Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 149)


ДОББС (Dobbs), Маттильда (Маттивильда) (р. 11. VII. 1925) - американская артистка оперы (сопрано). Негритянского происхождения. Училась пению в Спел-мен-колледже в Атланте, позднее - в Нью-Йорке и в Париже. В 1950 заняла 1-е место на междунар. конкурсе музыки и пения в Женеве, после чего выдвинулась как оперная и концертная певица. Гастролировала в Голландии, Франции, Швеции, Люксембурге, а также в странах Азии, Америки, Австралии,

Африки. В 1953 пела в Милане (была первой негритянской певицей, выступившей на сцене т-ра "Ла Скала") и др. городах Италии, в 1953-54 - в Лондоне ("Ко-вент-Гарден"), в 1956 - в Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), в 1959 - в СССР. Обладает небольшим, но выразительным и красивым по тембру голосом, виртуозной вок. техникой, высокой муз. культурой.

Партии: Джильда, Роэина; Эльвира ("Итальянка и Алжире" Россини), Царица ночи ("Волшебная флейта"); Лесная птица ("Зигфрид" Вагнера),Джульетта ("Сказки Гофмана" Оффен-баха), Зербинетта ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса), Шемаханская царица ("Золотой петушок"). Л. М., Вл. О.

ДОБЕРВАЛЬ (Dauberval), Жан [наст. фам.-Б ерше (Bercher)] (19.VIII.1742, Монпелье,- 14.II.1806, Тур)- французский артист балета и балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. В 1761 дебютировал ,в Парижской Опере в дивертисменте в опере Рамо "Заис". В 1762- 1764 выступал в Штутгарте. С 1770 - ведущий танцовщик Парижской Оперы, а с 1781 - балетмейстер этого т-ра. С успехом исполнял полухарактерные и гротесковые партии. В 1783, после конфликта с дирекцией т-ра, переехал в Бордо, где выступал и ставил балеты до 1796 (с небольшими перерывами). В эти годы Д. утвердил себя как балетмейстер-новатор. Он развивал и продолжал учение Новера, применяя на практике принципы выразительного действенного танца, широко используя нар. танцы. В его балетах отсутствовал дивертисментный танец, все танц.средства были подчинены единому замыслу; впервые в балете героями стали люди из народа. В творчестве Д. воплотились демократич. тенденции иск-ва периода франц. бурж. революции кон. 18 в. Д. ставил комич. и трагико-мич. балеты. Его лучшие пост.: "Тщетная предосторожность" (1789), "Ветренный паж" (1786, по мотивам "Женитьбы Фигаро"), "Дезертир" (1784) - трагикомедия по пьесе Мерсье и комич. опере Монсиньи того же названия. Среди др. постановок: "Забавы Терпсихоры" Бартелемона (1783), "Пигмалион" Руссо (1784), "Телемак на острове Калипсо" (1791), "Деревенский праздник" (1791) и др. Постановки Д. пользовались большой популярностью на европ. сцене. Балет "Тщетная предосторожность", созданный Д., сохраняется в репертуаре до наст. времени.

Д. воспитал много хороших танцовщиков, его учениками были К. Блазис, С. Вигано, Ш. Дидло, Ж. Омер.

Лит.: Слонимский Ю., Комический балет прошлого, в сб.: Светлый ручей, М.-Л., 1938; e г о ж e, "Тщетная предосторожность", М., 1961; Б л о к Л. Д., "Тщетная предосторожность", в кн.: Тщетная предосторожность. Балет в 3 д. Сб. статей к постановке балета в Гос. академич. Малом оперном театре, Л., 1937, с. 7-18; В lasi s C., Manuel complet de la danse..., P., 1830; Campardon E., L'Academie royale de musique au XVIII siecle. P., 1884, с. 171- 182; G u es t 1., The romantic ballet in England, with appen-dix, L., 1954; Famous ballets I. La fille mal gardee. Edited by Ivor Guest, L., 1960, с. 34-39: Ham. P.

ДОБЖЙНСКИЙ, Константин Андреевич [р. 25.XII. 1889(6.1.1890)] - русский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Сценич. деятельность начал в 1906 в Николаеве. Работал в театрах разл. городов России. С 1936 - в труппе Тбилисского театра им. Грибоедова.

Роли: Фрол Федулыч и Чугунов ("Последняя жертва" и "Волки и овцы"), Берест ("Платон Кречет"), Дзержинский ("Кремл„вские куранты"). Бессеменов и Железнов ("Мещане" и "Васса Железнова"), Сторожев ("Земля" Вирты). Э. К.

ДОБЖЙНЬСКИЙ (Dobrzynski), Игнацы Феликс (25.II.1807-9.X.1867) - польский композитор. Музыке обучался у своего отца, скрипача и композитора И. Добжиньского и у Ю. Эльснера в Варшавской консерватории. Д. - автор оперы "Монбар, или Флибустьеры" (1861, Варшавская опера), музыки к поэме А. Мицкевича "Конрад Валленрод" (1864), на основе к-рой Д. начал работу над оперой "Крестоносцы" (не оконч.), музыки к пьесе "Бургграфы" Гюго (1860) и ряда соч. в др. жанрах. Д. был дириж„ром и директором Варшавской оперы.

Лит.: Strumiiio T., Szkice z polskiego zycia muzycznego XIX wieku, Krakow, 1954; JachimeckiZ.. Muzyka polska w rozwoju historycznym od czasow najdawniejszych do doby obecnej, t. l, Krakow, 1948-51. Л. Коз.

ДОВКЕВИЧ, Анатолий Иванович [19(31).Х.1896- 1942(?)] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1913 окончил Моск. филармонич. уч-ще. Был актером Моск. т-ра Корша (с 1913), театров Харькова, Киева, Одессы, Казани, Новосибирска. В 1931 вступил в труппу Симферопольского драм. театра, где играл до конца жизни. Основное место в творчестве Д. занимала работа над образом совр. сов. героя: Шадрин ("Человек с ружь„м"), Годун ("Разлом"), Алексей ("Оптимистическая трагедия"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Платон ("Платон Кречет") и др. В классич. репертуаре исполнил роли Бориса Годунова, Несчастливцев а, Сатина и др. Во время Великой Отечественной войны Д. выезжал со спектаклями и концертами в части Красной Армии, часто выступал на общегородских митингах интеллигенции с призывами к защите Родины. После захвата Крыма нем,-фашистскими оккупантами был арестован и погиб в састенках гестапо. Я. П.

ДОВОЗИ (Dobozi), Имре (р. 1907) - венгерский драматург и журналист. В драме "Буря" (1958, т-р им. Пет„фи, Будапешт) Д. раскрывает процессы, обусловившие крах контрреволюции в венг. деревне в 1956. За эту пьесу Д. удостоен пр. им. Кошута (1959). А. Н.

ДОБРЖАНСКАЯ, Любовь Ивановна (р. 24. XII. 1908, Киев) - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1924 по окончании театр. студии при Киевском рус. драм. т-ре была принята в труппу т-ра; работала здесь до 1934. Уже в этот период Д. проявила себя как разносторонняя актриса, играла роли Не-гиной ("Таланты и поклонники"), Комиссара ("Оптимистическая трагедия"), Вали ("Страх" Афиногенова), Зины ("Вредный элемент" Шкваркина) и др. С 1934 - в труппе ЦТСА. На сцене этого т-ра сформировался и достиг расцвета талант Д. Обладая редким даром перевоплощения, выразит, голосом, обаянием, изяществом, драматич. темпераментом, Д. создала образы, отличающиеся ч„ткостью и законченностью психологич. рисунка, разнообразием красок, тонкой иронией, смелостью характеристик. Значительна работа Д.- роль Катарины ("Укрощение строптивой", 1937). Играя Катарину ярким, незаурядным человеком, способным на большое чувство, Д. подч„ркивала, что строптивость е„ героини была проявлением вольнолюбивого духа женщин эпохи Возрождения, отстаивающих сво„ человеческое достоинство. Задором, искренностью, весельем было проникнуто исполнение Д. роли девицы-кавалериста Шуры Азаровой ("Давным-давно" Гладкова, 1942). Наиболее полно дарование Д. раскрылось в 50-е гг.

Резкими, броскими, гротесковыми красками рисует актриса скудоумную, взбалмошную самодурку-ханжу помещицу Карелину ("Мастерица варить кашу" Чернышевского, 1952), сохраняя в то же время живую правду характера. Тонкий и сложный образ Елены Стильяно создала Д. в спектакле "Моя семья" Де Филиппе (1957). Играя роль овладевшей секретом долголетия 354-летней красавицы Эмилии Марти ("Средство Макропу-' лоса" Чапека), Д. точно сочетает в сво„м исполнении бытовое и фантастическое, реальное и гротесковое. Среди лучших ролей Д. также: Надежда Монахова ("Варвары" Горького), Леди Гамильтон ("Флаг адмирала" Штейна, Гос. пр. СССР, 1950), Фелисиана ("Учитель танцев" Л one де В era, 1948), Миссис Уоррен ("Профессия миссис Уоррен" Шоу, 1954), Ганна Чихнюк ("Извините, пожалуйста" Мака„нка), Прасковья ("Любка-Любовь" Дановской). В 1961 в спектакле "Каса маре" Друце Д. создала поэтический, глубоко человечный образ молдавской крестьянки Василуцы. М. Т. Лит.: "Театр", 1955, ј 11, с. 174; 1958, ј 11, с. 106-111.

ДОБРЙНОВИЧ (Добринови?), Пера (10.VIII.1853-22.XII.1923)-сербский актер. Учился в театр. школе в Белграде. С 1873 играл в т-ре в Нови-Саде, был режиссером и директором (в 1905-10) Сербского нар. т-ра в Нови-Саде. В 1913 работал в Белграде. Свои лучшие роли Д. создал в произведениях нац. репертуара: играл в историко-романтических драмах и комедиях М. Глишича, Б. Нушича и др. Наиболее значительная работа Д.образ скупого грека в комедии И. Стерии-Поповича "Кир Яня". Яркое реалистическое творчество Д. оказало значительное влияние на развитие сербского театрального искусства. С. И.

ДОБРИЧ, Лазар Иванов (р. 26.VI.1881)-болгарский цирковой артист. Нар. арт. НРБ. Впервые выступил в цирке Брюсселя в 1897 как турнист. В 1905 создал эффектный трюк лопинг-де-лоп на трапеции, широко используемый цирковыми гимнастами всего мира. Работал как гимнаст на трапеции до 1928. В 30-х гг. выступал в труппе партерных акробатов с подкидными досками. Был борцом. Гастролировал в цирках многих стран мира. С 1959-художеств. руководитель Гос. предприятия болг. цирков. Димитровская пр. М .Зон.

ДОБРИЧАНИН, Драгутин(р. 9.VII. 1922)-югославский актер и драматург. Еще будучи студентом Белградского ун-та, интересовался т-ром и вскоре стал проф. актером. Играл в комедиях Б. Нушича, Мольера, Гоголя и др. Как драматург получил популярность после пост. его пьесы "В коммунальной квартире" (1954, т-р "Комедия", Белград). Совр. тема, комедийные ситуации определили успех пьесы; она переведена на болг., чешский, польский, венг. языки. В СССР под названием "Три соловья, д. 17" (1956, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) вошла в репертуар мн. т-ров. Д. написал также комедию "Человек с Марса", включ„нную в репертуар югославских театров.

Соч.: Три соловья, д. 17 (В коммунальной квартире), Комедия, [пер. с серб.] Н. А. Цветинович и В. К. Зайцева. Л.-М., 1957. М. Ник.

ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Виктор Николаевич [р. 10 (23).I.1906] - украинский советский актер. Нар. арт.

СССР (1960). Сценич. деятельность начал в 1922 в передвижных театрах. В 1926 поступил в Одесский укр. драм. т-р, одновременно учился в студии при т-ре. С 1928 - актер харьковского Краснозаводско-го т-ра (с 1933- в Донец-ке). В 1939 вступил в труппу Т-ра им. Франко. Творчество Д. отличается оптимизмом, мужественностью. Его герои - сильные, цельные люди, решительные и смелые. Снимается в кино.

Роли: Егор Булычев (1934);

Иван Свечка ("Песня о свечке" Кочерги, 1936), Макбет (1938);

Гурман ("Украденное счастье" Франко, 1940), Бенедикт ("Много шума из ничего", 1941), Дульчин ("Последняя жертва", 1942), Лопахин ("Вишн„вый сад", 1946); Ричард ("Ученик дьявола" Шоу, 1948), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь", 1949), Городничий (1952); Борейко ("Порт-Артур" Степанова и Попова, 1952), Прохор ("Угрюм-река" и о Шишкову, 1953). Играл центр. роли во всех пьесах Корнейчука: Гайдай, Платон Кречет, Огнев, Богдан Хмельницкий, Кондрат Тополя, Ветровой (Гос. пр. СССР, 1951), Ромодан, Родион ("Гибель Эскадры", 1934, "Платон Кречет", 1935, "Фронт", 1942, "Богдан Хмельницкий", 1942, "Макар Дубрава", 1948, "Калиновая роща", 1950, "Крылья", 1954, "Над Днепром", 1960) и др. укр. драматургов - Несвятипаска ("Дума про Британку" Яновского, 1957), Юлиус Фучик ("Прага оста„тся моей" Буряковского, 1949). . Л.

ДОБРОЛЮБОВ, Николай Александрович [24.1(5.11). 1836-17(29).XI.1861] - русский критик и публицист. Один из вождей рус. революц. демократии. Род. в семье священника. В 1847-53 учился в Нижегородском духовном уч-ще и семинарии, в 1853-57 - в Гл. педагогич. ин-те в Петербурге. С 1849 писал стихи и рассказы. В 1856 Д. познакомился с Чернышевским, ок. 5 лет сотрудничал с ним в журн. "Современник". Писал рецензии и статьи по вопросам лит-ры, иск-ва, философии, истории, социологии. Среди них значит. место занимают работы о драматургии. В своих критич. статьях Д. выступал как революционер - один из "молодых штурманов будущей бури". По-литич. целеустремл„нность прида„т его статьям глубокую историч. содержательность, социально-просветительную и мобилизующую силу. "... Литература служит отражением жизни...", - утверждал Д. (Полы. собр. соч., т. 4, 1937, с. 46). В каждом произведении, в каждом образе он искал отражения явлений и фактов реальности. Важное место в лит.-критич. деятельности Д. занимают его знаменитые статьи о творчестве Н. А. Островского - "Т„мное царство" (1859) и "Луч света в т„мном царстве" (1860). На примере этих статей особенно отч„тливо обнаруживается, как обществ, подход к иск-ву усиливает эстетич. ценность критич. суждений. Д. проанализировал пьесы Островского с глубиной и художеств. проникновенностью, недоступной представителям т. н. "эстетической критики", обвинявшей революц. демократов в "утилитаризме", в под-нинении иск-ва интересам дня. Д. ценил Островского за верность действительности, жизненной правде, за то, что образы его, правдиво воспроизводящие жизнь, способствуют составлению и распространению правильных о ней представлений. Реалистич. глубина пьес Островского основана, по мысли Д., на том, что Островский показал материальные основы "т„много царства", изобразил общую обстановку действия; каждая сцена, каждое лицо в его пьесах помогают понять обстоятельства жизни, к-рые определяют поведение и психологию героев. Борьба развивается у Островского не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними. Защищая Островского от упр„ков за случайность финальных развязок, Добролюбов спрашивает: "Где же взять разумности, когда ее нет в самой жизни, изображаемой автором" (там же, т. 2, с. 51), и убедительно показывает, что развязки в пьесах Островского, как и все другие элементы этих пьес, заключают в себе жизненную правду. В статьях Д. об Островском отч„тливо слышится характерная для революц. демократов тоска по революционности в нар. массах. Всеми доступными ему средствами Д. боролся за подъ„м и активизацию освободительного движения. Отсюда его повышенное внимание к художеств. образам, выражавшим свободолюбивые, бунтарские настроения. Д. высоко оценил трагич. образ героини "Грозы", увидел в н„м "луч света в т„мном царстве",воплощение нового в "пробуждающемся обществе". Катерина, как показал Д., воплотила в цельном образе то новое, что в пробуждающемся обществе проявлялось тогда лишь нам„ками, а в произведениях многих писателей - лишь слабым повторением этих нам„ков. При этом она не совершает никаких поступков, не свойственных е„ характеру, не произносит слов, чуждых е„ разумению. Силу Катерины Д. видит в том, что она вед„т себя с бескомпромиссной решительностью, перед к-рой бессилен даже страх смерти. Своим анализом драматургии Островского Д. умножал е„ силу в борьбе против явлений, искажавших развитие личности, уродовавших жизнь. "..."Темное царство** Добролюбова,вспоминает Н. В. Шелгунов,- читалось с увлечением, с каким не читалась тогда, пожалуй, ни одна журнальная статья. Молодежь носилась с этой статьей, как с откровением, и она действительно была откровением для всех слабых и угнетенных, показав им их врага" ("Воспоминания", 1923, с. 117).

Д. был непримиримым противником либерального обличительства, к-рое довольствовалось критикой частностей и не поднималось до реалистич. раскрытия основ, порождавших страдания народа, угнетение человека человеком. Так, анализируя комедию Потехина "Мишура",где в образе чиновника Пустозерова сконцентрированы подлость и порок, Д. указывал, что в этой пьесе смех не помогает понять осмеиваемое в самых характерных проявлениях и стать выше его

(см. Полн. собр. соч., т. 1, 1934, с. 407-23). Д. показал, что автор не поднялся над теми, кто принимал Пустозеровых, и поэтому не создал истинной комедии. Проблему комического Д. решает с той же целеустремл„нностью революционера, к-рая является прочной основой всех его эстетич. суждений, прида„т им непреходящее значение.

Деятельность Д. как мыслителя и лит. критика способствовала воспитанию многих поколений революционеров. По определению В. И. Ленина, Д. наряду с Белинским и Чернышевским явился одним из предшественников рус. социал-демократии.

Соч.: Полное собр. соч., под ред. П. И. Лебедева-Полянского, т. 1-6, М., 1934- 1941.

Лит.: Плеханов Г. В., Добролюбов и Островский, Соч., т. 24, М.-Л., 1927;

Жданов В., Добролюбов, М., 1961. Ал. К.

ДОБРОМЫСЛОВ, Дмитрий Константинович (1901-44) - русский советский актер. Окончил студию при Казанском т-ре. Работал в Чебоксарах, Брянске, Вологде, Бель-цах, Ленинграде. С 1931- в труппе Симферопольского т-ра. Наибольшим успехом пользовался в остро характерных ролях: Ли-зогуб ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Вось-мибратов ("Лес"), Клещ ("На дне") и др. Играл Наполеона в спектакле "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва. Во время Великой Отечеств, войны Д.. находясь в оккупированном Симферополе, вступил в подпольную группу, возглавляемую гл. художником Симферопольского т-ра Н. А. Барышевым.

В 1944 Д. вместе со всеми участниками группы был арестован и после пыток расстрелян. Н'. П.

ДбБРОНИЧ (Dobronic), Антуан (2.IV.1878-12. XII. 1955) - югославский композитор, музыковед, педагог. По национальности хорват. Муз. образование получил в Пражской консерватории, к-рую окончил в 1912 (по классу композиции у В.Новака и К. Штекера). Преподавал музыку в различных городах Югославии, в 1922-40 - профессор Муз. академии в Загребе. Борясь за обновление нац. музыки на нар.-песенной основе, Д. стремился использовать хорватский муз. фольклор в сценич. музыке, осуществить е„ симфонизацию. Разрабатывал жанр "сценич. симфонии" ("Буря равноденствия", 1938), "муз.-сценич. мистерии" ("Мара", 1928, "Очаг", 1942) и др. Писал также статьи по истории югосл. музыки и нар. творчества.

Автор опер: "Вдова Рошлинка" (1931), "Пламя страсти" (муз.-сценич. драма, 1933), "Горан" (1935), "Масленичная ночь" ("Покладна ночь", моноопера для баритона, 1945), "Слуга Ерней" (сценич. оратория, 1946), "Вечная память" (комич. опера по рассказам "Медведь" Чехова и "Вий" Гоголя, 194 7), "Мать" (муз.-сценич. эпос по роману Горького, 1948) и др.; балетов: "Кон„к-горбунок" (1925), "Подарки побратимов" (1930), "Дубровниковская пастораль" (1951), "Оловянный солдатик" (1952) и др.; музыки к спектаклям "Дубравка" (1922), "Вифлеемская звезда" (1929), "Неугодный зять" (1946), многих произв. в др. жанрах.

Лит.: 'ВуриЙ-КлаД н, Музика и музичари, Београд, i 956; Jugoslav music, Beograd, 1959; Kovacevic K.,Hrvatski kompositori, i njihova djela, Zagreb, 1960, Я м п о л ь-с к и и И., Музыка Югославии, М., 1958. Над. П., Вен. Н.

ДОБРОНРАВОВ, Борис Георгиевич [4(16). IV. 1896, Москва,- 27.Х.1949/ там же] - русский совет. ский актер. Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье священника. Учился на математич. ф-те Моск. ун-та. В 1915 держал конкурсный экзамен и был принят в сотрудники М XT. Еще на экзамене Д. обнаружил необычайную сценич. искренность. Однако масштабы его дарования раскрылись не сразу. Первые роли в учебных "отрывках" и в спектаклях МХТ (Аполлон в "Провинциалке" Тургенева, Голубь-сын и Луп-Клешнин в "Царе Ф„доре Иоанновиче" А. К. Толстого) показывали его лишь как характерного актера. Простоватый "замоскворецкий" говорок, резкие жесты, грубоватый юмор, эмоциональная речь - вс„ как будто вело актера к таким ролям, как Наркис ("Горячее сердце" Островского) и Ноздр„в ("М„ртвые души" по Гоголю). Он играл пх, доводя порой сатирич. остроту образов до сочного гротеска. Но как бы ярки ни были эти создания актера, не они раскрыли его подлинную художественную индивидуальность. Значение Д. в истории сов. т-ра состоит в том, что ему удалось выразить на сцене новое понимание сов р. героизма. Он показал нового демократич. героя без традиционных героич. красок, раскрыл, как простой человек из народа становится героем. Поэтому так важен был его успех в роли Васьки Пепла ("На дне" Горького, 1924-25), поднимающегося со дна жизни до бунтарства. Черты "характерного" ("социального") героя проступали и в такой работе актера, как роль капитана белой гвардии Мышлаевского ("Дни Турбиных" Булгакова, 1926), открыто принимающего сторону большевиков. Позже героич. начало творчества Д. с особенной силой развернулось в образах современников-Платон Кречет (1935), Листрат ("Земля" Вирты, 1937), Сафонов ("Русские люди", 1943). Здесь, на разном материале, через различные яркие индивидуальности проступила ведущая тема творчества Д. Всех этих людей - и хмурого, безжалостного хирурга Кречета, и лихого крестьянина красногвардейца Листрата, и строгого, смертельно усталого капитана Сафонова - объединяли душевное богатство, непреклонность борьбы за высокие гуманистич. идеалы Родины. Ради них эти люди готовы были на любые жертвы. Образы эти выразили нравств. красоту и силу рус. народа. Целеустремл„нность этой главной темы творчества привела Д. к страстному внутр. уничтожению людей, враждебных новому обществу: в ролях Ярового ("Любовь Яровая", 1936) и Цехового ("Страх", 1931) актер показывал крушение их реакционных идей. В каждой роли Д. стремился наиболее полно выразить главную гуманистич. тему: его Тихон ("Гроза", 1934) представал не только тупой жертвой, но и горестным обличителем "т„много царства", а Лопахин ("Вишн„вый сад", 1935) мечтал о том, чтобы "как-нибудь изменилась, кончилась эта наша нескладная, несчастливая жизнь". Постепенно ведущая тема творчества Д. усложняется. Ясная, цельная, подчас несколько прямолинейная, она обогащается в 40-е гг. новыми мотивами. Трагич. сложность входит в мужественное иск-во Д. Проблема добра определяет исполнение роли царя Ф„дора ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, 1944), но трагич. беспомощность царя, попытки "всех согласить, все сгладить" отступают перед силой отрицания им распрей, человеческой вражды. По-новому, с небывалой страстностью звучит у Д. роль Войницкого ("Дядя Ваня", 1947): светлый, благородный Войндцкий потряс„н открывшейся перед ним истиной, что его жизнь бессмысленно принесена в жертву, прожита зря. В этом образе актер выразил трагедию рус. интеллигенции, талантливых людей, задыхавшихся в атмосфере лживой, пошлой жизни.

Д. умер на сцене, во время исполнения любимой роли царя Ф„дора. Осталась незаверш„нной роль Бориса Годунова (в радиопостановке), неосуществл„нным - замысел образа Отелло. Глубоко реали-стич. творчество Д.- представителя "второго" ("октябрьского") поколения M ХАТа было проникнуто ро-мантич. вдохновением. My жеств. простота его иск-ва сочеталась с поэтич. пафосом, глубоким трагизмом. Д. снимался в кино ("Петербургская ночь", "Аэроград" и др.).

Лит.: Строева М., Б. Г. Добронравов. 1896-1949, M., 1950; Ежегодник Московского Художественного театра. 1949. М., 1952, гл. 5, с. 595-768. М. Стр.

ДОБРОПЛОДНЫЙ, Сава Илиев (1820-94) - болгарский театральный деятель. Народный учитель и литератор. Был учителем и директором гимназии в Шумене, Сливене и др. городах. Переработал греч. комедию "Михал-Мышкоед" и пост. е„ со своими учениками в 1856 в Шумене. Этот спектакль положил начало проф. театр. иск-ву Болгарии. А г. М.

ДОБРОТИН, Александр Александрович (р. 20. XII. 1904) - русский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). По окончании Студии камерного драм. иск-ва в Ленинграде (1925) играл в ленинградских т-рах - Сатиры, Реалистическом, Новом. Роли: Железнов ("Васса Железнова"), Каранды-шев ("Бесприданница"), Фадинар ("Соломенная шляпка" Лабиша). С 1935 выступал в т-рах Ташкента, Душанбе и др. городов. С 1939 занимается режиссурой. Возглавлял т-ры: в Мурманске (филиал Большого драм. т-ра; с 1939), Курске, Владивостоке, Челябинске, Воронеже. Пост.: "Власть тьмы" (1957, Курск), "Маскарад" (1958, Владивосток), "Чайка" (1959, Челябинск), "Оптимистическая трагедия" (1961, Воронеж) и др. Создал образ Ленина в спектаклях "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты" и "Третья патетическая" Погодина. Искусство Д. отмечено гражданственностью, острым чувством современности. Э. К.

ДОБРСКИЙ (Dobrski), Юлиан (31.XII.1812-2. V. 1886)-польский артист оперы (лирический тенор). В 1832 окончил Варшавскую консерваторию. В том же году впервые выступил на оперной сцене в Варшаве. В 1832-65 Д.солист Варшавской оперы. В 1846-48 пел в Турине и Генуе. Оставив сцену, Д. занимался педагогич. деятельностью. Был первым исполнителем партии Йонтека в опере Монюшко "Галька" (1858). Д. были свойственны мягкий лиризм, задушевность исполнения. Выступал в концертах.

Партии: Стефан ("Страшный двор" Монюшко), Елеазар ("Жидовка" Галеви), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Макс ("Вольный стрелок" Вебера), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Поллион ("Норма"), Роберт ("Роберт-дьявол" Мейербера), Эрнани (о. п. Верди) и др.

Лит.: S о w i n s k i A., Stownik muzykow polskich dawnych i nowoczesnych, Paryz, 1874. Д. Коз.

ДОБРУШИН, Иехезкел Моисеевич (10.ХП.1883-11.V111.1953) - еврейский советский драматург, педагог, театровед. Лит. деятельность начал в 1910. Д. принимал участие в работе Моск. евр. т-ра как автор инсценировок и сценич. обработок: "Колдунья" по Гольдфадену (1922), "Путешествие Вениамина III" по Менделе-Мойхер-Сфориму (1927), "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (1939). Автор пьес "Суд ид„т", "Чудесная история" и др. В„л преподавательскую работу (2-й МГУ и др.), с 1948 - профессор.

Соч. на еврейск. яз.: Драматургия классиков, М., 1948; Вениамин Зускин, М." 1939; Соломон Михоэлс - актер, М. - Рига, 1941. Д. Шн.

ДОБУЖЙНСКИЙ, Мстислав Валерианович (2.VIII. 1875, Нижний Новгород,1958, Нью-Йорк)- русский живописец, график и театральный художник. Член объединения "Мир искусства". Проф. Академии художеств (1922). Образование получил в художеств. школе Ажбе (Мюнхен). Учился также у Халлоши (1899-1903) и Мате (Петербург, 1905). В т-ре начал работать в 1907. Оформлял спектакли в Старинном т-ре Евреинова ("Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, 1907), в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской ("Франческа да Римини" Д'Аннунцио, 1908) и др. С 1914 начал принимать участие в "Русских сезонах за границей С. П. Дягилева. В ранний период творчества Д. созда„т условные декорации, используя при„мы примитива и лубка. В то же время, как и другим художникам "Мира искусства", Д. был свойствен интерес к клас-сич. иск-ву. Особенно тонко и поэтично Д. чувствовал и передавал быт рус. провинц. усадеб 20-50-х гг. 19 в. Реалистичностью, глубоким соответствием стилю автора, высокой живописной культурой отличались декорации Д. к спектаклю M XT "Месяц в деревне" Тургенева (1909). К лучшим театр. работам Д. относятся и последующие его работы для МХТ: "Нахлебник", "Где тонко, там и рв„тся", "Провинциалка" Тургенева (1912), "Николай Ставрогин" (1913) и "Село Степанчиково" (1917) по Достоевскому, "Горе от ума" (1914). После Октябрьской революции Д. принял участие в организации Большого драм. т-ра в Петрограде, оформил здесь спектакли: "Разбойники" (1919), "Король Лир" (1920) и др. В "Макбете", к-рый был поставлен в 1918 Ю. М. Юрьевым на арене цирка, Д. (вмесАА. И. Та-мановым) стремился найти в архитектурных- формах решение принципов оформления спектакля трагйа; т-ра. С 1926 Д. жил и работал за границей. Создал"* декорации к спектаклям "Борис Годунов" (1941, Лондон); "Сорочинская ярмарка" по Гоголю (1942, Нью-Йорк), "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1949, Нью-Йорк) и др. АН. 2ZL, В. Бер.

ДОВЕЙКО, Владимир Владимирович (р. 25. V. 1922) - советский цирковой артист; акробат. Засл. арт. РСФСР (1958). Род. в семье цирковых артистов. Работу в цирке начал в 1931. В годы Великой Отечеств, войны служил л„тчиком. Д.- создатель, главный участник и руководитель номера "Акробаты-прыгуны с подкидными досками". Исполнитель сложнейшего трюка - тройное сальто с пируэтом с подкидной доски. М. Зон.

ДОВЕРНЬ (Dauvergne, d'Auvergne), Антуан (З.Х. 1713-23.II.1797) - французский композитор, дириж„р. С 1744 - скрипач оркестра Академии музыки-("Гранд-Опера"). С 1764 - "сюринтендант королевской музыки". С 1776 - композитор Академии музыки. В 1769-90 работал там же как дириж„р, трижды руководил этим т-ром. Его произв. "Менялы" (1753, "Опера комик") и "Обманутая кокетка" (1753, Фонтенбло) положили начало жанру франц. комич. оперы. Д. писал также в жанре лирич. трагедии ("Эней и Лавиния", 1758), оперы-балета ("Празднества Эвтерпы", 1758) (пост. в "Гранд-Опера") и в др. жанрах.

Лит.: Du Roure de Paulin, La vie et les oeuvres d *А. d'Auvergne, P., 1911; L a Laurencie L. de. Deux imitateurs francais des bouffons: Blavet et Dauvergne, "L'annee musicale", P., 1912. j

ДОВЖЕНКО, Александр Петрович [30.VIli(ll.

IX). 1894-25.XI.1956] - русский советский кинорежиссер, сценарист, писатель, драматург. Нар. арт. РСФСР (1950). Фильмы Д.-"3венигора", "Арсенал", "Земля", "Щорс" и др. - явились крупным вкладом в развитие сов. и мирового киноиск-ва. Д. написал пьесу о жизни Мичурина - "Жизнь в цвету" (1947, Ленингр. т-р им. Пушкина; в гл.роли - Н. К. Черкасов) и пьесу-поэму "Потомки запорожцев" (пост. 1961, Херсонский обл. муз.-драм. т-р). Произв. Д. свойственны па-тетич. манера повествования, склонность к гиперболе, романтич. приподнятость. Гос. пр. СССР (1941, 1949).

Соч.: Избранное, М., 1957; Сочинения в 3 тт., т. 2, Киев, 1959. c р.

ДОВЯКОВСКАЯ (Dowiakowska), Бронислава (9.IL 1840-3.11.1910) - польская артистка оперы (сопра-но) и педагог. Пению обучалась в Варшаве у Я. Кват-рини. Начала творч. деятельность как эстрадная певица. Впервые выступила на оперной сцене в Варшаве в 1857. С 1860 Д.- примадонна Варшавской оперы. Обладая красивым голосом большого диапазона, драматич. талантом, Д. с успехом выступала в комедийных, трагич. и лирич. партиях. С 1895 оставила сцену; занималась педагогич. работой.

Партии: Галька (о. п. Монюшко)" Маргарита ("Фауст"), Маргарита Валуа ("Гугеноты"), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Леонора ("Алессандро Страделла" Флотова), Амина ("Сомнамбула" Беллини) и др. Л. Коз.

ДОДЕ (Daudet), Альфонс (13.V.1840-17.XII.1897)- французский писатель, драматург и театр. критик. Лит. деятельность начал в 1858. В 1872 написал сво„ лучшее произв. для т-ра - драму "Арлезианка" (по одной из новелл "Писем с моей мельницы"), к к-рой Ж. Бизе написал музыку (первое представление состоялось в 1872 в т-ре "Водевиль"). Сильные страсти, положенные в основу конфликта, ярко очерченные характеры, выразит, язык, замочат, музыка Визе создали "Арлезианке" большую популярность. Д. инсценировал большинство своих романов (совм. с др. авторами). На франц. сцене ставились: "Фромон Младший и Рислер старший" (1876), "Набоб" (1880), "Сафо" (1885), "Нума Руместан" (1887) и др. В 70-90-е гг. выступал как театр. критик.

Соч.: Souvenirs d'un homme de lettres. P., 1882; Trente ans de Paris, P., 1888; Entre les frises et la rampe, P., 1894;

Pages inedites de critique dramatique, P., 1923.

Лит.: S a y 1 о г G., A. Daudet as a dramatist, Philad., 1940, N. Y., 1942. Ал. П.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница