Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Женская одежда в Вологде.
радиатор отопления

Театральная энциклопедия
(страница 142)


ДЕРЖАВИН, Михаил Степанович [12(25). VII. 1903-30.VII.1951] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1946). Был рабочим металлургич. з-да. В 1924 поступил в Студию Вахтангова. Первая роль Д.- помощник начальника станции ("Барсуки" Леонова, 1927). В 1928 зачислена труппу Т-ра им. Вахтангова. Осн. внимание в сво„м творчестве Д. уделял раскрытию черт рус. характера. С большой внутр. силой и обаянием играл Кутузова ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„в а, 1940); тонко обрисованные бытовые детали придавали глубокому и значит, образу нац. героя мягкость, простоту, человечность. Лучшие черты своего современника Д. воплотил в образе Макара Дубравы (о. п. Корнейчука). Комедийной л„гкостью, изяществом было отмечено исполнение Д. роли Леонато ("Много шуму из ничего" Шекспира).

Роли: Егор Булычев; Киров ("Крепость на Волге" Крем-лева), боцман Швач ("Разлом"), Дудыкин ("Темп" Погодина), Павлин ("Егор Булычев и другие"), Рагно ("Сирано де Бержерак" Ростана), Тихон ("Гроза"),

Снимался в кино (с 1932); играл в фильмах "Семья Оп-пенгейм" (Велс), "Парень из тайги" (Зимин), "Дело Артамоновых" (Петр Артамонов), "Великий перелом" (генерал Муравь„в. Гос. пр. СССР, 1946).

Лит.: Тальников Д., актер современник, в сб.:

Советский театр. М., 1947, с. 401-402. В. М.-М.

ДЕРЖЙНСКАЯ, Ксения Георгиевна [25.1(6.11).1889, Киев,-9. VI. 1951, Москва]- русская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Пению обучалась у Е. И. Териан-Коргано-вой в Петербурге. В 1913-14 пела в Москве в опере Сергиевского нар. дома, в 1915- 1948 - в Большом т-ре. Партии: Лиза, Мария, Настасья ("Пиковая дама", "Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Ярославна; Брунгильда ("Валькирия" Вагнера), Маргарита ("Фауст") и др. Д. обладала сильным, широким голосом красивого тембра. Певица принадлежит к плеяде выдающихся мастеров сов. оперного т-ра, в творчестве к-рых нашли яркое выражение реалистич. традиции рус. вок. школы. Иск-во Д. отличалось большой муз. культурой и высокой вок. техникой. С 1947 Д. работала профессором Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1943).

Лит.: Грошева Е., Ксения Георгиевна Держинская, М.. 1952.

ДЕРИНГ (Deryng), Мария (25.III.1857 - г. смерти неизв.)-польская актриса. В детстве начала выступать на провинц. сцене под рук. своего отца - актера и режиссера Эмиля Д. В 1870 дебютировала во Львовском т-ре. С 1876 выступала в т-ре "Розмаитости" (Варшава), где заменила во мн. ролях X. Моджеевскую, уехавшую в США. Играла динамично и экспрессивно в трагедиях и романтич. драмах: Камилла ("Любовью не шутят" Мюссе), Луиза Миллер; Иоанна ("Мария Тю-дор" Гюго), Джульетта и др. Д. обладала красивым и звучным голосом. В 1883 оставила сцену, жила в провинции.

Лит.: В о g u s i a w s k i W., Sily i srodki naszej sceny, Warsz., 1879, с. 300-315 (Teatr j literatura).

ДЕРИНЕ (Deryne) (наст. фам.-Шенбах, нем. Schenbach; венг. - Сеппатаки, Szeppataki), Роза (24.XII.1793, Ясберень, - 29.IX.1872, Мишкольц) - венгерская актриса и оперная певица (сопрано). Одна из основоположников венг. театр. иск-ва. Жена венг. актера И. Дери. Пению обучалась у П. Гашпара. Впервые выступила на сцене в Пештев 1810. В 1815 Д. с труппами т.н. "бродячих т-ров" выступала в Буде, Каш-ше, Шопроне и др. городах Венгрии.Создала галерею женских образов в мировом и отечеств, репертуаре. Роли: Мария Стюарт и Сафо в одноим„нных пьесах Шиллера и Грильпар-цера, Мелинда в драме И. Катоны "Банкбан". Д. была первой оперной певицей, выступившей в Клужском национальном театре (открыт в 1821)ивПеште (открыт в 1837). Среди оперных партий Д. наиболее известны Розина; Норма ("Норма"), Констанция ("Похищение из сераля" Моцарта) и др. Красивый и сильный гол.ос, талант драматической актрисы помогали Д. создавать на сцене выразительные и запоминающиеся образы. В 1853 оставила сцену, занималась концертной деятельностью. Автор "Дневника", являющегося своеобразной летописью венг. т-ра.

Соч.: Deryne naploja, kot. 1-3, Bp., 1900, Bp., 1957. Лит.: A hetvenoteves magyar allami operahaz. Bp., 1959;

Pukanszkyne Kadaz, J., A nemzeti zinhaz szaz eves tortenete, Bp., 1940. ff. Дубр.

ДЕРКИМБАЕВА (наст. фам.-А т а н о в а), Ирина Григорьевна (р. 1924) - киргизская советская артистка оперы (лирич. сопрано). По национальности бурятка. Нар. арт. Бурят. АССР (1958) и засл. арт. Кирг. ССР (1958) Окончила Моск. консерваторию (1952). С этого же года Д. - солистка Киргизского т-ра оперы и балета.

Партии: Валентина ("Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере), Татьяна, Ярославна; Оксана ("Черевички" Чайковского), Маргарита ("Фауст"), Микаэла; Маженка ("Проданная невеста") и др. Н. Л.

ДЕРМАН, Абрам Борисович [2(14).XI.1880 - 3. VIII. 1952] - русский советский театровед. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1918). Лит. деятельность начал в 1903. Осн. работы Д. посв. анализу драматургии А. П. Чехова.

Соч.: Антон Павлович Чехов. Критико-библиографич. очерк, М., 1939; Москва в жизни и творчестве А. П. Чехова, М., 1948; Московского Малого театра актер Щепкин, [М.], 1951; Щепкин и выдающиеся люди его времени, "Театр", 1938. ј 8; О мастерстве Чехова, М., 1959. С. Г.

ДЕРМОТА (Dermota), Антон (р. 4.VI.1910)-австрийский артист оперы (лирич. тенор). По национальности словенец. Окончил Муз. академию в Любляне. Брал уроки пения у М. Радо (Вена). В 1934 был приглаш„н Б. Вальтером в качестве солиста в Венскую гос. оперу. В том же году с успехом выступил на Зальцбургском фестивале в партии Дона Оттавио в опере "Дон Жуан" под упр. Тосканини. Выдвинулся как один из лучших совр. исполнителей моцартовского репертуара (Тамино - "Волшебная флейта", Бельмонт - "Похищение из сераля", Феррандо-."Так поступают все" и др.). Участвует в исполнении ораторий, да„т сольные кон церты.

Партии: Альфред, Каварадосси, Рудольф; Владимир ("Князь Игорь"), Еник ("Проданная невеста"). Ленский и ДР. АН. В.

ДЕ РОССИ (De Rossi), Джованни Герардо (12.111. 1754- 27. III. 1827) - итальянский драматург. Ученик и последователь К. Гольд они. Написал 16 комедий, к-рые ставились любителями в домашних т-рах Рима. В своих пьесах "На второй день после свадьбы", "Честный придворный", "Английский сапожник в Риме", "Комедия на даче" (т. 1-4, 1790-92) и др. высмеивал быт и нравы рим. аристократии и буржуазии конца 18 в. В большинстве случаев комедии Де Р. вялы, сухи и рассудочны. Однако в лучшей из комедий - "Кафе во время праздника", действие к-рой развивается на фоне римского карнавала, Д e Р. достигает изящной л„гкости Гольдони и поднимается до уровня истинного комизма. Написал "Трактат о драматическом искусстве" (Trattato suli' arte drammatica, Рим, 1790) и "О современном итальянском комическом театре и его восстановителе Карло Гольдони" (Del moderno teatro comico italiano e del suo restauratore Carlo Goldoni, Baccano, 1794).

Соч.: Commedie, v. 1-4, Bassano, 1790-98; Prato, 1826.

Лит.: Masi E., Sulla storia del teatro italiano nel secolo XVIII. Firenze, 1891; S a n es i I., La commedia, v. 2, 2 ed., Milano, 1954. p. X.

ДЕССАУ (Dessau), Пауль (р. 19.ХП.1894) - не-мецкий композитор и дириж„р. Член Нем. академии иск-в. Теорию композиции изучал в Берлине в консерватории Клиндворта, дирижирование - в Бремене у Ф. Вейнгартнера и А. Никиша. В 1912-13 работал помощником дириж„ра Гамбургского гор. т-ра, в 1913 - дириж„р Бременского т-ра оперетты "Тиво-ли", в 1918 - дириж„р Гамбургского камерного т-ра, в 1919-23 - оперных т-ров Кельни, в 1924 - Майн-ца, в 1925--30 - Берлина. Как композитор Д. выступил в конце 20-х гг. Связав свою деятельность с рабочим движением, Д. создал в 1928-30 много произв. для рабочих хоровых коллективов. С 1933 жил в Праге и Париже, с 1939 - в США, в 1948 возвратился на родину; жив„т в ГДР. Д.автор мн. муз.- сценич. произв., значит, часть к-рых написана в содружестве С Б. Брехтом, в т. ч. музыки к пост. пьес Брехта "Мамаша Кураж и е„ дети" (1946, Лос-Анжелос), "Добрый человек из Сезуана" (1947, там же), "Исключение и правило" (1948, Штутгарт), "Господин Пунтила и его слуга' Матти" (1949, Берлин), "Кавказский меловой круг" (1954, там же). Автор опер, в т. ч. "Осуждение Лукулла" (1951, Гос. опера, Берлин). Д. принадлежит также музыка к пост. пьес классических ("Дон Жуан" (1952, Берлин)] и современных авторов ["Бедный Конрад" (1951, Берлин), "Лило Герман" Вольфа (1953,' там же), "Дорога в Фюссен" Бе-хера (1956, там же)]. Творчество Д. отличается яркой прогрессивной направленностью, проникнуто идеями гуманизма, мира и дружбы между народами. Нац. премии (1953, 1956). Л. М.

ДЕСТЙНОВА, CDestinov;"). Эмма [наст. фам.-К и т л о в a (Kittlova)] (26.II.1878- 22.1.1930) - чешская артистка оперы (меццо-сопрано). Пению обучалась у М. Л„-ве-Дестинн в Праге. Впервые выступила на оперной сцене в 1898 в Берлине, где до 1908 была солисткой Королевской оперы. В 1908-10 Д.-солистка т-ра "Метрополитен-опера", одновременно гастролировала в оперных т-рах Парижа, Лондона, Берлина. С успехом выступала в Национальном т-ре в Праге, где исполняла главные партии в операх чеш. композиторов. В 1908 этот т-р присвоил ей звание "поч„тного члена оперы". В 1921 оставила сцену. Пение Д. отличалось мягкостью и необычайной чистотой звука, технич. совершенством. Драматич. дарование Д. с особой силой раскрылось в партиях Кармен; Недды в "Паяцах", Лизы и др. Д.- автор драмы "Рахиль".

Партии: Гата, Анежка, Либуше ("Проданная невеста", "Две вдовы", "Либуше" Сметаны), Власта ("Шарка" Фиби-ха). Манон (о. п. Массне), Сантуцца ("Сельская честь" Мас-каньи), Азучена, Амнерис ("Трубадур", "Аида"), Фрика, Елизавета ("Кольцо Нибелунга", "Тангейзер" Вагнера) и др.

Лит ' Nejedly Z., Opera Narodniho divadla od roku 1900 do prevratu, Praha, 1935, 2 изд., 1949. Г. Л.

"ДЕТИ ВАНЮШИНА"-драма в 4 д. С. А. Найдено' ва. Соч. 1901 (новый вариант 4-го действия - 1907). Пост. 10 дек. 1901 в т-ре Лит.-художеств. об-ва, Петербург (Ванюшин - М. Михайлов, Арина Ивановна - Кривская, Константин - Хворостов, Ал„ша - Глаголин, Клавдия - Погодина, Людмила - Холмская, Аня - Музиль-Бороздина, Катя - Лилина, Щ„ткпн - Бравич, Красавин - К. Яковлев); 14 дек. 1901, т-р Корша (бенефис М. Светлова; реж. Синельников, худ. Вязовский; Ванюшин - Светлов, Арина Ивановна - Блюменталь-Тамарина, Константин - Леонидов, Алексей - Остужев, Клавдия - Ю. Васильева, Людмила - Голубева, Щ„ткин - А. Петровский). Харьковский т-р, 1902 (Ванюшин-Павленков); Новый т-р Не-метти, Петербург, 1903; Александрийский т-р, 1910 (Ванюшин - Давыдов, Арина Ивановна - Стрельская, Константин - Лерский, Алексей - Владимиров, Клавдия - Савина, Людмила - Потоцкая, Аня - Домашева, Щ„ткин - А. Петровский, Красавин - Судьбинин). В 1907 Товарищество драм. .артистов т-ров Художественного, Малого, т-ра Корша в Кисловодске пост. "Д. В." с новым вариантом 4-го акта (реж.- автор; Ванюшин - Грибунин, Арина Ивановна - Блюменталь-Тамарина, Константин - Леонидов). "Д. В." ставились почти во всех провинц. т-рах (Киев, Одесса, Екатеринослав, Новочеркасск, Ор„л, Ярославль, Нижний Новгород, Саратов, Томск, Омск, Иркутск, Ереван и т. д.), в районных и пригородных т-рах, Алексеевском и Сергиевском нар. домах в Москве, т-рах в Кускове, Малаховке, Павловске и пр.

Из первых пост. "Д. В." на сов. сцене-Самарский т-р (1919), Казанский т-р (1922, реж. Зотов; Ванюшин - А. Георгиевский, Арина Ивановна - Охотина, Клавдия - Жилина); Киевский т-р им. Ленина (б. "Соловцов", 1923;

Ванюшин - Лаврецкий, Арина Ивановна - Чужбинова, Алексей - Светловидов, Аня - Зеркалова, Красавин - Вершинин); Т-р им. Сафонова (филиал Малого т-ра, 1923;

Ванюшин - Давыдов, Арина Ивановна - Турчанинова, Константин - Ольховский и Истомин, Алексей - Н. Соловь„в, Клавдия - Рыжова, Юдина, Людмила - Е. Са-довская, Красавин - Васенин, Яковлев); Всероссийское лит.-драм. об-во им. Островского, Москва, в 25-летие со дня премьеры "Д. В." в т-ре Корша (1926, реж. Платон и Ланской; Ванюшин - Борисов, Арина Ивановна - Блюменталь-Тамарина, Константин - Радин, Алексей - Мейер, Клавдия - Васильева, Людмила - Мальская-Найд„нова, Аня-Шатрова); Т-р им. МОСПС (1934; Арина Ивановна - Яковлева, Константин - Пясецкий, Алексей - Калинцев, Клавдия - Карелина-Раич); Малый т-р, Москва (1938, руководитель пост. Судаков, реж. Гладков и П. Иванов); Моск. драм. т-р (1938, реж. Туманов и Давичен-ский); Курский т-р (1938, реж. Канин); Тбилисский т-р им. Грибоедова (1939, дипломная работа реж. Товстоногова, худ. Локтин); Пермский т-р (1939, реж. Самборская);

Киевский т-р рус. драмы (1946, реж. К. Хохлов; Ванюшин- Высоцкий, Константин - Лавров, Алексей - Белоусов, Елена-Смирнова); Бакинский т-р (1946, реж. и исполнитель роли Ванюшина - Жариков); Одесский рус. т-р (1946, Ванюшин - Н. Комиссаров); Ленингр. драм. т-р (1948, реж. Галин, худ. М. Григорьев) и др.

И з д а н и я; Первая публикация - Найд„нов С., Дети Ванюшина. Драма в 4 д., Приложение к журн. "Театр и искусство", П., 1902, .No l, из послед, изд.; Найд„нов С. А., Дети Ванюшина. Драма в 4 д., М., 1955.

Лит.: "ЕИТ", СПБ, 1911, вып. III; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене, [Харьков], 1935; "Дети Ванюшина" на сцене..., М., 1940. А. Шн.

"ДЕТИ СОЛНЦА" - сцены (4 д.) А. М. Гопького, Соч. 1905; пост. 12 окт. 1905 в Т-ре Комиссаржевской, Петербург (реж. Арбатов; Протасов - Бравич, Лиза - Ко-миссаржевская, Елена - Голубева, Вагин - Феона, Че-пурной - Уралов, Мелания - Холмская, Назар Авде-евнч - Слонов, Миша - Нелидов, Егор - Александровский, Трошин - Грузинский, Луша - Корчагина-Александровская); 24 окт. 1905, МХТ (реж. Немирович-Данченко и Станиславский, худ. Симов; Протасов - Качалов, Лиза -

М. Андреева, Елена-Германова, Вагин-Леонидов, Че-пурной - Лужский, Мелания - Книппер, Назар Авде-евич - Москвин, Миша - Лось, Егор - Громов, Трошин - Грибунин, Антоновна - Муратова, Фима - Литов-цева, Луша - Халютина, доктор - Адашев). Среди пост. "Д. с." на провинц. сцене: Нижегородский т-р (1905); Екатеринбургский (1906); Смоленский- (1906); Рижский Латышский т-р (1906; перевод Лусиса) и др.

Среди пост. на сов. сцене: Новый т-р, Петроград (1918, реж. Арбатов); Воронежский т-р (1935, нов. ред. 1938, 1947, реж. Энгелькрон); Тбилисский т-р им. Грибоедова (1936); Куйбышевский т-р (1936, нов. ред. 1952; Протасов - Шебуев, Вагин - Бурэ); Ярославский т-р (1936), Моск. Камерный т-р (1937, реж. Таиров; Лиза - Коонен), Т-р им. Ермоловой (1937, возобн. 1944, реж. Хмел„в и Кнебель;

Протасов - Корчагин, Лиза - Кириллова, Николаева, Елена - Кононенко, Вагин - И. Соловь„в, Чепурной - А. Васильев, Мелания - Тополева, Егор - Филиппов);

Т-р им. Леси Украинки (1937, 1946, 1950, Протасов - Романов); Волгоградский т-р им. Горького (1937); Т-р драмы Литов. ССР, Каунас (1947); Т-р им. Сундукяна (1953, Протасов - Вагаршян); Т-р им. Кингисеппа (1953), ленингр. Т-р им. Комиссаржевской (1960).

Зарубежные пост. "Д. с.": 1905 - т-р "Эвр" (Париж), Малый т-р (Берлин), Гор. т-р, Нюрнберг; 1906/07 - т-р в Салерно (Италия); 1907 - т-ры в Риме и Генуе (антреприза Виталиани), "Интимный т-р" (Вена); в 1944 пост. в Болгарии; в 1953 -в Чехословакии, и др.

И з д а н и я; первая публикация-в Сборнике: "Знание", кн. 7, П., 1905; послед, изд. "Дети солнца", М.-Л., 1950;

Горький М., Собр. соч., т. 6, М., 1954.

Jitim.: Горький и театр. Сб. статей, M.-Л., 1938; "Театр", М., 1938; "Дети солнца". Материалы и исследования, М., 1947; Комиссаржевский В., Хмел„в за режиссерским столом, М., 1956. А. Шн.

ДЕТОМА (Dethomas), Максим (13.X.1867-1929) - французский художник, театральный декоратор. С 1910 работал в "Т-ре дез Ар" (Париж): "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1911), "Мария Магдалина" Хеббеля (1912), "Пигмалион" Рамо и Бюссе(1913). В 1913-27 был руководителем постановочной части и гл. художником т-тэа "Гранд-Опера", где оформил спектакли: "Пч„лы" Стравинского (1917), "Сильвия" Делиба (1919), "Ребекка" Франка (1918), "Орфей и Эвридика" Глюка (1926) и др. В декорациях Д. заметно влияние рус. художников группы "Мир искусства", с творчеством к-рых его ознакомили т. н. "Русские сезоны" под рук. С. П. Дягилева.

Лит.: С о g n i a t R., Decor de theatre, P., 1930. ДЕТОНЙРОВАНИЕ (от франц. detonner - фальшиво петь) - неточное, фальшивое исполнение, от клонение от нормальной высоты звука. Термин "Д." применяется гл. обр. в области BOK. иск-ва и обычно означает понижение звука (повышение наблюдается редко). Причина Д.- недостаток муз. слуха у артиста и отсутствие строгого самоконтроля над исполнением. ДЕТСКАЯ ОПЕРА - см. Опера для детей. ДЕТСКИЙ ТЕАТР - см. Театр для детей. ДЕТУШ (Destouches), Андре Кардиналь (апр. 1672-3.11.1749) - французский композитор. Воспитывался в иезуитской школе. В 1692-96 был королевским мушкет„ром; одновременно начал сочинять музыку. Брал уроки у А. Кампра, позже сотрудничал с ним. Уже первая опера Д.- "героич. пастораль" "Иссе" (1697, Фонтенбло, близ Парижа), была встречена публикой с энтузиазмом. С 1713 Д.- генеральный инспектор, в 1728-31 - директор Академии музыки, одновременно (до 1749) "сюринтендант королевской музыки". Д.- автор многих опер (лирических трагедий), неоднократно повторявшихся после первой постановки. Среди них: "Амадис Греческий" (1699), "Мартези, первая царица амазонок" (1699), "Омфала" (1700), "Карнавал и безумства" (комедия-балет, 1703), "Каллироя" (1712), "Телемак" (1714), "Семирамида" (1718) - все пост. в Академии музыки ("Гранд-Опера"). Д. продолжал традиции галантно-пасторального стиля Люлли. Его произв. отличаются выразит. мелодией, развитым речитативом, сценичностью.

Лит.: Р e l i s s i e r L.-G.-J.-B., Famille, fortune et succession d'A. C. Deslouches, P., 1900; D u l l e K., A. C. Destouches. Diss., Lpz., [l 909 L Вл О

ДЕТУШ (Destouches; наст. фам.- H e p и к о, Nericault), Филипп (1680-1754) - французский драматург. Происходил из бурж. среды, порвал с семь„й и был в течение нек-рого времени актером. Как драматург дебютировал комедией "Дерзкий любопытный" (1708), за к-рой последовали "комедии характеров"-"Неблагодарный" (1712), "Нерешительный" (1713) и "Клеветник" (1715). В 1717-23 был секретар„м франц. посланника в Лондоне. Пребывание в Лондоне оказало большое влияние на лит. развитие Д., он испытал воздействие англ. нравоучит. комедии К. Сиб-бера и Р. Стила. По возвращении во Францию создал свои лучшие пьесы - "Женатый философ" (1727), "Гордец" (1732), "Расточитель" (1736). Д. в„л борьбу с сословными предрассудками, защищал свободу чувства против аристократич. чванства и тщеславия. Главное внимание уделял созданию характеров персонажей, однако среда, бытовой фон имеют в его пьесах, построенных на сюжетах из семейной жизни, большое значение. Чуждаясь низменности фарса, отрицая буффонаду, Д. признавал только сдержанный, "благородный" комизм. Он вв„л в свои пьесы чувствительность, проложив путь создателю "сл„зной комедии" Нивелю де Лашоссе.

Соч. в рус. пер.: Притворная Агнеса, или Сельский стихотворец. Комедия, [СПБ, 1764]; Бесстыдно-любопытный. Комедия, М., 1788; Троякая женитьба, СПБ, 1778 и 1787;

Лунатик, СПБ, 1788; Мот, или Добродетельная обманщица, СПВ, 1789; Женатый философ, СПБ, 1827.

Лит.: Ч e б ы ш e в А. А., Очерки из истории европейской драмы. Франпузская "слезная комедия", Воронеж, 1901;

История западноевропейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокульского, М-, 1957; L e n i e n t C., La comedie en France au XVIII siecle, t. 1, P., 1888; H a n k i s s J., Philippe Nericault-Destouches, Phomme et l'oeuvre, [P.], 1920. С. Мок.

ДЕУС ЭКС МАХИНА (лат. deus ex machina, букв.- "бог из машины") - драматургический и постановочный при„м в древнегреческом театре: внезапное появление на сцене божества, приводящее действие к развязке. Осуществлялся при помощи спец. подъ„мной машины - эоремы. Участие "божества" в разрешении конфликта, лежащего в основе трагедии, имело место, по-видимому, в нек-рых не дошедших до нас произв. Эсхила, где боги символизировали собой закономерности мирового правопорядка. Иной стала функция Д. э. м, в аттич. трагедии последних десятилетий 5 в. до н. э. Активный интерес к психологич. содержанию образа, следование логике раскрытия характера у Софокла и особенно у Еврипида приводили к противоречию между замыслом поэта и традиц. изложением мифа, взятого в качестве сюжета той или иной трагедии. Неожиданное появление "божества" в эпилоге служило средством вернуть развитие действия и поведение персонажей к общеизвестному мифологич. варианту. При„м Д. э. м. использован в трагедии Софокла "Филоктет" и в трагедиях Еврипида - "Елена", "Ипполит", "Ифигения в Тавриде", "Ион", "Электра" и др. В. Я.

ДЕФИЛЙППИС HOBOA (Defilippis Novoa), Фран-сиско (1892-27.XII.1930) - аргентинский драматург. Писал психологич. драмы, острые комедии и са-тирич. гротески. Первая пьеса-"Субботний день" (т-р в Росарио, 1913). В т-ре "Буэнос-Айрес" пост. "Матушка" (1920), "Акула" (1922), "Самаритянка" (1923), "Твоя и моя честь" (1925), "Пути мира" (1925). Герои многих пьес Д. Н. проповедуют непротивление злу насилием, в любви к человеку они видят средство исправления пороков. Драматургия Д. Н. утверждает смирение, жертвенность, очищение пут„м страданий. Однако драматург верил в будущее, в новое молодое поколение: драма "Мне было двадцать лет" (1926, т-р "Буэнос-Айрес") прославляет любовь, молодость, жажду жизни. Сайнете "Я видел бога" (1930) бичует ханжество, призывает к духовному освобождению человека, комедия "Депутат от нашего села" (1918, т-р в Росарио) разоблачает фальшь бурж. демократии. Изучая опыт европ. театр. иск-ва, Д. Н. стремится реформировать нац. т-р.

Соч.: Siete sainetes portenos, В. Aires, 1958. Лит.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata, B. Aires, 1957. Ал. Р.

ДЕ ФИЛЙППО (De Filippo), Эдуарде (р. 24.V. 1900) - итальянский драматург, актер, режиссер. Начал сценич. деятельность как актер в юношеском возрасте в труппе Э. Скарпет-ты, видного деятеля неаполитанского диалектального т-ра. В дальнейшем играл в различных неаполитанских труппах. В 1931 вместе с братом Пеппино и сестрой Ти-тиной сформировал собственную труппу "Комический театр Де Филиппе", с которой с успехом гастролировал по стране. Драматургическую деятельность начал в 1926. Де Ф. пишет диа-лектальные комедии (на неаполитанском диалекте), одноактные фарсы, обозрения (временами выступал в соавторстве с др. драматургами). Вся театральная деятельность Де Ф. неразрывно связана с диалекталь-ным т-ром Неаполя - прямым наследником традиций комедии дель арте. Но уже в ранних пьесах Де Ф. проявляется стремление раздвинуть узкий круг местных тем и интересов, характерных для диалектального т-ра, и, сохраняя лучшие традиции этого жанра, преодолеть его ограниченность (комедия "Рождество в доме Купьелло", 1932). В годы господства фашистского режима, когда путь к глубокому и правдивому иск-ву был закрыт, демократич. иск-во диалектального т-ра преследовалось. Поэтому талант Де Ф. наиболее полно раскрывается со 2-й пол. 40-х гг. В эти годы он пишет комедии, близкие неореалистич. иск-ву, сочетающие при„мы диалектального т-ра с опытом совр. драматургии: "Неаполь-миллионер" (1945), "Эти призраки" (1946), "Филумена Мартурано" (1946), "Ложь на длинных ногах" (1948), "Внутренние голоса" (1948), "Великая магия" ( 1949),"Страх J\" I" (1950), "Моя семья" (1955), "Де Преторе Винченцо" (1957), "Суббота, воскресенье, понедельник" (1960), "Мэр района Санита" (1961) и др. Они рассказывают о трудной жизни простых людей Италии, рисуют трагизм окружающей их повседневности. Де Ф. показывает, как действительность разрушает идеалы и иллюзии его простых гуманных героев. За традиц. при„мами диалектальной комедии, е„ яркой комедийностью, каскадом перепитий и трюков отч„тливо проступает тема непримиримой враждебности бурж. общества счастью людей. Отсюда трагпч. подтекст комедий, к-рые, как он сам говорит, трагичны даже тогда, когда заставляют смеяться. Социальная значимость, гуманизм, тонкость, психологическая глубина пьес и в то же время их почти буффонная яркость, острая гротесковость определяют своеобразие и значение драматургии Де Ф. в совр. театр. иск-ве. Пьесы Де Ф. ставятся не только в его труппе, но и во многих т-рах мира: "Эти призраки" пост. в Греции (1947, т-р "Технис", Афины); "Неаполь-миллионер"-в Австрии (1953, т-р в Баден-Бадене;

1955, "Фолькстеатр" и "Штадттеатр", Вена), в Аргентине (1954); "Рождество в доме Купьелло", в Пикколо-т-ре (Буэнос-Айрес); "Филумена Мартурано" шла в Париже (1952, т-р "Ренессанс"), в Буэнос-Айресе (1954, Пикколо-театр), Берлине (1953, "Шлоспарктеатр"), Нью-Йорке (1956, т-р "Лицеум"). Большой популярностью пользуется драматургия Де Ф. в Сов. Союзе. В моек. т-рах были пост.: "Филумена Мартурано" (1956, Т-р им. Вахтангова), "Ложь на длинных ногах" (1957, т-р Сатиры), "Призраки" (1957, Т-р драмы и комедии), "Моя семья" (1957, ЦТСА), "Никто" ("Де Преторе Вин-ченцо", 1958, т-р "Современник", Драм. т-р им. Станиславского). Пьесы Де Ф. широко идут на сценах и др. городов СССР: "Филумена Мартурано" - в Риге, Таллине, Ашхабаде, Харькове, Уфе, Новосибирске, Свердловске и др.; "Ложь на длинных ногах" - в Ле-нингр. т-ре комедии, Т-ре им. Леси Украинки, Вильнюсском т-ре и др.; "Моя семья" - в Ленинграде, Риге, Мурманске, Архангельске и др.

Де Ф.- блестящий исполнитель осн. ролей в своих комедиях. Играет также в пьесах др. итал. драматургов (Л. Пиранделло, Э. Скарпетты и др.). Его своеобразной актерской индивидуальности присущи патетика и комизм. Исполнительское мастерство Де Ф., так же как и его пьесы, сочетает вековые традиции нар. т-ра Неаполя, связь с к-рым он постоянно подч„ркивает, и опыт совр. актерского иск-ва.

В 1953 Де Ф. восстановил разрушенное войной здание т-ра "Сан-Фердинандо" (Неаполь) и создал для него вторую труппу - "Скарпеттиана", к-рая знакомит зрителей с комедиями драматургов диалектального т-ра 19 в.: Скарпетты, Петито, Стараче и др. (т-р открылся "Палумеллой" Петито. Де Ф. играл роль Пульчинеллы в традиц. костюме и маске).

Де Ф. много работает в кино как режиссер и актер (экранизировал свои комедии: "Неаполь-миллионер", 1950, "Филумена Мартурано", 1951, "Эти призраки", 1954). В 1962 труппа Де Ф. гастролировала в Москве и Ленинграде.

С о ч.: Ложь на длинных ногах, М-, 1955; Призраки, М., 1956; Филумена Мартурано, М., 1956; Страх ј 1, M., 1957;

Bop в раю, "Знамя", 1958, ј 4; Неаполь - город миллионеров, М., 1959; Cantata dei giorni dispari, v. 1-2, Torino, 1957-58 (сборник пьес).

Лит.: М ед в ед ев Н. Эдуарде де Филиппо. Вступ. статья к кн.: Эдуарде Де Ф и л и п п о. Ложь на длинных ногах, М., 1955; А л к.и Зеи-Севастикоглу, Мой учитель Эдуарде де Филиппе, "Театр", 1956, ј 11; Б о я д-ж и e в Г., Эдуарде де Филиппе и его герои, "Театр", 1957,

ј 2; Р a n d o 1 f i V., Spettacolo del secolo, Pisa, 1953;

F r a s с a n i F.,La Napoli amara di Eduardo de Filippo, Firenze, 1958; M a g 1 i u 1 o G., Eduardo de Filippo, Bologna, 199; Eduardo de Filippo and the neapolitan theatre, "The Kenyon Review", 1951, ј 1;

De Chiara G., Eduardo al San Ferdinando, "Teatro d'oggi", 1954, .No 2; Weaver W." The de Filippos: first family of Italy's stage, "Theatre arts... in Italy*, 1955. .ј 5; Intervista con Eduardo de Filippo, "Sipario", Milano, 1956, ј 119. (В этом же номере "Sipario" опубликованы статьи о Де Филиппе V. Pandolfi, С. Al varo, G. De Chiara, Z. Compagnone, R. Rebora, T. Kezich). p. Kp.

ДЕФРЕСНЕ, Дефрен (Defresne), Август (Огюст) (р. 1893)-голландский драматург, режиссер. Творч. деятельность начал в 1916. Работал как драматург и режиссер в театр. объединениях "Ост-Недерланд-се тонел" ("Восточно-нидерландский т-р"), "Амстер-дамсе тонел" ("Амстердамский т-р"), "Недерландсе тонел" ("Нидерландский т-р") и "Амстердамсе тонел-веренигинг" ("Амстердамское театр. объединение").

Автор драм (совм. с А. Далсюмом) "Жилая барка" (1924), "Господин над господами" (1925), "Иные вожди" (1928), "Восставшие" (1929), "Набожный музыкант" (1933), "Необитаемый остров" (1941), "Безымянные 1942 года" (1945), а также романов и др. соч. В своих пьесах Д. обращает особое внимание на разработку конфликта. Мн. драмы Д. ставились на голл. сцене. А. Вис.

ДЕХОТЙ, Абдусалом Пирмухаммед-заде (р. 14. III. 1911) - таджикский советский поэт, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Автор муз. драмы "Хосров и Ширин" (совм. с М. Турсун-заде, 1936, не пост.) по мотивам поэмы Низами, либретто первой тадж. оперы "Восстание Восе" (совм. с Турсун-заде, 1939, Муз. т-р, ныне Т-р оперы и балета им. Айни), драмы "Свет в горах" (1948, Т-р им. Дахути) - о первых годах Сов. власти, комедии "Повесть о Тарифходжаеве" (совм. с Б. Рахим-заде, 1953, Т-р им. Лахути) - из колхозной жизни. Перев„л на тадж. яз. ряд пьес. Я. Я.

ДЕХТЕР‚В, Василий Александрович [р. 22.VIII (4.IX). Д910] - русский советский композитор, дириж„р. В 1929 окончил Первый муз. техникум в Москве по классам фп. и композиции проф. Б. Л. Яворского. В 1929-31 - концертмейстер балетного уч-ща и оперной мастерской Большого т-ра. В 1932-36 - зав. муз. частью Моск. ТРАМа, где в 1934 пост. муз. комедию "Мечтания" на текст Арбузова. В 1936-38 работал в оперной студии Магнитогорска. В 1938-47 - дириж„р Оперно-драматич. студии (позднее т-ра) им. Станиславского в Москве (с 1942 также руководитель оперного отделения). Здесь пост. его оперы "Княжна Мэри" (либр. Г. Кристи по Лермонтову; исп. по радио в 1941, Свердловский т-р оперы, 1946) и "Таня"- о Зое Космодемьянской (либр. Б. А. Дехтер„ва; 1943, Т-р оперы и балета им. Кирова; в 1955 там же-его опера "Ф„дор Таланов", либр. Л. М. Леонова и О. Л. Леонидова по пьесе "Нашествие" Леонова). Д. написал также оперы "Горит земля" (1947) и "Иван Шадрин" по пьесе Погодина "Человек с ружь„м" (1962, Куйбышевский т-р оперы и балета), музыку к спектаклям Моск. ТРАМа (1933-34) и Моск. ТЮЗа (1951-53). к кинофильмам, вокальным и инструментальным сочинениям (1957). Гос. пр. СССР (1950).

Лит.: Дурылин С., Новая опера в студии им. К. С. Станиславского, газ. "Правда", 19г4, 25 августа, ј 204 о "Княжне Мэри"), Ананьева В..Томпакова О., Музыкальная повесть о судьбе человека, газ. "Смена", Л., 1956, 1 марта, ј 52 (о "Ф„доре Таланове"). Б. Ш.

ДЕШЕВОВ, Владимир Михайлович [30.1(11.11). 1889 - 27. X. 1955] - русский советский композитор. В 1908-14 учился в Петерб. консерватории у Л.В. Николаева (фп.), А. К. Лядова и М. О. Штейнберга (композиция и инструментовка). В 1923-33 - зав. муз. частью ленингр. т-ров "Красный театр", "Агитстудия", "ЛенТРАМ", "ПионерТРАМ". Автор оперы "Л„д и сталь" (1930, Ленингр. т-р оперы и балета), балетов: "Красный вихрь" ("Большевики") (1924, там же) - первый сов. балет на тему Октябрьской революции, "Джебелла" (1925), "Бэла" (1941, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Сказка о м„ртвой царевне и о семи богатырях" (1949, Ленингр. Малый оперный т-р), музыки к спектаклям ленингр. и моек. т-ров: "Эдип-царь" Софокла, "Прометей" Эсхила, "Отелло",'"Король Лир", "Тартюф"; "Скупой рыцарь" и "Каменный гость" Пушкина, "Вишн„вый сад", "Разлом" и др. соч.

Лит.: Богдане в-Б ерезовский В., В. М. Де-шевов, газ. "Жизнь искусства", 1929, 18 августа, ј 33; его же. Советская опера. Л.-М., 1940.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница