Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 119)


ГРАНФЕЛЬТ (Gran fei t), Ханна (2. VI. 1884-3. XI. 1952)-финская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Хельсинки у певицы и педагога А. Ангер. С 1902 - артистка оперной труппы Фин. т-ра. В 1904-09 Г. совершенствовалась в Париже и Дрездене. В 1908-10 - солистка Придворного т-ра в Ман-гейме. В 1910-12 пела в Берлине на сцене "Курфюр-стендамм-опера". В 1913- в театре "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1915-23 - на сцене Нем. гос. оперы (Берлин), продолжая гастролировать в разных странах; одновременно выступала на сцене Финской оперы. Партии: Эльза, Елизавета ("Ло-энгрин", "Тангейзер"), Саломея (о. п. Р. Штрауса), Маргарита ("Фауст") и др.

Вместе с композитором Р. Штраусом гастролировала в Англии и США. Вела концертную деятельность, занималась педагогич. работой. Иск-во Г. отличалось высокой сценич. культурой и вок. мастерством. Г. является одной из самых ярких представительниц фин. вок. школы. А. С., С. Л.

ГРАНЦОВ, Гранцова (Grantzow), Адель (1.1.1845-7. VI. 1877) - немецкая артистка балета. Училась танцу у своего отца - балетмейстера Г. Гранцова. Первые выступления Г. состоялись в 1857 в Ганновере, в опере "Немая из Портичи" Обера (мимич. партия). Исполнение Г. отличалось высокой техникой (танец на пуантах), пластичностью, изяществом, музыкальностью. Однако недостаточная актерская одар„нность снижали сценич. выразительность создаваемых ею образов. Г. гастролировала в крупнейших городах Зап. Европы - Париже, Вене, Дрездене, Берлине и др., часто выступала в России. Первое выступление в Москве состоялось в 1865 в партии Фиаметты ("Фиаметта, или Торжество любви" Минкуса). Затем она исполнила партии: Жизели;

Метеоры (о. п. Пинто и Пуни), Царь-девицы (первая исполнительница этой партии в балете "Кон„к-Горбунок" Пуни, 1866) и др. На сцене Петерб. Большого т-ра Г. выступила в 1866 в партии Жизели. Затем исполняла здесь партии: Катарины ("Катарина - дочь разбойника"), Камарго (о. п. Минкуса) и др.

Лит.: Vi z enti ni A , Derriere la toile, Р., 1868;

J a p у G., Adele Granzov, P., 1868; Guest I." The ballet of the Sepond Empire, L-, 1953; Гранцова А., "ЕИТ", П., 1901-1902, прилож. 4, с. 27-34; Плещеев А., Наш балет. 1673-1899, СПБ, 1899. Л. Я.

ГРАНЦОВА, Адель - см. Гранцов, Адель. ГРАССИ (Grassi), Чечилия (ок. 1740-?) - итальянская артистка оперы (сопрано). Жена Иоганна Христиана Баха. Впервые выступила на оперной сцене в Венеции в 1760. Пела во мн. итал. городах. В 1766- 1767 и 1770-74-примадонна в Лондоне. Прославилась исполнением опер Глюка; была одной из первых исполнительниц партии Лариссы ("Триумф Клелии", Бо-лонья, 1763) и Эвридики ("Орфей и Эвридика", Лондон, 1771). Среди др. партий Г.- Диана ("Эндимион" И. X. Баха), Сабина ("Адриан в Сирии" Галуппи), Клеониса, Фульвия, Аристея ("Деметрий", "Эцио", "Олимпиада" Гульельми), Семирамида (о. п. Коччи). В 70-х гг. выступала в операх Йоммелли, Кафаро и др. Современники высоко ценили правдивость, естественность игры Г. и красоту е„ голоса. Л. М.

ГРАССЙНИ (Grassini), Джузеппина (8.1V.1773- 3.1.1850) - итальянская артистка оперы (контральто). Пению обучалась в Миланской консерватории.

Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1789. В 1790 дебютировала в миланском т-ре "Ла Скала". В последующие годы завоевала славу одной из лучших певиц своего времени. Выступала на оперных сценах Италии; в 1800-04 и после 1806 Г.-в Париже, в 1804-06 - в Лондоне. В 1817 вернулась в Италию. Оставила сцену в 1823. Г. исполняла гл. обр. итал. оперный репертуар, в т. ч. написанные специально для не„ партии Дидоны и Клеопатры (о. п. Паэра), Семирамиды ("Смерть Семирамиды" Назолини), Джульетты ("Ромео и Джульетта" Цингарелли), Венеры ("Пигмалион" Керубини). Пела также ведущие партии в операх Чимарозы, Гульельми, Сальери и др. композиторов. Голос Г. отличался огромным диапазоном, иногда она исполняла и партии колоратурного сопрано. Критика отмечала, что в творчестве Г. идеально сочеталось муз. и сценич. мастерство.

Лит.: P о u g i n A., Une cantatrice "amie" de Napoleon Giuseppina Grassini, Р., 1920; G a v o t у A., La Grassini... Р., 1947; Gara E., G. Grassini, "La Scala", 1952, marzo- aprile. Св. Г.

ГРАССО (Grasso), Джованни (19.XI.1873-14.Х. 1930) - итальянский актер. Род. в Катании (Сици-лия) в семье актеров-кукольников. После смерти отца нек-рое время руководил перешедшим к нему по наследству кукольным т-ром "Макиавелли". Затем исполнял (на сицилийском диалекте) роль Пасквино Та-таранкью в т. н. народных пьесах "Ч„рная маска", "Две сиротки", "Фиакр ј 13". В 1900 Г. организовал и возглавил собственную труппу, с к-рой совершил в 1901 турне по Юж. Италии. В 1902 был приглаш„н в рим. т-р "Арджентина", где исполнял роль Альфио ("Сельская честь" Верги). В 1903-08 с большим успехом выступал в крупнейших городах Италии, играя гл. роли в пьесах П. Джакометти ("Гражданская смерть"), Г. Д'Аннунцио ("Дочь Йорио"), Капуаны ("Кавалер Паданья"), к-рые переводились для Г. на сицилийский диалект. После 1908 гастролировал по Германии, Франции, Англии, России, Юж. Америке. Г. обладал неистовым темпераментом, яркой эмоциональностью, его игру положительно оценили Г. Ирвинг и А. Франс. А. В. Луначарский писал "... что же это за артист! Это настоящее чудо! Темперамент невиданный, неимоверный" ("О театре и драматургии", т. 2, 1958, с. 24). Однако отсутствие подлинной культуры приводило Г. к грубо натуралистич. при„мам. В последние годы жизни снимался в кино.

Лит.: П а п а з я н В., По театрам мира, M.- Л., 1937;

Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового времени, М.-Л., 1940. Р. J.

ГРАСЬОСО (Gracioso) - одно из актерских амплуа в испанской комедии конца 16-17 вв. Тип шутника и балагура (напр., Бенито-"Сам у себя под стражей" Кальдерона). Г. наз. также актер, исполняющий роли этого амплуа. Н. Т.

ГРАУ ДЕЛЬГАДО (Grau Delgado), Хасинто (1877- 1958) - испанский драматург. Вступив в лит-ру в период, отражавший обществ, настроения после поражения Испании в исп.-амер. войне 1898, Г. Д. критически оценивал совр. ему исп. действительность, но сохранял веру в будущее Испании, е„ народа. Г. Д. призывал т-р обратиться к традициям нар. творчества, классич. нсп. т-ру эпохи Возрождения. В большинстве своих пьес Г. Д. использовал известные сюжеты, давая им гуманистич. трактовку. В лирич. комедии "Свадьба Камачо" (совм. с А. Гуалем, 1903, т-р "Тиволи", Барселона) Г. Д. обратился к новелле из "ДЙн Кихота", в трагедии "Блудный сын" (1918, труппа Г. Мартинеса Сьерры, Мадрид) переработал библейскую легенду; в драме "Дон Хуан де Карильяна" (1913, Т-р инфанты Изабеллы, Мадрид) трактовал легенду о Дон Жуане. Трагедия "Граф Аларкос" (1917, т-р "Принсеса", Мадрид) была построена на старинном нар. романсе, а в "кукольном фарсе" "Господин Пигмалион" (1921) рассказывалось о приключениях героя греч. легенды. Пьесы Г. Д. ставились в Лат. Америке, Франции, Англии, Германии, Чехословакии. Был послом Испанской республики в Панаме, Боливии и Чили. После прихода к власти Франко остался в эмиграции и поселился в Аргентине, где опубликовал исследование "Дон Жуан во времени и пространстве" ("Don Juan en el tiempo y en el espacio", 1954). Г. активно участвовал в движении сторонников мира.

Соч.: Teatro, v. 1-6, В. Aires, 1943-48. Лит.: Giuliano W-, The lite and works of J. Grau, Ann Arbor (Mich.), 1950. 3. П.

ГРАУН (Graun), Карл Генрих (7.V.1704 - 8. Vili. 1759) - немецкий композитор и дириж„р. Основатель и руководитель одного из первых в Германии оперных т-ров, открывшегося в Берлине в 1742 пост. оперы Г. "Цезарь и Клеопатра"; был также дириж„ром т-ра. Обучался музыке в "Кр„йцшуле" в Дрездене; занимался пением. В 1725 Г.- солист (тенор), с 1727 - дириж„р оперного т-ра в Брауншвейге. В 1720-х гг. начал композиторскую деятельность. Написал оперы, ставившиеся в нем. т-рах: "Ифигенияв Авлиде" (1728), "По-лидор" (1731), "Сципион Африканский" (1732), "Зеркало верности" (1733) (все пост. в Придворном т-ре в Брауншвейге) и др. С 1735 Г. работал в Рейнсберге; с 1740- королевский капельмейстер. В Берлине Г. написал многие (ок. 30) свои оперы. Наряду с И.Гассе Г. был последователем итал. оперной школы в Германии; его оперы содержат ряд виртуозных арий, лирических эпизодов.

Оперы: "Катон в Утике" (1744), "Люций Папирий" (1745), "Демофонт" (1746), "Галантные празднества" (1747), "Цин-на" (1748), "Кориолан" (1749), "Митридат" (1750), "Бри-танник" (1751), "Орфей и Эвридика" (1752), "Семирамида" (1754), "Эцио" (1755), "Братья-враги", "Меропа" (1756) (все пост. в Придворном т-ре в Берлине) и др.

Лит.: Mayer-Reinach А., С. H. Graun als Opernkomponist, в кн.: Sammelbande der Internationalen Musikgesellschaft, I, В., 1899-1900; Schneider L., Geschichte des Berliner Opernhauses, B., 1852; S с h m i d t J., Die fruhdeutsche Oper..., Bd 1-2, Regensburg, 1933-34; P o-зенов Э. К.,Граун. Биографич. очерк, M., 1910. JJ. M.

"ГРАФ ЛЮКСЕМБУРГ" ("Der Graf von Luxemburg") - оперетта Ф. Легара, либр. А. Вильнера и Р. Бо-данцкого. Пост. 12 сент. 1909, Вена. В России пост. в 1909 в Петербурге в т-ре "Буфф" (Полонский, Зброжек-Пашков-ская, Рахманова, Северский, Рутковский, Дальский). На сов. сцене пост. 1918, Петроград, Летний т-р "Пассаж" (пост. К. Марджанова,дириж„р Варлих; Кузнецова-Бенуа, Позем-ковская, Зброжек-Пашковская, Радошанский, Ярон). 2 янв. 1923 пост. в Москве в Т-ре оперетты (нов. пост. и режиссура Грекова, худ. Соколов, балетм. Кузнецов; граф Люксембург - Бравин, князь Георгиевич - Ярон" Анжель Дидье - Светланова, Бриссар - Греков, Жульетта, - Лазарева, графиня Клементина - Легат, Палегрин-Дунаев). Нов. пост. 1960 (пост. Ярона, дириж„р Оссовский, худ. Кигель, балетм. Шаховская; князь Георгиевич - Ярон, др. исполнители-Богданов, Феона, Шмыга, Санина, Озолинь) Н.Гр.

ГРАПДЙНИ (Grazzini), Антон Франческо (1503- 1584) -итальянский поэт, новеллист, драматург. Известен также под прозвищем Ласка (Lasca). В сво„м творчестве, развивавшемся в условиях феод.-католич. реакции, Г. стремился продолжать демократич. традиции итал. Возрождения. В 1-й пол. 16 в. написал комедии: "Ревность", "Одержимая", "Ведьма", "Сивилла", "Ханжа", "Родственники", "Причуда". В предисловиях к этим пьесам высмеивал авторов "уч„ных комедий", рабски следующих античным образцам, и требовал приближения т-ра к действительности. Однако, изображая в своих пьесах события совр. ему жизни, Г. повторял сюжетные схемы и при„мы итал. "уч„ной комедии" 16 в.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Sanes i J.,La commedia, v. 1, Mil., 1911, 2 ed., [1954]. P. X.

ГРГУРОВА, Милка (14.11.1840- -25.111.1924) - сербская актриса. В 1864 начала сценич. деятельность в сербском Народном т-ре в Нови-Саде; с 1868 работала в Народном т-ре (Белград), где занимала положение ведущей актрисы. Исполняла роли: Офелия, Джульетта, Дездемона, Мария Стюарт; Жанна д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Адриенна Ле-куврер, Абигайль (о. п. и "Стакан воды" Скриба) и др. Создала глубоко трагедийные образы Матери ("Князь Ивоиз Семберии" Нушича), Мары Никшиной ("Дубровницкая трилогия" Войновича). Выступала также как писательница. М. Ник.

ГРЕБЕН (Greviu), Жак (1538-5.XI.1570) - французский поэт и драматург. Представитель т. н. уч„ной ренессансной драматургии. Написал комедии - "Мо-бертина" (1558, коллеж Бонкур), "Казначейша" (1559), "Удивл„нные" (1559), отмеченные влиянием итал. драматургии. В 1560 пост. трагедия Г. "Цезарь" (по о. п. А. Мюре; коллеж Бове), в к-рой народ заменял античный хор (трагедия лишена действия, состоит из отдельных монологов). Г.автор "Краткого рассуждения о понимании театра", в к-ром изложил свои тео-ретич. взгляды. Творчество Г. оказало влияние на последующее развитие франц. т-ра, способствовало выработке норм классицизма.

С о ч.: Brief discours pour l'intelligence de ce theatre, P., 1561; Le theatre de J. Grevin, P., 1561; Theatre complet et poesies choisies, P., 1922; в рус. пер.- П и н у с С., Французские поэты, т. 2, СП Б, 1914.

Лит.: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Л е в p о Л., Драма и трагедия во Франции, П.- М., 1919; P i n v е г t L., Jacques Grevin, P., 1899; Recatas В., L'humanisme de Jacques Grevin, medecin et poete de la Pleiade, Brux., 1953;

Le begue R., La tragedie francaise dela Renaissance, Brux., [1954]. A. Mux.

ГРЕБЦОВ, Юрий Васильевич (p. 11.VIII.1930) - русский советский артист балета. Выступал в самодеятельности. Был принят в проф. ансамбль песни и пляски. С 1950 - артист балета Новосибирского т-ра оперы и балета.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон Кихот"), Феб ("Эсмеральда"), Дезире ("Спящая красавица"), Лю Ян-чан ("Драгоценный фонарь лотоса" Чжан Сяо-ху), князь Звездич ("Маскарад" Артамонова), первый исполнитель партии Алладина ("Алладин и волшебная лампа" Савельева). Cm. M.

ГРЕГОР (Gregor), Йозеф (26.Х.1888-1960)-авст-рийский историк театра и драматург. Окончил философский ф-т Венского ун-та в 1911. Изучал театроведение в Берлине и Мюнхене. С 1918 работал в Австр. нац. библиотеке. В 20-х гг. Г.- профессор истории т-ра на семинаре Рейнхардта при Венской академии изобразит. иск-в и в Венском ун-те. Был издателем 12-томной серии "Памятники театра" (1928-30), журн. "Мировой театр" (1937-39). Многочисл. театроведч. исследованиям Г. свойствен нек-рый эмпиризм, формальный метод исследования, но они богаты фактич. материалом. Г. написал либретто для опер Р. Штрауса:

"Дафна" (1938), "День мира" (1938) и "Любовь Данаи" (1944).

Соч.: Das Wiener Barockthef ier, W., 1922; Wiener szenische Kunst, Bd 1-2, W., 1924-26; Das Theater in der Wiener Josefstadt, W., 1924; Das russische Theater, Z., [1927] (совм. с R. Fulop-Miller); Weltgeschichte des Theaters, Munch., 1933. Bd 1-2, 2. Aufl., 1944; Shakespeare, W., 1935, Munch , 1948; Masken der Erde, Munch., Г1936]; Das spanische Welttheater, W., [1937], 2. Aufl., 1943; Meister deutscher Schauspielkunst, W., 1939; Richard Strau?. Der Meister der Oper, Munch., Г1939], 3. Aufl., 1952; Kulturgeschichte der Oper, W., [1941]; Kulturgeschichte des Ballets, W., 1946;

Meister und Meisterbriefe um Hermann Bahr, W., 1947;

Geschichte des osterreichischen Theaters, W., [1948]; Geschichte der Wiener Staatsoper, W., 1950; Gerhart Hauptmann, W.. 1951; Der Schauspielfuhrer, Bd 1-6, Stuttg., 1953-57;

Die Theaterregie in der Welt unseres Jahrhunderts. Gro?e Regisseure der modernen Buhne, W., [1958].

Лит.: Hadamowsky F., [u. a.], Festschrift fur Joseph Gregor (mit Bibliographie), W., 1948. B. K.

ГРЕГОРИ (Gregory), Изабелла Августа (15.Ш.

1852-22. V. 1932) - ирландский драматург и собирательница фольклора. Вместе с поэтом У. Б. Йитсом и др. принимала участие в основании в 1899 Ирл. лит. т-ра, а в 1902 - Ирл. нац. драматич. об-ва. Приняла активное участие в организации (1904) и деятельности т-ра "Аббатства", директором к-рого была с момента его основания и для к-рого написала ок. 30 пьес в разл. жанрах. Нек-рые комедии Г. построены на фарсовых ситуациях, в них выведены простоватые ирл. крестьяне ("Распространение новостей", 1904, и др.). Комедии "Канаваны" (1906), "Освободитель" (1911) содержат элементы политич. сатиры, пьеса "Восход луны" (1907) насыщена патриотич. мотивами, идеями нац. независимости. Видя в т-ре одно из средств борьбы за возрождение ирл. нац. культуры, Г. стремилась создать нар. драму на англо-ирл. языке, используя идиомы местного кильтартанского диалекта, написала трагедии на сюжеты истории и мифологии Ирландии:

"Белая кокарда" (1905), "Кинкора" (1905), "Дервор-гилла" (1907) и др. В пьесе "Золотое яблоко" (1919) сочетаются фантастика и любовное воспроизведение нар. быта. Г. переводила на англо-ирл. язык для т-ра "Аббатства" комедии Мольера и Гольдони.

Соч.: Seven short plays, Dublin-Boston, [1909];

Irish Folk history plays, L., 1912.

Лит.: Ma lone A. E., The Irish drama, L., 1929;

The Irish theatre, ed. by L. Robinson, L., 1939. Ел. К.

ГРЕГОРИ (Gregori), Иоганн Готфрид (15. V. 1631- 16.II.1675)-один из организаторов и режиссеров первого при дверного т-ра в России (идейным вдохновителем т-ра был боярин А. Матвеев). Род. в Германии (г. Мерзе-бург). В 1658-59 был учителем лютеранской школы, с 1662-пастором и учителем при "Офицерской кирке" в Москве. В 1672 по указанию царя Алексея Михайловича Г. организовал при дворе труппу, в к-рую вошли "иноземцы", проживающие в Москве; 17 окт. 1672 была показана пьеса "Комедия об Эсфири, или Артаксерксо-во действо", написанная Г. (совм. с Л. Рингубером) и пост. под его руководством. Построенная на заимствованном из Библии сюжете, пьеса в то же время была политически актуальна, содержала злободневные нам„ки (текст драмы и комментарии к ней см. в кн. "Арта-ксерксово действо. Первая пьеса русского театра XVII века", М.-Л., 1957). Спектакль продолжался 10 часов. После этого спектакля Г. организовал спец. школу, где начал обучать актерскому иск-ву рус. юношей из мещан. Пост. со своими учениками "Комедию о Товии-младшем" (1673), "Об Иудифи" (1674). После смерти Г. и царя Алексея Михайловича (1676) т-р под влиянием реакц. духовенства прекратил свою деятельность.

Лит.: Богоявленский С., Московский театр при царях Алексее и Петре, М., 1914; Артаксерксово действо. Первая пьеса русского театра XVII в., М.-Л., 1957;

Асеев Б., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958. Ю. Д.

ГРЕЗНЙК (Gresnick), Антуан Фредерик [2 (?). III. 1755 - 16. X. 1799] - бельгийский композитор, дириж„р. Муз. образование получил в Льеже, совершенствовался в Риме и Неаполе. Завоевал известность ко-мич. операми, написанными в стиле итал. оперы-буффа:

"Капризный француз" (1779, Турин), "Умная зеленщица" (1780, Флоренция) и др. С 80-х гг. работал в Англии и Бельгии, писал оперы, к-рые были пост. в Лондоне и пользовались популярностью (оперы-сериа "Деметрий", 1783, "Александр в Индии", 1784, "Альцеста", 1786, опера-буффа "Бесстыдница", 1786). В 1787-93 Г.-дириж„р Большого т-ра в Лионе (Франция), где осуществил пост. одной из лучших своих опер "Любовь изгнанников" (1793). С 1794 Г. жил в Париже, написал ок. 15 опер, в т. ч. "Маленькие рассыльные" (1794, "Т-р друзей отечества"; пост. под назв. "Клодина", 1797, Льеж), "Мш мые нищие" (1796, "Т-р Лувуа"), "Сицилийский лес" (1799, т-р "Варьете"), "Леонид, или Спартанцы" (1799, "Гранд-Опера") и др. Г. принадлежит также ряд соч. в др. жанрах. И. Ш.

ГРЕЙ (Grey), наст. фам.-Г p у м (Groom), Берил (р. 11.VI.1927) - английская артистка балета. С 4 лет занималась классич. танцем под рук. англ. педагогов. В 1937-41 училась в школе балетной труппы театра "Сэдлерс-Уэллс". В 1941 дебютировала в этом т-ре. Первая сольная партия - Саб-рина ("Комус" Пер-селла, 1942). В том же году Г. с большим успехом исполнила партию Одет-ты-Одиллии. Иск-во Г. отличается от-точенностыо техники, музыкальностью. Партии: Фея Сирени ("Спящая красавица"). Мирта ("Жизель"), Ч„рная королева ("Шах и мат" Блисса) и др. В 1957 оставила труппу "Сэдлерс-Уэллс". Гастролировала в Юж. Америке, Юж. Африке, в СССР. Написала книгу о поездке в СССР "Красный занавес - вверх" (1958). В 1959 - солистка Королевского балета (Лондон). Соч.: Red curtain up, L., 1958. Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М.-Л., 1959; Fisher Н., Beryl Grey, "Dancers of to-day", L., 1955, .ј 8. Ham. P.

ГРЕЙН (Grein), Джэкоб Томас (11.X.1862- 25.V1.1935) - английский театральный деятель. Был театр. критиком журн. "Лайф" (1888-91), "Санди тайме" (1897-1918) и "Иллюстрейтед Лондон ньюс" (1920-35). Организовал в Лондоне "Независимый т-р" (1891-97) и Народный т-р (1923), образцом для к-рых послужил Свободный театр Антуана. Г. боролся против коммерч. иск-ва, низкопробной драматургии. Несмотря на резкую оппозицию бурж. критики, Г. ставил пьесы Ибсена, Золя, Гауптмана, Л. Толстого и др. В "Независимом т-ре" была впервые осуществлена пост. пьесы Шоу "Дома вдовца" (1892). Т-ры, созданные Г., способствовали утверждению социальной реалистич. драмы в англ. т-ре конца 19 - нач. 20 вв.

С о ч.: Dramatic criticism, v. 1-5, L., 1889, 1899-1905. Лит.: О rm e М., J. T. Grein: the story of a pioneer, [L.], 1936. A. A.

ГР‚ЙНДЖЕР (Granger), Стюарт (p. 6. V. 1913) - английский актер. Учился в частной театр. школе. В 1935 дебютировал на сцене "Репертуарного т-ра" в Халле. В 1936-38 работал в "Бирмингемском репертуарном т-ре". В 1938-49 выступал в разл. т-рах Лондона (в т. ч. в "Друри-Лейн", 1938; "Олд Вик", 1939; т-ре "Лирик", 1949). Роли: Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Чарлз ("Школа злословия" Шеридана), король Магнус, Дюнуа, Антони Андерсон ("Тележка с яблоками", "Святая Иоанна","Ученик дьявола" Шоу), Никита ("Власть тьмы"). Высокая сценич. культура в сочетании с хорошими внешними данными определили популярность Г. С 1956 жив„т в США; снимается в кино. Ф. К.

ГРЕКОВ (наст. фам.-И л ь и н), Иван Николаевич (1849-1919) - русский антрепрен„р и актер. Окончил уч-ще правоведения в Петербурге. Участвовал в любительских спектаклях. Был антрепрен„ром Новочеркасского т-ра,играл на клубных сценах Петербурга, в Общедоступном т-ре в Москве и в др. т-рах. В 1879- 1891 - актер Малого т-ра. В 1889-91 был одновременно режиссером Общества искусства и литературы. В 1888-91 преподавал в театр. уч-ще при Малом т-ре.

В 1892-94 держал антрепризу в Одессе; его труппа была одной из лучших в провинции (М. В. Аграмов, М. Т. Иванов-Козельский, В. В. Чарский, И. М. Шувалов и др.). Разорившись, служил в т-ре Корша (1895-1900), затем вновь в' Малом т-ре (1901-08). Роли: Ахов, Мамаев ("Не вс„ коту масленица", "На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Мит-рич ("Власть тьмы"), Городничий. Немирович-Данчен-ко писал о Г. как о даровитом, умном, образованном, но одностороннем актере. В последние годы жизни Г. был зав. драм. курсами филармонич. уч-ща в Москве.

Лит.: Леонидов Л. М., Прошлое и настоящее. Из воспоминаний, М., 1948; Станиславский К., Материалы. Письма. Исследования, М., 1955. А. Кл.

ГРЕКОВ, Константин Дмитриевич [15(27). X. 1879 - 28.VI.1927] - русский актер и режиссер оперетты. Сценич. деятельность начал в Новочеркас-ске. Работал в Москве в труппе А. Э. Блюменталь-Тамарина, в т-рах оперетты Киева, Одессы, Харькова, Ростова, в оперетте С. Н. Новикова в Петербурге и др. С 1910 Г.- режиссер т-ра оперетты E. В. Потоп-чиной в Москве. В 1918-22 работал в т-рах оперетты Харькова, Баку, Тбилиси, в 1922-27 - в Моск. т-ре оперетты. Г.- один из видных артистов на амплуа простаков в дореволюц. рус. оперетте. Пост. Г. не отличались оригинальностью, но будучи опытным режиссером, он умел создать занимательное, внешне красивое зрелище. Г. перев„л на рус. яз. ряд либретто венских оперетт. М. Н.

ГРЕКОВА, Софья Андреевна [р.21.11(5.III). 1879] - русская советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1954). Окончила Сиротский ин-т в Новочеркас-ске. Сценич. деятельность начала в 1913 в Новочеркасском т-ре (антреприза В. И. Бабенко). Затем работала в т-рах Воронежа, Минска, Архангельска, Саратова, Самары, Свердловска и др. С 1934 - актриса Казанского т-ра. Игре Г. присуще благородство, сдержанность, внутр. драматизм.

Роли: Лиза, Каренина ("Живой труп"), Анна Каренина;

Наталья Дмитриевна, Хл„стова ("Горе от ума"), Купавина и Мурзавецкая, Гурмыжская, Чебоксарова ("Волки и овцы", "Лес", "Бешеные деньги"), Раневская ("Вишн„вый сад"), Василиса ("На дне"), Васса Железнова; Аделаида Васильевна ("Человек с портфелем" Файко), т„тя Саша ("Так и будет" Симонова), баба Вера ("Молодая гвардия" по Фадееву), миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу). И. И.

ГРЕМИСЛАВСКИЕ - русские советские театральные грим„ры-художники. Яков Иванович (29.IV.1864-22.VII.1941) - Герой Труда, сын грим„ра Малого т-ра И. Я. Иванова, происходившего из крепостных крестьян. С 1881 служил в Малом т-ре. M a-р и я Алексеевы а-(26.1. 1870-15.1.1950) - жена Якова Ивановича, дочь капельдинера Большого т-ра. С 1888 Г. работали с К. С. Станиславским в Об-веиск-ва и лит-ры, затем (с 1898 до конца жизни) в МХАТе. По свидетельству К. С. Станиславского, "Якову Ивановичу Гремис-лавскому суждено было сыграть большую роль в театре и поставить свое искусство на ту высоту, которая заставила удивляться его работе

Европу и Америку" (Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, 1948, с. 56). Г. значительно реформировали технику грима, помогали актерам находить внешний облик персонажа, соответствующий внутр. содержанию роли и общему решению спектакля. Они были первыми грим„рами-художниками, выступавшими творч. сотрудниками режиссера и художника. Среди лучших работ Г. - гримы к пост. пьес "Горе от ума"; "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, пьес Чехова, Горького, Шекспира, виртуозный грим Анатемы-Качалова (о. п. Андреева), в сов. время: гримы к спектаклям "Бронепоезд 14-69", "Любовь Яровая", "Гроза", "Враги". Г. подготовили значит, группу грим„ров-художников, работающих в т-рах СССР.

Иван Яковлевич [13(25).П.1886-25.Ш.1954]- русский советский театральный художник. Сын Якова Ивановича. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). В 1910 окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, затем совершенствовался в Париже. С 1912 работал в 1-й Студии МХТ и одновременно в МХТ. В 1913 зачислен в МХТ художником. С 1926 Г. был зав. постановочной частью МХАТа. Оформил здесь спектакли; "Сестры Жерар" Масса (1927, совм. с В. А. Симовыми А. В. Щусевым), "М„ртвые души" (1932, совм. с В. А. Симовым и В. В. Дмитриевым), "Таланты и поклонники" (1933, совм. с Н. П. Крымовым), "Идеальный муж" Уайльда (1946), "Русский вопрос" (1947). Г. перестроил деятельность постановочной части МХАТа, вв„л новые формы работы художника и постановочной части. Преобразования, осуществл„нные Г. в этой области, способствовали перестройке постановочных частей др. т-ров.

В 1942 Г. организовал и возглавил первую в СССР сценическую экспериментальную лабораторию при МХАТе, к-рая способствовала разработке новой технологии, собиранию и обобщению опыта театров, распространению в сов. т-ре наиболее прогрессивных методов оформления спектакля. В 1943 по инициативе Г. был создан первый в СССР постановочный

-т при школе-студии им. . И. Немировича-Данчен-ко, готовящий художников-технологов сцены, зав. постановочной частью. Г. руководил этим ф-том до 1954. Преподавал также композицию на театр. отделениях Ин-та им. Сурикова и Художеств. уч-ща "Имени 1905 года". Г. - автор ряда трудов по вопросам теории и практики работы художника т-ра, технологии театральной живописи, организации работы постановочной части.

5*

Соч.: Режиссеры и художники МХАТ, "Искусство", 1938, ј 6; Организация постановочной части в театре,Л.- М., 1940; Техника театральной живописи, Л.-М., 1940" и 1952; Крепление и соединение частей декорации, М.,1947;Теа-тральный парикмахер, М., 1947*, Композиция сценического пространства в творчестве В. Симова, М., 1953; К истории постановки "Тр„х сест„р", в кн.: Ежегодник МХАТ, М., 1943; Борис Иванович Волков, М., 1958 (совместное Ф. Сыр-киной). рр 3,

ГРЕНВИЛЛ-БАРКЕР (Granville-Barker), Харли (25.XI.1877, Кенсингтон,-31.VIII.1946, Париж)- английский актер, режиссер и драматург. Начал творч. деятельность в 189I в качестве актера труппы С. Торн в Маргете. В 1892 выступил в Лондонском т-ре комедии. В 1904-07 Г.-Б. вместе с антрепрен„ром Ведренном руководил т-ром "Корт", к-рый примкнул к театр. движению "свободных т-ров", ориентировавшемуся на реалистич. социально-значит. драматургию. В духе критич. реализма написаны и собств. пьесы Г.-Б. "Замужество Анны Лит" (1902), "Наследство Войси" (1905), "Мадрас-хауз" (1910), "Опустошение" (закрытое представление - 1907, первый публичный спектакль - 1936), в к-рых сказывается влияние Ибсена. В т-ре "Корт" Г.-Б. пост. нек-рые пьесы Б. Шоу ("Кандида", "Профессия миссис Уоррен" и др.) и свои пьесы ("Погода в Хэне", "Замужество Анны Лит"). Г.-Б.- один из последователей сценич. реализма в Англии 1-й пол. 19 в. Совм. с У. Арчером Г.-Б. выдвинул проект создания постоянного репертуарного "Национального т-ра" (опубл. 1907), осуществить к-рый не удалось. Работа над пост. пьес Шекспира побудила Г.-Б. написать монументальный 5-томный труд "Предисловие к Шекспиру", содержащий критич. разбор пьес Шекспира, трудных для сценич. воплощения, и практич. указания о постановке их в условиях совр. т-ра.

Соч.: Prefaces to Shakespeare, ser.1-5, L., 1927-47-Лит.: P u г d о m С. В., Harley Granville-Barker. Man of the theatre, dramatist and scholar. Mass., 1956. A. A.

ГРЕНГОР, Гренгуар (Gringore, Gringoire), Пьер (ок. 1475- ок. 1540) - французский поэт, драматург. Руководил (совм. с Ж. Маршаном) драматизированными представлениями, торжественными шествиями и церемониями в Париже (1501-02, 1504, 1514, 1515, 1517). Был участником шутовского театр. общества Беззаботные ребята", для к-рого написал соти "Игра о Принце дураков...", сатиру "Охота на оленя из оленей", моралите "Упрямец" (две последние исполнялись на Парижском рынке в 1512), в к-рых стремился* оправдать перед народом королевскую власть в е„ распре с папой Юлием II. Г. принадлежит также исто-рич. мистерия "Житие святого Людовика...". В произв. Г. этого периода была сильна сатирич. обличит, направленность. В организации "Беззаботные ребята" Г. занцмал выборную должность "Дурацкой матери". После 1518 Г. отош„л от театр. деятельности и поступил на службу к герцогу Антуану Лотарингскому. Образ бродячего поэта Гренгуара, выведенный В. Гюго в романе "Собор Парижской богоматери", дал„к от ис-торич. прототипа.

Соч.: Oeuvres completes, ed. de Ch. d'Hericault et A. Montaiglon, P., 1858, 1877.

Лит.: Гвоздев А." Пиотровский А., История европейского театра, М.-Л., 1931, с. 567-68; Petit de Julleville L., Les comediens en France au moyen age, P., 1885, с. 160-67; Picot E., Pierre Gringore et les comediens italiens. P., 1878. A. Мое.

ГРЕНЕР (Graener), Пауль (11.1.1872-13.XI.1944)- немецкий композитор, дириж„р и педагог. Член Прусской академии иск-в (с 1922). Музыке обучался в Берлинской консерватории. В 1896-1908 Г. работал дириж„ром т-ра "Хеймаркет" в Лондоне. Композиторскую деятельность начал в 1900-х гг. Г. завоевал известность своими сценич. произв., в особенности операми "Последнее приключение Дон Жуана" (1914, Лейпциг) и "Теофано" ("Бицанц", 1918, Мюнхен), ставившимися во мн. городах Германии. Эти и др. оперы Г.приближаются по стилю к позднему романтизму, выражают переживания и поэтич. чувства героев. В муз. языке опер Г. заметно влияние Вагнера и композиторов-импрессионистов. Среди спенич. произв. Г. наибольший интерес представляет опера "Фридеман Бах" (1931, Шверин), посв. композитору И. Ф. Баху. Г. принадлежат также оперы: "Ширин и Гертруда" (1920, Дрезден), "Вознесение Ганнеле" (по пьесе Гаупт-мана, 1927, Дрезден и Бреслау), "Принц Гомбург-ский" (по трагедии Клейста, 1935, Берлин), "Шван-хильда" (1941, К„льн). В 1908-10 в„л педагогич. работу в Новой консерватории в Вене, в Лейпцигской консерватории (1920-24). Был директором консерватории Штерна в Берлине (1930-34), в 1933-41 - руководитель композиторского класса в Прусской академии иск-в. Поч„тный доктор философии Лейпциг-ского ун-та (1925).

Лит.: Graener G., Paul Graener, Lpz., [1922]. л. м.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница