Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 127)


ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - театр для детей. Создан в Тбилиси в 1928. Т-р активно работал над созданием нац. детской драматургии, привлекая груз. драматургов, инсценируя произв. классиков. На сцене т-ра были показаны спектакли о сов. действительности-"Ботэ и Куспара" (1929); "В горах Аджарии" Бердзенишвили (1938), "В сердце Шираки" Мтварадзе (1938), "Маленькие вояки" Нахуц-ришвили (1941); историко-революц. пьесы - "Ладо Кецховели" Нахуцришвили и Гамрекели (1938), "Кик-видзе" Дарасели (1952), "Борис Дзнеладзе" Нахуцришвили (1957); пьесы, написанные на основе нац. фольклора,- "Нацаркекия" Нахуцришвили и Гамрекели (1935), "Комблэ" Нахуцришвили (1940), "Су-рамская крепость" Мтварадзе по повести Чонкадзе (1934) и др. В репертуар Груз. ТЮЗа вошли пьесы рус. драматургов (В. А. Каверина, С. М. Михалкова, А. Я. Бруштейн, Е. Л. Шварца). Т-р систематически и успешно ставил нац., рус. и зарубежную классику: "Патара Кахи" (1940), "Баши-Ачуки" (1952) по А. Церетели, "Рассказ нищего" по Чавчавадзе (1955), "Капитанская дочка" по Пушкину (1937), "Доходное место" (1945), "Ромео и Джульетта" (1942), "Укрощение строптивой" (1942), "Проделки Скапена" (1938); "Вильгельм Телль" (1949), "Принцесса Турандот" (1945) Шиллера и др.

Большинство пост. первых двух десятилетий осуществлялось создателем Груз. ТЮЗа и его художеств. руководителем в течение многих лет А. Такайшвили. В труппе т-ра (1962) - нар. арт. Груз. ССР Г. Куп-рашвили, Г. Дариспанашвили, засл. арт. Т. Твалиа-швили, А. Качкачишвили, М. Эргнели, В. Арешидзе, Д. Цхакая, гл. реж.- А. Гамсахурдия.

Лит. на груз. яз.: Гвиниашвили А., Грузинский театр юного зрителя (к 25-летнему юбилею театра), Тбилиси, 1956; Грузинский государственный театр юного зрителя, Тбилиси, 1958. Ал. Г.

ГРУЗИНСКИЙ , ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. Ш. РУСТАВЕЛИ - высшее театральное учебное заведение Груз. ССР. Был открыт в Тбилиси в 1939 на базе драм. студий, существовавших при т-рах им. Ш. Руставели и К. Марджанишвили. В 1939-49 директором ин-та был А. Хорава. В институте 4 ф-та: актерский (имеет отделение кино), режиссерский, театроведческий и ф-т муз. комедии. В числе педагогов ин-та - А. Хорава, А. Васадзе, А. Пагава, К. Мегвинет-Ухуцеси, Д. Алексидзе, М. Мревлешви-ли, Д. Джанелидзе. Среди окончивших ин-т-деятели театр. иск-ва Грузии: режиссеры-нар. артист Груз. ССР М. Туманишвили; Л. Иоселиани, А. Двалишви-ли, актеры-нар. арт. Груз. ССР М. Чахава, Э. Мандж-галадзе, засл. арт. Груз. ССР С. Канчели, М. Тбиле-ли, Т. Тетрадзе, Л. Абашидзе, Е. Кипшидзе, Г. Ге-гечкори, Н. Чхеидзе. Директор ин-та (с 1955) И. Та-вадзе. Т. И.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Г о су-дарственный театральный музей Грузинской ССР). Осн. в 1927 в Тбилиси. С 1938 музей стал приобретать и обрабатывать документы по театр. иск-ву, была организована театр. библиотека. В фондах музея, состоящего из отделов рукописей, декоративного иск-ва, живописи и скульптуры, фото и фотонегативов, мемориального, хранятся личные архивы выдающихся деятелей театр. иск-ва (В. Абашидзе, К. Марджанишвили, А. И. Сумбатова-Южина, В. Мчедлишвили, В. Алекси-Месхишвили, В. Гуния, Н. Габуния, Ш. Дадиани и др.). Директор музея (с 1939) - Г. В. Бухникашвили. В рукописных фондах хранится ок. 14000 экспонатов, в отделе фото - св. 10 000 экспонатов, в библиотеке - св. 13 000 книг. Н. Э.

ГРУЗИНСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см Цирковые коллективы

ГРУЗИНСКИЙ ЧИАТУРСКИЙ ТЕАТР ИМ. А. ЦЕРЕТЕЛИ - драматический театр в крупнейшем рабочем центре Груз. ССР в г. Чиатура.

В 1897 в Чиатуре был создан драм. кружок рабочих марганцевых рудников. В 1907 на его основе был организован полупроф. рабочий т-р. Режиссерами т-ра до революции в разное время были Ш. Дадиани, В. Урушадзе, В. Шалина-швили, М. Корели, А. Цуцунава и др.

После установления Сов. власти в Грузии (1921) Чиатурский рабочий т-р был объявлен государственным. В т-ре работали нар. арт. Груз. ССР Т. Абашидзе, Г. Нуцубидзе. Многие годы т-ром руководил нар. арт. Груз. ССР П. Прангишвили. Среди пост. 50-х гг.: "Мо„ Квавилети" Бараташвили, "Круговорот жизни" Какабадзе, "Крот" Чиджавадзе, "Без вины виноватые", "Хозяйка гостиницы". В труппе (1962): нар. арт. Груз. ССР Г. Ткабладзе, засл. артисты Груз. ССР М. Вашадзе, В. Сванели, М. Кусиани, артисты А. Бараташвили, А. Датебашвили, Д. Джапаридзе, Б. Дурмишидзе, Г. Модебадзе, А. Мосешвили и др.

Гл. реж.- Г. Себискверадзе, режиссер - засл. деят. иск-в Груз. ССР С. Цомая, художник - засл. деят. иск-в Груз. ССР М. Абжандадзе.

Лит.: на груз. яз.* Сборник Чиатурский театр. Тбилиси, 1937. Г. Б.

ГРУЗИНСКОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - театральная общественная организация. Была создана в 1881 в Тифлисе с целью содействия развитию нац. груз. т-ра. Объединяла проф. деятелей груз. т-ра. Первым председателем об-ва был писатель И. Чавчавадзе. В работе об-ва принимали участие писатели А. Церетели, Р. Эристави, А. Казбеги, переводчик Д. Ки-пиани. Г. д. о. руководило деятельностью Тифлисской груз. драм. труппы. Имело отделения в Кутаиси, Чиа-тури (организовано в 1907), Батуми (1913), к-рые руководили местными проф. и любительскими т-рами. В 1914 был созван съезд сценич. деятелей, обсудивший творческие и правовые вопросы. Существовало до 1921. Г. Б.

ГРУЗИНСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - см. Театральные общества СССР.

ГРУНЕВЕЛД(ОгоепеуеЫ), Бен (р. 1898)- голландский режиссер, театральный деятель. Творч. деятельность в т-ре начал в 1920. В 1925 организовал ряд театр. студий в Берлине, Дюссельдорфе, Париже,. в 1929 принимал участие в создании Большого нар. т-ра в Амстердаме.

В 1932 при поддержке с.-д. рабочей партии основал труппу "Молодые артисты", начавшую свою деятельность пост. спектакля "Матросы из Каттаро" Вольфа (первое представление состоялось в дни восстания на голл. крейсере "Семь провинций"), получившего большое обществ, звучание. Г. пост. спектакли: "Человек-масса" Толлера (1932, совм. с Г. Баубером), "Последняя минута" Деккера о Сакко и Ванцетти (1933), "Профессор Мамлок" Вольфа (1935, спектакль был запрещ„н). В конце 40-х - в 50-е гг. пост.: "Дайте нам работу" Дужинского, "Преступление и наказание" по Достоевскому, "Слово" Мунка и др. Выступает также как актер. А. Вис.

ГРУОДИС, Юозас Мато [8(20).XII.1884-16.IV. 1948] - литовский советский композитор, педагог и дириж„р. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1944). В 1914- 1916 учился в Моск. консерватории, в 1924 окончил консерваторию в Лейпциге. В 1924-27 Г. - дириж„р оперы и симф. концертов в Каунасе. Композиторскую деятельность начал в 1908. Г.- автор балета "Юрате и Каститпс" (1933, Каунас, т-р) на сюжет литов. нар. сказки, музыки к драм. спектаклям и др. соч. В сво„м творчестве Г. опирался на литов. муз. фольклор; его крупным соч. свойственно широкое симф. развитие. Педагогич. деятельность Г. начал в 1924 в Каунасском муз. уч-ще, с 1933 работал в Каунасской консерватории (с 1946- профессор). Творч. принципы Г., переданные его ученикам, находят дальнейшее развитие в музыке литов. сов. композиторов, сценич. произв. к-рых (балет "На берегу моря" Юзелюнаса, опера "Пиленай" Кловы и др.) получили признание у слушателей. Ю. Г.

"ГРУП-ТЙЭТР" (The Group Theatre)-американский драматический театр. Создан в 1931 в Нью-Йорке группой актеров, выделившихся из состава "Гилд-тиэтра", входивших в число т. н. "малых т-ров". Первое время существовал как филиал т-ра "Гилд", но вскоре отош„л от него, избрав самостоятельный творч. путь (следовал традициям школы МХАТа). Материальные затруднения, к-рые испытывал т-р, вынуждали вводить иногда в репертуар легковесные малозначимые пьесы ("Ночь над Тоасом" Андерсона, "Леди" Лоусона и др.). Деятельность т-ра была связана с рабочим движением США: в т-ре устраивались политич. дискуссии, чтение советских газет и журналов, занятия для самодеятельных рабочих театр. коллективов по системе Станиславского и др. Постановкой пьесы "Люди в белых халатах" Кингсли (1933) т-р утвердил соц. направленность своего репертуара. Среди др. пост.: пьесы К. Одетса ("В ожидании Лефти", "Пробудись и пой", "До самой смерти", "Потерянный рай", "Золотой мальчик"), П. Грина ("Джонни Донсон") и др. Значительное место в репертуаре т-ра занимали произведения рус. драматургии ("На дне", "Три сестры"; "Человек с портфелем" Файко и др.)" В 1935-37 "Г.-т." переживает период своего расцвета. В эти годы т-ром руководят X. Клермен, Л. Страсберг,\ Кроуфорд. В труппе т-ра актеры: С. Адлер, Э. Казан, Ф. Тон, Л. Адлер, М. Карновский и др. При "Г.-т." была создана школа, к-рая готовила режиссеров и актеров для рабочих любительских и полупроф. т-ров. "Г.-т." подвергался ожесточ„нным нападкам со стороны амер. реакц. прессы. В 1941 т-р закрылся из-за финансовых затруднений.

Лит.: Clurman H., The fervent years, N. Y., 1957К. Б. ГРУШАС, Иозас Антонович (р. 29. XI. 1901) - литовский советский писатель. В 1932 окончил Каунасский ун-т. Лит. деятельность начал в 1924. Автор реа-листич. рассказов, романов. Написал драмы "Дым" (1955, Паневежеский т-р), первую историч. трагедию в литов. сов. драматургии "Геркус Мантас" (1957; Каунасский т-р) о борьбе литовцев против Тевтонского ордена. Пьеса "Семейный праздник" (1959, Каунасский т-р) посв. проблемам социалистич. морали, драма "Профессор Марк Видинг" (1962) - атомной войне и миру. А. Руз.

"ГРУШЕВЫЙ САД" ("Л и ю а н ь") -i) первая китайская театральная школа. Основана императором династии Тан Сюань-цзуном (713-755), принимавшим участие в обучении театр. иск-ву. Название получила от местечка Лиюань (букв. - грушевый сад) близ столицы Китая - Чанъани. Готовила актеров для песенно-танц. и мимич. представлений, разыгрывавшихся при дворе. В школу принимались лучшие кит. музыканты, а также дворцовые служанки. Впоследствии термин "Г. с." стал синонимом понятий - театр. театр. круги, драма. 2) Название книги, созданной, по-видимому, во времена династии императора Цин Цянь-луна (1736-95). В этой книге последовательно излагаются принципы актерского иск-ва Китая. Позднее книга получила др. название - "Зерцало ясного сердца" ("Минсинь-цэянь"). Вл. С.

ГРУЩЙНЬСКИЙ (Gruszczynski), Кшиштоф (р. 1925)-польский драматург. Первая пьеса Г. "Добрый человек" разоблачает аполитичный, абстрактный гуманизм (т-р "Камеральны", Варшава, 1950; пост. в др. т-рах Польши). Пьесы Г. "Поезд на Марсель" (1951), "Ключ от пропасти" (1955), направленные против угрозы войны, также шли во многих польских т-рах. Г.- автор трагикомедии "Сингапур 67" (1959, драм. театр во Вроцлаве). Для творчества Г. характерны публицистичность, стремление к постановке философско-этических проблем, образные обобщения. Г.-лауреат Гос. премии. Б. Рос.

ГРЫЗУНОВ, Иван Васильевич [10 (22). IV. 1879-29. X. 1919] - русский артист оперы (баритон). Пению обучался у К. И. Кржижановского в Москве. Впервые выступил на сцене в 1903 в моек. т-ре "Эрмитаж" в оперетте "Каморра" Эспозито (роль Гарина). В 1903-04 Г. пел в Т-ре Со-лодовникова, в 1904-08 и в 1909-15- в Большом т-ре, в 1908-09 - в Опере Зимина. Партии: Елецкий; Веденец-кий гость ("Садко"), Жермон; Вольфрам ("Тангейзер"); Валентин, Меркуцио ("Фауст", "Ромео и Джульетта"), Невер ("Гугеноты") и др. Выдающаяся работа Г.- партия Онегина. Певец увлекал слушателей искренностью и жизненной выразительностью исполнения, тонким художеств. вкусом. В 1915 болезнь горла заставила Г. покинуть Большой т-р. Выступал как гастрол„р в Опере Зимина (до 1917) и в концертах.

Я. Каз. ГРЭХЕМ (Graham), l Марта (р. 11.V.1894)- американская танцовщица, хореограф. В 1918 - 23 работала в танц. труппе Р. Сен-Де-ни и Т. Шон, в программе которой были пла-стич. и вост. танцы. В 1926-30 выступала с сольными танцами. Г.- одна из наиболее ярких представительниц совр. амер. "танца модерн". Она выработала собств. стиль ритмо-пластич. танца, отличающийся экспрессионистской выразительностью и сценичностью; стиль этот имеет много последователей. Г. отрицает необходимость фиксированной техники танца, считая, что новые танц. движения постоянно родятся из "импульсов". Для танца Г. характерны сложные позы и движения, исполняемые на полу. Танцевальное иск-во Г. приобретает выразительность благодаря е„ большой мимич. одар„нности. В 30-х гг. организовала танцевальную группу ("Марта Грэхем данс груп"). В своих пост., иногда связанных с амер. фольклором, Г. придерживается изощр„нной, стилизованной формы: "Пэнч и Джюди" Мак-Брайда (1941), "Аппалачская весна" Копленда (1944), "Смерти и входы" Джонсона (1943), "Поручение в лабиринт" Менотти (1947), "Эпизоды" (1959) на муз. Веберна, и др.

Лит.: Martin J., Introduction to the dance, N. Y., 1939; Martha Graham. Essays on the dance of Marthe Graham, Los Angelos, 1937. Ham. P.

ГРЮНДГЕНС (Grundgens), Густав (р. 22.ХП.1899)- немецкий актер и режиссер. Ученик Л. Дюмон. В 1918 дебютировал как актер во фронтовом т-ре, в 1919 поступил в школу при Дюссельдорфском драм. т-ре. По окончании школы (1920) играл в гор. т-рах Хальберштадта, Киля и в гамбургском "Каммер-шпиле", в к-ром впервые выступил как режиссер. В 1928-32 был актером и режиссером берлинского "Немецкого т-ра", ставил спектакли в "Кролль-опере" и Гос. опере. С 1932 Г.-интендант (руководитель) Берлинского гос. т-ра, с 1937 - генеральный интендант Прусского гос. т-ра в Берлине. В 1946-47 Г. играл и ставил спектакли в "Немецком т-ре" (Берлин), затем переехал в ФРГ, где был назначен генеральным интендантом т-ров Дюссельдорфа. С 1955 Г. возглавляет Гамбургский немецкий драм. т-р. Творчество Г. противоречиво. Он ставил низкопробные пьесы Муссолини и в то же время создал ряд выдающихся классич. спектаклей: "Король Лир" (1934), "Двенадцатая ночь" (1937), "Чайка" (1948; исполнял роль Тригорина). Из совр. репертуара наряду с пьесой "Процесс" Кафки (1950) Г. пост. пьесу сов. драматурга Е. Шварца "Тень" (1947) и "Святую Иоанну скотобоен" Брехта (1959). Среди ролей Г.Гамлет; Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Мефистофель (1-я и 2-я части "Фауста"), Торквато Тассо (о. п. Г„те), Франц Моор; Фиеско, Валленштейн ("Заговор Фиеско в Генуе", "Пикколомини" и "Смерть Валленштейна" Шиллера), Маркиз фон Кейт (о. п. Ведекинда). Для игры и режиссуры Г. характерны оригинальность трактовки, склонность к подч„ркнуто театральной условной форме, гротеску, скупость и строгость выразительных средств. Сдержанное изящество, сценич. эффектность, стремление к внешней остроте, присущие его образам, дополняются пла-стич. выразительностью жеста и речи. Причудливость гротеска порой подменяет глубину, содержательность. Г. работает также как актер и режиссер кино.

Статьи и речи Г. 1929-51 собраны в книге "Действительность театра" ("Wirklichkeit des Theaters" [Frankf./M.], 1953).

Лит.: Берковский H., Манера и стиль, "Театр", М., 1960, .ј 3; M u h r A., Gro?es Theater, Begegnungen mit G. Grundgens, B., 1950; *M e l с h i n g e r S., Modernes Theater, Munch., 1956. B. K.

ГРЮНФЕЛЬД, Нильс Эдгарович [р.29. VII (11. VIII). 1907]-латышский советский композитор и музыковед. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Чл. Комму-нистич. партии с 1956. В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу фп. проф. А. Ф. Гедике. Автор первой латыш. сов. оперы "Рута" (1943, Т-р им. Станиславского, Москва) о борьбе сов. партизан против фашистских оккупантов в годы Великой Отечеств. войны в Латвии, а также опер "Дайна" (1949, не пост.), "Любовь сильнее смерти" (1954-59, не пост.) на собств. либретто по мотивам одноим. драмы Я. Райниса, кантат, хоров и др. произв. Г. принадлежат также муз.-критич. статьи и очерки, монография "Рудольф Берзинь" (1958; соавтор М. Залите) и др. С 1949 Г. препода„т в Латв. консерватории (с 1954 - доцент). Я. В.

ГУАНЬ ХАНЬ-ЦИН (около 1210-1298 или 1300) - китайский драматург. В молодости занимался медициной, нек-рое время был врачом в придворной лечебнице. Позднее посвятил себя драматургии, выступал также как актер. Г. Х.-ц. является основоположником юанъской драмы. Он написал св. 60 пьес (сохранилось 18), из. к-рых лучшие - драмы "Обида Доу Э", "Сон о гибнущей бабочке", "Один среди врагов", "Сон о западном Шу", комедии "Спасение обманутой", "Беседка у реки". В политически острых, гуманистич. по своей направленности пьесах Г. Х.-ц. воссоздал тяж„лую картину жизни Китая в период монг. господства. Произв. Г. Х.-ц. отмечены знанием жизни, умением передать тончайшие оттенки чувств и психологии героев, мастерством типич. обобщения. Пьесы Г. Х.-ц.у как правило, имеют 4 акта, центр, место в них занимают образы женщин различных социальных кругов.

Лит.: Федоренко Н. Т., Гуань Хань-цин - великий китайский драматург, М., 1958. И. Г.

ГУАРНЬ‚РИ (Guarnieri), Камарго (р. 1.11. 1907)- бразильский композитор и дириж„р. Один из основоположников нац. муз. культуры. Член Браз. муз. академии. Музыке обучался в консерватории в Сан-Паулу; брал уроки композиции в Париже у Ш. К„к-лена. В 40-х гг. выступал в США как дириж„р. Автор гл. обр. симф., камерно-инструмент. и вок. соч. Произв. Г. отличаются эмоциональностью, ритмич. и гармонич. своеобразием, широким использованием разнообразных муз.-выразит, средств, ярким нац. колоритом. Эти качества присущи и единств, опере Г. "Педро Малазар-те" (1952, Рио-де-Жанейро) на сюжет из эпохи колонизации Бразилии. М. Лиц.

ГУБАРЕВ, Виталий Георгиевич [р. 17(30). VIII. 1912]- русский, советский, драматург. Окончил Ин-т журналистики (1934). Автор пьес, широко шедших в

ТЮЗах страны: "Павлик Морозов" о герое-пионере, сказки "Королевство кривых зеркал" (совм. с А. Успенским) и "Великий волшебник" (все три пьесы впервые пост. в Моск. та)3е-1951, 1953, 1956), пьесы "Барышня" (1954; Моск. обл. ТЮЗ). Е. X.

Соч.: Барышня. Комедия в 3 д., М., 1955; Павлик Морозов, М., 1953.

ГУБАРЕВИЧ, Константин Леонтьевич (р. 23.XII. 1906) - белорусский советский драматург. Лит. деятельность начал в нач. 30-х гг. Автор пьес "Центральный ход" (1948) о партизанском движении в Белоруссии и "Алазанская долина" (1949) о восстановлении колхозной деревни в послевоен.годы, написанных совм. с И. Дорским (пост. в Т-ре им. Я. Коласа). Самостоятельно написал пьесы "Брестская крепость" (1950, Т-рим. Я. Купалы) о героич. обороне Брестской крепости в годы Великой Отечеств, войны, комедию "Простая девушка", "На крутом повороте" (1956, Т-р им. Я. Купалы) о борьбе за новые методы труда в колхозном строительстве, "Главная ставка" (1957, Минский рус. т-р) о событиях революции в Белоруссии. Пьесы Г. идут на сценах белорус. т-ров, ставились также на Украине, в Армении, РСФСР.

Лит.; Писатели сов. Белоруссии, Минск, 1955, с. 56- 57; Няф„д Ул., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959. В. H.

ГБСКАЯ, Вера Николаевна (25. VIII. 1906-19. X. 1953) - советская артистка балета и балетмейстер. Нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1922 училась в балетной студии Нелидовой в Москве. С 1923 - солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили, с 1930 - прима-балерина Т-ра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. Темпераментом, эмоциональностью, обаянием отличалось е„ исполнение партий: Тао Хоа; Китри ("Дон Кихот"), Заремы. Г. внесла значит, вклада развитие узб. хорео-графич. иск-ва. Работала гл. балетмейстером Т-ра им. Мукими (1941-43 и 1947-48), Янги-юльского т-ра (впоследствии т-ра Ташсовета; 1943-46). В 1948 поступила в ГИТИС, а в 1953 окончила балетмейстерское отделение. Пост. в Ташкентском т-ре оперы и балета им. Навои балеты: "Аист„нок" Клебанова (1940), "Спящая красавица" (1953); "Берег счастья" Спадавеккиа (1953). С 1936 занималась педагогич. деятельностью (в Ташкентской балетной школе и др.). Е. Я.

"ГУГЕНОТЫ" ("Les Huguenots") - опера Д. Мейербе-ра, либр. Э. Скриба и Э. Дешана по повести П. Меримо "Хроника врем„н Карла IX". Пост. 29 февр. 1836, Париж (Рауль - Нурри, Валентина - Фалькон, др. исполнители - Допрез, Лавасс„р). До 1914 в Париже опера пост. 1080 раз. Возобновлена там же, 1930 и 1936. В дальнейшем опера обошла сцены т-ров Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Венгрии, Голландии, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Польши, Чехословакии, Швейцарии и др. стран мира. В России в.1840 пост. в концертном исполнении (на нем. яз.) в Петербурге. Осенью 1843- в Одессе, в 1850-в Риге (под назв. "Рауль и Валентина") и в Петербурге на итал. яз. (под назв. "Гвельфы и Гибелины"), На рус. яз. пост. 2 февр. 1862, Мариинский т-р (рус. пер. Калашникова, дириж„р Лядов; Рауль - Сетов, Валентина - Лаврова, Марсель-Васильев 1-й, Сен-Бри - Петров, Невер - Мео, Паж - Леонова, Маргарита - Аннен-ская). В Москве впервые пост. 2 марта 1879, Большой т-р (Маргарита - Махина, Сен-Бри - Фюрер, Валентина - Зыкова, Невер - Крыжановский, Рауль - Барцал, Марсель - Белявский, Паж - Святославская). 14 апр. 1895 новая постановка, там же (декорации Вальца, Савицкого и Гроппиуса, балетмейстер Мандес и Гансен; Маргарита - Цыбущенко, Сен-Бри - Власов, Валентина - Дей-ша - Сионицкая, Невер - Корсов, Рауль - Донской, Марсель - Трезвинский, Паж - Аксэна). Среди выдающихся исполнителей - Куза, М. Фигнер, Меньшикова (Валентина), Н. Фигнер, Клементьев, Алчевский, Ершов (Рауль), Мельников, Тартаков, Яковлев, П. Хохлов (Невер), Корякин (Марсель), Стравинский (Сен-Бри), Рааб, Мравина (Маргарита), Крутикова, Александрова, Славина (Паж).

На сов. сцене впервые пост. 17 нояб. 1922, Оперный т-р Зимина (Москва, дириж„р Багриновский, реж. Званцев, худ. Талдыкин; Маргарита - Куренко, Рауль - Курганов, Валентина - Павловская, Сен-Бри - А. Пирогов, Невер- А. Хохлов, Марсель - Г. Пирогов). Пост. в Большом т-ре 2 апр. 1925 (дириж„р Небольсин, пост. Лосского, худ. Петровский; Маргарита - Катульская, Сен-Бри* - Оси-пов. Марсель - Петров, Рауль - Озеров, Валентина -

Держинская, Невер - Миняев.Паж - Лорйна, Косее - Нардов, Мерю - Чаплыгин, Тавани - Пикок). Среди выдающихся исполнителей - Стрельцов, Ханаев (Рауль),. Барсова (Маргарита), А. .Пирогсв (Сен-Бри), Жуковская (Паж). Возобновлена в. Большом т-ре в 1934. Пост. театром Кирова 31 марта 1935 (новый текст Епанешни-ковой, дириж„р Дранйшников, пост. Смолича, реж. Дво-рищин, худ. Дмитриев, хормейстер Маратов, балетм. Захаров; Маргарита - Степанова, Валентина - Павловская,. Сен-Бри - Плешаков, Невер - Вительс, Рауль - Нэлепп, Марсель-Касторский, Паж - Смирнова). Новая пост. в Т-ре оперы и балета им. Кирова 20 февр. 1951 (дириж„р Ельцин, реж. Смолич, худ. Ходасевич, балетм. Анисимова, хормейстер Михайлов; Маргарита - Максимова, Валентина - Серваль, Рауль - Ульянов, Марсель - Ярошенко, Паж - Смирнова. Невер - Алексеев). Пост. в др. городах Сов. Союза - Ереван (1943), Горький (1950).

Издания "Г.":рус. пер.- П. Калашникова, М., Гут-хейль, [1887], М., Юргенсон, [1887]. Я. Гр.

ГУГУШВЙЛИ, Этери Николаевна (р. 2. IX. 1925)- грузинский советский театровед, театральный критик. Окончила театроведч. ф-т ГИТИСа. С 195 вед„т педа-гогич. работу в Груз. театр. ин-те, препода„т историю т-ра. Автор ряда книг и статей по груз. т-ру.

Соч.: Грузинский государствешзый драматический театр имени Котэ Марджанишвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958 (в соавторстве с Д. С. Джанелидзе); Большевистская печать и театр. М.-Л., 1961 (в соавторстге с А. 3. Юфит);. А. А. Хорава, в кн.: Труд актера, М., 1959, вып. V, с. 2742; В. М. Чабукиани, в кн: Труд актера, М., 1960, вып. VIII, с. 61-79; Акакий Хорава, Тбилиси, 1962. Н. Ш'.

ГУДАЙТИС-ГУЗЯВИЧУС, Александрас Аугусти-нович [р. 12. V (25. V). 1908] - литовский советский писатель, драматург, общественный деятель. Чл. Ком-мунистич. партии с 1927. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 4-го созывов и деп. Верх. Совета Лит. ССР 1-3-го созывов. Лит. деятельность начал в 1928. В 1950 написал пьесу "Правда кузнеца Игнотаса" (по своему одноим. роману), изображающую борьбу литов. народа за Сов. власть в 1918 (Т-р драмы Лит. ССР, Вильнюс). В . психологич. драме "На берегах Немана" ("Атат-ван", 1957; Шяуляйский т-р) показана жизнь литов. интеллигенции в послевоен. период, сложный процесс изменения психологии людей. В пьесе "Незримое оружие" (1959; Т-р драмы Лит. ССР, Вильнюс) Г.-Г. показывает последние месяцы бурж. власти в Литве, разоблачает е„ . политику, связь с фашистами. А. Руз.

ГУДЖАРАТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Гуджаратцы - народ, насчитывающий ок. 18 млн.чел., населяющий сев. часть шт. Бомбей (Зап. Индия) и говорящий на одном из новоиндийских языков-гуджа-рати. Г. т. и д. следуют древним традициям театр. представлений "бхаваи", в основе которых были переработки санскритских классич. пьес. Оригинальная гуд-жаратская драматургия и общедоступный гор. т-р зародились в сер. 19 в., когда возникли многочисл. театр. компании ("натак мандал"). Участниками этих компаний были парсы - представители религ. общины. В 1852 была создана "Театральная компания парсов", в последующие 30 лет возникло св. 20 компаний. Нек-рые из них просуществовали до 20-х гг. 20 в., меняя время от времени названия ("Театральная ком? а-ния Алфреда", руководимая актером и режиссером Ковасджи; "Театральное об-во Элфинстона", основанное К. С. Назиром в 1860; "Компания Баллива; ы" и др.).

Наиболее известные драматурги конца 19-нач. 20 вв.- Ранчодбхаи Удайрам и Гармадашанкар, писавшие пьесы на сюжеты из мифологии и эпоса ("Ха-ришчандра", "Наль и Дамаянти", "Горести Лалиты" Удайрама; "Похищение Ситы", "Шакунтала" Нармадашанкара). Эти драматурги основали театр. объединения "Гуджаратское драматич. об-во", "Бомбейское об-во любителей гуджаратской драмы". Образование этих обществ имело значит, влияние на дальнейшее развитие гуджаратской драматургии. В этот же период выдвинулись актеры, постановщики и театр. организаторы: К. Балливала, бр. Мадан, Кабраджи, Кхатау, Огра и др. Многие актеры вышли из брахманских семей, были наследственными исполнителями ролей "гандхарвов" (небесные гении), "ная-ков" (герои), "бходжаков" (певцы, музыканты). В 1912-20 возник ряд новых трупп: " театр. об-во Сарасвати", "Драматич. об-во Лакшмиканта" и др. В эти годы в Бомбее выступали одновременно 12 трупп (из них 5 гуджаратских). Многочисл. коммерч. и любительские труппы выступали в разл. городах Гуджара-та, нек-рые из них гастролировали в др. р-нах Индии. Спектакли ставились на языках гуджарати и урду и на англ. яз. (пьесы Шекспира в постановке "Театр. об-ва Элфинстона"). В 20-х гг. 20 в. в гуджаратских труппах выступали актеры: бр. А. и В. Наяк, Джай-шанкар ("Сундари") - выдающийся исполнитель женских ролей (до недавнего времени женские роли на гуджаратской сцене исполнялись только мужчинами).

В последующие два десятилетия для гуджаратской сцены писали драматурги старшего поколения:

М. Муллани, М. Н. Двидеви, П. Двидеви, Н. Вибха-кар (раскрывавший темы труда и капитала в пьесе "Мадху-Бансари"), Р. Брахмабхатт, К. М. Мун-ши (видный политич. деятель). Пьеса П. Двидеви "Арунодай" ("Заря") выдержала в 1921-38 около 500 постановок. Свыше 100 пьес написал и М. Трибхувандас ("Игра вселенной", "Манорама").

К молодому поколению драматургов относятся Пра-фулла Десаи ("Расцвет", "Золотая эра") и Прагджи Доса. Первоначально пьесы гуджаратских драматургов строились гл. обр. на историч. и мифологич. сюжетах. Впоследствии вс„ .большее место занимают сов р. темы - порабощение женщины, проблема детских браков, индо-мусульман-ское единство и т. д. Музыка и пение остаются одним из осн. компонентов этих спектаклей.

В 1941 -49 большого развития достигает движение за создание гуджаратского нар. т-ра. Одним из организаторов этого движения явился Я. Тхаккар. Были созданы театр. ассоциации, т-ры к-рых много гастролировали по штату Гуд-жарат, помогая организации любительских театр. трупп. К полупрофессиональным труппам относятся "Натмандал" и "Рангман-дал" (Ахмадабад), "Кала-кендра" и "Натгхар" (Ба-рода) и др. Единственная крупная профессиональная труппа - "Деши Натак Са-мадж" (Бомбей), дающая представления 3 раза в неделю. Из многочисл. любительских коллективов наибольшей популярностью в конце 50-х гг. пользовался "Индийский нац. т-р" (Бомбей). Любительское и проф. театр. движение Гуджарата выдвинуло имена актеров, режиссеров, драматургов и театр. деятелей, к-рые прилагают усилия к созданию подлинного нар. гуджаратского т-ра, свободного от коммерч. устремлений, отражающего жизнь и чаяния народа штата Гуджа-рат: актеры-постановщики А. Марзбан, Ф. Антия, ставящие сатирич. пьесы; драматурги П. Доса, П. Джоши, С. Джоши; актеры и театр. деятели С. Бхатт, М. Рандерия, Я. Тхаккар, Д. Ганди, П. Од-жха, С. Десаи, В. Мехтаидр. В Гуджарате существуют театр. труппы (состоящие из неск. актеров), разъезжающие по небольшим городам и сельским местностям. Они выступают с традиционными "бха-ваи", к-рые разыгрываются на небольшой площадке на улице, перед зрителями, сидящими вокруг. На гуджаратской сцене ставятся нац. и переводные пьесы Р. Тагора ("Красные олеандры", "Алака", "Почтовое отделение", "Чандалика" и др.), Ш. Чаттерджи ("Би-дур Чела", "Бираж Баху", пер. с бенгальского), санскритские пьесы ("Глиняная повозка" Шудраки, "Перстень ракшасы", "Мудраракшаса" Вишакхадатта, и др.);

Ибсена ("Нора", "Дикая утка", "Привидения" и др.), Шекспира ("Гамлет", "Макбет", "Венецианский купец"), Мольера ("Скупой", "Мещанин во дворянстве", "Тартюф"), Гоголя ("Ревизор"), Горького ("На дне") и др. Св. П. ГУДИАШВЙЛИ, Владимир (Ладо) Давидович [р. 6(18).III. 1896] - груз. сов. художник. Нар. художник Груз. ССР (1956). В 1914 окончил Тифлисское художеств. уч-ще. Живописец и график, развивающий в сво„м творчестве традиции др.-груз. фресковой живописи, создатель ряда станковых картин. Г. создал ряд произв. для нац. сцены. В Т-ре им. Руставели (Тбилиси) Г. оформил спектакли "Ламара" по Важа Пшавела (1926), "Мзета-Мзе" Вахвахишвили (1926); в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили-"Кето и Ко-тэ" Долидзе (1937); в Т-ре им. Марджанишвили-"Сказ об Арсене", инсц. Марджанишвили (1931), "Джой Стрит" Зархи (1933), "Майя из Цхнети" Канделаки (1955) и др. В первых спектаклях Г. изобретательность и лаконизм, присущие его творчеству, использовались им для разл. сце-нич. экспериментов. В последних работах Г., сохраняя стремление к театр. зрелищности, следует принципам реалистич. иск-ва. Написал ряд картин, изображающих сцены груз. им-провизац. нар. театра бе-рикаоба, карнавального шествия кееноба.

Лит.: Т о п у р и я М., Ладо Гудиашвили, Тбилиси, 1958. М. Г.

ГУДИАШВЙЛИ, Нико лай Иванович [р. 6 (19). V. 1913] - грузинский советский композитор. В 1937 окончил Тбилисскую консерваторию, в 1940 - аспирантуру. Автор оперы "Элисо" (1944), балета "Ман-дили" (1951), муз. комедий "Встреча на даче" (1950), "Подарок" (1951), "Салхинобели" (1954), музыки к спектаклям "Патара Кахи" Церетели, "Пэпо" Сунду-кяна, "Невеста с афиши" Гольдони (пост. в т-рах Тбилиси, Гори и др.).С 1937 Г. вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории.

ГУДКОВ, Иван Иванович [28.111(9. IV). 1887 - 5. VIII. 1962]-русский советский театральный деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Работал в МХАТе со дня основания (1898). Был сотрудником, артистом вспомогат. состава, исполнителем эпизодич. ролей. С 1923 - зав. монтировочной частью, пом. режиссера, зав. постановочной частью т-ра. В 1931-55 руководил электроосветит. цехом МХАТа. Принимал участие в оформлении всех спектаклей Художеств. т-ра. С 1955 - директор учебного т-ра и зав. производственной практикой ГИТИСа. Л. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница