Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 132)


ДАГЕСТАНСКИЙ ТЕАТР. Театральное искусство Дагестана многонационально. Из числа народностей, населяющих Дагестан, проф. т-ры имеют кумыки, аварцы, лезгины, лакцы и даргинцы. Имеются также нар. т-ры, играющие на азерб. и татском яз. Истоки театр. иск-ва этих народов - в играх и обрядах, среди к-рых известна сохранившаяся до сих пор кумыкская игра "сюйдум-таяк" ("любовная палочка"), когда молод„жь, собирающаяся на булка (посиделки), вызывает друг друга на пение и танцы. Элементы театрализации заключали в себе свадебные обряды, соревнования ашугов. Широкой популярностью пользовались "пехлеваны" - акробаты, канатоходцы, жонгл„ры и нар. комики "домбаи". Первые любительские театр. представления у народов Дагестана возникли в пред-революц. годы. У кумыков первые любительские спектакли пост. в 1916. У лакцев - в 1915, у лезгин - в 1914.

Проф. т-ры возникли у народов Дагестана в нач. 30-х гг. В 1930 в Махачкале был создан Кумыкский т-р (ныне Кумыкский музыкально-драматический т-р им. А. П. Салаватова). В 1935 на базе нац. драмкружка в селе Кумух создан Лакский драм. т-р (ныне Лакский драматич. театр им. Э. Капиева). В этом же году преобразованы в проф. т-ры лезгинский драм. кружок селения Ахты (ныне Лезгинский драм. т-р им. С. Стальского в Дербенте), аварский драм. кружок в сел. Хунзах, открывшийся спектаклем "Хаким дохтур" Малачханова. С 1943 работает как профессиональный т-р (ныне в Буйнакске; носит имя поэта Г. Цадасы, с 1961 именуется Аварский муз.-драм. театр им. Г. Цадасы). В 30-е гг. возникает самодеят. иск-во у азербайджанцев, живущих в Дербенте и юж. р-нах Дагестана, и у татов. В 1935-47 существовали проф. т-ры в г. Дербенте, к-рые были закрыты из-за отсутствия проф. кадров и репертуара и возобновили свою деятельность как нар. т-ры с конца 50-х гг.

30-е и 40-е гг.- период творч. формирования нац. т-ров Дагестана. Общность быта, сходное историч. прошлое, единство социалистич. содержания культуры в настоящем определили взаимосвязь, неразрывную близость театр. иск-ва народов Дагестана. Т-ры Даг. АССР систематически обмениваются репертуаром, борются за утверждение реалистич. метода в сценич. иск-ве. Но при общности идейного направления каждо-м РУ ДАССР присущи свои особенности. Коллектив Кумыкского т-ра стремится к созданию спектаклей, характеризующихся углубл„нным психологич. раскрытием сценич. образов, остротой конфликта, драматизмом или сочным бытовым юмором; Аварскому т-ру свойственна более обнаж„нная, острая форма выразительности, актеры этого т-ра склонны к открытому проявлению сценич. темперамента; спектакли Лакского т-ра отличаются лиричностью, мягкостью, тщательностью в изображении быта; Лезгинский т-р следует романтич. традициям азерб. театр. иск-ва. Черты нац. характера исполнителей определяют своеобразие средств художественной выразительности. Конкретность образов, отличающая спектакли Кумыкского т-ра, внимание к сценич. детали приобретают большую обобщ„нность в Аварском и Лезгинском т-рах. В то же время игра актеров этих т-ров отличается ч„ткой внешней характерностью; актерам Лак-ского т-ра присуща мягкая манера игры, они вносят в с1вои сценич. образы лиризм, граничащий порой с сентиментальностью. Для всех т-ров Дагестана, особенно Кумыкского, Аварского и Лезгинского, характерно органич. сочетание драматич. иск-ва с музыкой, пением и танцами. Многие спектакли этих т-ров пост. в жанре муз. драмы и муз. комедии (музыку к спектаклям создают композиторы Г. Гасанов, Н. Дагиров, С. Агабабов, 3. Гаджиев).

Среди деятелей театр. иск-ва Даг. АССР (1962) - нар. арт. СССР Б. Мурадова, нар. арт. РСФСР А. Ку-румов, X. Магомедова, нар. арт. Даг. АССР и засл. деят. иск-в РСФСР Г. Рустамов, нар. арт. Даг. АССР и засл. арт. РСФСР М. Рашидханов, нар. арт. Даг.

АССР Ш. Абдуллаев, С. Джетере, А. Курбанов, Т. Гаджиев, Е. Легоминиди, С. Мурадова, Д. Саиднуров, У. Сафаралиева (Кумыкский т-р), нар. арт. РСФСР 3. Набиева.нар. арт. Даг. АССР П. Хизроева, А. Ма-гаев, А. Курбанова, М. Абдулхаликов, Б. Инусилов (Аварский т-р), нар. арт. РСФСР М. Кухмазов, нар. арт. Даг. АССР С. Агабалаев, С. Велиханов, К. Рамаза-нов, Ш. Кухмазова, М. Джум-Джум, засл. арт. Даг. АССР 3. Рамазанова, 3. Давудова, А. Алиева (Лезгинский т-р), нар. арт. Даг. АССР И. Балугов, засл. арт. РСФСР М. Мусалаев, засл. арт. Даг. АССР Ш. Ибрагимова, Р. Меджидова, Г. Ибрагимов (Лак-ский т-р), нар. арт. Даг. АССР Т. С. Романова. С. С. Токарь, Г. Ф. Мартини, нар. арт. Даг. АССР, засл. арт. РСФСР А. С. Копенкин, засл. арт. РСФСР и Даг. АССР К. И. Якушев.

В 50-х гг. т-ры Даг. АССР пополнились проф. актерами: Дагестанскую студию ГИТИСа окончила группа аварских и лезгинских актеров, вошедшая в состав соответствующих т-ров. В 1959 театр. уч-щеим. Б. Щукина окончила Кумыкская студия, и вновь открыта Лакская студия. Выпуск Даргинской театр. студии Арм. театр. ин-та (1961) заложил основу Даргинского т-ра им. О. Батырая в Избербаше.

Кроме нац. муз.-драм. и драм. т-ров, в республике работают: Русский драм. т-р им. Горького в Махачкале (осн. в 1924), т-р кукол с двумя группами (русской и кумыкской) в Махачкале, Нар. межколхозный азерб. т-р в Дербенте, самодеят. нар. т-ры, ансамбль песни и танца Даг. АССР, ансамбль нар. танца "Лезгинка". Е. Ж.

"ДАГМАРТЕАТР" (Dagmarteatret)- датский театр. Создан в 1883 в Копенгагене. Вначале в "Д." ставились оперетты и водевили, в конце 19 в. преобладали пьесы Г. Гауптмана, X. Драхмана, К. Гьел-лерупа, Ф. Хеббеля, Э. Ростана. Расцвет "Д." в 1-й четв. 20 в., когда он стал серьёзным конкурентом Королевского т-ра, был связан с прогрессивной репертуарной политикой его руководителей Д. М. Нильсена и Т. Росе. Здесь работали крупнейшие актеры Б. Ипсен, А. Ларсен, П. Р„ймерт, К. Понтоппидан, А. Блад, К. Касперсен, А. и И. Поульсен, И. Мейер, к-рые утверждали реалистич. традиции нац. иск-ва, противостояли декадентским влияниям. Наряду с произв. Шекспира, Мольера, А. Эленшлегера, Г. Ибсена на сцене "Д." ставились реалистич. пьесы совр. драматургов С. Михаэлиса, А. Ларсена, С. Клаусе-на, датско-исл. драматургов И. Сигурйоунсона и Г. Камбана (он был и одним из режиссеров). В 1922 на сцене "Д." выступала группа актеров Моск. Художеств. т-ра во главе с В. И. Качаловым. С 1923 в связи с уходом ведущих деятелей т-ра и тенденцией к пост. чисто развлекательных спектаклей "Д." утратил положение одного из наиболее значит, т-ров столицы Дании. В 1937 был закрыт и здание снесено..

Лит.: Var tids kunst og digtning- i Skandinawia, bd l, Oslo, 1948; K r a g h Т., Den store Dagmarteatretperiode, в кн.:

Bedil Ipsen. 1889-1909-1959, Kbh., 1959, Вл. М.

ДАГУШУ, д а г у ("сказ под большой барабана-вид китайского песенно-повествовательного театрализованного зрелища. Зародившись в Шаньдуне в 18 в., Д. распространилась по Сев. и Сев.-Вост. Китаю. Сохранилась до наст. времени. Д. невелики по размерам. В качестве аккомпанемента употребляются барабан- пяньгу, по традиции именуемый дагу, на к-ром отбивают ритм, медные пластинки лихуа, а также струнные инструменты (сань-сянь, эрху, пипа). Разнообразные темы Д. почерпнуты из нар. преданий и популярных классич. романов (особенно известны Д. "Ван Чжао-цзюнь выезжает за заставу", а также Д. о героях романа "Сон в красном тереме"). В Д. используются нек-рые элементы лит. языка ("вэньянь"). На Д. оказала влияние столичная драма (особенно в творчестве известного исполнителя Д.-Лю Бао-цюаня). Имеется ряд местных разновидностей Д., исполнительские школы к-рых специализируются на пьесах историч., любовных, шуточных.

Лит.: H г d I i с k a Z., Old Chinese ballads to the accompaniment of the Big Drum, "Archiv Orientaltri, 1957, l. Б. Р.

ДАДАШЕВ, Султан Заки баба оглы (р. 1906) - азербайджанский советский режиссер. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Сценич. деятельность начал в 1924 как актер Т-ра им. Азиз-бекова (Баку). В 1927-31 учился в Моск. центр. театр. уч-ще. С 1931 работает в Азерб. оперном т-ре. Пост. спектакли: "Лейли и Меджнун" (1934), "К„р-оглы" (1951) У. Гаджибекова, "Нергиз" Магомаева (1938), "Сафа" Маиляна (1939), "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова (1956), "Алеко" Рахманинова (1959). Ставил также спектакли в т-ре муз. комедии, программы в азерб. ансамбле песни и пляски, в цирке. К. Кае.

ДАДИАНИ, Шалва Николаевич [9 (21). V.1874-1959] - грузинский советский драматург, писатель, театральный деятель. Нар. арт. Груз. ССР (1923). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Депутат Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Сценич. деятельность начал с 1893 как актер Кутаисского т-ра под рук. К. Месхи. В 1912 создал в Батуме т-р "Передвижная труппа", организовывал спектакли в Тифлисе, Кутаиси, Баку, обслуживавшие рабочих портовых городов. Лит. деятельность начал в 90-х гг. В дореволюц. период Д. своим творчеством утверждает традиции кри-тич. реализма. В 1905 написал пьесу "В пещере", в 1907 - "Когда пировали", в к-рых показывал классовые противоречия, выражал веру в победу народа. Острое сатирич. дарование Д. проявилось в его комедиях "Шени чириме" (1912) и "Вчерашние" (1917), отразивших разложение дворянства, коррупцию правящих классов. Демокра-тич. направленность творчества Д. проявилась в пьесе "Гегечкори" (1915). В историч. жанре написана драма "Бедствие" (1916).

После установления в Грузии Сов. власти (1921) Д. принял активное участие в строительстве сов. груз. т-ра: участвовал в создании Союза Рабис, руководил театр. отделом Наркомпроса республики. С 1950 был председателем Президиума театр. об-ва Груз. ССР. Д. написал комедию "В самое сердце" (пост. К. Марджанишвили в Кутаиси в 1928) и трагедию "Тетнульд" о становлении новой жизни в Сванетии (пост. С. Ахме-тели в Т-ре им. Руставели в 1931). В 1937 - пьесу "Из искры" о ревелюц. борьбе в Батуми в 1901-02. Творчество Д. отмечено ч„ткостью замысла, простотой и выразительностью языка. Оно способствовало утверждению в груз. драматургии принципов социалистич. реализма. Пьесы его широко вошли в репертуар т-ров Грузии. Автор инсценировок "Сломанный мост" по И. Чавчавадзе (1935) и "Гурия Нино-швили" (1934) по Э. Ниношвили. Д. создал ряд произв. в прозе и стихах. Пьесы Д. шли в т-рах им. Руставели, Марджанишвили и др. т-рах Грузии, а также в моек. Т-ре им. Пушкина, Ленингр. Большом драм. т-ре и др.

Лит.: Б а р а м и д з е А., Радиан и Ш., Ж г е н-ти В., История грузинской литературы, Тбилиси, 1958;

Абхаидзе Ш.и Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им. Руставели, Тбилиси, 1958;

Г а л а я И-, Очерки истории грузинской литературы, Тбилиси, 1958; Буртикашвили А., Шалва Дадиани, Тбилиси, 1952; Ц и ц и ш в и л и Г., Драматургия Ш. Дадиани, Тбилиси, 1955 (на груз. яз.). А. П.

ДАДИШКИЛИАНИ, Отар Михайлович (р. 21. VIII.

1923) - русский советский балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1955. В 1956 окончил ГИТИС (балетмейстерское отделение). В том же году пост. "Маскарад" Лапутина (Новосибирский т-р оперы и балета). В 1956-57 - гл. балетмейстер Горьковского т-ра оперы и балета, с 1957 - Челябинского т-ра оперы и балета. В своих балетах Д. ищет новые формы воплощения совр. тем на балетной сцене. Автор либретто балета "Во имя жизни".

Постановки: "Шурале" (1957), "Эсмеральда" (1958), "Цветок счастья" Мушеля (1959), "Сказ о каменном цветке" Прокофьева (1960), "Спящая красавица" (1961); "Последний бал" Бирюкова и др.

Лит.: "Советская музыка", М., 1960, .ј 19; "Музыкальная жизнь", М., 1960; 75 балетных либретто, Л., 1960. Cm. M.

ДАЗЕНКУР (Dazincourt; наст. имя и фам.- Жозеф Жан Батист А л ь б у и, Albouy) (11.XII.1747-28.III. 1809)-французский актер. Сценич. деятельность начал в любительском т-ре, затем дебютировал в Брюсселе. С 1776 играл в т-ре "Комеди Франсез", был одним из его ведущих комедийных актеров. Обладая изяществом, ловкостью, отточенной дикцией, тонкой интонационной выразительностью, Д. занял видное место в труппе прославленного парижского т-ра. Выступал в амплуа комич. слуги: Созий ("Амфитрион" Мольера), Любен ("Нечаянности любви" Мариво), Криспин ("Криспин, соперник своего господина" Леса-жа) и др. Д.- первый исполнитель роли Фигаро ("Женитьба Фигаро", 1784). Типичный актер "высокой комедии", Д. был лиш„н непосредственности, яркой жизнерадостности, присущих его старшему товарищу Преви-лю. Его часто упрекали в рассудочности, нарочитой от-деланности, чеканности ролей. Играя Фигаро, Д. стремился "облагородить" его образ, придать ему аристокра-тич. черты. Но блестящее речевое мастерство помогло Д. тонко и точно донести до зрителя мысли Бомарше. В годы революции (1789-94) Д. создал ряд образов в революц. драматургии '(Горжи - "Пробуждение Эпименида в Париже" Карбона Фленса, 1790, Дюбуа - "Филинт Мольера, или Продолжение Мизантропа" Фабра д'Эглантина, 1790, и др.). Но следуя монархич. воззрениям, Д. принимал участие и в контрреволюц. репертуаре (Плод - "Друг законов" Лея, 1793, и др.), в результате чего был вместе с труппой т-ра "Комеди Франсез" арестован якобинскими властями. После революции, продолжая играть в т-ре, Д. стал профессором драм. классов консерватории. В период Империи был руководителем придворных спектаклей.

С о ч.: Memoires de Dazincourt, P., 1809; Memoires de Preville et de Dazincourt, P., 1823.

Лит.; Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique..., P., 1829; De Manne Е. D., Galerie historique des comediens francais de la Troupe de Voltaire, Lyon, 1866;

L y о n n et H., Dictionnaire des comediens, P., 1912. Е. Ф.

"ДАИСИ" ("Сумерки")-опера 3. Палиашвили, либр. В. Гуния по его же пьесе. Пост. 19 дек. 1923, Тифлисский оперный т-р (дириж„р Палиашвили, реж. Марджанишвили;

Малхаз - Сараджишвили, Маро - Попова, Киазо - Кржа-новский, Цангала - Исецкий, Тито - Туманишвили). Там же, 1934 (дириж„р Микеладре, реж. Цуцунава, худ. Вир-саладзе, Маро - Сохадзе, Накашидзе, Нано - Цомая, Сте-панян, Малхаз - Кумсиашвили, Кварелашвили, Киазо -

Амиранашвили, Гамрекели, Тито - Сванидзе, Цангала - Хамашуридзе). Показана Тбилисским т-ром оперы и балета на декадах груз. иск-ва в Москве, янв. 1937 и март 1958 (новая пост.). Пост. в т-рах оперы и балета Киева (1938), Одессы (1941), Еревана (1943), Алма-Аты (1943, 1961), Новосибирска (1950), Горького (1950), Баку (1956) и др.

Издания: "Д.", партитура и клавир, М-, Музгиз, 1960, текст на русском и груз. яз. Рус. перевод Э. Александровой. Я. Гр.

ДАЙ АЙ-ЛЯНЬ (р. 1916) - китайская артистка балета. С 13-летнего возраста училась балетному иск-ву в Лондоне. В 1939 вернулась в Китай. В сво„м творчестве стремилась сочетать балетную классику с при„мами нар. кит. танца. Во время 2-й мировой войны изучала уйгурские танцы в Синьцзяне, вела педагогич. деятельность в Гос. оперной школе. В 50-е гг. выступала с инд. танцами в Пекинском нар. т-ре. Известна как исполнительница нац. танцев различных народностей. С 1955 Д.- директор Пекинского балетного уч-ща. В 1954 была избрана депутатом Всекитайского собрания народных представителей. Б. Р.

"ДАЙ СЕРДЦУ ВОЛЮ, ЗАВЕД‚Т В НЕВОЛЮ" - драма в 5 д. М. Иропивницкого (из жизни пореформенной укр. деревни). 1-я редакция под назв. "Микита Старостен-ко, или Не заметишь, как горе нагрянет" - 1863, последующие - 1873 и 1882. 1-я ред. пост. в 1863 в Бобринце местным любительским кружком, 2-я ред. в 1873 в Харькове труппой Колюпанова-Александрова с автором в роли Ивана Непокрытого. С 1882 пьеса ставится укр. труппами во мн. городах России. Шла также в Петербурге и в Москве (1886, 1901, 1906, 1916 и др.). Среди исполнителей: Саксаганский, Н. Садовский, Ю. В. Шумский (Микита), Кропивницкий, Саксаганский, Марьяненко (Иван Непокрытый), Биберович, Заньковецкая, Линицкая,М. К.Садовская (Одарка и Маруся).

На сов. сцене пьесу ставили Харьковский т-р им. Шевченко (1934, режиссер и исполнитель роли Ивана- Крушель-ницкий, худ. Баручек, комп. Крыжановский; Микита - Сердюк, Сем„н - Антонович, Одарка - Чистякова, Маруся- Федорцева), Днепропетровский т-р им. Шевченко (1937), Львовский т-р им. Заньковецкой (1938), Одесский т-р им. Октябрьской революции (1947), Донецкий т-р им. Артема (1951), Т-р им. Франко (1953, реж. Крушельницкий, худ. Граченко;

Иван - Крушельницкий, Омельчук, Сем„н - Дашенко, Микита- Братерский, Одарка - Васильева, Маруся - Петрова, Копержинская).

Издания: Первое укр. изд. "Д. с. в..." - в кн.: Збор-н?к твор?в M. Л. Кропивницького, т. 1, Кив, 1882; из послед. укр. изд.: Кропивницький М., Твор? в шести томах, т. 1, Кив, 1958; в рус. пер. - Кропивницкий М., Пьесы, М., 1960.

Лит.: Йосипенко М.К., Марко Лукич Кропивниць-кий, Кив, 1958, с. 58-70; Кисельков Й., Театральн? портрети, Кив, 1955, с. 93-97. А. Шн.

ДАЙДЕ, Л.-см. Дейде, Л.

ДАЙКА (Dayka), Маргит (р. 1902) - венгерская актриса. Нар. арт. Венгерской Народной Республики (1953). С детских лет выступала на сцене. В 1924 начала работать в Коложварском (ныне - Клужском) т-ре. С 1929 играла в "Вигсинхазе" в Будапеште. В 1948 была принята в т-р им. Мадача (Будапешт). Роли: Камилла ("Лилиомфи" Сиглигети), Катюша Масло-ва ("Воскресение" по Л. Толстому), Ирина ("Три сестры"), Настя ("На дне"), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука) и др. Пр.им. Кошута (1952). М. 3.

ДАЙТОН (наст. имя и фам.- Александр Николаевич Александров; р. 1906) - советский цирковой артист; акробат. Работу в цирке начал в 1922 как турнист, затем был воздушным гимнастом, плечевым акробатом и эквилибристом. С 1928 выступает с номером "Икарийские игры", являясь создателем этого жанра в сов. цирке. Подготовил ряд молодых артистов, выступающих в икарийских играх. М. 3.

ДАЛАНГ - деятель индонезийского театра. Д. является одновременно владельцем и гл. исполнителем (кукловодом) кукольного и теневого нар. т-ра, постановщиком представлений т-ра масок. Во время представления Д., невидимый для зрителей, читает и по„т весь текст пьесы. Является участником общественных или частных празднеств. Д. имеет обычно собств. набор театр. реквизита (куклы, маски, костюмы, оружие, экран, набор муз. инструментов и др.) и связку пакемов-кратких записей сюжетов для составления по ним сценариев (лаконов). Лаконы пишутся самостоятельно каждым Д. Иногда Д. изда„т свои ла-коны, выступая как драматург. Пакемы содержат чаще всего героич. сюжеты нар. эпоса*. При разработке этих сюжетов Д. дополняют их сатирич. сценками, импровизируя во время представления, часто используют местные злободневные темы. Профессия Д. переда„тся по наследству вместе с театр. реквизитом и муз. инструментами.

Лит. см. при статьях Ваяпг, Индонезийский театр и драматургия. Люд. М.

ДАЛЕЙРАК, Д а л е р а к (Dalayrac, D'Alayrac), Никола (13.VI.1753-27.XI.1809) - французский композитор. Музыке обучался у Ф. Лангле и А. Э. М. Гретри. В 1781 Д. пост. в придворном т-ре в Париже свои оперы: "Маленький ужин", "Рыцарь в моде". Создал св. 60 произв. для т-ров "Комеди Итальенн" и "Опера комик", вт. ч. "Нина, или Безумная от любви" (1786), "Камиль, или Подземелье" (1791), "Адольф и Клара" (1799), "Дом для продажи" (1800), "Гулистан" (1805) и др. Д.- один из первых франц. композиторов, работавших в жанре комич. оперы. Живая, яркая музыка Д. пользовалась большой популярностью у слушателей, гл. обр. из-за умелого использования композитором характерных элементов франц. и итал. нар. муз. комедий, остроты сюжета.

Лит.: Pixerecourt R. Ch.-Gr. de, Vie d Dalayrac, P., 1810; Р о u g ? n A., L'Opera-comigue pendant la Revolution de 1788 a 1801, P., 1891; Q u ? t t a r d H., "La Nina", de D., "Revue musicale", 1908, marz.; С u с u e 1 G." Les createurs de l'Opera-comique, в кн.: Les maitres de la mu-sique.P., 1914. Вл. О.

ДАЛИ (Dali), Сальвадор (р. 11. III.1904) - художник и театральный декоратор. Род. в Испании. Учился в Академии изящных иск-в в Мадриде, но был исключ„н. Жил в Париже, где сблизился с сюрреалистами и вскоре стал одним из наиболее характерных представителей этого направления. В 1939 участвовал как художник и автор либретто в работе балетмейстера Л. Мясина над пост. балета "Вакханалия" на муз. Вагнера ("Балле рюсс де Монте-Карло"). С 1940 жив„т в США. Создал декорац. оформление к балетам Мясина "Лабиринт" на муз. Шуберта (1941, т-р "Метрополитен-опера"), "Безумный Тристан" на муз. Вагнера (1944, "Балле энтернасьональ", Нью-Йорк), к балету "Кафе Чинитас" на нар. исп. муз. (1944, "Балле т-р", Детройт) и др. Среди работ Д.-оформление спектаклей "Саломея" Штрауса (1949, т-р "Ковент-Гарден"), "Розалинда" (по "Как вам это понравится" Шекспира, 1949, пост. Л. Висконти, Рим), "Дон Жуан Тенорио" Соррильи (1949-50, т-р М. Герреро, Мадрид). Д. видит источник творчества в сфере "подсознательного", для него предметом изображения является не объективная действительность, а субъективные ассоциации, фантастич. и алогическое совмещение несовместимых в жизни предметов, изображаемых им с натуралистич. точностью.

"ДАЛИ НЕОГЛЯДНЫЕ" - драма в 4 д. Н. Е. Вирты (по мотивам романа "Крутые горы" того же автора). Пост. 7 нояб. 1957 в т-ре им. Моссовета (реж. Завадский и Докуто-вич, худ. Васильев, комп. Мурадели; Хижняков - Дубов, Погоржельский, Струков - Сидоркин, Добротворский, Автор - Плятт, Консовский, Стрешнев - Новиков, Бродский, Поздняков - Слабиняк, Аноров, Ст„пкин - Парф„нов, Щ„локов, Ефим Лукич - Львов, Сидорук, АстаховГодзи, Темяков, Ферапонт Нилыч - Молчанов, Лебедев, Ракитина - Марецкая, Шапошникова, Валерия Борисовна - Бутова, Марголина, Ксения Ивановна - Климова, Касенкина, Пелагея Ильинична - Косырева, Ткач„ва Настя - Чернова, Холина, Косач„ва - Левакина, Марфа - Севастьянова, Якунина). На Всесоюзном театр. фестивале 1957 спектакль был отмечен дипломом 1-й степени.

Пьесу Вирты ставили многие т-ры страны. В 1958-Ле-нингр. Большой драм. т-р (реж. Владимиров и Сирота, худ. Иванов; Хижняков - Семилетов, Струков - Полицейма-ко, Автор - Корн, Стрешнев - Лариков, Поздняков - Кузнецов, Ст„пкин - Е. Лебедев, Ефим Лукич - Горюнов, Астахов - Сем„нов, Кедров - Осокин, Ракитина -Ольхина, Настя - Макарова, Косач„ва - Волынская); Саратовский т-р (реж. Ляшенко, худ. Крюков); Казанский рус. т-р (рен;. Петровский, худ.Никитин); Минский т-р (реж.Спивак и Обухович, худ.Григорьянц); Иркутский т-р (реж. Табачников, худ. Бриклин); Хабаровский т-р (реж. Амитов, худ. Нови-ковский); Новосибирский т-р "Красный факел" (реж. Чер-нядев, худ. П. Коваленко); Архангельский т-р (реж. Смирнов, худ. Белых); Калининский т-р (реж. Сафронов, худ. Солодов); Калужский т-р (реж. Любарский, худ. Мордмилло-вич); Ирбитский т-р (реж. Галин, худ. Зыков); Томский т-р (реж. Иванов, худ. Постников) и др. В \ 959 "Д. н."пост. Оренбургский т-р (реж. Иоффе), Омский т-р (реж. Альховский, худ. Богоявленский), Сызранский городской т-р (реж. Шахба-зидин), Рязанский т-р (реж. Манский, худ. Исаев), Челябинский т-р (реж. Ефремова, худ. Талалай), Ульяновский т-р (реж. Даусон, худ. Никитин), Астраханский т-р (реж. Вахов-ский, худ. Никандров), Кутаисский т-р (реж. Алексишвили, худ. Штенберг), Душанбинский т-р (реж. Лянге и Герр, худ. Шипулин), Ташкентский рус. т-р (реж. Чернова, худ. Бачу-рин и Визель), Ашхабадский рус. т-р (реж. Акс„нов, худ. Ци-баровский), Краснодарский т-р (реж. Платов, худ. Ареда-ков) и др.

И з д а н и я: Первое изд. "Д. н." - М., 1957 (на стеклографе), позднее - в сб.: Современная драматургия, кн. 2, M., 1957.

Лит.; "Театр", M., 1958, ј 2, с. 75-85; "Театральная жизнь", M., 1959, ј 7, с. 14-19; В творческом соревновании..., сб. статей, M., 1958, с. 69-79. А. Шн.

"ДАЛИБОР" ("Dalibor")- опера Б. Сметаны, либр. И. Венцига (в основу сюжета положено древнее чеш. предание). Соч. 1867, пост. 16 мая 1868, Прага (дириж„р Сметана, ре/к. Колар; Далибор - Лукес, Милада - Микова, король Владислав - Лев, Будивой - Шебеста, Бенеш - Палечек, Витек - Барцал, Итка - Эренберг). 200-е представление в Праге состоялось 12 мая 1914, 300-е представление - 10 марта 1924. В 1955 Пражский нац. т-р показал спектакль в Москве (дириж„р Кромбгольы, реж. Кашлик, худ. Трестер, хормейстер Оуржедник; Далибор - Блахут, Милада - Подва-лова, Итка - Петрова, король Владислав - Беднарж, Будивой - Едличка, Бенеш - Калаш, Витек - Злесак). Пост. в др. городах: Вена (1892, 1897, 1924, 1938), Мюнхен (1894), Загреб (1895), Любляна (1899), Варшава, Антверпен (1902), Берлин (1904, 1940), Будапешт (1909), София (1924), Цюрих (1930), Кобург (1940) и др.

В России пост. 30 дек. 1899 в Мариинском т-ре (рус. пер. Спасского, дириж„р Направник, худ. Бурхард; Далибор - Ершов, Милада - Куза, король Владислав - Шаронов). На сов. сцене пост. Львовским т-ром оперы и балета (1950, дириж„р Зак, реж. Скляренко, худ. Нирод, хормейстер Ар-бит; Далибор - Малашенко, Милада - Телегина, король Владислав - Кармалюк).

Издания: "Д.", клавир, Praha, Hudebni matice, 1950, последнее изд. Ц. Г р.

ДАЛИН (Dalin), Улоф фон (29.II.1708 - 12.VIII. 1763) - шведский писатель, поэт, драматург, уч„ный-историк. В своих эстетич. воззрениях и дра-матургич. практике испытал влияние франц. классицистов. Автор комедии "Завистник" (1738), высмеивающей дворянские нравы, и трагедии "Брюнхиль-да" (1738) на древнесканд. сюжет. Обе пьесы по ст. Шведским т-ром. Деятельность Д.сыграла значит, роль в становлении классицизма в швед. драматургии и театр. иск-ве.

Соч.: Valda skrifter, Orebro, 1872. Лит.: Lamm M., Olof Dalin, Uppsala, 1908. Д. M.

ДАЛЛАПЙККОЛА (Dallapiccola), Луиджи (р. 3. II. 1904) - итальянский композитор, пианист. Музы ке учился в консерватории им. Керубини во Флоренции; с 1931- преподаватель той же консерватории. В 1945-47 - муз. критик газеты "Иль мондо" во Флоренции. Автор оперы "Ночной полет" (по повести А. де Сент-Экзюперп, 1940, т-р "Пергола", Флоренция), балета "Марсий" на сюжет др.-греч. мифа (1948, т-р "Фениче", Венеция, пост. в Испании и Швеции; в 1951 - в т-ре "Ла Скала", Милан). Д. принадлежит транскрипция и ред. для совр. сцены оперы Монтеверди "Возвращение Улисса на родину" (1942, т-р "Пергола", Флоренция). Д. является одним из представителей до-декафонии, однако свойственные композитору ро-мантич. тенденции выводят мн. его произв. за пределы этой системы. Д. созда„т произведения, посв. большим темам современности. Опера "Заключ„нный" (1950, т-р "Комунале", Флоренция), сюжет к-рой навеян событиями 2-й мировой войны и гитлеровской оккупации, посвящена борьбе против тирании. Св. Г.

ДАЛМАТОВ [наст. имя и фам. - Василий Панте-леймонович Л у ч и ч; 1852 - 14(27).II.1912] - русский актер. Род. в Далмации, цо национальности серб. актерскую деятельность начал в Одессе, на любительской сцене, затем исполнял выходные роли в небольших провинц. труппах. В 18731876-актер Моск. общедоступного т-ра. Роли: Фердинанд, Карл Моор. В сезоне 1880-81 играл в Пушкинском т-ре А. А. Бренко, после его закрытия переш„л к Ф. А. Коршу (в первом спектакле этого т-ра "Ревизор" исполнил роль Хлестакова). В 1884 Д. был приглаш„н в Александрийский т-р, где играл до 1894 и с 1901 до конца жизни. Гастролировал в Москве и в провинции, принимал участие в организации в Петербурге Лит. артистич. кружка (впоследствии Т-р Лит. худ. об-ва или "Суворинский т-р").

Д. обладал большим творч. диапазоном. Его иск-во было отмечено высокой культурой, филигранной ч„ткостью. Однако трагич. образы Гамлета, Макбета, короля Лира, созданные Д., были лишены эмоциональной силы. Исполнение этих ролей отличалось манерностью. Среди трагич. ролей Д. выделяется роль Иоанна ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), к-рая была сыграна, по определению А. Р. Кугеля, "на высоте возможного совершенства". Истинной стихией Д. были роли "фатов"- светских людей, "прожи-гателей жизни" и авантюристов. С большим изяществом, л„гкостью, изощр„нным мастерством, тонким юмором играл Д. роли Агишпна ("Женитьба Белуги на", 1883), Телятева ("Бешеные деньги", 1898), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1902), корнета Отлетаева (о. п. Кугушева) и в особенности К речи н-ского ("Свадьба К ре' чинского", 1902). В то же время Д. был острым и наблюдательным художником, умел вскрывать в своих героях черты социальной деградации, создавать типические образы. К ислу лучших ролей Д. относятся также Ра-китин и граф Любин

("Месяц в деревне", 1903, и "Провинциалка", 1909, Тургенева), Мармелад ов ("Преступление и наказание" по Достоевскому, 1899), Ноздр„в ("М„ртвые души" по Гоголю).

Д.- автор пьес ("Труд и Капитал", "Облава", "Бес корысти опутал" и др.), шедших на сценах Александрийского т-ра, т-ров Горевой, Корша и др. Писал фельетоны, рассказы и повести из театр. жизни (опубл. в "Новом времени", "Театре и искусстве", "Ниве" и т. п.). Умер в Петербурге.

Соч.: По ту сторону КУЛИС. Театральные очерки, т. 1, СПБ, 1908; Сочинения. Пьесы, СПБ, 1891.

Лгт.;"ЕИТ", СПБ, 1911, вып. VI, с. 69-95; К у гель А. Р. (Homo Novus), Театральные портреты, П.-M.,1923;

Ю p ьев Ю. M., Записки, Л.-М., 1948; M и x а и л о в К. Н., Василий Пантелеймонович Далматов, СПБ, 1914. А. Кл,

ДАЛСЮМ (Dalsum), Алберт ван (р. 1889) - голландский актер, режиссер, театральный деятель. Ученик Я. де Воса. В 1909 начал сценич. деятельность в т-ре, возглавляемом В. Ройярдсом. В 1913 исполнял заглавную роль в спектакле "Гейсбрехт ван Амстель" Бонд ела (Королевское объединение Нидерландского т-ра). В 1915 впервые выступил как режиссер в "Грант-ре" (Амстердам). В 1929 организовал (совм. с А. Дефресне) "Восточно-Нидерландский т-р" в Арнеме; затем работал как актер и режиссер в труппах Э. Фер-каде, Салборна, Вербека. В 1947 возглавил (вместе с А. Дефресне) "Королевское объединение Нидерландского т-ра". Среди лучших ролей: Люцифер и Адам (в о. п. Вондела), Отелло, Ричард III, король Лир;

Врут ("Юлий Цезарь" Шекспира), Павел ("Павел среди иудеев" Верфеля). режиссерское творчество Д. отмечено стремлением к экспериментам. В числе его пост.: "Строитель Сольнес" Ибсена, "Лили ом" Моль-нара, "Преступники" Брукнера, "Палач" Лагеркви-ста, "Убийство в соборе" Элиота. В нек-рых пост. Д. заметно влияние нем. экспрессионизма. А. Вис.

ДАЛЬБЕК (Dahlbeck), Эва Элисабет (р. 8.III. 1920) - шведская актриса. В 1944 окончила школу при Королевском драм. т-ре в Стокгольме и вскоре стала одной из ведущих актрис этого т-ра. Игра Д. отличается лаконичностью, оригинальным психологическим рисунком роли. Лучшие роли: Порция ("Венецианский купец"), Дорина ("Тартюф"), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Гертруда (о. п. С„дерберга), Гина Экдаль ("Дикая утка" Ибсена), Ирина ("Три сестры"). Автор пьес "Это моя младшенькая" (1955), "Счастья!" (1956). С 1942 снимается в кино. В л. М.

ДАЛЬГРЕН (Dahlgren), Фредрик Август (20.IX. 1817 - 16.II.1895) - шведский поэт и драматург. Последователь швед. комедиографа сер. 19 в. А. Т. Блан-ша. Автор (совм. с комп. А. Ранделем) водевиля "Вермландцы" (1846), получившего большую популярность в 19 в. и постоянно включаемого в репертуар совр. проф. и любит, трупп. Этот водевиль отличается ярко выраженным нац. колоритом, демократич. направленностью, сочным нар. юмором. Д. был переводчиком произв. Шекспира и П. Кальдерона. Автор "Заметок о театрах Стокгольма" ("Anteckningar от Stockholms theater", 1866). A. M.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница