейша-Сионицкая, Гукова, Держинская (Маша);

Собинов (Владимир); Серебряков (Андрей Дубровский);

Хохлов (Троекуров).

На сов. сцене пост. впервые 6 янв. 1918, Большой т-р (дириж„р Сук, реж. Василевский, худ. Вальц, балетм. Чек-рыгин). Новая пост. там же, 1942, 1948; муз. т-р им.К. С. Станиславского и В. И Немировича-Данченко, 1956; Т-р оперы и балета им. Кирова, 1940, возобновлено в 1947 и 1952. Пост. во мн. оперных т-рах: Свердловск (1937, 1945), Луганск (1938), Одесса (1940, 1948). Киев (1941), Куйбышев (1946, 1951), Донецк (1946). Горький (1946). Баку (1848), Тбилиси (1950), Ереван (1951), Саратов (1959).

За рубежом пост.: Прага (1896; пер. В. Новотного; 1908). Лейпциг (1897, на нем. яз., пер. П. Бока), Берлин (1908, на рус. яз.), Сан-Франциско (1922, на рус. яз.). Нью-Йорк (1922, на рус. яз.), Каунас (1929), Рига (1933).

Издания: "Д.", клавир, М., Юргенсон, [1894]; последнее изд., М., Музгиз, 1952. Н. Г р.

ДБУР (наст. фам. - А р и н ь), Екаб (27.III. 1866-4. VI. 1916) - латышский актер, режиссер, театр. деятель. Сценическую деятельность начал в 1887 в Рижском латыш. т-ре как актер. В 1903- 1905 был директором этого т-ра. С 1890 выступал как режиссер, пост. спектакли:

"Индраны" (1904), "В огне" (1905) Блаумана, "Мещане" (1904). В 1909 совм. с Э. Зелтматисом основал первые латыш. драм. курсы. В 1908- 1909 был директором Нового Рижского т-ра. В 1913-15 - режиссером Латыш. оперного т-ра в Риге. В 1915-16 руководил латыш. т-ром в Москве, изучал работу МХТ. актерское творчество Д. отличалось разносторонностью и ярким реализмом. Он обладал высокой актерской техникой, культурой сценич. речи. Замечательный театр. педагог, Д. воспитал целое поколение латыш. актеров. Автор ряда пьес ("Эрглис и Шпербер", 1891, и др.) и театрально-критич. статей.

Роли: Лангарт ("Потерянные права" Аспазии, 1893). старый Индран ("Индраны" Блаумана, 1904), Перчихин, актер ("Мещане", 1904,"На дне",1908), Мефистофель ("Фауст" Г„те, 1901) и др. Выступал на оперной сцене (партия Канио в "Паяцах", 1902. и др.) и в концертах как певец, чтец. К.К.

ДУГАШЕВ, Газиз Ниязович (р. 20.XII.1917) - уйгурский советский дириж„р. Нар. арт. Каз. ССР

(1957). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1948-50 обучался в Моск. консерватории, в 1958 окончил консерваторию в Алма-Ате. В. 1943-48 Д.дириж„р, в 1956-59- гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Абая. Руководил пост. опер "Даиси" 3. Палиашвили

(1958), "Назугум" Кужамьярова (1958), "Дорогой дружбы" Тлендеева, Степанова, Манаева (1958) и др. о 1951-59 Д.- стаж„р и дириж„р Большого т-ра. С 1959 Д.- дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко; руководил пост. оперы "Назар Стодоля" Данькевича (1961), балета "Ч„рное золото" Гомоляки (1960) и др. Д. обладает ярким темпераментом, особенно удаются Д. произв., требующие патетики и подъ„ма.

Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958, с. 361-362. А. Ив.

ДУГЛАС (Douglas), Мария (псевд. - Клаудия Монтерде; р. 5. VI. 1922) - мексиканская актриса. Сценич. деятельность начала в 1940 в т-ре Нац. ин-та изящных искусств. С 1940 занималась в частной театр. академии "Секи-Сано", затем выступает в разл. т-рах Мехико.

Роли: Бланш ("Трамвай, называемый Желание" Уильямса), Катарина ("Укрощение строптивой"), Кинтила ("Соринка в глазу" Баэса), Саломея (о. п. Уайльда), Елена ("Кандидат в губернаторы" Усигли), Медея (о. п. Ануя) и др. Ю. П.

ДУДАРЕВ, Дмитрий Александрович (2. X. 1890- 6. VIII. 1960) - украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1939. На проф. сцене с 1910. Работал в провинц. труппах. После Окт. революции был комиссаром, режиссером, актером т-ра Губполитпросвета в Кременчуге (1920-24), затем работал в передвижных укр. и рус. т-рах. С 1927 - актер Т-ра им. Заньковецкой (ныне- во Львове). Творчество Д. отличалось интеллектуальностью, остротой сценич. рисунка; он глубоко раскрывал психологию своих героев, совершенствовал иск-во сценич. детали.

Роли: Стадник ("На большую землю" А. Хижняка, Гос. пр. СССР. 1950), Галушка ("В степях Украины"), Полежаев ("Беспокойная старость"), Карп ("Лимеривна" Мирного), Мартин ("Мартин Боруля" Тобилевича), Шпак ("Шельмен-ко-денщик" Квитки-Основьяненко), Шмага ("Без вины виноватые"), Чебутыкин ("Три сестры") и др. Создал образ В. И. Ленина в спектакле "Правда" Корнейчука (1947).

Лит.: Губенко К., Шлях артиста, Львов, 1950. Б. Корд.

ДУДИН, Владимир Ф„дорович (р. 17.VIII. 1909)- русский советский режиссер. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1929. В 1931, по окончании ГИТИСа (учился у Б. М. Сушкевича, А. П. Петровского, А. И. Горюнова), был принят в труппу МХАТа 2-го. С 1933 работал в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. Здесь в 1934 начал самостоят. режиссерскую работу. С 1937 - художеств. руководитель Центр, детского т-ра, в 1943 - режиссер Малого т-ра, в 1948-50 - гл. реж. Моск. драм. т-ра им. Станиславского. С 1950 - режиссер Т-ра им. Маяковского в Москве. Для творч. манеры Д. характерно сочетание психологич. остроты с изяществом рисунка, красочностью. Спектакли, пост. Д., отмечены музыкальностью, пластичностью и динамичностью действия. Д. вед„т педагогич. работу (ГИТИС, Театр. уч-ще им. Щепкина).

Пост.: "Дуэль" по Чехову, "Чужой реб„нок" Шкваркина. "Женитьба Фигаро"; "Трус" Крона (Ленингр. т-р драмы им. Пушкина); "Васса Железнова" (Совхозно-колх. т-р им. Обкома ВЛКСМ); "Созвездие гончих псов" Паустовского, "Романтики" Ростана, "Сказки" Маршака, "Большие надежды" Каверина (Центр, детский т-р); "Зыковы", "Третья молодость" и "Побег из ночи" бр. Тур, "Легенда о любви" Хик-мета. "Вишн„вый сад"; "Фауст и смерть" Левады, "Современные ребята" Шатрова (Т-р им. Маяковского); пост. за границей: "Враги" (Пражский нац. т-р, 1954), "Ревизор"" (Нац. финский т-р, Хельсинки, 1959) и др. Н. Вел.

ДУДИНСКАЯ, Наталия Михайловна [р. 8(21). VIII.1912] - русская советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1957). В 1923-31 училась в Ле-нингр. хореографич. уч-ще. Ученица А. Я. Вагановой. Окончив уч-ще, дебютировала в 1931 на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова в классич. трио ("Лебединое озеро"). В первые же годы работы в этом т-ре Д. исполняла ведущие партии: Одетта-Одиллия, Аврора (1932);

Маша ("Щелкунчик", 1934),Китри ("Дон Кихот", 1934), Жизель (1935) и др. Виртуозно владея техникой классич. танца, обладая бравурным темпераментом, Д. стремилась к виртуозным партиям ге-роич. плана. Выдающимся успехом Д. явилась партия Лауренсии (1939). Танец Д. - Лауренсии был насыщен героич. патетикой, увлекал стихией пол„та, динамикой, красочностью испанской пластики. В 1941 Д. была удостоена Гос. пр. СССР за большие достижения в области балетного иск-ва. Среди лучших партий Д.- Золушка (Гос. пр. СССР, 1947), Раймонда (Гос пр. СССР, 1949); Девушка-птица ("Шурале", Гос. пр. СССР, 1951). Для зрелого мастерства Д. характерны психологич. углубл„нность, эмоциональная выразительность. Стремление Д. к созданию совр. образа проявилось при исполнении партии Сари ("Тропою грома" Караева, 1958). В остром рисунке, энергичных ритмах, сдержанной экспрессии Д. показала становление и развитие сложного характера героини. Впервые исполняла гл. партии во многих сов. балетах. С 1951 вед„т педагогическую работу в Т-ре оперы и балета им. Кирова.

Лит.: Мовшенсон А. Г.,... Наталья Михайловна Дудинская, Л., 1951; Кремшевская Г., Новое в искусстве Натальи Дудинской, в сб.: Театр и жизнь, Л.-М., 1958; Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950;

Богданов-Березовский В. М., А. Я. Ваганова, М.-Л., 1950, с. 73-76. . В. Ч.

ДУДУЧАВА, Александр Иосифович (1899-1937)- грузинский советский искусствовед, театральный критик. В 1922 окончил историко-филологич. ф-т Тбилисского ун-та. В 1932-37 - редактор газеты и журнала "Сабчота хеловнеба" ("Советское искусство"). В 30-х гг. опубликовал ряд трудов о груз. т-ре, автор работ по теории драмы, статей о театр. деятелях и спектаклях. В„л педагогич. работу; с 1933 был профессором Тбилисского ун-та. Я. Э.

ДУЗЕ (Duse), Элеонора (З.Х.1858, Виджевано, Италия, - 21.IV.1924, Питсбург, США) - итальянская актриса. Д. была внучкой крупного актера диалек-тального т-ра, одного из преобразователей комедии дель арте, отец - Алессандро Дузе - актер небольшой труппы, странствовавшей по городам Италии. Выступать на сцене Д. начала с 4 лет, играла Ко-зетту в спектакле "Отверженные" по Гюго. В 1873 15-летняя Д. с успехом сыграла Джульетту. Первое серьёзное признание Д. принесло исполнение роли Терезы Ракен (1879, о. п. Золя) на сцене т-ра Фьо-рентини в Неаполе (труппа Эмануэля). В 1880-86 Д. с труппой Ч. Росси успешно гастролировала по Италии. В 1887 организовала собств. труппу (под рук. Ф. Андо). В конце 80-х гг. Д. становится самой популярной актрисой Италии и начинает серию заграничных гастролей, к-рые приносят ей триумфальный успех (Австрия, Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейцария, Испания, Португалия, Египет, США и страны Южной Америки). В 1891-92 и в 1908 играла в России. Искусство Д. высоко ценили А. П. Чехов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Дан-яенко и др. выдающиеся деятели рус. культуры.

Из ролей Д. в классич. репертуаре наиболее значительные: Джульетта, Клеопатра ("Ромео и Джульетта", "Антоний и Клеопатра" Шекспира), Мирандолина. Исполнение роли Клеопатры (1888) определило склонность Д. к тонкой психологич. характеристике, раскрытию противоречивых сторон характера. Клеопатра- Д. сочетала искренность и коварство, нежность и иронию, великодушие и жестокость, образ этот был отмечен неподражаемой грацией, обаянием. Определяющим для творчества Д. стал современный репертуар. Она первая в Италии начала играть Ибсена: Нора;

Гедда Габлер (о. п.), Ребекка Вест ("Росмерсхольм"), Эллида ("Женщина с моря")," фру Альвинг. В 1905 в парижском т-ре "Творчество" Д. сыграла роль Василисы в пьесе Горького "На дне". Большое место в репертуаре Д. занимала бурж. драма А. Дюма-сына, В. Сарду, А. Мельяка и Л. Галеви, А. Пинеро, Г. Зудермана и др. Но, выступая в этих пьесах, Д. углубляла, обогащала образы, лишь намеченные авторами. Она раскрывала психологию своих современниц, рассказывала о страдальческой судьбе женщины в бурж. обществе, выражала в созданных ею сценич. образах страстный и скорбный протест против лицемерия и жестокости бурж. морали. Лучшая роль

Д. в сов р. переводной драматургии-Маргарита Го-тье("Дама с камелиями" Дюма-сына). Д. играла в совр. пьесах итал. веристов: Сантуцца ("Сельская честь" Вер-ги), Эмма ("Грустные влюбл„нные" Джакозы), графийя Евгения, Юлия ("Влюбл„нная", "Идеальная жена" Праги). Д. прославила имя Г. Д'Аннунцио; в его претенциозных, декадентских пьесах она играла: Анну ("М„ртвый город"), Франческу ("Франческа да Рими-ни"), Сильвию ("Джиоконда") и др. Д. играла также и в пьесах М. Метерлинка (Монна Ванна - о. п.). Иск-во Д. поражало силой убедительности и неизъяснимой прелестью. Простота, человечность, обаятельная женственность - характерные черты творчества замечательной актрисы. По сравнению со своими предшественниками - великими итал. актерами нач. и сер. 19 в. (Г. Модена, А. Ристори, Э. Росси, Т. Саль-вини) - Д. казалась более нервной, мятущейся, жизненный ритм е„ героинь отличался особым напряжением. Душевный надлом, ощущение непрочности жизненных устоев, неудовлетвор„нность настоящим и страх перед будущим, острое чувство одиночества, тоска, внутренний разлад - характеризуют большинство образов, созданных Д. Но, несмотря на известное влияние модернизма и декадентства, Д. сохраняла верность гуманному и демократич. иск-ву своих предшественников. Она утверждала красоту и благородство человеческой души, отстаивала право и достоинство женщины. Образы, созданные Д., были окрашены особым колоритом, проникнуты индивидуальностью самой актрисы, исполнены задушевности, лиризма, необыкновенной женственности. Психологич. реализм актрисы связан с большими идейными задачами, стремлением Д. выразить в иск-ве значительные мысли, передать истинные,чужды e всякого внешнего эффекта, чувства, переживания людей. Д. обладала тонкой интуицией, она несла со сцены иск-во жизненной правды, захватывала зрителей заразительным темпераментом. Исполнение Д. отличалось виртуозной сценич. техникой, но техника эта никогда не становилась самоцелью - она использовалась Д. для глубокого и тонкого раскрытия внутр. мира е„ героинь. Длительная, вдумчивая работа Д. над ролью не была заметна зрителям; игра актрисы казалась импровизацией художника. Разочарование в бурж. т-ре, тяж„лые личные переживания вынудили Д. в 1909 оставить сцену. В 1916 вышел фильм "Пепел" (по роману Деледды) с участием Д. В 1921 материальные трудности заставили Д. снова вернуться в т-р. Лучшая роль этого периода - фру Альвинг (1921). После захвата власти в Италии фашистами Д. покинула родину, отказавшись от выгодных предложений, к-рые были ей сделаны. В последние годы жизни Д. с интересом и симпатией следила за жизнью в СССР, с большой любовью писала о рус. лит-ре и иск-ве.

Лит.: К у г e л ь А. Р., Театральные портреты, П.-М-, 1923, с. 83-93; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Л., 1928, с. 296, 300, 335. 336, 433, 508, 517, 580-81; А. И. Урусов. Статьи его о театре, о литературе, об искусстве..., т. II и III в одной кн., М., 1907, т. II, с. 19-27;

Швыров А. В., Знаменитые актеры и актрисы в характеристиках, воспоминаниях..., СПБ. 1902, с. 263-274; Шоу Б., Capa Бернар и Дузе, Полное собр. соч., т. 5, пер. с англ., М., 1911; Bolla N., Eleonora Duse. Romanzo della sua vita, [Roma, 1948]; Vergani L., E. Duse, Milano, 1958; Win-war P., Wingless victory. A biography of Gabriele d'Annunzio and E. Duse, N.Y., [s. d.]; S h a w B.-( Plays and players, L., 1952, с. 33-41 ("Duse and Bernhardt"); L e maitre J., Impressions de theatre, 4 ed.. P., 1888. с. 159-179 (10 serie);

Rasi L., La Duse, Firenze, 1901; Pandolfi V., Antologia del grande attore. Bari, 1954, с. 380-86; Antoine A., Le theatre, v. II, P., 1933, с. 328-30; S i g n o r e l 1 i O., E. Duse, Milano, 1959. JJ. Д.

ДУЙШИН (Dujsin), Дубравко (12.IX.1894-30.1. 1947)-югославский (хорватский) актер. Учился в Театр. школе в Загребе. С 1921 до конца жизни работал в Хорватском нар. т-ре в Загребе. Играл в шекспировских спектаклях - Антоний ("Антоний и Клеопатра"),

Макбет; Лир; Брут ("Юлий Цезарь"), Просперо ("Буря") и др.

Среди др. ролей - Тесей и Нерон ("Федра" и "Бри-танник" Расина), Эгмонт (о*, п. Г„те). Обладая мастерством сценич. перевоплощения, Д. создал разнохарактерные образы. Тонкостью Психологич. анализа отличалось исполнение ролей Иволгина ("Идиот" по Достоевскому), актера ("На дне"). Комедийное мастерство Д. наиболее полно раскрылось в исполнении роли Тартюфа; Кира Яни (о. п. Стерии-Поповича). Д. играл также в пьесах М. Држича, И. Войновича, М. Крлежи, И. Цанкара, М. Беговича и др. Выступал как режиссер, в„л педагогич. работу в театр. уч-ще. Аг. М.

ДУКС (Dux), Клара (р. 2.VIII.1885) - польская артистка оперы (лирич. сопрано). Пению обучалась в Берлине у А. Депре и в Милане у Т. Аркель. Дебютировала в 1906 на оперной сцене в К„льне, где пела до 1911. В 1911-18 выступала в Берлинской гос. опере. В 1913 гастролировала в Лондоне, в 1918-23-в Стокгольме, в 1921-23-в Чикаго. С 1923 Д. выступала как концертная певица. Обладала голосом красивого тембра, отточенной вок. техникой. Считалась одной из лучших исполнительниц ведущих партий в операх Моцарта и Вагнера.

Партии: Софи ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Недда ("Паяцы"), Марта (о. п. Флотова) и др. Д, Коз.

ДУЛЕМБА (Duleba), Мария (28.IX.1885-6.V. 1959) - польская актриса. Обучалась актерскому иск-ву у писательницы и актрисы Г. Запольской в Кракове, где в 1902 начала сценич. деятельность. Работала в городском т-ре, а затем в "Т-ре Народовы", с 1906 - в различных т-рах Варшавы. В 1912 с труппой "Т-ра Польски" (Варшава) выступала в России (Киев, Петербург). В 1919-21 входила в состав труппы "Редуты", была одной из близких сотрудниц реж. Ю. Остэрвы. С 1924 играла в Нац. т-ре, после 2-й мировой войны - в Краковском т-ре и в "Т-ре Польски". Среди ролей Д.: Ашантка (о. п. Пежиньского), Мария ("В маленьком домике" Ритнера), Графиня ("Безумная из Шайо" Жироду), Целина ("Дом женщин" Налковской) и др. Выступала как режиссер. Занималась педагогич. деятельностью в театр. школах:

Кракове (1945-47) и в Варшаве (1947-52).

Лит.: Babel J., Maria Duleba, [Warsz., 1957].

ДУЛОГИЯ (от лат. duo - два и греч. ????? - слово, рассказ) - цикл музыкально-сценических произведений, состоящий из 2 произведений. Такова, напр., оперная Д. "Троянцы" Берлиоза ("Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене").

ДУМИТРЕСКУ (Dumitrescu), Георге (р. 1914) - румынский композитор, педагог. Музыке обучался у М. Жоры и Д. Куклина. Композиторскую деятельность начал в 1938.Автор опер "Антигона" (соч. 1940); "Ион Водэ Лютый" по одноим. пьесе Л. Фулга (1956), "Восстание" по роману Л. Ребряну на собств. либр. (I960), поставленных Бухарестским т-ром оперы и балета. Эти оперы входят в муз.-драматич. цикл произв. Д., посвящ„нный борьбе рум. народа за нац. и социальное освобождение. Цикл включает также муз. трагедию "Дече-бал"(1961, Клужскийт-р оперы и балета) и ораторию "Ту-дор Владимиреску" (1956) - о руководителе крестьянского восстания в Румынии в 1821. Музыка оперы "Ион Водэ Лютый" построена на интонациях старинных нар. рум. песен. Опера "Восстание" повествует о крестьянском восстании в Румынии в 1907; задумана композитором как большое эпич. полотно, в ней широко использованы нар. мелодии. Опера Д. "Девушка с гвоздиками" (1961, Бухарестский т-р оперы и балета) рассказывает о борьбе коммунистов Румынии против фашистской диктатуры в 1941-44. Д. вед„т педагогии, работу (проф. Бухарестской консерватории). Нац. пр. (1939), Гос. пр. (1951).

Лит.: Т уд о р А., Расцвет музыки в РНР, Бухарест, 1956; театр. опера и балет в Румынии. Альбом, Бухарест, 1957; "Народная Румыния", 1961, ј 11. Н. Р., Д. Перс.

ДУНАЕВСКИЙ,Исаак Осипович(Иосифович) [18(30).!. 1900, Лохвица,25.VII.1955, Москва]- русский советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1950). Деп.Верх. Совета РСФСР 1-го созыва. В 1919 окончил Харьковскую консерваторию по кл. скрипки И. Ахрона,композиции - С. С. Богатыр„ва. В 1919-24 работал скрипачом в оркестре, концертмейстером, зав. муз. частью, дириж„ром и композитором в драм. т-рах Харькова. Первое выступление Д. как театр. композитора состоялось в 1920 (музыка к спектаклю "Женитьба Фигаро" в Харьковском драм. т-ре), как дириж„ра - в 1921 (пост. совм. с Н. Н. Синельниковым "Периколу" Оффенбаха). В эти годы Д. написал музыку к мелодекламациям актеров

В.Петипа, В.Юреневой, Э. Каминки. В 1924-26 Д. руководил муз.частью моек. т-ра "Эрмитаж",т-ра МГСПС и б. Корша. В 1926-29- зав. муз. частью Моск. т-ра Сатиры (музыка к спектаклям "Вредный элемент" и "Лира напрокат" Шкваркина, "Браки совершаются на небесах" Газенклевера и др.). В 1929- 1934 - гл. дириж„р и зав. муз. частью ленингр. "Мюзик-холла", для к-рого в сотрудничестве с Л: Ут„совым создал неск. эстрадных программ, выступив новатором в области л„гкой музыки. В 1938-48 Д. - худ. рук. Ансамбля песни и пляски Центр. дома культуры железнодорожников. Музыка Д. к спектаклям не только иллюстрировала пьесы, но и "договаривала" их содержание, была лаконичной и „мкой, органически включалась в ткань спектакля. Длительная работа в драм. т-ре оказала большое влияние на формирование Д. как крупнейшего сов. композитора оперетты.

Д.- один из зачинателей сов. оперетты. Первые .оперетты Д.- "И нашим и вашим" (1924, Т-р муз. буффонады, Москва) и "Карьера премьера" (1925, Моск. обл. передвижной т-р оперетты) - близки к водевилю. В истории сов. оперетты большую роль сыграли "Женихи" (1927, Моск. т-р оперетты), к-рые знаменовали поворот от бурж. зап. оперетты к созданию нового стиля сов. оперетты. Неизбежные специфич. условности жанра были остроумно обращены композитором для социальной сатиры, направленной против нэпманов и обывателей. При„мы муз. сатиры, пародии и гротеска использованы также в опереттах "Полярные страсти" (1929, там же) и "Миллион терзаний" (1932, там же). В лирич. т„плые тона окрашена оперетта "Ножи" (1928, там же), в к-рой были выведены образы положит. героев. В лирико-комедийном плане написана "Золотая долина" (1937, Ленингр. т-р оперетты), в к-рую введены массовые песни. По богатству муз. материала, широкой песенной стихии она, как "Вольный ветер" (1947, Моск. т-р оперетты) и "Белая акация" (1955, там же), близка к опере. Д. написаны также одноактная оперетта "Пассажир с Океаника'4" (1924, Моск. т-р "Кривой Джимми"), оперетты "Соломенная шляпка" по пьесе Лабиша (1938, Моск. муз. т-р им. Не-мировича-Данченко), "Дороги к счастью" (1941, Ленингр. т-р муз. комедии), "Сын клоуна" (1950, Моск. т-р оперетты) и др. Музыка оперетт Д., связанная с нар. песенными истоками, мелодична, доступна массовому слушателю, легко запоминается. Лучшие оперетты Д. отличаются ритмич. многообразием, блестящей оркестровкой, богатством мелодич. контрастов и интонаций, тщательной разработкой ансамблей и хоров. Привлекательная особенность музыки Д.- е„ оптимизм, жизнерадостность, эмоциональность, юмор.

Д.- автор балетов: "Отдых фавна" (1924), "Мур-зилка" (1924), "Невеста и автомат" (1934, Ленингр. мюзик-холл), "Джекки - 14-летний матрос". Композитор широко известен как автор популярных сов. песен, один из создателей сов. кинокомедии. Гос. пр. СССР, 1941 (музыка к кинофильмам "Цирк" и "Волга-Волга") и 1951 (музыка к кинофильму "Кубанские казаки").

Лит. соч.: Мысли и планы, "Советская музыка", 1950, .ј11; Мысли вслух, в сб.: И. О. Дунаевский. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания, М." 1961; Драматург в оперетте, там же.

Лит.: Луначарский А. В., Эхо Октября в театре, газ. "Вечерняя Москва", 1928, 16.V, ј 112, с. 3; Д а-н и л е в и Чл., И. О. Дунаевский, М.-Л., 1947; П э н А., И. Дунаевский, М., 1956; И. О. Дунаевский. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания. Редактор- составитель Е. А. Грошева, М., 1961; Янковский М., Исаак Осипович Дунаевский, Л.-М., 1940. JJ. М., Л. Ив.

ДУН‚ЦКИЙ (Duniecki), Станислав (25.1. 1839- 16.XII. 1871) - польский композитор и дириж„р. Музыке обучался во Львове, Лейпциге, Вене, Брюсселе (у Фетиса) и в Париже (у Берлиоза). Автор оперетты "Корилла" (1859, Львовская пера), комич. оперы "Пажи королевы Марысеньки" (1864, там же), к-рая пользовалась большим успехом и долгие годы не сходила со сцены. Написал также оперы: "Дожинки, или Первые впечатления" (1865, Краковская опера), "Соблазн" (1866, там же; шла под разными назв.: в Вене - "Люцифер", в Праге - "Шотек", во Львове - "Домовой"), оперетты "Одалиски" на собств. либретто (1866, Краковская опера), "Доктор Рандольфо" (1866, там же), музыку к спектаклям и др. В сво„м творчестве Д. продолжал нар. традиции Я. Стефани и К. Курпиньско-го. Д. был дириж„ром в оперных т-рах Черновиц, Львова, Кракова и др. городов. Л. Коз., И. Гр.

ДУНИ (Duni), Эджидио (9.II.1709-11.VI.1775) - итальянский композитор. Ученик неаполитанского композитора Ф. Дуранте. Первая опера Д. "Нерон" была с успехом пост. в 1735 в Риме (т-р "Тординона"). В последующие годы Д. написал оперы-сериа для различных городов Италии: "Адриан в Сирии" (1735, т-р "Тординона"), "Покинутая Дидона" (1739, т-р "Д у кале", Милан), "Катон в Утике" (1740, т-р "Пер-гола", Флоренция), "Артаксеркс" (1744, там же), "Кир признанный" (1748, т-р "Фальконе", Генуя) - все на тексты П. Метастазио. В 1737 в Королевском т-ре в Лондоне была пост. опера Д. "Демофонт" (либр. П. Метастазио). В 1749 Д. обосновался в Парме, где создал свои первые комич. оперы, в т. ч. "Добрая дочка" (либр. Гольдони, 1756, т-р "Дукале"), "Ни-нетта при дворе" (на текст Ш. Фавара, 1756). Последняя с большим успехом шла в т-ре "Комеди Итальенн" в Париже, куда Д. был приглаш„н в 1757. Парижский период творчества Д. связан с утверждением жанра франц. комич. оперы. В сотрудничестве с Ш. Фава-ром Д. написал и пост. здесь 23 комич. оперы на бытовые ("Художник, влюбл„нный в свою модель", 1757; "Нина и Линдор, или Капризы сердца", "Дочь, за которой плохо присматривали", 1758; "Два охотника и молочница", 1763; "Школа юности", 1765;

"Жнецы", 1768) и сказочные сюжеты ("Остров безумных", 1760; "Фея Ургела", 1765; "Колокол", 1766)

В своих операх, отличавшихся выразительной и изящной мелодикой и реалистич. характеристиками нар. персонажей - крестьян, городских ремесленников - Д. соединил лучшие черты итал. оперы-буффа и франц. комич. оперы, оказав значит, влияние на развитие последней. Д. принадлежат также оратории и соч. в др. жанрах.

Лит.: Л я-Л оранси Л.де, Французская комическая опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937; Contant d' O r v i 1 1 e A., Histoire de l'opera bouffon, Amst., 1768;

D'Angeli A., C. Goldoni e E. R. DJLWII, "La cronaca music.", Pesare, 1912, JVs 12; CucuelG., Les createurs de l'opera-comique francais, P., 1914. Св. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница