Наши партнеры

Выгодно длительная аренда авто без водителя в компании РексРент.
https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 116)


ГОРЬКИЙ (до 1932 -Нижний Новгород) - город в РСФСР (942 тыс. жит. на 1959). Один из старейших театр. центров Сов. Союза. Первая труппа была организована в Н. Новгороде в 1798 помещиком кн. Н. Г. Шаховским из крепостных крестьян. В отличие от мн. крепостных т-ров, предназначавшихся для домашнего развлечения, этот т-р был создан как публичный, доходный т-р для обслуживания в осн. широкого городского зрителя. актеры обучались и играли ранее в домовом т-ре помещика в Москве и в его имении в Нижегородской губ. Репертуар (так же как и в столичных т-рах) состоял из трагедий, драм и комедий рус. авторов, а также пьес Шекспира, Шиллера, Кальдерона, Коцебу, опер (в т. ч. "Волшебная флейта" Моцарта). В 1811 было построено спец. здание (ок. 300 мест), к-рое просуществовало до 1853 (сгорело). Новое, также небольшое и неблагоустроенное, здание было отстроено в 1856. В н„м т-р играл до 1896. Среди первых артистов т-ра - И. Залесский, выступавший в трагедиях и драмах, и Я. Завидов - драм. актер, певец, музыкант, композитор, балетмейстер. После смерти кн. Шаховского (1824) т-р переходил во владение сменявших друг друга антрепрен„ров. В 1838-39 антреприза перешла к актеру В. И. Живокини, к-рый усилил состав труппы, улучшил декорации и костюмы и т. п. Во 2-й и 3-й четвертях 19 в. в труппу т-ра входили актеры: А. А. Вышеславцева (из крепостных крестьян Шаховского), М. С. Мочалова-Франциева и В. С. Мочалов (сестра и брат знаменитого трагика П. С. Мочалова), Н. К. Милославский, Н. X. Рыбаков, Е. П. Пиунова-Шмитгоф и др. Т-р был тесно связан с передовой интеллигенцией города. В 1857-58 в жизни т-ра принимал участие поэт Т. Г. Шевченко,проживавший в это время в Н. Новгороде, отразивший жизнь т-ра в своих дневниках и письмах этого периода. В 1857 на сцене Нижегородского т-ра выступил М.С.Щепкин (приехавший навестить Шевченко), сыгравший здесь роли Городничего, Любима Торцова; Матроса и Чупруна (в водевилях "Матрос" Соважа иДелурьеи "Московский чаровник" Котляревского).

Крупным событием в жизни т-ра явились гастроли артиста Александрийского т-ра А. Е.Мартынова, а также гастроли негритянского трагика А. Олдриджа (1862, исполнял роли Отелло, Лира и Макбета). В Нижегородском т-ре начала свою артистич. деятельность Л. П. Никулина-Косицкая (впоследствии,в период своей творческой зрелости, она выступила в Н. Новгороде в роли Катерины). На нижегородской сцене еще реб„нком впервые появилась П. А. Стрепетова. В 1866- 1868 здесь работал А. П. Ленский. В последней четверти 19- нач. 20 вв. в состав труппы входили: В. П. Д ал-матов, Н. А. Мичурин-Самойлов, П. В. Самойлов, Ф. П. Горев, М. М. Петипа, П. К. Красовский, О. В. Арди-Светлова, 3. В. Холмская, Н. Ф. Скарская и др. В Н. Новгороде неоднократно гастролировали М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, К. С. Станиславский, М. П. и О. О. Садовские, А. П. Ленский, П. А. Стрепетова, В. Н. Давыдова, К. А. Варламов, П. Н. Ор-ленев, певцы - И. В. Тартаков, Е. Я. Цветкова и др. Однако, несмотря на наличие в труппе крупных артистич. сил, гастроли выдающихся актеров, общий уровень сценич. мастерства и театр. культуры в Нижегородском т-ре вследствие деятельности антрепрен„ров-коммерсантов был невысок. Нек-рый творч. подъ„м наметился в период, когда труппу возглавляли актер и режиссер Н. И. Соболъщиков-Самарин (1893-99) и антрепрен„р К. Н. Незлобии (1900-02). Они боролись за художеств. репертуар, за серьёзную репетиционную подготовку спектаклей и артистич. ансамбль. В 1896 было сооружено новое просторное и нарядное театр. здание (арх. В. А. Шредер). В этом помещении Горьковский т-р играет и в наст. время. В 1896 - 1902 в Н. Новгороде в местной газете "Нижегородский листок" сотрудничал М. Горький, живо интересовавшийся деятельностью т-ра и освещавший крупные театр. события в ряде газетных корреспонденции и статей. В годы революц. подъ„ма 1904-05 здесь были пост. пьесы Горького "Мещане", "На дне", "Дети солнца" (спектакли эти часто заканчивались политич. демонстрациями, на одной из них выступил Я. М. Свердлов).

После Октябрьской революции роль города как театр. центра неизмеримо выросла. Было создано несколько постоянных т-ров разл. жанров. В Г. работают (1962) Государственный драматический театр имени А. М. Горького (см. Горьковский театр), Горъков-ский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, Театр комедии, Горъкдвский театр юного зрителя имени Н. К. Крупской, Театр кукол. В Г. имеются цирк, филармония, театральное уч-ще, консерватория (им. Глинки), музыкальные учебные заведения, много коллективов театральной самодеятельности (Народный театр горьковского автозавода и др.). Систематически выступают в городе театральные и филармонические коллективы страны, отдельные выдающиеся артисты.

Лит.: ГацискийА. С., Нижегородский театр. 1798- 1867, Н. Новгород, 1867; Нижегородский театр за 130 лет, Н. Новгород, 1929. А. Кл.

ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного Знамени'драматический театр имени А.М. Горького) - один-из старейших русских театров. История создания т-ра восходит к 1798, когда кн. Н. Г. Шаховской открыл в Нижнем Новгороде публичный театр [см. Горький (город)].

В 1924-45 т-ром бессменно руководил Н. И. Сс-больщиков-Самарин, с творчеством к-рого были связаны лучшие периоды деятельности т-ра и в дореволюц. период. Собрав здесь сильную труппу, Соболыциков-Самарин культивировал традиции рус. сценич. реализма, стремился создать подлинно нар. т-р. С 20-х гг. выдающееся место в репертуаре Г. т. принадлежит пьесам М. Горького. На сцене т-ра пост. все его пьесы. Ряд горьковских спектаклей т-ра считается образцовым по верности интерпретации, точности выражения мыслей великого писателя-гуманиста: "Мещане" (1927, режиссер Соболыциков-Самарин), "Последние" (1936, реж. Лермин), "Зыковы" (1937, реж. Брилль), "Варвары" (1943), "Дачники" (1946), "Егор Булычев и другие" (1951), поставленные Н. А. Покровским, "Фальшивая монета" (1958, реж. Гершт). Этапными в жизни Г. т. явились пост. пьес сов. драматургов, посв. событиям гражданской войны в России и совр. проблемам:

"Огненный мост" Ромашова (1929), "Ярость" Яновского (1929), "Выстрел" Безыменского (1930), "Страх" Афиногенова (1932), "Поэма о топоре" (1932), "Мой друг" (1934), "Аристократы" (1935), "Человек с ружь„м" (1936) Погодина, "Платон Кречет" (1935), "Гибель эскадры" (1936), "Фронт" (1942) Корнейчука, "Парень из нашего города" (1942), "Русские люди" (1942), "Нашествие" (1943), "За тех, кто в море" (1946); "Оптимистическая трагедия" (1957); "Интервенция" Славина (1957), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Сыновний бунт" по Бабаевскому (1961). Большое место в репертуаре Г. т. занимают постановки рус. и зарубежной клас-сич. драматургии: "Гамлет", "Зимняя сказка" Шекспира, "Коварство и любовь"; "Учитель танцев" Лопе де Вега, "Дама-невидимка" Кальдерона, "Дядя Ваня", "Чайка"; "Лес", "Сон на Волге", "Бешеные деньги" Островского, "Обрыв" по Гончарову, "Анна Каренина" и др. В т-ре постоянно ставятся произв. совр. зап. драматургии: "Филумена Мартурано" Де Филиппе, "Юпитер сме„тся" Кронина, "Орфей спускается в ад" Уильямса и др. Вместе с Соболыциковым-Самариным и после его смерти (1945) в Г. т. работали режиссеры Е. А. Брилль, В. П. Лермин, Н. А. Покровский. С 1956 гл. режиссер т-ра - нар. арт. РСФСР М. А. Гершт. В труппе т-ра (1962): нар. арт. РСФСР В. И. Кузнецов, нар. артисты РСФСР А. Н. Самарина, Н. А. Левкоев, В. И. Разумов, В. А. Соколовский, нар. арт. УССР А. М. Таршин, засл. артисты РСФСР Н.А. Бельская, Р. М. Вашурина, А. Н. Горян-ская, засл. арт. БССР Л. С. Дроздова, засл. артисты

РСФСР Т. П. Рождественская, Э. В. Суслова, М. А. Зинин, Б. В. Костин, В. Я. Самойлов, артисты В. Я. Дворжецкий, Я. А. Дольский, Е. Я. Новиков, Г. А. Писарев, Г. Е. Писарев, А. Н. Вейсова, Н. Ф. Самойлова, С. Ж. Петрунинаидр. Г. т. неоднократно выезжал на гастроли в Москву и Ленинград. В связи со 150-летием Г. т. был в 1949 награжд„н орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Гацисский А. С., Нижегородский театр. 1798-1867, Н.-Новгород 1867; Собольщиков-Сама-рин Н. И., Записки, Горький, 1940; Сурков Е, Горьковский, областной театр драмы, [Горький], 1937; Барсуков Н.,Волчек Ю., Великие сорок лет (Страницы из истории Горьковского ордена Трудового Красного Знамени театра драмы им. М. Горького), Горький, 1957. А. Кл.

ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА. С 1798 крепостная труппа князя Шаховского (певцы Я. Зайцев, А. Вышеславцев и др.) давала регулярные оперные спектакли. В репертуаре т-ра были оперы "Титове милосердие" Арайя, "Волшебная флейта" Моцарта, позднее"Русалка" Даргомыжского, "Аскольдова могила" Вер-стовского, "Волшебный стрелок" Вебера, балет "Дон Жуан" Глюка и др. В 1896 к открытию Всероссийской художеств.-пром. выставки в Нижнем Новгороде сооружается здание нового т-ра. В труппу т-ра, сформированную С. И. Мамонтовым, входили крупнейшие певцы того времени, в т. ч. Ф. И. Шаляпин, И. В. Тартаков, Е. Я. Цветкова. Т-р открылся оперой "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") Глинки с участием Шаляпина. С этого времени в Нижнем Новгороде ежегодно работали оперные труппы, выступали выдающиеся певцы. В сов. время (с 1935) создан стационарный оперный т-р, выстроено новое здание т-ра (на открытии исполнялась опера "Князь Игорь"). В 1937 т-ру было присвоено имя А. С. Пушкина. В т-ре ставятся лучшие произв. рус. классической ("Иван Сусанин", 1940, "Садко", 1949) и зап.-европ. музыки ("Аида", 1948, 1957; "Кармен", 1936, 1939, 1961; "Фауст", 1940), оперы сов. композиторов ("Тихий Дон", 1936, 1950; "Поднятая целина", 1939;

"Броненосец "Пот„мкин"" Чишко, 1937; "Семья Тараса" Кабалевского, 1951; "Мать" Хренникова, 1957; "Овод" Спадавеккиа, 1961). Т-р, носящий имя Пушкина, неоднократно ставил оперы и балеты по сюжетам произв. поэта: "Евгений Онегин", 1935, 1941, 1947, 1952, 1955, 1959; "Русалка", 1937, 1940, 1944, 1952, 1960; "Пиковая дама", 1938, 1947, 1960; "Борис Годунов", 1937, 1957; "Мазепа", 1938, 1949; "Дубровский", 1941; "Руслан и Людмила", 1944; "Бахчисарайский фонтан", 1937, 1949, и др. Т-р осуществил пост. опер горьковского комп. А. А. Касьянова: "Степан Разин", 1939, "Фома Гордеев", 1946, "Ермак", 1961. Ставятся балеты: "Лебединое озеро", 1936, 1951; "Коппелия", 1946; "Спящая красавица", 1953; "Щелкунчик", 1955; "Баядерка" и ' "Дон Кихот" Минкуса, 1936, 1961; "Красный цветок", 1941, 1953; "Каменный цветок", 1961; муз. комедии:

"Летучая мышь", 1950; "Холопка", 1960. В т-ре работали: реж. М. М. Валентинов, И. И. Волчек, М. А. Те-решкович, Б. А. Покровский, дириж„р И.А. Зак, солист А. А. Иванов и др. В труппе т-ра (1962): солисты оперы засл. арт. РСФСР М. Л. Чиненкова, засл. арт. Каз. ССР 3. Н. Никитина, А. А. Сакулин, А. И. Суханов, В. В. Райцев, Л. Я. Аболинь, А. М. Бурлацкий, И. Е. Мануйлов, солистки балета засл. артистки РСФСР Н. В. Золотова, Л. К. Сем„нова, Л. В. Фе-дорушко; Б. Г. Рахманин, В. М. Гуськов, Ю. А. Мягков и др. Гл. дириж„р - засл. деят. иск-в Латв. ССР Л. Ф. Худолей, реж.- засл. арт. БССР О. М. Морал„в, гл. балетм.- Л. А. Серебровская, гл. хормейстер - П. С. Скаковский, художник - заслуженный деятель искусств РСФСР А. М. Мазанов, концертмейстер - заслуженная артистка Армянской ССР С. Г. Мелик-Беглярова.

Лит.: Благовидова Н., Завидное будущее, "Театральная жизнь", 1960, ј 15, август, с. 21-22. Э. А*., А. Ив.

ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМЕНИ Н. К. КРУПСКОЙ - русский советский театр для детей. Создан в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) в 1928. С 1929 - стационарный т-р. Спектакли: "Созвездие гончих псов" Паустовского (1938), "Белеет парус одинокий" (1938) и "Сын полка" (1950) по Катаеву, "Сказка о правде" Алигер (1947), "Как закалялась сталь" (1948); "Аттестат зрелости" Гераскиной (1950), "Бронепоезд 14-69" (1957); "Город на заре" Арбузова (1958), "Именем Революции" Шатрова (1958), "В поисках радости" (1958) Розова, "Подвиг" Чеботар„ва (1961), "Недоросль" (1928, 1952), "Горе от ума" (1937); "Сказка о царе Сал-тане" по Пушкину (1937, 1947), "Разбойники" (1935, 1956), "Ромео и Джульетта" (1951), "Мещанин во дворянстве" (1953), "Слуга двух господ" (1955);

"Ворон" Гоцци (1957) и др. Большое внимание т-р уделяет произв. Горького; этапными для ТЮЗа были спектакли: "Ал„ша Пешков" (по 1-й части трилогии Горького - "Детство", 1948), "В людях" (1957), "Мещане" (1956). Для младших школьников пост. сказки ("Снежная королева", 1938, "Красная шапочка", 1939, Шварца, "Двенадцать месяцев" Маршака, 1950, и др.). В течение ряда лет в т-ре работали актеры И. А. Зеленецкая, Н. М. Тареев и др., режиссеры Е. А. Брилль (один из основателей т-ра), М. Ф. Данилевский.

В труппе т-ра (1962): засл. арт. РСФСР А. Г. Луговая, засл. арт. ЯАССР Н. Иванова, актеры В. А. Сергеева, О. И. Треймут, О. Я. Думпе, А. Е. Гаричев, Н. А. Доронин, В. И. Соловь„в, И. А. Панаев и др. Гл. режиссер т-ра (с 1948)-засл. деят. иск-в РСФСР В. Л. Витальев.

ГОРЮНОВ (наст. фам.-Б е н д е л ь), Анатолий Иосифович [4(17).XII.1902-10.VII.1951] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1946). В воспитании Г., рано лишившегося отца, большую роль сыграли братья его матери - артисты И. М. Москвин и М. М. Тарханов. В 1920 Г. поступил в Студию Вахтангова, к-рая в 1926 была преобразована в Т-р им. Вахтангова. Первая роль - Мудрец ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922). Г. обладал ярким комедийным дарованием. Жизнерадостностью, обаянием, юмором были проникнуты созданные им образы простых солдат и матросов - строителей нового общества: Молодой солдат ("Виринея" Сейфуллиной и Правдухина, 1925), Пузырь ("Разлом" Лаврен„ва, 1927), матрос Дымов ("Человек с ружь„м" Погодина, 1937), Глоба ("Русские люди", 1942). Одна из значит, работ артиста -весельчак и балагур, франц. солдат Селестен ("Интервенция" Славина, 1933). Колоритно и остро играл Г. отрицат. роли: Иван Бабичев ("Заговор чувств" Олеши, 1929), барон Нюсенжен ("Человеческая комедия" по Бальзаку, 1934), Тонких ("Дал„кое" Афиногенова, 1935), Ткаченко ("Ш„л солдат с фронта" Катаева, 1938). Др. роли: Бенедикт ("Много шума из ничего", 1936), Городничий ("Ревизор", 1939), Санчо Панса ("Дон Кихот" Булгакова, по Сервантесу, 1941), Полковник ("Мадемуазель Нитуш" Эрве, 1944), Коста Варра ("Заговор обреч„нных" Вирты; Гос. пр. СССР, 1950). Г. выступал как режиссер ("Опасный поворот" Пристли, 1940, совм. с А. И. Ремизовой). Был зав. постановочной и лит. частью, а также заместителем художеств. руководителя Т-ра им. Вахтангова. В„л педаго-гич. работу (с 1927 в уч-ще при Т-ре им. Вахтангова, с 1931 -в ГИТИСе). С 1932 Г. снимался в кино; роли- Секретарь парткома ("Партийный билет"), Карасик ("Вратарь") и др.

Лит.: Театр имени Евг. Вахтангова. Москва. 20 лет, М.. 1946; Сим он о в Р., С Вахтанговым, М., 1959. В. М.-М.

ГОРЯНОВ (Г а р я н о в, наст. фам. - Голубев), Павел Абрамович (р. 1. V. 1886)-русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1946). Член Коммунистич. партии с 1941. Окончил Киевскую муз.-театр. школу Лысенко. Сценич. деятельность начал в 1905 в г. Черкассах. Работал в Киеве, Чернигове, Краснодаре, Харькове, Днепропетровске, Самаре, Саратове и др. городах. В годы гражданской войны создал т-р ДАРТ (Дом артиста), обслуживавший красноармейские части. В 1928-60 -актер и режиссер Челябинского т-ра. Одновременно в 1935 организовал в Челябинске т-р кукол, где был директором, драматургом и гл. режиссером. В„л режиссерскую и педа-гогич. работу в театр. студиях (Краснодар, Челябинск и др.). Написал книгу воспоминаний - "актеры" (1957).

Роли: Фердинанд, Карл Моор, Хлестаков, Чацкий; герцог Рейхштадтский ("Орл„нок" Ростана), Освальд("Привиде-ния"), Ока„мов ("Машенька" Афиногенова), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва), Телятев ("Бешеные деньги") и др.

Соч.: Актеры, Челябинск, 1957. Ю.Р.

"ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ" - комедия в 5 д. А. Н. Островского. Соч. 1868.. Пост" 15 янв- 1869 в Малом т-ре, в бенефис П. М. Садовского (Курослепов-П. Садовский, Параша - Федотова, Матр„на - Акимова., Градобоев - В. Живокини, Хлынов - В. Дмитревский, Нар-кис-Д. Живокини, Гаврила - Н. Музиль, Вася Шустрый - Третьяков-Стрельский, Силан - Федотов, Барин с большими усами - Константинов, Сидоренко -Никифоров, Аристарх - Шумский). Возобновления: 1883 (Курослепов - Греков, Параша - Ермолова, Матр„на - Акимова, Градо-боев - Макшеев, Хлынов - М. П. Садовский, Наркис - К. Рыбаков), 1906 (Курослепов - К. Рыбаков, Матр„на - О. Садовская, Градобоев - Правдин, Хлынов - М. Садовский). В Александрийском т-ре- 29 янв. 1869, в бенефис Ю. Н. Линской (Матр„на - Линская, Курослепов - П. Васильев, Параша - Е. Струйская, Градобоев - В. Самойлов, Зубов, Хлынов- Бурдин, Наркис-Горбунов, Гаврила- Калугин, Вася Шустрый - Сазонов, Силан -Зубров, Барин с большими усами - Степанов, Сидоренко - В. Васильев, Аристарх - Зубов, Полтавцев). Возобновления:

1875 (Курослепов - Виноградов, Матр„на - Левкеева 1-я, Силан - Варламов), 1893 (Курослепов - Варламов, Параша - Савина, Потоцкая, Матр„на - Владимирова, Градобоев - П. Медведев, Хлынов-Сазонов, Нильский, Силан- Давыдов), 1904 (пост. Санина, худ. Янов;КурослеповВар-"тамов, Матр„на - Н. Васильева, Параша - Шувалова, Градобоев -К. Яковлев, Хлынов - Давыдов, Наркис - Аполлонский, Гаврила - Ходотов), 1914 (Матр„на - Савина).

"Г. с." ставили.: моек. Общество иск-ва и лит-ры (1897;

Курослепов - Артем, Хлынов - Лужский. Градобоев - Неволин, Параша-Васильева, Силан-Прокофьев, Аристарх- Бурджалов, Наркис - Арбатов); Т-р Корша (1893; бенефис Валентинова, исполнявшего роль Хлынова); Т-р Незлобина (1913, реж. Званцев, худ. Кустодиев).

На сов. сцене "Г. с." ставили.: 23 янв. 1926 МХАТ (реж. Станиславский, Тарханов и Судаков, худ. Крымов; Курослепов - Грибунин, Матр„на - Шевченко. Параша - Еланская, Градобоев - Тарханов, Хлынов - Москвин, Наркис- Добронравов, Гаврила - В. Орлов, Вася Шустрый -

Станицын, Силан - Хмел„в, Барин с большими усами - Ершов, Сидоренко - Грибов, . Аристарх - Н. Подгорный). Среди др. исполнителей "Г. с." на сцене МХАТа - Станицын, Блинников (Курослепов); Тихомирова, Тарасова (Параша); Яншин (Градобоев); Грибов (Хлынов); Ливанов, Жильцов (Наркис); Судаков, Вербицкий (Барин с большими усами); Грибов, Яншин, Дорохин, Истрин (Сидоренко); В. А. Попов (.Аристарх).

В 1942, во время пребывания в Новосибирске, "Г. с." пост. Ленингр. т-р им. Пушкина (реж. Кожич и Даусон, худ. Самохвалов; Курослепов - Малютин, Матр„на - Белоусова, Параша - Митрофанова, Градобоев - Скоробогатов, Хлынов - Толубеев, Наркис - Чекаевский, Гаврила - А. Борисов). "Г, с." ставили: Т-р им. Ленсовета, Москва (1935);

Т-р Красной Армии в Ростов е-на-Дону, Свердловский т-р (1936); Саратовский т-р (1937); Ярославский т-р. Магнитогорский т-р (1940); Бакинский т-р (1941); Казанский т-р (1944, реж. Дикий, худ. Осм„ркин; Курослепов - Ф. Григорьев, Градобоев - Якушенко, Хлынов - Бросевич, Матр„на - Жилина, Параша-Лисецкая); Ивановский т-р (1944, реж. Дикий, худ. Комаровский); Красноярский т-р (1946), Иркутский и Челябинский т-ры (1948); Харьковский т-р (1951); Куйбышевский т-р (1958) и др.

Издания: Первое изд. "Г. с." - "Отечественные записки", СПБ, 1869, ј 1; из последующих изд. - Островский А. Н., Полное собр. соч., под ред. М. Писарева, т. 6, СПБ, изд. "Просвещение", 1919-23; Островский А. Н., Полное собр. соч., т. 5, М., 1960.

Лит.: Тальников Д., "Горячее сердце" на сцене МХАТ, М., 1940. А. Шн.

ГОСАГИТТЕАТР - см. Государственный агитационный театр.

ГОСЕТ - Государственный еврейский театр. См. Московский еврейский театр.

ГОСКОНЦЕРТ СССР (Государственное концертное объединение СССР) -советская концертная организация, образована в 1957 в системе Министерства культуры СССР. Осн. задача Г.- проведение гастролей сов. артистов за границей и иностр. артистов в СССР, а также планирование гастрольных выступлений ведущих сов. артистов в порядке обмена между союзными республиками. Г. формирует концертные группы для поездок за границу, определяет репертуар концертов, направляет для выступлений за границу отдельных солистов, муз., хорео-графич. и театр. коллективы. Г. не имеет постоянных штатных исполнителей и привлекает к участию в концертах лучших артистов театров и концертных организаций. еГОСПОЖА МИНИСТЕРШАМ-комедия в 4 д. Б. Нушича (сатира на чиновников королевской Сербии). Соч. 1929 (на сербск. яз.), пост. в том же году в Югославском драматич. т-ре, Белград. "Г. м." стала одной из популярнейших пьес т-ров Югославии. Ставилась во мн. т-рах Европы (Будапешт, Бухарест, Вена, Париж и др.).

Первая пост. "Г. м." в СССР- 12 марта 1946. Т-р им. Моссовета (реж. Завадский, Бенкендорф, худ. А. Гончаров, комп. Бирюков; Сима Попович - Калинцев, Живка - Марецкая, Дора - Соколова, Рака - Лопаткина, Ч еда - Оленин, Нинкович - Плятт, Риста Теодорович - Алексеев, Пера - Цейц, дядя Васа - Абдулов, Каленич - Годзи, Стефанович - Левыкина, Анка - Бутова). Новая пост. в этом же т-ре - 1955.

Пьесу Нушича ставили многие сов. т-ры, среди них: Т-р комедии, Горький (1947; реж. Асеев; Живка -Даминская); т-р "Эстония", Таллин (1948; реж. Кальметт, худ. Пеек;

Живка - Мэльдре); Иркутский т-р (1948; реж. Ляшенко;

Живка - Мартен); Молдавский муз.-драматич. т-р, Кишин„в (1948; реж. В. Герлак; Живка - Т. Герлак); Челябинский т-р (1948); Новгородский т-р (1948); Чкаловский т-р (1950); Курский т-р (1953); Ульяновский т-р (1954); Обл. драматич. т-р, Брянск (1954); Куйбышевский т-р (1955); Т-р Морд. АССР (1955); Т-р им. Я. Купалы (1956; реж. Рахден-ко, худ. Малкин; Живка - Полло); Латв. т-р драмы (1956; реж. Памше, худ. Ябловский; Живка - Леяскалн); Тувинский т-р (1956); Уфимский т-р (1958) и мп. др.

Издания: Первая публикация "Г. м." на сербск. яз., 1931. Первый рус. пер. Евг. Вермонта, М., 1946;

НушичБр., Комедии, М., 1956, с. 3-16 и 243-346.

Лит.: Б о я д ж и е в Г., В. П. Марецкая. Творческий путь актрисы, М., 1954, с. 158-168. Д.. Шн.

ГОССЕК (Gossec), Франсуа Жозеф (17.1Л734, дер. Верньи, провинция Эно, ныне в Бельгии,-16.11. 1829, Пасси, близ Парижа) - французский композитор, дириж„р, музыкально-общественный деятель. По происхождению бельгиец. Крупнейший муз. деятель периода франц. бурж, революции конца 18 в. Член

Ин-та Франции (с 1795). Был. певчим в хоре кафедрального собора в Антверпене. Обучался игре на скрипке. В 1751 по приглашению Рамо приехал в Париж, работал ' капельмейстером в частных капеллах. Вскоре завоевал известность как композитор симф., оперной, церковной и камерной музыки. В 1780-е гг. горячо поддерживал оперную реформу Глюка. Был одним из директоров Академии музыки ("Гранд-Опера"). В 1784 учредил Королевскую школу пения и декламации, на основе к-рой в 1793 возник Нац. муз. ин-т (с 1795-консерватория). В годы революции Г.- дириж„р оркестра Нац. гвардии и "Композитор Республики". В 1795 - 1816 Г. - сначала инспектор, затем профессор композиции консерватории. В 1799-1804 и 1809-12-член комиссии по отбору репертуара "Гранд-Опера". Г.- родоначальник франц. симфонии, новатор в области оркестра. Прославился также как композитор массовых муз. произв., исполнявшихся на нар. революц. празднествах, б. ч. на открытом воздухе ("Народ, пробудись!", "Песня 14 июля", "Гимн на праздник Федерации" и др.). Автор св. 20 опер, в т. ч. "Рыбаки" (1766, т-р "Комеди Итальенн", Париж), "Туанон и Туанетта" (1767, там же), "Сабинус" (1773, Версаль), "Алексис и Дафна", "Филимон и Бав-кида" (обе 1775), "Сельский праздник" (1778), "Розина, или Покинутая супруга" (1786), "Дар свободе" (1792), "Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" (1793) (все пост. "Гранд-Опера", Париж). Раннее творчество Г. способствовало становлению франц. комич. оперы. В произв. эпохи революции воплощаются патриотич. идеи, революц. подъ„м нар. масс; в партитуру оперы "Дар свободе" Г. вв„л "Марсельезу". Г. принадлежат также балеты "Анетта и Любен" (1778), "Мирза" (1779), пост. "Гранд-Опера", Париж, и др., музыка к пасторали "Гилас и Сильвия" Р. де Шабана (1768, "Комеди Франсез"), к трагедиям "Электра" Д. де Рошфора (1782, Версаль) и "Аталия" Расина (1785, Фонтенбло), дополнительные номера к опере-балету "Любовь богов" Ж. Муре (1757, "Гранд-Опера") и к операм Глюка "Альцеста" (1776, там же) и "Ифиге-ния в Тавриде" (1779, там же), симфонии, оратории и др.

Соч.: Methode de chant du Conservatoire de musique, [P., 1803].

Лит.: Гершензон M., Две жизни Госсека. M., 1933;

P а д и г е А., Музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М." 1934; H e d o u i n P., Gossec, sa vie et ses ouvrages, P., 1852; D u f r a n e L., Gossec, P.- Brux., 1927; Tonnard F., Francois Joseph Gossec musicien hennuyer dela Revolution francaise, Brux., 1938; P r o d'homme J.-G., Francois-Joseph Gossec, P , 1949. Вл. О.

ГОСТЕНИНА, Елизавета Андреевна [р. 4 (17). VIII. 1904] - грузинская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1947). Чл. Комму-нистич. партии с 1948. В 1929 окончила Тифлисскую консерваторию по классу проф. Л. Михальской. В этом же году впервые выступила в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили. Г. обладает голосом большой силы, особенно звучным в верхнем регистре, высоким BOK. и сценич. мастерством.

Партии: Этери ("Абесалом и Этери" Палиашвили), Нестан ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Русудана (Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Дора ("Депутат" Тактаки-швили), Цицинатела ("Родина" Туския), Ярославна, Татьяна, Лиза; Мария ("Мазепа"), Аида, Тоска и др. Н.Э.

ГОСТИМ - см. Мейерхольда имени театр. ГОСТИНИЧНЫЕ ТЕАТРЫ - места для театральных представлений, находившиеся во внутренних дворах гостиниц Лондона (16 в.). Возникли в 6070-х гг. Продолжали существовать и после появления спец. театральных зданий. В конце двора сооружался помост, служивший сценич. площадкой. Зрители во время спектакля стояли во дворе перед помостом, сидели на галерее и у окон гостиницы. Известно пять Г. т.: "Кросс кис" ("Перекр„сток"), "Белл" ("Колокол"), "Булл" ("Бык"), "Белл Сэведж", "Боре хед" ("Кабанья голова"). В Г. т. давали представления бродячие труппы.

Лит.: Мюллер В. К., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925; Булгаков А. С., Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма, Л., 1929. А. Б.

ГОСТИНСКИЙ (Hostinsky), Отакар (2.1.1847- 19.1.1910) - чешский музыковед, музыкальный критик. Доктор философии (с 1896). Обучался в Пражском и в Мюнхенском ун-тах. С 1877 - преподаватель, с 1882-профессор кафедры эстетики Пражского ун-та. Как муз. и театр. критик активно сотрудничал в газетах и журналах; был одним из первых чеш. музыковедов, пропагандировавших вагнеровские принципы оперы. Автор ряда трудов о чешском музыкальном театре, в т. ч. "Мелодрама" (1885), "Музыка в Чехии" (1900), "Статьи о Сметане" (1901), "Фибих и мелодрама" (1901) и др.

Лит.: Nejedly Zd ., Otakar Hostinsky, [2 vyd.], Praha, 1955; H e e д л ы 3., Статьи об искусстве, Л.-М., 1960, с. 59-63. JJ. T.

ГОСТРУП, Е. К.- см. Хоструп Е. К.

ГОСТЫНЬСКАЯ (Gostynska), Анна (14.VI.1847 - 19.VII.1918) - польская актриса. Сценич. деятельность начала ок. 1873 в варшавских "садовых" т-рах. Затем играла в различных провинциальных странствующих труппах, руководила собств. труппой. С 1880 работала во Львовском т-ре. Характерная актриса, блестяще владевшая иск-вом сценич. перевоплощения, Г. успешно играла трагедийные - Книр-тье ("Гибель "Надежды"" Хейерманса), Вдова ("Балладина" Словацкого), и комедий-но-сатирич. роли -

Добруйская и Йовяльская ("Девичьи обеты", "Йовяль-ский" Фредро), Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской) и др.

Лит.: Gr z ymaia-Siedlecki A., Swiat aktorski moich czasow, Warsz., 1957, c. 120-130; Pepiowski S." Sily sceny lwowskiej. Lwow, 1887, s. 14.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВОЗНАНИЯ (ГАИС) - научно-исследовательское учреждение. Организовано в Москве в 1931 на основе ГАХН (см. Государственная академия художественных наук) и искусствоведч. секторов РАН ИОН (Российская ассоциация научно-исследовательских институтов обществ. наук). В 1933 ГАИС была переведена в Ленинград, слившись со своим ленингр. отделением (ЛОГАИС), бывшим Гос. ин-том истории иск-в (см. Ленинградский институт истории искусств). Г. а. и. имела 5 секций - литературоведения, театроведения, киноведения, изобразит, иск-в и музыковедения. В театроведч. секцию, возглавляемую проф. А. А. Гвоздевым, входили С. С. Микульский, А. И. Пиотровский, В. Н. Всеволоде кий-Гврнгросс, К. Н. Державин, И. И. Соллертинский, Н. П. Извеков и др. Академией был выпущен ряд трудов - "Творчество Шекспира" А. А. Смирнова (1934), "История советского театра", т. 1 (1933); "Ревизор на сцене" С. С. Данилова (1934), "Большой драматический театр" (1935); "Архитектура сцены" Извекова (1935) и др. В 1936 Г. а. и. была реорганизована в Ле-нннгр. гос. научно-исследоват. ин-т искусствознания. С 1937 назывался Гос. муз. научно-исследоват. ин-т, с 1939 - Гос. научно-исследоват. ин-т театра и музыки (см. Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии).

Лит.: Государственный научно-исследовательский институт театра и МУЗЫКИ, Л.-М., 1947.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК (ГАХН) - научно-исследовательское учреждение, существовавшее в Москве в 1921-31. Президент ГАХН - П. С. Коган. Наряду с секциями и отделами по др. видам иск-ва (лит-ра, музыка, изобразит. иск-во) в ГАХН имелась театр. секция, организованная на базе Гос. ин-та театроведения (существовал с 1 окт. 1921 по 1 янв. 1922). Секция занималась изучением и разработкой истории, теории и творч. практики рус. и зарубежного т-ров. В е„ деятельности принимали участие А. А. Бахрушин, Н. Л. Бродский, Н. Д. Волков, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, А. А. Гвоздев, Л. Я. Гуревич, А. К. Дживелегов, Н. П. Кашин, П. А. Марков, А. П. Петровский, С. А. Поляков, В. Г.. Сахновский, В. А. Филиппов, Н. Е. Эфрос и мн. др. театр. секция участвовала в организации выставок: "Московские театры Октябрьского десятилетия" (1928), "Искусство народов СССР" (1927), готовило к изданию труды (сб. "Творчество А. Н. Островского", М.-Л., 1923, и др.). При Театр. секции ГАХН были: театр. мастерская под рук. В. Г. Сахновского, изучавшая законы актерского творчества и занимавшаяся реконструкцией спектаклей прошлых врем„н; лаборатория сценич. воспроизведения лит.-сценич. текста под рук. А. Я. Закушняка. ГАХН имела свой печатный орган-жури. "Искусство".

В 1931 ГАХН преобразована в Гос. академию искусствознания.

Лит.: Государственная Академия Художественных наук (Историч. очерк), М., 1925; Государственная Академия Художественных наук. Отч„т 1921-1925, М., 1926. А. Шн.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА В БЕРЛИНЕ - см.

Немецкая государственная опера в Берлине.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГИТАЦИОННЫЙ ТЕАТР-РУССКИЙ советский театр. Создан в Ленинграде в 1924 на базе Центральной агитстудии ленинградского Губполитпросвета, возникшей из самодеятельных театральных организаций. Отрицая старую театр. культуру, деятели Агиттеатра создавали новые жанры - пьесу-инсценировку, литмонтаж, живую газету, политфарс. Большое место в репертуаре т-ра занимали пост., откликающиеся на важнейшие события обществ.-политич. жизни страны,- "Конституция СССР" (1925), "К 10-летию Красной Армии" (1928), "Пятилетний план народного хозяйства" (1929) и др. Т-р осуществлял также пост. пьес сов. драматургов "Шторм" Билль-Белоцерковского (1928), "Ярость" Е. Яновского (1929) и др. Выезжая в длительные поездки по районам области, т-р участвовал в культурном обслуживании деревни. В т-ре работали режиссеры Е. Д. Головинская, Я. Н. Чаров, В. В. Шима-новский, артисты Г. А. Авлов, М. М. Марусина, Г. Н. Орлов и др. В 1933 реорганизован в Колхозно-совхозный театр им. Леноблисполкома.

Лит.: Булгаков А.С.иДапилов С. С." Государственный Агитационный театр в Ленинграде. 1918-1930, М.-Л., 1931. АН. А.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница