Наши партнеры

для видеоконференций оборудование
https://dragonmoney104.online
Electra Style Магазин женской одежды в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 131)


ДАВИД (David, Davide) - семья итальянских певцов. Д ж а к о м о (1750-31. XII. 1830) - итальянский артист оперы (лирич. тенор). Впервые выступил на оперной сцене в Милане в 1773, пел в герцогском т-ре. Исполнял ведущие партии в операх:

"Зон Зон" Гаццанига, "Неистовый Роланд" Гульельми, "Лицемер, безумный от любви" Саккини и др. В 1775- 1784 Д.-солист разл. оперных т-ров Италии (в 1783- "Ла Скала"), в 1785 с успехом гастролировал в Париже, в 1791 - в Лондоне. Д.- один из лучших певцов своего времени - обладал сильным голосом красивого тембра, виртуозным мастерством и великолепным чувством стиля. Был ведущим исполнителем теноровых партий в операх Гульельми ("Лаокоон"), Паизиелло ("Поражение Дария"), Чимарозы ("Александр в Индии"), Бьянки ("Тарар") и др. композиторов. В 1813 Д. оставил сцену и занимался педагогич. деятельностью. Среди учеников Д.его сын Джованни, а также А. Ноццари и др.

Лит.: С a s t i 1 -В 1 a z e , F. H. J., Theatres lyriques de Paris. L'Opera Italien de 1548 a 1856, P., 1856; Gutierrez В., II Teatro Carcano. 1803-1914, Milano, 1914.

Джованни (15.X.1790-1851) - итальянский артист оперы (лирич. тенор). Сын и ученик Джакомо Д. Впервые выступил на сцене в 1808 в Сиене (Италия) вместе с отцом в опере "Аделаида Гуэсклинская" Май-ра. В 1810-16 пел в разл. итал. оперных т-рах; в 1816-22 был солистом неаполитанской оперы. Исполнял теноровые партии на премьерах опер Россини, в т.ч. Нарцис ("Турок в Италии", 1814), Родриго ("Отел-ло", 1816), Риччардо ("Риччардо и Зораида", 1818), Орест ("Гермиона", 1819), Джакомо ("Дева озера", 1819), Ило ("Зельмира", 1822). В 1822 вместе с Россини гастролировал в Вене. В 1830-31 пел в Париже и Лондоне. Д. обладал голосом широкого диапазона (брал м и второй октавы); исполнение его отличалось л„гкостью звучания, блестящей колоратурной техникой, лиризмом и искренностью. В 1839 Д. оставил сцену. В 1844 был приглаш„н в Петербург на должность директора Итал.. оперы, где работал до конца жизни.

Лит.: Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., [пер. с франц. ], т.8, М., 1959; Radiciotti G., Gioacchino Rossini. Vita documentata, opere ed influenza su l'arte, v. l, Ti-voli, 1927; Della Corte A., Satire e grotteschi di musiche..., Torino, 1946. CQ F

ДАВИД (David), Карл Генрих (30.XTL1884-17. V.1951) - швейцарский композитор, музыкальный писатель. В 1904 окончил консерваторию в К„льне; совершенствовался в Мюнхене у Л. Тюиля. В 1910-14 работал педагогом в Базельской консерватории, в 1915-17 - в Берлине и К„льне. С 1918 жил и работал как композитор в Цюрихе, одновременно выступал в качестве муз. критика на страницах швейцарской газеты "Ди Тат" и журнала "Швейцерише музикцейтунг". Автор ряда муз.-сценич. произв. в разл. жанрах: лирич. оперы "Изменчивые мечты" (1938), комич. оперы "Уикэнд" (1933), муз. комедии "Сицилианец" (1924), оперы-сказки "Золушка". Произв. Д. ставились в Швейцарии. Они отличались мелодико-ритмич. своеобразием, остротой сюжета, технич. мастерством. По языку близки к экспрессионизму. Д. принадлежат соч. в др. жанрах.

Лит.: Schuh W., Karl Heinrich David zum Gedachtnis, "Schweizerische Musikzeitung", 1951, ј 7-8. Ал.М.

ДАВИД (David), Фелисьен (13.IV.1810-29 .VIIL 1876) - французский композитор. Член Ин-та Франции (1869). Учился в Париж, консерватории (композиции-у Ф. Ж. Фетиса, игре на органе-у Ф. Бенуа). В 1831 примкнул к об-ву сен-симонистов, после разгрома к-рого в 1833 отправился в путешествие по Азии и Африке. Пропагандировал идеи утопического социализма, изучал и собирал музыку вост. народов. Композиторскую деятельность начал в 40-х гг. 19 в. Является основоположником франц. муз. ориентализма. Автор опер: "Бразильская жемчужина" (1851, "Т-р лирик", Париж), "Геркуланум" (1859, т-р "Гранд-Опера", Париж), "Лалла Рук" (на сюжет поэмы Томаса Мура, 1862, т-р "Опера комик", Париж), "Сапфир" (1865, там же), ораторий и др. произв.

Лит.: Azevedo A., F. David, sa vie et ses oeuvres, P., 1863; Brancour R., Felicien David, P., 1911; Mire-court E. de, Felicien David, P., 1854. JJ M

ДАВИД KEPAKAH (6 в.) - армянский уч„ный, разрабатывал теоретические вопросы искусства. Оценивая виды совр. ему арм. т-ра в зависимости от их общественной полезности, Д. К. учитывал восприятие представлений простым народом. В книгах "Толкование труда Дионисия Фракийского" и "Искусство грамматики" Д. К. высоко оценивал трагедию как "описание дел храбрецов", одобрял назидательную комедию" подразделяя ее на "порицательную" (о людях, ведущих дурной образ жизни) и "одобрительную" (о тех, кто жив„т хорошо, в добре).

Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянского театра, т. 2, M." 1952, с. 128-134. Г. Г.

ДАВИДОВСКИЙ, Константин Алексеевич (19.III. 1882- 1. III. 1939)русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1933). Окончил Харьковский технологич. ии-т (1905). Учился на частных театр. курсах E. А. Лепков-ского. На сцене с 1906 (Товарищество новой драмы под рук. В. Э. Мейерхольда). В 1907-08 выступал в т-ре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. В 1908-24 играл в провинции (Херсон, Одесса, Курск, Саратов, Вильно и др.). С 1925 - актер Т-ра им. МГСПС в Москве. Роли: Гапон ("Георгий Гапон" Шаповаленко), генерал Кондратенко ("Порт-Артур" Никулина) и др. В 1927 создал образ комиссара Фурманова ("Мятеж" по Фурманову). Наиболее полно дарование Д. раскрылось в характерных ролях: Дерри Майр ("Человек, который сме„тся" по Гюго), Ли-Бертран ("Чернь" Шаповаленко), Николай Скроботов ("Враги"). Пост.:

"Дело рядового Шибунина" Никулина (1936), "Враги" (1937) и др. Автор пьесы "Золото" (1930), инсценировки "Кому на Руси жить хорошо" (1938). Д. был известен также как мастер художественного чтения. А.Шн.

ДАВИДОГЛУ (Davidoglu), Михаил (р. 11.XI. 1910) - румынский драматург. Окончил лит. ф-т ун-та, работал учителем. В 1936 начал драматургич. деятельность ("Смирненский моряк"). Наиболее значит, драм. произв. Д."Человек из Чеатала" (1947), "Шахт„ры" (1948, пр. им. И. Л. Караджале Академии РНР, 1949), "Огненная крепость" (1950, Гос. пр., 1951), "Город в огнях" (1951), "Поч„тная вахта" (1953) - посвящены актуальным темам современности, жизни рум. рабочих. Д. написал также историч. драму "Хо-рия" (1957), пьесы "Неслыханная буря" (1957), "Великан поля" (1958).

ДАВИЛА (Davila), Александру (12.11. 1862 - 19. X. 1929) - румынский драматург, режиссер и театральный деятель. Образование получил в Париже. На формирование взглядов Д. оказала влияние деятельность А. Антуана. В 1902 на сцене бухарестского Нац. т-ра было пост. наиболее значит, произв. Д.- историч. драма в стихах "Влайку Воде". В 1905-08 и 1912-14 был директором Нац. т-ра. Д. следовал принципам К. С. Станиславского, методу M XT, вв„л новые принципы отбора репертуара, основой к-рого он считал отечеств. драматургию и мировую классику. В 1909, после отстранения Д. от руководства Нац. т-ром, организовал труппу под назв. "Компания Давиды", в к-рую вошла группа молодых актеров Нац. т-ра. Д. стремился ставить спектакли высокого художеств. уровня. Но т-р не имел хорошего помещения, испытывал финансовые трудности и был вынужден давать спектакли в др. городах, выпускать каждую неделю новую премьеру. Вс„ это мешало Д. осуществить свои стремления. В Нац. т-ре и в труппе "Компания Давиды" он пост. спектакли: "Клад", "Шкатулка" Плавта, "Сид" Корне-ля, "Скупой", "Лекарь поневоле", "Мнимый больной" Мольера, "Буря", "Виндзорские проказницы" Шекспира. Ставил также комедии Бомарше, пьесы Гаупт-мана, Уайльда и др. Д. уделял большое внимание нац. драматургии, ставил произв. И. Л. Караджале, Б. П. Хашдеу, В. Делавранчи, В. Александри и совр. ему авторов. Но порой Д. приходилось идти на уступки вкусам публики и ставить бульварные пьесы. Деятельность Д. способствовала развитию режиссерского иск-ва в Румынии. Под его руководством сформировалась плеяда лучших рум. актеров, режиссеров. С 1915 из-за паралича не работал в т-ре.

Лит.: Alterescu S., Tornea Р., Teatrul National "I. L. Caragiale", Buc., 1955; С т y p д з а-Б у л а н д-р а Л., Штрихи моей жизни в театре. Отрывки из воспоминаний, пер. с румын., "Театр", 1958, ј 2. ff, P.

ДАВИСОН (Dawison), Богумил (15. V. 1818 - l.II. 1872) - польский актер. Род. в бедной евр. семье. С 1835 учился в Варшавской драм. школе под рук. Б. Кудлича. После дебюта в т-ре "Бельки" в 1837 выступал в Вильно. В 1840 переехал во Львов, где работал до 1847. В дальнейшем играл в т-рах городов Любека, Гамбурга (до 1849), Дрездена (1853-64), Вены (1850-53), исполняя роли на нем. языке. В Польше выступал в качестве гастрол„ра (Львов, 1849; Варшава, 1865). В 1866-67 гастролировал в США. Д. обладал большим сценич. темпераментом, выразительной внепг-ностью, прекрасными голосовыми данными, острым умом, энергией. Создал монументальные образы в классич. трагедиях и комедиях: Отелло, Макбет, Ричард III, Гамлет, Лир; Фальстаф ("Генрих IV" Шекспира), Гарпагон, Франц Моор, Дон Карл ос; Мул ей Гассан, Валленштейн ("Заговор Фиеско", "Валлен-штейн" Шиллера).

Лит.: Grot Z., Dzieje sceny polskiej w Poznaniu 1782-1869, Poznan, 1950; "Teatr", Warsz., 1951, ј 4-5.

Б. Рост. ДАВИТАШВИЛИ, Георгий Михайлович [р. 15(27). II. 1893] - грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1934). В 1913-15 учился в школе сценич. иск-ва А. Петровского в Петербурге. В 1915-20 работал на рус. сцене (Таганрог, Баку, Владикавказ, Батум). Играл героико-дра-матические роли: Незнамов, Жадов; Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому). В 1920 переш„л на грузинскую сцену, вступив в Тбилисский драм. т-р (ныне Т-р им. Руставели). Создал ряд значит. образов, героич. и характерных: Фронд озо ("Овечий источник", 1922), Кристи Ме-гон ("Герой" Синга, 1923), Гамлет (1925), Миндия ("Ла-мара" по Важа-Пшавеле, 1926), фон Штубе ("Разлом",

1928), Гелахсан ("Тетнульд" Дадиани, 1931), За-ал ("Арсен" Шаншнашвили, 1936), Гарсиа Лорка ("Алькасар" Мдивани, 1937), профессор Мамлок (о. п.

Вольфа, 1941), Химшиашвили ("Родина" Эристави, 1942), Онисе ("Хевибери Гоча" Казбеги, 1945), Богдан Хмельницкий (о. п. Корнейчука, 1940), Годунов ("Великий государь" Соловьева, Гос. пр. СССР, 1946), Секретарь райкома ("Начальник станции" Мосашвили, 1947), Захар Бардин ("Враги", 1951), Отарбек ("Измена" Сумбатова-Южина, 1953). Творчество Д. характеризуется большой сценич. культурой. Ему присущи мягкая, благородная манера исполнения, романтич. приподнятость. Снимался в кино.

Лит.: А р г у н е л и С., Георгий Давиташвили, Тб., 1956 (на груз. яз.); АбхаидзеШ. иШвангирадзеН., Государственный ордена Ленина театр им. Руставели, Тб., 1958. Г. Б.

ДАВИТАШВИЛИ, Мария (Мэри) Петровна [р.1(14). XI.1907] -грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1960). В 1924 окончила театр. уч-ще при Т-ре им. Руставели. С 1927-актриса Кутаисского т-ра (ныне Т-р им. Марджанишвили в Тбилиси). Роли: Туа-нетта ("Мнимый больной"), Николетта ("Анри Сеар" Самсония), Хорешан ("Человек ли он?" по Чавчавадзе), Нимфа ("Мое Квавилети" Бараташвили), Таланова ("Нашествие").

ДАВИТАШВИЛИ, Мария (Мэри) Шалвовна (р. 13. III. 1924) - грузинский советский композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1960). В 1946 окончила Тбилисскую консерваторию по классу композиции А. Баланчивадзе. Автор балета "Самгори" ("Свадьба солнца") о героич. труде народа, преобразующего природу (1956, Т-р оперы и балета им. Палиашвили). Д. принадлежит также музыка к спектаклям "Забавный случай" Гольд они (1955, Горийский т-р), "Не называя фамилий" Минко (1954, Кутаисский т-р), "Майя из Цхнети" Канделаки (1956,там же) и др. и ряд соч. в др. жанрах.

Лит.: Тактакишвили О., Новые работы грузинской молодежи, "Советская музыка", 1955, ј 1, с. 41. А. Ив.

ДАВИТАШВИЛИ, Нина Шиоевна [18(30).Х1. 1882 - 20. X.I 958] - грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Сценич. деятельность начала в 1902 в нар.т-ре Авчальской аудитории (Тифлис). С 1903 работала в Тифлисском, затем в Кутаисском т-рах. Создала героико-драматич. образы: Турпа и Патара Кахи (о. п. Церетелли), Кетеван ("Родина" Д. Эристави), Кручинина; Антигона (о. п. Софокла). С 1921 - актриса Т-ра им. Руставели (Тбилиси. Играла драматич. и характерные роли: Гертруда ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1927), Ксидиас ("Интервенция" Славина, 1934), Мария Тарасовна ("Платон Кречет", 1935), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина, 1940), Фатьма ("Потопленные камни" Мосашвили, 1949), Шушан("Пэпо" Сундукяна, 1951).

Лит.: Абхаидзе Ш. иШвангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр имени Руставели, Тб., 1958. Е. Ш.

ДАВУДОВА, Марзия Юсуф кызы [25.Х1(8.ХП). 1901- 9.1.1962]азербайджанская советская актриса. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистической партии с 1942. Депутат Верх. Совета Азерб. ССР 2-5-го созывов. В 1917 вступила в труппу татарского драм. т-ра в Астрахани. С 1920- актриса азерб. т-ра в Баку (ныне Т-р им. Азизбекова). Творчество Д. отличалось эмоциональной силой и психологич. глубиной. В произв. азерб. драматургии она создала яркие нац. характеры, показывая пробуждение женщины Азербайджана к новой жизни. Играла гл. роли в пьесах Джабарлы: Фи-ренгиз, Гюльтекин, Сол-маз, Яхши ("Октай элъ ог-лы", 1923, "Айдын", 1922, "Невеста огня", 1928, "Алмас", 1931). Одна из крупнейших работ Д.- Севиль (о.п. Джабарлы, 1928) - показывала превращение отсталой, покорной женщины в мужественную, независимую гражданку Сов. страны. Характер сов. женщины был раскрыт Д. и в ролях: Любовь Яровая (1929); Оксана ("Гибель эскадры", 1934), Клара ("Страх", 1932). Д. создала образ матери, простой женщины из народа: Гызьетер ("Ханлар" Вургуна, 1939),

Гюльзар ("Утро Востока" Мамедханлы, Гос. пр. СССР, 1948). Романтич. тенденции творчества Д. нашли выражение в исполнении ролей Хумар, Су-дабэ ("Шейх Санан", "Сиявуш", 1934, Джавида), Хураман, Ширин ("Вагиф", 1938, "Фархад и Ширин", 1941, Вургуна). Трагедийное дарование актрисы полно проявилось в исполнении ролей в пьесах Шекспира:

Дездемона; Гонерилья ("Король Лир", 1941), Гертруда ("Гамлет", 1926), леди Макбет (1936). С таким же трагедийным темпераментом играла Д. роли в рус. классике: Кручинина (1935); Настя ("На дне", 1925). Страстным обличением пронизаны мрачные образы Кабанихи ("Гроза", 1943), Вассы Железновой (1954). Лит.: М а м ед о в Д., Марзия Давудова, Баку, 1949.

К. Кае.

ДАВУРИН (наст. фам. - Урин), Давид Исаакович [p.22.VIII(3.IX).1891 ] - русский советский писатель и драматург. В 1919-35 и 1941-43 находился на военно-медицинской службе. Лит. деятельность начал в 1928. Автор пьес: "Испытание" (1933, Центр, т-р Сов. Армии), "Семья Волковых" (1935, Театр-студия под рук. Симонова), "Обоз второго разряда" (1957, Моск. т-р им. Ермоловой), а также одноактных пьес.

Соч.: Обоз второго разряда, в сб.: Новые пьесы,М., 1958; Семья Волковых, М.-Л., 1936.

ДАВЫДОВ (наст. фам.- Карапетян), Александр Давидович [4(16).1.1850-20.1(2.11). 1911] - русский певец (тенор), артист оперетты и эстрады. По национальности армянин. Учился в Москве в Лазаревском ин-те вост. языков; выступал статистом в опере. С 1876 играл на сцене Моск. общедоступного т-ра, исполняя комич. роли, затем в Моск. артистич. кружке, преим. в опереттах,пост. Лентовским ("Птички певчие", "Синяя борода" Оффенбаха, "Цыганские песни в лицах" и др). В 1879-82 работал в Малом т-ре в Москве. Выступление Д. в муз. мозаике "Цыганские песни в лицах", где Д. играл роль цыгана Антипа, принесло ему известность, и он стал выступать как исполнитель цыганских романсов ("Пара гнедых", "Отойди", "Плачь, не таи рыданья", "Не говори, что молодость сгубила" и др.). Д. выступал также в жанре мелодекламации. Славился как исполнитель партии Торопки в опере Верстовского "Аскольдова могила", в к-рой выступал б Москве эпизодически.

Лит.: Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, М.-Л., 1931; [Театрал], Кончина короля цыганского романса А. Д. Давыдова, "Петербургская газ.", 1911, 21 янв., ј 20. Г. Л.

ДАВЫДОВ, Александр Михайлович (наст. фам.- Левенсон) (1872-28.VI.1944) - русский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1924). Пением занимался у К. Эверарди. Артистич. деятельность начал в 1889 в Киевской опере. До 1900 пел во мн. оперных антрепризах и в оперетте (Тифлис, Екатеринослав, Харьков, Н. Новгород, Казань и др.). В 1900 Д. был приглаш„н в Мариинский т-р, где исполнял осн. партии тенорового репертуара. Лучшая партия Д.-Герман. Пользовался большим успехом в операх Вагнера "Кольцо Нибелунга" (Зигмунд, Логе, Миме), в партиях Ка-нио, Хозе, Синодала; Дубровского (о. п. Направника) и др. Д.-по преимуществу лирич. певец - ив дра-матич. партиях старался выявить прежде всего лирич. начало. Обладал голосом мягкого тембра; в совершенстве владел иск-вом муз. фразировки. С 1914 выступал только как камерный певец. В 1924 в связи с потерей слуха оставил сцену. Уехав за границу, Д. в 1934 работал режиссером оперной труппы в Париже, в которой пел Шаляпин. В 1935 вернулся в СССР. С 1936 работал в вечерней школе пения при Театре оперы и балета имени Кирова.

Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М." 1955, с. 122-130 и др.;

С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и е„ мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 82-87. А. Ив.

ДАВЫДОВ, Владимир Николаевич [наст. имя и фам.- Иван Николаевич Горелов; 7(19).1.1849, Новомиргород, - 23.VI.1925, Москва] - русский актер. Нар. арт. Республики (1922). Родился в небогатой дворянской семье, отец Д.-"- поручик уланского полка. Учился в тамбовской гимназии, принимал участие в школьных спектаклях, исполняя самые разнообразные (в т. ч. и женские) роли. После окончания гимназии (1866) приехал в Москву. Увл„кшись сценой, игрой актеров Малого т-ра, Д. начал брать уроки дра-матич. иск-ва у известного актера Малого т-ра И.В.Самарина. В 1867-80 Д. играл в провинции (Ор„л, Саратов, Казань, Воронеж, Астрахань, Тамбов и др.), в осн. в антрепризе П. М. Медведева. В этот период Д. приходилось выступать в разл. жанрах - от трагедии до оперетты, благодаря чему у него уже в молодости выработалась замечательная по гибкости и разнообразию актерская техника. В 1880 Д. дебютировал на сцене петерб. Александрийского т-ра и был принят в труппу. Работал в этом т-ре до 1924 (в 1886- 1888 играл в т-ре Корша в Москве), с 1924 был актером Малого т-ра.

На столичной сцене Д. сразу завоевал симпатии зрителей блестящим мастерством, тонким вкусом, художеств. тактом. Его творчество отличалось подлинным проникновением во внутр. сущность образа, глубиной психологич. анализа, ярко выраженной демократич. направленностью. Виртуозное владение всеми средствами внешней выразительности, безукоризненная техника перевоплощения в сочетании с органически присущим Д. чувством жизненной правды позволяли ему одинаково успешно выступать в комедийных, трагических, водевильных и даже женских ролях. Часто в одной пьесе Д. исполнял в разные периоды самые различные роли: в "Ревизоре", напр., он играл Боб-чинского, Шпекина, Пош-л„пкину, Хлестакова, Оси-па, Городничего, Землянику.

Крупнейшие достижения артиста связаны с рус. классикой. Д. был замечат. исполнителем ролей Фамусова (1879), Городничего;

Подкол„сина и Кочкар„ва ("Женитьба"). Играя роль Фамусова, Д. давал обличит. характеристику бюрократа средней руки, чиновника, выросшего на мечтах о "крестишках и местечках". Под маской внешнего благодушия проступала хищническая сущность Городничего.

Большое место в творчестве Д. занимала драматургия Островского, в произв. к-рого Д. сыграл св. 80 ролей. Лучшие из них - Хлынов ("Горячее сердце"), Бальзаминов ("Праздничный сон-до обеда"), Подхалюзин ("Свои люди - сочт„мся"), Каркунов ("Сердце- не камень"). Островский высоко ценил талант Д. и сам поручал ему роли в своих пьесах. Глубокое знание нар. жизни и быта сказались в исполнении Д. ролей в пьесах Л. Н. Толстого - Аким, Митрич ("Власть тьмы"), 3-й мужик ("Плоды просвещения"). Образы крестьян Д. рисовал с любовью и теплотой. В Акиме-Д. бесхитростная простота, порой слабость неожиданно переходили в горькое негодование (заключительная сцена с сыном). После того как Д. прочитал Толстому "Власть тьмы", великий писатель спросил актера: "Откуда вы так хорошо знаете тон русского крестьянина?". Д. был одним из первых рус. актеров, приблизившихся к эстетике Чехова ещ„ до открытия Моск. Художеств. т-ра. Художнику целостного, светлого мироощущения, Д. были близки чеховские темы гражданской ответственности человека перед обществом и самим собой, обличения пошлости и лицемерия. Мастер простой формы, достигавший в своих сценич. образах органической ясности характера, Д. в то же время проникновенно раскрывал внутр. жизнь.персонажа, сложные изменения его психологии. Он сочетал умение крупно, масштабно характеризовать сценич. героя с тонкой нюансировкой. Лучшие чеховские роли Д.:

Иванов (о. п., 1887), Фпрс ("Вишн„вый сад", 1905),

Чебутыкин ("Три сестры", 1910). Не имея возможности выступать на Александрийской сцене в пьесах Горького (произв. к-рого не допускались к пост. в императорских т-рах), Д. в 1903 году играл роль Луки ("На дне") в спектакле-концерте, организованном силами актеров Александрийского т-ра, и роль Бессеменова ("Мещане") в выездных спектаклях. Преемник гуманистич. традиций Мартынова, Д., так же как и его великий предшественник, часто обращался к образу "маленького человека". Играя роли чиновника Ладыжкина ("Жених из долгового отделения" Черныш„ва), отставного унтер-офицера Ергач„ва ("Ай да французский язык!" Оникса), Д. показывал горе "простых людей", их неустроенность, постоянное унижение, надломленную психологию, вызывал горячее сочувствие зрителей к судьбе своего героя. Тема эта была раскрыта Д. также в образах Мошкина и Кузовкина ("Холостяк", 1882, и "Нахлебник" Тургенева), Оброше-нова ("Шутники" Островского). Неоднократно сравнивая характер дарования Д. и Мартынова, критика отмечала, что драматизм Д. казался менее напряж„нным, чем у Мартынова, а комизм содержал жизнерадостную вес„лость и игривость.

Одна из крупнейших ролей Д.- Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1875), к-рую он играл в течение 50 лет. Его Расплюев был жалок и трогателен, смешон и отвратителен. В роли Расплюева Д. достигал большой силы обобщения, показывал "расплюевщину" как социальное зло, уродующее и губящее человека. Играя роли Гарпагона, Шейлока (1897); Фальстафа ("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1904), Д. не следовал установившимся традициям исполнения, он трактовал их как обыденных людей с противоречивыми чертами характера. ,

Проблема взаимоотношения таланта и мастерства, вдохновения и труда всегда волновала Д. Он не признавал ни чистой "эмоциональности", игры "нутром", ни одностороннего увлечения актерской техникой, игры. в к-рой нет "ни души, ни мысли, ни чувств своих". Обладая незаурядным темпераментом, богатой интуицией, Д. никогда не полагался на сво„ вдохновение, а напряж„нно и упорно работал. Он говорил: "Путь актера - путь необыкновенно трудный, почему актеру всю жизнь необходимо учиться и совершенствоваться. На сцене недостаточно обладать талантом, это еще только полдела, надо еще уметь и любить работать..." (В и в ь е н Л. С., В. Н. Давыдов и его школа, в кн.:

Записки о театре, 1958, с. 35). Д. был знаком с Островским, Л. Толстым, Салтыковым-Щедриным, Г. Успенским, Чеховым, Григоровичем и др. писателями. Человек большой культуры, Д. изучал при подготовке ролей смежные области иск-ва - литературу, живопись. Тетради его ролей были испещрены заметками, рисунками, эскизами планировок. Обладая редкими голосовыми данными, мастерством сценич. речи, Д. придавал слову драматурга новые, часто неожиданные, оттенки. Его интонационная разработка образов Фамусова, Городничего, Расплюева отличалась необычайной психологич. точностью. Он заложил традиции речевой характеристики, к-рым следовали впоследствии многие актеры, в т. ч. и деятели советского театра.

Последовательным актером-реалистом остался Д. и в период реакции, когда увлечение декадентскими течениями коснулось рус. т-ра. Он резко выступал против премьерства, пренебрежения ансамблем.

Д. много гастролировал. Летом 1918, находясь в Архангельске,Д. оказался в районе англ. оккупации. Вырвавшись из "архангельского пленения", как сам Д. называл эти годы, он в июне 1920 вернулся в Петроград в труппу Академич. театра драмы (б. Александрийского); играл свои старые роли - Городничего, Расплюева, Подкол„сина, Оброшенова. В 1920 исполнил в пьесе "Фауст и город" Луначарского роль старика Бунта.

Д. был выдающимся театр. педагогом, учителем и творч. наставником мн. крупных актеров. Театраль-но-педагогич. деятельность начал в 1883. Преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Среди его учеников - В. Ф. Комиссаржевская, Н. Н. Ходотов, А. А. Усач„в, Л. С. Вивьен, В. Л. Юренева, К. А. Зубов и др.

Соч.: Рассказ о прошлом, Л.-М., 1962; Письма В. Н. Давыдова. Публикация А. Н. Кочетова, в сб.: Театральное наследство, М., 1956.

Лит.: Брянский А., В. Н. Давыдов. 1849-1925. Жизнь и творчество, Л.-М., 1939; Никитин Н., Чехов и Давыдов,; "Звезда", 1945, ј 5-6, с. 99-102; Вивьен Л. С., В. TL Давыдов и его школа, в кн.: Записки о театре, Л.-М., 1958; Владыкина В., Давыдов, в сб.: Труд актера, вып.III, М., 1958, с. 20-43; Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948; М а л ю т и н Я. О., актеры моего поколения, Л., 1959. АН. А.

ДАВЫДОВ, Петр Сем„нович (р. 5.V.1900) - русский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1918-24 - актер Самарского т-ра. Роли: Карандышев; Ганя ("Идиот" по Достоевскому). В 1924-37 работал в т-рах Челябинска, Иркутска и др. городов. В 1937-57 - актер Ташкентского т-ра. Роли: Городничий; Суслов ("Дачни-ки), Редозубов ("Варвары"), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Комиссар ("Настоящий человек" Лондона, по Полевому), Фаюнин ("Нашествие"). А. Р.

ДАВЫДОВ, Степан Иванович [1777-10(22).V. 1325] - русский композитор. Композиции обучался в Петербурге у Дж. Сарти, пению - в Придворной певческой капелле. В 1800-04 и 1806-10 работал учителем пения в театр. школе в Петербурге. С 1810 Д."директор музыки", капельмейстер и учитель пения в театр. школе и в т-рах Москвы. Автор 3-й и 4-й частей оперы "Леста, днепровская русалка" (Петербург, Большой т-р, ч. 3, 1805, ч. 4, 1807; первые 2 части написаны венским композитором Ф. Кауэром, в оригинале-"Дунайская русалка", текст К. Ф. Генслера), отличающихся богатством мелодий, искренностью и эмоциональной теплотой, балетов "Гений благости" (1801), "Граф Кастелли, или Преступный брат" (1808), дивертисментов "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), "Гулянье на Воробь„вых горах" (1815), "Филатка с Федо-рой у качелей под Новинским" (1815), "Гулянье 1 мая в Сокольниках" (1816), "Свадебный сговор при воз вращении ратников на родину" (1817) и др., музыки к спектаклям "Ирод и Мариамна" Державина (1808), "Электра и Орест" Грузинцева (1809) и соч. в др. жанрах. Музыка Д. основана на глубоком проникновенр.3 композитора в рус. нар. песенное творчество. Замечательно иск-во инструментовки Д.его оркестр колоритен, разнообразен.

Лит.: [Ушаков В.], Русский театр. Днепровская русалка..., "Московский телеграф", 1829, .No 23; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948; Грачев П. В., С. И. Давыдов, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1956.

ДАВЫДОВА (Мчелидзе), Вера Александровна [р. 17(30). IX.1906]- русская советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Деп. Верх. Сов. РСФСР 2-го и 3-го созывов. В 1930 окончила Ленингр. консерваторию по классу Е. В. Девос-Соболевой. Впервые выступила на оперной' сцене в Ленинграде в 1929. С этого года по 1932 Д.- солистка Т-ра оперы и балета им. Кирова, в 1932-56 - солистка Большого т-ра. Партии: Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов"), Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского), Груня ("Броненосец Пот„мкин" Чишко), Кармен, Амнерис, Аида и др. Гос. премии СССР за достижения в области оперного иск-ва (1946), за исполнение партий Любавы "Садко" (1950) и Марфы (1951). Выступает как камерная певица. Д. обладает выразительным голосом большого диапазона, ярким сценич. дарованием. Е„ исполнению присущи сила чувств, благородство, тонкость художеств. отделки.

Лит.: Вера Александровна Давыдова, М., 1953 (буклет);

В. А. Давыдова, в кн.: Большой театр..., М., 1958. Г. Л,

ДАВЫДОВА, Ксения Вениаминовна (р. 23. IV. 1918) - советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт, Узб. ССР (1959). В 1939 окончила узб. студию при Моск. консерватории. С этого же года- артистка Т-ра оперы и балета им. Навои.

Д. обладает сильным голосом красивого тембра, ярким темпераментом.

Партии:Гюльсара, София ("Гюльсара", "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Михин Бану ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Майсара ("Проделки Майсары" Юдакова), Полина, Ольга ("Пиковая дама", "Евгений Онегин"), Наташа ("Русалка"), Кармен, Амнерис и др.

Лит.- Корсакова А., Узбекский оперный театр. Ташкент, 1961. А. Ив.

ДАГЕСТАНЛЫ (наст. имя и фам. - Исмаил Юсуф иглы Г a q ж и е в; р. 26.II.1907) - азербайджанский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1927 вступил в труппу Т-ра им. Азизбекова (Баку). В 1930 окончил бакинский театр. техникум (учился у М. С. Кирман-шахлы, А. А. Туганова). В 1932 играл в Даг. АССР; участвовал в организации драм. т-ра в Дагестане. В 1936-37 работал в Ереванском азерб. т-ре, с 1938- снова в Т-ре им. Азизбекова. Первые роли: Горкмаз ("Невеста огня" Джабарлы), Алибек ("Вагиф" Вур-гуна), Кошкин ("Любовь Яровая" Трен„ва). Д.-актер большого темперамента и яркого драматизма, утверждает героико-романтич. направленность азерб. т-ра. Сыграл ряд ролей совр. положит. героев; Яшар (о. п. Джабарлы), Эльмар, Угур ("Светлый путь", 1947,"Вешние воды", 1948, Эффендиева). Создал сценич. образ С. М. Кирова ("Утро Востока" Мамедханлы, Гос. пр. СССР, 1948, "Бухта Ильича" Меджнунбекова, 1958). Д. первым на азерб. сцене создал образ В. И. Ленина ("Ленин в 1918 г." Каплера и Златогоровой, 1940). Роли в классич. драматургии: Незнамов (1935), От ел л о (1959). Снимался в кино. К. Кае.

ДАГЕСТАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ складывается из творчества драматургов разд. народностей Дагестана (кумыки, аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы, та-ты и др.) и тесно связана с развитием театр. иск-ва республики. Первые пьесы нац. авторов ставились в любительских драм. кружках ещ„ в предреволюц. годы. В 1916-17 кумык 3. Батырмурзаев написал пьесу "Да-ниял-бек", водевиль "Наперекор муллам" и др., направленные против социальной несправедливости и старинных адатов, религиозного мракобесия. Эти пьесы ставились в 1918-20 в драмкружках селений Темир-Хан-Шура, Хасавюрт. Значит, след в развитии доре-волюц. любительского, а впоследствии и проф. лак-ского т-ра оставила драма Г. Саидова "Лудильщики" о тяж„лой жизни лакских ремесленников (первая пост. была осуществлена в 1915).

После установления Сов. власти в Дагестане возникли многочисл. самодеят. кружки. В этих кружках ставились пьесы кумыка Т. Мурадова ("Жертва шариата"); лаков М.Чаринова ("Габибат и Гаджияв") и М. Па-шаева ("Омар и Айшат") о прошлом лакского народа, аварского поэта Г. Цадаса ("Сапожник", "Сундук бедствий", "Женитьба Кодолава") и др. В 30-е гг. после открытия Кумыкского, Аварского, Лезгинского, Лакского т-ров начинает развиваться совр. драматургия, разрабатывающая материал 'нар. фольклора, отображающая тяж„лую жизнь горцев до революции, создаются пьесы на историко-революц. темы, драматурги обращаются к событиям совр. жизни. Значит, вклад в развитие Д. д. внесли писатели А.-II. Салаваюв, М. Хуршилов, Р. Фатуев, М. Алиев, А. Аджаматов, А. Сулейманов, театр. деятели Г. Рустамов, А. Курба-нов, Ш. Абдуллаев, С. Джетере.

Основы кумыкской драматургии заложили пьесы Салаватова "Красные партизаны" (1934), героич. драма "Айгази" (1940) и пьеса-сказка "Карачач" (194б). Историко-революц. тематика нашла отражение в творчестве аварского писателя Хуршилова: "Андалал" ("Разгром Надир-шаха", 1944), "Шамиль" (194о), "Минувшие дни" (1947) (все пост. в Кумыкском т-ре) и авторская инсценировка романа "Сулак-свидетель", рассказывающая о формировании революц. самосознания горцев в годы революции 1905 (1955, Лезгинский т-р). Пьеса Р. Фатуева "Горцы" (193Ь) о гражданской войне в Дагестане прошла не только в т-рах республики, но и в др. городах СССР.

Героич. прошлое лакского народа, его борьба с ханами и чужеземными захватчиками отражены в пьесах М. Алиева "Аздар" (1939) и "Парту-Патима" (1957). Пьеса "Ансар" А. Аджаматова 1У41, Кумыкский т-р) посв. событиям 1920, приведшим к установлению Сов. власти в Дагестане. На эту же тему написаны пьесы М. Алиева "Партизан Магомед", 1935, "Зулейха осталась одна" (1936), "Брат и сестра" (1934). Драматурги Даг. АССР создали пьесы о героич. событиях отечеств, войны "Стальной капкан" А. Аджаматова (1941, Кумыкский т-р), "Дорога к счастью" (1948) и "Семья Рамазановых" (1950) Алиева (Лакский т-р).

Значит, изменения и подъ„м Д. д. наметились после XX съезда КПСС. Совр. жизнь республики отражена в пьесах драматурга и режиссера Кумыкского т-ра Г. Рустамова "Друзья" (1947), "Подарок Салимат" (194о}, муз. комедии "Под деревом" (1960), в пьесе актера того же театра А. Курбанова "Любовь Асият" (1946)-о моральной чистоте и верности, и комедии "Свадьба Кайтмаса" (1955). Пьесы Рустамова и Курбанова, отмеченные богатством жизненных наблюдений, точностью бытовых зарисовок, доходчивостью фабулы, живым разговорным языком, обошли сцены всех т-ров республики и ставились за пределами Дагестана. Лакский драматург М. Алиев написал пьесу "В родном ауле" (1960), рассказывающую о борьбе партии за укрепление колхозов после XX съезда КПСС. Лакец по происхождению, актер Кумыкского т-ра III. Абдуллаев вн„с вклад в репертуар Лакского и Кумыкского т-ров пьесами "Настоящая любовь" и "Широкий путь" (1954), посв. по-слевоен. колхозному строительству в Дагестане; его сатирич. комедия из дореволюц. быта "Два арбуза в одной руке", пост. в Лакском т-ре (1945), пьеса "Кто виноват" о борьбе с пережитками в сознании горцев- в Кумыкском т-ре (1957).

В 50-е гг. круг драматургов Дагестана значительно расширяется. К драматургии обращаются писатели-к-мыки А. Сулейманов ("Айбике", 1956, "Коммунист", 1961), аварец М. Сулиманов, даргинец А. Абакаров ("Виноватые" в Кумыкском т-ре, комедия "На ч„м держится земля", Даргинский т-р, 1962). Появляются первые женщины-драматурги: 3. Атаева ("Потрудись и сбудется", 1959, Кумыкский т-р), Ф. Алиева ("У горной речки", Аварский т-р). О современности рассказывают спектакли Аварского т-ра - комедия-водевиль К. Закарьяева и М. Даудова "По горным дорогам" (1960), "Битва жизни" М. Абдулхаликова и Н. Молчанова (1959, пост. 1962).

Поэтич. направленность драматургии Дагестана выражена в трагедии Р. Гамзатова "Горянка" о борьбе с пережитками (1960, Аварский т-р). Появляются и первые оригинальные пьесы в Лезгинском т-ре. В 1960 пост. героич. драма Т. Хурюгского и К. Мед-жид ова "Ашуг Сайд", в 1961 - пьеса К. Меджидова "Цветок России". Многонац. Д. д. представляет собой тесное содружество авторов, рассматривающих общие для всех народностей Дагестана явления жизни,- изменение жизни трудящихся республики, благотворное влияние советской социалистич. идеологии и культуры на моральный облик людей. Взаимное обогащение театров Дагестана репертуаром способствует росту драматургии, росту проф. мастерства авторов. Е. Ж.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница