Театральная энциклопедия
(страница 152)


ДОНЦЕЛЛИ (Donzelli), Доменико (2.II.1790-31. III.1873) - итальянский артист оперы (драматич. тенор). С 13 лет пел в хоре оперного т-ра в Бергамо. Пению обучался там же у А. Бьянки, совершенствовался в Неаполе у Дж. Виганони и Г. Кривелли. В 1809 дебютировал на оперной сцене в Неаполе, затем выступал в т-рах Неаполя, Венеции, Рима, Милана. Гастролировал в Вене, Париже, Лондоне. Исполнял партии во мн. операх Россини, в т. ч.: Арджирио ("Танк-ред"), Торвальдо ("Торвальдо и Дорлиска", 1-я пост., 1816, Рим), Рамиро ("Золушка"), Риччардо ("Риччар-до и Зораида"), Отелло (о. п.). В 1831 пел в т-ре "Ла Скала" партию Поллиона на премьере оперы Беллини "Норма". В репертуаре Д. были партии в операх Доницетти: "Паризина" (Уго), "Лючия ди Ламмер-мур" (Эдгар), "Роберт Деверье" (Роберт) и др. Пел партию Мазаньелло в "Немой из Портичи" Обера. В 1844 оставил сцену. Обладал сильным, баритонального тембра голосом, вок. мастерством, незаурядным драматич. дарованием. Это позволило ему создавать разнохарактерные образы. Лучшие партии - Отелло и Поллион.

Лит.: Глинка М., Автобиографические и творческие материалы, Л.-М., 1952 (Литературное наследие, т. 1), "с. 137, 420; Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929;

Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti. [Torino, 1951]. Св. Г.

ДОНЧЕВ, Георги (1884-1950)- болгарский артист оперы (бас). Пению обучался в Моск. консерватории (1908-11). С 1911 гастролировал с передвижной труппой рус. артистов по странам Европы. Возвратившись в Болгарию, вступил в товарищество "Болгарская оперная дружба", где стал одним из осн. исполнителей. Был солистом Софийской нар. оперы. В 1930 оставил сцену. Партии: Паша, царь Асен ("Цвета", "Борислав" Ата-насова), Скула ("Князь Игорь"), Джакомо ("Фра-дья-воло" Мейербера), Мефистофель ("Фауст") и др. Д. вместе с И. Вульпе явился пропагандистом традиций рус. вок. школы в Болгарии. Л. М., Аг. М.

ДОПЛЕР (Doppier) - семья венгерских композиторов и музыкантов. Ференц (16.X.1821-27.VII. 1883) - композитор, флейтист. Дебютировал в Вене в 1834. Вместе с братом Кароем совершил концертное турне (Брюссель, Париж, Лондон). В 1841-47 работал первым флейтистом в оркестре оперного т-ра в Берлине, затем в Национальном т-ре в Будапеште. С 1858 Д.- пом. балетмейстера, позднее - балетмейстер Венской Придворной оперы. Д. принадлежат оперы: "Граф Беньовский" по пьесе А. Коцебу (1847), комич. опера "Илка" (1849), "Два гусара" (1853), "Ванда" на сюжет из польской истории (1856) (все пост. в Нац. т-ре Будапешта). Среди 15 балетов Д. наибольшим успехом пользовались "Оракул" (1847, Нац. т-р, Будапешт), "Влюбл„нный бес" (1851, там же), "Розина" (1861, Придворная опера, Вена), "Фьямелла" (1867, там же), "Мелузина" (1884, там же) и др. Творчество Д. 40-50-х гг. характеризуется ярким нац. колоритом, богато нар. венг. мелодиями, элементами цыганской музыки. Произв. 60-70-х гг. отличаются более совершенной формой, изяществом мелодич. рисунка. Д. принадлежит также опера "Эржебет" (совм. с Ф. Эркелем н К. Доплером, 1857, Нац. т-р, Будапешт), музыка к спектаклям "Банк-бан" И. Катоны, "Жена воина" П. Вайля фон Вайлена, и др.

Карой (12. IX. 1825 - 10. Ш. 1900) - брат Ференца, .мюзик-директор Нац. т-ра в Будапеште. В 1865-98 'K.- гл. капельмейстер Штутгартского придворного т-ра. Известен как автор опер: "Лагерь гренадеров" (1853, Нац. т-р, Будапешт), "Сын пустыни" (1854, там же). Написал музыку к спектаклям "Цыган" Сиглигети (1853), "Альф„льдский чардаш" Геребена (1857), "Катор и дочь мельника" Немета (1857).

A p и а д (5.VI.1857-13.IV.1927) - сын Кароя. Музыке обучался в Штутгартской консерватории. В 1880-83 - профессор консерватории в Нью-Йорке, с 1889 - руководитель хора в Штутгартском придворном т-ре. Автор комич. опер "Калигула" (1891, Штутгартский т-р), "Много шума из ничего" на сюжет комедии Шекспира (1896, Лейпциг). На сцене Штутгартского придворного т-ра была пост. его опера "Путешествие по стране чудес" (1918).

Лит.: I s o z K., Doppier Ferenc levelei Erkelhez, Bdp., 1911; его же, Karl Doppier und seine Beziehungen zu TJncarn, "Pester Lloyd", Bdp., 1906, 15-16 mar.; "A Zene, Bdp., 1933, XV, I. Я. Дубр.

ДОППЕЛЬ-ТРАПЭ (от нем. Doppeltrapez - д в о й-ная трапеция) - название циркового гимнас-тич. снаряда и воздушного номера, исполняемого на этом снаряде. Отличается от обычной трапеции удлин„нной перекладиной, подвешенной на тр„х вер„вках. Д.-т. да„т возможность двум участникам номера одновременно демонстрировать синхронные упражнения и парные гимнастические трюки. Ал. Ш., М. 3.

ДОРБОЗ (перс., букв. - играющий на виселице, отсюда - ходок на канате) - участник нар. циркового представления в Средней Азии; канатоходец. Д. выступали на праздниках, сезонных базарах. Профессия Д. часто переходила от отца к сыновьям и внукам. В состав труппы входили обычно 2-3 канатоходца, неск. музыкантов, 2 площадных комедианта-масхара-боза и собиратель денег. Руководил труппой староста - аксакал. Д. (обычно 2) выступали на канате и трапециях (сооружение состояло из балок и арканов, было л„гким и высоким), а также на проволочном канате - "симдор". Исполняли до 30 номеров. Д. большей частью были выходцами из городов Ферганской области, Ходжента, Бухары, Коканда.

Лит.: Боровков А., Дорбоз, Ташкент, 1928.

H. H.

ДОРВАЛЬ (Dorval), Мари (7.T.1798-20.V.1849) - французская актриса. Дочь провинц. актеров, с детства выступала на сцене. С 1818 работала в одном из ведущих т-ров бульваров Парижа "Порт-Сен-Мартен", с к-рым была связана б. ч. е„ творч. жизни. Здесь е„ постоянными партн„рами были крупнейшие франц. актеры-романтики П. Бокаж и Фредерик-Леметр. В 1834-38 была актрисой "Комеди Франсез", с большим успехом сыграла ряд ролей, но т. к. в этом привилегированном т-ре пренебрежительно относились к Д. как актрисе "низового" т-ра бульваров, Д. была вынуждена уйти из "Комеди Франсез". Иск-во Д., крупнейшей представительницы сце-нич. романтизма, было проникнуто глубоким сочувствием к человеку, гибнущему из-за бесчеловечности и несправедливости общества. Лучшие роли:Ама-лия, Лючия ("Тридцать лет, или Жизнь игрока", 1827, "Ламмермурская невеста", 1828, Дюкан-жа), Луиза ("Поджигательница" Антье и Декомберу-са, 1830), Адель д'Эрве ("Антони" Дюма-отца, 1831), Марион ("Марион Делорм" Гюго, 1831), Киттд-Белл ("Чаттертон" Виньи, 1835), Катарина ЕфагадйНи ("Анджело" Гюго, 1835), Мари-Жанна (о. п. Ден-нери, 1845). Выступая в мелодрамах и романтич. драмах, Д. создавала образы искренних, цельных по натуре женщин, вынужденных вступать в борьбу за свою любовь, за право на счастье. С проникновенной силой играла Д. роли женщин из народа. Подлинную любовь и признание Д. получила на сцене т-ров бульваров у демократич. зрителей, глубоко ценивших народность, человечность, искренность, вдохновенную эмоциональность е„ иск-ва.

Лит.: Финкельштейн Е. Л-., Мария Дорваль, в кн.: Записки Ленингр. театрального ин-та, вып. 1, Л.-М., 1941,c.ll6-140;No/iere P., Madame Dorval, P., 1930;

J a n i n J., Critique dramatique, t. 2, P., 1877; J a n i n J., Histoire de la litterature dramatique, v. 6, P., 1858; Mont-champ L. de. Les reines de la rampe, P., 1863; G e о г g e-S a n d. Histoire de ma vie, v. IX, P., 1855; S a n d G. et Dorval M., Correspondance inedite, P., 1953; Gautier Th., Histoire de l'art dramatique en France depuis vingt-cinq ans, v. 1-6, Brux., 1859. Е.Ф.

ДОРДЖИДАГБА, Жигдзавын (р. 1904) - монгольский педагог и певец. Нар. арт. МНР. В 19321953- артист Монг. муз.-драм. т-ра; с 1953 занимается педагогич. деятельностью (преподаватель пения и хормейстер). Роли в муз. спектаклях: Певец ("Среди печальных гор" Нацагдоржа, "Княгиня Долгор и арань Дамдин") и др. Исполнение Д. лирично и эмоционально, певец обладает виртуозной техникой, сильным голосом красивого тембра. Выступает в концертах как исполнитель монг. нар. песен. Г. У.

ДОРИЙСКАЯ КОМЕДИЯ - разновидность древнегреческой комедии 6-5 вв. до н. э.; возникла в дорийском городе Мегарах. О Д. к. известно лишь со слов Аристотеля, др. источники не сохранились. Простейшую форму Д. к. представляли бытовые сценки с участием традиц. персонажей нар. фарса: плута, ворующего овощи, врача-шарлатана и др. Эти сценки, разыгрывавшиеся на дорийском диалекте, были распространены в Юж. Греции. Афинские комедиографы 5 в. до н. э. отзывались о "мегарских шутках" с презрением, как о низшем, по сравнению с древнеаттич. комедией, жанре. Расцвета Д. к. достигла в колонизованной дорийцами Сицилии, в творчестве поэта Эпи-харма. В. Я.

ДОРЛИАК, Ксения Николаевна [30.XII.1881(11 J. 1882)-8.III.1945]-русская советская артистка оперы (сопрано) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (1941). В 1909 окончила Пе-терб. консерваторию. В 1911-13 пела в оперных т-рах Парижа, Берлина, Праги. Особый успех имела в ваг-неровском репертуаре: Брунгильда, Елизавета, Эльза ("Валькирия", "Тангейзер", "Лоэнгрин"), а также в партиях Аиды и Татьяны. Обладала красивым, гибким голосом, большим сценич. темпераментом. В 1914 оставила сцену и занялась педагогич. работой, выступала как камерная певица. С 1918 Д.- профессор Петроградской консерватории, руководитель оперной студии; с 1930профессор Моск. консерватории. Среди учеников Д.- Е. Кругликова, Т. Янко, Т. Тала-хадзе, С. Хромченко и др.

Соч.: Вокально-художественное воспитание певца, в сб.: Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию, М.-Л., 1941. А. Ив.

ДОРОНИН, Виталий Дмитриевич [р. 31.Х(13.Х1) 1909] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1954). Род. в семье рабочего. Работал слесарем вагоноремонтных мастерских. Участвовал в кружках художеств. самодеятельности. Проф. сценич. деятельность начал в 1930 в Ленингр. ТРАМе. Работал в т-рах Саратова, Хабаровска, Ленингр. мюзик-холле, Моск. драм. т-ре, Моск. т-ре Сатиры. С 1951 - актер Малого т-ра. В иск-ве Д. комедийная л„гкость, мягкий юмор сочетаются с драм. темпераментом. Народный характер его дарования наиболее ярко проявился в ролях Никиты ("Власть тьмы"), Курочкина ("Свадьба с приданым" Дьяконова, Гос. пр. СССР, 1951), Борейко ("Порт Артур" Попова и Степанова), Тихона ("Гроза") и др. Снимается в кино (с 1941). M. T.

ДОРОХИН, Николай Иванович [5(18).V. 1905-31. XII. 1953] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Сценич. деятельность начал в 1922 в Ельце. С 1927 - артист МХАТа. Д. создал образы сов. людей, отличавшиеся простотой, ясностью, свежестью сценич. красок, нар. юмором: Ст„па ("Платон Кречет"), Ванин ("Дни и ночи" по Симонову), Минутка ("Победители" Чирскова, Гос. пр. СССР, 1947), Веретенников ("Офицер флота" Крона). Играл в пьесах Горького (Рябинин - "Достигаев и другие", Греков - "Враги"), Чехова (Федотик - "Три сестры") и др. В период Великой Отечеств, войны Д. принимал активное участие в работе фронтовых бригад; написал книгу "По дорогам войны.,." (1950). Снимался в кино (командир партизан Андреев - "Во-лочаевские дни", Петр - "Последняя ночь", Гос. пр. СССР, 1941, и др.). В„л педагогич. работу (ВГИК, Школа-студия МХАТа). П. М.

ДОРОШЕВИЧ, Александр Михайлович (1874- 1950) - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1946). Сценическую деятельность начал в 1891. Играл в украинских труппах Деркача, М. Л. Кропив-ницкого, М. П. Старицкого (до 1901), затем в рус. провинц. антрепризах (1901-14). Нек-рое время выступал в Петербурге - в т-рах Яворской (1914-15), Незлобина (1915-17). С 1919 до конца жизни работал в Москве. Был актером районных т-ров, Теревсата (Театр революц. сатиры). В 1923-38 работал в Т-ре им. МГСПС. С 1938 - в труппе Центрального т-ра транспорта. Большим успехом пользовался в бытовых, комедийно-характерных ролях. Среди лучших ролей Д.- Рроссман ("Король" Юшкевича), Онуфрий ("Гау-деамус" Андреева), граф Остергаузен ("Джентльмен" Сумбатова-Южина), Карапетянц и Лысенко ("Штиль" и "Голос недр" Билль-Белоцерковского), Шельмен-ко ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко) и др. Д. принимал активное участие в общественной работе, помогал художеств. самодеятельности. Первым из сов. актеров был удостоен звания Героя Труда (1932). А.Шн.

ДОРОШЕВИЧ, Влас Михайлович (1864-1922)- русский журналист, писатель и театр. критик. Сотрудничал в журналах "Будильник", "Развлечение", в газетах "Россия", "Биржевые ведомости", позднее (1903-07) - в "Русском слове". Пользуясь большим авторитетом, оказывал значит, влияние на установление театр. репутаций. Ряд очерков посвятил Ф. И. Шаляпину, П. А. Стрепетовой, М, Н. Ермоловой. Неглубокие, но блестящие рецензии Д., по словам А. Р. Кугеля, подчас переживались читателями-зрителями как "новая реминисценция уже испытанного наслаждения". Лучшие очерки Д. собраны в кн.: "Старая театральная Москва" (1923).

Соч.: Избранные рассказы и очерки, М., 1962. В. П.

"ДОРСЕТ-ГАРДЕН ТЙЭТР" ("Dorset Garden Theatre") - английский театр. существовавший в Лондоне во 2-й пол. 17 в. Был создан по инициативе У. Да-венанта (умер до завершения постройки "Д.-Г. т."). Открылся 9 ноября 1671 пьесой Дж. Драйдена "Сэр Мартин Мар-Олл". актеры т-ра Т. Беттертон и

Г. Харрис взяли на себя художеств. руководство т-ром, адм. руководство осуществляли вдова Давенанта- М. де Тремблей Давенант, а затем их сыновья. В т-ре ставились пьесы Дж. Драйдена ("Испанский священник", 1679, "Мистер Лимберхэм, или Добрый сторож"), Т. Шедуэлла ("Тимон Афинский", 1678, по Шекспиру), Т. Отуэя ("Тит и Беренис", 1676;

"Сирота, или Несчастное замужество", 1680; "Спас„нная Венеция, или Раскрытый заговор", 1681), А. Бон ("Вынужденная свадьба, или Ревнивый жених", 1671), Э. Равенскрофта ("Мамамучи, или Горожанин становится дворянином", 1671, по Мольеру) и др. С большим успехом шли и оперные постановки. "Д.-Г. т." конкурировал с "Друри-Лейн", а в 1672- 1674, пока "Друри-Лейн" отстраивался после пожара, был единственным ведущим т-ром Лондона. В труппе т-ра играли актеры М. Сандерсон, Э. Барри, А. Ли, С. Сандфорд, Дж. Нокс и др. В 1682 труппы "Д.-Г. т." и "Друри-Лейн" объединились. Однако настоящего творч. слияния не произошло. Изредка актеры "Д.-Г. т." играли оперные спектакли на своей старой сцене. В 1689 "Д.-Г. т." был переименован в "Куинс-тиэтр", но фактически как коллектив перестал существовать; помещение использовалось для цирковых зрелищ. Последние упоминания о т-ре относятся к 1706. Ф.К.

ДОРШ (Dorsch), Кете (р.29.XII.1890) - немецкая актриса. Играла второстепенные роли молодых девушек в разл. драм. т-рах Германии. В 1906-12 выступала в т-рах оперетты в Майнце, затем в Берлине, в 1919 вернулась в драм. т-р. Сыграла роль Эвхен Хумбрехт ("Убийца детей" Вагнер) в Рези-денц-театре в Берлине. В 1920 была приглашена в "Лессинг-театр", с 1923 играла в "Немецком т-ре", затем в Штатстеатре, в берлинском "Фольксбюне". Одновременно продолжала выступать в опереттах Легара, Оффенбаха и др. Д. принесла в драматич. т-р виртуозную технику ведения диалога, пластичность движений, непосредственность сценич. поведения, приобрет„нные ею в классич. оперетте. Актрисе были присущи широта творч. диапазона, мастерство перевоплощения, тонкость комедийных и драматич. нюансов. Роли: Майя ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся" Ибсена), Элиза ("Пигмалион" Шоу), Анна Кристи (о. п. (УНила), Роза Бернд (о. п. Гаупт-мана), мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), госпожа Джон ("Крысы" Гауптмана), Фанни (о. п. Паньоля) и др. Д. создала образ Минны фон Барнхельм (о. п. Лес-синга), вернув эту пьесу в репертуар нем. т-ра. С 1939 - в венском "Бургтеатре", играла драматич. и характерные роли, лучшие их них - фру Аль-винг ("Привидения", 1949), Елизавета ("Елизавета Английская" Брукнера, 1953), Филумена Марту-рано (о. п. Э. Де Филиппе, 1953). С 1918 снималась в кино,

Лит.: W e l t m a n L-, Kathe Dorsch, B., 1929; K e r r A., Die Welt im Drama, Koln, 1954. Л. Лоб.

ДОССЕН (лат. Dossennus, от лат. dorsum - горб)- традиционный образ-маска древнеримской ателла-ны. Внешним признаком Д. являлся горб. Тип проходимца, выдававшего себя за уч„ного и прорицателя и наживавшегося на доверии или глупости окружающих. Является прототипом лжеуч„ного шарлатана, Доктора из итальянской комедии дель арте. В. Я.

ДОССУАНЬ-МЕГЮЛЬ (Daussoigne-Mehul), Луи Жозеф (10.V1.1790-10.Ш.1875) - бельгийский композитор, педагог. Племянник, затем при„мный сын Э. Н. Мегюля. Член Ин-та Франции (с 1834). Музыке обучался в 1799-1809 в Парижской консерватории у А. Адама (фп.), Ш. Кателя (гармония), Л. Керубини и Э. Н. Мегюля (композиция); с 1816 преподавал гармонию там же (с 1825 - профессор). В 18271862 Д.-M.- директор консерватории в Льеже; среди его учеников - С. Франк, О. Дюпон и др. Написал ряд опер, в т. ч. "Аспазия и Перикл" (1820, т-р "Гранд-Опера", Париж), "Двое из Салема" (1824, там же), неск. хоров и камерных соч. (в т. ч. кантату "День Революции", 1834), речитативы к опере Мегюля "Стратоника" (1821, т-р "Гранд-Опера", Париж) и завершил его оперу "Валентин Миланский" (1822, т-р "Опера комик", Париж). Автор статей и очерков по театральной музыке, муз. педагогике и др. Рим. пр. (1809).

Лит.: Pierre С., Le Conservatoire national de musique et de declamation, P., 190U. Вл. 0.

ДОСТАЛОВА (Dostalova), Леопольда (р. 23.1.1879)- чешская актриса. Нар. арт. ЧССР (1947). Род. в актерской семье. Ученица Г. Квапиловой. Дебютировала в 1901 на сцене пражского Нац. т-ра ролью Мариши (о. п. бр. Мрштиков). После смерти Квапиловой к Д. перешли е„ роли. В 1920-24 выступала на сцене пражского гор. т-ра на Виноградах, играла Электру (о.п. Софокла). С 1924яктриса Нац. т-ра. Д. особенно близки образы женщин, сильных духом или находящихся во власти пламенных страстей. Она обладала большим темпераментом, глубокой эмоциональностью. Роли: Гертруда ("Гамлет"), леди Макбет; Антигона (о. п. Софокла), Медея (о. п. Еврипида), Балладина (о. п. Словацкого), Эмилия Марти ("Средство Макропу-лоса" Чапека), Реттигова и Бабушка ("М. Д. Рет-тигова" и "Фонарь" Ирасека) и др. В 50-е гг. исполнила роли: Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Мэри Эллис ("Осенний сад" Хелмап), Людмила ("Драгомиры" Тыла) и др. Лауреат Гос. пр. (1946).

Лит.: Rutte M., L. Dostalova. - Zena ve vichrici, в кн.: Zena v ceskem umeni dramatickem, Praha, 1940; то же, в кн.: Sest podob ceskeho herectvi..., Praha, 1947; Engelmuller K., L. Dostalova, в его кн.: 0 slave herecke. Z letopisu ceskeho divadelnictvi, II, Praha, 1947, с. 156-60; Dostalova L., Herecka vzpomina, Praha, 1960. Л. Сол.

ДОСТАЛЬ (Dostal), Нико (р. 27.XI.1895) - авст рийский композитор. Музыке обучался в Венской музыкальной академии. В '1919-36 работал дириж„ром в драм. т-рах Инсбрука и Зальцбурга, с 1923- также Берлина. С 1946 Д. жив„т в Вене. Автор оперетт "Кливия" (1933, "Т-р ам Ноллендорфплац", Берлин), "Много раз любимая" (1934, Лейпциг), "Принцесса Нофретта" (1935, К„льн), "Экстренные выпуски" (1937, Бремен), "Моника" (1937, Штутгарт), "Венгерская свадьба" (1938, там же), "Побег в счастье" (1940, там же), "Великая танцовщица" (1941, Хемниц), "Ева в вечернем туалете" (1941, там же), "Манина" (1943, "Адмиралпаласт", Берлин), "Курьер королевы" (1950, "Т-р ам Безенбиндерхоф", Гамбург), "Цирковая кровь" (Лейпциг, 1950), "В поисках своей маленькой подруги" (1950, т-р "Городская сцена", Вупперталь), "Доктор Эйзенбарт" (1952, Нюрнберг) и др. Легкие мелодичные оперетты Д. выдержаны в духе развлекательного муз. ревю. Особенно удаются композитору танцевальные номера, музыка которых пользуется популярностью. Ал. М.

"ДОСТИГАЕВ И ДРУГИЕ" - сцены в 3 д. м. Горького. Соч. 1932. Пост. почти одновременно в двух т-рах:

6 нояб. 1933 в Лснингр. Большом драм. т-ре (реж. Люце, худ. Рыков; Достигаев - Скоробогатов, Елизавета - Дау-де, Антонина - Вольперт, Алексей - Панов, Павлин - Богдановский, Лариков, Звонцов - Миронов, Свирин, Варвара - Никритина, Ксения - Никитина, Глафира - Дефо-рис, Соболева, Таисья - Ефимова, Меланья - Виндинг, Гринкова, Шура - Казико, Тятин - Дубенский, Лаптев- Акилов, Рябинин - Софронов, Бородатый солдат - Карно-вич-Валуа, Монахов, Донат - Усков, Губин-Лаврентьев, Лариков, Нестрашный - Азров, Полицеймако) и 25 нояб. 1933 в т-ре им. Вахтангова, Москва (ре/к. Захава, худ. Дмитриев; Достигаев - Басов, Антонина - Тумская, Алексей- Сидоркин, Павлин - Державин, Ксения - Запорожец, Глафира - Алексеева, Тапсья - Бажанова, Меланья - Русинова, Шура - Мансурова, Тятин - Миронов, Тутыш-кин, Бородатый солдат - Кольцов).

Среди последующих пост.: Ивановский т-р (1933; реж. Теппер), т-р Сундукяна(1934; реж. Вагаршян), Воронежский т-р (1934), Свердловский т-р (1934; реж. Захава), Новосибирский т-р "Красный факел" (1934; реж. Полежаев), МХАТ (1938; реж. Леонидов, Раевский, худ. Рындин; ДостигаевГрибов, Звонцов - Вербицкий, Кторов, Варвара -Соколова, Глафира - Попова, Таисья - Георгиевская, Меланья - Шевченко, Дмоховская, Шура - Комолова, Тятин - Кудрявцев, Лаптев - Яров, Рябннин - Болдуман, Губин - Блинников, Жильцов); Ленингр. Большой драм. т-р (новая пост. 1952; реж. Рашевская); Т-р им. Ермоловой, Москва (1952; реж. Лобанов); Горьковскпй т-р (1953; реж. Н. Покровский); Челябинский т-р (1957; реж. П. Васильев) и др.

Издания: Первая публикация: финал 3-го акта - "Рабочий и театр", М-, 1933, ј 30-31, пьеса полностью - "Год семнадцатый", Альманах третий, М-, 1933. Из послед. изд.: Горький М-, Собр. соч., т. 18, M., 1952.

Лит.: "Достигаев и другие". Материалы и исследования. М., 1946; Б я ли к Б., Драматургия М. Горького советской апохи, М., 1952; Ермилов В., "Достигаев и другие" на сцене Художественного театра, "Театр", 1939, ј 1; Люди русского искусства. Сб. статей, [Горький], 1960; Г о p ь -к и и А М-, "Достигаев и другие". К постановке МХАТ, М., 1938. А. ТПн.

ДОСТОЕВСКИЙ, Ф„дор Михайлович [ЗО.Х(И.Х1). 1821, Москва,- 28.1(9.11). 1881, Петербург] - русский писатель. Родился в семье врача. Учился в петерб. Военно-инженерном уч-ще, по окончании к-рого (1843) поступил в черт„жную инженерного департамента. В 1844 вышел в отставку и занялся лит. деятельностью (первое произв. Д. - повесть "Бедные люди" была опубл. в 1846). Д. с детских лет любил т-р. В 1879 в письме к актеру В. В. Самоплову Д. писал: "Вашим гениальным талантом вы, конечно и наверно, немало имели влияния на мою душу и ум" ("Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского", СПБ, 1883, с. 339). В 1860 Д. в числе других известных писателей того времени исполнял в спектакле "Ревизор" (в пользу лит. фонда) роль почтмейстера Шпекина (Д. считал эту роль одной из "самых высококомических ролей не только гоголевского, но и всего русского репертуара").

Непосредств. связь Д. с драматургией исчерпывается несколькими юношескими драматургич. опытами: наброски пьес "Мария Стюарт", "Борис Годунов", "Янкель-жид" (ни один из этих набросков не сохранился). Известно также, что одну из своих повестей (по наиболее достоверной версии - "Село Степанчиково") Д. начал писать в форме комедии, но потом, как сообщает сам автор, "...бросил форму комедии, несмотря на то, что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним" (Письмо А. Н. Майкову от 18 янв. 1856, там же, с- 86). Не написал Д. ни одного драма-тич. произведения и в дальнейшем. При вс„м том Д.- один из самых "репертуарных" авторов русского, отчасти и зарубежного т-ров. По выражению Вл.И. Не-мировича-Данченко, Д. всегда "писал как романист, но чувствовал как драматург", а потому многое в его произведениях "так и рв„тся на сцену... так легко, так естественно укладывается в е„ рамки, сочетается с е„ специальными требованиями и условиями" (газ. "Современное слово", М., 21 янв. 1910). Ещ„ при жизни писателя были сделаны инсценировки "Дядюшкин сон" [Кирилова (Кареева) - 1870, В. П. Шелехова- 1876, Л. Н. Антропова - 1878 ], романов "Преступление и наказание" и "Бесы" (обе В. Д. Оболенской - 1871-72) и др. В 80-90-е гг. инсценированы "Преступление и наказание", "Идиот", "Униженные и оскорбл„нные", "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково", "Скверный анекдот" и др.

Инсценировки по произв. Д. начали широко ставиться на любительской сцене с 1891 ["Фома" - картины прошлого в 3 д., по повести "Село Степанчиково и его обитатели", Об-во лит-ры и иск-ва в Москве; автор переделки, постановщик и исполнитель роли Костенева (Ростанева) - К. С. Станиславский]; на проф. сцене - с 1899 ("Преступление и наказание" в обработке Дельера, псевд. Я. А. Плющевского-Плющика, Т-р лит.-художеств. об-ва в Петербурге;

Раскольников - Орленев, Соня - Яворская, Пор-фирий Петрович -К. Яковлев, Мармелад ов - Далма-тов, Свидригайлов - Бравич). В том же году в Александрийском и моек. Малом т-рах почти одновременно был пост. "Идиот" (инсц. В. Крылова и С. Сутугина). В этих спектаклях роли исполняли: в Александрийском т-ре Настасья Филипповна - Савина, кн. Мышкин - Аполлонский, Рогожин- Дальский, Аглая - Комиссаржевская; в Малом т-ре в тех же ролях выступали - Ермолова, Васильев, Падарин, Ябл(?чкина. Позже "Идиот" ш„л в т-ре Корша (1906), в т-ре Незлобина (1913, инсц. Ф. Ко-миссаржевского; Мышкин - Асланов, Настасья Филипповна - Жихарева, Рогожин - Нелидов). Крупным событием в сценич. истории романов Д. были пост. в Моск. Художеств. т-ре "Братьев Карамазовых)} (1910) и "Бесов" (под назв. "Николай Ставрогин", 1913; до этого "Бесы" в переделке М. А. Суворина и В. П. Буренина шли в т-ре Лит.-художеств. об-ва в Петербурге, 1907, и Риге, 1908). В спектаклях МХТ (автор инсценировок и постановщик В. И. Немирович-Данченко) были выдающиеся актерские работы; в "Братьях Карамазовых": Митя-Леонидов, Иван - Качалов, Снегир„в - Москвин, Смердяков - С. Воронов, Грушенька - Германова; в

"Николае Ставрогине": Ставрогин - Качалов, Лиза - Коренева, Лебядкина - Лнлина, мать Ставрогпна - Бутова, Петр Верховенский -Берсенев. Однако вокруг этих спектаклей и в особенности вокруг "Николая Ставрогина" развернулась острейшая полемика, вызванная статьями М. Горького "О "карамазовщине"" и "Ещ„ о ..карамазовщине"" (газ. "Русское слово", М., 1913, јј219 и 248), в к-рых Горький гневно протестовал против "Бесов" как реакционного произведения.

Инсценировки произв. Д. широко ставились на провинц. сцене, входили в репертуар крупнейших актеров-гастрол„ров. Особой популярностью пользовалось исполнение роли Раскольникова П. Н. Орле-невым. Выдающиеся образы создали (помимо упоминавшихся) В. Н. Андреев-Бурлак (Мармеладов, Порфирий Петрович, Снегир„в, кн. Мышкин), М. И. Велизарий (Соня, Грушенька), М. М. Глебова, Е. А. Полевицкая (Настасья Филипповна), Д.М. Карамазов, Л. Н. Колобов, Я. В. Орлов-Чужбинин, А. П. Харламов, Н. Н. Ходотов, К. О. Шорштейн (кн. Мышкин), В. А. Сашин (Ф„дор Карамазов), И. И. Судьбинин (Дмитрий Карамазов) и др.

Инсценировки романов Д. занимают видное место и в советском театре. В 1917 МХАТ пост. спектакль "Село Степанчиково" (пост. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; Фома - Москвин), в 1929 "Дядюшкин сон" (инсц. Н, М. Горчакова, П. А. Маркова и К. И. Котлубай, художеств. руководитель пост. Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры В. Г. Сахновский и К. И. Котлубай;

Мария Александровна - Книппер-Чехова, Князь-Хмелев; спектакль возобновл„н в 1941). В 1923 в Петрогр. академическом т-ре драмы в бенефис Е. П. Корчагиной-Александровской (исполнявшей роль Карпухиной) был пост. "Дядюшкин сон". В 1932 в МХАТе 2-м были пост. "Униженные и оскорбл„нные" (инсц. Ю. В. Соболева, пост. И. Н. Берсенева и С. Г. Бирман). В наст. время (1963) в сов. т-рах идут инсц. почти всех осн. романов Д. В отличие от дооктябрьских переделок, сводившихся б. ч. к переложению сюжетной канвы того или иного сочинения, в сов. инсценировках вс„ более ощущается стремление раскрыть трагизм героев Д., донести их гневный протест, подлинную гуманность. Среди лучших спектаклей - "Униженные и оскорбл„нные" (Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола, 1956; Свердловский т-р, 1956; Калининский т-р, 1958), "Идиот" (Архангельский т-р, 1956; т-р им. Пушкина, Псков, 1956; Ленингр. Большой драм. т-р, 1957, князь Мышкин - Смоктуновский; т-р им. Вахтангова, 1958), "Село Степанчиково и его обитатели" (Малый т-р, 1957), "Игрок" (Ленингр. т-р. им. Пушкина, 1956; Воронежский т-р, 1956; Моск. т-р им. Пушкина, 1957); "Преступление и наказание" (Красноярский т-р, 1956; Т-р драмы Латв. ССР, 1957).

С конца 80-х гг. 19 в. романы Д. инсценируются и ставятся также за рубежом: "Преступление и наказание" - в Париже (т-р "Одеон", 1888; т-р "Мон-парнас", 1900, 1933, Раскольников - Поль Муне), в Лейпциге ("Лессинг-театр", 1890), в Токио (театр Юракудза, труппа "Бутай К„кай", 1916); "Игрок"- в Лондоне ("Гаррик-театр", 1946); "Братья Карамазовы" - в Нью-Йорке (театр "Гилд" и мн. др.); в 1957 в Германии в Дармштадтском театре была пост. опера "Игрок" (муз. С. С. Прокофьева).

Лит.: Достоевская А. (сост.). Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского. 1846-1903, СПБ, 1906, отдел XVIII (Драматич. произведения, сюжеты к-рых заимствованы из романов Д. [отч„ты о представлениях этих произведений на сцене]); Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы под ред. А. С. Долинина, сб. II, Л.-М., 1924, с. 27-108; Дымов О." Драматические элементы в романах

Достоевского, "Театр и искусство", П., 1900, ј.ј 6, 7 п 8, с. 118-20, 138-39, 159-160; Алексеев М. П., О драматических опытах Достоевского, в кн.: Творчество Достоевского. Сб. материалов, под ред. Л. П. Гроссмана, Одесса, 1921; Сахновский Вас., Достоевский и театр. "Культура театра", М., 1922, ј 1-2, с. 4-8; "Художник и зритель", М., 1924, 6-7, с. 121-125 (новое письмо Достоевского - публикация и комментарии Л. П. Гроссмана); "Театр", М., 1956, ДТ- 2, с. 103-120; Ежегодник института истории искусств. театр. М., 1959, с. 86-91; Туровская М., Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, М., 1959, с. 209- 222; Леонид Миронович Леонидов. Воспоминания. Статьи, М., I960, с. 122-127. А.Шн.

ДОСЫМЖАНОВ, Байгали (р. 10.1.1920) - казахский советский артист оперы (лирический тенор). Нар. арт. Каз. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1957. Вок. образование получил в Алма-Атинской муз. школе под рук. нар. арт. Каз. ССР Е. В. Иванова и в Моск. консерватории у проф. Е. Ф. Петренко. С 1941 - артист Т-ра оперы и балета им. Абая. Партии на казах, языке - Биржан ("Бир-жан и Capa" Тулебаева, Гос. пр., 1949), Айдар ("Абай" Жубанова и Хамиди), Баки ("Назугум" Кужамьяро-ва), на рус. языке - Ленский, Берендей; Баян ("Руслан и Людмила"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст и др. Вок. и сценич. интерпретации Д. выделяются поэтичностью чувств и задушевностью. Выступает в концертах с исполнением казах, нар. песен.

Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата 1958. Я. Л., АН. К.

ДОТТО, Модхушудон (1824-73) - индийский (бенгальский) драматург. В 1848 начал лит. деятельность. Написал драму "Шормишто" на сюжет из первой книги Махабхараты (1859, т-р "Белгачхия"). В том же году написал пьесу "Падмавати" по мотивам греч. мифа о споре тр„х богинь из-за золотого яблока. Эта пьеса была пост. в 1865 и не сходила со сцены св. 20 лет. Д.- автор сатирич. комедий "И это цивилизация?!" (1859, т-р "Шобхабаджар"), "Оперение старого попугая" (1859, "Нэшонал театр" - 1867). В первой выведен бенгалец Нобобабу, слепо преклоняющийся перед англ. культурой и не ценящий нац. культуру. Во второй пьесе изображ„н жестокий, глубоко порочный помещик и бесправные нищие крестьяне; драматург показал ханжество и лицемерие брахманов, а также бессмысленность религиозных и кастовых предрассудков. В 1860 Д. написал первую бенг. историч. трагедию "Принцесса Кришна" (1867, "Шобхабаджар") о раджпутской принцессе, пожертвовавшей своей жизнью ради прекращения междоусобной войны. Д. принадлежит также трагедия "Заколдованный лес" (1874, "Бенгальский т-р"). Творчество Д. сыграло большую роль в развитии реалистич. направления в бенг. драматургии.

Лит.: Товстых И. А., Драматургия Модхушудона Дотто, в кн.: Драматургия и театр Индии, М-, 1961. Св. П.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница