Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/novosibirsk/ в компании РексРент.
Женская одежда в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 156)


ДРЕВНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ - ранний вид литературной комедии в Др. Греции, получивший распространение в Аттике (область на Ю.-В. Ср. Греции). Начало Д. а. к. восходит к сельским празднествам в честь бога Диониса. Аристотель сообщает в "Поэтике" (гл. 4), что комедия (от греч. т.шо; - гулянка, толпа гуляк и аоо) - пою; букв. - пение на гулянке или пение гуляк) возникла из импровизации и вед„т сво„ начало от запевал фаллич. песен, к-рые исполнялись в честь Диониса. Первые сведения о Д. а. к. относятся приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде, первом известном Аристотелю авторе комедий). Ок.464 до н. э. комедия была впервые допущена к представлению на гос. празднествах. Д. а. к. развивалась в условиях афинской демократии и носила по-литич. характер. В ней постоянно затрагивались вопросы гос. устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, е„ внешней политики, обществ. воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязат. принадлежностью Д. а. к. являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На построении Д. а. к. отразилось происхождение е„ из сельских празднеств в честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание гл. действующих лиц, и парабаса - непосредств. обращение хора к зрителям. Художеств. расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана - К ратин, Кратет (период расцвета их творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фриних (ок. 429), Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 до н. э.) и уничтожение демократич. учреждений создало неблагоприятные условия для развития политич. комедии. Хотя демократич. учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политич. жизнь, борьба партий, и Д. а. к. утеряла питающую е„ почву.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М.-Л., 1946; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957; P а д-ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959; В i e b e r M., The history of the Greek and Roman theater, Princeton, 1939. . Вал. Г.

ДРЕЗДЕНСКАЯ ОПЕРА - оперный театр при дворе саксонского курфюрста в 17 в. В 1667 Д. о. давала спектакли в "комедийном доме"; капельмейстерами Д. о. в конце 18 в. были И. Гассе и И. Науман. В 1816-26 т-ром руководил К. М. Вебер, затем в течение двух лет-Г. Маршнер. К этому времени Д. о. завоевала мировую славу. В 1841 постановки оперы были перенесены в здание Придворного т-ра, построенного в 1838-41 по проекту арх. Г. Земпера. В 1842-49 капельмейстером Д. о. был Р. Вагнер, осуществивший здесь первые пост. своих опер: "Риенци" (1842), "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1845). В 1869 здание т-ра сгорело; в 1870-78 оно было заново отстроено арх. М. Земпером. В 1898 т-р был переименован в "Королевскую оперу". На сцене т-ра прошли премьеры опер Р. Штрауса под рук. автора: "Саломея" (1905), "Электра" (1909), "Кавалер роз" (1911) и др. Д. о. является вторым (после Берлинского) по значению оперным т-ром ГДР. Среди новых пост. т-ра: "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, "Русалка", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Кармен" и др. Дириж„рами т-ра были Э. фон Шук (1872-1914), Ф. Буш (1922-1933), И. Кейльберт (1945-51), Ф. Конвичный (1953- 1955) и др., среди солистов - лауреаты Нац. пр. К. Гольц, И. Герман, Г. Пфланцль.

Лит.: Dresdner Kapellbuch, hrsg. von G. Hausswald, [s. l.], 1948; L e p e l F. von, Die Dresdner Staatsoper in der Gegenwart, Dresd., 1951. Л. M., Cm. P.

ДРЕЙДЕН, Симон Давыдович [р. 19.XII.1905 (1.1. 1906)] - русский советский театровед и театральный критик. Лит. деятельность начал в 1923 (журн. "Жизнь искусства", газ. "Петрогр. правда"). Автор книг, статей, рецензий о драм., муз. и кукольном т-ре, эстрадном иск-ве, монографий об актерах. С 1926 в„л педаго-гич. работу (Высшие курсы искусствоведения и Театр. ин-т в Ленинграде, ГИТИС).

Соч.: Ленин и искусство. Л., 1925, 2 изд., Л." 1929;

Певцов, в сб.: И. Н. Певцов, Л., 1935, с. 213-220; Николай Черкасов, Л., 1937, 2 изд., M., 1939; Б. Чирков, "Искусство кино", 1937, .ј 8; Киров и искусство, "Звезда", 1939, ј 12, 1940, ј 12; С. М. Киров и строительство советского театра, в кн.: театр. альманах, М.-Л., 1947, с. 12-38; Государственный Ордена Трудового Красного Знамени Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, в сб.: Ленинградские т-ры в годы Великой Отечеств, войны, Л., 1948, с. 97-164; Полвека дружбы, в кн.: МХАТ в Ленинграде, Л., 1948, с. 5-88;

Театр кукол СССР, в кн.: Театр кукол СССР. Каталог выставки, М., 1957; Театр кукол зарубежных стран, M.-Л., 1959 (сост., ред. и вступ. ст.); Страницы большой жизни, в кн.:

Скарская Н.иГайдебуровП-.На сцене и в жизни, М., 1959 (Вступ. ст., с. 3-82); Сказки, рожденные жизнью, в кн.: Шварц E., Кукольный город, M.-Л., 1959 (Вступ. ст., с. 3-27); Капитан детского театра, в кн.:

3 е л ь ц e p С., А. А. Брянцев, М-, 1961, с. 7-37; Большие дела маленьких кукол, в сб.: Театр кукол СССР. 1959-1960, M., 1961.

ДРЕЙСИГ, Иван Христианович (1791-12.XII. 1888) - украинский актер. Современник Щепкина и Мочалова. Начал сценич. деятельность в 1815 в труппе И. Ф. Штейна в Харькове как хорист, костюмер, позже - актер. Здесь Д. получил возможность изучить реалистич. принципы, утверждавшиеся в театр. иск-ве М. С. Щепкиным, выступавшим в труппе Штейна. Работал в труппах К. М. Зелинского, Д. Д. Жура-ховского, И. И. Пилони, гастролируя во многих юж. городах России. Организовал в Ставрополе труппу, в к-рой был актером и режиссером. Принимал участие в обороне Севастополя (1853). В 1845 впервые пост. "Наталку-Полтавку" Котляревского, а также пьесы Г. Ф. Квитки-Основьяненко. Воспитанный в основном на водевиле и мелодраме, Д. с появлением реалистич. пьес Гоголя углублял сво„ мастерство, создавая психологически мотивированные образы. актер большого обаяния, обладавший мастерством перевоплощения и большим трудолюбием, Д. завоевал славу первоклассного мастера в таких ролях рус. репертуара, как Городничий, Подколесин. Но подлинной стихией актера были укр. нар. образы; он был "несравненный" Чупрун, Выборный ("Солдат-чародей", "Наталка-Полтавка" Котляревского), Потап Лавруца ("Бой-баба" Квитки-Основьяненко). Д. считался лучшим на Украине Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко). Критики часто сравнивали Д. со Щепкиным, но ему не хватало "патетического элемента", подлинного драматизма. Вместе с К. П. Солеником Д. широко пропагандировал на Украине рус. драма-' тургию, а вне Украины - драматургию укр. народа. Уже в 85-летнем возрасте Д. был приглаш„н в Москву для участия в спектаклях Нар. т-ра на Политехнич. выставке. Здесь он блеснул своим редким мимич. даром, сыграв без грима почти бессловесную роль Рос-таковского в "Ревизоре". Последние годы жизни играл в Кременчуге, Кишин„ве, Ростове-на-Дону. Умер в богадельне в Харькове.

Д. написал водевиль "Два брата с Санжаривки, третий с Хорола", в к-ром играл Панька Вередея, переработал комедию Зелинского "Свадьба Терпелихи" (продолжение "Наталки-Полтавки"), Народно-реали-стич. традиции Д. нашли сво„ отражение в творчестве корифеев укр. т-ра М. Л. Кропивницкого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаганского.

Лит.: "Южный край", Харьков, 1888, ј 2739, 1893. 13 июля, Х" 4303; К а м н е в Б., Театральные воспоминания, Одесса, 1895; Данилов В7 В., Из прошлого Екатеринославского театра, в кн.: Летопись Екатерино-славской Ученой Архивной комиссии, вып. VI, Екатерино-слав, 1910, с. 3-12; "Репертуар русского и Пантеон иностранных театров", СПБ. 1843, т. 3, кн. 7-8; "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1846, т. XIII; "Московский Листок", 1888. 23 дек., ј 357. А. Г., Н. Д.

ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучать, дрессировать-обучение животных пут„м многократного повторения постепенно усложняющихся упражнений с целью выработки и сохранения определ„нных навыков. Д. называют и публичный показ обученных животных. "Задача всякой дрессировки сводится к тому, чтобы приучить животное по данному сигналу производить какие-либо нужные действия" (В. Л. Дуров). Д. заключает в себе не только выучку, но и безотказность е„ демонстрации при появлении стимула - команды.

Для выяснения причин возникновения и закрепления у животного тех или иных навыков требуется установить закономерность между восприятием и ответным действием. Научным объяснением этого процесса явилась теория условных рефлексов И. П. Павлова. Быстрота образования и прочность приобрет„нных навыков зависят от степени развития высшей нервной системы животного, от подбора раздражителей, вызывающих нужное действие, от умения дрессировщика использовать доминирующий в данном животном инстинкт. Так, енот по приказу дрессировщика моет и полощет в воде бель„, к-рое держит в передних лапках, потому что на воле перед едой так же поступает со своей пищей; морской лев оказывается прекрасным жонгл„ром, т. к. делает сходные движения, охотясь за рыбой; кенгуру-бокс„р лишь повторяет на манеже свои обычные при„мы самозащиты в природных условиях; тигру легко совершить огромный прыжок и т. п. Поэтому совр. дрессировщик, помимо необходимых ему качеств-бесстрашия, хладнокровия, воли, терпения, наблюдательности, должен в своей работе опираться на данные науки.

Д., рассчитанная на демонстрацию в цирке, ставит своей* целью создание увлекат. и познават. зрелища с возрастающими в последнее время элементами театрализации. Укрощение хищников было известно в странах Др. Востока, в античную эпоху, в средние века; звери участвовали в представлениях странствующих актеров Зап. Европы (гистрионы и др.), Азии (дорвозы), а также рус. скоморохов. В 20-30-х гг. 19 в. хищников демонстрируют в клетках-фургонах странствующих зверинцев. Д. лошадей, основанная на остроте их зрения и способности реагировать на самые незначительные, незаметные для публики перемещения предметов, движения дрессировщика, предопределила форму и размер манежа совр. цирка. Развитие транспорта, создание зоопарков и разв„ртывание междунар. торговли зверями, в т. ч. дрессированными (деятельность К. Гагенбека и др.), вызвали интерес к экзотич. животным. В 50-60-х гг. укротители начинают работать в стационарных цирках, клетка-вагон сменяется высокой разборной металлич. реш„ткой, устанавливаемой по барьеру циркового манежа. Возникают новые методы Д. Насильственная, т. н. "дикая" система жестокого избиения и предельного запугивания зверей уступает место гуманной, т. н. "мягкой" Д., в основе к-рой лежит не наказание, а поощрение (по принципу К. Гаген-бека: "путь к сердцу животного лежит через его желудок"). В 90-х гг. на аренах цирков появляются т. н. "смешанные" группы хищников (львы, тигры, леопарды, медведи, волки и др.), мелкие животные и птицы (т. н. настольная Д.). Номера Д. становятся важной частью цирковой программы, нередко аттракционом. Соответственно менялся облик самого дрессировщика. Укротитель странствующего зверинца, входивший в клетку-вагон с почти дикими, но запуганными хищниками, поражал лишь своей отчаянной смелостью. В большой круглой клетке на манеже цирка дрессировщик показывал то, чему он научил своих зверей, старался создать театр. зрелище, цельное по замыслу, с впечатляющим финалом. Учитывая природные особенности каждого животного, дрессировщик превращает его в действующее лицо сценария, созда„т пантомимы, а иногда и целые представления, где звери нередко выступают как герои известных сказок и басен.

Новое направление в Д. связано с именем А. Л. Дурова, к-рый соединил Д. с чтением обличительных монологов, использовал зверей в качестве действующих лиц в своих интермедиях и репризах. Дрессировщиком-экспериментатором был В. Л. Дуров, усиливший в своих выступлениях познават. элемент, использовавший множество разнообразных животных - от домашних и мелких до слонов - своего рода зоопарк на манеже. Выступления, в к-рых дрессировщик становится режиссером-учителем, а звери - учениками, "бессловесными друзьями", "четвероногими артистами", общение со зрительным залом (чтение монологов, серьёзные и шутливые комментарии, сопровождающие номер) - таковы дуровские традиции, с успехом развиваемые нар. арт. РСФСР В. Г. Дуровым и засл. арт. РСФСР Ю. В. Дуровым.

Среди мастеров Д. в сов. цирке: нар. арт. РСФСР Б. А. Эдер, засл. арт. РСФСР И. Н. Бугримова, Н. П. Гладильщиков; И.А. Лерри, Н. А. Никитин, М. Д. Анисимов, нар. арт. РСФСР В. И. Филатов и др.; зарубежных: А. Шнейдер, Тагорэ, Ш. Бауман и др. Лит.: Дуров В. Л., Дрессировка животных, М., 1930;

Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Эдер Б., Мои питомиы, М., 1955; Бугримова И., Моя профессия, М., 1957; Хагенбек К., О людях и зверях, М., 1959. М.З.

ДРЕЧИН, Сем„н Вульфович (р. 24.XII.1914) - советский артист балета, балетмейстер. Нар. арт. БССР (1954). Выступал в самодеятельном коллективе под рук. К. А. Алексютовича. Сценич. деятельность начал в 1932 в белорус. оперной студии. С 1933 работал в Белорус. т-ре оперы (1942-44 - в Большом т-ре). Создал героич. образы в белорус. балетах. Творчество Д. отмечено ярким темпераментом, реалистич. устремл„нностью.

Партии: Симон ("Соловей" Крошнера), Василь ("Князь-озеро" Золотар„ва, Гос. пр. СССР, 1950), Зигфрид, Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Базиль ("Дон Кихот") и др. Пост.: "Красный цветок" (1950), "Эсмеральда" Пуни (1951), "Корсар" Адана (1957).

Лит.: Мулер К." С. В. Дрэчын, в сб.: Мастацтва Со-вецкай Беларус?.Зборн?к артыкула,М?нск,1955, с. 366-370. Б. С.

ДРЭКИЧ (Drzic), Марин (1508-67)- хорватский драматург. Один из крупнейших европейских драматургов эпохи Возрождения. Род. в Дубровнике в семье видного поэта. Приняв духовное звание, изучал в Италии право, богословие, философию. В 1544, вернувшись на родину, организовал неск. любительских трупп, ставивших его пьесы. Д. писал пасторальные драмы - "Тирена" (1548), "Венера и Адонис" (154%, "Плакир", и комедии, критически рисующие быт и нравы Дубровника, - "Дядя Маройе" (1550), "Комедия о Помете", "Скупой" (свободное переложение комедии Плав-та "Горшок"), "Аркулин", "Манде" (на сюжет новеллы Боккаччо), "Шутка над Станацем" (1551). Перев„л на серб. яз. "Гекубу" Еврипида.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; R e s e t a г M., Diela 'Marina Drzica, 2 izd., Zagreb, 1930. С. И.

ДРИГО (Drigo), Риккардо (Ричард Евгеньевич) (30. VI.1846, Падуя, - 1.Х.1930, там же) - композитор, дириж„р. По происхождению итальянец. Музыке обучался в консерватории в Венеции. В 1868 в Падуе (театр "Нуово") была поставлена опера Д. "Дон Педро Португальский". В последующие годы Д. дирижировал в оперных т-рах Венеции и миланском т-ре "Мандзони". В 1879 был приглаш„н Дирекцией рус. императорских т-ров на должность дириж„ра Итал. оперы в Петербурге. С 1886 Д.- гл. дириж„р балета Мариин-ского т-ра. Руководил первыми пост. в Петербурге балетов Чайковского: "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892), "Лебединое озеро" (1895; инструментовал три фп. пьесы Чайковского, включ„нные в балет) и балета Глазунова "Раймонда" (1898). Д. выступал также как балетный композитор, успешно сотрудничая с балетмейстерами М. Петипа и Л. Ивановым. В Мари-инском т-ре были пост. его балеты: "Очарованный лес" (1887), "Талисман" (1889), "Волшебная флейта" (1893), "Пробуждение Флоры" (1894), "Арлекинада" (1900). Балетные партитуры Д. отличаются ме-лодич. изяществом, колоритной оркестровкой и пластичностью муз. образов, ясной ритмикой. Балет "Арлекинада" ("Миллионы Арлекина") ш„л на сценах т-ров мн. стран, в т. ч. в СССР [Москва, Большой т-р (1924), пост. В. Рябцева; Ленинград, Малый оперный т-р (1933)] и США [Нью-Йорк (1952), пост. Дж. Баланчина]. Балеты "Талисман" и "Волшебная флейта" были в репертуаре Анны Павловой.

Др. соч. Д.: балеты "Прелестная жемчужина" (1896, Большой т-р), "Роман бутона розы" (1919, Мариинский т-р); опера-балет "Лазурный берег" (1895, Монте-Карло), оперы "Похищенная жена" (1894, Итал. опера, Петербург), "Белая гвоздика" (по новелле А. Доде, 1929, Падуя).

Лит.: Д. Л., Р. Е. Дриго (К 40-летнему юбилею службы), "Бирюч Петроградских государственных театров", 1919, .Ne 17-18; Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 300; Слонимский Ю.,П.И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Travaglia S., R. Drigo, l'uomo e l'artista, Padova, 1929. QQ p

ДРЙНКУОТЕР (Drinkwater), Джон (1. VI. 1882- 25.III.1937) - английский поэт, драматург и актер. Был одним из основателей труппы "актеры-паломники" (1907). На основе этой труппы возник позднее (1913) " Бирмингемский репертуарный т-р", где Д. выступал как актер и режиссер. Лит. деятельность начал в 1906, как драматург-в 1911. Д.-автор пьес: "Х-0", "Мария Стюарт" (1922), "Оливер Кромвель" и "Роберт Э. Ли" (обе 1923) и мн.др. Наиболее известные пьесы-"Авраам Линкольн" (1919), комедия "Птичка в руке" (1927). Играл гл. роли в своих пьесах (Линкольн и др.).

ДРОЗДОВ, Александр Александрович [р.ЗО.У (11. VI). 1892] - азербайджанский советский артист оперы (лирико-драматический тенор). Нар. арт. Азерб. ССР (1940). В 1918 окончил Саратовскую оперную студию по классу проф. Н. И. Сперанского; брал уроки у М. Е. Медведева. Сценич. деятельность начал в этом же году в Саратове. В 1924-34 Д. работал в различных оперных т-рах страны. С 1935-в Т-ре оперы и балета им. Ахундова. Партии: К„р-оглы (о. п. Гаджибекова), Герман; Вакула ("Черевички" Чайковского), Радамес ("Аида"), Хозе ("Кармен"), Рылеев ("Декабристы" Шапорина) и др. В 1947-49 Д. преподавал в Азерб. консерватории. Вед„т концертную деятельность. Л*. Кае.

ДРОЗЖИН, Михаил Михайлович (1.VII.1907- 14.XI.1941) - русский советский актер-кукольник. Засл. алт. РСФСР (1939). Ученик Ю. М. Юрьева. В 1928 дебютировал в Ленингр. т-ре марионеток (ныне - Ленингр. т-р кукол под рук. Деммени) в роли Гулливера ("Гулливера стране лилипутов" Данько). В дальнейшем выступал в этом т-ре как актер-кукловод (первые роли - Жигалин и Дымба в "Свадьбе" Чехова), художник, резчик кукол, режиссер. С 1936 был одновременно режиссером, а с 1939 и худож. рук. Ленингр. совхозно-колхозного т-ра кукол (пост. "Слуга двух господ" Гольдони и др.). В июле 1941 Д. возглавил 1-ю фронтовую бригаду артистов т-ра; погиб под Ленинградом. С. Др

ДРОТШШГХОЛЬМСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ ТЕАТР (Drottningholms slottsteater) - театр в королевском загородном замке Дротниегхольм близ Стокгольма. Сооружена 1764-66 арх. К. Аделькранцем на месте сгоревшего т-ра королевы Лувисы Ульрики. До нач. 19 в. Д. д. т. работал постоянно, затем был закрыт. В 1921-22 т-р был восстановлен в первоначальном виде. Зал т-ра вмещает 400 чел. В 1791 арх. Л. Депре пристроил к т-ру небольшое помещение ("Новый салон"), используемое ныне как фойе. Д. д. т.единственный в мире т-р стиля рококо, с полностью сохранившимся и находящимся в действии оборудованием сцены, где даются регулярные спектакли. Зал т-ра расписан худ. А. Марелье. Сцена, имеющая 12 м в глубину, составлена из ряда кулис, расположенных по правилам перспективы, и представляет как бы продолжение зрит. зала. Среди сохранившихся декораций 16-18 вв. ок. 30 оригиналов художников К. Биббиены, Л. Депре и Я. Мерка. В 1755-57 здесь выступала итал. оперная труппа. В 1764-71 в т-ре играли франц. драматич. труппа и швед. придворный домашний т-р. В 1777-82 (до того, как в Стокгольме в 1782 открылась Королевская опера) в Д. д.т. часто давались оперные премьеры. С 1782 на сцене Д. д. т. ставились спектакли шведского драм. т-ра, ныне-оперные спектакли. Старинные оперы идут в подлинных декорациях тех врем„н, артисты оркестра одеты в костюмы 18 в., носят парики. Д. д.т. принимает участие в традиц. летних муз. фестивалях в Стокгольме Среди классич. опер, пост. в 40-50-е гг. 20 в., в т. ч. режиссерами Королевской оперы:

"Идоменей", "Бастиен и Бастиенна" Моцарта (1945, 1947), "Двое скупых", "Говорящая картина" Гретри (1946, 1948), "Тайный брак" Чимарозы (1948), "Так поступают все" Моцарта (1956), "Учитель пения" Пер-голези (1956), "Орфей и Эвридика" Глюка (1957, первая пост. в Швеции). Из опер совр. композиторов пост. "Марионетки мастера Педро"деФальи (1957), "Поругание Лукреции" Бриттена (1958) и др. В 1922 при т-ре был организован музей, где историком А. Бей-ером собраны декорации, костюмы и др. материалы по истории швед. т-ра 16-18 вв. В 1935 организовано "Об-во друзей Дротнингхольмского т-ра".

Лит.: W о l l i n N. J., Drottningholms lusttradgard och park, Stockh., 1927; B e i j e г A., Slottsteatrarna pa Drottningholm och Gripsholm, Stockh., 1937; Teatermuseet pa Drottningholm, "Teaterhistoriska studier", 1940, 2; Lorraine Ph., Drottningholm court theatre, Stockh.. 1956. Я. Г.

"ДРУГ АРТИСТОВ" - русский журнал, издавав шийся в Москве в 1909. Выходил 2 раза в неделю. Редактор-издатель - О. И. Журавская. Всего вышло 8 номеров. В журнале печатались обзоры деятельности театров-варьете, цирков (как русских, так и иностранных).

ДРУЖИНИН, Александр Васильевич (1824-64) - русский писатель, переводчик и критик. Сторонник теории "чистого иск-ва", единомышленник П. В. Анненкова. Лит. деятельность начал в 1847 (повесть "Полинька Сакс"). До 1856 сотрудничал в журн. "Современник"; в 1856-61 возглавлял журн. "Библиотека для чтения". Автор статей по рус. лит-ре (в т. ч. об А. Н. Островском), а также ценных работ по истории англ. лит-ры и драмы ("Джонсон и Босвел", "Жизнь и произведения Шеридана", "Вальтер Скотт и его современники" и др.). Перев„л трагедии Шекспира "Король Лир", "Ричард III", "Кориолан". Был учредителем (1859) "Общества для пособия нуждающимся литераторам и уч„ным" ("Литературный фонд").

Соч.: Собрание сочинений, т. 1-8, СПБ. 1865-1867.

Т. Р.

ДРУЗЯКИНА, Софья Ивановна [17(29).V.1880- 3. X. 1953] - русская советская артистка оперы (лирико-драматическое сопрано). Пению обучалась в музыкальном училище в Киеве, совершенствовалась в Милане. В 1900 впервые выступила на опер ной сцене в Одессе, затем пела в Киеве (1901-02), Харькове (1903-04), Москве (т-во М. Максакова, 1906-07;

Большой т-р, 1907-08) и др. городах России вместе с ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, Н. Фигнером. В 1910-17 Д. - солистка Оперного т-ра Зимина, выступала вместе с В. Дамаевым, В. Петровой-Званцевой, с гастролировавшими в России М. Баттистини и М. Гальвани. В 1910-11 гастролировала в Пдермо и Париже. После 1917 Д.-солистка т-ра Моск. Совета рабочих депутатов. Оставила сцену в 1924. Д. - одна из выдающихся рус. певиц начала 20 в. Гибкий голос красивого тембра и широкого диапазона, богатый драм. талант позволяли Д. создавать разнохарактерные вок.-сценич. образы. В 1930-45 Д. - проф. Моск. консерватории. Воспитала мн. артистов союзных и авт. сов. республик. Среди учеников Д.: X. Насы-рова, А. Кузнецова, К. Малькова, Н. Рождественская, О. Леонтьева и др.

Партии: Татьяна, Лиза, Тамара; Маша ("Дубровский"), Наташа ("Русалка"), Кума ("Чародейка" Чайковского), Марина Мнишек (Борис Годунов"), Аида, МИГАЙ; Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Амелия ("Вал-маскарад" Верди). Мария ди Роган (о. п. Доницетти).

Лит.: "Петербургский дневник театрала", СП Б, 1904, ј 3; "Русская муз. газ.". СПБ. 1908, ј 45;

"Раннее утро", М., 112, ј230; "Театральная газ.",М., 1914, JSTs 6; Л е в и к С., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962. М.Р.

ДРУКЕР, Софья Юрьевна [р.25.ХП.1906(7.1.1907)] - белорусская советская артистка оперы (драматическое сопрано). Нар. арт. БССР (1955). Окончила Белорус. муз. техникум (1931). В 1930-32 работала в Белорус. оперной студии, с 1933 - в Белорус. т-ре оперы и балета. Партии: Авгинья ("В пущах Полесья" Богатыр„ва), Ярославна ("Князь Игорь"), Наташа ("Русалка"), Аида, Тоска и др. Б. С.

ДРУМЕВ, Васил (1841-1901) - болгарский драматург. Был известным обществ, и политич. деятелем. По своим взглядам принадлежал к либерально-просве-тит. кругам. Д. - автор историч. драмы "Иванко" (1872), отразившей борьбу за утверждение гос. независимости Болгарии. Аг. М.

"ДРУРИ-ЛЕЙН" (Drury Lane) - английский дра магический театр. Построен в Лондоне в 1663 Т. Кил-лигру. В январе 1672 т-р сильно пострадал от пожара и был перестроен с участием крупнейшего англ. арх. К. Репа. Вновь уничтоженное пожаром в 1809 здание восстановлено в 1812. В 1940 здание "Д.-Л." пострадало от бомб„жки; после войны отстроено и ныне функционирует.

Несмотря на то, что при основании "Д.-Л." его актеры получили звание "джентльменов на королевской службе", "Д.-Л." всегда был частным т-ром. От принятия закона о театр. цензуре (в 1737) до театр. реформы 1842 "Д.-Л." был одним из двух лондонских т-ров, имевших монополию на постановку серьёзной драмы. Это обусловило высокий художеств. уровень репертуара т-ра ("Д.-Л." принято именовать "Домом английской драмы") и привлекло многих талантливых актеров Англии. Здесь выступали: Ч. Маклин, Д. Гаррик, С. Сиддонс, Дж. Кембл, Э. Кин, У. Макреди. В числе владельцев и руководителей "Д.-Л." были крупнейшие деятели т-ра: Д. Гаррик, Р. Шеридан, Ч. Кембл, У. Макреди, но чаще "Д.-Л." находился в руках театр. дельцов, заботившихся лишь о доходности предприятия. Это приводило к тому, что т-р не создал устойчивой сценич. традиции, не имел (несмотря на наличие отдельных крупных актерских индивидуальностей) подлинного актерского ансамбля. Наряду с классическими и лучшими произв. совр. драматургии в "Д.-Л." ставились также пантомимы, мелодрамы, а в периоды кризиса давались представления циркового характера.

В наст. время т-р не имеет постоянной труппы и часто используется для гастрольных спектаклей.

Лит.: Drury Lane Calender 1747-1776, ed. by D. Mac-Millan, L.-Oxf., 1938; Drury Lane theatre. London interiors, v. 1, L., fs. d.]; Watson Е. В., Sheridan to Robertson, Cambr., 1926. Ю. К.

ДРСКИН, Михаил Сем„нович [р. 1(14). I.I 905] - русский советский музыковед, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1962). Доктор искусствоведения (1946). Учился в Ленинграде в Ин-те истории иск-в (1922-24) и в консерватории (1922-25).С 1925 вед„т педагогич. деятельность (в Ленингр. консерватории, с 1947 - профессор). Многие работы Д. поев-, истории зап.-европ. музыки 19-20 вв., вопросам оперной драматургии и т. д. Под ред. Д. издан сборник либретто - "50 опер. История создания, сюжет, музыка", Л., 1959.

Соч.: Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия, Л., 1952; История зарубежной музыки XIX века, вып. 2, М., 1958; Рихард Вагнер, М., 1958; Леон Александрович Ходжа-Эйнатов, Л., 1956; История и современность. Статьи о музыке, Л.. 1960- Б.Ш. ДРЭГОЙ (Dragoi), Сабин (р. 19.VI.1894) - румынский композитор. Засл. деят. иск-в РНР. Чл.-корр. Академии наук РНР. Муз. образование получил в Ясской (1918) и Клужской консерваториях (1919-20), совершенствовался в Праге. С 1926 Д. - профессор, затем директор консерватории в Тимишоаре. В 1939 - директор Клужского оперного т-ра. Д. принадлежат оперы на сюжеты из истории Румынии, пост. в К л уж. оперном театре - "Напасть" (1927) и "Константин Бынковяну" (1929); "Иория", "Кир Яну-ле" (1939). Муз. язык опер насыщен мотивами рум. фольклора, к-рые находят творч. претворение в произведениях Д. Гос. пр. РНР (1951).

Лит.: Т у д о р А., Расцвет музыки в РНР, Бухарест. 1956. Д. Перс.

ДРЮ, Дру (Drew),-семья американских актеров. Джон Д. (3.IX.1827-21.V.1862) начал сценич. деятельность в "Бауэри театре" в Нью-Йорке в 1846. Приобр„л популярность исполнением ролей в пьесах ирл. драматургов. В 1853 стал владельцем т-ра "Арч-стрит". Д. много гастролировал. Выступал преим. в комедийных ролях. Обладал большим сценич. обаянием, искренностью и простотой. Луиза Д. (10.1.182031.VIII.1897) - жена Джона Д. Дебютировала в Филадельфии в т-ре "Уолнат-стрит", в 1827, в роли герцога Йорка ("Ричард III"). Выступала вместе с известными амер. актерами Э. Бутсом, Э. Форрестом и др. Роли: .Ромео ("Ромео и Джульетта"), леди Макбет. С 1850 выступала вместе с мужем в комедийном репертуаре: леди Тизл, Лидия Томность ("Школа злословия", "Соперники" Шеридана) и др. Д. была первой в США женщиной-антрепрен„ром. С 1853 совм. с мужем руководила т-ром "Арч-стрит", а в 1861-92 возглавляла этот т-р, одновременно была ведущей актрисой, режиссером и педагогом. Руководимый ею т-р отличался разнообразным и тщательно подготовленным репертуаром, сыгранностью труппы. Д. была требовательным педагогом. Среди е„ учеников -известные актеры:

Ф. Давенпорт, С. Робсон, А. Джеймс и др. В 1880- 1892 Д. выступала в труппе Дж. Джефферсона. Автор книги "Автобиографические очерки", опубл. в 1899 в Нью-Йорке. Д ж о н Д. (13.XI.1853-9.VII.1927)- сын Джона и Луизы Д. В 1873 начал сценич. деятельность в т-ре, основанном отцом. В 1875 работал в труппе известного антрепрен„ра О. Дейлив Нью-Йорке. В том же году выступил в роли Розенкранца ("Гамлет"), в 1879- в роли хозяина гостиницы ("Рип Ван Винкль" по Ирвингу). Д. был одним из ведущих актеров этой труппы.

Выступал во многих пьесах Дейли, а также играл с ус-вехом Петруччо ("Укрощение строптивой") и др. Игра Д. отличалась изысканностью манер, л„гкостью ? искренностью. С 1892 выступал в качестве "звезды" в гастрольных труппах антрепрен„ра Ч. Фромана в пьесах А. Пинеро, С. Моэма и др. И. К.

ДУБЕНЕЦКЕНЕ-КАЛПОКЕНЕ, Ольга Ивановна (р. 17. V. 1891) - литовский балетмейстер, педагог, театр. художник. По национальности - русская. Училась хореографии у В. Романова, Смирновой. Выступала в пантомимах в студии В. Э.Мейерхольда. Сце-яич. деятельность начала в 1912 в Доме интермедии (Петербург). В 1913-14 работала в петербургском Нар. доме оперы помощником декоратора. С 1919 жив„т в Литве. В 1921 создала первую балетную школу в Каунасе. В 1921-25 работала в Каунасском т-ре оперы и балета в качестве балетмейстера и художника. Среди работ Д.-К.: "Мнимый больной" (1928), "Пе-рикола" Оффенбаха (1931), "Кон„к-Горбунок" Пуни (1936), "Бахчисарайский фонтан" (1937), "Демон" (1946). А. Руз.

ДУБЕНЕЦКИЙ, Владимир Иосифович (25.VIII. 1887-10.VIII.1932) -литовский театральный художник и архитектор. В 1914 окончил Петерб. академию художеств. По национальности русский. С 1919 жил и работал в Литве. По проекту Д. было перестроено здание Каунасского т-ра. Оформил спектакли: "Сказки Гофмана" " Оффенбаха (1925), "Ромео и Джульетта" Гуно (1925), "Лоэнгрин" Вагнера (1926), "Сильвия" Делиба (1928) и др. А. Руз.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница