Наши партнеры

Выгодно аренда авто ростов на дону в компании РексРент.
Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Женская одежда в Вологде магазин Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 134)


ДАНИЭЛЬ, Марк Наумович (1900-40)-еврейский советский писатель и драматург. Его пьесы "Четыре дня" (1931), "Соломон Майм он" (1940) ставились на сценах евр. т-ров Москвы, Харькова, Белостока и др. городов. В т-рах для детей успехом пользовалась драма Д. "Хлопчик" ("Зямка'Копач", Харьковский т-р для детей, 1936). Д. принадлежит также пьеса "Изобретатель и комедиант" ("Иоганн Гутенберг", 1939, Центр, детский т-р).

Соч.: Зямка Копач (Хлопчик). Авторизов. пер. с евр. Б. X. Черняк, М.-Л., 1940; Изобретатель и комедиант. Иоганн Гутенберг, пер. с евр. Л. Островер, М.-Л., 1939.. Г.

ДАНИЭЛЯН, Айкануш Багдасаровна [3(15).XII. 1893, Тифлис,-19.IV.1958,Ереван]-армянская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар.арт. СССР (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва и Верх. Совета Арм. ССР 1-го и 3-го созывов. В 1920 окончила Петрогр. консерваторию по классу Н. А. Ирецкой. В 1920-22 выступала в Петрограде. В 1922- 1932 - артистка Тбилисского театра оперы и балета им. Палиашвили. В 1932 - 48 - солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. В 1949-51 Д. - профессор Ереванской консерватории. Обладала замечательным по красоте голосом, высоким сценич. мастерством. Исполняла гл. партии: Ануш (о. п. Тиг-раняна), Олимпия ("Аршак II" Чухаджяна), Антони-да ("Иван Сусанин"), Маргарита Валуа ("Гугеноты"), Гос. пр. СССР (1946).

Лит.: Г а с п а -р я н С., Айкануш Даниэлян, Ереван, 1958 (на арм. яз.).

ДАНКАН (Dun-can), Кэтрин (р. 1915) - австралийская актриса, драматург, режиссер. Окончила Мельбурнский ун-т. В 30- 40-х гг. была режиссером-постановщиком театр. радиопередач и одновременно играла в ряде т-ров Австралии. В 1938 Д. пишет свою первую стихотворную драму "Сабля пропела". В 1946 в Сиднее опубликована е„ антивоен. стихотворная драма "Сыновья утра". Действие пьесы разворачивается на Крите в период 2-й мировой войны; с успех ом шла в "репертуарных т-рах" Сиднея. В стихотворной радиодраме Д. "Путь орла" (1946) осн. внимание сконцентрировано на патологич. переживаниях персонажей.

Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney- L., 1953. Д. К.

ДАНКО (Danco), Сюзанна (р. 22.1.1911) - бельгийская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Брюссельской консерватории. В 1936 завоевала 1-е место на вок. конкурсе в Вене. Впервые выступила как концертная певица в Италии в 1940. Сценич. деятельность начала в Генуе в 1941. С конца 40-х гг. гастролировала во мн. городах Европы и Америки, выступала на муз. фестивалях в Глайндборне, Эдинбурге, Эксе (Франция). Д. ев ойственны высокая сценич. к ультура, глубокое понимание разл. муз. стилей, безупречная вок. техника.

Партии: Мелизанда ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Фиордилиджа, Донна Эльвира, Керубино ("Так поступают все", "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Эвридика " Орфей и Эвридика" Глюка), Мария ("Воццек" А. Берга), Маженка ("Проданная невеста"), Виолетта, Мими, Ро-зина; Маргарита ("Фауст"), Дездемона ("Отелло" Верди) и др. Вс. Г., Ал. М.

ДАНКУР (Dancourt), Флоран Картон (Carton) (1.XI.1661-6.XII.1725) - французский драматург. Был актером и руководителем труппы т-ра "Комеди Франсез". Борясь за развитие нац. проф. театр. иск-ва, продолжал традиции Мольера. Но комедии Д., рисующие распутные нравы буржуазии и аристократии конца 17 и нач. 18 вв., лишены сатирич. силы и глубокой идейности. Его пьесы "Модный кавалер" (1687), "Модные мещанки" (1692), "Кокетки летом" (1693), "Знатные мещанки" (i 700) и др. рисуют современные драматургу нравы, циничную погоню за деньгами, страсть к наслаждениям, охватившую "высшие" круги общества. Д. наблюдателен и остроумен, но он не осуждает своих героев, а любуется ими, весело подсмеивается над их похождениями. Это прида„т его пьесам черты морального нигилизма. Представляя собой определ„нный этап в развитии комедии нравов, драматургия Д. вместе с тем отч„тливо демонстрирует идейный кризис комедии во Франции после Мольера.

Соч.: Oeuvres, v. 1-8, Р., 1710; Oeuvres, v. 1-12, P." 1760; Oeuvres choisies, par L. S. Auger, P., 1810.

Лит.: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; Lemaitre J." La comedie apres Moliere et le theatre de Dancourt, P., 1882; 2 ed.. P., 1903; Lenient Ch., La comedie en France au XVIII siecle, v. 1, P., 1888, с. 102- 21; L i n t i 1 h a с E., Histoire generale du theatre en France, v. 3. La Comedie. XVIII siecle, P., 1908, с. 396-426. Е.Ф.

ДАНЛЕП (Dunlap), Уильям (19.II.1766-28.IX. 1839) - американский драматург, режиссер, художник, искусствовед. В 1784 - 87 жил в Европе, изучал живопись и т-р. Возвратившись в США, занимался переводами и переделкой франц. и нем. пьес, в осн. А. Коцебу. Оригинальные пьесы Д. (ок. 30) не обладают высокими художеств. качествами. Лучшая из них - трагедия "Андре" (1798), отражает события войны за независимость в США. Пользовались успехом пьесы: "Отец, или Американский шендизм" (1789), "Лей-сестр" (1794), "Аббатство Фонтенвиль" (1795), "Феодальный барон" (1796) и "Итальянский отец" (1799).

В 1796 Д. становится совладельцем, а затем владельцем нью-йоркского т-ра "Старая американская компания". Обанкротившись в 1805, стал зам. директора т-ра "Парк". Занимался антрепрен„рской деятельностью до 1812. Одновременно выступал как режиссер. Д. тщательно работал над всеми деталями спектакля, был решительным противником системы "зв„зд", стремился создать слаженный исполнительский ансамбль. Д. - один из организаторов "Нац. академии художественных форм"; в 1831-38 был е„ вице-президентом. В 1832 опубликовал первую в США "Историю американского театра", в 1834- "Историю искусств художественного конструирования в Соедин„нных Штатах". Ему принадлежит также жизнеописание знаменитого англ. актера Дж. Ф. Кука (1813).

Лит.: Literary history of the US, N.Y., 1953; Dictionary of American biography, [N. Y.], 1930; Q u i n n A. H., A history of the American drama from the beginning to the Civil war, N. Y., 1946. Я. К.

Д'АННУНЦИО (D'Annunzio), Габриеле (12.III. 1863-1.III. 1938) - итальянский писатель и драматург. Один из идеологов фашизма. К драматургии Д. обратился в 90-х гг. в значительной мере под влиянием Э. Дузе. Им написаны пьесы: "Сон в весеннее утро" (1897, т-р "Ренессанс", Париж), "Сон осеннего вечера" (1905, т-р "Россини", Ливорно), трагедии "М„ртвый город" (1898, т-р "Ренессанс", Париж), "Джоконда" (1898, т-р "Беллини", Палермо), "Слава" (1899, т-р "Меркадан-те", Неаполь), "Франческа да Римини" (1902, т-р "Костанци", Рим), "Дочь Йорио" (1904, т-р "Лирико", Милан), "Факел в темноте" (1905, т-р "Мандзони", Милан), "Больше чем любовь" (1906, т-р "Костанци", Рим), "Корабль" (1908, т-р "Архентино", Рим), "Федра" (1909, т-р "Лирико", Милан); две мистерии на франц. яз.- "Мученичество св. Себастьяна" (1911, т-р "Шатле", Париж), "Пизанелла" (1913, там же) и оперное либретто "Паризина" (муз. П. Масканьи, 1913, "Ла Скала"). Крупнейший представитель декаданса в итал. лит-ре, Д. в„л борьбу с реализмом идем ократич., прогрессивными социальными тенденциями в итал. драматургии конца 19 в. Трагедии Д., как правило, лишены действия, они утверждают аморализм, мистику, идеи милитаризма и колониализма; герой их -"сверхчеловек", проповедующий господство красоты над моралью ("М„ртвый город", "Джоконда"), власть "сильной личности" над "толпой" ("Слава"), необходимость им-периалистич. завоеваний ("Больше чем любовь", "Корабль"). Несмотря на то, что в драмах Д. играли крупнейшие итал. актеры Э. Дузе, Э. Цаккони, Э. Грама-тика, Р. Руджери, М. Абба, М. Бенасси, ни одна из них, за исключением "Дочери Йорио" и отчасти "Франчески да Римини", не имела большого успеха. Герои Д. с их апологией страсти были близки многим итал. актерам (особенно Дузе). "Дочь Йорио", "Франческа да Римини" и др. шли на рус. сцене. Д. работал также в кино.

Соч.: Il teatro di D'Annunzio in 2 voli., con un avvertimento di R. Simoni, v. 1-2, Milano, 1940; в рус. пер.- Полное собр. соч., тт. II, III, VI, VIII, IX, М., 1909-10.

Лит.: Т о n e I I i L., La tragedia di G. D'Annunzio, Palermo, 1914; Vincieri M., Il teatro dannunziano, Uddine, [1940]. p. x.

ДАНОВСКИЙ, Боян (p. 1899) - болгарский режиссер . Нар. арт. НРБ (1959). В 1921-29 занимался лит. деятельностью. С 1928 начал творч. деятельность в т-ре. В 1931-32 работал в Германии; по возвращении на родину возглавлял театр. студию "Народная сцена", созданную им по образцу нем. революц. т-ров. Пост. в софийском Нар. т-ре остро сатирич. спектакли: "Мер-каде" Бальзака (1935), "Как вам это понравится" Шекспира (1936) и др. В 1942-45 жил в Константинополе и в Каире. Возвратившись в Софию, в 1947 -51 был гл. режиссером Нар. т-ра, пост. спектакли: "Под игом" Вазова, "Молодая гвардия"; "Тревога" Василева, "Егор Булычев и другие", "Бронепоезд 14-69" и др. Руководил Нар. т-ром молод„жи, пост. "Счастье" Василева и др. С 1958- режиссер и директор Гос. т-ра сатиры; пост. здесь яркий сатирич. спектакль "Клоп". С 1948 вед„т педагогич. работу в Высшем нн-те театр. иск-ва им. К. Сарафова (София). Автор пьесы "Тайны" (1960, совм. с П. Славинским). Написал книги: "Руководство для любителей театра", "Театр и зрители", "Театр". Удостоен Димитр. пр. (1950, 1962). В 1935 приезжал в СССР. Аг. М.

ДАНОН (Danon), Оскар (р. 7.II.1913) - югославский дириж„р, композитор, театральный деятель. По национальности серб. Доктор музыкознания (1939). Муз. образование получил в Пражской консерватории, к-рую окончил в 1938. До 1941 работал дириж„ром хорового об-ва Нар. т-ра и филармонии в Сараево. В годы 2-й мировой войны сражался в рядах Нар.-освободит, армии; руководил т-ром Нар. освобождения. С 1945 Д. -директор и дириж„р оперного т-ра в Белграде. Выступает в симф. концертах. Автор детского балета "Почему плачет маленькая Эма", музыки к спектаклям "Много шума из ничего"; "Сирано де Бержерак" Ростана, "Буря равноденствия" Войновича и др.; симф., в ок. и камерно-инструментальных соч. Ст. Д. ДАНО АРАКСЬОН - см. Па д'аксъон.

ДАНСТР‚М (Dannstrom), Исидор (15.XII.1812- 17.Х.1897) - шведский артист оперы (баритон), композитор, педагог и критик. Член Швед. муз. академии (с 1851). Музыке обучался в 1826-29 в Стокгольмской консерватории (по классу пения - у И. Нордблума); совершенствовался в 1840-41 у Д. Рубини и М. Гарсиа в Париже. Впервые выступил на оперной сцене в Королевской оперев Стокгольме (1841). Часто пел в спектаклях с участием Ж. Линд, К). Гюнтера и др. Партии: Фигаро, Дон Жуан ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), Дон Базилио; Невер ("Гугеноты"), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини) и др. Д. написал оперетты "Сапожник и его жена" (1847), "Господин и госпожа Тапперман" (1848), "Доктор Тарталья" (1851), "Сюртук лорда". Д. был известным вок. педагогом. Среди его учеников: певицы Л. Микаэли, С. Хеббе и др. Сотрудничал в газетах "Даглигт Аллеханда", "Афтенпостен" и др.

Соч.: Nagra blad ur Isidor Dannstroms minnesanteckningar, Stockh., 1896. Вл. О. Л. М.

ДАНТАШ (Dantas), Жулиу (р. 19.V.1876) - португальский драматург, писатель и политич. деятель. В 1899 написал свою первую пьесу "Тот, кто умирает от любви" (пост. "Т-р Амелии", Лисабон). Среди пьес Д. (ок. 20) - драмы на историч. сюжеты, комедии, рисующие нравы португ. общества. Д. придерживался либерально-демократич. взглядов, к-рые нашли отражение в антиклерикальной направленности историч. драм "Кардинальская вечеря" (1902, "Т-р Амелии"), "Святая инквизиция" (1910). Известность получили пьесы - "Трагический Вириат" (1900, "Т-р Амелии"), написанная под влиянием "Сирано де Бержерака" Ростана, "Строгая" (1901, там же) - "комедия нравов", позднее переработанная Д. в оперетту, "Фамильный замок" (1903), посв. проблеме наследственности, "Зел„ный занавес" (1912, "Т-р донны Марии II", Лисабон), "Осень в цвету" (1949, там же) и др. В 1906 Д. был назначен правительств, комиссаром "Т-ра донны Марии II". С 1909 - профессор, директор секции драм. иск-ва лисабонской Нац. консерватории. Переработал для т-ра "Ауто о короле Селевке" Камоэнса (1908) и "Каштру" Феррейры (1920). Д. примыкал к драматургам реалистич. направления, но в нек-рых его произв. проявилось влияние символизма. Переводил на португ. яз. произв. Софокла, Шекспира, Уайльда и др.

Лит.: Figueiredo F. de. Julio Dantas, в его кн.: Estudos de literatura, 2 ser., Lisboa, 1918; R o s s i G. C., Teatro portoghese e brasiliano, Milano, 1956, с. 249-50. Ал. С.

ДАНЧЕНКО, Владимир Андреевич [р. 8(21).IV. 1914] - украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1954). Член Коммунистич. партии с 1940. Род. в семье рабочего, участвовал в самодеятельности. В 1931 был принят в труппу запорожского (ныне львовского) Т-ра им. Заньковецкой. В 1933 направлен в Киевский театр. ин-т, к-рый окончил в 1937. В этом же году возвратился в Т-р им. Заньковецкой. Создал ряд образов современников, отмеченных героико-романтич. устремл„нностью: Платон Кречет; Ромодан ("Крылья" Корнейчука), Максимов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Ярослав ("Фауст и смерть" Левады), Крыжень ("Кадры" Микитенко) и др. Самобытный талант Д., его темперамент, яркая эмоциональность и искренность проявились в ролях классического репертуара: Назар Стодоля (о. п. Шевченко), Лукаш ("Лесная песня" Леси Украинки), Улдыс ("Вей, ветерок!" Райниса), Антось ("Ради семейного очага" по Франко), Коррадо ("Семья преступника" Джакометти), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду), Тузенбах ("Три сестры") и др. А. Др., Б. Кор.

ДАНЬ (кит.; букв.- коромысло) -общее название женских амплуа в китайской традиц. муз. драме. Первое упоминание о Д. относится к эпохе Сун (10- 13 вв.): так называли певиц, к-рые носили муз. инструменты в корзине, висящей на коромысле. Д. включает положит. и отрицат. роли. К этому амплуа относятся роли: чжэндань (от чжэн - положительный), называемые также "цинъи" - почтенные матери, честные ж„ны, героини-патриотки (исполнители этих ролей должны были владеть иск-вом пения) ; гуймыньдань (от гуймынь - терем, где в богатых домах жили девушки до замужества) - почтительные к родителям незамужние дев ушки; хуадань (от хуа - цветок), или сяодань (от сяо - маленький, молодой),молодые героини, певички, гетеры и т. п.; даомадань (от даома - меч и конь), или удань (от у - военный),- женщины-воины; лаодань (от лао - старый) - старуха (обычно - эпизодич. роли); цайдань (от цай - п„стрый) - комедийно-отрицат. характеры - свахи, сводницы и т. п. В разные эпохи и в различных местных видах драмы деление внутри этого амплуа несколько видоизменялось. В амплуа Д. выступают как женщины, так и мужчины. Среди исполнителей особой известностью пользовался выдающийся кит. актер M эй Лань-фон. Б. Р.

ДАНЬКЕВИЧ, Константин Ф„дорович [р. 11 (24). XII. 19051- украинский советский композитор, музыкально-общественный деятель. Нар. арт. СССР (1955). Член Коммунистич. партии с 1946. Депутат Верх. Совета УССР 4-го и 5-го созывов. В 1929 окончил Одесскую консерваторию (по классу композиции В. Золотар„ва и П. Молчанова), с этого года работал преподавателем теоретич. предметов консерватории. С 1948 - профессор по классу композиции Одесской, с 1953- Киевской консерваторий. Автор опер: "Трагедийная ночь" по одноим„нной поэме А. Бе-зыменского (1935, Одесский т-р оперы и балета), "Богдан Хмельницкий" (1-я ред. 1951, 2-я-1953, Т-р оперы и балета им. Шевченко), посв. 300-летию воссоединения Украины с Россией, "Назар Стодоля" по повести Т. Шевченко (1960, Харьковский т-р оперы и балета), балета "Лилея" (1940) по мотивам произв.Шевченко; муз. комедии "Золотые ключи" (1-я ред. 1943; 2-я-1947, Киев. т-р муз. комедии) и произв. в др. жанрах. Значит, место в творчестве Д. занимает музыка к спектаклям: "Ярослав Мудрый" Кочерги (Харьков, 1946), "Борис Годунов" (1937, Одесса), "Отелло" (1937, Одесса), "Много шума из ничего" (1939, Киев), "Маскарад" (1949, Одесса) и др.

Лит.: Филиппенко А., "Богдан Хмельницкий" (новая редакция оперы К. Данькевича), "Советская музыка", 1953, .ј9; Михайлов H., Константин Федорович Дань-кевич..., Кшв, 1960. Г. Бор.

ДАОМАДАНЬ - см. Дань.

ДАПОНТЕ (Da Ponte), Лоренцо (наст. имя ифам.- Эмануэле Конельяно; Conegliano) (10.III.1749- 17.VIII.1838) - итальянский либреттист. По национальности еврей. В молодости принял христианство и стал священником. В 1774-76 преподавал лит-ру и музыку как профессор риторики в семинарии в Треви-зо; в 1776 уволен за распространение идей Ж. Руссо. С 1783 - либреттист итал. оперы в Вене. Здесь познакомился с Моцартом и написал либретто к его операм: "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1787), "Так поступают все" (1790). Написал также либретто для опер А. Сальери ("Аксур" и "Талисман",

1788), В. Мартин-и-Солера ("Добросердечный брюзга", 1786; "Дерево Дианы", 1788), Дж. Гаццанига ("Притворный слепец", 1788), И. Вей-гля ("Причудливый кофейник", 1790), Ф. Бьянки ("Антигона", 1796), В. Ригини, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, П. Винтера и др. композиторов. Лучшие либретто Д. отмечены ясностью и стройностью формы, изяществом языка и стилистич. совершенством. С 1805 жил в США, где участвовал в организации первых оперных трупп, одна из которых послужила основой театра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. С 1825 - профессор Колумбийского колледжа.

Соч.: Memorie di Loren-20 Da Ponte da Ceneda scritte da esso, v. 1-4, N. У., 1823-27; 2ed.,v. 1-3,N.Y., 1829-30.

Лит.: Russo J. L., Lo-renzo Da Ponte, poet and adventurer, N. Y., 1922; M a г-c h e s a n A., Della vita e delle opere di L. Da Ponte, Treviso, OO. Св.Г.

ДАРАСЕЛИ, Ванион Алексеевич [12(25).V.1909- 14.IV. 1954] - грузинский советский писатель, драматург. Чл. Коммунистической партии с 1940. Лит, деятельность начал в 1928. Написал пьесы: "Киквидзе" (1941, Т-р им. Руставели, затем Волгоградский, Краснодарский и др. т-ры) о герое гражд. войны на Сев. Кавказе, "Гамахаре" (1948, Т-р им. Марджанишвили) о колхозниках Грузии, "Старший брат", "Москва-Тбилиси" и др. Т. И.

Д'АРБЕС, Д арбе с (D'Arbes), Чезаре (1710- 24.II.1778) - итальянский актер. Род. в Венеции. Начал выступать в бродячих актерских труппах. Выдвинулся в труппе Дж. Медебака своеобразием актерской индивидуальности. Д. увл„кся Гольдони, к-рый написал для него комедии: "Душечка Тонино", "Хитрая вдова" (обе в 1748), "Честная девушка", "Добрая жена" (обе в 1749), в к-рых Д. играл роли Панталоне. В 1749 выступал в Дрездене в комедии И в опере, пользовался большим успехом. По возвращении в Венецию вступил в труппу, руководимую актером А. Сакки, играл в фьябах К. Гоцци, писавшего для этой труппы. Под влиянием игры Д., отли-навшейся мягким, благородным комизмом, чувствительностью и драматизмом, Гольдони и Гоцци видоизменили в 60-х гг. 18 в. маску Панталоне. В 1769 Д. переш„л из труппы Сакки в труппу Лапи, затем играл в бродячей труппе В. Бугани, а в 1776 снова в Венеции в труппе М. Баттальи. Д. был последним крупным исполнителем ролей Панталоне в комедии дель арте.

Лит.: Гольдони К., Мемуары..., пер., введение и прим. С. С. Мокульского, т. 1-2, Л.-M., 1930-33; Rasi L., I comici italiani: biografia, bibliografia, iconografia, V. 1, Firenze, 1894. С. Мок.

ДАРБО (Darbo) (наст. фам- Микельсен; Mi-chelsen), Эрика (р. 22. V. 1891)-норвежская артистка оперы (драматическое сопрано). Пению обучалась у Э. Гульбрансон и Ш. Кайе в Осло. Впервые выступила йа оперной сцене в Осло в 1913; с этого же года Д. - одна из ведущих солисток т-ра. Одновременно в 1919-21 - солистка театра "Опера комик" (Париж). Выступала на оперных сценах Стокгольма,. Копенгагена, Берлина, в США и др. Играла в оперетте.

Партии: Аида, Кармен;Ели-завета ("Тангейзер"), Чио-Чио-сан, Мими, Тоска; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Саломея (о. п. Р. Штрауса) и др. В. Ц.

ДАРВАШ (Darvas), Йо-жеф (р. 1912) - мшгерский писатель, драматург, общественный деятель. Лит. деятельность начал как новеллист и автор очерков, впоследствии написал ряд романов. Д. принадлежат пьесы: "Овраг" (1944, Театр им. Мадача); "Дымное небо" (1959, Нац. т-р) о событиях контрреволюц. мятежа в 1956. Председатель Союза венгерских писателей. Пр. Кошута.

ДАРГИНСКИЙ ТЕАТР - первый профессиональный драматич. театр даргинцев (передвижной); открыт 11 сент. 1961 в Избер-баше (Даг. АССР). Основной творческий состав театра - выпускники даргинской студии Армянского театро ин-та и участники самодеятельности (гл. режиссер т-ра - Р. Джабраилов, директор - А. Алискеров). Т-р открылся спектаклями, подготовленными в студии: "Отелло", "Проделки Скапена"; "Бэла" по Лермонтову, "Свадьба Кайтмаса" Курбанова. Пост. пьесы: "Хозяин" Соболева, комедия "На ч„м держится земля" даргинского автора А. Абакарова, "Горянка" Гамзатова. Театру присвоено имя поэта О. Батырая. Е. Ж.

ДАРГОМЫЖСКИЙ, Александр Сергеевич [2(14).П. 1813, с. Даргомыж Бел„вского у. Тульской губ.,- 5(17). I. 1869, Петербург] - русский композитор. Отец Д. был чиновником, мать - поэтессой. В конце 1817 семья Д. переехала в Петербург. Д. получил разностороннее домашнее образование, в к-ром лит-ра, т-р, музыка занимали главное место. Большую роль с муз. развитии Д. сыграло его знакомство с М. И. Глинкой в конце 1834. Под впечатлением постановки "Ивана Сусанина" Глинки Д. задумывает в 1837 написать оперу по драме В. Гюго "Лукреция Борджиа", но затем останавливается на сюжете "Эсмеральды", использовав либретто Гюго по роману "Собор Парижской богоматери". В конце 1841 "Эсме-ральда" была закончена. В этой опере композитор проявил выдающееся драматич. дарование, способность нарисовать яркие характеристики действующих лиц, сценич. положений. "Эсмеральда" была представлена автором в дирекцию т-ров в 1842. Около 6 лет "Эсмеральда" не появлялась на сцене и только в дек. 1847 была впервые исполнена в Москве (в Петербурге-в 1851). В сент. 1844 Д. уехал за границу, где жил полгода (гл. обр. в Париже). Во 2-й пол. 40 - нач. 50-х гг. Д. написал мн. вок. соч. К этому же времени относится создание выдающейся оперы Д.- нар.-бытовой муз. драмы "Русалка" (либретто Д. по драме Пушкина). Композитор работал над "Русал кой" ок. 10 лет (завершена в 1855, впервые пост" в Петербурге в 1856). В конце 50-х гг. Д. начинает принимать активное участие в лит., художеств. и обществ. жизни. После образования в 1859 Рус. муз.

06-ва былзбран членом его комитета. В 50-х гг. особенно ярко сказалась социальная направленность творчества Д.; полной зрелости достигло его реали-стич. мастерство. В эти годы Д. создал идейно насыщенные драматич. и сатирич. песни. В последние годы жизни Д. гл. внимание уделял опере, начал писать оперу на сюжет "Полтавы" Пушкина, затем волшебно-комич. оперу "Рогдана" (сохранилось неск. законченных номеров). В 1866 Д. начал работать над оперой "Каменный гость"; по желанию Д. оперу заканчивал Ц. А. Кюи, а инструментовал Н. А. Римский-Корса-ков (оба соавтора написали на основе тематич. материала оперы каждый сво„ оркестровое вступление). Впервые опера была пост. на сцене Мариинского т-ра спустя 3 года после смерти Д. (1872).

Творчество Д. связано с эпохой кризиса крепост-нич. строя, нарастания революц.-демократич. движения, периодом реформ 60-х гг. Передовой композитор, Д. глубоко воспринял демократич. идеи своего века. Его привлекали простые люди из народа, их тяж„лая судьба, чувства и переживания. Значение творчества Д. в европ. музыке 19 в. в том, что он первый придал муз. произв. общественно-публицистич. окраску, социальную остроту. "Русалка" резко выделялась среди зап.-европ. опер как социальная драма, отмеченная подлинным демократизмом. В образе Наташи Д. показал сильную женскую натуру, выражающую не только оскорбл„нное чувство, но и страстный протест. Этой оперой Д. заложил основы лирич. муз. драмы. В центре оперы - яркие нар. характеры, раскрытые правдиво и динамично. Муз. язык этого произв. насыщен нар. элементами. Реали-стич. выразительностью отличаются ансамбли. Широким и действенным фоном для развития осн. драматич. фабулы являются нар.-бытовые и обрядовые сцены. Вершина новаторских исканий Д.-"Каменный гость". Стремясь к последоват. реалистич. реформе оперы, Д. сделал попытку радикально обновить оперные формы, приблизить оперу к языку драматич. произведений. Неизмен„нный текст Пушкина Д. воплотил в непрерывном, гибком, напевном речитативе, поддержанном скупым и характерно-выразит. оркестровым сопровождением. Д. отбросил неотъемлемые элементы оперы - широкие напевные арии, вок. ансамбли и т. п. Искания Д. в этом направлении представляют большой интерес. Яркая талантливость музыки, обилие тонких выразительных инто-нац. и гармонич. находок обусловили важное значение этой оперы для последующего развития рус. музыки. Высокая идейность, демократизм, передовой характер творчества, высокие художеств. достоинства определили выдающуюся роль Д. в истории рус. и мировой муз. культуры, его значение в утверждении реализма в музыке.

Лит.: А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Избр. письма Даргомыжского, М., 1952; Финдейзен Н., Александр Сергеевич Даргомыжский, М., 1904; Тимофеев Г., А. С. Даргомыжский, его семья, его первые шаги на композиторском поприще, "Музыкальный современник", 1917, кн.

7-8; Корзухин И., Александр Сергеевич Даргомыжский, "Артист", 1894, ј 37-38 (с прилож. списка муз. соч. Д. и отзывов о Д. в печати); Стасов В. В., 25 лет русского искусства, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1937;

Серов А. Н., "Русалка", опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; П е к е л и с М., Даргомыжский и народная песня, М.-Л., 1951; Кюи Ц., "Русалка", опера г.Даргомыжского, в его кн.: Музыкально-критические статьи, т. 1, П., 1918; Глебов И., Симфонические этюды, П., 1922. М. Пек.

"ДАРЕДЖАН КОВАРНАЯ" ("Д а р е д ж а н Ц б и? р И")-опера М. Баланчивадзе по поэме А. Церетели "Тамара Коварная". Отрывки из оперы исполнялись в Петербурге в 1897 (первоначальный текст на рус. яз. композитора В. Величко). В работе над завершением оперы принимали участие Н. Черепнин и А. Баланчивадзе. Пост. 6 апр. 1926 в Тбилисском оперном т-ре (ныне Т-р оперы и балета им. Палиашвили) под назв. "Коварная Тамара" (либр. К. Потс-херашвили на груз. яз., дириж„р Столерман, реж. Цуцуна-ва). В этой ред. под назв. "Коварная Дареджан" в 1936 пост. Тбилисским т-ром оперы и балета, в 1937 показана на декаде груз. иск-вав Москве (дириж„р Азмайпарашвили, реж. Цуцунава, худ. Кобуладзе, балета!. Джавришвили, хормейстер П. Палиашвили; Дареджан - Цомая, Шаратта - Долидзе, Царь - Исецкий, Шарашидзе, Цира - Лолуа, Малькова, Наврузашвили, Гоча - Венадзе, Гамрекели, Ни-ко - Кварелашвили, Кумсиашвили, Шут - Кавсадзе, Сва-нидзе). Др. пост. там же, 1945, 1959. ff Г р.

ДАРИБАЕВ, Мырзагали (1907-42) - каракалпакский советский драматург и поэт. В конце 30-х гг. написал историч. муз. драмы "Коклен-богатырь" (1938), "Мечта" (1937), муз. драмы "Гариб ашик" (соч. 1934), "Новые люди" (1939) и др. Пьесы Д. шли в Кара-Калпакском театре им. Станиславского (Нукус). Т. Б.

ДАРИ‚НКО, Домникия Тимофеевна [р. 15. I. 1919] - молдавская советская мктриса. Нар. арт. Молд. ССР (1957). Окончила Одесское театр. уч-ще. Сценич. деятельность начала в 1937 в Молд. театре в Тирасполе (ныне муз.-драм. т-р им. Пушкина в Кишин„ве). Творчество Д. отличается жизненной правдой, эмоциональной насыщенностью, глубиной. С большой драм. силой играла Д. роли Любови Яровой, Кручининой. Трагедийное звучание получил образ Мавры ("Девушка счастье искала" по Кобылян-ской), яркой бытовой характерностью отличается исполнение роли Афтении ("Свекровь и три невестки" Крянгэ), драматизмом и экспрессией исполнен образ Корины ("Овидий" Александри).

Роли: Анеля ("Ради семейного очага" Франко), Невяна ("Искатели счастья" Васильева), Забелина ("Кремл„вские куранты"), Марта ("Человек и волк" Гимера), Зоица ("Бурлящий Дунай" Букова).

ДАРИСПАНАШВЙЛИ, Георгий Николаевич [р. 16 (29). V.1905] - грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1955. Род. в рабочей семье. Сценич. деятельность начал в 1920 в Тбилисском рабочем т-ре. В 1920-28- актер и режиссер рабочих т-ров Грузии. Один из основателей груз. ТЮЗа; работает в этом т-ре с 1928. Создал образ пламенного революционера Ладо Кец-ховели (о. п. Гамрекели и Нахуцришвили).

Роли: Пугач„в ("Капитанская дочка" по Пушкину), Яго; Кардинал ("Овод" по Войнич), Дзержинский ("Имене революции" Шатрова). Пост. спектакли:

"Робин Гуд" Заяицкого, "Гайавата" инсц. Огнева, "Снежная королева" Шварца, "Баши-Ачуки" по Церетели. Автор пьес "Три товарища" (1933), "Под мостом" (1935). Т. И.

ДАРКЛ‚, Д а р к л э (Darklee) (наст. фам.-Хар-т у л а р и-Д а р к л е), Хариклея (10. VI. 1860, Бухарест, - 12.1.1939, там же) - румынская артистка оперы (лирико-драм. сопрано). Одна из основоположников рум. вок. школы. Музыке обучалась в Вене, совершенствовалась в Париже у известного франц. певца Ж. Б. Фора. В 1889 при содействии Ш. Гуно и Ж. Б. Фора успешно дебютировала на сцене т-ра "Гранд-Опера" в партии Маргариты ("Фауст"). Выступала в т-рах Милана, Флоренции, Рима, Ниццы, Мадрида, Барселоны, Лисабона, Буэнос-Айреса, Монтевидео, Нью-Йорка и др. городов мира. В Бухаресте пела в 1891, 1898, 1902, 1906, 1910. Гастролировала в России (Петербург и Москва, 1889-90, 1893, 1894-95, 1895-96), где с успехом выступала в опере "Иван Сусанин" (Антонида, Ваня). Была первой исполнительницей гл. партий в операх "Ирис" Масканьи (1898), "Тоска" (1900), обе пост. в т-ре "Костанци" (Рим), и др. Пела вместе с Э. Карузо и Т. Руффа в спектаклях под рук. А. Тосканини. Романтическое по духу иск-во Д. использовало достижения итал. в ок. школы 19 в. Красивый, мягкий по тембру голос обширного диапазона (более 3 октав), исполненная мощной экспрессии игра, прекрасная сценич. внешность принесли Д. мировую славу.

Партии: Линда ди Шамуни, Лукреция Борджиа, Мария ди Роган (одноим. произведения Доницетти), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Дездемона ("Отелло" Верди), Валентина ("Гугеноты"), Манон (о. п. Массне), Мими, Чио-Чио-сан, Аида, Виолетта, Кармен; графиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса).

Лит.: театр. опера, балет в Румынии, Бухарест, 1957;

Poslunicu M., Istoria musicei la Romani..., Buc., 1928; M о n a 1 d i G., Cantanti celebri, Roma, 1929. Д. Перс.

ДАРЛИШТОН (Darlington), Уильям Обри (р.1'890)- английский театральный критик, драматург. С 1920 писал статьи в "Дейли телеграф". Автор книг о театр. иск-ве: "Через четв„ртую стену" (1922), "Литература в театре" (1925). С 1919 выступает и как драматург ("Бутон люцерны", "Принсесс т-р"). Автор пьес "Комнатные туфли" (1930), "Марция сердится на себя" (1938).

ДАРРЕЛЛ (Darrell), Джордж (гг. рожд. и смерти неизв.) - австралийский драматург, актер, театральный предприниматель. Творческую деятельность начал в 70-80-х гг. 19 в. С 1869 работал в Сиднее. Положил начало жанру мелодрамы в Австралии. Мелодрамы Д. "Вдалеке от могилы", "Сосланный на пожизненную каторгу", "Солнечный юг", "Скваттер", "Голая правда" широко ставились в конце 70-нач. 80-х гг. 19 в. в т-рах Австралии и в Лондоне. Мелодрамы Д. получили популярность благодаря их близости быту Австралии, злободневности, яркости диалогов, окрашенных нац. языковым колоритом. Д. был талантливым исполнителем гл. ролей в шекспировских спектаклях (играла Австралии и США) и в мелодрамах собственного сочинения.

Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney -L., 1953. ' д "

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница