Наши партнеры

https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 148)


ДИРИЖИРОВАНИЕ - вид муз. исполнитель-ства, иск-во управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, в опере и т. п.). Возникло в 18 в. в связи с появлением оперы и генерал-баса. Чембалист, продолжая выполнять функции аккомпаниатора в речитативе, начал руководить ансамблем исполнителей, давал знак вступления оркестру и солистам, следил за соблюдением правильного темпа, ритма и сохранением ансамблевого строя. Помимо Д. с чембало, к-рое во мн. странах сохранялось в оперной практике до конца 18 в., возникло и Д., при к-ром дириж„р, стоя перед ансамблем, управлял им жестами с помощью палочки или свитка. Часто дирижировал сам композитор, автор оперы (Гайдн и Моцарт), а чембалист был его помощником.

В 18 в. техника Д. интенсивно развивалась, расширился круг жестов и выразит, возможностей дирижера, он превратился в музыканта-интерпретатора, к-рый стремился не только выдержать правильный ритм и темп, но и донести до слушателей содержание произведения. В симф. оркестре первым помощником Д. становится концертмейстер-скрипач, в оперном оркестре им оста„тся чембалист (до исчезновения генерал-баса). Необходимость особой специализации в Д. была вызвана развитием муз. иск-ва (постепенное усложнение муз. мышления, муз. языка и средств его выражения, оркестровой и хоровой фактуры). Сложность дириж„рского иск-ва потребовала участия в исполнении муз. произв., в т. ч. опер, крупнейших музыкантов, б. ч. композиторов, обладавших дириж„рскими способностями. Среди выдающихся дириж„ров-профессионалов 19 в., заложивших основы совр. дириж„рской техники,- Г. Берлиоз, Р. Вагнер, К. М. Ве-бер, Ф. Мендельсон, позднее - Г. Бюлов и Г. Рихтер. Большое значение в развитии оперного иск-ва и профессии дириж„ра имела дириж„рская деятельность Г. Малера. Среди его учеников - дириж„ры Б. Вальтер, А. Цемлинский, О. Фрид и др.

В 20 в., в связи с тенденцией к созданию синтетич. муз.-драм. оперного спектакля, особенно возрастает роль дириж„ра и его ответственность. Дириж„р зачастую превращается в гл. руководителя спектакля, он вникает в мельчайшие детали постановки, исполняя т. о. функции режиссера. Среди крупнейших мастеров оперного Д. в 20 в. Г. Караян, И. К pune, Б. Па-умгартнер (Австрия), Т. Бичем, А. Коутс (Англия), Я. Ференчик (Венгрия), Б. Вальтер, Ф. В e йнг ар т нер, О. Клемперер, К. К paye (Германия), А. Ралте (Голландия), Д. Митропулос (Греция), В. Г у и, М. Росси, А. Тосканини (Италия), Дж. Джорджеску (Румыния), Л. Стоковский (США), А. Ярнефельт (Финляндия), Р. Дезормъер, Ж. Себастьян (Франция), 3. Ха-лабала (Чехословакия), Л. Матачич (Югославия) и др.

В России в 19 - нач. 20 вв. были выдающиеся дириж„ры: К. Н. Лядов, пианист В. И. Сафонов, композиторы и пианисты С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн, композитор П. И. Чайковский и др. Большое влияние на развитие оперного Д. оказали дириж„ры Э. Направник (в Петербурге) и В. Сук (в Москве).

После Октябрьской революции Сов. правительство организовало систематич. подготовку дириж„ров в лучших консерваториях страны, в средних и высших муз. уч. заведениях. Сов. дириж. иск-во определяется творчеством А. М. П азовского, Н. С. Голованова, С. А. Самосуда, Э. И. Грикурова, К. П. Кондрашина, А. Ш. Мелик-Пашаева, Б. Э. Хайкина, В. В. Небольсина и др. Развивается Д. ив союзных республиках - К. Симеонов на Украине, О. Димитриади в Грузии, Н. Ниязи в Азербайджане, Л. Вигнер в Латвии. Я. АН.

ДИСЕНТА-И-БЕНЕДЙКТО (Dicenta y Benedicto), Хоакин (3.11.1863-20.II.1917) - испанский писатель, драматург. В 1888 начал драматургич. деятельность (пьеса в стихах "Самоубийство Вертера", труппа Кальво-Вико, Мадрид). Написал ок. 39 пьес. Автор первой в Испании пьесы о жизни рабочих - "Хуан Хосе" (1895, труппа Э. Марио, Мадрид). Пьеса вызвала широкий обществ, отклик в Испании, а в годы республики (1931-39) ставилась ежегодно 1 Мая. Д.-и-Б.-автор драм: "Люциано" (1894, труппа Э. Марио), "Сеньор Феодал" (1896, "Т-р комедии"), "Даниэль" (1906, труппа Герреро-Мендоса, Мадрид) и др.

Соч.: Дисента-и-Бенедикто X., Хуан Хосе. Драма в 3 д., пер. с исп.. М-, 1935.

Лит.: Gonzales Blanco A., Los dramaturgos espanoles contemporaneos. Valencia, 1917. В. Ч.

ДИСК (Divadelni studio Statnr konservatore) - чехословацкий учебный театр при Академии искусств. Основан в 1945 в Праге как театр. студия Гос. консерватории. Пост. спектаклей в Д. осуществляют студенты старших курсов, являющиеся актерами и оформителями этих спектаклей. Л. Сол.

ДИСКАНТ, д и ш к а н т (позднелат. discantus, от лат. dis - приставка, означающая расчленение, и cantus- пение),- 1) Высокий детский голос (мальчиков). 2) Партия в хоре или BOK. ансамбле, исполняемая высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами.

ДИССЕПОЛО (Discepolo), Армандо (р. 18.IX.1887) - аргентинский драматург, режиссер. Работу в т-ре начал в 1910 драмой "В железных тисках" (т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), к-рая выдвинула его в ряды лучших аргент. драматургов реалистич. направления. Писал сайнете драмы, комедии. Автор пьес:

"Кузница" (1912, т-р "Аполо") из жизни рабочих, "Честные люди", "Кукла", "Поднимись и шагай" и др. Пьесы "Органчик" (1925), "Матео" (1923) и "Часовщик" (1935) сохраняются в репертуаре аргент. т-ров. Герои Д.- люди "дна". Пьесы его отмечены яркостью диалога и драматизмом, обличают распад бурж. общества Аргентины 30-х гг. Продолжая традиции Ф. Санчеса Д. стремился отобразить стремление людей к лучшей жизни, но герои его пассивны, обычно не видят выхода из кризиса. В 1929 Д. начал режиссерскую деятельность в труппе "Нового т-ра" (Буэнос-Айрес); в 1930 - режиссер т-ра "Архентино" (Буэнос-Айрес). Пост. спектакли: "Конец недели" Шериффа, "Приглашение к путешествию" Бернарда, "Снег" Пши-бышевского и др. В 1936-40 работал в т-рах "Астраль", "Политеама" и др. (Буэнос-Айрес). Пропагандировал на аргент. сцене систему Станиславского. Воспитал плеяду выдающихся аргент. актеров (Б. Зингерман, Ф. Петрони, М. Де ла Bera и др.).

Лит.: О г d a z L., El teatro en tl Rio de la Plata. 2 ed., B. Aires, 1957; Siete sainetes portenos, B. Aires,1958; Gallo B. R., Historia del sainete nacional, B. Aires, 1959. Ал. Р.

ДИСТЕГЙЯ (греч. ????????, от ?? - приставка, означающая дважды, двойной, и ?????? - крыша) - в древнегреческом театре, по-видимому, верхний этаж здания сцены, а также его плоская крыша. По свидетельству греч. лексикографа Полидевка (Поллукса), в трагедии Д. изображала верхний этаж дворца (напр., в "Финикиянках" Еврипида Антигона смотрит с Д. на войско, осаждающее Фивы). С. Д.

ДИ СТЕФАНО (Di Stefano), Джузеппе (р.24. VII. 1921) - итальянский артист оперы (лирический тенор). Ученик А. Торкио и Л. Монтезанто. Дебютировал в т-ре города Реджо-нель-Эмилия в 1946 в опере "Манон" Массне (де Грие). В сезоне 1946-47 выступал в оперных т-рах Милана, Рима и Барселоны. С 1948 ежегодно по„т в "Метрополитен-опера", гастролирует в городах Европы и Америки, в т. ч. в Генуе (1951), Триесте (1950, 1952), Мехико (1952), Берлине (1955), Вене (1956). С 1951-солист т-ра "Ла Скала". У Ди С. ровный звучный голос широк oro диапазона, точная фразировка, выдающиеся сценич. данные. Особенно удаются артисту драматич. партии, требующие большого исполнительского темперамента.

Партии: Эдгар, Неморино ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток" Доницетти), Холе, Альфред, Каварадос-си, Рудольф, Канио; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Манрико ("Трубадур"), Герцог;

Надир ("Искатели жемчуга" Визе), Вертер, Ленский и др. Лит.: L a ? г i -V о l p i G., Voci parallele, Mil., 1955.

Св. Г., Иг. Ф.

ДЙТТЕРСДОРФ (Dittersdorf), Карл (2. XI. 1739- 24. X. 1799) - австрийский композитор, дириж„р, скрипач. Музыке обучался в Вене. В 1761-65 служил скрипачом в венском придворном оркестре, в 1765-95 работал придворным капельмейстером. Д.- один из создателей венского зингшпиля, соединявшего простоту и ясность мелодии, близкой к бытовым истокам, с развитыми оперными формами (арии, ансамбли и т. д.).

Автор зингшпилей:

"Доктор и аптекарь"

(1786), "Обман из-за суеверия" (1786), "Любовь в сумасшедшем доме"

(1787) (все пост. в Вене, в "Кернтнертортеатре"), "Скряга Иеронимус" (1787. "Леопольдштадт-театр". Вена), "Красная шапочка" (1788, Бреславль); опер: "Отвергнутая любовь" (соч. 1771), "Кузнец" (соч. 1775), "Свадьба Фигаро" (соч. до 1786), "Призраке барабаном" (соч. 1794), "Виндзорские проказницы" (соч. 1796) (все не пост.), св. 100 симфоний и,др.соч.

Соч.: Uber die Grenzen des Komischen und Heroischen in der Musik, "AMZ", Lpz., 1798; Uber die Behandlung italienischer Texte bei der Komposition, там же.

Лит.: K r e b s С., Dittersdorf lana, Lpz., 1900 (с перечнем всех соч. Д.); Holi К.. С. v. Dittersdorf's Opern fur das wiederhergestellte Johannisberger Theater. Diss., Bonn - Hdib., 1913; RiedingerL., Dittersdorf als Opernkomponist, в кн.: Studien zur Musikwissenschaft..., II, Lpz.-W., 1914. An. ?.

ДИФЙЛ (???????)?3 С и н о п а (ок. 355/350-ок. 263 до н. э.)-др.-греч. драматург; один из виднейших представителей новой аттич. комедии. Современник и соперник Менандра, Д. принадлежало ок. 100 комедий (сохранилось ок. 60 названий и незначит. фрагменты). Комедии Д. отличались мастерством композиции, умелым сопоставлением контрастных сцен, живым и острым диалогом. Творчеству Д. подражал Плавт в нек-рых своих комедиях ("Казина", "Канат" и др.).

Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, cd. Th. Kock, v. 2, Lipsiae, 1884. C. M.

ДИФИРАМБ (??????????) - в Древней Греции хоровое песнопение в честь бога Диониса. Возник в устной нар. поэзии. В 7-6 вв. до н. э. лит. форму Д. придал поэт Арион. При исполнении Д. из хора выделялся запевала, зачинавший песню, подхватываемую хором. Д. отличался повышенной эмоциональностью и, по-видимому, включал зачатки диалога (между запевалой и хором), что и определяет его значение для возникновения греч. драмы. По словам Аристотеля, трагедия возникла от запевал Д. ("Поэтика", гл. 4). 'Д. раннего периода, принадлежащие Ариону, Ласу и др., не сохранились, Д. поэта Пиндара дошли в виде фрагментов. В 1896 был обнаружен сборник поэм Бакхилида, одна из них - Д. "Тезей" (70-е гг. 5 в. до н. э.) - имеет ч„ткое диалогич. построение. Драматич. элемент был, по-видимому, присущ и более ранним Д., но Бакхилид усилил его.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. l, M.-Л., 1946. С. А.

ДИФТЕРЫ (греч. ??????? - шкура, кожа) - в древнегреческой комедии костюм пастухов и других сельских персонажей; род грубой одежды из кожи (или шкуры) домашнего животного. С. А.

ДИШКАНТ - см. Дискант.

ДМИТЕРКО, Любомир Дмитриевич (р. 18. III. 1911) - украинский советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Учился в Ин-те нар. образования Каменец-Подольска (1928-30), на сценарных курсах Киевского киноинститута (1930-32). Лит. деятельность начал в 1928. Написал пьесы: "Хре-щатыйяр" (1944, Т-р им. Франко, Киев), в новой редакции - "Генерал Ватутин" (1947, Т-р им. Шевченко, Харьков) - о героической борьбе советских воинов за освобождение Киева, "Навеки вместе"

(1950, Днепропетровский т-р им. Шевченко) - историческая драма о борьбе за воссоединение украинского и русского народов, о их единстве и содружестве. Автор пьес "Пути человеческие" ("Подснежники", 1954, Харьковский т-р им. Шевченко) - о строителях гидроэлектростанции на Днепре, "В золотой раме" (1956, там же) - о значении иск-ва, творчестве художника, "Девичья доля" (1959, Запорожский т-р им. Щорса) - о воспитании молод„жи. Пьесы Д. отличаются поэтичностью, романтич. приподнятостью, в них созданы яркие характеры, отражены жизненные конфликты.

С о ч Пьесы, Киев, 1951; Драмы, пер. с украинск., М., 1955.

Лит.: К у з я к и н а Н., Любомир Дмитерко. Лит.-критич очерк, Киев, 1951; Письменник радянсько Украни, Кив, 1900. Р. Б.

ДМИТРЕВСКИЙ (наст. фам.- Д е м е р т), Владимир Александрович [19(31).VII.1820-22.I(3.II). 1871)]- русский актер. Учился на философском ф-те Казанского ун-та (1838-39). Участвовал в любительских спектаклях. Сценич. деятельность начал в Казани в труппе П. А. Соколова (амплуа простака), затем (1840-е гг.) играл в Калуге. Исполнял роли резон„ров и характерные. В 1847 дебютировал на сцене Малого т-ра и в 1848 был зачислен в труппу. Отличаясь умом, культурой, самобытным талантом, исключит. трудолюбием, Д. тщательно изучал каждую роль, создавая даже в слабых пьесах живые сценич. образы.

Роли: Готье (комедия-водевиль "Записки демона" Араго и Вермона), Правдин ("Недоросль"), Яичница и Кочкар„в ("Женитьба"), Ф„дор ("Свадьба Кречинского"). Д. много выступал в произв. Островского; был первым исполнителем 19 ролей в его пьесах на моек. сцене: Илья ("Не так живи, как хочется"), Вышневский ("Доходное место"), Голутьин ("На всякого мтдреца - довольно простоты"), Хлынов ("Горячее сердце") и*др. Исполнял роли в пьесах Шекспира - Яго; сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"). Играл в комедиях Мольера -"Тартюф" (Оргон и Клеант), /Лекарь поневоле" (Жеронт). В 1856- 1862 преподавал драм. иск-во в Моск. театр. уч-ще.

Лит.: Баженов А. Н., Соч. и переводы, т. 1. М., 1869. Е. Фил.

ДМИТРЕВСКИЙ (Дмитревской), Иван Афанасьевич [28ДЦИ.???). 1734-27. Х(8.Х?). 1821] -русский актер, режиссер, педагог; переводчик, автор лит. трудов, театральный деятель. Друг Ф. Г. Волкова и его сподвижник по созданию т-ра в Ярославле (1750), Д. был вместе с труппой Волкова вызван в Петербург ив 1752 отдан "для подготовки к актерскому званию" в Петерб. шляхетный корпус. В 1756 Д. вош„л в труппу первого рус. постоянного публичного т-ра, руководимого драматургом А. П. Сумароковым и Волковым. После смерти Волкова (1763) Д. продолжал начатое им дело. Он проявил огромную энергию и инициативу в укреплении общественной роли рус. театра, способствовал расширению его репертуара и развитию нац. школы актерского творчества. В течение 4 лет (1780-83) Д. был руководителем, педагогом, актером и режиссером петерб. т-ра Книппе-ра, созданного для демократич. зрителя. Позднее преподавал в петерб. театр. школе и был гл. режиссером рус. труппы. Д. был одним из крупнейших представителей рус. сценич. классицизма. Его игра подчинялась строгому логич. замыслу, не оставлявшему места произвольному выявлению чувства. Д. дов„л до высокого совершенства систему сценич. декламации, подготовленную лит. реформой М. В. Ломоносова, В. К. Тредиа-ковского и А. П. Сумарокова. Его лучшие роли: Синав, Димитрий ("Синав и Трувор", "Димитрий Самозванец"

Сумарокова), Альцест ("Мизантроп" Мольера) и др. В 70-80-е гг. Д. в сво„м творчестве преодолевает каноны классицистич. эстетики. В 1770 он пост. "Евгению" Бомарше -пьесу, вызывавшую яростные нападки классицистов, и исполнил в этом спектакле роль графа Клеран-дона; позднее перев„л ряд пьес сентименталистского направления (Сорена, Детушаи др.). Огромное влияние на творчество Д. оказало его сближение с Д. И. Фонвизиным и*И. А. Крыловым. В 1782, несмотря на препятствия со стороны двора, Д. осуществил пост. комедии "Недоросль". Обличительные, сатирич. идеи комедии были ярко выражены Д. в образе Стародума, ставшем одной из его лучших работ. Д.- первый из рус. актеров представлял отечеств, театр за границей (в 17 65- 66 и 17 67-68). Обществ. и художественный авторитет Д. среди современников был чрезвычайно высок.

Первый рус. режиссер-педагог, Д. воспитал несколько поколений рус. актеров; среди них - В. П. Померанцев, А. С. Яковлев, Е. С. Сем„нова и др. Д. выступал также как писатель и и-еторик т-ра. По поручению Российской академии в 1792 составил "Историю русского театра" (рукопись не сохранилась). В 1802 за выдающиеся заслуги перед рус. лит-рой и т-ром был избран действит. чл. Российской академии.

Лит.: Аксаков С. Т.,Я.Е. Шушерин и современные ему театральные знаменитости, в его кн.: Избр. соч., М.-Л. 1949; Жихарев С. П., Записки современника, т. 1-2 М.-Л., 1955;Горб уновИ. Ф.,Очерки из истории театра П.Иван Афанасьевич Дмитревский, в его кн.: Полное собр соч., т. 2, 3 изд., СПБ, 1904; Всеволодский-Гернг-росс В Н., Иван Афанасьевич Дмитровской, М.-Л., 1945 его же, Русский театр второй половины XVIII в., М., 1 960 с. 297-303; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958, с. 340-52. В. В.-Г., Ю. Д.

ДМИТРИЕВ, Владимир Владимирович [31.VII (13.VIII). 1900-6.V.1948] - русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Учился живописи в школе Е. Н. Званцевой (1916- 1917) ив Академии художеств в Петрограде (Гос. свободные художеств. мастерские, у К. С. Петрова-Водкина, 1918-21). В 1916-17 посещал занятия "Студии на Бородинской", руководимой В. Э. Мейерхольдом. В 1918 окончил Курсы мастерства сценич. постановок. Работу в т-ре начал в 1917. Творч. путь художника был ел ожени противоречив. Пройдя в 20-х гг. 20 века через увлечение абстрактным кубо-футуризмом ("Зори" Верхар-на, 1920, Т-р РСФСР 1-й), экспрессионизмом ("Эуген Несчастный" Толлера, 1923, Ленингр. гос. т-р драмы), урбанизмом ("Прыжок через тень" Кшенека, 1927, Ленингр. Малый оперный т-р), Д. обратился к созданию монументально-обобщ„нного оформления ("Борис Годунов", 1928, Ленингр. т-р оперы и балета) и эмоционально-насыщенным эскизам ("Бесприданница", неосуществл. пост. МХАТа, 1929), в к-рых ярко проявились нац. основы творчества Д. С сезона 1928-29 начинает работу в МХАТе (в 1941-48 Д.- гл. художник т-ра). Обращение к рус. классике и сов. драматургии, работа с крупнейшими мастерами театр. иск-ва К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко обусловили перелом в творчестве Д. Он стал художкиком-режисс„-ром, умеющим остро и глубоко раскрывать в декорациях идею произведения, своеобразие стиля и художеств. манеры автора, замысел режиссера, подчиняя этим задачам композицию сценич. пространства, колористич. гамму, свет и др. Д. оформил ок. 150 драматич., оперных и балетных спектаклей в ведущих т-рах СССР: "Егор Булычев и другие" (1932, Т-р им. Вахтангова), "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937) по Л. Н. Толстому, "Враги" (1935), "Три сестры" (1940), "Последняя жертвам Островского (1944;

Гос. пр. СССР,1946)- в МХАТе; "Пиковая дама" (1931, 1944); "Вражья сила" Серова (1948; Гос. пр. СССР,

1948), "Проданная невеста" (1948; Гос. пр. СССР,

1949) - в Большом т-ре; "Орлеанская дева" Чайковского (1945; Гос. пр. СССР, 1946) - в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова; "Война и мир" Прокофьева (1946) - в Ленингр. Малом оперном т-ре и др. К сценич. произведениям, привлекавшим его своей поэтичностью и психологич. глубиной, он возвращался неоднократно, давая новые варианты изобразительного решения ("Бесприданница", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Кармен", "Гамлет" и др.).

Мастерски изображая в своих декорациях грибое-довскую Москву, купеческий быт в пьесах Островского, тургеневские усадьбы, дирич. пейзажи в произв. Чехова и Чайковского, старый Петербург или допетровскую Русь, Д. всегда оставался художником, остро чувствующим современность; его дарование полно и глубока раскрылось в работе над произв. сов. драматургов и композиторов. Жизненно правдиво и романтически приподнято передавал Д. величественный и грозный облик революц. Петрограда ("Человек с ружь„м", 1937, Т-р им. Вахтангова, "На берегу Невы" Трен„ва, 1937, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), атмосферу Москвы первых лет революции ("Кремлевские куранты", 1942, МХАТ), суровые картиныВ е-ликой Отечеств ..войны ("Фронт", 1942, и "Русские люди", 1943, МХАТ, "Надежда Светлова" Дзержинского, 1943, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Д. много и плодотворно работал над созданием балетных спектаклей как художник, а иногда и как автор (или соавтор) либретто: балеты Асафьева "Пламя Парижа" (Ленингр. т-р оперы и балета, 1932; Большой т-р, 1933), "Утраченные иллюзии" и "Партизанские дни" (Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова, 1936 и 1937).

С о ч.: [О своей работе в МХАТ.1, "Искусство", 1938, .ј 6;

Чувство нового. Заметки художника, "Театр", 1945, JST 3-4:

Памяти П. В. Вильямса, "Театр", 1948, JS6 1.

Лит.: Ч у ш к и н Н., Путь художника, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1948 г., т. 1, М.,

1950; Выставка произведений... Владимира Владимировича Дмитриева. Каталог, М., 1954; Костина Е. М., Дмитриев, М., 1957. Я.Ч.

ДМИТРИЕВ, Павел Дмитриевич (р. 22.VI.1915) - чувашский сов. театральный художник. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1960). Окончил муз.- театр. уч-ще в Чебоксарах (1935), одновременно занимался у худ. А. Г. Дымова. С 1935 работает в Чувашском т-ре (Чебоксары) актером и художником. Роли: Сендияр ("Ай-дар" Осипова), Сетнер ("Нарспи" по К. Иванову), Фабрицио ("Хозяйка гостиницы"), Незнамов и др. Оформил спектакли: первую чуваш, муз. комедию "Радость" Кривоносова (1936), "Айдар" и "Кужар" Осипова, "Нарспи"; "В деревне" Павлова, "Молодая гвардия", "Бронепоезд 14-69", "Лес", "Без вины виноватые", первую чуваш, оперу "Шывармань" Васильева, "Евгений Онегин". А. Ив.

ДМИТРИЕВ, Юрий Арсеньевич (р. 3.XII.1911) - русский советский театровед. Доктор искусствоведения (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Окончил ГИТИС (1935). Лит. деятельность начал в 1929 как рабкор. Д. работает в области истории дореволюц. рус. т-ра и сов. т-ра, цирка, эстрады. Написал первую книгу по истории рус. цирка, книги и статьи по теории и истории цирка и эстрадного иск-ва. Занимаясь изучением творчества актера П. С. Мочал ова, Д. опубликовал о н„м неск. работ и новые документы. Автор ряда глав в "Очерках истории русского советского драматического театра" (т. 1, М., 1954, т. 2, М., 1960) и др. Выступает как критик. С 1937 вед„т педагогич. работу в ГИТИСе. Профессор (1940).

Соч.: П. С. Мочалов, М., 1949; Ермолова, М., 1954;

Искусство на Всемирной выставке в Брюсселе, М., 1960;

Мочалов актер-романтик, М., 1961; Ф. Волков и начало русского театра,"Театр", 1950, .ј 6; Н. В. Гоголь о сценическом искусстве, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1953. театр. М., 1953 (совм. с Л. 3. Фрадкиным); Великий артист-демократ, в сб.: П. С. Мочалов..., М., 1953; В спорах о путях развития советского театра, в кн.: Ежегодник Института истории искусств, М., 1954; П. С. Мочалов в роли Чацкого, в кн.: Сообщения Института истории искусств, [вып.] 6. театр. М., 1955; Н. П. Смирнов-Сокольский, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1958. театр. М., 1958;

Попов, в кн.: Труд актера. Сб. статей, вып. VI!, ј 21, М., 1960; Аркадий Райкин, "Театр", М., 1958, .ј 5; Народный артист, в кн.: Утесов Л.,С песней по жизни, М., 1961;

75 000 000, "Искусство эстрады", [М.], 1961, вып. 1; Виталий Лазаренко, М., 1946; Начало цирка нового времени, "Советский цирк", 1949, ј 9; Русский цирк, М., 1953; Братья Дуровы, М., 1954; Цирки в Москве, в кн.: История Москвы, т. 6, М., 1959; В ч„м же вс„-таки специфика цирка?, "Советский цирк", 1960, ј 8; Высокое искусство цирка, в сб.:

Огни манежа. Статьи о цирке, [М.], 1961; И. С. Радунский и его записки, в кн.: Радунский И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Искусство фокусника, в кн.: В а д и-м о в А. А. (Алли-Вад.), Искусство фокуса, М., 1959; Кио и его предшественники, в кн.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; Б. Эдер и его питомцы, в кн.: Э д е р Б., Мои питомцы, М., 1955. H.Jlum.

ДМОХОВСКИЙ, Борис Михайлович [р. 16(28).!. 1899]-русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Окончил Школу рус. драмы в Петрограде (1924, класс Н. Н. Арбатова и В. Я. Софронова). Сценич. деятельность начал в Ленингр. Большом драм. т-ре в 1922 как актер, в 1924 - как режиссер (пост. "Любовь Яровая", 1927; "Пурга" Щеглова, 1927, и др.). В 1931-37- работал в Передвижном ленингр. т-ре Комедии, пост.:

"Слуга двух господ" (1932); "Чужой реб„нок" Шквар-кина (1934); "Женитьба Труадека" Ромена (1933) и др. Работал в Дальневосточном т-ре муз. комедии и др. т-рах. С 1949 - режиссер Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина. Пост.: "Калиновая роща" Корнейчука (1951), "Высокая волна" ("Жатва") Николаевой (1952), "Голос Америки" (1950) и "Лермонтов" (1953) Лаврен„ва и др. С 1924 занимается педагогич. деятельностью (в 1931-37 - в Ленингр. театр. ин-те). Снимается в кино. Э. К.

ДМУШ‚ВСКИЙ (Dmuszewski), Людвик (24. XII. 1777-9.XII.1847) - польский актер, оперный певец, режиссер. С 1800 работал в Нац. т-ре в Варшаве. Как актер выступал до 1826. Играл гл. обр. роли любовников в комедиях: Шармантский ("Модные спазмы" Богуславского), Рад ослав ("Пан Гельдхаб" Фредро) и др. Выступал и в оперных спектаклях - Тамино ("Волшебная флейта") и др. С 1820 одновременно работал и как режиссер, в 1825 стал одним из директоров т-ра. Д. принадлежит к числу основоположников реалис-тич. школы сценич. иск-ва в Польше. Автор опер-комедий "Окопы на Праге" (1807), "Жалко усов" (1814) и др. Был редактором "Курьера Варшавского" и Ежегодников Нац. т-ра. В 1836-38 занимался педагогич. деятельностью в варшавской драм. школе.

Лит.: Szwankowski E., Teatr Wojciecha Boguslawskiego w latach, 1799-1814, Wroclaw, 1954.

"ДНЕВНИК АРТИСТА" - l) Приложение к журн. "Артист", выходившее в 1892-93. В "Д. а." печатались переводные и рус. пьесы, статьи по истории драматургии и т-ра, рецензии. 2) Журнал, издававшийся в Москве в 1891. Вышел один номер. Издатель - Ф. Кума-нин. Был преобразован в приложение к журналу "Артист".

"ДНЕВНИК РУССКОГО АКТ‚РА" - русский театральный журнал. Выходил ежемесячно в Петербурге в 1886. В журнале было опубликовано письмо Л. Н. Толстого к редактору П. Денисенко, в к-ром утверждались взгляды писателя на воспитательные зада-ни нар. т-ра.

"ДНЕВНИК ТЕАТРА И ИСКУССТВА" - русская газета, выходившая в Петербурге в 1898-1905, по 2-4 номера в год. Редактор - А. Кугель. В газете печатались статьи о рус. т-ре.

"ДНЕВНИК ТЕАТРАЛА" - русская еженедельная газета, выходившая в Москве в 1889-91. Редактор-издатель - П. Кичеев. Вышло 12 номеров.

ДНЕПРОВ, Митрофан Иванович [р. 1(13).VI.1881]- русский советский артист оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1900-06 учился на оперных курсах О. Бестриха в Петербурге и пел в студенч. спектаклях (Онегин, Демон, Риголетто и др.). С 1907 выступал в опереточных антрепризах К. Тонни, Я. Щукина, И. Зона, Е. Потопчиной, в Товариществе Моск. оперетты, в "Новом т-ре оперетты". В 1933-39 Д. гастролировал по СССР. В 1939-51 Д. - артист Моск. т-ра оперетты. В 1946-47 работал в Пятигорске, где пост. "Свадьбу в Малиновке" Б. Александрова, "Сильву" и "Баядеру" Кальмана. Д. создал яркие лирико-драматич. и характерные образы.

Роли: Ферфакс ("Гейша" Джонса), Данило ("Вес„лая вдова" Легара), Парис ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Марк„р ("Женихи" Дунаевского). Мистер Икс "Принцесса цирка" Кальмана), Корецкий ("Год спустя" Б. Александрова), Игонин ("Беспокойное счастье" Милютина), Муромский ("Акулина" Ковнера) и мн. др.

Лит.: Днепров М., Полвека в оперетте, М., 1961. А. Ив.

ДНЕПРОВ, Сергей Иванович (16.Х.1884-14.Ш. 1955) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1949). Окончил Моск. ун-т (юридич.ф-т, 1904) и курсы драмы А. И. Адашева (1908). В 1908-11 работал в Моск. Художеств. т-ре (Нахман-"Miserere" Юшкевича и др.). Играл в провинц. т-рах (1912-23, 1925-31), в Малом т-ре (1923-25), МХАТе 2-м (1931-36). С 1936 - актер Т-ра им. Моссовета. Д. вед" педагогич. работу (студии при т-рах, Моск. театр. уч-ще и Др.).

Роли: Чацкий, Незнамов, Жадов, Фердинанд, Карл Моор;

Риварес ("Овод" по Войнич), князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому), Тер„хин ("Ржавчина" Киршона), Яровой; Годун ("Разлом"); Волгин ("Чудак" Афиногенова), Карандышев;

Колычев ("Василиса Мелентьева" Островского), Пастор ("Медвежья свадьба" Луначарского), Морис Массубр ("Мольба о жизни" Деваля), Береговой ("Мятеж"), Предревком ("Апшеронская ночь" Никитина) и др. А. Шн.

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР (Днепропетровский государственный украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко) - создан в 1919 в Киеве под назв. Первый гос. укр. драм. т-р им. Т. Шевченко. Был первым сов. т-ром на Украине. Здесь работали масте-* ра укр. сцены И. А. Марьяненко, А. И. Борисоглебская, И. Э. Замычковский, А. Е. Мещерская, Ф. В. Левицкий, А. М. Бучма, Н. М; Ужвий и др. Т-р возглавлял реж. А. Д. Загаров. Коллектив обслуживал города Украины, с 1927 был стационирован в Днепропетровске. В нач. 20-х гг. т-р ставит классич. драматургию: пьесы Леси Украинки, Т. Г. Шевченко, Мольера, Бомарше, К. Гуцкова, Г. Ибсена, а также символистские, экспрессионистские пьесы. В 20-30-е гг. значит. место в репертуаре заняли произв. сов. драматургов:

А. В. Луначарского, К. А. Трен„ва, А. М. Файко, Б. А. Лаврен„ва, М. Горького, В. В. Вишневского, А. М. Микитенко, А. Е. Корнейчука, Я. А. Мамонтова, И. А. Кочерги и произв. укр. классич. драматургии - И. П. Котляревского, Г. Ф. Квитко-Основья-ненко, М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого, И. К. Карпенко-Карого, И. Я. Франко. Лучшие спектакли этого периода: "Разлом" (1922), "Оптимистическая трагедия" (1934), "Гибель эскадры" (1934), "Гроза" (1941). Т-ром руководили режиссеры М. Я. Тинский (1927-28), И. Я. Юхименко (1929-32), А. М. Бучма (1933), Л. В. Южанский (1934-37, 1945-46), М. С. Терещенко (1938), И. Г. Кобринский (1938-41,1950- 55), А.А. Сумароков(1947-48), Д.С. Лазаренко (1949-50). В годы Великой Отечеств, войны театр работал в Ср. Азии (Актюбинск, Наманган)..В 1944 вернулся в Днепропетровск. Среди лучших спектаклей 40-50-х гг.- "Русские люди" (1942); "Сталинградцы" Чепурина (1945), "Каменный властелин" Леси Украинки (1946), "Приезжайте в Звонковое" (1946), "Макар Дубрава" (1949), "Почему улыбались зв„зды" (1957) Корнейчука, "Навеки вместе" Дмитерко (Гос. пр. СССР, 1951), "Интервенция" Славина (1957), "Двенадцатая ночь" (1949), "Отелло" (1952), "Много шума из ничего" (1955).

В труппе театра (1962): нар. арт. УССР- А. А. Вер-менич, А. А. Хорошун, З. С. Хрукалова, В. И. Ов-чаренко; засл. артисты УССР - А. И. Бондарь-Белгородский, М. Д. Садовский, С. И. Станкевич и др. Гл. режиссер (1961) - нар. арт. И. Г. Кобринский, гл. художник - Л. Ю. Скрипица.

Лит.: Укранський драматичний театр. Кив, 1959. f/. Д "ДНИ НАШЕЙ ЖИЗНИ" (первоначальное назв."Любовь Студента") - пьеса в 4 Д. Л. Н. Андреева (из быта дореволюц. студенчества в России). Соч. 1908. Пост. 6 нояб. 1908 в Новом драм. т-ре, Петербург [антреприза писателя-драматурга Фальковского, реж. Е. Карпов; Евдокия Антоновна - Строганова, Ольга Николаевна ("Оль-Оль")- А. Садовская, Глуховцев - П. Самойлов, Онуфрий - Судь-бинин, Миронов - Александровский, фон Ранкен - Угрю-мов; из последующих исполнителей: Ольга Николаевна - Е. А. Полевицкая]. В 1909 "Д. н. ж." пост. моек. Т-р Корша (Евдокия Антоновна - Блюменталь-Тамарина, Азагарова;

Ольга Николаевна - Буткова, Волховская; Глуховцев - Чарин; Миронов - Кригер, фон Ранкен - Борисов). Пост. многими т-рами провинции: Одесский т-р (1908, реж. Мард-жанов; Евдокия Антоновна - Зверева, Ольга Николаевна - Юренева, Глуховцев - Берсенев, Онуфрий - Павленков);

Нижегородский т-р (1909), т-р "Соловцов", Киев (1910). На сов. сцене: Большой Дмитровский т-р, Москва (1918);

Бакинский русский т-р драмы (1923); Ростовский-на-Дону т-р (1938, реж. Лишин; Онуфрий - Н. Гарин, Ольга Николаевна - И. Вульф, Глуховцев - Н. Мордвинов, фон Ранкен - Плятт) и др. Из пост. "Д. н. ж." за рубежом: Париж (1909), Вена (1910, "Резиденц-театр"), Берлин (1911, "Малый т-р") и др.

Издания: Первая публикация пьесы-в сб.: "Знание" за 1908, кн. 26, СПБ, 1908 (отдельным изданием - в том же году в Берлине). Из сов. изд.: Андреев Л., Пьесы, М., 1959. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница