Наши партнеры

Выгодно арендовать машину в нижнем новгороде в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 145)


ДЖОНС (Jones), Роберт Эдмунд (12.XII.1887 - 26.XI.1954) - американский театральный художник и режиссер. Творч. деятельность начал в 1911. В 1915 оформил пьесу А. Франса "Человек, который женился на немой" (т-р Уоллока, Нью-Йорк), после чего получил широкую известность. Д.- один из основателей совр. школы декорационного иск-ва в США. Творч. манера Д. отличается простотой и строгостью. В 20-е гг. работал в содружестве с драматургом Ю. О'Нилом. Пост. его пьесы "Траур к лицу Электре" (1931, "Гилд-тиэтр"), "А, пустыня!" (1932, там же), "Ночь под Таосом". Среди других работ Д.-"Гамлет" (1922, т-р Сэма Харрисе), "Отелло" (1922, 1936), "Чайка" (1938, "Шуберт-тиэтр"), к-рые он одновременно оформлял и ставил как режиссер. Работал художником в Голливуде, где принимал участие в разработке проблем цветного кино.

Лит.: M о u s s i n a с L., Le theatre des origines a nos iours. P., 1957, с. 418, 420; Altman G., [a. o.], Theater pictorial, Los Angeles, 1953, с. 456, 458-61, 471-74, 508. К. Б. ДЖОНС (Jones), Сидни (17 VI.1861-29.1.1946)- английский композитор и дириж„р. Первоначально работал военным капельмейстером, затем был дириж„ром странствующих оперных трупп в Англии и Австралии. С 1905 - дириж„р оркестра лондонского т-ра "Эмпайр". Автор оперетты "Гейша" (1896, Лондон; текст О. Холла и X. Гринбэнка), обошедшей сцены всего мира. Написанная под влиянием оперетты Сал-ливена "Микадо", "Гейша" не уступает произв. Сал-ливена в непосредственности и живости чувства, мело-дич. гибкости и богатстве, профессиональной отделке партитуры. Среди др. оперетт Д.- "Вес„лая девушка" (1893), "Греческий раб" (1899, Вена), "Персидская принцесса" (1909, Лондон), "Девушка из Юты" (совм. с П. Рабенсом, 1913, Лондон), "Счастливый день" (1916, там же) и др.

Лит. M а с q u e e n-P ope W., Gaiety. Theatre of enchantment, L., 1949. Be. Г.

ДЖОНСОН (Jonson), Бен (наст. имя-Бенджамин) (11.VI.1573, Лондон, - 6.VIII.1637, там же) - английский драматург, поэт, теоретик драмы. Происходил из шотландской протестантской семьи. Отец Д. был священником; умер незадолго до рождения сына. Отчим Д., каменщик, обучил его своему ремеслу, это дало Д. возможность быть членом гильдии каменщиков, предоставлявшей гражданские права, к-рых не имели актеры. Д. учился в Вестминстерской школе, где получил блестящее классич. образование. В качестве волонт„ра Д. участвовал в войне Нидерланд ов против Испании. Вернувшись в Англию в 1592, стал актером. В 1597 Д.-актер и драматург т-ра "Роза", где была пост. его первая пьеса "Обстоятельства переменились" (1597) и где Д. успешно выступил в роли Джеронимо ("Испанская трагедия" Кида). Д. обладал бурным темпераментом; сидел в тюрьме за убийство на дуэли. Был одним из главных участников "войны театров". Завоевав как актер признание зрителей, Д. вош„л в милость при дворе короля Якова I. Последние годы жизни Д. были омрачены одиночеством и бедностью. Комедии Д. "У всякого своя причуда" (1598) и "Каждый без своей причуды" (1599) были впервые пост. "Труппой слуг короля", к к-рой принадлежал Шекспир. Эти пьесы положили начало новому жанру англ. драматургии-сатирич. бытовой нравоучительной комедии. В прологах к ним Д. обосновал свою "теорию юморов" ("юмор", "гумор" - "жизненный сок", от к-рого по ср.-век. понятиям зависел психич. склад человека), требующую изображения таких характеров, в к-рых преобладает одна черта ("юмор"), определяющая вс„ их поведение. Эта главная черта обычно обозначается в именах героев комедий Д. В своих лучших пьесах Д. разоблачал социальные пороки совр. ему общества. В комедии "Вольпоне, или Лиса" (пост. 1606?, "Труппа слуг короля") Д. обличал стяжательство, хищничество, власть денег, нравственно калечащую человека; в комедии "Эписин, пли Молчаливая женщина" (1609, т-р "Уайтфрайерс") Д. осмеивал причуды богача; комедия "Алхимик" (1610, "Труппа слуг короля") была направлена против ср.-век. суеверий, шарлатанства и корыстолюбия; в "Варфоло-меевской ярмарке" (1614) Д. критиковал нравы горожан, ханжество и лицемерие пуритан. Стремление Д. ввести в англ. драматургию принципы классицизма, изложенные им в теоретич. работе "Открытия" (изд. 1609), особенно сильно сказалось в его "античных" трагедиях "Падение Сеяна" и "Заговор Катилины" (1603 и 1611, "Труппа слуг короля"). В них выражено и политич. свободомыслие Д., его протест против монархич. произвола. Трагедии Д., как и его поздние комедии ("Дьявол глуп, как ос„л", 1616; "Притягательная лэди", 1632; "Сказка бочки", 1633 и др.), успеха на сцене не имели. Помимо комедий и трагедий, Д. работал и в др. драматич. жанрах. Им написано ок. 30 "масок" - пьес аллегорич. содержания, почти лиш„нных фабулы и состоящих из поэтич. монологов и диалогов, песен и танцев. В этот традиционный жанр Д. вн„с элементы пародии. Историч. драма Д. "Падение Мортимера" и пастораль "Печальный пастух, или Повесть о Робине Гуде" остались незаверш„нными. Друг Шекспира, почитатель его гения, оспаривающий, однако, его художеств. принципы, Д. сам был крупнейшим драматургом эпохи Возрождения. Его творчество своим гуманизмом и глубиной проблематики противостояло эпикурейству придворно-аристократич. театра Д оказал большое влияние на англ. нац. комедийную традицию, проявлявшуюся не только в драматургии, но и в романе 18-19 вв. Разнообразие и яркость созданных им характеров, живой язык, народность способствовали сохранению его драматургии в репертуаре многих т-ров Англии и др. стран. Лучшие пост. в Англии: "У всякого своя причуда", 29 ноября 1751, т-р "Друри-Лейн", Лондон (Кайтли - Гаррик), 5 июня 1816, там же (Кайтли- Э. Кин), 20 июля 1838, т-р "Хеймаркет", Лондон (Кайтли-Макреди); "Вольпоне" в 17 и 18 вв. постоянно шла почти во всех т-рах

Англии, 30 янв. 1921, т-р "Лирик", 30 июля 1935 на Малвернском фестивале (Вольпоне-Лоусон); "Эписин", 26 нояб. 1752, т-р "Друри-Лейн", пост. Гаррика, 1909, Драматич. об-во им. К. Марло, июнь 1948, Оксфорд; "Алхимик" в 18 в. часто ставился в т-ре "Друри-Лейн", в нач. 19 в., труппа Беттертона, 1776, т-р "Друри-Лейн" (Драггер - Гаррик), 1899, Драматич. об-во Елизаветинского т-ра.

В СССР "Эписин" - в Петроградском т-ре ИОН ("Искания освобожд„нной независимости", 1923);

"Вольпоне" - в Театре-студии под рук. Ю. А. Завадского (1932), пост. Завадского, с участием В. П. Марецкой (пьеса шла в переделке Г. Ю. Вечоры, под заглавием "Мо„"); в Ленингр. т-ре Комедии (1929), пост. К. П. Хохлова, с участием E. M. Грановской и С. Н. Надеждина; в Гос. евр. т-ре БССР (под заглавием "Деньги", 1934); в Большом драм. т-ре им. Качалова (1957, Казань); "Алхимик" - в Т-ре им. Ко-миссаржевской, 1924.

С о ч.: The works, v. 1-9, L., 1875; The complete plays, v. 1-2, L.-N. Y., 1929- 34; в рус. пер.-Драматич. произведения, т. 1-2, M.-Л-, 1931-33; "Эписин, или Молчаливая женщина", Пб., 1921; "Вольпоне, или Хитрый лис", M., 1954; "Варфоломеевская ярмарка". М-, 1957; Пьесы, Л.-М., 1960.

Лит.: Аксенов И. А., Елизаветинцы. Статьи и переводы, M., 1938; В a u m Н. W., The satiric and the didactic in Ben Jonson's comedy, [Chapel Hill, 1947]; В e n t 1 e у G. E., Shakespeare and Jonson: their reputations in the seventeenth, v. 1-2, Chi., 1945-46; Варшер С. Э., Литературный противник Шекспира, "Русская мысль", M., 1886, ј 8; Виппер Ю. Б., Самарин Р. M., Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII в., M., 1954; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Р о м м А. С., Бен Джонсон, Л.-М., 1958. Ел. К.

ДЖОНСОН (Johnson), Самюэл (1709-84) - англий ский лексикограф. Издавал соч. Шекспира. Автор пятиактной трагедии "Ирене", пост. Д. Гарриком в "Друри-Лейн" в 1749.

ДЖОНСОН (Johnson), Эдуард (22.XI.1881-20. IV. 1959) - канадский артист оперьх (лирико-драма-тический тенор), театральный деятель. Как Драматич. актер выступил в 1908 в Нью-Йорке в оперетте "Вальс-мечта" О. Штрауса. В 1908-10 Д. учился пению в Италии у В. Ломбарди. Впервые выступил на оперной сцене в 1912 в Паду e (под псевдонимом Эдоардо ди Джованни). В 1914-19 Д. - ведущий тенор т-ра "Ла Скала". Одновременно гастролировал в Англии, Испании, Португалии, Аргентине, Бразилии, Уругвае. В 1919-22 по приглашению М. Гарден пел в оперном т-ре Чикаго. В 1922-35 Д. - солист т-ра "Метрополитен-опера"; пел вместе с Шаляпиным. В 1935-50 Д.- директор этого т-ра. По его инициативе были осуществлены пост. опер "Альцеста" Глюка (1941), "Питер Граймс" Бриттена (1948), "Хованщина" Мусоргского (1950) и др. В качестве председателя Торонтской оперт ной ассоциации (50-е гг.) способствовал развитию оперного иск-ва в Канаде. Выдающийся вокалист 20 в., Д. был тонким интерпретатором разл. по стилю и нац. чертам репертуара. Яркость и прозрачность звука, выразит, нюансировка, высокая техника декламации в сочетании с большим художеств. вкусом особенно проявились в исполнении партии Пеллеаса.

Партии: Пеллеас ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Радамес, Хозе, Канио; Андре Шенье (о. п. Джордано), Фауст;

Парсифаль (о. п. Вагнера), Димитрий ("Борис Годунов"), Садко и др.

Лит.: С e I e t t i R., Edoardo di Giovanni" "Musica e Dischi", Mil., 1956, ј 116; Me C r e a d у L.G., Edward Johnson, в кн.: Canadian portraits, Toronto, 1957, с. 31-67. Be. T.

ДЖОРДАНИ (Giordani), Томмазо (1730?, 1744? - февр. 1806)- итальянский композитор и артист оперы. Впервые выступил в странствующей оперной труппе своего отца. В конце 50-х гг. 18 в. начал активную композиторскую деятельность. Его первая опера "Комедиантка, ставшая певицей" была исполнена в 1756 в лондонском т-ре "Ковент-Гарден". С 1764 жил в Дублине, писал для т-ров "Ройял", "Литл т-р" и "Смок Элли т-р"; с 1788 Д.- муз. директор "Нью т-р ройял". Д. был представителем галантного салонного стиля. Лучшие из его соч. отличаются мелодич. изобретательностью, ясностью формы, мастерством инструментовки, стилистич. изяществом.

Другие оперы: "Отец и сын -соперники" (1770), "Ар-таксеркс" (1772), "Антигона" (1774), "Поцелуй" (1782) (все пост. в Лондоне), "Любовь в маске" (1765), "Фпллис при дворе" (1767), "Осажд„нный замок" (1784) (все пост. в Дублине) и др.

Лит.: Lawrence W. J., Tommaso Giordani. An Italian composer in Ireland, "Musical Antiquary", L., 1911, Jan., .ј 6. Д. М.

ДЖОРДАНО (Giordano), Умберто (27.VIIL1867- 12. XI. 1948) - итальянский композитор. Академик (с 1929). Муз. образование получил в консерватории в Неаполе (1881-86). Автор опер "Андре Шенье" (1896, "Ла Скала"), "Федора" (1898, т-р "Лирико", Милан), "Сибирь" (1903, "Ла Скала"), "Мадам Сан-Жен" по комедии Сарду (1915, "Метрополитен-опера"), "Ужин насмешниц" (1924, "Ла Скала"), "Король" (1926, там же) (три последние под управлением Тосканини) и др. Д.-один из видных представителей веризма. Оперы Д. отличаются драматизмом характеров, мелодич. выразительностью, интересной оркестровкой. Лучшая опера Д. "Андре Шенье" с успехом пост. во всех крупных т-рах Европы, США и Юж. Америки; в России (1897, Москва и Петербург, с участием Э. Карузо, М. Баттцстини, Ф. Таманьо).

Преподавал в Высшей консерватории изящных иск-в. В 1929 имя Д. было присвоено т-ру в Фодже.

Другие произв.: оперы "Клятва" (1892, Рим), "Зевс в Помпее" (совм. с А. Франкетти, 1921, там же), балет "Волшебная звезда" (соч. 1928, не пост.), музыка к спектаклю "Цезарь" Э. Форцано (1939, Флоренция) и др.

Лит.: Galli A.,Macchi G., Paribeni G.C., U. Giordano nell'arte e nella vita. Mil." 1915; Paribeni G. C., Madame Sans-Gene, Mil., 1923; C e 1 1 a m a r e D., U. Giordano, Mil., 1949. Иг. Ф., Св. Г.

ДЖОРДЖАДЗЕ, Барбаре Давидовна (1833-95)- грузинская писательница, поэтесса и драматург. Сестра писателя Р. Эристави. Лит. деятельность начала в 1859 как поэтесса. Написала драму "Зависть", историч. драму "Прекрасная Кекела", водевили "Гадалка" и "Языком зеркала". Комедией Д. "Что искал и что наш„л" 1 сент. 1879 был открыт первый сезон постоянного груз. т-ра. Выступая в нач. своей деятельности против демократизиции лит. языка, Д. впоследствии пересмотрела свои взгляды. Е„ произв., созданные после 60-х гг., написаны нар. языком. Ел. Г.

ДЖОРДЖЕВИЧ (Dordevic), Бранка (р. 21.11. 1912) - югославская артистка оперы (меццо-сопрано). В 1941 окончила Муз. академию в Белграде. С 1938 Д.- солистка Белградского оперного т-ра, с 1946- Сараевской оперы. Обладает гибким и сильным голосом, я{жим Драматич. талантом, тонким чувством стиля.

Партии: Дамао ("Еро с того света" Готоваца),Ева ("Никола Шубич Зринский" Зайца), Кармен; Азучена ("Трубадур"), Маддалена ("Риголетто"), Шарлотта ("Вертер" Мае-сне), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Чно-Чио-сан;

Любаша ("Царская невеста"), Полина ("Пиковая дама") и др. М. М.

ДЖОРДЖЕВИЧ, Йован (13.XI.1826-9.IV.1900) - сербский писатель, историк и театровед. Был редактором разл. журналов и газет, министром просвещения, профессором истории Белградского ун-та. По инициативе Д. в 1861 был открыт Сербский народный т-р в Нови-Саде - первый театр сербского народа. В 1868 Д. возглавил белградский Нар. т-р (открыт в 1869), одновременно организовал актерскую школу. Был инициатором создания в 1870 первого в Сербии закона о т-ре. Д. писал статьи по вопросам театра, переводил пьесы с венг. и нем. языков.

ДЖОРДЖЕСКУ (Georgescu), Джордже [р. 12(24). IX. 1887] - румынский дириж„р и музыкально-общественный деятель. Нар. арт. РНР (1954). Муз. образование получил в Бухарестской консерватории, совершенствовался в Высшей муз. школе в Берлине (1910-12). В 1916- 1918 совершенствовался как дириж„р под рук. Р. Штрауса и А. Никиша. Впервые выступил как дириж„р в симф. концерте в Берлине в 1918. В 1922-28, 1930-33, 1939-40 был директором Бухарестской оперы. Руководил пост. опер "Летучий голландец", "Валькирия" Вагнера, "Борис Годунов", "Богема", "Тоска", "Фауст", "Аида" и мн. др. Дирижировал также операми в Нью-Йорке, Берлине, Вене, Флоренции и мн. др. городах мира. В 1952, 1954, 1955 и 1958 выступал в СССР. Исполнительский стиль Д., одного из крупных совр. дириж„ров, характеризуется большим темпераментом, волей, пластичностью, строгостью жеста, тонкой нюансировкой. Гос. пр. РНР (1949, 1957).

Лит.: Voiculescu L., George Georgescu, Bue., 1957;

Т у д о р А., Расцвет музыки в РНР, Бух., 1956.

Я. Р., Д. Перс.

ДЖОРДЖИ-РИГЕТТИ (Giorgi-Righetti) - см. Бри-еенти.

ДЖОШИ ДАМАЯНТИ (р. 1925?) - индийская танцовщица. Начала заниматься танцем в раннем детстве у известных танцовщиков Ситарама Прасада и М. Менака. Впоследствии занималась у бр. Махарадж. Изучала танцы школы "бхарат натьям", "катакхали", "манипури". Творч. деятельность начала в 1935 в труппе танцовщицы Менака, в 1936 вместе с труппой выезжала на гастроли в Европу и Юго-Вост. Азию. С 1937 выступает с танцами школы "катхак". Д. Д. пропагандирует чистый стиль классич. инд. танца, избегая декоративных, рассчитанных на внешний эффект движений и жестов. Д. Д.-танцовщица яркой индивидуальности, одна из немногих исполнительниц, воспроизводящих древние танцы средствами совр. танца "катхак". Е„ исполнение отличается ясностью рисунка, изяществом. Выезжала на гастроли в Китай, Бирму, Индонезию (1953), Японию (1958).

Лит.: "Marg", Bombay, 1959, v. XII. ј 4, September.

Лс Л. Гр. ДЖОЯ (Gioia), Гаэтано (1764 тай-Т7„-ЗО.Ш. 1826) - итальянский артист балета, балетмейстер и педагог. Девятнадцати лет дебютировал в Турине в женской партии. В 1789 пост. первый балет "Софониз-ба", к-рый с успехоА исполнялся во многих т-рах Италии. В 1790 работал в Вене, в 1793-95 - в Милане, в 1795-96 - Неаполе и др. городах Италии. Балеты, пост. Д. в 90-е гг., близки по форме и сюжету пантомимным балетам Ж. Ж. Нов epa и Г. Анджолини. В дальнейшем на творчество Д. болышхй влияние оказал деятельность балетмейстер С. Вигано, с балетами к-рого Д. познакомился в Вене. Балеты, пост. Д. в Неаполе в 1870-е гг., "Андромеда и Персей" (1803), "Возвращение Улисса в Итаку" (1804), "Сафо" (1806), "Цезарь в Египте" (1807) и др. отличались эмоциональностью, драматизмом, детальной разработкой массовых сцен, тесно связанных с танцами солистов. Среди др. йдачительных пост. Д."Габриелла ди Верги" (на муз. Россини и Мейербера, 1819, Флоренция), "Изгнанники из Сибири" (1923, Милан). Д. был одар„нным музыкантом и часто сам сочинял музыку к балетам. СЛ 824J жил в gHeano-легреподавалисрйво пантомимы в т-ре Сан-КарлоД л"

Лит.: RI torni V., Commentarii della vita e delle opere coreodram-matiche di Salvatore Vi-gano, Mil., 1838; R e s-1 i E., Cenni storici intorno alle lettere, invenzioni, arti, commercio e spett. teatrali, Bologna, 1824-27. E. C\

ДЖУГАРУ (Giuga-ru), Александру (р. 23.VI.1897) - румынский актер. Нар. арт. РНР (1962). В 1916 на-'чал сценич. деятельность в театр. компании "Сцена"; исполнял роли в опереттах, обозрениях и комедиях. В 1926 окончил Консерваторию драм. иск-ва (Бухарест) и вступил в труппу супругов Бу-ландра. С 1946 работает в бухарестском Нац. т-ре им. Караджале. Роли: Траханаке и хозяин Думитраке ("Потерянное письмо", "Бурная ночь" Караджале), Лунардо ("Самодуры" Гольдони), Городничий; начальник станции ("Безымянная звезда" Себастьяна) и др. Д. с большим мастерством играет комедийно-сатирич. роли. Его иск-во отличается остротой типизации, точностью социальной характеристики. Выступает также как исполнитель рассказов Караджале. С 1925 снимается в кино. В 1958 вместе с т-ром гастролировал в СССР. Гос. пр. РНР (1954). Н. Р.

ДЖУДИ (Judy) - один из основных персонажей английской народной кукольной комедии "Панч и Джуди", жена Панча. Тип грубой, сварливой и драчливой женщины. Я. Б.

ДЖУМАХМАТОВ, Асанхан (р. 16.VI.1923) - киргизский советский дириж„р. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1958).Чл. Коммунистич. партии с 1943.В 1948-52 обучался в нац. студии при Моск. консерватории, в 1958 окончил консерваторию (педагоги: проф. Л. М. Гинзбург и проф. Б. Э. Хайкин). С 1948 Д.- дириж„р, с 1958-гл. дириж„р Кирг. т-ра оперы и балета. Руководил пост. опер "Токтогул" (1958), "Айчу рек" Власова, Малдыбаева и Фере, "Белый сокол" Ряузова (1957), "Мурат" Книппера (1959), "Джамиля" Раухвергера (1961), "Русалка" (1957), "Борис Годунов" (1960), "Пиковая дама" (1950), "Кармен" (1949), "Аида" (1960), "Тоска" и др. Д.- дириж„р яркого темперамента и одухотвор„нности; особенно удаются ему массовые сцены опер.

Лит.: Львов Н., Киргизский театр. Очерк истории, М., 1953, с. 211-12. А. Ив.

ДЖУРАЕВ, Асрор (р.22. XI.1911) - узбекский советский режиссер и актер. Чл. Коммунистич. партии с 1949. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1927-30 выступал в "Синей блузе". Учился на режиссерских курсах в Москве в 1939 и 1948. С 1930 - актер, с 1933-режиссер (1940-44, 1948-57 - гл. режиссер) Самаркандского т-ра. Роли: Улмас ("Сожжем" Яшена), Чаусов ("Мятеж" по Фурманову). Пост. спектакли: "Бай и батрак" Хамзы (1949), "Московский характер" Софро-нова (1949), "Алишер Навои" У игу на и Султанова (1952), "Бесприданница" (1951), "Священная кровь" по Айбеку(1956), "Блудный сын" Раннета (I960). Т. Т.

Д Ж РИ, Аделаида Антоновна (р. 9.IV.1872) - русская артистка балета и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945). Род. в Каире. В Россию приехала в 1885. В 1891 окончила балетное отделение Моск. театр. уч-ща и в том же году дебютировала ыа сцене Большого т-ра в партии Эсмеральды (о. п. Пуни). Л„гкий, грациозный танец Д. отличался безупречной техникой. Среди лучших партий Д.- Жи-зель; Лиза ("Тщетная предосторожность"), Одетта-Одиллия и др. В 1903 оставила сцену и все последующие годы занималась пе-дагогич. деятельностью. В 1926-46 Д.педагог Хореографич. уч-ща при Большом т-ре. Л. Я.

ДЖУРКОВИЧ (?иг-kovic), Никола (12. V. 1812 - 25.XII.1875)югославский композитор, режиссер, актер.

По национальности серб. Один из основоположников сербской нац. муз. и театр. культуры. Сценич. образование получил в Белграде. В 1840-42 играл в драматич. труппе в Белграде под рук. А. Нико-лича и И. Стерии-Поповича. В 1844 основал и возглавил в Панчеве "Любительское театр. об-во", в к-ром работал как режиссер, композитор, актер и певец. Пост. здесь ряд пьес, к к-рым написал муз. номера и патриотич. песни; среди них особенно популярны "Восстань, восстань, серб", "Весело серб ид„т в солдаты", "Мечом и копь„м" и др. Автор хоровых и др. произв. Перев„л с нем., итал. и др. языков на сербский ок. 30 пьес классич. репертуара.

Лит.: Tomandi M., Spomenica Pan6eva6koj srpskoj crkevenoj pevaCkoj druetva, [Paneevo], 1938; Dorotevie V. P., Prjlozi biografskom reoniku srpskili muzioara, Beograd, 1У50. Над. П.

ДЖСТО (наст. фам. -Тихомиров), Дмитрий Фаустович [р. 24.III (5.IV). 1895] - русский советский артист оперетты, режиссер. Сын итал. певца Ф. Дж. Джусто и артистки МХТ Е. Д. Тихомиро-вой. В 1914-18 обучался пению в частной оперной студии С. А. Дубасовой в Москве. Сценич. деятельность начал в 1916. В 1923-25 выступал в Дмитровском т-ре оперетты в Москве, затем работал в периферийных т-рах. В 1941-42 возглавлял Моск. ансамбль оперетты, где одновременно исполнял обязанности режиссера. С 1944 Д.артист и режиссер Одесского т-ра оперетты, с 1947 - худ. рук. т-ра музкомедии в Бобруйске. Выступал в амплуа "простака". Роли:

Бони ("Сильва" Кальмана), Ганс Шлак ("Принцесса долларов" Фалля), Пипо ("Маскотта" Одрана), Фриц ("Ярмарка невест" Якоби) и др. Г. Л.

ДЖЭКСОН (Jackson), Барри Винсент (6.IX.1879- 1961) - английский театральный деятель. В 1907 организовал любительскую труппу "актеры-паломники", на основе к-рой создан Бирмингемский репертуарный театр. Д. пост. здесь мн. произв. Шекспира, Шоу. В 1935 он передал управление т-ром "Тресту Барри Джэксона", в к-ром занял пост директора. В 1929 Д. был организатором Малвернских театр. летних фестивалей (до 1937). В 1945-48 одновременно был директором Шекспировского мемориального т-ра в Страт-форд-он-Эйвон и организатором фестивалей шекспировских пьес, ставившихся в этом т-ре. С 1949 входил в дирекцию оперного т-ра "Ковент-Гарден" (Лондон). Д. написал пьесы "Фифинелла" (совм. с Б. Дином, 1911), "Невеста сэра Тальдо" (совм. с Дж. Дринкуотером, 1913-14) и др., книгу "Театр и гражданская жизнь" ("The theatre and civil life", 1922). Д.-магистр искусств (1529), доктор литературы Бирмингемского ун-та (1950).

Лит.: В i s h о р G. W., Вадту Jackson and the London theatre, L-, 1933. ф. \

ДЗАЙНАРКУ-ГУСАН (гусан - дословно, возве щающий о смерти) - трагедийный актер древнего и средневекового армянского театра.

ДЗАННИ (итал. Zanni, уменьшит, от имени Giovanni) - один из основных персонажей итальянской комедии дель арте. Прообразом Д. послужил тип обедневшего крестьянина из окрестностей города Бергамо (Сев. Италия) или из Кавы, Ачерры (Юж. Италия), покинувшего родные места в поисках работы. Позднее определились две наиболее популярные разновидности этого персонажа: первый - пройдоха, плут, ловкач, именовался Д. или Бригелла, Педролино, Скапи-но и др., второй - простак, увалень, носил имена Арлекин Бураттино, Кола, Флауттино - в Венеции, Пульчинелла - в Неаполе. Д. говорили на разл. местных диалектах, персонаж этот носил крестьянскую одежду: длинная холщ„вая блуза с низким поясом, длинные широкие штаны, широкополая шляпа с пером, за поясом деревянная палка в форме меча (батоккио), на плече короткий плащ. Обязательным атрибутом обоих Д. были ч„рные полумаски. Костюм первого Д. соответственно его характеру был более щегольским, на его блузу часто нашивались ж„лтые позументы, придававшие ей сходство с лакейской ливреей. Исполнение ролей Д. строилось на импровизации, насыщенной, особенно в начальный период, элементами сатиры, оно носило остро буффонный характер, отличалось обилием шуток и острот, различных забавных трюков (лацци). Д. принимали активное участие в развитии сюжетной интриги; вступая в борьбу с Панталоне и Доктором, они приводили действие к благополучному концу. Д. определяли оп-тимистич. пафос, сатирич. силу комедии дель арте. Из актеров, выступавших в этом амплуа, наиболее известны H. Барбъери, Д. Бъянколелли и А. Сакки. В 17-18 вв. маски Д. в значит, степени утеряли свою реалистич. направленность в результате общей ари-стократизации комедии дель арте. Персонаж этот оказал влияние на образы слуг, созданные Шекспиром, Мольером и Гольд они в своих произведениях. С. Мок.

ДЗАННОНИ (Zannoni), Атаназио (1720-92) - итальянский актер. С детства выступал в т-ре и к 1750 стал признанным актером-импровизатором. В течение 30 лет работал в труппе А. Сакки; был исполнителем ролей Бригеллы во всех фьябах К. Гоцци, оказав своей актерской индивидуальностью влияние на творчество .этого драматурга. Д. изменил характеристику Бригеллы: из неот„санного, хитрого, находчивого слуги Бригелла превратился в живого и остроумного человека, обладающего нек-рой культурой и не лиш„нной юмора философией. Д. легко и быстро находил живые, меткие слова для выражения мыслей Бригеллы. Созданный им образ имел большой успех у зрителей, особенно в пьесах "Разорванные договоры", "Влияние Сатурна", "Вдова-индианка" и др. Д.- автор комедии "Родина", книги "Словечки Бригеллы" и др. произв. в стихах и прозе. Ал. С.

ДЗАНЦЦИ (Zanuzzi; наст. фам. - К а т р о-л и), Франческе Антонио (р. ок. 1728 - г. смерти неизв.) - итальянский актер. Род. в Падуе. Сценич. деятельность начал в Венеции. Исполнял роли молодых любовников. Сходство с известным актером этого амплуа А. Витальба принесло ему прозвище Витальби-но (уменьшительное от Витальба). В 1758 Д. был приглаш„н в т-р "Комеди Итальенн" в Париже, где с успехом дебютировал в 1761 в комедии "Потерянный и обрет„нный сын Арлекина" по сценарию Гольдони. Д. работал в "Комеди Итальенн" до его закрытия (1780), исполняя вначале роли любовников, затем - Панта-лоне. В 1780 возвратился в Италию, но на сцене больше не выступал. Гольд они несколько раз упоминает о Д. в "Мемуарах" (части 2-я и 3-я). С. Мок., Р. X.

ДЗАРДИ (Zardi), Федерико (р.25.X.1912) - итальянский драматург. Дебютировал в 1938 пьесой "А кто его знает?" (труппа Экспериментального т-ра, Флоренция). Автор пьесы "Якобинцы" (1957, труппа "Пикколо т-ра", Милан) о франц. бурж. революции. Большое место в драматургии Д. занимает сатира. Д. высмеивает совр. итал. внешнюю политику (комедия-памфлет "Марсиане", 1960, т-р "Стабиле", Генуя), разл. стороны жизни и культуры бурж. Италии (комедия - обозрение "Тромбоны", 1956, т-р "Меркаданте", Неаполь, труппа В. Гасмана).

Лит.: Р a n d о 1 f i V., Teatro italiano contemporaneo, Milano, 1959. Р. Х.

ДЗЕНО (Zeno), Апостоло (11.XII.1668-11.XI. 1750) - итальянский драматург-либреттист и критик. В 1696 начал драматургич. деятельность. В 1718- 1728 жил в Вене, где занимал должности придворного историографа и поэта-драматурга. Д. принадлежал к кружку венецианских просветителей-классицистов (Ш. Маффеи, П. Мартелли, Л.А. Муратори и др.). Писал в жанре лирич. трагедии. Выступая вместе с др. просветителями против слащавой чувствительности оперных сюжетов, против сценич. штампов и ходульных эффектов, Д. стремился подчинить оперную драматургию классицистским правилам. Написал ок. 70 оперных либретто, гл. обр. на античные, реже -на ср.-век. и библейские сюжеты. Лучшие из них - "Лю-ций Вер" (1700), "Фемистокл" (1701), "Меропа" (1712), "Ифигения" (1718), "Кай Фабриций" (1729). В ряде своих произв. Д. подражал Корнелю и Расину. Нек-рые либретто были написаны Д. совм. с П. Па-риати: "Гамлет" (1705), навеянный хроникой Саксона Грамматика, и "Дон Кихот в Сьерре-Морене" (1719), восходящий к роману Сервантеса. На либр. Д. писали оперы Г. Ф. Гендель, Б. Галуппи, А. Лотти, Ф. Арайя, А. Скарлатти, Дж. Скарлатти, А. Саккини и др. композиторы. Сценич. произв. Д. прославляли супружескую верность, постоянство в дружбе, великодушие, справедливость, верность в несчастье. Реформа оперной драматургии, начатая Д., была успешно продолжена и завершена поэтом П. Метастазио. Соч.: Люций Вер, опера в 3 действиях, СПБ, 1774. Лит.: Мокульский С." История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939;Pistorelli L.,I melodrammi di Apostolo Zeno, Padova, 1894; Wotquenne A., Libretti d'operas e d "oratori os italiens du XVII siede, Brux., 1901; F e h r [J.] M., Apostolo Zeno und scine Reform aes Operntextes. Diss., Z., 1912; Z а г d o A-, Apostolo Zeno e le sue "Poesie drammatiche", "Nuova Antologia", 1927; G г а-z i e t t o R., A. Zeno, Р. Metastasi o e la critica del Settecento "Rivista Musicale Italiana", Torino, 1946. С. Мок.

ДЗЕРЖИНСКИЙ, Иван Иванович [р. 27.111(9.IV). 1909] - русский советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Муз. образование получил в Ленингр. консерватории (1932-35, класс композиции П. Б. Рязанова, с 1933 - Б. В. Асафьева). В опере "Тихий Дон" по одноим. роману М. А. Шолохова (1935, Ленингр. Малый оперный т-р) Д. вв„л интонации совр. нар. песен. Музыка оперы проникнута песенным мелодизмом. В хоровых сценах даны яркие картины жизни донского казачества, показаны нар. массы. Широкую популярность приобр„л финальный хор оперы "От края и до края". Реалистич. направленность "Тихого Дона" определила его важное значение в развитии сов. оперы. "Тихий Дон" пост. в оперных т-рах Советского Союза, исполнялся за рубежом. Вторая опера Д.-"Поднятая целина" (1937, Большой т-р) по одноим. роману Шолохова. Известность получила "Казачья песня" из этой оперы. Написал также оперы "Кровь народа" (1941, Ленингр. Малый оперный т-р, г. Чкалов), "Надежда Светлова" (1943, там же), "Князь-озеро" (1947, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Далеко от Москвы" (1954, Ленингр. Малый оперный т-р), "Гроза" по А. H. Островскому (1955) и др. Одна из последних работ Д. - опера-песня "Судьба человека" (1961, Большой т-р), написанная на сюжет одноим. рассказа Шолохова. Д. принадлежат также муз. комедии "Зел„ный цех" (1932, ТРАМ, Ленинград), "В зимнюю ночь" по повести Пушкина "Метель" (1946, Ленингр. т-р муз. комедии). Написал музыку более чем к 30 спектаклям, а также ряд камер-но-инструмент. произв., песни и др. Гос. пр. СССР (1950).

Лит.: Тихий Дон. Опера И. И. Дзержинского. Сб. статей и материалов, Л., 1937; Поднятая целина. Музыкальная драма в 4 актах. Музыка И. И. Дзержинского. Сб. статей к постановке в Гос. Академическом Малом оперном театре, Л., 1937; Берлянд Е., Творчество И. Дзержинского, "Советская музыка", 1948, ј 9.

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР (Дзержинский драматический театр имени 3 0-л е-тия Ленинского комсомола)- театр в г. Дзержинске (Горьковская обл.). Осн. в 1946. Первоначально спектакли устраивались в заводских дворцах культуры. В 1948 было сооружено специальное здание (построено на комсомольских воскресниках). В том же году т-ру присвоено имя 30-летия Ленинского комсомола. Центр, место в репертуаре Д. т. занимают пьесы, посв. образу сов. молодого человека:

"За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Молодая гвардия" по Фадееву (1947), "Два капитана" по Каверину (1947), "Счастье" Павленко (1949), "Парень из нашего города" Симонова (1950), "Слава" Гусева (1952), "Годы странствий" Арбузова (1954), "Юность отцов" Горбатова (1957). Т-р вед„т работу с местными авторами (спектакль о Дзержинском - "Вспомним, товарищи!" Либера, 1955, и др.). Спектакли Д. т. "Настоящий человек" по Полевому (1954), "Поднятая целина" по Шолохову (1956) в инсценировке режиссера и актера т-ра Т. Лондона были показаны в Москве (в 1954 и 1957). В т-ре работают (1962): режиссеры - В. И. Гриценко, М. H. Рерберг; актеры - заслуженный артист Марийской АССР H. А. Конакова, заслуженный артист Якутской АССР И А. Груль; артисты - Е. И. Бекха-нова, Е. H. Гольцев, Л. А. Станиславов, М. А. Горская,- Л. В. Юшкова; художники - Вл. и Вит. Мазановы и др. Э. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница