Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Магазин одежды в Вологде Electra Style!

Театральная энциклопедия
(страница 141)


ДЕЛЛИНГЕР (Dellinger), Рудольф (8. VII.1857 - 24. IX. 1910)- немецкий дириж„р и композитор. Музыке обучался в Пражской консерватории. С 1880 работал дириж„ром сначала в провинц. т-рах Германии, затем выдвинулся в число ведущих дириж„ров нем. муз. т-ра. В 1883-93 Д.-дириж„р "Карл-Шуль-пе-т-ра" в Гамбурге, в 1893-1910 - "Резиденц-т-ра" в Дрездене. Д.- автор оперетт, с большим успехом ставившихся на нем. сцене: "Дон Сезар" (1885), "Лоррен" (1886), "Капитан Фракасс" (1889), "Сен-Сир" (1891) (все пост. в "Карл-Шульце-т-ре", Гамбург), "Шансонетка" (1894), "Ядвига" (1901) и "Последний Ионас" (1910) (все пост. в "Резиденц-т-ре", Дрезден). Произв. Д. написаны в традициях классич. венской оперетты.

Лит.: D e l l i n g e r R. C., Rudolf Dellinger, der letzte klassische Komponist der Operette, "Sudetendeutsche Monatshefte", 1936, .No 4. Д. M.

"ДЕЛО" ("Отжитое время")- драма в 5 д. А. В. Сухово-Нобылина (2-я часть трилогии). Соч. 1861 (окончат. вариант). До 1881 была запрещена к постановке. Пост. 4 апр. 1882 R Малом т-ре в Москве (бенефис реж. Кондратьева;

Князь - Греков, Варравин - Правдин, Тарелкин - Ан-дресв-Бурлак, Муромский - Самарин, Атуева - Медведева, Лидочка - Федотова, Нелькин - К. Рыбаков, Ра-зуваев - Дурново), возобновлена в 1900 (бенефис Прав-дина; реж. Южин; Тарелкин - Правдин, Князь - Айдаров, Варравин - К. Рыбаков, Муромский - Ленский, Атуева- Федотова, Лидочка - Яблочкина); Александрийский т-р, Петербург (1882, реж. Потехин; Князь - Киселевский, Варравин - Варламов, Тарелкин-Сазонов, Муромский - Давыдов, Атуева - Жулева, Лидочка - Дюжикова 2-я, Нелькин -Горев; возобновления - 1884, 1892, 1896, 1903, 1907). В провинции "Д." ставилось редко.

На сов. сцене: Т-р им. Комисса ржевской, Москва (1924, под назв. "Отжитое время"); МХАТ 2-й (1927; реж. Сушкевпч;

Князь - В. Подгорный, Варравин - Готовцев, Тарелкин- Азарин, Муромский - М. Чехов, Лидочка - Гиацинтова);

Александрийский т-р (1917, реж. Лаврентьев и Мейерхольд; Князь-Ге, Варравин-Уралов, Тарелкин - Апол-лонский, Муромский - К. Яковлев, Атуева - Немирова-Ральф.Разуваев-Судьбинин); ЦТСА (1940, реж. А. Д. Попов); Ленингр. т-р им. Ленсовета (1954, реж. и худ. Акимов). "Д." переведено на чеш., рум. и др. языки.

Издания: Первое изд.- 1861 (Лейпциг, 25 экз.), в России-1869, Москва, в кн.: "Картины прошедшего. Писал с натуры А. Сухово-Кобылин". Отд. изд.-М., 1887; M.- Л., 1955. А. Шн.

ДЕЛОНЕ (Delaunay), Луи Арсен (21.Ш.1826- 21. IX. 1903) - французский актер. Род. в семье виноторговца. Рано увл„кся т-ром. Закончил Драматич. класс Парижской консерватории под рук. Ж. Ф. Прово. С 1845 играл в т-ре "Одеон" в антрепризе П. Бокажа. После шумного успеха в роли Людовика в комедии Мери "Мир и семья" Д. был в 1848 приглаш„н в т-р "Комеди Франсез". Привлекательная внешность, обаяние юности, свежесть дарования сразу сделали его одним из популярных актеров т-ра. Играл роли любовников в комедиях Мольера ("Школа мужей", "Школа ж„н"), Корнеля ("Лжец"), Реньяра ("Рассеянный"). Мягким лиризмом, передачей тончайших оттенков чувств отличалось исполнение Д. ролей любовников в пьесах Мюссе: Фортунио ("Подсвечник"), Челио ("Капризы Марианны"), Валентин ("Не нужно биться об заклад") и др. Играл также в пьесах Ожье, Понсара и др. Тонкое мастерство Д. было ограничено типичной для бурж. т-ра 2-й пол. 19 в. "салонной" драматургией. С 1877 Д.- профессор декламации в Драматич. классе Парижской консерватории.

Лит.: S a ree у F., La Comedie Francaise, P., 1876;

d1 H e у 1 l i G., Delaunay, P., 1883; L у о n n e t H.. Dictionnaire des comediens francais (ceux d'hier), v. l-2, P., 1912-13. E. Ф.

ДЕ ЛКА (De Luca), Джузеппе (25.XII.1876, Рим,-26.VIII.1950, Нью-Йорк) - итальянский артист оперы (баритон). Учился пению в Риме у М. Бартолини и затем в муз. академии "Санта-Чечи-лия" у В. Персикини. Дебютировал в Пьяченце (1897) в партии Валентина ("Фауст"). Затем с успехом выступал в т-рах в Лондоне, Париже, Будапеште, Мадриде, Барселоне, Лисабоне, Петербурге, Москве, Одессе, а также в Сев. и Юж. Америке - в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке (1915-35, 1939-40). Участвовал в премьерах опер "Адриенна Лекуврер" Чилеа (1902 - партия Мишоне), "Германия" Франкетти (1903 - Вормс), "Чио-Чио-сан" (1904 - Шарплес), "Гойески" Гранадоса (1916-Пакиро) и др. Один из лучших баритонов нач. 20 в., Де Л. обладал голосом красивого, бархатистого тембра, ровно звучавшим во всех регистрах, выразит, фразировкой, высоким вок. мастерством. Создал галерею разнохарактерных и глубоких сценич. образов: насмешливый шут и нежный отец Риголетто; изысканный Альфонсо ("Так поступают все" Моцарта); мрачный, озлобленный Барнаба ("Джоконда" Понкьелли), благородный, страдающий Ренато ("Бал-маскарад" Верди), зловещий Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), плутоватый Санчо Панса ("Дон Кихот" Массне) и др. Оставил сцену в 1877. Занимался педагогич. работой в Нью-Йорке.

Партии: Фигаро, Жермон, Эскамильо; Тонио, Сильвио ("Паяцы"), сержант Леско ("Манон Леско" Пуччини), Скар-пиа ("Тоска"), Форд ("Фальстаф" Верди), Альберт ("Вертер), Граф ди Луна ("Трубадур"), Амфортас, Вольфрам, Бекмес-сер ("Парсифаль", "Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Евгений Онегин, Демон и др.

Лит.: De SchaunseeM.,G.De Luca, "Opera News", 1950, 27. XI; Della Corte A., L'interpretazione musicale с gli interpreti, Torino, 1951. Д. M., Св. Г.

ДЕЛЧЕВА, Ружа (р. 2. Vili. 1915)- болгарская актриса. Засл. арт. НРБ (1950). Чл. Болг. коммуни-стич. партии с 1947. В 1937 по окончании школы-студии под рук. Н. О. Массалитинова при софийском Нар. т-ре вступила в труппу этого т-ра. Д.- актриса большого сценич. обаяния и интеллектуальной силы. Игра е„ отличается благородной простотой и изяществом.

Роли: Евгения ("Изгнанники" Вазова), Софья ("Горе от ума"), Аксюша ("Лес"), Глафира ("Волки и овцы"), Варвара Михайловна ("Дачники"); Екатерина Ивановна ("Мать своих детей" Афиногенова), Лида ("Платон Кречет") и др. Димитровская пр. (1950, 1959). Аг. M.

ДЕЛЬМАС (Delmas), Жан Франсуа (14.IV. 1861- 29. IX. 1933) - французский артист оперы (бас). Учился в Парижской консерватории. В 1886 дебютировал на сцене т-ра "Гранд-Опера" в опере "Гугеноты" (Сен-Бри); более 30 лет был солистом этого т-ра. Участвовал во всех франц. премьерах опер Вагнера- от "Тристана и Изольды" в 1891 (партия короля Марка) до "Парсифаля" в 1914 (Гурнеманц), а также в первых пост. опер франц. композиторов: "Волшебник" (1891-партия Амрона) и "Таис" (1894-Атанаэль) M ас-сне, "Бургундка" Видаля (1898-Аттила), "Варвары" Сен-Санса (1901-Скаурус), "Сын звезды" Эрланже (1904-Акиба), "Монна Ванна" Феврье (1909-Марко Колонна), "Легенда о Св. Кристофе" д'Энди (1920- Отшельник) и др. Д.- один из лучших представителей франц. вок. школы. В сво„м исполнении соединял совр. средства вок. и сценич. выражения с чертами величественного стиля лирич. трагедий 18 в., поражал мастерской дикцией и звучностью голоса. Гастролировал в России, Англии, Бельгии, Нидерландах и др. странах.

Партии: Каспар ("Вольный стрелок" Вебера), Лепорелло, Дон Жуан ("Дон Жуан" Моцарта), Ганс Сакс, Ландграф, Воган, Хаген ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер", "Кольцо Нибелунга" Вагнера), Ник ("Девушка с Запада" Пуччини).

Лит.: С и г z о п Н., Croquis d'artistes, P., 1898. Вл. О.

ДЕЛЬ МОНАКО (Del Monaco), Марио (р. 27.VIL 1915)-итальянский артист оперы (тенор). Учился у Мелокки в консерватории г. Пезаро. Дебютировал в 1941 в миланском т-ре"Пуч-чини" в опере "Чио-Чио-сан" (партия Пинкертона), затем пел в т-ре "Верди" во Флоренции и в Падуе. Широкое признание получил после исполнения в 1943 партии Рудольфа в "Богеме" на сцене т-ра "Л а Скала". В 1945 выступал в Пар-ме и Флоренции (Эдгар в "Лючии ди Ламмермур" Доницетти и др.), в 1946-в т-ре "Ковент-Гарден" (Каварадосси, Канио, Рудольф). Затем пел в Стокгольме, Рио-де-Жанейро, Лисабоне, Буэнос-Айресе и в городах Италии (Рим, Болонья, Милан). В 50-х гг. - в театре "Метрополитен-опера", в т-рах Сан-Франциско, Барселоны, Неаполя, Вероны, Милана. В 1953 и 1954 Д. М. принимал участие в фестивале "Флорентийский май"; пел в спектаклях под упр. Д. Митропулоса "Сила судьбы" Верди (Альва-ро) и "Девушка с Запада" Пуччини (Джонсон). В июне 1959 выступал в СССР, исполнил на сцене Большого т-ра партии Хозе и Канио. Голос Д. М. - звучный, насыщенного тембра, баритонально крепкий в нижнем регистре и прозрачный в верхнем. Тонкая нюансировка в пении и игре, высокое чувство стиля и иск-во перевоплощения делают Д. М. одним из выдающихся мастеров совр. оперного т-ра. Артисту особенно близки героич. партии. Лучшая из них - Отелло-(о. п. Вющв). Д. М. снимался в фильмах.

Партии: Каварадосси; Туридду ("Сельская честь" Мас-каньи), Калаф, Анри ("Турандот", "Плащ" Пуччини), Андре Шенье (о. п. Джордано).

Лит.: "Советская музыка", М., 1959, ј 1, с. 115-16, .ј 11, с. 182-83. Ce. Г.

ДЕМАРЕ (Desmarets), Анри (1662-7. IX. 1741)- французский композитор. Музыке обучался в пажеском корпусе при дворе Людовика XIV. В 1700-07 Д."суперинтендант музыки" исп. короля Филиппа V, в 1707-37 служил при дворе Леопольда, герцога Лотарингского. Наряду с Кампра и Детушем Д. развивал в сво„м творчестве оперные традиции Люлли. Автор опер - лирических трагедий - "Д ид она" (1693), "Цирцея" (1694), "Венера и Адонис" (1697), "Ифигения в Тавриде" (совм. с Кампра, 1704), "Ринальдо" (1720), пост. в Академии музыки ("Гранд-Опера"), балетов и балетных дивертисментов - "Амуры Момуса" (1695, там же), "Храм в Астрее" (1709, Люневиль) и др.

Лит.: JacquotA., La musique francaise en Lorraine, P., 1882; В r e n e t M., Desmarets, "Le Menestrel", 1883, .ј 39-42; Masson P.-M., L'Opera de Rameau, P., 1930. Вл. 0.

ДЕМАШ И МОЗЕЛЬ - советские цирковые артисты, клоуны-буфф. Д e м а ш, Джузеппе Паскаль-евич (р. 1892). По национальности итальянец, работу в цирке начал с 1905. Выступал в различных жанрах (акробат, муз. эксцентрик, клоун). М о з e л ь, Григорий Захарович (р. 1896). В цирке работал с 1906; выступал как акробат, эксцентрик и клоун. Отош„л от штампов цирковой клоунады и придал традиционному образу "рыжего" новое содержание, близкое совр. зрителю.

Дуэт Д. и М. существовала 1924-58. До 1942 назывался Жак (Демаш) и Мориц (Мозель). В 40-е гг. вместо традиц. антре артисты стали исполнять совр. злободневные сценки. М. 3.

ДЕМБЙЦКАЯ (Дембицкая-Дросси), Феодосия Александровна [р. 18.IV(1.V).1901] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Окончила драм. студию в Таганроге. Сценич. деятельность начала в 1920 в Таганрогском т-ре (Лиза - "Горе от ума"), играла здесь до 1923. Затем работала в т-рах Керчи, Махачкалы, Кирова, Калинина, Тулы, Волгограда, Казани. С 1948 - актриса Кировского т-ра.

Роли: Мария Александровна ("Семья" Попова), Наталия Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Констанция ("Обыкновенный человек" Леонова), Мария Львовна ("Беспокойная старость" Рахманова), Бабушка ("Обрыв" по Гончарову), Бардина ("Враги"), Ламбриния Кирьякули ("Остров Афродиты" Парниса), Матр„на ("Власть тьмы").

ДЕМЕТЕР (Demeter), Димитрие (21.VII.1811- 24. VI. 1872)-хорватский писатель и драматург. Предками Д. были греки, поселившиеся в Загребе. Ранняя драма Д.-"Виргиния"- написана на новогреч. языке. Первые драматич. произв. были опубл. в Загребе ("Драматические попытки", 1838). Видный представитель движения нац. возрождения, известного под назв. иллиризма, Д. был основателем Нар. т-ра в Загребе. В этомт-ре (открыта 1840) Д. работал до 1871. Написал историч. трагедию-"Теута" (1844) - о проникновении римлян на Балканы и их борьбе с иллирами. Создал либретто для первых хорватских опер: "Любовь и злоба" (1846) и "Порин" (1851) Лисинского. Перев„л ок. 50 пьес (Шекспира, Г„те, Хеббеля). Д. принадлежит драма на нем. яз. "Ледяной дворец" по роману Лажечникова "Ледяной дом". С. И.

ДЕМЕТРИАДЕ (Demetriade), Аристиде (10. VII. 1871-12.II.1930)румынский актер. В 1893 окончил Бухарестскую консерваторию и в том же году был приглаш„н в Нац. т-р (Бухарест); создал сценич. образы в нац. репертуаре: Рэзван ("Рэзван и Видра" Хашдеу), Овидий (о. п. Александри), Влайку Воде (о. п. Давиды). Играл Юлия Цезаря (о. п. Шекспира), Гамлета и др., выступал в пьесах совр. ему драматургов. Д. был председателем профсоюза артистов драм. и муз. т-ров, в 1916-18 - директор "Драм. об-ва".

Лит.: А 1 t с г s с u S., Tornea F., Teatrul National, "I L. Caragiale", Buc., 1955. Ц, p.

ДЕМ‚ТРИЙ (Demetrius) (2-я пол. 1 в. н. э.)- древнеримский актер-комик. По свидетельству современного ему писателя Квинтилиана, обладал утонч„нно мягкой манерой игры. Наибольшим успехом пользовался в ролях, требовавших острой комич. характерности (боги, юноши, благородные старики, матроны и др.). Современник Д. поэт-сатирик Ювенал приводил имя Д.как пример актера, обладавшего высоким актерским мастерством. С. Л.

ДЕМ‚ТРИУС (Demetrius), Лучиа [р. 16(29).IX. 1910]- румынская писательница, драматург. Род. в семье писателя В. Деметриуса. В 1931 окончила философский ф-т и Консерваторию драм. иск-ва, в 1932 - лит. ф-т в Бухаресте. С 1936 начала лит. деятельность. Как драматург выступила с пьесой "Гастроли в провинции" (1945-46,Нац. т-р, Бухарест). В пьесе "Весы" (1948, Муниципальный т-р в Бухаресте - 1949) Д. впервые в рум. драматургии показала строительство социализма в Румынии. Пьеса "Новый брод" (1951, Муниципальный т-р, Гос. пр., 1952) отражает борьбу за социалистич. преобразование с. х-ва. Образ представителя новой интеллигенции Д. создала в пьесе "Люди сегодняшнего дня" (1952, Муниципальный т-р, Гос. пр.). В числе других драм. произв. Д.: "Люди завтрашнего дня" (1956, "Молод„жный т-р"), "Три поколения" (1957, Муниципальный т-р), "Родословное дерево" (1958, Нац. театр), "Влайку и его сыновья" (1959, изд. 1960, Муниципальный т-р), "Когда поют соловьи" (1961, "Т-р им. Ноттара").

Соч.: Родословное дерево, в сб.: Современные румынские пьесы, М., 1959.

ДЕ МИЛЛЬ (de Mille), Агнес (р. 1909)- американская артистка балета и балетмейстер. Ученица Ф. Козлова, М. Рамбер. В 1938 впервые выступила в партии Венеры ("Суд Париса" Вейля) в "Лондонском клубе балета" ("Балле Рамбер") и вскоре стала солисткой этой труппы. В 1942 пост. балет "Родео" на муз. Копленда, в к-ром использовала амер. нар. танцы (исполняла гл. партию). В 1940-48 (с небольшими перерывами) была солисткой труппы "Балле ти-этр" (Нью-Йорк), где пост. балет "Легенда Фолл Ривер" Гулда, основанный на амер. фольклоре.

Несмотря на народность темы, в хореографич. решении спектакля сказалось влияние "психопатологич. балетов" балетм. А. Тудора. Д. ставила танцы в муз. комедии "Оклахома" (1943, "Гилдт-р", Нью-Йорк) и др., в к-рых создала особый характерный для амер. муз. комедий танц. жанр, органически связанный с действием комедии. Написала автобиографию (1950).

Соч.: Dance to the piper, L., 151; Boston, 1952; And promenade home, Boston, 1958, L., 1959. Ham. P.

ДЕМИРЧЯН, Дереник Карапетович [17(29).I. 1877-6. XII. 1956] - армянский советский писатель, драматург. В 1912 написал первую драму "Васак". Лучшие драм. произв. Д. написаны в сов. период, особую популярность приобрела сатирич. сказка-комедия "Храбрый Назар" (1924), герой к-рой, лентяй и трус. становится диктатором. Социалистич. индустриализации посв. пьесы "Песнь торжествующей любви" (соч. 1924), "Фосфорическое сияние" (1932), "Капутан" (1938). Сатирич. комедия "Наполеон Коркотян" (1934) 'осмеивает взяточника, расхитителя социалистич. собственности. В исТорич. драме "Страна родная" (соч. 1938, пост. 1940) Д. поднимает большую пат-риотич. тему, клеймя изменников родины. Пьесы Д .отличаются глубиной замысла, мастерством диалогов" лаконизмом. Постановки мн. пьес Д. в Т-ре им. Сундукяна и в других т-рах республики стали этапными в истории арм. т-ра.

Лит.: Ахумян Т., Драматургия Дереника Демнрчя-на, [Ереван], 1958 (на арм. яз.). С. Р.

ДЕММЕНЙ, Евгений Сергеевич [р. 28. 11(12.ill).' 1898] - русский советский актер и режиссер. Заел" арт. РСФСР (1934). В 1918 начал выступать как актер-любитель в петрогр. Коммунальных т-рах. В 1924, после демобилизации из Красной Армии, Д. организовал и возглавил в Ленинграде т-р кукол-петрушек (первоначально при Ленингр. ТЮЗе). В 1930 этот театр был объедин„н с Т-ром марионеток Л. Шапориной-Яковлевой (создан в 1918) и получил назв. Ленингр. кукольного т-ра под рук. Ев г. Деммени. Здесь Д. пост. спектакли для детей и взрослых: "Ст„пка-растр„пка" (1926) и "Юкки и Лол" (1929) Гау-ша, "Свадьба" Чехова

(1928), "Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифо-ровичем" по Н. Гоголю (1929), "Бляха ј 64" по Франсу (1933), "Кон„к-Горбунок" по Ершову (1938), "Проказницы Виндзора" Шекспира (1947), "Ми-чек-Фличек" Малика (1957), "Лекарь поневоле" Мольера (1960) и др.; впервые осуществил пост. пьес для кукол С. Я. Маршака ("Коз„л", 1925, "Петрушка-иностранец", 1925, "Кошкин дом", 1926, "Умные вещи", 1947, и др.) и Е. Л. Шварца ("Пустяки", 1932, "Кукольный город", 1939, "Сказка о потерянном времени", 1940). Один из основоположников сов. т-ра кукол, Д. содействовал подъ„му, профессиональной культуры этого вида театр. иск-ва, разработке методологич. проблем кукольного спектакля, развитию исполнительского мастерства, созданию спец. драматургии. В„л большую педагогич. работу по подготовке кадров актеров и режиссеров-кукольников, был инициатором создания группы колхозно-совхозных т-ров кукол Ленингр. обл. Автор ряда книг и статей по т-ру кукол. С 1929 Д. выступает также с куклами на эстраде.

Соч.: XX лет. 1919-1939, Л., 1939; За петрушечной ширмой. Пособие для школ и клубов, М.-Л., 1930; Страницы из жизни театра, Л., 1949; Куклы на сцене, М.-Л., 1949.

Лит.: Б а х т и н Н., Три года театра Петрушки, "Жизнь искусства , Л., 1927, .ј 3; Кукольные театры Лен. ТЮЗа. Сб. статей, под ред. Н. Верховского, Л., 1934; Куклы Деммени, "Театр", 1956, ј 4. Д. Ш.

"ДЕМОН" - опера .А. Рубинштейна, либр. П. Вискова-това по поэме М. Лермонтова. Соч. 1871, посг. 13 янв. 1875, Мариинский т-р (дириж„р Направник, худ. Бочаров, Шишков и Лагорио; князь Гудал - О. Петров, Тамара - Рааб, Синодал - Комиссаржевский, Демон - Мельников, Гений добра - Крутикова); Большой т-р, 23 окт. 1879 (дириж„р Бевиньнни; Тамара - Верни, князь Гудал - Барцал, Демон - Корсов). Среди исполнителей последующих пост.:

Шаляпин, Корякин, Корсов, Хохлов, Тартаков, Шевелев, Бакланов (Демон); Мравина, Павловская (Тамара); Собинов, Юдин (Синодал).

На сов. сцене впервые пост. 11 нояб. 1918, Мариинский т-р (дириж„р Коутс, худ. Коровин и Головин, пост. Пале-чека и Мельникова, реж. Кравченко; князь Гудал - Боссе, Тамара - Бронская, Синодал - Поземковский, Демон - Тартаков, Гений добра-Павлинова). Новая пост.-в Т-ре оперы и балета им. Кирова, 1939 (дириж„р Похитонов, реж. Дворищин и Милешко, балетм. Корень, худ. Мельников); в 1949 (дириж„р Похитонов, пост.Гладковского, худ. Зандин и Мельников; Демон - Алексеев, Тамара - Ка-шеварова, Синодал - Нечаев). Т-р Зимина, Москва, 5 дек. 1922 (дириж„р Багриновский, пост. Просторова; князь Гудал - Манакин, Тамара - Баратова, Синодал - Рол-ланд, Демон - А. Хохлов, Ангел - Франковская), Большой т-р, 1932 (дириж„р Кубацкий, реж. Шарашидзе, худ. Коровин, балетм. Моисеев); там же, 1942 (дириж„р Небольсин; Демон - Батурин, Тамара - Шпиллер, Синодал - Хромченко, Гудал - Яхонтов). "Д." пост. в др. городах СССР: Харьков (1939), Рига (1939, 1948), Одесса (1941 и 1949), Ереван (1946), Уфа (1948), Львов (1950), Минск (1950), Таллин (1953), Куйбышев (1953), Фрунзе (1955), Каунас 1961), Новосибирск (1961). За рубежом пост.: Гамбург (1880), Лондон (1881, первая рус. опера в Лондоне, исп. на рус. яз.; 1888), Прага (1885), Берлин (1888), Копенгаген 1888), Манчестер (1888), Хельсинки (1896 и 1932), Варшава (1897), Вена (1899), Лисабон (1904), Барселона (1905),Монте-Карло (1906, 1916), Буэнос-Айрес (1909), София (1910), Париж (1511), Шанхай (1918), Сан-Франциско (1922), Филадельфия (1928), Тель-Авив (1932). .

Издания- "Д.", СПБ, Бессель, [1878]; последнее изд., М., Музгиз, 1958. Я. Гр.

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ (наст. имя и фам. - Ефим Алексеевич Придворов) [1(13). IV. 1883-25. V. 1945 - русский советский поэт. Член Коммунистич. партии с 1912. В годы гражданской войны инсценировки басен и поэм Д. Б., отличавшихся красочным диалогом, остротой действия, яркой политич. направленностью и злободневностью, получили распространение на сценах проф. и самодеят. коллективов. В 1927, к десятилетию Октября, студия Ленингр. консерватории пост. инсценировку поэмы Д. Б. "Главная улица", насыщенную высоким революц. пафосом (инсценировщик и реж. С. Масловская, комп. М. Михайлов и Д. Шостакович). Д. Б. принадлежит антирелигиозное обозрение "Как 14-я дивизия в рай шла. Занимательное, дива и любопытства достойное, силою благочестия и убеждения исполненное и красноречием дышащее народное зрелище в тр„х священнодействиях с музыкой, пением, танцами" (1932, Моск. мюзик-холл). Вторым драм. произв. Д. Б. было либретто пародийной оперы-фарса "Богатыри" на музыку Бородина (переработка либретто, написанного рус. драматургом 19 в. В. А. Крыловым), пост. в 1936 Моск. Камерным театром как "народная комическая опера". В условиях культа личности Сталина Д. Б. и режиссер этого спектакля А. Я Таиров были обвинены в создании политически вредного спектакля, якобы содержащего клевету на рус. народ и его историч. прошлое. Пьесу как "чуждую советскому искусству" сняли с репертуара (см.

Постановление Всесоюзного Комитета по делам искусств от 13 ноября 1936, ст. газ. "Правда" от 15 ноября 1936, и др. в сб. "Против фальсификации народного прошлого", М.- Л., 1937).

ДЕНДРЙНО (Dendrino), Герасе (р. 1901) - румынский композитор и дириж„р. Засл. деят. иск-в РНР (1962). В 1926 окончил консерваторию в Бухаресте. Работал гл. дириж„ром театра "Кэрэбуш" (Бухарест) и гл. дириж„ром Бухарестского т-ра оперетты. Автор популярной оперетты "Дайте волю песне" ("Чиприан Порумбеску") (1954, Бухарестский т-р оперетты, Гос. пр., 1954), оперетт -"На струнах и клавишах" (1949, там же), "Лисистрата" (1951, там же), музыки к спектаклям, фильмам, ряда соч. в др. жанрах. В творчестве Д. преобладает л„гкая, особенно танц. музыка, в к-рой широко использованы старые и совр. нар. рум. песни. Большая роль в муз.-сценич. произв. Д. принадлежит хоровым ансамблям. Н. Р., Д. Перс.

"ДЕ Н‚ДЕРЛАНДСЕ ОПЕРА" ("De Nederlandse Opera")-ведущая оперная компания Нидерланд ов. Организована в 1945 на средства муниципалитетов Гааги и Амстердама, получает также гос. субсидию. Среди солистов: Гре Браувенстейн, М. Арден, Ф. Вронс (директор "Де Н. о."). В труппе гастролировали:

С. Данко, Р. Винай, У. Граф, Э. Ратти и др. До 1950 муз. руководителем "Де Н. о." был П. Пелла, затем швейц. дириж„р А. Кранхальс, с 1956 -дириж„ры П. Мааг и А. Гварньери. Гастролировали дириж„ры: И. Крипс, П. Монто, Б. Вальтер и др. "Де Н. о." да„т ежегодно ок. 190 спектаклей (до 20 премьер), б. ч. на сцене Гор. т-ра в Амстердаме, а также в т-рах Гааги, Роттердама, Утрехта. "Де Н. о." активно пропагандирует оперное творчество голл. композиторов. Здесь пост. оперы "Фил омела", Андрис-сена (1949), "Орест" Бадингса (1954), "Франсуа Вийон" Дресдена (1958) и др. В репертуаре труппы также оперы совр. зап. композиторов: "Питер Граймс" Бриттена, "Консул" Менотти, "Жизнь коротка" де Фальи, "Е„ падчерица" и "Из м„ртвого дома" Яначека, "Эдип царь" и "Похождения повесы" Стравинского, "Умная" Орфа, "Бедный матрос" Мийо и др. Лит.: Music in Holland, [s. 1.], 1959. Вл. О.

ДЕНИСОВ, Мефодий Иванович (р. 13.Ш.1922) - чувашский советский артист оперы (баритон); Нар. арт. Чув. АССР (1962). Член Коммунистич. партии с 1944. В 1952 окончил Саратовскую консерваторию. С 1952- солист Чуваш, филармонии. С 1959 в Чуваш. муз.-драм. т-ре. Партии: Атнер, Садай ("Шывармань" Лукина, 1959), Онегин (1961), Фурманов ("Чапай" Мокроусова, 1961) и др. Исполнение Д. отличается сдержанностью, благородством. Л. Ив.

ДЕНИСОВ, Михаил Иванович [р. 8(21). XI.1900]- белорусский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. БССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Учился в Саратовской консерватории (1925-29).Совершенствовался как певец в белорус. оперной студии (1930-33). С 1933 Д.- солист Белорус. т-ра оперы и балета. 'Партии: Андрей ("Цветок счастья" Турен-кова), Кузмич ("В пущах Полесья" Богатыр„ва), Закревский, Апанас ("Михась Подгорный", "Девушка из Полесья" Тикоцкого), Евгений Онегин, князь Игорь, Риголетто и др. Иск-во Д. характеризуется экспрессией и темпераментом. Д. известен также исполнением белорус. нар. песен и как камерный певец.

Лит.: П у к с т Г., М. II. Дзян?са, в сб. : Мастацтва со-вецкай Беларус?" М?нск, 1955; Майстры беларускай сцэ-цы, М?нск. 1960. Б. С.

ДЕННЕРЙ, или д' Э н н e p и (Dennery, (TEnnery), Адольф Филипп (17. VI. 1811-25.1.1899)- французский драматург. Один из самых популярных авторов мелодрамы середины и 2-й пол. 19 в. Писал почти всегда ь соавторстве с Ф. Дюмануаром, О. Анисе-Буржуа и др. Литературно-наивная, сентиментальная драматургия Д. привлекала сочувствием к несправедливо преследуемым людям, смелыми, жизнерадостными героями, добивающимися благородной цели. Лучшая пьеса - "Дон Сезар де Базан" (1844, соавтор Дюмануар). Популярны были драмы "Парижские цыгане" (1843), "Мари-Жанна, или Женщина из народа" (1845), "Две сиротки" (1874), "Вокруг света в 80 дней" (1875), "Дети капитана Гранта" (1878, по Ж. Верну). Д. писал феерии - "Семь замков дьявола" (1844), либретто опер для Адана, Гуно, Массне.

Лит.: R о у e г A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1878; Zola E., Nos auteurs dramatiques, P., 1893, с. 335- 350; W e i s s J.-J., Le drame historique et le drame passionnel, P., 1894, с. 53-65. E. Ф.

ДЕ НОБИЛИ (De Nobili), Лила (р. 3.IX.1916) - итальянская художница и театральный декоратор. Училась в Академии Ронсон (Париж) и в Академии изящных иск-в (Рим). Работала как художница в ряде журналов, выполняла стенные росписи. С 1947 работает в т-ре преим. с франц. реж. Р. Руло и итал. реж. Л. Висконти. В своих работах Де Н. стремится воссоздать исторически точную обстановку действия, добиться единства декорац. оформления, костюмов, освещения. Д e Н. принадлежат эскизы декораций и костюмов к спектаклям: "Трамвай, называемый желание" Уильямса (1948, т-р "Творчество", Париж), "Анна Каренина" по о. п. Толстого (1952, т-р "Ренессанс", Париж), "Как листья..." Джакозы (1954, т-р "Олимпия", Рим), "Салемские колдуньи" Миллера (1954, "Т-р Сары Бернар", Париж), "Травиата" (1955, "Ла Скала") и др.

ДЕНТ (Dent), Эдуард (16. VII. 1876 - 22. VII. 1957) - английский музыковед. Образование получил в Итон-колледже (у Ч. Ллойда) и Кембриджском ун-те (у Ч. Вуда и Ч. Станфорда), где в 1926-41 был профессором музыки. Основатель и президент (1922-38 и 1945-47) Междунар. об-ва совр. музыки. Президент Междунар. об-ва музыковедов (1932-49). Поч„тный доктор Оксфордского (с 1932), Гарвардского (с 1936) и Кембриджского (с 1947) ун-тов. Один из крупнейших совр. исследователей и пропагандистов оперного иск-ва. Участвовал в создании кратких муз. энциклопедических изданий. Д. принадлежат переводы либретто опер: "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"; "Фиделио" Бетховена, "Вольный стрелок" Вебера, "Севильский цирюльник" и др.

Соч.: Allessandro Scarlatti, L., 1905; The baroque opera, L., 1910; Mozart's operas, Cambr., 1913; Foundations of English opera, Cambr., 1928, 2 ed.. L., 1949; The opera, L., 1940; A theatre for everybody, L., 1945.

Лит.: Westrup J. A., Dent as translator, "The Music Review", Cambr., 1946, VII; H a w a r d L., E. J. Dent, Cambr., 1956. Be. T.

ДЕНЦЛЕР (Denzler), Роберт (р. 19.III.1892) -швейцарский дириж„р, композитор. Музыке обучался в Париже у Ф. Андре (композиция), в консерваториях Цюриха и К„льна. Был дириж„ром оперного т-ра в Цюрихе (1915-27, 1934-47), в Берлине (1927-32). Приобр„л известность как выдающийся интерпретатор муз. драм Вагнера. Горячий пропагандист совр. музыки, Д. способствовал первой пост. оперы "Матис-художник" Хиндемита, преследовавшегося в фашистской Германии (1934). Под его управлением также прошли первые исполнения "Лулуо А. Берга (1937) и "Молчаливой женщины" Р. Штрауса (1935), исполнялась "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1936) (все пост. в Цюрихе). Д.- автор симф. и вок. соч. Ал. М.

ДЕПРЕ (Despres; наст. имя и фам.-Шарлотта Б у-в а л л e, Bouvallet), Сюзанна (18. XII. 1874 - 1. Vili. 1951) - французская актриса. Жена реж. О. М. Лю-нъе-Поэ. В 1894 дебютировала в парижском театре "Эвр", руководимом Лю-нье-Поэ. Несколько позже поступила в Консерваторию (класс Г. И. Вормса), к-рую окончила в 1897. Среди ролей в т-ре "Эвр" (Д. выступала под псевд. С. Оклер): Хильда, Сольвейг ("Строитель Соль-нес", "Пер Гюнт" Ибсена), Раутенделейн ("Потонувший колокол" Гауптмана). Д. работала в т-рах "Водевиль","Жимназ". С большим успехом играла роль Рыжика (о. п. Ренара, 1900, Т-р Антуана). По мнению критиков, игра Д. отличалась предельной простотой и естественностью. Играла роли Федры (о. п. Расина, "Комеди Франсез", 1902), Гамлета (Т-р Антуана, 1913), Наташи ("На дне", т-р "Эвр", 1905) и др. Современники считали Д. одной из лучших исполнительниц ролей в пьесах Г. Ибсена (Нора и др.). А. В. Луначарский называл Д. "тончайшей и сложнейшей из актрис Франции". Э. Золя писал: "Е„ талант правдив и нежен... Но е„ нежность не исключает ни безукоризненности, ни силы". Д. гастролировала в Норвегии, Финляндии, России (в 1915), Турции и др. Снималась в кино.

Лит.: К err A., Die Welt in Drama, v. 5, В., 1917;

D u Ь e u х А., Acteurs, P., 1929; Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958. А. Я.

"ДЕРЕВЕНСКИЙ ТЕАТР" - советский ежемесяч ный журнал. Издавался в 1925-31. Орган Глав-политпросвета, Политпросвета ЦК ВЛКСМ, а с 1928 и Центр, дома иск-в в деревне. Редактор - Р. А. Пельше. Освещал вопросы художеств. работы в деревне, методику занятий драм., муз., живописных и других самодеятельных кружков. В качестве приложения к "Д. т." в 11928-31 выходил репертуарный сб. "Красная рубаха". "Д. т." способствовал развитию самодеятельных коллективов деревни и города. С 1934 выходил под назв. "Колхозный театр". BUK. M.

ДЕРЕВЙЦКИЙ, Николай Андреевич [p.24.VII (5.VI II). 1891] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1954). Один из старейших деятелей детского т-ра. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та и Драм. курсы проф. А. А. Ильинского. Сценич. деятельность начал в 1911. Работал в различных т-рах (в Москве, Саратове, Николаеве). В 1929-59 - актер Моск. ТЮЗа.

Роли: Земляника ("Ревизор"), Черничкин ("Гимназисты" Трен„ва), Грознов ("Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского) и др.

ДЕРЕН (Derain), Андре (10.VI.1880-15.IX.1954)- французский художник, театральный декоратор. Получил известность как живописец и иллюстратор книг. В 1919 начал работать в т-ре, оформив спектакль "Благовещение" Клоделя (труппа актера и реж. А. Дюре-ка). В дальнейшем принимал участие в работе крупных балетмейстеров (С. Баланчин, С. Лифарь, Ф. Аш-тон, Л. Мясин и др.); создал декорац. оформление к балетам: "Удивительная лавка" на муз. Россини (труппа "Русские балеты" под рук. Дягилева, 1919), "Арлекин на улице" на муз. Куперена (т-р "Вик Уэллс балле", Лондон, 1938), к операм "Похищение из сераля" Моцарта (1951), "Севильский цирюльник" Россини (1953) - для фестиваля в Эксе (Прованс) и др. Лит.: С о g n i a t R., Decor de theatre. P., 1930. ДЕРЖАВИН, Константин Николаевич [5(18).II. 1903 - 2. XI. 1956] - русский советский театровед и критик. Проф. Ленингр. ун-та. Чл.-корр. Болг. академии наук. Окончил Ленингр. гос. ун-т (1924). Был актером т-ра Нар. комедии, секретар„м коллегии ТЕО Наркомпроса (1918-20), режиссером Лиговского драм. т-ра и т-ра Новой драмы (1921 - 22), затем - зав. репертуарной частью Акаде-мич. т-ра драмы. Д. работал в Гос. ин-те истории иск-в (позднее-Гос. н.-и. ин-т т-ра, музыки и кинематографии), в Ин-те рус. лит-ры (Пушкинский дом) и Ин-те славяноведения АН СССР. Автор трудов по истории лит-ры и т-ра Франции, Испании, слав. стран. Д. принадлежат также книги о Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, о болгарском т-ре. Написал сценарий фильма "Иудушка Головл„в", либретто балета "Гаянэ". В„л педагогич. работу.

Соч.: Театр Французской революции. 1789-1799, [Л.], 1932, [2 изд.]. Л.-M., 1937; Вольтер, [M.], 1946; Драматургия Лопе де Бега, в кн.: Лопе деВега, Избранные дра-матич. произведения, [пер. с исп.], т. 1, M., 1954; Сервантес, M., 1958; Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950;

Иван Вазов, M.-Л., 1951; Александро Фредро и его комедии, в кн.: Фредро А., Комедии, пер. с польск., М., 1956 (Составл., редакция переводов и вступит, статья); Эпохи Александрийской сцены, [Л.], 1932; E. П. Корчагина-Александровская..., Л.- М., 1937; В. А. Мичурина-Самойлова, М.-Л., 1948; Александр Николаевич Островский. 18231886, Л.-M., 1950. АН. А.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница