Наши партнеры

Выгодно сочи аренда авто с выездом в компании РексРент.
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 122)


ГРИГ (Grieg), Эдвард (15. VI. 1843, Берген,4. IX. 1907, там же) - норвежский композитор, пианист, дириж„р, музыкально-общественный деятель. Основоположник норв. нац. муз. школы. В 1862 окончил Лейпциг-скую консерваторию по классам фп. у Э. Венцеля и И. Мошелеса, гармонии у Э. Рихтера и М. Гауптмана и композиции у К. Рейнеке. На творч. развитие юного Г. оказали влияние поборники норв. нац. иск-ва У. Булль, Р. Нурдрок и X. Кье-рулъф. В 1860-е гг. Г. становится одним из ведущих музыкантов Норвегии. Выступал как пианист и дириж„р на родине и за рубежом. Был одним из основателей (1867) Муз. академии в Осло. В 1880-82 руководил в Бергене муз. об-вом "Гармония". Из произв. Г. для т-ра выделяется музыка в драме Ибсена "Пер Гюнт" (соч. 1875), состоящая из оркестровых и вок. номеров. Премьера спектакля состоялась в Осло в 1876. Музыка к "Пер Гюнту", как и вс„ творчество Г., исполнена оптимизма и душевного тепла, отмечена своеобразием колорита, мелодич. щедростью, свежестью и изобретательностью муз. языка. В ней нашли яркое воплощение излюбленные образы Г., связанные с природой и бытом Норвегии ("Утро", "Халлинг" и др.), с фантастикой нар. преданий ("В пещере горного короля"), лирич. эпизоды (песни Сольвейг, "Смерть Озе"). Другие муз.-драма-тич. произв. Г. также имели большое значение для развития норв. нац. иск-ва: музыка к мелодраме Б. Бь„рнсона "Берглиот" (1871) на сюжет старинной норв. саги (особой драматич. силой и выразительностью обладает траурный марш из финала), к драме Бь„рнсона "Сигур Юрсальфар" (1872, Осло); произв. для хора, солистов и оркестра "Возвращение на родину" (1872) и "У врат монастыря" на слова Б. Бь„рнсона (1871), музыка к 3 сценам 1-го акта (балетные номера, ряд речитативов и хоров) по незаконч. либр. Бь„рнсона на ср.-век. сюжет "Улаф Трюгвасон" (1873). Г. принадлежит много симф., камерных и др. соч., завоевавших мировую известность. Поч„тный доктор Кембриджского (1893) и Оксфордского (1906) ун-тов. Поч„тный член Берлинской академии (1897).

Лит.: Музалевский В., Эдвард Григ, Л., 1935;

Асафьев Б. В., Григ, М.-Л., 1948; К p e м л e в Ю., Эдвард Григ, М., 1958; H aue h G., Breve fra Grieg: et udvalg, Kbh., 1922; Monrad Johansen D., Edvard Grieg, Oslo, 1934; T om b l om F., Grieg, Stockh., 1942;

H orton J., Grieg, L., 1950 (Great lives series); Vass A.V., Het leven van E. Grieg, Den Haag, 1951. AH. B.

ГРЙГОНИС, Генрих Юрьевич [8.(20).V.1889 - 4. X 1.1955] - белорусский советский актер. Нар. арт. БССР (1941). Сценич. деятельность начал в 1907. Работал в т-рах Дальнего Востока, Петрограда, "Первом товариществе белорусской драмы и комедии". С 1920 - актер 1-го Белорус. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы) в Минске. Лучшие роли Г.- характерные и комедийные. Создавал яркие нар. характеры:

Коваль, Муравь„в, Дорош ("Коваль-воевода", "Ка-стусь Калиновский", "Машека" Мировича), Ничи-пор, Верас ("Кто сме„тся последним", "Поют жаворонки" Крапивы), Бублик, Галушка ("Платон Кречет", "В степях Украины"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Лука ("На дне"), Журден ("Мещанин во дворянстве"). Снимался в кино.

Лит.: Мастацтва Савецкай Беларус?. Зборн?к артыкула, М?нск, 1955, с. 348-54. В. Н.

ГРИГОРАШВЙЛИ, Григорий Максимович (р. 1905)- грузинский советский артист оперы (бас). Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1922-23 учился в Тбилисском ун-те; в 1932-36-в Тбилисской консерватории. С 1936 Г.- солист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Г. обладал сильным голосом широкого диапазона. Гос. пр. СССР за участие в фильме "Щит Джургая" (1950).

Партии: Абио, Цангала, Энгичар ("Абесалом и Этери", "Даиси", "Латавра" Палиашвили), царь Георгий ("Дареджан Коварная" Баланчивадзе), Мельник ("Русалка"), Борис Годунов; Собакин ("Царская невеста"), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Н .Э.

ГРИГОРОВИЧ, Юрий Николаевич (р. 1. 1.1927)- русский советский артист балета и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1946 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги Б. В. Шавров и А. А. Писарев). В том же году был принят в кордебалет Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Выдвинулся как одар„нный гротесковый танцовщик в партиях Половчанина ("Князь Игорь"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Шурале (о. п. Яруллина) и др. В 1947 выступил как балетмейстер, поставив в Ленингр. дворце культуры им. Горького балеты "Аист„нок" Кле-банова и "Семеро братьев" на муз. Варламова. Осуществил пост.-"Сказ о каменном цветке" Прокофьева в Т-ре им. Кирова (1957, где позднее исполнял партию Северьяна), Большом т-ре (1959), Новосибирском (1959) и Таллинском (1961) т-рах оперы и балета, за рубежом - в стокгольмском Королевском т-ре оперы (1962). В этих спектаклях Г. впервые обратился к философской проблематике, утвердил балетный симфонизм, сквозную танцевальность, воплотил поэтич. рус. образы. В 1961 пост. в Т-ре им. Кирова и Новосибирском т-ре оперы и балета "Легенду о любви" Меликова по Назыму Хикмету. Обращение к пластич лейтмотивам, полифония кордебалетного танца, образность танцевального языка позволили Г, создать народно-философский спектакль с совр. проблематикой, сложными характерами.

Лит.: С у p и ц Е., На языке танца, "Театр", М., 1957, ј 12, с. 68-72; Карп П.. Легенда о любви, там же, 1961, .ј 9, с. 101-105. Б.Ч.

ГРИГОРЬЕВ, Аполлон Александрович [20. VH(1. Vill). 1822-25. IX (7. X). 1864]-русский критик. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1842). Лит. деятельность начал в 1843; писал стихотворения, статьи о лит-ре и т-ре, помещал переводы в петерб. и моек. журналах и газетах ("Репертуар и Пантеон", "Отечественные записки" и др.). С 1849 Г. печатал в моек. и петерб. журналах систематич. обзоры спектаклей моек. и петерб. т-ров и теоретич. статьи о т-ре ("О русской драме и русской сцене", "Об элементах драмы в нынешнем русском обществе", "Современное состояние русской драматургии" и др.), статьи об отдельных выдающихся актерах (Т. Сальвини"

П. Мочалов, П. Каратыгин, П. Садовский, П. Васильев и др.). С 1856 сотрудничал в славянофильском журн. "Москвитянин", возглавив его "Молодую редакцию", в к-рую входили писатели А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, П. И. Мельников-Печерский, И.Ф. Горбунов и др.

В многочисл. лит.-критич. статьях (о комедиях Островского, о рус. лит-ре после Пушкина, о творчестве Грибоедова, Лермонтова, Л. Н. Толстого и др.) Г. пытался обосновать свою теорию иск-ва, названную им теорией "органич. критики". В основе этой идеалистич. и непоследовательной эклектич. теории лежит мысль о том, что внутр. закономерности развития иск-ва познаются интуитивно. Будучи восторженным поклонником Островского, Г. усматривал в его произв. не обличение т„мных сторон купеч. быта, а идеализацию патриархального, "не тронутого фальшью цивилизации" консервативного рус. купечества.

Взгляды Г. на иск-во и драматургию вызывали резкие возражения со стороны передовых критиков его времени - революц. демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Глубоко ошибочны были и взгляды Г. на творчество актера (он отрицал необходимость образования и систематич. работы над ролью, не придавал значения качеству репертуара и т. п.). Однако театр. рецензии Г. имели большой успех. Критик разбирал игру актеров с большой тщательностью, в образной форме, со страстным пафосом, обнаруживая при этом тонкий вкус и знание не только рус., но и нем. и франц. теоретич. трудов по сценич. иск-ву.

Соч.: Собр. соч., т. 1-2, вып. 1-14,М., 1915-16. Лит.: Аполлон Александрович Григорьев. Материалы к биографии, П.,1917;Долгова Н., Аполлон Григорьев как театральный рецензент, "ЕИТ", СПБ, 1914, [вып.] V, с. 80-96; История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958, с. 470-87. А. Кл.

ГРИГОРЬЕВ, Михаил Александрович (1899 - 1960) - русский советский график и театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). театр. деятельность начал в 1917. Работал гл. обр. в Ленинграде. Оформил спектакли: "Борис Годунов" (Новый ТЮЗ, 1938), "Борис Годунов" Мусоргского (Малый оперный т-р, 1939), "Александр Пушкин" Дэля (Ленингр. драм. т-р, 1949, 1956), "Табачный капитан" Эйхенвальда (Т-р муз. комедии, 1951), "Димка-Невидимка" Коростыл„ва и Львовского (Ленингр. драм. т-р, 1956) и др.

Лит.: Художник театра М. А. Григорьев, "Нева", 1961, .ј 1; Выставка произведений М. А. Григорьева. Эскизы театр. декораций.. Каталог, Л., 1954. М. П.

ГРИГОРЬЕВ, Михаил Степанович [р. 10 (22).Х1. 1890]- русский советский литературовед, театровед и критик. Окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1915). Лит. деятельность начал с 1922. Занимался теорией лит-ры ("Введение в поэтику"). Мн. работы Г. посв. драматургии Горького и Чехова. Вед„т педагогич. работу с 1915 (с 1922-профессор). Преподавал теорию и историю . лит-ры во Всесоюзном лит.-художеств. ин-те им. Брюсова в Москве, в ИФЛИ, Моск. ун-те, ГИТИСе, Ташкентском ун-те и Театр. ин-те, на Высших лит. курсах Союза писателей СССР, Всесоюзном гос. ин-те кинематографии. В течение ряда лет заведовал кабинетом Горького и советской драматургии, научно-творческим отделом Всероссийского театр. об-ва; был зам. председателя Президиума ВТО.

Соч.: Сценическая композиция чеховских пьес, М 1924; Драматургия Горького и Чехова, в кн.: Горький и театр. Сб. статей, М.-Л., 1938; Горький-драматург и критик, М., 1946; Советский театр. К тридцатилетию советского государства, М., 1947 (редакция, предисловие и статья "На линии огня"); Библиотека театра Горького, М., 1946-47 (редакция серии выпусков, посвященных отдельным пьесам Горького и их сценической истории); К истории борьбы за социалистический реализм, М., 1959. С Г

ГРИГОРЬЕВ, Петр Григорьевич (Григорьев 2-й; 1807-54)- русский актер и драматург-водевилист. Окончил Петерб. театр. уч-ще (1829). С 1831 был актером Александрийского т-ра. Исполнял характерные и бытовые роли. Обладая даром комедийной импровизации, Г. с большим успехом играл роли купцов ("купец с Апраксина рынка" в водевиле "Ложа первого яруса на последний дебют Тальони", Русаков - "Не в свои сани не садись" Островского и др.). Г. написал св. 30 комедий и водевилей, широко ставившихся в рус. т-ре 30-40-х гг.: "Филатка и Ми-рошка - соперники", "Купеческая полька", "Хорош Петербург, да друзья одолели" (1847), "Ямщики, или Как гуляет староста Сем„н Иванович" (1845)" "Еще купцы 3-й гильдии" (1842) и др. Пьесы Г. отличались примитивным комизмом, в них в карикатурном виде изображались представители беднейших классов рус. об-ва. А. Шн.

ГРИГОРЬЕВ, Петр Иванович (Григорьев 1-й; 1806-71)-русский актер и драматург-водевилист. По окончании Петерб. театр. уч-ща (1826) вступил в Александрийский т-р, где работал до конца жизни. Исполнял преим. роли в водевилях. Выступал также в рус. классич. репертуаре (Чацкий, Скалозуб, Фамусов; Ляпкин-Тяпкин- "Ревизор" и др.).

Г. известен гл. обр. как автор св. 70 комедий и водевилей, в т. ч. "Андрей Степанович Бука" (1847), "Макар Алексеевич Губкин" (1840), "Комедия с дядюшкой" (1841), "Житейская школа" и др., пост. в Александрийском т-ре. Г. стремился брать сюжеты из совр. рус. действительности, создавать жизненно-достоверные характеры, нек-рые его водевили содержали элементы обществ, сатиры. Большим успехом пользовался водевиль "Дочь русского актера" (1844, Александрийский т-р), в к-ром А. Е. Мартынов создал классич. сценич. образ старого актера Лисичкина. Автор инсценировок "Похождения Павла Ивановича Чичикова" по 2-й части "М„ртвых душ" и др.

Соч.: Театр Петра Ивановича Григорьева. В 5 TOMIX т. 1-5, М., 1869-1872; Русский водевиль. Сборник, М." 1959. А Шн.

ГРИГОРЬЕВ, Спиридон Алексеевич (р. 12. XII. 1910)- якутский советский режиссер и актер. Нар.. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Работая наборщиком, играл в Якут. труппе при рус. драм. т-ре (1928-30). В 1930-33 учился в ЦЕТЕТИС (класс Б. Захавы и И. Толчанова). По окончании был назначен худ. рук. Якут. драм. т-ра, впоследствии реорганизованного в муз.-драм. т-р. Пост. спектакли:

"Хлеб" Киршона (1933), "Разрыв сетей" Мординова (1934), "Недоросль" (1935), "Любовь Яровая" (1942), "Человек с ружь„м" (1947); "Молод„жь Марыкчана" Якутского (1948), "Братья" Ефремова (1949), "Отел-ло" (1955); "Красный шаман" Ойдунского (1960), "Товарищ Максим" Данилова (1961) и др. Реж. работы Г. отличаются глубоким знанием жизни якутского народа, выразительностью мизансцен. Он перен„с на якутскую сцену опыт русского сов. т-ра. Одновременно выступал как актер; роли - Лука ("На дне"), князь Виктор ("Кузнец Кюкюр" Сив-цева-Омоллона). Преподавала драм. студии при Якут. т-ре актерское мастерство, технику речи, худож. слово и грим. Деятельность Г. способствовала развитию якутск. т-ра, привлечению нац. драматургов, воспитанию молодых актерских кадров. Награжд„н орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Лит.: Якутский Гос. музыкально-драм. театр им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957; Протодьяконов В., Актер, режиссер, воспитатель, газ. "Социалистическая Якутия", 1961, 29.1, ј 25. М. Лифш.

ГРИГОРЬЕВ, Тимофей Григорьевич (р. 29. XII. 1908)-марийский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1959). Нар. арт. Map. ACCP (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Окончил театр. студию. С 1928-актер Т-ра им. М. Шкетана (Йошкар-Ола). Иск-во Г. характеризуется мастерством нар. речи, интонационным богатством, раскрытием нац. своеобразия персонажа. Яркий самобытный актер, Г. играл гл. обр. характерные роли в пьесах марийских драматургов.

Роли: Кулак Петр ("Пасека" Чавайна), отец Савлий, Оврем ("Эх, родители", "Остаток мути" Шкетана), Ози Кузи ("Салика" Николаева), Куганов, Ур Тоймет ("Новые песни", "Ч„рный волк" Арбана), Соловь„в ("Ксения" Волкова), охотник, Акполдо ("Асан и Кансыл" Смирнова), Городничий; Дикой, Восьмибратов ("Гроза", "Лес"), Сатин; Бессеменов ("Мещане"), Кошкин ("Любовь Яровая"), Сторожев ("Земля" Вирты), Берест ("Платон Кречет"), Иван-солдат ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Щульга ("Молодая гвардия"), Президент ("Коварство и любовь") и др. Б. Б.

ГРИГОРЬЕВ, Ф„дор Васильевич [21. II (5. III). 1890-13.VIII. 1954]-русский советский актер. Нар. арт. Тат. ACCP (1939) и РСФСР (1945). Род. в бедной крестьянской семье. Был рабочим на машиностроит. з-де. Пел в любит, хоре. С 1909 работал в т-рах провинции. Играл маленькие роли в незначит. пьесах, водевилях с пением. В 1920 поступил в Одесский ж.-д. т-р, но вскоре был мобилизован в Красную Армию и направлен в прифронтовой т-р. В 1924- 1933 работал в т-рах Николаева, Херсона, Одессы, Ростова-на-Дону, Владикавказа, Краснодара, Таганрога, Ярославля, Ташкента и др. Играл преим. комедийные и характерные роли: Фамусов ("Горе от ума"),

Расплюев ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина), Швандя ("Любовь Яровая"), Осип ("Ревизор"). В 1933-45 Г. - актер Казанского т-ра. Роли: Куро-слепов, Шмага ("Горячее сердце", "Без вины виноватые"), Астров ("Дядя Ваня"), профессор Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), генерал Горлов ("Фронт"), Забелин ("Кремл„вские куранты"). С 1946 Г.- в труппе Малого т-ра. Роли: Грознов ("Правда-хорошо, а счастье лучше"), Городничий;

Милягин ("Великая сила" Ромашова, Гос. пр. СССР, 1948), Потапов ("Московский характер" Софронова, Гос. пр. СССР, 1949), Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука) и др. Творчество Г. отличалось богатством оттенков юмора, психологич. и бытовых деталей, мягкостью сценич. манеры, тонким вкусом, простотой,

Лит.: Федор Васильевич Григорьев, М., 1949; Шатрова Е., Ф. В. Григорьев, в кн.: Ежегодник Малого театра за 1953-1954, [М.], 1956, с. 608-631. А. Кл.

ГРИГОРЯН, Грант Арамович (10. IV. 1919-27.1. 1962)-советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958) и ЯАССР (1957). В 1952 окончил Моск. консерваторию по классу проф. Е. К. Голубева. Композиторскую деятельность начал в 1949. Пров„л большую работу по собиранию и изучению якутского муз. фольклора. В 1959 в Якутске состоялась премьера оперы Г. "Лоокут и Нюргусун" (либр. С. Омолоон), в основу которой положена нар. якут. легенда, в 1962- первой якут. нац. оперетты "Цветок Севера" (либр. И. Гоголева). Композитор широко использовал якутские мелодии, разрабатывая их средствами совр. оперной драматургии. Г. принадлежит также ряд соч. в др. жанрах. С 1953 Г. работал педагогом Якутского муз.-художественного уч-ща. Л.М.

ГРЙГУЛИС, Арвид Петрович (р. 1906)-латышский советский писатель, драматург. Засл. деят. культуры Латв. ССР (1947). Чл. Коммунистич партии с 1954. Депутат Верх. Совета Латв. ССР 1947 и 1951. Окончил юридич. ф-т Латв. ун-та (1937). Лит. деятельность начал в 1927. Со 2-й пол. 40-х гг. выступает как драматург. Комедия "В какую гавань" (1945) разоблачает авантюристич. политику латыш. бурж. националистов во время войны с гитлеровцами и их крах после победы Сов. Армии. Са-тирич. комедия "Как в Гарпетэрах историю делали" (1946)- первая пьеса о латыш. деревне в послевоен. годы. Пьеса "Глина и фарфор" (1947, Т-р драмы Латв. ССР, Гос. пр. СССР, 1948) показывает борьбу народа сов. Латвии за претворение в жизнь первого по-слевоен. пятилетнего плана. Борьбе с бурж. пережитками в сознании людей посв. пьеса "Солдатская шинель" (1955). Пьесы Г. отличаются яркими са-тирич. образами, острым диалогом. Они ставились в Т-ре драмы Латв. ССР и др. театрах республики. Соч.: Dzejoli. Stasti, Lugas, Riga, 1956.

Лит.: Очерк истории латышской литературы, Рига, 1957, с. 326-330. А. В.

ГРИЗАР (Grisar), Альбер (26. XII. 1808-15. VI. 4869)- бельгийский композитор. Музыке обучался у А. Рейха в Париже (1830) и Д. Меркадантев Неаполе (с 1840). Первая опера Г. "Невозможный брак" (1833, т-р "Де ла Монне", Брюссель) была отмечена гос. стипендией, позволившей композитору завершить муз. образование в Париже. В парижских т-рах были пост. оперы Г. "Capa" (1836, "Опера комик"), "Леди Мелвил" (1838, т-р "Ренессанс") и "Кораблекрушение" (1839, там же), написанные совм. с Ф. Флотовым; "Переодевания" (1839, "Опера комик") и др. В конце 40-60-х гг. Г. создал свои лучшие оперы "Жиль-соблазнитель" (1848, "Опера комик"), "Свинопасы" (1850, там же). Произведения Г. отличаются мелодич. л„гкостью и ясностью, пользовались популярностью.

Др. оперы: "Добрый вечер, господин Панталон" (1851, "Опера комик"), "Звонарь из Брюгге" (1852, там же), "Любовные приключения дьявола" (1853, "Т-р лирик"), "Собака садовника" (1855, "Опера комик"), "Чудесная кошка" (1862, там же), "Двенадцать девственниц" (1865, "Буфф-Паризьен") и др.

'Лит.: Р о u g i n A., Albert Grisar, etude artistique, P., 1870. Вл. О.

ГРЙЗИ (Grisi), Джудитта (28. VII. 1805, Милан,- 1. V. 1840, Робекко, близ Кремоны) - итальянская артистка оперы (меццо-сопрано). Пению обучалась в Миланской консерватории у А. Миноя и Д. Бандерали. Дебютировала на оперной сцене в Вене в 1826, затем с успехом выступала во мн. итал. оперных т-рах (в Парме, Флоренции, Турине, Лукке, Триесте, Милане - "Ла Скала", 1830, и др.). С 1832 дела в Париже, гастролировала в Лондоне, Мадриде, Петербурге и др. городах. Г. пользовалась славой выдающейся певицы, голос е„ отличался л„гкостью и чистотой, красотой тембра во всех регистрах, она вдохновенно исполняла гл. партии в операх Беллини, к-рый написал для не„ партию Ромео ("Монтекки и Капулетти"). Лучшие партии Г.: Норма (о. п. Беллини), Фальеро, Мария, Эмилия, Золушка, Семирамида ("Бианка и Фальеро", "Моисей", "Отел-ло", "Золушка", "Семирамида" Россини), Анна Болейн (о. п. Доницетти), Франческа ("Франческа да Римини" Дженерали), Роемо нда (о. п. Коччи).

Лит.: К о li u t А., Die Gesangkoniginnen der letzten drei Jahr-hunderten, [В.], 190G;

M o n a I d i G., Cantanti celebri, Roma, 1928; D a v i d s o n G., Opera biographies, L., 1955. Ce. Г.

ГРЙЗИ (Crisi), Джулия (28. VII. 1811, Милан, - 29. Xl. 1869, Берлин-итальянская артистка оперы (сопрано). Сестра Джудитты Гризи. Пению обучалась в Болонье у Д. Джакомелли и в Милане у Дж. Паста и М. Марлиани. Дебютировала на оперной сцене в Болонье в 1829, затем гастролировала во мн. итал. оперных т-рах (Флоренция - "Пергола", Милан - "Ла Скала" и др.). Выступив в Париже в 1832, Г. вскоре завоевала ев-роп. известность. В 1834-61 была примадонной оперных т-ров в Париже и Лондоне, одновременно гастролировала. В 1850-52 выступала в Петербурге. Г. считалась одной из самых выдающихся певиц 1-й пол. 19 в. Огромный диапазон, богатство тембра и сила голоса позволяли ей исполнять самые разнообразные партии - меццо-сопрановые и контральтовые, гл. обр. в итал. и франц. операх. Беллини специально для Г. написал партию Джульетты в опере "Монтекки и Капулетти" и партию Эльвиры в опере "Пуритане".

Партии: Эмма, Нинетта, Семирамида, Дорлиска, Зо-риада ("Зельмира", "Сорока-воровка", "Семирамида", "Тор-вальдо и Дорлиска", "Рикардо и Зориада" Россини), Каролина ("Тайный брак" Чимароза), Сюзанна, Донна Анна ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), принцесса Сесилия, Маргарита ("Роберт-дьявол", "Гугеноты" Мейербера), Леонора, Джизельда ("Трубадур", "Ломбардцы" Верди) и др.

Лит.: К о h u t A., Die Gesangkoniginnen der letzten drei Jahrhunderten, [В.], 1906; Артисты Итальянской оперы в Париже. Джулия Гризи, "Репертуар и Пантеон", 1842, ј 6; M o n a 1 d i G., Cantanti celebri. Roma, 1928; D a-vidson G., Opera biographies, L., 1955. Ce. Г.

ГРЙЗИ (Grisi), Карлотта [28. VI. 1819, Визинада (Италия),-20. V. 1899, Сен-Жан (около Женевы)]- итальянская артистка балета. С 8-летнего возраста обучалась танцу в Миланской консерватории. В 1833 переехала в Неаполь, где встретила танцовщика и балетмейстера Ж. Перро, оказавшего на Г. большое влияние. Вместе с ним Г. поселилась в Париже, где дебютировала в Парижской Опере (па-де-де в опере "Фаворитка" Доницетти, 1841). Г.- одна из наиболее ярких представительниц романтич. балета. Была первой исполнительницей партии Жизели (1841), либретто балета написано Готье с уч„том особенностей дарования Г., танцы пост. Перро. Репертуар Г. был разнообразен - от лирической Жизели до задорной Марки-танки (о. п. Пуни). Среди др. лучших партий Г.: Пери (о. п. Бургмюллера, 1843), Эсмеральда (о. п. Пуни, 1844), Пахита (о. п. Дель-девеза, 1846). Внешне Г. была недостаточно сценична: небольшой рост, склонность к полноте, невыразительные черты лица, но упорный труд, отработанная техника, актерское мастерство делали эти недостатки мало заметными. Танец Гризи отличался виртуозной техникой, необычайная устойчивость давала ей возможность исполнять труднейшие движения и прыжки с абсолютной л„гкостью. Образы, созданные Г., отличались непосредственностью, искренностью, л„гким юмором. В 1845 Г. танцевала в "Па-де-катр" на муз. Пуни вместе с Тальо-ни, Гран и Черрито (пост. Перро). В 1849- 1850 Г. с успехом выступала в России. Гастролировала в Лондоне, Вене, Берлине и др.

Лит.: Худеков С., История танцев, т. 3, Пг., 1915; Слонимский Ю., "Жизель", M. - Л., 1926; Les beautes de l'Opera, ou Chefs d'oeuvre lyri-ques.Illustres avec un texte exphcatif redige par Th. Gautier, J. Janin et Ph. Chasles, Р., 1845; L i f a г S.,Carlotta Grisi, Р., 1941. Harn. P.

ГРИКУРОВ, Эдуард Петрович [р. 29. III. (11. IV). 1907] - русский советский дириж„р. Народный артист РСФСР (1957). В 1921- 1927 Г. учился в Тбилисской консерватории (по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и С. В. Бар-хударяна) и одновременно работал в Рабочем т-ре в качестве пианиста, дириж„ра и композитора. В 1933 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования А. В. Гаука; в 1933-36 учился в аспирантуре. В эти годы Г. осуществил ряд пост. в Оперной студии при Ленингр. консерватории ("Кармен", "Свадьба Фигаро" и др.). С 1937 Г.-дириж„р, в 1944-56-гл. дириж„р Ленингр. Малого оперного т-ра. Здесь Г. осуществил пост. мн. опер, в т. ч. "Воевода" Чайковского (1949), "Фальстаф" (1941), "Сицилийская вечерня" (1952) Верди, "Молодая гвардия" Мейтуса (1950), "Война и мир" Прокофьева (1955) и др. В 1956-60 Г.-гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Кирова ("Кармен", 1956; "Бал-маскарад" Верди, "Мать" Хренникова, 1957, и др.). Г. привлекают крупные муз.-драматические формы и конкретно-образное программное, сюжетное содержание музыки. О. В.

ГРЙЛЬПАРЦЕР (Grillparzer), Франц (15.1.1791, Вена,- 21.1.1872, там же) - австрийский писатель, драматург, исследователь театра. Изучал право в Венском ун-те (1808-12). С 1813- чиновник, с 1832-директор архива Министерства финансов в Вене. Г. не принимал реакционного меттерниховского режима, тяготился службой и вступал в постоянные конфликты с цензурой, запрещавшей его произведения, но он отвергал и революцию. После 1848 происходит поворот Г. к консервативным позициям, а в конце жизни он примиряется с окружающей его действительностью. Политич. колебания обусловили и противоречивость творчества Г.: с одной стороны,- гуманистич. утверждение ценности жизни и любви, протест против за-хватнич. войн и преступлений, мечты о всеобщем счастье, с другой - про- поведь отречения, отказ от борьбы, индивидуализм, попытки найти выход в иллюзорной "личной свободе".

Для творчества Г. характерно разнообразие драматич. форм (трагедия рока, историч. трагедия, драма-сказка, драматич. поэма, комедия).

Первое законченное драматич. произв. Г.-"Бланка Кастильская" (1809)классицистич. драма, написанная по образцу "Дон Карлоса", на сцене не ставилась. В романтич. трагедии "Праматерь" (пост. в 1817 в т-ре "АН дер Вин" с участием артистов "Бургтеатра") Г. использует дра-матургич. при„мы, характерные для "трагедии рока" нем. романтиков. Тема господства судьбы над волей и порывами человека, ставшая впоследствии одной пз гл. тем драматурга, раскрывается здесь на романтико-фантастич. фоне (действие происходит в мрачном ср.-век. замке, насел„нном призраками и привидениями, герой пьесы- разбойник, сын благородного владельца замка и т. д.). На этом фоне драматург создавал характеры энергичных и волевых людей, пытающихся бороться с властью судьбы. Его герои - люди глубоко и сильно чувствующие. Вслед за "Праматерью" Г. пишет трагедию "Сафо" (1818, "Бургтеатр", в гл. роли С. Шредер), трилогию "Золотое руно" (1820, "Бургтеатр", 1826), трагедию "Волны моря и любви" (1831, "Бургтеатр"), в к-рых стремится уйти от мрачной совр. действительности в светлый мир солнечной Эллады. В этих пьесах Г. говорит о служении иск-ву, об отречении от человеческой любви во имя творчества ("Сафо"), показывает пагубную силу власти золота, разрушающую истинные чувства и ведущую человека к гибели ("Золотое руно"), утверждает победу любви над религией и аскетизмом ("Волны моря и любви"). Романтические тенденции сочетаются в его трагедиях, написанных на античные сюжеты, с устремл„нностью к реализму и психологическими мотивировками поступков, развитием характеров. В историч. трагедии "Счастье и гибель короля Оттокара" (1825, "Бургтеатр", с участием Аншюца и С. Шредер)- о борьбе Рудольфа Габсбургского с богемским корол„м Оттокаром, автор осуждал честолюбца и узурпатора Оттокара (придавая ему черты Наполеона), ведущего несправедливую, завоевательную войну. В трагедии из истории Венгрии 13 в. "Верный слуга своего господина" (1828) Г. возвеличивал графа Банк-бана, к-рый защищал монархию от восставшего народа и для к-рого долг по отношению к королю выше личного счастья. Обе трагедии были запрещены из-за аналогии с совр. событиями. Отвергая политику всесильного правителя, Г. приходит к отрицанию всякой политич. деятельности. В трагедии "Сон есть жизнь" ("Бургтеатр", 1834) Г. показывает, что безграничное честолюбие влеч„т человека на путь преступления и зла. В историч. трагедии "Вражда братьев в Габсбургском доме" (1850) Г. противопоставляет узурпатору Максимилиану "слабого" короля Рудольфа II, предпочитающего политич. борьбе созерцательность и душевный покой. В историч. трагедии "Еврейка из Толедо" (1855, "Бургтеатр", 1873) Г. показывает короля, отрекающегося от любви во имя формального долга перед государством. Драматич. поэма "Либуша" ("Бургтеатр", 1874) воплощает утопич. идею о совершенном общественном порядке, полученном мирным пут„м, благодаря справедливому правителю. Г. отда„тся идеалистич. мечтам о всеобщем счастье, хотя и не видит реальных путей к их осуществлению. В1837 Г. написал историч. комедию "Горе тому, кто лж„т". После провала комедии в "Бургтеатре" в 1838 Г. отказался печататьи не разрешал ставить на сцене свои произв. Последующие драмы Г. были опубликованы лишь после его смерти.

В "Бургтеатре" основными постановщиками пьес Г. были П. Шрейфогель и Г. Лаубе. Пьесы Г. ставились во мн. странах мира, в т. ч. и в России. M. H. Ермолова играла в 1891-92 в Малом т-ре Сафо (о. п.); В. Ф. Ко-миссаржевская в 1909 в сво„м т-ре играла Берту ("Праматерь"). Пьесы Г. сохраняются в репертуаре т-ров и в наст. время. Г. был автором лирич. стихов и новелл, его перу принадлежат исследования по истории нем., франц., греч. и итал. литературы и т-ров -"Исследование испанского театра" (1892), "Исследование греческих драматургов" (1892) и др. Он особенно глубоко изучал творчество исп. драматургов 17 в. Лопе де Вега и Кальдер она.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-38, В., 1909-45; Werke, mit einer Einfuhrung von C. Prager, Bd 1-6, Lpz., 1957; в рус. пер.-Пьесы, M.-П., 1923; Пьесы, М.-Л-, 1961.

Лит.: К a t a n n О." Wegweiser durch die Grillparzer-Literatur, Stuttg., 1921-22; Va n es e K., Grillparzer-Bibliographie, Stuttg., 1937; E h r h а г d t A., P. Grill-parzer. Sein Leben und seine Werke, 2. Aufl., Munch. 1910;

Reich E., F. Grillparzers Dramen, 4. Aufl. Dresd., 1937;

Vanese K., F. Grillparzer. Bild und Forschung, Stuttg., t941; N a d l e r J., F. Grillparzer, W., 1952; Auernhei-m er R., F. Grillparzer. Der Dichter Osterreichs, W., 1949; F u-erst N., F. Grillparzer auf der Buhne, W -Munch., 1958. Harn. B.

ГРИМ (франц. grime, от староитал. grimo - морщинистый) - иск-во изменения внешности актера, преим. его лица, с помощью гримировальных красок (т. н. грима), пластических и волосяных наклеек, парика, прич„ски и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли. Работа актера над Г. тесно связана с его работой над образом. Г. как одно из средств создания актерского образа связан в своей эволюции с развитием драматургии и борьбой эстетич. направлений в иск-ве. Характер Г. зависит от художеств. особенностей пьесы и е„ образов, от замысла актера, режиссерской концепции и стиля оформления спектакля.

История Г. восходит в своих истоках к нар. обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиц. характер нек-рых форм китайского, индийского, японского и др. т-ров Востока, связанных при сво„м возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, объясняет частичное сохранение в этих т-рах вплоть до нашего времени канонических, условных по рисунку и краскам Г. (подробнее о Г. в Китайском и Японском т-ре см. ниже). Разрисовка лица актера была близка по типу к маске и иногда заменялась ею. Однако маска условна по характеру и не отражает индивидуальных особенностей образа (в маске др.-греч. т-ра было запечатлено мимич. выражение, соответствующее общему патетич. стилю трагедии, е„ монументальным формам). Поэтому уже актеры мима играли без масок, пользуясь Г. Нар. актеры эпохи средневековья (скоморохи, жонгл„ры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений, употребляя в то же время и маски. Участники ср.-век. мистерий, моралите (15-16 вв.) пользовались как фан-тастич. масками, так и примитивно-реалистич. Г. Т-р классицизма (17-18 вв.), считавший нормой прекрасного "облагороженную природу", создавал идеализированный, обобщ„нный Г. Во 2-й пол. 18 в. делаются попытки придать Г. большую характерность, индивидуальную выразительность (Г. актеров А. Лекена, Клерон, Д. Гаррика, Ф. Ж. Тальма и др.). В 18 - нач.

19 вв. мн. рус. актеры использовали Г. как средства нац. и историч. характеристики образа (И. А. Дмитревский в роли Самозванца - "Дмитрий Самозванец" Сумарокова, А. Е. Шушерин в роли негра Ксури - "Попугай" Коцебу, В. А. Каратыгин в ролях Людовика XI - о. п. Делавиня, старца Велизария - "Велиза-рий" Шенка и др.).

Социальная и историч. тематика мелодрамы и роман-тич. драмы в рус. и зап.-европ. т-ре 30-40-х гг. 19 в. обострила интерес актеров к характерному, ярко индивидуализированному Г. Но только мощное развитие реализма в рус. т-ре 19 в., утвердившее на сцене новые критерии правдивого и прекрасного, связанные с принципами демократич. эстетики, создало основу для подлинного расцвета иск-ва Г. Пьесы Гоголя, Тургенева, Сухово-Кобылина, Островского, Салтыкова-Щедрина требовали от актера умения создать Г.-портрет, обобщающий в себе индивидуальные и социальные черты образа. Огромное количество типических, разнообразных и в то же время простых по технике исполнения Г. создал актер В. В. Самойлов в ролях:

Любима Торцова ("Бедность не порок"), Кречинского;

Ивана Грозного ("Василиса Мелентьева" Островского и "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого) и др. В творчестве М. С. Щепкина, С. В. Шумского, А. П. Ленского, В. Н. Давыдова, М. Г. Савиной, А. И. Южина, О. О. Садовской, оперных артистов Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и др. художников-реалистов Г. был строго подчин„н замыслу исполнения. Отсюда - художеств. выразительность и продуманность их Г. Стремясь сохранить естеств. живую подвижность лица, они пользовались Г. ограниченно. Значение приобретали отдельные выразит, детали Г., к-рые помогали актеру в создании психологич. характеристики персонажа. Выдающийся мастер грима А. П. Ленский дал теоретич. обоснование иск-ву Г. в своих "Заметках о мимике и гриме" (1890). "Все типы,- писал он,-наблюдаемые им [т. е. актером], составят из себя группы, и из этих групп актер пут„м обобщения и согласно художественному замыслу автора будет уже создавать внешний облик изображаемых лиц. Вот в этом-то обобщении, в этой комбинации разных деталей грима и мимики многих лиц в один художественный образ и сказывается вкус актера... Вот в этой-то изощр„нной способности наблюдать жизнь и обобщать, в этой приспособляемости и гибкости мимики и кроется, по моему мнению, тайна грима, тот философский камень, который так настойчиво и так напрасно ищут в раскрашивании лица и наведении морщин" (Ленский А. П.; Заметки о мимике и гриме, в сб. Статьи. Письма. Записки, М., 1950, с. 95). Галерею замочат, реа-листич. Г. создал Ф. И. Шаляпин (Мельник - "Русалка", Олоферн - "Юдифь" Серова, Сусанин; Борис Годунов, Досифей - "Борис Годунов" и "Хованщина", Дон Базилио; Ер„мка - "Вражья сила" Серова, Иван Грозный - "Псковитянка" и др.). Шаляпин не ограничивался однажды найденным Г. Так, напр., грим Мефистофеля претерпевал изменения вместе с углублением исполнения этой партии. Артист постепенно освобождал внешний облик Мефистофеля от мелких, малосущественных деталей, его Мефистофель становился более старым по возрасту, исполненным сатанинской злобы, бездушия, холода и нечеловеческой мощи.

Важнейшее значение Г. в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. Он уделял большое внимание поискам яркого, характерного Г., способствующего раскрытию психологии героя, совпадающего с общим стилем спектакля (напр., гримы Вершинина - "Три сестры", Аргана - "Мнимый больной", Крутицкого - "На всякого мудреца довольно простоты", Ракитина- "Месяц в деревне" Тургенева и др.). Станиславский указывал на необходимость исходить в поисках Г. из внутр. сущности образа, он считал, что Г. может помочь актеру понять до тех пор неясную ему сторону характера персонажа. В практике МХАТа иск-во Г. стало рассматриваться как один из важных компонентов режиссерского замысла спектакля. С этого времени в т-ре появляется новая по существу должность художника-грим„ра, творческого помощника режиссера и художника. В осн. спектаклях МХАТа Г. были выполнены под руководством художника-грим„ра Я", И. Гремиславского. В сов. т-ре иск-во Г. развивалось в борьбе с эстетскими и формалистич. течениями, представители к-рых то отказывались от Г. ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина и "Великодушный рогоносец" Кроммелинка - в Т-ре им. Мейерхольда), то применяли схематичные абстрактные Г. (напр., условные Г. и парики в спектакле "Лес" в Т-ре им. Мейерхольда). Нередко в поисках яркости и характерности актеры придавали Г. нек-рую гротеск-ность [гримы Ю. С. Глизер (Скобло-"Власть" Глебо-ва т-р Пролеткульта), С. Г. Бирман (Вдовствующая королева-"Эрик XIV" Стриндберга, МХАТ 2-й) и др.]. Среди мастеров Г.- С. Л. Кузнецов (грим Людовика XI-"Собор Парижской богоматери", Малый т-р, и др.).

Проблема создания образа совр. героя выдвинула новые задачи и в области Г. Характеры героев-современников выражались простыми, ч„ткими Г. Опираясь на традиции рус. реалистич. иск-ва, сов. актеры стремятся при создании внешнего облика сценич. героя подчеркнуть характерные для него типич. черты, показать его классовую и социальную сущность. Важным этапом в развитии иск-ва Г. явился спектакль МХАТа - "Бронепоезд 14-69" [гримы Пеклеванова (Н. П. Хмел„в), Вершинина (В. И. Качалов), Васьки Окорока (Н. П. Баталов) и др.]. Новаторская, подлинно реалистич. постановка МХАТом пьесы "Враги" потребовала от актеров и в области Г. глубокого синтеза социальной и жизненно-психоло-гич. правды. Г. этого спектакля отличались точностью, законченностью, выразительностью социальной и психологич. типизации образов [гримы Захара Бардина (В. И. Качалов), Николая Скро-ботова (Н. П. Хмел„в), генерала Печенегова (М. М. Тарханов) и др.].

Задача воплощения в т-ре образов выдающихся людей прошлого была связана с серьёзной работой и в области Г. В иск-во портретного Г. значит, вклад вн„с Б. В. Щукин, воссоздавший образ В. И. Ленина в пьесе "Человек с ружь„м" (и кинофильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году"). Принципы работы Щукина над портретным Г. нашли развитие в творчестве актеров, создавших образы выдающихся революционеров, полководцев, уч„ных, композиторов, писателей прошлого и советской эпохи [гримы Б. А. Смирнова (В. И. Ленин - "Кремл„вские куранты" и "Третья патетическая" Погодина, МХАТ), Н. К. Черкасова (Иван Грозный, Мичурин, Маяковский - "Великий государь" Соловь„ва, "Жизнь в цвету" Довженко, "Они знали Маяковского" Катаняна в Ленинградском театре драмы им. Пушкина), В. С. Якута (Пушкин - о. п. Глебы, в Т-ре им. Ермоловой) и мн. др.].

В спектаклях 1950-х гг. острые и правдивые Г. создали В. О. Топорков (Кругосветлов - "Плоды просвещения", МХАТ), А. Н. Грибов (Непряхин -"Золотая карета" Леонова, МХАТ), М. И. Бабанова (Кей- "Украденная жизнь" Каору Моримото, Т-р им. Маяковского), Г. П. Глебов (Дятел - "Дни нашего рождения" Мележа, Белорус. т-р им. Я. Купалы), Ю.В. То-лубеев (Вожак - "Оптимистическая трагедия", Ле-нингр. т-р драмы им. Пушкина), И. В. Ильинский (Фома Опискин - "Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому, Малый т-р) и др. Сов. актеры часто меняют Г. по ходу действия пьесы в зависимости от изменения возраста героя, его переживаний и т. д. (напр.,'Л. П. Галлис в ролях Гарольда Хога - "Европейская хроника" Арбузова, Пьера Массубра-"Мольба о жизни" Дюваля, Т-р им. Ермоловой, и др.).

Большой вклад в развитие иск-ва Г. в сов. т-ре внесли грим„ры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, А. Н. Шаргалин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретич. основ иск-ва Г. занимался художник Р. Д. Раугул.

В процессе создания Г. имеет значение костюм (см. Костюм театральный), к-рый влияет на характер и на цветовое решение Г. Выразительность Г. в значит. степени зависит от освещения сцены: чем оно ярче, тем Г. делается мягче, и наоборот, слабое освещение требует более резкого Г.

Последовательность Г.: сначала лицо оформляется нек-рыми деталями костюма (шляпа, шарф и т. д.), затем наклеиваются нос и др. налепки, надевается парик или делается прич„ска из собственных волос, наклеиваются борода и усы, и только в конце производится гримировка красками. В основе иск-ва Г. лежит изучение актером структуры своего лица, его анатомии, расположения мышц, складок, выпуклостей и впадин и т. п. актер должен знать, какие изменения происходят с лицом в пожилом возрасте, а также характерные признаки и общий тон молодого лица. Кроме возрастных Г., в т-ре, особенно в последние годы, получили широкое распространение т. н. "национальные" Г., применяемые в спектаклях, посвящ„нных жизни народов стран Востока (Азии, Африки) и др. При осуществлении этих Г. необходимо учитывать форму и строение лицевой части, а также горизонтальный и вертикальный профили представителей той или иной национальности. Горизонтальный профиль определяется резкостью выступов скуловых костей, вертикальный - выступами челюсти. Существенно важными признаками в нац. Г. являются: строешлазных век, форма носа, толщина губ, цвет глаз, фЬдЕа, цвет и длина волос на голове, форма, цввдс бродьй% усов, цвет кожи. Вместе с тем в этих Г., ка*к и о(й?ных, необходимо учитывать индивидуальные' данные" персонажа: возраст, социальное положение, профессию, эпоху и др.

Важнейшим творч. источником для сов. актера и художника в определении Г. для каждой роли являются наблюдения над окружающей жизнью, изучение типич. черт внешности людей, связи их с характером и типом человека, его внутр. состоянием и пр.

Работа актера над Г. сопровождается изучением лит., историч., этнографич. и изобразит, материала, способствующего лучшему раскрытию пьесы. В период репетиц. работы актер совм. с режиссером, художником и художником-грим„ром определяет Г. в соответствии с общим замыслом спектакля и приводит свой замысел Г. в исполнение. Окончат, вариант Г. обычно фиксируется в период генеральных репетиций. В последующих спектаклях актер, обогащая свой сценич, образ новыми чертами, уточняет и Г.

Техника театрального Г. Иск-во Г. требует умения владеть техникой гримировки, умения пользоваться гримировальными красками, волосяными изделиями (парик, борода, усы), объ„мными на-лепками и наклейками. Гримировальные краски дают возможность живописными при„мами изменять лицо актера. Общий тон, тени, блики, создающие впечатление впадин и выпуклостей, штрихи, образующие на лице складки, изменяющие форму и характер глаз, бровей, губ и т. п., могут придать лицу актера совершенно иной характер. Прич„ска, парик, меняя внешность персонажа, определяют его истхэрич., социальную принадлежность (напр., пудреные парики 18 в., женские прич„ски с локонами 1 в.) и имеют значение также для определения характера персонажа.

Для сильного изменения формы лица, к-рое нельзя осуществить одними красками, применяются объ„мные налепки,и наклейки. Изменение малоподвижных частей лиЦа (гл. обр. носа) достигается с помощью налепок из клейкого цветного пластыря ( т. н. гуммоза). Для утолщения щ„к, подбородка, шеи употребляются наклейки из ваты, трикотажа, марли и крепа телесного цвета. В СССР разработан новый вид наклеек из губчатой резины - т. н. пластич. Г., к-рый применяется в тех случаях, когда требуется значит, деформация лица актера. Щад пластина резиновыми наей-ками впервые начал работать в 1930 Р. Д. Раугул. Особенно часто к пластич. Г. прибегают, при осуществлении портретных и характерных Г. Пластич. Г., в противоположность обычным театр. налепкам и наклейкам, гибок, эластичен, почти не связывает 'движений лицевых мускулов; при мимич. движениях на его поверхности образуются естеств. складки. Пористость Г. да„т возможность дышать коже. Процесс изготовления пластич. Г. включает в себя значит, количество операций: с лица актера снимается гипсовая форма-маска, т. н. негативная, с негативной маски отливается позитивная маска-модель, соответствующая форме и рельефу лица актера; с помощью пластилина на маске-модели вылепливаются те части лица, к-рые нуждаются в деформировании; маска (или часть е„) укрепляется в ме-таллич. кольцо-опоку. На "пуансон" (выпуклое изображение) ставится второе кольцо-опока, в которое заливается гипс, принимающий вогнутую форму вылепленной из пластилина детали на "пуансоне". После разъя-тия пресс-формы и удаления пластилина, в образовавшуюся пустоту заливается спец. губчатая каучуковая смесь. Формы закрываются и отпрессовываются, пресс-форма помещается в шкаф-термостат с высокой температурой, где каучук проходит процесс вулканизации и приобретает качества губчатой резины. Изготовленная таким образом пластич. наклейка прикрепляется к лицу актера спец. каучуковым клеем, е„ края, сходящие на нет, заглаживаются спец. каучуковой пастой, затем вся наклейка покрывается пластич. гримировальными красками. Пластич. наклейка при бережном с ней обращении может быть использована неоднократно.

Гримировальные краски состоят из жирной массы, приготовленной по спец. рецептам (из белого. вазелина, белого воска и пр.) и окрашенной в разные цвета минеральными красителями. Из этой массы делают наборы гримировальных карандашей или кубиков, к-рыми заполняют ячейки гримировальных ящиков. Изготовлением гримировальных красок занимаются спец. фабрики (в Советском Союзе фабрика при ВТО и др.).

Г. в театре Востока сохраняет условный характер. В китайском театре Г. появляется в эпоху Юань (1280-1368) (маска известна в Китае еще в эпоху Тан, 618-907). Более подробные сведения о Г. относятся к эпохе Мин (1368-1644). Первоначально раскрашивались лишь переносица и глазные впадины. Подобный Г. применялся для актеров, выступавших на амплуа "цзин" (злодеи, коварные предатели и пр. от-рицат. персонажи), к-рое поэтому и получило второе назв. "хуалянь" - "раскрашенное лицо". Раньше др. исполнителей начали применять Г. и актеры на амплуа "чау" (комич. герой, мелкий негодяй).

Для кит. т-ра характерен разноцветный Г. (его не применяют лишь актеры, играющие женщин, молодых уч„ных, нек-рых гражд. чиновников). актеры накладывают на лицо густые мазки ярких красок, образующих определ„нный рисунок, к-рый указывает зрителю, кем является данный персонаж пьесы, каково его происхождение, обществ, положение, характер, какая судьба его ожидает и т. п. Используются краски 12 цветов: красный (обозначает верность и честность), ж„лтый (принадлежность к имп. роду, а также одар„нность и опытность), синий (деспотичность и надменность, а также варварское происхождение), белый (коварство и свирепость), ч„рный (непреклонность и грубую силу; для ролей сановников - честность и неподкупность), фиолетовый (хладнокровие, внимательность, прямодушие), зел„ный (жестокость и свирепость), розовый (добрые чувства, верность и правдивость, употребляется исполнителями роли почтенного человека на склоне лет), золотой и серебряный (обозначает сверхъес-теств. силу, богов, духов, оборотней), серый, красно-бурый (показывает старость и слабость героя). Лица актеров обычно расписываются разными красками, для того чтобы в расцветке Г. и в его рисунке показать сложность характера данного персонажа. Для каждого персонажа устанавливается традиционный рисунок, к-рый иногда отражает и мелкие подробности, характеризующие этот персонаж. Для положит. героев характерна симметричная раскраска, а для отрицательных - асимметричная. Для комич. персонажа Чоу обязательна белая "бабочка" на переносице, к-рая захватывает иногда и глазные впадины.

В различных видах местного традиц. т-ра существуют многочисл. способы гримировки и особые рисунки. Наиболее сложен Г. в пекинской муз. драме (цзинц-зюй), где насчитывается более 700 типов раскраски лиц. В каждой труппе имеется своя книга Г., к-рая раньше являлась тайной труппы. Кроме раскраски лиц, большую роль в гримировке актера играют парики, усы, брови и борода. Их насчитывают до 40 разновидностей пяти цветов: ч„рного, белого, ж„лтого, красного и лилового.

В инд. т-ре все персонажи делятся на 5 групп: 1) Г. богов и героев. Состоит из 5 параллельных полос (выполненных рисовой пастой), идущих через вс„ лицо от уха до уха, общая раскраска лица - зел„ная, обводка глаз - зел„ная. 2) Г. отрицат. персонажей, к-рые являются врагами богов. Состоит из 5 полос рисовой пасты вокруг подбородка, рисовая паста накладывается также над верхней губой и над глазами, на носу делается крупная шишка. Общая окраска всего лица зел„ная, кроме скул, к-рые окрашены в красный цвет. 3) Г. лесных жителей, полудемонич. и подузвериных существ. Обязательна ж„сткая борода красного или белого цвета. 4) Г. демонов женского пола. Лица выкрашены в ч„рный цвет, а в рот вставлены большие белые клыки. 5) Г. отшельников, мудрецов, богинь, цариц. Состоит из белой рисовой пудры. У персонажей отшельников верхняя часть тела обсыпается полосами из пепла, они надевают длинные бороды из конопляных волокон.

В япон. т-ре наиболее характерным в технике Г. является т. н. при„м кумадори. Он заключается в нанесении различных резких линий на лицо актера, что производит эффект, органически присущий т-ру Ка-буки. Этот при„м был изобрет„н в конце 18 в. актером Итикава Дандзюро I, к-рый первым применил его, имитируя Г. китайской драмы. Г. кумадори применяется при исполнении ролей богатырей, обладающих сверхчеловеческой магич. силой, героев-воинов. В 19 в. кумадори получил широкое распространение в токийском т-ре Кабуки (было выработано 60-70 различных типов кумадори; в наст. время применяется не более 10). Линии кумадори наносятся для резкого подч„ркивания естественных линий лица. Осн. цвета - красный (обозначает страсть, справедливость, доблесть), синий (зло, волшебную силу), ч„рный. В ролях ара-гота - героев-богатырей, линии кумадори наносятся также на руки и на ноги.

Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в кн.: Александр Павлович Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Соч., т. 1, М., 1954, с. 113-125;КажданА.И., К вопросу о методике преподавания грима, в кн.: Записки Государственного Института театрального искусства им. Луначарского, М.-Л., 1940; его же, О работе актера над гримом, "Театр", 1954, ј 6; Лившиц П. Б." Сценический грим, Л.-М., 1939;Р а у г у л Р. Д., Грим, 2 изд., Л.-М., 1947. А. Каж.; Б. Р. и Л. Г. (Г. в театре Востока).

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница