Наши партнеры

Выгодно машина в аренду на месяц нижний новгород в компании РексРент.
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 129)


ГУРА (Gura), Эйген (8.XI.1842-26.VIII.1906) -немецкий артист оперы (баритон). В 1864-66 обучался пению в Мюнхенской консерватории. Впервые выступил на оперной сцене в Мюнхене в 1865, пел в оперных т-рах Бреславля (1867-70), Лейпцига (18701876), Гамбурга (1876-83) и вновь Мюнхена (1883-95). В 1876-96 выступал на Байр„йтских фестивалях. Считался одним из лучших баритонов 2-й пол. 19 в. Обладал драм. талантом, сильным, мягким по тембру и ровным во всех регистрах голосом. Г. исполнял иногда и басовые партии. Особенно успешно выступал в операх Вагнера (Голландец, Ганс Сакс, Гунтер, Амфор-тас, Доннер - "Летучий голландец", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Гибель богов", "Парсифаль", "Золото Рейна") и др. нем. композиторов.

Др. партии: Пизарро ("Фиделио" Бетховена), Оттокар ("Вольный стрелок" Вебера), граф Либенау ("Оружейник" Лортцинга), Калиф ("Багдадский цирюльник" Корнелиуса), Ганс Хейлинг (о. п. Маршнера), Лепорелло, Дон Жуан ("Дон Жуан"), Риголетто и др.

Л и т. соч.: Erinnerungen aus meinem Leben, Lpz., 1905. Лит.Steinitzer M., Meister des Gesanges, B., 1920 Л. M.

ГУРВ1ШЕК (Hurvinek) - персонаж чешского кукольного т-ра. См. Спейбл.

ГУРВИЧ, Абрам Соломонович [30. I (11.11). 1897 - 18.XIJ962] - русский советский литературовед и театральный критик. Лит. деятельность начал в 1925. Осн. работы Г. посв. анализу пьес сов. драматургов (Погодина, Афиногенова, Файко, Киршона и др.). В своих книгах, статьях и рецензиях освещает проблемы совр. т-ра и драматургии.

Соч.: В поисках героя, М.-Л., 1938; Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон, М., 1936; Черты современника (Литературно-критические статьи), М., 1958; H. Ф. Погодин, в сб.: Театральный альманах, кн. 7, М., 1948;

Образ Ленина в советской драматургии, "Театр", М., 1940, ј1. С.Г.

ГУРЕВИЧ (псевдонимы - Л. Г op e в, H. H. и др.), Любовь Яковлевна (2.XI.1866-17.X.1940) - русская советская писательница, историк театра, переводчик. Род. в Петербурге в семье известного педагога. В 1888 окончила Высшие женские курсы ("Бестужевские"). Первая большая театр.-критич. работа Г.- "Освобождение театра" (журн. "Образование", СП Б, 1904, ј 4, разд. III, с. 75-96) о петербургских гастролях МХТ, о Станиславском в роли Брута. Г. написала ряд книг и статей по вопросам т-ра, отмеченных глубиной мысли, тонким вкусом, большой эрудицией. Убежд„нная сторонница реалистич. иск-ва, Г. явилась поборницей творчества Художественного театра. Была другом К. С. Станиславского; редактировала его книги "Моя жизнь в искусстве", "Работа актера над собой", "Художественные записи" 1877-92, "Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра" и др.

Соч.: Литература и эстетика. Критич. опыты и этюды М., 1912; Творчество актера, М., 1927; K.C. Станиславский [М.] 1929; История русского театрального быта, М.-Л. 1939; К. С. Станиславский, в сб.: Мастера МХАТ, M.- Л. 1939, с. 3-74; Воспоминания, в сб.: О Станиславском (сост и отред. Г.), М., 1948, с. 117-182).

Лит.: Станиславский К. С., Материалы. Письма. Исследования, М., 1955 (Театральное наследство, т. 1), с. 189- 247; Русская литература XX века, под ред. С. Венгерова, т. 2, М., 1916, с. 171-89; Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей, М., 1911, с. 181198; "Театр", М., 1940, ;ј 11 (Некролог). А. Шн.

ГУРЙДИ (Guridi), Хавьер Ангуло (1816-84) - доминиканский драматург (пишет на исп. яз.). Автор драм из жизни доминиканских индейцев. Пьеса Г. "Дон Юниферо и Юганиона" пользовалась большим успехом и заложила основы доминиканской драматургии. Написал также пьесы "Кагаррос", "Горе пустыни".

Лит.: Estrella Gutierrez F., у Suarez Cali m a n o E., Historia de la literatura americana y argentina, B. Aires, 1940. Ал. Р.

ГУРК (Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром). Образован на основе Главреперткома в системе Наркомпроса РСФСР (Положение о ГУРК утверждено 26 февр. 1934). Выполнял те же функции. Г. существовали также в союзных и авт. республиках. При создании Министерства культуры СССР (1953) Г. был упраздн„н. М. И.

ГУРКО, Иван Степанович (р. 1884) - русский артист эстрады. Один из старейших сатириков-юмористов. Автор и исполнитель злободневных куплетов, песенок-пародий, стихотворных памфлетов, муз. фельетонов. Сценич. деятельность начал в 1903. Работал в драме, оперетте, в "Комич. опере" под рук. К.А.Марджанишвили (Марджанова). С 1912 выступал на эстраде с пародиями (пародия на романс "Ч„рная шаль", высмеивающая интеллигента, испуганного событиями первой русской революции), песенками (об инвалиде 1-й мировой войны и др.). На сов. эстраде Г. одним из первых стал исполнять репертуар, откликающийся на текущие события. А. Шн.

ГУРЬЕВ, Виктор Иосифович [р.16 (29). Vlil. 1914]- эстонский советский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Эст. ССР (1960). В 1951 окончил Таллинскую консерваторию. В 1945-50 пел в Гос. академич. мужском хоре Эст. ССР. В 1949 дебютировал в т-ре "Эстония". Г. успешно исполняет лирич. и драматич. Партии; создал разнохарактерные вок.-сценич. образы. Выступает в концертах, пользуется известностью как эстрадный певец.

Партии: Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мейтуса), Знобов ("Никита Вершинин" Кабалевского), Люченцио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Князь ("Русалка"), Самозванец, Юродивый ("Борис Годунов"), Ленский, Герман, Синодал; Лыков ("Царская невеста"), Густав III ("Бал-маскарад" Верди), Каварадосси, Альфред, Хозеидр. А.Ив.

ГУРЬЕВА, Клавдия Александровна (р. 29. XII. 1908) - русская советская актриса. Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Сценич. деятельность начала в 1924 в Пермском ТЮЗе. Более 20 лет проработала в т-рах Перми и Свердловска. С 1946 - актриса Рус. драм. т-ра им. Крупской во Фрунзе. Лучшие роли: Мария Александровна ("Семья" Попова), Филумена Мартурано (о. п. Э. Де Филиппе), хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Бурма ("Певец народа" Джантошева), Аджар ("Сарын-жи" Эшмамбетова) и др.

Лит.: К. А. Гурьева, Фрунзе, 1958. Д- Бр.

ГУС, Михаил Сем„нович [p.26.VI (9.VII). 1900]-русский советский литературовед, театровед и критик. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Учился в Киевском ун-те. Печататься начал в 1919. Автор книг и теоре-тич. статей по драматургии и т-ру.

Соч.: К. С. Станиславский. "Красная новь", 1938, .N" 9;

Расин и Шекспир, "Театр", 1939, .No 6; Современные коллизии, там же, 1940, .ј12; В поисках правды, там же, 1941, .ј 1; Советский театр - театр социалистического реализма, там же, 1949, .No 12; Трибун и романтик (о драматургии Вс. Вишневского), там же, 1951, .ј 9; Гоголь и николаевская Россия, М., 1957; Литература и эпоха (печатается).

ГУСАН (др. наименование - м и м о с) - актер древнего и средневекового армянского т-ра. Первоначально Г. называли служителей в храме бога Гисанэ. В эпоху эллинизма наименование Г. перешло на участников площадных фарсовых и сатирических представлений. актеры-трагики именовались вох-бергу-гусанами ("воплепоющие" гусаны, оплакивающие погибшего героя пением, звучащим как вопль) и дзайнарку-гусанами (гусаны, возвещавшие печаль и горе); исполнители высокой комедии-катака-гусанами (гусанами-комедиантами). См. илл. на стр. 239. Г. Г.

ГУСАН-МИМОС - актер армянского средневекового площадного театра. В древних текстах термины гусан и мимос часто упоминаются раздельно, в качестве синонимов.

Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянского театра. Указатель специальных терминов, т. 2, М., 1052, с. 506. Г. Г.

ГУСЕВ, Александр Дмитриевич [р. 11(24).II. 1900] - русский советский актер, режиссер. Нар. арт. Тат. АССР (1945), засл. арт. РСФСР (1957).Чл. Коммунистич. партии с 1942. Сценич. деятельность начал в 1918 в Самарском т-ре. Затем работал в т-рах

Иркутска, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Одессы, Москвы (ЦТСА, 1935-39). С 1939 - актер и режиссер Казанского т-ра. Роли: Чацкий, Хлестаков; Дульчин, Глумов ("Последняя жертва", "На всякого мудреца довольно простоты"), Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча), Горбунов ("Офицер флота" Крона), Воропаев ("Счастье" Павленко), Рощин ("Хождение по мукам" по А. Н. Толстому), Горлов ("Фронт"), Ф„дор Таланов ("Нашествие"). Пост. спектакли "Обрыв" по Гончарову, "Великая сила" Ромашова. И. И.

ГУСЕВ, Василий Сем„нович [р. 7(20). III. 1905]- русский советский актер. Нар. арт. Бурят. АССР (1957), засл. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1932. В 1937 окончил техникум сценич. иск-ва в Ленинграде (ныне театр. ин-т им. Островского). В том же году поступил в Рус. т-р в Улан-Удэ. Играет преим. характерные и комедийные роли.

Роли: Перчихин ("Мещане"), Несчастливцев; Мудзи-мура ("На той стороне" Барянова), боцман ("Оптимистическая трагедия"), Лапшин ("В поисках радости" Розова), Галсан ("Чудесный клад" Маляр евского). Благой ("Д-р" Нушича), Райсмик ("Блудный сын" Раннета) и др. Вал.Н.

ГУСЕВ, Виктор Михайлович (30.1.1909-23.1.1944)- русский советский поэт и драматург. Род. в Москве. Учился на Высших лит. курсах и в Моск. ун-те (ф-т лит-ры и иск-ва). Лит. деятельность начал в 1927 как поэт, автор текстов для злободневных театрализованных представлений "Синей блузы". Первая опубликованная пьеса Г.-водевиль "Три волнения одного дня" (1928), ставилась самодеят. коллективами. Первая многоактная пьеса - "Закрытие Америки" (1933; опубл. и пост. не была; единственное художеств. произв. Г. в прозе). В 1935 Г. написал свою лучшую пьесу - героич. комедию в стихах "Слава". В ней наиболее ярко проявились характерные для творчества Г. черты - глубокая идейность, острая политич. направленность и вместе с тем поэтичность, свежесть, ли-рич. взволнованность. В "Славе" Г. утверждал героизм, скромность, честность, самоотверженность сов.человека, его преданность родине и разоблачал показной, эгоистич. "героизм" честолюбца. Через всю пьесу проходит тема дружной семьи как прообраз сов. страны. Пост. впервые Магнитогорским т-ром в янв. 1936 и в том же году Центр, т-ром Красной Армии и Малым т-ром (Мотыльков - Анненков, Маяк- Лепштейн, Мотылькова - Блюменталь-Тамарина, старый актер Медведев - Яковлев). "Слава" обошла почти все т-ры страны, ставилась за рубежом. В 1941 Г. создал лирич. комедию "Весна в Москве", полную вес„лого задора, поэтич. теплоты, рассказывающую о молодости, дружбе, о жизни и труде сов. людей. В многочисл. песнях комедии вставал величественный образ Москвы, близкий сердцу героев пьесы, связанный с их лучшими стремлениями и мечтами. В мае 1941 "Весна в Москве" была пост. в Моск. т-ре Революции. Теме воспитания молодого человека в сов. обществе посв. пьеса Г. "Сын Рыбакова" (начата в 1939; доработана после смерти автора В. В. Вин-никовым, впервые пост. в 1953, в Ленингр. т-ре Комедии). Г. принадлежат также пьесы "Дружба" (1938, Ленингр. Большой драм. т-р, Малый т-р), "Москвичка" (1943, Моск. т-р драмы), "Сыновья тр„х рек" (1944, там же). Пьесы Г. проникнуты задушевным юмором. Они написаны простым и в то же время эмоциональным, образно-поэтич. языком. Г.- автор сценариев фильмов "Свинарка и пастух" (Гос. пр. СССР, 1942) и "В шесть часов вечера после войны" (Гос. пр. СССР, 1946).

Соч.: Пьесы и киносценарии, Соч., т. 2, М., 1955. Лит.: К р ю к о в Н., Творчество Виктора Гусева. Предисловие к 1 т. соч. Гусева, М., 1955; Богданов А. Н., Драматургия В. М. Гусева, М., 1953 (дисс.); Щ е г л о-в а Г. Н., Драматургия В. М. Гусева, М., 1956 (дисс.);

"Искусство и жизнь". Л., 1938, .ј 4, с. 7-9 (ст. Гринберга);

"Театр", 1938, ј 6, с. 81-85 (ст. Б. Коваль); Ежегодник Малого театра 1953-1954 гг., М.,1956, с. 69-71, 191-201 (ст. Ханютина). А. Шн.

ГУСЕВ, Петр Андреевич [р. 16(29).XII.1904]-русский советский артист балета, педагог, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1919-22 учился в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1922-35 - артист Ленингр. т-ра им. Кирова, где исполнил партии: Джемса ("Сильфида" Шнейцгоффера и Нурри), Иван-царевича ("Жар-птица" Стравинского), Дезире ("Спящая красавица") и др. В 1935-45-солист Большого т-ра. Партии: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"); Абдер-рахман и Жан де Бриен ("Раймонда"), Менерс ("Алые паруса" Юровского). В 1945- 1950-худ. рук. балета и балетмейстер Ленингр. т-ра им. Кирова. Г.- крупнейший мастер классич. танца. Его исполнение отличается великолепной техникой прыжков, чистотой хореографич. рисунка, выразительностью миМики. Осуществил ряд балетных пост.: "Семь красавиц" Караева (Т-р оперы и балета им. Ахундова, Баку, 1952, Ленингр. т-р им. Кирова, 1953), "Кор-сар" Адана и Пуни (Ленингр. т-р им. Кирова, 1956), "Лебединое озеро" (Муз. т-р им. Станиславского и Не-мировича-Данченко, 1953, возобн. 2-й акт). Вед„т педагогич. работу: 1922-35 - в Ленингр. хорео-графич. уч-ще и эстрадном техникуме; в 1936-41 - Д- РУ и педагог Моск. хореографич. уч-ща; в 1935-45 и 1950-57 - педагог Муз. т-ра им. Немиро-вича-Данченко и Станиславского; в 1935-45 - педагог Большого т-ра; в 1957-60 преподавал в Пекинском хореографич. уч-ще (КНР). Г.-один из организаторов балетного т-ра в Пекине, где поставил "Лебединое озеро" (1958), "Корсар" Адана и Пуни (1959), "Красавица рыбка" У Цзу-цена и Ду Мин-сина (1959), "Жизель" (1960).

Лит.: "Советская музыка", М., 1956, ј 10, с. 106-111;

"Театр", М., 1951, ј 5, с. 67-83; "Жизнь искусства", Л., 1927. ј 27. Л. П.

ГУСЕВА, Елена Ивановна (1793-1853) - русская актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1809. Играла в Александрийском т-ре (Петербург). Расцвет творчества Г. связан с развитием реализма в рус. сценич. иск-ве 1-й пол. 19 в. Современница А. Е. Мартынова и М. С. Щепкина, Г. выдвинулась к сер. 30-х гг. как превосходная исполнительница ролей женщин "простого звания" - кухарок, нянек, свах, торговок и т. п. Среди лучших ролей Г.- Еремеевна ("Недоросль"), Пошл„пкина ("Ревизор"), Ф„кла ("Женитьба").

С успехом выступала в водевилях. Комедийная яркость сочеталась в иск-ве Г. с естественностью, многосторонним знанием нар. быта и речи. Традиции иск-ва Г. были продолжены видными актрисами Александрийского т-ра 19 в.- Ю. Н. Линской, В. В. Стрель-ской и др.

Лит.: Каратыгин П. А., Записки, т. 1-2, Л., 1929-30; Селиванов Н., Елена Ивановна Гусева, "ЕИТ". Сезон 1894-1895 гг., Приложения, кн. 1, СПБ, 1895.

ГУСЕЙН, Мехтй [наст. имя и фам.- М е х т и А л и о г л ы Г у с е и н о в; р. 22. Ш (4.IV). 1909]- азербайджанский советский писатель, драматург, критик. Окончил историч. ф-т Азерб. ун-та (1930) и сценарный ф-т ВГИКа (1938). Лит. деятельность начал в 1926. Написал пьесы: "Джаваншир" (1942, Т-р им. Азизбекова, 1957) о полководце и гос. деятеле Азербайджана 7 в., "Шохрет" ("Слава", 1938) о жизни сов. пограничников, "Низами" (1940, Т-р им. Азизбекова, 1942) о великом поэте, "Интизар" ("Ожидание", совм. с И. Эфендиевым, 1944) о сов. морали, верности сов. людей гражд. долгу. Автор (совм. с Э. Мамедханлы) лит. сценария кинофильма "Фаталихан".

Соч.: Избр. произьедения, М., 1959. Дж. Д.

ГУСЕЙН ДЖАВЙД (Д ш а в и д; наст. фам. - Расизаде), Молла Абдулла оглы (24. X.I 882- 1941) - азербайджанский советский поэт и драматург. Первоначальное образование получил в духовной школе. В 1909 окончил лит. ф-т Стамбульского ун-та. Лит. деятельность начал в 1906. Автор 18 пьес (преим. в стихах). Г. Д. прош„л сложный идейно-творч. путь. В дореволюц. годы, страстно протестуя против социальной несправедливости и духовной деспотии, Г. Д. не видел путей к освобождению человека от гн„та бурж.-феод. строя. Отсюда абстрактно-романтич. характер его бунтарства, мотивы пессимизма и отчаяния ["Марал", 1912,

"Шейда", 1917, "Иблис" ("Сатана"), 1918]. Г. Д. отдал нек-рую дань пантюркистским и панисламистским идеям ("Пророк", 1921, "Пропасть", 1917, "Хромой Тамерлан", 1925). Прогрессивно-гуманистич. тенденции творчества Г. Д. наиболее полно проявились в трагедии "Шейх Сенан" (1915), выражающей протест против .религ. нетерпимости, фанатизма, мракобесия.

После установления в Азербайджане Сов. власти в творчестве Г. Д. происходит резкий перелом. Он пишет драму "Князь" (1930), посв. борьбе за установление Сов. власти в Грузии. В пьесе "Шехла" (1936) и частично в "Телли саз" (1930) он обращается к темам сов. действительности. В 30-х гг. написал историч. драмы "Сиявуш" (1934) и "Хайям" (1935), в к-рых разоблачает деспотизм, с глубоким сочувствием изображает борьбу нар. масс против гн„та феодалов и шахов, воспевает вольнолюбивые, гуманистич. идеи. Пьеса "Хайям" посвящена поэту Омару Хайяму. Пьесы Г. Д. шли на сценах т-ров Азербайджана, Армении, Таджикистана и др. республик.

Соч. на азерб. яз.: "Шейх-Сенан", Баку, 1917 и 1927;. "Иблис", Баку, 1924 и 1927; "Сиявуш", Баку, 1934; Избр. сочинения, Баку, 1958.

Лит.: Д ж а ф а р М., Творчество Гусейна Джавида в советский период, "Азербайджан", 1957, ј 10 (на азерб. яз.). Дж. Д.

ГУСЕЙНЗАД‚, Алекпер Гусейн оглы (р. 12. VI. 1884) - азербайджанский советский актер. Засл. арт. Азерб. ССР (1957). Сценич. деятельность начала 1906. Играл характерные роли: Гаджи Кара (о. п. Ахундова), Шейх Насрулла и Гаджи Гасан ("Мертвецы"

Мамедкулизаде), Аллахверди, Баба-киши, Гаджи Ахмед, Довлет-бей ("В 1905 году", "Севиль", "Алмас", "Айдын" Джабарлы). Выступал в нац. муз. комедиях Уз. и 3. Гаджибековых и др. Ярким юмором отмечено исполнение роли Султанбека ("Аршин мал алан" Гаджибекова), в к-рой Г. снялся и в кино (Гос. пр. СССР, 1946). А. Кае.

ГУССЕНС (Goossens), Юджин (26. V. 1893- 6. VI. 1962) - английский дириж„р, композитор. Учился в Королевском муз. колледже в Лондоне, где брал уроки композиции у Ч. Станфорда. В 1915-20 вместе с Т. Бичемом дирижировал спектаклями "Оперной труппы Бичема" в Лондоне. В 1921-22 дирижировал балетом "Спящая красавица" Чайковского, пост. в Лондоне труппой Дягилева. В 1923-46 Г.- дириж„р симф. оркестра в Рочестере и Цинциннати (США), в 1947-56 в Сиднее (Австралия). Автор опер "Юдифь" (1929, т-р "Ковент-Гарден"), "Дон Хуан де Маньяра" (1937, там же, с Л. Тиббеттом в заглавной роли), балета "Трагедия моды" (1926), музыки к спектаклям "Филипп II" Верхарна (1918), "К востоку от Суэца" С. Моэма (1922), "Постоянная нимфа" М. Кеннеди (1926) (все пост. в Лондоне) и др. В сво„м творчестве Г. испытал влияние импрессионистов и полифонич. стиля неоклассицистов.

Лит.: Orchard W. A., Music in Australia, Melbourne, [1952]. Be. Т.

ГУСТАВЙНО (Gusta vino), Энрике (1898-1954)- аргентинский драматург, театральный критик, режиссер и переводчик. Автор пьес "Адриана и четверо" (1927, т-р "Нац. комедии"), "Святая Флавия" (1928), "Самая честная женщина мира" (1929), "Господин Пьерро и его деньги" (1930, Муниципальная пр.), "Мольер, или Перевоплощение души" (1936), "Потерянная невеста" (1941, Пр. нац. комиссии культуры), "Как важно быть жуликом" (1942, т-р "Ла Маскара"), "Хлеб с любовью" (1946) и др. В своих комедиях Г. разоблачал ханжество, корыстолюбие служителей культа, алчность, коррупцию бурж. общества. Пост. спектакли: "Преступление и наказание" по Достоевскому (1934, т-р "Архентино"), "Великий бог Браун и др." СГНила.

Лит.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata..., 2 ed., В. Aires, 1957. Ал. Р.

ГУСТАЙТИС, Иозас Иозович (р. 17.IV.1912)- литовский советский актер, режиссер, педагог, либреттист. Нар. арт. Лит. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Сценич. деятельность начал в 1932 как актер в Каунасском т-ре. Роли: Малькольм ("Макбет"), Яша ("Вишн„вый сад"), Полежаев ("Беспокойная старость"). С 1941 вед„т режиссерскую работу. В 1944-46 - режиссер Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс), в 1946-49 - гл. режиссер Клайпедского, в 1949 - 52 - Каунасского т-ров, с 1952 - Т-ра оперы и балета Лит. ССР. Пост. спектакли: "Два лагеря" Якобсона (1950, Каунасский т-р), "Платон Кречет" (1947, Клайпедский т-р), "Князь Игорь" (1953, т-р оперы); "Марите" Рачунаса (1953, там же). Г.- один из либреттистов и пост. опер "Пиленай" (1957), "Вайва" (1958) Кловы. Автор пьесы о коллективизации "Яблони цветут" (совм. с Ю. ХливицкАгае;

1948, Т-р драмы Лит. ССР). В 1954-56 в„л педагогич. работу в Вильнюсской драм. студии и консерватории. А. Руз.

ГУТАУСКАС, Казис (р. 4.IX.1910) - литовский советский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Лит. ССР (1960). В 1939 окончил консерваторию в Каунасе и в этом же году впервые выступил на оперной сцене. Принимал участие в первых постановках литов. сов. опер. Среди лучших партий Г.- Лютаурас ("Гражина" Карнавичюса), Вашкис ("Марите" Рачюнаса), Хозе, Альфред, Радамес; Трике ("Евгений Онегин"), Андрей ("Мазепа"), Шуйский

("Борис Годунов") и др. Г. выступает как концертный певец.

ГУТМАН, Давид Григорьевич (1884-1946) - советский режиссер и драматург. В 1903-13 работал помощником режиссера, режиссером т-ров Нижнего Новгорода, Харькова, Киева, Казани и др. городов. Г. был одним из инициаторов создания в России т-ров миниатюр и постановщиком спектаклей-обозрений в этих т-рах. В годы 1-й мировой войны Г. руководил Мамоновским и Петровским т-рами миниатюр в Москве. В эти годы он изобр„л для начинающего А. Вертинского маску Пьеро. В 1917-19 возглавлял Свободный т-р Воронежского ГУБОНО; в 1919-20- Моск. т-р революц. сатиры (Теревсат). В 1926-29 был ведущим режиссером Моск. т-ра сатиры, работал как режиссер в Ленингр. т-ре сатиры и ставил спектакли в мюзик-холлах, Моск. оперетте (1924-29). В 1941 создал фронтовой т-р "Ястребок". Совм. с В. Массом, В. Типотом, Н. Эрдманом, В. Ардовым, С. Антимоновым и др. написал в 1924-26 ряд пьес (в осн. обозрений) для Моск. т-ра сатиры: "Москва с точки зрения" (1924), "Семь лет без взаимности" (1925), "Ой, не ходи, Грицю, на "Заговор императрицы"" (1925). Творчество Г. как режиссера и драматурга характеризуется злободневностью, остротой формы. Он часто обращался к гротеску, применял разнообразные сценич. трюки.

Лит.: Очерки истории русского советского драм. театра, т. 1, M., 1954 (глава девятая), д 3.

ГУТТУЗО (Guttuso), Ренато (р. 2.1.1912) - италь янский художник. Чл. ЦК Итал. коммунистич. партии. Крупнейший представитель "неореализма" в Италии. Как театр. художник работает с 1940 (декорации и костюмы к балету "История солдата" Стравинского в "Театро делле арти", Рим). Г. стремится к экспрессивности, зрительной действенности декорац. решения спектакля, подч„ркнуто геометрич. конструкциям.

Работы Г.: "Пятая колонна" по Хемингуэю (1945, труппа К. Нинки-О. Вилли), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1947, т-р "Фениче", Х муз. фестиваль в Венеции), "Король Рогер" Шимановского (1949, "Т-р Массимо", Палермо, Фестиваль Междунар. об-ва совр. музыки), "Пульчинелла" Стравинского (1951, "Опера", Рим), "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (1952, Т-р Сатиры, Рим), "Генрих IV" Пиранделло (1954, "Т-р Пиранделло", Рим), "От моего до твоего" Верги (1956, "Пикколо-театр", Милан), "Малиа" Капу-аны (1958, "Труппа сидилианского т-ра". Катания) и др.

ГУТЬЕРРЕС (Gutierrez), Эдуарде (1853-90) -аргентинский писатель, драматург. Автор новелл (на исп. яз.) из жизни крестьян-скотоводов - гаучо. В 1884 новелла Г. "Хуан Морейра" (1884) была инсценирована труппой бр. Карло в т-ре "Политеама" (Буэнос-Айрес) как пантомима, в к-рой актеры исполняли нар. песни под аккомпанемент гитары, сопровождая их мимикой и танцами. В 1886 Г. вместе с известным актером-комиком (исполнителем роли Хуана Морейра) Хосе X. Подеста написал к этому спектаклю текст, положив начало новому нац. театр. жанру - т-ру гаучо. Этот жанр утвердил на аргент. сцене образы нац. героев, отразил борьбу за освобождение родины. В своих последующих пьесах "Хуан Куэльо", "Дружба до гроба", "Ч„рный муравей" и др. Г. воспевал отвагу, мужество и любовь к родине простого народа. Большинство пьес Г. пост. в т-ре "Политеама".

Лит.: Estrella Gutierrez F., Historia de la literatura americana y argentina, B. Aires, 1940 (совм. с E. Suarez Calimano). Ал. Р

ГУТЬЕРРЕС ГАРСЙА, Гарсиа Гутьер pec (Garcia Gutierrez), Антонио (5.VII.1813-26. Vili. 1884) - испанский драматург. Один из представителей прогрессивного романтизма в исп. драматургии. Лит. деятельность начал в 1836. Драмы Г. Г. "Трубадур" (1836, "Т-р дель Принсипе"), "Симон Бокканегра" (1843, "Т-р де ла Крус") и др., построенные на конфликте между свободолюбивым героем и жестокой феод. действительностью, выражают протест против сословного гн„та. Эти драмы послужили лит. основой для одноим. опер Дж. Верди. Романтич. принципы нашли выражение в пьесах Г., написанных в 60-70-х гг., среди них наибольшим успехом пользовалась "Каталонская месть" (1864, "Т-р дель Принсипе"). Г. Г. был одним из самых популярных драматургов Испании 19 в.

Соч.: Obras escogidas, Madrid, 1866; Obras escogidas, [Madrid], 1941.

Лит.: Funes E." Garcia Gutierrez: estudio critico desu obra dramatica, Cadiz, 1900; RegensburgerC. A., Uber den Trovador des Garcia Gutierrez, die Quelle von Verdis Oper "1l Trovatore", B., 1911; A d a m s N. B., The romantic dramas of Garcia Gutierrez, N. Y., 1922. В. Ч.

ГУДКОВ (Gutzkow), Карл Фердинанд (17.Ш. 1811, Берлин,-16. ХП. 1878, Заксенхаузен, близ Франкфурта-на-Майне) - немецкий писатель, драматург и публицист. Изучал богословие, философию и право в Берлинском и Иен-ском ун-тах (1829-31). Начал лит. деятельность в 1832. В 1835 возглавил лит. группу "Молодая Германия" (группа нем. буржуазных либеральных писателей, настроенных оппозиционно по отношению к феодально-религиозной реакции, боровшаяся против романтизма). С позиций либерального бюргерства Г. отстаивал гражд. свободы и выступал за объединение Германии. Но, борясь с реакцией, Г. вместе с тем страшился революции и отрицал научный коммунизм. Ф. Энгельс ценил публицистич. талант Г. и отмечал, что он пишет "изумительно метко", однако политически ограничен и не выходит за рамки "либеральных фраз". Пора расцвета Г. как драматурга - 1839-49. Он написал 27 различных по жанру пьес. Почти все они с успехом шли на сцене. Материал для своих драм Г. черпал из истории, но всегда насыщал их совр. идеями. Нек-рые пост. пьес Г. на нем. сцене вызывали бурную реакцию де-мократич. части зрителей и нередко подвергались запрету. Ранние драмы Г. "Нерон" (1835), "Гамлет в Виттенберге" (1835), "Царь Саул" (1839) не были пост. на сцене. Первая поставленная в т-ре пьеса Г.- историч. драма "Ричард Сэвэдж" (1839, Франкфурт-на-Майне). В ней отч„тливо звучит тема социального неравенства в бурж. и дворянском об-ве. В драме "Вернер, или Сердце и свет" (1840, Городской т-р, Гамбург) Г. показывает столкновение большой искренней любви с условностями и ханжеством высшего общества. В том же 1840 в Берлинском придворном т-ре пост. историч. трагедия Г. "Паткуль". Е„ герой- посланник Петра I при Саксонском дворе - поборник правды, ставший жертвой придворных интриг. В трагедии "Пугач„в" (1844) Г. создал образ крестьянского вождя, дал„кий от историч. правды. Г. написал также неск. историч. комедий: "Коса и меч" (1843), "Прообраз Тартюфа" (1844) о столкновении Мольера с корол„м и церковью, "Королевский лейтенант" (1849, эпизод из жизни молодого Г„те) и др. Мировую известность принесла Г. трагедия ((Уриэль А кос та" (1846), посв. жизни голл. философа, предшественника Спинозы. Г. вн„с в трагедию современные ему идеи протеста против подавления свободы мысли, против религиозного мракобесия, в ней прославляется человеческий разум. Трагедия была впервые пост. в Дрездене 13 дек. 1846, в Берлине - 17 апр. 1847 и с тех пор вошла в репертуар мирового т-ра. В России шла в первый раз в Малом т-ре в 1879 (Акоста - Ленский, Юдифь-Ермолова). В 1895 в Об-ве иск-ва и лит-ры е„ пост.. и сыграл в ней гл. роль К. С. Станиславский. В 1910 трагедия пост. в петерб. Михайловском т-ре, а затем перенесена в Александрийский т-р (Акоста - Юрьев). В 80-х гг. в Большом т-ре шла опера "Уриэль Акоста" Серовой. В сов. время пьеса ставилась во мн. т-рах. Пост. "Уриэля Акосты" К. А. Марджанишвили в 1929 на сцене груз. т-ра в Кутаиси (ныне Т-р им. Марджанишвили) сыграла заметную роль в истории груз. театра. Из рус. сов. постановок самая значит, осуществлена И. Я. Судаковым в Малом т-ре (1940). Остужев-Акоста создал образ большой душевной силы, исполненный бунтующей и непокор„нной мысли.

В 1848-50 Г. состоял драматургом при Дрезденском придворном т-ре. Последние 30 лет жизни он изменил своим демократич. устремлениям и отош„л от обществ, жизни и политич. борьбы. Пьесы, созданные Г. в этот период, мало примечательны. Однако в мемуарах "Взгляд на мою жизнь" (1875) вновь слышится голос молодого Г. - демократа и бунтаря.

Соч.: Ruckbliecke auf mein Leben, В., 1875; Gesammelte Werke, Bd l-12, Jena, 1873-78; Dramatische Werke, Bd 1-4, Jena, 1880; в рус. пер. - Пьесы, М., 1960; Вернер, "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1842, кн. 17; Пугач„в, П., 1918; Уриэль Акоста, М., 1955.

Лит.: Энгельс Ф., Александр Юнг. "Лекции о совр. лит-ре немцев", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 2 изд., М., 1955, с. 473-86; M e t i s E., Gutzkow als Dramatiker, Stockh., 1915. Г. Гур.

ГУШАЛЕВИЧ, Евгений Иванович (1867-1919)- украинский артист оперы (драматич. тенор). Окончил Венскую консерваторию. С 1891 пел в т-рах Карлс-бада, Брно, Праги, Варшавы; сезон 1901-02 - в Львовском оперном т-ре Т. Павликовского. Партии:

Манру (о. п. Падеревского), Канио, Хозе, Лоэн-грин; Манрико ("Трубадур"), Эрик ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Г. обладал высоким вок. мастерством, голосом большой силы. Пел и играл горячо, с темпераментом. Выступал также как камерный певец, пропагандируя вок. лирику Н. Лысенко и соч. др. укр. композиторов.

Лит.: Pajdczkowski Р., Teatr Lwowski pod dyrekcja Tadeusza Pawlikowskiego. 1900-06, Krakow, 1961, c. 277, 429-33. А. Ив.

ГУШАНСКИЙ, Сем„н Ханаанович [р. 4(17).VI.' 1904] - русский советский актер, режиссер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1959). Окончил Киевскую театр. студию (1922). В течение ряда лет работал в т-рах для детей, способствуя творч. развитию этих т-ров. В 1927-30 - актер Первого гос. педагогич. т-ра; исполнил роль Ирода в спектакле "Винтовка 492 116" Крона. Один из организаторов (1930) Бауманского т-ра рабочих ребят (с 1936-3-й Моск. т-р для детей, с 1938- Моск. т-р для детей), Г. был актером, директором и художеств. руководителем этого т-ра (до 1941). Играл здесь роли: Изя ("Токмаков переулок" Смирновой), Рубинчик ("Улица радости" Зархи), Иван Анисимович, Костя ("Сказка" и "Двадцать лет спустя" Светлова) и др. В 1941-45 работал в Центр, детском т-ре; пост. спектакль "Дал„кий край" Шварца (1944, совм. с Окунчиковым). С 1946 - в Т-ре им. Ермоловой. Роли: Дудаков ("Дачники"), Жуковский ("Пушкин" Глобы), Белов ("Спутники" по Пановой), Ладыгин ("Мой друг" Погодина). Пост.: "С новым счастьем" Светлова (1957), "Девушка с веснушками" Успенского (1960) и др. С 1946 препода„т мастерство актера в ГИТИСе. А. Ив.

ГХОШ, Гиришчондро (1844-1912) - индийский бенгальский драматург, режиссер, актер, театральный деятель. Примыкал к радикальной бурж. интеллигенции. Его деятельность способствовала развитию нац. бенгальского т-ра. В 1867 организовал театр. труппу "Джатра" в Багбазаре, на основе к-рой в 1871 был открыт Нац. т-р. В 1874 Г. начал работу в "Большом нац. т-ре" и вскоре стал директором этого т-ра. Вначале Г. писал текст песен для пост. "Джатры", в 1881 обратился к драматургии (пьеса "Убийство Ра-ваны"). Создал пьесы на мифологич. и религиозные сюжеты: "Инкогнито Пандавов" (1882), "Жизнь Прах-лада" (1884), "Жизнь Будды" (в том же году), "Брахман Билва Мангал" (1885), "Чайтанья-свет" (1884), "Ни-маи Шаньяс" (1885) - из жизни бенг. религ. реформатора и поэта Чайтаньи, "Хара-Гури" (1905), "Шан-карачарья" (1910) и др. Среди пьес Г. на сюжеты из истории Индии - "Ананда Рао" (1882), "Сирадж-уд-Даула" (1906), "Мир Касим" (1907), "Ашока" (1911). Герои большинства этих пьес - инд. вожди и полководцы 17-18 вв., боровшиеся за независимость Индии. В числе пьес Г.- социальная драма "Састи кишанти" (1909) о праве вдов на брак. Г.-автор многочисл. комедий, насыщенных музыкой, песнями, танцами; лучшая из них - "Абу Хосен". Мн. из пьес Г. ставились в "Большом нац. т-ре" и в созданных им т-рах "Стар" (осн. 1883), "Минерва" (осн. 1892). Г. был выдающимся актером своего времени, его называли "Гарриком бенгальской сцены"; среди ролей Г.: Ним Чанд, Лалит ("Шадхабар экадаси", "Лилавати" Дино-бондху Миттро), Макбет (пер. пьесы принадлежит Г.). Воспитал ряд крупных актеров - Бошу, Дани Бабу (сын Г.). Благодаря Г. на сцене бенг. т-ров появились актрисы, среди к-рых выделялись Шуку-мари Дотто, Тари Сундари.

Соч.: Collected works, Calcutta, 1910. Лит.: Guha- ThakurtaM. A., The Bengali drama, L., 1930, c. 95-142. Св. П.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница